Керамика древней греции. Исследовательская работа по теме " Керамика Древней Греции"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Греческая керамика — стиль, сюжет, расцветка…. Керамика древней греции


История возникновения керамики - Славянск-город керамиков

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни. Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита. Однако, найденные в 1993 году горшки из Сяньжэньдон слеплены 20 тысяч лет назад. Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. 

Древнегреческая керамика благодаря своей относительной долговечности является хорошим археологическим материалом для изучения искусства, быта и истории Древней Греции. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и в эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н.е. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространенной находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить ее можно во всем ареале расселения древних греков. Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, который использовался для хранения, приема пищи, в обрядах и празднествах. Изделия керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Пройдя сильный обжиг, устойчивы к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческий вазопись незаменим при установлении возраста археологических находок. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцы, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцы "служебные" имена. Они отражают либо тематику росписи и ее характерные черты, либо указ

sites.google.com

Керамика Древней Греции и греческих колоний

Просмотры: 1 277

Роль Греции в истории искусства, как и в истории мысли, несоизмерима со скромными размерами ее территории. Влияние греческого искусства распространилось далеко за пределы Греции на запад и на восток, оно ощущалось в течение долгих веков и сохранилось до наших дней.

Протокоринфская ойнохоя. VIII в. до н. э.

Греки явились на смену народов, населявших ранее материковую Грецию и острова, и сформировались как нация примерно к VIII в. до н. э. Нашествия племен, двигавшихся, по- видимому, с Дуная, и наиболее мощное из них — нашествие дорийцев — смели огнем и железом эгейскую цивилизацию.

Отличительной чертой греков было стремление к независимости. Несмотря на то, что все они говорили на одном языке и имели общую религию, их города постоянно соперничали и воевали друг с другом. Древнегреческая демократия была, в сущности, олигархией, свободные граждане составляли незначительное меньшинство по сравнению с массой рабов и метеков, часто втрое и вчетверо более многочисленных.

Одним из важных последствий такого положения было то, что недовольные, политические изгнанники, искатели приключений покидали пределы страны, и

Родосское блюдо с лотосами из Делоса. VII в. до н. э.

начиная с VII в. до н. э. греки начали основывать колонии на востоке и на западе. Их поселения служили источником распространения эллинской культуры в районах, прежде ее не знавших. Богатые греческие купцы из далеких колоний любили роскошь и, не довольствуясь товарами из метрополии, заказывали различные изделия местным ремесленникам, что приводило к созданию самобытных художественных школ, в частности в керамике.

За пределами метрополии греки обосновались: к северу от Пелопоннеса в Македонии и на побережье Дарданелл; к западу — в Южной Италии и Сицилии, на юге Франции и Испании; на востоке они расселились от Трои до Родоса, по северному побережью Черного моря, в Крыму и на юге Украины. Наиболее значительное влияние греческое искусство оказало на искусство Древнего Рима, а в новое время — на искусство Возрождения и стиль ампир.

Если мы ничего не знаем о греческой декоративной живописи, то в области керамики мы располагаем обширнымисведениями, ибо до нас дошли тысячи разнообразных сосудов. Первые образцы греческой керамики стали нам известны по раскопкам некрополя в Этрурии. Эти раскопки дали большое количество античной керамики, и поэтому все греческие вазы в течение некоторого времени назывались этрусскими, затем были найдены сотни ваз в Греции, на островах и в областях, с которыми Греция торговала, главным образом в Италии, где жили этруски, и в Крыму, где жили скифы. Упомянем на территории Франции раскопки некрополя на горе Энзерун близ Безье, а в Италии — в Спине близ Феррары, давшие интересные находки за последние полвека.

Обилие греческой керамики объясняется необычайно широким ее распространением и использованием. Керамические изделия служили для обиходных надобностей: домашняя посуда, тара для перевозки и хранения жидкостей, чаши для питья, бутыли для масла, флаконы для благовоний или мазей. Керамика использовалась и в торговле: кувшины и амфоры служили для хранения оливкового масла, вина и других продуктов; применялась она и для культовых нужд: вазы для жертвенных возлияний, сосуды для церемоний бракосочетания, погребальные урны, амфоры для масла, служившие наградой победителям Панафинейских игр. На некоторых из них изображено производство керамических изделий. На коринфском сосуде VI в. до н. э. (Париж, Лувр) мы видим сидящего горшечника; повернувшись налево, он одной рукой вращает гончарный круг, а другой формует изделие. Два готовых сосуда подвешены сверху и слева от мастера.

Две пирующие гетеры. Деталь краснофигурной гидрии работы мастера Финтиаса. Около 510 г. до н. э.

Материалом для керамики служила красная глина. Изделия формовались на гончарном круге, сушились, полировались, расписывались и,

Краснофигурная пелика с изображением сцены жертвенного возлияния. Первая половина VI в. до н. э.

