Право древнего. Государство и право Древнего Рима (стр. 1 из 7)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

otvety_na_bilety (1) / лекции / Право древнего Рима. Право древнего


Право Древнего Египта

Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря.

В VIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)". Но кодекс выходит за пределы хронологической рамки Нового царства и не является типичным для древнеегипетского права.

Что касается правового положения различных категорий населения, то следует выделить деление на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).

Вещное право

Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику. Фактически большая часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями.

Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.

Семейное право

Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.

Уголовное право

В области уголовного права кровная месть исчезла, как и денежные выкупы. Наказания, применяемые государством , отличались жестокостью. Применялась смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Сурово карались преступления против веры (колдовство, убийство животных, почитаемых священными).

Процессуальное право

Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. "шесть палат", главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами , существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался "жрецом богини Истины" и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.

2. Государство и право Древнего Вавилона

Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176 З. Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

studfiles.net

Право древнего Рима

РИМСКОЕ ПРАВО

Регулирует достаточно широкий круг отношений, особо тщательно была разработана защита частной жизни/собственности. На базе римского права сложилась богатая правовая культура, ставшая достоянием мира. Римская юриспруденция стала основой все юриспруденции мира.

Периодизация. Периодизация римского права не совпадает с периодизацией развития права:

  1. Древнейший период(6-серидина 3 века до н э) Римское право характеризуется архаичностью, замкнутостью, неразвитостью основных правовых институтов, связью с религией.

  2. Предклассический(середина 3 века до н э-1 век н э) В этот период получает развитие преторское право и все институты права.

  3. Классический(1-3 века н э) В этот период Римское право освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую науку. Именно в этот период оно достигает наивысшего рассвета.

  4. Постклассический период(4-6 века н э) В связи с разложением рабовладельческого общества, римское право перестает развиваться, и достижения в римском праве связаны с его систематизацией и приспособлением формирующимся феодальным отношениям(характерно прежде всего для Византии)

РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

  1. Роль жрецов, коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию в формировании и толковании норм права. Понтифики были, по сути, первыми юристами

  2. Правовые обычаи

  3. Законодательство первых римских царей

  4. Законы 12 таблиц (451-450 до н э)

  5. Решение народных собраний (имели силу закона) и в первую очередь центуриатных собраний.

  6. Наиболее важным источником становятся эдикты преторов, на базе которых на ряду с цивильным правом(право городской общины) вырастает новая правовая система – преторское права и право народов (jus gentium)

  7. Роль римских юристов в развитии права (самостоятельно изучить) начиная с середины 3 века до н э римская юриспруденция приобретает открытый светский характер. Юристы играли важную роль в судебной практике, давали юридические консультации(особенно по вопросам судебного процесса) редактировали и составляли юридические акты, принимали участи в судебном процессе. Римские юристы составляли многочисленные труды, которые предназначались, как и для учебных целей, так и для практического использования и особое место занимали конституции Гая(систематически излагали римское право в учебных целях) весты Юстиниана.

В принятом законе выделялись 3 части:

  1. Инициатор закона

  2. Правовая норма

  3. Санкция

Принятый закон немедленно вступал в силу, и если текст был очень важным, он выставлялся на форуме

Уже к концу первого века с разложением республиканского строя и созданием империи, особую роль начинает играть законодательство императора. Акты императорской власти(конституции) делились на следующие основные виды:

  1. Эдикты (юридически обязательные только при жизни данного императора, но уже со второго века начинают соблюдаться и приемниками)

  2. Рескрипты (советы/ответы императора магистру, которые запрашивают правовые консультации по правовым вопросам)

  3. Декреты (решения, вынесенные императором в судебных делах)

  4. Мандаты (инструкции, адресованные правителям провинций)

ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ

Обычно появление законов 12 таблиц связывают с борьбой плебеев с патрициями за уравнение своих прав. Была создана специальная комиссия из 10 децемвиров (входят только патриции) Первоначальный текст не удовлетворил плебеев, и была создана новая комиссия, куда вошли плебеи и законы были записаны на 12 деревянных досках. Затем они погибли в 387 году при нашествии галлов и в оригинале не сохранились и были позже (18-19век) реконструированы на основе фрагментов и сочинений римских юристов (Цицерона, Гая) По своей сути законы 12 таблиц представляли обработку обычного права. Известное влияние оказало и греческое право, а так же были включены отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (система штрафов к примеру). Законы 12 таблиц отражали сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, но, несмотря на эти недостатки, они достаточно полно отражали потребности римского общества.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЩНОГО ПРАВА

Законы 12 таблиц четко делят вещи на две категории:

  1. Земля, вода, рабы, рабочий скот

  2. Остальные вещи

Особое внимание уделяется способам приобретения вещных прав и классификация самих вещей. По способу приобретения все вещи, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, делились на:

  1. Манципируемые (относятся земли в Италии, рабы, рабочий скот; все остальные вещи относились к не манципируемым)

  2. Не манципируемые

Отчуждение вещей первой группы могло осуществляться только манципации. Для продажи вещей требовалось наличие 5 свидетелей, весовщика, куска меди, продавца/покупателя. Приобретатель, держа в руках кусок меди, торжественно произносил клятву.

