Право древней руси урок. Конспект урока: "Общество Древней Руси. Русская Правда" (практическая работа по историческим документам)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории России на тему: "Общество Древней Руси". Право древней руси урок


"Общество Древней Руси. Русская Правда" (практическая работа по историческим документам)

Образовательная цель: изучить содержание «Русской Правды» как важнейшего исторического источника о развитии Руси в XI-XII вв.; на основании анализа текста документа создать характеристику социальной структуры древнерусского общества;

формировать яркие образы-представления об исторических фактах и их интерпретации авторами исторических документов;

Развивающая цель:

приобщать учащихся к исследовательской деятельности как методу освоения новых знаний;

развивать аналитические умения и навыки работы с текстом историческогодокумента;

формировать навыки анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте;

соотносить содержание документа с реалиями современности;

Воспитательная цель:

развитие личность обучающихся;

способствовать формированию критического мышления и умения отстаивать свою позицию;

формулировать и аргументировать личные оценочные суждения.

Технология организации практической работы с историческими документами и источниками

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. Основные категории населения.

Вопросы для обсуждения по ходу работы с текстом и для подведения итогов:

1. На какие две большие группы делилось население Руси в XI-XII вв.?

По какому критерию происходило деление?

Кто входил в состав каждой из групп?

2. Перечислите категории населения, упоминаемые в документах, указав статьи, в которых они упоминаются.

Приведите примеры норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения.

3. Какая статья говорит, что члены общины перестали быть равными в своих правах?

4. Перечислите статьи, защищающие жизненные права.

5. Перечислите статьи, охраняющие имущественные права.

6. На основании какой статьи можно сделать вывод о сохранении кровно-родственных отношений?

7. О чем говорят разные штрафы за убийство?

8. О зарождении какого типа общественных отношений свидетельствуют данные источников? Подтвердите данными источников, что на Руси происходило зарождение феодальных отношений.

9. Проанализировав содержание Русской Правды в различных редакциях, сделайте выводы о тех изменениях, которые происходили в русском обществе и общественных отношениях, в социальном положении различных категорий населения на протяжении X-XII вв. Подтвердите материалом из текста, укажите статьи документа.

Составьте схему (таблицу) «Социальная структура древнерусского общества в XI-XII вв.» (указать статьи и название документа). Внесите краткие записи в таблицу.

смерды

закупы

рядовичи

Холопы, челядь

Документ № 1. РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ

(не позднее 1054 г.)

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

infourok.ru

Тема 2. Государство и право Древней Руси

Поиск Лекций

Вопрос 1. Возникновение Древнерусского государства

 

Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства (VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы. У славян шел распад большой семьи – задруги, в которую входило несколько парных семей, объединенных под властью главы семейства.

На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.

Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию. Она основывалась на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения. Глава племенного союза – князь – вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Но рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, то есть рабы входили в состав владевшей ими семьи.

Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями. В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.

Славяне жили в степи и в лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной. Но в плане военной безопасности она была более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.

Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Племенные союзы восточных славян постепенно перерастали в феодальное государство.Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть–варягам. Затем варяги были изгнаны. Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединения ряда славянских племен.

Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г. Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода. Под его властью находилась лишь часть восточнославянских племен. Помимо этого существовал иной союз племен, объединенных вокруг Киева. В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.

В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.

Первым критиком норманнской теории был М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной.

В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство с самого начала было этнически неоднородным.

 

Вопрос 2. Общественный строй Древней Руси

 

В Древней Руси привилегированное положение занимали члены княжеского рода и княжеские дружинники. В окружении князя выделялись бояре - старшие дружинники князя и княжьи мужи, которые наряду с боярами составляли верхушку княжеской дружины.

Княжескими имениями управляли огнищане. А отдельными отраслями княжеского хозяйства ведали тиуны.

За убийство этих людей устанавливался двойной штраф – 80 гривен. Тогда как жизнь свободного человека стоила 40 гривен, а зависимого – и того меньше. Еще одной привилегией бояр и дружинников был особый порядок наследования. Если у них не было сыновей, то земля их доставалась дочерям. Для всех остальных действовало другое правило – при отсутствии сыновей землю получали либо община, либо князь.

Свободное население состояло из сельских жителей – смердов - свободных крестьян-общинников и жителей посадов, то есть городов (купцы, ремесленники, наемные рабочие и др.).

Личность и имущество свободного человека находились под защитой закона. Эти люди сами отвечали за совершенные ими преступления и по своим обязательствам.

К зависимому населению относились зависимые смерды, закупы, работавшие на феодала за «купу» – заем в виде денег, земли или иного имущества, и холопы - лица, находившиеся на положении рабов, полностью бесправные.

Порядок отработки долга нигде не был определен. И с нарастанием процентов зависимость закупа все более усиливалась.

Закуп обладал некоторыми правами. Хозяин мог наказать его «за дело», но ему запрещалось бить закупа беспричинно. Также его нельзя было продать в холопы и забрать его имущество. Но если закуп убегал от хозяина, то он становился холопом. За закупа, совершившего преступление, имущественную ответственность нес господин. Но в этом случае закуп также превращался в холопа.

Полностью бесправным был холоп.Имущество, которым обладал холоп, было собственностью господина. Холоп не мог выступать в суде. За действия холопа имущественную ответственность нес его хозяин. Убийство холопа приравнивалось к уничтожению имущества.

 

Вопрос 3. Государственный строй Древней Руси

 

Древняя Русь в начале своего существования представляла собой объединение племенных территорий. Оно больше напоминало конфедерацию, чем единое государство. Сохранялись племенные князья. Племена часто выходили из подчинения Киеву, и их приходилось вновь покорять.

Государственным строем Древней Руси была раннефеодальная монархия –форма правления, существовавшая в период становления феодальных государств, при которой монарх не располагал всеобъемлющей властью и вынужден был считаться с мнением своей дружины и народными собраниями.

Во главе Древнерусского государства стоялвеликий князь. Он опирался на дружину. Дружина служила военной силой. А так как государственного аппарата не существовало, то в мирное время дружинники выполняли административные и судебные функции.

