Мифологические сюжеты древней греции. Греческая мифология: основные сюжеты.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

14.Мифология Древней Греции. Мифологические сюжеты древней греции


Греческая мифология: основные сюжеты.

Слово «миф» греческого происхождения и означает предание, сказание. Из мифологии темных веков в дальнейшем рождается европейская кул-ра.

Существует несколько мифологических циклов:

1. Космогония

Начало мира и богов греки представляют себе по Гесиоду. Греки не считали, что мир сотворен богами из ничего. Мир возникает, и вместе с миром возникают боги. Хаос, Гея, Тартар, Эрос одновременно стихии и боги; качества личностей, обязательные для развитого понятия о божестве, представлены у этих первоначальных богов-стихий в минимальной степени.

2. Теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

В наиболее полном и систематизированном виде эти мифы изложены Гесиодом в его «Теогонии», но упоминания о них мы находим и у других авторов – Гомера, Овидия, Аполлодора, Плиния, в гомеровских и орфических гимнах. Появление мира в греческом понимании связано с выделением порядка из предсуществующего Хаоса. Первым проявлением этого порядка стало разделение основных природных стихий – земли (Геи) и неба (Урана), тьмы (Эреба) и света (Эфира), дня (Гемеры) и ночи (Нюкты). Все они связаны родственными узами – архаическое сознание грека лишь в родовой силе видит источник жизни и развития. Эти изначальные божественные стихии вступают в сложные отношения, постепенно формируется огромная божественная семья, члены которой жесточайшим образом соперничают друг с другом в борьбе за господство в мире. Смена поколений богов сопровождается мировыми катастрофами – рушатся горы, закипают моря, сверкают молнии, грохот грома заполняет пространство, до самых глубин содрогается земля. В конечном итоге к власти приходит поколение олимпийских богов и мир приобретает завершенный облик. Три божественных брата поделили мир: Зевс оставил за собой небо-Олимп и главенствует над всеми богами, Посейдон властвует в море, Аид управляет подземным царством (царство мертвых), земля с населяющими ее людьми осталась в общем владении.

Гера (супруга Зевса) - богиня неба и, в то же время, покровительствует браку. Деметра становится богиней растительности, плодородия. Она мать Персефоны, украденной Аидом. Полгода Персефона проводит в подземном царстве с мужем-Аидом - и тогда не земле зима и холод, другие полгода - вместе с матерью - тогда на земле лето и тепло. Этим мифом греки объясняли смену времен года. Гестия - богиня домашнего очага, покровительница огня, семьи.

Дети Зевса и Геры: Арес - бог войны, Гефест - бог кузнечного дела, Геба - богиня вечно юности. От богини Лето у Зевса рождаются Аполлон - бог света, покровитель искусств, и Артемида - богиня охоты. Афродита рождается по одной версии от Зевса и богини Дионы, по другой - из пены морской на острове Кипр. От Майи у Зевса рождается Гермес- вестник богов, он же бог торговли. От смертной женщины Семелы у Зевса рождается Дионис - бог виноградной лозы, он же бог обмана.

В каждой области мира царит порядок, за который отвечают множество богов и богинь, более или менее значительных в зависимости от степени родства высшим олимпийским божествам. Порядок и гармония воцарились в мире, он стал прекрасным, как прекрасны и сами олимпийские боги.

3. Героический – раздел о героях.

В древнегреческой мифологии герой - это сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Гесиод впервые называет род "героев", созданный Зевсом, "полубогами".

История героизма относится к олимпийскому периоду древнегреческой мифологии. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченностью смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Некоторые боги пытались сделать своих детей-полубогов бессмертными. Так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (кроме пятки, за которую держала), Деметра закаляет в огне своего сына Демофонта. Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и Корониды, пытавшийся воскрешать людей, был поражен молнией Зевса. Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, а затем Афина возвратила их на место. Так же безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни свою жену Эвридику.

Личность героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов. Герой часто гоним враждебным божеством, например, Геракла преследует Гера, и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество. Так, Геракл подчинен царю Эврисфею. Ясон зависит от царя Пелия.