Позднее стал появляться еще 1 формальный способ передачи права собственности как на манципируемые вещи, так и не манципируемые вещи( in pure cessio ) это фиктивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора. Обычно покупатель делал вид, что вещь принадлежит ему, торжественно об это заявляя, если противоположная сторона не возмущалась, то сделка завершалась

По законам 12 таблиц вещь могла быть приобретена в собственность в силу давности владения. Закон запрещал приобретать право собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок давности 1 год, для недвижимых вещей 2 года. Особым видом вещного права было ограниченное право пользования чужой вещью. Возникли с появлением частной собственности.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

  1. Законы 12 таблиц регулируют обязательственные отношения, как из договора, так и из деликтов. В силу неразвитости товарно-денежных отношений договоры были не многочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Главное внимание обращалось на внешнюю оболочку, а не на содержание.

  2. Договоры носили односторонний характер. Правом требования наделялась только 1 сторона – кредитор, а на должника возлагались только обязанности. Особое внимание уделялось форме договора. Первая форма – nexsum (договор, подобно манципации, заключался в присутствии не менее 5 свидетелей, весовщика, посредством меди и весов; произнесением особой словесной формой кредитором, в котором излагалась суть обязательств должника. Если должник не выполнял обязательства в срок, то кредитор мог наложить на него руку и держать в своем доме в течении 60 дней. За это время он трижды выводился на форму, в надежде, что кто-нибудь за него заплатит, если этого не происходила то должника продавали в рабство до 313 до н э, когда было запрещена продажа в рабство, но если должник был должен нескольким лицам (3) то закон предписывал его разрубить на части. Таким образом, характерная черта этого договора состояла в том, что взыскание было направлено на саму личность должника). Вторая форма – заключение договора, посредством стипуляции. Кредитор задавал должнику вопрос, а должник должен в утвердительной форме ответ. Исполнение договорных обязательств посредством стипуляции было строго ограничено тем, что было сказано в вопросе и ответе.

  3. Обязательство из деликтов. По своему содержание деликты распадались на 2 группы: 1) направленные против личности (относились личная обида, членовредительство, воровство. По закону 12 таблиц, на вину не обращалось внимание, достаточно было самого факта и это обязательство выражалось чаще всего в обязанность уплатить штраф в пользу потерпевшего от 25 до 200 ассов, но в случае членовредительства и кражи когда вор был пойман споличным, допускалась смертная казнь. Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Законам 12 таблиц известны и публичные деликты – это те, которые наказывались от имени публичного народа и шли не частным лицам, а государству. К ним относились преступления против республики. 2) направленные против имущества.

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Римская семья в эпоху 12 таблиц была семьей патриархальной. Главной ее был патерфамилиар. Он мог продать в рабство жену и детей, при всех подвластных ему. Члены римской семьи, кровные родственники и не родственники объединялись общим названием – агнатов. К ним относились: жена, жены сыновей, внуки, усыновленные лица. Агнатская связь была не семейной, а юридической, то есть не кровной. Братья признавались агнатами второй степени и основанием для этого служило то, что в свое время до смерти их отца все они находились под одной властью и проживали в одном доме. Все другие кровные родственники назывались кагнатами. Так дочь, выйдя замуж, переходила в другую семью и становилась по отношению к своей прежней семье кагнаткой и отец утрачивал над ней всякую власть. Условия заключения брака:

  1. Брачный возраст – 12 лет для девушек, 14 для мужчин

  2. Принадлежность и жениха и невесты к патрицианскому роду

  3. Отсутствие близкого родства

Формы заключение брака:

  1. Брак заключался путем религиозного обряда, в присутствии жрецов, 10 свидетелей

  2. Простое сожительство (синеман/конкубинат) В этом случае каждый их супругов мог прервать брачные отношение и супруги пользовались равными правами, но специфическая черта этого брака в том, что жена должна была ежегодно возобновлять его. Жена должна быть не менее 3 ночей в году проводить вне дома мужа, если этого не происходило, то жена попадала под власть мужа, брак становился обычным. В этом случае жена должна была приносить приданое, чтобы облегчить права детей.

НАСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Наиболее ранней формой было наследование по закону. По закону 12 таблиц уже хорошо знакомы завещательные распоряжения. В самое раннее время завещатель должен был добиваться своего завещания народным собранием. А затем, когда это уже не требовалось – объявлять о своей воле народу. С этим порядком вскоре стал конкурировать более просто порядок – завещатель, с помощью обряда манципации совершал фиктивную продажу своего имущества доверенному лицу. После смерти завещателя доверенное лицо должно было передать это имущества наследниками в соответствии с волей завещателя. Наличия завещания устраняло всех неуказанных в нем законных наследников.

Если не было завещания, то все сыновья получали равную долю имущества. Если сын умирал, не оставив после себя детей, то последние получали равную долю своего отца. Если ближайший наследник не принимал имущества, то такое имущество признавалось выборочным и становилось общей собственностью свободных граждан Рима.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. Дошедшие до нас отрывки из законов 12 таблиц содержат сравнительно не большой перечен уголовно наказуемых деяний. Римское право относило к ним только такие правонарушения, которые наносили вред всему государству. Разграничения между частным и публичным интересом носили несколько искусственный характер. Например, кража приравнивалась к интересам частного интереса, а уничтожение посевов к уголовным преступлениям. Римское право в эпоху 12 таблиц знает различия между умыслом и неосторожностью, устанавливая различную степенно ответственности. В отдельных случаях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних. В законах 12 таблиц не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, соучастие) Круг преступлений был еще не широк. На первом месте стояли преступления против республики. Наиболее распространенные были подстрекательство врага римского народа к нападению на Рим, распевание песен, содержащих клевету на государственных лиц, преступления против собственности, против личности.

Уголовное право носило классовый характер, ибо рабы наказывались более строго, чем знатные. Спектр наказаний был довольно широким

СУД И ПРОЦЕСС Процесс по гражданским делам назывался легиксационный. Такой процесс предусматривал две стадии: 1) in duie, 2) in judicio. На первой стадии дело рассматривалось купретором, к которому лично должны были явиться истец и ответчик. Обязанность вызова ответчика лежала на истце, и неявка ответчика давало право истцу наложить на него руку, то есть поступить с ним как с неоплатным должником. Истец в специальных формулах объявлял свой иск купретору. Если ответчик соглашался, то процесс завершался на первой стадии, но, как правило, и ответчик в особых формулах изъявлял свои претензии. Выработано 5 основных формул. Наиболее распространенные формы – торжественное заявление сторон; вносили залог, который терялся проигравшим в пользу казны. Нарушение одной из сторон этих формул автоматически вело к проигрышу дела. Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, то дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители и адвокаты. На этой стадии судья и стороны не были связаны никакими формальностями. Судья знакомились с доказательствами, речами сторон, и решения судей были окончательными и обжалованию не подлежали.

studfiles.net

5. Право Древнего Рима.

Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейской.

Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы:

1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина IIIв. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью: архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.

2. Классический период (середина IIIв. до н.э. - конецIIIв. до н.э.) -в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.

3. Постклассический период (IV-VIвв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.

Источники прав в древний период. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas) и собственно правовыми нормами (jas). Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции другим источником права являлось законодательство римских царей. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятием (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов – Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского или цивильного права, предназначенного исключительно для граждан Рима.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно. Первоначальный текст их не сохранился, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути они представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из них несли на себе печать религиозных ритуалов.

Другим важным источником квиритского права были законы. Согласно Законам XII таблиц всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе, как правило, выделялось три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон вступал в силу немедленно, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случаях особой важности выставлялся на форуме. В древнейший период правовую силу имели также решения Сената (сенатус-консультанты), а в исключительных случаях и постановления магистратов.

Источники права в классический период.В III веке до н.э. – III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана).

На новом этапе истории римского права характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две совершенно самостоятельные правовые системы: “преторское право” и “право народов”. Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная система источников права. Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие.

Особую роль в развитии права классического периода сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды :

1. Эдикты – общие положения, основанные на власти “империум”, а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правым вопросам.

3. Декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права – от средств их защиты.

Источники постклассического периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права. Среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматриваются в качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентина III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними – мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.

Всеобъемлющая систематизация римского права была произведена в 528-534 гг., т.е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы комиссии явилось составление крупных сборников римского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям – включением норм более позднего, в частности греческого и восточного права. На более позднем этапе истории права эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Кодекс Юстиниана).

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние – на фрагменты.

Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана составляют дигесты, или пандекты. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин.

Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов и размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста. Фрагмент приводится с указанием автора и названия работы, откуда почерпнута цитата.

Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции – элементраный учебник права, обращенный императором к “юношеству, любящему законы”. В их основу были положены сочинения Гая, а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Павла.

Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов.

В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства и т.п. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещения вреда. Далее разбираются

вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.п.)

В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права.

