Социальные отношения Древнего Египта. Социальная сфера в древнем египте
История, экономика, социальная сфера и культура Египта.
Если Ваше сердце начинает биться чаще при слове Египет, когда Вы листаете интернет страницы, Ваши глаза мимолётом ищут красочные картинки вечного лета, Вы постоянно вспоминаете прошлый отпуск и всё время перелистываете яркие фото, запечатлевшие радостные моменты Вашей жизни – это статья для вас.
Если Вас увлекают мистические сюжеты фильмов о тайнах пирамид в Гизе, фараонов и древних рукописей, Вы зачитываетесь документальными изданиями о древностях Египта и художественной литературой о проклятиях мумий, волшебных жуках-скоробеях и приключениях в песках – Вам так же понравиться наша статья.
Если Вас увлекают восточные базары с недорогими качественными продуктами питания, шум дискотек, шоколадный загар, целебный климат, безопасные прогулки по ночному городу и Вы мечтаете навсегда остаться в этой стране – это статья однозначно для Вас!
История ЕгиптаЕгипет – одна из древнейших цивилизаций на планете, которая набрала оборотов в развитии более пятидесяти веков назад. Быстро развивалась не только сфера сельского хозяйства, а и письменность. Египтяне достаточно преуспели в литературе, географии, скульптуре, художественной росписи, градостроительстве. Особенно развитой была цивилизация в области астрономии – до сих пор многие учёные не могут достоверно объяснить возникновение этих знаний. Также в Египте был чёткий государственный устрой во главе с фараоном. Законы того времени чтились и выполнялись беспрекословно, поскольку сама политика имела тесную связь с религией. Об этом свидетельствуют многочисленные находки при раскопках, а также всем известные памятники древности: пирамиды Гизы – священные захоронения, статуя Сфинкса, сохранившиеся до нашего времени храмы и огромные статуи-колоссы Рамзеса второго…
Недавние исторические события также внесли изменения в культуру, архитектуру и социальные сферы Египта. События прошлого века внесли изменения, благодаря которым мы и видим современный Египет. Во время становления коммунизма в Советском Союзе, правительство Египта решило в некоторой мере наследовать коммунистические принципы, создать своего рода «союз» с Сирией. Объединившиеся страны недолгое время носили название «Объединённая Арабская Республика». Вскоре этот союз распался. А на память о дружбе Египта и Советского Союза осталась Ассуанская плотина – одна из самый крупных гидротехнических сооружений Египта, построенная на реке Нил по проекту русского инженера Малышева.
После войны с Израилем в Египте стало возникать большое количество памятников героям, мемориалов, также указанные события повлияли на литературное наследие и культуру Египта в целом.
География. Климат и природа Египта.Египет находиться в поясе тропиков и субтропиков. Территория страны расположена на двух материках – Африка (северная её часть) и Азия (Синайский полуостров).
Большая часть Египта является частью пустыни Сахары, поэтому пустынный тропический климат всё же преобладает. Летом температура воздуха в Египте может достигать 50 градусов в тени, однако ночью температура значительно снижается – это может причинить некоторые неудобства для непривычных к таким перепадам температуры людей. Зима Египта напоминает «наше» нежаркое лето или конец весны - это 20-25 градусов тепла днём и около 10 градусов выше нуля – ночью. И во все сезоны в Египте выпадает очень сало осадков.
Граничит Египет с такими странами, как Судан, Сектор Газа, Израиль и Ливия и омывается двумя морями – Средиземным и Красным. Также береговую линию Египта омывают воды Суэцкого канала и Акабского залива. И конечно же по всей территории страны, с Юга на Север протекает Великий Нил. Именно его долина является наиболее населённой частью Египта.
Современный ЕгипетОфициальное название Египта – Арабская республика Египет. Египет – президентская республика. Главой государства и главным военным командующим страны считается президент, который имеет неограниченные полномочия, хотя конституционно республика считается демократической. Высший органом исполнительной власти Египте является совет министров во главе с премьер-министром, который есть главой правительства. Главным же законодательным органом является Национальное собрание. Судебная система Египта не зависима от законодательной власти.
