Расцвет Древней Руси: от Ярослава до феодальной раздробленности. Расцвет древней руси
Расцвет Древней Руси: от Ярослава до феодальной раздробленности | history-thema.com История
После смерти в 1015 г. князя Владимира молодому Русскому государству предстояло выдержать еще одно испытание на внутреннюю прочность: первую междуусобную войну между княжескими сыновьями за киевский престол. Инициатором ее был третий сын Владимира Святополк, начавший убивать своих братьев, чтобы стать единоличным правителем Руси. За это он получил прозвище Окаянный (уподобившийся библейскому Каину – убийце своего брата Авеля) и под этим прозвищем вошел в историю. Однако в итоге победу в войне со Святополком одержал старший сын Владимира Ярослав, в 1019 г. разгромивший войско Святополка на реке Альте и ставший князем киевским.
В долгое княжение Ярослава Мудрого (1019 – 1054) Древняя Русь достигла своего наивысшего расцвета. Начитанный, очень
религиозный и любознательный князь активно прилагал усилия к распространению просвещения в своей стране. В Киеве уже существовало духовное училище, где подготавливали священников для службы в русской земле. Ярослав открыл такое училище и во «второй столице» Руси – Новгороде. При Ярославе стали создаваться первые русские летописи. Появилось первое русское сочинение на тему богословия и философии: труд митрополита Иллариона «Слово о законе и Благодати». Киев стал одним из крупнейших городских центров всего христианского мира. Сам Илларион Берестов был первым митрополитом (церковным главой) Руси – коренным славянином. Прежние митрополиты на Русь прибывали из Византии. В нем имелось 400 церквей и 8 рынков. Парадный въезд в Киев украшали грандиозные Золотые ворота, восхищавшие своим великолепием и блеском современников. В 1036 г. Ярослав во главе своей дружины нанес сокрушительное поражение войскам печенегов. После такого удара печенеги уже не смогли оправиться и больше никогда не совершали серьезных нападений на русские земли. На некоторое время Великая Степь перестала представлять сколько-либо значительной угрозы для Руси. В память о победе над печенегами на месте сражения Ярослав воздвиг знаменитый собор Святой Софии в Киеве, подобный тому, который с таким же названием стоял в Константинополе. Русь окончательно превратилась в государство-гегемон Европы восточнее Карпат, уважаемого участника европейской геополитики. С русской княжеской семьей стремились породниться правители других сильных и влиятельных европейских государств. Сын Ярослава Всеволод взял в жены дочь императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери великого князя Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Анна – дочь Ярослава, привезла из Киева во Францию написанную на славянском языке
Библию, чтобы присягать на ней во время своей коронации. Вплоть до 1825 г. на этой Библии, лежащей в Реймсском соборе, присягали все французские короли. Главным же достижением эпохи Ярослава было издание Русской правды – единого свода постоянных законов, регулирующих гражданские отношения людей и устанавливающих ответственность за преступления на всей обширной территории Руси. Русская правда, впоследствии неоднократно дополнявшаяся другими киевскими князьями, в эпоху ордынского ига сокращенная в связи с распространением под татарским влиянием и в связи с усилением княжеской власти новых правовых норм, служила основным источником правоотношений на Руси фактически вплоть до формирования Московского государства (России). Ярослав умер в 1054 г. в возрасте более 70 лет, посадив своих сыновей наместниками в разных провинциях Руси, завещав им сообща беречь Русскую землю и почитать старшего брата Изяслава как главу рода. Изяслав стал князем киевским, то есть, великим (верховным) князем Руси после смерти отца. Согласно установлению Ярослава, великокняжеский престол передавался от одного главы рода Рюриковичей к другому, то есть, великим князем был старший мужчина в роду. Если у великого князя были братья, то престол после его смерти занимал старший из них. Если не было – престол мог перейти к его сыну, племяннику, в общем, к самому старшему из родственников.
Первые двадцать лет после смерти Ярослава Рюриковичи жили в мире и согласии, строго выполняя заветы мудрого князя. Этому
способствовало и то, что вскоре из Великой Степи стала угрожать новая опасность: с территории Средней Азии в степи восточной Европы прибыла очередная волна воинственных кочевников, которые начали вытеснять живших здесь прежде печенегов. Кипчаки, которых русские называли половцами (предположительно, от «полова – солома», о точном происхождении слова ученые до сих пор спорят), наполнив европейские степи, почти на два века захватили в них абсолютное господство, оставили в наследие после себя весьма насыщенную степную культуру и язык, оказавшие значительное влияние на культуру современных ногайцев, татар, казахов, ряда народов Кавказа. Но для Руси они стали очень опасным противником, оспаривавшим у нее влияние на выходы к южным торговым центрам, подвергавшим опустошительным набегам сами русские земли. С того времени и вплоть до монгольского нашествия вся история Руси шла под знаком постоянной борьбы с кипчаками. Конечно, длительное соседство способствовало и тому, что с какими-то кипчакскими племенами Русь поддерживала мирные торговые отношения, даже заключала военные союзы против общих врагов. Однако половцы – прекрасные стратеги, обладавшие превосходной по тому времени боевой тактикой, грабительские набеги считали одним из главных средств существования. Пока русские мирно торговали с одним степным племенем, другое седлало коней, вооружалось саблями – уступавшими русским мечам по силе удара, зато гораздо более удобными в обращении, и стремительно двигалось на русские села и города за добычей. Неожиданные нападения воинов Степи могли произойти в любое время. Впервые кипчаки напали на Русь в 1061 г., разгромив войско сына Ярослава князя переяславского Всеволода. Длившаяся почти два века борьба Руси с половцами шла с переменным успехом; русские тогда еще не освоили степной быт и земли кочевников для них ценности не представляли, половцы же, не имевшие единой власти, разобщенные по племенному признаку, при всем своем воинском искусстве не могли ни сокрушить Русь, ни отвоевать куска ее территории, а только ее грабили. Беспрестанные войны с кипчаками стали причиной того, что даже после вступления Руси в период своего культурного и политического расцвета, утихания внутренних племенных разногласий (выгоду от объединения и
экономического развития страны почувствовали все, даже прежде мятежные славянские племена) военное дело оставалось важной частью восточнославянской культуры и быта. Выстроенную еще первыми русскими князьями укрепленную линию на границе с Великой Степью потомкам Ярослава пришлось уплотнить еще более. От Карпат до Оки протянулась частая цепь деревянных крепостей; заметив угрозу нападения, на специальной вышке при одной крепости разжигали сигнальный костер, свет или дым от которого был виден из соседней крепости. Так по цепочке стражи Русской земли оповещали друг друга об опасности. Часть
гарнизона древнерусской крепости состояла из отряда княжеских или боярских дружинников – конников, одетых в кольчуги и вооруженных копьями и мечами. Они составляли главную ударную силу войска, атакующую вражеские ряды. Другую часть гарнизона составляли вои – ополчение из местного простого населения, вооруженные большей частью тяжелыми боевыми топорами и щитами. Вои выполняли оборонительные функции, в их задачи входило останавливать мощный и стремительный натиск кочевой конницы, после чего уже переходила в контратаку дружина.
