История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнеегипетские представления о мире. Донаучные представления древнего египта


3. Возникновение науки и основные этапы ее развития

3.1. Проблема происхождения науки

Существуют четыре варианта датировки возникновения науки [Лапицкий]:

1. В традиционных культурах Вавилона, Египта. При этом наука отождествляется со знанием. Дальнейшее развитие науки представляется плавным эволюционным течением от древних знаний к современным.

2. Датировка рождения науки относится к античности, критерием становления науки считается возникновение теоретического знания.

3. Дата возникновения науки относится к позднему европейскому средневековью (XIII - XIV вв.), большинство исследователей связывают возникновение науки с деятельностью представителей Парижского и Оксфордского университетов. В этом случае возникновение науки связывается со становлением экспериментальной научной деятельности.

4. Возникновение науки относят к XVI - XVII вв., исходя из периодизации истории естествознания Ф. Энгельса. Античные и средневековые представления на природу в рамках этого подхода рассматриваются как донаучные.

Видно, что в литературе отсутствует единый взгляд на время и место возникновения науки. В дальнейшем изложении мы будем придерживаться второй позиции.

3.2. Донаучные знания

Возникновению научно-теоретического знания предшествовал огромный по длительности этап постепенного накопления в трудовой деятельности людей опыта, наблюдений, производственных навыков, общих представлений о мире. Наиболее значимые элементы этого знания освящались авторитетом, превращались в хранимый в поколениях запас рецептов деятельности, отлагались в мифологических картинах мира.

В родовом обществе не только накапливается опыт трудовой деятельности, наблюдения над природой, производственные навыки, но и формируются общие представления о мире на основе мифологического сознания. Мифологическое сознание не тождественно опыту, поскольку оно по самой своей природе призвано выходить за пределы последнего. Миф унифицирует и упорядочивает опыт, раскрывает причины происходящих событий.

Большинство исследователей древнего общества признают, что мифы и другие формы коллективной культуры скрывают в себе обширные астрономические, географические, биологические и иные сведения. Таким образом, наука возникла не на пустом месте.

Современная историография науки отодвигает все дальше вглубь веков первые проявления научной мысли, обнаруживая ее зачатки у разных народов древности. Древние Египет и Вавилон, Китай и Индия внесли в предысторию научной мысли свои неповторимые и своеобразные идеи. Многотысячелетний опыт земледелия, строительства, ремесла, мореплавания, военного дела и других видов деятельности древних людей послужил той прочной основой, на которой только и могла возникнуть наука [Филатов].

В традиционных культурах Древнего Египта, Шумер, Вавилона, Персии, Индии, Китая знание функционирует внутри определенного религиозного мировоззрения, составляет неотъемлемую часть культурно-религиозных комплексов. Основная функция знания - быть средством достижения сакрально-религиозных целей, способом воздействия на мистические силы, чтобы направить их действие в нужную сторону.

Например, в книгах Тота - бога Луны, счета, письма и медицины (Древний Египет) можно обнаружить сведения по измерению земли, сооружению храмов, географии, астрономии, арифметике, музыке. Представляя собой сборники различных заклинаний, эти книги призваны обеспечить умершему благополучие в загробном мире и бессмертие. Очищать знание от сакрально-религиозных элементов нельзя, ибо бог Тот - покровитель писцов м сам писец верховного бога Ра, выступает в качестве его медиатора и «хранителя кисти Владыки мира».

И хотя конкретные системы счета и измерений у древних вавилонян и египтян были лучше более поздних греческих, но они носили подчиненный сакрально-магическому действию характер. Таким образом, все когнитивные достижения внутри религиозно-сакральных культур традиционных обществ были подчинены внепознавательным целям - ритуалу, обретению бессмертия, избавлению от страданий, достижению блаженства, воздействию на космические силы.

studfiles.net

Представления египтян о мире и человеке

     Решающую роль на формирование египетской культуры оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона. Художественная культура была составной частью культов и ритуалов, она была тесно связана с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта.

     Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождая на них жизнь и благоденствие. Но когда он уходит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова.

    Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, а средством сохранения тела было бальза¬мирование.

     Таким образом, забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий.

     Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни сформировала в конце концов культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры.

    Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение человеческого существования, а лишь переход его в другой мир, где своеобразно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всеми необходимыми предметами. 

    Прежде всего, необходимо было позаботиться о строительстве усыпальницы для тела, в которой жизненная сила — ка — вернется в вечное тело умершего.

