Кто такие мегрелы? Где живут, язык, культура. Древняя мегрелия
ДРЕВНЯЯ СТРАНА МЕГРЕЛИЯ. - Мзия Арахамия. Мои стихи,прозы,рассказы и просто комментарии к происходящему вокруг...
Самаргалёс дуд ваугу,Тишен геудгу шхваш угу.Сондаро гилурт улагамет?Тена онджгорере мерет. (Стих на мегрельском языке. МКА.)
Мегрельское озеро ПАЛЕОСТОМ, а не грузинское, пора знать
Прошу познакомиться. Мегрелия древнейшая страна. Находится в этой стране - древнейший портовый город Путт- Phuth-(Поти) На берегу Чёрного моря. На территории города Путт(Поти) нахОдится озеро ПАЛЕОСТОМ (Палеостоми). Всё это на берегу Чёрного моря, к которой прилегает Колхидская низменность - страна МЕГРЕЛИЯ. Именно эту Мегрелию считает Грузия своей собственностью, но такого не может быть. Мегрелия является собственностью лишь себе. Другое дело то, что она входит в состав Грузии, но не теряя своего статуса, на равных правах. Мегрелы имеют свой язык, неординарный, не похожий на другие языки, в том числе и на грузинский язык. Грузины их называют своей субэтнической группой, но сами не умеют разговаривать на мегрельском, тогда, что за субэтническая группа и как можно назвать мегрельский язык субэтническим.
nbsp; Мегрелию Грузия решила сделать своей колонией, забыв про то, что колоний уже нигде нет. Страны имеющие колонии, уже отказались иметь их. Мегрелия может входить в состав Грузии лишь, как автономия, которой язык и существование благодарно должны признать. Города, которые они называют грузинскими, реки и озёра - надо называть мегрельскими, например: портовый город Путт(Поти) и озеро ПАЛЕОСТОМ (Палеостоми).
Точно так и Абхазия должна понять, что г. Галь и Гальский район - это Мегрелия. Дорогие соседи, пиратством заниматься нехорошо, даже преступно. Спросите у сильнейших политиков мира, они вам объяснят. Мегрелия это, как и Абхазия - страна. Если Абхазия имеет автономию, то Мегрелии сам Бог велел иметь автономию. Фактически это страна с очень умным народом и не позволит себя раздирать на части, со всех сторон. Мегрелия имеет свой отдел на Чёрном море, озеро - лиман - лагуну, как хотите называйте, на берегу Чёрного моря - Палеостом. Должно служить Мегрелии на их благо. Пишу я об этом, потому, что в Интернете всё, что принадлежит Мегрелии изображают, якобы грузинские, анулируя существование Мегрелии и мегрел. Хватит дурака валять. Мегрелы вам, не дураки. Грузия состоит из различных народов с их территориями. Мегрелы никого не намерены брать на иждивение. Не намерены терпеть, как их третируют и делают людьми третьего сорта, люди, которые не лучше их, ни в коей мере. Пора это всем понять.
Пора мегрелам самим подумать, как поднять свою страну. Если возможно просить именно для Мегрелии помощь у других сильных государств. Пора создать им интересные муз. группы с репертуарами, переводами на различных языках мира и гастролировать по миру, для того, чтобы построить помещения филармонии, театров, с-х павильоны - закрытые капитальные, украшающие памятники исторические, даже метро и т. д. Никто не поможет, если вы, не захотите, чтобы вам, помогли. Постройте театры и приглашайте из России разные интересные группы музыкальные и т. д. Налаживайте отношения. После концертов банкеты интересные справляйте. Требуйте, чтобы ваши города грузины позволили сделать интересными, но чтобы называли Мегрелией. Сделайте свою жизнь красочной. США думают только о своей выгоде, но мы не хуже их, тоже хотим жить нормально. Общайтесь с Финляндией, Голландией, с Россией - учитесь у них, как лучше обустроить свою страну. nbsp; Пишут про мегрельский Палеостом, якобы он грузинский, нельзя так.
Надо приучить грузин - Грузинское руководство, что Мегрелия не миф, хотя по содержанию напоминает: красивую сказку с большой перспективой, стать современной.
Просьба к журналистам из разных стран, знайте: ПАЛЕОСТОМ - это в Мегрелии озеро, в мегрельском портовом городе Путт(Поти).
Мегрелия в истории известна с пятого века до новой эры, она и раньше существовала до летописей, но грузины решили в 21 веке нашей эры анулировать её, у грузин - у гурулов это не получится.
Мегрелы знают свою страну Мегрелию - с Чёрным морем, озером ПАЛЕОСТОМ, рекой РИОН(Фазис),городом Путт(Поти), тоже называли Фазисом из-за наличия на этой территории Мегрелии красивых птиц - фазанов, которых сегодня имеют во всех странах, после того, как вывезли их из Мегрелии. Но в самой Мегрелии их почему-то съели, а размножать не хотят их власти. Наверно не хотят авторитета Мегрелии? В общем Портовый город Путт(Поти), Озеро Палеостом и Чёрное море - всё это в одном городе, в одной стране - древнейшей Мегрелии, что редко бывает. Разве это не сказочно?? Как, имея такие природные богатства, Мегрелия должна жить в бедности? Вон, турки бассейны около моря искусственные строят, а у нас естесственный чудотворный, лечебный бассейн ПАЛЕОСТОМ, но всё топчемся на месте
Чего лукавить: Шеварднадзе враг мегрел.
Мегрелию грузины сделать хотят для грузин из Тбилиси (зажиточных) - Черноморское побережье Мегрелии, но нам нужно, чтобы наши мегрелы были зажиточными и были на своём Чёрноморском побережье. В Тбилиси есть свои озёра и реки, море искусственное, но им надо больше. Жить сложа руки (не читая книг мозги устанут), но баснословно богато, отнимая жизнь у мегрел. США, пускай много на себя не берут. Пусть изучат жизнь народов, их территории, из которых состоит Грузия. США думает только о своей пользе, свои миллионы могут мигом на ветер выбросить, на свои развлечения. Даже не подумали в Мегрелии, построить хотя бы одно здание - театр современный. Может быть и они отрицают существование Мегрелии древнейшей? Сами США молодая страна, как и всё молодое, мозги всем запеленили
Бог у тех, кто хотят очень много, обязательно отнимет: сделает мало - такая поговорка. Мы не позволим, чтобы нас анулировали и использовали, доили. Грузия себя обустраивает, забыв про Мегрелию и мегрел, третируя, ещё и отрицая их язык. Свою Гурию - до небес возносят, даже греческий миф связанный с Мегрелией себе пришпандорили.
По поводу автономии не надо на улицах, на уровне уличных разборок выяснять отношения, а обратиться в письменном виде к крупным государствам и международным организациям. Ответ их в письменном виде должны не терять. Все ответы опубликуйте в Интернете. Абхазы до перестройки ни с кем не пикали, а молча делали свои дела, но у них уже была автономия и так, как мегрел их никто не третировал: ни до, ни после перестройки. В общем Мегрелия должна приобрести свой статус, но не на улицах болтовнёй.
У всех есть свой КГБ(комитет государственной безопасности), такой комитет должна иметь и маленькая, но древнейшая Мегрелия
Именно, Мегрелы, не кто нибудь другой, должны озеро Палеостом застроить, как Венецию, даже лучше - найти спонсоров. Вам скажут вы грузины и идите жить в горы, а сами грузины придут жить на Черноморское побережье Мегрелии, такое они могут сделать. Потому и стали уничтожать мегрельскую интеллигенцию, называя их грузинами, мол, грузин убили, но убивали мегрел. Мегрелия не глупее Абхазии. Мегрелия прежде всего для мегрел (она же маленькая?) и пора её строить, не валяться под ногами тех, кто отрицают нас. Власти Грузии из Аджарии выгнали мегрел, вынужденных эмигрантов и аджарцев настроили против мегрел. Абхазцев вообще мастерски столкнули с мегрелами, всё это из-за Чёрного моря.
Пора самим найти спонсоров из могучих стран, умно договориться и строить для мегрел, а не сливаться. Мы не глупее абхазов. Уровень жизни в Абхазии выше, чем в Мегрелии, а Мегрелия не хуже Абхазии. Это они отнимают у нас земли, мы ни у кого ничего не отнимаем, тем более не отнимаем национальный язык.
Просьба к журналистам, из передачи "Мир", писать не ПАЛИО, а ПАЛЕО - ПАЛЕОСТОМ. Писать мегрельское озеро ПалЕостом, а не грузинское озеро ПалИостом, так в You Tube в Интернете.Мегрел вытряхнули из своей страны и из Абхазии. Территории же Мегрелии стали отбирать, а мегрелы, как бараны, стали головой кивать, в унисон врагам. Потому, что их пугают смертью.
