Культура классической Греции (стр. 1 из 3). Классическая культура древней греции
Культура классической Греции
Реферат
«Культура классической Греции»
Современный человек привык подходить ко всему со своей меркой, системой взглядов и оценок. Однако на протяжении веков и тысячелетий человеческий менталитет, то есть образ мыслей и способ восприятия мира, многократно менялся. Древний грек видел мир вокруг себя совершенно иначе, чем наш современник, живущий в Москве, Берлине или Нью-Йорке. Чтобы лучше понять искусство Древней Эллады, можно попытаться разобраться в том, как мыслили и ощущали себя люди, отделенные от нас мраком ушедших тысячелетий.
Современный западный человек, веря в продолжение жизни после смерти, надеется на блаженство за гробом. Грекам подобные надежды были чужды: они старались жить полноценной жизнью здесь и сейчас, поскольку умерев, они попадали в мрачный загробный мир, где их не ожидало ничего хорошего. Греки не знали известного каждому христианину понятия воскрешения. Эллин рождался, жил и умирал раз и навсегда. Он был выброшен в жизнь и чувствовал себя беззащитным перед судьбой, произволом завистливых, безжалостных и несправедливых богов, которым по большому счету не было дела до отдельного человека. Богов можно было временно задобрить жертвами, но они ревниво следили за людьми и в любой момент по собственному капризу могли обрушить на них свою кару. Грек не задавался вопросом о смысле жизни, он заранее знал, что она полностью бессмысленна и отдана на волю случая. Тем не менее, античный человек не боялся смерти. Всю свою жизнь он бессмысленно подвергался испытаниям судьбы, но в любой момент мог сам покончить с этим. Самоубийство отнюдь не порицалось античным обществом, что само по себе является небывалым феноменом во всемирной истории.
Для древнего грека прошлое и будущее не существовало. В его сознании все пережитое им и другими людьми немедленно улетучивалось и превращалось в миф, который находился вне времени. Если современный европеец как никто другой чувствует развитие мира вокруг себя и постоянно развивается сам, то эллину подобные чувства и мысли были неведомы. Он не развивался от чего-либо к чему-то, он был, существовал как законченная форма. Более того, греки отрицали время как фактор, влияющий на их жизнь. Об этом свидетельствует их календарь и система датировки событий, вернее, ее полное отсутствие. Счет времени по олимпиадам, кстати полностью чуждый простому народу, не испытывавшему потребности в летосчислении вообще, поражает своей наивностью на фоне календарей, созданных в Египте и Месопотамии.
Для древних греков не существовало истории в нашем понимании, они воспринимали прошлое как сказку и не заботились о достоверности сведений, дошедших из прошлого. Такое отношение распространялось и на памятники истории. В Элладе все читали Гомера, но ни у кого не возникло желание раскопать Трою. Нет никаких сведений, чтобы хоть кто-нибудь поинтересовался руинами Микен, Феста или дворцов на Крите. После того как персы сожгли Афины, при восстановлении города греки выкинули все произведения древнейшего искусства в груды мусора или использовали их для строительства.
Для античного мироощущения было чуждо понятие пространства. В древнегреческом и латинском языках просто не было такого слова. Для античного человека существовали только предметы и пустота между ними. Грек жил на плоскости Земли, омываемой со всех сторон Океаном, и Вселенная для него ограничивалась материальным небесным сводом над головой. За пределами этого свода ничего не существовало, и никто не задумывался над тем, что же могло быть дальше. От египтян и халдеев эллины знали, что земля круглая, но простой человек отказывался этому верить, поскольку его образ мышления был неспособен воспринять подобную информацию. Это объясняет странную привязанность древнего грека к своему полису, вне которого он не мыслил свое существование. Эллины знали о пути вокруг Африки, об Индии, о загадочных северных странах, но не обращали на эту информацию никакого внимания. Проживая на островах и на побережье моря, греки не стремились к покорению новых неизведанных земель. Им была чужда столь необходимая западному человеку свобода передвижения. Осторожная греческая колонизация шла по проторенным финикийцами путям. Эллины построили сотни городов на побережье Средиземного моря, но никто не попытался продвинуться в глубь материка. Греки, перебираясь из своего родного полиса в колонию, приносили на новое место привычные обычаи. Они жили вокруг привычных вещей среди своих сограждан на берегу того же моря, по которому в любой момент можно было вернуться домой. Александр Македонский, совершивший свой знаменитый поход в Азию уже на закате Эллады, постоянно сталкивался с сопротивлением греческой части своего войска, которая в конце концов заставила полководца повернуть назад, когда он уже стоял на пороге неведомой Индии.
