Быт древней греции. Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Повседневная жизнь, обычаи и традиции древних греков. Быт древней греции


Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с бытом древних греков.
  • Способствовать более яркому восприятию материальной культуры, условий жизни, быта и труда древних греков, акцентируя внимание обучающихся на таких деталях как: утварь, одежда, жилище.

Учебное оборудование: карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”, ПК, мультимедиапроектор, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Переход к изучению новой темы

Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией иллюстраций на экран через мультимедиапроектор.

– Греция! Что влечёт туристов в эту горную страну? Её древняя история, её великое искусство. На высоком холме, ночью подсвеченном прожекторами, сияет над Афинами беломраморное чудо (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

– Откройте стр. 170 учебника. На иллюстрации вы видите Парфенон – главный храм города-крепости Акрополя. Его разрушали землетрясения и войны, его грабили жадные руки и всё равно Парферон великолепен. Удивительно стройны, изящны и величавы его колонны. Смотришь на них, и чудится: слышишь музыку (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Звучит фонограмма “Сертаки”.

– На странице 171 учебника вы видите праздничное шествие на Акрополь. Рисунок нашего времени. На экране руины Афинского акрополя, находящиеся над остальным городом на высоте 70 метров. (Парфенон – справа и Эрехтейон – слева). Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике на странице 172. Вы видите Эрехтейон. Храм посвящён Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею. Вид в наши дни.

– Каждый день из каменоломен, откуда брали мрамор для Парферона, грузовики привозят и рассыпают по Акрополю кусочки мрамора. Туристы подбирают их как драгоценные сувениры. Откройте страницу 177 учебника обратите внимание на здание греческого театра. Вид в наши дни. И обратите внимание на экран. У подножия Акрополя – древний театр (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

Круглый как стадион, с каменными скамейками, купившему билет, выдавалась подушка. Вместо потолка – ночное, звёздное небо, но до зрителя доносилось каждое слово актёра. Так древние греки умели строить. С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию в дни Олимпийских игр (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

Изображение на экране дополняют рисунки со страниц учебника 150 и 151.

– В какой бы стране не проводились современные Олимпийские игры, честь возглавить парад знаменосцев предоставляется делегации с бело-голубым греческим флагом. Огонь, который вспыхивает в чаше стадиона – огонь-путешественник. Его пылающий факел проносят лучшие спортсмены-бегуны. А зажигают его от солнечного луча на развалинах города Олимпии гречанка в старинной белой одежде. Здесь более двух с половиной тысяч лет тому назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты.

Вопрос к классу: Датируйте первые Олимпийские игры (рис. 6).

Рис. 6

Рис. 6

Чтобы лучше узнать историю Древней Греции мы с вами тоже отправимся в путешествие в эту сказочную удивительную страну.

III. Работа с классом по карте

– Откройте страницу 111 учебника перед нами карта Древняя Греция (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7

Вопросы классу:

– На каком полуострове находится Древняя Греция? – Из скольких частей она состоит? – Назовите их и покажите на карте? – Какие моря омывают Древнюю Грецию?

IV. Изучение новой темы

План:

1. Античное жилище древних греков.

а) внешний вид; б) планировка; в) интерьер.

2. Мода в античную эпоху.

3. Трапеза греков.

На доске:

  • Тема урока
  • Новые слова:
    • андрон,
    • гинекей,
    • симпосии,
    • клине,
    • канделябры,
    • амфоры,
    • хитон,
    • гиматий,
    • хламида,
    • пифос,
    • кратер,
    • ойнохои,
    • киаф,
    • потэры,
    • эндромиды,
    • крепиды.

В ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задания творческого характера по карточкам индивидуально.

I вариант

Закончите предложения:

Особенности планировки античного греческого дома:

  1. Фасад дома не являлся предметом …(Б)
  2. Климат помогал располагать помещения под …(Д)
  3. Все помещения были …(А)
  4. Передняя половина дома была обычно …(В), а задняя …(Е)
  5. Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяла говорить о …(Г)

Варианты ответов:

А) небольших размеров; Б) забот греков; В) мужская; Г) рациональности планировки; Д) открытым небом; Е) женская.

II вариант

Подчеркните предложения, соответствующие действительности, красной линией, а не соответствующие действительности – синей.

  1. Греки заботились о внешней красоте дома.
  2. Климат не позволял располагать помещения под открытым небом.
  3. Все помещения были небольших размеров
  4. Передняя половина дома была женской, а задняя – мужской.
  5. Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяет говорить о рациональности планировки.

Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией иллюстраций.

– Представьте себе, что мы находимся в древнегреческом городе на одной из его улиц. Что мы видим? Улицы кривые, пыльные, замусоренные. Они не замощены и не имеют тротуаров. Большинство улиц столь узкие, что по ним лишь с трудом могла проехать одна повозка. Они извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Дома обычно строились в один, два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступали над первыми. Строились дома из сырцового кирпича и булыжника. Античное жилище было особым замкнутым мирком, отгороженным от внешнего мира. Все помещения были обращены лицом к внутреннему дворику, а на улицу они выходили глухой стеной. Окон было не много, и они имели вид узких щелей, стёкол в них не было, и прикрывались они ставнями. Таким образом, вся жизнь античного дома была скрыта от посторонних. Вторая особенность греческого жилища, состояла в его расположении по отношению к солнцу, к источнику естественного тепла и света. Южная часть дома была обычно одноэтажной, а северная – двухэтажной. Таким образом, летом дом был защищён от палящих лучей солнца, а зимой, когда солнце ниже, лучи глубоко проникали в глубь жилища т.к. печей не было, и зимою греки спасались от холода переносными жаровнями.

– Давайте заглянем в один из греческих домов (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 8

– Типичный греческий дом строился из сырцового кирпича или камня, стены домов обычно облицовывались штукатуркой и окрашивались. Входные двери имели замки, которые были довольно больших размеров. Дом имел посредине внутренний дворик, куда открывались двери комнат. Через эти двери дом освещался и проветривался. Окон комнаты первого этажа не имели. Это помогало сохранить в доме жарким днём прохладу, но придавало улице мрачный вид. Во дворике стоял алтарь, где молились члены семьи и иногда был разбит небольшой сад. Водопровода не было, и поэтому воду рабы приносили из колодца. Греческий дом делился на две части: андрон – помещение для мужчин и гинекей- помещение для женщин, где они проводили почти всё своё время, располагался на втором этаже. Здесь же размещались и спальни. Комнаты были очень скромно обставлены, за исключением столовой, где мужчины принимали гостей и устраивались пиры – симпосии. Обстановка в греческих домах была простой и удобной. Кресла и стулья были различных типов, с изогнутыми спинками и перемычкой, табуреты с вогнутыми ножками и складные. На симпосии – праздничном ужине, пиршестве устраивавшимся для мужчин, гости лежали на ложах – клине (они были без спинки, с невысоким изголовьем, или со спинкой как у дивана, украшались скульптурой) и наслаждались изысканной пищей (рис. 9).

Рис. 9

Рис. 9

Рабы подавали им кушанья, а танцоры, музыканты и акробаты развлекали их. Столы – трапезиды, предназначались только для того, чтобы ставить на них посуду. Они были ниже, чем наши столы и стоили очень дорого. Для хранения утвари и одежды в Греции использовались лари и сундуки, а вот шкафы были редкостью. В домах были светильники – канделябры, самой разной формы: в виде масок, человеческой головы, ног в сандалиях. Обычно их делали из глины, ставили на высокие бронзовые подставки. Горючим для светильников было оливковое масло. Посуда в основном, была глиняной и бронзовой (самовары, котелки, вёдра, кастрюли, сковороды). Позже стали использовать серебряную и стеклянную посуду. Для хранения вина и оливкового масла применялись большие двуручные остродонные сосуды – амфоры. Горлышко замазывалось смолой. Самый крупный сосуд – пифос – большая глиняная бочка с плоским или заострённым дном. В пифосах держали вино и масло фиги, соления. Сосуд для смешивания вина с водой назывался кратер. Это выпуклая ваза с широким горлом, двумя ручками и подножкой. К нему полагались ойнохои (кружки с одной ручкой и носиком для разливания напитка) и киаф – ковш с высокой ручкой. Особенным разнообразием отличались потэры – сосуды для питья: фиалы, скифосы, килики, канфары и, наконец –  ритоны. На странице 164 учебника вы также видите изображение амфоры и на странице 166. Пифос – глиняная бочка для хранения зерна (рис. 10).

Рис. 10

Рис. 10. Виды сосудов: 1 – амфора; 2 – гидрия; 3 – ойнохоя; 4 – пелика; 5 – арибал; 6 – киаф; 7 – кратер; 8 – лекиф; 9 – килик.

– Итак, мы познакомились с внешним видом, планировкой, интерьером античного греческого жилища. Что поразило, удивило вас в доме грека по сравнению с вашим домом?

