ВРАЧЕВАНИЕ ПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э.). Асклепейоны в древней греции
АСКЛЕПЕЙОН — Большая Медицинская Энциклопедия
АСКЛЕПЕЙОН — храм, посвященный древнегреческому богу врачевания Асклепию, где производилось лечение больных. Представлял собой комплекс архитектурных сооружений, включавший помещение собственно храма, амфитеатр на несколько сотен зрителей, крытые галереи с ложами, стадион.
Асклепейон (реконструкция) на одном из островов Древней Греции.
Наиболее знаменитые асклепейоны Древней Греции были на остравах Косс, Книдос и в Эпидавре. В деятельности служителей храма ярко отражались особенности медицины древних греков. Наряду с мистическими наслоениями (наблюдения за истечением крови у жертвенных животных, за расположением их внутренностей, толкование «священных» снов, в которые погружали больных) в системе распознавания и лечения болезней было много рациональных моментов. Некоторые врачи-жрецы, продолжавшие наиболее прогрессивные, стихийно-материалистические традиции медицины Древней Греции, например, в асклепейоне на острове Косс, владели методами распознавания болезней. Из Косской школы вышел Гиппократ (см.) и впоследствии сам ее возглавил. Врачи-жрецы расспрашивали больного, осматривали его, обращая внимание на состояние слизистых оболочек глаз и языка, знали пульс, применяли прощупывание, постукивание, прослушивание; вели тщательное наблюдение у постели больного за течением болезни. Различали четыре основных конституциональных типа человека, многочисленные нозологические формы, описанные впоследствии Гиппократом (см. Гиппократа сборник).
Комплекс зданий, составляющих асклепейоны, располагался в красивом уединенном месте на берегу моря. Создание условий для обеспечения душевного и физического покоя больных, хорошо продуманная система физических упражнений на стадионе, рациональное питание, основанное на требованиях диететики того времени, психотерапия, включающая благоприятно воздействующие зрелища, устраиваемые в амфитеатрах, водолечение — все это сочеталось с медикаментозным лечением (главным образом средствами растительного и животного происхождения). Применялись и хирургические вмешательства. Найденные при раскопках асклепейонов разнообразные хирургические инструменты, слепки органов вместе с записями на мраморных или глиняных табличках, которые приносили в асклепейоны после излечения, дают представление об уровне анатомических и медицинских знаний в Древней Греции.
См. также Асклепий.
М. М. Левит.
xn--90aw5c.xn--c1avg
5.2. Храмовая медицина. Асклепейоны.
Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства — сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.
Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.
Обучение врачебному искусству первоначально проводилось в Асклепийонах- это помещения для лечения в храмах Апполона и Артемиды. В храмах Артемиды обучали главным образом акушерству. Элементы медицины преподавались в школах – палестрах, где афинские подростки получали физическое воспитание. Учителя в палестрах занимались хирургией (лечили раны, вывихи, переломы). Определенные мед. Знания преподавались в философских школах, на базе которых, в 5-6 в до н.э возникли первые светские мед. школы. Постоянных врачей не было. В случае эпидемий приглашались странствующие врачи-ремесленники. В храмах Асклепия лечение сопровождалось использованием приемов внушения. В ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати.
Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.
Кроме Асклепийонов продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей и жрецов; имелись ятреи – лечебницы на дому у практиковавших врачей. В основном они служили для амбулаторного приема или после хирургического вмешательства. На севере Греции обнаружены остатки ятрей, рассчитанных на 3-4 больных. Греческая медицина, хотя и являлась непосредственным продолжением традиций древнего Востока, она в незначительной степени восприняла мистическую сторону медицины древних цивилизаций.
Характерной чертой древнегреческой медицины было большое внимание к физической культуре, и в связи с этим к личной гигиене. Передовые врачи греческой эпохи дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Историческая роль древней Греции в развитии медицины отразилась в широком использовании греческих терминов в современной медицинской терминологии. Латинские термины представляют собой в большинстве случаев перевод греческих понятий. Значение древнегреческой медицины не исчерпывается только различными открытиями. От нее берут начало две линии – эмпирическое и философское. Медицина последующих эпох начинает смещаться в 17-18 в, чтобы воплотиться в современный принцип – единства науки и практики.
studfiles.net
Асклепейон в Древней Греции специально оборудованные помещения для приема и стационарного содержания пациентов
Тема 4:
Задание 1:
Асклепейон – в Древней Греции специально оборудованные помещения для приема и стационарного содержания пациентов;
Акведук - водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Термы — античные бани в классической Греции; в период эллинизма ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни.
Гуморальная теория Гиппократа – это гуморальная концепция, основанная на теории темперамента(кровь, черная и желтая, или светлая желчь и мокрота ).
Врачебная этика – это сборник в Древней Греции, содержащий пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта. 5 сочинений – Клятва, Закон, О враче, О благоприличном поведении, Наставления. По мнению исследователей эти сочинения не принадлежат Гиппократу.
Задание 2 :
Основные постулаты врачебной этики:
Воспитание «презрение к деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что необходимо и полезно ля жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед Богами, божетсвенное превосходство…Ведь врач-философ равен Богу.»
Врачеватель должен научиться держать в памяти все лекарственные средства, их состав и применение.
Врачеватель не должен теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать перемены в его здоровье и самочувствии
Врачуя больного, необходимо помнить о важнейшей заповеди: «не навреди»
Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен задумываться сразу же о вознаграждении. Более того подобающе лечить даром.
Следить за внешним видом и беспокоиться о поведении в обществе
Оканчивая свое обучение обязательно дать клятву, которой будешь нерушимо следовать в течение всей жизни.
Задание 3:
Медицина Древней Греции
Медицина Древнего Рима
Развитие врачевания
Врачевание подразделяется на 5 этапов:
Крито-архейский период: письменных источников медицинского содержания не было найдено. Сделано много открытий, которые к врачеванию отношения не имеют
Предполисный период: эмпирическое врачевание. В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища, ранения, ушибы и др. Вскрытия не производились. Развитие медицинской номенклатуры, которая в будущем вошла в состав анатомического современного языка. Врачеванием занимались воины и врачеватели. В этом периоде происходит упоминание о чуме, о младенце, род на 7 месяце Беременности и многом другом.Эмпирические поэмы Илиада и Одиссея, давшие понять характер врачевания в Древней Греции.
Полисный период: развитие храмового врачевания на фоне эмпирического. Сооружение храма Асклепия, сообщающееся с минеральным источником, кипарисовой рощей.
Медицина классического периода: медицина носила философский и теоретический характер: фрагменты з литературы Геродота, Софокла и др. труды Демокрита, Гиппократов сборник. Расцвет врачебных школ.
Эллинистический период: обобщение и систематизация знаний, расцвет Александрийской школы, развитие описательной анатомии и хирургии.
Врачевание подразделяется на 3 этапа:
Царский период: отсутствие врачей-профессионалов, поэтому личились дома народными средствами. Самое популярное средство- капуста. Гаруспики занимались гаданием на органах жертвенных животных, толкование обычаев и явлений природы
Период Республики: сооружение акведуков. Появление врачей- профессионалов из числа рабов. Элементы гос деятельности врачей. Развитие естественно-научного направления в медицине.
Период Империи: Строительство санитарно-технических сооружений. Становление и развитие военной медицины, Развитие эмпирического знания. Создание гос и частных школ врачевания. Развитие права и регламентации врачебной деятельности.
Развитие хирургии
В «Гиппократовом сборнике» дается представление о повязках, хирургических препаратах, лечении ран, переломах, вывихов, повреждении головы,, в том числе и лицевого черепа. Не проводилось вскрытие умерших. Учение о строении тела было эмпирическим. Хирургия включала в себя травматологию и десмургию. Также в этом сборнике дано понятие о зубах и их прорезании у малышей.
О развитии хирургии свидетельствуют хирургические наборы. В них входили пинцеты, щипцы, захваты и др. Самое обширное сочинение было на гинекологическую тему- родовспоможения.
Развитие санитарного дела
Санитарно-технические сооружения(водоотводные каналы, сточные ямы, банные помещения, вентиляции) были организованы во время крито-архейского ПЕРИОДА
Закон 12 таблиц, ряд параграфов которых непосредственно касается санитарного состояния.
Сооружение акведуков, воздвижение терм
Врачебные школы
Кротонская
Книдская
Сицилийская
Косская
Создание государственных и частных врачебных школ появились в период Империи
Представители
Алкмеон
Эвфрион
Эмпедокл
Гиппократ и Праксагор
Диоскорид
Занятие 4:
По горизонтали:
Царский
Капуста
Константинополь
Соран
Этруски
Гладиаторы
Валетудинарий
По вертикали:
Архагат
Диакониссы
Галенизм
Киновия
Гаруспики
Анахореты
Гиппократ
Гален
topuch.ru
5.2. Храмовая медицина. Асклепейоны.
Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства — сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.
Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.
Обучение врачебному искусству первоначально проводилось в Асклепийонах- это помещения для лечения в храмах Апполона и Артемиды. В храмах Артемиды обучали главным образом акушерству. Элементы медицины преподавались в школах – палестрах, где афинские подростки получали физическое воспитание. Учителя в палестрах занимались хирургией (лечили раны, вывихи, переломы). Определенные мед. Знания преподавались в философских школах, на базе которых, в 5-6 в до н.э возникли первые светские мед. школы. Постоянных врачей не было. В случае эпидемий приглашались странствующие врачи-ремесленники. В храмах Асклепия лечение сопровождалось использованием приемов внушения. В ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати.
Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.
Кроме Асклепийонов продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей и жрецов; имелись ятреи – лечебницы на дому у практиковавших врачей. В основном они служили для амбулаторного приема или после хирургического вмешательства. На севере Греции обнаружены остатки ятрей, рассчитанных на 3-4 больных. Греческая медицина, хотя и являлась непосредственным продолжением традиций древнего Востока, она в незначительной степени восприняла мистическую сторону медицины древних цивилизаций.
Характерной чертой древнегреческой медицины было большое внимание к физической культуре, и в связи с этим к личной гигиене. Передовые врачи греческой эпохи дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Историческая роль древней Греции в развитии медицины отразилась в широком использовании греческих терминов в современной медицинской терминологии. Латинские термины представляют собой в большинстве случаев перевод греческих понятий. Значение древнегреческой медицины не исчерпывается только различными открытиями. От нее берут начало две линии – эмпирическое и философское. Медицина последующих эпох начинает смещаться в 17-18 в, чтобы воплотиться в современный принцип – единства науки и практики.
studfiles.net
Святилище Асклепия Греция - фото, описание, адрес с картой, достопримечательноcти Греции
Святилище Асклепия в Эпидавре считалось самым величественным из всех асклепейонов. Асклепейоны - святилища в честь бога-целителя Асклепия. В целом античные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Греции.
Центральное сооружение святилища — храм Асклепия (IV век до н. э.) был украшен многочисленными колоннами, и статуями. Внутри храма находилась громадная скульптура Асклепия из золота и слоновой кости (до наших дней не сохранившаяся). Ее автор Фрасимед Паросский изобразил бога врачевания сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа от него.
На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос — выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в IV веке до н. э. Поликлетом Младшим. В его подземелье располагались три бассейна, сообщавшиеся с целебным источником.
Минеральный источник, обладающий лечебным действием, так же как и исцеляющая кипарисовая роща, были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому он считался священным.
На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим и слывший одним из самых больших и замечательных во всей Греции. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления. При раскопках в Эпидавре найдены в большом количестве изображения исцеленных частей тела. Сделанные из мрамора, золота, серебра, они приносились в храм в уплату за услуги врачевателя. Это мраморные руки и ноги, серебряные сердца золотые глаза и уши.
saletur.ru
ВРАЧЕВАНИЕ ПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э.) — МегаЛекции
В VIII—VI вв. до н. э. на территории Греции повсеместно формировались города-государства — полисы. Они объединяли свободных граждан, зладевших землей и рабами. В высокоразвитых полисах, таких как Афины и Коринф, рабство широко распространилось уже к концу VI в. до н. э. В других (Спарта, Аргос) в течение длительного времени наряду с рабством сохранялись пережитки родового строя.
Неплодородность земли материкозой Греции, обострение борьбы народа (демоса) и знати привели к эмиграции греков в поисках новых плодородных земель. Так возникли греческие полисные поселения (рис. 40) на побережье Малой Азии, вдоль берегов Средиземного, Эгейского, а позднее и Черного морей. Среди них особенно выделялись города Милет, Эфес, Книд (в Малой Азии), Пантикапей, Херсо-нес, Ольвия (в Северном Причерноморье), Навкратис (в дельте Нила), Тарент и Кротон (на территории Италии). Широкие торговые и культурные связи между многочисленными полисами способствовали экономическому и культурному развитию древней Греции. Полисный период истории древней Греции отмечен двумя важными для истории медицины явлениями: 1) формирование материалистической древнегреческой философии, которая сложилась в VII в. до н. э., главным образом в Ионии, и окончательно оформилась к IV в. до н. э. (см. с. 95), и 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением позиций религии и, как следствие, становлением храмов. Храмовое врачевание в древней Греции развивалось на фоне эмпирического врачевания (которое существовало издавна). Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сформировался в древней Греции к VII в. до н. э. Несколько позже (в VI—IV вв. до н. э.) в Трикке (Фессалия),' Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос были воздвигнуты первые святилища в его честь — асклепейоны (греч. asclepieion). В целом античные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Греции.
Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре (рис. 41). Его. центральным сооружением был-храм Асклепия (IV в. до н. э.). На территории святилища располагались также храмы в честь Ги-гиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос — выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в V в. до н. э. Поликлетом Младшим. В его подземелье располагались три бассейна, сообщавшиеся с минеральным источником.
Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воздух которой также является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому он считался священным.
На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий, стадион (для занятий спортом) и театр, построенный также Поликлетом. Младшим и слывший одним из самых больших и замечательных во всей Греции. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления. При раскопках в Эпидавре найдены также в большом количестве изображения исцеленных частей тела (в.отивы). Сделанные из мрамора, золота, серебра, они приносились в храм в уплату за услуги (рис. 42). Это мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза и уши.
Одного лишь не дозволялось в святилище: там нельзя было умереть. Религиозный ритуал исключал из священных мест как в Эпидавре, так и в других асклепейонах все нечистое, в частности связанное с рождением и смертью. Поэтому рожениц и неизлечимых сольных, пришедших иногда из самых отдаленных мест Греции, изгоняли за пределы священной ограды. Служители асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Каждый вошедший мылся в водах «священного» источника, после чего приносил жертву богам.
Таким образом, святилища Асклепия в древней Греции не были больницами в нашем понимании. По меткому замечанию профессора В. П. Карпова они носили «лечебно-санаторный» характер.
В Эпидавре никогда не было врачебной школы, как это имело место на Косе, в Пергаме или Александрии. На службу в асклепейон принимались лишь те, кто давал священную врачебную «Клятву» и таким образом приобщался к братству асклепиадов (этот термин впервые появился в античной литературе в VI в. до н. э.).
Врачевание в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения. Наряду с ними существовал ритуал Еп-koimesis (который неправильно переводится как «инкубация» или «инкубационный сон»)—кульминация обряда священного врачевания. Проводился он в абатоне (греч. abaton) — длинных крытых галереях вдоль стены храма, куда никто не мог войти без специального разрешения. Там больные вводились в состояние «искусственного сна» (состояние экстаза или гипноза), которое достигалось применением наркотиков или методов психологического воздействия. Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога или его священной змеи и даже представлением хирургических операций (в Эпидавре и других асклепейонах найдено множество хирургических инструментов). Очень скоро ритуал Enkoimesis приобрел широкую популярность. Он привлекал множество пациентов и приносил колоссальные доходы асклепейонам. После ужасной чумы 430 г. до н. э., перед которой традиционная медицина оказалась бессильной, внимание к религии и магии усилилось. Священная змея из асклепейона в Эпидавре была торжественно перенесена в* Афины, где на склонах Акрополя был заложен новый асклепейон, и культ Асклепия засиял с новой силой.
Однако в просвещенных кругах Греции к ритуалу Enkoimesis относились весьма критически. Так, в комедии Аристофана «Плутос» (греч. бог богатства), написанной в 388 г. до н. э., красноречиво рассказывается о многочисленных разочарованиях по поводу этого ритуала.
В древней Греции не было резкой границы между светской медициной и врачеванием в храмах. Об этом свидетельствуют памятники знаменитым светским врачевателям, воздвигнутые на территории асклепейонов, а также многочисленные свидетельства приглашения известных светских врачевателей в храмы в качестве «консультантов» в трудных случаях заболеваний.
Храмовое врачевание унаследовало многие положительные приемы и гигиенические традиции эмпирического врачевания, которое возникло несравненно раньше религий. Греческая медицина вышла не из храмов: «в творениях Гомера, Гесиода,. Пиндара й многих других поэтов и историков,— отмечал С. Г. Ковнер,— мы находим... многочисленные веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить».
megalektsii.ru
Врачевание в Древней Греции | Глава 3. Врачевание и медицина в странах античного средиземноморья на портале Apteka.uz (Узбекистан)