наконец, подвергались обжигу при температуре примерно в 900°. Узор наносили черным блестящим лаком, который получали из закрепляемой с помощью уксуса смеси поташа (золы) и глины. Высокая ‘температура по-разному воздействовала на окрашенные и неокрашенные участки сосуда. Примесь окиси углерода в дыме играла важную роль при обжиге.

Существовали два главных вида техники вазописи, исторически сменившие друг друга: чернофигурный стиль, где роспись производилась черным по красному фону глины, и краснофигурный, где фон окрашивался черным, а незакрашенная глина образовывала декор. Белая краска употреблялась редко, еще реже встречаются другие цвета. Некоторые сосуды из красной глины окрашены черным лаком и не имеют никакого узора, ни живописного, ни гравированного. Они хороши своей строгой и изящной формой. Один из кубков, хранящихся в Национальной библиотеке (Париж), украшен магическим изображением глаз и объединяет в себе три разных технических приема: черный лак с гравировкой, подкрашенный белой и пурпурной краской; тонкий черный рисунок по незакрашенному красному фону; черный непрозрачный люстр.

Чернофигурный кратер из Цере. Вверху — Геракл у Еврита, внизу — скачки. VI век до н.э.

Формы греческой керамики чрезвычайно разнообразны. Чаще всего встречаются около двадцати видов, всего же насчитывается более 350 видов. Упомянем также и фигурные вазы в

форме людей и животных, например в форме женской головы, италийские вазы в форме дельфина (Париж, Музей Пти-Пале), в форме собачьей головы, в виде оленя (Феррара, Археологический музей).

В наше время мы привыкли придавать большое значение личности художника, и были сделаны попытки выяснить имена авторов греческой керамики. В ряде случаев это оказалось нетрудным, поскольку некоторые изделия подписаны. Мы находим надписи различного типа: иногда обозначено имя горшечника или имя художника; иногда указаны оба автора, как, например, на знаменитой «вазе Франсуа»: «Эрготим сделал меня, Клитий расписал» (Флоренция, Археологический музей). В тех случаях, когда один мастер и сделал и расписал изделие, мы узнаем это из соответствующей надписи. На стамносе VI в. (Брюссель, Музей искусства и истории) мы видим изображение мастера Смикроса в минуту веселья, сделанное им самим. Мы знаем имена прославленных керамистов: в чернофигурном стиле — Эксекий, Амасис, Анакл, Никосфен; в классическом краснофигурном стиле: Эпиктет, Евфроний, Андокид, Гиерон, Дурис, Бриг, Мидий. От художников более поздних эпох нам зачастую ничего не осталось, кроме их имен, здесь же сами произведения говорят о своих создателях.

Иногда в процессе изучения деталей вазописи археологи делали вывод о принадлежности различных изделий одному автору, которого они условно именовали «Мастер Пана», Берлинский мастер и т. п. в ожидании находки, которая откроет нам подлинное имя художника.

Аттическая племохоя без орнамента. Конец VI в. до н. э.

Некоторые сосуды не имеют никакого декора, и их художественные достоинства зависят исключительно от гармоничности формы; такова племохоя конца VI в. (Женева, Музей). В вазописи нашли отражение все стороны жизни греков, среди мотивов преобладали изображения людей. На керамических изделиях мы встречаем жилые комнаты, мебель, известную нам только по этим изображениям, хозяйственную утварь, труд мужчин, их отдых и игры, работу женщин, картинки воспитания детей, сражения, фигуры воинов (вкл. XII), погребальные обряды. Наряду со сценами повседневной жизни мы находим сюжеты из эпической поэзии (Илиады и Одиссеи), лирики (Сафо и Анакреон), комедий; изображение зданий, статуй, фресок, сценки игры на музыкальных инструментах, танцы: мифологические и ритуальныесцены. Перед нами проходит вся жизнь, представленная иной раз с предельной откровенностью, так что на вазах можно встретить картинку попойки и другие сюжеты, взятые из жизни.

Рассмотрим на нескольких примерах использование декоративных мотивов. На аттическом канфаре с геометрическим декором (Мюнхен, Гос. античные собрания) мы видим извилистый узор, опоясывающий горло; на средней части тулова под несколькими горизонтальными полосами помещен фриз с розеткой из восьми лепестков в окружении крестов с изломанными концами. На знаменитом лаконском кубке Аркесилая из Кабинета медалей Национальной библиотеки (Париж) профиль украшен пальметтами, завитками, копьевидными гребешками и пунктиром. Мотивы меандра, ромба, треугольника, круга и полукруга нашли наибольшее применение в протогеометрическом и геометрическом стиле; примером может служить большая амфора из Копенгагенского музея.