Пора требовать признания Мегрелии, а не анулирования её. У нас своя историческая родина, древнейшая и мы не позволим её отбирать, временно пришедшим на престол людям.
Может быть и историю враги заново начнут печатать, как и переделали миф про Золотое руно. Как не вспоминают про Колхидские фазаны. Не вспоминают про героя Кантария, а про Берия придумывают одни отрицательности, больше, чем про Гитлера. Никогда не упоминают про царя Мегрелии. Не вспоминают про шахматистку Арахамия Кетеван. Про Гамсахкрдия К. писателя. Про математика Векуа И. Про академика астронома Гуния С. и т.д. Про певицу Чкония Л. и др. Про композитора Басилая Б., который рано ушёл из жизни. В Мегрелии нет нормальной филармонии, куда смогли бы пригласить певцов из разных стран, в том числе и из России. В г. Хоби с зонтиками при сильном дожде стояли зрители на фестивале песен. Такого нигде нет больше.
nbsp; Над нами издеваются.
Не будем говорить про мегрел, которых вытряхнули за пределы их родины навсегда. В Мегрелии каменный век и опасно жить стало везде, по причине политиканства грузина-гурула Шеварднадзе Э., с 1989г.
Мы не согласимся с тем, чтобы нас не признавали и третировали. У нас своя территория и мы хозяева на ней. Не надо нас сливать и анулировать, беря поддержку у слабоумных. Как можно говорить, что стройка в Мегрелии не оправдывает, если пока ничего не построили? Пусть сначала построят (дадут воды чистой в кранах, электричество сильное дадут. Торговые центры и разные комфорты для туристов создадут, транспорт, всё, как в г. Анапе) потом увидим оправдает или нет, а так: не надо говорить гоп, пока не прыгнешь. Всё оправдается при желании. Специалисты умеют создавать. Найдите спонсоров, но не армян, цели армян давно мы поняли. Они нас из Абхазии выгнали, помогли жлобам абхазским. Кроме них, ни одна нация проживающая в Абхазии не создала батальон против мегрел, никто не был рад этой войне, даже абхазы те, кто порядочные.
Это правда.
МКА. 3 сентября 2011г.
mzisadari.livejournal.com
Кто такие мегрелы? Где живут, язык, культура
Нация мегрелы – субэтническая группа грузин, в основном проживающая в Мегрелии (Самаргало), расположенной в Западной Грузии. В нее входят семь административных районов: Абашский, Сенакский (переименованный в Цхакайский при советской власти), Хобский, Цаленджихский, Чхороцкуский, Мартвильский (ранее Гегечкорский) и Зугдидский. Регион этнически однородный, за исключением значительных русскоязычных меньшинств в городах Поти, Зугдиди и Сенаки. Много мегрелов живет также в Галском и Очамчирском районах Абхазской автономной республики. Галский рассматривается многими как часть Мегрелии.
Местоположение
Мегрелия граничит на севере с Абхазией и горным регионом Сванетия. На востоке и юге находятся грузинские провинции Имеретия и Гурия, а на западе – Черное море. Из общей площади 4339,2 кв. км примерно 1260 является долинами рек и холмами, а остальные – предгорными и горными зонами, главным образом на северо-востоке (Цаленджихский, Чхороцкуский и Марвильский районы). Ранее заболоченные побережья и долина реки Риони богаты почвами, на которых выращиваются различные культуры, включая шелк, цитрусовые и табак. В низменностях субтропический климат с температурами в диапазоне от средних значений декабря 4–5 °C до июльских 23–24 °C. Зимы длятся не больше месяца. В горных районах холоднее, особенно зимой (-6 – -2° С в январе). Годовое количество осадков в Мегрелии – от 1500 до 2300 мм.
Демография
Население Мегрелии в 1939 г. официально составляло 323 811 человек. С добавлением жителей Абхазии и других районов Грузии, у которых национальность – мегрелы, по некоторым оценкам это число в 1941 году приближалось к 500 000. В 1979 г. официальная численность населения региона составила 405 500 чел., или 10% населения Грузии. 145 тыс., или 32%, жили в 5 городах и 5 крупных населенных пунктах («дадеби»), остальные – в 370 селах. В переписи 1926 г., в которой национальность «мегрелы» учитывалась отдельно, 242 990 чел. идентифицировали себя как мегрелы и 284 834 утверждали, что мегрельский является их родным языком. С тех пор никаких официальных подсчетов не проводилось.
Языковая принадлежность
Мегрельский относится к картвельским (южно-кавказским) языкам и не является взаимно понятным с грузинским. Большинство бывших советских и некоторые западные эксперты относят мегрельский, наряду с лазским, к отдельной ветви южно-кавказской семьи, известной как мегрело-чанская или занская группа. Советский ученый А. Чикобава различал два тесно связанных мегрельских диалекта: западный, самурзакан-зугдидский, и восточный - сенакский. Язык не имеет письменности, и, хотя мегрелы говорят на нем у себя дома, они приняли грузинский язык (картули) в качестве литературного. Отсутствуют языковые школы, книги и газеты, хотя были периодические попытки создания литературного языка в конце царского и в начале советского периода. Мегрельский всегда был одним из наиболее описанных языков Южного Кавказа. Сегодня исследования местного фольклора обширны. Грузинский язык остается уделом бизнеса и правительства. Число людей, владеющих мегрельским, снижается, а большинство местных жителей считает себя грузинами.
Распространенное заблуждение
Некоторые утверждают, что мегрелы – это грузинские евреи. Конечно, это не так. Грузинские евреи прибыли в страну в 586 г. до н. э. и жили по всей ее территории. В 1971 г. началась их массовая алия в Израиль, в результате которой их численность сократилась с 55 400 до 3200 человек в 2010 г.
Кто такие мегрелы?
Эндоним «маргали», по-видимому, отражен в греческом слове Μάνραλοι, которым Птоломей во II веке до н. э. обозначал народы Колхиды. История мегрелов связана с регионом, который был известен древним грекам и римлянам, как Колхида или Лазика, а западными грузинам как Эгриси. В XIV в. она стала отдельным вассальным царством с собственной династией князей Дадиани под названием Одиши. Регион стал называться Мегрелией лишь в XIX в. Он всегда был частью более широкой грузинской культурной и политической сферы, во многом благодаря ГПЦ. Иногда, однако, Мегрелия находилась под разными культурными влияниями, по сравнению с восточными грузинами (кахетинцами и картлийцами), отделенными от западных регионов (Имеретии) горным хребтом Лихи. Греческая, римская и византийская империи оказали гораздо большее влияние на западную Грузию. В XVII в. страна была разделена между Персией и Османской империей. Западная часть, в том числе Мегрелия, находилась под властью Порты, а восточная входила в состав Персии. Церковь также была разделена надвое, и Мегрелия, в которой был свой монетный двор и таможенные барьеры, стала одним вассальных владений, пока не была окончательно взята под покровительство России в 1804 году как автономная территория. Этот статус был ликвидирован после восстания мегрельских крестьян в 1856-1857 гг., захвативших столицу региона Зугдиди. В 1867 г. Российская империя официально упразднила княжество. Под властью России серьезная проблема малярии была решена путем осушения болот. В период с 1918 по 1921 гг. Мегрелия была частью независимой Грузии. В 1921 году она вошла в состав СССР.
О том, кто такие мегрелы, красноречиво свидетельствует тот факт, что конфликтов в прошлом между ними и их соседями было немного. Их ассимиляция с грузинами, ускорившаяся в XIX веке под влиянием модернизации, после советской аннексии была завершена. Некоторые нерешительные попытки местных большевиков создать автономию провалились. Отношения между абхазами и мегрелами в смешанных южных районах Абхазии были омрачены политикой грузинизации, которую проводил мегрел Лаврентий Берия в 1940 и 1950 гг. Конфликт между местными грузинами (преимущественно мегрелами) и абхазами возникали в 1960 и 1970 годы. В июле 1989 года был кровавый конфликт в Абхазии, вызванный требованиями абхазов отделения; более 20 человек были убиты. Мегрелы, внешность и язык которых сильно отличаются от внешности и языка грузин, отвергли предложения политической автономии и поддержали борьбу за независимость Грузии.
Населенные пункты
Несмотря на высокие темпы урбанизации, большинство мегрелов проживает в сельской местности. Высокая плотность населения в низинах существенно не изменила структуру поселений. Дома, где живут мегрелы, имеют свой собственный огороженный двор и хозяйственные постройки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Деревня может простираться на несколько километров. Раньше поселения носили название доминирующей родовой группы. Сегодня жители с общей родословной до сих пор могут жить в одной части деревни. Дома значительно улучшились, по сравнению с примитивными деревянными или земляными постройками прошлых веков, такими как амхара, джаргвала и годора. Большинство сельских мегрелов сегодня живут в двухэтажных деревянных или кирпичных домах со спальнями на втором этаже и коммунальными помещениями (кухней, кладовой) на первом. В Мегрелии 5 городов. Самые большие из них – Зугдиди, Поти и Сенаки – представляют собой смесь особняков и жилых комплексов, состоящих, как правило, из двух комнат в 5-6-этажных зданиях.
