ГлавнаяДревнийМифологические представления древних славян
Мифологические представления славян о мироздании. Мифологические представления древних славян
Мифологические представления древних славян
По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от Южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходило разделение славянской мифологии и обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.
Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников.
Ранние сведения о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам. Согласно "Повести временных лет", князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный пантеон в Киеве, на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Главными божествами пантеона были громовержец Перун и "скотий бог" Велес, противостоявшие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса — внизу, возможно, на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун — бог княжеской дружины, Велес — всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона — Мокошь — связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Даждьбог и Хорс — с солнцем, Сварог — с огнем. Менее ясен последний бог пантеона Симаргл: некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из иранской мифологии, другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантеона. Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерности перечисления богов в летописных списках: обнаруживаются связи Перуна с Велесом, Стрибога с Даждьбогом и Сварогом, периферийное место Симаргла или Макоши. Принятие Владимиром христианства в 988 повлекло за собой уничтожение идолов и запрет язычества на Руси и его обрядов. Тем не менее, языческие пережитки сохранились. Помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщают более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома), другие известны из менее надежных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями так называемой "кабинетной мифологии".
По функциям мифологических персонажей, по характеру их связей с коллективом, по степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней.
Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а так же увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине гор, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина распри — похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождем, приносящим плодородие. Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (например, Свантовит). Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон. Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню — Сварожич, т.е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян. Другой пример — древнерусский Даждьбог и южнославянский Дабог. Несколько сложнее дело с названиями типа древнерусских Ярила и Яровит у балтийских славян, так в основе этих имен — старые эпитеты соответствующих божеств. Подобные эпитообразные наименования, по-видимому, соотносились также с богами праславянского пантеона (например, Мать сыра земля и другие женские божества).
К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и не человекообразной) нечести, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судачки у западных славян; из животных — медведь, волк.
studfiles.net
Мифологические представления славян о мироздании
На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В. О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации племен, предопределили особенности и разнообразие хозяйственной деятельности народа. Но природа не охраняла общество от чужеродных вторжений.
С V века до н. э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом греческое искусство служило вкусам местных жителей — скифов — иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы — иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов-пахарей. Но никакие катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого периода было раннее славянское население. С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока.
Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI—VIII веков говорят о двух ветвях славян — антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время.
Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.
Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, — это язык.
В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-Европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией. К X веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках — русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем «русов» славяне торговали в Западной Европе.
С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в III—VIII веках. Летопись не приводит времени их появления. Они были «изначала» — Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев — все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они — центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады — хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века. Древняя Русь называлась «Гардариком» — страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.
Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество — это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.
На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами — русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца — Даждьбог, бог ветра — Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками».
На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода — творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом — допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.
На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: дружинным — Перуном (впоследствии — княжеским богом), а купцы — Велесом — богом скота (впоследствии — богом богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействию на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве — на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.
Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий. Византийские историки упоминали о трех музыкантах, захваченных в VI веке в плен по пути в Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Пленные славяне сообщили, что они не умеют владеть оружием, а только умеют играть на своих инструментах. Это сообщение свидетельствовало о привилегированном, почетном положении древних музыкантов. Выполнять дипломатические поручения могли люди, облеченные доверием. Такое совмещение функций было широко распространено в средневековой Западной Европе. В феодальной Руси этот обычай некоторое время еще будет сохранен.
В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог Перун становится богом общегосударственным. В славянском пантеоне были и боги неславянского происхождения. Финская богиня Мокош, бог солнца народов Востока — Хорос. В результате обычные межплеменные конфликты получали закрепление в религиозной сфере. В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой — слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла одновременно с ней к рубежу образования раннефеодального государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие свободы. Главную и широкую основу для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре.
biofile.ru
Особенность мифологии древних славян
Славянская мифология - совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства (до кон. І тыс. н.э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация славянской мифологии обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.
Главный источник сведений по раннеславянской мифологии - средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и др.)
Особого рода источник для реконструкции славянской мифологии - сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племен, отличающейся особой архаичностью. Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки славянской мифологии и целого ряда ее персонажей с их именами и атрибутами, в том числе основного мифа о поединке бога грозы с его демоническим противником. Индоевропейские параллели позволяют отделить архаические элементы от позднейших инноваций, влияний иранской, германской и других евразийских мифологий, позднее - христианства, заметно трансформировавших славянскую мифологию.
