Занятия древних людей. Охарактеризуйте первые занятия древних людей.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Казахстана жизнь древнейших людей. Занятия древних людей


Занятия древнейших людей. - история, уроки

Поурочный план-конспект урока.

Дата:

Класс: 6-й класс

Предмет: История Казахстана

Тема: Занятия древнейших людей.

Цель:

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: орудия труда древнего человека, использование огня др. человеком, ледниковый период.

Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить продолжить обучение навыкам составления схем и планов.

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Тип урока: комбинированный урок

Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Оборудование: карта, доска, учебник

Содержательная часть урока:

Проверка домашнего задания

  1. Что такое древний мир?

  2. Расскажите о происхождении древнего человека на Земле?

  3. Какими орудиями труда пользовались древнейшие люди? Как их использовали?

  4. На какие периоды делится каменный век? Объясните эти названия.

  5. Обитали ли на территории Казахстана древние люди? Расскажите о них.

Подготовка к усвоению нового материала

Человек менялся с течением времени. Менялись его мысли, воображение. Благодаря своей наблюдательности человек научился изготавливать орудия труда, научился добывать огонь. Жизнь первобытного человека напрямую завесила от природы и ее условий, поэтому, когда, около 100 тыс. лет назад на земле наступило резкое похолодание, человек приспособился и к таким условиям.

Но как же протекала жизнь человека в разных для него условиях, сегодня мы с вами узнаем об этом на уроке.

Изучение нового материала

Совершенствую орудия труда, древние люди научились делать:

ручные рубила – оббивали камень с двух сторон, придавая ему необходимую форму, и прикрепляли деревянную ручку;

скребки- очищали кожу и шкуру зверя от остатков мяса и жира;

остроконечник - для резания и прокалывания шкур.

Также изготавливали из камня ножи, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Из костей изготовляли иглы и шилья.

В Жамбылской области было найдено около 5000 орудий труда принадлежавшие эпохе палеолита.

В эпоху мезолита орудия труда уже не выглядели грубыми.

В эпоху неолита люди научились уже изготавливать новые орудия труда, научились обрабатывать камень новыми способами.

Древнейшие люди научились пользоваться огнем.

  1. При попадании молнии в дерево.

  2. Ударяя камнем о камень

  3. Трение деревянной палочки о кусок дерева

Около 100 тыс. лет назад на земле наступило резкое похолодание. На севере Европы и Азии образовался гигантский ледник. (Толщ. 2 км.).

13 тыс. лет назад началось таяние ледника.

Закрепление

  1. Какую роль играл огонь в жизни древнего человека?

  2. Когда на земле началось резкое похолодание?

  3. Когда на Земле началось резкое потепление?

Домашнее задание: § 3 читать, ответить устно на вопросы, выучить новые слова.

Оценки за урок

Итог урока

kopilkaurokov.ru

Охарактеризуйте первые занятия древних людей. — КиберПедия

Билет № 1

• Законы Тауке хана «Жеты Жарғы»

После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр хан на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1715/1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан. Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами. Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при участии Тауке хана и биев трех жузов. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов:1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте. В основу «Жеты Жаргы» положены нормы «Касым ханның каска жолы»(Проторенный путь хана Касыма) и «Есим ханның ески жолы»(Исконный путь хана Есима). «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. Существовал прнцип колликтивной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана. К правовой ответственности привлекались с 13 лет. Вступление в брак также с 13 лет (родственникам до седьмого колена вступать в брак запрещено). «Жеты жаргы» позволило прекратить распри.

• Охарактеризуйте особенности эпохи мустье.

- СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ (МУСТЬЕ) - 140-40 тыс. лет до н.э.

Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад. Регионы: центральный и восточный (стоянки Обалысай в Жезказганском регионе, Музбель, Канай). Животные или погибали, или уходили на юг. На севере Европы и Азии образовался гигантский ледник. Человек – неандерталец. В период среднего палеолита человек научился добывать огонь трением, в этот же период первыми жилищами древних людей стали пещеры. Изготовление одежды, иглы из костей животных, вместо ниток сухожилия животных. Разделение труда. Большая община – начальная форма материнской родовой общины. Загонная охота на крупных животных и собирательство. Изготовление орудий из дисковидных нуклеусов. Скрёбла, остроконечники – ведущие оружия. Строят жилье из костей. Начинает складываться религиозный культ умерших. Укладывали покойного на бок, а руки под голову, рядом рога оленя или косули. Красная охра символизировала кровь. Самый крупный памятник в урочище Арыстанды в Южном Казахстане на глубине 7 метров(имени Ч. Валиханова).

3. Заполните таблицу:

Ситуация в Казахстане в годы Первой мировой войны
В промышленности В сельском хозяйстве В общественно-политической жизни
Для нужд войны реквизировали одежду, скот и продукты продовольствия, принудительно мобилизовали транспорт для подвозки военных грузов (главным образом, хлеба) к железнодорожным станциям. В годы войны резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. В первые же дни войны царское правительство во всех областях Казахстана ввело "чрезвычайное положение, согласно которому были запрещены собрания, стачки, забастовки, введена цензура на корреспонденцию. Росло недовольство во всех слоях.   За три года войны только из Туркестанского края было вывезено 70 тысяч голов лошадей, 12,7 тысяч верблюдов, более 13 тысяч юрт. Продолжалось изъятие земель у казахского населения. Под видом помощи семьям мобилизованных была введена трудовая повинность, т.е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне. Хозяйству казахов был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб. Столыпинская аграрная реформа Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. На казахское население были возложены "добровольные сборы", принудительная подписка на государственный заем, всего около 10 различных видов сборов и пошлин. Царская администрация искусственно разжигала межнациональную рознь, выдвигая шовинистические лозунги, вооружала верхушки переселенческого населения. Казахские шаруа не выполняли требований, отказываясь от уплаты налогов , податей, от сбора средств на нужды войны. Казахская интеллигенция через газету "Казах" предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались две цели: во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии, во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана. Однако русское правительство не собиралось вооружать казахов. Вместо этого решено было использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18 – 43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Из Казахстана и Средней Азии должны были быть реквизированы 400 тыс. человек. Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов и других народов Средней Азии против российского колониализма. Главными причинами восстания явились причины социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других народов региона, резкое ухудшение положения народных масс в связи с войной. Одним из крупнейших районов был Жетысу, где в июле началась вооруженная борьба против колонизаторов. Весь Туркестанский край находился на военном положении. К октябрю 1916 г. восстание в Жетысу было подавлено. В это же время народные выступления охватили всю территорию Казахстана. Но самым упорным и длительным было Тургайское восстание, во главе которого стояли А.Иманов и А.Джангильдин. В районах, контролируемых армией Иманова, гражданская власть перешла в руки повстанцев. Царизму не удалось подавить восстание казахов, но положение аула за время восстания резко ухудшилось.  