Греческую керамику разделяют на стили:

  • протогеометрический, X в. до н. э.,
  • геометрический, IX—VIII вв. до н. э., из Аттики и Кикладских островов;
  • ориентализирующий, VII в. до н. э., из Афин, Коринфа и Киклад;
  • протокоринфский и коринфский, 675—550 гг. до н. э.; родосский, того же времени; аттический архаический чернофигурный, 625—550 гг. до н. э.;
  • аттический классический чернофигурный, 550—520 гг. до н. э.;
  • аттический архаический краснофигурный, 525—470 гг. до н. э.;
  • аттический классический краснофигурный, 470—450 гг. до н. э.;
  • аттический с белым фоном, 475— 440 гг. до н. э.;
  • греко-италийский, VI—III вв. до н. э., из Керчи и Южной Италии;
  • эллинистический, III — I вв. до н. э, из Малой Азии и Египта.
Пиксида с крышкой. Аттический геометрический стиль. VIII в. до н. э.
Погребальный кратер аттического геометрического стиля. Глина. VIII в. до н. э.

Приведенные даты являются, разумеется, приблизительными, например, чернофигурную керамику изготовляли и в архаический краснофигурный период. Тем не менее каждый из выделенных периодов имеет свои определенные черты. Так, в протогеометрическом стиле создавались сосуды с гармоничным и сдержанно величавым декором. Геометрический стиль интересен тем, что, с одной стороны, в вазах разрабатывались чисто геометрические мотивы, давшие ему название; с другой — в этот же период создавался декор из фигур людей и животных, который отличался смелой стилизацией и давал замечательный декоративный эффект на фризах: вследствие стилизации фигуры кажутся скорее узорами, чем изображением живых существ. Линии рисунка этого периода почти всегда ломаные, но иногда мы встречаем и красиво изогнутые линии, например на ойнохое из Вюрцбурга. Практиковался и рельефный декор, как, например, на родосском пифосе (Париж, Лувр) или кикладской амфоре из Миконоса, где дано изображение троянского коня с воинами, выглядывающими из маленьких окошек.

В стиле керамики VII в. до н. э. имелся ряд черт, ценных в декоративном плане. Наибольшими достоинствами отличались родосские и коринфские изделия с фигурами животных, расположенных горизонтальными полосами. Бегущие или идущие животные взяты и из реального мира (козы, птицы, быки) и из мифологии (крылатые грифоны, сирены— птицы с женской головой). Среди керамических изделий известно также несколько небольших фигурных сосудов, как, например, знаменитая ваза в форме совы (Париж, Лувр).

На VI в. до н. э. приходится расцвет аттических стилей, архаического и классического чернофигурного, а затем краснофигурного, от которых уцелело много

Ойнохоя ориентализирующего стиля с двумя рядами животных. Родос. vii в. до н. э.

образцов. Упомянем вазу из Лана, отличающуюся удачным декоративным расположением листьев плюща на стебле и шашечным окаймлением композиции с двумя танцующими менадами. На амфоре из Альтенбурга с необычайной живостью изображены танцоры, разгоряченные вином. Некоторые вазы вовсе не имеют росписи и хороши совершенством формы и красотой блестящего черного лака. Есть и фигурные сосуды, замечательные точностью наблюдения и передачи физического облика; таков сосуд для благовоний (арибалл) из Лувра с изображением женской головы, с одной стороны, и головы негра, с другой; интересен и канфар из Мюнхена.

Троянский конь, деталь рельефного декора кикладской амфоры. VII в. до н. э.

Некоторые изделия имеют белый фон, как, например, ойнохоя, подписанная Харином (Лондон, Британский музей). Среди краснофигурных сосудов упомянем гидрию из Мюнхенского античного собрания (илл. 362), на которой изображены две пирующие гетеры, не менее веселые, чем танцоры с Альтенбургской амфоры; сцены пиров всегда давали художникам повод для выразительных композиций. Мы закончим обзор керамики упоминанием больших амфор, которые давались в виде приза победителям спортивных игр на Панафинеях. На этих амфорах изображали Афину.

Кроме ваз керамисты изготовляли курильницы (илл. 367) и элементы архитектурного декора: фризы с пальметтами, направленными вверх или вниз, и под ними ряд голов Горгоны (Париж, Лувр): фрагмент рельефа из раскрашенных кирпичей, на котором под лепным валиком изображен всадник на лошади, испуганно метнувшейся от преследующего его крылатого грифона. оскалившего грозный клюв. И наконец, общеизвестны грациозные статуэтки из Танагры и Мирины (илл. 368 и 383) и карикатурные головы из Смирны.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

iskusstvoed.ru

Тема 3. Керамика Древней Греции. Жаккардовая ткань в интерьере. Керамика Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Архитектура Древней Греции

1. Архитектура Древней Греции

Сооружения древнегреческой архитектуры смело можно назвать огромными произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного...

Возникновение музея как феномена культуры

1.1 Мусейоны Древней Греции

В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т.д. Несомненно...

Возникновение музея как феномена культуры

1.2 Коллекционирование в Древней Греции

Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания...