По функциям мифологических персонажей, по характеру их связей с коллективом, но степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней.
Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а также увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Кроме названных ботов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню - Сварожич, т. е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян. Другой пример - древнерусский Дажъбог (Даждь-бог или Дажь-бог) и южнославянский Дабог (в сербском фольклоре).
К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т. п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом (Мокошь и др.), иногда менее антропоморфных, тем боги высшего уровня.
Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностыо функций, например Доля, Лихо, Правда, Кривда. Смерть, или соответствующих специализированных функций, например Суд. С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянекое бог: ср. богатый (имеющий бога, долю) - убогий (не имеющий доли, бога), укр. небог, небога - несчастный, нищий. Слово «бог» входило в имена различных божеств - Дажьбог, Чернобог и др.
К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и неантропоморфной) нечистой силы, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, било га и т. п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, из животных - медведь, волк и др.
Позднепраславянская мифологическая система эпохи раннегосударственных образований наиболее полно представлена восточнославянской мифологией и мифологией балтийских славян. Ранние сведения о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 г. общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главными божествами пантеона были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса - внизу, возможно на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун - бог княжеской дружины, Велес - всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона - Мокошь - связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям; Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хорс - с солнцем, Сварог - с огнем.
Принятие Владимиром христианства в 988 г. повлекло за собой уничтожение идолов и запрет языческой религии и ее обрядов. Тем не менее, языческие пережитки сохранялись. Помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщат более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) тли с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома), другие известны из менее надежных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями так называемой кабинетной мифологии (Лель и т.п.).
Западнославянская мифология известна но нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам. Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны: речь идет об отдельных божествах, связанных обычно с локальными культами. Возможно, что вся совокупность мифологических персонажей высшего уровня у балтийских славян не была объединена в пантеон (в отличие от восточных славян).
1.2 Культ солнца и огня
Культ Солнца распространен у славян с давних времен. Есть мысль, которая даже имя славян означает тот, что происходит от Солнца, то есть указывает на давний миф о происхождение славян от Солнца.
На этой уникальной вышивке нач. ХІХ ст. изображен Дажьбог в виде всадника с поднятыми к небу руками. Голова в виде криво поставленного квадрата с солярными знаками (знаками солнца) - крестами и солнцеподобной фигурой с 8 лучами.
Дажьбог - один из главных богов языческой Руси. Под этим именем обожествлялось солнце. Название Дажьбог происходит от давнего - дождь - дать, то есть дай-бог, бог, который дает жизнь.
Давние славяне воображали солнце небесным огнем, колесом, от которого зависит жизнь. О солнце говорили, как о живу существе. Жрецы, волхвы и прочие служители культа выступали от его имени. Нему посвящались праздники Ивана Купала, Коляды, руководств зимы. Разные племена Солнце называли по-своему - Дажьбог, Ярило, Купала, Коляда, Троян. Ярило был богом весеннего солнца, Купало - и богом пожилого солнца, Коляда - богом зимнего солнца.
Праздник в честь Купалы отмечалось в начале жатвы. Нему приносили жертвы возле озер и других водохранилищ у имени земных плодов. Иногда приносили в жертву людей, топили их в воде. Остатком этого жестокого обряда есть глазуровка людей водой во время праздника, которое позднее стало называться Иваном Купалою.
Праздник в честь Коляды праздновали 24 декабря в виде забав с песнями, в которых воспевалась Коляда. Во время праздника осуществлялся аграрно-магический обряд, суть которого в заклинании урожая. Люди во главе со жрецами ходили, прославляли Коляду, собирали принесение для общей жертвы Солнцу, посыпали зерном, водили козу, коня, медведя, ходили с плугом (символическая пахота), пели величальных песен хозяину, прославляли его работу. Эти песни назывались колядками.
В словах Коляда, колядки - славянский корень - круг (колесо, солнце), с колядовать означало собирать на жертв богам. После принятия христианства праздник Коляды слилось с Рождеством Христовым.