Население, религия, административное деление, семья и праздники Египта.Египет – самая населённая страна Ближнего Востока, не смотря на то, что большей её частью является пустыня. Средняя продолжительность жизни населения страны 70-75 лет, женщины в основном живут дольше мужчин. Население страны составляет примерно 50 млн. человек. Кроме арабов и коптов страна немногочисленно заселена нубийцами, берберами, народом беджа и некоторыми другими.
Язык Египта – арабский, значительная часть жителей, в основном в городах, понимают и говорят на английском, французском и русском языках. Проблем с языком практически нет, поскольку работники отелей, сферы услуг и торговли понимают и говорят по-русски.
Религия - 90% население Египта исповедуют ислам, остальные – это христианство разных направлений.
Самыми населёнными и наибольшими по территории являются 4 основных года в Египте: Каир, Александрия, Суэц и Порт-Саид. Эти города считаются отдельными губернаторствами на ряду с другими губернаторствами, административными единицами, коих насчитывается ещё 25. Губернаторства – это, своего рода, области, которые также делятся на районы (административные центры – маракизы) и города (мудуны). Наибольшее количество губернаторств находятся в дельте Нила на территории так называемого Нижнего Египта. В этой части страны – 11 губернаторств. Ещё 5 губернаторств находятся в пустынных регионах и на Синайе. Остальные – вдоль Нила, в Верхнем Египте и на территории, протяжённостью от Каира до Асуана.
Религиозная линия – одна из основных составляющих в жизни египтян. Религия – основа семейного уклада, основа социального общения, основа жизни египтян. Большинство праздников страны также основаны на религии. Поскольку ислам исповедует наибольшая часть населения Египта – эта религия является в стране официальной. Соответственно и религиозные праздники ислама отмечаются как официальные и празднуются практически всеми жителями Египта. Христианские же праздники отмечают только христиане. Такие праздники не являются официальными, но их празднование христианами также никто не запрещает. Исключение – христианское Рождество, этот праздник считается общенациональным. Официальными являются праздники, установленные законодательством. Кроме больших религиозных, это также национальные светские праздники. Такие дни объявлены выходными от работы.
Праздники в Египте всегда отмечаются в большом семейном кругу – этот обычай неизменен с давних времён. Семейные отношение – самая тесная связь, самая крепкая нить, соединяющая все поколения населения Египта ещё со стародавних времён. Современные египтяне общаются со всеми близкими и дальними родственниками, и с родственниками родственников, и с дальними родственниками троюродных родственников, и с друзьями родственников, и с родственниками друзей. Семейные торжества для них по количеству человек за столом, как небольшая свадьба.
Понятие семьи в Египте имеет очень большое значение. Брак в мусульманском Египте есть, своего рода, религиозной обязанностью. Понятие брака однозначно подразумевает рождение детей, повиновение женщины мужчине. Семья для Египтян не просто ячейка общества, не просто союз двух сердец. Это как большая семейная группа, своего рода, клан. Семья в Египте никогда не подразумевает только мужа, жену и детей. К этому понятию относят всех близких и не очень родственников по линии мужа. Главой такой большой «семьи» всегда считается самый старший мужчина, будь то отец или дед. Все члены семьи беспрекословно ему подчиняются. Очень часто семья из трёх-четырёх поколений живет в одном доме, ведёт совместное хозяйство. Также не редкость, что члены одной семьи ведут совместный бизнес. Очень важным в семейных отношениях египтян есть понятие «асабии». Это своеобразный «кодекс чести». Понятие подразумевает не просто семейную связь кровную или узы брака, не просто общую экономическую базу семьи, не просто совместное обсуждение любых семейных вопрос. Это своего рода «обязанности» всех членов большой семьи, «клана». Асабия регулирует обязанности членов семьи по отношению к друг другу и их поведение в обществе.