     Ка был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым ка рождался и рос. Однако в отличие от физического тела ка был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем.

     После смерти человека существование его ка зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для ка вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня.

    Жилищем ка умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела — мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь ка мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни.

    Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его ка то, что окружало человека в обыденной жизни на земле. Эти изображения воспринимались не как прекрасная жизнь, а как продолжение реальной земной жизни.

     Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. И хотя смерть признавалась одинаково противоестественной для всех египтян, надежные гробницы и недоступные склепы, снабженные, как считалось, всем необходимым для умершего, создавались только для богатых и власть имущих.

      Пирамиды строились только для фараонов, поскольку после смерти они соединялись с богами, становясь великими богами.

Древнее царство

    Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стояли саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастабы — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. 

    В мастабе оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, слоновой кости и т.д.

    Эти фигурки должны были оживать и выполнять в загробном мире все физические потребности умершего. В статуях ка особое значение придавалось глазам. Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит.

     Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую , оболочку, соответствующую форме глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек полированного дерева, благодаря которому по¬лучалась та блестящая точка, которая придавала живость зрачку и всему глазу.

    Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославлявшими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочис¬ленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Эти рельефы представляли собой настоящие картинные галереи. Считалось, что с помощью заупокойных молитв изображения должны были оживать и тем самым создавать для умершего привычную среду обитания.

    На мироощущение египтян существенное влияние оказали подступающие с обеих сторон к Нилу бескрайние враждебные пустыни. Задолго до этого стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой в игре природных сил привело к появлению магии, которая стала формой иллюзорной защиты человека от давления таинственных сил природы.

    Для египтян роль такой магической защиты играла сложная система представлений о богах, отождествляемых с животными, которые обитали в густых зарослях тростника — папируса, произраставшего по берегам Нила.

     Кроме того, поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, то уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы, барана. Бык под именем Алис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти.

     В облике коровы либо женщины с коровьими рогами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она также считалась бо¬гиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

     К концу периода Древнего царства в культуре египтян сформировались различные художественные ремесла. В гробницах и пирамидах сохранилось большое количество изящных сосудов из раз¬личных пород камня, художественная мебель из разнообразных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, серебром.

   Каждому украшению придавался особый смысл. Так, например, ножки кресла выполнялись в форме бычьих ног либо крылатых львов, которые должны были охранять сидящего человека.

    Создавались многочисленные статуэтки, изображавшие людей, занятых повседневными делами, а также изображения египетских богов в виде зверей и птиц.

    Однако к концу Древнего царства древнеегипетская культура пришла в кризисное состояние. Братоубийственная война, распад государства, голод и лишения, усиление роли местных центров и их правителей, все больше узурпировавших власть, возрастание роли средних слоев населения — все это вело к упадку египетской культуры того периода.

     В период смут и упадка были предприняты попытки возродить политическое и духовное единство страны, порядок и гармонию путем восстановления традиционных культов богов, соблюдения всех ритуалов повседневной жизни.

    Одновременно с этим в недрах египетской культуры зрела иная система мировосприятия, связанная со скептическими представлениями о загробном мире, всегда занимавшими центральное место в египетской религии.

      Откровенное неверие, недостаток благочестия, упование на то, что вечно только всепобеждающее слово, а не каменные гробницы, стали свидетельством раскола культуры.

    В это смутное время египетская культура уже не предстает как единое целое. В ней сакральные (священные) элементы сосуществуют с неортодоксальными, и этот двойственный характер сохранился в египетской культуре во все последующие этапы ее развития.

Среднее царство

    Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она стала новым периодом расцвета египетской культуры.

    Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив.

    Началась эпоха Среднего царства, продолжавшая тенденции развития культуры Древнего Царства. Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык.

    Эти изменения наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, без них нельзя понять стремительный расцвет светской художественной литературы и научных знаний, переосмысление роли фараона в египетском обществе, который теперь все более представлялся не только недосягаемым божеством, но и конкретным человеком.

    Среднее царство по праву считается классическим периодом египетской культуры. В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий язык просуществовал до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение.

    Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, рели¬гиозных и художественных потребностей.

   Одновременно с развитием архитектуры шло развитие конкретного научного знания. От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.

    Однако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение египтян. Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей — все это создало почву для развития индивидуализма.

    Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый заботился о своем собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, не только вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же нашло отражение в содержании культа умерших.

    Он очень упростился. Стали излишней рос¬кошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стеллы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты, гарантировавшие умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.

    Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подражать могучим владыкам Древнего царства. Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки.

    Сверху пирамиды облицовывались известковыми плитами. Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком.

   Вероятно, правители Среднего царства полагали, что каменные пирамиды не достаточно обеспечивают сохранность мумии. Поэтому погребальную камеру стали прятать в защитной системе подземных коридоров, которые превратились в настоящий лабиринт. Такой переход от каменных пирамид к пирамидам кирпичным был связан с борьбой против грабителей и не требовал громадных материальных затрат на их сооружение.

     Особую известность из архитектурных построек этого этапа египетской культуры получил заупокойный храм при пирамиде фараона Аменемхета III. Этот храм вошел в историю художествен¬ной культуры под названием Лабиринт. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Храм, по мнению греческого историка Геродота, затмевал своей известностью даже пирамиды Древнего царства.

    Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома бога-солнца, родившегося, по одной из египетских легенд, из цветка лотоса. Все колонны были богато украшены цветным орнаментом и позолотой. Потолок был расписан под звездное небо с золотыми звездами, которое свободно парило под сводами храма. По стенам храма размещались многоярусные композиции, построенные по регистрам, внутри которых располагались изображения людей, животных, птиц, символизирующих соответствующих богов древнеегипетского пантеона.

     Среднее царство по сравнению с другими эпохами египетской истории заняло относительно непродолжительный период. Поэтому и памятников культуры было создано значительно меньше. Внутренний социальный кризис и вторжение в страну в 1720 г. до н.э. кочевых азиатских племен гиксосов положили конец Среднему царству.

Новое царство

     Своего наивысшего подъема Египет достиг в период Нового царства, которое началось после изгнания в 1580 г. до н.э. гиксосов из Египта.

     Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами других народов.

    Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурную среду была различна. Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с культурой которых египетская цивилизация имела много общих корней и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте. Так, в Нубии были заимствованы многие элементы египетской государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо.

    Через эти страны египетская культура все более распространялась внутрь африканского континента. В Азии основным средоточием египетской культуры оставался Библ, с которым Египет издревле имел тесные торговые связи.

     Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью признания египетской государственности над местными правителями и ограничивалось внешними формами: элементами декора зданий, бытовых предметов, гробничных стел. Египет, напротив, заимствовал из Азии гораздо больше.

    Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в литературе.

    Походы фараонов в Азию привнесли в специфический облик египетской культуры элементы семитской культуры и придали ей восточную ориентацию. Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурами других народов, приток в Египет огромных богатств стимулировали небывалый расцвет египетской культуры.

    Для эпохи Нового царства характерны строительство храмов, дальнейшее совершенствование искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела.

    Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему це¬лью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид венцом этого строительства становится храм.

    Эпоха Нового царства в период расцвета — это торжество египетской мощи, никем уже не оспариваемой. И вместе с тем это эпоха баснословной роскоши правящих слоев общества. Одной силы, одного утверждения им уже мало. И поэтому грандиозность и пышность в сочетании с изысканной утонченностью, со стремлением к изяществу, к блеску отличают всю египетскую культуру этого периода.

    Запечатленные в храмовых рельефах изображения грандиозных битв с азиатами, взятия вражеских крепостей и ко-раблей, посольств побежденных стран, гробничные росписи со сценами пиров и папирусные рисунки с изображениями гаремных развлечений — все это сливается как бы в одну картину, которая показывает самые различные стороны жизни людей, величие и упадок египетской империи.

    Покорение египтянами новых земель в эпоху Нового царства, торговые поселения выходцев из других стран, проникновение иноземцев в государственный аппарат и египетское войско, усиливающееся межъязыковое общение — все это способствовало процессу взаимодействия и ассимиляции культур.

    На этой волне усиливающихся международных контактов и возникает новая тенденция в египетской культуре — намеренная архаизация.

    Архаизация культуры, борьба за ее чистоту, самобытность проявилась в восстановлении древнейших государственных титулов и должностей, в обращении к достижениям Древнего царства в искусстве, в литературе (подражание классическим текстам), в противодействии азиатскому влиянию в языке, в религии (устранение из египетского пантеона азиатских богов), в особом интересе к древним жреческим учениям и культам древних царей и, наконец, в резком усилении культа животных, всегда игравшего важную роль в египетской религии.