 

 

Билет № 2

• Присоединение Младшего жуза к России.

Принятие Младшим жузом Российского подданства. До 30 годов XVIII века казахи неоднократно обращались с просьбами оградить их от джунгарской угрозы к Сибирской администрации. В 1716 году казахи обратились с такой просьбой к Сибирскому губернатору М. Гагарину (впоследствии М. Гагарин был казнен по приказу императора Петра I за взятки).

В 1726 году хан Абулхаир направил в Россию своего посла Койбагара Кобекулы, проявив стремление войти в состав империи, но эта просьба осталась без ответа, из-за начавшейся эпохи «дворцовых переворотов» после смерти Петра I в 1725 году. В 1730 годувлиятельные бии Младшего жуза поручили хану Абулхаиру вести переговоры с русским правительством относительно заключения военного союза с Россией. В 1730 Абулхаир отправил в Россию посольство во главе с Кутлымбетом Коштаевым и Сейткулом Койдагуловым. 19 февраля 1731 года российская императрица Анна Иоанновна подписала указ о принятии Младшего жуза в состав России.

Для подписания ханом Абулхаиром и его окружением грамоты о российском подданстве по распоряжению Анны Иоановны в Казахстан было отправлено посольство во главе с переводчиком Коллегии иностранных дел А. Тевкелевым, обладавшим широкими полномочиями самостоятельно вести переговоры по вопросам русско-казахских отношений.

Значительная часть султанов, биев и старшин Младшего жуза, возглавляемая султаном Бараком, выступила против принятия российского подданства. Старшины Младшего жуза, не желавшие принимать российское подданство, хотели убить российского посла Тевкелева.

Эту сложную ситуацию разрешило присутствие батыра Богенбая и его сторонников.Хан Абулхаир и 29 его старшин в урочище Майтобе приняли российское подданство 10 октября 1731 года. Первоначально в состав Российской империи вошла незначительная часть Младшего жуза: земли родов и племен кочевавших вблизи Аральского моря. Адаевский род, кочевавший в мангыстауских степях, не признавал российскую власть до середины XIX века.

Политика Российской империи в Казахстане. Принятие российского подданства казахами Младшего жуза дало возможность царизму решительнее и последовательнее проводить политику колонизации казахских земель. Для этого в 1734 году под руководством обер-секретаря сената И. Кирилловабыла образована специальная комиссия в городе Оренбурге. Первоначально она была названа«киргиз-кайсацкой» комиссией, а позднее переименована в Оренбургскую.

Основание в 1735 г. Орской крепости на реке Орьдало возможность российскому правительству постоянно вмешиваться в дела казахов. Оренбургский губернатор И. Неплюев, пытаясь уменьшить влияние хана Абулхаира в степи, держал в аманатах (заложником)сына Абулхаира султана Кожахмета.

В 1735-1737годах ополчение Младшего жуза, с согласия хана Абулхаира было использовано русским правительством для подавления башкирскоговосстания. В 1735 году,спасаясь от карательных сил, в Младшего жуза, перекочевало 50 000 башкир. В 1740 году произошло второе восстание башкирского народа.

В августе 1738 годапредседатель Оренбургской комиссии, известный историк В. Татищев созвал в Оренбурге съезд казахских султанов и родоправителей (хан Абулхаир со своими сыновьями и 60 старшин Младшего и Среднего жузов подтвердили присягу на верность России).

На съезде казахской феодальной верхушки в Оренбурге присутствовал влиятельный султан Среднего жуза Абылай, который стал одним из организаторов борьбы против джунгар во второй четверти XVIII века.

В августе 1740 года в городе Орске хан Среднего жуза Абулмамбет (стал ханом в 1734 году) и султан Абылай присягнули на верность России. Одним из важных моментов переговоров по принятию присяги Абулмамбетом и Абылаем было обсуждение вопросов по расширению казахско-русской торговли, обеспечению безопасности купеческих караванов. В основу деятельности правителей Среднего жуза, в первой половине XVIII века, было положено стремление ослабить напор джунгарских завоевателей в казахской Степи. Российское влияние на Средний жуз в середине XVIII века было незначительным.

 

Билет № 3

• Абылай хан – выдающиися государственный и политический деятель.

Абылай-полководец и политический деятель. Восстановить территориальную целостность Казахстана в XVIII веке удалось хану Абылаю. Абылай (Абилмансур) - сын султана Среднего жуза Уали родился в 1711 году. Дед Абылая был правителем города Туркестан (имел грозное прозвище «Кровопийца»). Абылай в юности носил прозвище «Сабалак», за то что умел выходить победителем из затруднительных ситуаций. Существует легенда, что в детстве Абылай, оставшись рано сиротой, недалеко от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 году пас верблюдов у Толе-бия.