Экономика
О том, кто такие мегрелы, говорит их хозяйственная деятельность, которая, прежде всего, базируется на сельском хозяйстве. Традиционно жители питались гоми (Panicum italicum) и, начиная с XVIII века, кукурузой, которая и сегодня остается основной сельскохозяйственной культурой, хотя богатая почва и субтропический климат привели к развитию крупного производства чая и цитрусовых. Грузия поставляла в СССР более 90% отечественных цитрусовых и 97% чая, большая часть которого выращивалась в Мегрелии. Свиноводство, скотоводство и овцеводство имеют важное значение. В Мегрелии также развито виноделие, производство меда и сыра. Семья в селе остается основной экономической единицей. Поти является крупным портом. Военно-морская база, расположенная там, долгое время делала город закрытым.
Народные промыслы
Традиционно большинство семей в Мегрелии занимается ткачеством из шелка и хлопка. Также было развито плетение корзин, гончарное ремесло и изготовление деревянной посуды. Горцы делают шерстяные ковры и одежду. Сегодня народные ремесла продолжаются, хотя и в гораздо меньших масштабах.
Торговля
Раньше мегрелы грузинские славились своим торговым искусством на всем побережье Черного моря. Сегодня торговля контролируется государством и ведется в магазинах в западном стиле, хотя во всех городских районах есть рынки под открытым небом и крытые частные рынки, на которых местные фермеры продают свою продукцию.
Разделение труда
В традиционном патриархальном обществе Мегрелии разные мужские и женские качества принимаются как данность. В прошлом гендерное разделение труда подчеркивалось при рождении, когда мальчикам давали прикоснуться к плугу или мечу, а девочкам – к наперстку или ножницам. Сельскохозяйственные обязанности были раздельными, хотя и мужчины, и женщины работали на полях. Работы в помещении, такие как сыроделие, уборка, приготовление пищи, уход за детьми и ткачество, были почти исключительно обязанностями женского пола. Мужчины занимались гончарством, плели корзины и делали кухонные принадлежности, но женщина – и до сих пор так считается – является хозяйкой дома. Сегодня слабый пол по-прежнему занимается домашним хозяйством, а мужчины делают ремонт дома, помогают совершать покупки и, до некоторой степени, ухаживать за детьми. Девушки до замужества выполняют легкие работы по дому. Рост числа занятых женщин свидетельствует об их равенстве в домашних условиях.
Землевладение
В советский период земля в Мегрелии принадлежала государству в форме колхозов. Небольшие частные землевладения, фруктовые сады и огороды были разрешены, и много времени уходило на сельскохозяйственную деятельность. После смены власти в Грузии колхозы были добровольно расформированы, а земля приватизирована.
Родство
Самой важной группой родственных связей здесь является расширенное семейное домашнее хозяйство. Мегрелы происхождение свое и фамилию традиционно ценят высоко. Каждый род имеет своего покровителя и знак. Мегрелы фамилии свои заканчивают на -(а)я, -уа и -ава. Общество здесь патрилокальное, патриархальное и патрилинейное. Линии родства основаны на родственных отношениях мужчин и экзогамны. Кроме того, существуют важные искусственные родственные отношения, такие как молочное родство детей, которые были на грудном вскармливании одной женщины, названное родство (которое также может иметь место между женщинами), а также статус крестного родителя, хотя только последние два являются по-прежнему распространенными. Хотя женщины часто при вступлении в брак сохраняют свою девичью фамилию, дети принимают фамилию отца. Некоторые ученые предполагают, что элементы культуры бывшей материнской линии до сих пор можно обнаружить в грузинском и мегрельском обществе, как это отражено в некоторых религиозных обычаях и в языковых конструкциях. Патриархальные аспекты мегрельского общества были несколько ослаблены, особенно в городских районах. Отсутствие наследников мужского пола больше не является социальной трагедией, двустороннее родство постепенно заменяет исключительно мужские родственные отношения, а проживание с родителями невесты может иметь место без социального клейма.
Брак и семья
Традиционно брак устраивался даже при рождении старшим братом невесты или ее дяди по матери. Свадьба не могла состояться, если пара имела одну фамилию, была связана через искусственное родство или принадлежала к одному роду. Кроме последнего случая, запреты остаются в силе и сегодня. Супружества с односельчанами избегали, и старшая дочь всегда выходила замуж первой. В течение одного года после свадьбы пары молодоженов не могли общаться друг с другом в общественных местах. Средний возраст вступления в брак в сельской местности был от 13 до 14 лет, и похищение невест было допустимым при условии, что соблюдался ряд сложных правил. Современные браки уже не устраиваются, и, хотя пары по-прежнему женятся рано и уже вскоре после этого имеют детей, в настоящее время минимальный возраст равен 17 годам. Ожидается, что женщины остаются девственницами до свадьбы. Развод случается редко, особенно в сельской местности, но добиться его несложно, и права женщин в любом населенном пункте соблюдаются и охраняются законом. Официальная церемония бракосочетания уже не религиозная, хотя пары часто венчаются в церкви. После свадьбы проживание патрилокальное. Основной формой контроля рождаемости был аборт.
Домашнее хозяйство
Большие семьи являются источником взаимной экономической и эмоциональной помощи. Они до сих пор сохраняются в сельских районах Мегрелии, но эта норма, в частности, касающаяся женатых братьев, уступает место более ограниченной семье, в которую входят бабушки и дедушки или неженатые братья и сестры. Близкие родственники до сих пор, как правило, живут по соседству. В городских районах наблюдается тенденция к созданию нуклеарных семей.
Наследование
Исторически сложилось, что земля и имущество наследовались по мужской линии, особенно среди братьев, хотя и женщины также имели право на некоторую личную частную собственность. Современные законы поддерживают двустороннее наследование, хотя государство редко вмешивается в такие вопросы, считающиеся предметом коллективного решения сожителей умершего члена домашнего хозяйства и расширенной семьи. Завещания составляются редко.
Социализация
Дети являются центром семейной жизни. Малышей редко наказывают физически. В прошлом дети воспитывались так, чтобы соблюсти традиционные гендерные роли. В мальчиках поощрялась жесткость и умение ездить верхом, охотиться с применением огнестрельного оружия; девочек готовили к ведению домашнего хозяйства. Власть отца строго соблюдалась, как и уважение к родителям и умершим предкам. Эти модели, в которых лошади были заменены на автомобили, остаются нетронутыми и сегодня, и их выполнение является обязанностью всей семьи. Государство начинает принимать участие в процессе социализации, когда дети идут в школу в 7 лет. С подросткового возраста начинается приобщение к ведению семейного домашнего хозяйства.
Социально-политическая организация
Мегрелия, как часть бывшей Грузинской ССР и СССР, находилась под контролем коммунистической партии. Области, которые включают Мегрелию, избирали делегатов Верховного Совета Грузинской ССР и в свои собственные областные и городские советы. Регион не имел отдельного представительства или автономии, в отличие от Абхазии, Аджарии и Южной Осетии, каждая из которых избирала «национальных» представителей в Совет Национальностей. После избрания некоммунистического правительства Грузии в октябре 1990 года роль коммунистов в местных делах серьезно снизилась и их заменили другие партии.
Социальная организация
Структура классов в Мегрелии является профессиональной. Высший класс белых воротничков городских образованных людей обладал наибольшей властью в регионе посредством коммунистической партии и других правительственных или административных структур. Образование и работа в офисах несет высокий статус. Сельское общество рассматривается как нечто «провинциальное», хотя сельские семьи уважают за их сохранение традиционного образа жизни.
Политическая организация
Важными организациями на местах были сельские, городские и районные советы и местные партийные организации. Советы были заменены представительными органами местного самоуправления. В прошлом в сельсоветах было много беспартийных, хотя в городе и на районном уровне, как правило, коммунисты составляли большинство. Сегодня последние больше не доминируют ни в местных органах власти, ни на избирательных или административных постах. Их сменили представители независимых политических партий.
Социальное управление
Разрешение конфликтов и поддержание согласия обеспечивались такими неформальными образованиями, как семья, деревня и группы сверстников, а также формальными организациями, такими как партия, школы, местные советы и суды. Суды действуют на районном и муниципальном уровнях. Проводятся и выездные сессии, которые могут посещать рабочие места и различные населенные пункты. Все судьи избираются и ранее почти всегда были членами компартии.