Содержание римского права изучается самостоятельно студентами по учебной литературе и специальному учебному курсу “Римское право”.

studfiles.net

История права Древнего мира

ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

План

1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты

2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства

3. Демократия и право античной Греции

4. Законы XII таблиц - первооснова римского права

1. Законы Хаммурапи древнейший памятник права планеты

В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стела 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стелы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком свод клинописных знаков...".

Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Свода законов состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.

Законник Хаммурапи был составлен в казуистической форме, то есть в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Пример: "Ст.200. Если человек выбьет зуб равного себе, то должно выбить его зуб". Законник не имеет сколько-нибудь строгой системы изложения правового материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино.

Свободное население Вавилона делилось на два разряда: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Ответственность за кражу скота у авилум в три раза больше, чем за кражу скота у мушкенум. Даже если авилум наносил тяжкие телесные повреждения мушкенум, то ему достаточно было уплатить штраф, чтобы освободиться от ответственности. Рабство еще не приобрело классические формы. Раб, хотя и являлся вещью господина, но с согласия последнего мог иметь свое небольшое имущество, вступать в брак, совершать гражданско-правовые сделки. После смерти раба половина имущества оставалась хозяину, а другая половина оставалась у детей умершего.

Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

Верховным собственником земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илку", в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. "Имущество илку" было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

Значительное развитие в Вавилоне получило обязательственное право. Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех и даже шестикратном размере.

Изменить договор можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь. Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма найме домов, судов, повозок и др.

Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.

В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:

1. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.

2. Долю умершего наследника получают его дети.

3. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.

4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.

Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.

В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.

2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.

3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родоплеменного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.

mirznanii.com

7_Право древнего Египта

Право древнего Египта.

Законодатели.

1) Первый законодатель – первый фараон 1 династии – Менес.

2) Кодификатор религиозного права – фараон Сасихис (5 династия)

3) Сесосис (5 династия) учредил военное сословие.

4) Бокхорис (24 династия) – кодифицировал гражданское право

5) Персидский царь Дарий 1 видимо, во время вхождения Египта в Персидскую империю подтвердил постановления предшественников.

Система источников.

- законы как общая норма – lex generalis – появились в эпоху Среднего царства

- наказы, инструкции

- декрет, указ – lex specialis – один из самых древних источников египетского права, но и самый распространенный

- царские клятвы – фактически – средство формального закрепления определенного юридического факта

- прецедент (самые точные сведения – об эпохе Нового царства). Применялся в основном для решения административных дел. Основной источник – архивы кенбетов

- оракулы божества

- обычное право. На него указывают следы матриархата в вопросах о наследовании престола. Но более точных данных нет

Развиты начала нотариата. Указывалась дата составления документа, иногда свидетели.

Уголовное право Древнего Египта.

УП Древнего Египта представлено в основном актами по процессам грабителей гробниц эпохи Нового царства.

Египтяне различали понятия субъекта и объекта преступления. Высший слой населения защищен сильнее остальных. При расследовании египтяне старались установить степень виновности обвиняемого.

Классификация преступлений:

- имущественные

- против личности

- административные (в совр. – попадающие под действие административного кодекса трудового законодательства.)

Наиболее распространенное преступление – воровство. Другие нам практически неизвестны. О них знаем из Книги мертвых – она повествует о путешествиях душ на тот свет, где они предстают перед судом Озириса:

1) «Я не сделал ничего, что оскорбительно богам» - сакральные преступления. Наиболее распространенные – убийства (даже по неосторожности) священных животных. Умышленное убийство – смертная казнь, неумышленное – штраф, налагаемый жрецом.

2) «Я не позволял господину обижать раба» - защита личности раба от телесных повреждений. Убийство раба наказывалось.

3) «Я не причинял никому слез. Я не убивал»

4) «Я не лгал ни одному человеку» - ложь – тягчайшее преступление, санкция – на съедение крокодилам.

5) «Я не грабил запасы в храмах» - самая распространенная форма имущественных преступлений.

6) «Я не прелюбодействовал» - санкция – на съедение крокодилам.

7) «Я не нажимал гири весов. Я не обманывал и в гирях весов» - преступления в сфере торговли.

Виды наказаний:

- квалифицированная смертная казнь

- позорящее наказание - клеймение

- телесные наказания – нанесение 50 ран, урезание носа, ушей, отрубание конечностей. За изнасилование – оскопление.

- лишение свободы – отдача в каторжные работы в Эфиопию

- имущественные наказания – штрафы и пени могли в 100 раз превышать прямой ущерб. Клевета наказывалась суммой иска, предъявленного клеветником.

Суд и процесс в Древнем Египте

Функция суда сосредоточена в общинных органах самоуправления. Они решают споры о земле, воде, брачных и наследственных отношениях. Высшие должностные лица и номархи были и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось коллегиально.

Суд в не был отделен от общего управления (администрации), например, кенбет (суд, совет, управление). Следовательно административные органы были и судебными.