Абылай активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков с 15 лет. Понимая, что главной опасностью для Казахского ханства являются джунгарские нашествия, он придерживался пророссийской ориентации. Активное участие Абылая в военных действиях против джунгар давало ему возможность поддерживать связи с Оренбургской администрацией. В 1743 году он был освобожден из джунгарского плена, благодаря упорному заступничеству царских властей (попал вплен в 1742 году). Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посолъство майора Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года. Как мудрый политик, султан Абылай сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханств, стремившихся воспользоваться тяжелым положением Казахстана. Весной 1756 года в казахские земли вторглись китайские войска. На помощь Абылаю, в борьбе с китайской агрессией прибыл со своим отрядом султан Младшего жуза Ералы. В 1757 году китайская армия под командованием Фу Дэ и Яжао Хой снова вторглись в пределы Казахстана, создав угрозу для горнодобывающих предприятий и иртышских крепостей.

В том же году Абылай отправил посольство в Пекин во главе с Абулфайызом, сыном хана Среднего жуза Абулмамбета. В 1760 году маньчжуро-цинские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, запретили кочевать к востоку от реки Аягуз.

В целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай в 1757-1760 годах принял в Пекине подданство Китая и в 1762 году подтвердил Екатерине II россйиское подданство. Приняв подданство обеих соседних империй, Абылай фактически не одной из них не подчинялся, проводя политику в интересах своего народа. В результате Китай отказался от похода в Туркестан и Самарканд.

Значительное место во внешней политике Абылая занимала Средняя Азия, где главную опасность для казахов представляло Кокандское ханство. В 70-х годах XVIII века казахи под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить ему дань. В 70-х годах XVIII века под власть Абылая перешли города Туркестан, Шымкент, Сузак.В 1770 году он нанес поражение кыргызам, положив конец их набегам на казахские земли.

Казахское ханство в период правлении хана Абылая. В 1771 году умер хан Среднего жуза Абулмамбет и согласно традиции престолонаследия ханом должен был стать его старший сын Абулфайыз. Однако султаны и главы казахских родов на съезде в Бурабае избрали ханом султана Абылая.

Формой его правления стало единовластие. Хан Абылай контролировал использование лучших пастбищных угодий через толенгутов (воинов ханской гвардии). Совет биев при хане Абылае не играл существенной роли. Во главе улусов Абылай ставил наиболее преданных ему султанов.

Знакомый с хозяйственной жизнью России и государств Средней Азии, Абылай-хан поощрял развитие у казахов земледелия. В 1761 году в письме императрице Екатерине II он просил прислать 200-300 пудов зерна и мастеров-строителей деревянных домов. Достаточное внимание казахский хан уделял развитию торговых отношений с Цинской империей. В 1759 году в город Урумчи (Китай) прибыла торговая миссия Абылая. В конце XVIII века с Цинской империей вели торговлю около 105 тысяч казахских семей. В 1771 годуу реки Эмбы было сокрушительное сражение с калмыками по завершениюШанды жорык.

Российское правительство 24 мая 1778 года утвердило Абылая ханом лишь Среднего жуза. Абылай отказался приехать в Оренбург для вручения ему символов ханской власти, и грамота Екатерины II была доставлена в его родной аул.

Поэт Татикара и жырау Умбетей в своих произведения прославляли мудрость и величие Абылая. Он сам был автором нескольких кюев. Большое влияние на Абылая оказывал его советник, знаменитый Бухар-жырау.

Абылай-хан скончался осенью 1781 года и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане. Он был единственным казахским властелином, которого народ еще при жизни называл «аруах» («воплотивший дух»).После смерти Абылая ханом Среднего жуза был избран его сынУали(Вали). Правнуком Абылая был известный казахский ученый Ш. Уалиханов. Об Абылае как о «властителе совершенно независимом» писал известный историк и исследователь казахских земельА. Левшин

• Объясните, почему в эпоху палеолита доминировал матриархат.

В благоприятном климате с изобилием растительной пищи первые люди продолжали жить в условиях матриархата с раздельным существованием материнско-детских стад от мужчин, что способствовало появлению на свет потомства в благоприятный сезон. Женщины выполняли большую часть работы. На территориях с более суровым климатом со скудными ресурсами растительной пищи, но изобиловавшими крупной дичью, кочевали группы, где главенствующую роль занимал мужчина. Антропогенез был возможен только в женских коллективах, которые могли быть достаточно многочисленны на территориях богатых разнообразной растительной пищей. Группы мужчин-охотников, напротив, были малочисленны. Использование огня - важное достижение архантропов. Женщину справедливо называют хранительницей домашнего очага. Сохранить огонь можно было только в условиях близких к полуоседлости, которые были возможны только в некоторых материнско-детских группах. Маленькие группы охотников-мужчин обходились, скорее всего, без огня. Со временем женщины научились добывать огонь, после чего он стал доступен мужчинам. Используя огонь, люди смогли освоить территории с холодным климатом. Женщины матриархальных кланов могли спариваться в определенное время года не только с мужчинами своей популяции, но и с представителями патриархальных общин.

Билет № 4

• Казахстан в эпоху энеолита.

Энеолит (медно-каменный век) - 3000-2800 тыс. лет до н.э. (3000 – 1800 тыс. лет до н.э).

В энеолите впервые появились изделия из меди, но и каменные орудие все еще использовались. На территории Казахстана были исследованы две стоянки этой эпохи-Ботай (Ботайская культура), открытая археологом В.Зайбертом в Северном Казахстане иШебир в Мангыстау. Стоянка Ботай занимает около 15 гектаров и относится к 3-2 тыс. лет до н.э. Там были найдены остатки 200 жилищ, стены жилища были покрыты шкурами животных. В центре стоял очаг, где грелись и готовили еду. Здесь были обнаружены в огромном количестве кости свыше 70 тысяч лошадей, что свидетельствовало о том, что ботайцы приручили лошадь. Ботайцы былипервыми коневодами степей Евразии.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния. В местности Шебир наМангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Они делали украшения из морских моллюсков.