Греку были чужды идеи равенства всех людей, столь естественные для современного человечества. Древнегреческое общество было строго разделено. «Своими» грек считал только свободных полноправных мужчин-граждан родного полиса, такие же эллины, живущие в соседнем городе, считались «чужаками», чьи намерения непонятны, а поэтому враждебны. Об общегреческом единстве вспоминали только перед лицом внешней опасности, что не мешало эллинам тысячами истреблять друг друга в междоусобных войнах. Женщины рассматривались как существа низшего сорта, они жили на особой половине дома, полностью зависели от своих мужей и даже не имели права выходить на улицу без сопровождения слуги. Рабы же, ночующие в соседнем помещении, а то и вместе с хозяевами, вообще не считались полноценными людьми, поскольку, по мысли грека, в рабство мог попасть только преступник или недочеловек. Кроме того, греческое общество было откровенно расистским. Любой не-эллин автоматически считался варваром, изначально враждебным, говорившим на непонятном языке. После победы эллинов в греко-персидских войнах все варвары стали рассматриваться как представители более низкой культуры, люди, находящиеся на низшей по сравнению с греками ступени развития, то есть недостойные того, чтобы с ними обращались как с равными.
Все вышеперечисленные особенности древнегреческого менталитета влияли на создаваемую эллинами культуру. Главной же особенностью античного искусства была его общедоступность. Ему была чужда элитарность, замкнутость, различие между глубоким и поверхностным. Столь знакомые нам понятия «непризнанный гений» и «непонятый художник» были неведомы греческому миру. Никто не писал, не рисовал и не высекал из мрамора скульптуры для узкого круга знатоков, презирающих необразованную чернь. В Древней Элладе искусство было предназначено для каждого гражданина полиса и направлено на него.
Рассматриваемый нами период развития древнегреческой культуры получил название — классический. Для Эллады V и IV века до н. э. были временем, когда греческий мир Достиг своего расцвета, за которым сразу же последовал неизбежный кризис. В эту эпоху были выработаны каноны, то есть совокупность правил, образцы, по которым должны были создаваться произведения искусства. Впоследствии эллинские каноны стали эталонами, на которых была сформирована культура Древнего Рима, а затем и всей Западной Европы.
Театр
В VIII —VII веках до н. э. во Фракии возник и оформился культ бога плодородия и виноделия Диониса (Вакха), который вскоре распространился по всей Греции. Умирающий и воскресающий Дионис стал более популярен, чем местные боги и герои, потеснив даже Аполлона — божество родовой аристократии, чей культ доселе казался незыблемым. Поклонение Дионису, олицетворявшему дикие стихийные силы природы, сопровождалось шествиями разгульных пьяных толп, одетых в козлиные шкуры (подражание сатирам) и распевавших хвалебные песни своему богу. Эти вакханалии стали прародителем невиданного ранее культурного явления — театра.
Во время дионисийских празднеств исполнялись дифирамбы — народные песни, славившие Диониса. В VI веке до н. э. живший на острове Лесбос поэт Арион внес в дифирамб определенный порядок исполнения, умерил его буйность, превратив в вид стихотворного творчества. Теперь дифирамбы исполнялись специальным хором на официальных праздниках в честь Диониса, которые несколько раз в год организовывало государство. В течение нескольких десятилетий дионисийские церемонии преобразовались в театральные представления трех видов: трагедия, сатирическая драма и комедия. Само слово «трагедия» происходит от греческих «трагос» (козел) и «одэ» (песнь), то есть песнь козлов; комедия — от «комос» (шествие в честь Диониса) и «одэ». Мы не знаем, как именно происходило возникновение этих трех жанров, так как никаких сведений об этом не сохранилось. Греческое драматическое искусство предстает перед нами уже во всей своей силе в произведениях Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана.