В 1072 г. братья Ярославичи предприняли редакцию изданной их отцом Русской правды. Важным изменением стала полная отмена института кровной мести, окончательная замена ее выкупом за пролитую кровь. Впрочем, под единой государственной властью, в связи с повышением общего уровня жизни на Руси родоплеменные отношения славян уходили в прошлое. Влияние рода падало, возрастала роль соседской общины и власти княжеских наместников. Это само по себе исключало принцип кровомщения. Вскоре после редактирования свода законов между братьями начались споры за верховную власть. В 1073 г. третий сын Ярослава Святослав, князь черниговский, сверг и изгнал из страны Изяслава, который был вынужден затем долго скитаться по Европе, пока после внезапной смерти мятежного брата не вернулся в Киев, где прежде тоже участвовавший в заговоре против него, но затем раскявшийся Всеволод Ярославич вернул ему великокняжеский престол. Однако
затем против Изяслава подняли мятеж племянники – Олег Святославич и Борис Вячеславич. В 1078 г. в битве на Нежатиной Ниве около Чернигова киевская дружина разбила войско мятежников, однако сам Изяслав в этом сражении погиб. Занявший киевский престол Всеволод практически все свое правление сражался со вновь и вновь вспыхивашими мятежами, которые провоцировал мечтавший захватить киевское княжение сын Святослава Олег. Частые междуусобные войны князей Рюриковичей были печальной особенностью древнерусской истории, не исчезнувшей ни в период расцвета Руси, ни в последующие времена, даже во время ордынского ига. Обычай наследования престола старшим в роду был не по нраву многим князьям, которые, вкусив прелести власти и богатства, взирали на Византию и другие европейские государства, где власть передавалась от отца к сыну, мечтали о введении такого же порядка на Руси. Но при этом каждый хотел, чтобы верховными правителями Русского государства были именно его потомки. Князья, правившие в русских провинциях, назначались киевским князем и потому чувствовали себя временщиками, которые могли быть в любое время смещены, не были уверены, что их сыновья получат достойное место в государственном управлении: ведь не факт, что киевский князь назначит после их смерти на княжение в их области какого-нибудь другого представителя рода.
Выступать против братьев князей далеко не всегда побуждали только личные амбиции. Русские князья не были абсолютными монархами: на их решения сильно влияли требования общины городов – центров возглавляемой ими земли. Нередко великий князь был вынужден назначать в области именно того наместника, которого желало видеть ее население. Если население провинции было недовольно политикой Киева, оно побуждало к выступлению против главы государства своего – удельного, князя. Городские общины были реальным двигателем внутренней политики на Руси.
Во главе государства стоял великий – киевский, князь. В зависимых от Киева княжествах – уделах, правили назначаемые киевским князем удельные князья. Административным центром каждого княжества был город, защищенный деревянной стеной. В центре главного города находилась деревянная или каменная крепость – кремль, за стенами которого находилось жилище князя или наместника, куда прятались горожане в случае, если врагам удавалось прорваться за внешнюю городскую стену. Вне кремля располагался посад – жилища простых горожан, занимавшихся, главным образом, различными ремеслами. В городе находился, в зависимости от его размеров, один или несколько храмов, где горожане
совершали богослужения. Многие города имели школы, где местные дети обучались грамоте и основам христианской религии. Была рыночная площадь – торг, где продавали свои товары как сами горожане, так и приезжающие в город жители сел и деревень, ездившие по разным землям торговцы, в том числе иноземцы. Была также площадь для вече – городских собраний, на которых решались важнейшие общие дела горожан. Население на вече сзывали ударами в особый колокол. Часто на таких собраниях случались жаркие споры, даже жестокие потасовки между группами горожан, имеющими разные интересы. Внутрення застройка города не имела строгого порядка, улицы были очень узки и тесны. Поскольку почти все строения возводились из дерева, нередким явлением были опустошительные пожары в городах. В одном княжестве бывало несколько городов. Для управления другими городами князь назначал тиунов – местных администраторов. Кроме того, в городах существовали выборные должности – тысяцких – командиров городских ополчений и городских судей. Подобная организация городского уклада жизни, отличавшаяся выраженной демократичностью традиций, в то время существовала и в других странах Европы. Общественные и государственные традиции Древней Руси, вообще, гораздо более напоминали общеевропейские, чем традиции Московского государства, в котором уже установилось резко авторитарное правление. Жители города назывались гражанами или гражданами.
Однако большинство населения Древней Руси жило в сельской местности. В долинах рек, где имелись необходимые для хозяйствования пахотные, пастбищные и лесные угодья, располагались села – крупные поселения в десятки дворов, и деревни – мелкие поселения в один или несколько дворов. Население страны, покрытой преимущественно густыми лесами, имело небольшую плотность, и города большей частью соответствовали по размеру современным крупным поселкам. Селяне жили в сложенных из бревен жилищах – избах, имеющих двускатную крышу. Окна затягивались пузырем – плотной прозрачной пленкой из требухи животных. К избе пристраивались хлев, клети – постройки для хранения хозяйственных продуктов и принадлежностей. Постройки сами по себе образовывали стены вокруг выложенного деревом двора. Жилища горожан были похожи на жилища селян, но при них меньше было хозяйственных построек. В избе устанавливалась глиняная или земляная печь, дым от которой уходил через отверстие в потолке (топка по-черному). От этого жилища простого народа Древней Руси по нашим меркам могли казаться внутри не очень опрятными, запачканными сажей, зато дым хорошо убивал в жилище болезнетворных микробов. Конечно, о микробах древнерусские люди преставления не имели, но связь между окуриванием жилища и здоровьем его обитателей хорошо замечали. Внутреннее убранство избы состояло из деревянных лавок вдоль стен, стола для приема пищи, табуретов. Из дерева изготовлялась и значительная часть посуды, тары для хранения продуктов: деревянные ковши, кадки, ведра, бочки. При сельском доме находился огород, где выращивали капусту, лук, горох, но больше всего – репу, составлявшую важную часть рациона жителя Руси. На полях сеяли в основном рожь, также ячмень и овес, лен, из которого ткали материал для шитья одежды. Землю часто рыхлили вручную с помощью сохи. В районах, прилегающих к Степи, сельские жители выходили на работу в поле при оружии – с длинными дубинами или рогатинами, чтобы отбиться от возможного нападения половцев-разведчиков. Тем не менее, прекращение с объединением под властью государства межплеменной вражды позволило селянам гораздо больше времени отдавать теперь своему хозяйству, и присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор грибов, ягод и орехов, играли теперь хотя и еще важные, но уже вторые роли в жизни большинства славян.