В греческой мифологии сложились разные типы героев. Более ранний героизм связан с подвигами героя, физически уничтожающего чудовищ. Такова борьба Персея с Горгоной, Беллерофонта с Химерой, ряд подвигов Геракла. Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди героев - певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей), установители законодательства (Тесей).

Независимо от рода героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного герой (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Герой зачастую испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиацинт, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие и получает в жены богиню Гебу. Единственный полубог, т.е. герой, еще при жизни становится божеством, сын Зевса и Семелы Дионис.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героизма вообще.

Помимо перечисленных вечных, тем, мифы отвечают и на более частные вопросы: об устройстве звездного неба (астральные, солярные и лунарные мифы), о смене времен года и связанном с этим цикле сезонных работ (календарные мифы), о происхождении растений и животных (этиологические мифы) и др.

 

 

Поэмы Гомера.

Гомер считается автором двух поэм - "Илиады" и "Одиссеи", хотя в современной науке до сих пор не решен вопрос жил ли Гомер на самом деле или же он является легендарной личностью. Совокупность проблем, связанных с авторством «Илиады» и «Одиссеи», их возникновением и судьбой до момента записи, получила название «гомеровский вопрос».

В Италии Дж. Вико (17в) и в Германии фр. Вольф (18) признавали народное происхождение поэм. В XIX в была предложена «теория малых песен», из к-х механическим путем впоследствии возникли обе поэмы. «Теория зерна» предполагает, что в основе «Илиады» и «Одиссеи» лежит небольшая поэма, к-я с течением времени обросла подробностями и новыми эпизодами в результате творчества новых поколений поэтов. Унитарии отрицали участие народного творчества в создании гомеровских поэм, рассматривали их как художественное произведение, созданное одним автором. В кон XIX в была предложена теория народного происхождения поэм в результате постепенного естественного развития коллективного эпического творества. В кон XIX в нач XX в возникли синтетические теории, согласно к-м «Илиада» и «Одиссея» представляются эпосом, обработанным одним или двумя поэтами.

Сюжеты обоих поэм восходят к микенскому времени, что подтверждается многочисленными археологическими материалами. В поэмах нашли отражения крито-микенская ( конец XII в – инф-ция о Троянской войне), гомеровская (XI-IX- большая часть инф-ции, т.к инф-ция о микенском времени не дошла в устной форме), ранняя архаическая (VIII-VII) эпохи.

В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне, происходившей в XIII– XII вв. до н. э. Сюжетом «Илиады» является гнев фессалийского героя Ахила на предводителя греческих войск, осаждавших Трою, Агамемнона за то, что тот отнял у него прекрасную пленницу. Самая древняя часть «Илиады» - 2 песнь о «Списках кораблей». Сюжетом «Одиссеи» яв-ся возвращение на родину остров Итака Одиссея, после того, как греки разрушили Трою.

Поэмы были записаны в Афинах при тиране Писистрате, к-й хотел показать, что в Греции существовала единоличная власть. Поэмы приобрели современный вид во 2 в до н э в Александрийском муссоне (эпоха эллинизма).

Значение поэм: книга для изучения грамоты, «настольная книга» греков.

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» — «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «У Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Полный перевод «Илиады» на русский язык размером подлинника был сделан Н. И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» – В. А. Жуковским (1849).

 

lektsia.com

14.Мифология Древней Греции

Многие поколения европейской интеллигенции воспитывались на произведениях древних авторов, в стихии двух мифологических систем. Одни зубрили трудные греческие и еврейские имена, другие вдохновенно разыгрывали сцены великих битв Троянской войны, но, так или иначе, уже школяры узнавали буквы, из которых складывались великие произведения европейского искусства и литературы. Имена Актеона и Минервы, Саломеи и Есфири, Иуды и Лазаря вызывали в памяти вполне определенные образы и ассоциации.

