V2: Медицинская психология. Psyche у древних греков
V2: Медицинская психология — МегаЛекции
Автор: к.м.н., доцент Таукенова Лейла Магомедовна
V1: Психиатрия
V2: Медицинская психология
V3: Основные понятия, определение, структура предмета медицинская психология
I:
S: Психическое здоровье, по определению ВОЗ, это:
-: когда ничего не беспокоит
-: способность выполнять разную работу
-: умение справиться с психическим напряжением
+: состояние полного благополучия: физического, душевного и социального
-: отсутствие психических расстройств
I:
S: Глубинные психологи получили право заниматься психотерапией в:
-: XVIII в
-: XIX в
+: XX в
-: XXI в
I:
S: Автором термина «клиническая психология» является
-: К.Ясперс
-: В. Бехтерев
+: Л. Уитмер
-: З. Фрейд
I:
S: Ввел термин «невроз»::
-: П.Жане
-: И.П.Павлов-: слабодушие
-: З.Фрейд
+: У.Куллен
I:
S: Одним из критериев психического здоровья, по определению Всемирной организации здравоохранения является соответствие психических реакций ### средовых воздействий
+: силе
I:
S: Соответствует понятию «Psyche» у древних греков:
-: Нервная система
-: СуперЭго
-: Сознание
+: Душа
V1: Психиатрия
V2: Медицинская психология
V3: Сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов
I:
S: Клиническая психология как дисциплина изучает психологическими методами различные нарушения психики и поведения и может применяться:
+: воспитательных учреждениях
-: в медицинских учреждениях
-: консультативных учреждениях
-: образовательных учреждениях
+: все перечисленные
I:
S: Основные виды направленности клинической психологии: диагностическая, экспертная, консультативная, коррекционная, профилактическая, … .:
-: диагностическая
-: коррекционная
-: экспертная
-: профилактическая
+: все перечисленное
V1: Психиатрия
V2: Медицинская психология
V3: Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы
I:
S:Определение предмета изучения патопсихологии, сформулированного Б.В.Зейгарник в утверждении::
+: закономерности проявлений нарушенной психической деятельности в клинике внутренних и психических заболеваний
-: принципы и закономерности создания экспериментальных моделей психических функций и их нарушений
-: закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме
-: закономерности функционирования нормальной психики на экстремальных моделях психопатологии
I:
S:Выделение патопсихологии как психологической дисциплины в России связано
с именами двух ученых:
-: И.П. Павлов и И.М. Сеченов
-: В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков
+: Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн
-: М. И. Аствацатуров и А.Р. Лурия
I:
S:Определением патопсихологии является следующее утверждение::
-: психология переживания болезни
+: раздел клинической психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в условиях болезни
-: раздел общей психологии, изучающий влияние ценностных установок на совладание с болезнью.
-: экспериментальная психометрия
I:
S:Одно из важных требований к патопсихологическому эксперименту состоит в его построении таким образом, чтобы
-: в ходе эксперимента осуществлялись коррекционные функции
-:обеспечить воспроизводимость результатов при изменении психического состояния испытуемого
+:обнаружить структуру не только измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности
-: избежать обращения к непараметризуемым явлениям и процессам
I:
S:Метод построения патопсихологического исследования, в котором реализуется представление Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» учитывает::
-: те психические функции и свойства, развитие которых ожидается на ближайшем этапе-: -: количественную меру прогресса умственного развития в случае успешного лечения
+:потенциальные возможности ребенка, не выявляемые им самостоятельно, но реализующиеся при помощи взрослого
-: экспериментальную психометрию
I:
S:Патопсихологическое исследование, по Б.В.Зейгарник, включает в себя действия::
+: эксперимент
-: выявление и анализ сопротивления и защит
+: беседа
+: наблюдение поведения во время исследования
V1: Психиатрия
V2: Медицинская психология
V3: Экспериментальные и тестовые методы обследования
I:
S: Предложил исследование памяти методом пиктограммы:
-: Т.Рибо
+: А.Р.Лурия
-: Б.В.Зейгарник
-: С.Я.Рубинштейн
I:
S: В отличие от психологического тестирования патопсихология опирается на:
-: Особо тщательную стандартизацию
-: Психофизиологическое представление о личности
+: Моделирование определенных ситуаций, в которых проявляются исследуемые виды психической деятельности
-: Стандартизация норм по нозологическому признаку
S: Вам необходимо исследовать долговременную память. Какую методику Вы выберете для работы с пациентом?:
+: заучивание 10 слов
-: тест Бентона
-: пиктограммы
-: методика исключения
-: тест Роршаха
I:
S:При исследовании методикой 4-ый лишний в некоторых ответах пациента имело место искажение процесса обобщения. С помощью какой методики вы можете дополнительно выявить это расстройство.
-: пиктограммы
+: классификация
-: кубики Кооса
-: ММР!
-: тест Бентона
I:
S:Вам необходимо исследовать особенности мышления клиента. Какая из перечисленных методик способна предоставить наибольшую информацию об этой сфере.
+: 4-ый лишний
-: ММР!
-: пиктограммы
-: тест Векслера
-: методика Дембо-Рубенштейна
I:
S: Вы исследуете память пациента. Какую из перечисленных методик можно исключить из эксперимента.
