Характеристика древнего египта. Краткая характеристика культуры Древнего Египта (стр. 1 из 9)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Египет: социальная структура и ее особенности. Характеристика древнего египта


Культура Древнего Египта.(общая характеристика) | История

культура Египта.

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

Культура Древнего Египта создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

В Культуре Древнего Египта есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).

общая характеристика культуры Египта.

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

vladhistory.com

Краткая характеристика культуры Древнего Египта

Содержание:

Введение

1. Религия в Древнем Египте.

а) Представление о сотворении мира.

б) Пантеон богов.

в) Души египтянина.

г) Заупокойный культ. Книга мертвых.

2. Черты правовой системы.

3. Архитектура.

а) Храмовые сооружения.

б) Пирамиды.

4. Изобразительное искусство.

5. Язык. Письменность. Литература.

Введение

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами) заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства. Разветвленная система пережила вторжения гиксосов и возродилась обновленной мощью.

Древний Египет — первая древневосточная цивилизация, ставшая после веков забвения известной европейцам. Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный контраст между пустыней, лишенной жизни, и цветущим оазисом, которым страна обязаны Нилу, может многое объяснить в миро представлении древнего египтянина. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собирали два урожая в год. Однако такой достаток локализовался лишь на территории по течению Нила, составляющей 3,5% территории всего Египта, остальная же территория представляет собой бесплодную пустыню. В долине Нила и сейчас проживает 99,5% населения. Примерно такое же соотношение было и в эпоху фараонов — недаром египтяне называли свою страну "даром Нила". Природные условия способствовали изоляции страны, что в свою очередь обусловило особенности картины мира древнего египтянина, в частности, характерный для него феномен этноцентризма (в древнеегипетском языке слово "люди" означает только "египтяне").

1.Религия в Древнем Египте

Представление о сотворении мира.

Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космологическую версию, обьявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов-созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех концепцией является только идея об изначалином Хаосе.

Локальные божества-покровители городов или номов-считались творцами мира только в пределах своих культовых центров: каждый из таких богов обычно отожествлялся с каким-либо богом, почитаемым во всой стране.

Глиопольская космогония.

Политическим центром государства Гелиополь никогда не был, однако с эпохи Старого царства и вплоть доконца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Гелиопольская система, сложившаясь в 5 династию, была наиболее распространенной.

Вначале был Хаос, который назывался Нун,--бескрайняя холодная водная пустыня, объятая тьмой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался неподвижным.

Но однажды из Океана появился бог Атум—первый бог во вселенной.

Мир по-прежнему был скован холодом и погружён в беспроглядную тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твёрдое место — какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кро­ме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен — Изначальный Холм.

Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.

Обретяпод ногами землю. Атумсталразмышлять,что же ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других бопж Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра?-ведь только ветер сможет привести в движение этот мёртвый Океан... Но если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушеносиламитьмы и вновь превратится в Хаос. Бессмысленно было творить что-либо, будь то горы, растения, птицы, животные или люди, дотех пор, пока в мире нет стабильности, и никто не стоит на страже законов мироздания. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо могущественную богиню, которая будет охранять и поддерживать миропорядок. Тогда мир станет стабильным и будет защищён отныне и навсегда.

Приняв поле долгих раздумий это решение, Атум, приступил к сотворению мира. Он создал Шу, бога ветра и Тефнут, богиню мирового порядка.

Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма, и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. На поиски Шу и Тефнут Атум послал своё Око. Пока оно бродило по водой пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным».

По одному из толкований этого эпизода, Атум отправил на поиски детей правой Око—Солнце, и пока оно отсутствовало, создал левое—Луну.

Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.

Старое Око разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию — быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропоряд­ка.

С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солнечное Око в виде кобры называется урей.

Взирая на мир с божественной короны, у ре и испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.

В некоторых варианах гелиопольского космогоничсского мифа упоминается изначальная божественная птица Бену никем не сотворённая, как и Атум. В начале мироздания Бену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).

На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм города Гелиополя — храм Ра-Атума. Сим­волами сотворённого Атумом Первозданного Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые медью или золотом, сделались обителями Солнца и солнечного бога Ра в земных святилищах.

