История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема I. Славяне в древности. Древнерусское государство. Людины это в древней руси


Тема I. Славяне в древности. Древнерусское государство.

Наибольшее число терминов и понятий данной темы связано с периодом Древней Руси. Необходимо помнить, что многие из этих терминов представляют собой слова, использовавшиеся современниками, а сегодня наполненные в исторической науке фиксированным содержанием. Прежде всего, это относится к названиям различных древнерусских социальных категорий. Большинство из них известно нам из первого свода законов Руси — Русской Правды1. Трактовка некоторых из них и сегодня дискуссионна в исторической науке.

Основные исторические источники.

Важно знать, что трактовка очень многих понятий основывается на анализе текста письменных памятников. Основные среди них — Повесть временных лет и Русская Правда.

Повесть временных лет — это древнейшая из сохранившихся русских летописей, написанная около 1113 г. Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Мы знаем, что Нестор при написании Повести пользовался другими летописями и хрониками, но они не сохранились.

Русская Правда — древнейший свод русских законов. Более ранних писаных законов на Руси не существовало. Первый текст Правды был дан князем Ярославом Мудрым, очевидно, не ранее 1015–1019 гг. и не позднее 1030-х гг. После смерти Ярослава Мудрого текст Русской Правды был дополнен его сыновьями-«Ярославичами» (Изяславом, Святославом и Всеволодом). Последним в ряду древнерусских князей-законодателей стоит Владимир Мономах, дополнивший Русскую Правду сразу после своего вокняжения в Киеве в 1113 г. Русская Правда в основе своей — памятник обычного права, то есть — записанная правовая традиция. Именно поэтому ее нормы действовали очень долго, в течение столетий. Русская Правда сохранилась более чем в ста списках, которые разделяют на три редакции (варианта текста) — Краткую Правду (древнейший текст), Пространную Правду (сформировавшуюся после дополнения свода законов Владимиром Мономахом) и Сокращенную Правду.

Социальные категории.

Студенту необходимо помнить, что древнерусское общество, как и большинство ранних обществ, было пронизано системой патронско-клиентских связей, то есть сложной и многообразной по форме системой социальной зависимости. Суть ее была в том, что хотя зависимый человек и терял часть своей свободы, но получал защиту и покровительство со стороны своего патрона, ибо не мог получить защиты со стороны раннего государства, не знавшего ни полиции, ни прокуратуры, ни правозащитных организаций. Текст и язык Русской Правды отражают массу нюансов такой зависимости.

Так, Русская Правда говорит о холопах. Холопство — это форма полной зависимости. Холоп не мог искать судебной защиты, не мог быть в суде даже свидетелем. За действия холопа отвечал хозяин, который мог наказывать холопа, продать его, даже убить. Однако, Русская Правда говорит и о рядовичах. Ряд по-древнерусски — договор. Таким образом, рядович — человек, зависимый по договору. Зависимость эта, очевидно, по существу холопская. Холопа без договора Правда называет обельным, то есть полным, безусловным холопом. Рядович — это холоп по договору, человек поступивший в холопы добровольно и оговоривший себе определенные права. То есть, если обельным холопом можно было стать за долги, в результате совершения преступления и т.п., то рядович извлекал из своего положения выгоду: его несвобода не была безусловной, а сам он пользовался защитой своего господина. Так называемые «большие холопы» могли выполнять важные поручения своих господ. Так, например, лидер народного восстания начала XVII в. И.И. Болотников был военным холопом князя Телятевского, то есть был командиром вооруженного отряда боярина. Такие «большие холопы» пользовались полным доверием своих господ, но и отвечали перед ними до конца — вплоть до лишения жизни. Холопство оказалось необычайно живучим социальным институтом: оно просуществовало в России до времен Петра I.

