История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древней Руси 10-12 веков. 10 произведений искусства древней руси


Искусство Древней Руси 10-12 веков

 

Христианство способствовало развитию русского искусства. Не зря русские послы, направленные Владимиром в другие страны для изучения религий, главным аргументом истинности веры объявляют ее красоту. Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья – христиане с таким усердием обустраивают свои города, возводят в них центральные храмы.

Христианский храм – это образ Мира. Христианская архитектура проходит длительный путь в поисках наиболее адекватного выражения представлений христиан о Вселенной. Первые христианские храмы были прямоугольными, продолговатыми, «подобными кораблю», этот тип храма назывался базиликальным. Базилика более всего функционально подходила для нового служебного обряда, ибо главной особенностью нового мировоззрения был историзм, пришедший на смену античному циклизму. Историческое понимание времени требовало линейно-пространственного развития культового действия, что и было удобно осуществлять в базилике. Линейно-пространственная базилика представляла путь от Ветхого Завета к новому, в соответствии с чем и располагались в сакрально-иерархическом порядке, с запада на восток, ее части: нартекс для оглашенных, наос для верных и алтарная часть для священнослужителей. Но базилика не имела купола, а для христианской архитектуры это было необходимо, так как более наглядного символа неба трудно придумать. Выходом из создавшегося положения стало соединение базилики с куполом, что и нашло воплощение в знаменитой Софии Константинопольской, которая стала новой моделью мироздания. Купол Софии ассоциировался со сводом небесным на земле. Храм все более понимается как «небо на земле», потому изменяется и его конструкция. Вместо грандиозного и всеобъемлющего купола возводятся небольшие купола на барабанах, поддерживаемых системой столбов и сводов, эта конструкция получает название крестово-купольной. Идея креста, распятия, крестной жертвы в соединении с символом небесного купола воплощает единство земного и небесного. Каковы конструктивные особенности крестово-купольного храма? Крестово-купольный храм в плане прямоугольный, четырьмя или более столбами его интерьер делится на продольные части – нефы. Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Все центральное пространство храма в плане образует крест.

В восточной части храма размещаются алтарные помещения – апсиды. Здесь совершается богослужение и находится престол, на котором и осуществляется главное таинство – евхаристия. Поперечное пространство в западной части называется нартексом, или притвором. Храм символизирует единство божественного, небесного и земного, отсюда и наиболее распространенное деление храма на алтарь, центральную часть и притвор.

Пространство в православном храме мыслится не обезличенно – космически, а личностно организованным, то есть антропофизированным, что наполняет пространство храма коллективной духовностью.

Такие конструктивные особенности были присущи и первым русским храмом, которые предусматривали посещение храма большим количеством людей. Д.С. Лихачев называл стиль русской архитектуры X-XI вв. монументальным историзмом.

С постройкой грандиозного Софийского собора связывают установление в Киеве митрополии. София была монументальным сооружением с тринадцатью куполами. Несомненно, Киевскую Софию строили греческие мастера, но замысел постройки был продиктован Ярославом Мудрым. При этом необычный замысел при техническом его осуществлении невольно привел к своеобразным особенностям, позволяющим говорить о становлении «русской школы» архитектуры. Большое внутреннее пространство хорошо отвечало потребностям митрополичьего богослужения, в котором участвовал князь.

Киевская София стала началом целой программы храмового строительства. Пятинефные Софийские соборы создаются в Новгороде (1045 – 1052) и в Полоцке (1044 - 1066). Кроме того, инициативе Ярослава Мудрого принадлежит строительство еще двух пятинефных соборов в Киеве – Георгиевского и Ирининского (1037). Монументальные соборы связывались князем с представлением о своем общерусском могуществе. Выражением этой идеи и был стиль монументального историзма.

Новые веяния в архитектуре связаны с периодами феодальной раздробленности. Теперь на арене русской истории действовали внуки Ярослава Мудрого, среди которых только Владимир Мономах пекся о русской земле. Монументальный историзм, постепенно сдавал свои позиции. Соперничающие князья сохраняли любовь к крупномасштабным формам, строя такие соборы, как пятиглавый Никольский собор в Новгороде (1113) , трехглавый Успенский в Чернигове.

