Особый интерес и восхищение до сих пор представляет религия Древней Греции. Но не менее увлекательна вера древних египтян, которые также верили во многих богов, приносили им жертвы и чтили. Таинственным и обладающим могущественной силой является бог Древнего Египта - Сет. Не имеющий постоянного облика, повелитель бури в пустыни - Сет - являлся одним из самых властных в египетских верованиях.
Покровитель власти фараонов - бог Сет
Само имя египетского бога обозначает столб стабильности, который связан с властью над пустыней с одной стороны, а с другой - с властью фараонов. Бог Сет возник в египетских верованиях только как повелитель пустыни, вначале его власть не была так сильна, он сопровождал караваны, идущие по песчаным пустыням. А со временем, когда египтяне вообразили, что большая часть земного покрова страны состоит из песка, Сета наградили большей силой. Он стал управлять погодой в пустыне, песчаные бури и яростные пыльные ветра, разрушения, несущие за собою смерть - все это было подвластно Сету. Ему поклонялись древние египтяне, веря в то, что принеся пожертвования божеству, они смогут его задобрить и уберечь себя от песчаной бури и смерти. Благодаря своей мощи бог Сет стал главным божеством Нижнего Египта, особо следует отметить Омбос, где ему поклонялись больше всего.
Со временем властью Сета стали наделять фараонов, поскольку его считали самым сильным в этой песчаной местности. Соответственно, и фараон должен был иметь сильную власть, чтобы управлять народом. Нередко к своему имени фараоны прилагали имя Сета как составляющую. Изображался бог Сет с красными глазами, поэтому с ним начали связывать все, что ассоциируется с красным цветом, включая красный цвет волос, несвойственный для египтян. Поэтому Сет также был патроном чужеземцев и иностранных караванов.
Родня Сета. Как его изображали?
Великое будущее предначертано было божеству еще до рождения, поскольку Сет - бог, родившийся от воссоединения двух могущественных сил: бога земли Геба и небесного божества Нут. Осирису, Исиде и Нефтиде он приходился братом. Несмотря на родственные отношения, богиня плодородия Нефтида стала женой Сета, который имел их несколько. Можно выделить Анат, Таурт, Ашторет, а вот о наследниках могущественного бога не известно ничего, возможно, их вообще не было.
До объединения государства Сет изображался один, как верховное божество Нижнего Египта, а во время объединения за первенство ему пришлось побороться с богом Гором, который его в конечном итоге и победил. С того времени бог Сет изображался вместе с Гором, немного позади него.
Как же выглядел Сет? Египтологи утверждают, что его необычная внешность - это животное Сета, как они его и назвали. У него были горящие красные глаза, квадратные длинные уши, немного кривоватое таинственное лицо, благодаря которому появилось название "животное Сета", и человеческие ноги. С туловищем собаки он умудрялся стоять на двух ногах. Он мог быть похожим как на муравьеда, так и на собаку, а также на гиппопотама. Дело в том, что единого изображения бога Сета у египтян не было, он был зооморфным.
fb.ru
Бог Сет - один из важнейших в египетской мифологии
Египетский бог СетСет (Сетх, Сутех) - египетский бог хаоса и беспорядка, персонификация зла и враждебности. Сет был сыном Геба и Нут, то есть являлся братом Осириса, Исиды и Нефтиды; последняя богиня была также его женой.
Книга Мертвых именует Сета как "бога северного неба", ответственного за облака и штормы.
Фигура Сета - одна из центральных как в египетской мифологии, так и в пантеоне египетских богов.
Один из древнейших египетских богов
Боги Сет и Сопду. Фрагмент рельефа из пирамидного комплекса фараона V династии Сахура в Абусире. Новый музей, Берлин, ГерманияСету поклонялись с доисторических времен, что подтверждается тем, что найденные его изображения, статуи и амулеты относятся ко всем периодам древнеегипетской истории. Причем находки эти относятся не только к Нагаде, где согласно традиции он родился, но ко всем другим областям Египта.
Одно из самых первых известных изображений бога находится на булаве Скорпиона (ок. 3100 г. до н.э.), легендарного первого правителя Египта еще додинастического времени.
Во время II династии (ок. 2890 – 2686 гг. до н.э.) Сет был тесно связанным с Ашем, древним богом Верхнеегипетского города Омбос, которого он заменил в качестве главного божества этого города.
Гор, фараон XX династии Рамсес III и Сет. Каирский музей, ЕгипетТакже во время II династии фигура Сета появляется на serekh (прямоугольная табличка-стела с именем фараона) Перибсена и на serekh Хасехемву, где находилось и изображение Гора-сокола, указывая тем самым на определенное равенство в это время с великим богом-соколом.
То есть в отдельные периоды третьего тысячелетия до н.э. Сет несколько потеснил Гора в качестве опекуна и покровителя фараонов, составив вместе с ним своеобразный тандем.
Оба персонажа символизировали богов королевского достоинства и божества Севера (Гор) и Юга (Сет).
Они часто и позже изображались вместе с фараоном, символизируя объединение двух земель – Верхнего и Нижнего Египта - на королевских тронах, храмовых рельефах и т.д., коронуя и благословляя короля на правление.
«Золотые периоды» поклонения Сету
Сет с телом собаки. Фрагмент рельефа из храма Сета в Омбосе (Нагада). XVIII династия. Музей ПетриПопулярность Сета была различной в разные периоды египетской истории. Помимо упомянутых выше нескольких периодов в первой половине III тыс. до н.э. можно выделить еще два периода, когда влияние его культа Сета было особенно весомым.
Первый приходится на 2-ой Промежуточный Период на время правлений фараонов XV-XVI династий (ок. 1674 – 1567 гг. до н.э.), происходивших из гиксосов, завоевавших Нижний Египет. Гиксосы в Дельте, вероятно, идентифицировали его со своим собственным богом Баалом.
