Храмы Индии — церкви, соборы, монастыри, мечети | Рамблер/путешествия. Древние индийские храмы
Храмы Индии — церкви, соборы, монастыри, мечети
Достопримечательности
St Alex Church
Небольшая католическая церковь в колониальном стиле, действующий храм в центре популярного пляжного курорта.
Our Lady of Good Hope Church
Величественный католический храм с историческими витражами, популярное место для туристов и паломников.
Shree Mahalaxmi Prasanna
Один из основных храмов Панаджи, возведенный первым с разрешения португальских колонизаторов, ранее истреблявших индуистские святыни.
Shri Deva Bodgeshwar Sansthan
Крупный культурный и религиозный объект, построенный в окружении рисовых полей и красивых пейзажей.
Shri Nagesh Maharudra Temple
Старинный храм, посвященный одному из воплощений бога Шивы, славится чистейшим священным прудом для омовений.
Maruti Temple
Посвященный обезьяноподобному божеству индуистский храм на верхушке холма, классический образец индийской архитектуры.
Shri Chandreshwar Bhutnath Temple
Один из древнейших храмов Гоа, посвященный воплощению Шивы, расположен вдали от оживленных магистралей.
travel.rambler.ru
Храмы Кхаджурахо в Индии: фото, история, особенности архитектуры
К юго-востоку от Дели, второго по величине города Индии, на расстоянии около 620 км, находится удивительный храмовый комплекс Кхаджурахо, включённый по инициативе ЮНЕСКО в список объектов, являющихся мировым наследием. Глядя на него, складывается впечатление, что он вырван из контекста современного мира и видится нам из глубины веков. Этот эффект создаёт первозданная природа, окружающая со всех сторон храмы Кхаджурахо, и даже дикие звери, появляющиеся иной раз из чащи леса.
Вопросы, не получившие ответов
Архитектурный комплекс Кхаджурахо сосредоточен на площади 21 км² и состоит из 25 построек, возведённых в период IX-XII века. Известно, что когда-то в древности здесь находилось не менее 85 храмов, но в ходе проведённых раскопок большую часть из них восстановить не удалось. Тем не менее остатки их фундаментов дают представление о расположении всех некогда существовавших здесь построек.
Храмы Кхаджурахо (Индия), фото которых представлены в статье, порождают у исследователей множество вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы. Прежде всего вызывает недоумение тот факт, что здесь были обнаружены только храмы и не нашлось никаких следов светских построек.
Куда исчезло окружавшее храмы царство?
Если территория Кхаджурахо являлась частью некоего царства (а иначе и быть не могло), то куда в таком случае исчезли руины дворцов его правителей и тех построек, в которых селились жители? Трудно предположить, что столь многочисленные храмы были возведены в отдалённом и необитаемом районе страны. Кроме того, нельзя даже с полной уверенностью сказать, что храмы Кхаджурахо имели лишь сугубо религиозное назначение.
Эти и многие другие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного исторического документа, способного пролить свет на деятельность храмов, возведённых среди девственных лесов Индии. И тем не менее определённую информацию о них удалось получить на основании результатов археологических раскопок и общих сведений об истории этого государства, породившего одну из древнейших мировых цивилизаций.
Религиозный центр династии Чанделла
Само название Кхаджурахо происходит от санскритского слова kharjura, означающего в переводе «финиковая пальма». Первое упоминание об этой местности встречается в записках арабского путешественника Абу Рихан аль-Бируни, посетившего её в начала XI века. В них он представляет её как столицу государства, созданного правителями династии Чанделла, происходившими из древнего рода Раджпутов.
Несмотря на то что документальных подтверждений периода создания храмов Кхаджурахо не сохранилось (о чём говорилось выше), существует мнение, что их постройка относится к периоду между 950-1050 гг. нашей эры, поскольку именно в этот исторический отрезок территория, на которой они расположены, являлась религиозным центром государства, которым правила династия Чанделла, тогда как их административная столица помещалась в городе Калинжаре, находившемся в 100 км к юго-западу.
Храмы, затерявшиеся во времени
На основании раскопок установлено, что храмовый комплекс, сооружавшийся на протяжение целого столетия, изначально был окружён высокой каменной стеной с восьмью воротами, украшенными золотыми пальмами. Большое количество золота было использовано и для отделки фасадов, а также внутренних помещений храмов, но всё это великолепие было разграблено во время мусульманских вторжений, неоднократно повторявшихся в течение XII-XIV вв.
В XIII веке династия Чанделла утратила свои позиции и была вытеснена иными правителями. Вместе с ней потеряли свою значимость и воздвигнутые при них храмы Кхаджурахо. В Индии того периода стали активно возводиться новые религиозные центры, тогда как прежний был забыт и на несколько веков стал достоянием буйно разросшегося вокруг него тропического леса. Лишь в 1836 году древние постройки, а точнее, руины, сохранившиеся на их месте, были случайно обнаружены военным инженером британской армии, капитаном Т. Бертом.
Прекрасная Хемавати
История, как известно, не терпит пустоты, отсутствие документальных сведений всегда возмещается легендами. Одна из них повествует как раз о возведении лесных храмов, а заодно и объясняет, почему в их скульптурном оформлении едва ли не доминирующее место занимает эротическая тематика.
Так вот, легенда рассказывает, что когда-то в древнем городе Каши (нынешний Варанаси) жил некий священник-брахман по имени Хемрадж, и была у него дочь невиданной красы, которую звали Хемавати. Однажды ночью, найдя на берегу реки укромное место, скрытое от посторонних глаз, она решила искупаться. В своей наготе дева была столь прекрасна, что бог Луны Чандра, любовавшийся ею из-за тучки, воспылал страстью и, низринувшись с небес, соединился с ней в любовном порыве.