Дружина делилась на старшую и младшую. Старшую дружину составляли бояре и княжьи мужи. Младшие дружинники назывались отроками и детскими. Помимо дружины сохранялось народное ополчение. При решении государственных вопросов князь советовался со своей дружиной. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы.

Власть князя ограничивало вече –народное собрание в Древней Руси, состоявшее из всех свободных взрослых мужчин и принимавшее наиболее важные решения.

Также князь был вынужден считаться и с советом, куда входили приближенные великого князя, верхушка его дружины. На местах сохранялись племенные князья. Они также имели свою дружину, вече, совет старейшин.

Для усиления власти великий князь посылал на места своих приближенных – членов княжеского рода или дружинников. Городами управляли наместники, а сельскими поселениями – волостели. Эти лица обязаны были обеспечить сбор дани с местного населения и передать ее в Киев. За свою работу они не получали заработной платы. Но местное население обязано было давать им «корм» в виде продуктов, питания и ремесленных изделий. Также наместникам и волостелям доставалась часть сборов.

Наместники и волостели пытались получить как можно больше с подвластного населения. Иногда они отказывались посылать дань в Киев. Великий князь Владимир Святославич (Красное Солнышко) даже собирался организовать поход против своего сына Ярослава, который, будучи наместником в Новгороде, перестал посылать дань в Киев. Ярослав тоже готовился к войне с отцом и даже нанял в Швеции большие отряды наемников.

Дань собиралась путем полюдья, когда князья с ноября по апрель по льду замерзших рек объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. В процессе сбора дани возникали конфликты. Князь Игорь был убит древлянами за то, что попытался в течение одного года дважды собрать дань. Это заставило его вдову княгиню Ольгу после проведения карательного похода упорядочить налогообложение. Она учредила уроки – фиксированные размеры дани и погосты – специальные пункты сбора дани.

Первоначально не был четко урегулирован порядок престолонаследия. Власть принадлежала не князю лично, а всему роду Рюриковичей. Поэтому после смерти великого князя киевский престол доставался не его сыну, а старшему в княжеском роде. Остальным князьям доставались уделы. Чем более высокое место занимал князь на лестнице старшинства, тем более богатый и престижный удел он получал. Такой порядок престолонаследия получил название очередного, или династического.

Очень часто возникали споры по поводу старшинства. Эти споры разрешались путем договоров или силой оружия. Многие князья были убиты в ходе борьбы за власть.

Первоначально в Древней Руси применялась десятичная, или численная, система управления. Она выросла из военной организации. Население делилось на десятки, сотни и тысячи, возглавляемые десятскими, сотскими и тысяцкими. Затем эта система была перенесена и на административное управление.

Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной. Последняя выросла из соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись слуги, ведавшие отдельными его отраслями (конюшие, чашничьи и др.). Со временем князья стали поручать этим лицам вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Важным элементом политической системы древнерусского общества с момента принятия крещения стала православной церковь. Во главе церкви стоял митрополит Киевский, назначавшийся из Византии. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.

 

Вопрос 4. Древнерусское право

 

Первым источником древнерусского права былиобычаи.Обычай, санкционированный государством,становился правовым обычаем.

Первыми письменными памятниками древнерусского права былидоговоры Руси с Византией. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. Они устанавливали обязательность отчисления десятины в пользу церкви со всех доходов государства и населения. Также в них содержался перечень деяний, подсудных церкви, регулировались брачно-семейные отношения.

После принятия христианства источниками права на Руси стали византийские сборники законодательства. Номоканоны, или Кормчие книги, содержали нормы церковного, гражданского, семейного и уголовного права.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда. Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени. Известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию. Русскую Правду принято делить на три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную.

ВКраткую редакциювходят Правда Ярослава (1–18 статьи), Правда Ярославичей (ст. 19–41), Покон Вирный (ст. 42 – определяла размер отчислений вирнику – лицу, занимавшемуся взысканием штрафов) и Урок мостников (ст. 43 – отчисления на строительство и ремонт мостов). Краткая редакция возникла не ранее 1016 г. и не позднее 1054 г.

Пространная редакция делится на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121). Появилась она не ранее 1113 г.

Сокращенная редакция появилась в XV в. Она представляет собой выборку из статей Пространной Правды.

Уголовное право. Преступление по Русской правде рассматривалось как обида – причинение морального или материального вреда. Закон защищал как личность, так и имущество. Преступление делилось на две стадии – покушение и оконченное преступление. Русская правда знала понятия соучастия, а также рецидива (повторности) – в случае с конокрадством.

Преступление могло быть совершено умышленно и по неосторожности. К преступлениям против личности относились убийство, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, побои, оскорбление. Наиболее распространенным имущественным преступлением являлась кража («татьба»).

Русская правда ничего не говорит о смертной казни. Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление – вид наказания, связанный с конфискацией имущества преступника и продажей его в рабство вместе с семьей.

Поток и разграбление назначался за убийство в разбое, конокрадство и поджог.

Менее строгим наказанием была вира –штраф, назначаемый за убийство.

Существовала также «дикая вира». Она налагалась на всю общину, если на ее территории был обнаружен труп, а общинники не выдали подозреваемого либо не предприняли усилий к поиску преступника.

За тяжкие телесные повреждения взыскивалось полувирье. Иные преступления карались продажей – штрафом.

 

Схема 2.1 Виды наказаний по Русской Правде

Судебный процесс. Судебный процесс носил состязательный характер. Процесс распадался на три стадии:

1) заклич – объявление о совершенном преступлении;

2) свод – лицо, у которого обнаружена пропавшая вещь, должно было указать, у кого эту вещь приобрело, а кто не мог дать объяснения – признавался вором;

3) гонение следа – поиск доказательств и преступника.

 

Схема 2.2 Виды доказательств

 

Гражданское право. Русская правда упоминает вещные и обязательственные права. Обязательства могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом. Если он не мог расплатиться, то мог быть превращен в холопа. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях.