Второй всплеск особенного почитания и внимания к Сету наблюдался в период правления Рамессидов (XIX и XX династии, ок. 1293 – 1070 гг. до н.э.), когда имя бога в качестве основного и дополнительного носили многие египетские фараоны. Сети I (ок. 1291 – 1278 г.г.) – один из самых знаменитых и известных правителей Древнего Египта.
Борьба Сета и Гора за египетский трон
Бронзовая фигура Сета. XVIII-XX династии. Датский музейПосле смерти Осириса, которого согласно некоторым мифам убил именно Сет, он в течение длительного времени – на протяжении 80 лет - боролся с Гором (Хором, Горусом), сыном Осириса, за королевский трон Египта.
Накал борьбы между этими двумя противниками передают многие мифы Древнего Египта, приводя кровавые подробности битвы. В частности Гор попытался убить Сета копьем, когда последний в облике гиппопотама вырвал у Гора левый глаз. Гор в конечном итоге победил врага, кастрировав Сета (лишил мужских яичек).
Египетские боги, обеспокоенные длительной враждой Сета и Гора, собрались на специальный трибунал для оценки претензий каждого на королевский титул. Совет богов объявил Хоруса победителем и сделал его правителем Нижнего и Верхнего Египта.
Сет должен был отдать глаз Хоруса и, согласно одной мифологической традиции, был убит, согласно другой – присоединился к свите бога Ра и стал голосом грома, согласно третьей – он был примерен с Гором.
Сет – олицетворение враждебного мира и зла
Стела из сланца. Птолемеев период (ок. 664-30 гг. до н.э.). Бруклинский музей, США Вначале Сет не был божеством с такими отрицательными характеристиками и злобным характером. Их он приобрел со временем, вероятно, вследствие череды политических и социальных событий, которые нашли отражение в мифах, постепенно существенно изменив первоначальный образ бога и его восприятие.
На протяжении истории Египта репутация Сета постепенно становилась все хуже и хуже, пока он не стал Сетом – отвратительным богом зла.
Мир вне Нильской долины, пустыни, иностранные государства – то есть то, что было для египтян враждебным, опасным, проявлением хаоса и неорганизованности связывалось с Сетом как их персонификацией. В мире Сета божественный закон порядка - mаat - не действует.
Связь бога с другими государствами привела к тому, что он иногда связан в египетской мифологии супружескими узами с иностранными жестокими семитскими богинями Астартой и Анат (среди собственно египетских богинь его супругой считалась Нефтида, иногда богиня-гиппопотам Таурет, а «Тексты пирамид», ТП 1521, упоминают в качестве таковой даже воинственную богиню Нейт).
Нарушитель всех табу
Анкх - священный символ египтян, держащий посохи с головой СетаТексты Нового царства приписывают Сету совершение серии кощунственных преступлений, таких как рубка священных деревьев, охота на священную рыбу, птиц и животных.
Он был также печально известен как злостный нарушитель сексуальных табу. Его похотливый характер приводит к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам.
В одном мифе он наказан за то, что он совокупился с "богиней семени", которая персонифицировала сперму создателя. В другом мифе описывается попытка Сета сексуально доминировать над своим конкурентом, Хорусом, что приводит к неестественному рождению лунного бога Тота.
Имеется мифологический сюжет, согласно которому именно Сет в облике крокодила Собека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил.
В Эдфу духовенство Гора праздновало день кастрации Сета в ответ на расчленение Сетом тела Осириса и вырывание глаза у Гора.
В греко-римский периодом Сет сурово критиковался в большинстве храмов. Греки идентифицировали Сета с монстром Тифоном, который восстал против богов и должен был быть уничтожен Зевсом.
Сет в роли военного бога
Фараон Рамзес II c Cетом и ГорусомОднако Сет не был воплощением «чистого зла» для египтян. Он был владыкой металлов. Впоследствии, когда египтяне научились производить железо, самый твердый на тот период металл, он получил название «костей Сета».
Сет был олицетворением силы, особенно в военном понимании. Сам Сет считался великим воином. Главное оружие Сета - гигантская булава или скипетр. Прекрасно владел он и копьем.
Такой облик не мог не быть привлекательным для воинственных египетских фараонов, обращавшихся за поддержкой ко многим богам с ярко выраженными «военными» чертами: Монту, Михосу, Нейт и т.д.
Великий завоеватель фараон XVIII династии Тутмос III (ок. 1504 – 1450 г.г. до н.э.) – «Наполеон древности» - называл себя «любимцем Сета». Имеется изображение на рельефе из храма в Карнаке, на котором Сет помогает Тутмосу III поражать врагов стрелами из лука.
О знаменитом фараоне XIX династии Рамсесе II (ок. 1279 – 1212 гг. до н.э.) говорится, что во время сражения при Кадеше он бился с неприятелями «как Сет».
Защитник и охранник бога Ра
Сет, борющийся с Апопом. XIX династия. Стела из крашеного известняка. Зал искусств, РоттердамКак и у любого египетского бога, даже самого кровожадного, у Сета в египетской мифологии немало и положительных сторон.
Он был тем, кто например, поражал каждую ночь своим копьем злую змею Apопа (Апофиса), заклятого врага бога солнца, когда Апоп пытался напасть на ладью бога Ра во время ночного плавания по подземному миру.
Да и само понятие «зла» для египтян было необходимо для того, чтобы обеспечить существование «добра». Борьба зла и добра, света и ночи, холода и тепла и т.д. является необходимой для существования всей вселенной с точки мировоззрения египтян. Конечно, это верная, по сути, философская идея могла быть выражена в те далекие времена только в мифологической форме. Поэтому Сет – важная фигура в древних мифах.
В целом, похоже, для подавляющего числа египтян на протяжении большей части истории Египта Сет оставался двойственным божеством в лучшем случае. В египетском календаре день рождения Сета считался особенно неудачным днем во всех отношениях.