Эта ночь, наполненная высокими чувствами, закончилась для девицы беременностью и страхом перед всеобщим осуждением, которому неминуемо подвергалась любая брахманка, допустившая внебрачную связь пусть даже с небожителем. Бедняжке ничего не оставалось, как по совету своего любовника Чандры покинуть дом и родить ребёнка в отдалённой глухой деревне Кхаджурахо. На свет появился мальчик, названный Чандраварманом.
Откуда появились храмы Кхаджурахо?
История, начавшаяся любовным приключением, привела Хемавати в глухие джунгли, куда она была вынуждена удалиться со своим незаконнорожденным сыном. Там она стала для него не только матерью, но и гуру (наставницей). Бог Луны (отец мальчика) предсказал, что в будущем он станет царём ─ основателем династии и, достигнув могущества, построит 85 храмов, на стенах которых будут изображены сцены любви, плодом которой он является. Именно так всё и произошло. Чандраварман вырос, стал царём, основал династию Чанделла и положил начало строительству храмов, украшенных многочисленными эротическими композициями.
Шедевры безымянных зодчих
Возведённые почти тысячу лет назад храмы Кхаджурахо, фото которых лишь в общих чертах способны дать представление об их величии и красоте, подобны космическим кораблям пришельцев, опустившимся среди густых лесов Центральной Индии. Вблизи каждый из них поражает филигранной утончённостью работы древних мастеров и в то же время создаёт впечатление, что он высечен из единого монолита божественной рукой неземного ваятеля.
Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, что характерно для зодчества многих районов мира, где этот материал добывается в достаточном количестве, но в данном случае особенность построек состоит в том, что древние строители не пользовались раствором. Соединение отдельных блоков осуществлялось исключительно за счёт пазов и выступов, что требовало высокой точности расчётов.
Загадки древних технологий
Храмы Кхаджурахо, особенности архитектуры которых включают в себя множество столбцов и различных архитравов (выступов, бордюров и т. д.), возводились с использованием технологий, неизвестных современным строителям и заставляющих их строить самые фантастические предположения. Дело в том, что многие детали конструкции, высеченные из единого камня, имеют вес, достигающий 20 т, и при этом они не только подняты на значительную высоту, но и установлены с поразительной точностью в предназначенные для них пазы.
Наружный вид храмов
Даже общее описание храмов Кхаджурахо позволяет убедиться в том, что они по своему архитектурному решению значительно отличаются от прочих культовых построек той эпохи. Каждый из них возведён на высокой каменной платформе строго ориентированной по сторонам света. На углах платформ установлены меньшие по размеру святилища, представляющие собой башни-купола, называемые шикхарами. В целом же такая композиция напоминает вершины некой горной цепи, на которой обитают боги.
Устройство внутренних помещений храмов
Внутрь любого из храмов можно попасть через продолговатый проход, богато декорированный каменной гирляндой, составленной из объёмных изображений мифических животных, растений и любовных пар. Сразу за ним располагается мандала ─ своего рода вестибюль, также богато украшенный барельефами. Кроме того, его убранство состоит, как правило, из резного потолка и нескольких колонн или пилястр ─ вертикальных выступов стены, имитирующих своим видом колонны.
Из мандалы посетитель проходит в центральный зал, называемый «маха ─ мандала». Он занимает собой весь внутренний объём здания, и в центре него обычно размещается квадратное возвышение с колоннами, за которым находится вход в святилище. Попав в эту главную часть храма, можно увидеть установленную там статую или лингам (символическое изображение) того божества, в честь которого возведено всё сооружение.
Храм Кандарья в Кхаджурахо
Самой большой и знаменитой постройкой комплекса, включающего в себя 25 сооружений, является храм, носящий название Кандарья Махадева. Его центральную часть, поднятую вверх на высоту 30 м, окружают 84 башенки, высота которых уменьшается по мере их удаления от центральной оси. Это гигантское по своим размерам святилище украшают 900 скульптур, равномерно распределённых по его поверхности.
Необычайно насыщенно орнаментированы и платформы, окружённые балюстрадами с рельефными изображениями мифических и реальных персонажей, а также многочисленных сцен охоты, труда и повседневного быта людей той давней эпохи. Однако в большинстве композиций доминирующими являются различные эротические сюжеты, из-за чего храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо нередко называют «Камасутрой в камне».
Храмовый комплекс, ставший символом веротерпимости
Весьма примечателен тот факт, что объединённые общей архитектурной концепцией храмы Кхаджурахо не являются принадлежностью только одной какой-либо религии или отдельного её направления. Здесь, на площади 21 км² прекрасно уживаются внешне схожие между собой святилища последователей шиваизма, джайнизма и вишннуизма. Однако большинство из них посвящены индуизму, впитавшему в себя традиции и учения различных философских школ индийского субконтинента.
Все храмовые постройки Кхаджурахо расположены таким образом, что составляют три отдельные группы ─ южную, западную и восточную, удалённые друг от друга на расстояние нескольких километров. Существует гипотеза, что в таком их размещении заложен некий сакральный смысл, непонятный современным исследователям. На подобную мысль наталкивают сооружения храмового комплекса Анкор Ват в Камбодже и мексиканского храма Солнца.
fb.ru
Пещерные храмы Индии - С интернетом по жизни
Представьте, как сильна преданность богу у того, кто решился вырезать храм в пещере голыми руками. Много столетий тому назад индийские монахи на протяжении долгих лет вырезали в скалах невероятные строения, основывая там монастыри. После того, как пещера была готова, монахи украшали ее фресками и различными фигурами, заполняли интерьер статуями.