Но процесс обособления делал свое дело, каждый князь стремился устроить в своем стольном граде епископскую кафедру. В архитектуре излюбленным становится одноглавый храм. Одноглавыми строились не только небольшие храмы, но и значительные шестинефные, такие, как Иван на Опоках, Успенская церковь на Торгу в Новгороде.

Наиболее бурно в период феодальной раздробленности развивается придворно-княжеский жанр. Один за другим во всех княжествах наряду с большими шестистолпными соборами строятся более компактные («кубические») четырехстолпные храмы, увенчанные одной главой. Эти храмы строились на княжеских дворах, их основная функция придворная.

Придворно-княжеский храм рассчитан на сравнительно ограниченное число прихожан: княжескую семью и дворовую челядь. В рамках этого стиля созданы Спас во Владимире и Галиче, Борисоглебская церковь в Кидекше, Георгиевский храм в Юрьеве-Подольском и во Владимире.

Четырехстолпные одноглавые храмы с галереями пользовались популярностью у смоленских князей (храм Петра и Павла, Иоанна Богослова), Владимирских князей (Дмитровский храм, Покрова на Нерли, церкви Рождественского и Успенского монастырей).

Выражением нового мировоззрения становится и живопись. Характер изобразительного искусства XI века, его связь с новым представлением о мире четко просматриваются в росписи Софии Киевской. Многоцветные мозаики заполняют купол собора, паруса, подпружные арки и апсиды, вся остальная часть собора заполнена фресками. Росписи Софиевского собора содержат сотни изображений человеческих фигур, Часть из которых носит заметно индивидуализированный характер. В. Н. Лазарев пишет об этом: «В совершенстве владея линией, мозаичисты и фрескисты храма Софии умели не только очертить фигуру и придать силуэту внушительную монументальность; они умели … убедительно обрисовать черты лица, извлекая из них совершено особого рода выразительность. Они преувеличивают размер глаз, удлиняют нос, несколько вытягивают лицо. Тем самым они достигают большей одухотворенности. С тонким проникновением характеризуют они мужа «бодрого», «дерзкого», «ратного», «красного лицом»; это мужи «брани» и «храбоборствующие». Но еще лучше удаются характеристики стариков, убеленных сединой; это «мужи думающие» и «мужи совета»; «старейшие», «добрые» и «честные» (то есть почетные)».

Конечно, тон в росписях собора задавали греческие художники, но быстрота, с которой новое искусство освоили русские мастера, поразительно. Уже в XII веке славился Алимпий, кисти которого приписывают большую икону «Богоматерь великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Монументальный стиль проявляется не только в очень крупных размерах фигур (в Киевской Софии до 5,5 м), но и в самом характере живописи, ее изобразительных средствах, предполагающих восприятие с большого расстояния.

Развитие живописи XII века знаменовало плодотворное развитие многих местных художественных центров. Вновь строящиеся храмы необходимо расписывать, что и выполняли многочисленные артели, в которые входили и русские, и греки, и болгары, и выходцы из западного романского мира.

В живописи XII века можно выделить две линии: «грекофильствующую» и собственно русскую. Первая представлена великолепной росписью Дмитриевского собора во Владимире. В росписи «Страшный суд» образы апостолов масштабны, что дало художникам возможность психологической индивидуализации лиц. Среди живописцев, работающих на Руси, были и иконописцы. Видимо, кисти византийского мастера принадлежит и икона «Дмитрий Солунский», изображающая сидящего на троне с мечом святого воина. Помимо этой иконы во второй половине XII века было создано немало икон столь же высокого стиля, таких, как «Спас Нерукотворный» (из Успенского собора Кремля), «Никола» (из Новодевичьего монастыря), «Ангел Златые власы», «Устюжское благовещение» (из Новгорода), «Георгий-воин» (из Успенского собора Кремля).