Для современного же человека - и, увы, не только школьника! - произведения классики зачастую оказываются ребусом, который надо разгадывать с помощью сносок, ссылок и примечаний. Прекрасный дворец, наполненный сокровищами мудрости и фантазии, заперт для него на замок. И право же, стоит потрудиться, постигая забытый язык древности в поисках волшебного слова "Сезам", которое откроет нам путь в сокровищницу.

Надо признать, что за последние годы в нашей стране возрождается интерес к классике. Новая роль церкви в обществе способствует популяризации библейских и евангельских сюжетов. Попытки воссоздать утраченные было связи с домом европейской культуры заставляют обращаться к античной мифологии и ученых, и литераторов, и режиссеров, и педагогов. Переиздаются сборники древних мифов, их переложения, переводятся труды европейских исследователей, пишутся пересказы мифологических сюжетов для детей и романы для взрослых.

В статьях, посвященных античной мифологии, читателя может озадачить количество вариантов, версий того или иного предания, иногда существенно различающихся между собой. Дело в том, что, в отличие от библейской, античная культура не оставила нам своего "священного писания" - книги, где были бы собраны канонизированные, то есть признанные единственно верными, изложения мифов. В какой-то степени эту роль взяли на себя произведения Гомера, Гесиода, афинских трагиков - Эсхила, Софокла и Еврипида, труды Овидия, Плутарха и других знаменитых писателей древности. Большинство мифов мы знаем именно в их интерпретации. Но другие авторы излагали эти же мифы по-своему, основываясь, по-видимому, на каких-то других, не дошедших до нас, источниках. Будучи менее популярными, эти параллельные версии тем не менее дополняют и обогащают общеизвестные сюжеты красками и подробностями, любопытными для читателя и драгоценными для исследователя.

Правда, такое равноправие версий, отсутствие четкого канона имеет и свои неудобства - это может вести к нарушению строгой хронологии и курьезным "открытиям". Например, в мифе о рождении Афины, по одной версии, богине помогает появиться на свет Гефест, раскроивший Зевсу голову топором, по другой же - Гефест был рожден Герой уже после этого события, именно в отместку за то, что Зевс породил Афину. В одних источниках сказано, что вся Троянская война длилась десять лет, в других же ее начало отсчитывается со дня первого, неудачного похода греков к берегам Мизии, после которого прошло еще восемь лет до вторжения в Троаду, - в этом случае получается, что юноше, "почти ребенку", Телемаху к моменту возвращения Одиссея исполнилось никак не меньше двадцати восьми лет!..

Существуют расхождения не только в сюжетах, но и в трактовке, интерпретации тех или иных образов. Очень различаются между собой Прометей у Эсхила - герой, самоотверженно принесший себя в жертву людям, и Прометей у Гесиода - лукавый обманщик, пытающийся досадить верховному владыке Зевсу. Мудрый и многострадальный у Гомера, Одиссей в произведениях других авторов предстает низким лгуном, не гнушающимся самыми коварными измышлениями. Благородный и простодушный Неоптолем, описанный Софоклом в одной из трагедий, оказывается кровожадным и бесчеловечным разрушителем Трои, а отважный и справедливый Тесей - неверным возлюбленным, бросившим свою Ариадну на пустынном берегу острова. Но эти же противоречия античной мифологии создают неоднозначность, богатство образов и являются одной из причин столь долгой жизни мифа в традиции нашей культуры.

Сказанное относится в основном к сюжетам и образам древнегреческих мифов. Римская мифологическая система отличается меньшим своеобразием. Древнейшие местные культы - этрусские и италийские, - переплетясь с греческими преданиями и легендами, образовали пантеон богов, во многом копирующих уже известные божества Эллады. Немногие оригинальные римские легенды не отмечены той фантазией, по-детски безудержной и в то же время простодушной, что присуща греческим сказаниям. Возводя свое происхождение к героям древней Трои, заимствуя их богов, их легенды, латинские авторы в то же время доносят до нас неповторимый характер своего народа - римскую доблесть, римский рационализм, римское, никому более не свойственное, искусство управлять другими племенами и народностями.

Римляне же сохранили для нас и многие памятники греческой культуры - некоторые скульптуры дошли до нас только в римских копиях, а иные легенды - лишь в "Метаморфозах" Овидия. Латынь была распространена в средневековой Европе, и поэтому античные боги более известны под своими латинскими именами - вспомните полотна знаменитых живописцев, изображающие римских богов Марса, Минерву, Цереру, Венеру, Вулкана, Юпитера (при этом имена героев и героинь остались греческими: Персей, Даная, Елена, Гектор, Андромеда, Ясон, Эдип и др.). Нередко смешиваясь, переплетаясь, обрастая новыми подробностями и продолжениями, эти мифы образуют единый и неповторимый мир античности, подчиненный своим законам гармонии и этики, то есть своим понятиям о красоте и справедливости.

 

studfiles.net

1. Мифологические сюжеты Древней Греции

1. Мифологические сюжеты Древней Греции - страница №1/1

Рекомендуемый   cписок литературы для чтения на лето (4 класс)

 1. Мифологические сюжеты Древней Греции.

2. Русские волшебные сказки и сказки разных народов

«Крошечка-Хаврошечка», «Царевна Несмеяна», «Летучий Корабль»,

«Финист -ясный сокол», «Волшебная лампа Аладдина (арабская сказка)», «Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка). 3. Былины Киевского цикла. 4. Басни Эзопа. 5. Басни Крылова 6. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». 7. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». 8. Ш. Перро « Рикки с хохолком». 9. А. Милнн «Винни-Пух и все-все-все». 10. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». 11. Ю. Коваль «Соловьи». 12. Ю. Дмитриев « О природе для больших и маленьких». 13. А. Гайдар « Горячий камень». 14. К Паустовский «Стальное колечко». 15. В. Драгунский «Девочка на шаре». 16. Л. Петрушевская «Сказки». 17. С. Козлов «Сказки». 18. Ян Лари «Необычайные приключения Карика и Вали». 19. С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими Гусями». 20. Д. Даррелл «Моя семья и другие звери». 21. Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». 22. К. С. Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф». 23. Д. Родари «Джельсомино в стране Лжецов», «Приключения голубой стрелы». 24. Р. Киплинг «От чего у верблюда горб». 25. Э. Распе «Приключения Мюнхаузена». 26. Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец». 27. Ф. Баум «Волшебник страны ОЗ». 28. О. Пройслер «Маленькое привидение». 29. П. Треверс «Мери Поппинс». 30. В. Голявкин «Рассказы». 31. Ю. Раскин «Когда папа был маленьким». 32. Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья». 33. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». 34. П. Бажов «Серебряное копытце». 35. В. Губарев «Королевство кривых зеркал». 36. С. Прокофьева «Ученик волшебника». 37. Л. Лагин «Старик Хоттабыч».

Рекомендуемый   cписок литературы для чтения на лето 3 класс

  

1.Ершов П. Конёк-Горбунок

2.Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.

3.Пушкин А. Сказки ( любая на выбор, кроме изученных)

 4.Русские народные сказки: Крошечка-Хаврошечка , Царевна Несмеяна , Летучий Корабль ,Финист -ясный сокол

5.Заходер Б. Стихи и сказки

6.Маршак С. Сказки, песни, загадки

7.Русские былины. (1-2 былины на выбор)

8.Н. Некрасов Дед Мазай и зайцы

9.Ш. Перро Рикки с хохолком 10.А. Милн Винни-Пух и все-все-все 11.К Паустовский Стальное колечко 12 .В Драгунский Девочка на шаре 13.Д. Даррелл Моя семья и другие звери 14.Э. Хогарт Мафин и его весёлые друзья 15.Э. Успенский Крокодил Гена и его друзья

16.П. Бажов Серебряное копытце

17. Р. Киплинг От чего у верблюда горб 18.Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

19.Мифологические сюжеты Древней Греции( 1-2 сюжета на выбор)

