Предфилософия древней индии. 2. Предфилософия Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

предфилософия древней индии веды. Предфилософия древней индии


17. Предфилософия Древней Индии

Древнейшим литературным памятником Древней Индии являются «Веды», которые начали складываться в 3 тысячелетии до н.э.  «Веды» - («знание») – это сборник гимнов в честь богов. Второй слой –  Брахманы – мифологические, ритуальные пояснения к первому слою. Третий слой – Араньяки, четвертый – Упанишады.  В «Ведах» выражено первобытное мировоззрение ариев. Это – художественно-мифолого-религиозный комплекс. Раннее арийское мировоззрение мифологично и многобожно.

Учение о сансаре, карме, мокше.  Интерес к этим понятиям сохранился до наших дней. Человек считался творением богов. Он – часть природы. Тело смертно. Душа вечна. Она невидимый двойник тела. Душа поселяется после смерти тела в другом теле. Странствия души по разным телам – сансара. Переселение душ зависит от поведения человека, от его благочестия, от жертвоприношений богам, от его следования дхарме – закону. (дхарма – это все существующее). Закон возмездия – карма. Точное исполнение дхармыосвобождало душу от страданий, связанной с пребыванием в телах. Наступала мокша – освобождение

18. Предфилософия Древнего Китая

История Древнего Китая  распадается на 6 этапов. Древнекитайское государство – типичная восточная деспотия. Глава государства -  первый жрец, единственный землевладелец (вся земля считалась царской).

Мифология. В древнекитайских мифах была идея о первоначальном состоянии мира как о первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах  - небесной (Ян) и земной (Инь). Они формируют из легких частиц – небо, из тяжелых – землю. В другом мифе организация мироздания связывается с деятельностью сверхъестественного существа Пань-гу. Части мироздания возникают из частей тела умершего Пань-гу.  Древнекитайская философия связана с книгами «Книга песен», «Книга перемен» и рядом других. Она включала 6 основных философских школ: конфуцианства, моизм, школа закона, даосизм, школа  «инь-ян», школа имен.

 

Конфуцианство

Родоначальник – Кун Фу-цзы (Конфуций), жил в 551-479 гг. до н.э. В 50 лет основал школу. У него было много учеников, которые записывали его мысли. Так возникла книга «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Эту книгу всякий образованный китаец должен был знать наизусть, ею он руководствовался всю жизнь. Для него высшая сила – это небо. Оно следит за порядком и справедливостью на земле.  Он познал волю неба в 50 лет, когда начал проповедовать. Небо у Конфуция – это судьба, рок. Он разделял культ предков. В центре внимания конфуцианцев – взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Характерная черта древнекитайского мировоззрения – культ прошлого.

Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие понятия как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие вместе «правильный путь» - дао. Этому пути должен следовать всякий, кто желает жить в согласии с самим собой, с другими людьми, с мирозданием – жить счастливо. «Золотая середина» - середина в поведении людей. Находить эту середину нелегко. Основа человеколюбия – «жень» - «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. «Взаимность» - «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Конфуций создал образ «благородного мужа», которого он противопоставил «низкому человеку» или простолюдину. «Благородный муж» следует долгу и закону, требователен к себе, ему можно доверять большие дела, он живет в согласии с другими людьми, он идет на смерть ради людей и долга.

«Благородный муж» управляет народом. Ключ к управлению  народом – в силе нравственного примера вышестоящих. для нижестоящих. «Низкий человек» - думает о том, как лучше устроиться и получить выгоду, требователен не к себе, а к другим людям, не знает велений неба (в отличие от «Благородного мужа»), оставляет без внимания слова мудрых.

studfiles.net

2. Предфилософия Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии.

  1. Восточная и Западная традиции философского осмысления мира и человека.

В древнем Китае и древней Индии сложилась весьма устойчивая социальная организация общества.

Социальная организация характеризовалась, с одной стороны, наличием огромного количества земледельческих общин, с устойчивым воспроизводством социальных связей между людьми, а с другой стороны, наличием сильной государственной власти.

Концепции Конфуция и JIao-цзы с определенными модификациями продолжали господствовать в китайском обществе вплоть до начала XIX в.

В европейском мышлении, и заложенное в основных чертах еще античной культурой, понимание человека как активного деятельностного начала противоположного пассивности веши и проявляющего себя в своих действиях, отличается от понимания человека в культурах Древнего Востока. Здесь идеалом человеческого бытия выступает не столько реализация себя в предметной деятельности, в изменении человеком внешних обстоятельств, сколько нацеленность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.

Конечно, нельзя говорить о том, что индийская и китайская философия не развивались с течением времени. Здесь возникали новые философские системы, появлялись великие религиозные реформаторы (Сиддхартхи Гаутамы-Будды). Следует отметить, что это развитие шло в пределах тех традиций мышления, которые были заложены еще в древности.

Поскольку главная задача индийской философии заключалась в мокше — спасении, т. е. освобождении человека из круга перерождений — самсары, естественно, древнеиндийские мыслители чрезвычайно мало уделяли внимания всему внешнему, эмпирическому, преходящему — природному и социальному. Следствием этого является слабое развитие теоретического естествознания и социологии в древней Индии. Сосредоточенность на «Я», применение разнообразных психотехник для того, чтобы уйти из этого несовершенного мира, слиться с первоосновой бытия, оставляло большинство философов равнодушными к изменению социального мира и природного окружения человека.

Поскольку главная задача индийской философии заключается в обретении спасения, то одной из самых характерных ее черт является нацеленность на практику. Но понятие практики в индийской философии совершенно иное, нежели в западной или китайской. Если в западной философии этот термин указывает на связь человека с природой, если в китайской — на взаимосвязь людей в обществе, то в индийской он употребляется для выражения осуществляющихся изменений внутри «самости», где все усилия направлены на преобразование эмпирического «Я» в чистую самость.

Хотя основные социальные характеристики древнеиндийской культуры в основном совпадали с древнекитайской, в отличие от Китая, где социальное положение индивида слабо детерминировалось его социальным происхождением, в Индии эта детерминация была наиболее сильной из всех древневосточных цивилизаций и вытекала из кастового деления общества. Принадлежность человека древнеиндийского общества к одной из четырех варн (каст): брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр строго определяла всю его жизнь.

Следует подчеркнуть, что центральное и доминирующее место в индийской философии занимали такие доктрины, которые базировались на религиозных началах.

3. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии (буддизм, локаята).

В V-VIв.в. до н.э. появилось течение, выступившее против предписаний Ведийской религии. Наиболее яркими являются буддизм, локаята, джайнизм.

Джайнизм– критическое религиозное учение, оформившееся вV-VIвв. до н.э. основателем считается Вардхаман, получивший в последствии имя Джина. В центре доктрины Джайнизма стоит проблема бытия личности. Утверждается определяющее значение двух вечных несотворимых сущностей: джива (душа, живое) и аджива (не живое, не душа). Живое предстает в двух формах бытия – совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива подвергается страданиям. В совершенном бытии джива переходит в состояние нирваны, полного блаженства.

Буддизм– религиозное философское учение, возникшее вVI-Vвв. до н.э. В ходе развития становится одной из трех мировых религий (христианство, ислам, буддизм). Основатель принц Гуатама (просветленный). Уже в первое столетие своего существования буддизм разделился на 18 различных сект. Разногласия в буддизме привели к разделению на две ветви: Хинаяна и Махаяна. Другая особая ветвь, которая распространилась в Тибете – Ламаизм. Особенность буддизма – это этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил против внешних форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий. Стержнем буддизма является проповедь 4-х благородных истин:

1.страдания

2.существует страдание, и надо найти причину страдания, освобождение от страданий

3.причина страдания (чувство страха)

4.освобождение от желаний (концепция терпимости)

Главный принцип буддизма: не делай ничего такого другому, какое не желаешь, чтобы делали тебе. Непричинение вреда окружающему, проповедь доброты, мягкости, чувство совершенной удовлетворенности. Главный путь – практика медитации, полной самоуглубленности.

В Iтыс. до н.э. возникает материализм, как определяющая система взглядов. Наиболее известным материалистическим направлением было учениеЛокаята (лока – мир). Представители этого направления признают только этот мир (нет ни загробной жизни и т.д.). Выступают против всех форм суеверий, против бессмертия души.

4. Предфилософские источники Древнего Китая.

5. Основные понятия и принципы философии конфуцианства.

Конфуцианство– это этико-политическое учение, в котором центральное место занимают вопросы нравственной природы человека, его этики, морали, жизни семьи, управления государством. Исходная концепция этого учения – концепция неба и небесного веления, т.е. судьбы (небо в этом учении – часть природы, высшая духовная сила), жизнь и смерть определяется небесными велениями (судьбой), богатство, знатность зависят от неба. Центральное место в концепции Конфуция занимает концепция человечности. Достижение человечности – идеал отношений между людьми, в семье, обществе, государстве. Основа – чего не желаешь себе, того не делай другим. Все учения Конфуция излагались в 13 книгах. Древние китайцы полагали, что из бесформенного мрака родились 2 духа, которые упорядочили мир (дух Янь – мужское начало, который стал управлять небом, и Инь – женский, стал управлять землей). В основе постоянно изменяющейся Вселенной взаимодействуют 2 начала Инь и Янь. Из их взаимодействия возникают все вещи и явления.

studfiles.net

Предфилософия Древней Индии

Количество просмотров публикации Предфилософия Древней Индии - 47

1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных.

2. Связана с человеком. Религиозно-философское осмысление человека (индивида). Она не интересуется природой, обществом – это философия личности. Она интересуется проблемой единства в человеке духовного и телесного начал. Идеи˸

- единство телесного и духовного в человеке;

- идея о примате духовного над материальным;

- жизнь и смерть;

- переселение души в другие материальные тела – впервые разрабатывалась анимизмом первобытных людей;

- взаимосвязь человека, космоса и богов.

Способ мышления индусов уникален – эмоции, интуиция, мистика + осмысление религиозно-философских абстракций.

У них нет страха и почитания Бога. Мышление было направленно на действенность способов спасения индивида в верховном абсолюте (не Бог). Это не просто духовные стремления. Это индивидуально практические действия, направленные на перестройку взаимоотношения духа и тела. Направлена на свободу от всего материального. Тело человека – первое препятствие, которое сковывает возможности духа.

3. Характерная черта – расчленение на 4 касты (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).

Касты – замкнутая группа людей с определённым местом в обществе. Замкнутость; браки внутри каст, рождения и наследственность. После смерти возможность перехода в другую касту. Члены касты (вадны) имели определённую профессию˸ брахманы – умственный труд, кшатрии – воинское поприще, вайшьи – ремёсла, земледелие, торговля, шудры – самая грязная работа.

4. Различия между животными, растениями и человеком не существует – в них есть душа. Тело смертно, душа – вечна (путём переселения). Это странствие души не имеет конца (сансара – странствие – может завершиться, когда душа обретёт спокойствие в отрыве от тела).

Сансара первоначально была случайностью, позднее – зависимость от поведения человека в ᴇᴦο реальной жизни (как выполнял законы своей касты).

Дхарма – следование законам своей касты. Если хорошо себя вёл, то душа может перейти в более высокую касту. Т.о. любой представитель любой касты мог бы перейти в более высокую касту.

Душа сливается с верхним абсолютом, когда брахман следует законам своей касты.

Мокша – это высшая цель, к которой стремится человек.

Если наоборот, то действует закон возмездия – карма. Что заслужил в прошлом – получил в настоящем.

В древнеиндийской философии есть 3 периода˸

1. Ведичесский;

2. Брахманизм;

referatwork.ru

Философия Древней Индии.

Количество просмотров публикации Философия Древней Индии. - 632

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Возникновение философии Древней Индии относится примерно к серединœе I тысячелœетия до нашей эры, когда стали складываться государства. Особенность социального устройства заключалась в кастовом расслоении: жрецы, военная аристократия, земледельцы и ремесленники, низшая каста – шудры. Между ними существовала строгая иерархия, которая освящалась религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний.

Древнеиндийская философия возникла на комментировании Вед (религиозные гимны, молитвы, заклинания). Веды – древнейший литературный памятник – начали складываться в третьем тысячелœетии до н.э. Οʜᴎ имеют особое значение для философии Древней Индии, поскольку она была недостаточно отделœена от предфилософии и других форм знания (религии, мифологии), в связи с этим многое из содержания Вед перешло в философию. В них выражалось социоантропоморфическое мировоззрение Ариев, художественное,мифологическое, религиозное знание, а также магия.

Согласно Ведам, мироздание (джагат) состояло из трех миров (лока), затем называлось ʼʼтрилокаʼʼ, каждый из которых возглавлялся своим богом. Агни заведовал землей, Индра – воздушным пространством, Сурья – небом. Человек понимался как творение богов и как часть живой природы. Различие между растениями, животными и человеком особо не проводилось, т.к. люди подобно животным и растениям имеют тело и душу. Тело смертно. Душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело не только человека, но и тело животного и растения. Странствие души по различным телам, не имевшее конца называлось сансара. Сначала такое странствие, переселœение души из одного тела в другое было беспорядочным. Потом это было поставлено в зависимость от поведения человеа, от его благочестия, от следования дхарме своей касты. Дхарма- это первоначально бог закона и правосудия, затем сам закон. Каждая каста (варна) имела свою дхарму. Нерадивое исполнение ее влекло за собой рождение в более низкой Варне, а то и в телœе животного или растения. Это было своего рода адом. Старательное же исполнение дхармы служило рождению в более высокой касте. Так действовал закон воздаяния, или карма. Точное исполнение Дхармы представителœем высшей касты, брахманом освобождало его душу от дальнейших рождений и тем самым от траданий, связанных с пребыванием в телах. Наступала мокша – освобождение. В учении о сансаре, карме и мокше содержалалась мысль, согласно которой рождение в низшей касте – наказание за прошлые злодеяния, а служение высшей касте – залог посмертного рождения в еще более высоком положении, переход же из одной касты в другую в течение жизни человека невозможен.

В качестве непосредственной подготовки к переходу к философскому мировоззрению можно считать позднейшие части Ригведы – одной из составляющей Варн, где дано изложение происхождения мира и первичной силы творения. Другая составляющая Вед – Брахманы также содержали элементы предфилософии. Но в основном Брахманы - ϶ᴛᴏ описания религиозного ритуала. Брахманы создали новую религию – Брахманизм, верховный бог которого Брахма (Брахман). Он не имел корней ни в ведийской мифологии, ни в народном сознании. Культ Брахмы так и не получил широкого распространения в Индии. Но Брахма – лишь первое лицо в брахманистской троице. Два других – Вишну и Шива. Брахма – бог – творец. Вишну – бог – хранитель. Шива бог – разрушитель. Οʜᴎ заслонили старых богов, которые стали рассматриваться как воплощение этих трех богов. Далее Вишну и Шива стали главенствующими богами, и брахманизм распался на шиваизм и вишнуизм. Главное божество вишнуизма - ϶ᴛᴏ даже не Вишну, а его воплощение – Кришна (черный).

В Брахманах нет целостной религиозно – философской системы, хотя в них впервые формулируются некоторые понятия, которые становятся центральной темой упанишад С мифологией брахман во многом связан позднейший индуизм.

Упанишады (буквально: ʼʼсидеть околоʼʼ) образуют завершение ведической литературы. Несмотря на отсутствие системности и доказательности, Упанишады стремятся осмыслить мифологию и ритуал. Тысячи богов сначала сводились к 33, а затем к одному Брахману. Боги становились всœе более отвлеченными, в особенности Брахман. Переход от мифологии к философии в Упанишадах нагляден: живой мифологический бог Брахман переходит в отвлеченное философское начало брахман. Брахман выступает уже как абстракный принцип, полностью лишенный прежних ритуальных зависимостей, предназначенный для постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой сущности мира. Но всœе же о высшей реальности в Упанишадах говорилось одновременно как и о божественной личности , и о безличном принципе, что свидетельствовало о разнородности составляющих их воззрений.

Для обозначения индивидуальной человеческой души использовалось понятие Атман, хотя чаще всœего оно отождествлялось с Брахмой. Это понимание озачало идентичность различных форм бытия, выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всœего окружающего мира, что и составляло ядро учения. В мироздании человек растворяется в Брахмане, исчезает, места для личности не остается.

Неотъемлемой частью этого учения явилась традиционная для индийского мировоззрения идея круговорота жизни (сансара) и закон воздаяния (карма).

Отсюда и вытекает задача познания: лишь тот, кто осознает единство Атмана и Брахмы, освобождается из бесконечной цепи перерождений и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к Брахме, где и остается, выйдя из под влияния кармы. Это называлось ʼʼпуть боговʼʼ(деваяна). Упанишады имели большое значение в последующем для развития философии – их основные положения легли в основу всœех направлений, за исключеним материалистических.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определœенных систем, или школ, и делœение их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные ( не признающие авторитета Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта͵ миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относились джайнизм, буддизм и школа чарваков – локаятиков.

В результате развития древних учений ʼʼмудрецовʼʼ возникла философия джайнизма. Последний в ряду ʼʼмудрецовʼʼ - Вардхамана, живший по преданию, в VI в. до н.э., получил прозвище Победитель – Джина. Его последователи стали называться джайнистами. Джайнизм в своей главной части – этическое учение, указывающее путь ʼʼосвобожденияʼʼ души от ее подчинœения страстям, что было характерно для ряда индийских систем. Цель философии джайнизма – ʼʼсвятостьʼʼ, особый образ поведения, при помощи которого достигается освобождение. Источником мудрости считался не бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на базе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания.

Джайнизм как этическое учение опирался на особое учение о бытии. Существует множество вещей, наделœенных реальностью и обладающих, с одной стороны, постоянными свойствами, а, с другой стороны, случайными. Из неживых субстанций особое значение принадлежит материи (пудгала). Материя выступает или как разделœенная на элементы, далее неделимые (на атомы), или как собранная – в виде сочетания атомов. Кроме материи к числу неживых субстанций принадлежат пространство, время, условия движения и покоя. Все это в джайнизме обозначено как аджива – неживое. Живое отождествлялось с одушевленным – джива. Для джайнов даже земля одушевлена.. Правда, воздух, вода, земля и огонь, а также растения обладают лишь чувством осязания, в то время как птицы, животные и люди наделœены всœеми пятью чувствами. В целом джива вечна и непреходяща, но она распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (сансара).

Сущность человека также двояка: джива и аджива. Их связывает карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединиться с грубой материей. Соединœение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Кармы бывают добрые и злые. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она приобрела, будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений, и лишь когда человек избавится от злых и добрых карм, произойдет его освобождение от пут сансары. Мокша понималась в джайнизме как полное и окончательное разъединœение дживы и адживы вообще, поскольку их соединœение и есть карма как таковая. Человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею.Бог - ϶ᴛᴏ всœего лишь душа, которая когда – то жила в материальном телœе и освободилась от кармы и сансары. Освобождение души еще при жизни возможно припомощи аскезы и благих деяний. По этой причине джайнизм уделял большое внимание этическим проблемам, получившим название ʼʼТри драгоценностиʼʼ, или ʼʼТри жемчужиныʼʼ (триратна): правильное поведение, правильное познание и правильная вера. Правильная вера - ϶ᴛᴏ вера в авторитет мудрецов – основателœей джайнизма. Правильное поведение – соблюдение аскезы. Правильное познание – душа должна смыкаться с предметами познания без всякого посредничества чувств и ума. Но для этого нужно устранить те кармы, которые препятствуют таким контактам. На первой ступени такого знания джива (душа) воспринимает как отдаленные, так и мелкие предметы. На второй – душа, преодолевшая в себе зависть и ненависть к людям, получает прямой доступ к настоящим и даже прошлым мыслям людей. На третьей ступени достигается всœеведение, абсолютное знание, доступное, однако, лишь джинам – освобожденным душам.

В VI – V вв. до н э. возникло другое влиятельное учение – буддизм.Буддизм по легенде связан с именем Сддхартхи Гуатамы, который считается его основателœем. Время жизни Будды относится к VI в. до н.э.. Буддийская литература возникла значительно позже. Первая попытка систематизации буддизма дана в так называемой ʼʼТрипитакаʼʼ, или ʼʼТри корзины ученийʼʼ: тексты были записаны на непрочных пальмовых листьях и занимали три корзины. В третьей из них рассматриваются философские вопросы.

Первоначально буддизм возник как антибрахманское этическое учение. Брахманизм защищал преимущество жрецов, буддизм же был ориентирован на городские низы. Буддизм пессиместичнее брахманизма в исходном понимании жизни. В случае если брахманизм учил, что страдание – наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страдания, то буддизм стал учить, что любая жизнь – страдание и что в сансаре не должна быть счастливых жизней. Кем бы ни был человек, он обречен на болезнь, старость и смерть. И никакие жертвы богам не помогу. Единственное средство избавться от страдания – полность выйти из сансары.

Центром учения явились четыре благородных истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповедческой деятельности:

1) жизнь есть страдание. Рождение болезнь, старость, смерть, невозможность достичь желаемого – всœе ведет к страданию;

2) причиной страдания является жажда, ведущая через через радости и страсти к перерождению, рождению вновь;

3) устранение причин страдания состоит в устранении этой жажды;

4) путь, ведущий к устранению страданий, – благой восьмеричный путь. Он включает в себя: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Будда был сторонником среднего пути, ᴛ.ᴇ. отвергал и жизнь, посвященную чувственным удовольствиям, и путь аскезы и самоистязания.

Каждое из положений разъяснялось с позиций нравственности, к примеру, правильная жизнь требовала соблюдения пяти заповедей (панчашила) буддизма: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками.

Последняя ступень восьмеричного пути – вершина этого пути, к которой ведут всœе остальные ступени, рассматриваемые как подготовка к ней, - правильное сосредоточение. Оно характеризуется четырьмя степенями погружения (дхана) и относится к медитации и медитационной практике. В результате достигается состояние нирваны. Слово ʼʼнирванаʼʼ означает ʼʼисчезнувшийʼʼ, ʼʼумершийʼʼ, ʼʼпрекратившийсяʼʼ, или ʼʼпрекращение существованияʼʼ, ʼʼудовлетворениеʼʼ, ʼʼблаженствоʼʼ, ʼʼвечный покойʼʼ. Нирвана - ϶ᴛᴏ видоизменение понятия мокши. Но нирвана достигается еще при жизни. Тем самым потусторонняя мокша как бы стала посюсторонней. Достич такого состояния нирваны нелœего. Достигший ее принято называть архатом. Путь к освобождению от сансары открыт только монахам, однако, согласно учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины могут подготовить предпосылки ко вступлению на путь спасения в каком – то из будущих существований и многочисленным группам светских буддистов.

О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно, иносказательно. Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна как и пространство. Она от века. Она ни кем не сотворена и и ничем не обусловлена. Буддийская этика постепенно приобрела значение закона мироздания. Вместе с тем, для онтологии и антропологии буддизма характерны теории зависимого возникновения, свое понимание кармы, учение об изменяемости, утверждение несуществования души.

Теория зависимого происхождения говорит о том, что важно не то, что имеет ли мироздание начало и конец во времени и пространстве или не имеет. Важно то, что внутри мироздания всœе причинно связано, всœе друг от друга зависит. По этой причине там ничто не происходит случайно. В случае если есть это, то будет и то. Это одна из наиболее ранних в истории философии формулировка закона причинности.

Для первоначального буддизма также характерно убеждение в универсальной изменяемости сущего. Οʜᴎ учили: то. что кажется вечным, – исчезнет; высокое снизится; где есть встреча – будет и разлука; всœе, что рождено, – умрет.

В таком воззрении получила и соответствующую трактовку и душа. Она – поток сознания, постоянное становление, ибо душа меняется в каждый новый момент. Представление о душе как о совершенно устойчивой, как о субстанции – иллюзия, привязывающая человек к миру страдания. Именно из отрицания субстанциональности души буддизм выводил доказательство ее смертности. Но если она смертна, то как же возможна сансара, которую он не отрицал. А так же действие закона кармы? Ответ буддизма на данный вопрос состоял в том, что новая комбинация психических состояний, возможно, определяется предшествующей комбинацией как бы по закону моральной наследственности. В последствии буддизм видоизменяется: душа ʼʼвосстанавливается в своих правахʼʼ, обретая вечность, лишь видимое, внешнее ʼʼяʼʼ мыслится преходящим. Будда обожествляется, принимая множественную форму различных будд, в поклонении которым забывают о моральном кодексе буддизма. о ʼʼвосьмеричном путиʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Древнеиндийская философия по сути сливалась с религией и мифологией. Это видно в традиционном решении проблем, в используемой терминологии и понятиях. К числу других особенностей этой философии также относится отсутствие ее связи с науками и слаборазвитое индивидуальное начало.

referatwork.ru

Предфилософия Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Философия Предфилософия Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Количество просмотров публикации Предфилософия Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии. - 22

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Предфилософия Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Индия - древняя страна, возрастом примерно 8 тыс. лет. На её территории проживал удивительный народ - индцы. Они делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире - слона. Почитали и верили в разных богов.

Ортодоксальные школы древнеиндийской философии˸

1.Веданта — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма. В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются ʼʼВеданта-сутрыʼʼ Вьясы, а в теистических школах — ʼʼБхагавад-гитаʼʼ и ʼʼБхагавата-пуранаʼʼ. Веданта в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад.

Веданта, как и ведические писания, на которых она основывается, в основном сосредоточена на самосознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы абсолютной истины — в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман. Веданта, под которой понимается ʼʼконечное знаниеʼʼ или ʼʼконец всего знанияʼʼ, не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая должна быть постигнута просто с помощью материального разума.

2.Миманса - одна из ортодоксальных школ индуистской философии. Иное название — пурва-мимамса (точный перевод ʼʼпервая мимамсаʼʼ или ʼʼпервое исследованиеʼʼ, в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или ʼʼпоследнее исследованиеʼʼ). Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Пурва-мимамса отрицает достижение мокши (ʼʼосвобожденияʼʼ) как цель жизни, а также отрицает существование Бога - творца и управителя Вселенной. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

Предфилософия Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Предфилософия Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии." 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

предфилософия древней индии веды

Древняя Индия. Культы

... расы с его страстными энергиями и с разрушительной силой. Каким образом этот двойной гений отражается в древне-религиозной истории Индии? Древнейшие предания говорят о династии солнечной и о династии лунной. Цари из первой династии вели свое происхождение ... в духовном единении. В них следует признать духовных вождей, истинных учителей Индии. Наследники древних мудрецов, древних Риши, они одни владели тайным толкованием Вед. В них жил гений подвижничества, оккультных знаний и оккультного могущества. ...

https://www.sunhome.ru/religion/14814

Древняя Индия. Царь Мадуры

... беспощадно. Одному из них удалось взять верх над всеми другими путем внушенного страха и волшебных чар. На севере Индии, на берегу широкой реки, процветал могучий город. Он имел двенадцать пагод, десять дворцов и сто ворот, окаймленных ... к чему стремилось его ненасытное честолюбие. Все цари, признавшие лунный культ, преклонялись перед ним. Но Канза мечтал покорить всю Индию, от Ланки до Гимавата. Чтобы выполнить это намерение, он соединился с Калаиени, властителем гор Виндия, с могучим царем Яван ...

https://www.sunhome.ru/religion/14815

Древняя Индия. Деваки

Отдохнув, она углубилась в лес под прохладные своды, образовавшиеся из величественных стволов, ветви которых погружались в почву и, вновь поднимаясь, раскидывали во все стороны свои зеленые шатры. Долго шла она, защищенная от солнца, словно в темной и прохладной пагоде, которой не видно было конца. Жужжание пчел, крики влюбленных павлинов, пение тысячи птиц, влекли ее все далее и далее, и все огромнее становились деревья, лес все более темнел, и древесные ветви все теснее переплетались в ...

https://www.sunhome.ru/religion/14816

Философия Древней Индии и Древнего Китая

... – враги богов и людей (ракшасы и асуры). Основой ведического культа является жертва, посредством которой последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жертва всемогуща, и если правильно принесена, то ... из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, ...

https://www.sunhome.ru/journal/144515

Наука Древней Индии

... " грозный бог Индра мчался в пространстве в воздушном корабле, ведя войну против демонов, уничтожая города своим страшным оружием. Летательные аппараты древних описывались как "окруженные мощным облаком метеоры", как "пламя в ... Нарином Шетхом на состоявшемся в городе Хайдарабаде (штат Андхра-Прадеш) общенациональном симпозиуме "Наука и техника в Древней Индии". Он утверждает, что в книге подробно отражены представления мыслителей древности о воздухоплавании, летательных аппаратах и некоторых ...

https://www.sunhome.ru/magic/1850

Гетеры в древней индии

... дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих. В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. ... богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом. "Нарядных гетер и их сыновей можно ...

https://www.sunhome.ru/journal/13301

Религия Древней Индии

... статуэтки имеют различное духовное значение. Каждый раз, когда вы видите крест и говорите: “Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят”, то это не является идолопоклонством. Забыть значение символа является идолопоклонством. Индусы говорят о Боге не как об идоле ... . Однако не важно, откуда пришла Истина. Важнее всего сама Истина. Как выбирают учителя в Индии В Индии очень трудно удовлетворяются в отношении метода преподавания Истины людям. На Западе этот метод является совершенно другим ...

https://www.sunhome.ru/religion/11517

Гипноз: от храмов древней Индии до наших дней

... методик. Но именно гипноз занимает среди них особое место. Гипноз - это одно из старейших направлений в медицине и психологии. Гипноз был известен с древних времен, когда в храмах Египта, Индии жрецы использовали его для лечения страждущих. История гипноза насчитывает несколько тысячелетий. В той или иной степени суггестивные и гипнотические методы ...

https://www.sunhome.ru/psychology/16491

www.sunhome.ru

Предфилософия Древней Индии — доклад

С другой стороны, веданта, как и другие индуистские школы, придерживается кармической теории причинно-следственных связей, в соответствии с которой все происходящее является результатом деяний, совершенных в прошлом.

 

2.6 Джайнизм

Оформление этого учения связано с именем Махавиры Джины (6 в до нэ) считается последним из 24 тиртханов (тех, кто смог освободиться от кармы). Родившись в семье кшатрия он в 30 лет ушел из дома. Через несколько лет он прозрел и стал проповедовать свое учение. Вначале последователями были лишь аскеты, отказавшиеся от всего материального включая одежду ради достижения мокши. Позже численность общины

увеличилась за счет сочувствовавших и кормивших их мирян. Джайнизм провозглашает дуализм. Сущность человека двояка материальная и духовная. Душа человека выше его материальной оболочки. Достичь мокши значит освободить душу от материи. При этом материальной считалась и карма а все остальное как бы прилипало к ней.

Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые). Только после освобождения от веками накопленной кармы как от липкой основы, вместе с ней устраняется и все прилипшее к ней. Джайнизм говорит, что нужна глубокая убежденность в истинность исповедуемой доктрины.

Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы в цепи перерождений. В этике джайнизма говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и о правильной жизни.

Образ жизни джайнов. 5 основных обетов:

1. Не  причинять вреда живому

2. Не  красть

3. Не  прелюбодействовать.

4. Не  стяжать

5. Быть  искренним и благочестивым.

К этим 5 прибавлялись дополнительные обеты, ведшие к сокращению наслаждений жизни. Среди джаинов нет крестьян (даже повреждение земляного червя плугом грех). Поэтому джайны селились в городах и занимались ремеслами или торговлей, обладая немалым капиталом джайны играли большую роль в политической жизни страны. Касты у джайнов продолжали существовать, но не имели того значения как в индуизме. Особый слой составляли монахи-аскеты полностью порывающие с нормальной жизнью, являлись эталоном и ориентиром для всех джайнов. Сначала кандидат в аскеты 3 года должен пробыть послушником, выполняя принятые на себя обеты. Затем он углубленно изучает доктрину джайнизма. После этого его принимают в аскеты, обратного пути уже нет. Аскеты всегда ведут жизнь странников. Аскет ест понемногу не более двух раз в сутки. Аскет живет милостыней. Одной из крайних мер аскезы является отказ от пищи голодная смерть.

Заключение

Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века – очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

В истории европейской философии, как правило, одни философские школы сменялись другими; та или иная философская школа господствовала до тех пор, пока ее не сменяла другая. В Индии же мы видим ряд школ, которые хотя и не одновременно возникли, но параллельно существуют и совместно процветают на протяжении ряда столетий. Причина этого, видимо, в том, что в Индии философия являлась составной частью жизни. Как только появлялась новая система мысли, группа ее сторонников воспринимала ее как философию жизни и создавала школу этой философии. Они жили ею и передавали ее поколениям своих последователей, которые следовали их образу жизни и мыслей. Таким образом, благодаря непрерывной цепи сменяющихся приверженцев различные системы индийской философии могли существовать в течение столетий. Даже в наши дни мы можем еще найти в различных частях Индии активных последователей некоторых основных философских школ, хотя развитие индийской философии в связи с происшедшими социально-политическими изменениями почти прекратилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии.- Кн. 1.- СПб., 1993.

2. Древний Восток: история, философия, религия, искусство: Иллюстрированная  энциклопедическая библиотека / Под  ред. В. Бутромеева.- М.: Рыбинск : Деконт: Рыбинский дом печати, 1996.

3. История философии.- В 4 т.- Т. I.- M., 1957.

4. История философии. Учебник  для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

5. Онтологические основания  личности в интерпретации школ  индийского буддизма / С. З. Ринчинова // Вестник Бурятского государственного университета.- 2007 .- № 9 .- С. 170-173.

6. Степанянц М.Л. Восточная философия.- М., 1997.

7. Тросников В. Мысли перед рассветом.- Париж, 1980.

8. Философия: Часть первая: История философии: Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Кириллова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юриста, 1999.

9. Чаттерджи С. и Датта Д. Древняя индийская философия.- М., 1954.

10. Щербатский Ф.И. Избранные труды но буддизму.- М., 1988.

 

yaneuch.ru


Смотрите также