Культовые центры бога Сета
Стела из известняка. Содержит пророческие суждения от имени Сета. XXII династия. Оазис Дахля. Несмотря на одиозный характер Сета, почитание бога отмечается во все периоды египетской истории, а не только тогда, когда он был особо выделен из среды других богов. У Сета были культовые центры в различных областях и особенно в Верхнем Египте, где он часто расценивался как божественный покровитель этой части страны, символически уравновешивая покровительство Гора над Нижним Египтом.
Самый ранний культовый центр бога был, возможно, в древнем Нубте, греческом Омбосе, расположенном приблизительно в 30 км к северу от Луксора, во входе в Вади Хаммамат – пути через восточную пустыню. Полагали, что Сет родился именно в этой области.
Также Сета особо уважали в 5, 10, 11 и 19 номах (областях) Верхнего Египта (см. Карту Древнего Египта). Однако и в Нижнем Египте Сет был популярен, особенно в 14 номе, который расположен на северо-востоке Египта.
Культовый центр бога существовал также в королевском городе Пи-Рамзесе в Дельте.
Иконография Сета
Гиппопотам. XVIII династия. Роспись на известняке. Метрополитен-музей. США Египетский бог Сет обычно изображается с телом человека и головой мифического животного, напоминающего осла или муравьеда с необычными ушами прямоугольной формы.
Есть также изображения бога, когда у него тело хищного зверя или млекопитающего с головой вышеупомянутого мифического животного, с длинным разветвленным хвостом.
Наконец, Сет иногда предстает в облике животных, в отношении которых люди испытывали смешанные чувства, таких, например, как гиппопотам, крокодил или свинья. Также изображался в виде собаки, осла, антилопы и т.д.
Бронзовый амулет в облике Сета. Эпоха Рамессидов. Британский музейМифология рассказывает, что у него были глаза и волосы красного цвета - цвета, который традиционно ассоциировался с раскаленными песками пустыни. Интересно, что животные с красным мехом, даже мужчины с рыжими волосами считались последователями Сета.
Амулеты и Сет
Амулеты, изображающие бога, не были широко распространены, тем не менее, имеются. Их, видимо, использовали для того, чтобы противостоять воздействию других недружественных богов или защититься от негативного влияния самого Сета.
Его голова на изображениях и амулетах иногда увенчана Белой короной Верхнего Египта или Двойной короной всего Египта.
Также интересно будет посмотреть:
piramidavorever.ru
Египетский бог Сет | Туристический портал
Трудно найти человека, которого бы не интересовала мифология. Красивая сказка, которая отражает предрассудки людей, живших еще до нашей эры. Туристы, посещая земли Египта, стараются не только обращать внимания на достопримечательности, архитектурные изыски и красоты этой земли, но и познать мифологию Египта. Так как древний народ был достаточно набожен, то сразу появляется интерес к богам, которым они поклонялись, перед которыми трепетали.
Раскроем некоторую тайну о боге Сет.
Бог Сет, по египетской мифологии, представлен божеством пустыни, повелителем песчаных бурь. Кроме того, он является олицетворением зла, покровительствовал беспорядку и хаосу. По своему происхождению Сет относится к верховным богам. Его родителями были богиня Неба Нут и Геб. По мифу, жена Сета была богиня Нефтида, которая была четвертым ребенком этой божественной пары. Большим желанием Сета, согласно легендам и мифам древнего Египта, было отвоевать престол у Осириса, который был его братом.
Коварство Сета.
Для разрешения своих замыслов, Сет пошел на некоторые уловки. По его приказу был изготовлен саркофаг из золота (по некоторым преданиям это был сундук), который соответствовал габаритам Осириса. Пригласив гостей и Осириса к себе в дом, он предлагает этот золотой саркофаг тому, кто сможет в нем поместиться. Как только Осирис прилег в этот саркофаг, приспешники Сета закрыли его крышкой и сбросили в воды Нила. Некоторое время спустя, саркофаг пристал к Финикийским берегам. Здесь и смогла отыскать его жена Исида. Осириса тут же возвратили в дельту Нила. Но и теперь не оставил Осириса в покое коварный Сет. Улучив момент, он разрубает Осириса на многие кусочки. И, завоевав таким коварным способом трон, Сет становится полноправным хозяином Египта.
Месть за отца.
Бог Гор, сын Осириса, пытаясь отомстить Сету за смерть своего отца, вступает с ним в схватку. Он одерживает победу над Сетом при помощи бога Ра. Однако, бог Сет выживает и его противники обращаются в божественный суд, на котором решается вопрос царствования.
На протяжении восьмидесяти лет пытались найти правильное решение. Но только оживший Осирис дал возможность принять нужное и правильное решение. Сета лишили трона Египта, а бог Амон Ра, для воздействия на всех устрашающими мерами, забрал с собой Сета на небо.
Культ Сета.
Культ этого бога процветал в таких районах Египта как в Ком-Омбосе, в Омбосе, Гипселе, также в оазисах Харга и Дахла. Особенно его культ процветал на северо-востоке Дельты Нила. Оракул Сета существовал в оазисе Дахла до ХХII династии. Уже с 26 династии Сет стал самым ярым «злом».
Для всего, что было враждебно для долины Нила, Сет становился повелителем. Его почитали наряду с ассиро-финикийскими богинями Ашторет или Астартой и Анат, как покровителя чужеземцев и далеких стран. Уже во времена Нового царства этих богинь считали женами Сета.
Рождение Сета.
По сведениям Гелиопольской космогонии рождение Сета произошло в третий предновогодний день из бока своей матери богини Нут. Этот день для Египта считался несчастливым. Но даже тогда, египтяне не воспринимали Сета как нечто враждебное и злое, нежели змей Апоп или крокодил Мага. Хотя Сета считают повелителем хаоса и беспорядков = это в любом случае необходимое дополнение к порядку. Совершенные Сетом преступления и проигранный спор, не повлияли на то, что он единственный повелитель южной области в Египте. Он остался и повелителем только ему подвластной силы песчаных бурь и плохой погоды. Особенное почитание в качестве владыки воинской доблести и смелости Сет получал от Рамсессидов.
