Государство и право Древней Греции (стр. 1 из 8). Право древней греции
Вопрос 9 Государственный строй Древней Греции. Полисная организация. Источники права Древней Греции.
Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.
Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.
Афины и Спарта
Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.
В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.
Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.
Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народовДревней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.
Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Государственный строй древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.
К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.
Предпосылки и условия формирования полисного строя
Процесс формирования полиса растянулся в общей сложности на полтысячелетия. Не менее длительным был и период распада этого организма. Таким образом, история полиса по сути и являет собой историю всей античности. И хотя полису предшествовали определенные старые общественные структуры, а его распад вызвал к жизни новые - все они так или иначе имели либо своим конечным результатом, либо исходной точкой все тот же полис.
Формирование полиса было результатом длительного развития греческой цивилизации, и истоки этого феномена следует искать в глубокой древности - еще в крито-микенской эпохе. Корни полисного строя исследователи находят в исходной социальной ячейке древности – сельской общине и в главном принципе ее развития на западе - взаимодействии общинного и частновладельческого начал. Рациональным импульсом последующего оформления этой общины была эпическая мудрость, а носителями этого импульса стали представители старинной знати, уходящей корнями в героическое микенское время.
Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:
1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике - в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере - в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.
2. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.
3. Природные условия. Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.
4. Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.
5. Великая греческая колонизация. Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.
Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:
от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;
от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;
от власти местных царьков-басилевсов, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом - гражданами.
В историографии нового и новейшего времени учеными высказывались самые различные взгляды на происхождение полиса, его природу и сущность. В XX в. тема полиса стала по существу ведущей в исследовании античности.
Основными чертами полиса как исторического феномена принято считать:
1. Двойственный, противоречивый характер собственности, когда в рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность, причем, как замечал еще Аристотель, общественный принцип должен обладать относительным значением, а частный - безусловным. Полис, как коллектив граждан, будучи верховным собственником, тщательно наблюдал за перемещением земельной собственности: он мог устанавливать земельный максимум, осуществлять надзор за наследованием земли, ограничивать права собственников на распоряжение ею. Полис выступал не только как верховный собственник, имеющий право вмешиваться в отношения собственности, но и как гарант земельной собственности отдельных граждан вплоть до наделения землей безземельных граждан из общественного фонда.
2. Совпадение в принципе политического коллектива с коллективом земельных собственников, то есть взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. это означало, что только граждане полиса имели право на участок земли в пределах полисной территории. Таким образом, в античности наблюдается совпадение территории полиса с землей, принадлежащей гражданам. Утрата в силу тех или иных причин участка земли нередко приводила к утрате гражданских прав. Поэтому гражданин полиса был готов лишиться всего в случае нужды, но только не своего участка. К тому же владение участком земли являлось непременным условием социального престижа. Следует отметить, что в некоторых полисах существовала зависимость между размером земельного участка и объемом политических прав. Такую зависимость установил, например, Солон в Афинах, определяя степень полноправия гражданина размером дохода с его земельного участка.
3. Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам, которые формально находились за пределами полисного организма, но реально обеспечивали его существование и благосостояние. Политико-правовая черта между членами полиса и лицами, находящимися за его пределами, подкреплялась в некоторых полисах запрещением порабощать граждан.
4. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Это приводило к тому, что сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.
5. Более или менее полное совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.
6. Тенденция к простому воспроизводству полиса как в экономическом, так и в социальном плане, в силу чего полис был заинтересован в том, чтобы поддерживать хотя бы относительную однородность гражданского коллектива, в котором были нежелательны ни чрезмерное богатство, ни крайняя бедность. Стремясь к сохранению стабильности, полис ориентировался на "средний класс" и регулярно производил определенное перераспределение богатств внутри гражданского коллектива, облагая повинностями (литургиями) богатых и "подкармливая" путем раздач продовольствия и организации зрелищ и общественных мероприятий бедных.
7. Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность.
8. Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть "легко обозримы".
Право в Древней Греции.
Обычно рассматривается на примере Афин, по которым больше всего письменных источников.
Источниками права в Древних Афинах были обычаи, законотворчество верховных органов власти полиса, законы Драконта, реформы Солона. В V-IV вв. до н.э.главный источник - законы, принятые народным собранием.
Право собственности и обязательства. Cобственность делилась на полисную и частную. Владение рассматривалось как фактическое обладание имуществом и владение с правом распоряжения. Также греки делили имущество на “видимое”(земля) и “невидимое”(деньги). “Невидимое” было выгоднее, т.к. богатые с “видимым” имуществом несли литургии в пользу полиса.
Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда (“вольные” и “невольные”). Исполнение договора предполагало задаток (при нарушении покупатель свой задаток терял, а продавец должен был в случае нарушения договора заплатить двойную сумму). Договор поручительства обеспечивался материальными гарантиями. В Афинах был распространен Залог земли в форме ипотеки: земля находилась в пользовании должника, но при неуплате долга он ее терял.
Существовали договоры займа (под 20%), имущественного найма (движимости и недвижимости, особенно среди метеков), личного найма. Договор товарищества предполагал разделение всех доходов и убытков по договору и пропорционально взносу.
Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу и предполагали возмещение убытков. Если вред наносился умышленно требовалась уплата убытка в двойном размере. Ответственность наступала и тогда, когда вред имуществу был нанесен в результате действий подвластных лиц (рабов). Раб мог быть отдан новому владельцу в качестве компенсации за ущерб. Если вред причинялся личности, то ответственность как за преступление.