В то же время набирает силу живопись с явными чертами «русификации». Речь идет о живописи, в которой строгий византийский стиль как бы наполняется более конкретными, более земными чертами. Лики святых заметно «славянизируются». К этому стилю следует отнести такие иконы, как «Никола» из Духовного монастыря, икона «Знамение».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Древнерусское искусство 10-17 веков - Сайт Артёменко Е.М.

Для улучшения качества образования в предметной области «История искусств» подготовлены авторские мультимедиа презентации, которые разработаны с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Мультимедиа презентации разработаны в соответствии с разделами и темами программ учебных предметов «Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства».

 

В мультимедиа презентациях содержится краткое изложение учебного материала с необходимыми иллюстрациями и репродукциями художественных произведений, указаны задания для учащихся, а также приводится список литературы по изучаемой теме. Презентации предназначены для воспроизведения на ПК и выполнены в программе «Microsoft PowerPoint», используются следующие форматы файлов - «.ppt», «.pptx» и «.pdf».

Искусство Древней Руси. Введение

Учебное пособие к предмету «История изобразительного искусства», 4 классРаздел 8. Искусство Древней Руси Х - ХVII вв.

Разработчик: Е.М. Артеменко

Adobe Acrobat документ [9.4 MB] 

2015-2016, 147 слайдов

 

Содержание: искусство восточных славян; декоративно-прикладное искусство Древней Руси; языческие истоки образов в русском народном искусстве; пантеон языческих богов восточных славян; языческие святилища; двоеверие.Домашнее задание; список использованных источников и литературы.

Зодчество Древней Руси

Учебное пособие к предмету «История изобразительного искусства», 4 классРаздел 8. Искусство Древней Руси Х - ХVII вв.

Разработчик: Е.М. Артеменко

Adobe Acrobat документ [4.1 MB] 

2015-2016, 70 слайдов

 

Содержание: зодчество Древней Руси; краткий обзор истории Древней Руси; крещение Древней Руси; устройство и планировка православного храма; храмовая архитектура Древней Руси; Московский Кремль.Домашнее задание; список использованных источников и литературы.

Живопись Древней Руси

Учебное пособие к предмету «История изобразительного искусства», 4 классРаздел 8. Искусство Древней Руси Х - ХVII вв.

Разработчик: Е.М. Артеменко

Adobe Acrobat документ [4.4 MB] 

2015-2016, 70 слайдов

 

Содержание: древнерусская живопись; что такое икона; изобразительный язык иконы; история появления православной иконописи; технология иконописи; иконостас; иконографические сюжеты; развитие древнерусской живописи; творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова.Домашнее задание; список использованных источников и литературы.

art78.jimdo.com

Искусство Древней Руси. Начало.

Цикл занятий: «Дни погружения в тему: Искусство Древней Руси»

Пояснительная записка

Материал подготовлен для учащихся 1 класса Детской художественной школы (11-12 – летнего возраста) и опирается на учебные пособия: Емохоновой, газету «Искусство», журнал «Искусство в школе»

В основе цикла лежат уроки по истории искусств, проходящие в различных формах с использованием методов информативных и эвристических бесед, художественно – творческой деятельности, игровых технологий с элементами театрализации.

Цель занятий – углубить восприятие и осмысление детьми изучаемых художественных произведений, памятников искусства и культуры.

Цель достигается благодаря методическому подходу к изучению материала в координации разных предметов, а так же связи с внеклассной работой.

Виды тем и занятий:

  1. «Искусство Древней Руси. Начало»: урок – знакомство с культурой Древней (дохристианской) Руси: идолы, обереги, деревянное зодчество.

Русь христианская:

  • Киевская Русь. История Десятинной церкви X в.

  • Собор Святой Софии в Киеве I пол. XI в.

  • Спаса- Преображенский собор в Чернигове XI в.

Выполняем графическую зарисовку храма, обозначаем архитектурные детали.

  1. «Новгородская архитектура IX – XII столетий»: урок – знакомство с Софийским собором в Новгороде.

Выявление особенностей в сопоставлении внешнего облика храмов: Софии Киевской и Софии Новгородской. Результаты заносим в таблицу.

Дополнительная информация: Георгиевский собор Юрьева монастыря.

  1. «Малые храмы Новгорода»: беседа в театрализовано – игровой форме.