 

Схема 2.3 Виды договоров

 

poisk-ru.ru

Урок "Общественный строй Древней Руси"

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ляпина Марина Геннадьевна

Район

Перевозский

Место работы

МБОУ Средняя школа №2 г. Перевоза

Должность

Учитель истории и обществознания

Общая информация

Тема урока

Общественный строй Древней Руси

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

образовательные: познакомить с основными слоями населения Древней Руси

- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; взаимодействия с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; доказывают свою точку зрения и принимают чужую, если она убедительная

Необходимое оборудование

  • Экран

  • Проектор

  • Ноутбук

  • иллюстрации учебника,

  • карточки с вопросами

  • тест 2 варианта

Дидактическое обеспечение

  • Учебник: История России с древних времён до XVI в. 6 кл. И.А. Андреев, И.Н. Фёдоров.- М: Дрофа, 2016

раздаточный дополнительный материал для работы в группах, слайд-презентация в программе Power Point

Планируемые результаты урока
  • формировать и развивать устойчивую мотивацию учения, расширять оценочную деятельность, овладевать способами обобщения и систематизации знаний, уважать культурные достижения своего народа

Оценить значение исторического и культурного наследия наших предков; применять понятийный аппарат исторического знания, основне хронологические понятия и термины; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы: соотносить историческое время и историческое пространство, ; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников, использовать приёмы исторического анализа: сопоставления и обобщение фактов

  • метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала, собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; анализировать материал учебника и дополнительного материала, привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, работая с различными источниками информации

Коммуникативные УУД: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон, формулировать и аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

тестовый

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Дополнительная

Интернет-ресурсы

ЭОРы

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Время Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

  1. Приветствует учащихся

  2. Отмечает отсутствующих

  3. Обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку.

Берёт психологическую паузу

Приветствуют учителя.

Дежурный сообщает об отсутствующих

Настраиваются на работу

обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящей работе

2. Вводно-мотивационный

Ребята, напомните ,о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Организует проверку домашнего задания.

Ученики отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Тестовый контроль,

индивидуальная работа

3. Актуализация знаний

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях.

Тема нашего урока «Общественный строй на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Сегодня мы поговорим об общественном строе Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Предлагаю вам сегодня поработать по плану:

  1. Города и их роль в Древней Руси.

  2. Жизнь крестьянской общины.

  3. Княжеское общество

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

4. Изучение нового материала

Организация групповой работы:

Разделитесь на 7 групп и получите задание:

1 группа ( п.1, ) Особенности города читают и готовят ответы на вопросы

2 группа (п.2 § 10 ) «Место и роль городов в Древней Руси» и готовят ответы на вопросы

3 группа (п.3 § 10) «Мир свободной крестьянской общины. Деревни и погосты» читают и готовят ответы на вопросы

4 группа (п.3 § 10) Обыграть от первого лица один день крестьянской общины.

Роли: Крестьянин, дети, женщины.

5 группа (п.4 § 10) «Княжеское хозяйство» изучает и отвечает на вопросы, составляет схему вотчины.

6 группа (п.4 § 10) «Княжеское хозяйство» и выполните задание:

составить схему: князь и его придворные.

Группы отвечают на поставленные вопросы, зарисовывают схемы на доске. Учитель по ходу рассказа включает презентацию, в которой отражаются все основные понятия.

Учитель задаёт уточняющие вопросы

самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, ищут ответы на поставленные вопросы, составляют схемы в своих тетрадях

Учащиеся слушают выступление групп, делают записи в тетради, зарисовывают схемы

Работа в группах.

Игровые технологии. Ролевая игра.

Вербальные приём.

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

- А теперь вспомним основные моменты, изученные сегодня.

  •  Перечислите основные части древнерусского города ?

  • Как вы считаете, почему требовалось так сильно укреплять детинец? Какие он выполнял функции?

  • Какие категории населения Древней Руси вы знаете? Определите их место в обществе.

  • Как называли свободных земледельцев – основную массу жителей Руси?

  • Назовите группы зависимого населения Руси.

  • Кто стоял на верхней ступени общественной лестницы Древней Руси? За счет чего они жили?

  • Как на Руси возникли вотчины?

  • Какую группу населения Руси можно сравнить с рабами?

  • Как рост городов и развитие княжеской вотчины влиял на укрепление авторитета князя

А теперь вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси

Учитель слушает ответы корректирует знания учащихся

Отвечают на вопросы учителя

Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока.

Определяют главные причинно-следственные связи событий и процессов, записывают в рабочей тетраде

Обучающиеся подводят итоги, делают вывод, что на Руси существовало неравенство. Категории населения делились на свободных и зависимых.

рост городов и развитие княжеской вотчины влиял на укрепление авторитета князя

Фронтальная работа

6. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы познакомились с древнерусским городом и его ролью в Древней Руси, с категориями населения древней Рус. Выяснили кто относился к зависимым , кто к свободному населению Древней Руси. Оценивание итогов урока

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке с помощью «радуги настроения»

7. Организация изучения домашнего задания

Запишите домашнее задание прочитать параграф 10, ответить на вопросы после параграфа,

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.

задают уточняющие вопросы

Приложение.

Тест по проверке домашнего задания

Вариант №1

1.В каком году умер Владимир?

А)1015г.

Б)983г.

В)1054г.

2.В каких годах правил Владимир Святой?

А)1015-1019гг.

Б)988-1111гг.

В)980-1015гг.

3. В каком году киевляне изгнали Изяслава Ярославича?

А)1097г.

Б)1113г.

В)1068г.

4.Династическое правление – это?

Вариантт№2

1.Укажите годы правления Владимира Мономаха?

А)1113-1125гг.

Б)1073-10176гг.

В)862-879гг.

2.В каком году состоялся княжеский съезд в Любече?

А)1100г.

Б)1097г.

В)1016г.

3.Укажите годы правления Ярослава Мудрого?

А)1019-1054гг.

Б)1015-1019гг.

В)980-1015гг.

4.Как называется произведение, которое Владимир Мономах посвятил своим детям?

Задание для 1 группы: работая в группах, изучите первый пункт § 10 учебника и предположите

1.Что называется городом, из каких частей состоял древнерусский город

2. Зарисуйте схему древнерусского города, используя дополнительный раздаточный материал

3.Чем занимались городские жители , чтобы прокормить себя и свои семьи

Задание для 2 группы: работая в группах, изучите второй пункт § 10 учебника «Место и роль городов в Древней Руси» и предположите

1Каковы были источники доходов князей в городах?