В рассматриваемый период на Руси сложился выраженный феодальный строй. Князь правил своей землей, опираясь на родовую аристократию – бояр, которые руководили войском на местах, при этом могли иметь собственные дружины, заседали при князе в качестве советников, заведовали различными сторонами государственного управления. Бояре имели свою отчину или вотчину – земельное владение, где проживало содержавшее их население. Для князя роль вотчины играла вся вверенная ему земля. Князя содержал работавший на него сельский люд – смерды, которые изначально были лично свободными, но затем постепенно превратились в крепостных крестьян. Смерды были подсудны исключительно князю. Существовало рабство. Рабы делились на две категории: челядины – военнопленные, захваченные в походах, и холопы – попавшие в зависимость русские люди. Обыкновенно в холопы заимодавцу попадали должники, не сумевшие расплатиться. Эта система называлась кабалой. Рабы обслуживали дом и дворовое хозяйство князей и бояр. Знатные люди жили в больших деревянных домах, похожих на дворцы – теремах, внутреннее помещение которых было разделено на комнаты. Обыкновенно терем имел два этажа, верхний из которых назывался горницей.
Обстановка в древнерусском тереме
В древнерусских городах трудились зодчие – архитекторы, под руководством которых возводились терема и церкви, каменотесы, ювелиры, иконописцы. В Европе получили славу так и прозванные «русские» замки, которые очень трудно было взломать. Современники восхищались искусством русских златокузнецов. Работа ремесленников была очень сложной и кропотливой, требовала огромного терпения, так как осуществлялась вручную. До XII в. ремесленники трудились на заказ, и только затем стали производить товары для массовго сбыта. Важным изобретением русских мастеров стало письмо по бересте – тонкому верхнему слою березовой коры. Оно позволило широко использовать письмо в быту не только знатным людям и представителям духовенства, но и простому городскому люду. Археологи обнаруживали куски бересты даже с такими текстами, как записка с предложением руки и сердца возлюбленной.
В 1097 г. после очередной кровавой междуусобицы князья Руси по инициативе сына Всеволода Ярославича Владимира Мономаха собрались на съезд в крепости Любеч. На съезде они постановили во избежание дальнейших смут закрепить за каждым в наследственное владение его удел («Каждый да держит отчину свою»). С того времени каждый князь считался постоянным правителем в своем княжестве и назначая своих сыновей наместниками в его отдельных областях. После его смерти каждый из княжеских сыновей мог требовать закрепления земли, данной ему в наместничество, тоже в качестве своего постоянного владения и так далее. Теперь у князей, знавших, что их удел никуда от них не денется, было меньше поводов для захвата великокняжеской власти в Киеве. На некоторое время это дало свои плоды и позволило русским князьям прочно объединить усилия в борьбе с общим врагом – кипчаками-половцами. Но затем развился неконтролируемый процесс дробления княжеских уделов на все более мелкие владения. Русь вступила в период феодальной раздробленности, когда каждый князь стал фактически независимым правителем в своей земле, а власть великого – киевского, князя за пределами собственно Киевского княжества – лишь номинальной. И даже это полностью не прекратило усобиц, так как киевский престол все равно привлекал своим престижем как суливший большее богатсво и международное уважение. Еще случалось, что кто-нибудь из удельных князей пытался захватить власть и в Киеве. Наступивший новый период существования древнерусского государства характеризовался резким падением внешнеполитического могущества Руси и в конечном итоге привел к ее неспособности противостоять новой обширной и могущественной державе, границы которой в XIII в. вплотную придвинулись к ее южным рубежам – Монгольской империи.
2 657
history-thema.com
Средневековые цивилизации Запада и Востока
РАСЦВЕТ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Как внутренняя, так и внешняя политика князя Владимира существенно отличалась от политики его предшественников. Основные его усилия направлены на консолидацию территории и укрепление властных структур Древнерусского государства. Он решительно уничтожает последних независимых скандинавских правителей в Полоцке, присоединяет новые регионы на западе (Перемышль, Червенские города, Среднее Побужье), усмиряет восставших радимичей и вятичей, создает систему оборонительных линий вдоль южных рубежей Руси, страдавших от нападений печенегов. Впервые в его деятельности важное место занимает формирование общерусской государственной идеологии. Видимо, в его правление формируется династическая легенда о происхождении княжеского рода от Рюрика — первого «легитимного», пришедшего к власти по договору, правителя в одной из важнейших областей Руси. Идеологической консолидации государства служит и попытка укрепить позиции язычества: по рассказу летописцев конца XI–XII в. (его достоверность подвергается сомнению), Владимир учреждает языческий пантеон в Киеве, объединивший богов балто-славянского (Перун — глава пантеона), славянского (Велес, Мокошь, Даждьбог) и иранского (Хоре, Симаргл) происхождения. Следующим шагом в этом направлении, имевшим непреходящее значение для дальнейшего развития Руси, стало принятие Владимиром христианства как официальной государственной религии. Это событие отразилось в ряде преданий, включенных как в летопись, так и в жития св. Владимира.
Летописное «Сказание о выборе вер» повествует о приходе к Владимиру представителей четырех вероисповеданий: мусульманина из Волжской Булгарин, иудея из Хазарии, христианина-«немца» из Рима и христианина, «присланного от грек». Выслушав рассказы каждого о своей религии (в «Речи философа»-грека кратко изложена библейская история и основы христианской догматики), Владимир вместе с боярами выбирает восточное христианство. Этот выбор был обусловлен всей предшествующей историей Руси с ее ориентацией на Византию и южных славян, с которыми она находилась в тесных политических, экономических и культурных связях. Истории собственно крещения Владимира посвящена «Корсунская легенда»: Владимир захватил византийский город Корсунь в Крыму (античный Херсонес, в черте совр. Севастополя) и потребовал от императоров-соправителей отдать ему в жены их сестру Анну. По настоянию византийской стороны, Владимир в 988 или 989 г. принимает крещение в Корсуни и затем женится на Анне. Вернувшись в Киев, Владимир разрушает языческое святилище, на месте которого воздвигает христианский храм («Десятинную» церковь Богородицы) и заставляет под угрозой силы киевлян принять новую веру, а в Новгород отправляет своего дядю Добрыню для крещения новгородцев («огнем»).
Принятие Владимиром христианства проходило в исключительно благоприятных для Руси обстоятельствах: византийский император Василий II Болгаробойца остро нуждался в военной помощи для подавления внутреннего мятежа и в нарушение строжайших византийских традиций согласился отдать замуж за «варвара» багрянородную принцессу, что заставило византийские власти максимально ускорить организацию русской церкви: почти сразу была учреждена митрополия в Киеве с подчиненными ей епархиями в Новгороде, Белгороде, Полоцке и Чернигове; к концу XI в. уже насчитывалось девять епархий. Однако христианство далеко не сразу распространилось на Руси: на протяжении первого столетия оно постепенно охватывало лишь верхушку общества и горожан. Лишь к концу XIII в. оно укоренилось в сельской местности.
Принятие христианства сыграло важнейшую роль в консолидации государства: оно конфессионально объединило разноэтничные народы, вошедшие в состав Древней Руси, идеологически легитимизировало княжескую власть Рюриковичей и поддерживала ее своим авторитетом. Не меньшее значение христианизация имела и во внешнеполитическом плане: Русь вошла в семью христианских народов Европы, стала полноправным партнером в системе европейских политических связей, обрела доступ к сокровищнице европейской культуры.