К холопам тесно примыкает такая социальная категория как закупы. Закуп — это временная социальная категория. Закуп — это человек, взявший долг (купу) и отдающий его работой. То есть размер долга был так велик, что закуп заранее был уверен в том, что он не сможет вернуть долга, а должен отработать его. Механизм возникновения этой зависимости легко представить. Так, например, в неурожайный год земледелец брал у боярина зерно на сев. Вряд ли он мог рассчитывать на столь большой урожай, чтобы вернуть кредитору зерно. Следовательно, он обязывался боярину работой. Господин мог наказывать закупа. Сбежавший закуп обращался в холопы (похолоплялся). Очевидно, что постепенно становился холопом и закуп, не могший расплатиться по долгу. При этом Русская Правда запрещает наказывать закупа без дела и «спьяна». За это закуп мог получить такое же возмещение, как и свободный человек. Вернувший долг закуп возвращался в прежнее социальное состояние.

Формы зависимости в Древней Руси были многообразны. Договорные грамоты Новгорода с князьями содержат запрет князьям принимать закладников. Очевидно, закладники — это люди, попадавшие в ту или иную зависимость: долговую, договорную и т.п. Для обозначения совокупности различных категорий зависимых людей одного господина использовалось слово челядь.

Не очень ясно историкам содержание термина смерд. Из Русской Правды и других источников мы знаем, что смерды это — земледельцы. Они зависимы от князя и обязаны ему военной службой. В 30–40-е гг. ХХ в. историками была высказана мысль, что смерды представляли собой основное население Руси, феодально-зависимое от князя. Вряд ли это было так: тяжело представить себе, чтобы к XI в. (времени начала истории Русской Правды) киевские князья сумели бы поставить большинство населения в столь жесткую зависимость. В 70–80-е гг. было выдвинуто предположение, что смердами были представители разных восточнославянских племен, покоренных полянами, населявшими область Киева.

Скорее всего, что основная масса лично свободного населения Руси в Русской Правде обозначалась словом люди или людины. Слово «людина», в значении человек, сохранилось в современном украинском языке. Нужно знать, что слова крестьянин в языке Древней Руси не существовало, оно появится позже (см. Тему 3, рубрику «Население»). Свободные земледельцы людины жили сельской общиной — вервью. Вервь была повязана круговой порукой (коллективной ответственностью): так, например, согласно Русской Правде члены верви вместе платили штраф за убийство, если преступление было совершено на территории общины, а преступник не был найден. Сельская община также оказалась очень живучим социальным институтом: на Руси и в России она просуществовала вплоть до начала ХХ в.

studfiles.net

кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика

Разряды зависимых крестьян Древней Руси: кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика

Пахотные земли во времена Руси были основным богатством, главным средством производства. Самой популярной вариацией производственной организации стала вотчинная – владели вотчиной бояре и князья, они получали его от отцов и передавали свои сыновьям. Работали на этой земле крестьяне – смерды, холопы, закупы, рядовичи.

В Киевской Руси наравне со стольными и боярскими вотчинами существовало большое количество фермеров-общинников, пока что никак не зависимых от феодалов. Подобные самостоятельные общины крестьян выплачивали подать в пользу страны князю.

Первой из названных наиболее популярный категорий зависимых крестьян я предлагаю вам рассмотреть смердов. Как известно, смерды – свободные крестьяне-земледельцы, которые обрабатывают государственную землю и платят специальную подать в пользу державы. Смерды по сравнению с другими группами зависимых крестьян находились в довольно выгодном положении – у них была личная свобода, своя земля, эти люди честно трудились и получали вознаграждение, у них не было проблем с местной княжеской властью, если они исправно платили подать, от князя они получали протекторат и имели определенные гражданские и человеческие права. По разным данным, воинская повинность смердов – непосредственное принятие участия в походах в пехоте, или поставка для армии лошадей и продовольствия. Кроме того, эта категория была самой многочисленной на Руси. Именно смерды – основная составляющая сельского населения Киевской Руси в 9-12 веках. Само понятие «смерд», по одной из версий означает – «человек», «свободный крестьянин». Постепенно эти свободные крестьяне-общинники попадали в зависимость от феодалов, утрачивали личную свободу и независимость, «прикреплялись» к земле, и со временем основная масса свободных крестьян превратилась в крепостных крестьян. Развитие социально-экономических отношение привело к тому, что ранее свободная часть населения превратилась в бесправную массу.