Виды кенбетов.

- кенбет города, большой кенбет – находился в столице – г. Фивы. В его составе – 30 высших сановников государства. В Эпоху 18 династии, когда визирей стало по двое, стали назначать два кенбета – по одному для визиря.

- кенбеты округов и городов – скудные сведения. Известно, что подразделялись на кенбеты отраслей (например, храмов). Обычно в кенбете округа от 1 до 14 человек.

- кенбет седжениу – особая инстанция суда и управления. В его рамках – специализированный уголовный суд. Также рассматривал дела по жалобам о праве владения землей, гробницей, о взыскании податей с храмов, об оплате сделанного заказа и тд. Состав кенбета мог быть самым разнообразным.

Постоянные члены кенбетов – серы – судьи («господин, вождь»). Члены кенбета достаточно свободны в отношении друг друга.

В период нового царства был учрежден центральный суд - кенбет - 30 знатных граждан из разных городов (находился под руководством второго лица в государстве - джати). Существовали кенбеты округов и отдельных городов. Также - храмовые суды из жрецов. В номах правосудием занимались номархи.

Фараон – высшая судебная инстанция, возглавлял суд “шести палат”. Все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Фараон имеет право назначить чрезвычайную судебную коллегию для рассмотрения тайных дел, заговоров.

Процесс.

Не существовало разделения процесса на уголовный и гражданский. Сам процесс подразделялся на стадии:

- возбуждение дела. Вынесение мотивированной жалобы (иска) перед серами кенбета (поводом могли послужить даже слухи, судя по материалам о грабителях пирамид). Удостоверение факта совершения преступления или нарушения права.

- рассмотрение и уяснение дела. Допрос или расспрос сторон (в зависимости от характера дела), опрос свидетелей, представление доказательств. Видимо, состязательный порядок, но речи сторон, вопросы кенбета и ответы на них тяжущихся записывались писцами.

- вынесение решения. По форме равнялось предыдущей стадии. Зачитывалось обвинение (иск) и докладывалась суть выясненного во второй стадии про­цесса дела. Если дело подлежало решению судебного оракула (чаще всего – имущественные споры), то божеству дважды задавался вопрос в двух вариантах: отрицательном и утвердительном для каждой из сторон в споре. Нередко статую бога в таких случаях заменяли священным жи­вотным - павианом, быком и по их поведению формулирова­ли оракул. Причина популярности судебного оракула – устность и гласность процесса, а также беспристрастие.

- выполнение вынесенного решения. Ре­шение суда излагалось в письменной форме. С него снимались копии. Проигравшая сторона давала клятву (скорее всего только по гражданским делам) в выполнении решения (при­говора) суда. Срок исполнения судебных решений по гражданским делам рав­нялся 10 дням.

Система доказательств.

- клятва. Самое сильное доказательство. Достаточно, видимо, было принести клятву (произ­несение сакральной формулы при поднятой правой руке), чтобы выиграть процесс. За ложную клятву – на съедение крокодилам. С течением времени суд стал требо­вать более сильных доказательств, т.к. клятва превратилась в обыкновенную формальность.

- Свидетельское показание являлось вторым, а впоследствии сделалось первым видом доказательства. Свидетельства отбирались под присягой и за­писывались. Рабы и свободные могли равно давать показания под присягой и под пыткой.

- пытка со временем превратилась в доказательное средство.

- в уголовных делах применялась и своеобразная очная став­ка. Часто и она сопровождалась пыткой.

- процесс в качестве доказательства знал письменный акт.

- судебный оракул играл роль одновременно доказательного средства и стадии процесса. Вряд ли стоит проводить аналогию между ним и Божьим судом семитов (испытание рекой).

Заседание суда было обставлено торжественно. Счи­талось, что на нем присутствуют бог Тот и богиня Маат - покро­вители правосудия. Стороны должны были держать свои речи, простершись ниц перед судом.

Египет не знал профессиональных адвокатов. Но представительство интересов сторон, очевидно, допускалось: опекуны и пр. лица. Обвинение поддерживалось самим судом. Процесс, таким образом, был розыскным, т.е. инквизиционным.

Основные институты частного права в Древнем Египте.

Институты частного права Египта, несмотря на неразвитость товарно-денежных отношений, были достаточно развиты к Новому царству.

Вещное право.

Вещное право в Египте в устоявшихся формах существует уже с эпохи Древнего царства. От IV и V династий дошел ряд надписей на пирамидах и др. памятниках о пожаловании хо­зяином надгробного памятника земли и другой собственности храму. Например, надпись около пирамиды Хефрена (2800 г. до Р.Х.):

В Египте, как нигде более, проявилась условность вещного права. Поминальный вклад всего более напоминает ус­ловное держание. В дальнейшем заупокойные контракты сохраняются, содер­жание в них храмовых обязательств еще более детализируется – перед нами собственность в ее полуфеодальном выражении.