Шу женился на своей сестре Тефнут. Они родили вторую пару богов: бога земли Геба и богиню неба Нут. Нут родила Осириса, Хора, Сета, Исиду и Нефтиду.

Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида и Сет составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

Мемфисская космогония.

По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил первый фараон Менес, объединивший Северный и Южный Египет. Мемфис был столицей всю эпоху Старого царства—до распада централизованного государства при 6 династии.

В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть—тело и стал богом.

Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и богов. Сперва он воздал их Ка и знак жизни «анх» . Этот иероглиф, означающий «жизнь», был чрезвычайно популярен; даже в христианскую эпоху он фигурировал наряду с христианским крестом. Сам по себе иероглиф изображает завязку для сандалии, но он является «звуковым»--передающим не понятие, а сочетание трёх согласных «анх». Затем он создал творческую силу будущих небожителей, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Птах решил, что он создаст всё сущее из своей собственной плоти—из земли.

Творение свершилось так: в сердце великого бога возникла Мысль об Атуме, а на языке—Слово «Атум»; бог произнёс это имя—и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения,--но действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, воплощая её. По воле Птаха Атум создал Великую девятку; Птах же дал всем богам могущество и наделил их божественной мудростью. На том месте, где он творил мир, впоследствии возник священный город Мемфис.

После того как мир был сотворён, Птах создал волшебные слова-заклинания и установил справедливость на земле.

Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил там их каменные изваяния, учредил священные празднества и назначил обряды жертвоприношений. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев своё творение Птах остался доволен.

Плоть и творческая сила этого величайшего бога пребывают во всём живом и неживом, что есть на земле. Египтяне почитают его как покровителя искусств, ремесел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена—грозная богиня-львица Сохмет и их сын—бог растительности Нефертум составляют мемфисскую триаду.

Гермопольская космогония.

Гормополь, столица пятнадцатого верхнеегипетского (заячьего)нома, важным политическим центром не был. В эпоху старого царства назывался Унут—по имени богини-покровительницы нома, изображавшей в облике зайчихи.

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрешения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.

В некоторых источниках к «отрицательным» изначальным силам Хаоса причеслябт три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенемуит(Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут(Пустота, Ничто), Герех и Герехт( Отсутствие, Ночь).

mirznanii.com

Общая характеристика жизни Древнего Египта

Часть І. Древний Египет

Древний Китай

Древняя Индия

Древняя Месопотамия, Передняя Азия

Древний Египет

Тема: Культура ранних цивилизаций Востока

Лекция 3 — 4

 

Древнегреческий историк Геродот – посетил Древний Египет и описал его так: Древний Египет – это

— страна чудес,

— колыбель мудрости,

— родина самих древних богов,

— дар Нила.

С древнегреческого «Египет» значит «загадка, тайна»; на языке Древнего Египта страна называлась «Кемет», что значит «черная земля».

Цивилизация Древнего Египта оставляет впечатление вечности и редкой целостности.

Древний Египет — это страна, где зародились многие виды и формы искусства, которые потом развивались в разных странах и во все времена.

Древний Египет – это узкая полоса земли вдоль течения Нила, это первое в истории человечество государство.

Иероглифы на всех памятниках Древнего Египта – это оставленные нам таинственные знаки вечности. На Древнем Египте до сих пор лежит мистический покров загадочности, непонятой символичности. Тайны древних камней не разгаданы до сих пор.

Первое исследования Древнего Египта предприняла экспедиция Наполеона.

Египтяне – это не коренное население Африки, это разные смешения древних первобытных племен Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Древний Египет создается на базе доисторических культур Бадари, Меримде и Нагады , около 3000 лет до н.э. Сначала были созданы Верхнеегипетская и Нижнеегипетская державы, потом они объединяются и создают столицу г. Мемфис при фараонах Нармере и Аха. От этого древнейшего времени Древнего Египта до нас дошла стела фараона Нармера.

