Особенности древне. Основные особенности древней русской литературы и её художественного метода. Работа И.П. Ерёмина «О художественной специфике древнерусской литературы».
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жанрово-тематические особенности древне-русских сказаний об иконах (стр. 1 из 3). Особенности древне


Изобразительное искусство Древнего Рима. Особенности культуры Древнего Рима

Согласно античным преданиям, Рим был образован в середине 8 века до н. э. Культура Римской империи, которая считалась одной из самых влиятельных в период античности, оказала огромное влияние на европейскую цивилизацию. И это несмотря на то, что живопись и скульптура Древнего Рима основаны на греческих мотивах, а театр и музыка неразрывно связаны с этрусскими древними традициями.

Характеристика древнеримского искусства

В отличие от других античных стран, римляне не присваивали искусству воспитательных или нравственных задач. Напротив, изобразительное искусство Древнего Рима несло больше утилитарный характер, так как считалось всего лишь способом рационально организовать жизненное пространство. Именно поэтому важное место в жизни населения этой античной страны занимала архитектура. Цивилизация Древнего Рима до сих пор напоминает о себе монументальными строениями: храмами, аренами и дворцами.

изобразительное искусство древнего рима

Кроме великолепных памятников архитектуры, о культуре Рима в эпоху античности можно судить и по многочисленным скульптурам, которые являлись портретами тех, кто жил в то время. Жизнь в Древнем Риме была всегда подчинена строгим правилам, и в некоторые периоды скульптурные портреты создавались исключительно для того, чтобы увековечить в памяти лица правителей или знаменитых людей. Лишь спустя какое-то время римские скульпторы стали наделять свои статуи характерами или особенными чертами. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов.

Стоит заметить, что особенности культуры Древнего Рима заключаются практически в полном отсутствии таких явлений, как театр - в привычном для нас понимании, а также собственная мифология. Используя созданные греками образы для многих великолепных произведений искусства, римляне или искажали события в угоду своим властям, или вовсе не придавали им большого значения. Происходило это прежде всего потому, что изобразительное искусство Древнего Рима развивалось под влиянием господствующей идеологии, которой были чужды отвлечённо-философские начала и художественный вымысел.

Отличительные черты искусства Древнего Рима

Несмотря на доказанное существование Рима как отдельной цивилизации, историки долгое время не могли отделить древнегреческое искусство от римского. Однако благодаря тому, что многие произведения художественного и архитектурного наследия Древнего Рима были сохранены до наших дней, удалось определить основные черты, присущие исключительно древнеримским произведениям. Итак, какие достижения и изобретения Древнего Рима в области изобразительного искусства характеризуют его как самостоятельное явление?

  1. Архитектурным достижением римлян стало сочетание в постройках пространственного восприятия и художественных форм. Римские зодчие предпочитали возводить отдельные здания и ансамбли в естественных низинах, а если таковых не было, обносили сооружения небольшими стенами.
  2. В противовес греческим пластичным образам римское искусство ставило аллегорию, символику и иллюзорность пространства. Эти изобретения Древнего Рима в отношении скульптурного и художественного изображения позволяли наделять характером не только скульптурные портреты, но и мозаичные или фресочные изображения.
  3. Древнеримские художники развили зародившуюся в Греции станковую живопись, которая на своей исторической родине практически не была распространена.

Несмотря на обилие тонких и едва заметных глазу обывателя особенностей, существует фактор, который позволяет даже неспециалисту определить принадлежность скульптурного или архитектурного объекта к древнеримской культуре. Это его размер. Цивилизация Древнего Рима известна всему миру своими грандиозными зданиями и скульптурами. Их величина в несколько раз превышает аналоги из Древней Греции и других стран.

музыка древнего рима

Периодизация

Изобразительное искусство Древнего Рима развивалось в несколько этапов, которые соответствовали периодам исторического становления самого государства. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Обусловлено такое явление тем, что социально-экономические и идеологические факторы играли основополагающую роль в изменении стилистически-художественных форм.

Этапами эволюции искусства в Риме принято считать период римского царства (7-5 века до н. э.), республиканский (5-1 века до н. э.) и период Римской империи (1-2 века н. э.). Настоящий расцвет всех видов искусств, в том числе скульптуры, театра, музыки и художественного и прикладного творчества, наступил в конце 1 века до н. э. и продолжался вплоть до падения Римской империи.

Искусство царского периода

Становление древнеримского искусства берёт своё начало в 8 веке до н. э., когда основными мотивами в зодчестве становятся этрусские способы планировки строений, каменной кладки и использования строительных материалов. Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Лишь к середине 7 века до н. э., когда римляне колонизировали Грецию, они познакомились с художественными приёмами греков. Стоит заметить, что древнеримские художники уже тогда стремились создавать свои произведения максимально приближенными к оригиналам. Историки связывают это с традицией изготавливать посмертные восковые маски, которые в точности повторяли черты лица человека. Боги Древнего Рима, статуи которых были выполнены в период римского царства, изображались так же, как обычные люди.

боги древнего рима

Искусство республиканского периода

Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). В городах распространяется жилая застройка из многоэтажных домов, в то время как обеспеченные слои населения строят загородные террасные дома, украшенные фресками и скульптурными композициями. В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты.

Изобразительное искусство основывалось на портретной скульптуре: официальной и частной. Первая служила цели увековечить государственных деятелей, а вторая существовала благодаря заказам на изготовление статуй и бюстов для домов и гробниц. Общественные здания украшались барельефами с изображением исторических сцен или картин повседневной жизни государства. В храмах же чаще всего можно было увидеть картины (в том числе мозаики и фрески), на которых были изображены боги Древнего Рима.

цивилизация древнего рима

Римская империя: конечный период развития искусства

Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. При изготовлении скульптурных портретов меньше внимания уделяется индивидуальным чертам, которые порой выглядят несколько схематично. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д.). Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом.

Декоративная живопись, в отличие от предыдущего периода, становится более сложной из-за внедрения пейзажных и архитектурных фонов. Краски, используемые для фресок, более яркие, а сочетания цветов - более контрастные. Помимо цветной мозаики, широко распространяется чёрно-белая.

изобретения древнего рима

Самые известные скульптурные портреты

Римские портреты государственных деятелей, богов и героев представлены бюстами или полноразмерными статуями. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута. В нем чувствуется большое влияние греческого искусства, однако типичные для римлян черты лица и небольшая асимметрия позволяют ещё раз убедиться в том, что древнеримские скульпторы уже тогда, в 3 веке до н. э., придавали своим произведениям максимум реалистичности. Несмотря на отсутствие современных технологий обработки металлов мелкие детали бюста прекрасно выполнены. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос.

Наиболее реалистичным всё же принято считать скульптурный портрет Веспасиана, римского императора. Мастер не только в мельчайших деталях передал его образ, но и наделил бюст характерными чертами. Особое внимание привлекают глаза: глубоко посаженные и небольшие они излучают природную хитрость и остроумие императора. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Не менее выразительным получился у скульпторов и бюст ростовщика Луция Цецилия Юкунда, жадные глаза и засаленные волосы которого изображены с поразительной точностью.