В энеолите произошлодва крупных изменения в общественной жизнидревних людей: возникло разделение труда и сформировался патриархальный род. Основу родовой общины стали составлять большие патриархальные семьи, власть в которой принадлежала мужчине и отцу. Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства.

• Объясните уникальное содержание духовной культуры через призму обычаев и обрядов казахского народа.

Духовная культура имеет древние и глубокие традиции. В ХIV-ХV веках произведения устной литературы племен и родов, населявших территорию Казахстана, стали основой возникновения и развития фольклора. К фольклору относятся сказки и легенды, эпические поэмы, пословицы и поговорки. Древнейшие произведения имели мифологические сюжеты: возникновении Земли из хаоса, о происхождении Солнца, Луны и звезд, появлении гор, рек, озер и первых людей. Самым распространенным жанром устной литературы были сказки: волшебные, героические, назидательные. Одним из древнейших жанров были эпические поэмы. Они возникли в VI-VIII веках как эпические сказания о батырах. В поэме о Кобланды-батыре рассказывается о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против калмыков и кызылбашей. Музыка была разнообразна в жанровом и тематическом отношениях. Самыми древними жанрами были трудовые и лирико-бытовые песни. Свадебные песни (жар-жар, той-бастар, беташар), похоронные (жоктау), песни-утешения (естирту, конил айту, жубайту) были частью повседневной жизни и произведениями искусства. Устная литература, устное народное творчество - это зеркало общественной жизни.

В XVI-XVII веках бурное развитие получило устное народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу (плач невесты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т.д. Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донесшими ее до нас, были талантливые акыны, салы и сери

 

Билет № 5

• Антропологическая характеристика людей эпохи бронзы и раннего железа.

Историческая антропология исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе. В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры, принадлежавшие к европеоидномуантропологическому типу. Антрополог М.М. Герасимов сделал реконструкцию внешнего облика андроновцев по найденному в Алексеевском могильнике в Костанайской области черепу женщины. Представители племени саков были европеоидами, но эти черты у них стали размываться, во внешнем облике у них больше стало появляться монголоидных черт. Особенно сильны монголоидные черты у саков Северного и Восточного Казахстана, у саков Жетысу и Южного Казахстана монголоидные черты менее выражены. Интересный момент: монголоидные черты у сакских женщин были более заметны, чем у мужчин. Внешний облик сарматов в Западном Казахстане сходен с обликом уйсунов Жетысу. М.М. Герасимов произвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу. У уйсунов стали преобладать монголоидные черты т.к. знать находилась в близких родственных отношениях с тюркоязычными и другими монголоидными племенами. В железном веке у племен, населявших территорию Казахстана в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты. Это говорит о том, что на земле Казахстана в древности проживали разноликие, разноязычные группы племен.

2. Определите одно из главных направлений внешней политики Абылая, опираясь на данный текст «…Абылай в 1756 году признал себя вассалом богдыхана и получил княжеский титул. Он отправил аманатом своего сына Адиля, но богдыхан, довольный покорностью Абылая, возвратил Адиля к отцу с милостивой грамотой. Между тем сам Абылай имел свидание с Илийским генерал-губернатором и заключил с ним торговый договор, по которому открыты были в Тарбагатае (Чугучаке) и в Или меновые базары…».

Абылай признавал мудрую внешнюю политику,обеспечивавшую безопасность и суверенитет Казахского государства. Формально находясь в российском подданстве, Абылай в 1756 году стал поддерживать дипломатические отношения с китайским правительством. Эта мера позволила ему остановить колониальную политику России на территории Казахстана и в то же время не допустить агрессию со стороны Китая.

Билет № 6

• Основные причины и предпосылки ликвидации ханской власти в Среднем жузе.

К двадцатым годам XIX столетия царское правительство приходит к выводу, что настало время отменить ханскую власть в Казахстане. На это у него имелись веские основания и были созданы некоторые предпосылки. Во-первых, сохранение ханской власти мешало царизму начать широкомасштабную хозяйственную колонизацию края и присоединения южных и юго-восточных районов Казахстана к России. Во-вторых, казахские ханы дискредитировали себя в глазах большинства степного населения. Назначаемых царем ханов народ уже воспринимал не как самостоятельных правителей, а зачастую как чиновников Российской империи. В-третьих, в начале XIX века участились случаи активного выступления части чингизидов против царской администрации. И, наконец, после окончания войны с Францией царизм обладал достаточными военными и людскими ресурсами для окончательной ликвидации формального проявления независимости казахов — института ханской власти. К этому времени царизм разделил на несколько частей Средний жуз. Это было очень удобно для управления кочевниками. В 1788 году значительная часть прииртышских казахов во главе с султаном Султанбетом получила право «вечной кочевки» на правобережье Иртыша. Средний жуз был поделен на две части: на правобережных и левобережных. Свободные контакты между этими группами некогда единых жузов были запрещены.

• Опишите орудия труда древнейшего человека.

Около 100 тысяч лет до н.э. началось похолодание климата (ледниковый период). Большие пространства Земли покрылись гигантским ледником, толщина которого достигала 2 км. Теплолюбивые животные вымерли, остальные мигрировали на юг. Период оледенения завершился около 13 тысяч лет назад. Продолжительное похолодание усложнило жизнь людей. Вначале люди использовали и сохраняли естественный огонь, возникший от попадания молнии в дерево. Они старались сохранить его. Но постепенно люди научились самостоятельно добывать огонь. Использовали разные способы добычи огня: трение. Этот способ заключался в трении твёрдого дерева о более мягкое - сверление. Твёрдый острый кусок дерева вводился в отверстие в мягком дереве и руками приводился в движение при помощи вращения. Кроме того, в отверстие клали трут гнилого дерева, который быстро воспламенялся. Ещё быстрее, если деревянный стержень приводился в движение при помощи тетивы лука; Высекание. Ударяя друг о друга два камня, получали искры, которые зажигали ранее подготовленный трут. При обработке камня, дерева, шкур развивались и совершенствовались руки человека, развивался и его мозг. Люди научились делать орудия, выбирая для этого кремень. Это были рубящие орудия: чоппер- галечный камень, края которого заточены и обработаны с одной стороны, и чоппинг, обработанный и заточенный с двух сторон. Острые края камня, для увеличения прочности подправлялись рядом мелких ударов. Такая обработка называласьретушью.