    Памятники культуры этой эпохи поражают смешением стилей, внешней стилизацией, особым изяществом и совершенством исполне¬ния. Тогда же обостряется чувство связи с прошлым, проявившееся, в частности, в пробуждении интереса к генеалогии людей и богов, в почитании в одном храме наряду с главным божеством иных богов пантеона.

    Правители Нового царства особенно почитали солнечного бога Амона. С именем этого бога связано грандиозное строительство, которое началось в эту эпоху. За короткий срок пышные дворцы и дома, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и величественный из египетских городов. Фараоны этой династии остались верны старой фиванской традиции, по которой умерших царей хоронили в подземных скальных гробницах. Поэтому главное внимание уделялось строительству заупокойных храмов, а кроме них строились храмы, посвященные богу солнца Ра.

   Фиванские фараоны Нового царства не утратили веры в божественную силу пирамид, просто ее роль выполняла гора, возвышавшаяся над гробницей. Сама гробница и заупокойный храм теперь были разделены. Храм строили на границе пустыни и плодородной земли.

   Характерной чертой этой эпохи древнеегипетской культуры была гигантомания. Вероятно, это было обусловлено бескрайностью пустыни, несущей смерть, желанием утвердиться в ней, отвоевать себе жизнен¬ное пространство, возведя огромные стены, пилоны, колоннады.

    Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри. Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом.

    Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал. Помимо внешнего грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутрен¬ним убранством. Рельефы композиции храма рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, из чего следовало, что царица имела божественное происхождение. К тому же считалось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор, изображения которой были помещены повсюду.

    Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустированные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней. Статуи, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, были по существу портретами царицы.

    Не менее знаменитым сооружением того времени был заупокойный комплекс фараона Рамзеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах, а также скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.

    Последний состоял из двух сооружений: Большого храма, посвященного фараону и трем богам — Амону, Ра и Пта, и Малого храма, воздвигнутого в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса — Нефертари.

    Перед храмом стояли двадцатиметровые колоссы фараона, высеченные прямо в скале. Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток. Поэтому с первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет и как бы выступали из скалы.

    Наряду с пирамидами, заупокойными храмами и мастабами в Новом царстве сооружались святилища, не связанные с загробным культом. Это храмы, посвященные разным богам, и прежде всего богу солнца Ра. К этому типу храмов относятся два прославленных храма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

    Строительство Карнакского храма началось в XX в. до н.э. и продолжалось около десяти веков. Уже в процессе строительства храм неоднократно перестраивался, но в результате было создано грандиозное сооружение: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, огромный колонный двор, гипоксильный (колонный) зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3,57 м.

    Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы лотоса, а все остальные колонны представляли собой связки нераспустившихся стеблей папируса. В этом стилизованном образе была выражена идея разных фаз жизни — ее зарождения и расцвета.

    Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насыщены бурными и малоблагоприятными событиями: иноземные вторжения, политический разброд, постоянные смуты и волнения, вызванные социально-экономическим кризисом, и т.д.

    Как всегда, в периоды упадка усиливается интерес к прошлому, особенно ко временам процветания и величия. Они отображались в сказаниях и легендах, преданиях, сказках, которые либо передавались из уст в уста, либо запечатлевались в хро¬никах и анналах. Кое-какие из них сохранились в очень сжатых записях греческих историков Геродота и Диодора.

Религия и искусство Древнего Египта

    История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды расцвета и упадка. Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов, подчас расшатывали и ослабляли египетское государство. А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов. Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени.

    Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян. Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью.

    Богов в Древнем Египте было много, в каждом городе их было несколько. Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших был Осирис — бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресаю¬щую природу.

    Египтяне верили, что после смерти и своего воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной была богиня Исида — покровительница плодородия и материнства. Богиней истины и порядка считалась Маат.

    Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие.

    Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления.

    Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров. Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Pa, Себек-Ра.

     В древности каждое божество имело свое зооморфное тождество. Оно представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Так, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет — львицы, Исида — змеи, Анубис — шакала, бог воды и разлива Нила Себек — крокодила, богиня радости и весе¬лья Бает — кошки, бог мудрости Тот — в виде ибиса. На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, т.е. наделение их человеческими качествами.

    Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы жи¬вотных, среди которых наиболее распространенным был культ священного быка Аписа.