История грима

1.4 Костюм Древней Греции

В VII - I веках до н.э. в южной части Балканского полуострова расцвела 1 замечательная культура Древней Греции. Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира...

История грима

1.5 Прически Древней Греции

Парикмахерское искусство Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемкими и занимали массу времени. Возможно...

История развития риторики как науки

Ораторское искусство древней Греции.

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы-- в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера...

Керамические сосуды античности

1. Керамические сосуды Древней Греции

Художественное наследие Древней Эллады - одна из двух составных частей великой античной культуры (другое - искусство Древнего Рима), определяющих сущность всего европейского эстетического творчества. Древние эллины, или греки были небольшим...

Костюм как средство коммуникации

Сияние Древней Греции

И не будешь иных богов ты почитать, Кроме тех, кого сами мы славим: Безграничного Воздуха ширь, Облака и Язык - Вот священная тройца! Аристофан Древняя Греция жила своей жизнью. Каждое общественное собрание походило на всенародный праздник...

Культура греческой античности

5. Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: · гармония, · уравновешенность, · упорядоченность и красота форм, · четкость...

Культура Древней Греции

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя...

Культура Древней Греции

1.4 Искусство Древней Греции

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса...

Культура косметики разных народов

1.2 Косметика Древней Греции

косметика уход кожа декоративный В XII-VIII вв. до нашей эры - во времена Гомера - гречанки уделяли много внимания уходу за кожей лица и тела, а вот декоративная косметика была им практически незнакома...

Своеобразие римской культуры

1.1 Культура Древней Греции

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: "греческое чудо", на котором так настаивал Шлиман...

Скульптура Древней Греции

1. Скульптура Древней Греции

...

Укладка волос холодным способом

1.2 Прически и стрижки Древней Греции

В Древней Греции существовали многочисленные способы выполнения мужских и женских стрижек и причесок. Сама процедура причесывания напоминала обряд, поскольку длилась порой несколько часов и требовала немалого труда...

cult.bobrodobro.ru

Греческая керамика - стиль, сюжет, расцветка...

Изготовление различных керамических изделий — одно из самых древних видов гончарного ремесла.Но, бесспорно, именно грекам удалось достичь наивысшей степени мастерства в столь универсальном промысле. Артефакты, найденные в многочисленных исследованиях и раскопках – настоящие шедевры, поражающие красотой, изяществом и виртуозностью в исполнении. Сегодня сохранилось немало литературных источников, в которых описаны определённые детали гончарного искусства, способы изготовления и обработки глиняных изделий.

Греческая керамика

Но чем особенно запоминается греческая керамика, так это уникальным искусным декором.Характерной особенностью сделанных в Древней Греции сосудов является их мастерская роспись. У истоков аттической керамики стояло изготовление массивных декоративных амфор со сложным геометрическим узором.

керамика грековНа смену ему пришла чернофигурная керамика, известная вплоть до VII в. до н.э. Использование этого стиля предусматривало нанесение силуэтов рисунка тонкой кистью и чёрным лаком. Все последующие элементы вычерчивались или процарапывались на лакированном силуэте. Наиболее древняя роспись этого периода довольно примитивна и начиналась с простых контурных геометрических узоров, но позже можно было увидеть и более сложные рисунки. Контрастность декора достигалась за счёт чёрного лака поверх красной глины, из которой делались вазы.

Тематика узоров достаточна разнообразна. Так, в период геометрического стиля рисунок покрывал почти весь сосуд. В декоре преобладали шахматные росписи, кресты, свастики, штриховка, ленты, точки и т.п. Анималистические или растительные элементы использовались крайне редко.Правда, дипилонские вазы, датированные VIII в. до н.э. имеют более сложный узор.

Позже мастера начали обращаться к мифологической тематике в декоре керамических изделий. В основе композиции изображался некий мифологический сюжет, а геометрические узоры служили обрамлением рисунка.

Уже в VI в. до н.э. использование сюжетов древнегреческой мифологии стало очень распространённым. Художники изображали эпизоды Троянской войны, сражения героев и чудовищ, древнегреческих Богов и другие сюжеты. Декоративная отделка разделяла отдельные сцены и была довольно сдержанной. Позже начали вводиться сцены из повседневной жизни олимпийцев, воинов и обычных людей, которые постепенно вытеснили мифологические сюжеты на задний план.

керамика в греческом стилеКлассическая эпоха греческой керамики отмечена краснофигурным стилем, прямо противоположным чернофигурной росписи. Его расцвет приходится на V в. до н.э. Но элементы чернофигурной росписи использовались ещё эллинистическом периоде.

В краснофигурной технике фон вазы покрывался чёрным лаком, а силуэт изображений оставался незакрашенным. Поскольку сам рисунок оставался светлым (или точнее красным), изображение выглядело более естественно. На силуэте точёными рельефными линиями создавались детали рисунка. Эти филигранные линии выдавливались глазурью из специальной тоненькой трубочки. Различные краснофигурные гончарные изделия изготовлялись ещё в средине VI в. до н.э. и вплоть до IV в. до н.э. К концу IV в. до н.э. мастерство и стиль росписи существенно снизились, и краснофигурная техника пришла в упадок.