Экономическая сфераЕгипет – достаточно экономически развитая страна. Ежегодный доход на душу населения составляет примерно 1000 долларов США.
В Египте очень развита инфраструктура туризма. На данный момент туристический и отельный бизнес развивается бешенными темпами. Сервис в Египте на высоком уровне. Пусть на улицах Египта нет той ухоженности и чистоты Европы, порядка и демократичности Америки, но зато здесь есть большее – сочетание современного туристического отдыха с дыханием древности, песков пустыни с кричащими витринами магазинов на улицах Каира. В этом и есть магия Египта.
Однако не эта статья является первой в пополнении бюджета страны. Основной доход – пошлина с транспортных перевозок, которые осуществляются судами через Суэцкий канал.
В стране достаточно развита лёгкая промышленность, обрабатывающая и сельское хозяйство. Использование воды (ставшее возможным с возведением Асуанской плотины) в сочетании с субтропическим климатом – дают возможность собирать до трёх урожаев за год. На мировой рынок Египет поставляет хлопка 3% от общего количества всех мировых поставок. Не последнее место занимает торговля. Экспорт фруктов и овощей Египет осуществляет круглогодично в большинство стран мира. Фрукты и овощи в Египте стоят дешевле, чем в Украине. Также экспортируется зерно. На достаточно высоком уровне текстильная, а также швейная промышленность, производство бытовой техники.
Дополнительными, достаточно весомыми, источниками пополнения казны в Египте являются перечисления богатых египтян, проживающих в других странах. И, конечно же, экспорт нефти. Большое количество залежей нефти находится на территории около Синайского полуострова и Суэцкого залива. Добыча нефти находиться на втором месте по экономическим вливаниям в бюджет Египта.
Валюта и налоги Египта.Валюта Египта – египетский фунт (LE). Соотношение к доллару: 1$ = 7 LE.
Мелкая разменная монета – пиастр. 1 LE = 100 пиастрам.
Отметим, что египетский фунт достаточно устойчив, колебания курса по отношению к доллару не превышает 6 LE за 1 $ США.
Чтобы обменять валюту достаточно обратиться в любое отделение банка Египта или обменный пункт в отеле. Курс обмена валюты практически одинаковый по всей стране.
Законы Египта достаточно лояльны для иностранных граждан. Иноземные инвестиции важны для экономики страны, поэтому законом предусматривается не только свободное перемещение валюты внутри страны, но и её импорт и экспорт. Некоторые ограничения действуют только на порядок вывоза валюты из Египта после продажи недвижимости, расположенной на территории этой страны. Вывоз валют после такой процедуры запрещён в течение пяти лет. Однако это касается непосредственно иностранной валюты. Египетская денежная единица, фунт, до сих пор имеет статус неконвертируемой и действует запрет на вывоз её из страны.
В Египте существует понятие прямого и косвенного налогообложения. Эти две категории подразделения условны. Прямое налогообложение включает доходы от прибыли непосредственно от юридических и физических лиц. Вторая же категория, косвенное налогообложение, подразумевает доход с услуг, товаров и некоторых событий.
В Египте существую некоторые льготы для иностранных инвесторов. Эти льготы при инвестициях применяются для некоторых видов деятельности.
alliance-realty.com.ua
социальная структура и ее особенности
Образование 14 ноября 2015
Древний Египет – цивилизация Востока. И большое значение здесь имеет не географическая составляющая, а культорологическая и цивилизационная. Здесь главенствующую роль в развитии социума играла не частная собственность, а царско-храмовое хозяйство. Таким образом, социальная структура общества Древнего Египта, страны, где зародились одно из первых государств, развивалась весьма слабо. И это характерное отличие не только этой цивилизации, но и других восточных. Каковы были особенности социальной структуры Древнего Египта? Разберемся в статье.