Конфликт
Народ мегрелы всегда был на переднем крае грузинского конфликта с соседями-мусульманами. Турки несколько раз захватывали регион, в последний раз в 1918 году. Имели место также конфликты с другими частями Грузии во времена династических борьбы и крестьянских восстаний в XIX и начале XX веков. В советский период межэтнические конфликты были минимальными. В июле 1989 года события в южных районах Абхазии, однако, значительно ухудшили абхазо-мегрельские отношения.
Религиозные верования и практики
Основная религия Мегрелии, как и в остальной части Грузии, – грузинское православие. Православная церковь страны является автокефальной. Раньше каждый род имел своего покровителя и знак (джинджихати), которые использовались для получения духовного заступничества. Святой Георгий был самым важным святым и ряд его мощей якобы хранятся в самых священных мегрельских церквях в селе Илори. Архангелы Михаил и Гавриил (которым иногда поклонялись как единому целому) также имели высокий статус в Мегрелии; другие святые имели конкретные сферы компетенции и их праздники всегда соблюдались. Церемонии и верования дохристианских времен смешиваются с религиозными обрядами. Раньше мегрелы верили в лесных духов и другие языческие божества. Элементы таких верований сохраняются в определенных обычаях и суевериях, окружающих рождение, брак, смерть, Новый год или праздники урожая. Мегрелы не являются в целом верными прихожанами, хотя новая либеральная политика в отношении религии стала причиной религиозного возрождения, как и везде в Грузии.
Искусство
О том, кто такие мегрелы, говорит их искусство – местные мужчины славятся своим полифоническим пением а капелла, а песни и танцы, хотя и в грузинском стиле, имеют свои собственные черты. Уникальные местные музыкальные инструменты, такие как лархеми («тростник», форма свирели), сейчас исчезли.
Медицина
Колхида, частью которой была Мегрелия, славилась среди древних греков своими лекарствами. Волшебница Медея была отсюда родом. Многие народные снадобья сохранились до сих пор, некоторые из которых были включены в современную грузинскую медицину. Большинство мегрел отдает преимущество современным лекарствам по сравнению с традиционными. Намного меньше женщин теперь рожают дома.
Смерть
Смерть в Мегрелии оплакивается открыто и интенсивно. В сельских и городских регионах смерть подчеркивает родственную связь и единство рода. Для семьи покойного собирается финансовая помощь. Многие традиционные обряды, окружающие панихиду и погребение, все еще соблюдаются. С телом прощаются в течение четырех дней, во время которых никакая пища в доме не готовится, хотя для гостей родственники и близкие организуют поминки. Поминальные трапезы также проводятся на сороковой день и через год после смерти. По традиции близкий родственник-мужчина не будет бриться или работать по субботам в течение года. Траур может продолжаться от 10 до 15 лет, в течение которых на могилу приносят подношения, свечи и продукты. У мегрелов также есть свой эквивалент дня всех усопших (сунтаоба), когда семьи посещают могилы родственников.
fb.ru
Княжество Самегрело - История Грузии
Мегрелия - в русской литературе вплотъ до XX столетия Мингрелия, в Грузинских летописях и документах именовавшаяся также Oдиши, историческая область между реками Риони, Цхенисцкали, Ингури и Чёрным морем, в прошлом феодальное княжество Западной Грузии, которое выделилось из состава Имеретинского царства и с середины XV-XVI вв. лишь номинально признавало власть тамошних царей. До начала XVII в. в состав княжества входила также Абхазия. Владетельные князья Мегрелии носили титул дадиани, превратившийся в родовую фамилию правящей семьи. В период существования княжества на его престоле сменились две династии: первый дом Дадиани, происходивший от эриставов Варданидзе, а затем дом Чиковани, захвативший власть в Мегрелии в конце XVII в. и принявший родовое имя своих предшественников второй дом Дадиани.
Подобно представителям других грузинских династий, перед лицом мусульманской угрозы Дадиани были вынуждены искать союз с Россией. Правитель Мегрелии Григорий Дадиани, враждовавший с имеретинским царем Соломоном II, 4 декабря 1803 г. принял подданство России, сохранив за собой автономию в гражданских делах. Его сын и преемник Леван уступил России Редут-Кале и Анаклию, а в 1843 г. с согласия Николая I передал власть над княжеством своему сыну Давиду. Последний провёл в Мегрелии некоторые реформы, в частности, освободив азнауров от прежней обязанности военной службы, обложил их податями. После его кончины в 1853 г. престол наследовал 7-летний сын Николай. До 1857 г. княжеством правила вдова Давида, княгиня Екатерина Александровна Дадиани. Во время войны с Турцией, когда в Мегрелии был высажен вражеский десант, правительница лично возглавила мегрельское ополчение, выступившее против турок. Но в 1857 г., когда княгиня и её сын были вызваны в Россию для участия в коронации Александра II, в княжестве разразилось крестьянское востание. Восставшие (во главе с сельским кузнецом Уту Микава) заняли несколько сёл и даже столицу княжества - Зугдиди. Восстание было подавлено совместными силами местных феодалов и русских войск. Воспользовавшись этим предлогом, наместник Кавказа кн. А. Барятинский, ввёл в Мегрелии русское управление, официально до совершеннолетия князя Николая, отправленного “дня воспитания” к императорскому двору. В 1867 г. княжество было формально упразднено, а его территория вошла в состав Кутаисской губернии (Зугдидский и Сенакский уезды).
Как и в других тамошних царствах и княжествах, в Мегрелии после присоединения к Российской империи были сохранены сословные права местной знати. Мегрельские тавады должны были быть признаны в княжеском, а азнауры - в дворянском достоинстве. Рассмотрение сословных прав отдельных семей было поручено Высочайше учреждённой в 1865 г. комиссии, действовавшей в 1866-1867 гг. Итогом её работы стал список княжеским и дворянским родам Мегрелии. В него включены семнадцать княжеских фамилий: Анчабадзе, Апакидзе, Асатиани, Ахвледиани, Гардапхадзе, Геловани, Дгебуадзе, и др. Как можно заметить, среди дворян есть немало семей, чьи фамилии встречаются и среди княжеских родов; нередко их связывает родство.
В отличие от аналогичных списков по Картли, Имерети и Гурии, этот список не удостоился Высочайшего утверждения (из-за претензий к работе самой комиссии), и было решено, что все эти семьи должны доказывать свои сословные права в Кутаисском дворянском собрании. Как было установлено, “из числа внесенных и упомяиутый [...] список тавадов и азнауров, лица, происходящие от бывших владетелей Мингрелии Дадиани и Сванетии Дадешкелиани, а равно от тавадов, соприсягавших на подданство России с последним владетелем Мингрелии Григорием и подписавших вмесге с ним присяжный лист, сопричисляются: потомки тавадов к княжескому, а азнауров - к потомсгвенному дворянскому достоинству, без проверки прав их родов на тавадское или азнаурское звания, но лишь по представлении ищущими сопричисления лицами установленных законом [...] доказательств происхождения их от упомянутых предков”. Все осталные лица для признания в княжеском или дворянском звании должны были предоставить соответствующие документы: всякого рода жалованные или охранные грамоты, данные имеретинскими царями и владетелями Гурии (до 4 декабря 1803 г.) и Мегрелии (до 30 августа 1853 г.), “если лица, коим сии грамоты были даны, названы в них тавадами, или азнаурами, или сиятельными, или благородными”; грамоты на имения, причём подалование имения с крестьянами служило доказательством дворянского, а имения с азнаурами - княжеского достоинства; грамоты на должности, причём грамота на должность сардала служила доказательством тавадского, а на должности сахлтухуцеса, бокаул- тухуцеса, моларетухуцеса, мегвинетухуцеса, парештухуцеса, меджинибетухуцеса, меликтухуцеса, мезаглетухуцеса, хевистави, мдиванбега или моурава - только азнаурского достоинства; судебные решения (где плата за кровь установлена по рангу, в соответствии с законами Вахтанга VI или прямо указано достоинство этих лиц). Доказательством права на княжеский титул признавался также "брачный союз с cестрою или дочерью царей Имеретинского, Картлииского или Кахетинского или владетелей Мингрелии, Гурии и Абхазии, если только таковой союз доказывается рядною записью или другим каким-либо подобным документом и нет сомнения, что оный заключён с согласия царя или владетеля; брачные союзы сего рода служат всегда доказательством тавадского достоинства". При этом, однако, считалось, что тавады, пожалованные некогда во власть других тавадов (кроме самих владетелей), утратили свои права и должны причисляться к родам азнаурским. Не делалось различий между азнаурами владетельскими, княжескими или церковными, но азнаурские азнауры (существовали и такие) признавались в дворянском достоинстве, «если они перешли в зависимость азнауров по воле тавадов, у которых были прежде в зависимости, или по другим обстоятельствам, а не по царскому пожалованию».