Нил для египтян — священная река. Один из древнеегипетских гимнов гласит: «О, Нил, ты всей стране откровение и оживление Египту!» Зависимость жизни древних египтян от ежегодных разливов Нила была абсолютной, так как без этого они были обречены на голодную смерть. Ночь переполнения вод Нила и его разлив — праздник Древнего Египта, эту ночь называли «ночь капли». Если этой «капли» не было — наступал голод.

 

Семь чудес света в Древнем Египте:

1. Большая пирамида Хеопса

2. Гробницы в Долине царей (всего 62)

3. Храм царицы — фараона Хатшепсут

4. Большой сфинкс

5. Храмовый комплекс в Карнаке

6. Храм Рамзеса Великого в Абу-Симбел

7. Гора Синай

 

География Древнего Египта: узкая длинная полоска земли вдоль Нила, плодородная долина Нила, длина – 1000 км, ширина – 10-20 км. Это земля между Сахарой и Красным морем, это каменистая пустыня, которая благодаря илу превращалась каждый сезон после разлива Нила в цветущую долину. Географически страна была очень замкнута от всего остального мира, поэтому Египет тысячелетиями развивался по своим законам, сохраняя свои традиции тысячелетиями.

 

Природа Древнего Египта: яркое чистое безоблачное небо, песчаная земля, вечно сияющее солнце, как золотой дракон, широкая река Нил, плоские горы, пальмовые рощи, заросли папируса, цветы лотоса. Все это и составило основные природные мотивы в искусстве Древнего Египта.

 

Жизнь древних египтян характеризовалась следующими общими чертами:

— строгое разделение на касты: воины – земледельцы – жрецы

— древнеегипетское искусство → стремление к выражению абсолютного покоя (сравни: древнегреческое искусство → это стремление выразить душевный порыв)

— культ смерти и заупокойный культ: во время пиров носили гроб с изображением мертвеца, пирамиды – это огромные гробницы над прахом, человека с рождения готовили к переходу в Царство Мертвых, гробницы фараона начинали строить уже сразу после его рождения

— в искусстве благодаря этому заупокойному культу и пренебрежению суетой жизни идеально проявилось небывалое воплощение созерцательного покоя: величавая недвижимость статуй, строгость архитектурных мыслей, абсолютная статичность, любое движение выражено неловко или условно

— зависимость жизни людей от разливов Нила — плодородный ил укрывал берега Нила после его разливов и позволял садить различные злаковые и другие культуры; ила хватало лишь на 1 год.

(творческое задание: по желанию прочитать роман Т. Манна «Иосиф и его братья» и написать свое понимание концепции избранничества Иосифа и любого человека- NB)

— ради урожаев – вынуждены развивать систему орошения

— ради орошения – вынуждены развивать строительство и точные науки

— ради необходимости централизованного государственного управления большой территорией со стороны одного фараона в столице страны вынужденно развивается иероглифическая письменность, чтобы письменным образом передавать государственные указы и политические решения, в качестве писчего материала используется папирус

— неограниченная власть фараона, с греч. «фарао» (по-египетски это звучало как «пер-о») значит «большой дом». Фараон носил титул «Сын солнца»; жизнь фараона, жрецов и знатных вельмож в Древнем Египте представляла собой сложные церемониалы

— религия включала в себя множество богов (см. ниже египетский пантеон)

— важнейшую роль в жизни египтян представлял заупокойный культ (см. ниже)

— первый фараон династии Менес (III тыс. до н.э.) основал город Мемфис = главный центр страны в период ее Древнего царства

— Древний Египет — это была рабовладельческая цивилизация

— господство мифов, которые были синкретичны (синтез и целостность разнородных понятий в первобытном мышлении человека, единство материи и духа) — это было переплетение религиозных, этнических, эстетических, юридических, политических представлений

— «Тексты пирамид» — это надписи на стенах внутри пирамид в Древнем царстве, в период V и VI династий, которые помогали фараон после смерти найти дорогу к богам и слиться с ними

— в Среднем Царстве тексты пирамид были заменены на «Тексты саркофагов» — они писались на внутренней стороне всех крышек саркофагов, расположенных уже не в пирамидах, а под землей, в гробницах

— в новом царстве «Книга мертвых» обобщила все религиозные тексты двух предыдущих периодов, разработала категории этики на основе свободы выбора человека

Древнее царство (примерно ІІІ тысячелетие до н.э.) было временем создания письменности, религии и большинства законов управления жизнью в Древнем Египте, временем открытия главных принципов художественного древнеегипетского творчества. Это был «золотой век» Древнего Египта.