Древний Египет: общие сведения
Прежде чем начинать разговор об общественной жизни, хочется сделать краткий экскурс в историю царства. Итак, на пути развития Египет прошел через несколько эпох-царств: Раннее (нач. III тыс. до н. э.), Древнее (с XXVIII по XXIV век до н. э.), Среднее (с конца III тыс. по XVII век до н. э.), Новое (с XVI-XII по XI-VIII века до н. э.) и Позднее (с VII по IV-I века до н. э.).
Все эти периоды характеризуются крайне медленным развитием государственности. Следует отметить, что на протяжении своей истории цивилизация древних египтян то разделялась на две части (Верхнее и Нижнее царства), то соединялась в одно могучее государство, и все это посредством междоусобиц. Кроме того, велись постоянные захватнические войны. На фоне этих событий власть фараона только крепла, а классовое неравенство вылилось в рабовладельческий строй.
Население страны – африкано-хамитские ливийцы, нубийцы и семиты, - родом из Африки. Все эти народы выбрали для жизни территорию в долине нижнего Нила – это была естественная граница поселения, обеспечившая замкнутость и в какой-то степени защищенность.
Богатая не только плодородными землями, но и полезными ископаемыми местность полностью обеспечивала народ. Первые общественные отношения возникают в тот момент, когда возникает нужда регулировать разливы Нила постройкой ирригационных сооружений. Общество разделяется на тех, кто работой руководит, и тех, кто исполняет ее.
Образование и развитие государства
Так, примерно в V в. до н. э. начинает существовать государство Древний Египет. Состоит оно из нескольких номов (так в стране назывались примитивные поселения), а к IV в. до н. э. из них формируются два царства – Верхнее и Нижнее. Их же объединение связано с кровопролитными междоусобными войнами. Это все происходит в период Раннего царства. Древнее же царство было сугубо централизованным периодом существования страны. После же Египет опять распадается на номы, причем каждый из них претендует на самостоятельность. Опять начинаются войны между городами-государствами страны.
Объединить страну удалось лишь во время Среднего царства. Центром стал город Фивы. В конце – опять развал, войны и объединение в сильнейшую империю, претендующую на господство в Древневосточном мире (период Нового царства). Это время захватнических воин. После – опять упадок, из которого Древний Египет уже не вышел – его завоевывают персы, потом А. Македонский. Заканчивается его обособленное существование: теперь некогда могучая цивилизация – всего лишь провинция Римской империи.
Видео по теме
Государственный строй
Каким в государственном плане был Древний Египет? Социальная структура всегда исходит из политического устройства. Следует сказать, что во времена и централизации, и разобщенности всегда существовало деление страны на два округа – Северный и Южный. Управляли там наместники фараона. Сам же он закреплял свою административную власть титулом, в котором отмечалось: «Владыка двух стран».
Государство всегда было строго централизованным, периоды же разобщенности по времени были незначительны. На почве безоговорочной власти фараона возникает обширный бюрократический аппарат, также централизованный. Главенствующая после фараона роль в управлении государством отводилась царскому Двору, где главным был визирь. Именно ему и фараону подчинялись руководители ведомств, имеющие большой штат мелких и крупных чиновников.
На местах управляли номархи. Они имели безоговорочную власть, но исключительно в своем субъекте. У номархов также было в подчинении поместное чиновничество. На самой нижней ступени в этой системе стояли общинные советы с выбираемым старостой во главе. Они отвечали за судебные и административные дела, а также за хозяйственную деятельность.
Развитие общественных отношений
Рассмотрим, как развивалась социальная структура общества Древнего Египта на протяжении всей его истории. Изначально молодая страна представляла собой разрозненные города-государства, причем каждое жило по собственным законам и имело собственного правителя.
Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству.
Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству.
Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания.
Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь - замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу.
Общая характеристика древнеегипетского общества
Итак, сделаем предварительные выводы, что в общественном устройстве представлял собой Древний Египет. Социальная структура его имела следующие особенности:
Во главе стоял фараон, которого почитали за божество.