2.Какое занятие имело большое значение в городе?

3.Почему именно знатные люди занимались торговлей?

4.Что такое мыт?

5.Кого называли смердами?

6.Составьте схему о связях городов Др. Руси с другими странами.

Задание для 3 группы: работая в группе, изучите третьим пункт § 10 учебника «Мир свободной крестьянской общины. Деревни и погосты» и предположите

1.Как назывались населённые пункты, где жили свободные крестьяне?

2. Какие правила общинной жизни передавались из поколения в поколения?

3.Чем отличался труд крестьянина в летние и зимние месяцы

Задание для 4 группы: работая в группе, изучите третьим пункт § 10 учебника «Мир свободной крестьянской общины. Деревни и погосты» и обыграйте от первого лица один день крестьянской общины. Роли: Крестьянин, дети, женщины.

Задание для 5 группы: работая в группе, изучите четвёртый пункт § 10 учебника «Княжеское хозяйство» и предположите

1Что такое вотчина. Составить схему вотчины

поле

Задание для 6 группы: работая в группе, изучите четвёртый пункт § 10 учебника «Княжеское хозяйство» и выполните задание

2. Составить схему: князь и его придворные

Заполняют таблицу

Наименование категорий населения

Их место в обществе

Их обязанности

Закупы

– разорившиеся общинники, временно зависимые

Работали на землевладельца за определенную ссуду (купу), занимались сельским хозяйством, бортничеством, солеварением рыболовством, разводили домашних животных, пасли княжеских коней, обслуживали «охотничьё хозяйство»

Рядовичи

Земледельцы, временно зависимые

Работают у землевладельца по договору (ряду)

Холопы

зависимая социальная группа, близкая к рабам

Кормили, поили, одевали, вооружали князя и его дружину

Челядь

военнопленные

Выполняют все поручения управляющего

смерды

зависимая социальная группа

Выполняют все поручения управляющего

Тиун (огнищанин)

доверенный слуга князя

Старший управляющий .Управлял личным хозяйством князя

Задание для 7 группы

Рассмотреть учебный материал

1.Работа с источником – Русская Правда. Приложение №1

И проанализировать документ:

1.Как называется документ, с фрагментами которого вы познакомились?

- О каких группах населения Древней Руси в нем идет речь?

Перечислите их.

- Что можно сказать на основании документа о положении названных групп населения?

Презентация к уроку

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

kopilkaurokov.ru

2. Право древнерусского государства.

Основным источником права Киевской Руси на начальном этапе было обычное право, на которое опирался князь, принимая решения в области суда и управления. Как писал Е. Н. Трубецкой, «под юридическим обычаем разумеются такие правовые нормы, которые сложились путем постоянного применения одних и тех же правил к однородным случаям жизни». Обычаи в течение долгого времени действовали не только в области уголовной, но и в торговой сфере, в брачно-семейной сфере и даже в области публичного права, определяя компетенцию государственных органов, порядок сбора налогов и т.д. По мере развития и усложнения общественных отношений, регулируемых правом, возникает нормативно правовой акт как письменный источник права. Первоначально он опирается на обычай, затем на судебную практику и иностранные заимствования.

Самыми ранними из дошедших до нас письменных источников права являются договоры Руси с греками. В составе летописей имеется текст или пересказ текста четырех договоров: 907, 911, 944 и 971 годов. Договор 907 г. Заключил князь Олег. Согласно этому договору, греки обязались платить дань Руси, кормить приезжающих в Византию русских и давать русским купцам в Константинополе месячное содержание. В ответ русские обязались жить в городе только в одном предместье и входить в город только через одни ворота. Договор 911 г. гораздо богаче по содержанию. Он определяет права и подсудность русских на территории Восточной Римской империи, регулирует отношения между сторонами в случае уголовных преступлений. Так, за убийство договор предусматривает смерть, за кражу – компенсацию в тройном размере, за нанесение увечий – штраф. Регулирует договор и некоторые виды гражданских отношений, например, наследование. В одной из статей говорится, что если русский человек умрет в Греции, не оставив завещания, и у него там не будет родственников, то имущество возвращается к родственникам на Руси. Договор 944 г., заключенный Игорем, сходен по своему значению с Договором 911 г. Он также содержит нормы уголовного и гражданского права, устанавливает правила торговли, определяет процедуру возмещения убытков. Характерно, что данный договор содержит ссылки на «закон русский». Так, вор, возвратив украденную вещь и оплатив еще сверх того, подлежит также наказанию «по закону греческому и по уставу и закону русскому». Что касается Договора 971 г., то он заключен князем Святославом в период его осады в городе Доростоле и потому содержит только заверения о вечном мире с греками.

Следующим дошедшим до нас источником русского права данного периода стала Русская Правда, которая занимает центральное, главное место среди источников права Киевской Руси.

Обычно дошедшим до нас тексты Русской Правды делят на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция, которая является древнейшей, состоит из Правды Ярослава и Правды Ярославичей, а две последние называются Покон вирный и Урок мостников. Краткая правда дошла до нас в двух списках: Археографическом и Академическом, списков Пространной редакции гораздо больше.

В литературе нет единой точки зрения по поводу происхождения, источников и практического назначения Русской Правды. Некоторые исследователи (С. В. Юшков) настаивали на официальном ее происхождении, считая Русскую Правду памятниками княжеского законодательства. Такой авторитетный ученый, как В. О. Ключевский, считал Русскую Правду памятником церковной кодификации, поскольку полагал, что княжескому суду нормы права, основанные на обычаях, и так были известны, а представители духовенства, входившие в состав церковного суда, по своему происхождению были греками и русских обычаев не знали. Но в любом случае Русская Правда позволяет нам получить определенное представление о праве Древней Руси.

Понятие преступления в Русской Правде отсутствует. Там употребляется термин обида, под которыми понимается всякое нанесение физического и морального вреда. Субъектами преступления могли стать только свободные люди, холопы не подлежали полноценной ответственности. Если преступление совершалось несколькими лицами, то все они несли одинаковую ответственность независимо от степени участия каждого. Русская Правда признает смягчающие вину обстоятельства, например, различает убийство на пиру и убийство в разбое, устанавливая за них разное наказание. Более легкое наказание следует за преступление, совершенное в состоянии опьянения.