Все мегрельские тавады и азнауры, окончательно утверждаемые в княжеском или дворянском достоинстве Департаментом Герольдии Правительствующего Сената, записывались соответственно в V или I часть родословной книги Кутаисской губернии. К сожалению, далеко не всем этим родам удалось преодолеть все бюрократические формальности и подтвердить свои наследственные права. Но по закону они и их потомки сохраняли (и сохраняют) право доказывать свои права на княжеское или дворянское достоинство на основании тех же общих правил, составленных для мегрельских тавадов и азнауров.
Статья написана С.В. Думиным
nobility.pro
Мегрелия| Гостевой дом "LeLeKa"
Мегрелия - (по грузински Самегрело), располагается юго-западнее верхней Сванетии. С запада ее омывают воды Черного Моря, на севере регион граничит с восточной Рачей, на востоке с Имеретией, а на юге с Мегрелией граничит Гурия.Столица - город Зугдиди. Из административных центров можно выделить следующие города: Абаша, Мартвили, Сенаки, Чхороцху, Цаленджиха, Хоби и один из главных портовых городов Грузии – Поти.В прибрежной Мегрелии климат мягкий, субтропический, лето жаркое, а зима теплая. Среднегодовая температура в низинах +13-+19оС, средняя температура января +4 оС.Самегрело или Мегрелия (иногда Мингрелия) - входит в состав грузинского региона Самегрело-Земо-Сванети.
Территория сегодняшней Мегрелии, а именно: Колхидская низменность и прилегающие к ней возвышенности, была заселена еще в раннем каменном веке.
Мегрелы — очень древний народ. Если грузины-картлы в древности образовали царство Иверия, то у мегрелов и родственных им лазов было свое царство — Колхида.
Колхидское царство, которое располагалось на этой территории, было хорошо известно в древнем мире уже с VII – VI вв. до н.э. Туда за золотым руном плавали аргонавты во главе с Ясоном. И именно дочь колхидского царя — волшебницу Медею, Ясон взял в жены и увез в Грецию. Колхида и производные от него позднейшие царства занимали все восточное побережье Черного моря, от современных Туапсе до северо-восточных земель Турции. Царство чеканило и свою монету – тетри (в переводе - "Белый"). В VII веке н.э. картвельские племена, отступавшие на запад под натиском арабских кочевников, как ножом рассекли ареал проживания древних колхов. Они разделили прежде единый народ на два, отбросив одну его часть на север, от нее пошли современные мегрелы и сваны, а другую — на юг, где из нее образовались нынешние лазы, находящиеся сейчас в Турции.
В средние века на территории Мегрелии сформировалось Одишское княжество (XIV – XV вв.).В XIV веке сформировалось, и существовало до XIX века, образованное на основе Одишского, Мегрельское княжество, управляемое родом Дадиани.Недалеко от Мартвили находится Салхино - одно из культовых мест в Мегрелии. Когда-то это была летняя резиденция князей Дадиани, сохранился храм XVII века.
Настоящим лингвистическим сокровищем является мегрельский язык, который представляет собой ответвление древнегрузинского языка. Вместе со сванским, он входит в уникальную иберо-кавказскую языковую группу. Однако, на территории всей Грузии, грузинский литературный язык один и он принят по всей стране.
Мегрельский язык сегодня занимает нишу, которую занимал последние 2000 лет. Дело в том, что мегрельский язык – это в чистом виде разговорно-фольклорный язык, на котором и сейчас говорят все без исключения жители региона Мегрелия. Однако, как и сейчас, многие столетия назад грузинский был, если можно так выразиться, официальным языком. Литература, богослужение, свадьбы, праздники – все это неразрывно связано с общенациональным языком. И сегодня вы можете посетить мегрельские свадьбы, на которых люди в основном говорят на разговорном языке, а вот тамада ведет застолье на официальном. Это вышло исторически естественным путем.
Настоящей туристической жемчужиной Мегрелии является Мартвили.
Около города Мартвили расположен монастырь Чкондиди - старинный мегрельский монастырь.Он был построен еще при абхазских царях как царская усыпальница, и позже использовался для тех же целей князьями Самегрело. Монастырь стал как бы градообразующим для города Мартвили. Исторически это был один из самых уважаемых монастырей Грузии.
Чкондиди – в переводе обозначает: Чкони - "дуб", диди - "большой". На холме рос огромный священный дуб, которому мегрелы приносили в жертву людей. После принятия христианства дуб срубили и построили церковь по образцу мцхетского Джвари (речь идет не о точном копировании внешней формы, а об одинаковом редком архитектурном типе: и Джвари, и Чкондиди - храмы-тетраконхи).
Среди памятников природы региона можно выделить курорт Лебарде. Он расположен в 55 километрах от Мартвили, у истоков реки Техура, на высоте 1500 -1600 метров над уровнем моря. Курорт чрезвычайно полезен для лечения заболеваний дыхательных путей, а минеральная вода Лебарде очень полезна для лечения органов пищеварения.
Самое популярное место отдыха - каньоны. У них много имен: «Мартвильские», поскольку расположены лишь в 8 км севернее муниципального центра Мартвили, «Каньоны Гачедили» - в честь села поблизости, а также «Каньоны реки Абаша» - так как на ней они и находятся. Длина этого естественного памятника составляет 2400 метров, а высота колеблется от 20 до 40 метров. Приблизительно посередине каньона возвышается на 12 метров ступенчато-каскадный водопад.
Мартвильские каньоны всего лишь часть весьма обширной территории, которая вправе называться одной большой природной достопримечательностью. Любители экстремального туризма могут полюбоваться водопадами Ониорэ и Тоба I, пещерами Арсены, Джорцку и Тоба II.
Если вы захотите побывать в Мегрелии, то необходимо иметь в виду, что она не похожа на стереотипную Грузию. Вина здесь нет. То есть, где-то какое-то есть, но весьма посредственное. В Мегрелии слишком сыро, виноград не набирает сахара и в итоге вино не накапливает спирта. Даже вино Изабелла получается тут водянистым. Мегрельский Цоликаури тоже слабоват, отчего на востоке его ехидно называют Цкаликаури (цкали - вода). И все же, здесь существует свой бренд - вино Оджалеши. Одноименный виноград выращивают в предгорьях, и самым известным регионом считается Мартвильский район. Около дворца Салхино монахи сажают виноград и делают это вино, которое можно назвать эталонным, хотя оно и не продажное. В магазинах можно найти Оджалеши телавского или тбилисского производства, из них лучше телавское. В продаже недавно появилось Оджалеши мартвильского производства но, увы, качество его пока сильно отстаёт.
Сельское хозяйство в Мегрелии вообще странное. Сырость и характер почвы мешают выращивать много чего. Пшеница здесь не растет. Основные деньги мегрелы зарабатывают на орехах и кукурузе. Сейчас понемногу начинает восстанавливаться чайная индустрия. Попадающийся в магазинах чай "Рчеули" имеет как раз мегрельское происхождение. Но эта местность примечательна не только своей природой. С недавних пор интерес к ней проявили и учёные. А именно: палеонтологи. В самом каньоне и в его окрестностях найдено много следов доисторических животных, в том числе отпечатки лап динозавров. Замечены и следы обиталища первобытного пещерного человека.
Кроме всего прочего есть ещё одна особенность Мегрелии - здесь на дорогах попадаются не только коровы, но и кони - изящные, тонконогие красавцы...
leleka-house.com
Достопримечательности Самегрело | Отдых в Грузии
Достопримечательности Самегрело это путешествие по горам и не только, обзорные экскурсии по пещерам и каньонам. Великолепие центральной Грузии в турах Достопримечательности Самегрело. Все Достопримечательности Грузии здесь, а туры по Грузии здесь в них можно посмотреть все эти интересные места и не только!
Достопримечательности Самегрело — Дворец князей Дадиани
Дворец принадлежал владетельным князьям Мегрелии Давиду Дадиани и Екатерине Чавчавадзе. В музейный комплекс входит, по мимо основного здания, дворцовая церковь и ботанический сад Дадиани. Музей во дворце был открыт еще самим князем, где при нем демонстрировались археологические находки из Накалакеви, европейское и грузинское оружие, уникальная коллекция произведений искусства.
Достопримечательности Самегрело видео
На сегодняшний день в историко-этнографическом музее Зугдиди храниться около 44475 экспонатов, датируемые разными эпохами, от XIX до н.э. до I века н.э. Среди них особое место занимает церковные украшения и произведения искусства, реликвии царских и императорских домов Европы, знаменитая библиотека Дадиани, в которой находиться одно из первых изданий «Витязь в тигровой шкуре» и древнейшая «Мокцеваи Картлисаи» (картлийская летопись). Среди прочих видное место занимает посмертная маска Наполеона Бонапарта. Подобных масок еще две, обе во Франции.