Следующей из рассматриваемых нами категорий являются холопы. Этот социальный слой был не такой многочисленный, но холопы также составляли внушительную долю среди сельского населения древнерусского государства. Непосредственно – холопы – зависимая часть населения Киевской Руси. Это часть населения, по своему положению близкая к рабскому. Холопы, в основной своей массе – военнопленные. Также холопами называют крепостных крестьян, которые существовали уже в 9-12 веках на Руси. По самой распространенной теории, слово «холоп» означает «прикрепленный к земле», «закрепленный крестьянин». Положение холопов было ужасным – полное бесправье и рабский труд. Историки утверждают, что Киевская Русь относится к тем государствам, которые в своём развитии практически пропустили период рабовладельческого строя, однако в условиях жизни древнерусского государства можно заявить, что в нем рабовладельческий строй спокойно существовал рядом с феодальным, что является типичным для большинства славянских народов. И в этом нет ничего необычного – какая-то часть населения в любом случае будет наделена меньшими правами, чем другие.

Дальше я предлагаю вам рассмотреть такую категорию населения, как закупы. Закупы – крестьяне, которые находятся в тяжелом материальном и социальном положении, близком к холопскому. Закупов также именуют наймитами. Нельзя сказать, что это люди, продающие свои рабочую силу, скорее это должники, по специальному договору (текст его можно отыскать в «Русской правде») попадают в личную зависимость от так называемого нанимателя. Права закупов сильно ограничены, но, они более защищены, чем холопы, не имеющие совсем никаких социальных прав. Именно попадание в личную зависимость по определенному договору и отличает закупа от обыкновенного пролетария времен капитализма, хотя и тот, и другой продают свою рабочую силу. К социальным правам закупа относится весьма сомнительное право не быть извитым «не за дело», а «просто так». Закуп имеет право отстаивать свои права в судебном порядке и возможность уйти от хозяина при соблюдении определенных условий, обусловленных в подписанном договоре. Закупы также имеют право на собственное имущество, которого они не могут быть лишены насильно. Кроме прав, существуют и обязательства. Например, закупы обязаны выполнять все условия договора и несут ответственность за имущество, инвентарь и скот хозяина. Только в этом случаи они могут рассчитывать на соблюдение всех предписанных прав и свобод.Обычно в закупы, или наймиты, шли крестьяне, не имеющие средств к существованию, и пойти в зависимость было их шансом выжить и прокормить свою семью. Закупы делали различную работу на дворе феодала, по этому признаку их делят на несколько подкатегорий. Если закуп сбежит от хозяина, тот превращает его в холопа.

Категория зависимого населения Древней Руси, которая очень похожа на закупов – рядовичи. До сих пор историки, изучая письменные источники времен древнерусского государства не определили, кто же такие рядовичи. По одной из теорий, подтвержденной выписками из «Русской правды», рядовичи – часть челяди, мелкие служащие в доме феодала. Ещё одна версия говорит, что это смерды, заключившие с феодалом специальный договор («ряд»), по которому они попадали в некую феодальную зависимость и служили хозяину за плату, еду и кров. Это определение приближает рядовичей к закупам.

Из всего этого можно сделать вывод, что смерды – самая большая по численности и самая благоденствующая категория населения Киевской Руси, потому что они обладали личной свободой, в отличие от закупов и рядовичей, потерявший её ради того, чтобы выжить, и, уж тем более от совсем бесправных холопов. Как раз холопы – люди, чье положение было фактически рабским и являются низшей социальной категорией древнерусской державы.

www.istmira.com

Что такое община в Древней Руси?

Историки, исследующие, что такое община в Древней Руси, выделяют два вида таких социальных групп – городскую и сельскую. В них проживало большинство населения восточнославянского государства.

