Уже, кажется, все знают о том, что античные статуи раскрашивали. Вот примеры с мюнхенской выставки и капелька с копенгагенской (причем все это результат очень серьезной научной реконструкции)
Ничего не напоминает? Вот подсказкаСтранно, что до сих пор в блоггерской и вообще медийной среде об этом пишут "все-таки греческие статуи раскрашивали", или "это не миф". Для того, чтобы больше не оставалось ни у кого вопросов, привожу примеры из Эрмитажного собрания. Уникальное, имеющее мировое значение собрание Танагрских терракот, которые были созданы чуть позже греческой классики в эпоху эллинизма, должно снять все вопросы. Также прошу обратить внимание и на другие (пусть это и керамика) примеры раскрашивания греками пластики (причем речь идет не о вазописи). Греческий мир был куда более полихромным, чем нам кажется. Даже несколько по-варварски полихромным.
Вот еще подобная подборка фотографий скульптур
sibved.livejournal.com
Цветная античность - это не миф
Еще в конце 2003-начале 2004 гг. в мюнхенской Глиптотеке прошла выставка "Bunte Götter" ("Раскрашенные боги"), где были представлены раскрашенные античные скульптуры (всего 21 штука). Раскрашивали, конечно, не сами скульптуры, а их специально изготовленные гипсовые копии, и не просто так, а по сохранившимся на оригиналах частицам пигментов. Вот только были ли эти частицы верхним слоем окраски, а не, скажем, грунтовкой?
В 2006 году выставка побывала в Турции, в Стамбульском археологическом музее, в 2007 - в Ватиканских музеях и т.д. Победное шествие продолжится и в 2009-м.
А вот и один из авторов - Vinzenz Brinkmann.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Воин из Риаче А (бронзовая статуя второй четверти V века до н.э.)
Лев из Лутрак (надгробие)(Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, ок. 550 г. до н.э.)
"Парис", "Тевкр", Афина и прочие эгинеты из храма Афины Афайи на о. Эгина (Глиптотека, Мюнхен, ок. 500 г. до н.э.)
Кора Пеплофора ("носящая пеплос") (Музей Акрополя, Афины, ок. 530 г. до н.э.)
Фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах (525 г. до н.э.)
Надгробная стела Аристиона (мастер Аристокл, Национальный музей, Афины, около 510 г. до н.э.)
Тесей и Антиопа из храма Аполлона в Эретрии (о. Эвбея)(музей Халкиса, Эвбея, Греция, кон. VI в. до н.э.)
Афина Лемния Фидия (V в. до н.э.)
Если не ошибаюсь, за "оригинал" взяли реконструкцию Адольфа Фуртвёнглера из Дрезденского музея. Она была сделана по сохранившимся двум головам и двум торсам, античным описаниям и изображению на гемме
Торс в панцире (# 599)(Музей Акрополя, Афины, ок. 470 г. до н.э.)
Stele of Paramythion(Глиптотека, Мюнхен, 380-370 гг. до н.э.)
Саркофаг Александра Македонского(Стамбульский археологический музей, Турция, ок. 320 г. до н.э.)
Аттический надгробный лекиф
Бронзовый бюст эфеба в диадеме(Глиптотека, Мюнхен, римская копия греческого оригинала 5 в. до н.э.)
Аполлон Кассельский (римская копия с греческого оригинала, возможно, авторства Фидия или Мирона (470-450 гг. до н.э.)
ДРЕВНИЙ РИМ
Август из Прима-Порта (Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Рим, посл. четв. I в. до н.э.)
Диана из Помпей (Неапольский археологический музей). Римская копия с греческого оригинала
Также на выставке представили и некоторые материалы, из которых делали античные краски.
На мой непросвещенный взгляд, античные мастера не стали бы использовать такие кричащие насыщенные цвета, я могу, пожалуй, смириться с Калигулой, больше всего же ужасают стела Аристиона и сине-желтый лутракский лев. Такая раскраска могла бы подойти известняку, а не мрамору. Хотя для эгинетов такая яркость может быть обусловлена местоположением... Но если вспомнить, что греки использовали минеральные, а не синтетические краски, и предпочитали энкаустику, то яркость вновь кажется странной. С удовольствием выслушаю все точки зрения. 8)
Продолжение темы - Раскрашенная Гегесо.