Попала она сюда во многом благодаря женитьбе потомка Мюрата Ашиля на потомке рода Дадиани Саломе. Однако главное место среди всех экспонатов занимает туника Богоматери, перевезенная сюда из Константинополя после его падения в 1453 году. Она хранилась сначала в Храме Беди, а потом в церкви Хоби. В 1533 году ее перевезли во дворец по приказу князя Левана Дадиани. Кроме того, здесь же хранятся мощи многих святых: локоть св. Марины, кисть св. Квирике, часть бедренной кости св. Георгия, часть кости св. Иоана Первозванного. Интереснейшая экскурсия по музею. Фотографии дворца в туре Достопримечательности Самегрело:
Дворец князей ДадианиДворец князей Дадиани внутриДворец князей ДадианиДворец князей Дадиани
Мартвильский монастырь
В древности Мартвили называли Чхондиди. В VII веке здесь был построен монастырь им. святых мучеников. В Х веке здесь было создано Чхондидское епископство. Церковь монастыря посвящена Богородице. В средние века здесь располагался известный просветительский центр.
В храме работали многие известные ученые, писатели и переписчики, была богатая библиотека. Центральный храм под куполом, увенчан крестом, украшен изразцами и резьбой, фигуры и растительный орнамент которых создают единую картину сцен из Ветхого и Нового Заветов. До сих пор в храме сохранились фрески XIV – XVII вв. Рядом с главным строением расположена двухэтажная церковь X века.
Служба монахов
Чхондидские монахи и настоятели пользовались особым почетом в Грузии, и, долгое время, именно настоятель Чхондидского монастыря назначался на должность Мцигнобартухуцесси (главный советник), и носил титул «Чхондидели – Мцигнобартухуцесси и первый везирь царя», часто выполняя важнейшие царские поручения. В качестве примера может служить назначение Свимона Чхондидел-Бедиел-Алавердели Анисским губернатором, данное ему царем Давидом Агмашенебели, или же посольство в стан Батыя Арсена Чхондидели, порученное ему царевной Русудан.
В монастыре в Самегрело существовала известная скриптерия – место работы монахов-переписчиков, где переводились книги и создавались оригинальные творения. Именно здесь работал и создавал свои труды воспитатель и ближайший сподвижник царя Давида IV Гиорги Чхондидели – Мцигнобартухуцесси. Чхондидцем был и выдающийся деятель эпохи царицы Тамар Антон Гнолистависдзе.
Мартвильский монастырь рядомМартвильский монастырь внутриМартвильский монастырь видыМартвильский монастырь
Кафедральный собор Цаленджихи
Цаленджихский собор им. Спасителя, располагается на окраине города Цаленджиха, на возвышенности. Церковь увенчана куполом, и, с точки зрения Э. Такаишвили, построена не позднее X – XI веков. Согласно сохранившимся надписям на грузинском и греческом интерьер собора был создан по приказу князя Валиха Дадиани (1384 – 1396) Кир Мануилом Евгеником, специально призванным из Константинополя. В восточной части собора успокоены Левана Дадиани и его супруга Нестан-Дареджан.
Кафедральный собор Цаленджихи уникальные фрескиКафедральный собор ЦаленджихиЦаленджихи фрескисобор Цаленджихи фрески
Кафедральный собор Цаиши
Цаишский собор в честь Успения Богоматери является одним из древнейших кафедральных соборов в Грузии. В VI—VII веках на территории храма уже существовала епископская кафедра. В списке епископских кафедр 602—610 годов упоминается Цаишская епархия в Лазике. Самым древним грузинским памятником, который упоминает Цаишское епископство, является надпись на каменном кресте X—XI веков, где возле имени царя Баграта упоминается и Цаишский епископ Ефрем.
Изначально паствой храма было население между Хобисцкали и Энгури, от Чёрного моря до Унагирского хребта. После того, как Драндский, Моквский и Бедийский епископаты были ликвидированы, население Самурзакано также стало частью паствы Цаишского епископа в Самегрело.
Современное строение
Современный купольный Цаишский храм был построен между XIII—XIV веками. Ранее на этом месте существовала бескупольная базилика X—XI веков. Известно, что с XI века до 1823 года было 20 Цаишских епископов, среди которых наиболее важны Малахия Гуриели (1612—1639) и Григол Чиковани (1777—1823).
Епископ Малахия известен тем, что после разрушительного землетрясения 1614 года полностью восстановил и обновил Цаишский храм. Епископ Григол известен тем, что сумел заручиться поддержкой Кации III Дадиани и вернуть церкви отнятые феодалами земли. Кроме того, он построил вокруг церкви стену и колокольню. В 1823 году Российское правительство ликвидировало Цаишское и другие мерельские епископства. С тех пор до 1879 года здесь был монастырь. Монастырь был одним из главных мест распространения образования, так как при нём функционировала школа. С приходом большевиков в Грузию, монастырь был закрыт и заброшен. В 1989 году, с благословения Католикос-патриарха Грузинского Илии II, монастырь был восстановлен.
Кафедральный собор ЦаишиКафедральный собор ЦаишиКафедральный собор Цаиши внутрисобор Цаиши, Достопримечательности Самегрело
Достопримечательности Самегрело — Монастырь Хоби
Хобский монастырь расположен на левом берегу реки Хоби, в 3 км от нынешнего расположения города Хоби, на территории деревни Нохиджвари. Ранее он именовался Хопским. В архитектурный комплекс входит сам храм, звонница и стена, которой обнесен монастырь, а так же комплекс вспомогательных сооружений. Монастырь датируется XIII – XIV вв., по характеру постройки – «зального» типа, украшен фресками и резьбой. Некогда в Хобском монастыре хранились величайшие святыня Мегрелии: туника Богоматери, крест царя Давида им. св. Георгия, с которым он шел в бой, а также иконы и мощи святых.
Монастырь Хоби, Достопримечательности Самегрело
Достопримечательности Самегрело — Кафедральный собор Поти
Уникальный собор византийского стиля, не имеющий аналогов во всей Грузии.
В 1895 г. 17 июня Российский император позволил генерал-губернатору Имеретии созвать комиссию, уполномоченную строить собор в Поти. Руководство было поручено Нико Николадзе, который хотел построить собор в грузинском стиле, создав для этого соответствующий проект, который, однако не был утвержден центральным правительством. Вместо него, по проекту архитекторов Зеленко и Марфельда был разработан проект, представляющий собой уменьшенную копию собора св. Софии в Константинополе, на 2000 прихожан.
В 1906 году 14 августа, в день праздника Крестовоздвижения, в торжественной обстановке, епископ Гурия-Мингрельский Гиорги (Аладашвили) освятил фундамент будущего собора. 22 мая 1907 года на купол построенного собора был воздвигнут крест. Строительство продолжалось 8 месяцев. Расписывал собор художник императорской академии Думитрашко, иконы были закончены в 1908 году. В северной стороне фрески были выполнены в Византийском стиле, в южной – грузино-византийском, а в середине собора в русско-византийских православных традициях. Среди икон две посвящены святой Нино и св. Царю Давиду IV. В 1932 году коммунистическое правительство превратило церковь в театр.
В 2005 году ключ от собора были переданы президентом Грузии Михаилом Саакашвили патриарху всея Грузии Илье II. На сегодняшний день ведутся реконструктивные работы, по преданию собору первозданного вида в области Самегрело.
Кафедральный собор ПотиКафедральный собор Потисобор Поти, Достопримечательности Самегрело
Накалакеви — город-крепость
Накалакеви представляет собой древнейший и важнейший историко-архитектурный памятник Грузии. В разных источниках он известен по разному, как Цихе-Годжи и Археополис. Самые ранние из пока обнаруженных археологических слоев города относятся к VIII – VII вв. Найденные здесь небольшие статуэтки и двухголовые миниатюры животных датируются так же VIII веком до н.э. Большое значение для науки имеют находки античного периода: золотые, серебряные, бронзовые и стеклянные украшения, а так же различная керамика, как местная, так и привозная.
Благодаря своей архитектуре и месторасположению город считался практически неприступным для врага. Крепость была обнесена 3 стенами, существовала разветвленная система башенок и ворот, затрудняющая подступы к крепости. Были предусмотрены потайные ходы, путь к пещере с источником воды, и канал, по которому вода поступала в город.
По данным грузинских историков XI века Накалакеви был разорен при нашествии арабского завоевателя Мурвана-ибн-Мухаммеда «Жестокого» (Мурван Кру «Глухой (к мольбам о пощаде)»). С течением времени значение крепости убывало, однако к XVI – XVIII в. Накалакеви снова приобрел политический вес в стране, представляя собой резиденцию князей Дадиани.