-: пиктограммы
-: заучивание 10 слов
-: тест Бентона
+: 4-ый лишний
-: клинико-психологическая беседа
I:
S:Для исследования мышления Вы выберете все перечисленные методики кроме:
-: сложные аналогии
-: пиктограммы
-: толкование пословиц
+: тест Бентона
-: классификация
I:
S:При исследовании испытуемого выявляются нарушения мышления по типу искажения процесса обобщения. Данный тип выполнения задания может свидетельствовать о заболевании :
-: истерический невроз
+: шизофрения
-: маниакально-депрессивный психоз
-: олигофрения
-: эпилепсия
I:
S: Согласно закону Рибо-Джексона, при прогрессирующей амнезии, память утрачивается:
-: от частного к общему
+: от позднее к ранее приобретенной информации
-: от сложных психологических актов к простым
-: от менее к более эмоционально значимому
-: от общего к частному
I:
S: При первичном обращении пациента возникает задача исследования его когнитивных функций. Какие тесты вы выберите:
+: тест Бентона
+: кубики Кооса
+: пиктограммы
-: тест Люшера
+: 4-ый лишний
I:
S: В ситуации консультирования испытуемый часто " уклоняется" от линии беседы, данный феномен может быть объективно выявлен как нарушения мышления с помощью методики:
-: ТАТ
-: ММРI
+: пиктограммы
-: тест Люшера
-: таблицы Шульте
I:
S: При исследовании больного клинически выявляется разноплановость мышления. Какие методики позволят подтвердить эту находку:
+: классификация и пиктограммы
-: сложение фигур и исключение предметов
-: пиктограммы и сложение фигур
+: классификация и исключение предметов
-: классификация и сложение фигур
I:
S: Пациент жалуется на навязчивое отношение запаха гнилых яблок. С раздражением каких структур головного мозга связано это расстройство обоняния
-: наружная поверхность височных долей
-: затылочные доли
+: медиальные отделы височных долей
-: теменные отделы больших полушарий
+: полюс лобных долей
I:
S: Пациент жалуется на нарушение понимания обращенной речи: "Слышу, что что-то мне говорят, а что-то не разберу. Это
-: моторная афазия
-: акустический шум
+: сенсорная афазия
-: амнестическая афазия
I:
S: Пациент жалуется на нарушение зрения в наружных полях с обеих сторон. Перенес операцию по поводу аденомы гипофиза. Как называется такое нарушения зрения.
-: биназальная гемианопсия
+: битемпоральная гемианопсия
-: квадратная гемианопсия
-: оптико-пространственная агнозия
-: предметная агнозия
I:
S: Пациент перенес инсульт, после которой осталось нарушение речи и слабость в правой руке; обращенную речь понимает, но ответить не может, сигналит жестами: Как называется это нарушение речи
-: амнестическая афазия
+: моторная афазия
-: акустико-мнестическая афазия
-: сенсорная афазия
-: немота
I:
S: На прием привели пожилую женщину, в амбулаторной карте указан диагноз: корсаковский синдром. Что означает этот диагноз:
-: галлюцинации
-: расстройство семантической памяти
+: грубое нарушение кратковременной памяти
-: расстройство долговременной памяти
-: нарушение зрительно-пространственых функций
I:
S: На выбор методик для патопсихологического обследования влияет:
-: цель исследования
-: образование и жизненный опыт клиента
-: состояние на момент обследования
-: дифференциальный диагноз
+: все ответы верны
I:
S: Психолог должен ознакомиться с материалами об истории жизни и болезни пациента:
+: до обследования
-: эти сведения вообще не важны
-: после обследования
-: только из беседы с пациентом
-: все ответы верны
I:
S: Суть "эффекта Зейгарник":
+: лучше всего запоминаются и воспроизводятся незавершенные действия
-: лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия
-: связь тревоги и внимания
-: ухудшение памяти при олигофрении
-: все ответы верны
I:
S: В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить нарушения мышления
-: ТАТ и САТ
-: тест Роршаха
-: рисунок семьи
+: классификация и исключение предметов
-: тест Кетелла
I:
S: Методика "Соотношение пословиц, поговорок, фраз" направлена на диагностику:
S: К методикам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:
-: патопсихологическое исследование
-: клиническое интервьюирование
-: нейропсихологическоеисследование
-: тестирование индивидуально-психологических особенностей
+: амитал-кофеиновое растормаживание
I:
S: Метод пиктограмм используется для исследования:
+: памяти
-: внимания
-: интеллекта
-: эмоций
-: сознания
I:
S: Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности пациентов, выраженных в психологических понятиях называют:
-: психопатологическим симптомом
-: психопатологическим синдромом
+: патопсихологическим синдромом
-: патопсихологическим симптомом
-: патопсихологическим феноменом
I:
S: Эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушения мышления в виде "относительного аффективного слабоумия", нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт входят в структуру:
-: шизофренического симптомокомплекса
-: невротического симптомокомплекса
+: психопатического симптомокомплекса
-: органического симптомокомплекса
-: олигофренического симптомокомплекса
I:
S: Не основным цветом теста Люшера является:
-: желтый
-: красный
-: синий
-: зеленый
+: коричневый
I:
S: Опора в мышлении на латентные признаки, выявленные при проведении методики "пиктограммы" указывает на наличие:
+: шизофренического симптомокомплекса
-: невротического симптомокомплекса
-: психопатического симптомокомплекса
-: органического симптомокомплекса
-: олигофренического симптомокомплекса
I:
S: Тест Люшера используется для оценки:
-: степени мнестичеких нарушений
-: выраженности интеллектуального развития
-: мыслительных особенностей
-: ясности сознания
+: эмоциональных переживаний
I:
S: Исследование, направленное на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий называется:
+: нейропсихологическим
-: патопсихологическим
-: психопатологическим
-: психиатрическим
-: психосоматическим
I:
S: Феномен пресыщения связан со следующим явлением:
+: отношение к заданию
-: врабатываемость в задание
-: упражняемость
-: истощаемость
-: ригидность
I:
S: Способность узнавать предъявляемые предметы на ощупь называется:
-: тактильностью
+: стереогнозисом
-: эмпатией
-: рефлексией
-: агнозией
I:
S: Миннесотский многопрофильный опросник личности позволяет выявить:
-: нейропсихологические симптомы
+: патопсихологические феномены
+: личностный профиль
-: свойства темперамента
-: интеллектуальные способности
I:
S: Оценка аффективной ригидности по данным теста MMPI производится по:
-: 1 шкале
-: 3 шкале
-: 5 шкале
+: 6 шкале
-: 9 шкале
I:
S: К методам исследования внимания относят все методики за исключением одной:
+: пиктограмма
-: тест Шульте
-: корректурная проба
-: тест Равена
-: методика Мюнстерберга
I:
S: Оценка эффективности психологических способов воздействия на человека включает все из нижеперечисленных критериев за исключением одного:
+: критерий степени симптоматического улучшения
-: критерий степени осознания психологических механизмов болезни
-: критерий степени изменения нарушенных отношений личности
-: критерий степени улучшения партнерских (сексуальных) отношений
-: критерий степени улучшения социального функционирования
I:
S: Вербальный и невербальный интеллект пациента позволяет выявить:
+: тест Векслера
-: тест Роршаха
+: тест Кетелла
-: тест Равена
-: тест Айзенка
I:
S: С правым (недоминантным) полушарием головного мозга связаны:
-: счетные способности
-: логическое мышление
+: восприятие образа тела и зрительно-пространственные ориентации
-: речь
-: зрение
I:
S: Глубокие поражения лобных долей приводят прежде всего к нарушению:
+: произвольности и целенаправленности деятельности
-: зрения
-: слуха
+: моторики
-: чувствительности
Начало формы
I:
S: Одним из наиболее значимых диагностических критериев отграничения психотических от непсихотических психических расстройств является критерий:
-: длительности расстройств
-: субъективной тяжести расстройств
+: некритичности к расстройствам
-: связи расстройств с индивидуально-психологическими особенностями
-: резистентности расстройств к терапии
I:
S: Психические реакции, состояния и развития, вызванные наследственно-конституциональными причинами, относятся к одному из следующих типов психического реагирования:
-: экзогенному
+: эндогенному
-: психогенному
-: личностному
-: смешанному
I:
S: При интраверсии в отличие от аутизма, как правило, отмечается:
+: критичность к собственной замкнутости
-: менее выраженная замкнутость
-: отсутствие галлюцинаций
-: отсутствие бредовых идей
-: некритичность к собственной замкнутости
I:
S: К нарушениям эмоциональной сферы относится все за исключением одного:
-: депрессия
-: взрывчатость эмоций
-: эйфория
+: резонерство
-: стресс
I:
S: Исключите пункт, в котором не указан патопсихологический синдром:
-: шизофренический
-: олигофренический
-: психогенно-невротический
+: нейропсихологический
-: экзогенно-органический
I:
S: В ходе работы с пациентом психологом возможно использование:
наводящие вопросы:
-: подсказывание
-: одобрение
-: показ решения аналогичных заданий
+: все ответы верны
Конец формы
I:
S: Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу:
-: вниманию
+: памяти
-: эмоциям
-: мышлению
-: воле
I:
S: Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение называется:
S: В результате восприятия образуются все нижеследующие свойства образа за исключением:
-: предметность
-: категориальность
-: целостность
+: уникальность
-: константность
I:
S: Внимание обладает всеми нижеследующими свойствами за исключением:
-: устойчивости
-: сосредоточенности
-: распределения
+: длительности
-: объема
I:
S: Субъективное отношение к заболеванию называется:
-: анозогнозией
+: внутренней картиной болезни
-: ипохондрией
-: рефлексией
-: эгоцентризмом
I:
S: Порог болевой чувствительности ниже:
+: у женщин
-: у мужчин
-: различий не обнаруживается
-: у женщин с преобладанием фемининных свойств
-: у женщин с повышенной маскулинизацией
I:
S: Дисморфомания относится к психическим переживаниям, специфичными для лиц:
-: зрелого возраста
-: пожилых
-: детей
+: подростков
-: все ответы верны
I:
S: А.Р.Лурия приводит пример пациента, рассматривающего изображение очков – он смущен и не понимает, что изображено: «Кружок…и еще кружок…и палка…и перекладина…наверное, это велосипед…». Это пример нарушения:
-: растерянности
+: зрительной агнозии
-: речевой разорванности
-: нарушений произвольной памяти
I:
S: При нарушениях высших психических функций симптомы:
-: прямо указывают на локализацию функций в нервном аппарате
-: не дают возможности сделать прямой вывод о локализации функций
-: позволяют сделать вывод о локализации лишь на основе психологического анализа самих симптомов
-: всегда представляют собой простейшие атомарные психологические явления
I:
S: Отсутствие восприятия собственных дефектов и болезней – это: ###
+: анозогнозия
I:
S: Перестройка функциональных систем путем специального восстановительного обучения для восстановления высших психических функций была разработана:
-: Л.С.Выготским
+: А.Р. Лурия
-: В.М. Бехтеревым
-: Э. Крепелиным
I:
S: Теория мозговых блоков принадлежит:
-: Б.В.Зейгарник
-: И.М.Сеченов
+: А.Р.Лурия
-: В.М.Бехтерев
I:
S: Массивные поражения лобных долей приводят прежде всего к нарушению тех сложных форм регуляции сознательной деятельности, которые:
-: не связаны с произвольными намерениями
-: глубоко закреплены в индивидуальном опыте
+: направляются активирующим влиянием мотивов, формируемых при помощи речи
-: реализуют инстинктивные побуждения
I:
S: «Вспышки пережитого» (flashback effects) при посттравматических стрессовых расстройствах вероятнее всего связаны с:
: -механизмами левого полушария
+: механизмами правого полушария
-: механизмами ретикулярной активации
-: лобными пароксизмами
I:
S: Согласно А.Р.Лурия, можно выделить три основных блока, участвующих в любой психической деятельности:
+: блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования
+: блок получения, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации
-: блок получения, переработки и хранения поступающей из внутреннего мира информации
+: блок программирования, контроля и регуляции психической деятельности
V1: Психиатрия
V2: Медицинская психология
V3: Психологические исследования в клинике соматических заболеваний
I:
S: Утверждение, верно описывающее различия соматоформных расстройств и психосоматических заболеваний:
-: соматоформные расстройства протекают тяжелее, чем психосоматические заболевания
-: соматоформные расстройства укладываются в нозологические, а психосоматические в синдромальные рамки
-: соматоформные расстройства – это психические расстройства с включением соматических симптомов, а психосоматические заболевания – соматические расстройства с включением психических нарушений