Форма правления – деспотия, причем именно для Египта характерно возведение служение царю в религиозный культ.
Особая роль отводилась жрецам.
Основа общества – сельская община, на которую опиралась власть на местах.
Четкое классовое деление.
Социальная структура древнего Египта в иерархическом порядке от высших слоев к низшим представляется следующим образом: фараон – жрецы и придворные вельможи – воины – крестьяне и ремесленники – рабы. Причем последние были выключены из общественной жизни полностью, потому что за людей их не считали, а называли «живым товаром». Об этом поговорим чуть позже.
Чиновничий аппарат был многочислен, но слабо разделен по обязанностям. Один человек мог отвечать и за административную деятельность, и за хозяйственную, и даже за выполнение определенных религиозных обрядов.
Власть фараона
Теперь поговорим отдельно о каждой общественной группе. Древний Египет, социальная структура которого базировалась на деспотизме, управлялся фараоном. Культ его позиционировал как равного богам. Соответственно, жречеством был разработан специальный ритуал поклонения богу-царю. Да и имена фараонов отражают божественное происхождение. Например, Аменхотеп – «Амон умиротворенный», Тутмос – «рожденный богом Тотом». Древние египтяне верили, что урожаи, благополучие, отсутствие войн зависит от бога-фараона.
Именно царь был главным владельцем египетских земель, которые мог дарить либо забирать. В его руках была сосредоточена судебная власть, он назначал верховных чиновников.
Власть передавалась по наследству по праву первородства, ведь у фараона, кроме первой жены, как правило, родственных ему кровей (часто имели место браки даже с родными сестрами) были еще другие жены и наложницы. Здесь все были в равном положении. А как же времена смут, когда одна династия сменяла другую? И здесь жрецы нашли «оправдание». По верованиям египтян, одного родства внутри божественного семейства недостаточно, нужно еще, чтобы божество вселилось в царя. Так и происходила смена правящих кланов. Причем, «вход бога» мог производиться не только в наследника, а также в сестру, жену и других.
Жрецы
Особенности общественной структуры Древнего Египта таковы, что фараон, при всей своей деспотичной власти, не смог бы править в одиночку. Он опирался прежде всего на жрецов, а также на чиновников-вельмож.
Первые – законодатели норм поведения и жизненных ориентиров. Так как жрецам принадлежала функция связи общества и богов, к ним прислушиваются даже фараоны. Получить сан жреца было не так-то просто: необходимо было долго и упорно учиться. С четырех лет накопленные знания начинали передаваться будущему поколению.
Институт служения богам был весьма развит: храмовые служители и работающие на светском поприще, хранители тайн и рукописей, провидцы – толкователи всевозможных знамений, и даже астрономы.
Одним словом, жрецы играли очень важную роль в жизни древнеегипетского общества. Их знания о ритуалах, воле богов, медицине и даже о земледелии и скотоводстве, передаваемые из поколения в поколение, считались сакральными, скрытыми от обычных обывателей. До сегодняшнего времени ученые-египтологи продолжают открывать то, что ведали служители культа.
Аристократия
Социальная структура общества цивилизации Древнего Египта, ее верхушка, не ограничивалась жречеством. Также фараон опирался на своих придворных вельмож. Это была аристократия, те, кто фактически управлял всеми сферами жизни страны. Главный среди них был визирь, или джати. Этот человек был правой рукой фараона. Как правило, избирался он из правящей династии. Были случаи, когда место визиря занимал член аристократии, не родственный фараону, – это случалось в периоды ослабления целостности страны, так называемые переходные.
Итак, какие функции возлагались на джати? В его руках фактически был весь Древний Египет. Социальная структура была выстроена таким образом, что все вельможи, заведующие различными отраслями, отчитывались именно ему. Кроме того, визирь возглавлял:
Финансовые ведомства.
Общественные работы (например, ирригационные сооружения).
Он управлял жизнью столицы и осуществлял надзор в ней.