Основным видом наказания за различный виды преступлений является, по Русской Правде, денежное взыскание. Оно осуществлялось в нескольких видах. Вира – штраф за убийство в пользу князя в размере 40 гривен. За убийство княжеских людей взималась вира в 80 гривен. Дикая вира взималась со всей общины, в которой состоял преступник. Головничество – денежное взыскание в пользу родственников убитого уплачивалось одновременно с вирой. За иные, чем убийство, преступления Русская Правда предполагает продажу (штраф в пользу князя) и урок (выплату потерпевшему). Различные денежные штрафы взимались за оскорбление действие (вырывание бороды), нанесение увечья, нанесения побоев и т.д. Также упоминается такое наказание, как поток и разграбление, то есть лишение личных и имущественных прав. Русская Правда не упоминает о смертной казни, но в тоже время из арабских источников известно, что русы казнили воров через повешение.

Из имущественных преступлений Русская Правда упоминает татьбу, конокрадство, поджог, незаконное пользование чужим имуществом и т.д. Самым тяжким имущественным преступлением считалось конокрадство, за которое назначалось высшее наказание – поток и разграбление.

Судебный процесс по Русской Правде носил состязательны характер. Обе стороны назывались истцами. Если преступник не был известен, его отыскивали при помощи так называемого свода. Свод состоял в отыскании истцом ответчика при похищении вещи. Он начинался с заклича, когда пострадавший объявлял на торгу о пропавшей вещи. Человек, у которого была найдена данная вещь, должен был показать, у кого он ее приобрел, иначе он сам признавался похитителем.

Если преступник бежал, происходило гонение следа (розыск преступника по следам). Если след терялся на территории общины, она сама разыскивала преступника или уплачивал дикую виру.

В качестве судебных разбирательств Русская Правда признавала присягу, собственное признание, ордалии (судебные испытания), свидетельские показания (видоки и послухи). Видоки – те, кто видел преступление, его непосредственные очевидцы, а послухи – те, кто только слышал о преступлении и преступнике. О судебном поединке в Русской Правде не упоминается, но о нем говорят арабские источники. Победивший в поединке признавался выигравшим процесс.

Русская правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая Правда. И там, и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской, и по Салической Правде наказание зависит от социального положения преступника и потерпевшего. Но есть и важные отличия. Так, по словам исследователей С. Кондрашкина и М. Неборского, «ярким отличием древнерусского уголовного права от германского является практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Древней Руси X-XI вв. упоминаний об ордалиях и судебных поединках, которые были неотъемлемой частью судебного процесса германских народов».

Кроме Русской правды, известны также такие памятники древнерусского права, как церковные уставы. До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав новгородского князя Всеволода, Устав новгородского князя Святослава, Уставная грамота смоленского князя Ростислава. В уставах содержатся нормы, посвященные отношениям государства и церкви, правам духовенства, церковному суду. Наибольший интерес представляют Уставы Владимира и Ярослава.

Устав князя Владимира дошел до нас в нескольких редакциях. В этом Уставе, во-первых, установлено, что князь отдает в пользу церкви десятую часть своих доходов от судов, от торговых пошлин, от земли, скота и домов. Во-вторых, Устав перечислял преступления, подлежавшие церковному суду: преступления по семейным делам, чародейство и колдовство, языческие обряды, преступления против церкви и веры, все дела, касавшиеся людей состоявших в ведение церкви. К числу людей церковных Устав относил все духовенство, рабов, отпущенных на волю на помин души, всех престарелых, увечных, вдов и сирот, лекарей и нищих. Также Устав поручил церкви надзор за торговыми мерами и весами. Данный акт считался образцом для позднейших уставов.

Устав князя Ярослава дошел в четырёх списках более позднего времени. В нем церковный суд полностью отделялся от светского, судебные полномочия церкви сужаются, приводить в исполнение приговоры церковных судов поручается светской власти. Суд по уголовным делам даже над церковными людьми поручается только князю.

Лекция 3: Государство и право Руси периода политической раздробленности (XII – XIVвв.)

studfiles.net

Конспект урока по истории России на тему: "Общество Древней Руси"

Конспект урока по истории России

Тема урока: Общество Древней Руси

Цели:

Образовательные:

  1. Формирование представления о системе управления.

  2. Формирование представления о социальной структуре общества.

  3. Формирование представления о правлении Ярослава Мудрого и его сыновей

  4. Формирование представления о Владимире Мономахе.

Развивающие:

  1. Формирование умения работать с текстом параграфа.

  2. Формирование умения пересказывать текст параграфа.

  3. Формирование умения отвечать на вопросы.

Воспитательные:

  1. Формирование ценностного отношения к Отечеству.

Дидактический материал: Учебник История Артемов В.В., Лубченков Н.Ю., ФГОС 2010, примерная программа обучения истории.

Ход урока

Этапы урока

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2.Опрос

Опрос

Назовите дату принятия христианства на Руси.

Почему князь Владимир изменился, став христианином?

В чем заключается значение принятия христианства?

Учащиеся отвечают на вопросы.

3.Новая тема

Общество Древней Руси.

План.

1.Система управления. 2.Социальная структура общества. 3.Правление Ярослава Мудрого и его сыновей.

4.Владимир Мономах.

Закрепление

Оценивание

Домашнее задание

Краткое сообщение

Краткое сообщение

Краткое сообщение

Краткое сообщение

Обобщающая беседа

1.Система управления.

Центральное место в системе управления Русским государством занимал князь. Он был главным правителем и высшим судьей, предводителем войска. По отдельным областям киевский князь рассылал в качестве наместников своих сыновей. Каждый такой удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев.

Князь Владимир и его сыновья правили при помощи своих дружин. Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Так возникла Боярская дума.

При принятии важнейших решений Владимир советовался также со «старцами градскими», т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти «старцы», очевидно, избирались на вечах. Без поддержки веча князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль веча еще больше возрастала. Вече центральных городов отдельных земель стало призывать на правление и изгонять князей.

2.Социальная структура общества.

С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества.