Семейное право. Безбрачие морально осуждалось. Брак заключался по договору, при этом обычно предполагалась плата за невесту. Приданое считалось собственностью жены не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Женщина находилась под властью отца и мужа и находилась в приниженном положении. Развод был свободным для мужа и был затруднен для жены. Власть отца над детьми была абсолютной вплоть до реформ Солона, но и потом значительна. Отец имел право лишить сына наследства.
Уголовное право. Выделялись преступления против личности и против государства. Обвинение возбуждалось или потерпевшим или заинтересованными лицами. Существовал перечень преступлений. Наказание в большинстве случаев предполагало возмещение вреда или штраф в двойном размере. Наиболее тяжкие преступления влекли смертную казнь. За отдельные преступления возможным было наказание в виде обращения в рабство (в т.ч. вор-рецедивист). В качестве наказаний фигурируют также конфискация имущества, изгнание. Телесные наказания применялись по отношению к рабам. Существовало специфическое наказание - атимия (бесчестье) - лишение политических прав. Несмотря на демократическое устройство в Афинах было распространены сикофанты - доносчики, но за ложное обвинение могли отдать под суд.
studfiles.net
Тема 3. Государство и право Древней Греции
Во 2-м тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. К началу I тысячелетия у греков сложилось рабовладение. Первобытное общество превращается в политическое общество, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается обмен, смешивается население и невозможными становятся старые формы управления. Все это явилось основой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества.
Особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов — Древних Афин (образец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии).
В VIII-м веке до н. э. вАттике (область Греции) возник город, который назвали в честь богини-покровительницы Афинами, В городе произошло смешение различных племен, родов, фратрий в единый народ. Свободное население города делилось на: эвпатридов «благородных», геоморов — землевладельцев и демиургов — ремесленников. Все высшие должности замещались эвпатридами. Поэтому совет старейшин превратился в аристократическое собрание, которое назвали ареопагом. Ареопаг имел законодательные функции, контролировал действия должностных лиц, осуществлял высший суд. Из своего состава избирались сроком па 1 год 9 старейшин-архонтов.
Реформы Солона и Клисфена. К VI-му веку до н.э. в Афинах произошло дальнейшее социальное расслоение населения. Господствовала земельная аристократия. Бедные назывались «шестидольниками», поскольку обрабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая. На полях стояли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок. Имела место также такая форма залога, как ипотека, при которой земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа — переходила к кредитору.
В 594 году до н. э. поэт и политический деятель Солон, избранный архонтом, произвел важные реформы: отменил долговую кабалу, аннулировал все поземельные долги, убрал закладные камни с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счет государства. Рабами могли быть теперь только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках.
Солон установил максимальный размер земельного владения. При этом была разрешена широкая завещательная свобода и земельные владения знати включились в общий гражданский оборот.
С именем Солона связана цензовая реформа, согласно которой самые богатые относились к первому разряду, просто богатые — ко второму. Третий разряд — граждане среднего достатка. Все другие — феты, которые были отнесены к последнему — четвертому разряду.
Каждый разряд имел определенные политические права: только гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит, и членом ареопага; только граждане первых трех разрядов могли занимать общественные должности. В то же время был создан новый судебный орган - «гелиэи», в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Реформы Солона носили компромиссный характер. Афины пережили острый политический кризис, после которого установилась тирания.
Лишь через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э. демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Аттику разделили на 10 территориальных «племен» («фил»). Фила состояла из 3-х частей — триттий. Страна была поделена также на более мелкие единицы -- демы, которых было около 100. Территориальное разделение сокрушило господство родовой аристократии. Изгнание из страны, обычно сроком на 10 лет, — «остракизм», был также введен реформой Клисфена.
В 462 году до н. э. был принят закон о лишении ареопага всех политических функций. По закону Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были природными и полноправными гражданами Афин. С 18 лет приобреталось гражданство. В течение 2-х лет юноша проходил военную службу, но оставался военнообязанным до 60-ти лет.
В Афинском обществе существовало формальное равенство, которое сочеталось с имущественным неравенством. Физический труд для свободного гражданина, кроме земледелия, считался недостойным. Метэки - иностранцы занимались торговлей. Им запрещалось занимать должности и участвовать в народном собрании, но они служили в армии и платили налоги. Правовое положение вольноотпущенных было близко к положению иностранцев.
Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаем, но закон запрещал его убивать. Но в случае убийства раба хозяин не наказывался. Раб не мог иметь никакого имущества. Женщина в Афинах не имела политических и гражданских прав.
По форме правления Афинское государство представляло собой демократическую республику. В государстве основными органами являлись: Совет пятисот, гелиэя.
Верховный орган власти Афин — народное собрание, которое обладало широкой компетенцией: принимало законы, постановления, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, обладало контрольными функциями и т. д. В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из 10-й фил. Совет решал вопросы управления.
Высшим судебным органом государства была гелиэя, которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Члены суда избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя была разделена на 10 коллегий по 500 судей, которые призывались к исполнению обязанностей жеребьевкой в день суда, чтобы избежать возможных злоупотреблений.
Стратеги и архонты были главными должностными лицами государства. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием. Стратеги распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных налогов, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие и т. д. С ростом полномочий стратегов упало политическое значение архонтов.
В 336 г. до н. э. Афинское государство было завоевано войсками Филиппа Македонского и включено в состав Македонской монархии. Со II-го века до н. э. Афины превратились в одну из провинций Римской державы.
Древняя Спарта. В XII веке до н. э. на территории Лаконики началась миграция племен, которая сопровождалась военными столкновениями. В результате объединения дорийских и ахейских племен в долине Лакеонии возникла спартанская община, которая в VIII — VII вв. до н. э. расширила свои владения.
