Презентация храмы древней руси. Презентация на тему "Архитектура Древней Руси Храмы, соборы и церкви" по МХК
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация мастер - класса «Соборы и храмы древней Руси». Презентация храмы древней руси


Презентация для урока "Храмы Древней Руси"

». Тема: «Изучение памятников религиозной культуры в школьном курсе истории России». г.о. Жигулевск, 2012 год

».

Тема: «Изучение памятников религиозной культуры в школьном курсе истории России».

г.о. Жигулевск, 2012 год

Храмы Древней Руси.

Храмы Древней Руси.

  • Храм Покрова на Нерли.
Задачи

Задачи

  • Рассмотреть строительство времени правления Андрея Боголюбского
  • Изучить историю строительства храма
  • Выявить архитектурные особенности храма Покрова на Нерли.
Церковь Покрова на Нерли – вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом холме на приречном лугу, где река Нерль впадает в Клязьму. Во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов.

Церковь Покрова на Нерли – вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом холме на приречном лугу, где река Нерль впадает в Клязьму. Во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов.

Церковь построена во времена правления князя Андрея Боголюбского в 1165 году. Достоверной причины постройки храма нет. Из летописных записей известно, что она построена в честь праздника Покрова. Есть некоторые сведения и в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что возведение храма связано с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича.

Церковь построена во времена правления князя Андрея Боголюбского в 1165 году. Достоверной причины постройки храма нет. Из летописных записей известно, что она построена в честь праздника Покрова. Есть некоторые сведения и в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что возведение храма связано с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича.

Место для постройки церкви указал сам князь. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали идущие по Клязьме речные суда.

Место для постройки церкви указал сам князь. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали идущие по Клязьме речные суда.

Храм Покрова на Нерли возвели за один год, в то время, когда обычную церковь строили за 3-4 сезона.

Храм Покрова на Нерли возвели за один год, в то время, когда обычную церковь строили за 3-4 сезона.

«…По какой ты скроена мерке?  Чем твой облик манит вдали?  Чем ты светишься вечно, церковь  Покрова на реке Нерли?  Невысокая, небольшая.  Так подобрана складно ты,  Что во всех навек зароняешь  Ощущение высоты...  Так в округе твой очерк точен,  Так ты здесь для всего нужна,  Будто создана ты не зодчим,  А самой землей рождена.  …И глядишь доступно и строго,  И слегка синеешь вдали...  Видно, предки верили в Бога,  Как в простую правду земли». Наум Коржавин

«…По какой ты скроена мерке?  Чем твой облик манит вдали?  Чем ты светишься вечно, церковь  Покрова на реке Нерли?  Невысокая, небольшая.  Так подобрана складно ты,  Что во всех навек зароняешь  Ощущение высоты...  Так в округе твой очерк точен,  Так ты здесь для всего нужна,  Будто создана ты не зодчим,  А самой землей рождена.  …И глядишь доступно и строго,  И слегка синеешь вдали...  Видно, предки верили в Бога,  Как в простую правду земли».

Наум Коржавин

Благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что раньше храм выглядел иначе, а холм-пьедестал является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых были установлены «гульбища».

Благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что раньше храм выглядел иначе, а холм-пьедестал является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых были установлены «гульбища».

Средняя апсида приподнята над боковыми Среднее окно несколько поднято

Средняя апсида приподнята над боковыми

Среднее окно несколько поднято

Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент

Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент

Внутреннее пространство храма, как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Внутреннее пространство храма, как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Настоящие и фантастические животные, богатые орнаменты и ряд рельефов девичьих ликов. Каждый образ на фасаде является каким-то определенным символом.

Храм украшен белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству.

Настоящие и фантастические животные, богатые орнаменты и ряд рельефов девичьих ликов. Каждый образ на фасаде является каким-то определенным символом.

Рельефы главного фасада храма

Рельефы главного фасада храма

Грифон «когтящий» лань. Фасад Купол церкви

Грифон «когтящий» лань. Фасад

Купол церкви

Резьба по камню

Резьба по камню

После гибели князя храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы.

После гибели князя храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы.

В 1877 году монастырские власти без ведома архитектора предприняли ремонт, тем самым подвергнув храм еще большим разрушениям. С 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев, а в 1923 году Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты.

В 1877 году монастырские власти без ведома архитектора предприняли ремонт, тем самым подвергнув храм еще большим разрушениям.

С 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев, а в 1923 году Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты.

В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

kopilkaurokov.ru

Презентация мастер - класса «Соборы и храмы древней Руси»

 Методические и организационные условия реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования » МАСТЕР - КЛАСС СОБОРЫ И ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Съедина Н.Н. учитель изобразительного искусства МБОУ НОШ №24 г. Михайловск 2015г .  

Методические и организационные условия реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования »

МАСТЕР - КЛАСС СОБОРЫ И ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Съедина Н.Н.

учитель изобразительного

искусства

МБОУ НОШ №24

г. Михайловск

2015г .

 

Цели и задачи мастер - класса участникам мастер – класса дать представление об особенностях архитектуры древних храмов и соборов; показать духовные и нравственные ценности па­мятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, ОРКСМ, музыка, литература). - дать представление о технике ажурного вырезания из бумаги – их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

Цели и задачи мастер - класса

  • участникам мастер – класса дать представление об особенностях архитектуры древних храмов и соборов;
  • показать духовные и нравственные ценности па­мятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим;
  • развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, ОРКСМ, музыка, литература).

- дать представление о технике ажурного вырезания из бумаги – их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

 «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в древнем памятнике нашей письменности,- и многими красотами удивлена еси: озеры мно­гими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными птицами бесчисленными, городами великие, селы дивными, храмами и соборами великолепными…»

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в древнем памятнике нашей письменности,- и многими красотами удивлена еси: озеры мно­гими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными птицами бесчисленными, городами великие, селы дивными, храмами и соборами великолепными…»

Крестово-купольный Шатровые храмы Успенский собор Московского Кремля Ярусные храмы Церковь Вознесения в Коломенском Церковь Покрова Богородицы в Филях Церкви-ротонды Рождества Пресвятой Богородицы Храмы - «корабли» Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Крестово-купольный

Шатровые храмы

Успенский собор

Московского Кремля

Ярусные храмы

Церковь Вознесения

в Коломенском

Церковь Покрова

Богородицы в Филях

Церкви-ротонды

Рождества Пресвятой Богородицы

Храмы - «корабли»

Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

 Разница между храмом и собором 1. Храмом называется любое культовое здание, где проводится богослужение, собором – главный храм в городе, или монастыре. 2. В храме литургия проводится как ежедневно, так и только в воскресенье. В соборе – ежедневно. 3. В соборе богослужение проводит высший чин духовенства. 4. Собор более массивный, богаче украшен, нежели обычный храм. 5. В соборе несколько алтарей, а в храме может быть только один.

Разница между храмом и собором

1. Храмом называется любое культовое здание, где проводится богослужение, собором – главный храм в городе, или монастыре.

2. В храме литургия проводится как ежедневно, так и только в воскресенье. В соборе – ежедневно.

3. В соборе богослужение проводит высший чин духовенства.

4. Собор более массивный, богаче украшен, нежели обычный храм.

5. В соборе несколько алтарей, а в храме может быть только один.

Работы моих учеников «СОБОРЫ И ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ»

Работы моих учеников «СОБОРЫ И ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ»

 Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вытынанки. Для выполнения работы используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов. Клей, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные. Цветной картон для индивидуальной работы Лист ватмана для коллективной работы 

Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вытынанки.

  • Для выполнения работы используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов.
  • Клей, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.
  • Цветной картон для индивидуальной работы
  • Лист ватмана для коллективной работы 
 Виды вытынанок - одинарные - сложные - ажурные - силуэтные

Виды вытынанок

- одинарные

- сложные

- ажурные

- силуэтные

Вытынанка помещицы Ушаковой 18 в.

Вытынанка помещицы Ушаковой 18 в.