Рекомендуемый   cписок литературы для чтения на лето 2 класс

1. Русские народные сказки

2. Зарубежные народные сказки 3. А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке" и др. 4. Бр. Гримм, сказки 5. А.П.Чехов "Белолобый", "Ванька" 6. Н. Носов "Приключение Незнайки и его друзей" 7. А. Милн "Винни Пух и все-все-все" 8. И. Крылов, басни 9. В. Драгунский "Денискины рассказы" 10. С. Маршак, стихи 11. Михалков, стихи 12. Пантелеев "Честное слово"

13. Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях

14. Сказки разных народов о животных 15. Русские литературные сказки (П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов, В.Берестов, В.Хмельницкий, Б.Сергунков) 16. Зарубежные литер-ные сказки (А.де Сент-Экзюпери, Д.Родари) 17. Аким Я. Стихи 18. Барто А. "Знаю, что надо придумать" (стихи) 19. Граубин Г. "Незнакомые друзья" (стихи) 20. Демьянов И. "Ребятишкина книжка" 21. Драгунский В. "Заколдованная буква" (рассказы) 22. Заходер Б. Стихи и сказки 23.Зощенко М. "Самое главное" (рассказы) 24. Коваль Ю. "Воробьиное озеро" (рассказы) 25. Коршунов М. "Петька и его, Петькина, жизнь" (рассказы), "Дом в Черёмушках" (повесть) 26. Ладонщиков Г. "Скворец на чужбине" 27. Маршак С. Стихи для детей 28. Михалков С. "Аисты и лягушки" 29. Мориц Ю. "Попрыгать-поиграть" (стихи), "Малиновая кошка" (стихи) 30. Носов Н. "Приключения Незнайки", "Фантазёры" (рассказы) 31. Остер Г. "Вредные советы" 32. Пермяк Е. "Волшебные краски", "Торопливый ножик" 33. Пришвин М. Рассказы 34.Скребицкий Г. Рассказы 35. Сладков Н. Рассказы 36. Токмакова И. Стихи 37. Успенский Э. "Крокодил Гена и его друзья" 38. Ушинский К. "Кто дерёт нос кверху" 39. Цыферов Г. "Что у нас во дворе?" 40. Чарушин Е. "Никита и его друзья", "Страшный рассказ»

Рекомендуемый   cписок литературы для чтения на лето 1 класс

  1. Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях
  2. Сказки разных народов о животных
  3. Русские литературные сказки (П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов, В.Берестов, В.Хмельницкий, Б.Сергунков)
  4. Зарубежные литературные сказки (А.де Сент-Экзюпери, Д.Родари)
  5. Аким Я. Стихи
  6. Барто А. "Знаю, что надо придумать" (стихи)
  7. Граубин Г. "Незнакомые друзья" (стихи)
  8. Демьянов И. "Ребятишкина книжка"
  9. Драгунский В. "Заколдованная буква" (рассказы)
  10. Заходер Б. Стихи и сказки
  11. Зощенко М. "Самое главное" (рассказы)
  12. Коваль Ю. "Воробьиное озеро" (рассказы)
  13. Коршунов М. "Петька и его, Петькина, жизнь" (рассказы), "Дом в Черёмушках" (повесть)
  14. Ладонщиков Г. "Скворец на чужбине"
  15. Маршак С. Стихи для детей
  16. Михалков С. "Аисты и лягушки"
  17. Мориц Ю. "Попрыгать-поиграть" (стихи), "Малиновая кошка" (стихи)
  18. Носов Н. "Приключения Незнайки", "Фантазёры" (рассказы)
  19. Остер Г. "Вредные советы"
  20. Пермяк Е. "Волшебные краски", "Торопливый ножик"
  21. Пришвин М. Рассказы
  22. Скребицкий Г. Рассказы
  23. Сладков Н. Рассказы
  24. Токмакова И. Стихи
  25. Успенский Э. "Крокодил Гена и его друзья"
  26. Ушинский К. "Кто дерёт нос кверху"
  27. Цыферов Г. "Что у нас во дворе?"
  28. Чарушин Е. "Никита и его друзья", "Страшный рассказ"

polpoz.ru