Вера в достойное продолжение земного пути за чертой смерти порождала заупокойный культ.

Художественные произведения считались не просто украшением жизни, а жизненным началом, поэтому произведения искусства воспринимались как носители вечной жизни.

Мемфис — столица Древнего царства, стал первым художественным центром в Древнем Египте.

 

Изобретения науки и техники в Древнем Египте:

— развитие астрономии: около 4320 года до н.э. в Египте был принят календарь в 365 дней, начинавшийся в день восхода наиболее яркой звезды Сириус. 30 суток равнялись 1-му месяцу, последние 5 дней года посвящались Осирису, Исиде, Гору, Сету. Календарь помогал подготовиться к разливу воды в Ниле, из этого же вырос религиозный культ Нила. Этим календарем мы пользуемся и доныне; в 461 г. Гай Юлий Цезарь добавил 366 день в високосный год, в 1582 г. папа Григорий III открыл, что 366-й день появляется в тех датах, цифры года которых делятся на 4, так появился «Грегорианский календарь»)

— развитие землемерия

— развитие медицины: врачи — это были маги и жрецы богини Сохмет, во главе всех целителей был бог Тот, богиня Тауэрт (в виде гиппопотама) была покровительница рожениц, богиня Нейт – покровительницей врачей, при храмах создавались «дома жизни», в которых обучали жрецов-врачей; найдено 10 медицинских папирусов; первый известный придворный врач – Имхотеп (он же – архитектор Джосера)

— развитие математики ( десятичная система ), развитие геометрии, Архимед изучал математику в Египте, мера длины – «локоть», он состоял из из 7 «ладоней», а «ладонь» — из 4 пальцев, появились теории треугольника, степень и корень квадратный, было открыто число Пи – 3,14

— изобретение шадуфа – по принципу колодезного журавля.

Начиная с Нового царства, были сделаны следующие открытия в науке и технике:

— Папирус Эдвина – учебник анатомии и хирургии

— Древнейшие солнечные часы

— Первые клепсидры (водяные часы)

— Изделия из стекла

— Совершенная техника бальзамирования мумий

— День и ночь делили на 12 частей – разных зимой и летом

— Астрономия отражалась в египетской мифологии

— На внутренней стороне крышки саркофага – изображались карты звездного неба, чтобы помочь с ориентироваться душе умершего. Небесные тела – воплощение божества Нут = богиня неба, звезды = ее дети.

 

Древнеегипетская письменность:

— Ее создатель – бог мудрости Тот (он же — бог Луны, сын Ра), сам Тот изображался как человек с головой ибиса (это птица, типа цапли). Тот считался и богом времени, который разделил время на дни и месяцы, и вел летоисчисление; и богом мудрости, который создал письменность и счет, и научил этому людей, и автором священных книг, и покровителем ученых, писцов, библиотек

— Иероглифическая письменность, иероглифы — это один знак или рисунок, обозначающий целое слово или понятие

— Писчий материал — папирус – это тропическое водное растение (≈ тростник), из стеблей папируса выделяли сердцевину, затем разделяли ее на полосы, затем их вымачивали, после это отбивали и превращали в лист, потом его скручивали, и он не мялся, потом листы соединялись в свитки до 40 м.

— Писали справа налево.

Расшифровал смысл египетской письменности в 1822 французский египтолог Жан Франсуа Шампольон. Ему помогла в этом надпись 196 г. до н.э. на Розетском камне (найденном в дельте Нила), сделанная египетским царем Птолемеем V на 3-х языках: греческом, древнеегипетском иероглифическом письме и демотическом письме древних египтян.

Иероглифическое письмо — иератическое письмо — демотическое письмо.

Иероглифическое письмо: Основа египетской письменности: иероглифы (это слово означает: «священный» + «вырезанное»). Один рисунок обозначал одно слово или понятие. Иероглифическое письмо всегда сочеталось с росписью и рельефом. Писали справа налево тростниковой палочкой, красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение ”красная строка”).