Условность владения подтверждается не общей, а особой исковой защитой, основанием которой служит целевое исполнение поминальных обрядов - ratio contractus. Владение защищено достаточно прочно. Видимо, остальные феодальные держания регулировались подобным образом.

Наряду с обремененной собственностью в Египте существо­вала и свободная частная собственность (аллод). Сохранились документы о купле-продаже земли и кадастровые записи.

Очень развиты арендные отношения ввиду ограниченности земельного фонда. Эмфитевзис пришел в римское право из Египта – на­следственное отчуждаемое право пользования чужой землей, владелец такой земли вносит при этом ежегодную плату собст­веннику и платит одновременно государственные подати.

Однако статус объектов вещного права не был равным. Имущество фараона, храмов и др. привилегированных субъектов вещного права охранялось строже, чем вещные права прочих лиц. Различие в пене могло достигать стократного размера.

Воровство наказывалось достаточно стро­го: возврат похищенного + уплата 2-х или 3-х кратной пени стоимости украденного. Собственник мог отказаться от права получения пени.

Купля-продажа земли у египтян осуществлялась по более простой формуле, нежели у других семито-хамитских народов.

Обязательственное право.

Обязательственное право было представлено следующими видами договоров:

Купля-продажа. Обязательная пись­менная форма. Договор подтверждался несколькими свидетеля­ми, количество которых зависело от предмета договора. Формула договора – 2 вза­имные клятвы перед богами и свидетелями, что продавец и поку­патель совершили действия, которые являются содержанием договора.

Заем. Условия заключения = купле-продаже. Основное отличие этих видов обязательств в Египте от прочих стран - отсутствие ростовщического процен­та. При просрочке уплачивалась пеня (замаскированный %), но только в случае небрежного исполнения должником своих обязательств.

Взыскание просроченного долга можно было обращать только на имущество, а не на личность должника. Кодекс Бокхориса (VIII в. до Р.Х.), как со­общает Диодор Сицилийский разрешил процент на долг, но ограничил его 100% к сумме основного обязательства вне зависимости от срока. В конце концов должник должен был выплатить долг не более чем в двукратном размере, не более того.

Наем – найм для работы и найм вещей. Документов о найме свободной рабочей силы не дошло. Но рабочих наказывали за то, что они в основное рабо­чее время работали на заказы посторонних лиц. Следовательно существовал свободный труд + изготовление вещей на продажу в свободное от несения гос. повинности время. Т.к. существовало гос. регули­рование рабочей силы, можно предположить обязательную регистрацию таких договоров тем писцом или должностным лицом, которое составляло договор найма.

Договор дарения (в т.ч. земельные пожалования фа­раонов – 20 династия) мог быть оформлен только в письменном виде. В виде договора дарения оформлялись и поминальные вклады в храмы. Существовало также простое дарение, не обремененное какими-либо условиями, но до нас не дошли их образцы. С особенностью договора дарения как условного дарения, обремененного каким-то встречным обязательством, может быть, связана такая черта этого вида договоров на Востоке, как их срочность.

О залоге дошли крайне скудные сведения. Можно было дать в залог му­мию своего отца. Следовательно, залог носил характер pignus.

Наследственное право.

Развитый институт египетского частного права.

Наследование по закону: Очевидно, египтяне различали очереди наследников. Долгое господство принципа когнатского родства. Не совсем по­нятно, кто имеет преимущественное право наследования, агнаты или когнаты. Можно предположить, что наследниками первой оче­реди могли быть внуки (в эпоху Древнего царства), дети и переживший супруг. Муж не являл­ся наследником имущества своей умершей жены, но жена могла наследовать имущество супруга.

Лица мужского и женского пола обладали одинаковыми правами на наследство. Оно делилось между ними в равных до­лях. При несовершеннолетних наследниках опекуном-управи­телем становился совершеннолетний ближайший когнат. После возмужания наследника имущество делилось.

Наследование по завещанию: требовалась письменная форма. В завещании при необходимости обозначались опекуны и душе­приказчик. Наследственное право египтян знало легаты.

Брак и семья.

Привилегированное положение женщины в браке. Она обладала процессуальными и имущественными правами наравне с мужчиной. Обязанность заботиться о престарелых родителях лежала на ней, а не на сыновьях. Особо брачно-семейное право египтян регулирует статус имущества супруги. В брачных кон­трактах всегда оговаривается сумма брачного дара будущей же­не, который, вместе с ее приданым переходит по наследству к детям. В случае развода, инициаторами которого могли быть как мужчина, так и женщина, женщина получала обратно свое приданое и 1/2 брачного дара, если инициатором была она; если инициатором был муж - то весь брачный дар. Имущество, приобретенное в бра­ке, оставалось за мужем.