Изображения Сета.
Изображения Сета всегда были в образе животного. Интересно то, что в плане зоологического смысла очень сложно определить какое именно животное воплощал Сет. Эти толкования брали свое начало от трубкозуба через семейство собачьих и окапи, заканчивались эти толкования образом антилопы. Но чаще всего его образ походил на осла.
Даже образ этого животного для кочевников Верхнего Египта был олицетворением власти, а для земледельцев Нижнего Египта – это был главный символ беды. Это дало возможность Сету, наравне со своим партнером и племенником Гора править в другой части Египта.
Мифология Египта.
Не только в мифологии Египта, но и в любой другой, присутствует доброе начало и злое. В мифологии Египта богу Сету отводится злое начало. Правда, есть персонаж, который наделен еще большим началом зла – это змей Апоп. Но его отождествляют с различными стихиями, а Сет был наделен человеческими пороками – это зависть, жестокость, коварство. Его образ в мифологии предстает в образе богочеловека.
Надо отметить и нечто положительное в Сете. Примером этого может служить приписанные ему сила и доблесть. Эта легенда о том, как он спас бога Амона Ра от змея Апопа. В ней рассказывается как, расположившись в ладье бога Ра, Сет копьем поражает змея.
Со временем, Сет набирается злых качеств. Это позволило стать ему богом для стран враждебных Египту. Кроме того, его олицетворяют с вредоносным богом и властителем пустыни.
Скорей всего, что боги первоначально имели большую схожесть с людьми. То есть они как и люди были противоречивы. Все что для людей считается нормой, не уместно для божественных символов. По истечении некоторого времени, божественные и человеческие черты стали отделяться. И, таким образом, сознание египтян, в боге Сете, выражало процесс непрекращающегося опустынивания земли. Этот процесс, связан с активной деятельностью человека и тянется на протяжении нескольких тысячелетий.
Сопоставление Сета с другими богами Египта и божествами других народов.
Египетский народ отождествлял Сета с Бебаном. У ливийского народа – это был бог Аш. На полуострове Синай – Немти. Для хурритов – это был Тушеб.
Сета отождествляли с Ваалом при гиксосах, и город Аварис стал местом для его культа. Как предполагает Е.П. Блаватская Сета также отождествляют с богом Яхве. У сета были жены по именам Анат, Ашера или Астарта. Они отождествляют имена жен Яхве и Бала.
В мифологии Древней Греции – это Тифон. Эту же теорию поддерживали и теософы ХХ века, которые предполагают, что Сет – это Сиф, является сыном Адама, и это второе имя Тифона.
Немти, или в прежнем прочтении Анти – это самый почитаемый и известный бог Древнего Египта. Его изображение найдено в виде сокола, стоящий на полумесяце, который символизирует ладью. Он, считался символом для 18 верхнеегипетского нома (город Хут Несу). С большим почтением к нему относились в 10 и 12 верхнеегипетских номах. Для этих мест он был божественным перевозчиком.
Вот некоторая легенда о тяжбе между Сетом и Гора. В этой легенде Сет выступает как простой лодочник, который был соблазнен золотом Исиды. За это его признали виновным, и получил наказание от богов Девятки. Наказание заключалось в битье палками по пяткам. В папирусе Жумиляк освещено наказание с Немти - с него сняли весь кожный покров с костей. Пройдя, таким образом, некоторое «очищение» перед нами предстает Немти в новом качестве: это скелет из серебра, который стоит над своей плотью из золота. Согласно этим мифам Немти, после такого жестокого наказания, наложил проклятие на золото и в последствии в местах, в которых почитали Немти, на золото было наложено жесткое табу. Немти – считается одной из ипостасей Сета.
Египетский гороскоп.
Согласно данным этого гороскопа, люди, рожденные с 28 мая по 18 июня и с 28 сентября по 2 октября, обладают сверхъестественными возможностями, такими как возможность, читать знаки судьбы и, растолковав их сделать правильное логическое умозаключение. У них дар к гаданию, причем для этого они могут использовать различные средства: кофейная гуща, карты. Это люди, которым можно доверить даже собственную жизнь. Основными чертами этих людей заключается в том, что они сами создают себе препятствия, а потом, героически преодолев их стать несколько сильнее, они, находясь в вечной борьбе, стремятся к завоеваниям. Преодолевая созданные препятствия, они получают от этого громадное удовольствие. Они ждут лучшее завтра, нежели вспоминать вчерашнее. Они не готовы учиться на чужих ошибках, да и свои ошибки не учат этих людей. Поэтому они всегда все начинают с нуля или с «чистого листа». Свое внутреннее равновесие они добиваются за счет собственных противоречий. В каждом деле они могут положиться исключительно на себя. Не терпят никаких ущемлений, то есть неограниченное желание свободы в любви, в профессиональной деятельности.
warps.ru
Сет — египетский бог — Язычество
В древней мифологии египетский бог Сет является олицетворением зла, божеством пустыни. В мифах, легендах рассказывается, что завидуя Осирису, своему брату – Сет решил отобрать у него престол. Для этого он приказал изготовить золотой саркофаг, в точь подходящий размерами Осирису. После пригласив в свой дом многочисленных гостей, а также Осириса предложил всем примерить саркофаг, обещая подарить, тому – кому он будет в пору. Когда не подозревающий ничего Осирис лег в него, предатели закрыли крышку, и, заколотив ее, сбросили саркофаг в Нил. Течением саркофаг прибило к финикийским берегам, где его нашла жена Осириса – Исида. Вскоре Осирис возвратился в дельту Нила, но коварный Сет разыскал его и, разрубив на части, разбросал их по Египту. Так Сет становится полноправным хозяином Египта.