Иератическое письмо: позднее употреблялась более удобная скорописная форма иероглифического письма, так называемое иератическое. Название походит с греческого «священный». Ввел это название также Климент Александрийский. Это священное письмо жрецов развилось приблизительно в III тысячелетии до н.э. Возникновение иератического письма связывают с применением папируса как материала для письма. Сначала переписчики копировали формы иероглифов, высеченных на камнях, а со временем стали сокращать и совершенствовать некоторые знаки. Так и выработалась иератическое письмо, которое, хотя и походит от первобытного египетского, по качеству, однако, он было уже новым. Название этого вида письма «священным» является условным, так как сфера его воздействия была намного шире и охватывала все стороны общественной жизни. С изобретением папируса изменяется не только внешняя форма иероглифов, но и их содержание. Постепенно значение иероглифов как идеографического письма – обозначение понятий, вещей в некоторых случаях заменяется хотя и примитивным, но фонетическим письмом. Для этого египтяне составили алфавит, но в нем совсем не было гласных. Написать слово, напоминающее какую-то вещь, было просто, но когда оно не ассоциировалось с вещью, дело усложнялось. Тогда, плюс к сотне известных иероглифов, означавших слова, египтяне придумали еще 24 настоящих буквы. В египетском языке было очень много коротких слов, например «пуи» — одеяло, «ро» — рот, согласно новым правилам, рисунок рта также обозначал букву «р».

Демоти́ческое письмо — одна из форм письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях. Название этого вида письма позаимствовано у Геродота (греческого историка), который назвал его народным письмом. Оно постепенно вытеснило иератическое письмо. Демотическое письмо употреблялось около 1200 лет. На протяжении этого времени оно изменялось и развивалось. Оно представляет собой упрощённый скорописный тип письма. Знаки писали горизонтально справа налево. Основные отличия демотики от иератики: сокращение общего числа знаков, увеличение количества слов, написанных алфавитными знаками, первые попытки передачи гласных звуков знаками, обозначающими согласные. Трудность прочтения демотических текстов состоит в том, что один знак с одной стороны имеет несколько значений, а с другой — несколько вариантов написания, сильно отличающихся друг от друга.

 

refac.ru

2.1. Общая характеристика культуры Древнего Египта

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

2.1. Общая характеристика культуры Древнего Египта

  Цивилизация Древнего Египта является одной из самых древних на планете. Ее историю принято разделять на несколько периодов: Раннее (Древнее) царство (ок. 3000 - 2180 гг. до н. э.), Среднее царство (ок. 2050 - 1700 гг. до н. э.), Новое царство (ок. 1550 - 1070 гг. до н. э.) и Позднее царство (XI в. до н.э. - 332 г. до н.э.). Периоды расцвета и могущества сменялись периодами упадка и раздробленности, сменялись династии. В эпоху Позднего царства Египет находился в кризисе и утратил независимость, покорившись Александру Македонскому в 332 г. до н.э., а в 30 г. до н.э. стал римской провинцией.  Вся цивилизация древних египтян была сосредоточена в долине реки Нил. Вокруг располагалась бесплодная пустыня. И хотя когда-то Сахара представляла собой смесь пустынь, степей и зеленых оазисов, ко времени возникновения государства в Древнем Египте она превратилась в пустыню. Разливы Нила позволяли египтянам собирать по два урожая в год. Даже сами они называли свою страну «Кемет», что означало «черная земля». Таким образом, они как бы противопоставляли цвет плодородной долины Нила цвету пустыни. Слово же «Египет» имеет древнегреческое происхождение и обозначает «загадка», «тайна». Ирригационные системы для орошения полей стали гордостью древних египтян.  Во главе этого рабовладельческого государства стоял фараон. Власть его была неограниченной, а сам он считался воплощением бога. В связи с этим фараоны на протяжении жизни воплощали «сверхзадачу» по постройке своих усыпальниц - пирамид, некоторые из которых (как пирамида Хеопса) имели огромные размеры. От благополучия фараона в загробной жизни зависело благополучие нации. Сейчас уже доказано, что пирамиды строили не рабы, а свободные люди. При этом до сих пор зрителя поражают грандиозность этих построек и то, какими примитивными приспособлениями они были воздвигнуты.  В целом культуру Древнего Египта называют «погребальной». Египтяне придавали очень большое значение загробной жизни. Фактически, земная жизнь рассматривалась ими как подготовка к загробной жизни. Именно поэтому в Древнем Египте получило распространение бальзамирование умерших.  Древние египтяне наблюдали за звездами и планетами, составили календарь, изобрели песочные, солнечные и водяные часы. Они прославились строительством каналов и водохранилищ, создали плуг, лопату, мотыгу.  Значительных успехов египтяне достигли в обработке дерева, камня, металла, глины, папируса, выделке тканей и кожи, создали прекрасные ювелирные украшения.  Мумификация способствовала развитию медицины - египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. Медицинские справочники содержат отдельные разделы по хирургии, глазным и зубным болезням.  Письменность египтян была иероглифической и первоначально возникла из рисунка. И хотя еще в эпоху Древнего царства появился алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков, но избавиться от иероглифики и перейти только на алфавитное письмо египтяне не смогли. Это было связано, в частности, с тем, что письменность находилась в руках жрецов, и любые перемены канона встречались враждебно. Расшифровал египетские иероглифы французский ученый Ж.Ф. Шампольон.