Наименования Троян трактовали как трех солнца в одном, то есть три Яны. Ян был у славян также богом солнца. Божество солнца, таким образом, воображали триединым, будто три существа, связанные единством действий. Триединое божество признавалось многими религиями давних народов и славяне этого не минули.
Празднования Нового года нашими предками приходилось на начальные дни весны - март. Это было праздник Весны, Солнца, воскресения природы. Именно тогда, после продолжительной зимы пробуждается матушка-природа, и это издавна отмечалось веснянками-гаивками, радугой народных мистерий, разнообразными играми, забавами. Еще из тех далеких времен дошли к нам современные названия украинского месяцеслова, в которых зафиксированные особенности природы Украины, важные факторы хозяйствования и культуры наших пращуров, их быта, обычаев.
С принятием христианства в Киевской Руси встреча нового года была перенесена на начало осени - сентябрь. Ныне это далекое упоминание сохранилось в общепринятом начале нового учебного года во всей системе образования.
С введением юлианского, а со временем григорианского календаря празднования Нового года перенеслось на январь.
В давние времена, еще к формированию Киевской Руси, во времена Кия, богом света, неба и всего мира был Сварог. Он олицетворял Небо и был богом, который зажигает огонь и дает жизнь солнцу. Таким образом, это был отец Дажьбога - бога Солнца и Сварожича - бога огня. В соответствии с давними сказами, Сварог с появлением Дажьбога и Сварожича пошел на отдых, оставив им управления Вселенной.
Во времена Киевской Руси главным богом восточных славян становится Перун, который полностью заменил Сварога.
Перун - бог грома и молнии. Его функции напоминают функции древнегреческого бога Зевса, римского Юпитера. С X ст. Перун стал богом оружия, княжеской жены, покровителем самого князя. Княжеские жены Олега, Игоря, Святослава присягали именем Перуна.
Идол Перуна стоял в Киеве на горе. Этот бог изображался в человекоподобном виде. Летописцы рассказывают, что тело его было иссечено из дерева, голова, отлитая с серебра, а уса - из золота; ноги - из железа, а глаза - из ценного камня. В руке он держал подобие стрелы из камня, которое было усилено яхонтами. Перед статуей Перуна всегда горел огонь, который жрецы под угрозой смерти должны были поддерживать.
Перун олицетворял грозные силы природы, вызвал чувство страха и поклонения. Люди считали, что гром - это грохот его колеснице, а молнии - его стрелы. Перун - также покровитель земледельцев, урожая. Все радовались первому грому и спешили умыться дождевой водой. Приметы Перуна позднее с введением христианства на Руси были перенесены на святого Илью.
Капище Перуна под Новгородом.
Место раскопок обозначено белым кругом
1.3 Боги
Велес. В летописях этого бога называют богом скота, а поскольку в те времена главной собственностью был скот, то Велеса считали покровителем богатства, купцов и торговли, словом, это был бог торговой Движении. Его Идол стоял в Киеве на Подоле, где жили купцы, ремесленники и простой люд. Согласно народным верованиям и песням Велес помогал и земледельцам. Так, во время жатвы Велесу «закручивают бороду» -- обычай украинских жатвенников завязывать в начале жатвы или в конце их кончиков пальца несрезанных колосков. Или дарят нему на бороду сноп золотистых колосков. Для дружинников Велес был покровителем певцов, поэтов, книгочеем, родоначальником песенного творчества, богом музыки и песен. Легендарный певец Боян считался внуком Велеса. Культ Велеса был очень распространен в Киевской Движении, память о нем осталась во многих географических названиях -- сел, улиц, озер, местностей. С принятием христианства его функции, перенесенные на святого Власия.
Световид. Это божество было в великом кочете у наших предков. Изображали его с четырьмя лицами, по одному на каждую сторону света. В левой руке он держал лук, а в правой рог, выкованный из металла. На бедре висел огромный в серебряных ножнах меч. Рядом с ним - седло и узда его копя. Световид считался хранителем и продолжателем рода, прародителем, давшим свет и жизнь. Он, как и Дажьбог, обозначал то, что мы привыкли называть "весь белый свет". Отсюда и святки - игры в честь бога Световида. Четыре лица Световида указывают, что власть "его распространяется "на все четыре стороны". Все атрибуты бога характеризуют его ответственность за те или иные дела, в которых он помогал славянам, своим потомкам. Рог означал хороший урожай, изобилие. Считалось, что на свеем могучем белом коле Световид разъезжает по небу.