    Существование государства не мыслилось египтянами без богини Маат — божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе они выступают в роли всеобщей гармонии Маат. Понятие «Маат» становится центральным в древнеегипетской этике и начинает означать принцип, на котором строятся правильные человеческие отношения. Правила Маат предписывали имущим помогать неимущим. Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, требовали подчиняться законам, которые ориентировали, как поступать в той или иной ситуации. Если человек сумеет приспособиться к законам, созданным богами, то будет счастлив. Жрецы богини Маат призваны были следить за соблюдением ее законов, утверждать среди людей истину и справедливость.

    Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак. Он создал первое поколение богов, от которого пошли все последующие. Верховный солнечный бог Ра почитался в виде человека с солнечным диском на голове и изображался в священной ладье.

    Составной частью религиозных культов и заупокойных ритуалов было искусство, тесно связанное с религией, которая боготворила силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта.

   Особенно ярко взаимосвязь религии и искусства выразилась в ведущем египетском виде искусства. Архитектуре были подчинены живопись и скульптура. По ряду причин многие художественные представления египтян сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но и тысячелетий. Отсюда и художественное творчество как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.

    Потребность зафиксировать устоявшиеся нормы и принципы культуры сформировала особое художественное мышление египтян и выработала развитую систему канонов (совокупность обязательных художественных приемов и правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве), предписывавших художнику правила пользования пропорцией и светом (канон пропорций и канон света), схемы изображения людей и животных (иконографический канон).

    Впервые в истории канон становится важнейшим художественным принципом, определяющим творческую деятельность художника. Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению, и при создании произведений необходимо было строго их придерживаться. Требования канонов передавались художниками из поколения в поколение. Существовали даже специальные руководства для художников, записанные на папирусе. Тем самым древнеегипетские художники выступали в роли хранителей священных законов художественного творчества.

    Общественный статус художника был высок и почетен. Иногда его приравнивали к сану жреца. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм творческого художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных законов.

    Канон был установлен в изображении стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных. До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художник строго придерживался определенных правил. Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы и светотени.

    Линейные рисунки раскрашивались цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские — черным, женские — красным.

    Особое внимание уделялось изображению человеческой фигуры. Пожалуй, самой знаменитой скульптурой Египта является Большой сфинкс в Гизе, охраняющий пирамиды.

     Этот сфинкс — самая большая и древняя статуя на свете. Каменный лев с лицом фараона Хефрена высечен из естественной скалы и имеет огромные размеры: его высота 20 метров, а длина 57 метров. На голове его царский полосатый платок (клафт), а на лбу символ царской власти урей (священная змея).

     В скульптурных изображениях человека уже в Древнем царстве был выработан строго определенный канон. Стоящая статуя выполнялась с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу.

    Сидящая статуя представляла собой фигуру с симметрично положенными на колени руками или согнутой в локте рукой. Оба типа статуй были всегда пропорциональны, симметричны, фронтальны и статичны. Их туловища напряженно выпрямлены, прямо поставленная голова высоко поднята, а спокойно-беспристрастный взгляд устремлен вдаль. Часто статуи раскрашивались: тело мужских фигур — красно-коричневым цветом, женских — желтым, волосы — черным, а одежда — белым цветом.

    В круглой скульптуре создавались также небольшие каменные статуэтки. Чтобы египтянину легче жилось в загробном мире, ему нужны были слуги и рабы. Их роль выполняли небольшие каменные, деревянные и фаянсовые статуэтки слуг, пахарей, носильщиков, прачек - ушебти. По характеру эти статуэтки резко противоположны статуям фа-раонов и вельмож, и их изображения не всегда вписывались в рамки канона.

     После завоевания Египта персами его культура была воспринята целым рядом народов, с которыми в прошлом были в основном косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще большее число выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, вавилонян, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи, верования.

    Египтяне же, все больше покидавшие родину по той или иной причине, приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, но сохраняли свое этническое самоназвание.

    Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала — к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами богов, привели к усилению апокалиптических настроений. В это время уже не ведется грандиозного храмового строительства. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы.

   Однако даже в пору своего угасания египетская культура продолжала быть источником для культур других народов, для которых Египет по-прежнему оставался страной тайной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний.

     Развитие культуры Египта не прекращалось при греко-македонском владычестве. Соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила свой последний своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры. 

   Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их достоянием своей культуры.