+: при соматоформных расстройствах отсутствуют соответствующие морфологические изменения, а при психосоматических заболеваниях обнаруживаются объективные изменения, в происхождении которых участвует психологический фактор
I:
S: Специальные исследования дают основания предполагать, что стресс может вызвать соматическое расстройство:
-: по механизмам конверсии
-: снижая активность симпатических отделов вегетативной нервной системы
+: стимулируя выработку гормонов, снижающих активность иммунных систем
-: блокируя выработку тестостеронов
I:
S: Теория психосоматических заболеваний, заключающаяся в том, что телесное «Я» рассматривается им как «проекция» психических проблем в телесной сфере называется
+: психоаналитической
-: нейрофизиологической
-: нейробиологической
-: алекситимической
I:
S: Систематика расстройств, считающихся психогенными, в МКБ – 10 исходит прежде всего из:
-: особенностей этиопатогенеза
-: клинико – физиологических критериев
+: клинической феноменологии
-: прогностических критериев
I:
S: Люди с поведением типа «А» рискуют развитием:
-: онкологических заболеваний
+: ишемической болезни сердца
-: бронхиальной астмы
-: язвенной болезни желудка
I:
S: Внутренняя картина болезни эргопатического типа относится к
-: нормонозогнозии
-: гипернозогнозии
+: анозогнозии
-: гипонозогнозии
I:
S: Внутренняя картина болезни меланхолического типа относится к
-: нормонозогнозии
+: гипернозогнозии
-: анозогнозии
-: гипонозогнозии
I:
S: На формирование внутренней картины болезни влияет:
-: возраст
-: социальное положение
-: тяжесть заболевания
-: информированность пациента о заболевании
+: все перечисленное
V1: Психиатрия
V2: Медицинская психология
V3: Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия
I:
S: Следуя З.Фрейду Р.Мэй определил основное качество хорошего консультанта как:
+: способность к эмпатии
-: умение привлекать людей
-: способность учиться на практике
-: профессиональная подготовка
I:
S: Если проанализировать то общее, что объединяет психотерапевтов разных школ и направлений, то им окажется:
-: роль эмпатии
-: работа с переносом
+: развитие отношений сотрудничества терапевта и клиента
-: суггестия как основа эффекта
I:
S: Комбинация индивидуальной и групповой психотерапии:
+: полезна в силу их взаимодополнительности
-: целесообразна так как они выполняют функцию взаимного контроля
-: нецелесообразна в силу различий механизмов их действия
-: показана очень ограниченному кругу пациентов
I:
S: Сформулировал и развил личностно – центрированный подход:
-: А.Эллис
-: К.Хорни
-: З.Фрейд
+: К.Роджерс
-: Р.Мэй
I:
S: Подход, утверждающий, что косвенное подкрепление может влиять на поведение:
-: системно-семейная терапия
+: теория социального научения
-: гуманистическая терапия
-: психоанализ
I:
S: Направление в психотерапии, которое представляет А.Бек:
-: поведенческая терапия
-: личностно – центрированная терапия
+: когнитивная терапия
-: психодинамическая терапия
I:
S: Направление в психотерапии, которое представляет Ф.Перлс:
-: поведенческая терапия
-: личностно – центрированная терапия
+: гештальттерапия
-: психодинамическая терапия
I:
S: Направление в психотерапии, которое представляет Эллис:
-: поведенческая терапия
-: личностно – центрированная терапия
-: когнитивная терапия
+: рационально-эмоциональная терапия
I:
S: Направление в психотерапии, которое представляет Г.Гроф:
-: поведенческая терапия
-: личностно – центрированная терапия
+: трансперсональня терапия
-: психодинамическая терапия
I:
S: Направление в психотерапии, которое представляет К.Юнг:
-: поведенческая терапия
-: личностно – центрированная терапия
-: когнитивная терапия
+: психодинамическая терапия
I:
S: Психотерапевт пытается помочь молодому человеку выработать рациональные альтернативы мысли о том, что с тех пор, как его подруга оставила его, все женщины испытывают к нему ненависть. Психотерапевт действует в рамках психотерапии:
+: когнитивной
-: поведенческой
-: психодинамической
-: гуманистической
I:
S: Представители направления психотерапии, заинтересованные в определении функциональных связей между внешними событиями и поведением пациента:
-: психодинамическая
+: бихевиоральная
-: экзистенциальная
-когнитивная
V1: Психиатрия
V2: Медицинская психология
megalektsii.ru
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ИТОГОВОМ ЗАН ЯТИИ ПО ПСИХОЛОГИИ (С МЕДИЦИНСКОЙ ПЕДАГОГИКОЙ) !
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ИТОГОВОМ ЗАНЯТИИ ПО ПСИХОЛОГИИ (С МЕДИЦИНСКОЙ ПЕДАГОГИКОЙ)
! На каждый предлагаемый вопрос Вы должны выбрать те утверждения, которые считаете правильными (кол-во правильных утверждений может быть самым различным - от 1 до 5).
1. Какое из приводимых понятий соответствует "Psyche" у древних греков:
а) точность воспроизведения в) независимость от других психических функций
б) объем усвоенного материала г) субъективно для больного важнейший показатель здоровья.
27. Важные качества памяти:
а) ограниченные возможности памяти
б) возможность субъективной оценки больным состояния памяти
в) готовность к воспроизведению определенного материала
г) уверенность в точности воспроизведения материала.
28. Важные качества памяти:
а) быстрота запоминания в) взаимосвязь с интеллектом
б) прочность сохранения г) стабильность на протяжении жизни.
29. Для психологии памяти правильно:
а) события, связанные с сильными эмоциями, хуже запоминаются
б) между точностью воспроизведения события и уверенностью в этой точности не всегда есть соответствие
в) при прочих равных условиях пожилые люди лучше помнят старые события, чем текущие
г) при хорошей памяти люди могут жаловаться на ее плохое состояние.
30. Для психологии памяти характерно:
а) снижение памяти встречается только после сорока лет
б) лучше всего запоминается начало и конец
в) при снижении памяти, как правило, в первую очередь забываются старые события
г) между точностью воспроизведения события и уверенностью в этой точности всегда есть соответствие.
31. Для психологии памяти правильны утверждения:
а) связанное с сильными эмоциями лучше запоминается;
б) события, связанные с очень сильными отрицательными эмоциями, могут вытесняться из сознания, как бы забываться;
в) лучше всего запоминается середина;
г) при ухудшении памяти в первую очередь забываются новые, недавние события.
32. Основные мыслительные операции:
а) анализ б) сравнение в) обобщение г) абстрагирование.
33. Основные мыслительные операции:
а) оценка б) синтез в) правильность выводов г) скорость выводов.