Пещерные храмы Индии демонстрируют ранние следы человеческой жизни и культуры и важность буддизма в истории страны
1. Мы расскажем о 10 самых выдающихся храмах Индии и начнем обзор с пещер Эллоры. 30 пещер Эллоры были вырезаны в вертикальном склоне холмов Чаранандри в 5-ом столетии нашей эры. Этот храм, состоящий из множества пещер, посвящен Буддизму, Индуизму, и Джайнизму, как демонстрация религиозной гармонии времени. Буддистские пещеры прежде всего являлись монастырями — убежищем для отшельников. Особенностью интерьера являются загадочные потолки с интересными иероглифами
Внесенные в список Мирового Наследия, пещерные храмы Эллоры являются вершиной скальной архитектуры Декана. Они расположены в 30км от Аурангабада (Индия).
В течение более чем пяти столетий поколения монахов (буддистов, индустов и джайнов) вырезали монастыри, часовни и храмы в 2-ух километровом откосе скалы и обильно украшали их удивительно детальными скульптурами. Многие из пещер имеют сложные внутренние пространства и галереи.
Храмы Эллоры олицетворяют ренессанс индуизма во времена правления династий Чалукьев и Раштракутов, последующее его угасание во времена рассвета буддизма, и следующий за этим краткий всплеск джайнизма. Скульптуры характеризуют увеличивающееся влияние тантрических учений в трех основных религиях Индии, и их мирное сосуществование на одном участке указывает на длительный период религиозной терпимости.
2. У большинства пещерных храмов есть какие-либо иероглифы на стенах, которыми мы можем восхититься благодаря их исторической ценности, но с эстетической точки зрения они не всегда красивы. Этого нельзя сказать о пещерах Аджанта, которые считаются истинными шедеврами в буддистском искусстве.
Пещеры Аджанты — 29 буддистских храмов в Индии, многие из которых берут свое начало со 2-ого столетия до н.э. Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые из лучших шедевров буддистского искусства в Индии. Аджанта расположена в индийском штате Махараштра и начиная с 1983 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО
Пещеры Аджанты были созданы во 2-ом столетии до н.э из утеса в форме подковы вдоль Реки Вагора. Они использовались буддистскими монахами как молитвенные залы и монастыри в течение приблизительно девяти столетий, после чего неожиданно были брошены. Пещеры ушли в забвение, пока они не были открыты вновь в 1819
Пещеры пронумерованы с востока на запад, от 1 до 29. Сегодня все пещеры соединены между собой террасой, но в древние времена к каждой из пещер вел отдельный ход от набережной. Смотровая платформа на реке предоставляет отличный вид на всю территорию Аджанты – естественная красота этой области дает понять, почему монахи выбрали именно эту область спасаясь от религиозного преследования.
Здесь хранится множество шедевров буддистского искусства. Будда здесь изображен только в символической форме, в виде трона или следов. В других пещерах находятся красочные фрески и статуи, изображающие жизнь (и прежние жизни) Будды. Пещеры также изображают сцены из повседневной жизни, и многие содержат надписи о правителях и принцах.
Самые красивые пещеры Аджанты – пещера 1 и 2, о них и пойдет речь ниже. Пещера под первым номером – одна из последних пещер, построенных здесь, поэтому лучше всего сохранилась. В этой пещере находятся одни из самых сложных резных фигурок на фасаде с дополнительными скульптурами на горных хребтах. Есть сцены из жизни Будды так же как и множество других буддистских мотивов. Два портика, видимые на фотографиях 19-ого столетия, с тех пор не сохранились. Каждая стена зала внутри составляет почти 12 метров в ширину и 6 метров в высоту. Колоннада поддерживает потолок, создавая просторные проходы вдоль стен
Фасад пещеры №2 кардинально отличается от первой пещеры. Даже резные фигурки фасада, кажется, различны. Внутри же пещера также укреплена огромными столбами и украшена росписями, здесь есть много общего с остальными пещерами Аджанты
Картины и росписи размещены на всем протяжении пещеры за исключением пола. В некоторых местах фрески были разрушены из-за человеческого вмешательства, поэтому во многих областях сохранились лишь фрагменты. У этих фресок есть определенная уникальность – они неповторимы даже в пределах истории южноазиатского искусства
Исследование пещер Аджанты продолжается и по сей день, но в их истории до сих пор множество загадочных моментов. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. Сегодня здесь функционирует музей буддийского искусства
Живопись Аджанты — уникальная энциклопедия, в которой представлены все социальные слои индийского общества (от правителя до нищего). Здесь есть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории. Люди, боги, цветы, животные смотрят изо разных уголков Аджанты, повествуют о чем-то, поучают, поют и танцуют, и призывают присоединиться к празднику, и уводят за собой в небесные дали под звуки природы. Вот какое это яркое послание древних буддистских мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире взаимозависимо — люди, боги и животные, небо и земля.
Аджанта была создана в 1-м столетии до н.э, каждый дюйм 34 пещер испещрен красочными фресками
3. Пещерный комплекс Вараха с четырьмя храмами — ошеломляющий пример архитектуры Паллава, могущественной южной-индийской династии в 7-ом столетии нашей эры. Они превратили испещренную пещерами скалу в отдельные храмы, чтоб почтить бога Вишну и земную богиню Бхуми
В святилище (конец VII в.) есть колонны, в основании которых высечены львы и стражники-дварапалы, охраняющие вход в святилище. На одной из четырех панелей изображено воплощение-аватара Вишну в виде кабана, поднимающего Землю-Бхудеви из первобытного океана (левая стена). На другой показана Гаджалакшми – восседающая на лотосе богиня Лакшми, которую поливает водой из хоботов пара слонов. На следующей панели изображен Вишну-Тривикрама, принявший воплощение брахмана-карлика Ваманы, чтобы победить демонического царя Бали. Став огромным, Вамана тремя шагами покоряет все три мира. На последней панели представлена четырехрукая богиня Дурга.