Тематика изображений краснофигурного стиля унаследовала основные сюжеты из повседневной жизни. Хотя определённые мифологические сцены в декоре ваз всё же присутствовали, образ человека выходил на первый план. Из типичных сюжетов можно выделить обыденные занятия человека, битвы и пиры атлетов, состязания олимпийцев. Декоративные элементы, такие как меандр, цветки лотоса, становились второстепенными и использовались лишь для обрамления основной композиции рисунка.

керамика греческаяСледует отметить, что изготовить греческий чёрный лак очень непросто – нужно было обладать высоким уровнем мастерства и профессионализма. Постепенно рецепты его приготовления были забыты и вытеснены более простой в производстве керамической глазурью.

Кстати, особо любопытные и изучающие историю, могут произвести заказ авиабилетов и слетать в Грецию, дабы ощутить всю прелесть греческого стиля воочию.

keramoblog.com

Исследовательская работа по теме " Керамика Древней Греции"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 муниципального района

Учалинский район Республики Башкортостан

«Греческая керамика»

Работу выполнила:

Сайфутдинова Лиза Галиповна,

ученица 7«А» класса

МБОУ СОШ №5

Руководитель:

педагог-библиотекарь

Сайфутдинова Зиля Фаритовна

2015

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………......3

2.Раздел 1. Характеристика объекта исследования

1.1. История возникновение керамики…………………………………………..4

1.2. Типы и назначение сосудов………………………………………………….6

1.3. Керамика Южного Урала……………………………………………………7

3. Результаты исследования……………………………………………………8

4. Раздел 2. Изготовление макета вазы……………………………………….9

5. Выводы ………………………………………………………………………...9

6. Список литературы………………………………………………………….10

Приложение

Введение

Занимаясь в одном из кружков ДДЮТ лепкой, я познакомилась с интересным природным материалом – глиной. Оказывается, люди издавна придавали огромное значение глине. Из глины научились делать множество полезных предметов: кирпич, которые сушили на солнце или обжигали в печи, тарелки, горшки для варки пищи, сосуды для хранения масел и зерен, детские игрушки. Недаром существует миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Данная тема мною была выбрана в связи с тем, что изучая культуру Древней Греции на уроках истории, мне захотелось больше узнать о греческой керамике.

Цель исследования: Знакомство с керамикой древнегреческой и керамикой народов Южного Урала, с историей их возникновения.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу

2. Познакомиться с материалами из интернета

3. Изготовление макета вазы

4. Обобщить собранный материал

Объект исследования: Греческая керамика и керамика народов Южного Урала

Методы исследования: Работа с литературными источниками, интернет – ресурсы: www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GRECHESKAYA_KERAMIKA.html

1.1. История возникновения керамики

Слайд 2: Керамика – с греч. «керамос» - глина, то есть изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.

Посуду делали часто и в большом количестве. В сосудах хранилось все самое ценное - зерно для будущего урожая, от которого полностью зависела жизнь человека, Пропадет зерно – нечего будет посадить на следующий год, людей постигнет голод. Поэтому горшки с семенами берегли, их разрисовывали различными магическими знаками, которые должны были отпугнуть злых духов и демонов. Одни племена наносили охраняющие рисунки краской по стенкам сосудов, другие выдавливали магические знаки по сырой глине.[приложение рис.1]

Слайд 3: Существовало три способа изготовления сосудов.

Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4см и длиной 40-50см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались. Так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд.

Размеры гончарных мастерских в древности, вероятно, были очень разными, как и в наши дни. Там существовали и крохотные лавочки бедных или независимых гончаров, работавших вдвоем с подмастерьем, вращавшим круг. Их работы были многочисленны и разнообразны: добыча и очистка глины, ее вымешивание, формовка сосудов на гончарном круге, соединение частей, переворачивание сосудов и окончательная отделка формы, декор ваз,

добывание дерева или древесного угля для печи, топка печи и продажа готовой продукции. Преуспевающие владельцы набирали в свою большую мастерскую штат рабочих, подмастерьев и искусных ремесленников, а сами

выступали в роли старшего мастера или контролера. В Аттике некоторые гончары использовали до дюжины рабочих, однако в среднем в мастерской работало четыре-пять человек.

Орнамент на стенках глиняных горшков оттискивали разными острыми предметами, а потом и специальными штампами.