Белбог. Само название этого божества созвучно слову «благо». Его считали хранителем и подателем добра, удачи, справедливости, счастья. Изображали Белбога с куском железа в правой руке. Древние славяне для установления виновности или невиновности человека использовали испытание железом. Подозреваемому в каком-либо проступке давали в руки раскаленный кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставаясь невредима, признавали правым. Отсюда понятие "клейменый железом" издревле было равнозначно «клейменый позором». Такие испытания, кажущиеся сегодня жестокими бессмысленными, существовали на Руси до времен Ивана Грозного.
Чернобог. Это ужасное божество считалось началом всех злоключений. С ним, властителем подземного мира, связаны такие понятия, как "черная душа", "черный день". Изображался Чернобог облаченным в броню, с лицом, исполненным ярости, с копьем в руке, готовый к нанесению всяких зол. Это страшное божество услаждалось кровопролитием и неистовством.
Ний (Вий). Божество из преисподней, один из главных служителей Чернобога, он считался также судьей над мертвыми. Славяне никогда, не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести, обманывал других, и несправедливо пользовались не принадлежащими им благами, не будут наказаны. Они искренне верили, что отметится, отольется чужое горе, если не на "этом", так на "том" свете. Как и многие народы, славяне полагали, что место казни для беззакойников внутри земли. Ний связан также с сезонной смертью природы во время зимы. Кроме того, этот бог считался насылателем ночных кошмаров, видений и привидений.
Кащей, Кикимора, Баба Яга - это божества подземного царства. Кащей символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево или лед. Затем приходит герой - красная девица, добрый молодец (весна, солнце), и они оживают от поцелуя (луча) или слезинки (капели). Кикимора - божество сна, ночных видений, страхов. О том, что это злой дух, свидетельствует вторая часть слова '"Кикимора" - "мора". Мара (Мор, Морана) - древняя богиня смерти. Не наши предки не считали Кикимору особенно опасным божеством, правда иногда ока беспокоила своими проказами: будила малышей, путала оставленную па ночь пряжу и т. д. Баба Яга - очень злая и старая колдунья, хотя изначально и являлась положительным божеством славян - хранительницей (берегиней) рода и традиций. Постепенно ей стали придавать злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера. В русских сказках богатыри ее находят в избушке на курьих ножках, лежащей на лавке, нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания). Разъезжает Баба Яга в ступе и чинит разные препятствия героям сказок.
Лешие, Водяные, Домовые, Русалки. Лешие считались обитателями и хранителями лесов. Порой они почти не отличались от людей, но чаще хозяин леса, представлялся одетым в звериную шкуру, с рогами и копытами. Зимой "привычных" леших в лесу вытесняли перуновы помощники: Морозко, Трескунец, Студенец. Водяные духи, по представлениям древних славян, живут в глубоких местах рек, в великолепных домах. Часто они уносят купающихся людей, которых приучают жить у себя. Домовые живут в домах, и дворах. Считалось, что если домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всем заботится и у самого хозяина бороду заплетает в косы. Если же не полюбит, то старается его разорить, беспокоя но ночам, переводя скот и ломая все в доме. Русалки первоначально в славянской мифологии были берегинями, помогавшими странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега. Позднее стали считать, что это утопленницы и. что они особенно опасны для людей в русальную ночь (19-24 июня), перед Иваном Купалой. В русальную неделю пели русальные песни, вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца -- символическую одежду для русалок.
Позвизд. Это бог непогод и бурь. Изображался он в развевающемся плаще, с всклокоченной бородой и волосами. Свирепому повелителю ветров приписывали огромную разрушительную силу. В сказках Позвизда иногда заменяет Соловей-Разбойник.
Догода. Этот бог тихого, прохладного, весеннего ветерка был полной противоположностью Позвизда. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке, порхал он над цветами, с ласковой и нелепой улыбкой на устах.