4. В 4-ом столетии нашей эры семь храмов Ундавалли были вырезаны из песчаника, чтобы почтить Тримурти – индуистских богов: Шиву, бога преобразования; Брахму, бога создания; и Вишну, высшего бога. Как правило, этим богам поклоняются отдельно, но Ундавалли постарались выдвинуть на первый план гармоничные отношения между богами
5. Слоновьи пещеры (Элефанта) расположены на острове в Аравийском море. Семь пещер расколоты в две группы – первая, посвященная индусскому Богу, Шиве, и вторая — Буддизму в целом. Начиная с его создания в 5-ом столетии нашей эры, до португальского правления в середине 16-ого столетия, индусские пещеры были местом для вероисповедания. Большие скульптуры слонов окружили пещеры со всех сторон, как бы охраняя их
Древние пещеры острова покоряют его гостей с первого взгляда. Они сделаны в скале и представляют из себя сакральный храмовый комплекс, посвященный одному лишь божеству – Шиве. Надо сказать, в Индии к этому богу отношение особое. Шива – основатель йоги, олицетворение разрушительного и созидательного начал и одно из древнейших божественных сущностей человечества.
Шива предстает перед путешественниками в самых разных скульптурах и каждый раз в новом образе. Однако самым известным изображением божества на острове является огромный пятиметровый бюст трехголового Шивы. Он воплощает в себе Создателя, Охранителя и Разрушителя. Кстати, этот образ считается одним из шедевров индийского искусства. Здесь же и женитьба Шивы и Парвати, и еще одна скульптура, где Шива представлен как единство обоих полов в одном теле.
Наполненные тишиной и величием, тайной и древностью, гулкие пещерные залы комплекса заставляют понизить голос и затаить дыхание.
История гласит, что пещеры появились здесь предположительно в V-VIII веках и были сделаны монахами, жившими на острове. К сожалению, пещеры и их статуи не сохранились до наших дней в первозданном виде – многие изваяния серьезно пострадали во время захвата страны португальцами.Солдаты, не признающие индийскую религию, с хохотом расстреливали ни в чем не повинные скульптуры, упражнялись в стрельбе по священным изваяниям. Пострадали пещеры и от рук англичан – внимательные туристы могут даже найти здесь надписи типа «тут был Джон в 1860 году». Одну из основных статуй - огромного слона - англичане даже попытались увезти с собой в Великобританию. Однако довезли изваяние лишь Мумбая, где она и осталась и хранится до сих пор. Говорят, так захотели высшие силы и сделали так, что статуя осталась в городе и не покинула страну.
К счастью, сегодня пещеры находятся под строгой охраной, а в 1987 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
6. В отличие от многих храмов Индии, Амарнатх был основан в естественном формировании. Внутри пещеры находится ледяной сталагмит, выступающий от основания. Сталагмит растет и сжимается, моделируя фазы луны. Амарнатх был основан в 3-м столетии до н.э, и посвящен индусскому богу Шива
История открытия пещеры Амарнатх. Говорят, что когда-то мусульманский пастух Бхута Малик встретил садху, который дал ему полный мешок угля. Дойдя до дома, пастух с удивлением обнаружил, что мешок был полон золотых монет. Он бросился назад, чтобы поблагодарить садху. Но не найдя святого, Бхута Малик обнаружил на месте их встречи пещеру. Он рассказал всем об открытии. И вскоре паломники стали приходить к этому святому месту.
Древние сказания повествуют о другой истории. Долина Кашмира находилась под водой огромного озера. Но Кашьяпа риши осушил его воды. Первым, кто лицезрел эту пещеру, был посещавший в те дни эти места Бхригу муни, который поведал о ней богам. Позже от богов люди узнали о Лингаме и пещера Амарнатх стала для них местом почитания Шивы. С тех пор сотни тысяч верующих совершают паломничество через суровую местность к вечному счастью.
Фаллос Шивы. Ледяной лингам в Амарнатхе - естественного происхождения...
7. Храм Удаягири был создан в 5-ом столетии нашей эры, как приежище для буддистов. Комплекс из 14 храмов расположен над естественным горным каньоном. Пещеры наиболее известны благодаря своим сложным T-образным входам и гигантскими скульптурами с головой борова
8. Аура, окружающая 109 пещерных храмов Канхери, только усиливается благодаря их местоположению в густых труднопроходимых лесах. Зеленые деревья со всех сторон окружают черную базальтовую скалу, и массивные каменные столбы величают эту буддистскую святыню. Пещеры населялись в 1-ом столетии до н.э, и расположение каналов и водных путей через храмы подтверждает это.