Сельские общины

Сельские жители в Древней Руси занимались рыбным и звериным промыслом и, конечно, возделыванием земли. Жители отдаленных хуторов и деревень объединялись, чтобы было проще выращивать богатый урожай, а также платить налоги князьям. Что такое община, если использовать лексику того времени? Это вервь. Не стоит путать это понятие с местом, где строят корабли. Верви получили название благодаря веревкам, с помощью которых размежевывалась земля.

Это и есть ответ на вопрос о том, что такое община. Одна вервь могла включать в себя несколько поселков. В среднем расстояние между общинами составляло около 30 километров.

Общее пользование землей было нормой для всех средневековых стран, в которых было много угодий, но состояние сельского хозяйства оставалось на достаточно примитивном уровне (простой инвентарь и т. д.) В то же время система общин была удобна для княжеской власти. Сборщикам налогов (мытарям, тиунам) было гораздо проще взаимодействовать с большой группой крестьян, чем с несколькими семействами по отдельности.

что такое община

Отличительные черты

Важной отличительной чертой славянской общины являлась принадлежность к той или иной территории. Такой обычай наглядно демонстрирует важность местности, а не рода (как это было у других народов того времени). Чтобы понять, что такое община, достаточно взглянуть на названия племенных союзов восточных славян. Поляне получили свое имя из-за того, что жили в полях, древляне селились в глухих лесах, в чащах деревьев и т. д.

Все историки, исследовавшие, что такое община в Средневековье, подчеркивали важность территориального признака, схожего с принципом, принятым у племенных союзов.

Равноправие членов верви

Второстепенность важности рода не позволяла выдвинуться вперед различным семейным кланам. Даже постепенное обогащение общин и повышение производительности труда внутри них не приводили к усилению неравенства. Блага распределялись приблизительно поровну между всеми членами верви.

Такой уклад жизни сохранялся у славян на протяжении нескольких столетий. Именно из-за этого русский народ всегда подозрительно и неодобрительно относился к алчным стяжателям, для которых богатство было превыше всего. Сплоченность и умеренность в быту – вот что такое община.что такое община в средневековье

Отношения внутри общины

Вышеописанные отношения в деревне были крайне устойчивыми. Они не позволяли развиться «капитализму» на селе, когда каждый зарабатывал для себя. Напротив, суровый климат большей части территории Руси вынуждал членов верви жить бок-о-бок и заботиться друг о друге в случае неурожая.

Жизнь крестьянина полностью зависела от того, сколько он выращивал сельскохозяйственных продуктов. Если преждевременные холода или война сводили на нет результаты его труда, то вервь приходила на помощь такому пострадавшему труженику. Для сравнения: в Европе сельскохозяйственные отношения складывались иначе. Например, в средневековой Англии всегда существовал класс обедневших крестьян – пауперов.

что такое община в истории средних веков

Борьба с боярами

До XIV века сплоченность крестьян не давала феодалам заполучить все сельскохозяйственные угодья страны. Эта важная черта рассматриваемой нами социальной группы еще раз наглядно показывает, что такое община в истории Средних веков и какова ее значимость. Пока на Руси сохранялся старый порядок, европейский капитализм разорил много индивидуальных хозяйств.

Западные крестьяне не могли создать крепкую общину, которая защищала бы их интересы, из-за преобладания родовых отношений в деревне. Все это приводило к тому, что разбогатевшие феодалы постепенно закрепостили всех бедняков. В Древней Руси этого не случилось именно из-за сплоченности вервей. Даже в самые тяжелые времена государство не ограничивало свободу крестьян. В крайнем случае повышался продуктовый налог, отчисления которого шли в центр (например, в Киев или Владимир). А вот в Европе в это время уже повсеместно были распространены обязательные работы в поместье феодалов. Так богачи эксплуатировали бесплатный труд крестьян, все сильнее увеличивая разницу между состоятельными и бедными.