Лада и ее дети -- Лель, Полеля, Дид и Дидилия. Лада - богиня любви, красоты и очарования. С наступлением весны, когда сама природа вступает в союз с Ярилой, наступали и Ладины праздники. Лада изображалась в виде молодой прекрасной женщины, в розовом венке на золотых волосах, в одежде, опоясанной золотым поясом и убранной жемчугами. Она держала за руку бога любви Леля. Он был подобен римскому Купидону или греческому Эроту, мог метать из рук искры, воспламеняя в сердцах людей любовь. Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля - бог брака. Его изображали в белой простой будничной рубахе и терновом венке. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. Третий сын Лады - Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод. Изображался он с венком из васильков на голове, держащим в руках двух горлиц. Ему молились замужние и женатые люди, прося благополучия в супружество и деторождении. Богиня Дидилия - хранительница рода и детей - также из семейства Лады. Не случайно имя ее созвучно слову "дитя". Эта богиня символизирует женскую долю, предназначенное женщине занятие на земле.
Царь морской и Чудо морское. Владыка над морями, столь же древний, как и сама водная стихия, но представлению древних славян, разъезжал по волнам в раковине, которую везли морские псы. В одной руке у него было весло, знак укрощения волы, в другой - острога, знак их возбуждения. Царя морского особенно чтили поморские славяне, прося его об удаче в своих плаваниях. Служителем и вестником Царя морского считали Чудо морское. Подобен он был греческому морскому чудовищу - Тритону.
Триглава. Это богиня земли. Изображали ее с тремя головами, символизирующими три уровня мироздания: небо, землю и преисподнюю, или три функции творца мира: творение, хранение (жизни), разрушение, а также время: прошлое, настоящее, будущее.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
«Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской мифологии»
Тема: «Представление древних славян об устройстве мира. Структура славянской мифологии»
Цель
Учебно-воспитательные задачи
Познакомить детей с представлением древних славян об устройстве мира, с верованиями древних славян, славянским пантеоном богов.
Углубить знания о славянской культуре, её духовном прошлом; отметить связь прошлой и настоящих культур.
Пробудить интерес к истории словесности.
Формировать аналитические навыки при сравнении образов древнегреческой и славянской мифологии.
Тип урока: изучающий Вид урока: урок-путешествие Оборудование: ИКТ, презентация, раздаточный материал, постеры, маркеры, стикеры.
Методы и формы:
Объяснительно-иллюстративный, поисковый, вопросно-ответная беседа, анализ, индивидуальная работа, работа в МГ.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Подготовка учащихся к работе на уроке, психологический настрой. Разминка «Я счастлив, потому что…»
II. Деление учащихся на малые группы при помощи цветных стикеров.
III. Вызов.
Слайд № 1. Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам.На них основано от векаПо воле Бога СамогоСамостоянье человека,
Залог величия его! А.С.Пушкин
Слово учителя: исходя из эпиграфа к уроку, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Учитель: в последнее время всё чаще мы обращаемся к прошлому, наверное, затем, чтобы найти ответы на волнующие нас вопросы современности. Отыскать славянских богов, узнать их мифологию помогают сказки, предания, легенды, некоторые сохранившиеся факты, найденные в исторических писаниях.
Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая, которая уже в 7 веке до н.э. стала объектом литературной обработки.
*Более позднее появление письменности.
*После принятия Христианства на Руси в конце 10 века н.э. любое проявление язычества - многобожие и идолопоклонство - преследовалось; все, что было связано с язычеством, уничтожалось.
IV. Основной этап урока.
Представление древних славян об устройстве мира.
Учитель: Древние славяне жили простой, непосредственной жизнью, какая устанавливается самой природой. Человек любил природу и боялся ее. В ней он находил живое существо, всегда готовое отозваться и на скорбь, и на веселье, и на нужды человека. Сам того не сознавая, человек был поэтом, жадно вглядывающимся в картины природы. Свое восприятие он наполнял поэтическим смыслом, невольно перенося на божественные стихии формы своего тела или объектов природы. (Слайд № 2)
1. Выразительное чтение славянского мифа о сотворении мира по группам. Славянский миф о сотворении мира повествует, что все началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род – Отец богов, Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
Род родил небесного Сварога и вдохнул в него свой могучий дух, и дал ему способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра – разгорался день, а на смену дню – приходила ночь. Сварог обращает внимание на отсутствие Земли, сокрытой в океане, и обращается с повелением достать Землю к серой утке, порожденной океанской пеной. Сначала утка не появлялась год, не смогла Землю достать, потом снова Сварог послал ее за Землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей невиданную силу, ее не было три года, и принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. Утвердил Он в ней три свода – три подземных царства. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного змея Юшу. Так Сварог создал Землю, а сотворение мира продолжалось.