9. Когда мы думаем о жизни в рамках периода в 80 лет, сложно представить себе период в 100 000 лет и вообразить, насколько глубоко он простирается в прошлое. В 1950-х, когда антропологи обнаружили, что 700 пещер Бхимбетка были созданы около 100 000 лет назад. Они были поражены, увидев как самые ранние люди Индии иллюстрировано представляли свою жизнь со сценами сельскохозяйственного обмена, охоты, и разведения животных. На фото пещерные кельи Бхимбетка:
10. 5 храмов Бадами чрезвычайно живописны, так как располагаются в самом сердце зеленого ущелья. Пещеры были вырезаны вручную в 6-ом столетии нашей эры в склонах песчаника юго-западной Индии. Они чтят богов Вишну и Шиву, и принципы джайна. Архитектурой храма больше всего восхищаются за ее артистическое использование стилистических элементов Северной Индии и Южной Индии
Невероятные пещерные храмы Индии освещают повседневный быт ранних людей, демонстрируют их веру, и являются замечательными аренами искусства — ими невозможно не восхищаться
Оборудование для гибки труб: трубогиб ручной. Оборудование от производителя.
stomaster.livejournal.com
Храмы Индии — буддистские и джайнистские храмы Индии
Храмы Индии: буддистские и джайнистские храмы Индии, храмы Аджанты, храмы Эллоры, храм Махабодхи, Золотой храм.
Аджанта — это рукотворный пещерный монастырь, состоящий из двадцати девяти храмов и прилегающим к ним кельям монахов-отшельников. Он находится в самом сердце страны, но при этом даже в наше время является труднодоступным, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда нужно пройти более десяти километров.
самое-самое юнеско
Немногие памятники штата Карнатака могут похвастаться тем, что включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Их всего два — руины Виджаянагара и храмы Паттадакала. У Паттадакала богатое прошлое — в начале 7 века он принял эстафету у Айхоле и стал столицей молодого и могущественного царства Чалукья.
В небольшом городе Мурудешвара восседает верховный бог Шива, воплощенный в камне — именно здесь находится поистине уникальный индуистский храмовый комплекс. Сам город имеет сакральное значение с незапамятных времен — он стоит на священном месте, которое упоминается еще в Рамаяне.
Еще один объект, внесенный в список ЮНЕСКО — буддийская ступа в Санчи. Считается, что во времена расцвета буддизма на индийской земле, правитель Ашока Маурья возвел в общей сложности 84 тысячи ступ, в каждую из которых была помещена частичка реликвий Будды.
Хампи – это множество построек во главе с храмом Вирупакши. Это довольно известное место, о котором говорится в «Рамаяне». В этом произведении рассказывается о событиях, которые происходили в Хампи. Зачем сюда ехать? Чтобы увидеть скульптуры, храмы, статуи, в лучшем виде представляющие историю Индии. Это довольно значимый кусок истории страны.
самое-самое юнеско
Храм Махабодхи — всемирно известный буддийский храм в городе Бодх-Гая, штат Бихар. Он находится ровно на том самом месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. В храмовый комплекс входит святое дерево Бодхи, которое выросло из семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке.
Шива — одно из главных божеств триады тримурти (вместе с Вишну и Брахмой). Он является верховным богом в шиваизме и одним из центральных персонажей в пантеоне индуистских божеств. Некогда Шива женился на богине Парвати, и вместе они стали олицетворять мужской и женский аспекты творческой энергии.
Гокарна — один из наиболее важных городов для любого индуиста, ведь как считается, именно здесь Шива явился из уха древнеиндийской богини Земли — Притхиви, принявшей облик коровы. Go karna с хинди переводится как «коровье ухо».
Эллора — это целый комплекс пещерных храмов трех самых популярных в Индии религиозно-философских течений: буддизма, индуизма и джайнизма. Они были созданы в 6-11 веках нашей эры, бытует мнение, что именно сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту.
На юго-западе Индии, в штате Карнатака, находится город Бадами — сотни лет назад он был столицей царства Чалукья, ныне же это лишь небольшое поселение, которому нечем похвастаться, кроме храмов. Но они действительно хороши — в городе и его окрестностях сосредоточено более десятка памятников.
Уже не одну тысячу лет на древних землях Индии мирно уживаются едва ли не все существующие в мире конфессии. В вопросах религиозной толерантности стране можно только позавидовать. А потому и храмы Индии как главное тому подтверждение столь разнообразны и уникальны. Будь то скромные гималайские святилища, пещерные монастыри Аджанты, златоглавые храмы Варанаси или архитектурные шедевры Хампи — все равно они прекрасны и оригинальны.
Крупнейший комплекс пещерных храмов Индии расположен в деревне Эллора, штат Махараштра. Главная ценность комплекса — монолитный храм Кайласанатха, посвященный богу Шиве. Более века храм высекали в скале посредством примитивных инструментов. А получился восхитительный шедевр, грациозный и искусный — просто загляденье. Кстати, кроме него в Эллоре насчитывается еще порядка нескольких десятков храмов.
На побережье Аравийского моря высится один из древнейших храмов страны — Сомнатх — «Храм Луны». Согласно преданию, сам бог Луны воздвиг его Шиве во славу. На деле же храм несколько раз разрушался и вновь восстанавливался. Сомнатх очень ценен в индуизме. Говорят, что духовно развитый человек в процессе молитвы вместо каменных резных стен может видеть огненные столпы, пронизывающие небо и землю.
Средневековый шиваистский храм Кхаджурахо, более знаменитый как «Храм любви», около 700 лет находился в забвении, окутанный непроходимыми джунглями. Впервые его открыли европейские колонизаторы. Открыли и ужаснулись: внешние и внутренние стены храма были всецело изукрашены эротическими скульптурами самого непристойного характера. Ныне же красотой Кхаджурахо не только восхищаются, но еще и объектом Всемирного наследия величают.
Самое посещаемое религиозное сооружение в мире тоже находится в Индии. Это храм Тирумалы Венкатешвары, так называемый индуистский Ватикан.