textb.net

Цивилизация Древнего Египта | Туристический портал

Древним Египтом назывался регион, располагающийся на северо-востоке Африки. Его развитие и процветание было тесно связано с ежегодными сезонными разливами Нила, во время которых почва удобрялась плодородным илом. Египтяне придумали и организовали ирригационную систему земледелия, позволившую выращивать зерновые культуры в огромном количестве.

Незыблемая власть фараона, и концентрация власти у рабовладельческой верхушки общества, способствовало появлению регулярной армии, развитию горнодобывающего дела, строительству величественных пирамид, более уточенных храмов, роскошных дворцов и прекрасных обелисков.

И сегодня, спустя много лет эти сооружения не смогут оставить никого равнодушными.

Неудивительно, что толпы туристов приезжают в Египет, чтобы хоть одним глазков увидеть пирамиды, над которыми не властны ни пески пустыни, ни жаркое солнце, ни даже время.

Египетские мастера первыми придумали стекло, писатели освоили новые формы в литературе, художники расписывали стены красками, которые восхищают своей яркостью. В Египте зародился и театр, актерами в котором были жрецы, и даже сами фараоны.

Наука не отставала от искусства – в Египте была создана оригинальная система письма, активно развивались математика, медицина, астрономия. Египтянами также был составлен первый календарь.

Географическое положение Древнего Египта.

Древнеегипетская цивилизация зародилась в дельте реки Нил. Считается, что в доисторический период здесь находился морской залив, который в результате опустынивания Северной Африки, постепенно превратился в огромное болото, представляющее собой непроходимые заросли тростника, А вдоль северной границы Египта тянулась цепочка солёных озёр, которые сохранились и сегодня.

Это область дельты Нила получила название Нижнего Египта, а долина, расположенная выше по течению реки — Верхнего Египта.

Нижний и Верхний Египет, а также область Файюмского оазиса и составили Древнеегипетскую цивилизацию, которая с севера омывалась Египетским морем (сейчас носящего название Средиземного), а на востоке - Озером Иару (сейчас это Красное море).

Сегодня Египет соответствует расположению Арабской Республике Египет.

Рельеф и почвы Древнего Египта.

Древний Египет располагался на равнине, на которой жили и работали египтяне. В то время как скалы, возвышенности и пустыни чаще всего использовались для строительства погребальных комплексов и оборонительных сооружений.

Секретом такого плодородия зерновых культур были почвы Египта, представляющие собой наносы рек, которые образовывали гумус, содержащий калий. Ещё одним плюсом была легкость обработки такой почвы.

В Египте наблюдалось огромное разнообразие флоры и фауны. В нильской долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, гранаты, смоковница, а в Дельте – виноград и многочисленные фруктовые деревья. Однако единственным деревом пригодным для строительства была пальма, что сильно повлияло на архитектуру.