Вопросы к тексту.
Какой из древних мифов, изученных нами ранее, напоминает нам славянский миф о сотворении мира?
Как вы понимаете строчки из текста: «Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу»?
В чем сходство и в чем различие славянского мифа о сотворении мира с древнегреческим?
2. Слайд № 3.Пантеон славянских богов.
Слово учителя. Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней в зависимости от предназначения (функции) богов.
Высший уровень (боги, олицетворяющие природные стихии)
Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, создающие замкнутые небольшие коллективы. (Слайд № 11)
Низший уровень славянской мифологии – самый «населенный». (Слайд № 17)
Вполне вероятно, что верховным божеством был Род – творец вселенной, всего видимого и невидимого мира; безличное божество, “отец и мать всех богов”.
Род – прародитель всего живого и сущего. Род породил всё, что мы видим вокруг. Он отделил мир видимый и явный – Явь – от мира невидимого, духовного. (Слайд № 4)
Презентация классификации славянских богов, представляемая группой инициативных учащихся.
1. Высший уровень. Сварог – верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов, управляющий течением Жизни и всем мироустройством Вселенной в Явном Мире. Сварог считается богом огня, он дал людям клещи и научил их ковать железо. Великий Бог Сварог является Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь. Бог Сварог, как любящий Отец, заботится не только о своих небесных детях и внуках, но и о людях из всех Родов Великой Расы, которые являются потомками Древних Сварожичей. (Слайд № 5)
Перун – огонь-молния, древним русичам виделся могучим воином, грохочущим освободителем земли от всякой темной нечисти.
Его культ как верховного божества на Руси возник поздно, буквально перед самым принятием христианства.
Перун – грозное божество. Он обитает на небе. Рассердившись, бог мечет на землю камни или каменные стрелы. Перуну из дней недели посвящали четверг, из животных – коня, из деревьев – дуб.
Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,Что захочет — так сейчас.Сыплет искры, мечет искрыИз зрачков сверкнувших глаз.
Люди верили, что он повелевает ветрами и бурями, сопровождающими грозу и несущихся со всех четырёх сторон света. Он – владыка дождевых туч и земных водных источников, в том числе и родников, которые пробиваются сквозь землю после удара молнии.
Облик и оружие у Перуна отождествлялись с природными явлениями: молния – его меч и стрелы, радуга – лук, туча – одежда, или борода, или кудри на голове, ветры и бури – дыхание, дождь – оплодотворяющее семя, рокот грома – голос. Люди верили, что сверкающие взоры Перуна посылают смерть и пожары. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были разные: лилово-синие, “мёртвые” - разили насмерть, золотые, “живые” - пробуждали земное плодородие. (Слайд № 6)
Боги солнечной стихии связаны с четырьмя астрономическими датами, обуславливающими смену солнечных циклов. С началом каждого из них славяне провожали одного Солнечного Бога и встречали другого.
Ярила (Яровит) является в день весеннего равноденствия (24-25марта). В этот день славяне встречают и славят молодого Ярилу – бога весны, земледелия и продолжения рода. (Слайд № 7)
Купала. В день летнего солнцестояния (23-24июня - славянский праздник Купалы) провожают бога Ярилу и встречают бога Купалу. Он является в огне, поэтому на праздник делается большой костер, через который прыгают, чтобы исцелиться и очиститься. Влюбленные, желающие получить благословление от самого Купалы, прыгают через костер, взявшись за руки, если при этом их руки разомкнутся, их союз нежизнеспособен. (Слайд № 8)
Даждь - бога славяне встречали на утро после Купальского праздника, призывая главного Бога плодородия, Бога, дающего все земные блага (Солнце, тепло, свет, движение). Дажьбог с солнечным знаком; лицо его смотрит, как и положено солнечному божеству на юг.