Последовательность выполнения работы Создание эскиза храма уточнение деталей Вырезание силуэта и мелких деталей рисунка изображённого на бумаги. Наклеивание на панно работы

Последовательность выполнения работы

  • Создание эскиза храма уточнение деталей
  • Вырезание силуэта и мелких деталей рисунка изображённого на бумаги.
  • Наклеивание на панно работы
Творческих успехов!

Творческих успехов!

Оборудование мастер - кл асса: презентация, работы учащихся; Инструменты: острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные. Затонированный лист ватмана. Задание: изготовление панно «Соборы и храмы древней Руси» работа по парам или индивидуально – аппликация ( техника «Вытынанка») из заготовленных шаблонов.

Оборудование мастер - кл асса: презентация, работы учащихся;

Инструменты: острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные. Затонированный лист ватмана.

Задание: изготовление панно «Соборы и храмы древней Руси»

работа по парам или индивидуально – аппликация ( техника «Вытынанка») из заготовленных шаблонов.

Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ http://www.liveinternet.ru http://tvorchestvo.wordpress.com http://ejka.ru http://www.sami-svoimi-rukami.ru http://www.4evercraft.com Литература В. Соловьев «Золотая книга русской культуры» Б. Неменский учебник 4 класса «Искусство народов мира» А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4 класс –М,: Просвещение, 2010г.

Интернет ресурсы:

http://stranamasterov.ru/

http://www.liveinternet.ru

http://tvorchestvo.wordpress.com

http://ejka.ru

http://www.sami-svoimi-rukami.ru

http://www.4evercraft.com

Литература

В. Соловьев «Золотая книга русской культуры»

Б. Неменский учебник 4 класса «Искусство народов мира»

А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4 класс –М,: Просвещение, 2010г.

multiurok.ru

Презентация на тему "Архитектура Древней Руси Храмы, соборы и церкви" по МХК

Слайд №1

Текст слайда: Архитектура Древней Руси Храмы, соборы и церкви.

Слайд №2

Текст слайда: Характерные черты фасадов церквей Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом народных умельцев ,высоким уровнем строительной техники .Они вызывают восхищение простотой и благородством форм ,оригинальным решением архитектурных задач ,богатством отделки. Характерными чертами белокаменных московских церквей стали силуэты ступенчатых ,ярусных пирамид шлемовидные купола ,один из которых возвышался над остальными , килевидные формы арок(так называемые кокошники),окружающие основание барабана купола .Все это придавало архитектурным сооружением особую динамичность ,легкость и стремительность ритмов.

Слайд №3

Текст слайда: Соборы Собор Святой Софии Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа, завершающиеся полукружиями(так называемые закомары).Стены собора были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем(т.е. плинфой), чередующимися с розовой цемянкой - раствором извести, песка и толченого кирпича. В главной, алтарной, апсиде под сводами центрального купола происходило богослужение. Боковые нефры и западную часть собора занимали поднятые над полом хоры. Их наличие стало постоянной чертой древнерусских соборов. Обилие пролетов, арок, украшающих пространство собора, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное пространства, стены, своды и столбы, придавали собору особую парадность и торжественность.

Слайд №4

Текст слайда: Успенский собор(1158-1160) Как главный собор города он возвышается над всеми остальными постройками. В нем больше движениями, динамики, его фасады расчленены и богато украшены, купола расставлены между собой. Первоначально он был одноглавым, но позднее к главному шлемовидному куполу добавлены еще четыре главы.Собор окружают галереи,соединенные арками. Наружная отделка собора поражает роскошью и изысканностью художественного вкуса. Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Сравнительно узкие, спрятанными в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту собора. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединенных арочками. Внутри собор был расписан фресками и содержал богатую церковную утварь. Центральное место в соборе занимала икона Владимирской Богоматери-признаный шедевр византийской живописи, привезенный Андреем Боголюбским из Киевской Руси. В 70-е гг. XV в. на месте старого был возведен новый Успенский собор.