Сами же египтяне выращивали ячмень, пшеницу, лен, кунжут, собирали лотос и папирус.

Воды Нила были богаты рыбой, а его заросли – дичью. В нильских зарослях можно было увидеть львов, гепардов, пантер, бегемотов, крокодилов и носорогов. Сегодня из-за изменения климата и частой охоты многие из этих животных больше не встречаются в Египте.

Египтяне выращивали быков, коров, овец, коз, свиней, мулов и лошадей. Разводили уток, гусей, кур. Пчеловодство также было очень популярным в Египте.

Недра Египта не изобилуют полезными ископаемыми. В основном добывались гранит, базальт, диарит, алебастр, известняк и песчаник. Отсутствие металлов способствовало экспансии египтян: так Синайский полуостров привлекал медными рудниками, а Аравийское нагорье – залежами золота и серебра.

Климат Египта.

В доледниковый период египетский климат был более мягкий, с большим количеством осадков, поэтому саванны в то время занимали значительную часть территории Египта.

Затем климат Египта стал более сухим и жарким. Саванны постепенно начали исчезать и постепенно превратились в пустыню. А долина Нила стала гигантским оазисом в этой пустыни.

История Древнего Египта.

Древнеегипетская история захватывает период почти 40 веков, который был разделен историками на периоды: додинастический, династический, эллинический и римский периоды.

Додинастический период

Это период, предшествующий объединению Верхнего и Нижнего Египта под властью I династии. Так Верхнеегипетское государство жило за счёт животноводства и, часто совершаемых набегов на соседей за добычей и пленными. Тогда как жители Нижнего Египта занимались земледелием. Они даже придумали централизованный контроль за оросительно-осушительной сетью.

Династический период.

Этот период истории Египта длился почти 27-и веков. На него приходится правление всех египетских фараонов, начинается с воцарения I-ой династии и заканчивая покорением страны Александром Македонским. Для удобства этот период был разделен историками на раннее, среднее и новое царства.

Раннее царство.

В 3000 году до н.э. Верхний и Нижний Египет объединились. Это произошло благодаря присоединению к верхнеегипетскому царству территории Нижнего Египта, население которого ещё долгие годы боролось за свою независимость.

Последнее из известных истории восстаний произошло на рубеже XXVII —XXVI веков до н. э. Это восстание перешло в настоящую гражданскую войну. Чтобы покончить с этими волнениями фараону II династии Хасехемуи пришлось жестоко расправиться с восставшими, казнив при этом около 50 000 жителей низовья.

В начале XXVI века, после воцарения в Египте фараона Джосера (основателя III-ей династии), была построена первая шетиступенчатая пирамида в некрополе, что послужило толчком к началу «эпохи строительства пирамид».

Этот период характеризуется безграничной властью фараонов. Пирамиды начинали строить сразу после восхождения на престол, но достраивать их успевали не все фараоны.

Постепенно из-за упадка земледелия и все большего распространения ремесла, стали появляться новые города, а вместе с ними пришёл период смуты и борьбы за власть. Лишь фараоны XI династии вновь объединили Египет, перенеся столицу в город Фивы

Среднее царство.

Но, несмотря на объединение Египта, лишь фараон Аменемхет III, правивший в XIX—XVIII вв. до н. э. смог окончательно упрочить центральную власть.

Кроме этого, в этот период проводились крупные ирригационные работы, позволившие увеличить урожай, что повлекло увеличение товарооборота с соседними государствами. Также велись военные компании, благодаря, которым были возвращены территории, утраченные еще в период Старого царства. Наиболее знаменит поход на юг Сенусерта III.

В это время Египет завоевывает новые территории, например оазисы Бахария, Дахла и Харга. Все больше осваиваются районы в Аравийской пустыне, в которых появляются города, расположенные на побережье Красного моря.

Все вышеперечисленное привело к расцвету Египетской цивилизации, что позволило Египту строить прекрасные храмы, от роскоши, убранства которых просто захватывает дух. Чего только стоят храмы Амона в Карнаке и Луксоре.