что такое община в древней руси это

Поддержка князей

Помимо всего прочего, крестьянская община на Руси также защищалась княжеской властью. Правители уделов раздавали землю своим вассалом за военную службу, в то время как в Европе большие участки покупались богатыми баронами и графами. Королевская власть там была ослаблена и не могла противостоять этому естественному процессу. На Руси же князья, не желая ослаблять собственные позиции, давали вассалам (боярам) ограниченные участки земли.

Рюриковичи также не позволяли своим подчиненным завладеть крестьянскими общинами, сохраняя баланс в деревне, от которой зависело пропитание всего государства. Нормы отношений между сельчанами и боярами были закреплены в «Русской правде» - своде славянских законов, принятом при Ярославе Мудром. В этом документе говорилось о верховном праве князя судить феодалов за произвол, учиненный в отношении общины.

Людины и смерды

Параллельное существование свободного и несвободного крестьянства – это еще один фактор, помогающий определить, что такое община в Древней Руси. Это отличие между сельскими жителями даже закрепилось в языке. Свободные крестьяне назывались людинами, а зависимые – смердами. Последние были фактической собственностью князя – они работали на его земле и несли трудовую повинность в его пользу.что такое община в древней руси определение

«Русская правда» юридически закрепляла неравноправное положение общинников (за их убийство налагался штраф в 40 гривен) и смердов (штраф за лишение жизни равнялся 5 гривнам). Уголовные преступления также наказывались княжеским судом. Итак, давайте теперь, с учетом данного фактора, попробуем сформулировать, что такое община в древней Руси. Определение обязательно будет подразумевать свободных крестьян, живших заметно лучше смердов, пребывавших вне общины.

Городская община

Средневековый русский город - это еще одна социальная среда, без изучения которой сложно определить, что такое община. По истории эту тему проходят в 6 классе. Ребятам важно знать, что крупные поселения появились на землях восточных славян в IX веке. Они отличались от обычных сел защитными укреплениями, необходимыми для обороны от вражеских армий и кочевников. Власть таких городов распространялась на окружающие территории. Они назывались «землями» или «волостями».

На заре славянской государственности городская община обязательно управлялась с помощью вече – народного собрания. Право голоса имел каждый посетитель такого мероприятия. Поэтому неудивительно, что Древняя Русь и сейчас считается демократической страной, где решение народа часто стояло выше княжеской воли. Особенно заметным был этот принцип в Великом Новгороде, где вече оставалось центром политической жизни вплоть до 1478 года, когда вся республика была присоединена к Московскому государству.что такое община в древней руси это

Но народные сходы имели и свои недостатки. Разношерстность интересов и отсутствие четкой системы подсчета голосов приводили к возникновению острых споров и даже городских беспорядков. Часто подобные ситуации вели к анархии. Поэтому присутствие князя, который мог бы выступать арбитром между противостоящими сторонами, также было важно для спокойствия жителей. Так или иначе, в каждом конкретном случае решение принималось за счет достижения компромисса между несогласными членами городской общины.

Важность вече

Единоличная власть князя была особенно важна для города, когда речь шла о военных походах. Когда дело доходило до управления ратью, не могло существовать нескольких мнений - это разрушило бы армию. Поэтому в этом вопросе каждый князь обладал авторитетом, здесь было очень важно сохранение сакральности власти.

Когда единое Древнерусское государство распалось на несколько уделов, мелкие князья стали испытывать затруднения в отношениях как с армией, так и с городской общиной. Показателен пример все того же Новгорода, откуда в 1136 году был изгнан Всеволод. Вече обвинило его в трусости и бегстве с поля боя во время войны против Юрия Долгорукого. Конфликт привел к тому, что княжеская власть в городе окончательно оказалась под контролем аристократии и народного собрания.

 что такое община в истории средних веков

Схожая политическая архитектура была в соседнем Пскове. Там князья не наследовали титул от отца к сыну, а избирались жителями. Так в Пскове в XIII веке у власти оказался Довмонт – литовец по происхождению, добившийся признания горожан благодаря своей храбрости и честности.

загрузка...

aikido-mariel.ru