В процессе изучения внешнего вида древних греков учащиеся заполняют таблицу.

Страна

Нижняя одежда

Верхняя одежда

Головные уборы

Обувь

Древняя Греция

хитон

гиматион, хламида, пеплос

шляпа

крепиды, сандалии, эндромиды

А также выполняют задание:

Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

1. Женская одежда греков, состоявшая из прямоугольного куска ткани жёлтого, голубого или фиолетового цвета с поясом. (Б) 2. Верхняя одежда у греков; представляла собой отрез ткани, которым оборачивали тело, скрепляя её пряжкой на правом предплечье или же под шеей. (В) 3. Накидка у греков, которую использовали как плащ: женщины надевали на пеплос или хитон, а мужчины на голое тело или хитон. (Г) 4. Женская и мужская нижняя одежда, тип рубахи из шерсти или льна. Он перепоясывался в талии и имел рукава или рукавные прорехи. (А)

А) хитон; Б) пеплос; В) хламида; Г) гиматий.

Рассказ учителя:

– Афинская толпа представляла собой чрезвычайно красочную картину. Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.

Мужская одежда. Основной частью мужской одежды был хитон (рис. 11). Его надевали прямо на тело. Это кусок ткани с отверстиями для рук. Верхние концы скреплялись на плече пряжкой. Длина хитона была различной в разные периоды. Первоначально его носили очень длинным, позднее стали подбирать пояском так, что он доходил только до колен. Иногда к хитону приделывались рукава. Хитоны для рабов, слуг, ремесленников и воинов имели только одно отверстие, для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным.

Рис. 11

Рис. 11

– Поверх хитона набрасывали гиматий – нечто вроде плаща (рис. 12). Один край гиматия укреплялся на груди под левым плечом, затем ткань закидывалась за левое плечо на спину, проходя под правой рукой или над ней, и вновь закидывалась на левое плечо так, чтобы другой конец её падал на спину. Приличный гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек.

Рис. 12

Рис. 12

– Существовал ещё другой вид плаща короткий, скреплявшийся на шее пряжкой и свободно падавший на спину и плечи. Этот плащ назывался хламидой и применялся на войне, на охоте, в дороге. В Афинах хламида была обычной одеждой юношей (рис. 13).

Рис. 13

Рис. 13

– Голова оставалась непокрытой. Греки носили шляпы только за городом. На улицах можно было встретить в шляпе только путешественника или инвалида. Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Щёголи носили длинные, тщательно причёсанные волосы, Атлеты напротив, стриглись коротко. Кроме франтов длинные волосы носили философы. Афинский цирюльник мог похвастаться обширной и разносторонней практикой. Мужчины, как и женщины, красили волосы – или чтобы сделать их белокурыми, или чтобы скрыть седину. Недаром Аристофан укоряет какую-то особу в следующих выражениях:

Черна же ты, как зелье Лисикратово, Которым он обычно красит волосы (рис. 14).

Рис. 14

Рис. 14. Мужские прически: 1 – двойная заплетенная косичка; 2 – подвязанный хохолок; 3 – шлейф волос; 4- завитушки на виске.

– Для ращения волос применяли масло, смешанное с благовониями. Мужчины, носившие в VI в длинные волосы, стали стричь их после Марафона. После Александра стали брить бороду и усы. Никогда греки не носили усов без бороды. Затем цирюльник делал клиенту маникюр, а окончив – подавал ему зеркало.

Рис. 15

Рис. 15

– На ноги надевали сандалии (рис. 15 – крепиды), прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи, но иногда и из войлока, подобно шляпам. Некоторые украшали обувь золотом или серебром (рис. 16 – эндромиды)

Рис. 16

Рис. 16

– В период эллинизма стало модно делать на подошвах надписи, которые отпечатывались в пыли. Наиболее частой была надпись “Следуй за мной”. Дома греки ходили босиком, Улицы же были в том состоянии, что защищать ноги было необходимо. Впрочем, выносливые люди старой школы вроде Сократа ходили босиком и по улицам. Сократ – даже зимой. Наряд дополнялся перстнем и палкой. Перстни с печатью служили украшением и для того, чтобы пользоваться печатью. Палка считалась совершенно обязательной. Для почтенного человека было совершенно немыслимо идти по улице без палки.

Рис. 17

Рис. 17

– Женский костюм того времени надо было не столько кроить, сколько драпировать на себе. Как и мужская, женская одежда разделялась на две основные части – легкое нижнее платье и более плотное верхнее одеяние – пеплос (рис. 17). Для выхода на улицу надевали пеплос – кусок ткани шириной около полутора метров и длиной 3–4 метра, которым гречанки драпировались с бесконечным разнообразием складок. Иногда краем этого куска закутывали голову, если не надевали отдельное покрывало.

Рис. 18

Рис. 18

Нижний хитон (рис. 18) делался гораздо длиннее мужского. Это длинное свободное одеяние, подхваченное поясом, который замужние женщины носили под грудью, а девушки – на талии или на бёдрах. Иногда к хитону приделывались закрытые и открытые рукава. Обычно хитон скреплялся на правом плече пряжкой или перекрещивался на груди и отделывался каймой. Хитон – домашний костюм. Для женских одежд применялась шерсть, полотно и прозрачная ткань, происхождение которой неизвестно. Из цветов предпочитали шафрановый, пурпурный, зелёный, серо-голубой, золотисто-коричневый и белый. Любили ткани в рисунок, яркие каймы и узоры для отделки. В городе женщины носили шляпы, за городом же надевали круглые почти плоские шляпы с остроконечным верхом. На ноги надевали сандалии, белые или желтые туфли и высокие ботинки. Выходя на улицу, брали зонтик и веер из павлиньих перьев или деревянный в форме лотоса. Наряд дополнялся украшениями – золотыми серьгами в форме спирали или с подвесками, золотыми ожерельями, диадемами браслетами на верхней части руки, кольцами и золотыми обручами на лодыжках (рис. 19).

Рис. 19

Рис. 19

– Необходимейшим предметом в жизни женщины было зеркало. Его делали из полированного металла, прикреплённым к ручке, более или менее богато отделанной. У женщин были длинные густые волосы. Волосы завивались, скреплялись шпильками повязками, укладывались различными фигурами и локонами (рис. 20).

Рис. 20

Рис. 20. Женские прически: 1 – с узлом; 2 – прическа в форме дыни; 3 – с платком; 4 – с чепчиком.

– Короткие волосы у свободной женщины означали траур или признанную старость. Рабыням же полагалось стричься.

Применялись белила, румяна, краска для бровей и ресниц. Щёки и губы раскрашивались палочками из свинцового сурика. Брови красились сажей или толчёной сурьмой. Веки оттенялись углем. Ресницы темнили, а затем закрепляли микстурой из белка с аммиачной камедью. Духами злоупотребляли и мужчины.

Проверка правильности заполнения таблицы учащимися, проверка задания. В ходе изучения нового материала по третьему пункту плана, “Трапеза древних греков”, и на основе имеющихся знаний учащиеся выполняют следующее задание:

  1. Сделайте выводы об основных занятиях древних греков и запишите их в первую колонку таблицы.
  2. “Накройте стол” древнего грека (вторая колонка).

Рассказ учителя о распорядке трапез.

– Первый завтрак греки обычно съедали на заре. Трапеза состояла из нескольких кусочков хлеба, намоченных в вине. Второй завтрак был более плотным; после возвращения хозяина с рынка, в кругу семьи, в крытом портике или во внутреннем дворике ели похлёбку, гороховую или чечевичную, белый хлеб, козий сыр, оливки; запивали второй завтрак вином, разбавленным водой. Основной пищей бедняков были ячменная похлёбка, лепёшки, каша из бобов, солёная рыба, дешевое вино, овощи. После завтрака греки отдыхают, читают. В их библиотеке есть Гомер, есть известные поэты; на отдельной полке лежат речи ораторов, философов, исторические сочинения. Обед среднего грека состоял из 3-х блюд: растительная пища, затем следовали мясное кушанье и десерт. Обед обычно ели вечером; торжественный обед назывался симпосий. Сначала подавали плетёные корзины с хлебом, кравчий разрезал мясо; порции раздавали сотрапезникам. Пищу брали руками, вытирая их затем хлебным мякишем или особым тестом. Чтобы почерпнуть соус, лепёшку складывали наподобие ложки. Ложками ели яйца и моллюсков. Супа не подавали. Рыбу и птицу ели с приправами из зелени, уксуса и масла; предпочитали зажаренных голубей, воробьёв, жаворонков, фазанов, перепёлок, приправленных оливковым маслом, уксусом, соусами и пряностями. Подавали также сыр. Из растительных блюд за обедом ели стручковые плоды (бобы, горох), лук салат, капусту. На десерт подавали груши, яблоки, виноград, гранаты, маслины, инжир, миндаль, пирожки. Пили вино (обычно одну чашу за здоровье, вторую – за удовольствие, третью – за сон). Пить допьяна считалось не приличным.