Крепость НакалакевиНакалакеви, Достопримечательности СамегрелоНакалакевиНакалакеви
Достопримечательности Самегрело — Анаклиа
Анаклиа – приморский курорт и поселок, расположенный рядом с административной границей Абхазской автономной республики в Зугдидском муниципалитете (сторона Мегрелия – Верхняя Сванетия), на месте впадения реки Ингури в Черное море, на высоте 30 метров над морем. В 2012 г. курорту официально присвоено статус курортного города.
В городе находятся руины крепости 1703 года постройки. По легенде в этом месте похитили ребенка у матери (Анны) и увозили его на корабле, на глазах у причитавшей на берегу матери. Люди стали вопрошать, что случилось и ответом на их вопрос было «Анна ркиансо (кивисо)» — «по мегрелский -Анна рыдает». По легенде именно поэтому это место назвали «Анаркиа» (заплаканная), так как, к сожалению, с этого побережья часто увозили невольников турки к своим берегам. В последствии название трансформировалось в Анаклиа.
На сегодняшний день Анаклиа представляет собой один из самых быстро развивающихся курортов в мире. Отличает от других Анаклию наличие здесь магнитных песков и минимальность осадков. На сегодняшний день полностью готовы принимать гостей 5 пятизвездочных отелей.
Великолепное и незабываемое впечатление производит это озеро на любого, кто его увидит. Тобаварчхили (Серебрянное Озеро) расположено в деревне Мухури, на высоте 2650 метров над уровнем моря. Существует легенда, по которой если искупаться в водах озера или же опустить туда какой-либо предмет неминуемо пойдет дождь. Кроме того, по приданию, пуля выпущенная с одного берега никогда не достигнет противоположного, хоть размеры озера и не велики.
Озеро ТобаварчхилиОзеро Тобаварчхили, Достопримечательности СамегрелоОзеро ТобаварчхилиОзеро Тобаварчхили
Каньон и водопады реки Абаша
Каньон Гачедили расположен между селами Гачедили и Инчхури, где река Абаша пересекает холм и образует каньон длиной 2400 метров и глубиной 20-40 метров. В нескольких местах каньона имеются уступы, один из которых в средней части образует 12-ти метровый Мартвильский водопад. Имеется возможность заплывать на лодке далеко вглубь каньона.
На расстоянии 3,5 км от каньона Гачедили в селе Пирвели Балда находится пещера Мотена. До села можно доехать автотранспортом. Затем по тропинке длиной 0,5 км можно добраться до этой пещеры, которая находится на расположенном восточнее Табакельском хребте.
Пещера Мотена
Пещера Мотена расположенная на высоте 570 м от уровня моря выработана в эоценных слоях известняковых пород. Пещера горизонтальная и восходящая. Ее передняя часть обрушена и предстает, как открытое ущелье. Пещера Мотена состоит из двух больших залов соединенных узкой щелью. Длина первого зала 30 м., высота – 24-25 м. Общая длина пещеры 75 м. Из химических отложений встречаются сталактиты и сталагмиты, травертиновые каскады и т.н. занавеси (травертин – промежуточная форма камня между известняком и мрамором. Один из наиболее ярких примеров использования травертина – римский Колизей). Из механических образований пещеры встречаются глыбы и глиняные прослойки. Здесь протекает река, гнездятся летучие мыши, пауки, насекомые. Здесь же находится историческая постройка, которая в средние века использовалась, как крепость. Следует отметить, что осмотр пещеры не связан с какими-либо трудностями.
Водопад Тоба
После осмотра туристы возвращаются в село Пирвели Балда, затем продолжают путь автомобилем к находящемуся на окраине села каньону, который осматривают с перекинутого через него моста. После чего по тропинке направляются к водопаду Тоба, делают привал на расстоянии 5 км от него в местности Джвариши, где есть питьевая вода, возможность найти сухие ветви, дрова для костра и разбить палаточный лагерь.
Каньон и водопады реки АбашаКаньон и водопады реки АбашаКаньон и водопады реки Абаша
Пещера Арсена Окроджанашвили и водопад Тоба
Эта пещера находится на высоте 750 м. над уровнем моря, она выработана в верхних слоях известковых камней. Пещера, высота входа которой 25 м., а ширина – 11м., направлена на 100 м. в сторону юго-востока. В ней образуется меандр (древнее название извилистой реки) длиной 550 м., которая завершается сифонным озером площадью 150 кв.м. Высота свода пещеры колеблется от 8 до 30 метров. Основная магистраль содержит ответвления. Первое из них находится на расстоянии 100 м. от входа в пещеру, второе – на 40 метров выше первого, имеется также и третье ответвление. Общая длина пещеры – 1150 м. Из химических отложений встречаются сталактиты и сталагмиты, колонны. Из механических образований встречаются глыбы – материал местных разрушений.
Температура воздуха 14,4 градуса по Цельсию. В пещере находится подземный источник, дебет которого 0,276 куб. м. в секунду, а температура 10,2 градуса. Пещера труднодоступна. Передвигаться по ней возможно на резиновой лодке. Из пещеры вытекает каскадный водопад высотой 234 м.
Водопад Ониорэ
После осмотра пещеры и водопада, туристы направляются по тропинке к находящемуся на расстоянии 2-х километров к северо-западу – водопаду Ониорэ, вытекающему из пещеры Тоба II. Вход в пещеру возможен лишь при наличии альпинистского и спелеологического оснащения.
Пещера
Пещера Тоба II и водопад Ониорэ. Пещера находится на высоте 750 м. над уровнем моря, она выработана в верхних слоях известковых камней. Пещера, высота и ширина входа которой по 5 м. переходит в сводчатый зал, откуда прямолинейно отходит на северо-восток, на расстоянии 150-160 м. от входа заворачивает к востоку и завершается сифоном. Пещера состоит из трех ответвлений. В основном из них три зала. площадь самого большого – (15х15 м.). Общая длина пещеры 235 м. Из химических отложений сохранились свечеобразные сталагмиты, т.н. занавесы и микросталактиды, из механических – глыбы и глиняные прослойки. Температура воздуха здесь 12 градусов. Из пещеры вытекает мощный поток воды, который и образует на поверхности водопад Ониорэ (высота 80-85 м.)
В своей средней части пещерный поток образует озеро эллипсовидной формы (8,5х6 м.), а в верховье – сифонное озеро. Температура воды 10,2 градуса, дебет – 42 литра в минуту. Здесь гнездятся летучие мыши, пауки, насекомые. Пещера труднодоступна. Здесь же вблизи у подножья водопада находится уникальный перелесок вербы.
Находится на высоте 760 м. от уровня моря, берет начало у левого притока верхнего течения реки Абаша. Водопад вытекает из пещеры на известковой утес и тут же падает с 30 метровой высоты, создавая у подножья воронку диаметром 12 м. Справа от главного водопада находятся два небольших, а над ними – известковый утес высотой 200 м. Окрестности водопада покрыты густыми труднопроходимыми лесами. Здесь же находится Рачха с обильными источниками карстовых вод.
Пещера Джорцку. Замкнутая с одой стороны двухэтажная пещера начинается с большого входного зала, который переходит в коридор длиной 4-5 и высотой 3-5 м. На расстоянии 100 м. от входа находятся два ответвления. Основная магистраль меандровая, В конце она превращается в большой зал, на стене которого открывается второй этаж длиной 30 м. По всей длине пещеры имеются отложения, преимущественно сталактиты, реже встречаются сталагмиты. Пещера богата 3,5-4 метровыми прослойками пластической глины. Температура воздуха 16 градусов. Здесь протекает поток воды, дебет которой составляет 4-5 л./сек. У восточного ответвления к нему присоединяется второй поток, который пройдя 15 м. под землей выходит на поверхность в виде родника с левой стороны долины реки Джорцку в Самегрело. В пещере гнездятся летучие мыши и пауки. Пещера является стоянкой человека эпохи палеолита. Здесь найдены останки скелетов пещерного медведя, рыси, зубра и других животных.
exoticgeorgia.ru
Мегрелия (Самегрело) - Lets Georgia
История Мегрелии
Мегрелия (Самегрело) является одним из крупнейших по численности населения исторических регионов Грузии. Особенность этого края (как и соседней исторической области Сванетия) выражается в том, что население, кроме грузинского, в быту разговаривает на собственном языке, называемом мегрельским. В Грузии давно шли споры о том, являются ли мегрельские и сванские языки диалектами грузинского или это отдельные языки картвельской группы. Подавляющее большинство лингвистов считает, что это все-таки независимые бесписьменные языки, родственные друг другу и грузинскому.В древности тут находилось полулегендарное Колхидское царство, позже — византийская провинция со столицей в городе Археополис, с VIII века сюда распространилось Абхазское царство. В XV веке Мегрелия отделилась от Имеретинского царства и постепенно превратилась в независимое княжество. В 1803 году мегрельский князь Григорий Дадиани поссорился с имеретинским царем и обратился за помощью к России. 4 декабря 1803 года князь официально присягнул на верность империи — этот жест лишил Имеретию последней надежды на спасение. Сын Григория, Леван, правил княжеством с 1804 по 1846 год, в 1820 он помогал русской армии подавлять восстание в Имеретии. Его сын Давид (1813-1853) получил предложение отказаться от власти в пользу России, но все же не отказался. Именно он в 1849 году основал музей в своем дворце. Его сын Николай (1847-1903) стал последним князем мегрельским. В 1866 княжество ликвидировали, Николаю выплатили компенсацию в миллион рублей. Он умер в 1903 году и был похоронен в Чкондидском монастыре в Мартвили — на похороны последнего независимого княза собралась почти вся страна.