Внутриполитическая стабильность, которой стремился достичь Владимир, разместив в крупнейших городах своих многочисленных сыновей в качестве посадников, была нарушена после его смерти 15 июля 1015 г. Согласно летописному рассказу, Святополк, «сын двух отцов» (беременная вдова Ярополка Святославича, убитого по приказу Владимира, была взята им в жены) и главный претендент на киевский стол, устранил своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава, первому из которых Владимир, видимо, намеревался передать власть. Сидевший в Новгороде Ярослав, сын Владимира и полоцкой княжны Рогнеды, узнав об убийстве братьев, выступил против Святополка и после битвы у Любеча (1016 г.) вынудил его бежать. Однако в 1018 г. при поддержке своего тестя, польского короля Болеслава I Храброго
Святополк захватил Киев, а Ярослав вернулся в Новгород, где собрал новое войско, подкрепленное отрядом варягов, присланных из дружественной ему Швеции. В битве на р. Альта (1019 г.) Святополк потерпел сокрушительное поражение и бежал (обстоятельства его смерти неизвестны). В Киеве вокняжил Ярослав.
Начало его правления не отличалось спокойствием: в 1023 г. с претензией на киевский стол выступил княживший в Тмуторокани его брат Мстислав Владимирович (ум. 1036 г.). Ярослав в это время находился в Новгороде, но киевляне отказались впустить Мстислава в Киев, и он сел в Чернигове. Попытка Ярослава изгнать Мстислава в следующем году окончилась неудачей: он потерпел поражение в битве возле Листвена в Черниговской земле и бежал обратно в Новгород. Лишь в 1026 г. по предложению Мстислава был заключен мир, по которому Южная Русь была разделена: Киев с Правобережьем остался за Ярославом, Чернигов с Левобережьем — за Мстиславом. Смерть Мстислава в 1036 г. оставила Ярослава Владимировича единственным правителем Руси.
Княжение Ярослава Владимировича Мудрого (ум. 1054) — эпоха завершения процессов становления Древнерусского государства. В это время происходят кардинальные изменения практически во всех областях общественной жизни Руси. На смену дружинной форме управления государством, еще сохранявшейся при Владимире, приходят властные институты со специализированными функциями. Силовые методы борьбы за власть уступают место договорным разделам княжений, которые в последующем станут предметом соглашений на княжеских съездах. Происходит первая запись правовых норм — в 1015 г. Ярослав дает новгородцам «Правду Русскую» («Правду Ярослава»). Первый русский судебник был предназначен для ограниченного круга субъектов права — свободного городского населения, но уже через полвека он дополняется нормами, охраняющими княжеское хозяйство («Правда Ярославичей»).
В эпоху Ярослава создается государственная идеология: устанавливается общерусское прославление свв. Бориса и Глеба как небесных покровителей династии Рюриковичей и всей Руси, возникает концепция богоданности княжеской власти. Укрепляется материальное обеспечение церкви (десятина с княжеских доходов была установлена еще Владимиром): Ярослав предоставил церкви право взимания штрафов по делам, подпадавшим под церковную юрисдикцию. В своем церковном уставе Ярослав впервые законодательно разграничил сферы светского (княжого) и церковного права, передавая церковному суду юрисдикцию по вопросам семьи и брака, преступлений против нравственности, проявлений язычества и прочего; ей также подлежали духовенство и «церковные люди» (миряне, служившие в церкви, сироты и вдовы и т. п.). Ярослав делает первую попытку ослабить зависимость древнерусской церкви, подчиненной Константинопольскому патриархату, от Византии. В 1051 г. киевским митрополитом впервые стал русский священнослужитель Иларион, поставление которого состоялось, вопреки церковным нормам, не в Константинополе, а на соборе русских епископов. Написанное им незадолго до этого «Слово о Законе и Благодати» обосновывает права Руси на равенство среди других христианских народов. Возникают и получают княжескую поддержку монастыри, прежде всего Киево-Печерский, основанный, по преданию, Антонием и занявший главенствующее положение в культурной жизни Руси во второй половине XI в. В нем и в других монастырях осуществляются переводы византийских сочинений, как богословских, так и исторических, на древнерусский язык, закладываются основы летописания, создаются первые литературные произведения.
При Ярославе проводится масштабная перестройка Киева по константинопольскому столичному образцу с храмом ев. Софии, Золотыми воротами и пр. В Киеве, как и в других крупнейших центрах государства, строятся новые оборонительные сооружения, возводятся соборы и церкви, в первую очередь кафедральные Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
Чрезвычайно расширяется круг международных контактов Руси: более или менее прочные отношения связывают молодое государство и со старыми, традиционными партнерами: Византией, Швецией и (после периода военного противостояния) с Польшей, а также с новыми партнерами — Данией, Норвегией, Германией, Францией и Венгрией. Радикально меняется характер и направление внешней политики Руси. Многочисленные, но личностные, не объединенные едиными целями контакты с Византией, Болгарией и Скандинавскими странами перерастают в систему межгосударственных отношений, в которых доминанта переносится с Византии на Запад и Север. Переориентация внешней политики диктовалась обстановкой начального периода правления Ярослава: необходимостью обеспечить себе союзников в борьбе со Святополком и поддерживающей его Польшей. Германия и Дания выступали естественными противниками Польши, Швеция была связана с Ярославом как издавна сложившейся традицией, так и новыми родственными узами — в 1019 г. Ярослав женится на дочери шведского конунга Ингигерде (в крещении Ирине). Разнообразнее становятся формы теперь уже межгосударственных отношений. Военно-политические и торговые контакты осуществляются через обмен посольствами, подвергаются регламентации и становятся предметом договоров (древнейший из известных нам, хотя его текст и не сохранился, с Норвегией 1024–1027 гг.), заключаются многочисленные династические браки: к концу своего правления Ярослав оказывается в родственных отношениях с правителями Швеции, Византии, Польши, Франции, Дании, Венгрии и Норвегии. Имя Ярослава становится широко известно в Европе.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Расцвет Древней Руси - История России
з 4. Расцвет Древней Руси
Вскоре после принятия христианства Владимир Святославич ввел новую систему управления Древнерусским государством. Владимир посадил своих сыновей наместниками в Новгород, Полоцк. Туров и Ростов. Сам князь остался в Киеве. Наместники управляли княжествами и собирали дань, значительную часть которой отправляли в Киев.
Княжения занимались сыновьями Владимира в порядке старшинства. Самым почетным и важным - после Киевского - было Новгородское княжение. Его занимал старший из братьев. Младший брат княжил в наименее важном и значимом княжестве. Если старший брат умирал, его место занимал следующий по старшинству князь, а все остальные переходили на освободившиеся более почетные княжения. Они как бы поднимались на одну ступеньку по лестнице (такую систему распределения княжений принято называть лестничной). Нарушение ее было возможно в случае смерти одного из младших княжичей. Ему наследовали собственные сыновья и внуки. При этом княжение, которое он занимал, выпадало из общей системы распределения княжеских престолов. Так произошло после смерти второго по старшинству Владимировича - Изяслава. В итоге Полоцкое княжество закрепилось за потомками Изяслава и по сути первым вышло из состава Древнерусского государства.