Учащееся зачитывают меню древних греков.

Основные занятия

Стол древнего грека

1. Земледелие (наиболее распространённая культура ячмень).

2. Скотоводство (разводили баранов, коз, свиней).

3. Овощеводство (выращивали капусту, репу, петрушку, огурцы, чеснок, тыкву, сельдерей, лук, бобовые, салат-латук и др.)

4. Садоводство (выращивали груши, яблоки, виноград, гранаты, маслины, инжир, миндаль).

5. Пчеловодство (мёд).

6. Рыболовство (ловили угрей, тунцов, скатов, крабов, морскую рыбку мембраду, морских полипов и др.).

7. Виноделие (вина различали по цвету: жёлтые, белые, тёмные).

Первый завтрак (греки съедали обычно на заре). Трапеза состояла обычно из несколько кусочков хлеба намоченных в вине.

Второй завтрак

Меню:

1. Гороховая похлёбка 2. Белый хлеб 3. Козий сыр 4. Оливки 5. Белое вино (разбавленное водой)

Обед (состоял из трёх блюд):

1. Салат 2. Баранина в соусе 3. Десерт (фрукты, лакомства)

Симпосий

Меню:

  • Каша из бобов
  • Зажаренный фазан, приправленный соусом и пряностями
  • Фрукты
  • Виноградное вино

V. Закрепление изученного на уроке

– Что нового вы узнали о жизни древних греков?

Творческое задание “Найди ошибку”

Перед учащимися ставится корзина с фруктами и овощами. Учащиеся должны выбрать те, которых в Греции не было.

VI. Задание на дом

На выбор:

  1. Написать сочинение на одну из предложенных тем: “В гостях у древнего грека”, “На званном симпосиуме”.
  2. Предложить (нарисовать или сшить) собственные модели одежды (прически) древней гречанки или древнего грека.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Повседневная жизнь, обычаи и традиции древних греков | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

Быт, культура, религия и наука Древней Греции

Быт древних греков формировался под влиянием природно-климатических условий Балкан. Под знойным солнцем эллины носили лёгкую одежду без рука­вов. Нижняя одежда, хитон, у мужчин был очень длинный, но со временем стал короче — до колен. Женский хитон носили так: девушки подвязывали его в талии, а женщины — под грудью. Девушки в Спарте носили хитоны короткие, выше колен. Как правило, их наде­вали дома, на улицу выходили в гиматии. Шляпу на­девали только в дороге. Греки носили обувь, похожую на сандалии и туфли, сплетённые из ремешков.

Жилище греческой семьи скрывало личную жизнь от постороннего глаза. Глухие стены домов с неболь­шими окошками под карнизом — это всё, что можно было увидеть с улицы. Двери и окна комнат выходи­ли во внутренний дворик — перистиль, окружённый стройными колоннами. Жилище имело не менее трёх­-четырёх комнат. В домах небогатых семей пол был глиняный или каменный, богачи украшали его мра­морной мозаикой. Со временем была изобретена ка­нализация. Дом делился на мужскую половину (андрон) и женскую (гинекей), которая находилась, как правило, на втором этаже.

Греки питались рыбой, овощами, оливками, хле­бом, чесноком, запивая пищу лёгким вином, разбав­ленным водой. Мясо употребляли только богачи, да и то лишь во время праздников и жертвоприношений. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Культура греков развивалась в условиях рабовла­дельческого государства. Рабы, выполняя всю тяжё­лую работу, освобождали гражданам время для духов­ного развития: греки любили театр, посвящали своё время науке, философии, искусству и т. п.

Гиматий — верхняя одежда в виде плаща для мужчин и женщин. У мужчин застегивался под правой рукой.

На этой странице материал по темам:
  • Быт религия и нравы античной греции

  • Які були звичаї та побут давніх греків

  • Каких традиция придерживались древние греки в семейной жизни

  • Традиции и обычаи древней греции сообщение

  • Доклад на тему древние греки где и когда жили, местность, время

Вопросы по этому материалу:
  • Опишите дом древнегреческой семьи.