Части тела Осириса собрала Изида, в чем ей помогал бог Гор. Они забальзамировали его. После Гор выступил против убийцы своего отца и благодаря оказанной помощи Ра победил Сета, но оставшийся в живых Сет, желая окончательно выяснить права на царствование, призвал к божественному суду. Судебная тяжба продолжалась восемьдесят лет, но к единому мнению боги не смогли прийти. Только после вмешательства воскрешенного Гором Осириса удалось найти верное решение. Сета лишили египетского трона, и он с целью устрашения всех был забран на небо Амон Ра.
Но, в египетской мифологии не просто разобраться. Так если земледельцы Нижнего Египта отождествляли Сета с бедой, злом, то кочевники Верхнего Египта наделяли его властью, почетом. Это позволило Сету стать партнером Гора и править с ним наравне другой частью страны, при этом любой из египетских фараонов олицетворял обоих братьев. Кроме этого, например, в разделе Википедии – египетский бог Сет еще можно узнать, что до появления в Египте гиксов, Сет признавался верховным богом, а в восемнадцатой, девятнадцатой династиях защитником Рамессидов.
Первоначальные добрые качества Сета проявились при спасении им от змея Апопа, проплывавшего в своей лодке Амон Ра, Сет поразил его копьем. Сет считался властелином всех металлов, а железные руды назывались его «костями». По мере распространения культа Осириса, значение с влиянием Сета несколько уменьшается, даже некоторое время он становится вне закона. Священными животными Сета признавались – осел, бегемот, антилопа, свинья, рыба, крокодил.
Многие египтологи отмечают наличие у Сета вполне человеческих качеств, противоречивость характера, его сложные взаимоотношения с богами, людьми, на что, скорее всего, повлияли условия проживания египтян, а также повторяющийся циклически процесс разлива Нила, опустынивание вокруг дельты земли.
pagandom.ru
Сет | Боги египетской мифологии
Назад к разделу
Сет
Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Хора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.
В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.
Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.
Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Негада 1 (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титалатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.
Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии стал явным олицетворением зла.
Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Являлся братом Осириса, Исиды и Нефтиды, для последней он так же был мужем. Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.
Изображение
Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).
Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.
Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).
Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.
Сет и Гор
По легенде Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.
С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций («Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.
Назад к разделу
world-of-legends.su
Египетская мифология: бог Сет (часть 1)
История Сета, образ которого устойчиво ассоциировался со злом, во многом загадочна. Начнем с его зооморфного облика – голова напоминает то ли ослиную, то ли верблюжью с высоко стоящими прямоугольными длинными ушам, но не вполне соответствует обоим образам. На самых древних изображениях Сет изображен четырехногим животным, подобным собаке или шакалу, с высоко задранным хвостом, высоко стоящими ушами, с сильно вытянутой и клювообразно изогнутой пастью. Высоко стоящие торчком прямоугольные уши и клювообразная пасть сохранились и в последующих иконографических изображениях Сета, однако довольно трудно по этим признакам отождествить зооморфный образ Сета с образом осла. Столь максимальная стилизация, возможно, свидетельствует в пользу очень древнего происхождения, когда воспоминания о настоящем зверином прототипе по каким-то причинам стерлись из памяти, а божество, продолжающее «жить» и выполнять приписываемые ему функции, было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом.
До 2000 г. до н. э. египтяне называли это животное «sha» и верили, что его все еще можно найти в пустыне. Во всяком случае после 1600 г. до н. э. египтяне чаще сравнивали его с рыжим, т. е. диким ослом. Родословная Сета представляет его со своими братьями – Гором старшим и Осирисом, и двумя сестрами – Исидой и Нефтидой, детьми божественной пары Неба (Нут) и Земли (Геба). Сет был провозглашен богом-покровителем древнего города Омбоса в Верхнем Египте (современный Нагадах), и по этой причине его часто именовали «Господином Юга». Именем и символом Сета из Омбоса стало Нубти (Тот, кто из Омбоса), слово, имеющее корнем «нуб» - «золото», и сам город называли «Золотым городом». Почитание этого бога «похоже, датируется периодом даже более отдаленным, чем почитание любого члена триады Осириса», и первоначально Сет выступал противником Гора, а не Осириса.
Гор в образе воинственного сокола стал царем не только Нижнего, но и Верхнего Египта, и в титулатуре первой египетской династии – тинитской - имя Сета иногда стоит рядом с именем Гора. На памятниках первой династии отразилось равноправное положение обоих царей в те времена: изображение двух соколов означало царя как воплощение Гора-Сета. Так, царь Миебис из I династии часто ставил перед своим именем двух соколов вместо одного, то есть Гора и Сета. Это говорит о том, что, несмотря на присутствие Гора-сокола в Верхнем Египте, Сет продолжал все еще считаться могущественным, скрываясь под видом второго сокола. Одна из локальных ипостасей Сета - Немти сохранила представление о нем, как о боге-соколе. Два сокола – два царя.
Однако ситуация резко меняется со II-й династии. Начинает наблюдаться какое-то «качание» царских титулов то к Сету, то к Гору. Так, фараон Перибсен никогда не называл себя Гором, а именовался Сетом Перибсеном. Надпись на его печати гласила: «Нубти из Омбоса [то есть Сет] передал Две Земли своему сыну, царю Юга и Севера, Перибсену». Два преемника Перибсена возвращаются к Гору, а в конце II династии царь Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета. Эти явления свидетельствуют о том, что верховная власть над Обеими Землями переходила то к представителю Верхнего Египта, то возвращалась к ставленнику Нижнего Египта. Постепенно имя Сета вообще исчезает из титулов, заменяясь именем Nub(ti). Однако память о царе Верхнего Египта – Сете, царском предке, «воскресающем в династии фараонов» продолжала жить. Так, египетская царица в античные времена именовалась «Та, что видит Гора и Сета», а на стенах храмов той эпохи изображался Сет Nubti, ведущий пленных чужеземцев к царю и принимающий участие в его коронации. Символ V нома Верхнего Египта - Два Сокола напоминает о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе, расположенном у к югу от Эдфу, поклонялись одновременно Гору-соколу и Сету в образе крокодила.
Культ Сета процветал не только в верхнеегипетском Омбосе (Нагаде), но и в Среднем Египте в местности Су поблизости от Гераклеополя, и в северо-восточной части Дельты, начиная со времен II династии, и в оазисах Дахла и Харга. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сета, пролитую в борьбе с Гором.Именно поэтому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXV династии процветал Оракул Сета.Первоначально Сет вообще рассматривался как бог восточного рукава нильской дельты, позже он был признан богом восточной границы Египта и, наконец, богом иностранцев и восточной пустыни. Распространяя свою власть над восточными районами Египта, Сет впоследствии превратился в покровителя чужеземных завоевателей, вторгшихся в Египет из Азии. Поскольку к этому времени образ Сета устойчиво связывался с противостоянием, со злом и ущербом, наносимыми как мятежом, так и буйством природных явлений, в частности грозы, чужеземные захватчики с легкостью отождествили Сета со своим богом грозы и плодородия Баалом, и столица гиксосов Аварис стала местом его культа.
Хотя гроза в настоящее время и является редким явлением в Египте, но Гор, вооруженный своим копьем-лучом, постоянно настороже, чтобы отразить силы Сета. Считалось, что раздающийся гром – это крики боли страдающего от нанесенных ему ран Сета. По контрасту с Гором-копьеносцем оружием Сету служил лук, и солдаты признавали этого «сына Нут, великого силой», своим покровителем. Одно из подразделений войска Рамсеса III носило имя Сета. В Танисе (прежний Аварис, переименован в Танис во времена XXII ливийской династии) главными богами были Амон, Ра, Птах и Сет, которые в текстах названы богами Рамсеса II. На обнаруженной там же каменной стеле начертано, что отец Рамсеса II, бывший везирем до того как стать фараоном Сети I, прибыл в Танис в четырехсотый год бога Сета, чтобы воздать этому богу почести. Пока что не установлены дополнительные данные об эре Сета, но текст является свидетельством того, что такое летоисчисление существовало, что Танис был центром культа Сета и, что между этим богом и фараонами Сети I и Рамсесом II существовала некая связь. Даже сундук с телом Осириса, Сет с сообщниками отправил плыть по танисскому устью Нила. Когда Девятка присудила сан Осириса его сыну Гору, Ра-Хорахте, не желая обидеть этого могущественного бога, сказал: «Пусть будет дан мне Сет, сын Нут, да сядет он со мною, да будет он мне сыном, да грохочет он в небе и да боятся его!»
Само рождение этого бога связывали с нарушением порядка – он родился из бока своей матери Нут, и, поскольку его появление на свет падало на третий из пяти эпагоменальных дней, этот день считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Считалось, что присутствие Сета всюду и всегда вносило смуту и беспорядок. В сотрясении земли, в знойном ветре, несущем пыль пустыни и иссушающем растительность, в неожиданном падении со страшным грохотом камней с неба тоже был повинен Сет, и само имя его писалось иероглифом «камень». Наиболее емкая характеристика этому богу разрушения дается в греческом папирусе, в котором к Сету обращаются как к «сотрясающему холмы, громовержцу, создателю урагана, сотрясающему скалы, разрушителю, который баламутит само море».
В самых древних текстах не Ра, а Сет, стоя в ладье солнца, поражал змея Апопа. В памятниках времен XVII династии воин Сет все еще борется против змея вместе с другими богами. В Ватиканском магическом папирусе есть такие строки: «Встань, о Сет, любимец Ра! Займи свое место в ладье Ра! Он получил в оправдание твое сердце: Ты низвергал (врагов) твоего отца Ра Каждый день». О Сете, поражающем копьем змея Апопа, говорится, что «у него красные глаза и красные волосы». Однако со временем змей стал представляться таким же воплощением Сета, как крокодилы и гиппопотамы, и уже самого Сета называли «змеей, которая разрезана на куски, отвратительной змеей». Все, что было связано с красным цветом, получило негативную окраску, стало синонимом всего опасного. Луркер сообщает, что красный цвет у египтян «символизировал жизнь и победу. По случаю праздников жители страны Нила раскрашивали свое тело красными мелками и носили украшения из красного сердолика». Однако в египетских текстах красный цвет приписывался всем демонам. Выражение «сделать красным» было равнозначно понятию «убить». Плутарх пишет: «Жители Копта в связи с тем, что ослы имеют красноватую окраску, имеют обыкновение приносить их в жертву, сбрасывая в пропасть». Красный цвет был цветом пустыни, знойный ветер которой иссушал и «убивал» растительность, – Сет всегда был антиподом Осириса, воплощавшего идею плодородия, процветания растительной жизни, которую губил Сет. Поэтому у могилы Осириса в жертву приносили даже людей с красноватой кожей или рыжими волосами.
Использованные материалы:
А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
Макс Мюллер. Египетская мифология;
М.Э.Матье. Древнеегипетская мифология;
М. Луркер. Египетский символизм;
Плутарх. Об Исиде и Осирисе.
www.a700.ru
Бог сет - Легенды Древнего Египта - Каталог статей
Жестоко дважды убил своего брата Осириса, чтобы править Египтом. Был побежден племянником Гором, которого терпеть не мог. По некоторым сведениям Сет считался одно время богом царской власти. Затем этим богом стал Гор. Женат на своей сестре Нефтиде, является братом Осирису и Исиде. Но Нефтида не была его единственной женой. Согласно мифам и легендам у Сета их было несколько. Он женился не один раз.Из четырех детей богини неба и бога земли был самым сильным и выносливым. Одно время Сета считали покровителем царской власти. Несмотря на то, что Сет много раз был женат, его дети неизвестны. Неизвестно также есть ли они вообще у Сета. И это несмотря на то, что Сет являлся символом мужской сексуальной энергии и покровительствовал мужчинам в амурных делах.
В самых поздних легендах Сет является покровителем пустыни. Поскольку пустыня в Египте обширна, Сет считался одним из самых почитаемых богов. Он покровительствовал караванам и пирамидам, а также чужеземцам. Ураганы, песчаные бури, да и вообще, погода в пустыне находились во власти Сета. Сет отожествлялся со злым началом, его считали сыном Тартара. Недаром он покровительствует болезням, бедствиям и смерти, а также гневу, зависти и ярости. Главными животными Сета являлись жираф, свинья, антилопа и осел. По некоторым данным Сет покровительствует хаосу и беспорядку. В некотором роде его можно считать аналогом Марса, дьявола и сатаны. Постоянным спутником Сета является рыжий пес Сириус. Но в Древнем Египте Сета злым не считали, ведь он не утратил своих функций. Более злыми существами были змей Апоп и крокодил Маг. Какое-то время Сет даже оставался правителем Южного Египта. И это несмотря на то, что он жестоко убил Осириса. Там его почитали за воинскую доблесть. Он покровительствовал военным. Но вскоре Сета стали считать злом и здесь.
Пошук
Беріть участь!
Опрос! Все анонимно!
Бог Сет.
Сет – Египетский бог защитник великого Ра, бог разрушения и войны, песка и хаоса, ярости и смерти. Фараоны почитали Сета, как защитника царской власти, также был покровителем иноземцев. Его изображения присутствуют на саркофагах умерших фараонах, статуэтки есть в гробницах.
Нет единого мнения о том, как выглядел бог Сет, его изображали на фресках и в скульптурах по – разному. Кожа чёрного цвета, длинные уши, красные злые глаза. Иногда его изображают в виде крокодила, обезьяны или свиньи, антилопы, жирафа и в виде осла. Он считался единственным богом, способным одолеть змея, который жил во тьме и хотел поработить Ра – бога Солнца. Планета, которую олицетворяют с богом Сетом – Меркурий, такая же красная и властная, выступающая в сумерках.
Сет – один из детей союза бога земли Геба и богини неба Нут. Убийца своего брата Осириса. Исходя из мифов, Сет позавидовал своему брату, за что и убил его, заняв его трон. Но сын брата Гор долго таился, а после сразился с Сетом, который лишил его ока, Гор же в свою очередь кастрировал Сета, лишив его основной сущности.
Постепенно Сет в культе превращался из защитника Ра в злое божество с горящими глазами, олицетворяющими войну, кровь и смерть. Египтяне чаще всего рисовали Сета, как существо с длинным и тонким телом, с ослиной головой и длинными ушами, в руках держит гарпун, которым некогда поразил змея Апопу, защищая Ра.
Египтяне почитали бога Сета и боялись его. Он съел священную кошку. Его история пестрит кровью и войнами, засухами и голодом. В его честь называли великих фараонов, чтобы бог смилостивился и стал покровительствовать новому правителю. В конечном итоге в древнем Египте бог Сет был прототипом Сатаны и дьявольской власти, обладающий мощной силой и зорким всевидящим глазом. Его место в Египетской мифологии уверенно занято.
Уходит много краски для печати на принтере? Воспользуйтесь системы бесперебойной подачи чернил и сэкономьте до 90% на покупке расходных материалов http://shop-ink.su/shop/ciss.html
Покровитель пустыни, бури и ярости - египетский бог Сет
Особый интерес и восхищение до сих пор представляет религия Древней Греции. Но не менее увлекательна вера древних египтян, которые также верили во многих богов, приносили им жертвы и чтили. Таинственным и обладающим могущественной силой является бог Древнего Египта - Сет. Не имеющий постоянного облика, повелитель бури в пустыни - Сет - являлся одним из самых властных в египетских верованиях.
Покровитель власти фараонов - бог Сет
Само имя египетского бога обозначает столб стабильности, который связан с властью над пустыней с одной стороны, а с другой - с властью фараонов. Бог Сет возник в египетских верованиях только как повелитель пустыни, вначале его власть не была так сильна, он сопровождал караваны, идущие по песчаным пустыням. А со временем, когда египтяне вообразили, что большая часть земного покрова страны состоит из песка, Сета наградили большей силой. Он стал управлять погодой в пустыне, песчаные бури и яростные пыльные ветра, разрушения, несущие за собою смерть - все это было подвластно Сету. Ему поклонялись древние египтяне, веря в то, что принеся пожертвования божеству, они смогут его задобрить и уберечь себя от песчаной бури и смерти. Благодаря своей мощи бог Сет стал главным божеством Нижнего Египта, особо следует отметить Омбос, где ему поклонялись больше всего.
Со временем властью Сета стали наделять фараонов, поскольку его считали самым сильным в этой песчаной местности. Соответственно, и фараон должен был иметь сильную власть, чтобы управлять народом. Нередко к своему имени фараоны прилагали имя Сета как составляющую. Изображался бог Сет с красными глазами, поэтому с ним начали связывать все, что ассоциируется с красным цветом, включая красный цвет волос, несвойственный для египтян. Поэтому Сет также был патроном чужеземцев и иностранных караванов.
Родня Сета. Как его изображали?
Великое будущее предначертано было божеству еще до рождения, поскольку Сет - бог, родившийся от воссоединения двух могущественных сил: бога земли Геба и небесного божества Нут. Осирису, Исиде и Нефтиде он приходился братом. Несмотря на родственные отношения, богиня плодородия Нефтида стала женой Сета, который имел их несколько. Можно выделить Анат, Таурт, Ашторет, а вот о наследниках могущественного бога не известно ничего, возможно, их вообще не было.
До объединения государства Сет изображался один, как верховное божество Нижнего Египта, а во время объединения за первенство ему пришлось побороться с богом Гором, который его в конечном итоге и победил. С того времени бог Сет изображался вместе с Гором, немного позади него.
Как же выглядел Сет? Египтологи утверждают, что его необычная внешность - это животное Сета, как они его и назвали. У него были горящие красные глаза, квадратные длинные уши, немного кривоватое таинственное лицо, благодаря которому появилось название животное Сета, и человеческие ноги. С туловищем собаки он умудрялся стоять на двух ногах. Он мог быть похожим как на муравьеда, так и на собаку, а также на гиппопотама. Дело в том, что единого изображения бога Сета у египтян не было, он был зооморфным.
Египетский бог зла
Сет занимает в древней мифологии совершенно отдельное место. Подавляющее количество богов если не добры к человеку, то, по крайней мере, конструктивны, но Сет отожествлялся со стихийными бедствиями болезнями и со смертью. В древних источниках записано, что Сет это египетский бог зла. а также разрушения, песчаных бурь, ярости.
Имя Сета входило в состав имени нескольких фараонов. сам же бог считался покровителем высшей власти, оправдывая тезис о ее жестокости. Сет был демонизирован не сразу, но после этого его стали считать противником Хора в мировой борьбе добра со злом. Сет и Хор могут становиться единым божеством с двумя головами Херуифи. Этот бог традиционно считался покровителем странников, а также чужеземцев.
С начала древнего царства Гор и Сет были покровителями царей, чему есть много письменных подтверждений, которые дошли до наших дней. Местом поклонения Сету была избрана древняя столица Аварис. Небесным образом этого бога был Меркурий планета, хорошо заметная из Египта невооруженным глазом.
Цвет Сета ярко красный, чем-то он напоминает Марса бога войны совсем в другой мифологии. Археологам удалось найти большое количество предметов, которые прямо ассоциируются с Сетом, однако основное их количество относят к додинастическому периоду, тогда негативные свойства Сета еще не проявились. В эту эпоху борьба за власть велась между Сетом и Гором, причем победу праздновал Гор. По этой причине, если Сет и Гор изображались вместе, на первом плане всегда рисовали Гора.
Согласно легенде бог Осирис был убит именно Сетом, который захотел занять его место, а тело выбросил в Нил. Сын Осириса Гор захотел отомстить и начал великую битву между богами, которая длилась 80 лет. Во время битвы Сету удалось вырвать глаз Гора, а Гор оскопил Сета.
Победу в долгой войне праздновал Гор, Сет же стал владыкой в ином мире. Со временем Сета стали наделять все более скверным характером, и из защитника Ра он стал злым богом, правда, не утратившим своих функций. Как не странно, египтяне не рассматривали Сета как враждебное существо, в отличие от змея Апопа или крокодила Мага.
Сет оставался властителем южной части Египта даже несмотря на такой тяжелое преступление как убийство Осириса. Рамессиды особенно почитали Сета, наделяя его огромной воинской доблестью. Однако, начиная с 3-й династии, Сет окончательно становится злым и жестоким божеством.
Египетский бог зла фото:
В египетской мифологии бог Сет отождествлялся с болезнями и стихийными бедствиями
Имя Сета было составной частью имен фараона
Статуэтка египетского бога зла
Базальтовая статуя бога Сета
denis_balin 30 августа, 2010
Бог СЕТ
В египетской мифологии Сет являлся древним богом, который был первоначально богом пустыни. одним из двух главных биомов. которые составляли Египет. другой являлся маленькой плодородной областью с обеих сторон Нила. Точный перевод слова Сет неизвестен наверняка, но, как обычно полагают, что это слово значит ослеплен или столб стабильности. один связанный с пустыней, а другой с учреждением монархии.
Поскольку он был богом пустыни, Сет был связан с песчаными бурями. и верблюжими караванами пустыни. Из-за чрезвычайной враждебности окружающей среды пустыни, Сет рассматривался как очень сильный, и следовательно он был главным богом. Один из более общих эпитетов был то, что он был велик в своей силе. и в одном из Текстов Пирамид заявляется, что сила фараона – это сила Сета. Как главный бог, он был патроном Нижнего Египта. где ему поклонялись, наиболее особенно в Омбос . Дополнительная форма его имени, записанная как Setesh, а позже Sutekh , показывает это превосходство, дополнительные sh и kh имеют значения « величество ».
Сет являлся частью Эннид Гелиополя. как сын земли и неба , муж плодородной земли вокруг Нила , и брат до смерти Осириса , и жизни Исиды .
Слово для пустыни, в египетском языке. было Тешерит . который очень подобен слову означающему красный цвет, Тешер . Следовательно, Сет стал связанным с вещами, которые были красными, включая людей с красными волосами. которые не являются типичными для египтян, и таким образом он стал богом иностранцев.
Признаки Сета, как бога пустыни, привязывают к газелям, и ослам, оба существа, живущие на краю пустыни. Так как песчаные бури, как говорили, находились под его контролем как под богом пустыни, и были главной формой ураганов в сухом климате Египта.
В искусстве Сет был главным образом изображен как таинственное и неизвестное существо, упомянутое египтологами как животное Сета. или Вихревое животное. с кривым лицом, квадратными ушами, хвостом в форме вилки, и собачьим телом, или иногда как человек только с головой животного Сета. У этого животного нет никакого полного подобия любому известному существу сегодня, хотя это животное напоминает соединение муравьеда и шакала. оба из которых являются существами пустыни, и главными разновидностями в древнем Египте.
Когда, во время Второго Промежуточного Периода таинственные иностранцы Гиксосы получил управление Египта, и управляли Нильской Дельтой. они выбрали Сета, главным богом первоначально Нижнего Египта, и он стал их патроном. Однако, после этого вторжения, египетские отношения к иностранцам могли быть лучше всего описаны как ксенофобские. и, в конечном счете, Сет , как патрон Гиксосов, стал воплощать все, что египтяне не любили в иностранных правителях, и таким образом он постепенно поглощал личности всех предыдущих злых богов, особенно A пепа .