3. Заполните сравнительную таблицу:

Экономическая политика Советской власти в Казахстане в 1918-1925 годы
«Военный коммунизм» Новая экономическая политика
1. введение продразверстки 1. введение продналога
2. национализация промышленности 2. аренда мелких предприятий
3. всеобщая трудовая повинность 3. наемный труд
4. «пайковое» снабжение продовольствием 4. товарно-денежные отношения
5. хлебная монополия 5. свободная торговля

Положение в стране после Гражданской войны становилось все более катастрофическим. Продолжающаяся политика «военного коммунизма» вызвала волну протеста, народного возмущения. В этих условиях в 1921 году Советская власть взяла курс на Новую экономическую политику. Было принято решение о замене продразверстки продналогом. С введением НЭПа разрешалось сдавать землю в аренду, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйственной кредитной, потребительской кооперации и были осуществлены многие другие прогрессивные меры. Таким образом, в результате НЭПа произошли существенные сдвиги в сельском хозяйстве и промышленности Казахстана, возросло значение товарообмена и товарооборота.

 

 

Билет № 7

• «Временное положение по управлению Семиреченской и Сырдарьинской областями 1867 г.».

Подготовка реформы. Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане по времени совпали с отменой крепостного права и проведением буржуазных реформ в России. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века была образована комиссия во главе со статс-секретарем И. Бутковым. Комиссия предложила разделить всю казахскую Степь на две области - Западную с центром в Тургайском крае и Восточную с центром в Каркаралинске или Сергиополе, но эти предложения не были приняты. Подготовка проекта реформ по изменению управления Казахским краем в 1865 году была возложена на Степную комиссию, которую возглавил член Совета Министерства внутренних дел Ф. Гирс. В соответствии с указом императораАлександра II от 5 июня 1865 годабыли составлены вопросники по изучению казахской страны. При подготовке реформы не были приняты во внимание интересы народа. Степная комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. Ш. Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления.

11 июля 1867 года император Александр II утвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» (или «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторств»).

Содержание реформы. Управление Казахстаном по реформам 1867-1868 годов представляло собой пятизвенную систему: генерал-губернаторство - область -уезд - волость — аул.

Территория Казахстана вошла в состав трех генерал-губернаторств: Туркестанского, Оренбургского и Западно-Сибирского. Вся военная и гражданская власть в генерал- губернаторствах находилась в руках генерал-губернатора. Каждое генерал-губернаторство делилось на области. В состав Оренбургского генерал- губернаторствавходили Уральская и Тургайская области, в Туркестанское-Сырдарьинская и Семиреченская, в Западносибирское-Акмолинская и Семипалатинская. Территория бывшей Букеевской (Внутренней Орды) в 1872 году отошла к Астраханской Мангыстау (Мангышлакское приставство) в 1870 году отошел под управление Казахского военного округа (позднее вошел в Закаспийскую область). Одной из главных задач реформ 1867-1868 годов стало сосредоточение-военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право вести дипломатические переговоры с такими странами, как Китай и Иран. Вo главе областей стояли военные губернаторы, одновременно являвшиеся наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, делившиеся на 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над их деятельностью осуществлялвице-губернатор, являвшийся председателем правления и имевший при себе специальных советников.

Области делились на уезды. Во главе уезда стоял уездный начальник, которого назначал генерал-губернатор. Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части, учреждения и укрепления уезда. Один из двух помощников (младший по должности) уездного начальника был представителем местной правящей верхушки.

Уезды делились на волости во главе с волостным управителем. Волости делились на административные аулы, состоявшие из 100-120 кибиток. Волостные и аульные управители были опорой царского правительства в Казахстане. Классовая сущность реформы заключалась в освобождении от налогов султанов-чингизидов и обеспечение их пожизненной пенсией.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Они избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Аксакалам, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать.

По реформам 1867-1868 годов были учреждены новые судебные органы, действовавшие на основания общеимперских законов:военно-судебные комиссии и уездные суды. В Сырдарьинской области сохранился суд казиев. В каждой волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4-х до 8-ми биев. Суды биев и казиев по реформам 1867-1868 годов были низшим звеном