ulli-u.livejournal.com
Парфенон должен быть раскрашен? - Иногда я думаю
В посвященных Парфенону залах Британского музея, можно получить массу интересных и полезных сведений о том, как создавались украшающие его античные шедевры, и, в том числе о том, как было раскрашено это одной из самых знаменитых зданий мира, а не только получить эстетическое наслаждение от созерцания уникальных экспонатов.Как и многие музеи мира, Британский музей не только выставочный зал, но научный и образовательный центр, предоставляющий посетителям разнообразную информацию о выставленных объектах.Сегодня ни для кого не является тайной, что греческие скульптуры и здания не были бесцветными, но их мраморные формы были многообразно окрашены в различные яркие цвета.Как это было сделано и рассказывает богатая экспозиция залов афинского Парфенона Британского музея.Посещение Британского музея напомнило мне, как на даче в Репино в летние грустные дождливые вечера нашего детства мы с сестрой клеили модель Парфенона, пока папа читал нам "Мифы Древней Греции". Это и сейчас может сделать любой ребенок. Для этого использовали мягкий тростник, в изобилии растущий на берегах Финского залива. Сначала мы складывали сруб, из пластилина лепили статуи внутри, затем вокруг сруба ставили колонны, а на них треугольником клали крышу. Красили модель Парфенона белой краской. Треугольную дырку фронтона заклеивали белой бумагой с карандашным рисунком статуй.Папа рассказывал, что именно таким образом из деревьев эллины строили свои первые храмы, а деревья перед стенами, которые потом превратились в мраморные колонны, были нужны для поддержания над ними крыши, чтобы стены храма не портил дождь.А много лет спустя я узнала, что статуи на фронтоне, метопах и фризе были раскрашены, а Парфенон, построенный в 447—438 годах до н. э. - красочно орнаментирован с использованием яркой красной, синей и золотой красок. Вспомнила детство и ужасно расстроилась, что мы этого тогда не знали: нам так хотелось раскрасить наш греческий домик с колоннами в разные цвета, а папа, приучая нас к красоте, не разрешал! Как и многие, наш батюшка считал, что в Элладе статуи, дома и одежда людей были белыми. Ведь недаром на античные стандарты всегда ориентировались художники.Залы Парфенона Британского музея полны школьниками.А когда я в 70-х годах прошлого века занималась археологией в школьном кружке при Эрмитаже, преподаватели нам говорили о влиянии на Элладу Египта и Африки, и что, возможно, не все античные статуи были белыми или не совсем, но в 80-х годах в университете студентам философского факультета объясняли, что греки умели абстрагироваться от цвета и видеть прекрасное в совершенстве белой формы. И мы полюбили бело-мраморное "греческое чудо", как это сделал до нас Эрнест Ренан: "И тогда весь мир показался мне прибежищем варваров. Восток шокировал меня своей помпезностью, напыщенностью и лживостью".Материалы Британского музея о традициях скульптурных изображений шествий в других культурах.А, оказывается, греки абстрагировать форму от цвета не умели и белую статую считали несовершенной, потому что попросту незаконченной. Более того, возможно, эту форму они создавали, снимая слепки с живых людей, подгоняя их под канон Поликлета и раскрашивая в те цвета, которые считали яркими, подходящими и красивыми, как доказывает скульптор и ученый Найджел Констам. В наше время Мюнхенский профессор археологии Винцент Бринкман (Vinzenz Brinkmann) в течение четверти века с помощью новейших технологий занимается изучением раскраски античных статуй, это по его инициативе была организована выставка "Пестрые боги", которую упомянула в прошлом посте.Раскраска метоп Парфенона.Одним из первых о раскраске античных статуй и использовании для их украшения драгоценных металлов и материалов написал в книге "Юпитер Олимпийский" (Le Jupiter olympien, 1814) французский архитектор и искусствовед Антуан Христозом Катрмэр де Кинси (Quatremere de Quincy).Фильм о строительстве Парфенона в одном из кинозалов Британского музея.Белый цвет иногда любили римляне, да и то не всегда, и использовали не во всех скульптурных произведениях. Этот "белый римский" вопрос ученые успешно изучают сейчас, поэтому некоторые положения очень интересной книги Филиппа Жоке (Philippe Jockey) "Миф о белой Греции" относительно монохромного предпочтения римлян в свете новых открытий представляются дискуссионными.