В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боярам земли с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины— передававших по наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования слоя бояр-вотчинников. Предполагается, что значительная (а возможно, и подавляющая) часть боярства происходила из среды местной племенной

знати.

На землях бояр трудились зависимые от землевладельца крестьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных

категорий зависимого населения: рядовичи (заключившие с землевладельцем договор — ряд — об условиях их работы на него), закупы (трудившихся за долг — купу — взятый у землевладельца).

infourok.ru

Планы семинарских занятий Тема Развитие права Древней Руси по Русской Правде (4 часа) (Ефимова Н. А.) Понятие преступления в Древней Руси

скачать Планы семинарских занятий

Тема 1. Развитие права Древней Руси по Русской Правде (4 часа) (Ефимова Н.А.)

  1. Понятие преступления в Древней Руси.
  2. Классификация преступлений.
  3. Виды наказаний.
  4. Обязательственное право. Устав о займах.
  5. Правовое положение закупов.
  6. Наследственное право.
Источники и литература: Российское законодательство Х-ХХ веков в 9 тт. М., 1984. Т.1. Памятники русского права. М., 1952. Вып.1.

Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953.

Юшков СВ. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949.

С/з 2. Тема: «Княжеская власть и церковь на Руси XI-XIII вв.» (2 часа) (Раменская М.Б.)

  1. Преступления против нравственности в княжеских уставах.
  2. Материальное обеспечение церкви по Смоленским уставным грамотам.
  3. Материальное обеспечение церкви в Великом Новгороде.
  4. Княжеская власть и вечевые структуры по «Уставу о мостех».
  5. Торговое право и церковь.
Источники и литература: Российское законодательство Х-ХХ веков в 9 тт. М., 1984. Т.1. С. 134-292. Памятники русского права. Вып. 2. М., 1953. С. 37-53, 160-173. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1076.

Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. XI-XIV вв. М., 1972. Щапов Я.Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М., Л., 1966.

Янин ВЛ. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977.

С/з 3. Тема: «Русское право XIV-XV вв. (По Псковской судной грамоте)» (4 часа).(Петерсон Е.А.)

  1. Псковская судная грамота как памятник права.
  2. Судоустройство в Пскове XIV-XV вв.
  3. Судебный процесс.
  4. Уголовное право по Псковской судной грамоте.
  5. Наследственное право по Псковской судной грамоте.
  6. Обязательственное право по Псковской судной грамоте.
Источники и литература:

Памятники русского права. М., 1953. Вып.2.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 тт. М., 1984. Т.1.

Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980.

Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота : Текст. Комментарий. Исследование. Псков,

1997.

Мартысевич И.Д. Псковская судная грамота: Историко-юридическое исследование. М.,

1951. С/з 4. Тема: «Право России в эпоху Судебников (конец XV - XVI в.)» (4 часа). (Петров Н.Н.)

  1. Составление Судебников.
  2. Общество: правовое положение холопов по Судебникам.
  3. Гражданское право в Судебниках.
  4. Уголовное право в Судебниках.
  5. Уголовное право Уставной книги Разбойного приказа.
  6. Судоустройство и судопроизводство.
  7. Наместничий суд, его пределы и компетенция.
Источники и литература:

Памятники русского права. М., 1955-1956. Вып. 3-4.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 тт. М., 1985. Т. 2.

Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30-50-х гг. XVI в.

М.,-Л., 1958.

Судебники XV-XVI вв. М., 1952.

Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве XV-

XVII вв. М., 1995.

С/з 5. Тема: «Система права по Соборному уложению 1649 г.» (4 часа) (Иванова И.Н.)

  1. Соборное уложение как памятник права: источники, составление, структура.
  2. Уголовные преступления, их классификация.
  3. Система наказаний по Соборному уложению.
  4. Судоустройство и судопроизводство.
Источники и литература:

Памятники русского права. М., 1957. Вып. 6.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 тт. М., 1985. Т. 3.

Соборное уложение 1649 г.: Текст. Комментарий. Исследование. Л., 1987.

Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. Л., 1980.

Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г. М., 1961.

С/з 6. Правовое положение сословий в России середины XVII в.

по Соборному уложению (4 часа) (Пахомова)

  1. Правовое положение крестьян (гл. XI).
  2. Правовой статус поместий (гл. XVI).
  1. Правовой статус вотчин (гл. XVIII).
  2. Правовое положение посадских людей (гл. XIX).
  3. Правовое положение холопов (гл. XX).
  4. Государственные монополии и их защита (гл. XXV).
  5. Правовой статус церкви (гл. I).
  6. Правовой статус царя и защита его властных прерогатив (гл. II, III).
Источники и литература: .

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 2000. С.

50-146.

Памятники русского права. М., 1957. Вып. 6.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 тт. М., 1985. Т. 3.

Соборное уложение 1649 г.: Текст. Комментарий. Исследование. Л., 1987.

Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. Л., 1980.

Тихомиров М.Н., Епифанов П.П; Соборное уложение 1649 г. М., 1961.

С\з 7. Тема: Государственные реформы

и развитие права в первой четверти XVIII в. (2 часа) (Зарубин О.А.)

  1. Воинский артикул Петра 11715г. как источник уголовного права.
  2. Судебный процесс по «Краткому изображению» 1715 г.
  3. Наследственное право дворянского сословия по указу 1714 г.
  4. Указ о форме суда 1723 г. и эволюция судебного процесса.
Практическое задание:

Какие новые нормы уголовного права появились в 1 гл. Артикула по сравнению с Соборным уложением 1649 г?

Источники и литература:

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 2000.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9-ти тт. М., 1986. Т.4 .

Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I: По материалам Преображенского

приказа. М., 1957.

Троицкий СМ. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: Формирование

бюрократии. М., 1974.

Солодкин И.И. Очерки по истории русского уголовного права. Л., 1961.

С\з 8. Тема: «Реформы государственного управления 1717-1725 гг» (3 часа) (Манойлов А.)

  1. Налоговая система: ревизия и подушная подать.
  2. Коллегии и их функции.
  3. Главный магистрат и его компетенция.
  4. Табель о рангах.
  5. Эволюция функций Сената.

Источники и литература:

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 2000.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9-ти тт. М., 1986. Т.4 .

Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I: По материалам Преображенского

приказа. М., 1957.

