Современные представления о развитии научных знаний в Древнем Китае. Научные знания в древнем китае
Научные знания в Древнем Китае и их влияние на становление и развитие мировой науки
“Научные знания в Древнем Китае и их влияние на становление и развитие мировой науки”
Введение
Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.
Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.
История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры. Согласно преданиям, именно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Научные знания древнего Китая. Относительно остальной истории - в древних летописных источниках не упоминается никаких других правителей Китая, предшествующих династии Шан. <a href="http://drevnijmir.ru/civ/civ3.php"> Древний Китай </a>
1400—1027 Государство и династия Инь (Шан) располагались на территории современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Завоёвано племенем Чжоу.
1027—771 Государство и династия Западное Чжоу. Чжоуские вожди переняли многие передовые формы управления государства Инь. Всю свою историю государство вело войны с кочевыми племенами (мань, жуны, ди и др.). Западное Чжоу было разгромлено племенами жунов.
В Древнем Китае довольно высокого уровня достигли естественнонаучные знания, особенно математика Китайцы первыми описали действия с отрицательными числами, регулярно наблюдали за звездным небом, составили на пороге средневековья (IV в н е) каталог 800 зирок, поделили небо на 28 зодиакальных созвездий Они уже умели предвидеть лунные и солнечные затмения, даже появление комет, впервые обнаружили пятна на Солнце Однако придворные астрономы основное внимание уделялось составлению гороскопов и других астрологических прогнозов (при этом они, видимо, научились у вавилонских жрецов-звездочетов), что тормозило развитие китайской астрономии.
Так же Компас, как и бумагу, еще в глубокой древности изобрели китайцы. В III веке до Р.Х. китайский философ Хэнь Фэй-цзы так описывал устройство современного ему компаса: он имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг. Таким был самый древний прибор для определения сторон света.
В XI веке в Китае впервые появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Обычно она делалась в форме рыбки. Эту рыбку опускали в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. Несколько разновидностей компаса придумал в том же XI веке китайский ученый Шэнь Гуа, который много работал над исследованием свойств магнитной стрелки. Он предлагал, например, намагнитить о природный магнит обычную швейную иглу, затем прикрепить ее с помощью воска в центре корпуса к свободно висящей шелковой нити. Этот компас указывал направление более точно, чем плавающий, так как испытывал гораздо меньшее сопротивление при своем повороте. Другая конструкция компаса, предложенная Шэнь Гуа, была еще ближе к современной: намагниченная иголка здесь насаживалась на шпильку. Во время своих опытов Шэнь Гуа установил, что стрелка компаса показывает не точно на юг, а с некоторым отклонением, и правильно объяснил причину этого явления тем, что магнитный и географический меридианы не совпадают между собой, а образуют угол. Ученые, которые жили после Шэнь Гуа, уже умели вычислять этот угол (его называют магнитным склонением) для различных районов Китая. В XI веке многие китайские корабли были оснащены плавающими компасами. Они устанавливались обычно на носу и на корме кораблей, так что капитаны в любую погоду могли держать правильный курс, сообразуясь с их указаниями.
В таком виде китайский компас в XII веке заимствовали арабы. В начале XIII века «плавающая игла» стала известна европейцам. Первыми ее переняли у арабов итальянские моряки. От них компас перешел к испанцам, португальцам и французам, а позднее — к немцам и англичанам. Поначалу компас состоял из намагниченной иголки и кусочка дерева (пробки), плававшего в сосуде с водой. Вскоре догадались закрывать этот сосуд стеклом, чтобы защитить поплавок от действия ветра. В середине XIV века придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга (картушки). Затем итальянец Флавио Джойя усовершенствовал компас, снабдив его картушкой, разделенной на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Позже круг был разделен на 32 равных сектора. В XVI веке для уменьшения воздействия качки стрелку стали крепить на кардановый подвес, а век спустя компас снабдили вращающейся линейкой с визирами на концах, что позволило точнее отсчитывать направления.
Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох — в военном деле, а переделочный процесс — в металлургии. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания. Они оставили морские берега (к которым мореплавание было привязано на протяжении нескольких тысячелетий) и пустились в плавание через океан.
stud24.ru
Современные представления о развитии научных знаний в Древнем Китае.
Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.
В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров .
Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой развитости строительной техники. Здесь прежде всего нужно сказать о Великой Китайской стене. Она возводилась в III в. до н.э. на основе древних укреплений в виде рва и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей Приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялась государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска [.
Особенностями китайской строительной техники является каркасный метод: возводились столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки, и на них устанавливалась двухскатная крыша. В IV в. до н.э. был изобретен кронштейн, позволивший делать крыши с загнутыми углами; так был создан новый тип архитектурной постройки – пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.
Строительство дорог также было важным показателем развитости китайской цивилизации. В Циньскую эпоху было построено 8000 километров дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д[1].
Науки и знания в Древнем Китае также отличались значительным своеобразием. Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга, Запада и Востока, выделялся Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания. Небо представлялось в форме круга, а земля – в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах лицом к Югу; император во время официальных церемоний поворачивался лицом к Югу. Запад отождествлялся с хаосом; Восток находился слева от зрителя и мыслился как место рождения новой жизни.
Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета, выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на 22 июня. Не случайно, с этого дня у древних китайцев начинался год. В летоисчислении использовалось несколько систем. Древнейший Иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж.
Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал – Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.
Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Особое развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат "Дао дэ цзин". Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). Основным средством для этого оказывается недеяние (у-вэй). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.
Младшим современником Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син) [Малявин В.В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.].
В VI в. до н.э. в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись “Чунь Цю” (“Весны и осени”), редактированная и комментированная Конфуцием. Само понятие "история" (шу) впервые вводится в сочинении "Шу цзин" ("Книга истории"), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э.
Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В качестве писчего материала применялись бронзовые таблички. В III в. до н.э. появились книги на бамбуковых планках, соединявшиеся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). Во II в. до н.э. была изобретена бумага.
megalektsii.ru
Научные знания - История Древнего Востока Библиотека русских учебников
В. Древнем. Китае довольно высокого уровня достигли естественнонаучные знания, особенно математика. Китайцы первыми описали действия с отрицательными числами, регулярно наблюдали за звездным небом, составили на п пороге средневековья (IV в н е) каталог 800зирок, поделили небо на 28 зодиакальных созвездий. Они уже умели предвидеть лунные и солнечные затмения, даже появление комет, впервые обнаружили пятна на. Солнце. Однако придворные астрономы основное внимание уделялось составлению гороскопов и других астрологических прогнозов (при этом они, видимо, научились у вавилонских жрецов-звездочетов), что тормозило развитие китайсь кой астрономыономії.
Китайцы изобрели"указатель юга"- компас, который состоял из квадратной железной пластинки и магнитной"ложки", свободно вращалась на отшлифованной поверхности пластинки. Ручка"ложки"всегда. Показ вала на юг. Сконструировали китайцы также оригинальный"тележка с фигуркой, которая указывала юг"(механизм тележки фиксировал отклонения дышла от заданного направления"север - юг"). Компас сначала ис ристовувався в. Китае для нужд геомантикы - расположение трупа и могилы по сторонам, однако с I в н е он начал служить китайцам и как мореходные прибор. УII в н е. Чжан. Хэн изобрел глобус, как й воспроизводил движение небесных тел, а также старейший в мире прототип сейсмографа. Древние китайцы пользовались водяным часам. Они создали оригинальный лунный календарь,"тесное связями аний с хозяйственной деятельностью, со всеми сторонами традиционного быта, навыков, знаний китайцев"Настойчивые поиски"эликсира бессмертия"привели китайцев к созданию даосской алхимии, которая стимулировала развитие химических и физических знаний колдуя над своими пилюлями и талисманами, алхимики-даосы изобрели порох, который на первых порах использовали исключительно для устройства фейерверков, без которых о ходилось ни китайский праздник. Китайцы значительно раньше европейцев научились непрерывно нагнетать воздух в плавильную печь для производства стали, изобрели тачку на колесах, веялку для зерна, цепной и насос с лопатками или ковшами для подъема земли или воды, руль для судна тощ для судна тощо.
Высокого уровня достигла в. Древнем. Китае народная медицина. Китайцы открыли лечебные свойства многих трав, в том числе женьшеня. В III в н е китайский врач. Хуа. То (его называли"богом хи ирургии") давал больному перед операцией"наркотические капли"- обезболивающее средство. Однако китайскую медицину постепенно прибрали к рукам лаосские маги, которые полагались больше на колдовские действия, чем на рацио ные методы. Лаосская идея о том, что все элементы человеческого тела является миниатюрной моделью внешнего мира, побудила медиков лечить не больной орган, а организм в целом. Даже сейчас китайсь ки эскулапы не берутся лечить больного, если нарушена целостность его организма, скажем - вырезанный апендикапендикс.
Однако в целом следует констатировать, что естественные и прикладные научные знания были развиты в. Древнем. Китае относительно слабо, даже больше, китайцы вообще не считали их наукой. Они уделяли недо остатня внимание изучению законов природы прежде всего потому, что постоянно были заняты болезненными социальными проблемами. Многие китайцы выбирали чиновничью карьеру, которая позволяла обеспечить хотя минимал ьный достаток. Серьезно тормозило развитие в. Китае естественных знаний всесильное конфуцианство, которое сосредоточилось на проблемах социальной этики, все остальное считало пустой тратой времени. Сказалось также традиционное преклонение китайцев перед авторитетом древних"мудрецов"По мнению китайцев,"мудрецы"давным-давно все придумали, все взвесили, все предусмотрели. Сама идея о целесообразности дополнения или пере рассмотрения концепций, разработанных"мудрецами", казалась им кощунственнорською.
Другое дело - изучение истории. Исторические знания всегда были в фаворе в. Китае, ведь, разрабатывая свои оригинальные общественно-политические доктрины, китайцы апеллировали к чрезмерно идеализированного ими исторических ного прошлого стран
Древнейшие китайские исторические концепции появились еще в VI-НЕ века до н.э, т.е. в период бурного развития китайского общества и культуры, уже на завершающем этапе формирования китайской народно ости их авторами были не историки-летописцы, а политические деятели, и это в определенной мере сказалось на характере исторических рабораць.
Патриархом китайской историографии считают. Сыма. Цяня, исторический метод которого стал в. Китае традиционным. Сыма. Цянь родился в семье придворного астролога и историографа. Сыма. Таня, прославившийся тем м, осуществил анализ шести основных древнекитайских философских систем. В двадцатилетнем возрасте будущий историограф много путешествовал, побывал во всех уголках. Китая, стал свидетелем многих важных событий при дворе императора. У. Ди. Изменив отца в должности придворного историографа, и, таким образом, получив доступ к наиболее секретных архивных материалов,. Сыма. Цянь начал работу над"Историческими за писк"(Ши цзи) - первой систематизированной историей. Китая. Однако. Сима. Цяню не дали спокойно завершить дело. Император. У. Ди, разгневавшись на придворного историографа за то, что тот выступил в защиту опального генерала, оскопил и приговорил его временем император реабилитировал. Сыма. Цяня и даже назначил хранителем царской печати (на эту должность в. Китае ставили евнуха). Сыма. Цянь мужественно пережил эту жит теву катастрофу и все-таки завершил свою фундаментальную историческую работу, которая состояла из 130 глав-Цзюань (свыше 520 тыс иероглифовогліфів).
Ши цзи выдержана в духе лаосского доктрины. Сыма. Цянь исходил из того, что существуют объективные исторические законы, которые не зависят от воли людей двигателями истории он искал вне человеческого общества, в"воли. Неба", рок, а общий ход истории трактовал как круговорот, пожизненную и неустанную смену эпох, которые отличаются между собой принципами государственного управления. Иными словами,. Сыма. Цянь разделял. Исторического и процесс на эпохи по династическим принципом. В своей работе ученый меньше рассказывал от себя, более цитировал своих предшественников, благодаря чему в ней сохранились фрагменты многих утраченных трактатов. В. Ши цзи цитувалося также много официальных документов. Сыма. Цянь не упускал случая скрыто посмеяться над. У. Дз. У. Ді.