Слайд №5

Текст слайда: Храмы Храм Покрова Богородицы на реке Нерли(1165) Храм Покрова на Нерли-гордость русского зодчества, одна из его вершин, гимн красоте и гармонии человека с природой. Вглядитесь в благородные пропорции храма, отражающиеся более восьми веков в водах небольшой речки Нерль. В его простых формах зодчим удалось передать впечатление легкости, изящества и стройности. Он построен в традициях четырехстолпного храма с членениями наружных стен на три неравные апсиды. Средняя Апсида шире остальных:она подчеркивает доминирующее значение купольной главы. Фасады богато украшены резьбой, ею также покрыта поверхность барабана, поддерживающего купол. Главный декоративный мотив-арка на двух стройных колоннах. Каменные узоры на поверхности стен придают зданию особую красоту и очарование.

Слайд №6

Текст слайда: Кижский архитектурный ансамбль Кижи - прекрасное творение рук человеческих. На острове Кижи в Карелии сохранилась легенда , согласно которой Преображенскую церковь построил один человек. Примечательно, что храмы именно рубились, так как дерево, отесанное топором, сохраняется лучше, чем опиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись своей смолой, как бы консервировалось. Кровля покрывалась досками, а купола –дранкой лемехом. Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась не случайно. Она плотно облегала округлые поверхности куполов и разбухая во время дождя ,уплотнялась и не пропускала воду. При ярком солнце лемех серебриться и сияет, а в пасмурный день имеет матовый оттенок , на закате приобретает розовый отсвет.

Слайд №7

Текст слайда: Церковь Вознесенская в Коломенском. Вознесенская церковь была возведена в 16-ом веке. Она является самым замечательным зданием выполненным в шатровом типе с восьмигранным остроконечным завершением. Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки, откуда открывается широкая панорама города. Главной особенностью коломенского храма стал постепенный рост здания от нижнего яруса к верхнему. Вокруг церкви раскинулись обширные галереи и широкие лестницы. Три ряда кокошников украшают и оживляют гладкие стены храма. Двадцативосьмиметровый шатер, увитый нитями бусин, образующих ромбы, увенчан низкой полусферической главной на восьмигранном барабане. Этот первый каменный шатровый храм был построен из красного кирпича, на фоне которого особенно отчетливо выделялись белокаменные архитектурные детали. О Вознесенской церкви и о зодчих построивших ее до сих пор ходят многочисленные легенды. Церкви

Слайд №8

Текст слайда: Храм Христа Спасителя Лицевая сторона храма делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две - на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средняя значительно крупнее других. Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8-гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены - внутренняя и наружная, а между ними коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двум устроенными в них придельными храмами: во им Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе, 36 - над хорами и 8 - в коридоре.

Слайд №9

Текст слайда: Иоанно-Предтеченская церковь   Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св.Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали".       Церковь была заложена первоначально как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А.Телегина 15 сентября 1846 года и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 года. В 188 году с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила был заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое "для сомнительных умерших". Левый Никольский придел был освящеён 27 декабря 1886 года, а правый, во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали", был освящён 3 июня 1888 года. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь длл Братского кладбища (для погибших в войне 1914 и последующих годов).

Слайд №10

Текст слайда: Храм Всех Святых на Михайловском кладбище Церковь во имя Всех Святых - каменная одноэтажнная церковь с одним приделом, увенчанная одним куполом и одной колокольней, была заложена 8 июня 1886 года и освящена 17 июня 1900 года епископом Екатеринбургским Поликарпом. Была выстроена на средства купца Александра Волкова. С самого начала церковь была кладбищенской церковью на вновь созданном кладбище, которое считалось более удаленным небогатым. Кладбище (и церковь) сохранило в народе до наших дней название "Михайловского" ("Михайловской") по существовавшему ранее на его месте Михайловскому погосту, на котором до существующей каменной церкви была деревянная Михайловская церковь, которая потом была разобрана. Церковь получила интересную стенную роспись, сделанную по картонам, нарисованным под руководством П.М.Васнецова его учеником. В нее был передан сохранившийся резной иконостас Рязановской церкви.

globuss24.ru