worldofschool.ru

Быт в Древней Греции

1. Дворцы   В царских жилищах времен Гомера скорее всего только одна часть была каменная: покои, где спали сам царь и члены его семьи. Таким было помещение, выстроенное Улиссом вокруг ствола дикой оливы, служившего подножием его постели; такими были шестьдесят два помещения, предназначенные для сыновей и дочерей Приама в большом дворце в Трое; такое же, наконец, и жилище богини Цирцеи. Эти небольшие по размерам и построенные из камня комнаты окружались обычно деревянными постройками. Все же большие помещения, где собирались вместе для еды и питья, сооружались из бревен и досок, как и те кладовые, где хранились запасы провизии, одежда и оружие, а также помещения для рабов.   Полом была утоптанная земля. Стены и потолки комнат, двери, наличники и иногда даже пороги у дверей делались из сосны, дуба, ясеня или оливкового дерева. Посредством полировки или, быть может, с помощью лака столяры придавали видимым поверхностям бревен и досок некоторый глянец. Все эти деревянные части быстро теряли свой цвет и темнели от дыма очага, а в особенности от чада, исходившего от жира, стекавшего с шипением на раскаленные угли при жарке мяса, а также от копоти при горении смолистого дерева, зажигавшегося при наступлении ночи на металлическом кружке для освещения жилища. Везде оседала эта сажа, которая в доме Улисса попортила оружие, развешанное по стенам.   Действительно, в помещениях не было ни печей, ни каминов, огонь разводили посередине помещения или около стены, и дым выходил или через дверь, или в щели стен и крыши. Некоторые места у Гомера, по-видимому, указывают на знакомство греков с украшениями из металла, слоновой кости или цветной обожженой глины, применявшимися уже с давних пор на Востоке для убранства потолков, стен и иногда даже дверных порогов. Но все эти места касаются только зданий, построенных богами, или еще дворца Алкиноя на волшебном острове Схерия. Что касается дворца Менелая, то, хотя Телемах и удивляется блеску бронзы, золота, серебра и слоновой кости, поэт не говорит, что они покрывали стены; возможно, что они применялись только для украшения мебели.   В помещении дома Улисса, где пировали женихи, приготовление ее шло весь день и внутренности убитых животных сваливались в корзины или валялись по углам; тут были бычачьи головы и ноги и свежие перепачканные в крови кожи. Двор тоже был не чище. Перед дверью дома была куча мусора, растянувшись на которой спала старая собака Улисса; точно так же было и во дворце Приама. Чтобы представить себе такое жилище, надо вспомнить о современных так называемых канаках пашей и беев в Малой Азии. Такое же изобилие занимающих большую площадь каменных и деревянных построек. То же разделение здания: часть дома, предназначенная для общественных приемов; помещения, где протекала частная жизнь и куда доступ постороннему был воспрещен; и, наконец, такие же обширные помещения для слуг и кладовых. Впереди и среди этих построек большие и грязные дворы, где снуют люди и бродят животные. Внутри - та же смесь известной роскоши и запущенности, непонятной для европейца. Драгоценное оружие, украшенные драгоценными камнями трубки, чашки, кофейные приборы, тазы изящной формы и в особенности - прекрасные ковры. И вместе с тем везде пыль, стены в пятнах, потолки с грязными подтеками от дождя. В нишах стен свалены в кучу покрывала, которые слуги по вечерам расстилают на диванах и на полу, как это они постоянно делают в Одиссее.(Перо. Обзор двух миров.)  2. Общий вид греческих городов   В течение долгого времени в греческих городах допускали роскошь только для общественных построек. Частные жилища были очень скромны и лишены даже самого незначительного комфорта. Очевидно, люди почти не жили в домах и чаще всего ночевали вне дома, под портиками. Городские улицы, узкие и извилистые, загроможденные вдобавок выступами и балконами первых этажей, были почти недоступны для солнца. Афины в особенности долго сохраняли самый жалкий внешний вид. Город был сожжен во время персидских войн, но его снова отстроили с той же небрежностью. Улицы по-прежнему имели случайное направление, а дома населенных кварталов оставались маленькими и неудобными. Чужеземцы отзывались об Афинах с презрением. Сам Демосфен смотрел с удивлением на бедные жилища Мильтиада, Аристида и Фемистокла. Но мало-помалу роскошь проникла и в частные жилища. Городская стена была отодвинута и разбиты новые кварталы. Архитектор Гипподам Милетский произвел целый переворот в деле постройки городов. При своих работах в Пирее, Туриуме и на Родосе он старался располагать улицы по правильному плану и строить дома в одну линию. Платон ссылается на новые правила, направленные против собственников. В Афинах астиномы и ареопаг были обязаны наблюдать за исправным содержанием домов, заставлять чинить и возбуждать дела по поводу всяческих нарушений. Почти все города - Афины и Мегара, Сцион и Потидея, Самос и Сарды - были окружены большими предместьями, где роскошь была наиболее заметна. Чтобы понять эту перемену, достаточно сравнить в Афинах старые кварталы Пникс и Ареопаг с новыми кварталами Керамиком и Дипилоном: место тесных трущоб заняли настоящие жилища. Но трудно перестроить торговые улицы города и увеличить количество домов на них. Поэтому богатые предпочитали селиться за городом. Фукидид и Исократ утверждают, что в их времена красивые жилища надо было искать вне городских стен. В IV веке Демосфен приходит в ужас от возраставшей роскоши частных домов. Однако главным образом этот новый вкус нашел проявление в колониях, в заморских странах, и именно там эллинское жилище достигло своего апогея в V и IV веках, во дворцах тиранов и царей.(Монсо. Словарь древностей.)  3. Богатый дом V и IV веков  Перед жилищем находился, как правило, забор, выходивший на улицу. Свободное пространство между этим забором и дверью служило проходом, или сенями, часто украшавшимися живописью, надписями, отвращающими от дома воров и злую судьбу, древними изображениями Гекаты, Гермеса и жертвенником Аполлона Эгейского. Направо и налево от входа располагались конюшни и лавки (J, Н), имевшие непосредственный доступ с улицы. В конце прохода, или сеней (А), находилась дверь. О приходе извещали стуком металлического молотка или, как это было принято в Спарте, громким возгласом: "О-ге!", так как только на ночь дверь запиралась засовом, а позднее замком. Услышав этот шум, собака, привязанная на цепи, начинала лаять, и привратник спешил выйти из своего помещения. С того времени, когда начали строить большие частные дома, каждый уважаемый гражданин держал у себя привратника.   Открыв дверь, входили во двор (В), окруженный с трех, а иногда и с четырех сторон галереей с колоннадой. Здесь был центр жилища, здесь часто находился в течение всего дня хозяин дома, здесь же принимали посетителей и даже ели в хорошую погоду. Посредине помещали алтарь Зевсу Геркейскому, а по углам двора или в боковых помещениях находились алтари богов собственности и семейных божеств. По обеим сторонам, под портиками, находились различные комнаты: спальни, кладовые, служебные помещения. Тут же располагались и комнаты для гостей.   Через портик, находившийся прямо напротив входа, или если с этой стороны портика не было, то через широкую дверь, входили в мужское помещение (С). Это была главная комната всего дома, и здесь обычно собиралась вся семья; здесь помещался очаг или алтарь Гестии, иногда внутри маленькой круглой часовенки.   Вся эта только что описанная часть дома составляла мужскую половину. В глубине комнаты, где помещался алтарь, находилась другая дверь, через которую проходили в помещение для женщин, или гинекей. Там обычно размещались комната супругов и комната дочерей (Е, D), располагавшиеся направо и налево от комнаты для мужчин, затем другие комнаты (G), где работали рабыни. Позади Гинекея часто был маленький садик (К), куда можно было пройти через так называемую "садовую" дверь.   Под двором и комнатами первого этажа находились подвалы, цистерны и погреба. Богатые дома имели также свою баню, свою булочную и пекарню. Когда обычай готовить обед на алтаре Гестии стал понемногу забываться, стали устраивать отдельную кухню, по соседству с мужским помещением, обычно служившим столовой. Дым от очага выходил через дымовые трубы, единственные во всем доме, так как сами комнаты нагревались лишь переносными очагами, аналогичными жаровням, используемым и теперь в Италии и на Востоке.   Греческие дома, в особенности в Афинах, почти всегда имели второй этаж. Если помещений первого этажа хватало для семьи, то верхние комнаты охотно сдавались посторонним, причем в этом случае в них попадали по отдельным лестницам, выходившим прямо на улицу. В жилищах незажиточных горожан второй этаж соединялся с первым внутренней лестницей: там размещались кладовые, чердаки и часто помещения для женщин, там же обычно спали служанки.   Второй этаж выходил и на двор и на улицу. Уже Гиппий, сын Писистрата, обложил налогом балконы, наружные лестницы и окна второго этажа с решетками. В IV веке Ификрат заставил афинян утвердить аналогичный налог на деревянные балконы. В богатых домах галереи украшались балюстрадами и колоннами. Стены, выходящие на улицу, имели небольшие окна, около которых любили устраиваться женщины. Окна эти защищались ставнями; стекла же появились только во времена римского владычества.   В Афинах после Пелопоннесской войны начали строить и более высокие дома - в три и даже четыре этажа. Аристофан в своей пьесе Плутос" насмехается над высотой дома Тимофея. Дом Мидия в Элевсине был так непомерно высок, что закрывал своей тенью соседние дома. У всех этих домов были черепичные крыши.   Для постройки использовали различные материалы: тесаный камень или песчаник для основания, кирпич сырец или дерево - для стены. Проломить эти стены было очень легко, и в Афинах существовали особые шайки воров.   Украшения долго были очень простыми. Ограничивались тем, что покрывали стены слоем известки. В IV веке стало распространяться стремление к роскоши. В доме Фокиона стены были украшены бронзой. Для украшения использовали также золото и слоновую кость. Алкивиад украсил свое жилище настенной живописью. Эта мода быстро распространилась. Почти все входы в домах небольшого города Танагры были расписаны такой живописью. Во внутренней галерее развешивали ковры, вышивки и делали богатый пол. Большая часть комнат имела портьеры. Начиная со времен Эсхила, потолки иногда стали покрывать сложным орнаментом из геометрических фигур; коринфяне показали пример использования лепных украшений, и часто эти украшения представляли собой настоящие картины.   Если принять во внимание украшения, расположение и пропорции большого эллинского дома в IV веке, нельзя не признать его красивым. Но богатые жилища были редки, а в каждом городе было множество промежуточных жилищ, занимавших среднее место между бедной лавчонкой, высеченной в скале, и большим домом с галереей.   * Большинство населения жило в жалких жилищах, выходивших прямо на улицу и состоявших обычно из двух крохотных комнат и иногда еще из одной комнаты на втором этаже с внутренней лестницей. Скала служила полом и часто из нее же были и стены нижнего этажа. Верхняя часть стен делалась из дерева, необожженного кирпича и булыжника, скрепленного глиной. Нижний этаж часто служил лавкой. Иногда комнаты второго этажа сдавались внаем беднякам или чужеземцам, искавшим приют в городе: в этом случае лестница устраивалась с выходом наружу (Монсо. Словарь древностей.)  4. Обстановка  1. Сидения. Дифф — низкий стул без спинки на четырех ножках, расположенных или в виде буквы X, или перпендикулярно сидению. В первом случае он легко складывался, так как само сиденье состояло из переплетенных ремней; во втором случае он не складывался, и сиденье было наглухо приделано к ножкам. Прибавляя к нескладывающемуся диффу спинку, получали клисмос, очень похожий на наши стулья. Дроносом назывался стул, несколько больший по величине, со спинкой и подлокотниками. В храмах седалища для богов назывались тронами, в частных домах они были почетным местом хозяина дома и его друзей. Так как эти троны из-за их внушительных размеров передвигать было затруднительно, то иногда они наглухо прикреплялись к стенам. Их, как правило, делали из твердого дерева, а троны для богов и правителей часто из мрамора. Почти все они были богато украшены орнаментами. Обычно их покрывали мягкими шкурами, коврами или подушками. Для того чтобы взобраться на них, часто приходилось пользоваться особой скамейкой.  2. Постели. Деревянное основание для античного ложа представляло собой удлиненный дифф. Если удлиняли дифф с перекрестными ножками, получали походную кровать; если удлиняли дифф с прямыми ножками, получали нечто похожее на скамью без спинки. Прибавляя одну спинку в изголовье, другую в ногах и, наконец, третью по длине, получали мебель, отчасти похожую на наши диваны. В качестве материала использовали сосну, клен и бук. Мебель делалась из бука или целиком, или им оклеивали более простой материал. Деревянные части кроватей, которые не закрывались тканями,— ножки и спинки — делались особенно тщательно. Ножки украшались резьбой или вытачивались; остальные части часто покрывались инкрустацией из золота, серебра или слоновой кости.   У Гомера нигде не говорится о подушках или других предметах роскошного ложа. Постель богатого человека состояла, во-первых, из толстых шерстяных покрывал, служивших для подстилки вместо матраца. Иногда под покрывала подстилали овечьи шкуры. Вместо одеял использовали плащи или особые покрывала. Спали без одежды, часто ею же и укрывались. Позднее Гомера начали использовать матрац, состоявший из полотняного или шерстяного чехла, набивавшегося смесью из шерсти и перьев. Этот матрац покрывали одеялами. Подушки дополняли постель.   У греков были еще ложа для чтения, письма и даже для пиршеств. Они их покрывали мягкими и пушистыми тканями, отличавшимися нежностью и яркостью цветов; одна или две подушки, туго набитые, поддерживали тело в полусидячем положении или служили опорой для левой руки.  3. Столы. Столы использовались только для того, чтобы во время еды ставить на них посуду. Их делали квадратными, круглыми или овальными, на трех ножках или на одной и в общем они походили на наши, но были значительно ниже, так что их верхняя доска едва достигала высоты ложа. Ножки столов выполнялись с большим вкусом. Им охотно придавали форму ног животных или заканчивали их копытами Столы изготовлялись главным образом из бука и впоследствии стали украшаться бронзой, благородными металлами и слоновой костью.  4. Сундуки. Греки хранили свою одежду в сундуках различной величины.   * Древние изображения на вазах показывают нам устройство и размеры самых больших из таких сундуков. Внутри них свободно могло поместиться двое взрослых людей. Крышка у них была плоская и открывалась на петлях. Они обычно стояли на невысоких ножках в форме звериных ног. Сундуки, куда прятали серебро, документы и драгоценности, помещались, как правило, в самой отдаленной части дома (Саглио. Словарь древностей).   Не думаю, чтобы в глубокой древности были известны комоды с выдвижными ящиками или стоячие шкафы с дверцами. Изображения такого рода мебели встречаются на памятниках только более поздней эпохи. Сундуки для хранения одежды, часто упоминающиеся у Гомера, имели, без сомнения, некоторое сходство с нашими старинными сундуками. Их покрывали изображениями и резными украшениями в виде инкрустаций из металла и слоновой кости. Изображения таких сундуков редко встречаются на памятниках, но зато часто попадаются изображения маленьких ручных ящичков для хранения различных предметов туалета и драгоценностей. В эпоху Гомера вместо замка служила полоска материи, завязывавшаяся узлом. Впоследствии концы этой полосы стали склеивать с помощью особой мастики или воска и опечатывать перстнем-печатью. Позже стали запирать эти ящички замками.  5. Хозяйственная утварь. Среди посуды, предназначавшейся для хранения запасов провизии, пифос занимает первое место по своей величине. Это круглый глиняный сосуд без ножек, оканчивавшийся внизу или заостренным концом, или плоским дном. В первом случае его не делали большим и он закапывался в землю для устойчивости; во втором - он достигал больших размеров и делался с широким горлом. Стамнос походил на пифос, но делался меньших размеров. Бикхос принадлежал к этому же типу. Во всех этих сосудах хранили вино, масло, фиги (инжир), различные соления. Амфорой называлась ваза с двумя ручками, с широким овальным туловом, с шейкой более или менее длинной и с горлышком, пропорциональным объему; часто она стояла на подставке, но часто также заканчивалась острым дном, и тогда ее приходилось или прислонять к стене, или ставить на особую подставку. Кадос - разновидность амфоры. Гидрией назывался род кувшина с третьей ручкой, дававшей возможность погружать сосуд в воду и вынимать его затем оттуда, чтобы поставить на голову. Кофон употреблялся в дороге, а также воинами в походах; это была бутылка с узким горлом, с ручками и с довольно выпуклым туловом; она делалась из особого сорта глины, очищавшей воду от примесей. Таков же был и бомбилиос, из которого жидкость вытекала по каплям, с некоторым бульканьем. Лекифами назывались сосуды на подставке; они были продолговатой формы, имели ручку и предназначались для хранения благовоний. Алабастр - маленький цилиндрический сосуд, немного суженный к горлышку и снабженный двумя ушками, в которых иногда делались отверстия: при помощи нити, продетой в эти отверстия, его подвешивали. Этот сосуд предназначался для хранения благовонных эссенций. Сосуды, употреблявшиеся для смешивания вина с водой за трапезой и при возлияниях, носили одно общее название - кратеры. Кратер представлял собой очень выпуклую вазу с широким горлом, двумя ручками по бокам и с подставкой, придававшей ему устойчивость; впрочем форма кратеров была очень разнообразна.   * У греков не было принято пить чистое вино. Перед пиром слуги смешивали вино с водой в кратерах в определенной пропорции, устанавливавшейся заранее. Затем кратеры ставили на стол, и каждый гость сам черпал из них, когда хотел, или приказывал сделать это рабу-виночерпию (Потье. Словарь древностей). - Золотые, серебряные и бронзовые кратеры часто были среди религиозных приношений. Кратерами пользовались также и для украшения садов; тогда их делали из мрамора.