В 981 г. Владимир отвоевал у Польши Червенские города (Перемышль и др.), затем покорил вятичей, ятвягов и радимичей. Удачно складывалась борьба киевского князя с печенегами. Цепь укрепленных пунктов на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сула позволила отодвинуть границу на юг и юго-запад.
"Лествичная система" действовала только при жизни главы правящей династии - князя Киевского. Еще в 1014 г. княживший в Новгороде Ярослав Владимирович прекратил выплату в Киев положенной части новгородской дани. В ответ Владимир решил наказать непокорного сына. Но подготовку к походу на Новгород прервала смерть киевского князя в 1015 г. Между сыновьями Владимира началась кровопролитная борьба за власть. В ней победил Ярослав, занявший в 1019 г. киевский престол. Ему не удалось осилить лишь Мстислава Тмутараканского. В результате Русская земля была поделена между братьями по Днепру. Однако после смерти Мстислава Ярослав вновь объединил всю державу.
С именем Ярослава, вошедшего в историю под прозвищем Мудрый, связывают дальнейший расцвет Древней Руси. Князь решительно пресекал все распри, стремясь упрочить новые отвечающие интересам государства порядки, творил суд и издавал законы. Летописцы не случайно назвали его "самовластием" - Ярослав воспринимался современниками уже не как первый среди князей, а как государь, самовластный правитель.
Особенно покровительствовал Ярослав церкви. При нем Киев превратился в один из крупнейших европейских городов. С появлением в городе храма св. Софии, Золотых ворот, монастырей святых Георгия и Ирины столица Древнерусской державы в основных чертах повторила святые места Константинополя. Тем самым бросался вызов могущественной Византийской империи; Киев осмеливался претендовать на роль центра христианского мира, вместо утративших эту функцию "ветхого" Иерусалима и даже Константинополя.
Мысль о переходе центра мира на Русь, которая ответственна за судьбы всех православных христиан, надолго стала идеей, сплачивавшей древнерусские земли. Она объясняла необходимость и цель существования Древнерусского государства. С этой идеей в дальнейшем будут сверять свои действия древнерусские правители и их подданные.
С именем Ярослава связан первый писаный закон Древнерусского государства - "Русская правда". Древнейшая часть ее, так называемая "Правда Ярослава", регламентировала имущественные отношения и отношения внутри княжеской дружины. Законодательство Ярослава формировало представления о значимости княжеского права, идущего на смену обычному праву, в том числе и таких его архаичных проявлений, как институт кровной мести. "Правда Ярослава" еще не отменяет, а лишь ограничивает кровную месть. Но разветвленная система штрафов уже лишает дальних родственников права мстить виновным за погибшего сородича, нанося тем самым невосполнимый удар по родоплеменным представлениям.
Стремясь предотвратить усобицу между своими сыновьями, Ярослав перед смертью (1054 г.) разделил между ними русские земли. Князья заняли престолы согласно старшинству. Старший, Изяслав, стал князем Киевским и Новгородским. Святослав был посажен в Чернигов, Всеволод - в Переяславль, Игорь - во Владимир, Вячеслав - в Смоленск. Ярослав завещал сыновьям жить в мире, "не преступать предела брата". Все должны были подчиняться киевскому князю и почитать его как отца. Тот, в свою очередь, должен был защищать братьев как старший князь. Сохраняя первенство Киева, новая система призвана была предотвратить возникновение конфликтов между князьями. Однако дальнейшие события показали, что внесенные изменения не принесли стабильности.
В новых условиях возросла роль общин главных городов. Последние обязывали князей править и судить "по ряду" - договору. В случае его нарушения вече могло изгнать неугодного князя и призвать нового. Так случилось в 1068 г., когда жители Киева отказали не сумевшему защитить их князю Изяславу. Вече санкционировало возведение на престол полоцкого князя Всеслава. Позже Изяслав с помощью поляков вернул свое княжение.
Старшие Ярославичи продолжили законотворческую деятельность отца. "Правда Ярославичей" - это новый закон, который прежде всего защищал княжескую собственность. Устанавливались штрафы за кражу хлеба, скота, сена, дров, лодок, за вторжение в охотничьи угодья и за иные имущественные преступления. Убийство княжеского тиуна каралось по новому закону или смертью, или огромным штрафом, разорявшим сразу всю деревню. "Правда Ярославичей" вошла в состав "Русской правды", отразив более зрелую стадию общественных отношений.
Развернувшаяся ожесточенная борьба уже почти не прекращалась, втягивая в водоворот новое поколение князей - внуков Ярослава. Князья все чаще прибегали к помощи половцев, которые обосновались после разгрома печенегов в южнорусских степях. Половецкие ханы выступали не только союзниками русских князей в их усобицах, но и сами совершали самостоятельные набеги, разоряя русскую землю.
Князья осознали губительные последствия распрей: "Зачем губим русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают..." Масштабы разорения заставили русских правителей заняться поисками мирного решения вопросов о власти. Князья начали собираться на снемы (съезды). В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношений между князьями. Теперь каждый князь должен был управлять только своей "отчиной". Тем самым отменялся прежний принцип занятия престолов, основанный на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской земли. Отныне старый порядок сохранялся только в пределах отдельных княжений. Старшинство больше не играю решающей роли и на смену "лествич-ной" системе пришло наследственное династическое правление. Русские земли были окончательно распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей. "Старший", киевский, князь перестал нести ответственность за соблюдение порядка в стране. Против нарушителя договора с этого времени должны были выступать все князья, присутствовавшие на съезде.
Новый порядок управления не принес спокойствия на Русскую землю. Княжеские усобицы сопровождались разорением сел и городов, захватом пленных, поборами. Южные города и поселения страдали от постоянных набегов половцев. Даже походы против кочевников тяжким бременем ложились на плечи простых людей. В 1113 г. в Киеве внезапно умер князь Святополк. Сразу же разгорелась борьба за столичный престол между князьями, среди которых был и Владимир Мономах, и сыновьями покойного Святополка. Каждый из претендентов на престол пытался найти поддержку у горожан. В городе начался бунт. Восставшие разгромили дворы тысяцкого Путяты, ростовщиков, купцов, осадили даже княжеские палаты. Должники перестали отдавать долги и выплачивать проценты, холопы вышли из повиновения своим господам. По призыву митрополита Никифора, которого поддержали жители города, на киевский престол был приглашен Владимир Мономах, княживший в своей "отчине" в Переяславле. Беспорядки в Киеве прекратились.
Владимир Мономах осознал необходимость в уступках, призванных снизить накат социальных противоречий. Новый закон - "Устав Владимира Всеволодовича" - заметно облегчат положение простых людей: был снижен ростовщический процент, который брали заимодавцы с должников-закупов. Закупы получили право уходить с господского двора на заработки. За несправедливое наказание закупа господин обязывался платить штраф, еще больший штраф взимался за самовольное обращение закупа в полного холопа. Устав Владимира Мономаха вошел в состав "Русской правды".
Владимиру Мономаху удаюсь организовать несколько совместных походов русских князей на половцев. Особенно удачным оказался поход 1111 г. Вместе с союзниками-князьями Мономах вторгся далеко в глубь степей. В решающем сражении на р. Сольнице (приток Дона) орда хана Шарукана была разбита наголову. Остатки побежденных отступили от русских границ.