cyberpedia.su

Занятия людей — какие основные занятия древних людей? — 22 ответа



К первым занятиям древнего человека не относится

В разделе ВУЗы, Колледжи на вопрос какие основные занятия древних людей? заданный автором эльмира аскерова лучший ответ это Древние люди занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. Орудия труда были простейшими: деревянные дубинки, заостренные палки, ручные рубила из камня. В качестве жилищ использовали пещеры. В те времена люди уже пользовались огнем, но самостоятельно разжечь костер еще не умели, и поддержание огня в пещере было важной обязанностью каждого члена общины.В период среднего палеолита первобытные люди начинают сами строить жилища. Они сооружали их из огромных костей, черепов и бивней мамонтов, веток, а сверху накрывали шкурами животных. Археологи доказали, что такие жилища существовали долгое время и разделялись на зимние и летние. Люди жили поселениями по 25 - 70 человек.Орудия труда стали намного сложнее: появились скребки для обработки шкур, резцы для раскроя шкур и обработки кости и дерева, сверла, наконечники для оружия, шила, иглы из костей.Самым важным достижением людей в этот период стало овладение огнем. Его добывали высеканием искры из кремня или трением сухих палочек. Научившись разводить костер, люди защищали себя от холода и хищных зверей.Основной пищей было мясо животных, добытое на охоте. Поэтому численность людей зависела от количества диких животных, проживавших на определенной территории. Средний возраст человека того времени составлял 20 - 23 года. Ученые подсчитали, что население Украины в то время насчитывало 3-6 тысяч человек.Первые религиозные представления и верования появляются в период среднего палеолита. Это подтверждается находками в Крыму, где обнаружены первые погребения людей по сложному ритуалу. Человек начинает задумываться над окружавшими его природными явлениями, старается понять их суть и как-то повлиять на них.В позднем палеолите религиозные верования усложняются. Известно, что перед охотой люди совершали магические действия и заклинания. Они изображали животное на земле или стене пещеры и кололи изображения копьями или стрелами. По их представлениям, это должно было принести удачу во время охоты.Древние люди верили, что каждое живое существо и многое из окружающего мира (гора, река, лес) имеет своего двойника - духа или душу, и старались задобрить их жертвами-подарками.К древнейшим верованиям относится также представление людей о том, что их род ведет свое начало от животного-предка (волка, медведя, ворона, орла или др.) . Таких животных обожествляли, их запрещалось убивать или употреблять в пищу. Они считались покровителями членов рода.В эпоху среднего палеолита начинается зарождение искусства. Археологи находят кости с резным геометрическим орнаментом, изображения животных и людей, выполненные чаще всего черной и красной краской. Во времена позднего палеолита искусство усложняется. На поселении Молодовое над Днестром найдены высеченные на лопатке мамонта изображения людей и животных. Костяные браслеты и человекоподобные фигурки со сложным геометрическим орнаментом найдены при раскопках стоянки в Мезино, на Черниговщине. Археологические находки говорят нам о существовании в то время музыкального искусства. Найдены костяные флейты, особое культовое сооружение для осуществления обрядов, сопровождавшихся музыкой, набор первобытных музыкальных инструментов.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: какие основные занятия древних людей?

Ответ от Јеф[гуру]Жрать, спать, охота, рыбался, собирательство.

Ответ от (????)[гуру]Добывание огня

Ответ от Полина Кот[мастер]царапанье на скалах

Ответ от Ѐегина Вилибегова[новичек]Основной их задачей было выживание и они занимались тем, что могло им в этом помочь (например, охотой, собирательством, изготовлением орудий труда, одежды)

Ответ от Евгений Павлов[гуру]Важно знать, насколько древних. В какой-то момент появились земледелие, животноводство, изготовление орудий труда из кости и камня. Если считать слишком широко (древних вообще) , то сюда можно записать и довольно развитые цивилизации шумеров, майя, инков, египтян, греков и римлян. А там уже были и керамика, и обработка металлов, и астрономия, и мореходство, и медицина.

Ответ от Ђамара Гайбович ( Лапето )[новичек]Древние люди занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. Орудия труда были простейшими: деревянные дубинки, заостренные палки, ручные рубила из камня. В качестве жилищ использовали пещеры. В те времена люди уже пользовались огнем, но самостоятельно разжечь костер еще не умели, и поддержание огня в пещере было важной обязанностью каждого члена общины.В период среднего палеолита первобытные люди начинают сами строить жилища. Они сооружали их из огромных костей, черепов и бивней мамонтов, веток, а сверху накрывали шкурами животных. Археологи доказали, что такие жилища существовали долгое время и разделялись на зимние и летние. Люди жили поселениями по 25 - 70 человек.Орудия труда стали намного сложнее: появились скребки для обработки шкур, резцы для раскроя шкур и обработки кости и дерева, сверла, наконечники для оружия, шила, иглы из костей.Самым важным достижением людей в этот период стало овладение огнем. Его добывали высеканием искры из кремня или трением сухих палочек. Научившись разводить костер, люди защищали себя от холода и хищных зверей.Основной пищей было мясо животных, добытое на охоте. Поэтому численность людей зависела от количества диких животных, проживавших на определенной территории. Средний возраст человека того времени составлял 20 - 23 года. Ученые подсчитали, что население Украины в то время насчитывало 3-6 тысяч человек.Первые религиозные представления и верования появляются в период среднего палеолита. Это подтверждается находками в Крыму, где обнаружены первые погребения людей по сложному ритуалу. Человек начинает задумываться над окружавшими его природными явлениями, старается понять их суть и как-то повлиять на них.В позднем палеолите религиозные верования усложняются. Известно, что перед охотой люди совершали магические действия и заклинания. Они изображали животное на земле или стене пещеры и кололи изображения копьями или стрелами. По их представлениям, это должно было принести удачу во время охоты.Древние люди верили, что каждое живое существо и многое из окружающего мира (гора, река, лес) имеет своего двойника - духа или душу, и старались задобрить их жертвами-подарками.К древнейшим верованиям относится также представление людей о том, что их род ведет свое начало от животного-предка (волка, медведя, ворона, орла или др.) . Таких животных обожествляли, их запрещалось убивать или употреблять в пищу. Они считались покровителями членов рода.В эпоху среднего палеолита начинается зарождение искусства. Археологи находят кости с резным геометрическим орнаментом, изображения животных и людей, выполненные чаще всего черной и красной краской. Во времена позднего палеолита искусство усложняется. На поселении Молодовое над Днестром найдены высеченные на лопатке мамонта изображения людей и животных. Костяные браслеты и человекоподобные фигурки со сложным геометрическим орнаментом найдены при раскопках стоянки в Мезино, на Черниговщине. Археологические находки говорят нам о существовании в то время музыкального искусства. Найдены костяные флейты, особое культовое сооружение для осуществления обрядов, сопровождавшихся музыкой, набор первобытных музыкальных инструментов.