Выдающимся китайским историком был также. Бань. Гу - создатель жанра истории отдельных династий, признанный мастер исторического портрета. Родился он в I в н е в семье придворного чиновника-конфуцианцами. Бань. Бяо. Юноша получил приличное образование в ханьской столицы. Лояне, изучил назубок конфуцианские каноны. После окончания школы. Бань. Гу вздумал продолжить исторический труд. Сыма. Цяня, стало чуть ли не модой в среде тогдашней китайской интеллигенции, однако оказался за это в тюрьме. Его брат. Бань. Чао (он в свое время также был придворным историографом) просил его самого императора. Бань. Гу выпусти ли на волю и назначили в группу придворных историков, а затем поручили ему написать официальное"Историю. Старшей. Хань"(Цянь. Хань-шу). Однако завершить этот фундаментальный труд. Бань. Гу не смог: после смер тля смерті
Его коронованного покровителя администратор. Лояна, с которым неуважительно повел личный раб историографа, сгноил историка в тюрьме. Довела до конца начатое. Бань. Гу дело его сестра. Бань. Чжао - по оетеса, единственная женщина-историк во всем древнем миреі.
"История. Старшей. Хань", в которой изложена китайская история от царствования основателя. Ханьской династии. Лю. Бана к трагической гибели реформатора-неудачника. Ван. Мана, выдержана в духе враждебного даосским по осмотрам. Сыма. Цяня ортодоксального конфуцианства. С концепциями. Сыма. Цяня. Бань. Гу полемизирует довольно часто, причем иногда слишком резко. Именно усилиями. Бань. Гу"Исторические записки"Сыма. Цяня были изъяты из ч исла"официально признанных"исторических произведенииів.
В эпоху. Младшей. Хань китайское правительство создал историографическое бюро"Восточный павильон", который составил"Записки из. Восточного павильона о правлении. Хань"- официальную хронику империи. Материалы этой хроник ки стали основой целого ряда частных исторических исследований, в том числе труды талантливого историографа. Фань. Е"История. Младшей. Хань"(Хоу. Хань-шу). Фань. Есть не завершил своего труда - его обвинили и в государственной измене и казнилили.
Исследование древнекитайских историографов оказали значительное влияние на дальнейшее развитие исторической мысли в. Китае и других странах. Дальнего. Востока. Они - ценный источник исторической информации для китаистов
В эпоху. Цинь и. Хань китайцы освоили составление географических карт и военных схем. Они использовали в картографии масштабы и прямоугольные сетки из параллельных линий, опередив по этому делу картографов. Западеу.
uchebnikirus.com
ПИСЬМЕННОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5 - ДРЕВНИЕ ИНДИЯ И КИТАЙ - ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - Всемирная история 6 класс - А.Г. Бандровский - Генезис
Раздел 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ДРЕВНИЕ ИНДИЯ И КИТАЙ
§ 23. ПИСЬМЕННОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5
1. Какие особенности древнекитайской письменности? Какой была образование китайцев?
В Древнем Китае для письма пользовались иероглифами. Китайских иероглифов насчитывалось около 10 тысяч. их писали вертикальными столбцами сверху вниз (столбики размещали справа налево). Чтобы считаться грамотным, китаец должен выучить минимум 7 тыс. иероглифов. Запомнить написание иероглифа, а тем более воспроизвести его на материале для письма достаточно сложно, ведь количество рисок в одном иероглифе в различных комбинациях могла достигать 52.
Для письма древние китайцы сначала использовали кости животных и панцири черепах. Позже писали на бамбуковых или деревянных дощечках. Впоследствии китайцы стали использовать для письма шелковые ленты, а от 1 ст. - бумагу.
Образованным в Китае считался тот, кто овладел «шесть искусств»: ритуал, музыку, умел стрелять из лука, управлять колесницей, читать, писать и считать.
Получали образование китайцы в многочисленных частных школах, в которых «учителя-мудрецы» сами набирали себе учеников. Однако существовали и государственные школы. Образование в Китае получило толчок для развития после введения императором У Ди конкурсных экзаменов. Цель экзамена - открыть путь для чиновничьей карьеры самым способным, компетентным выпускникам. Поскольку в расчет брали знания претендентов, желающих учиться становилось больше, поэтому китайцы начали массово записывались в частные конфуцианские школы.
- Составьте план рассказа о письменность и образование в Древнем Китае, формулируя пункты плана как вопросительные предложения.
Работаем самостоятельно.
Задача 1.
Объедините представленные слова в предложения: В Древнем Китае, иероглифы, 7 тыс., количество рисок, 52.