Борьба с общим врагом сплотила князей вокруг Владимира Мономаха. Авторитет и могущество его стати столь высоки, что утверждение Мономаха на киевском престоле было признано другими князьями. Новому великому князю Киевскому удаюсь на время приостановить распад Древнерусского государства: в Новгород, Смоленск, Ростов и Суздаль Владимир Мономах посадил своих сыновей, беспрекословно признающих власть отца. Опасались противиться воле Мономаха и другие князья-родственники.
После смерти Мономаха в 1125 г. его сыну Мстиславу Великому еще удавалось удерживать князей в повиновении. Это был энергичный князь, достойный преемник отца, который, по словам летописца, "много пота утер за Землю Русскую". С его смертью в 1132 г. период единовластия закончился. Древняя Русь стала рассыпаться на самостоятельные уделы.
geum.ru
Расцвет Древней Руси. Хронология российской истории. Россия и мир
Расцвет Древней Руси
1019–1054 Правление Ярослава Мудрого
Борьба Ярослава со Святополком продолжалась несколько лет, причем Святополк пользовался помощью своего тестя – польского короля Болеслава Храброго, который был сам не прочь захватить Киев. Лишь в 1019 г. Ярослав разбил Святополка в битве при Альте. Прямо на месте битвы Святополка (вероятно, от страшного нервного потрясения) разбил паралич, и вскоре он умер, и из могилы его, с удовлетворением отмечал беспощадный к Святополку летописец, «исходит смрад ужасен». Но едва Ярослав, как сказано в летописи, «утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик», как войной на него пошел другой его брат – Мстислав Удалой из Тмутаракани. В отличие от хромого и тщедушного Ярослава, Мстислав славился силой, был «могуч телом, красив лицом, с большими глазами, храбр на ратях». Ярослав вновь бежал в Новгород и опять, как в прежние годы, стал набирать в Скандинавии дружину. Впрочем, победив Ярослава, Мстислав не сел на киевский престол, а предложил Ярославу разделить владения: земли по левому берегу Днепра оставить ему, Мстиславу, а правобережье отдать Ярославу. Ярослав согласился. Так на Руси появилось два правителя – Ярослав и Мстислав Владимировичи, и наступил наконец мир. В летописи появилась редчайшая в неспокойной русской истории запись: «В год 6537 (1029 г. – Е. А.) мирно было». Двоевластие сохранялось десять лет. Когда в 1036 г. Мстислав умер, Ярослав стал править уже всей Русью. Ярослав известен в истории как книжник. Недаром его назвали «Мудрым», т. е. ученым, умным, образованным. Этот болезненный, хромой от рождения человек любил и собирал книги, которые для него монахи переводили с греческого на славянский язык и переписывали в особой мастерской. Летописец с уважением писал о нем как о правителе, который читал книги «часто и ночью, и днем». При нем Русь впервые вышла на международную арену. Русь Ярослава с Европой связывали не только торговые, культурные отношения, но и родственные узы правителей. Сам Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа, своего сына Всеволода он женил на Марии – дочери византийского императора Константина Мономаха, сына Изяслава – на Гертруде, дочери польского короля, сын Святослав стал мужем Оды – дочери германского графа. Три дочери Ярослава вышли замуж за европейских монархов. Елизавета была выдана за короля Норвегии и Дании, Анастасия – за венгерского герцога Андрея, который с помощью Ярослава занял королевский престол, а после гибели мужа правила Венгрией. Больше других известна Анна Ярославна, ставшая французской королевой в 1051 г., выйдя замуж за Генриха I. После смерти мужа в 1060 г. она стала регентшей Франции при семилетнем сыне Филиппе I.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Развитие и расцвет Киевской Руси
Киевская Русь – крупнейшее государство средневековой Европы. Сформировалось оно в 9 веке в результате внутреннего развития славянских племен. Киевская Русь сыграла значительную роль в истории восточнославянских народов. На протяжении всего существования государства складывалась древнерусская народность, которая стала этнической основой 3 народов – русского, белорусского и украинского. Объединение славянских племен способствовало развитию экономической, культурной и политической сферы. Киевская Русь занимала ведущее место на международной арене. Тесные контакты были налажены с Чехией, Грузией, Польшей, Францией, Византией, Англией.
Расцвет Киевской Руси
На протяжении длительного периода для крупнейшего государство Европы была характерна раздробленность. Князья не могли прийти к соглашению при решении простых вопросов.
Расцвет Киевской Руси во многом связан с религиозными реформами, которые проводил князь Владимир. Он понимал, что язычество не отвечает интересам такого могущественного государства. Вера в силы природы подразумевала поклонение многим богам. А Владимир решил укрепить свою власть с помощью христианства. Таким образом, население Киевской Руси понимало - если на небе один Бог, то и у них может быть лишь один государь – Владимир. Он принял христианскую веру. Сразу после этого практически всё население получило крещение. С принятием христианства княжеская власть укрепилась.
Расцвет Киевской Руси продолжался и в период правления Ярослава Мудрого. При нем большое внимание уделялось укреплению позиций христианства. Кроме того, культура и просвещение достигли высочайшего уровня. В этот период было переведено большое количество книг с греческого языка на древнерусский. В Новгороде была создана школа, в которой триста учеников учились грамоте. В Киеве при Софийском соборе была основана первая библиотека на Руси. В ней не только переводились книги, но и писались летописи.
Расцвет Киевской Руси характеризовался развитием архитектуры и живописи. Ярким образцом является Софийский Собор. Он не имеет аналога ни в одном государстве. Собор отличается самобытностью. В отличие от архитектурных шедевров того времени, Киевская София не возносилась над землей. В живописи важное место принадлежало фреске и мозаике.
Внешняя политика Киевской Руси
Основными задачами, стоявшими перед Древнерусскими князьями, были:
- защита торговых путей;
- борьба со степными кочевниками;
- укрепление связей с Византийской империей.
В условиях постоянных нападений, угрозы со стороны кочевников князья Руси укрепляли линии обороны. Так, при Владимире были сформированы мощные рубежи на таких реках, как Десна, Сула, Струна. По всей линии обороны были построены крепости, укрепления.
Начиная с 10 века, между Византией и Киевской Русью проходили частые войны. Во многом они были связаны с борьбой за торговые пути, уменьшение пошлин для купцов, усиление могущества. Только в 1046 году два могущественных государства Европы заключили окончательный мирный договор, который был скреплен венчанием киевского князя Ярослава и дочери византийского императора Мономаха.
Князья Древней Руси
Согласно норманнской теории, древние славяне до 9 века жили небольшими племенами без централизованного управления. Затем они пригласили на правление варяжских князей, которые и положили начало образованию древнерусского государства. В этот период земли подвергались нападениям кочевников. В результате один из варяжских князей (Рюрик) погиб. Место киевского князя занял Олег. После смерти Олега править государством стал Игорь.
Большая роль в развитии Киевской Руси принадлежит Владимиру. Он не только объединил все земли, но и принял христианство.