Главное содержание греческой трагедии — рок, который внезапно обрушивается на человека, превращая его в ничто. События происходят как бы извне и не имеют никакого отношения к психологическому развитию образов героев. Сами же герои скрыты под традиционными театральными масками, что полностью исключало возможность использовать при игре мимику — перед зрителями предстает не характер, а суть роли. Кроме маски, которая подобно шлему полностью охватывала голову, актер, одетый в длинный разрисованный хитон и плащ, носил специальную обувь на огромной, порой до 20 см высотой, пробковой подошве — котурны, которые сковывали движения, но увеличивали рост и придавали величественность его фигуре. Первоначально в постановке участвовал один актер в сопровождении хора. Затем количество актеров было увеличено, но никогда не превышало трех. В театральных постановках принимали участие только мужчины, которые играли и женские роли.
Первым известным трагиком, чьи произведения дошли до наших дней, был Эсхил. Из 90 написанных им трагедий полностью сохранилось только 7 пьес. Эсхил писал на мифологические сюжеты, исключение составляет только трагедия «Персы». Его произведения придали аттической трагедии классическую форму, ослабив ее связь с культом Диониса, что придало театру больше самостоятельности. Главным содержанием пьесы стало само драматическое действие. Хор был отведен на второй план, а для создания подлинного диалога на сцену выведен второй актер. В трагедиях Эсхила неотвратимый закон возмездия неизменно проявляется в судьбах героев, воля богов справедлива. Единственная полностью сохранившаяся трилогия Эсхила — «Орестея» (трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды»), в которой повествуется о преступлениях рода Аристидов и торжестве афинской демократии. Пьесы «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», «Молящие» также принадлежат к сокровищам мировой культуры.
Театр в Греции стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.
В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где преподавались грамота, литература, музыка и математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию.
Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера — здания, окруженного колоннами. Героический характер искусства классики ярко проявляется в скульптурных украшениях храмов, на фронтонах которых размещали высеченные из мрамора статуи, в которых мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. В Афинах в 445 — 427 гг. был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции.
Великий скульптор V века — Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Но подлинную славу ему принесла колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии 13 метров в высоту. Лицо, руки и полуобнаженное тело Зевса были сделаны из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней, плащ и сандалии — из золота.
Культура Древнего Рима (периодизация и достижения)
Первоначально Рим (осн. 21 апреля 753 г. до н. э.) существовал как разбойничье поселение. В период своего становления и процветания Рим, в отличие от Афин, не создал высокой культуры. Народ, его свобода и долг перед Римом были основными моральными ценностями. I — II вв. для Рима были эпохой наивысшего технического прогресса, строительства мостов, водопроводов (Акведук в современном Риме), грандиозных архитектурных сооружений (Римский Колизей, маяк Геркулеса в Галисии, Испания), дорог (Аппиева дорога). Однако материальный прогресс опережал духовное развитие. Тем временем в Палестине созревал монотеизм (единобожие) — единственное учение, которое осталось неизменным во времена всеобщей романизации. Христиан римляне не любили, обвиняли в убийствах детей, в том, что вызывают засуху, преследовали и казнили. Однако гонения дали противоположный эффект: возникло сострадание к жертвам, и император Константин признал христианство как равноправную с другими религию, а Феодосий в 392 г. официально запретил языческие культы, и христианство стало единственной государственной религией. В 395 г. Феодосий разделил Римскую империю между сыновьями на Западную и Восточную (Византию). В 476 г. восставшие наемники-варвары свергли его сына Ромула, правившего Западной Римской империей, что и ознаменовало её конец.