  Для разливания имелись следующее сосуды: арибалл - широкий снизу и суживающийся к горлышку и похожий, как говорит Атеней, на затянутый шнурком кошель; ойнохоя, хус и прохус - представлявшие некоторое сходство с нашими кувшинами; котиль - обычно служивший для измерения емкости, использовался также и как сосуд для разливания, а за столом им пользовались для питья чистого вина; киаф - род ковша с длинной ручкой, дававшей возможность черпать из кратера, не погружая пальцы в жидкость. Были сосуды для питья: фиала25 - плоская чаша без ручки и без подставки, с несколько выпуклым дном; килик - чаша с двумя ручками, стоявшая на очень грациозной подставке; скифос - большая чаша с двумя ручками, с плоским или заостренным дном; кантара - чаша с высокими ручками и на высокой подставке; кар-хэсион - продолговатая чаша, слегка утолщенная посредине тулова, с двумя ручками, доходившими до дна; и, наконец, ритон или керас, имевший форму рога. Что касается кухонной посуды, то от нее не осталось никаких следов, кроме нескольких вещей. Хитра - котел или большой горшок с двумя ручками; в нем варили мясо и овощи. Иногда ее делали на трех ножках, но обычно она ставилась на треножник. Аэбэс, делавшийся чаще всего из меди, был почти такой же. В наших музеях имеется несколько экземпляров старинных блюд; все они очень массивны, а рыбы, изображенные на них, красноречиво говорят об их прошлом назначении (сюда можно прибавить вертел, кухонную вилку и нож). Калат представлял собой корзину, сплетенную из тростника или камыша, довольно узкую у основания и постепенно расширявшуюся; в нее клали шерсть для ткания ковров и вышивания. Можно было также класть в нее цветы, фрукты и прочие овощи и плоды. Во время обеда хлеб и нежные печенья подавались в плоских круглых или овальных корзинах с ручками. Они служили также для приношений богам; в процессии Панафиней участвовали девушки, называвшиеся канефорами.   *Так называемые ночные горшки были известны грекам. Они составляли необходимую принадлежность пиров и попоек. Они подавались гостям рабами. Есть даже основания для предположения, что отдельный горшок полагался каждому гостю, так как Эсхил и Софокл изображали в своих пьесах, утерянных в настоящие время, пьяных греков, разбивавших эти горшки об головы.  6. Факелы и светильники. Для освещения и обогревания комнат греки уже со времен Гомера пользовались жаровнями на высоких ножках для сжигания сухих дров или стружек. У них были также смоляные факелы, состоявшие из длинных и тонких сосновых лучин, связанных корой тростника или папируса. Позднее придумали подобие футляров из металла или глины с гладкой поверхностью, наполнявшихся внутри смолистыми веществами; они назывались фанами. Эти приборы, как правило, помещались в средину глиняного горшка, куда падали угли и стекала смола. Точное время появления в Греции масляных светильников или ламп неизвестно; во всяком случае, в конце V века они уже были в употреблении. Они делались из глины или металла и были самых разнообразнейших форм; у них имелись два отверстия: одно для заливания масла, в другое вставлялся фитиль. Ночью для освещения улицы пользовались факелами или фонарями - светильниками, вставленными в прозрачный рог. Огонь зажигали от углей, тлевших под пеплом очага; впрочем, греки умели добывать огонь быстрым трением двух кусков дерева, из которых один, заостренный в виде колышка, входил в другой.(Гюль и Конер. Античная жизнь.)  

pti-info.narod.ru

Быт Древней Греции — реферат

Парадный вход в Акрополь — Пропилеи — возведён архитектором Мнесиклом. Позже перед ними на искусственно увеличенном выступе скалы был построен небольшой Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) — символ того, что богиня победы никогда не покинет город. Главный храм Акрополя — беломраморный Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины Девы). Его архитекторы — Иктин и Калликрат — задумали и спроектировали строение настолько пропорциональное, что оно, выделяясь как безусловно самое величественное сооружение комплекса, при этом своими размерами не тяготеет над другими. В старину в центре Акрополя на постаменте, в золотых доспехах, возвышалась грандиозная фигура Афины Паллады (Афины Воительницы) работы Фидия. Эрехтейон — храм, посвященный Посейдону, который в мифологии соперничал с Афиной за право покровительствовать городу. Знаменит в этом храме портик кариатид. Портиком называют открытую с одной стороны галерею, которая опирается на колонны, а в Эрехтейоне колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид.