Не менее важное место в истории древнерусского государства отводится Ярославу Мудрому. При нем Киевская Русь достигла своего расцвета: укрепились связи со многими странами мира, произошел рывок в культурной сфере.
После княжества Ярослава Мудрого престол перешел к Владимиру Мономаху, а затем - к Юрию Долгорукому.
Безусловно, при каждом правителе Киевская Русь достигала разного уровня развития, но нельзя отрицать тот факт, что именно при Владимире и Ярославе Древнерусское государство достигло вершины своего развития.
fb.ru
Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром: история
Как ни удивительно, но свое прозвище Мудрый Ярослав получил не при жизни, а только в 60-е годы XIX века. При жизни его называли Хромцом. Как показывают исследования, у него была перерублена нога, следовательно, он хромал. В ту пору подобный недостаток считался признаком мудрости, ума, провидения, поэтому слово «хромец» в качестве прозвища можно было рассматривать как близкое по значению к слову «мудрый». Так и стали называть Ярослава – Мудрым. Деяния этого князя красноречиво говорят сами за себя. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром является подтверждением этим словам.
Объединение Руси
Ярослав не сразу стал правителем Киева, ему пришлось достаточно долго воевать со своими братьями за Киевский престол. После 1019 года Ярослав объединил под своей властью практически все земли древнерусского государства, тем самым способствовал преодолению внутри страны феодальной раздробленности. Во многих областях наместниками стали его сыновья. Так начался расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Русская правда
Важным шагом вперед для внутренней политики Ярослава было составление общего свода законов, который был назван «Русской Правдой». Это документ, который определил общие для всех правила наследственного, уголовного, процессуального и торгового законодательства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром был невозможен без этого документа.
Данные законы способствовали укреплению отношений внутри государства, что в целом способствовало преодолению феодальной раздробленности. Ведь теперь каждый город не жил по своим правилам – закон был общим для всех, а это, безусловно, способствовало развитию торговли и создавало возможность максимально стабилизировать отношения внутри государства.
В законах «Русской Правды» нашло отражение социальное расслоение общества. Например, штрафы за убийство смерда или холопа были в несколько раз меньше, чем выплаты за убийство свободного человека. Штрафы пополняли государственную казну.
Расцвет Киева
Само появление «Русской Правды» было гигантским шагом вперед по пути преодоления феодальной раздробленности, единения разных частей страны. Активно шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что Киев стал поистине центром страны. Развитие ремесел способствовало торговым отношениям. В город стекались купцы, предлагавшие свои товары. Киев богател, и слава о нем разносилась по многим городам и странам.
Сказывался и во внешней политике расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. События в этот период были направлены на укрепление границ, развитие отношений с соседними странами, в первую очередь с Западной Европой. Это повлияло на повышение авторитета государства. Отношения с другими странами вышли на более высокий уровень.
Несмотря на то что набирал обороты расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, исторические события были не только положительными. Русь по-прежнему страдала от набегов кочевников. Но вскоре и эта неприятность была решена. В 1036 году войска Ярослава Мудрого разбили печенегов, которые после этого надолго перестали нападать на Русь. По распоряжению князя на южной границе были построены города-крепости для обороны рубежей.
Династические браки
По разным направлениям шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что ему удалось в 1046 году подписать мирный договор с Византийским государством. Этот документ имел важное значение, поскольку политические и культурные отношения были выгодны для обеих стран. Мирный договор с Византией был подкреплен династическим браком. Всеволод Ярославич женился на дочери Константина Мономаха.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром укреплялся династическими браками детей князя. Безусловно, они способствовали укреплению связей между Киевской Русью и Европой. На немецких принцессах были женаты сыновья Ярослава Мудрого: Святослав, Игорь и Вячеслав. Дочь Елизавета выдана замуж за норвежского принца Гарольда, Анна – за французского короля Генриха I, Анастасия – за венгерского короля Андрея I. Такие династические браки, во-первых, демонстрировали привлекательность Руси для Европы, во-вторых, были полезны и для Киевского государства, так как давали больше возможностей для культурного и экономического развития, способствовали расцвету древнерусского государства.
Распространение христианства при Ярославе Мудром
Годом крещения Руси считают 988 год. Но государство не стало христианским в один год, требовалось достаточно много усилий, чтобы распространить веру по всей стране. И многое для этого было сделано именно во времена княжения Ярослава: в Киеве было построено около 400 церквей, на том месте, где войско Ярослава разбило печенегов, был возведен Софийский собор, храм мудрости и божественного разума, построены соборы в Полоцке и Новгороде, церковь великомученика Георгия и святой Ирины. Именно при Ярославе возникают первые русские монастыри, среди них Киево-Печерский монастырь, в стенах которого стало развиваться летописание, переводились и переписывались книги.
В 1054 во главе русской церкви впервые встал не греческий, а русский митрополит Иларион. Это было необходимо, чтобы сделать русскую церковь независимой от Византии. Написанное им «Слово о Законе и Благодати» в торжественной форме возвещает о том, что христианская вера принесет мир и радость государству.
Просвещение Киевской Руси при Ярославе Мудром
Как рассказывают летописные источники, Ярослав Мудрый владел несколькими иностранными языками, прочитал множество книг. Княжеская библиотека была богатейшей. Именно при этом князе наблюдался расцвет древнерусского государства. Ярослав Мудрый был одним из самых просвещенных правителей Киевского государства.
Начало русского летописания относят именно к годам правления Ярослава Мудрого. По исследованиям, первая летопись была создана приблизительно в 1037 году. На ее основе киево-печерский монах Нестор создал в дальнейшем «Повесть временных лет». Создание летописей преследовало цель объединения Руси вокруг Киева.
Ярославом Мудрым была создана первая общественная библиотека, где все желающие могли взять манускрипт и свободно читать. Князь приглашал из Византии переводчиков, которые переводили древние, преимущественно церковные рукописи. Во многих монастырях образованные монахи занимались переписыванием книг. Богословские и исторические сочинения, книги греческих и византийских авторов распространялись по монастырям, тем самым приобщая Русь к культуре античного мира.
Князь уделял внимание и образованию. При многих монастырях образовывались школы. Ярослав Мудрый сам выбирал юношей в Киеве и Новгороде для обучения в школах. Создавались своеобразные ремесленные училища.
Все эти мероприятия закрепили за князем славу просветителя. Был невероятным расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Кратко исторические события того времени описаны в этой статье.
К сожалению, после смерти князя Киевская Русь постепенно стала приходить в упадок. Но и те мероприятия, которые успел осуществить Ярослав Мудрый, дали Руси очень многое. Время правления Ярослава Мудрого – расцвет Киевской Руси.
fb.ru
1.1.6. Ярослав Мудрый и расцвет Древней Руси. Российская история в лицах
1.1.6. Ярослав Мудрый и расцвет Древней Руси
За весь дореволюционный период во главе страны стояли 75 человек. От Ленина до Горбачева было еще 7 вождей. А затем еще и 2 президента. И только один правитель вошел в отечественную историю как Мудрый. Почему же интеллектуальные качества только Ярослава Владимировича вызвали столь уникальную для российских правителей характеристику современников?