Отвечал за армию.
Возглавлял судебную власть.
Остальная аристократия подчинялась джати и фараону. Это были богатые люди, строившие себе гробницы и живущие в роскошных домах.
Чиновничество
Отдельного внимания заслуживают писцы. Они принадлежали к высшей аристократии и пользовались всеобщим уважением. В основном безграмотные люди населяли Древний Египет. Социальная структура общества, таким образом, позволила выделить писцам отдельную нишу.
Эти служащие не только записывали за фараоном его указы, но и умели высчитать уровень воды в Ниле, оценивали последствия на случай наводнений, знали запасы в водохранилищах. Они были важны и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Ведь только грамотный человек способен оценить после разлива Нила, каким будет урожай, и подсчитать количество скота либо приготовленного вина. Писцы были ответственны за сбор налогов.
К ним обращались за помощью, чтобы составить письмо (в том числе и личного характера), записать ритуальную молитву.
Что представляло собой чиновничество как социальная структура Древнего Египта? Кратко можно сказать так: они делились по рангам. Каждым номом заведовал определенный человек, которому в свою очередь подчинялись другие, ответственные за конкретные области хозяйства.
Армия
Мощный союз фараона, вельмож и жрецов способна была усилить только военная сила. Так возникает армия.
Место воина в древнеегипетском обществе было весьма почетно: у них были свои дома, имущество, земли. Единственное, чем они не распоряжались, – это своей жизнью. Ведь по решению фараона, подкрепленному жрецами, в любой момент могла развязаться война. Стоит отметить, что в бой армия вступала с охотой. Ведь именно в результате захватнических войн люди обретали свое имущество.
Армия использовалась и для решения внутренних междоусобных конфликтов.
В пик развития Древнеегипетской цивилизации войско насчитывало 100 тысяч человек, оно было сильнейшим в мире.
Крестьяне и ремесленники
Самая многочисленная социальная прослойка Древнего Египта – крестьяне. Именно они кормили описанные выше сословия и обеспечивали их безбедное существование. Сами же крестьяне не могли похвастаться безбедным существованием. Скорее, наоборот: земля, которую они возделывали, была не их собственностью, соответственно, большая часть урожая и скота у крестьян забиралась. Нищие, голодные, они часто использовались на общественных работах.
Точно такая же жизнь была у ремесленников Древнего Египта. Мастерские, где они производили изделия, им не принадлежали. А хозяин-вельможа в качестве арендной платы забирал почти всю продукцию и перепродавал потом втридорога с помощью знакомых купцов и торговцев.
Рабы
Но самое незавидное положение было, конечно, у рабов. Египет – не единственное государство древнего мира с рабовладельческим строем. Это было обычное для того времени общественное устройство.
Рабов не считали за людей, они были «живым товаром», продаваемым, покупаемым и захватывающимся в качестве трофея. Судьбы каждого раба находилась в руках рабовладельца: его можно было убить, покалечить. Причем нарушением права было убийство чужого невольника (это же «порча» имущества).
Свадьбы между рабами юридически ничего не значили: мужа и жену могли легко разлучить, например перепродать разным хозяевам.
Конечно, в стране вспыхивали восстания рабов. Так, «благодаря» одному из них ослабленную подавлением бунта страну легко удалось заполучить арабским кочевникам.
Общественные причины упадка цивилизации
Проанализировав все сословия Древнего Египта, можно сделать однозначный вывод: между ними не было единства, скорее, наоборот, - жестокая вражда и ненависть. Причем противостояние не ограничивалось линией "рабы, крестьяне – знать". Разбогатев, аристократия желает власти и начинает политические игры против фараона. Так бывает всегда в общественных системах с угнетателями и угнетаемыми. Результатом несовершенства социального устройства стал упадок цивилизации Древнего Египта.