Ответ от MUSLIM БЬЮКОВ[новичек]шучу

Ответ от Азалия Гаскарова[новичек]иии

Ответ от Анна Тетерлева[новичек]Древние люди занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. Орудия труда были простейшими: деревянные дубинки, заостренные палки, ручные рубила из камня. В качестве жилищ использовали пещеры. В те времена люди уже пользовались огнем, но самостоятельно разжечь костер еще не умели, и поддержание огня в пещере было важной обязанностью каждого члена общины.В период среднего палеолита первобытные люди начинают сами строить жилища. Они сооружали их из огромных костей, черепов и бивней мамонтов, веток, а сверху накрывали шкурами животных. Археологи доказали, что такие жилища существовали долгое время и разделялись на зимние и летние. Люди жили поселениями по 25 - 70 человек.Орудия труда стали намного сложнее: появились скребки для обработки шкур, резцы для раскроя шкур и обработки кости и дерева, сверла, наконечники для оружия, шила, иглы из костей.Самым важным достижением людей в этот период стало овладение огнем. Его добывали высеканием искры из кремня или трением сухих палочек. Научившись разводить костер, люди защищали себя от холода и хищных зверей.Основной пищей было мясо животных, добытое на охоте. Поэтому численность людей зависела от количества диких животных, проживавших на определенной территории. Средний возраст человека того времени составлял 20 - 23 года. Ученые подсчитали, что население Украины в то время насчитывало 3-6 тысяч человек.Первые религиозные представления и верования появляются в период среднего палеолита. Это подтверждается находками в Крыму, где обнаружены первые погребения людей по сложному ритуалу. Человек начинает задумываться над окружавшими его природными явлениями, старается понять их суть и как-то повлиять на них.В позднем палеолите религиозные верования усложняются. Известно, что перед охотой люди совершали магические действия и заклинания. Они изображали животное на земле или стене пещеры и кололи изображения копьями или стрелами. По их представлениям, это должно было принести удачу во время охоты.Древние люди верили, что каждое живое существо и многое из окружающего мира (гора, река, лес) имеет своего двойника - духа или душу, и старались задобрить их жертвами-подарками.К древнейшим верованиям относится также представление людей о том, что их род ведет свое начало от животного-предка (волка, медведя, ворона, орла или др.) . Таких животных обожествляли, их запрещалось убивать или употреблять в пищу. Они считались покровителями членов рода.В эпоху среднего палеолита начинается зарождение искусства. Археологи находят кости с резным геометрическим орнаментом, изображения животных и людей, выполненные чаще всего черной и красной краской. Во времена позднего палеолита искусство усложняется. На поселении Молодовое над Днестром найдены высеченные на лопатке мамонта изображения людей и животных. Костяные браслеты и человекоподобные фигурки со сложным геометрическим орнаментом найдены при раскопках стоянки в Мезино, на Черниговщине. Археологические находки говорят нам о существовании в то время музыкального искусства. Найдены костяные флейты, особое культовое сооружение для осуществления обрядов, сопровождавшихся музыкой, набор первобытных музыкальных инструментов.

Ответ от Ѐоберт Мусин[новичек]охота строение хижин пошив одежды приготовление пищи

Ответ от Любовь Шукри[новичек]Добывали и присваивали то, что было создано природой. Древние люди занимались собирательством, охотой, рыбной ловлей. Добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь.

Ответ от Насикат Кутманова[новичек]Охота, орудия труда, добывания огня

Ответ от Артур Есин[новичек]Древние люди занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. Орудия труда были простейшими: деревянные дубинки, заостренные палки, ручные рубила из камня. В качестве жилищ использовали пещеры. В те времена люди уже пользовались огнем, но самостоятельно разжечь костер еще не умели, и поддержание огня в пещере было важной обязанностью каждого члена общины.

Ответ от Ваня рябинин[новичек]охота и собирательство

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

История Казахстана жизнь древнейших людей

ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ

ДРЕВ Н Е Й Ш ИЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

ПОЯВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ

• Происхождение человека.

• Занятия древнейших людей.

3. Появление древнейшего человека в Казахстане .

• 1 вопрос

• Древним миром мы называем части земного шара, где появился и развивался первый человек.

• Древнейшие люди сильно отличались от современного человека. Древнейшим человеком был австралопитек, остатки скелетов которого нашли в Южной и Восточной Африке, в Австралии. Жили австралопитеки около 2,6 млн лет назад.

• Австралопитек был похож на обезьяну: тело покрыто густыми волосами, нижние конечности длиннее передних, ходил он на двух ногах. Руками он собирал плоды и коренья, держал предметы, выполнял простейшие движения.

Австралопитек,жил примерно

около 2,6 млн лет назад.

• Одним из древнейших людей был питекантроп. Скелет питекантропа впервые был найден на острове Ява (Юго-Восточная Азия) в 1891 году. Он жил примерно 1 млн лет назад.

• Следующим звеном в развитии человека был синантроп. Синантропы жили 200-500 тысяч лет тому назад. Питекантроп и синантроп получили в науке название «людей прямо ходящих».

• Следующий вид древнего человека именуется неандертальцем.

• Скелет неандертальского мальчика был также найден в Узбе-кистане, в местечке Тешикташ Неандертальцы жили 100-35 тысяч лет назад.

• после неандертальцев, примерно 35-40 тысяч лет назад появился «человек разумный » - homo sapiens, т.е. человек современного вида. «Человек разумный» стал сознательно обдумывать, рассчитывать свои действия, поступки.

2 вопрос

• С использованием первых, простейших и примитивных орудий труда древнейшие люди все меньше стали зависеть от тяжелых природных условий. Вначале они не умели строить жилища, готовить пищу. Прячась от дождя и диких животных, первые люди стали обживать пещеры. Они питались плодами растений, которые собирали с земли, с веток деревьев, а также дикорастущими кореньями. Собирали и ели яйца птиц. Этот промысел древнейших людей - способ их жизнедеятельности — называется собирательством.

• Люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей. Такой первоначальный коллектив людей получил название человеческое стадо.

Охота на мамонта

• каменный век делится на три больших периода:

• палеолит (древний каменный век) - 2,5 млн - 12 тысяч лет до н.э.

• мезолит (средний каменный век) — 12—5 тысяч лет до н.э.

• неолит (новокаменный век) — 5—3 тысячи лет до н.э.

Каждый из этих периодов отличается от предыдущего более совершенными ору-диями труда.

• По мнению ученых, первые древние люди проникли на территорию Казахстана из Европы, Азии и из Сибири.

• Древнейшие люди появились здесь примерно миллион лет назад. Доказательством этому служат орудия труда, найденные в долине реки Арыстанды в Жамбылской области и в отрогах гор Каратау в Южном Казахстане. Первые люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа.

• 3 вопрос

• Нуклеусы

История Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людейИстория Казахстана жизнь древнейших людей

mirznanii.com

Одно из первых занятий древнего человека

Главным стремлением древнего человека, было выживание. Необходимо было сохранить племя, как единую общность. И самой важной задачей, был поиск пропитания. Именно поиски и добывание пищи были основной деятельностью древних людей.

Соответственно, самые первые занятия древних людей непосредственно были связаны с добыванием еды.

Какое занятие было самым древним

Ученые изучают древних людей по останкам скелетов в пещерах, обнаруженным орудиям труда. Много информации дают наблюдения за примитивными племенами, которые живут до сих пор в отдаленных уголках планеты. Узнать одно из первых занятий человека, можно следующим образом:

  • охота. Она была основным способом пропитания для древних людей. Например, неандертальцы жили почти исключительно охотой. Кроманьонцы также постоянно охотились. Добытое мясо являлось основой их рациона;
  • собирательство. Растения поедают даже дикие звери. Безусловно, людям также были известны свойства некоторых растений. Тем более, что в дикой природе произрастают злаковые культуры, горох, чеснок и так далее. Их плоды поедали и древние люди. Однако собирательство ягод и растений являлось дополнением к основной пище – мясу;
  • рыбная ловля. Для ловли рыбы необходимы довольно сложные приспособления – удочки, сети. Они появились позже. Поэтому, изначально древние люди не занимались ловлей рыбы и поеданием речных или морских обитателей.

В те времена еще не существовало скотоводства или обработки металлов. Поэтому, самым первым занятием древних людей, являлась охота.

Вспомогательные занятия

Важно указать на обработку камня. Из него делали топоры для охоты, ножи и скребки для разделки туш убитых животных. Камень обрабатывали путем ударов о более прочный камень. На каждый нож или топор уходило по много месяцев. Поэтому, орудия труда имели большую ценность и служили много лет.

В древние времена уже начали появляться первые представления людей о загробном мире. Практиковались первые магические ритуалы. Так, на стенах пещеры рисовали животных. В них бросали копья, воспроизводя процесс охоты. Люди приманивали удачу, они как бы моделировали удачную охоту.

shkolnikru.com

Занятия древнейших людей - история, уроки

Предмет

История древнего Казахстана

Класс

    6

Тема

Занятия древнейших людей

Цель

Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о занятиях древнейших людей. Научить правильно формулировать мнение о происходивших процессах

Ожидаемые результаты

Создать ситуацию для формирования у учащихся навыков анализа полученной информации

Ключевые идеи для урока

    Орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Ресурсы и оборудование

Доска, учебник по истории Казахстана для 6 класса, тетрадь, опорные схемы

Ход урока

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия  учащихся

I. Этап организации и вызова

3 мин

Приветствие. Вступительное слово учителя. Записывает на доске тему урока «Занятия древнейших людей», а теперь повернитесь, друг к другу улыбнитесь и пожелайте друг другу   хорошей работы на уроке.

Приветствие.

 Запоминают и записывают новую тему.

II. Этап осмысления

1 мин

4 мин

6 мин

5 мин

5 мин

3 мин

5 мин

3 мин

6 мин

Вступление.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

Какие теории существуют о происхождении человека?

Как в науке называют древнейших людей?

Как назывался первоначальный коллектив древнейших людей? Как вы думаете, в чем причины создания таких коллективов?

Дает задание: Приочитайте тескт учебника на стр. 12-13, заполните кластер

 

 

 

 

 

Где найдены самые древние каменные орудия?

Для чего использовался чоппер?

На територии казахстана были найдены древнейшие каменные орудия. Где именно?

Дает задание: Посмотрите рисунок на стр. 13 и опишите по нему занятия древнейших людей.

Какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?

Из какого материала делали орудия труда человек эпохи камня?

Дает задание: Прочитайте текст учебника на стр. 13-14 и заполните таблицу «Занятия древнейших людей»

Собирательство

Охота

 Направляет, задает вопросы, слушает.

Дает задание: Ответьте на тестовые задания на стр. 15

Дает задание: Составьте кроссворд по пройденной теме ( не менее 5 вариантов ответа)

Отвечают на вопросы (устно)

Читают, заполняют кластер, систематизируют знания, запоминают

Отвечают на вопросы

Изучают рисунок, анализируют, отвечают на вопросы.

Читают, запоминают, зполняют таблицу, отвечают

Отвечают на тестовые задания, закрепляют.

Состовляют кроссворд. Применяет знания в новых ситуациях, отвечает на вопросы.Использует знания в новых ситуациях.

III. Этап закрепления и рефлексий

3

Придите к выводу

 -  легко ли было изучать новую тему?

- какое задание было самым интересным?

- что понравилось на  этом уроке?

Высказывает свое мнение

1

Читать стр. 12-15, ответить письменно на вопросы стр.15

Записывают домашнее задание в дневники

Заключение

 

 

kopilkaurokov.ru


Смотрите также