Ярослав родился около 978 г. и умер в 1054-м, прожив 76 лет. Его матерью была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Ярослав княжил в Новгороде, ежегодно собирал дань в размере 3 тысяч гривен, из которых две трети отсылал в Киев отцу – великому князю Владимиру. Ярослав отказался платить дань и нанял отряды варягов для борьбы с отцом. Но Владимир I умер, а Ярослав в результате борьбы с братьями Святополком и Мстиславом стал «самовластцем», как его называет летописец, Русской земли.
Ярослав Мудрый.
Эта борьба потребовала немалых усилий. Великокняжеским столом сначала завладел старший в роду Святополк. Он опасался, что киевляне пригласят популярного в народе сына Владимира I Бориса и, желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил своих трех братьев (Бориса, Глеба и Святослава). Такая же опасность грозила и Ярославу. Он, собрав 40 тысяч новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, двинулся против Святополка, на стороне которого были печенеги. В упорном сражении Ярослав под г. Любечем разбил Святополка, после чего вступил в Киев и занял великокняжеский стол (1016). Ярослав щедро наградил новгородцев и отпустил их домой.
Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, который обрадовался случаю вызвать смуту на Руси и ослабить ее. Вместе с поляками пришли дружины немцев, венгров и печенегов. Сам польский король шел во главе всех этих объединенных войск. Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород. Болеслав отдал Киев Святополку (1017), но сам вскоре ушел из Киева, узнав о новых приготовлениях Ярослава, поскольку потерял много своих воинов-поляков, убитых киевлянами за насилия. Ярослав, опять с помощью новгородцев, с новым большим войском второй раз разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов на р. Альте (1019). Эта победа состоялась на том месте, где был подло и зверски убит князь Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер. Ярослав в 1019 г. стал великим князем Киевским. Только теперь, по смерти Святополка Окаянного, Ярослав прочно утвердился в Киеве. По выражению летописца, Ярослав «утер пота со своею дружиной».
Но за спокойную жизнь Ярославу еще предстояло побороться. В 1021 г. племянник Ярослава, князь Брячислав Изяславич Полоцкий, объявил притязания на часть новгородских земель. Получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав догнал племянника в псковских землях, на р. Судоме, где разбил его, и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость (самостоятельное Витебское княжество с центром в Витебске существовало с 1101 г.).
Вскоре Ярославу пришлось начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом Тмутараканским, который прославился победами над касогами. Этот воинственный князь требовал от Ярослава раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву (1024). Ярослав в то время побывал и в Новгороде, и на севере, и в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде, который на протяжении длительного времени служил Ярославу верной опорой, он собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов под начальством знатного витязя Якуна Слепого. Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена (близ Чернигова) и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав сообщил ему, что признает его старшинство и не добивается Киева. Ярослав не доверял брату. Он воротился лишь тогда, когда собрал на севере под своим началом сильную рать. Ярослав заключил с братом мир у Городца (вероятно, близ Киева): землю Русскую разделили на две части по Днепру. Области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную – к Ярославу (1025). В 1035 г. Мстислав умер. Ярослав стал единовластно править Русской землей («был самовластцем», по выражению летописца). В том же году Ярослав посадил в «поруб» (темницу) брата своего, князя Судислава Псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. В руках Ярослава оказались соединенными все русские области, за исключением Полоцкого княжества.
Ярослав совершил много походов против внешних врагов. В 1017 г. он успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 г. летописи отмечают осаду Киева печенегами в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Ярослав поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого нападения печенегов на Русь прекращаются. Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 г. он ходил на чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера. Он построил здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела (христианское имя Ярослава – Георгий, или Юрий). В 1042 г. Ярослав отправил сына Владимира в поход на Ямь. Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту (1032). На западных границах он вел войны с Литвой, ятвагами и с Польшей. В 1022 г. Ярослав осаждал Брест. В Красной (Червенской) Руси было взято несколько городов. Захваченных польских пленников князь селил по реке Рось в небольших городках для защиты земель от степных кочевников. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 г. Княжение Ярослава ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими купцами. Ярослав, не получив достойного удовлетворения за обиду, послал к Византии большой флот (1043). После упорной борьбы в 1046 г. был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены. Дружественные отношения с византийцами скрепил брак любимого сына Ярослава, Всеволода, с греческой царевной.
Ярослав Мудрый проявил себя выдающимся государственным деятелем. При нем Русь была сильной и единой. Он считается автором «Русской Правды» – целого комплекса юридических документов, отразивших и регулировавших русскую социальную жизнь. При нем переводились с греческого на русский язык многие книги, организовывались школы для начального обучения, возникла своеобразная средневековая академия из «книжных людей» того времени. Летописным центром стал Киево-Печерский монастырь. Ярослав знал 8 языков, много читал не только днем, но и при свечах ночью. Он строил храмы. До наших дней сохранились Софийские соборы в Новгороде и Киеве, пострадавшие во время Великой Отечественной войны и затем восстановленные. В 1051 г. была основана знаменитая Киево-Печерская лавра. В этом же году Ярослав сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу Русской церкви – митрополита Иллариона. В 1010 г. он основал город Ярославль, который сегодня является центром Ярославской области. При Ярославе основан и город Юрьев. Его называли «самовластцем», «каганом» (на восточный лад), а в конце жизни стали называть царем, как византийского императора. Довольно часто Ярослава называли «нарядником», правителем, который заботился о благоустройстве, спокойствии и безопасности своих земель и народа.
Изображение Владимира II на древнерусском знамени.
Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде (в крещении Ирине). Своих сыновей и дочерей он также женил и выдавал замуж за представителей европейских королевских домов. Сестра Ярослава Мудрого Доброгнева была замужем за Казимиром, польским королем. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета стала женой Харальда Сурового, норвежского короля; вторая дочь Анастасия являлась женой Андрея Венгерского; его сын Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха; сын Святослав женат на Оде, дочери маркграфа Штадтского; сын Изяслав женат на Гертруде, дочери маркграфа Саксонского. Анна Ярославна после смерти супруга, французского короля Генриха I, некоторое время управляла страной.
Если о «рейтинге» нашей страны в системе международных отношений в дореволюционный период судить по уровню заключенных браков, то с достижениями в этой сфере Ярослава Мудрого последующие периоды трудно сравнивать. В XIII—XVII вв. мужчины из дома Рюриковичей брали в жены дальних родственниц из того же дома Рюриковичей, а также на «конкурсной основе» отбирали лучших представительниц из числа боярских и дворянских дочерей в период Московского княжества (царства), иногда дочерей знати с Востока и в редких случаях выбирали невест с Запада. Католички не желали принимать православие. Поэтому Романовы в XVIII—XIX вв. брали в жены немецких принцессок-протестанток из карликовых государств. А русским царевнам вообще приходилось туго. Достойные кандидаты находились крайне редко. Для православных также считалось зазорным менять веру. А Ярослава Мудрого в Европе уважали. И религиозные амбиции в первой половине XI в. еще (до раскола христианства на католичество и православие) в 1054 г. не были столь сильны.
Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого он был при жизни изображен вместе с семьей.