 

 

 

 

2.5 Изобразительное  искусство

 

Скульптура была любимым  видом искусства эллинов. Статуи богов сооружались в храмах и  на городских площадях, ставились  победителям Олимпийских игр  и крупным драматургам. Овладение, очень постепенное, совершенством  в этом виде искусства восходит к  архаическим временам. Археологами найдены десятки очень похожих друг на друга архаичных статуй двух типов: куросы — статуи обнаженных юношей и коры — драпированные женские статуи. Эти фигуры выглядят еще очень скованно, можно увидеть только попытки передать живое движение.

Шедевры скульптуры, которыми не устает восхищаться человечество, дала миру эпоха древнегреческой  классики. Современниками были большие  мастера Фидий, Мирон, Поликлет Старший. Фидия современники называли «творцом богов». Доныне его главные работы не дошли, судить о них можно только по восторженным описаниям и римским копиям. Статуя Зевса, облицованная золотом и слоновой костью, что находилась в главном храме Зевса в Олимпии, была справедливо причислена к современниками семи чудесам света. Он же создал выдающиеся барельефы и скульптуры Парфенона, в том числе главную статую — Афины Парфенос (Афина-девы).

Мирон достиг высот в  стремлении передать в скульптурном изображении движение человека. В  его знаменитом Дискоболе впервые  в искусстве разрешена задача передачи момента перехода от одного движения к другому, преодолена статичность. В то же время в соответствии с общим эстетическим идеалом, лицо атлета скульптор изображает абсолютно спокойным. Поликлету принадлежит цикл статуй спортсменов — победителей Олимпийских игр. Самая известная фигура — Дорифор (молодой человек с копьем). Поликлет теоретически обобщил опыт своего мастерства в трактате «Канон». Известнейшим творцом женских скульптурных образов был Пракситель. Его Афродита Книдская вызвала множество подражаний. Пропорциональность классических скульптур стала образцом для мастеров многих эпох.

Эпоха завоевания Александра Македонского, последующего краха его  империи, полная страстей, взлетов и  падений человеческих судеб целых  государств, принесла новую атмосферу в искусство. Если сравнивать скульптуры эпохи эллинизма с предыдущим, классическим периодом, то их вид потерял невозмутимость, спокойствие. Художников (Апеллеса, Протогена и др.) начали интересовать душевные порывы, метание людей, их состояние в трагические моменты (например, скульптурная группа Лаокоон). Появляются скульптурные портреты, которые передают индивидуальные черты. Ярким было творчество Скопаса (до нас сохранился скульптурный портрет Александра Македонского). Успехи науки расширили технические возможности искусства. Одно из «семи чудес света» — Колосс Родосский, что представлял собой бронзовую статую бога Солнца Гелиоса.

 

Живописные произведения (фрески, картины) время не сохранило, но об их уровне позволяет судить замечательная  вазовая живопись. С совершенствованием керамической технологии рос её художественный уровень: для архаики характерен так называемый чёрнофигурный стиль изображения (рисовались темные фигуры на светлом фоне), который в классическую эпоху изменился краснофигурным, что сделал изображение более реалистичными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Быт Древней  Греции

 

На повседневную жизнь  и быт древних греков влияли в  первую очередь традиции и уставы отдельных полисов. Но все - таки существовали характерные черты быта, которые объединяли всех жителей Древней Эллады.

Характерные черты быта: дома. Древнегреческие дома были одно и двухэтажными, строились они таким образом, чтобы окна не смотрели на улицу. В центре каждого дома находился маленький двор с разнообразной растительностью, предназначенный для отдыха.

Древнегреческие дома делились на две половины – женскую и  мужскую. Вход в женскую половину дома был допустимым только членам семьи и ближайшим родственникам, в мужской половине находились гостиные.

Примечательным было то, что дома, независимо от благосостояния хозяев не вмещали много мебели. Греки ограничивались только ложами для сна, столами и креслами. Дома знатных греков часто украшались мозаикой и росписью.

Отношение к одежде и  украшениям. Греки не придавали особого значения повседневной одежде: очень часто их шили женщины в домашних условиях. Одежду для торжественных выходов могли заказывать у ремесленников, она была расшита узорами и выполнена из дорогого материала.

И женщины, и мужчины  носили длинные белые рубахи - хитоны. В качестве верхней одежды служил обычный тканевый отрез, мужчины носили его в качестве плаща, а женщины могли красиво завязывать его на плечах, покрывая при этом голову.

Мужская обувь была представлена сандалиями из натуральных материалов, женщины носили туфли и высокие ботинки. Именно древнегреческие женщины впервые начали использовать эфирные масла в качестве духов. Довольно распространенными среди женщин были золотые и серебряные украшения: браслеты, колье, тиары.

Гостеприимность и еда  греков. Древние греки были необычайно гостеприимные, двери их домов были всегда открыты не только для друзей, но и для незнакомых путешественников. В греческой семье не было принято садиться за стол в одиночку, поэтому очень часто друзья или соседи собирались вместе, чтобы поужинать.

Еда греков зависела от их материального состояния. В богатых  семьях на стол подавалась рыба, овощи, фрукты. Бедняки довольствовались выпечкой из ячменя, дешевой рыбой и похлебкой. Но не те, ни другие не обходились без  вина. Вино древние греки разбавляли с водой, потому что считали, что пить чистое вино – это удел варваров.

Отношение к детям  и отношения в семье. Древние греки очень любили детей, поэтому посвящали особенно много сил и времени на их воспитание и образование. Дети посещали школы, где их учили письменности. Особое внимание уделялось физической подготовке, так как в Древней Греции существовал культ здорового и сильного тела.

Греческие мужчины были заняты заработком денег для семьи, основной функцией женщины было воспитание детей и управление домашним хозяйством. Даже если семья позволяла себе иметь рабов, греческие женщины были обязаны все время работать вместе с ними.

Парадоксально, но жены богатых  греков имели меньше свободы, чем  жены бедняков. Малообеспеченные женщины  часто выходили на рынок и в город, состоятельным гречанкам без сопровождения мужа это делать не разрешалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой  истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческая цивилизация -- не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями.         

Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о  чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" -- VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства -- первая в истории демократии.

В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве  Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994

  1. Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», М., "Высшая школа",1990
  2. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997
  3. Лев Любимов «Искусство Древнего Мира», М.,"Просвещение",1971
  4. «Энциклопедический словарь юного историка» М.,"Педагогика-пресс",1993
  5. Н. В. Чудакова, О. Г. Хинн: «Я познаю мир» (культура), Москва, АСТ, 1997 год.   

referat911.ru

Быт и нравы древней греции

tify">распространяться  роскошь. Стены стали украшиваться бронзовыми пластинками, золотом и слоновой костью, стенной живописью. Во внутренней галерее развешивались ковры, вышивные работы, роскошно вымащивался пол.

 

Часть II. Одежда греков.

      Греческая одежда.

    Костюм  греков не подвергался большим изменениям на протяжении многих лет. Это можно  объяснить тем, что греческий  костюм состоял из простых кусков материи, которым греки умели  придавать невероятное разнообразие и изящество.

    Древнейшая  мужская одежда - накидка, называвшаяся гиматием. Гиматий состоял из большого куска материи прямоугольной формы; его накидывали на спину таким образом, что верхний левый конец его перебрасывался через левое плечо и спускался на грудь, а верхний правый конец проходил под или над правой рукой, и остаток его закидывался назад, за спину, опять через левое плечо. Гиматий обыкновенно доходил только до колен и плотно прилегал к телу.

    Кроме гиматии, греки - преимущественно женщины - носили сорочку, называвшуюся хитоном, одеяние, во многом сходное с нашей рубашкой.

    Хламида - плащ фессалийского происхождения, в основном употреблялся юношами и часто составлял единственную одежду их во время торжественных игр и состязаний. Хламида была небольшим в сравнении с гиматией куском материи четырехугольной формы с зашитыми в каждой из четырех углов ее небольшими тяжестями. Она надевалась вокруг плеч и застегивалась пряжкой на правом плече. Но, прежде всего хламида была мантией всадников.

    Естественный  белый цвет в греческой одежде считался наиболее

приличным. Однако в ранний период своей истории  греки носили пеструю одежду из разноцветных материй, получаемых из азиатских материй. Позднейшие греки стали отдавать предпочтение более умеренным тонам, но зато пестрые рисунки на тканях они заменили вышивками. Нижнее платье делалось из белых тканей, верхние накидки пестрели яркими цветами: синим, фиолетовым, желтым, красным, пурпурным.

    Греки носили сандалии и башмаки, которые  зашнуровывались спереди иногда только до лодыжек, иногда же до икр.