34. Какой из приведенных терминов обозначает выделение признаков изучаемого объекта с отвлечением от остальных признаков, результатом чего выступает построение умственного продукта (понятия, модели, теории и т.д.):
а) анализ б) синтез в) абстракция г) интеграция.
35. Для мышления правильны следующие утверждения:
а) понятие формируется на основе восприятия, представлений и/или других понятий
б) умозаключение не может быть правильным при плохой памяти
в) суждение может быть правильным при плохой памяти
г) здоровый человек обязательно делает правильные суждения.
36. Для мышления правильны следующие утверждения:
а) понятие формируется на основе внимания
б) понятия доступны только здоровому человеку
в) суждение - это утверждение или отрицание чего-либо
г) здоровый человек обязательно делает правильные умозаключения.
37. Для мышления правильны следующие утверждения:
а) понятие является основным элементом мышления
б) на основе понятий рождаются суждения и умозаключения
в) в результате сравнения двух или нескольких суждений возникает умозаключение
г) эмоциональная сфера не влияет на мыслительные процессы.
38. Для мышления правильны следующие утверждения:
а) понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений
б) понятие - это утверждение или отрицание чего-либо
в) результатом мыслительного процесса является суждение
г) суждение не может быть правильным при плохой памяти.
г) мимическими, вазомоторными и восклицательными сопровождающими явлениями, отказом
55. С какими из приведенных учреждений согласится человек с развитой эмпатией?
а) Мне становится грустно, когда я вижу, что человек, случайно попавший в компанию, оказывается в одиночестве.
б) Меня раздражают люди, открыто показывающие свои чувства.
в) Общение с другими людьми для меня чаще всего - серьезная проблема.
г) Я теряю самообладание, когда мне приходится сообщать людям плохие новости.
д) Мне приходится часто обращаться к врачам.
56. При характеристике волевой сферы правильно:
а) самооценка - одна из важнейших составляющих ядра личности
б) самооценка является важным регулятором поведения человека
в) высшие потребности воспринимаются как менее насущные
г) лучше всего, если самоактуализация (реализация собственных возможностей и способностей) станет мотивом поведения тогда, когда удовлетворены потребности самоуважения, в социальных связях
д) внушаемость - это патологическое явление, встречаемое преимущественно при психических расстройствах.
57. При характеристике волевой сферы правильно:
а) высокий уровень притязаний говорит о неадекватности целей
б) способность подростка "на спор" пройти по крыше или до крови порезать руку ножом говорит о формировании сильной воли
в) волю можно определить как неосознанную организацию и саморегуляцию человеком своей деятельности и поведения
г) мотив чаще не осознается, чем осознается
д) для человека главное - реализовать потребности более высокого уровня, чтобы потом можно было реализовать более простые.
58. При характеристике волевой сферы правильно:
а) способность личности к систематическому самоконтролю является показателем развитости волевой сферы
б) развитие волевых качеств может происходить как при постоянном общении с другими людьми, так и без общения
в) влечения можно определить как мотив деятельности, представляющий собой недостаточно осознанную потребность
г) жизнь на более высоком уровне потребностей способствует ее большей продолжительности, меньшей подверженности болезням
д) локус контроля является динамичным качеством личности.
59. Какое из утверждений передает содержание понятия "локус контроля":
а) сфера поведения и переживаний, которую субъект стремится контролировать у себя
б) сфера поведения и переживаний, которую субъект стремится контролировать у других
textarchive.ru
Понятие души в психологии: igorgray
Некоторые комментарии к прошлой статье дали понять, что нужно выложить первую статью цикла, где в том числе есть некоторые уточнения по терминам и разъяснение возникновения оных. Вот она:
Думаю, стоит начать с определений, дабы не запутаться впоследствии.
Итак, что же из себя представляет психология как наука?
Само слово «психология» состоит из двух греческих терминов: «psyche» — душа, (происходящего от имени греческой богини Психеи), и «logos» - слово, понятие, учение, наука.
Часто говорят, что психология, это наука о душе, из которой исключено исследование души.
Совершенно замечательные объяснения и происхождение понятий, и предыстории, дает «Популярная психологическая энциклопедия»:
ДУША - предмет, казалось бы, настолько туманный и неопределенный, что вряд ли он может выступать научной категорией.
Однако для психологии это понятие имеет принципиальную важность - хотя бы потому, что само название этой науки буквально можно перевести как «наука о душе». В нашей стране именно такое понимание психологии бытует с конца XVIII в. Так, например, еще в 1791 г. в Санкт-Петербурге была выпущена книга с примечательным названием «Начальные философические статьи, касающиеся до существа и свойств души человеческой, сочиненные во вкусе древних писателей и расположенные по образу, математическим наукам свойственному, иначе, составляющие науку, психологией называемую». Впрочем, такое представление существовало чуть более века. В 1916 г. С.Л.Франк констатировал: «Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения науки о душе... Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области».
Долгие годы в нашей стране само понятие души считалось идеалистической абстракцией, несовместимой с естественно-научным, материалистическим видением мира. Создалась парадоксальная ситуация -психология оказалась наукой о том, чего якобы и нет. Так о чем же,собственно, эта наука? Можно ли с научной точки зрения ответить на вопрос: «Существует ли душа?» Точнее - какой смысл допустимо вкладывать в это понятие в рамках научного мировоззрения? От богословской трактовки в данном случае следует дистанцироваться, не отвергая ее и не солидаризируясь с ней, ибо религиозная вера для своего обоснования в научном знании не нуждается, существует независимо от него, и науке, в свою очередь, опора на религиозные догматы не требуется. Однако и полностью проигнорировать так называемые идеалистические представления невозможно, иначе пришлось бы отказаться от рассмотрения самого термина. Необходимо хотя бы вкратце рассмотреть эволюцию этого понятия в истории научной мысли. Причем именно вкратце, поскольку более или менее детальное освещение этого вопроса потребовало бы десятка томов. Так, родоначальник экспериментальной психологии В.Вунд за 16 лет до открытия первой в мире психологической лаборатории, в 1863 г., посвятил этому вопросу целый курс лекций.