    Греки восприняли египетскую идею сакрального (священного) цар¬ства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам, соперничавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид. Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены, несмотря на все ее стремление отстоять свою самобытность.

     Позднее культура Древнего Египта вплетается в культуру Египта исламского, и ее наследие доживет до наших дней в отдельных чертах быта и верований египетских мусульман.

obsaatetrad-drevniegipet.blogspot.com

Древнеегипетские представления о мире

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004 

Раздел 

ВОСТОК

Глава IV.

Поздний Египет (I тыс. до н. э.).Древнеегипетская культура

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

12. Древнеегипетские представления о мире

Знания древних египтян о мире, действующих в нем силах и населяющих его существах представляли собой органичное и со­вершенно неразделимое единство собственно научных, в нашем понимании, знаний и представлений, связанных с их религией и мифологией. В чисто научной сфере египтяне достигли больших высот в медицине (в т.ч. благодаря превосходному знанию анато­мии вследствие практики бальзамирования усопших), математи­ке и астрономии (в силу потребности в этих знаниях для иррига­ционного земледелия и монументального строительства). В то же время религия древних египтян, как и у других народов ранней древности, во многом выполняла познавательные функции, си­стематизируя знания о действующих в мире природных силах и способах взаимодействия людей с ними. Личностями, воплощаю­щими эти силы, египтянам представлялись боги, а способом по­ставить эти силы себе на службу были ритуалы (прежде всего жертвоприношения), осуществляемые от имени царя.

Представления о том, каким образом был создан мир, разни­лись в различных номах Египта. Так, в Гелиополе — центре куль­та верховного солнечного бога Ра, слившегося с более древним местным богом-демиургом (творцом мироздания) Атумом, — счи­талось, что бог-творец «воссуществовал» из первобытного хаоса (Нуна — др.-егип. «несуществование»; абсолютно пассивный, на­ходящийся в покое океан, персонифицированный в образе одно­именного бога-старца) и затем породил из самого себя пару богов, воплощающих составные части мироздания: Шу — бога воздуха, пронизанного светом, и Тефнут — богиню влаги. Эта чета богов породила бога земли Геба (интересно, что, в отличие от многих других народов, у египтян земля — мужское начало) и богиню неба Нут (представавшую, в частности, в образе женщины или ко­ровы, ежедневно рождавшей «дитя» или «теленка» — солнце).

В Мемфисе демиургом считался не Ра-Атум, а местный бог Птах, «задумавший в своем сердце» образы всех последующих богов, живых существ и вещей и сотворивший их путем произне­сения их «имен». Способом существования мира считался уни­версальный порядокмаат(букв, «правда, праведность»), соответ­ствовавший «норме» как в природных явлениях, так и в отноше­ниях между людьми и, по-видимому, возникавший даже незави­симо от бога-демиурга в тот момент, когда созданный им мир об­ретал структуру. «Творение» (поддержание) маат и противодей­ствие противоположному ему началу исефет (букв, «зло») состав­ляло важнейший долг богов и царя как посредника между чело­веческим обществом и ними, а пренебрежение им вело к тягчай­шим последствиям.

Согласно египетским представлениям, каждое существо и предмет в мире имели двух постоянных «спутников», в которых была заложена его специфика, — ка (условный перевод — «двой­ник») и рен («имя»). Как показал современный отечественный египтолог А.О. Большаков, представление об этих «спутниках» у египтян было тесно связано со свойствами человеческой памяти. Воспоминание о человеке или ином существе либо предмете, не­зависимо от того, жив (существует) ли этот объект воспоминания в данный момент, неотделимо от появления в сознании того, кто вспоминает, его «зримого» мысленного образа. Современные люди объясняют это свойствами человеческого сознания; египтя­не, знавшие об этих свойствах неизмеримо меньше, считали, что воспоминание— это особый способ наблюдения («видения» в буквальном смысле слова) «спутника» данного объекта, сохраня­ющегося даже после его смерти или разрушения и точно воспро­изводящего его черты,— «двойника». Способом сохранения «двойника» на длительное время было создание изображений со­ответствующих объектов (прежде всего, конечно, людей) и запись их имен, т.е., по сути дела, создание специальных «напомина­ний» о них. «Имя» объекта, не связанное напрямую с его зримым образом, но зато стимулировавшее возникновение такового в со­знании, считалось особым атрибутом его существования, близ­ким к «двойнику», но все же независимым от него.

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

 

alpan365.ru