Вначале орнамент процарапывали острой палочкой на сырой глине. Он выглядел как какие-то волны или линии дождя. Потом стали краем раковины оттискивать более сложные рисунки. Чтобы рисунки были наряднее, края раковины стали зазубривать. Позднее появились штампы из круглых плоских галек, причем подбирали красивые гальки. [приложение рис.2]

1.2. Типы и назначение сосудов

Слайд 4: Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи для хранения припасов. [приложение рис.3]

Слайд5: Амфора – сосуд для хранения оливкового масла и вина. [приложение рис.4]

Слайд 6: Кратеры – сосуд для смешивания вина с водой. [приложение рис.5]

Слайд 7: Гидрии – сосуд для воды. [приложение рис.6]

Слайд 8: Ойнохоя – сосуд для розлива вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом, с венчиком горла в виде трилистника, что позволяло разливать вино одновременно в три чаши. [приложение рис.7]

Слайд 9: Скифос- большая чаша для вина, греки пили вино, разбавляя его водой. Пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по - скифски». [приложение рис.8]

Слайд 10: Канфар– чаша для вина. [приложение рис.9]

Слайд 11: Лекиф– сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд. [приложение рис.10]

Слайд 12: Существовало два вида вазописи. Более ранний – чернофигурный.Черные фигуры на оранжево – красном фоне, сформировался в VI веке до нашей эры. [приложение рис.11]

Слайд 13: В 5 веке фон стал черным, а фигуры – оранжево- красные, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный. [приложение рис.12]

Слайд 14: Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены повседневной жизни, соревнования атлетов. [приложение рис.13]

1.3. Керамика Южного Урала

Изучая греческую керамику, я заинтересовалась тем, как развивалась керамика у башкирского народа. Гончарством башкиры не занимались, творческие искания народных мастеров в течение многих столетий были сосредоточены на наиболее доступном материале – дереве. Однако на Южном Урале керамика появилась в каменном веке.

В греческих книгах, написанных две тысячи лет назад, можно прочесть о далеких Рифейских горах, где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища. Оказывается, они так называли наши Уральские горы. На Южном Урале найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы.

Первоначально основным видом керамики являлась посуда. Однако обжиг, который придает глине водоустойчивость, огнестойкость и прочность, стал применяться только в неолите. При изготовлении керамики применялась ручная лепка. Изготовленный сосуд сушили в тени, затем обжигали на костре или в специальных печах.

Слайд 15, 16: Орнамент на глиняных сосудах Южного Урала богат и разнообразен. Сосуды – острореберные и колоколовидные – украшались богатым и разнообразным орнаментом, нанесенным гребенчатым штампом, резьбой или оттисками заостренного штампа. Для украшения сосудов применяли все основные геометрические фигуры: прямая, наклонная, волнистая или перекрещивающиеся линии, треугольники, квадраты. Ромбы, круги. Основной и наиболее древний мотив – волнистые линии.

Иногда керамика изготавливалась из глины, в которую добавлялись толченные речные раковины, слюда или тальк, отчего поверхность сосудов становилась наряднее и переливалась блестками.

Как мы видим на рисунках: керамика разных культур Южного Урала походила друг на друга по форме – это были большие кругло- или плоскодонные сосуды с высоким или невысоким горлом. Каждый народ украшал одежду, утварь и орудия труда определенными, отличными от других, орнаментом. Так полулунные отпечатки на керамике являют собой изображение следов животных, возможно лося или оленя. Специалисты по угорской этнографии отмечали, что следы, оттиснутые на сосудах, заменяли животных, что совершенно естественно для охотников, постоянно наблюдавших следы зверей и птиц на снегу или на мягкой почве и ассоциировавших их с самими животными.[приложение рис.14,15]

Результаты исследования

Таким образом, в ходе исследования я выяснила, что отличие от греческой керамики, где сюжетами для росписи сосудов служили легенды, мифы, олимпийские игры, в подборе сюжетов для керамической росписи Южного Урала характерны зооморфные мотивы: следы животных и птиц. Мошинская В.И., исследовавшая вопрос о значении плоскостных и рельефных зооморфных изображений на сосудах Южного Урала, предполагает, что подобные изображения имели и охранительное значение для сосудов, и что они, может быть, указывали, для чего данный сосуд предназначен, так как существовал запрет смешивать мясо и рыбу в одном сосуде.

Изготовление макета вазы

  1. Я выбрала форму для будущей вазы и для каких целей она могла бы служить:

Этот сосуд называется – ЛЕКИФ, он используется для хранения парфюмерных масел, благовоний.

  1. Я выбрала сюжет росписи:

Обычно сюжетами для росписи сосудов служили легенды, мифы, олимпийские игры.

Центральную часть моего сосуда заняла роспись с изображением сюжета – СОРЕВНОВАНИЕ АТЛЕТОВ. Орнаментом я подчеркнула форму горлышка и дна сосуда, так как орнаментом украшали менее важные части вазы - ножку и горлышко.

В качестве орнамента я использовала – узор МЕАНДР

Меандр – узор в виде ломанной или кривой линии, с завитками. Есть предание, что давным – давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки, оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент – меандр.

Техника росписи моего макета вазы – КРАСНОФИГУРНЫЙ (фон черный, а изображение имеет цвет обожженной глины). [приложение рис.16]

Выводы

Изучив литературу и различные источники, я пришла к выводу, что керамика и в Древней Греции, и на Южном Урале, выполняла не только практичные функции, но и имела охранительное значение. Особенно мне это удалось увидеть на сосудах Южного Урала.Таким образом, сопоставив образцы керамики древней Греции и керамики Южного Урала, я пришла к выводуЧто между этими цивилизациями существует тесная связь.

Список литературы

  1. Кузеев, Р.Г. Декоративное творчество башкирского народа – Уфа,1978 – стр.140

  2. Матюшин, Г.Н. Археологический словарь - М.: Учебная литература,1996-стр.96-100

  3. Обыденнов, М.Ф. Древнее искусство Башкирии - Уфа: Баш.кн.изд-во,1985-стр.24-25, 32-33, 94-97

  4. Башкирская энциклопедия:т.3-стр.387

  5. Интернетресурсы:www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GRECHESKAYA_KERAMIKA.html

infourok.ru

Керамическое производство в Древней Греции.

Наследие греческой культуры - керамическая посуда.

Керамическое производство —  важная отрасль  ремесленного производства в Древней Греции. Уже в VI в. до н. э. керамическое производство в Афинах далеко опередило в своем развитии аналогичное производство других греческих городов. Существование дема «горшечников» (керамеев), название «Керамик», которое было дано городской ремесленной части Афин, указывают на то, что изготовление художественной и обиходной посуды играло большую роль в системе афинского хозяйства. Уже в VI в. до н. э. в Афинах существовали большие керамические мастерские, использовавшие труд рабов. Факт существования таких мастерских удостоверяется тройной сигнатурой (подписью) на отдельных дошедших до нашего времени вазах: владельца мастерской, гончара и художника, делавшего на вазе роспись; в иных случаях — только владельца мастерской и художника.

Среди афинских гончаров второй половины VI в. до н. э. встречаются немало лиц, носящих негреческие имена, например Амасис, Колх, Талейд и др., указывающие на иноземное происхождение мастеров. Сигнатуры же типа «разрисовал Лидиец», «разрисовал Скиф» принадлежали, по-видимому, художникам-рабам. Существует предположение, что известный художник-керамист V в. до н. э. Эпиктет был также рабом. Другой знаменитый живописец — Дурис, по-видимому, был метеком. Благодаря многочисленным дошедшим до нас изображениям на вазах можно довольно точно проследить процесс работы в керамических мастерских. На одной из ваз, например, художник изобразил добычу глины, на другой, чернофигурной гидрии (кувшине для воды), — несколько сцен, изображающих все основные стадии работы: формовку вазы на гончарном круге, вращающемся ручным способом, осмотр готовой амфоры; на одном изображении мы видим юношу, уносящего только что сформованную вазу; у колонны с палкой в руке стоит старик — хозяин или надсмотрщик, наблюдающий за работой; перед ним —раб, несущий на плечах тяжелый груз древесного угля, другой раб топит печь. Вверху на гончарной печи помещена маска сатира, имевшая некогда магическое значение — по мнению греков, она служила для защиты посуды от злых духов и дурного глаза.

Керамическое производство. Как оно было осуществлено. Кем влялись греческие мастера.

Между отдельными мастерскими и их владельцами существовала жестокая конкуренция. Работая в буквальном смысле бок о бок, афинские гончары прекрасно знали друг друга и часто прибегали ко всевозможным уловкам, чтобы посрамить продукцию соседа и прославить свои изделия. До нас дошла любопытная надпись на одном сосуде: «Вазу сделалЕвтимид, как никогда бы не смог Евфроний». Эта своеобразная реклама своей продукции, придуманная для унижения конкурента, весьма характерна.

В керамическом, как и в металлургическом производстве, ведущей хозяйственной единицей была мастерская, использовавшая труд рабов. В таких мастерских из среды безымянных гончаров особо выделялись специалисты художники. В некоторых случаях для работы в мастерскую приглашались художники из числа граждан или метеков. Привлечь в свою мастерскую известного живописца было, конечно, выгодно, и, может быть, поэтому имена крупных художников (таких, как Эпиктет, Дурис) встречаются на вазах, выпущенных несколькими мастерскими. Очевидно, эти художники работали в них попеременно.