На отделку куполов храма Каши Вишванатх в Варанаси ушла почти тонна золота. Посетить «Золотой храм» и искупаться в священных водах Ганга (на западном берегу которого и расположен храм) мечтает каждый уважающий себя индуист. А представителям других религий попасть внутрь весьма проблематично. Остается довольствоваться внешним убранством Каши Вишванатх, что в общем-то тоже немало. Кстати, похожая ситуация и с храмом Джаганнатхи в Пури. Здесь существует поверье, что всякий белокожий, едва попав в храм, тут же попытается выкрасть главную его святыню — статую бога Джаганнатхи — одну из форм Кришны.
Один из самых современных храмов Индии находится прямо в столице. Храм имеет довольно оригинальную конструкцию, имитирующую цветок лотоса. Так святилище и названо — храм Лотоса. В отличие от более строгих своих собратьев, этот храм открыт для всех и каждого, причем абсолютно бесплатно.
Самое посещаемое религиозное сооружение в мире тоже находится в Индии. Это храм Тирумалы Венкатешвары, так называемый индуистский Ватикан. Удивительно, что в качестве пожертвования посетители храма зачастую оставляют здесь свои волосы. А так как ежегодно храм посещают десятки тысяч паломников, то и волос здесь набирается предостаточно: по 15 тонн на год, если обобщить. Итого, доход от продажи волос составляет не меньше миллиона USD.
tonkosti.ru
храм любви в Каджурахо. История, легенды и ценность храмов любви в Индии
В культурах народов Востока и Запада с древних времён сложились практически противоположные точки зрения на секс, эротику, плотские отношения. Христианская религия допускала соитие между мужчиной и женщиной, в первую очередь, ради продолжения рода. Сексуальные удовольствия, начиная от поцелуя в губы, считались низменными, греховными, грязными. Зато высоко превозносилась любовь идеальная, возвышенная, платоническая. Совершенно иное отношение к плотским удовольствиям видим мы на Востоке и в Азии.
Восток – дело тонкое
Думается, мы не ошибёмся, утверждая, что Индия – храм любви в широком смысле этого слова. Ведь не где-нибудь, а именно в этой стране придумали «Камасутру», ставшую непревзойденным учебником половой жизни и умения доставлять взаимное удовольствие партнёрам. А вспомните удивительный сборник сказок «Тысяча и одна ночь»! Источники большинства эротических повестей, запечатлённых в нём, взяты из индийского и арабского фольклора. Более того, большинство философских учений от древности до наших дней, как и старинные религиозные течения, возводили физическую близость в ранг культа. Культура секса, культура межличностных отношений – всё это было высоко развито в восточноазиатском этносе. Прекрасный образец тому – Индия. «Храм любви» – так поэтически называли индусы человеческое тело, а сексуальные игры воспринимались чуть ли не священным действом, угодным верховным божествам.
«Книги искусства любви»
Нет, речь идёт не об образцах полиграфической продукции, даже древней. Это обобщённое название храмов, фундамент и стены которых украшены весьма и весьма нескромными барельефами и статуями. Сюжеты их разнообразны, но посвящены общей теме: «Индия - храм любви». Молодым людям, достигшим половой зрелости, перед вступлением в брак и в первые месяцы после его заключения настоятельно рекомендовалось посещать такие здания, внимательно изучать и даже обсуждать изображения, чтобы применять предложенное разнообразие поз. В этом заключалась особая мудрость древних: совершенствуясь в сексуальной технике, супруги не смогут надоесть друг другу, их жизнь будет более гармоничной, радостной, а значит - угодной богу! Потому и современные туристы, высказывая свои восторженные впечатления, много раз говорили, что именно Индия – храм любви земной по сравнению с другими государствами полуострова. Атмосфера эротичности, чувственности и страсти насыщает все пространство возле многочисленных культовых сооружений.
Жемчужина в сердце джунглей
Самым крупным и популярным на сегодняшний день из почти порнографических произведений древних зодчих считается комплекс зданий в Каджурахо. По сути - это огромный индийский храм любви под открытым небом, построенный сотни веков назад. Некогда он насчитывал 58 величественных сооружений, однако в почти первозданном виде сохранились только 22. Находятся раритеты посреди джунглей – тропические леса поглотили город, когда он был покинут людьми. Благодаря этому, скорее всего, храмы и не были разрушены – вначале завоевателями-мусульманами, затем – другими агрессорами, коих было немало на многострадальной индийской земле. Джунгли столетиями оберегали своё сокровище, и лишь в первой половине XIX века город был обнаружен британским инженером. Почти два столетия в Каджурахо ведутся археологические раскопки, многие объекты восстановлены, над другими ведутся реставрационные работы.
Мифы и легенды
Каким же образом появился этот уникальный город - храм любви? Примерное время постройки сооружений – от 950 до 1050 годов нашей эры, в эпоху правления Раджпутов – знаменитой княжеской династии, правившей государством Чанделла. Город Каджурахо был его религиозным центром. Впрочем, нет в этом ничего особо примечательного, если бы не история о том, как и благодаря чему город был построен. Точнее, почему появился этот удивительный комплекс - храм любви в Индии, фото которого украшают самые заманчивые проспекты с туристическими путёвками и проектами. А во всём, как водится, виноваты женская красота и мужская нетерпеливость! Когда-то Коджурахо был обычным себе индийским городом. Но жила в нём девушка, красота которой была достойна самих богинь. Звали её Эмавати, и была она дочерью брамина – представителя высшей духовной касты в Индии. Однажды ночью девушка купалась в реке, и её юная совершенная нагота настолько воспламенила бога Луну, что он не устоял и соблазнил прелестницу. В положенный срок Эмавати родила прелестного мальчугана. Но внебрачные связи и дети – преступление против нравственности в глазах общества, тут уж что Запад, что Восток – предрассудки и законы одинаковы! Молодая мать от позора и гнева родни бежала в джунгли, где и вырастила сына, научив его всем житейским премудростям. Получеловек-полубог, он вырос могучим воином и стал основателем той самой династии Чанделла, что прославила своё государство.