Прежде всего следует отметить, что само греческое слово «психе» изначально является именем собственным. Так звали героиню древнегреческого мифа, известную в отечественной литературной традиции как Психея.Согласно преданию, земная девушка Психея полюбилась Эроту (в латинской традиции - Амуру), сыну богини Афродиты (Венеры). Мать, недовольная перспективой столь неравного союза, постаралась ему всячески воспрепятствовать и заставила Психею преодолеть множество нелегких испытаний, которые та, однако ж, с честью выдержала. Эрот, со своей стороны, уговорил олимпийских богов способствовать его союзу с любимой. В результате Психея обрела бессмертие, и влюбленные навеки соединились.
Для древних греков Психея символизировала бессмертную сущность человека, поднимающую его над бренностью бытия. Ее именем стали называть душу, представления о которой у греков сильно отличались от тех, что были впоследствии развиты в рамках христианской доктрины. Да и слово «психология» придумали вовсе не древние греки. Его ввел внаучный обиход немецкий философ Христиан Вольф на рубеже XVII — XVIII вв. Ныне это название уже не отражает прежних представлений о душе и вообще является скорее традиционным, символическим (подобно тому какгеометрия давно вышла за рамки землемерия, однако называется как встарь).
Полный текст статьи
igorgray.livejournal.com
Психология и душа, что такое душа, понятие души в психологии, наука о душе
Думаю, стоит начать с определений, дабы не запутаться впоследствии.
Итак, что же из себя представляет психология как наука?
Само слово «психология» состоит из двух греческих терминов: «psyche» — душа, (происходящего от имени греческой богини Психеи), и «logos» - слово, понятие, учение, наука.
Часто говорят, что психология, это наука о душе, из которой исключено исследование души.
Совершенно замечательные объяснения и происхождение понятий, и предыстории, дает «Популярная психологическая энциклопедия»:
ДУША - предмет, казалось бы, настолько туманный и неопределенный, что вряд ли он может выступать научной категорией. Однако для психологии это понятие имеет принципиальную важность - хотя бы потому, что само название этой науки буквально можно перевести как «наука о душе». В нашей стране именно такое понимание психологии бытует с конца XVIII в. Так, например, еще в 1791 г. в Санкт-Петербурге была выпущена книга с примечательным названием «Начальные философические статьи, касающиеся до существа и свойств души человеческой, сочиненные во вкусе древних писателей и расположенные по образу, математическим наукам свойственному, иначе, составляющие науку, психологией называемую». Впрочем, такое представление существовало чуть более века. В 1916 г. С.Л.Франк констатировал: «Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения науки о душе... Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области».
Долгие годы в нашей стране само понятие души считалось идеалистической абстракцией, несовместимой с естественно-научным, материалистическим видением мира. Создалась парадоксальная ситуация - психология оказалась наукой о том, чего якобы и нет. Так о чем же, собственно, эта наука? Можно ли с научной точки зрения ответить на вопрос: «Существует ли душа?» Точнее - какой смысл допустимо вкладывать в это понятие в рамках научного мировоззрения? От богословской трактовки в данном случае следует дистанцироваться, не отвергая ее и не солидаризируясь с ней, ибо религиозная вера для своего обоснования в научном знании не нуждается, существует независимо от него, и науке, в свою очередь, опора на религиозные догматы не требуется. Однако и полностью проигнорировать так называемые идеалистические представления невозможно, иначе пришлось бы отказаться от рассмотрения самого термина. Необходимо хотя бы вкратце рассмотреть эволюцию этого понятия в истории научной мысли. Причем именно вкратце, поскольку более или менее детальное освещение этого вопроса потребовало бы десятка томов. Так, родоначальник экспериментальной психологии В.Вунд за 16 лет до открытия первой в мире психологической лаборатории, в 1863 г., посвятил этому вопросу целый курс лекций.
Прежде всего следует отметить, что само греческое слово «психе» изначально является именем собственным. Так звали героиню древнегреческого мифа, известную в отечественной литературной традиции как Психея. Согласно преданию, земная девушка Психея полюбилась Эроту (в латинской традиции - Амуру), сыну богини Афродиты (Венеры). Мать, недовольная перспективой столь неравного союза, постаралась ему всячески воспрепятствовать и заставила Психею преодолеть множество нелегких испытаний, которые та, однако ж, с честью выдержала. Эрот, со своей стороны, уговорил олимпийских богов способствовать его союзу с любимой. В результате Психея обрела бессмертие, и влюбленные навеки соединились. Для древних греков Психея символизировала бессмертную сущность человека, поднимающую его над бренностью бытия. Ее именем стали называть душу, представления о которой у греков сильно отличались от тех, что были впоследствии развиты в рамках христианской доктрины. Да и слово «психология» придумали вовсе не древние греки. Его ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф на рубеже XVII — XVIII вв. Ныне это название уже не отражает прежних представлений о душе и вообще является скорее традиционным, символическим (подобно тому как геометрия давно вышла за рамки землемерия, однако называется как встарь).
Можно предположить, что ранние представления о душе возникли в глубокой древности и были связаны с анимистическими представлениями первобытного человека. При возникновении древних представлений о душе как дыхании из объективной реальности заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (якобы потому, что умирающий «испускал душу» с последним вздохом). Наблюдения над прекращением жизни вследствие обильного кровотечения привели к тому, что кровь также стали считать носительницей души. Переживания сновидений привели к представлению о независимом существовании души от тела.
Дальнейшее развитие представлений о душе развивалось в русле философского знания и выражалось в столкновении идеалистического и материалистического учений о психике. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела, (он и магниту приписытал душу), у Анаксагора она — воздух, у пифагорейцев она бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то случайным (пифагореец Филолай впервые назвал тело тюрьмой души). Так постепенно наметилось движение античной мысли в направлении идеалистического понимания души. Ему долгое время противостояло наивно-материалистическое учение, главным представителем которого может быть назван Демокрит. Он считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов.
В противоположность этому учению, основоположник объективного идеализма Платон рассматривал индивидуальную человеческую душу как образ и истечение универсальной мировой души. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. По своей природе душа бесконечно выше бренного тела и потому может властвовать над ним. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает свою действительность только от духовного начала.
В представлениях Платона, существуют три начала человеческой души. Первое и низшее роднит его с животными и даже растениями. Это вожделеющее неразумное начало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные нужды; эта часть души испытывает удовольствие, достигая этой цели, и страдание - в противном случае. Она составляет большую часть души любого человека. Другое - разумное - начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало - «яростный дух». Этой частью души человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть; разве что его смирят доводы собственного рассудка, который отзовет его наподобие того, как пастух отзывает свою собаку». (Приходится лишь поражаться, в какой мере эти представления предвосхищают психоаналитическую доктрину личности.) Согласно Платону, все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.
Весьма сложное представление о душе развил Аристотель. Его трактат «О душе» — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Аристотель многими почитается и как основатель психологии .
Аристотель отрицал представление о душе как о веществе, но в то же время не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает осуществление чего-то. «Душа, - писал он, - необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. «Если бы глаз был живым существом, - писал Аристотель, - то душой его было бы зрение». Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика». Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. В эпоху Средневековья учение Аристотеля о душе было преобразовано Фомой Аквинским в идеалистическое. Но богословская дискуссия о природе души на этом не завершилась. Согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, другие (например. Блаженный Августин) считают ее нематериальной. Последнее понимание в итоге возобладало в христианстве. Философские же споры продолжались. Например, по мнению И.Канта, апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой прибежище ленивого разума. Для Канта душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция; рассуждения о субстанциональности души должны уступить место рассуждениям о ее актуальности. В эмпирической психологии, оформившейся в XX в., понятие о душе было заменено представлениями о душевных явлениях.
В современной научной литературе, как философской, так и психологической, термин «душа» не употребляется или используется очень редко — как синоним слова «психика». Характерно, что понятие «душа» встречается не во всех психологических энциклопедиях и словарях. В обыденной речи слово «душа» обычно соответствует понятиям «психика», «внутренний мир человека», «переживание», «сознание». »
Предметом же психологии является психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:
психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
психические свойства личности - общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности, присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.
Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.
Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
В свою очередь, психика является функцией высокоорганизованной материи — мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Психика есть отражение или результат такого отражения — отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.
В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные на физиологии, которая превратила организм в объект применения строгих естественно-научных методов, прежде всего — эксперимента. Умозрительные воззрения прежней парадигмы «философской психологии» физиология переводила на язык опыта и исследовала зависимость психических функций от строения органов чувств и мозга.
Научный подход направлен на производство и применение на практике объективных, максимально достоверных знаний о природе, обществе, человеке и его психике. В поиске таких знаний наука использует:
эмпирический метод;
теоретический метод;
особую систему организации познания.
Эмпирически приобретенное знание — это совокупность научных фактов.
Под научным фактом (от mi. factum - сделанное) понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства, отношения. Наука, считал Альберт Эйнштейн, начинается с фактов и оканчивается ими же, вне зависимости оттого, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.
Создателем первого варианта психологии как самостоятельной науки в виде физиологической психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий ученый, который пришел в психологию из физиологии. Назвав новую дисциплину физиологической психологией, Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов — исследованием ощущений, времени реакций, ассоциаций.
Организовав в 1879 г. в Лейпциге первую психологическую лабораторию, Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе — путем выделения во внутреннем опыте человека его простейших структур. Сознание представлялось как система психических элементов (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения.
Вместе с тем Вундт считал, что психология должна исследовать не только простейшие психические процессы, но и общие результаты психической деятельности, которые проявляются в психике различных народов. Крупнейшее произведение Вундта — 10-томный труд «Психология народов».
В самом начале XX в. тенденция к изменению объекта психологии, которая была начата функционализмом, значительно усилилась и приобрела в творчестве американского психолога Джона Уотсона (1878- 1958) характер научной революции в психологии.
В его творчестве обосновывалась мысль, что главным объектом психологических исследований должно быть не сознание человека, а его поведение.
Так же важно уяснить, что психология всегда обусловлена антропологией, учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека, ориентируются на тот или иной его образ.
И, естественно, никак нельзя пройти мимо достижений многих ученых, которые внесли весомый вклад в развитие психологии, как науки, а именно:
И.П. Павлова, который доказал, что высшая нервная деятельность у животных и людей практически не отличается. Что дает право рассматривать результаты опытов с животными (в основном, близкими человеку), как достоверные. Потому как на людях многие испытания не проведешь из соображений гуманизма.
Ухтомского А.А., который известен как создатель учения о доминанте. Его слова: «Я употребляю этот термин в смысле Авенариуса: «В конкуренции зависимых жизненных рядов один из них приходится рассматривать как доминанту для данного момента, в направлении которой определяется тогда общее поведение индивидуума». Это работа мозга в различных состояниях: любви, горе, неврозах и т.д. и ее результаты.
Сеченова И.М. Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего открытие «центр. торможения» — тормозного влияния нервных центров на поведение), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике («способу происхождения») являются рефлексами. Рефлекс трактовался при этом не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как «согласование движения с чувствованием». В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системной организации нервно-психической деятельности.
Плетнева Д.Д., который мало что успел в жизни, потому как его осудили на 25 лет за убийство Куйбышева и Горького. Но он тоже внес свой вклад в развитие этой темы, открыл феномен "маскированной депрессии".
Ф. Данбар, которая практически систематизировала все данные.
Ю.М. Репина и В.Г. Старцева, проводивших опыты в Сухумском обезьяннике и доказавших, что подавленные эмоции гнева, раздражения, автоматически ведут к заболеваниям гипертонией, атеросклерозом и ожирением.
П.К. Анохина, лучшего ученика Павлова и Ухтомского, которому принадлежит цитата:"Длительное вмешательство в целостный эмоциональный комплекс и переадресовка всей силы эмоционального выражения на внутренние, внешне не констатируемые процессы создает стойкое патологическое повышение тонуса ряда внутренних органов". Как следствие-гипертония. А так же провел сложнейшие опыты с переменой нервов у собаки. И доказал, что мозг может "перестраиваться".
Конрада Лоренса, одного из основоположников этологии (науки о поведении животных). Он очень подробно разобрал агрессию и ее последствия.
Ганса Селье, автора теории стресса. Он обнаружил, что если подвергать стрессу животное, то в желудке этого существа образуются язвочки, а его иммунная система, ответственная за защиту организма от разнообразных инфекций практически недееспособна.
Был еще некий американский физиолог Уолтер Кеннон. Он описал физиологические аспекты стресса и определил роль адреналина в этих реакциях, что приводит к характерным изменениям - страданиям желудочно-кишечного тракта, иммунной недостаточности и прочим телесным недугам.
Вильгельма Райха, разработавшего теорию "мышечного панциря". Он предавал огромное значение энергетической организации человека, находя в ней причины эмоциональных расстройств.
Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что предметом изучения современной психологии является именно психика, и все, что с ней связано. Но никак не понятие «души» в ее религиозном и богословском значении.
Тем более, что в современном мире понятие «душа» стало более разноплановым и несущим множество смыслов, которые зачастую не имеют никакого прямого отношения к метафизике. Следовательно, приписывание психологии функции инструмента для лечения этого невидимого никому «органа» или вмешательства в его сферу - несостоятельны.
(Psyche, Ψυχή), т. е. “душа”. Девушка, любимая Эротом, изображающаяся иногда в виде бабочки. О ней сложился следующий рассказ, показывающий, как человеческая душа возвышается над несчастьями. Психея была младшей и самой красивой из трех дочерей царя, и своей красотой вызывала зависть Афродиты. Богиня приказала Эроту возбудить в ней любовь к какому-нибудь недостойному человеку. Эрот вместо этого сам полюбил ее, унес ее в уединенное место и стал посещать ее каждую ночь, но так, что она не видела его. Злые сестры Психеи однако уверили ее, что ее таинственный супруг страшное чудовище; Психея, желая сама убедиться в этом, зажгла лампу, пока Эрот спал, нечаянно капнула на плечо его горячим маслом, отчего он проснулся. Так как увидев его, она нарушила данное ему обещание, то Эрот покинул ее. Психея долго искала его, испытала всевозможные бедствия и, наконец, пришла в жилище Афродиты, которая обошлась с ней крайне сурово и заставила ее исполнять тяжелые работы. Наконец, победив зависть Афродиты, Психея навеки соединилась с Эротом и сделалась бессмертной. Дочь ее названа была Счастьем.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
ПСИХЕЯ
Психе (ψυχη «душа, дыхание»), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. П. отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостыо. Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появляется в сопровождении вихря (Philostr. Heroic. Ill 26). П. представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в вид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим (Ovid. Met. XV 374). Греческое слово «П.» означает «душа» и «бабочка» (Аристотель, История животных, IV 7).
П. представлялась и как летящая птица. Души умерших в виде рисуются летающими (Hom. Od. XI 37, 605), они слетаются на кровь (XI 36-43), порхают в виде теней и сновидений (XI 217-222). Душа Патрокла удаляется с «писком» (Ною. II. XXIII 100), причём употребляется глагол tridzein, «щебетать», «пищать». Души убитых Одиссеем женихов также уходят в вид с писком нетопырей (Horn. Od. XXIV 5-9). П. представлялась в виде орла, устремляющего ввысь свой полёт. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как П. - душа (Ноm. Н. XVI 530; Od. I 322). Кровь - тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану вместе с кровью (Нот. II. XIV 518 след.) или её вырывают вместе с остриём копья (XVI 505). По Пифагору, П. питается кровью; кровь - «седалище души» (Serv. Verg. Aen. V 79). Объединив различные мифы о П., Апулей создал поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью (Apul. Met. IV 28 - VI 24). С помощью Зефира Амур получил в жёны царскую дочь П. Однако П. нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищённо смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и П. должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в вид за живой водой, П. после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей П. Рассказ Апулея имеет явно фольклорные и мифологические истоки, до него, однако, литературно не зафиксированные. Русская народная сказка в обработке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» разрабатывает тот же древний сюжет. Лит.: Андерсон В., Роман Апулея и народная сказка, т. 1, Казань, 1914; Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 41-45; Reitzenstein R., Das Marchen von Amor und Psyche bei Apuleius, Lpz., 1912; Mosca В., La favola e il problema di Psiche, Adria, 1935; Dyrott A., Das Märchen von Amor und Psyche, Köln, 1941; Swahn J. 0., The Tale of Cupid and Psyche, Lund, 1955. A. Ф. Лосев. В античном искусстве П. изображается в виде бабочки или крылатой девочки (этрусские скарабеи, рельефы, терракота). На геммах 3-1 вв. до н. э. встречаются бесчисленные трактовки темы П. и Амур; особенно популярен сюжет ловли П. - бабочки Амуром с горящим факелом в руке. Бабочка П. изображалась на многих надгробиях над черепом и др. символами смерти. На помпейских фресках П. изображалась с атрибутами муз - грифелем и флейтой. Многочисленные эроты и П., занятые собиранием цветов, работами на маслобойне, встречаются на фресках дома Веттиев в Помпеях. К теме Амур и П. обращались Джулио Романо, Рафаэль, П. П. Рубенс, А. Канова, Б. Торвальдсен и др. Аллегорическое толкование мифа об Амуре и П. у Кальдерона в двух ауто. К теме П. обращались Ж. Лафонтен («Любовь П. и Купидона»), Мольер (драма «П.») и др.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Психея
- олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (Амура) - распространенный сюжет в литературе, изобразительном искусстве.
// Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Купидон и Психея // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Пан и Психея // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Свадьба Психеи // Адольф-Вильям БУГРО: дети Амур и Психея // Адольф-Вильям БУГРО: Психея и Амур // Адольф-Вильям БУГРО: Похищение Психеи // Генрих ГЕЙНЕ: Психея // Генрих ГЕЙНЕ: Психея // Джон КИТС: Ода Психее // Валерий БРЮСОВ: Психея // Владислав ХОДАСЕВИЧ: К Психее // Владислав ХОДАСЕВИЧ: "Психея! Бедная моя!.."
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
Амур и Психея.
Амур и Психея.Картина Ф. Жерара.1798.Париж.Лувр.
Эрот и Психея.
Эрот и Психея.Римская мраморная копия.С греческого оригинала первой половины II в до н. э.Рим.Капитолийские музеи.