Троицкий СМ.Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: Формирование

бюрократии. М., 1974.

Солодкин И.И. Очерки по истории русского уголовного права. Л., 1961.

С\з 9. Тема: «Развитие русского права в XVIII - первой половине XIX в.» (2 часа) (Павлова А.)

  1. Местное управление в России во второй половине XVIII в. по «Учреждениям для управления губерний» 1775 г.
  2. Правовое положение дворянства по «Грамоте на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г.
  3. Правовое положение горожан по «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г.
Практическое задание:

На основе текста «Хрестоматии» Титова (с. 225-231) перечислить различия в правовом положении дворянства и горожан по жалованным грамотам 1785 г.

Источники и литература: Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 2000. С. 220-231.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9-ти тт. М., 1986-1988. Т.4 - 6. Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I: По материалам Преображенского приказа. М., 1957.

Троицкий СМ. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: Формирование бюрократии. М., 1974. Солодкин И.И. Очерки по истории русского уголовного права. Л., 1961.

С/з 10. Тема: «Эволюция российского государства и права в первой половине XIX в.» (2 часа)

  1. Структура и функции министерств по указу 1802 г.
  2. Положение крестьян по указам о вольных хлебопашцах 1802 г. и об обязанных крестьянах 1842 г.
  3. Государственный совет и власть императора.
  4. Уложение о наказаниях 1845 г.

С\з 11. «Крестьянская реформа 1861 г.» (2 часа) (Стеблева Ю.А.)

  1. Введение к «Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и порядок действия этих положений.
  2. Личные и имущественные права крестьян.
  3. Выкуп усадебной оседлости и полевых угодий.
  4. Устройство и управление сельских обществ и волостей.
Доклады:
  1. Подготовка реформы 1861 г.
  2. Община в России во второй половине XIX в.
  3. Проведение в жизнь реформы 1861 г.
Источники и литература:

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 2000. С.

237-254.

Крестьянская реформа в России 1861 г. Сборник законодательных актов. М., 1954.

Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. 1861-1880. М., 1978.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 томах. Т. 7. М., 1989.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1960.

С\з 12. Тема: «Земская и судебная реформы 1864 г.» (2 часа) (Письменская Е.В.)

  1. Положение о губернских и уездных земских учреждениях.
  2. Суд и процесс в Западной Европе XIX в.
  3. Судоустройство по реформе 1864 г.
  4. Уголовное судопроизводство.
  5. Мировые судьи и их компетенция.
Источники и литература: Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М, 2000. С. 256-262.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 тт. М., 1991. Т.8. Государственное управление и право: История и современность. Л., 1984. Чельцов-Бебутов М.А. Очерки по истории суда и уголовного процесса. М., 1957. Казанцев СМ. История царской прокуратуры. СПб., 1993.

С/з 13. Тема: «Система управления и самоуправления

в России в последней трети XIX в.» (2 часа) (Рыжов В.А.)

  1. Городовое положение 1870 г.
  1. Политический кризис 1881 г. и «Положение о мерах к охранению государственного порядка».
  1. Правовое положение рабочих.
  1. Контрреформы 1889-1892 гг.

С\з 14. Тема (Развитие российского законодательства в начале XX в.» (4 часа)

(Семенова С.)

  1. Булыгинский проект Государственной думы.
  2. Изменения в государственном строе по манифесту 17 октября и положениям о выборах 11 декабря 1905 г.
  3. Становление гражданского общества: провозглашение демократических свобод.
  4. Государственный строй Российской империи по актам 20 февраля и Основным государственным законам 23 апреля 1906 г.
  5. Первая и вторая Государственные думы. Переворот 3 июня 1907 г.
  6. Избирательное право Российской империи по положению 3 июня 1907 г. .
  7. Столыпинское чрезвычайно-указное и земельное законодательство.
  8. Уголовное законодательство империи в начале XX в.
  9. Военно-экономическое законодательство в период Первой мировой войны.
Источники и литература:

Отечественное законодательство XI-XX вв. Пособие для семинаров. 4.2. М., 1999. С.7-

17.

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 тт. М., 1994. Т.9.

Власть и реформы: от самодержавной к советской России. СП б., 1996. С.547-614.

Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1980.

Скрипилев Е.А. Всероссийское учредительное собрание: Историко-правовое

исследование. М., 1982.

Софроненко К.А. Аграрное законодательство в России (вторая половина XIX - начало

XX в.) М., 1981.

С/з 15. Тема: Российское государство и право

в период от февраля к октябрю 1917 г. (2 часа) (Гарибян Э.)

  1. Законодательные акты февральской революции.
  2. Законодательство Временного правительства.
  3. Рост влияния Советов в мае-октябре 1917 г.
  4. Положение о выборах в Учредительное собрание.
Доклады:
  1. Уголовное законодательство Временного правительства.
  2. Военное законодательство Временного правительства.
Литература:

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 9. М., 1994. С. 117-185.

Набоков В. Временное правительство. Воспоминания. М., 1991.

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990. № 6-12;

1991. №1-5.

Родзянко М.В. Крушение империи. Харьков, 1990.

С/з 16. Тема: «Создание советской государственно-правовой системы» (4 часа).

(Шапчиц Э.В.)

  1. Правовые акты II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.
  2. Собственность на землю И право землепользования по «Декрету о земле».
  3. «Декларация прав народов России», ее политическое и правовое содержание.
  4. Государственный строй Советской России по Конституции 1918 г.
  5. Избирательное право Советской России по Конституции 1918 г.
  6. Экономическая политика военного коммунизма и декрет о продразверстке 11 января 1919 г.
Источники и литература: Отечественное законодательство XI-XX вв. Пособие для семинаров. 4.2. М., 1999. С. 18-103.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991 гг.) Под. ред. О.И. Чистякова. М., 1997. С. 1-68. История отечественного государства и права. 4.2. М, 1994. Вып. 1-2.