Общественный строй Спарты характеризуется сохранением пережитков первобытнообщинного строя и военной организацией общества.
Господствующую группу населения составляли спартиады, которые владели земельными наделами. Земля была поделена на 10 тыс. равных участков — по числу полноправных граждан. Эту землю обрабатывали илоты — представители побежденных племен, превращенные по существу в рабов. Но у илотов было свое хозяйство и орудия труда. При этом они платили своему хозяину примерно 50 % от полученного урожая. Господство спартиадов над илотами осуществлялось методами жесткого террора.
Жители периферийных горных районов Спарты - периэки, занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиадами и илотами. Периэки были лично свободны, занимались торговлей, ремеслом и в случае войны несли воинскую повинность.
По своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой. Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (геруссии), состоявшей из 28 членов — геронтов, избираемых пожизненно. В состав геруссии входило 2 царя, которые выполняли функции военных вождей, верховных жрецов и осуществляли судебную власть. Но фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания. В их ведении находились: внешняя политика, внутреннее управление страной, контроль за деятельностью всех должностных лиц, осуществляли правосудие по гражданским делам. Эфоры в своей деятельности отчитывались только перед своими преемниками.
Семья в Спарте в некоторых отношениях напоминала групповой брак.
К IV-му веку до н. э. спартанская община разрушается, ее военное могущество падает. В середине II-го века до н. э. Спарта была завоевана Римом.
Основные черты права Древней Греции. Афины имели наиболее развитую правовую систему в Древней Греции, Источниками права в Афинах были: обычное право, писаное право в виде Законов Драконта (621 г. до н. э,). По Законам Драконта отменялась кровная месть, закреплялись права собственности, вводились новые правила судопроизводства.
Регулирование имущественных отношений. Афинское право знало деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Частная собственность считалась производной от государства. В Афинском праве выделялись следующие сделки: купля-продажа, найм, ссуда, подряд, займ, товарищества, комиссионный договор, хранение вещей. Обязательной формы заключения сделки не существовало, но чаще всего она заключалась в письменной форме. Обязательственные отношения возникали не только из договора, но из деликта.
Семейное и наследственное право. В Афинах считалось обязательным вступление в брак, но безбрачие не влекло за собой наказания. Брак оформлялся договором, который заключал глава семьи. Наследование имело место по закону и по завещанию. Прежде всего, наследниками первой очереди являлись сыновья, рожденные в законном браке. Дочери могли получить наследство в случае отсутствия сыновей умершего. Наследование по завещанию было введено реформой Солона. Женщины не имели права на завещание.
Преступление и наказание. В Афинском праве можно выделить следующие преступления: государственные, против семьи, личности, против собственности. При этом различались умышленные и неосторожные преступления и было сформулировано понятие самообороны.
Из наказаний необходимо отметить: смертную казнь, продажу в рабство, конфискацию, штраф, бесчестье. По Законам Драконта наказания отличались особой жестокостью. Цель наказания — причинение страданий преступнику.
Суд и процесс. Судебные дела мог начинать только полноправный афинский гражданин. За раба действовал господин, за женщину и детей — глава семьи. Перед судебным процессом производилось предварительное расследование. Стороны имели право представлять письменные возражения против слушания дела по существу. Они же представляли все необходимые доказательства по делу. Решение принималось тайно. Оно могло быть обжаловано в гелиэи, решение которой являлось окончательным.
studfiles.net
Право Древней Греции
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Студентка 1-го курса 14 группы
Кузнецова Олеся Сергеевна
Р Е Ф Е Р А Т
по Истории государства и права зарубежных стран
ТЕМА: Право Древней Греции
г.Оренбург
1998 г.
История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.
Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.
Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать им и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.
Право как один из факторов скрепляющий гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.
На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно осуществлялся светской или греческой аристократии, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.
Древней историей и права в Афинах являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался старинными обычаями, в том числе и обычаями первобытнообщинного строя. В 621 году архнот Драконт впервые издал законы. Эти первые писаные нормы права, были не чем иным, как записью обычаев, получивших отражение в судебной практике, в силу чего Драконт именуется в источниках фесмофетом, в отличие от Солона, который именуется законодателем номофетом. Законы эти до нас не дошли, кроме той части, которая относилась к убийствам.
В начале шестого века обширное законодательство было осуществлено в Афинах Солоном. То, что известно о его законах, даёт основание заключить, что Солон учитывал интересы укрепляющейся частной собственности и способствовал своими законами развитию ремесла и торговли в Афинах. Так Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой «буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины». Он постановил, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его какого либо ремеслу. Ареопагу он поручил наблюдать за источниками средств к жизни отдельных лиц и наказывать тех, кто не имеет ни каких занятий.
В V-IV веках законы становится главным источником права. Законами считаются постановления народных собраний, содержащих общее положение. От них отличаются псефизмы, которые касаются каких-либо отдельных лиц. Законодательные акты греческих государств, относящиеся к рассматриваемому периоду (VI-IV века) в большинстве не дошли.
Правами афинских граждан пользовались лишь лица, у которых как отец, так и мать – граждане Афин. По достижение 18-ти летнего возраста они зачислялись в списке членов дема – демотов. Граждане пользовались политическими правами, то есть правом участвовать в народном собрании, правом быть избираемыми на различные должности, в том числе на должность совета пятисот, а также на судебные должности. Афинское гражданство давало право на получение различного рода пособий от государства, на участие в производившихся государством раздачах. Отдельные граждане могли быть ограничены в своих гражданских правах по суду за различные преступления, то есть могли подвергнуться бесчестию (atimia).