Большинство браков египтян были моногамными. Полига­мия практиковалась только высшими слоями общества. Форма брачной церемонии нам неизвестна. Скорее всего она была до­машней, а не публичной, т.е. совершалась дома, а не в храме.

Институт конкубината был известен египтянам. Дети от него должны были быть признаны отцом, тогда их право- и дееспо­собность не отличались от законнорожденных. Прелюбодеяние жестоко каралось.

studfiles.net

Право Древнего мира - Материалы к уроку - Для учащихся - Каталог файлов

Право древнего государства

— это совокупность норм права, устанавливаемых и обеспечиваемых органами публичной власти, посредством которых регулировались общественные отношения в городах, землях, княжествах, волостях, округах, селах.

Характеристика права древнего государства:

1. Представление о нормах права, правилах поведения, правах и обязанностях претерпевают изменения в пользу лиц, обладающих публичной властью.

2. Правовое регулирование общественных отношений осуществлялось на основе норм права, которые разрабатывались лицами, стоящими у власти, органами публичной власти.

3. Правила поведения устанавливаются вождем, князем в своих интересах и без учета общественного мнения.

4. Процесс правового регулирования отношений приобрел осознанную и целенаправленную форму и осуществлялся органами публичной власти.

5. Нормы права древнего государства также закрепляли три способа правового регулирования: запрет, дозволение, обязывание, но в отличие от социальных норм первобытного общества в них более четко проводилась грань различий между правами, обязанностями и запретами.

6. Осуществлялось правовое закрепление социального положения (прежде всего имущественного неравенства) людей в древних источниках права.

7. Нормы права носили казуистический характер, т.е. основой норм были конкретные жизненные ситуации, решения по которым являлись образцами для последующих рассмотрений аналогичных дел.

8. В нормах права древнего государства устанавливалось не только физические (телесные), но и в большей степени имущественные наказания с привилегией по отношению к лицам, стоящим у власти.

9. Оформление принятых правил поведения осуществлялось, закреплялось на различных материальных носителях информации (деревянные или каменные таблички, столбы, береста), как правило, в письменном виде.

Способы формирования источников права древнего государства:

1. Санкционирование обычаев — государство признавало, закрепляло и разрешало в своих правовых документах только те исторически сформировавшиеся правила поведения людей в первобытном обществе, которые отражали интересы лиц, обладающих политической властью.

2. Формирование и развитие юридической практики (прежде всего судебной) — при разрешении конкретных конфликтов и споров судебные органы выносили  решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости.

Эти решения являлись ориентирами  при рассмотрении в дальнейшем аналогичных конфликтов и споров между людьми.

В результате создавались правовые прецеденты и формировалось  прецедентное право.

3. Правотворчество государства – разработка и принятие  нормативных  документов (договоров, уставов, законов), обязательные для исполнения всеми субъектами и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате правотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.

Право древних государств условно можно разграничить в зависимости от их географического расположения.

В этой связи можно назвать: а) древневосточное право, б) античное право, в) древнерусское право и т.д.

Древневосточное право существовало в таких странах как Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.

В нормах древневосточного права закреплялись:

1) патриархальное превосходство в семье; 2) приоритет государственной собственности; 3) ограничения права частной собственности; 4) действие принципа талиона; 5) коллективная ответственность за вину одного человека; 6) казуистический характер норм права; 7) недемократический режим государственного управления.

Источники древневосточного права:

1. Источники вавилонского права

2. Источники индусского права

Источники вавилонского права:

Вавилон – древний город в Месопотамии, государство начала 2-го тысячелетия до н.э. (Р.Х.), располагалось на юге Месопотамии (территория современного Ирака).

Законы царя Хаммурапи (царь Вавилона, правивший в ХVIII веке до н.э.), были высечены на базальтовом (каменном) столбе и содержали нормы по основным отраслям права.

Ученые, для удобства изучения разделили содержание клинописи столбцов на 282 параграфа.

Законы Хаммурапи содержали  нормы: -о преступлениях против правосудия; -об охране государственного устройства; -о правовом статусе имущества; -о брачно-семейных отношениях.

Источники индусского права:

формировались в первом тысячелетии до рождества Христова.

Первый этап  формирования  источников индусского права называют ведической эпохой.

Ве́ды (санскрит — знание, учение) - сборник древних священных писаний индуизма на санскрите (санскрит – древний литературный язык Индии).

В священных книгах — Ведах (знания, содержащиеся в сборниках гимнов и жественных формул) были записаны божественные предписания для верующих индусов.

Структурными элементами Вед являются: Риг-веда – знания о религиозных гимнах; Яджур-веда – знания о жертвенных формулах; Сама-веда – знания о религиозных песнопениях; Атхарва-веда – знания о религиозных заклинаниях.