    Греки не чувствовали потребности покрывать  голову: в молодости и в старости они ходили с обнаженной головой. Шапку носили только люди, принужденные родом своих занятий большую  часть времени проводить на открытом воздухе: земледельцы, пастухи, путешественники. При встречах шапку вежливо снимали.

    И мужчины, и женщины уделяли большое  внимание убранству волос. Потеря и  даже укорочение волос считалось  страшным позором. Прически женщин были очень разнообразны. Для того, чтобы придать волосам любимый светло-рыжий оттенок, гречанки натирали их едкой мазью и затем подвергали действию солнечных лучей.

    Косметика

    Женщины, проводя всю свою жизнь дома, имели  много свободного времени, что и  побуждало их усиленно заниматься своим  туалетом.

    Исомах увидел однажды свою жену «всю покрытую белилами, с целью увеличить белизну своей кожи, и румянами, - чтобы придать себе поддельный румянец; кроме того, она надела высокую обувь с целью увеличить свой рост». Он порицает ее за подобные ухищрения, «которые могут обмануть только посторонних», и советует ей показываться ему в «простом и приличном наряде».

    От  жены Стрепсиада, по словам ее мужа, всегда пахло «благовониями

и шафраном». Аристофан изображает нам почтенных  женщин своего времени разодетыми и  убранными цветами даже у себя дома, в изящной обуви и в  платьях ярких цветов. Один поэт в Антологии упоминает «о легких материях шафранного и пурпурного цвета, о накладных волосах, надушенных нардом, о белых туфлях, о ящичке для румян и о помадах». Вот, по словам Аристофана, список вещей, составляющих принадлежность женского туалета: «бритва, зеркало, ножницы, восковая мазь, натровая щелочь, накладные волосы, бахрома, головные повязки, шапочки, растительные румяна, белила, духи, пемза, шнурки, сетки, покрывала, румяна, ожерелья, карандаши для глаз, полотняное платье, эллебор, пояс, короткий плащ, длинное платье, завивальные щипцы, серьги, подвески, браслеты, пряжки, кольца для ног, печати, цепи, перстни, мази, футляры, сердолики».

    Искусство скрывать физические недостатки было очень развито. «Если ж мала ростом, она подкладывала пробки в свою обувь; высокая - носит тонкие подошвы и никогда не ходит, не опустивши головы, чтобы уменьшить свой рост. Если у нее узкие бедра, она подвешивала что-нибудь снизу, и прохожие восклицают при ее виде: какие роскошные формы! Если у нее большой живот, она требует, чтобы ей сделали грудь как у комических актеров, - когда она встанет, то ее живот покажется вдавшимся назад, как будто ее втянули крючком. Если у нее рыжие брови, то имеется черная краска, чтобы подкрасить их. Если она черна, ее покрывают белилами. Если она слишком бледна, употребляют румяна».  

 

    Общая картина жизни

    У греков менялся семейно-брачный  обычай. Во времена Гомера жених  выкупал невесту, давал ее родственникам  богатые дары. В эпоху архаики  все больше входило в обычай наделять невесту приданым. Основой брачного союза было соглашение между родственниками новобрачных. После совершения положенных жертвоприношений и вознесения молитв богам - покровителям брака и семьи - начинались свадебные торжества  и пиры в доме отца невесты, в которых  принимали участие и женщины. Заходило солнце - и свадебная процессия  провожала невесту в дом ее мужа, распевая гимны в честь бога Гименея.

    Восточные влияния видны в погребальных обрядах. Появились профессиональные плакальщицы, бившие себя в грудь  и рвавшие на себе волосы, причитая над умершим. После ритуального оплакивания, обмывания и умащения тела благовониями на следующий день совершалось собственно погребение: под аккомпанемент флейт и рыдания плакальщиц покойного несли на кладбище за городом. При этом не забывали вложить умершему в рот монету - как плату Харону, перевозившему души умерших в царство Аида.

    Скромным, неприхотливым был и стол афинян. Герои Гомера не могли обходиться без мяса, жители же Афин эпохи архаики  и V в. до н. э. питались прежде всего овощами: луком, чесноком, салатом. Излюбленное блюдо - рыба. Очень много рыбы, в особенности маринованной и соленой, доставлялось с берегов Черного моря. Оливки, фиги и неизменная ячменная лепешка завершали меню простого афинянина. Однообразие и скудность повседневного бытия греки оживляли симпосионами - пирами. В зал, где пировали греки, вносили кратеры с вином и закуски: сыр, оливки, дыни. Вино смешивали с водой, чаще всего в соотношении 1:3. Пить чистое, неразбавленное вино считалось варварским обычаем.

    Как именно будет проходить пир, решал  симпосиарх, который и определял, из каких сосудов пить и в какой пропорции смешивать вино с водкой. Во время симпосиона пели песни; особенно популярной была песенка о Гармодии и Аристогитоне, убийцах тирана Гиппарха, сына Писистрата. Уже в эпоху архаики греческий симпосион часто становился поэтическим турниром, состязались в риторике. Участники симпосионов не чуждались обычно и простых игр и забав вроде популярнейшего тогда коттаба, требовавшего от игроков умения определенным способом вылить остатки вина из чаши, или игры в кости. Еще привлекательнее делало пиры присутствие гетер или хотя бы флейтисток или фокусников. Участвовали в симпосионах только мужчины, высоко ценившие эту возможность дружеского общения. В Афинах, как и вообще в ионийских областях женщина пользовалась малой свободой. Подобно восточным женщинам, афинянки проводили время дома, в хлопотах по хозяйству.

    Коттаб. Эта игра, вывезенная из Сицилии, сделалась необходимой принадлежностью каждого пира. Ею забавлялись во время каждого пиршества (σνμπόσιόυ). Она заключалась в том, что после каждой выпитой чаши оставлялось на дне небольшое количество вина; затем брали эту чашу одним пальцем за ручку, сообщали ей размах и выплескивали остаток вина на противоположную стену залы, в которой проходил пир, или в какой-нибудь заранее определенный пункт. В то же время играющий задумывал про себя или произносил громко имя любимого лица и, судя по точности, с которой жидкость падала на назначенное место, или по тому шуму, который она производила при этом, заключял о том, отвечало ли это лицо ему взаимностью или же было равнодушно к нему. Исходя из этой основной мысли, воображение пьющих изобретало сотни различных комбинаций. Кто-нибудь выбирался распорядителем этой игры, ц а р е м; она обращалась в род состязания, имела своих победителей, свои призы, даже свои ставки и штрафы.

  1. Древняя семья

 В Греции в древние времена семья (род) значительно отличалась от того, чем  она стала позднее, в V и IV веках. Первоначально  она была очень многочисленна и ее члены жили все вместе под одной крышей. Гомер, не делающий никакого различия между греками и троянцами, так описывает дворец Приама: «Внутри его было пятьдесят помещений, построенных одно возле другого из тесаного камня. Там жили сыновья Приама вместе с женами. С другой стороны, на женском дворе, возвышались одно возле другого двенадцать помещений, где жили с целомудренными супругами зятья царя».

 Впоследствии, когда род был заменен семьей, понимаемой в современном смысле слова, его пытались рассматривать  как фиктивную ассоциацию, где  родство было ни при чем. Однако мы знаем, что к членам одного и того же рода прилагался эпитет вскормленные одним молоком, а это, несомненно, указывает на родство по крови. Впрочем, входили ли туда по праву рождения или по усыновлению, это особого  значения иметь не могло, так как  усыновленный становился как бы настоящим  сыном; его присутствие не было нарушением правила, требовавшего, чтобы все  родственники были одной и той  же крови; приобщение его к культу новой семьи совершенно порывало его связь с естественным отцом  и давало ему нового отца, того, кто  усыновлял.

 Таким образом, род был союзом людей, происходивших  от одного общего предка, но при этом было необходимо одно условие. Эти люди входили в состав рода и были в  родстве друг с другом только в  том случае, если они были связаны  происхождением по мужской линии  с этим более или менее отдаленным предком. Дети сестры и брата были друг для друга совершенно чужими.