театр древнего рима

Великие памятники архитектуры древнеримской эпохи

На сегодняшний день полностью не сохранилось ни одно из зданий, построенных в эпоху Древнего Рима. Самым известным и знаменитым из них считается Колизей - арена, на которой проходили бои гладиаторов и выступления государственных деятелей разного уровня, в том числе и императоров. Не менее яркой историей обладает и храм Сатурна, который неоднократно разрушался и отстраивался вновь. Его в отличие от Колизея увидеть нельзя, так как от великолепного строения осталось лишь несколько колонн. Зато удалось сохранить знаменитый Пантеон, или храм всех богов, который представляет собой достаточно большое здание, увенчанное куполом.

Поэты Древнего Рима и их произведения

Несмотря на позаимствованную у греков мифологию, древние римляне также имели и свои таланты в сфере сложения стихов, песен и басен. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. Несмотря на менее выразительную поэтическую и художественную составляющую, эта поэма до сих пор считается эталоном исконного латинского языка. Гораций же, напротив, великолепно владел художественным словом, благодаря чему стал придворным поэтом, а строки из его стихов и песен до сих пор появляются в произведениях многих писателей.

Театральное искусство

Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Лишь иногда древнеримские ценители искусства могли насладиться игрой актёров в сопровождении большого хора. Нередко зрителям демонстрировались цирковые номера, театральная пантомима и сольные или групповые танцы. Отличительной особенностью древнеримского театрального представления являлась многочисленность труппы. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров.

Стоит заметить, что костюмам и гриму тогда не уделяли особого внимания. Лишь иногда, играя роль императора или значимого в государстве человека, актёры одевались в более пышные одежды красного цвета. Репертуар состоял в основном из произведений римских поэтов: Горация, Вергилия и Овидия. Нередко неспешные повествования и песнопения в театрах сменяли кровавые бои гладиаторов, на которые зрители шли с не меньшим удовольствием.

характеристика древнего рима

Музыка и музыкальные инструменты

Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. При проведении массовых мероприятий и представлений наибольшей популярностью пользовались музыкальные инструменты, способные производить очень громкий звук: трубы, рога и тому подобное. Однако чаще всего во время исполнения предпочитали струнные инструменты: литавры, арфы, кифары. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Особой популярностью и любовью римского народа в ту эпоху пользовались певцы и кифареды Апеллес, Терпний, Диодор, Анаксенор, Тигеллий и Месомед. Музыка Древнего Рима жива до сих пор, так как сохранены не только основные мотивы, но и музыкальные инструменты.

Влияние древнеримского искусства на современность

О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. Конечно, характеристика Древнего Рима, а точнее сказать той его области, которая относится к искусству, до сих пор не представлена в полном объёме. Тем не менее уже сейчас можно утверждать то, что архитектура, скульптура и изобразительное искусство древнеримской эпохи напрямую повлияли на культурную составляющую практически всех европейских государств. Особенно это заметно в архитектуре, когда гармония и величественность зданий заключена в чёткую симметричную форму.

fb.ru

Особенности древнерусской культуры

 /   /  Особенности древнерусской культуры

Специфические особенности древнерусской культуры

Русскую средневековую культуру, как правило, разделяют на два стиля: восточнославянский (языческий) и византийский (христианский). С принятием христианства из Византии Русь получила книжное дело, музыку, живопись, архитектуру, а также письменность и литературу.

Однако до того как Русь приняла христианство восточные славяне на протяжении веков имели свою уникальную собственную, языческую культуру. Долгое время обе религии боролись между собою за своё господство и, хотя христианство сумело взять верх, но вытеснить полностью язычество не смогло.

Почти вся культура развивалась в рамках христианства, но не малое влияние на неё оказывало и язычество. Чаще всего в языческий период Руси изображался человек, ровно так же и все сказания и летописи о людях. С приходом христианской религии главными героями становятся святые, ангелы, бог и пр.

При детальном изучении древнерусской культуры, бросается в глаза вот какая её особенность. Точно не известны имена мастеров, построивших киевскую Софию, как и имён тех, кто украсил фресками на Нереднице храм Спаса. Кроме того, неизвестно кому принадлежит авторство «Слово о полку Игореве». Вот почему древнерусскую культуру некоторые западные исследователи называют «безымянной».

И дело даже не в том, что из того времени до нас дошло очень мало письменных источников. По религиозным средневековым представлениям в качестве творца всего, что существует под луной, признавался Бог. Именно он даровал талант человеку, и способность творить была всего лишь как бы одолжена на время жизни человека. Вот поэтому художник, ремесленник, скульптор и другие мастера считали, что не имеют права присваивать себе то, что по праву принадлежит только Высшим Силам.

Значительное место в древнерусской культуре занимает фольклорная обрядовая и календарная поэзия (песни, заклинания, заговоры и пр.), которая являлась частью аграрного культа. Кроме перечисленных, обрядовый фольклор включал в себя песни на тризнах и пирах, а также похоронные плачи и предсвадебные песни. Также широкое распространение получили различные уникальные мифологические сказания, которые отражали языческие представления об окружающем мире древних славян. И как ни старалась церковь на протяжении многих лет искоренить подобные остатки язычества, борясь с «поганскими обычаями», «кощунами» и «бесовскими игрищами», но данные виды фольклора сохранились вплоть до двадцатого века, но потеряв свой сакральный религиозный смысл, превратившись в детские игры.

Видео-лекция по теме: Особенности древнерусской культуры: Памятники русской культуры

Интересные материалы:

student-hist.ru

Жанрово-тематические особенности древне-русских сказаний об иконах

Кириллин В. М.

Распространение в Средние века литературы об иконах конгениально традиции иконопочитания — важнейшей составляющей веры и религиозной жизни в лоне христианской Церкви. Действительно, к иконе обращались при любых обстоятельствах, ей отводили священную роль посредника не только между Богом и человеком, но и между божественным изволением и земными потребностями человека. Через икону люди чаяли обрести божию помощь и поддержку, и через икону же, по их убеждению, Бог являл на Земле свою волю, силу, милость и любовь, ниспосылая либо благодать, либо наказание.

Бытование в древнерусской письменности разных сказаний и повестей о чудотворных богородичных иконах, несомненно, связано было с идеей заступнического покровительства Пречистой Девы Марии христианам(1 и, соответственно, с проникновением Её культа буквально во все сферы жизни: от внешней политики Русского государства до крестьянского быта. Сопряжённая с этим форма литературного творчества заимствована была из византийской книжности, в рамках которой она достигла своего расцвета ещё в VII—ХI вв.(2. На Руси, однако, соответствующие повествования получили весьма разнообразную жанровую разработку.