Не смотря на значительное развитие частной собственности, в Афинах в V-IV веках ещё не сложились представления о широких правах частного собственника, подобных римскому dominium. Нет даже термина, который обозначал бы эти права. Понятие «ousia» означает имущество, совокупность вещей, благ которыми владеет собственник, но не право собственности. Захват земли никогда не играл в Греции большой роли в качестве источника частной собственности.
Право собственности защищалось несколькими исками. Сначала предъявлялся иск о доходах с участка или дома, истребуемых от владельца. Затем предъявлялся иск о собственности -dike ousias. Здесь истец обращался к доказательству своего права, к установлению титула, на котором покоится его требование о признании за ним права собственности.
Возможно, что в первом случае доказательства для истца были легче, здесь он мог ограничиться предъявлением свидетельских показаний; напротив, его доказательства были значительно сложнее во втором случае. Поэтому начинали с первого иска. Возможно, однако, что для собственника была обязательна последовательность при использовании различных средств судебной защиты. Наконец, перед собственником была открыта третья возможность: он мог начать спор о нарушенном владении в порядке особого иска, который, по-видимому, помимо удовлетворения требований иска, влёк за собой для проигравшей стороны штраф в пользу государства.
Аристотель в «Этике Никомаха» различает два вида обязательств – вольные и невольные, имея в виду два различных источника обязательств: договоры и деликаты. Всякое соглашение любого содержания могло послужить основанием договорного обязательства. Никакой обязательной формы для действительности договоров не существовало. Однако, в целях облегчения доказательства сделки чаще всего прибегали к письменной форме. По крайней мере, договоры, заключаемые в гомеровской Греции, то есть накануне образования государства, насквозь проникнуты преклонением перед формой, перед силой сакраментальных слов.
Не исполнение договорных обязательств, влекло за собой до реформы Солона личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала.
После реформы Солона в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток , залог и поручительство .
Задатком называется сумма, уплачиваемая при заключении соглашения или вслед за ним в счёт предстоящих платежей и в подтверждение совершённой сделки. Для обеспечения обязательства пользовались также поручительством. Третьи лица брали на себя поручительство за исполнение должником его обязательств. При не исполнении им обязательств возникала дополнительная ответственность поручителей перед кредитором. Залоговое право получило широкое развитие в Древней Греции вместе с питавшим его ростовщичеством. Движимы вещи в случае их залога передавались во владение кредитора, который сохранял их у себя до уплаты долга, а при неуплате продавал для удовлетворения своих требований.
Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Предметом договора могли быть не только движимые вещи, но и различного рода недвижимости – поле, дом, сад. Предметом купли-продажи были также рабы. Продажа свободных людей в рабство была не возможна после реформы Солона. Необходимым условием купли-продажи признавалась цена, которая могла быть выражена не только в деньгах, но и в каких-либо продуктах. Договор купли-продажи без особых формальностей влёк за собой переход права собственности на продаваемую вещь. Однако предварительным условием перехода права собственности являлась уплата покупной цены. Если вещь была передана до уплаты полностью покупной цены, продавец в случае не выполнения покупателем своих обязательств мог истребовать обратно проданную вещь.
Договор найма имел своим предметом как движимые, так и недвижимые вещи. В наём отдавали скот, рабов, суда, землю, дома. Особенно распространённа была аренда домов, тем белее, что метэки, как правило, не имели право приобретать дома в собственность, и вынуждены были селиться в помещениях, взятых в наём. По договору найма наймодатель обязан предоставить в пользование нанимателя вещь на срок, установленный договором. Что бы предотвратить продажу вещи наймодателем, наниматели добивались включения в договор оговорки, запрещавшей наймодателю продавать вещь до истечения срока найма. Главная обязанность нанимателя своевременный взнос наёмной платы. Как правило, арендная плата вносилась деньгами. В сельском хозяйстве встречались договоры найма, допускавшие плату натурой.
От договора найма отличался договор ссуды, то есть бытовой договор безвозмездного пользования вещью. Этот договор обозначался наименованием «chresis».
Наёмный труд играл не значительную роль в хозяйстве, так как в основном прибегали к труду рабов. Тем не менее, договоры личного найма совершались, как и в сельском хозяйстве, так и для разного рода домашних и иного рода услуг в городе, а также на общественных работах.
Договор займа был широко распространён. Как правило, заём предоставлялся с условием уплаты процентов. Однако существовал и беспроцентный займ.
В VII-VI веках до реформы Солона широко практиковались кредитные операции в деревни, приводившие не редко к закабалению свободных крестьян. В IV веке появляются специальные менялы, предприниматели, занимающиеся кредитными операциями, так называемые трапезиты, от слова «трапеза». Ростовщичеством занимаются также храмы. Договор займа не требовал никаких формальностей. Он мог быть заключён устно и даже без свидетелей.
mirznanii.com
Право Древней Греции - это... Что такое Право Древней Греции?
Древнегреческое право по своему влиянию на дальнейшее юридическое развитие Европы ни в каком отношении не может идти в сравнение с правом другого главного представителя древнего мира, Рима. Не разработанное теоретически греческими юристами, не получившее вследствие раздробленности Греции значения единого греческого права, оно не вылилось в стройную систему норм, годную для рецепции в других странах. Этим объясняется и несравненно меньшая доля внимания, которая выпала на его долю со стороны западных юристов. Законодательство играло чрезвычайно малую роль в создании Д. права. Спарта совсем не имела писанных законов, а Афины хотя и имели их, но, составленные в весьма отдаленное время, они в подлиннике до нас не дошли. Развитое греческое право времени ораторов никогда не было кодифицировано в сколько-нибудь полном виде. Греция не оставила нам и записей права в трудах своих юристов; последних, в нашем или римском смысле, она совсем не знала.
Наши сведения о древнегреческом праве почерпаются поэтому только: 1) из отрывочных известий о нем у различных греческих писателей — известий далеко не равной цены и достоверности, и 2) из дошедших до нас надписей. Среди первых наиболее важны сочинения ораторов и между ними в особенности юридические речи Демосфена, сообщающие ряд фактов о современном ему состоянии древнегреческого права и его история, Исея, дающего ценные сведения преимущественно о наследственном праве, Лисия, Исократа и Эсхина. Платон, Аристотель, Феофраст дают в своих сочинениях целую массу сведений о положительном праве Греции, которое, несомненно, коренным образом повлияло и на их философские представления о законах. За философами и моралистами следуют поэты (Гомер, Гесиод, Еврипид, Аристофан), историки (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий) и лексикографы, у которых, однако, в общем все-таки меньше сведений о праве, чем можно было бы ожидать. Главный недостаток этих сведений тот, что все они, за немногими исключениями, — не точная передача норм права, а их субъективный пересказ.
Что касается надписей, то содержащийся в них материал богаче и лишен указанного сейчас недостатка. Их собрание оживило изучение греческого права, а новые открытия, подобные, напр., Гортинским законам (см. т. IX, 340), вскрывают перед нами неведомые страницы греческой юридической жизни. Большинство надписей, однако, — частные записи различных юридических сделок, далеко не обнимающие всей системы греческого права.
Особенности права
Практический смысл греков, оживленные торговые сношения, развитая промышленность содействовали образованию в Греции юридических норм, отличных от римского типа и во многих отношениях более прогрессивных. Среди наиболее ярких отличий древнегреческого права от древнеримского:
Более мягкие формы отцовской власти, принявшие скорее характер защиты и покровительства подвластным, чем действительной власти;
признание сыновей полноправными вместе с совершеннолетием;
независимое в значительной степени имущественное положение жены;
значительно большая близость общинных форм владения землею (констатируемых с достаточной убедительностью в поэмах Гомера) к историческому периоду греческой истории;
несомненное и сильное воздействие общественного начала на организацию частной собственности, по отношению к недвижимости доходившее иногда до запрещения продажи наследственных участков земли, разделенных между семьями коренных граждан;
гораздо более свободные, чем в Риме, формы обязательственных отношений, выражавшихся по преимуществу в свободном (неформальном) договоре;
отсутствие или, по крайней мере, значительное ограничение завещательного права и, наконец, целый ряд специфических юридических образований, неизвестных Риму, лишь позднее некоторые из них реципировавшему (например, ипотечная система), — таковы основные материальные отличия греческого права от римского, обыкновенно подчеркиваемые исследователями.
Наряду с ними существует и ряд формальных отличий (аналогичных, как и многие из вышеуказанных, германскому праву):
отсутствие строгого юридического различия между собственностью и владнием;
свободная передача как титул приобретения собственности и рядом с нею ряд публичных гарантий вещных прав, достигаемых записью сделок на мраморных столбах.
Значение этих особенностей не следует преувеличивать, наряду с различиями существуют и исторические аналогии греческого и римского права. К ним относят постоянную опеку женщин и огромное развитие индивидуализма в сфере имущественных отношений частных лиц. Поэтому научный интерес изучение древнегреческого права состоит не в констатации его национальных основ, а в указании, что и в древнем мире возможна была другая комбинация составляющих элементов правообразования, и римское право не может даже в древности считаться типичным представителем системы гражданского права.
Источники
dic.academic.ru
Государство и право Древней Греции
История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до
н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение
классового общества.
Основными
источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения
древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также
дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.
Развитие производительных сил,
социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к
возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных
городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и
прилегающего сельского округа, по
существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную
роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.
Афинское
государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства
народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд
реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных
группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие
государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников
(демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки -
выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических
и экономических правах.
Высшая
власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам,
осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и
военную власть.
Дальнейшее
развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс -
демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами
закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в
Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.
Основным
содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства
(сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с
новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из
имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники,
зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность,
зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом
только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.
С
реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического
строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен
исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10
территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые
государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.
В
результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство
в форме демократической республики.
Государственный
аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного
собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание
являлось законодательным органом афинской республики. Право участия в народном
собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет,
независимо от рода занятий и имущественного положения.
К
компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней
политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных
лиц и контроль за их деятельностью.
Совет
пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган
власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных
граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок
полномочий членов совета - 1 год. Компетенция Совета была довольно обширна.
Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым
на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц,
заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением
действовал весь финансовый и административный аппарат Афин. Коллегия десяти
стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства.
Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и
влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и
обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не
только в коллегии стратегов, но и в государстве.
Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.
Право Древней Греции
История цивилизации с присущей ей государственно-правовой
организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.
Её новая и более высокая ступень
связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на
юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма
античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале
первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие
успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в
политико-правовой.
Всё возрастающие политические контакты
греков с восточными странами позволяли им использовать им и переосмысливать
чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои, более
рационалистические подходы к законотворчеству.
Право как один из факторов скрепляющий
гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху
античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по
уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело
немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней
Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития
демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё
отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию
правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от
религиозно-мифологической оболочки.
На смену не писаным обычаям, толкование
которых не редко произвольно осуществлялся светской или греческой аристократии,
приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной
форме.
Древней историей и права в Афинах
являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался старинными
обычаями, в том числе и обычаями первобытнообщинного строя. В 621 году архнот
Драконт впервые издал законы. Эти первые писаные нормы права, были не чем иным,
как записью обычаев, получивших отражение в судебной практике, в силу чего
Драконт именуется в источниках фесмофетом, в отличие от Солона, который
именуется законодателем номофетом. Законы эти до нас не дошли, кроме той части,
которая относилась к убийствам.
В начале шестого века обширное
законодательство было осуществлено в Афинах Солоном. То, что известно о его
законах, даёт основание заключить, что Солон учитывал интересы укрепляющейся
частной собственности и способствовал своими законами развитию ремесла и
торговли в Афинах. Так Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет
законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой «буде не действовал в
состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был
вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины». Он постановил,
что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его какого либо ремеслу.
Ареопагу он поручил наблюдать за источниками средств к жизни отдельных лиц и
наказывать тех, кто не имеет ни каких занятий.
В V-IV веках законы становится главным
источником права. Законами считаются постановления народных собраний,
содержащих общее положение. От них отличаются псефизмы, которые касаются
каких-либо отдельных лиц. Законодательные акты греческих государств,
относящиеся к рассматриваемому периоду (VI-IV века) в большинстве не дошли.
Правами афинских граждан пользовались
лишь лица, у которых как отец, так и мать – граждане Афин. По достижение 18-ти
летнего возраста они зачислялись в списке членов дема – демотов. Граждане
пользовались политическими правами, то есть правом участвовать в народном
собрании, правом быть избираемыми на различные должности, в том числе на
должность совета пятисот, а также на судебные должности. Афинское гражданство
давало право на получение различного рода пособий от государства, на участие в
производившихся государством раздачах. Отдельные граждане могли быть ограничены
в своих гражданских правах по суду за различные преступления, то есть могли
подвергнуться бесчестию (atimia).
Не смотря на значительное развитие
частной собственности, в Афинах в V-IV веках ещё не сложились
представления о широких правах частного собственника, подобных римскому dominium. Нет даже термина,
который обозначал бы эти права. Понятие «ousia» означает имущество, совокупность
вещей, благ которыми владеет собственник, но не право собственности. Захват
земли никогда не играл в Греции большой роли в качестве источника частной
собственности.
Право собственности защищалось
несколькими исками. Сначала предъявлялся иск о доходах с участка или дома,
истребуемых от владельца. Затем предъявлялся иск о собственности -dike ousias. Здесь истец обращался к
доказательству своего права, к установлению титула, на котором покоится его
требование о признании за ним права собственности.
Возможно, что в первом случае
доказательства для истца были легче, здесь он мог ограничиться предъявлением
свидетельских показаний; напротив, его доказательства были значительно сложнее
во втором случае. Поэтому начинали с первого иска. Возможно, однако, что для
собственника была обязательна последовательность при использовании различных
средств судебной защиты. Наконец, перед собственником была открыта третья
возможность: он мог начать спор о нарушенном владении в порядке особого иска,
который, по-видимому, помимо удовлетворения требований иска, влёк за собой для
проигравшей стороны штраф в пользу государства.
Аристотель в «Этике Никомаха» различает
два вида обязательств – вольные и невольные, имея в виду два различных
источника обязательств: договоры и деликаты. Всякое соглашение любого
содержания могло послужить основанием договорного обязательства. Никакой
обязательной формы для действительности договоров не существовало. Однако, в
целях облегчения доказательства сделки чаще всего прибегали к письменной форме.
По крайней мере, договоры, заключаемые в гомеровской Греции, то есть накануне
образования государства, насквозь проникнуты преклонением перед формой, перед
силой сакраментальных слов.
Не исполнение договорных обязательств,
влекло за собой до реформы Солона личную ответственность должника, которому
грозила долговая кабала.
После реформы Солона в качестве средств
обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и
поручительство.
Задатком называется сумма, уплачиваемая
при заключении соглашения или вслед за ним в счёт предстоящих платежей и в
подтверждение совершённой сделки. Для обеспечения обязательства пользовались
также поручительством. Третьи лица брали на себя поручительство за исполнение
должником его обязательств. При не исполнении им обязательств возникала
дополнительная ответственность поручителей перед кредитором. Залоговое право
получило широкое развитие в Древней Греции вместе с питавшим его
ростовщичеством. Движимы вещи в случае их залога передавались во владение
кредитора, который сохранял их у себя до уплаты долга, а при неуплате продавал
для удовлетворения своих требований.
Договор купли-продажи заключался в силу
простого неформального соглашения сторон. Предметом договора могли быть не
только движимые вещи, но и различного рода недвижимости – поле, дом, сад.
Предметом купли-продажи были также рабы. Продажа свободных людей в рабство была
не возможна после реформы Солона. Необходимым условием купли-продажи
признавалась цена, которая могла быть выражена не только в деньгах, но и в
каких-либо продуктах. Договор купли-продажи без особых формальностей влёк за
собой переход права собственности на продаваемую вещь. Однако предварительным
условием перехода права собственности являлась уплата покупной цены. Если вещь
была передана до уплаты полностью покупной цены, продавец в случае не
выполнения покупателем своих обязательств мог истребовать обратно проданную
вещь.