Римляне тоже изготовляли раскрашенные статуи, как этот портрет Калигулы. Остается исследователям выяснить, когда и почему они это делали, а также по каким причинам и какие именно статуи оставляли белыми. Возможно, белыми были в основном копии с греческих образцов?На поверхностях античных сооружений и статуй присутствуют следы красок, которыми пользовались для их раскрашивания: киноварь, медь, охра, египетская синь, золото, серебро и другие пигменты и вещества.В американском городе Нашвилле, штат Теннесси, в 1897 построили не только Парфенон из бетона, но и в 1990 году скульптором Аланом Лекуиром была воссоздана в полный рост один из вариантов статуи Афины Фидия, которая до наших дней не дошла и известна только по кратким описаниям и возможным копиям.В Британском музее ученые долго не могли найти следов пигмента на многих статуях, и связывали это с достаточно грубой по современным меркам реставрацией, которая была проведена как сразу после покупки мраморов у вывезшего их из Афин в Англию лорда Элгина в 1816 году, так и впоследствии.Только в 2009 году сотрудник Британского музея Джованни Верри обнаружил остатки пигмента на мраморе статуй. Giovanni Verri посредством использования инфракрасной фотокамеры доказал, что в раскраске скульптур Парфенона присутствует минеральный пигмент, известный как египетская синь.Проникшая в мрамор краска, дает представление о том, что синим был плащ Дионы, пояс вестницы богов Ириды, полоски на одеянии солнечного бога Гелиоса. Возможно, раскрашенные статуи фронтона Диона и Афродита выглядели примерно так. Особенно умиляет почему-то античный хитон в горошек.Попытки "оживить" античные статуи предпринимал и русский художник Александр Иванов, но скорее всего он пытался представить себе натурщика, а не собственно раскрашенную статую.Раскраска фриза Парфенона.О том, что античные греческие статуи были раскрашены, еще в 1798 году миру сообщил посол Франции в Османской империи, в которую тогда входила Греция. Мир его не услышал, кроме некоторых художников.Британский художник нидерландского происхождения Лоуренс Альма-Тадема в 1868 году пишет картину "Фидий показывает фриз Парфенона друзьям". Однако, даже популярность этого живописца среди современников, мифа о белой Греции не поколебала. Неужели напрасно мастер ездил на раскопки в Помпеи и досконально изучал античный быт? Ведь критики его ругали именно за точное изображение деталей, смеялись, что Лоуренс пишет не картины, а иллюстрирует учебники по истории. Интересно, а что зрители думали, глядя на эту и другие картины на античные темы, как рассуждали, оценивали? Как им удавалось увидеть в этой пестроте вожделенную белизну?Но многие ее видят до сих пор. И неудивительно: зайдите в любой античный зал музея и посмотрите на белые статуи.Работник Британского музея дает объяснения посетителям, которые многого не понимают в быте древних.На выставке "Пестрые боги" в мюнхенской глиптотеке ученые обратились к посетителям со словами:"Точно установлено, какие именно пигменты использовались во времена Античности, но лишь в редких случаях удается восстановить все пигменты, которые применяли для росписи конкретной статуи. Также сложно определить интенсивность и оттенки оригинальных росписей. Мы не можем утверждать, что скульптуры выглядели именно так, как представлено в экспозиции. Но можем сказать, что настолько приблизились к правде, насколько позволяют современные возможности".А мне в защиту основателей европейской цивилизации, которых сегодня многие ругают за отсутствие вкуса, жестокость, вероломство и прочие недостатки, хочется сказать так:- Полюбите их пестренькими, беленькими-то эллинов каждый полюбит!Мне кажется, что та цивилизационная шутка, которую сыграла с нами природа и история, когда европейцы, благодаря стирающему краски, стили и идеологии времени создали себе то, чего не существовало в реальности, восприняли останки динозавра как кости своего героического предка Ореста, а собственную конструкцию как непревзойденный идеал - и стали ему поклоняться, создав удивительный феномен Белой Греции в нашей культуре, очень интересная тема для всестороннего изучения.На противоположном сторонникам белой Греции полюсе уже звучит вопрос: должен ли Парфенон быть раскрашен? В реальности, надеюсь, что нет: сама люблю "миф о белой Греции". Кроме того, у нас через один дворцы и усадьбы, да почитай каждый дом культуры как Белый дом в палладианском стиле: это ж сколько народных средств и краски уйдет, чтобы их все под антики расписать! Но допускаю, что наши потомки могут решить иначе.