Источник: fb.ru
monateka.com
Социальные отношения Древнего Египта » СтудИзба
Социальные отношения
Как и в прежние времена, египетское общество делилось на три основных класса: господствующий класс — собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств; класс мелких производителей — земледельцев и ремесленников, добывающих пропитание трудами собственных рук и членов своей семьи; наконец, класс подневольных, рабов, не имеющих собственных средств, трудящихся на полях, которые им не принадлежали, собирающих урожаи, которым не могли распоряжаться, пасших скот, который не был их собственностью. Однако в эпоху Нового царства произошли серьезные изменения внутри каждого из этих классов, укрепились одни слои, появились новые и потеряли свое значение социальные прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе. Важным изменением в социальной структуре Египта было распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Контингент рабов пополнился за счет многих сотен тысяч пленников, пригоняемых после успешных завоеваний. Большая часть рабов принадлежала к иноземцам —жителям Палестины, Сирии, Финикии, ливийцам, нубийцам и др. Множество рабов сосредоточивалось в руках знати, придворных, высшего жречества, командного состава армии, чиновников центрального и номового аппарата управления. Однако особенностью социальной жизни Египта Нового царства было появление слоя мелких рабовладельцев, собственников одного — трех рабов. Б египетских документах сообщается о распределении рабов среди рядовых воинов египетской армии. Рабов могли приобретать зажиточные земледельцы и ремесленники. Рабовладельческие отношения начинают играть важную роль в общей системе социальных отношений Древнего Египта.
Происходят серьезные изменения в составе господствующего класса, и прежде всего усложнение его структуры. Появляется прослойка мелких и средних рабовладельцев, людей незнатного происхождения, занимавших низшие и средние посты в египетской администрации, получивших от фараона небольшое имущество, в том числе и рабов. Эти люди, обязанные своим благополучием царским благодеяниям, стали прочной социальной опорой фараонов, поддерживали мероприятия по укреплению их могущества.
Наряду с этой прослойкой внутри господствующего класса выделяются еще две социальные группы: служилая аристократия и командный состав армии, группирующийся вокруг фараона, наследственная номовая знать и жреческая верхушка во главе с фиванскими жрецами бога Амона. Верхушка номовой знати и высшего жречества, на первых порах поддерживавшая политику египетских фараонов XVIII династии, получила огромные выгоды от завоеваний. Фараоны-завоеватели Яхмос I, Аменхотеп II, Тутмос III после каждого успешного похода вносили в фонды храмов и особенно в фиванские храмы Амона щедрые дары ъ зиде десятков тысяч военнопленных, сотен тысяч голов скота, огромные материальные ценности. Быстро росли богатства за счет завоеваний и у представителей наследственной знати, занимавшей высшие посты в армии и государстве. Располагая огромными -адскими и материальными ресурсами, номовая знать и высшее фиванское жречество стали с подозрением смотреть на неродовитых людей, постепенно составлявших слой новой служилой аристократии. Оиванское жречество пользуясь своим юянием, пыталось воздействовать на формование политики фараонов. Между но-мовой знатью и фиванским жречеством, с~ной стороны, и служилой знатью— с другой, намечается нарастание противоречий, вторые в конце концов вылились в религиозную реформу Эхнатона.
Приток многих ценностей после успеш-аых завоеваний, общее оживление экономической активности оказали благоприятное воздействие на положение основной.ССЫ египетского населения. Однако именно она несла и тяготы завоевательных юйн. Пока завоевания были удачными, положение основных производителей было достаточно прочным, но как только ослабевала военная мощь Египта, их благосостояние ухудшалось, налоги и побо-:ы увеличивались, эксплуатация возравала.
Социальная обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильной, но внутри египетского гощества всегда существовали скрытые про-ти воречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабовладельцами; положе-Еяе мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего иасса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией.
Малозаметные на фоне политического г экономического могущества государства, все эти группы противоречий в период :-бщей нестабильности проявлялись в ви-ze стихийных выступлений отдельных категорий населения (например, ремесленников), острых схваток при дворе фараона.