С/з 17.Tема: «Кодификация советского права в 1918-1920-х гг.» (4 часа) (Милькевич Л.Н.)
  1. Семейное право по Кодексу 1918 г.
  2. Трудовое право по Кодексу 1918 г.
  3. Уголовное право по Руководящим началам 12 декабря 1919 г.
  4. Понятие и состав преступления по Уголовному кодексу 1922 г.
  5. Классификация преступлений и система наказаний по УК 1922 г.
  6. Вещные права по Гражданскому кодексу 1922 г.
  7. Обязательственные права по ГК 1922 г.
  8. Конституция СССР 1924 г.
Источники и литература: Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 2000. С. 317-329.

Отечественное законодательство XI-XX вв. Пособие для семинаров. 4.2. М., 1999. С.104-216.

История государства и права СССР: сборник документов. М., 1986. 4.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период). Под ред. О.И. 4истякова. М, 1997. С. 69-201. Развитие кодификации советского законодательства. М., 1968. Швеков Г.П. Первый советский уголовный кодекс. М., 1970.

Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в Советской России в 1920-1922 гг. М., 1989.

С/з 18. Тема: «Развитие советского государства

и права в 1930-1941 гг.» (2 часа) (Иванова А.А.)

  1. Развитие государственного аппарата в конце 1920-начале 1930-х гг.
  2. Изменения в уголовном праве в 1930-х гг.
  3. Правоохранительные органы в 1930-х гг.
  4. Государственный строй и избирательное право СССР по Конституции 1936 г.

Источники и литература:

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 2000. С.

329-374.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991 гг.) Под. ред.

О.И. Чистякова. М., 1997. С. 202-272.

С\з 19. Советское право в 1940-1970-х гг. (4 часа) (Орлова О.А.)
  1. Перестройка государственного аппарата в годы войны.
  2. Советское право в годы войны (уголовное, процессуальное, гражданское).
  3. Уголовное право в 1947-1961 гг.
  1. Вещное право по Основам гражданского законодательства СССР 1961 г.
  2. Обязательственное право по Основам гражданского законодательства СССР 1961 г.
  3. Государственный строй и избирательное право СССР по Конституции 1977 г.
Источники и литература: Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 2000. С. 374-430.

Отечественное законодательство XI-XX вв. Пособие для семинаров. 4.2. М., 1999. С.234-337.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991 гг.) Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997. С 274-471.

Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 - декабрь 1991 г.) М., 1994. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1995.

С/з 20. Радикальные реформы государства и права в 1990-х гг. (2 часа)

(Дуцев М.А.)

  1. Либерально-демократические реформы 1989-1993 гг.
  2. Реформа гражданского права.
  3. Реформа уголовного права.
  4. Реформа суда.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 2000. С.

431^162.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991 гг.) Под ред.

О.И. Чистякова. М., 1997. С. 482-578.

скачать

nenuda.ru

Урок истории "Общественный строй Древней Руси"

Разделы: История и обществознание

Цель: способствовать формированию у учащихся знаний об общественном строе Киевской Руси.

Задачи:

  • закрепить и углубить полученные на уроках истории знания о  структуре древнерусского общества;
  • продолжить работу по развитию навыков групповой работы, умения анализировать информацию и обобщать ее;
  • в ходе работы с текстом «Русской Правды» в группах выявить социальное расслоение древнерусского общества и правовое неравенство различных групп населения;
  • способствовать развитию исторического мышления.

Форма проведения урока: беседа, практикум, работа в группах.

Оборудование: учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска, хрестоматии с текстом «Русской Правды», раздаточный материал, презентация «Древнерусское общество по «Русской Правде».

ХОД УРОКА

В начале урока учитель формулирует тему урока и предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме. «Корзина идей» (учитель записывает на интерактивной доске все предложенные варианты). В целом старшеклассники должны без труда вспомнить большинство социальных групп населения Киевской Руси. Затем в ходе совместного обобщения удаляются из «Корзины» не нужные элементы (ученики должны аргументировано доказать их не соответствие данной теме).Каждая группа должна составить схему древнерусского общества. В конце работы на интерактивной доске меняется страница. Схема. Древнерусское общество.На следующем этапе урока учитель предлагает ученикам определить, почему сложилась такая социальная иерархия (обсуждение в группах и аргументы от каждой из групп).В процессе формирования Древнерусского государства повсеместно происходил процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли, в ходе военных походов князей происходило обогащение дружинников. Киевские князья в процессе своей законодательной деятельности создают такие нормы права, которые закрепляют их право на землю и оформляют правовое положение своего окружения. Проблемное задание для групп: проанализировать статьи «Русской Правды» и доказать неравенство в  правовом положении различных социальных групп населения Киевской Руси. И доказать, что имел место основной принцип средневекового права и  в тексте «Русской Правды» – право привилегий. В ходе работы ученики заполняют  таблицу для предложенной им категории населения (выборочно) и  составляют словарь правовых терминов древнерусского права (ранее им неизвестных)

Таблица 1. Правовое положение различных социальных групп древнерусского общества.

Социальная группа

Права

Обязанности

Наказания за различные преступления

В «Русской Правде» нет ни одной статьи, в которой бы прямо закреплялось положение князя. В этом, видимо, не было никакой необходимости, т. к. князь обладал всей полнотой власти и привилегий.

Группа 1. Дружинники (бояре и отроки). ст. 7, 15, 30,  88Группа 2. Закупы. ст. 56 — 62, 64Группа 3. Рядовичи. ст. 110, 14Группа 4. Смерды. ст. 45, 90, 91,  16, 14Группа 5. Свободное население. ст. 15, 7, 88, 13, 17Группа 6. Холопы. ст. 11, 16, 32, 112, 89.

Таблица 2. Новые термины.

Новое слово

Что означает

После завершения работы групп с текстом «Русской Правды»,  каждая группа подводит итог своей работы с источником, ученики из других групп на основе полученной обобщенной информации заполняют таблицу «Правое положение». После завершения заполнения таблицы подводится итог социальном неравенстве древнерусского общества, о чем свидетельствует текст древнерусского права – «Русская Правда».Учитель, подводя итоги заполнения таблицы 2, выполняет записи новых терминов на интерактивной доске, если есть необходимость,  комментирует их или предлагает учащимся в виде дополнительной исследовательской работы проанализировать этимологию данных слов и поработать с ними на следующем уроке.Подводя итог урока можно отметить, что знакомство с правовым положением различных категорий населения Киевской Руси будет продолжено на последующих уроках.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai