Искусство древних мастеров. По следам древних культур [с иллюстрациями]
Искусство древних мастеров
Уже из беглого знакомства с домашней утварью, одеждой, многочисленными и разнообразными украшениями конской упряжи видно, какое внимание уделялось художественному их оформлению.
В виде фигур животных оформлялись псалии. Чаще их украшением служили головки всевозможных животных, реже растительные пальметки. Изображениями всевозможных животных украшались перекрестья уздечных ремней и промежутки между ними, ремни нагрудников, иногда подхвостника. На седельных покрышках изображались сцены, борьбы зверей, отдельные звери или их головы. Самые разнообразные украшения были на седельных луках, всевозможные подвески украшали седельные подушки и ремни. Сложными многоцветными войлочными аппликациями и драгоценными тканями украшались седельные чепраки.
Богатство изобразительного искусства является одной из характерных особенностей скифо-сакской культуры в целом и алтайской в частности. Оно находит свое яркое проявление в самых разнообразных вещах утилитарного назначения. Даже древки стрел покрывались весьма разнообразными орнаментами, выполненными красной и чёрной краской.
Сцена нападения львиного грифона на горного козла.
Вышивка на седельной покрышке
Сцена нападении орлиного грифона на горного барана.
Вышивка на седельной покрышке
Орнамент на древке стрелы из кургана № 3
До наших раскопок в Горном Алтае о скнфо-сакском, особенно о скифском, более известном, искусстве судили по вещам из ценных металлов, главным образом золотым, находимым на юге России, отчасти по литым из бронзы. Из южной Сибири имелись также преимущественно золотые вещи из хищнически раскопанных там курганов. Отсюда создалось ложное представление, будто бы скифо-сакское искусство было искусством только верхнего слоя общества. Наши находки в оледенелых курганах Горного Алтая показали, что всевозможные художественные изделия выполнялись не только из золота, я не столько из золота, сколько из самых разнообразных, и притом общедоступных, материалов, таких, как дерево, рот, кожа, мех, цветной войлок и т. п. Искусство это вместе с тем было общенародным. Одни и те же изделия мы нашли и в богатых и в бедных погребениях.
Несостоятельным оказалось и мнение об исключительности звериных мотивов в скифском искусстве, когда выражениями «звериный стиль» и «скифское искусство» пользовались, как синонимами. Оказалось, что в этом искусстве немало и геометрических я растительных мотивов в весьма развитых и сложных формах.
Здесь мы увидели и графические и силуэтные изображения, изображения, вырезанные в рельефе и круглой скульптуре, выполненные в технике аппликации и мозаики. Среди растительных мотивов особого внимания заслуживает мотив цветка лотоса, несомненно южного происхождения, а в изображениях животных явно преобладают представители местной фауны. Значительное место занимают вещи, выполненные и в особом, «зверином стиле», для которого характерно подчеркивание наиболее типичных особенностей изображаемого животного и пренебрежение при этом к второстепенным, а также придание самых разнообразных поз с целью вложить данное изображение в заданную форму.
Особый интерес представляет мотив борьбы зверей, точнее нападения хищных на парнокопытных, изображения животных фантастических, как среднеазиатских (грифонов), так и местного творчества, в которых скрещены признаки оленя, грифа, хищника кошачьей породы, иногда крылатого.
По разнообразию мотивов и технических приемов изобразительного искусства находки из Пазырыкских курганов едва ли не превышает все то, что до настоящего времени было известно о скифском искусстве вообще.
Художественное творчество интересующего нас народа не ограничивалось одним изобразительным искусством. Нами впервые были найдены музыкальные инструменты: односторонние барабаны и струнный инструмент типа арфы. Барабаны состоят из двух половин, выделанных из бычьего рога, и их отделка отличается тщательностью и изяществом. Своей бокаловидной формой они похожи на барабаны, бытующие и поныне в Центральной Азии, Афганистане, Иране и Малой Азии. Находки многострунного музыкального инструмента типа арфы свидетельствуют об относительно высоком уровне музыкальной культуры населения Горного Алтая, оставившего после себя Пазырыкские курганы.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Искусство древних людей
Рисунки в пещере Альтамира
Художники каменного века
Нельзя сказать, где именно обитали самые первые художники каменного века, ведь до сих пор наши открытия в области археологии продолжаются. Но самые древние рисунки, найденные на сегодняшний день, находятся в Австралии — им около 40 тысяч лет. В Европе древние рисунки в пещерах датированы 28 тысячами лет до н.э. Среди самых известных — наскальная живопись в пещерах Ласко во Франции и Альтамира в Испании. Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». В основном темами древних художников были животные и охота.
Чем рисовали?
Краску художники каменного века готовили из истолчённых пород и минералов, а также использовали цветную глину и древесный уголь из костров. Углём наносили чёрные контуры рисунка. Вместо белого использовали каолиновую глину. Рыжий цвет и оттенки коричневого — охру — давала глина с окислами железа (ржавчиной). А чёрный минерал гематит оставлял на стенах красный след. Хранили краску в полых костях животных.
Петроглифы — это рисунки, нанесённые на камни. Геоглифы — рисунки на поверхности земли, как, например, в пустыне Наска в Перу.
Рельефное изображение танца в пещере на Сицилии жников
Музыка и танцы
Часто у нарисованных на стенах пещер фигурок людей можно увидеть танцевальные позы и движения. Возможно, в ритуалах древних людей была и музыка — например задавался ритм с помощью барабанов и тонов свистков. Учёные полагают, что музыка как искусство возникла более 50 тысяч лет до н.э. Один из самых древних музыкальных инструментов — флейта.
Древняя керамика
С развитием ремёсел произошло и деление на примитивные профессии. Одной из таких профессий стало производство керамики, изделий из глины, обожжённой на огне. За время каменного века керамические изделия становились всё более изысканными и утончёнными. Первые находки фигурок из обожженной глины в Южной Америке относятся к периоду 4–1,8 тысяч лет до н.э. Эти фигурки, возможно, были сделаны ещё до того, как из глины стали лепить кухонную утварь. К концу каменного века в Китае и Японии изготавливали прекрасные изделия, кувшины, чаши, украшения, как, например, в конце эпохи Дзёмон (это слово переводится с японского буквально, как «след от верёвки»), когда керамика украшалась узором из витых шнуров.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Тема 4. Искусство древних цивилизаций — КиберПедия
Искусство Древнего Египта
Всё на свете боится времени,
а время боится пирамид.
Старинная пословица
Древняя история развивалась не только во времени, но и в пространстве. То одни, то другие народы на целые века или тысячелетия становились носителями культурного прогресса. Со временем новые народы подхватывали эстафету развития, а очаги старых великих цивилизаций, надолго погружались в забвение. «И зарастали дворцы их колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни их».
Чем дальше в глубину веков, тем более разобщённо, локально протекали процессы исторического и культурного развития. Видимо, среди древних центров цивилизации были и такие, которые рождались и гибли замкнуто, ничего не передав будущему. И только старые камни, уцелевшие руины и сохранившиеся на них загадочные письмена свидетельствуют о существовании древних культур.
Древние цивилизации возникли четыре тысячи лет до нашей эры. Это Вавилон, Шумеры, Ассирия, Урарту, Египет.
Египет – это государство, которое просуществовало недолго - около трех тысяч лет, но создало высокую и утонченную культуру, которая питала многие другие культуры. Трудно представить историю архитектуры без пирамид, обелисков, колоннад; изобразительное искусство – без скульптурного портрета. Все эти высокие достижения художественного творчества были созданы египтянами.
Весь мир знает три безупречно правильные четырехгранные пирамиды - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина (отца, сына, внука). Они стоят уже около сорока веков. Их облицовка не сохранилась, внутри они были разграблены, но ничто смогло нарушить их идеальную форму. Самая высокая из них не имеет себе равных в мире. Ее высота – 146 метров, длина основания каждой грани – 230 метров. Внутри она не полая – это почти сплошной камень, только внизу прорезана узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Подсчитано, что для того чтобы перевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов!
Но строили пирамиду рабы голыми руками! Это поистине потрясающий памятник непреклонной воли фараона и каторжного труда сотен тысяч рабов. Пирамида служила не только гробницей, но и мерой величия фараона. Ее форма означала Вечность, а отношение граней – Гармонию Вселенной. Поэтому пропорции, расчеты углов наклона составляли священную тайну жрецов, которые и руководили строительством пирамид. Обеспечение царю безмятежности за гробом считалось целью жизни всего народа, искусство же почиталось средством обеспечения Вечности. Оно служило заупокойному культу. Саркофаги и утварь, которой фараону предстояло пользоваться в потустороннем мире, изготовляли из золота или камня.
Художники Древнего Египта трудились годами и десятилетиями над творениями, предназначенными для темноты гробницы. Египтяне верили, что после суда и очищения наступает загробная жизнь, во всем похожая на земную, и, что в момент смерти душа отделяется от тела, но впоследствии возвращается в свою оболочку. Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное - его жизненная сила КА. Нужно чтобы КА всегда могла найти свою земную оболочку и вселиться в нее. Отсюда и возник обычай бальзамирования. Кроме самой мумии в гробницу помещали и портретную статую умершего, причем портрет должен быть очень похожим, иначе как же КА опознает свой облик!
Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Древнего Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным, психологически нерасшифрованным. Египетские портреты были именно такими - спокойно-бесстрастными, лишь иногда в них просматривался характер. Голова царицы Нефертити (XIV век до н.э.) – изображение, знаменитое не менее чем Джоконда или Сикстинская мадонна. Красота Нефертити (прекрасная пришла – так называли царицу египтяне), победила время. «Прекрасная ликом», «сладостная голосом» - так отзывались о ней современники. «Услаждается сердце мое женою, пусть живет она вечно, вековечно, и состарится после этой тысячи лет» - так писал о ней её муж Эхнатон.
Для счастливой загробной жизни фараона мало было сохранить его тело, нужно было сохранить ему богатство: рабов, скот, семью. Другие древние народы поступали просто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его слуг, жену и хоронили их вместе с господином. Но египетская религия была гуманной, она никогда не требовала человеческих жертв, а требовала только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему благополучие. На стенах гробницы рисовали подробную повесть о земной жизни. И никто бы этого не увидел, если бы не пытливость археологов.
В культуре Древнего Египта искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Труд художника считался священнодейственным. Художники часто были жрецами, окруженные почетом и уважением. Но все-таки воля художника была ограниченной: он должен был хранить священный канон.
Канон - это определенный тип изображения, нарушать который было нельзя. Египетский канон в скульптуре – это прямостоячая фигура, голова которой чуть приподнята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены, прижаты к телу. В рельефе – это «распластывание» фигуры, голова и ноги изображались в профиль, а торс – развернутым. Вся фигура обрисована единой упругой линией.
Часто среди рисунков, рельефов можно было увидеть и иероглифы. Изображения и надпись – нечто цельное, единое, так как пиктография была основой и письменности, и искусства. А письменность и искусство были делом жрецов.
Египтяне заботливо оформляли усыпальницы не только внутри, но и у входа: ставили стража, который должен внушать трепет смертным. Самым надежным стражем считался собственный сфинкс. Например, Аменхотеп III стал ещё при жизни заботиться о своем загробном будущем. У входа в его заупокойный храм восседали два сфинкса. Они уникальны по размерам: их глаза – на уровне высоты пятиэтажного дома, кисти рук так велики, что по ним мог гулять взрослый человек.
В 322 году до н.э. войска Александра Македонского, завоевавшие Египет, обнаружили на окраине Фив двух каменных колоссов. От храма Аменхотепа III не осталось и следа, а каменные гиганты, величественно восседавшие среди пустыни, производили пугающее впечатление. Гробницам фараонов полагалось навеки быть скрытыми от глаз людских. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Почти все гробницы, содержащие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная оставшаяся почти нетронутой - знаменитая гробница Тутанхамона, открытая археологами в 1922 году и показавшая бесчисленные богатства фараонов. В ней были найдены золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато украшенное оружие, драгоценные камни, сосуды. Открытие гробницы Тутанхамона стало археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в ней, превысил тонну!
Упадок египетской культуры связан, прежде всего, с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливийцами, эфиопами, ассирийцами и персами. Завоевание Египта открыло новый период в истории культуры, много веков спустя получивший название эпоха эллинизма, который интересен взаимопроникновением древневосточной и античной культур. Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие ее элементы смогли сохраниться до наших дней, став важнейшими составляющими мировой культуры.
Египетское искусство, его монументальная архитектура и статичная скульптура стали образцом для крито-микенской культуры Древней Греции. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него - европейским. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских.
Вопросы для закрепления материала:
1. Назовите главные особенности древнеегипетского искусства.
2. Укажите, в чем особенности египетской религии.
3. Каково назначение древнеегипетских пирамид?
4. Почему изображения богов древних египтян были похожи на животных?
5.Приведите примеры связи египетской культуры с современной цивилизацией.
Иллюстративный материал по теме:
1.Видеофильм «Искусство Древнего Египта».
2.Презентация «Архитектурные шедевры Древнего Египта».
cyberpedia.su
Искусство древних людей, изобразительное искусство
Искусство древних людей
Поговорим о прекрасном – об искусстве. Древние люди были не чужды искусству. До нас дошли наскальные рисунки, статуэтки, а в фильмах их показывают даже с музыкальными инструментами. К примеру, в художественном фильме «Последний неандерталец» и документальном сериале «Одиссея пещерного человека» неандертальцы играют на здоровенных костяных флейтах.
А что говорит нам археология? Вы, конечно же, слышали о многочисленных пещерах в Европе, стены которых богато разукрашены всевозможными изображениями. Но сделали это не неандертальцы, а кроманьонцы, то есть люди современного типа. Встречаются очень реалистично нарисованные животные (быки, лошади, носороги), то есть древние живописцы были мастерами своего дела.Искусство древних людей
Самые древние из известных изображений представляют собой отпечатки или трафареты ладоней. Видимо, древний человек набирал в рот краски, прикладывал пятерню к стене пещеры и плевал – получался контур ладони. Самые ранние из подобных «произведений искусства» найдены в Индонезии на острове Сулавеси, им порядка 40000 лет.Искусство древних людей
В одной ливийской пещере тоже были найдены маленькие отпечатки ладошек, и ученые сначала решили, что они принадлежали детям. Изучив внимательнее строение этих ладошек, исследователи сделали предположение, что они принадлежали вовсе не людям, а детенышам варанов или крокодилов. Если это действительно так, то, получается, древний человек находил крокодильчика, тащил его в пещеру, макал его лапки в краску и прикладывал к стене. Вот такие развлечения были у наших предков.
Что касается неандертальцев, то они мастерили украшения из когтей хищных птиц и, возможно, раскрашивали себя. Но никаких произведений изобразительного искусства они нам не оставили, за исключением накарябанного в гибралтарской пещере Горама знака, напоминающего решетку неправильной формы. Но это единичный случай, так что, судя по всему, в этом виде искусства неандертальцы были не очень продвинуты.
Музыкальный инструмент
Что касается музыкальных инструментов, то здесь действительно была такая история: в словенской пещере Дивье Бабе в середине 1990-х годов нашли маленькую бедренную косточку пещерного медвежонка, обгрызенную с двух сторон и имеющую две дырочки. В местах, где она обломана, есть намеки еще на два отверстия. При желании можно разглядеть и пятую дырочку с другой стороны кости, вероятно, для большого пальца.Искусство древних людей
Археолог Иван Турк, автор этой находки, выдвинул гипотезу, что это древнейший музыкальный инструмент в мире. Эту дудочку реконструировали и заявили, что она настроена на диатонический лад. Появились даже музыканты, которые стали на ней играть. На «Ютубе» по запросу «divje babe flute» вы можете найти видео и послушать печальные мелодии, издаваемые этим инструментом, а в интернет-магазинах продаются копии этой флейты.
В местном музее вы даже можете посмотреть на находку. Если вы это сделаете, то увидите возле нее табличку, которая гласит, что учеными доказано, что это самый древний музыкальный инструмент на Земле. Однако позже ученые оспорили практически все выводы в этой истории. Одни исследователи усомнились, что находка была сделана именно в неандертальских слоях, то есть на самом деле инструмент сделан кроманьонцами. Другие вообще предположили, что это вовсе не флейта, а просто кость, погрызенная гиеной. Кстати, большинство костей пещерных медведей, найденных в Европе, имеют на себе следы зубов пещерных гиен. Кости крупных животных гиены разгрызали в щепки, а более мягкие кости детенышей они просто прокусывали и высасывали костный мозг.
Ученые не поленились и исследовали большое количество костей пещерных медведей из разных европейских памятников. В результате они нашли несколько костей, очень похожих на находку в Дивье Бабе. Если дать гиенам разгрызть две сотни медвежьих бедренных костей, то по теории вероятности получится одна «флейта».
Интересный факт
И еще один факт: следов орудий на этой кости нет, а вот следы зубов присутствуют. И даже доказано, что кость не обломана с обеих сторон, а обгрызена. Получается, что неандертальцы сделали из этой кости дудочку, поиграли на ней, а потом она как-то оказалась у гиены. Но зачем ей обгрызать эту кость, если еды там уже не осталось? Поэтому, к сожалению, это, скорее всего, не музыкальный инструмент.
Тем не менее, образ неандертальцев-флейтистов будет жить вечно, поскольку он уже попал в масскультуру. Это выглядит красиво, поэтому из кино и мультфильмов образ печального неандертальца-музыканта, неандертальца-философа никуда не исчезнет. Но вы должны понимать, что глупо использовать художественные произведения в качестве учебных пособий.
Научно-популярные фильмы грешат тем же самым. Они делаются действительно мастерски и дорого, возможно, приглашаются серьезные консультанты, но режиссеры и сценаристы обязательно что-то домысливают, путают, переиначивают. И никогда не разберешься, где факты, а где – их фантазии. Тем не менее, роль научно-популярного кино можно считать положительной, оно пробуждает в детях желание заниматься наукой. И это здорово.