Поэма в камне
Каким же образом со всем этим связан храм любви Каджурахо, фото которого предоставлены вашему вниманию? Напрямую! Воспевая силу и глубину чувственных страстей, женскую красоту и величие любви во всех её проявлениях, сын Эмавати заложил начало строительства храмового ансамбля. Дело его продолжили потомки, потому все культовые здания относятся к разным религиям и посвящены различным индийским богам – Шиве, Вишну, Джайне и другим, однако единство темы и композиции говорят о том, что это именно единое целое. Зрителей, созерцающих это настоящее чудо света, поражает многое: разнообразные сюжеты, в которых легко узнаются бытовые сценки, эпизоды сражений, силуэты животных, изображения богов в разных ипостасях. Но более всего приковывают внимание самые многочисленные по количеству эротические сцены: страсть совокуплений, тонкие анатомические подробности, реалистичность и живость поз, практически полное соответствие пропорциям человеческих тел и их движений, мимике и выражений лиц. Древние скульпторы выполнили свою работу филигранно и потрясающе талантливо!
Долина секса
Итак, Кхаджурахо – настоящий сексуальный Эдем Индии. Барельефы его храмов справедливо названы самыми откровенными и пикантными из открыто доступных людскому взору. Бесконечное торжество жизни олицетворяют огромные фаллосы, экстаз сексуальной близости воплощает гармонию мужского и женского начала Природы, божественной Вселенной. А всё вместе равно означает любовь к жизни в её самых ярких и счастливых проявлениях!
fb.ru
Храм Лакшми Нараяны и другие индуистские храмы Индии
Любой турист, который отправляется в Индию, не может не посетить такие культовые сооружения, как храм Лакшми-Нараяны. Дели, столица сказочной страны, привлекает миллионы посетителей каждый год. Причина этого, конечно же, в уникальной культуре Индии, которая насчитывает не одну тысячу лет. Величественные храмы ведущей религии в стране – индуизма, необычные монахи и паломники – атмосфера любого местного города заставляет чужестранца почувствовать себя в настоящей сказке. Чего только стоят индийские паломники и монахи! Об этом чудесном памятнике мы расскажем далее в публикации.
Современный Дели или древняя Индия?
Не исключением является и столица Индии, Дели. Достопримечательности Дели, на самом деле, очень разнообразны – ведь это главный город страны, имеющей развитую космическую программу и славящейся своими программистами. Тем не менее, западные люди (а Россия и страны СНГ для местного населения ничем не отличаются от европейцев, по крайней мере, внешне) приезжают в Индию отнюдь не для того, чтобы вникать в проблемы современности. Всех нас привлекают живые памятники древности – и прежде всего, индуистские храмы Индии.
Мнимая древность
Интересно, что большинство наиболее востребованных храмовых комплексов, которые ценны как для индуистов, так и для обычного путешественника, приехавшего в страну поглазеть на особенности культуры и традиций, не такие уж и старые. В этом как раз и отличается такой город, как Нью Дели. Индия – молодая страна, несмотря на тысячелетнюю историю. Благодаря имиджу почти все, что мы видим здесь, кажется овеянным пеленой древности, но часто это далеко не так, даже когда разговор относится к культовым сооружениям города Дели. Достопримечательности, среди которых – самые известные в стране храмы Лакшми Нараяны, Радхи-Партхасаратхи и самый большой в стране храмовый комплекс Акшардхам – построены совсем недавно – в конце двадцатого¸ а то и вообще в двадцать первом веке! Чем Индия действительно отличается, так это тем, что она бережно сохраняет все традиции тысячелетней древности, от ведических времен к средневековью, поддерживая в них живой огонь. Благодаря такому отношению культовая архитектура и воспринимается таким образом.
Храм Лакшми Нараяны
Это, наверное, самый популярный храм для туристов страны. Создавался он благодаря двум известным индийским меценатам межвоенного периода, отца и сына Джугара Кишор Бирла и Бальдео Бирла. Потому, собственно, часто храм Лакшми Нараяны называют по имени этих благодетелей – храм Бирла. Лашкми и Нараяна, божества, которым посвящено культовое сооружение, - это супружеская пара, в которой более известной является первая фигура, богиня здоровья. Каждый год в храме молятся тысячи индусов, прося у Лакшми благополучия для своей семьи и близких.
Строительство культового сооружения велось в тридцатых годах прошлого века, а на его возведении успел поучаствовать всем известный Махатма Ганди. Сегодня храм Лакшми Нараяны представляет собой более трех гектаров разных по масштабности построек, огромного священного сада. Архитектурный стиль храма полностью выдержан в традиционных канонах строительства священных сооружений. Стиль Лакшми Нараяны соответствует канонам построения храмов на севере страны, и называется Нагара. Столь привычные нам представления об индийском храме с тысячами скульптур на стенах сооружения как раз и соответствует этому стилю. Скульпторы и художники из города Варанаси украсили главную башню храма высотой почти в пятьдесят метров множеством фресок, статуй, изображающих сюжеты из священных текстов индуизма.
Акшардхам
Самый большой в Индии (и, соответственно, в мире) храмовый комплекс индуизма построен совсем недавно – в 2005 году. На его территории располагается множество музеев. Возможно, именно благодаря разноплановости этого места три четверти туристов, посещающих Дели, первым делом идут сюда. В отличие от храма Лакшми Нараяны, этот комплекс совмещает в себе все архитектурные каноны страны. Если у вас недостаточно денег для того, чтобы увидеть собственными глазами все великие культуры Индии, тогда вам точно стоит побывать хотя бы в Акшардхаме.
Культовое сооружение Радхи Партхасаратхи
Этот храм является третьим среди наиболее известных и посещаемых храмов в Дели. В отличие от предыдущих, посвящен он богу Кришне. Открылся он также совсем недавно – в 1998 году. Храм можно назвать священным не только для индуистов, но и для кришнаитов – уже давно привычной капельки экзотики в мозаике современного города на постсоветском пространстве. Особенность его также заключается в том, что в постройке храма особую роль играет ведическое наследие Индии. Расположен он возле древней столицы ариев, Индрапрастхи, и именно здесь, согласно преданиям, Кришна поведал древнему князю Арджуне свое учение.
fb.ru
Древние индийские храмы - путеводитель
Древние индийские храмы
Я не бывала в Индии (и даже пока не определилась – хочу ли побывать!), но чисто теоретически страна эта не может не волновать поклонника истории искусств, каковым я и являюсь. В моём небольшом тесте для любителей архитектуры наибольшие затруднения вызвал вопрос об индийской ступе. Поэтому сегодня перед вами – моя попытка краткого исследования такого вопроса как древние индийские храмы. Итак, со ступы и начнем.
Ступа
Наверно это самая древняя форма буддийских культовых сооружений. И поражает она в первую очередь не столько архитектурными изысками, сколько рафинированным символизмом. Ведь с древних времен и по сей день полусферическая форма, которую имеют все ступы, является символом самого Будды. На сей счет и соответствующая легенда существует: якобы Будду как-то спросили, каким он желал бы видеть своё погребальное строение. Ответ был ясен без слов: на растеленный на земле плащ Будда поставил круглую чашу, перевернутую вверх дном.
В центре Индии, в месте под названием Санчи, находится самая древняя сохранившаяся ступа (около 250 г. до н. э.). По древним легендам именно отсюда началось проповедование буддизма. Напомню, что ныне буддизм – одна из трёх основных религий в мире.
На примере ступы в Санчи можно наблюдать интереснейшую особенность древней индийской архитектуры. Она заключается в том, что огромное внимание зодчие придавали не только храму, как таковому, но и возведению и украшению ограды и ворот. Именно эти элементы строения в Санчи очень пышно декорированы рельефными композициями.
Храмы Аджанты
Ещё в древние времена до н.э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы – чайтьи. Это следует понимать совершенно буквально: пещерные, значит и есть пещерные. Процесс обустройства такого храма вероятно происходил примерно таким образом: находили подходящую по размерам и местоположению пещеру. В ней вырубали громадное подковообразное окно – это было нужно не столько из декоративных соображений, сколько из чисто практических. Окно являлось основным источником естественного освещения в храме. Интерьер пещерного храма украшался рядами колонн и скульптурой. И вот тут уместно назвать древнейший и неподражаемый храмовый пещерный комплекс в Аджанте. Стенные росписи Аджанты, созданные в период со 2-го в. до н.э. по 7 в. н.э. сыграли такую же роль для восточного искусства, как мрамор Парфенона для искусства Западной Европы.
В 7-м столетии в Аджанте перестали высекать храмы, а спустя два-три века буддизм переместился за пределы Индии, и пещеры предали забвению. Лишь в 1829г. их обнаружил один английский офицер, охотившийся в окрестностях. Пещеры частично засыпали камни и земля, размыли мусонные дожди, а стенопись повредили летучие мыши, птицы, насекомые и костры случайных путников. С 1920 года усилиями Департамента археологии Индии и иностранных специалистов неповторимую живопись Аджанты стали консервировать и реставрировать.
Храмы Кхаджурахо
Судя по тому, что я читала и слышала об Индии, эта страна является просто сокровищницей по части древней храмовой архитектуры. Тем не менее и среди индийских храмов ярко выделяются некоторые образцы, подобных которым не имеется не только на Востоке, но и во всей мировой художественной культуре. Таков уникальный храмовый комплекс в городе Кхаджурахо. Когда-то он был столицей правителей династии Дханги. Древние индийские раджи возвели в Кхаджурахо десятки храмов, главной особенностью которых были богатейшие настенные рельефные композиции. Сюжетами для этих композиций служили геральдические символы, различные религиозные мотивы, сценки из окружающей природы. Но не это отличает храмы в Кхаджурахо от всех остальных культовых сооружений. Главной темой скульптурных рельефов этого комплекса является трактовка отношений мужчины и женщины. То, что европейцам кажется эротическими фантазиями, для индусов означало божественное единение противоположных полов. Но так или иначе, стены храмов Кхаджурахо покрыты таким количеством изображений сексуального содержания, каким не может похвастать ни одно сооружение в мире! Из 80-85 (по разным версиям) храмов, составлявших некогда славу и гордость этого города, ныне сохранилось лишь около двух десятков. Они высятся среди живописных руин на площади примерно 14 кв. км.
Я назвала только считанные образцы храмовой архитектуры Индии, но они полностью передают всё значение и красоту величественных архитектурных шедевров этой древнейшей цивилизации. Восхищение вызывают не только их формы, скульптурное и декоративное убранство, но и точное распределение света, гармонии и красок.