Дети, включая фантазию, представляют себя архитекторами, рассказывая о конкретных храмах (тексты ими заранее заготовлены).

Краткий обзор зрительного ряда фресок и иконописи.

  1. «Своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси»: урок – знакомство с архитектурными памятниками:

  • Золотые ворота г. Владимир

  • Успенский собор (1158-1160)

  • Церковь Покрова на Нерли (1165)

  • Дмитриевский собор (1193-1197)

  1. «Строим храм»: практическая работа по материалам //Искусство.-2006.-№6.-С.19.

Разработка №1.

«Искусство Древней Руси. Начало»

Тип урока: урок-знакомство с элементами виртуальной экскурсии

Цель урока: формирование представлений об особенностях искусства дохристианской Руси, архитектура христианского домонгольского периода Древней Руси.

Задачи урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с изменениями, происходящими в русской культуре и искусстве;

-познакомить с древнерусским крестово-купольным типам храма, с архитектурным обликом Киева – «матери городов русских», внешним обликом и внутренним убранством собора Святой Софии в Киеве;

развивающие:

- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления

воспитательные:

-воспитывать уважения к культурному наследию нашей Родины;

Оборудование: Мультимедийный проектор; презентация по теме, изображения храмов: Святой Софии в Киеве, Десятинной церкви; Спасо - Преображенский собор в Чернигове.

Основные термины: детинец, неф, апсида, закомары, плинфа, галерея.

Ход урока

1. Организационный момент

а) проверка готовности учащихся к уроку;

б) постановка цели и задач урока.

Эпиграф: Русь называют Святою.Поле, да лес, да вода,Церковь над тихой рекоюИ в два оконца изба.

Е. и А. Михайловы

Учитель. Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

/Ответы детей/.

Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства.

Звучит песня «Русь называют Святою» в исполнении Анны Широченко

Учитель. Неотъемлемым элементом русского пейзажа всегда были церкви. Белокаменные старинные одноглавые церкви в обрамлении зелени, кажутся жемчужинами на зелёном бархате. Эти чудо - творения древнего зодчества кажутся лёгкими, невесомыми и вызывают в людях щемящее чувство Родины.

Но, давайте обо всём по порядку.

2. Формирование новых знаний

Сегодня наш урок будет проходить в форме виртуальной экскурсии. Начнем нашу необычную экскурсию с того, что вспомним, что представляло собой искусство Древней Руси дохристианского периода.

Почти 1000 лет насчитывает история древнерусского искусства. Она зародилась в IX-X вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян – киевская Русь, последним итогом его был XVII век – период кризиса средних веков художественной культуры России и сложение новых художественных принципов.

Истоки Древнерусского искусства восходят к восточным славянам, оно было связанно с языческим культом и носило магически - анемический характер.

Архитектура – была представлена деревянными строениями;

О них нам дают представление летописи и другие письменные документы, наполненные сообщениями о постройках городов, церквей, хором и мостов.

Скульптура в своей основе была представлена – молебнами языческими идолами;

Каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. До сегодняшних дней их сохранилось очень мало. Этот факт объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева, а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева — идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.

А декоративно - прикладное искусство было представлено – оберегами, т.к. с давних пор человек стремился найти нечто, способное защитить его от напастей, угроз неспокойного внешнего мира. Во времена язычества люди верили, что есть вещи природного и рукотворного происхождения, которые могут обезопасить своего владельца.

Со времён принятия христианства магический смысл изображений был частично забыт, но мотивы продолжали жить в скульптурной миниатюре, вышивках и ювелирном искусстве.

Начиная с X века, древнерусское искусство имело тесные связи с Византией. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и мн.др.

Христианские храмы появились на Руси ещё в X веке. Сначала они были деревянными, а затем каменными.

Князь Владимир крестился, получив в крещении имя, Владимир и соорудил на месте, где стоял Перун – языческий идол, деревянную церковь святого Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного храма во имя Успения Богоматери. В последствии церковь прозвали Десятинною. Она стала первой каменной церковью Киевской Руси, Князь Владимир выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину (отсюда и произошло название Десятинной церкви).

Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось: В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек. — «Повесть временных лет»

Освящение же большая часть источников датирует 996-м годом.

О красоте Десятинной церкви могут рассказать только древние источники. Как и все храмы Киева Десятинная церковь была возведена из плинфы - плоского квадратного кирпича, особой светло-жёлтой и необычно тонкой (2,5 см)

Он был самым значительным и почитаемым храмом Руси до 1240 года, в чёрную годину нашествия Батыя церковь была разрушена.

Спасо – Преображенский собор в Чернигове XI век

Самый древнейший из дошедших до нас в своём былом облике храмов Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове, заложенный Мстиславом Владимировичем. Образец взят с Десятинной церкви. Учёные полагают, что строили церковь Константинопольские мастера. Возведён он из плинфы и необработанного камня. Чуть розоватый раствор (с добавлением толчёного кирпича).

Пятиглавый собор арочные проёмы, которого из нартеса ведут в каждый из нефов. Посмотрите на внутреннее убранство собора в настоящее время. (слайд)

А сейчас нам с вами необходимо зарисовать храм графически.

/дети рисуют изображение схематично и подписывают архитектурные элементы/

Собор Святой Софии в Киеве (конец 30-х – начало 50-х гг. XI века)

По указанию Ярослава Мудрого возведён самый величественный и знаменитый из всех русских храмов (Премудрости Божьей).

Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными...» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый.

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки из чередующихся рядов камня и плинфы), уложенных на розовом известково - цементном растворе. При реставрации фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того чтобы можно было представить облик собора в древности, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки.

Запишите в тетради некоторые важные цифры и факты:

5-нефный собор с большими хорами – «палатами»

13 куполов символизируют: Иисуса Христа и 12 апостолов

В центре купола – Христос Вседержитель – горнее небо

В алтаре, на центральной апсиде – фигура богоматери

Оранта – непрестанное моление (нерушимая стена)

Вишнёвый цвет одеяния – мафория – символ сострадания

Алтарь – символ церкви земной

Учитель: И наша экскурсия подходит к концу. В чем вы увидели своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков?

Рефлексия

Учитель: Какие у вас впечатления от нашего путешествия?

Какое открытие сделал каждый из вас?

Что особенно вас впечатлило?

/ответы детей/

multiurok.ru

Древнерусское искусство 10-13 вв

Древнерусское искусство 10-13 вв

Выполнил: Анохина М.В.

Уральский государственный университет им. М. А. Горького

Екатеринбург 2005

Введение

Древнерусские искусство древнерусских государственных образований X-XIII вв., вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, создало выдающиеся памятники церковной и светской живописи, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.

В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство В период формирования феодализма на Руси (X - XIII вв.) искусство складывалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

Конечно, как всякое искусство средневековья, искусство Древней Руси X-XIII веков следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им, умела проявить себя богатая творческая личность художника.

Опираясь на вековые традиции восточно–европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

Целью моего реферата является проследить формирование русского искусства в период X-XIII вв, важный период истории Руси. Наиболее уникален он тем, что, несмотря на войны, междоусобицы, феодальную раздробленность, экономические и социальные перипетии, искусство отнюдь не стояло на месте, а развитием своим в этот период заложило основу на все последующие века.

1. Развитие искусства на Руси в X-XIII вв

Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем не сравнимого искусства на Руси. Это время появления и расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периоду принадлежит переход на каменное строительство в архитектуре. Корни данного феномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия в чистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практического опыта.

В византийском искусстве, считавшемся в первом тысячелетии нашей эры самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и на всегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.

И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений (однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество). То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика.

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность, а также обилие шедевров, написанных в Новгородской земле. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.

2. Искусство древней Руси X-XIII вв

2.1. Живопись

Сейчас довольно сложно, перебрав множество литературы, найти сохранившуюся информацию об исконно Древнерусской живописи. Некоторые летописи хранят заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и. т. д).

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.

Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета, содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

«Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «„евангелием“ для неграмотных». Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма — центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь» (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта15 в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).

mirznanii.com