Дневная освещённость мирового пространства приписывалась русскими людьми XII века не только солнцу, но и некоему особому безвещественному свету, который в более поздние времена именовался “белым светом”. Божеством солнца, солнечного дня (может быть, и белого света”) был Дажьбог, имя которого постепенно превратилось в “подателя благ”. (Слайд № 9)
2. Более низкий уровень. Велес – бог охоты, скотоводства, постепенно его образ становится божеством, дающим всякие блага, Богом богатства. Велес — один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных. Тотемные звери Велеса медведь, волк, священная корова. Народы, живущие природно-родовым строем, зверей считали равными людям. Например, на Руси очень любят медведей и считают их братьями. А медведь это и есть Велес.
Русичи многому учились у зверей, подражали им голосом, движениями, приемами нападения и обороны.
Велес – неисчерпаемый источник знаний, каждый зверь в его лесу уникален.
Макошь – один из малочисленных женских образов, представленных в пантеоне славянских богов. Это Богиня изобилия, судьбы, урожая. Макошь (Мокошь) – “мать урожая”. Покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага, прядения.
Богиня всей Судьбы. Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.
Защитница и покровительница хозяек.
В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере. (Слайд № 13)
Лада – богиня любви, красоты, очарования. Лада — божество в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Факт существования Лады в верованиях славян оспаривается рядом учёных. Верным спутником Лады считается Ослад т.к. брак и любовь всегда находятся рядом с пирами и наслаждениями. (Слайд № 14)
Мара (Морена, Мора) – богиня, болезни, смерти, богиня подземного царства смерти. (Слайд № 15)
На плаще твоем летящем
Смерти горестный узор,
К звездам ярким и слепящим
Твой бессмертный поднят взор.
Замирает все под взглядом
Леденящих слезных струй,
Отравляет сладким ядом
Твой последний поцелуй.
(Из стихотворения М.Волковой «Морена»)
Вий (Ний) – еще один представитель подземного царства мертвых, служитель Чернобога – властелина подземного царства, судья над мертвыми.
Он низший не только потому, что к нему относятся представители нечисти, но еще и потому, что божества, представленные в нем, обитают в непосредственной близости к человеку, они занимают пространство от дома до леса, поля, болота, водоемов. Вероятно, поэтому, даже после принятия христианства представители низшей славянской мифологии не ушли из жизни человека. (Слайд № 16)
3. Образы низшей славянской мифологии.
Домовой – хозяин жилища. Редко обладает злым нравом, потому как дух домашний и тысячами лет живущий рядом с человеком. Домовые любят хорошее теплое жилье и добрых хозяев. Ворчливого домового задабривают хлебом, водой и солью. (Слайд № 18)
Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над людьми, забредшими в его владения – чащи, буреломы. Селится он в основном в хвойных лесах. Больше всего Леший не любит неосмотрительных людей и тех, кто оскверняет лесную тишину бранными словами. (Слайд № 19)
Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает по воде в ладоши. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката. (Слайд № 20)
Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становится после смерти человек, испорченный нечистой силой или рожденный от нее. (Слайд № 21)
Русалки. Слово произошло от названия славянского праздника Русалии – Русальной недели.
У западных и южных славян русалки – веселые и певучие существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой опасности. А.Н. Афанасьев так рассказывает о происхождении русалок: «Олицетворяя явления в живых человеческих образах, предки наши пришли к мнению, что облака – облачные груди водяных жен, обитающих в воздушном океане, которые поят и питаю землю дождем». Впоследствии облачные жены и девы покинули воздушные области и овладели земными водами.
Восточные славяне верили совсем в других русалок – женских духов, заманивающих неосторожных спутников. Такие русалки – души родившихся мертвыми девочек, девушек, утопившихся от несчастной любви.
Все русалки обладают вечной молодостью и красотой. (Слайд № 22)
Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Берегини - бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. (Слайд № 23)
V. Закрепление полученных знаний. Работа учащихся по группам на постерах.
1. Отобразить на постере классификацию славянских богов.
2. Защита учащимися постеров у доски.
3. Взаимооценка.
4. Составить пары славянских и античных богов. В качестве подсказки учащимся предлагаются имена славянских и античных богов на раздаточных материалах.
Перун – Зевс; Чернобог – Аид; Гера - Макошь,
Ярило – Аполлон; Лада - Афродита.
5. Самопроверка. Самооценка. (0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; 3 и более – «2».)
VI. Подведение итогов урока. Вывод.
Почему нужно быть внимательным к нашему прошлому, почему необходимо обращаться и изучать наследие предков?
Каким образом тему урока можно связать с нашей современной жизнью?