Достопримечательности Мегрелии
Современный административный центр Самегрело – г.Зугдиди с населением около 70 000 человек, второй крупный город — порт Поти. Туристический потенциал этого края не использован до конца, но ряд интересных объектов можно посетить проездом в Сванети или в рамках тематических и обзорных туров по Западной Грузии.Имеется около десятка крепостей и замков разной степени сохранности. Самое большое скопление крепостей наблюдается в Цаленджихском районе, интереcна Рухская крепость около Зугдиди. На берегу при впадении в море Ингури существует древняя крепость Анаклия, построенная не то греками, не то еще до греков. С виду крепость маленькая и невзрачная. Из хорошо сохранившихся интересна крепость Чаквинджи на реке Чанискцкали, хотя туда непросто попасть. Совсем рядом с Сенаки есть небольшая крепость Шхепи, где когда-то умер в заточении имеретинский царь Леван.Монастырей и храмов в области немного. Самый первый и главный для Самегрело — это монастырь Чкондиди в Мартвили. Слава его тянется еще с X века. Второй, знаменитый в прошлом своими реликвиями — это Успенский монастырь в Хоби. В Цаленджихе находится храм Христа Спасителя XII — XIV века с интересными фресками. В селе Цаиши зугдидского района имеется Успенский кафедральный собор построенный около XIII века. Он хорошо виден с зугдидской трассы. Кафедральный собор Влахернской Богоматери в Зугдиди построен в XIX веке, однако там хранится много реликвий и он широко известен в стране и за ее пределами. Чуть менее известен маленький Успенский храм в селе Корцхели севернее Зугдиди — там красивые виды на всю Мегрелию до самого моря.
Что посмотреть в Мегрелии
Нокалакеви-Археополис
В этом краю не мало достопримечательностей и одним из главных — это, конечно же, Нокалакеви-Археополис в районе Сенаки. Это столица византийской Эгриси, а может быть, даже столица Колхидского царства. Сохранились и стены и многие другие постройки. За пределами Грузии почему-то мало кто знает про это историческое место.
Нокалакеви-Археополис
Дворец Дадиани в Зугдиди
Музей в здании дворца был открыт в 1850 году по инициативе одного из владельцев, князя Давида Дадиани. Экспозиция насчитывает 50 000 предметов, связанных как с частной, так и с государственной деятельностью княжеской фамилии. Много внимания уделено связям с наполеоновской Францией – двоюродный правнук императора был женат на одной из княжон. Жили они в Зугдиди, сюда перекочевала и часть наследства Наполеона, в том числе, одна из трех его посмертных масок. В музее хранится также одна из величайших реликвий христианства – риза Пресвятой Богородицы. По преданию, переходя от девы к деве, она попала в Грузию в середине XV века. Увидеть реликвию можно только раз в году 15 июля, в День положения риз Богородицы. Посетить территорию дворцового комплекса стоит даже в музейный выходной, поскольку сами постройки и окружающий их Ботанический сад представляют самостоятельную архитектурную ценность.
Дворец Дадиани в Зугдиди
Мартвильский каньон
Мартвильский каньон, или «гачедили» (зажатый) – теснина реки Абаша длиной около двух с половиной километров. Глубина каньона колеблется от 20 до 40 метров, высота водопадов – до 12 м. По каньону можно путешествовать на лодке или вплавь, в зависимости от целей и времени. Это любимое место отдыха и экскурсий как для жителей Грузии, так и для многочисленных туристов.
Мартвильский каньон
Салхино
Салхино – летняя резиденция князей Дадиани, ныне – резиденция Патриарха Грузии. Сам особняк закрыт для посещения. Но территория со средневековым храмом Богородицы, парк, зверинец, канатный колодец к реке и 150-летний винный погреб окупают это обстоятельство с лихвой.
Салхино
letsgeorgia.ge
Мегрелия - небольшой регион с богатой историей и сильными традициями
Source: shutterstock.com
Известный грузинский писатель и общественный деятель Илья Чавчавадзе однажды сказал: «Я приехал в Мегрелию и увидел Грузию»,
Давайте обсудим, что делает Мегрелию таким уникальным.
Мегрелия, также известная как Одиши, является историческим регионом в Западной Грузии. Мегрелия была одним из первых царств, образованных в горных районах Южного Кавказа. В древние времена она составляла большую часть царства Колхида и его преемника — Эгриси.
Климат, который сильно зависит от Черного моря, в основном, субтропический. Уникальный климат этого района создает редкую среду для флоры и фауны, которая не встречается в других местах Грузии. Здесь вы найдете множество экзотических фруктов, и я настоятельно рекомендую попробовать местные мандарины и киви.
Регион Мегрелия имеет богатую культуру и многовековые традиции, у него даже есть свой диалект – мегрельский. Мегрелы, подгруппа грузин, называют Мегрелию домом своих предков, и являются одной из крупнейших грузинских подгрупп, составляющей около 23% населения. Регион славится чайными плантациями, перцем, вином с уникальным вкусом и кухней, которая намного острее блюд из других частей Грузии. Я настоятельно рекомендую не уезжать из Мегрелии, не попробовав традиционной мегрельские блюда — гоми (кукурузная мука) и харчо (мясо в сливочном соусе из грецких орехов). Если вам повезет, вы можете даже попробовать эти блюда бесплатно в домах местных жителей. Мегрелы любят гостей, и они очень гостеприимны, у них даже есть пословица: «Гость — посланник от Бога».
Мегрелия также поражает посетителей своей естественной красотой и уникальным местным фольклором, особенно традиционными песнями. Я предлагаю вам послушать песню под названием «Дидоу Нана» в исполнении турецкого певца Казима Койунчу, чтобы получить представление о музыке этого невероятного региона.
Достопримечательности:
Лучшей причиной для посещения Зугдиди, столицы Мегрелии, является поездка в Музей дворца Дадиани. Сам дворец принадлежал бывшим князьям Мегрелии.
В Музее дворца Дадиани выставлена коллекция семьи Дадиани – сорок одна тысяча экспонатов, включая картины, текстиль и оружие. Один из самых интересных предметов в коллекции — посмертна маска Наполеона Бонапарта! Маска прибыла в Грузию с племянником Наполеона, когда он женился на представительнице рода Дадиани. Между прочим, там также пекут вкусный торт под названием «Наполеон», который очень любят в Мегрелии.
Замки, храм и декоративный сад, принадлежавший княгине Екатерине Чавчавадзе и ее сыну Нико Дадиани, включены в стены музейного комплекса. В садах много редких видов деревьев, кустов и растений из разных уголков мира, и на самом деле это невероятное зрелище. Красивый каменный балкон и огромный бальный зал хранят в себе дух семьи Дадиани. Когда вы входите в бальный зал, вы чувствуете себя гостем на царском балу.
Зугдиди находится в 335 км от Тбилиси. Поезд из Тбилиси в Зугдиди ходит ежедневно.
Расписания доступны на официальном сайте Грузинской железной дороги. Микроавтобусы также выходят из Тбилисского автобусного вокзала каждые 2-3 часа и доезжают до Зугдиди приблизительно за 6 часов.
Source: shutterstock.comНокалакеви, что переводится как «место, где был город», окружен прекрасной сельской местностью и является объектом археологических исследований. В 15 км от города Сенаки, по дороге в Мартвили есть крепость. Если вас интересуют археология и история, то вам стоит ее посетить. Во время археологических раскопок в Нокалакеви были обнаружены следы многовековых цивилизаций. Самые древние слои относятся к 8-7 векам до нашей эры.
Source: shutterstock.com
В средние века Мартвильский монастырь был эпицентром культуры и образования для всей Западной Грузии. Видные философы и педагоги, игравшие важную роль в развитии грузинской культуры, работали в Мартвильском монастыре. Среди них был Георгий Чкондидели, учитель и наставник царя Давида Агмашенебели (1073-1125). После советизации Грузии Мартвильский монастырь перестал функционировать. В 1998 году католикос-патриарх всея Грузии Илия II вновь открыл Мартвили, а в 2007 году он снова стал действующим монастырем. На протяжении многих веков монастырь поражает всех своей удивительной архитектурой и окружающей зеленью.