Договор найма имел своим предметом как
движимые, так и недвижимые вещи. В наём отдавали скот, рабов, суда, землю,
дома. Особенно распространённа была аренда домов, тем белее, что метэки, как
правило, не имели право приобретать дома в собственность, и вынуждены были селиться
в помещениях, взятых в наём. По договору найма наймодатель обязан предоставить
в пользование нанимателя вещь на срок, установленный договором. Что бы
предотвратить продажу вещи наймодателем, наниматели добивались включения в
договор оговорки, запрещавшей наймодателю продавать вещь до истечения срока
найма. Главная обязанность нанимателя своевременный взнос наёмной платы. Как
правило, арендная плата вносилась деньгами. В сельском хозяйстве встречались
договоры найма, допускавшие плату натурой.
От договора найма отличался договор
ссуды, то есть бытовой договор безвозмездного пользования вещью. Этот договор
обозначался наименованием «chresis».
Наёмный труд играл не значительную роль в хозяйстве, так как в основном прибегали к труду рабов. Тем не менее, договоры личного найма совершались, как и в сельском хозяйстве, так и для разного рода домашних и иного рода услуг в городе, а также на общественных работах.
Договор займа был широко распространён.
Как правило, заём предоставлялся с условием уплаты процентов. Однако
существовал и беспроцентный займ.
В VII-VI веках до реформы Солона широко
практиковались кредитные операции в деревни, приводившие не редко к закабалению
свободных крестьян. В IV
веке появляются специальные менялы, предприниматели, занимающиеся кредитными
операциями, так называемые трапезиты, от слова «трапеза». Ростовщичеством
занимаются также храмы. Договор займа не требовал никаких формальностей. Он мог
быть заключён устно и даже без свидетелей.
В Афинах были весьма распространены
различного рода объединения граждан, связанных между собой договором
товарищества. Этот договор, как правило, оформлялся в письменном акте.
Участники договора делали вклады для образования общего имущества товарищества.
Товарищи несли ответственность друг перед другом за убытки, причинённые
умышленным или небрежным ведением дела. Доходы и убытки делились между членами
товарищества согласно условиям договора, а при отсутствии таких условий –
пропорционально ценности их вкладов.
Всякий вред, причинённый имуществу, давал
основание для предъявления иска dike
blabes.
Этот иск предъявлялся, например, к соседу, по вине которого оказывалось залитым
водой поле. Характерно, что отец семейства отвечал за имущественный вред,
причинённый его детьми, хозяин – за вред причинённый его рабом.
Вступление в брак считалось обязательным. Однако безбрачие
не влекло за собой никаких наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастие и
как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению рода. В
гомеровскую эпоху, брак заключался с помощью договора купли-продажи невесты,
сторонами в котором выступали отец девушки и её жених. Установление приданого
не было обязательным для отца; ели же девушку выдавал замуж её брат, он обязан
был дать приданое. Различались две формы заключения брака:
· Engiesis
– обычный договор жениха с отцом или опекуном невесты;
· Epidikasia
– заключение брака перед должностными лицами или перед судом.
Афинская семья – семья
моногамная. Женщина занимала в ней подчинённое, приниженное положение. В
действительности семья была моногамной лишь для женщины. Однако для связи
мужчин с другими женщинами, кроме своей жены, не порождали никаких юридических
последствий.
Развод
для мужчины был свободен. Муж мог в любое время отослать жену из своего дома. В
этом случае он обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван
изменой жены.
В наследственном праве
ситуация складывалась следующим образом:
Если умерший не составлял завещания,
наступало наследование по закону. Наследовали в первую очередь сыновья
умершего. Дочь при наличии сына не считалась наследницей. Между сыновьями
наследство делилось поровну. Наследование по завещанию появляется в Афинах
начиная с Солона. Для действительности завещания необходимо было, что бы
завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или
психическому принуждению. Завещать мог лишь тот, у кого не было детей мужского
пола.
Право в вопросах о преступлениях и
наказаниях сохраняло не мало пережитков первобытнообщинного строя. Это
сказывалось в том, что убийство рассматривалось как дело, интересующее
родственников убитого, а не органов государства. В тех случаях, когда
родственники возбуждали преследование против убийцы, их иск носил характер
частного обвинения. Убийца мог избегнуть наказания, добровольно удалившись в
изгнание. Однако, в случае возвращения, он считался вне закона и мог быть убить
безнаказанно.
Наказание применялись следующее: при
наиболее серьёзных преступлениях, таких, как умышленное убийство,
государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причём
осуждённому представлялось привести приговор в исполнение саморучно (путём
принятия яда).
Большое место в карательной политике
занимали государственные преступления: государственная измена, обман народа,
оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и
другие.
Начинать судебные дела могли лишь
полноправные граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи.
Вызов обвиняемого или ответчика в суд производился не органами государства, а
самим обвинителем (истцом), который перед свидетелями призывал обвиняемого или
ответчика явиться в назначенный день или час в суд. При неявке дело слушалось
заочно.
На судебные решения и приговоры
допускалась апелляция к гелиэе.
Для исполнения решения ответчику назначался
срок. При неуплате в этот срок истец мог захватить имущество должника, а если
встречал при этом сопротивление, начинал процесс об исполнении решения,
проигрыш которого ответчиком влёк для него штраф в пользу казны, равный сумме
иска.
biofile.ru
Государство и право Древней Греции
Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра: государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран.
по теме : «Государство и право Древней Греции»
Подготовил:
Студент 332 группы
факультета «Юриспруденция»
Блатной И.А.
Белгород
2008 г.
План
Вступительная часть
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте
3. Общая характеристика права Древней Греции
Заключительная часть (подведение итогов)
Введение
Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.
Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.
Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е. города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции.
Последующая эволюция этой государственности обусловливалась внутренними противоречиями, присущими античному обществу. Борьба рядовых граждан полиса против родовой аристократии вынуждает ее несколько уменьшить свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население порабощенных стран.
Все это имело далеко идущие политические последствия. В частности, расширяется участие рядовых граждан в делах государства. Наиболее полно этот процесс заявил о себе в Древних Афинах — государстве, рабовладельческом по сущности и демократическом для полноправных граждан по форме. Демократические институты Афин при всей их конкретно-исторической ограниченности послужили вместе с тем важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих эпох.
В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов.
Античному миру были известны различные формы государства. Четко различались республика и монархия, республики демократическая и аристократическая.
Вопрос 1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах.
По данным современной науки, первые государственные образования на территории Балканского полуострова были известны уже в середине 3-го тыс. до н. э. Раньше классовое общество и государственная организация сложились на острове Крит и в Микенах. Поэтому период создания первых государств в Греции называют крито-микенской цивилизацией. Порядок управления на Крите и в Микенах напоминал восточные государства: теократия, дворцовая система управления. Конец крито-микенской цивилизации был положен приходом на юг Греции с севера племен дорийцев. В результате на всей территории Греции вновь устанавливаются первобытнообщинные отношения, после разложения которых в истории Греции начинается новый этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.
Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:
1. Гомеровский период (XI—IXвв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.
2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.
3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.
Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.
Гомеровская Греция
Представление о данном этапе в истории Древней Греции можно составить по поэмам известного поэта «Илиада» и «Одиссея». В это время население было объединено в довольно примитивные сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от соседских общин. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое городом. Основная масса населения города — земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.
В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако наделы представителей знатных и богатых отличаются по своим размерам и качеству, а базилевсы (родоплеменные вожди) получают еще особый надел — теменос. В то же время источники называют и таких крестьян, у которых земли не было совсем. Возможно, что, не имея средств для ведения хозяйства, эти общинники отдавали свою землю богатым.
Гомеровский период — это период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов.
Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин — буле. Но это был совет не стариков, а наиболее видных представителей родовой знати. Первобытная демократия еще «сохранялась, и Народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Организацию возглавлял базилевс — одновременно военачальникплемени, верховный судья и верховный жрец. Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Должность базилевса была выборной, но со временем при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и должность закрепилась как наследственная.
Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов; именно из них впоследствии образовались первые города-государства — полисы.
Историческое развитие Древней Греции на рубеже IX—VIII вв. до н. э. характеризуется глубокими изменениями. На смену родовому строю приходит рабовладельческий, что сопровождается развитием института частной собственности. Многие рядовые земледельца лишаются своих наделов, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается Долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли ускоряло процесс социально-имущественного расслоения.
Древняя общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII—VI вв. до н. э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов — филы и фратрии — еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. Так, на базе родовых и сельских общин возникли новые социально-политические организмы — полисы. Образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.
В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта. При этом государственный строй Афин можно назвать примером рабовладельческой демократии, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.
Рабовладельческое государство в Афинах
Реформы Тезея. Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.
Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников — демиургов. Значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).
Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.
mirznanii.com
Право Древней Греции. Страна — Путеводитель по Греции
Древнегреческое право по своему влиянию на дальнейшее юридическое развитие Европы ни в каком отношении не может идти в сравнение с правом другого главного представителя древнего мира, Рима.
Не разработанное теоретически греческими юристами, не получившее вследствие раздробленности Греции значения единого греческого права, оно не вылилось в стройную систему норм, годную для рецепции в других странах. Этим объясняется и несравненно меньшая доля внимания, которая выпала на его долю со стороны западных юристов.
Спарта совсем не имела писанных законов, а Афины хотя и имели их, но, составленные в весьма отдаленное время, они в подлиннике до нас не дошли. Развитое греческое право времени ораторов никогда не было кодифицировано в сколько-нибудь полном виде.
Греция не оставила нам и записей права в трудах своих юристов, которых (в нашем или римском смысле) она совсем не знала.
Поэтому наши сведения о древнегреческом праве черпаются только из:
отрывочных известий о нём у различных греческих писателей — известий далеко не равной цены и достоверности,
дошедших до нас надписей.
Солон Kpjas, Public Domain
Среди первых наиболее важны сочинения ораторов и между ними в особенности юридические речи Демосфена, сообщающие ряд фактов о современном ему состоянии древнегреческого права и его история, Исея, дающего ценные сведения преимущественно о наследственном праве, Лисия, Исократа и Эсхина.
Платон, Аристотель, Феофраст дают в своих сочинениях целую массу сведений о положительном праве Греции, которое, несомненно, коренным образом повлияло и на их философские представления о законах. За философами и моралистами следуют поэты (Гомер, Гесиод, Еврипид, Аристофан), историки (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий) и лексикографы, у которых, однако, в общем все-таки меньше сведений о праве, чем можно было бы ожидать.
Щит Ахилла Dbachmann, Public Domain
Главный недостаток этих сведений тот, что все они, за немногими исключениями, — не точная передача норм права, а их субъективный пересказ. Что касается надписей, то содержащийся в них материал богаче и лишён указанного сейчас недостатка.
Их собрание оживило изучение греческого права, а новые открытия, подобные, например, Гортинским законам (см. т. IX, 340), вскрывают перед нами неведомые страницы греческой юридической жизни.
Большинство надписей, однако, — частные записи различных юридических сделок, далеко не обнимающие всей системы греческого права.