Естественно, сказания о богородичных иконах — Абалацкой(3, Ватопедской(4, Выдропусской(5, Гребневской(6, Иверской(7, Курской-Коренной(8, Оранской(9, Страстной(10 , Толгской(11 , Шуйской(12 и т. д., как и вообще большинство других древнерусских литературных произведений, возникали по преимуществу в церковной среде и потому, прежде всего, служили религиозным запросам людей и интересам Церкви. Тем не менее, в них находили отражение и своеобразное преломление конкретные исторические события и специфические особенности жизни древнерусского общества в целом: например, борьба с иноземными завоевателями, основание монастырей — "сторожей" Русской земли, междоусобные столкновения, избавление "от глада и мора", нравственно-интеллектуальные искания и общественно-политические тенденции. Согласно этим повествованиям, иконы Пресвятой Богоматери, образы Заступницы Небесной таинственно и непостижимо соединяли мир иной и человека, принимая деятельное, "чудесное" участие в жизни грешного мира: государства или конкретного населённого места, народа в целом или отдельных людей. Основу преданий составляли обычно реальные исторические факты, которые, однако, древнерусскими писателями — в силу присущего им средневекового мировоззрения — могли быть осмыслены лишь в религиозной форме, в форме благочестивой легенды. При этом всё же имело место сознательное или бессознательное устремление создателей конкретных "сказаний" об иконах к защите частных жизненных интересов тех слоёв социума, к которым они принадлежали (что в целом характерно для древнерусского литературного творчества(13 ), но, прежде всего, — к защите тех религиозных взглядов и убеждений, которых они твёрдо держались.

Древнерусская книжность сохранила большое число свидетельств о чтимых на Руси чудотворных иконах(14. Будучи едины по своей предметной адресности, все эти тексты весьма разнообразны в жанровом отношении. То есть их как литературные факты чаще всего отличает весьма разный характер художественного осмысления феномена мистического соучастия в жизни людей образов божественности и святости. По этой причине, прежде всего, очень трудно подобрать к указанной группе памятников какой-то универсальный термин жанрового обозначения. Если, однако, уподобиться древнерусскому грамотнику, определявшему жанр исходя из предмета главного повествовательного внимания в произведении и выносившему своё определение в его заглавие(15, то тексты данного рода удобнее всего именовать "сказаниями" о чудотворных иконах — термином, наиболее часто встречающимся в их собственных названиях. Но должно подчеркнуть: такое обозначение условно, поскольку конкретная литературная реализация темы чуда, связанного с той или иной иконой, могла быть воплощена, как сказано, в различных литературных формах и при этом часто обладала функционально различным содержанием.

Что касается формальных характеристик, то диапазон сказаний об иконах весьма широк: от краткого летописного сообщения, просто, одним предложением, фиксирующего факт свершения чуда, до развёрнутого, объёмного повествования о всей истории существования чудотворной иконы; от цикла рассказов о чудесах от одной иконы, происшедших в разное время, до сборников, объединявших сказания о ряде различных икон. Типичными образцами кратких текстов являются, например, сообщения псковских летописцев: о чудесном знамении истечения слёз от иконы Богородицы — в селе Чирсках (под 1420 г.)(16 или на Камене озере "у Василья двора" (под 1426 г.)(17; об обретении "в пепелу" после пожара, при взятии немецкого города Ругодива, "неврежденных" пядничной (т. е. размером в пядь) иконы Одигитрии и Николина образа (под 1558 г.)(18; о "проще именем пречистые Богородицы" "в Вороначщине на Синичьих горах" (под 1566 г.)(19; о нескольких чудесах самовозгорания свечи перед иконами Богородицы в разных церквах Псковской земли (под 1642 г.)(20. Показательны также известные компендиумы, обобщающие предания об иконах Богоматери "Тихвинской"(21, "Владимирской"(22, "Феодоровской"(23, а также сборник разных повествований "Книга Солнце пресветлое: Сказания о святых богородициных иконах, где коим образом явися"(24. Тему прославления чудотворных икон часто выражали (и притом весьма ярко) также в других жанровых формах. Например, в "Сказании о битве новгородцев с суздальцами"(25 прославлялась Новгородская икона "Знамение"; в "Повести о Темир-Аксаке"(26 — Владимирская икона Божией Матери "Умиление"; в "Легенде о Меркурии Смоленском"(27 — "Одигитрия" Смоленская.

Содержательно-тематически тексты рассматриваемого рода столь же разнообразны. Некоторые прославляют, например, воинские или врачебные подвиги икон; другие посвящены их "явлениям" и основанию на месте последних церквей или монастырей; третьи сообщают об излиянии слёз или исхождении света от образа в связи с какими-то событиями: мором, гладом, нашествием "поганых", междоусобием; четвёртые, наконец, наряду с рассказом о чудотворной иконе, передают более или менее подробную биографию благочестивого героя, получившего откровение перед ней или от Богоматери лично, провозвестника и исполнителя божественной воли. Сказания, следовательно, отражают вариативность восприятия конкретного религиозного факта. Например, чудо "явления" иконы могло быть представлено не только как мистическое, — когда имело место шествие иконы по воздуху ("Сказание о Тихвинской Одигитрии"), но и как естественное, — когда икону просто неожиданно находили в каком-либо месте ("Повесть о Луке Колочском"(28 , "Сказание о Казанской Богоматери"(29 ). Нередко, с усложнением предания о чудотворной святыне, все эти первичные мотивы и темы, отражая историю её почитания, оказываются вовлечёнными в развёрнутое повествование о ней, развиваются, тесно переплетаясь в последнем друг с другом или же обретая форму сюжетно целостных и самостоятельных вставных или дополнительных разделов.

Таким образом, сказания об иконах — не простой, не однотипный в историко-литературном и жанровом отношении факт древнерусской письменности.

Еще Н. И. Прокофьев наметил два полюса распределения жанров в древней русской литературе по их функциональной роли. "Одни жанры, — писал он, — преимущественно применялись к показу исторического бытия (сказания, повести, хождения). Это — заземлённые жанры, освещающие реальную сферу жизни. Другие (видения, чудеса, знамения, легенды) удобны были для рассказов о религиозно-мифологических лицах и событиях"(30, то есть о предметах веры и фактах таинственного содержания. К последней жанровой группе, как представляется, можно отнести большинство сказаний об иконах. Именно в повествованиях этого рода, в общем, с определённой детальностью описывалась реальность сокровенного, духовного бытия, излагалось обетование свыше о предстоящей каре или вознаграждении, извещалась божественная воля относительно каких-то конкретных жизненных ситуаций (например, о созыве народа для общей молитвы, об основании церкви, монастыря и т. д.). Однако не все сказания об иконах принадлежат ко второй группе. Определённая их часть относится к третьей, которую Н. И. Прокофьев поместил между "полярными" жанрами как группу жанров "смешанных", "промежуточных" (плачи, притчи, послания, жития, поучения)(31.

Примером повествования промежуточного типа, несомненно, может служить "Сказание о Тихвинской Одигитрии", возникшее в конце XV в. на основе устного предания о явлении иконы Богородицы в 1383 г. и текстуально развивавшееся затем в течение XVI—XVII вв(32.

Содержание первоначальнай редакции "Сказания" составляет рассказ о чудесном шествии иконы Богоматери "Одигитрия" "на воздусе" к реке Тихвинке с короткими остановками в ряде населённых пунктов Новгородской земли. Везде, где всенародно являлся этот образ, возводили богородичные храмы. Но особенно знаменательной оказалась история Тихвинского Успенского храма. Во-первых, первоначально сложенные на одном берегу реки венцы церковного здания неведомо как переносятся со всем строительным материалом и даже мусором на другой берег. Во-вторых, пред очи некоего тихвинца Юрыша таинственно предстает сама пресвятая Богородица в сопровождении Николая Чудотворца и повелевает увенчать построенный на Тихвинке храм не железным, а деревянным крестом. В-третьих, при попытке вопреки уверениям Юрыша установить на храме все-таки железный крест мастер срывается с самого верха, но чудом остается жив и здоров. В-четвертых, возникшая в Тихвинском погосте при таких чудесных обстоятельствах Успенская церковь затем трижды сгорает, однако всякий раз хранившиеся в ней святыни — явленная "Одигитрия" и деревянный крест-голгофа, сделанный из колоды, на которой сидела Богоматерь при встрече с Юрышем, остаются совершенно не повреждёнными огнём. В этом рассказе нет исчерпывающих хронологических указаний, сообщается лишь о промежутках времени между пожарами, что указывает на более чем вековое расстояние, отделяющее момент явления Тихвинской иконы от момента последнего церковного пожара в Тихвинском погосте.

mirznanii.com

Особенности Древнего Египта

Египет – страна, которая впечатляет не только своим климатом, курортными зонами, но и историческими памятниками культуры. Если глубже окунуться в религию и скульптуры Египта, то есть возможность изменить свою точку зрения не только о духовной жизни, но и о смерти. Это поистине великая страна, давшая неотъемлемое вдохновение и ресурсы для развития мировой культуры.

В то время, когда еще в Европе был ледниковый период, на территории современного Египта росли роскошные леса. Разные племена мирно сосуществовали друг с другом, и не нуждались в ресурсах. Когда ледниковый период покинул территорию Европы, климат в Египте стал совсем иным. Настал зной, и все вокруг нуждалось во влаге.

древний египет

Именно в то время спасителем египтян стал Нил – самая большая по протяжению река на Земле. В долине реки были хорошие пастбища, благодаря которым людям стало возможно заниматься скотоводством. Земля, после разливов становилась пригодна для земледелия.

Шло время, люди выращивали ценные ресурсы, несмотря на сильную влагу в почве. Затем началось активное развитие, в плане разработок взаимодействия с водой. Это все давалось нелегко людям, но все-таки население излагало свои мысли и предпочтения, что в итоге и помогло заложению идеи о построении каналов.

Когда для построения каналов нужно было большее количество людей, население Египта стало преобразовывать звание «пленника» в звание «раба». Так убийство пленных прекратилось и стало отличной рабочей силой.

Культура – главное достояние египтян

Культура Египта, совершенно иная по сравнению с другими, существовавшими на территории Африки. есть предположения о внеземной расе, помогшей в построении пирамид египтянам, что они взаимодействовали и помогали развитию цивилизации.

Особенности художественной культуры Египта видны в скульптурах, росписях, архитектурном мастерстве и скульптуре. Основой религиозных верований были знания о мире мертвых.

история египта фото

Одной из великих сооружений царских усыпальниц была ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.). Гробницу визуально увеличивало по вертикали, оно было задумано так, дабы показать мощь и силу «сына богов».

В Карнакском храме особое внимание можно уделить колоннам, их 270. Определяющая особенность таких колонн черта, это натуральное производство, т.е. растительные материалы. Из-за их использования в построении они могут ассоциироваться со связками огромных папирусов.

Особенности архитектуры древнего Египта, в его отличительной черте, связанной с каноничностью. Не смотря на это, вместе с людьми эволюционировало и их искусство, ведь художники не могли оставаться в тени, и не реагировать на изменения в духовной культуре населения. Основной чертой, в скульптуре, было монументальность и строгое спокойствие.

Особенности религии древнего Египта

Если судить по состоянию сохранившихся скульптурных памятников, египетская религия существовала на протяжении примерно трех с половиной тысячелетий.

Египетская религия является многогранной и разделяет людей на разные категории своих подгрупп, таких как фетишизм, тотемизм, политеизм и т.д. Благодаря уровню науки исследователям удалось проследить каждое изменение. религия египта фото

Религия находилась всегда в стадии изменения, развития и воплощения в духовный мир людей. Важным аспектом является отсутствие государственной религии. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений.

Египетская религия представлела собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в различных частях страны.

https://www.youtube.com/watch?v=LVVxowGY04M

drevniy-egipet.ru

Тема 2. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ,

ЗНАНИИ, СОЗНАНИИ

В условиях современной научно-технической революции усложнение техники, появление принципиально новых прогрессивных технологий, протекающих в экстремальных обстоятельствах, концентрация колоссальных энергий в различных сферах - все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки специалистов, развития их творческих способностей и таланта еще на студенческой скамье. Вместе с тем сложность всей техносферы нашего времени, взаимозависимость процессов, порождающих огромные информационные потоки, работа операторов на пределе психофизиологических возможностей требуют воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского мужества, ответственности и т.п. Отсутствие таких качеств у специалистов может привести в результате их деятельности к тяжелым последствиям, катастрофам для человечества, окружающей среды. Современно звучит предупреждение, сделанное великим античным мыслителем Аристотелем: «Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким...».

Отсюда следует, что современный специалист должен обладать не только определенными профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей культурой. Поэтому образование, в первую очередь, призвано сформировать личность, а не только узкопрофессиональные качества, которые будут использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей общественно-государственного механизма.

Общая культура формируется главным образом гуманитарными науками. Важное место среди них занимает отечественная история. В ходе ее изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом, формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества. Историческое сознание - это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.

Между понятиями «познание», «знание» и «сознание» существует тесная взаимосвязь. Познание - это беспрерывный процесс постижения истины. Результатом этой познавательной деятельности, выступают знания, являющиеся более или менее адекватным отражением объективной деятельности. В свою очередь знания формируют различные формы общественного сознания.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными к самостоятельной социальной деятельности. Лишенные исторического опыта своего народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и будут жить только сегодняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь к техническому и социальному прогрессу. Им это не нужно.

Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир. Последний в новом для нас плюралистическом обществе, с равными позициями его членов, с многообразием подходов, становится приоритетной жизненной потребностью.

Другая социальная функция исторического познания связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех, кто у нее не хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств, будущие специалисты не смогут объяснить, а, следовательно, и рационально перестроить настоящее.

Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного образованного человека усиливается еще одним фактором. В условиях, когда человечество осознало себя как глобальную целостность, необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, экологическую катастрофу и избежать культурного вырождения. И именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории.

Что касается исторического сознания, то оно не является величиной раз и навсегда данной, неизменной по своему содержанию. Напротив, оно само исторично, изменяясь, подчас весьма существенно, вместе со сдвигами, происходящими в обществе. Историческое сознание обладает сложной структурой. Прежде всего следует различать обыденное и научное историческое сознание. Формирование последнего происходит поэтапно. Можно выделить, по крайней мере три уровня, на которых происходит встреча человека с историей и которые соответствуют определенным ступеням исторического сознания. Как первую ступень можно обозначить непосредственную встречу с историей, которую никто не может избежать, хотя и не всегда осознает ее. Это элементарная форма исторического сознания, которая присуща каждому человеку независимо от его образования и воспитания и выражается в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях о прошлом, полученных благодаря соприкосновению с историческими памятниками и символами, художественной литературе, кинематографу и театру, радио- и телепередачам, произведениям музыкального искусства, живописи, а также собственному жизненному опыту. На этом уровне историческое сознание не включает в себя систематическое знание об историческом процессе. Образующие его исторические представления хаотичны, отрывочны, зачастую субъективны. Нередко они носят характер исторических переживаний, отличающихся яркостью и прочностью.

Вторую ступень исторического сознания составляют собственно исторические знания, образующие в своей совокупности известную систему представлений о прошлом. Эти представления могут основываться на более или менее полном знании об отдельных важных исторических событиях.

Но только на третьей, высшей ступени исторического сознания происходит всестороннее теоретическое осмысление прошлого. Исторический опыт перерабатывается в научное целостное представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его основных этапах и закономерностях. Лишь в этом случае можно говорить о научном историческом сознании, способном объяснить человеческое прошлое во всей его сложности и противоречивости, во всех конкретно-исторических проявлениях общих законов развития человечества.

На всех уровнях историческое сознание базируется на определенном круге исторических знаний, добываемых исторической наукой. На первой его ступени самые общие и расплывчатые представления об отдельных исторических событиях, почерпнутые из художественных произведений, кинофильмов и других аналогичных источников, основываются на данных исторической науки, представляя собой вошедший в сознание широких масс результат ее исследовательских усилий. Так, пушкинская трактовка образа Бориса Годунова оказала огромное влияние на многие поколения читателей, войдя в историческое сознание русского народа. Но не следует при этом забывать, что сам А.С. Пушкин в своих оценках Годунова опирался на труды Н.М. Карамзина.

Чем более высокой является ступень исторического сознания, тем более значительной представляется роль исторической науки в его формировании, причем эта роль не ограничивается сферой выяснения и истолкования исторических фактов. Не менее важной задачей исторической науки является систематизация и популяризация этих фактов. В своих существенных результатах и выводах историческая наука обращается к широким массам, целенаправленно влияя на формирование их исторического сознания. Это влияние может быть прямым или опосредованным публицистикой, популярной литературой, произведениями искусства и т. п. Но во всех случаях именно историкам - от ученых-исследователей до школьных преподавателей принадлежит главная роль в формировании исторического сознания.

В особенности велико значение исторической науки в выработке научного исторического сознания, предполагающего наличие систематического научного знания об истории общества в целом. Только на материале истории возможно установление ведущих тенденций и закономерностей общественного развития, понимание которых составляет фундамент научного исторического сознания.

Исторические знания о материальных и духовных достижениях народа имеют большое значение для успешного воспитательного процесса.

Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у студентов причастность ко всему происходящему на Земле, желание самим творить «историю людей» и свою «малую историю», создает основу для формирования нового мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм. В то же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям, испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это важно в настоящее время, когда понятия - патриотизм, чувство Родины, подверглись девальвации.

Необходимость обращения человека к истории - прошлому своего рода, племени, народа - была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам.

В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения, самопознания и развития личности.

Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеизвестно обращение к исторической памяти в суровые и сложные периоды, когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых поворотах истории.

Настоящее время характеризуется все возрастающим интересом к нашему прошлому у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. Важно этот интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого человека элементов исторического сознания как необходимого компонента культуры мышления всесторонне развитой личности.

Культура мышления предполагает, прежде всего, большой объем и глубину знания. История - это социальная память живущего поколения. Чем обширнее память, тем духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже проникновение современника в социально-экономический и культурный опыт, накопленный предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее становится его деятельность.

Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя о практической значимости исторических знаний, исторического мышления, выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

 

Историческая наука о развитии человеческого общества имеет, как и любая другая наука, свой предмет исследования. Изучение деятельности людей, процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе, характера истолкования тех или иных явлений относится к области исторической науки. История - не просто наука о прошлом. Это наука о поступательном движения человеческого общества, как единого, разностороннего и противоречивого процесса.

Для познания прошлого служит целый комплекс исторических наук. Среди них: всеобщая история и история отдельных стран и народов, история государства и права, военная история, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Они, в свою очередь, опираются на данные целого ряда вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др.

Особое значение для исторического исследования имеют источники. Их, как правило, подразделяют на несколько типов: письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные, фотокинодокументы, фонодокументы. При этом задача состоит не в простом извлечении фактов из источников и не в иллюстрации отдельными примерами общих закономерностей общественного развития. Важно на основе анализа и обобщения фактов выделить из многообразных единичных явлений общую закономерность: раскрыть формы ее проявления и механизм действия в конкретных условиях исторической действительности, не оставляя без внимания и влияние случайных явлений.

Следует иметь в виду, что успех исторического исследования в значительной мере зависит от использования не какого-либо одного вида источника, а совокупности источников, дающих взаимно дополняющую друг друга информацию.

Важно также помнить, что исторический источник представляет собой памятник прошлого, отражающий время и условия своего создания. И потому он может быть правильно понят и истолкован только с учетом жизненных интересов и представлений его создателей.

По традиции самым авторитетным и надежным из письменных источников считается архивный. Но и он часто имеет большой налет субъективизма. Поэтому требуется критическое отношение к источнику, его перепроверка путем сопоставления разных документов, относящихся к общему сюжету. Но критическое отношение к письменным источникам не должно переходить в «гиперкритику». Критерием истинности, объективности в данном случае выступает общественно-историческая практика.

На основании тщательного изучения источников учеными-историками создается научная литература, в которой раскрывается научная картина исторического пути, пройденного человечеством. Таким образом формируется историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, борьбу в истолковании исторических явлений, смену методологических направлений в исторической науке), а также представляющая собой совокупность исследований, посвященных определенной эпохе или теме.

Ученые разрабатывают детализированные концепции отечественной и всемирной истории, исследуют широкий круг закономерностей, раскрывающих действительное содержание исторического процесса и указывающих на его ведущие тенденции. В результате этой работы заложены определенные научные основы исторического сознания. Хотя справедливости ради следует отметить, что не всегда нашим ученым в силу известных причин удавалось избежать в своих трудах идеологической ангажированности и апологетики. В настоящее время предпринимаются попытки все это преодолеть и обеспечить стремление к созданию объективных работ по истории.

Однако задачи исторической науки этим не исчерпываются. Формирование исторического сознания предполагает не только выработку исторических знаний, но и их распространение в массах, чтобы знания стали достоянием людей, вошли в историческое сознание общества.

Успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция зависят от методологии исследования. Под методологией понимается учение о методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний о способах построения и обоснования системы знаний об историческом прошлом.

Безусловно, что достоверные исторические знания можно получить руководствуясь принципами историзма, объективности, альтернативности, используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический, сравнительно-исторический, синхронный и т.д.

При этом важно учесть и еще одну характерную черту формирующегося в наши дни подхода к историческому прошлому. В течение многих десятилетий развитие человеческого общества рассматривалось нами как исторически последовательная смена типов производственных отношений и соответствующих им общественно-экономических формаций: первобытно – общинной – рабовладельческой – феодальной – капиталистической – коммунистической.

Современные знания свидетельствуют, что формационный подход, который, бесспорно, позволяет понять важнейшие закономерности развития общества, не может дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как не охватывает всех сторон его жизни и взаимосвязей с предшествующими этапами развития. Так, теоретически рабовладельческий строй представляет собой следующую ступень послеродового, а в реальной же истории он с этим строем сосуществовал вплоть до своей гибели, которую и принесли ему народы и племена, находившиеся на более примитивной стадии. Особенно ярко демонстрирует научную недостаточность формационной концепции российский пример. Не только советский период, но и все развитие России укладывалось в схему пяти формаций лишь с большими допусками и отклонениями. В настоящее время тоже нельзя однозначно характеризовать все страны мира. Более того, наряду с усилением интегральных процессов, нарастает и многообразие, мозаичность социальной действительности.

Поэтому вряд ли стоит настаивать на формационном подходе, как абсолютном, к рассмотрению истории. Он дает чрезвычайно простую общую схему исторического развития. И главное - не позволяет проследить исторический процесс формирования основного субъекта истории – человека.

В связи с этим в последнее время наметилась тенденция к использованию в исторических исследованиях так называемого «цивилизационного» подхода. Он дополняет изучение движения социальных слоев и классов выяснением развития человека, его сущности, общих черт, передающихся из поколения в поколение, его общечеловеческих потребностей, интересов и их движущей силы в историческом процессе. В основе цивилизационного подхода лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения, исторический процесс предстает в виде смены целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Главное же, что дает этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности индивида в массе, познание человека в истории.

Итак, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение, в первую очередь, того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа, или целого региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Так, русский историк Н.Я. Данилевский писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности. Она выглядит сейчас на исходе нашего столетия, когда резко усилилось взаимодействие и взаимовлияние различных стран и народов, исторически ограниченной. Вряд ли она в достаточной мере отражает и реальности прошлых этапов развития.

Учитывая, что ни формационный, ни цивилизационный подходы не являются идеальными, целесообразно пока что встать на путь их разумного сочетания.

В целом же, современная методология истории должна основываться на достижениях общечеловеческой мысли, впитывая в себя все лучшее, что дали мыслители прошлого и настоящего всех направлений и школ.

Тема 2. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1. Первые цивилизации на Древнем Востоке.

2. Начало формирования мировых держав.

3. Государства Передней и Восточной Азии.

 

Переходя к вопросу о древних цивилизациях, надо сделать акцент на том, что они появились благодаря производящему хозяйству. Современные ученые к основным критериям цивилизации относят специфические черты экономической, социальной, культурной и духовной жизни народов в определенных исторических условиях.

Исторически первые цивилизации появились на Древнем Востоке. Их хронологические рамки не являются едиными. В конце IV - III тысячелетий до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, а также между реками Тигр и Евфрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III - II тыс. до н.э. - в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ - китайская.

Весьма прогрессивным было появление на Востоке одного из са­мых древних типов растениеводства. Главным условием производства сельскохозяйственных культур являлось искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов для обводнения (гидромелиорации) исключительно пло­дородной почвы. При жарком климате это обеспечивало в нор­мальные - без стихийных бедствий - годы довольно высокие урожаи злаков, овощей и фруктов.

В отсутствие механизации только коллективный труд боль­ших масс людей мог справиться с ирригационным строительством. С одной стороны, люди регулировали реки, с другой стороны, вся жизнь людей регулировалась реками.

Поскольку ручные земляные работы были исключительно трудоемкими (120 — 150 тыс. чел./час на 1 км канала), а материальные сти­мулы в условиях натурального хозяйства не действовали, уп­равление этими работами должно было быть не только центра­лизованным, но и обожествленным (в большинстве своем цари вполне официально считались живыми богами).Поэтомуогромную роль в уп­равлении играли жрецы как интерпрета­торы мифологии.

Не меньшую роль играла бюрократия, осуществлявшая контроль и учет за работами. Достаточно сказать, что для вы­дачи работнику вавилонского государственного хозяйства пары сандалий требовалось выписать 9 глиняных табличек-«наклад­ных».

Гидротехни­ка, особенно подача воды на верхние поля, была выше среднего уровня. Древнеегипетским журав­лем можно было поднять в течение одного часа на высоту шести метров почти две тонны воды. Эффект значительный, если учесть отсутствие насосной техники. В Месопотамии, с ее топкими болотистыми берегами, функционировала сложная си­стема дамб и каналов для равномерного поступления воды на поля. Хотя технология полеводства оставалась на первобыт­ном уровне: мотыжная вспашка, ручной сев, после чего скот копытами втаптывал семена в землю. Копытами же производилась и молотьба.

Иррига­ционная экономика являлась, по-видимому, самым ран­ним примером командно-распределительнойсистемы: без цент­рального управляющего и учетного органа невозможно было под­держивать гидромелиоративную сеть. Строительство ирригационных комплексов требовало четкой организации, и ее обеспечивали первые государства, начальной формой которых были так называемые номы.

Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным и культурным центром которых являлся город. Такие города - государства впервые возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Египте и Южной Месопотамии. Со временем номы превратились в объединения какого-либо речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых.

Ведущую роль в восточных государствах играла общественно-государственная собственность, прежде всего, на землю. Иными словами, существовал общинный сектор экономики, где сoбственность на землю принадлежала территориальным общинам, и лишь движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли. Однако крестьянские общины имели право наследственного пользования за долю урожая,размер которой устанавливался не по амбарному, а по биологическомуурожаю, т.е. определяемому чиновниками еще до жатвы.

Кроме того, существовал государственный сектор экономики. Государство, как распорядитель ирригационных работ и распределитель воды, являлось верховным собствен-ником и всех орошаемых земель, которыми распоряжалось через царские (го­сударственные) или храмовые хозяйства.

Основным производителем материальных благ в ирригационных системах был крестьянин, который был юридически свободным, но обязанным государству трудовой повинностью. Производственный труд рабов, по оценке многих современных ученых, не применялся в силу экономических причин: не было не только дефицита, но существовал избыток трудовых ресурсов, т.е. населения в трудоспособном возрасте. Поэтому в период разливов рек, когда сельскохозяйственные работы прекращались, древневос-точные государства силами крестьян могли вести строительство грандиозных сооружений – египетских пирамид, вавилонских башен, великой китайской стены и т.п. Такие сооружения в древности причислялись к «чудесам света». Поражают они и сейчас.

Надо сказать, что технология строительства уникальных гигантских зданий была очень примитивной. Египет, например, не знал колеса. При строительстве пирамид не применялся даже такой простой подъемный механизм как блок. Однако сооружение пирамиды Хеопса, которая была самым высоким зданием в мире до появления Эйфелевой башни, продолжалось всего 20 лет. По расчетам современных специалистов, постройка подобной пирамиды во второй половине ХХ в. Заняла бы не менее 40 лет.

Весь секрет заключался в организации труда. Современные инженеры пришли к выводу, что такое сооружение можно было создать за 20 лет только при условии выбора для каждой трудовой операции оптимального варианта, полностью исключающего простои. Высокий уровень организации компенсировал примитивную технологию, гарантируя стабильное воспроизводство жизни.

Все военно-теократические державы древнего Востока использовали труд рабов в государственном и общинном секторе экономики. Но такой труд был вспомогательным, что привело к формированию патриархального типа рабовладельческих отношений. В их основе лежало раннее рабовладение, еще не вполне отделившееся от общинно-родового строя.

Рабами становились пленники и несостоятельные должники. Зачастую рабство носило домашний характер и преследовало политические и идеологические цели. Огромные массы слуг в домах царей и знати, многонациональ­ные гаремы, - все это лишний раз подчеркивало престиж безграничной дес­потической власти.

Однако организация труда, в основном, лично свободных людей в целях создания ирригационных систем и гигантских сооружений способствовала формированию сильной централизованной власти на Древнем Востоке в виде деспотии.

Так, в долине Нила, в результате слияния номов возникли два царства - Нижний и Верхний Египет. В начале третьего тысячелетия до н.э. их объединил в одно государство фараон Мина, основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства являлся город Мемфис. Египет стал представлять собой крупное централизованное государство. Его влияние распространялось на области Синайского полуострова, Палестину, Нубию.

 

 

Древний Египет

 

Культурные и экономические условия в Египте привели к появлению первого «великого народа» в мировой истории. Со временем из-за постоянных нападений завоевателей, частой смены правителей, мятежей, усиления позиций местной, номовой знати, Египет стал терять прежнее могущество. В VI в. до н.э. он был захвачен Персией, а с IV в. до н.э. попал под греко-македонское господство и с 30 г. до н.э. превратился в одну из римских провинций.

В Южной Месопотамии конца IV тыс. - первой половине III тыс. до н.э., в отличие от Египта, централизованное государство не сложилось. Здесь существовало несколько политических центров, в этническом, религиозном и культурном отношении представлявших собой единое целое - государство Шумер. Это название страна получила от народа, поселившегося в низовьях Евфрата. Его точное происхождение до сих пор неизвестно.

 

 

Древняя Месопотамия (Двуречье). 3100-1600 до н.э.

 

Централизованные государства в Месопотамии возникли во второй половине III тыс. до н.э. в условиях постоянной борьбы городов за главенство. В XIX в. до н.э. среди других выделились два наиболее влиятельных государства, соперничество которых определило развитие этого региона на многие века вперед. Это Вавилон и Ассирия. Борьба между ними за лидерство закончилась лишь тогда, когда во второй половине VI в. до н.э. Месопотамия была покорена персами и вошла в состав их державы.

 

 

Месопотамия в Старовавилонский период

 

В XII в. до н.э. на территории Палестины начинает формироваться Израильское государство. В X в. до н.э. оно распадается на две части: Иудейское царство со столицей в Иерусалиме – на юге страны; Израильское царство – на севере. Северное царство просуществовало до начала VIII в. до н.э., когда было уничтожено войсками Ассирии. Южное царство в конце VI в. до н.э. было захвачено вавилонским царем, и евреи переселены в Вавилонию.

Обратите внимание, что на протяжении ХII в. до н.э. по I-II вв. н.э. в Израиле и Иудее усилиями многих поколений создавался религиозный, исторический и литературный памятник, получивший название «Библия». Это важно знать потому, что заложенная в Библии идея единобожия стала основой для создания не только иудаизма, но и других мировых религий - христианства и ислама.

Однако самая ранняя религия – буддизм – возникла в VI - V вв. до н.э. Она была создана в Индии. В VI в. до н.э. в Китае разрабатывается конфуцианство, а в I - II вв. - даосизм, серьезно влиявшие на духовную жизнь народа на протяжении почти 2,5-2 тыс. лет соответственно.

 

С конца II тыс. до н.э. стали формироваться так называемые мировые державы, или империи, которые представляли собой гораздо более прочные объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой, обширной территорией, населенной многочисленными народностями.

Крупнейшим государством на Ближнем Востоке являлась в VI в. до н.э. Персидская держава. Она объединяла тогда территории Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Египет, северо-восточную часть Индии. Персидская держава просуществовала до начала IV в. до н.э., когда все ее владения были покорены Александром Македонским и вошли в состав его империи.

Несколько позже зародились древнеиндийская и древнекитайская цивилизации. Становление и развитие государственности в Индии и Китае происходило примерно так же, как в Египте и Месопотамии: сначала возникали древние города, затем мелкие государства. Борьба между ними завершилась образованием единых государств-империй. В Индии это было царство под властью сначала царей из династии Наидов, затем Маурья. В Китае – империя Цинь, а потом Хань. Именно в Индии и Китае особенно четко проявились классические черты восточного типа цивилизации.

 

 

Китай в IV-III вв. до н.э.

Целесообразно остановиться на характерных чертах, проявлявшихся в каждом древневосточном государстве. В большинстве стран существовала особая форма социально-политического устройства - деспотия (от греч. – неограни-ченная власть, форма самодержавной неограниченной власти).

Правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов. В Египте фараон, обладавший верховной военной, судебной и жреческой властью, почитался как бог Ра. А в Вавилонском царстве царь, в отличие от фараона, не был богом в представлении вавилонян, хотя и обладал неограниченной властью. Более того, в правление царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) здесь был издан свод законов, который ограничивал произвол властей и способствовал установлению правопорядка в стране. И все же в большинстве деспотических государств регулирующую роль вместо основных законов играла религия. Религиозный идеал одновременно диктовал нормы личной, общественной и государственной жизни.

Большую роль в управлении страной играл бюрократический аппарат, где существовали четкая система рангов и субординация. Все это приводило к абсолютному преобладанию государства над обществом. Важным признаком восточного деспотизма являлась политика принуждения. Причем главным было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью.

Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную cтpyктуру. Наиболее привилегированным сословием являлась родовая и военная apистократия. Особое место занимали воины и купцы. Совершенно бесправными были рабы и зависимые люди.

Самую большую часть населения первых в истории государств составляли земледельцы-общинники. К числу производителей относились и ремесленники. На все трудовое население деспотического государства, кроме налогов, были возложены и государственные повинности - так называемые общественные работы. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии, которую составляли сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т.п. Венчала эту пирамиду фигура царя. Это позволяло осуществлять строительство гигантских сооружений (пирамид - царских усыпальниц), создавать новые оросительные каналы и поддерживать их в должном порядке.

Некоторое своеобразие имело сословное деление на территории Индии. Здесь сложилась варновая система. Четыре варны представляли собой основные сословия древнеиндийского общества: две высшие варны - брахманы (жречество), кшатрии (военная аристократия), две низшие - вайшьи (земледельцы - общинники, торговцы, ремесленники), шудры (слуги). Не принадлежали ни к одной варне неприкасаемые, которые должны были выполнять самую тяжелую и черную работу.

 

 

Древняя Индия до VI в. до н.э.

 

В целом, общественная жизнь восточных цивилизаций была построена на принципах коллективизма. Личность, индивидуальность людей не имела собственной ценности. Восточный человек не был свободен, он обязан был соблюдать традиции, ритуалы, вести строго определенный образ жизни, поддерживать стабильность, сохранять в неизменном виде сложившиеся устои общества.

Итак, древневосточные страны имели сходные пути хозяйственного и общественного развития. Основными чертами для них являлись: ирригационное земледелие; община; деспотическая монархия; бюрократическое управление.

В эпоху расцвета древних государств (конец II - конец I тыс. до н.э.) происходят существенные перемены. В это время заканчивается бронзовый и начинается железный век. Культуру железа на территорию древних государств приносят так называемые народы моря, которые вторгаются в Египет, Малую Азию, Восточное Средиземноморье и оказывают сильное воздействие на весь Ближний Восток. В других регионах также наблюдается активное движение племен. На те

Похожие статьи:

poznayka.org

Основные особенности древней русской литературы и её художественного метода. Работа И.П. Ерёмина «О художественной специфике древнерусской литературы».

Своеобразие древнерусской литературы:

Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников. Другая особенность литературы средневековья – отсутствие авторского право. Нам известны лишь несколько отдельных авторов, писателей книг, которые скромно ставили свое имя в конце рукописи. При этом свое имя писатель снабжал такими эпитетами, как «худый». Но в большинстве случаев, писатель желал оставаться неизвестным. Как правило, авторские тексты до нас не дошли, а сохранились более поздние их списки. Зачастую переписчики выступали в роли редакторов и соавторов. При этом они изменяли идейную направленность переписываемого произведения, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со вкусами и запросами времени. В результате создавались новые редакции памятников. Таким образом, исследователь древнерусской литературы должен изучить все имеющиеся списки того или иного произведения, установить время и место их написания путем сопоставления различных редакций, вариантов списков, а также определить, в какой редакции список более всего соответствует первоначальному авторскому тексту. В помощь могут прийти такие науки как текстология и палеография (изучает внешние признаки рукописных памятников – почерк, начертание букв, характер писчего материала).

Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о "чудесах" - явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло "чудо". Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Еще одна особенность – анонимность.

Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, "добру и злу внимая равнодушно". Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики. Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.

Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе. И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.

В 11 – первой половине 12 века основным писчим материалом был пергамент, изготовляющийся из кожи телят или ягнят. Береста играла роль ученических тетрадей.

Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись и только абзацы рукописи выделялись красной буквицей. Часто употребляемые широко известные слова, писались сокращенно, под особым надстрочным знаком – титлом. Пергамент предварительно разлиновывался. Почерк с правильным почти квадратным начертанием букв назывался уставом.

Написанные листы сшивали в тетради, которые переплетали в деревянные доски.

Проблема художественного метода:

Художественный метод древнерусской литературы неразрывно связан с характером миросозерцания, мировосприятия средневекового человека, которое вбирало в себя религиозные умозрительные представления о мире и связанное с трудовой практикой конкретное видение действительности. В сознании средневекового человека мир существовал в двух измерениях: реальном, земном и небесном, духовном. Христианская религия твердила, что жизнь человека на земле временна. Цель земной жизни – приготовление к жизни вечной, нетленной. Эти приготовления должны состоять в нравственном совершенствовании души, обуздании греховных страстей и т.п.

С двойственным характером мировосприятия средневекового человека связаны две стороны художественного метода древнерусской литературы:

1) воспроизведение единичных фактов во всей их конкретности, чисто эмпирической констатации;

2) последовательное преображение жизни, то есть идеализация фактов реальной жизни, изображение не сущего, а должного.

С первой стороной художественного метода связан историзм древнерусской лит-ры в его средневековом понимании, а со второй – ее символизм.

Древнерусский писатель был убежден, что символы скрыты в природе, в самом человеке. Он считал, что исторические события также исполнены символического смысла, поскольку полагал, что история движется и направляется волей божества. Писатель рассматривал символы в качестве основного средства раскрытия истины, обнаружения внутреннего смысла явления. Как многозначны явления окружающего мира, так многозначно и слово. Отсюда проистекает символический характер метафор, сравнений в древнерусской литературе.

Древнерусский писатель, стремясь передать образ истины, строго следует факту, свидетелем которого он был сам или о котором узнал со слов очевидца, участника события. Он не сомневается в истинности чудес, сверхъестественных явлений, верит в их реальность.

Как правило, героями произведений древнерусской литературы выступают исторические личности. Лишь в отдельных случаях героями оказываются представители народа.

Средневековой литературе еще чужда какая-либо индивидуализация человеческого характера. Древнерусские писатели создают обощенно-типологические образы идеального правителя, воина, с одной стороны, и идеального подвижника – с другой. Эти образы резко противопоставлены обощенно-типолгическому образу злого правителя и собирательному образу беса-дьявола, олицетворяющему зло.

В представлении древнерусского писателя жизнь является постоянной ареной борьбы добра и зла.

Источник добра, благих помыслов и поступков – бог. На зло же людей толкают дьявол и бесы. Однако древнерусская лит-ра не снимает ответственности с самого человека. Каждый волен избирать себе путь сам.

В осознании древнерусского писателя категории этического и эстетического сливались. Добро всегда прекрасно. Зло связано с тьмой.

Свои произведения писатель строит на контрасте добра и зла. Он доводит читателя к мысли о том, что высокие моральные качества человека – результат упорного морального труда.

Поведение и поступки героев определяются их общественным положением, их принадлежностью к княжеским, боярским, дружинным, церковным сословиям.

Строгое соблюдение ритма, заведенного предками порядка составляет жизненную основу этикетности, церемониальности древнерусской литературы. Так летописец, прежде всего, стремился положить числа по ряду, то есть, отобранный им материал выстроить в хронологической последовательности.

Произведения древнерусской литературы носили дидактический, нравоучительный характер. Они были призваны помочь избавиться от пороков.

Итак, средневековой историзм, символизм, ритуальность и дидактизм являются ведущими принципами художественного изображения в произведениях древнерусской литературы. В различных произведениях, в зависимости от жанра и времени их создания, указанные особенности проявляли себя по-разному.

Историческое развитие древнерусской литературы шло путем постепенного разрушения целостности ее метода, освобождения от христианского символизма, ритуальности и дидактизма.

 

studopedya.ru


Смотрите также