Место античности в мировой культуре
Античная (греко-римская) культура была построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Лекция 3
Тема 5. КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Византийская культура
В 658 г. до н. э. у пролива Босфор была основана колония Рима Византия, которая собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского в Черное море и вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. В 330 г. римский император Константин перенёс столицу в Византию, которую переименовал в Константинополь. Так появилась Восточная римская империя, которая позже стала называться Византией, но ее население продолжало называть себя римлянами. Основные признаки византийской культуры: постепенная замена латинского языка греческим; оригинальное мировоззрение, сложившееся под влиянием греческих и восточных философских идей; присутствие мистики (т. е. веры в существование сверхъестественных сил, с которыми связан и может общаться человек) и консервативных тенденций. Специфическую роль в процессе её формирования сыграла также славянская иммиграция. Особую роль играла православная идеология, в конце Х в. воспринятая у Византии Киевской Русью. История Византии включает борьбу с варварами (готами и гуннами), организацию отношений со славянами, иконоборчество, которое в 842 г. закончилось победой сторонников иконопочитания, и захватнические крестовые походы под предлогом освобождения святой земли (Палестины) и гроба господня от мусульман. В 1204 г. в ходе 4 крестового похода вместо обретения Святой Земли крестоносцы овладели Константинополем и поделили Византию между собой. На ее месте возникла Латинская империя, просуществовавшая до 1261 г., когда греки вернули себе Константинополь. Но в 1453 г. он был взят турками и переименован в Стамбул, а Византия навсегда прекратила существование.
studopedya.ru
ГЛАВА 16 Культура Греции классической эпохи. Древняя Греция
ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
В классическую эпоху греческая культура достигает своего наивысшего расцвета. Это было непосредственно связано с окончательным оформлением классического полиса. Центральной фигурой античной цивилизации стал новый культурно-исторический тип человека – полноправный и свободный гражданин полиса, носитель новой системы ценностей. Именно античный человек создал уникальную культуру, ставшую основой современной мировой культуры. Он создал величайшие образцы художественной и духовной культуры, отражавшей его богатый внутренний мир.
Культура эпохи классики стала итогом интеллектуального развития общества периода архаики. Была разрушена сковывавшая человека традиция, благодаря чему высвободилась огромная творческая энергия, которую античный человек блестяще реализовал в создании памятников культуры, имеющих мировое значение. Эта культура отражала, как отметил Г. Гегель, ту «временную гармонию человека с природой и его политическим миром», которой он достиг в V в. до н. э. в рамках античной цивилизации. Наиболее точным выражением этой гармонии стали произведения искусства эпохи высокой классики, отличавшиеся красотой формы и ясностью содержания. В художественной и духовной культуре классической эпохи была найдена и выражена идеальная мера гармонии, ритма, эстетических и этических оценок.
Те духовные ценности, которые сложились в архаическую эпоху, привели к утверждению высокой гражданственности, основанной на гуманистических началах. В центре античной гуманистической системы ценностей стоит не бог или царь, а рядовой гражданин, у которого духовное превалирует над материальным. Центральным элементом этой системы ценностей было понятие счастья. Геродот рассказал нам о диалоге между Солоном и царем Крёзом. На свой вопрос: «Кто самый счастливый человек на свете?» утопавший в богатстве царь надеялся услышать собственное имя. Но Солон назвал самым счастливым человеком на свете рядового гражданина Телла и перечислил те простые общечеловеческие ценности, которые для обычного человека оказались дороже царских сокровищ. Телл был счастлив потому, что был свободен, зажиточен, имел славную семью, прекрасных сыновей, дожил до того времени, когда смог увидеть внуков, и погиб со славой, защищая родной полис. Фразой «Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто жизнь закончил благополучно» Солон подчеркнул принципиальное отличие античной, гуманистической системы ценностей от древневосточной, «варварской».
Смыслом жизни и высшей добродетелью объявляется любовь к доброй славе. Она воспринимается как высшая награда за безупречное и жертвенное служение гражданскому коллективу, за совершенный ради родного полиса подвиг. Обретенная слава определяла место героя среди сограждан, создавала атмосферу почета, уважения и любви, которую не способны дать никакие материальные блага. Только слава делала имя человека бессмертным, что порождало уникальную атмосферу оптимистического мироощущения греков, запечатленную в памятниках искусства.
Важно отметить, что в классическую эпоху в Греции были созданы условия, когда разрыв между идеальным в системе ценностей и реальным в жизни общества практически исчез. В этой духовной атмосфере памятники культуры обретали эстетически совершенную и законченную форму, становились классическими образцами. Наиболее полно и последовательно эта тенденция была выражена в афинских памятниках художественной культуры, когда во времена правления Перикла Афины превратились в культурный центр Эллады. Как передает Фукидид, Перикл высоко оценивал культурное лидерство Афин: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы». На Афины равнялись все полисы Древней Греции.