Законы Ману

названы именем мифического прародителя людей Ману, составлены в Древней Индии одной из брахманистских (жреческих) школ между II веком до р. Х. и II веком от р.Х.

Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2684 стихов (шлок).

Законы содержат религиозные и моральные предписания.

Структура законов Ману по главам: I глава содержит сведения о  происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества; II — правила жизни в период обучения; III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина; V — религиозные нормы; VI — правила жизни отшельника; VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством; VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике; IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн; XI — предписания о покаяниях и  искуплении совершённых грехов; XII — описание посмертных воздаяний за плохие дела в настоящей жизни.

Античное право.

Античный — (лат., древний) — относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

(Афины, Спарта, Древняя Греция, Рим)

В нормах античного права закреплялись: свободные торговые связи; господствующее положение права частной собственности; защита достоинства, чести, прав и свобод; равенство прав собственников; публичное и частное право; материальное и процессуальное право; демократический режим государственного управления.

Источники права Древнего Рима:

1. Кодекс Феодосия – сборник указов императора 4 в.

2. Институции (лат., наставление — юридические элементарные учебники права в Др. Риме, систематически излагавшие основные начала юриспруденции и составленные в Византии в 6 в. от р.Х., имели силу закона) Юстиниана 533 г.

3. Дигесты (лат., «cобранное», располагать в порядке, иначе пандекты) — правовые сборники расположенных систематически кратких извлечений из законов и сочинений юристов, имели силу законов.

4. Законы 12 таблиц — первый сборник кодифицированного римского права, содержащий обычаи и предания, сложившиеся в 8—5 вв. до н.э.

Законы 12 таблиц были построены тематически: судебный процесс, нормы семейного и уголовного права.

В законах обобщены прежние обычаи, закреплены правовые институты (отцовскую власть, семейную солидарность, опеку, собственность, судебную власть, арбитраж — третейский суд и пр.) и формы сделок (усыновление, завещание, манципацию  — лат. manus — «рука» и лат. capio — «беру» — в римском праве акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и весовщика передавалась приобретателю при произнесении строго определённых словесных форм и выполнении обряда с весами с медным слитком  и пр.).

vagu-m-v.narod.ru

Государство и право Древнего Рима

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра: государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран.

по теме : «Государство и право Древнего Рима»

Подготовил:

Студент 332 группы

факультета «Юриспруденция»

Блатной И.А.

Белгород - 2008 г.

Литература:

Основная

1. *Всеобщая история государства и права. Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М., 2001.

2. *Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2000.

3. *Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1, 2. – М., 2001.

4. *Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Из-во НОРМА, 2002.

Дополнительная

1. *Античная демократия в свидетельствах современников/ Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М., 1996.

2. *Маслова И.С. Римское право: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

3. *Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 6-е, стереотипное. - М.: ТЕИС, 2002.

4. *Омельченко О.А. Основы Римского Права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 2002.

5. *Римское частное право: Учебник. / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. – М.: Юристъ, 1996.

Введение:

Одно из величайших достижений Античного мира — римское право. Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых «классических» юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее оптимальный режим юридического регулирования простых товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности. Достигнутое в ходе длительного развития совершенство формы и содержания, логическая обоснованность, четкость, ясность изложения в немалой степени обусловили его восприятие (рецепцию) правом последующих эпох. Из всех факторов, содействовавших рецепции права рабовладельческого Рима, два заслуживают особого внимания. Первый из них — достижение необходимой юридической абстракции в праве. Все свободные (независимо от социального и национального происхождения) наделялись юридическим равенством в области частного права. Раб низводился на уровень обычного товара — объекта права собственности. Впоследствии, когда рабства не стало, сохранилась точная юридическая разработка понятия объекта права собственности.

Второй фактор — глубина подхода «классических» римских юристов к проблеме правоприменения, особенно оцененного в Новейшее время. «Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее» (Дигесты. 15.1.32). Не будем касаться вопроса о том, что древние римляне понимали под справедливостью. Важно другое: было намечено должное направление преодоления возможного противоречия между устаревшей, но не отмененной правовой нормой и отношением, полезным для общества и требующим защиты правом.

А) Римское право в период ранней республики.

Закон XII таблиц.

Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451—450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре — Форуме.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (рес манципи) относились земля (поначалу — около Рима, а затем — вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (рес нек манципи) — все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории — продажи, мены, дарения и пр.— требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов». Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты — асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза — традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника — долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н. э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».

Семейное и наследственное право. Римская семья, как ее рисуют Законы XII таблиц, была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).

Но Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака — «сине ману», т. е. «без власти мужа». В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Заботы о содержании семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным; мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой, оно было его собственностью. Развод разрешался мужу при всех формах брака, для жены — только в браке «сине ману».

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

mirznanii.com


Смотрите также