Керамические изделия широко экспортировались на периферию. Эта отрасль производства играла в экономике Афин большую роль. Наряду с изделиями, отличающимися высокохудожественными качествами и тонкостью работы, в Афинах производилась массовая керамика, грубо обработанная, без облицовки и росписи, удовлетворявшая нужды местной бедноты, черепица для зданий, а также сосуды, служившие тарой.

vladhistory.com

Вазопись Греции |

Побывав в Греции, посетив древние города и храмы, накупавшись в теплом море, отведав чудесных местных кушаний, хочется греческая керамикасохранить в памяти воспоминания об этой удивительной стране. Хочется иметь небольшой сувенир, при взгляде на который можно бы сразу мысленно оказаться в Греции. Лучше всего для этого подходит греческая керамика: расписные изделия из глины – символ Эллады.Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – это любые бытовые или художественные изделия, выполненные из глины или глиносодержащих смесей и обожженные в печи или высушенных на солнце.А изготавливать керамические изделия люди научились много веков назад, постепенно совершенствуя мастерство и технику. Несмотря на глубокие различия культур древних народов, у которых оно практиковалось, технические приемы и применение керамики удивительно похожи.Керамика древних греков, особенно афинян, – одно из наивысших достижений этого искусства. К счастью, в греческой литературе описаны некоторые детали производства керамики, а раскопки и исследования помогли создать ясную картину всего процесса.В Греции гончарное ремесло, особенно керамика, возникло под влиянием Востока, но простым ремеслом, удовлетворяющим обыденные нужды, оставалось недолго. Его стали использовать в культовой архитектуре. По легенде, впервые керамика была применена для украшения храмовых фронтонов рельефами из глины в Коринфе, и там же начали изготавливать сосуды с цветными рисунками и пластическими орнаментами.Кроме Коринфа, это искусство процветало на островах Хиос и Самос и в Афинах, где им с незапамятных времен занималось значительное число семей, образовавших многочисленное сословие афинских горшечников. Это сословие имело цеховую организацию и населяло отдельный квартал, получивший название керамикос (квартал горшечников).Афинские горшечники, которые в Афине, Гефесте и Прометее видели своих богов-покровителей, пользовались почетной привилегией поставлять призовые сосуды, раздававшиеся победителям на празднике Панафиней. Эта привилегия способствовала тому, что афинские мастера гончарного искусства вскоре отказались от восточных форм и заменили их национальными.В техническом отношении их изделия уже давно стояли наравне с западными и среднеазиатскими. Глиняная посуда была одним из важных предметов заграничной торговли греков; финикийские купцы вывозили ее даже в Африку.

Особенностью греческой керамики стала ее самобытная роспись. Расписывал изделия либо сам гончар, либо художник-вазописец. Основной темой сюжетов были античные мифы, а затем и сюжеты из реальной жизни. Вазопись древнегреческого периода принадлежит стилю, переходному от геометрического. Орнамент располагается в виде ряда лент, но все большее значение приобретает изображение фигур людей и животных.Свободные места между изображениями мастер заполнял орнаментально-декоративными мотивами — пальметтами, розетками и т.д. Мягкое сочетание бледно-желтой поверхности сосуда с коричневым силуэтом создавало сочную гамму. Особого богатства красочная гамма достигает в коринфских сосудах. Основное цветовое соотношение фона и изображения дополнялось белой, красной и фиолетовой красками.В более поздний классический период Афины славились своими чернофигурными вазами: изображение наносилось черным лаком при помощи кисти и представляло собой только силуэты; детали рисунка процарапывались или прочерчивались поверх лака. Черные фигуры контрастно выделяются на красном фоне глины, из которой сделана ваза.Не менее эффектной была и краснофигурная техника: изображения здесь оставлены некрашеными, а фон вазы покрывали черным лаком. Затем тонкими рельефными линиями выполняли детали изображений. Это придавало росписи более естественный вид, чем в чернофигурной технике, поскольку изображения выделялись светлым (красным) цветом на черном фоне. Рельефная линия создавалась выдавливанием глазури из маленькой трубочки.Греческая керамика отличается чрезвычайно большим разнообразием форм. Чаще всего встречаются около 20 видов, всего же насчитывается более 350. Формы основных типов сосудов обусловливались их практическим назначением.Так, амфора с двумя удобными ручками для переноса предназначалась для хранения вина или масла. Кувшин с устойчивым основанием – гидрия – предназначался для переноски и хранения воды. Широкогорлый кратер служил для смешивания воды и вина во время пира. Чаша для питья вина – килик – имела высокую ножку и две маленькие ручки. Сосуды для черпания вина из кратера – киафы – обладали высокой изящно изогнутой ручкой. Другой характер имели лекифы – маленькие сосуды с одной грациозной ручкой: в них хранили ритуальные масла и благовония. Большой сосуд яйцевидной формы – пифос – служил для хранения зерна.

В наши дни древние традиции тщательно поддерживаются современными гончарами. Высокое качество и изящество глиняных изделий пользуются огромным спросом у туристов, прибывших в Грецию. Здесь в магазинах можно приобрести набор оригинальной керамической посуды, который порадует глаз и обязательно пригодится во время обеда. А в любой сувенирной лавке легко найти различную керамику на любой вкус и кошелек: большие и маленькие вазочки, тарелки, чашки и многое другое. Необходимо только помнить, что изделие, расписанное вручную, не может стоить слишком дешево.

www.greece4all.ru


Смотрите также