 Глава семьи обладал очень сильной  властью. Таковым обычно был отец. Если отец умирал, власть его переходила к его старшему сыну, и в этом случае самый старший из живых  братьев становился тем, что называлось pater familias Впрочем, известно, что слово pater «заключало в себе не идею отцовства, а идею власти» (Фюстель де Куланж) и, собственно, служило для обозначения высшей власти богов. В принципе у греков отец имел абсолютное право на жизнь и смерть своих детей. Даже без всякой вины с их стороны он имел право их убить. Лаю оракул предсказал, что его сын Эдип будет виновником его гибели; чтобы избежать этой опасности, он бросает его одного в пустынных горах. Встречные ветры мешают отплытию ахейского2 флота. Агамемнон не колеблется принести в жертву свою дочь Ифигению для того, чтобы смягчить немилость богов. Тем более отец имел право распоряжаться смертью детей, если они были в чем-либо виновны. Дракон не назначает никакого наказания за отцеубийство, потому что право наказания за это преступление принадлежало исключительно главе семьи. В Афинах известна была история об одном архонте3 конца VIII века, который в наказание за плохое поведение отдал свою дочь на съедение лошади. До Солона отец имел право продавать своих дочерей, а брат — своих сестер, если только он был главой семьи. Совсем необязательно, чтобы они совершили какой-либо недозволенный поступок, для этого достаточно было одной бедности. Древние законодатели Солон, Питтак, Харонд признавали за отцом право прогнать сына в случае его непочтительного отношения. По Гомеру, брак является договором, заключаемым между двумя главами семей; чаще всего будущих супругов и не спрашивали. Подарки, подносимые женихом своему будущему тестю, являлись настоящей ценой невесты; иногда даже происходил как бы аукцион по продаже девушки. В семье обязанностью женщины было послушанье. Пенелопа спускается из своей комнаты, чтобы попросить певца Фемия прекратить досаждавшее ей пение. Как только она появилась, закутанная в покрывало, на пороге комнаты, ее сын Телемах сразу же обратился к ней с такими словами: «Вернись к себе и займись своим делом — веретеном и полотном; присмотри за служанками, чтобы они сделали свои дела; разговор же предоставь мужчинам, а в особенности мне, хозяину в этом дворце».

 Все это показывает нам, что эллинская  семья в начале управлялась деспотически своим главой. Власть отца устанавливала между всеми ее членами тесную связь и мешала распаду этой группы. Без сомнения, время от времени из нее или изгонялся какой-либо недостойный, или кто-нибудь сам выходил по доброй воле, из непокорства или желания поискать свое счастье в другом месте. Но те, кто оставался возле главы, были для него как бы подданными самодержавного владыки. Они все действовали заодно. Если кто-либо из них брал что-либо в долг у постороннего, за долг отвечали все сообща; если один из них становился жертвой или виновником какого-либо преступления, вся семья объединялась, чтобы вознаградить или требовать возмещения за причиненный ущерб. Семья владела имуществом, оно, особенно недвижимое, составляло коллективную собственность всех. Земля же не принадлежала главе; она принадлежала целому роду, а глава семьи являлся, так сказать, только ее стражем и хранителем. Больше того, каждое поколение, наследовавшее это неделимое наследство, было обязано передать его следующему, по меньшей мере в том виде, в каком оно его получило, так что каждое поколение в действительности являлось только одним звеном в существовании семьи; и оно не имело права присвоить себе плоды долгой работы, выполненной теми, кто жил раньше; оно могло пользоваться этими плодами, но было необходимо, чтобы и их преемники также воспользовались ими в свою очередь. Платон точно воспроизводит идеи древних относительно этого, когда говорит: «Я не смотрю ни на вас, ни на ваше имущество как на принадлежащее вам, но как на принадлежащее вашей семье, столько же и вашим потомкам, сколько и предкам».

stud24.ru

Повседневная жизнь древних греков

Путешествие в древний мир - Жаклин Динин - Повседневная жизнь ...

 В честь рождения ребёнка двери греческого дома украшались. По тому, какое украшение находилось на дверях, можно было легко догадаться, кто родился. Вариантов было два: оливковые ветви и шерстяные нити. В каком случае вывешивалось каждое из этих украшений? Почему именно эти предметы были выбраны?

Оливковые ветви - в честь рождения мальчика, т.к. мужчины всю жизнь работали, воевали, участвовали в соревнованиях. Победителей соревнований венчали венками из оливы.

Шерстяные нити - в честь рождения девочки, т.к. женщина всю жизнь занималась домашним хозяйством.

 Древние греки устраивали в своих городах водопроводы. Для этого выбирали источник, расположенный на высоком месте, делали углубление, куда собиралась вода. Из него по трубам вода поступала в дома. Насосов не было.

Повседневная жизнь и быт древних греков

На повседневную жизнь и быт древних греков влияли в первую очередь традиции и уставы отдельных полисов. Но все - таки существовали характерные черты быта, которые объединяли всех жителей Древней Эллады.

Характерные черты быта: дома

Древнегреческие дома были одно и двухэтажными, строились они таким образом, чтобы окна не смотрели на улицу. В центре каждого дома находился маленький двор с разнообразной растительностью, предназначенный для отдыха.

Древнегреческие дома делились на две половины – женскую и мужскую. Вход в женскую половину дома был допустимым только членам семьи и ближайшим родственникам, в мужской половине находились гостиные.

Примечательным было то, что дома, независимо от благосостояния хозяев не вмещали много мебели. Греки ограничивались только ложами для сна, столами и креслами. Дома знатных греков часто украшались мозаикой и росписью.

Отношение к одежде и украшениям

Греки не придавали особого значения повседневной одежде: очень часто их шили женщины в домашних условиях. Одежду для торжественных выходов могли заказывать у ремесленников, она была расшита узорами и выполнена из дорогого материала.

И женщины, и мужчины носили длинные белые рубахи - хитоны. В качестве верхней одежды служил обычный тканевый отрез, мужчины носили его в качестве плаща, а женщины могли красиво завязывать его на плечах, покрывая при этом голову.

Мужская обувь была представлена сандалиями из натуральных материалов, женщины носили туфли и высокие ботинки. Именно древнегреческие женщины впервые начали использовать эфирные масла в качестве духов. Довольно распространенными среди женщин были золотые и серебряные украшения: браслеты, колье, тиары.

Гостеприимность и еда греков

Древние греки были необычайно гостеприимные, двери их домов были всегда открыты не только для друзей, но и для незнакомых путешественников. В греческой семье не было принято садиться за стол в одиночку, поэтому очень часто друзья или соседи собирались вместе, чтобы поужинать.

Презентация на тему: "«Повседневная жизнь древних греков» цель ...

Еда греков зависела от их материального состояния. В богатых семьях на стол подавалась рыба, овощи, фрукты. Бедняки довольствовались выпечкой из ячменя, дешевой рыбой и похлебкой. Но не те, ни другие не обходились без вина. Вино древние греки разбавляли с водой, потому что считали, что пить чистое вино – это удел варваров.

Отношение к детям и отношения в семье

Древние греки очень любили детей, поэтому посвящали особенно много сил и времени на их воспитание и образование. Дети посещали школы, где их учили письменности. Особое внимание уделялось физической подготовке, так как в Древней Греции существовал культ здорового и сильного тела.

Греческие мужчины были заняты заработком денег для семьи, основной функцией женщины было воспитание детей и управление домашним хозяйством. Даже если семья позволяла себе иметь рабов, греческие женщины были обязаны все время работать вместе с ними.

Парадоксально, но жены богатых греков имели меньше свободы, чем жены бедняков. Малообеспеченные женщины часто выходили на рынок и в город, состоятельным гречанкам без сопровождения мужа это делать не разрешалось.

Повседневная жизнь древних греков не отличалась особым разнообразием. Мужчины, если они не обучались искусству войны или политики, часто посещали театр, смотрели драмы, трагедии и комедии. Театр занимал особое место в повседневной жизни древних греков. В спектаклях часто обсуждались политические события и религия. Женщинам не разрешалось посещать театры или принимать участие в спектаклях, вместо них женские роли исполняли мужчины.

Жизнь женщин в древней Греции сосредотачивалась на работе по дому, прядении, тканье и прочих домашних обязанностях. Женщины не принимали участия в общественной жизни и в политике, хотя им разрешалось служить жрицами в храмах.

Источники: poistorii.ru, www.nado5.ru, www.worldsculture.ru, kopilkaurokov.ru, klassnye-chasy.ru

Это интересно

Рекламные пневмофигуры

Рекламные пневмофигуры являются надувными изделиями, которые изготовлены из плотной ткани. Они могут быть использованы в целях рекламы ...

Мифы про Артемиду

Артемида - богиня-охотница - первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в ...

Бог ветра – Стрибог

В древней Руси мореплавателями очень был почитаем бог ветра Стрибог. На морских островах, где часто пришвартовывались ...

Суд богов

Бог огня Локи и гном Синдри поспорили между собой, заложив свои головы. Чтобы разрешить спор они решили ...

  • Установление империи в Риме

    Эта легенда рассказывает о том, как столкнулись Прометей и Зевс в борьбе за место человека в этом мире. Прометей стал на сторону человека, и несмотря...

  • Черный камень Каабы. Часть3

    Лемурия имеет еще одно название, которое употребляется реже – континент Му. Об этой удивительной цивилизации, как и о затерянной Атлантиде, сегодня напоминают множе­ство развалин, скульптур, а...

objective-news.ru


Смотрите также