Какое слово или словосочетание является лишним в ряду: бумага, глиняная табличка, шелковая лента, бамбуковая дощечка, кости животных?
Дополните предложения. После введения императором У Ди...
Дайте ответ на вопрос. Почему верным является утверждение, что в Древнем Китае «воин никогда не был образцом для подражания - им всегда был грамотей-чиновник».
2. Какой вклад китайцев в сокровищницу опыта человечества?
Китай - страна, в которой было сделано много открытий и изобретений, которыми пользуемся и сегодня. Вы уже знаете, что китайцы изобрели бумагу.
В Китае создали компас. Он имел вид квадратной пластины с магнитной ложкой на поверхности, свободно вращалась, неизменно указывая ручкой на север.
Китайские астрономы первыми заметили пятна на Солнце. Они описали 800 звезд, поделили небо на 28 зодиакальных созвездий. Важным изобретением был первый в мире сейсмограф прибор для определения силы подземных толчков во время землетрясений. Он состоял из полой шаровидной медного сосуда, внутри которого был вертикально расположен маятник. Китайские математики знали десятичные дроби и действия с отрицательными числами.
Высокого уровня достигла китайская медицина. Китайцы открыли лечебные свойства многих трав. Чай они употребляли как лекарство, помогают преодолеть усталость и продлевают жизнь. Целые трактаты было написано о целебных свойствах женьшеня. Китайцы использовали обезболивающие средства, открыли определенные нервные центры и методы воздействия на них с помощью массажа или вкалывания (иглотерапии).
Изготовление бумаги было сложной и муторной делом. Молодой бамбук, льняные и шерстяные тряпки, рис, конопля, тростник измельчали, растирали и варили с водой в казани. Волокнистую массу переливали в прямоугольный бассейн и зачерпывали из него рамкой, на которую была натянута сетка из шелковых нитей. Вода стекала, а на сетке оставался слой бумаги. Влажный лист снимали с сетки, стирали и высушивали.
Китайцы изобрели порох, который сначала использовали для фейерверков во время торжеств в императорском дворце.
Древний Китай знаменитый лаковыми изделиями. Китайские лаки обладали способностью консервировать древесину, противостоять воздействию кислот и высоких температур (до 500 °С).
Китай, как вы уже знаете, - родина шелка.
- Напишите предположение о значение каждого из изобретений для развития хозяйства и образа жизни в Древнем Китае.
Работаем самостоятельно.
Задание 2. Рассмотрите иллюстрации, которые касаются изобретений и открытий древних китайцев в области естественно-математических знаний. Подготовьте краткие комментарии к иллюстрациям для интернет-страницы «Естественно-математические науки в Древнем Китае».
3. Какие гуманитарные науки развивались в Древнем Китае?
- Прочитайте фрагмент из произведения Симы Цяня. Найдите в учебнике годы жизни ученого. Кем был Сыма Цянь? Он был участником описанных событий? О развитии какой науки идет речь?
«...Только Шихуанди взошел на престол, сразу начал пробивать гору Лишань, чтобы обустроить в ней могилу. Когда же он объединил Поднебесную, направил туда более семисот тысяч каторжных со всей страны... Они укрепили стены бронзой и соорудили саркофаг. Усыпальницу заполнили макетами дворцов, фигуры чиновников всех ведомств, необычным утварью и драгоценными изделиями. Мастерам приказали изготовить мощные механические самострелы для того, чтобы расстрелять всех тех, кто проникнет внутрь горы и приблизится к могиле. Из ртути создали многочисленные малые и большие реки и моря, которые перетекали с одного места на другое. На потолке изобразили картину неба, на полу - карту земли...».
- Обычаи каких народов Древнего Востока напоминает описание усыпальницы Цинь Шихуанди?
Работаем самостоятельно.
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1. О каких событиях идет речь во фрагменте из произведения Симы Цяня?
2. Когда они произошли?
3. Зачем Сыма Цянь рассказывает об этих событиях? В чем ценность источника?
- Поставьте себе оценку за урок, засчитав за различные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задания 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до З баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).
- Оцените уровень развития научных знаний Древнего Китая. Какие из открытий китайцев были известны другим народам? Изобретения, сделанные китайцами, были настоящими открытиями? Почему много открытий, сделанных в Древнем Китае, не стали достоянием других народов?