Однако в XVIII в.до н. э. в обществе все больше обостряется неравенство, которое вызывает восстание бедноты и, как следствие, - новый распад страны.

Воспользовавшись, ослабленным положением Египта из-за восстания, азиатские племена

гиксосов завоёвывают Нижний Египет, который они контролировали более чем 100 лет. За этот период сменили друг друга две гиксосские династии— XV и XVI, правящие Нижним Египтом.

Параллельно с ними Верхним Египтом правила— XVII династия, фараоны, которой начали освободительную войну против гиксосов. Эта война завершилась только в середине XVI в. до н. э.

Новое царство.

Период Новое царство, запомнился увеличением границы Египта, которая достигла небывалого размаха. В этот период граница на юге, отодвинулась до современного Судана, расширились владения на Синае и верховье Арабского залива (территория современного Израиля).

Однако самыми большими территориями, присоединенными к Египту, были земли, расположенные у средиземноморского побережья Передней Азии (современная Палестина), часть Иордании, Ливана и часть Сирии.

Поздний период

Этот период характеризуется войнами с персами. Так в 528 году до н.э. Древний Египет, будучи завоёванным персидским царём Камбисом, стал одной из персидских провинций.

Эллинистический период.

В 332 году до н.э. Египет завоевывает Александр Македонский, после смерти которого страна достается полководцу Птолемею.

В период правления этой династии, Египет переживает очередной подъем. Территории Египта вновь были увеличены присоединением Киренаики (современной Ливии) и оазиса Сивы. В процессе частых войн к Египту периодически присоединялись земли в Палестине и Кипра. А египетский флот долгое время господствовал в Средиземном море.

Последней из династии Птолемеев, была царица Клеопатра, во время правления которой Египет начал войну с древним Римом. После поражения египетского флота и самоубийства царицы Клеопатры - Египет превратился в одну из римских провинций.

На протяжении многих веков Египет притягивает своей загадочностью тысячи и тысячи людей. Сегодня существует даже целая наука, посвященная этому периоду, - Египтология.

И это неудивительно, ведь несмотря на то, что со времен Древнего Египта прошли тысячелетия, до сих пор непонятен механизм построения пирамид, процесс превращения каменных глыб в изящные скульптуры, остаются тайной и многие научные достижения.

Египет восхищает еще своей непоколебимой стойкостью. Какие бы напасти ни преследовали страну: будь то восстания, периоды смуты и борьбы за власть, многочисленные войны – Египет смог не только выжить, но и снова, и снова возвращаться к былому величию.

Каким-то загадочным, образом возвращаясь из глубин веков, египетская цивилизация продолжает жить до сих пор, продолжая терзать воображение человека любой эпохи.

warps.ru

Древние цивилизации Египта | Туристический портал

На территории современного Египта вот уже более 5 тысяч лет существуют развитые государства. Наиболее древние цивилизации просуществовали около 40 столетий с конца четвертого тысячелетия до начала нашей эры.

Краткий обзор крупнейших цивилизаций Древнего Египта

Историками принято выделять 4 основных этапа развития Древнеегипетской цивилизации. Наиболее древний – додинастический период. Он продолжался примерно2000 лет и закончился около 3100 до наше эры.

Наиболее продолжительным был пришедший ему на смену династический период, длившийся более 27 столетий и во многом заложивший основные черты облика современного Египта.

Два последующих периода развития Древнего Египта – эллинистический и римский – продлились до IV века нашей эры. Они оба характеризовались активным взаимодействием и взаимопроникновением культуры Египта и других цивилизаций. Прежде всего это относится к государствам Древне Греции и Рима, оказавшими большое влияние на жизнь Египта того времени.

Основной причиной возникновения и развития Египетских цивилизаций являлся местный климат и прежде всего то, что по территории государства протекал Нил. Фактически, именно Нил дал жизнь цивилизации египтян. Он не только давал им воду в окружающей пустыне. После своих ежегодных разливов он оставлял тонны ила и водорослей, которые служили для египтян естественным удобрением.

Особенностью цивилизаций Египта и по сегодняшний день является концентрированность всего населения на узкой полосе вдоль Нила и его притоков.

Памятники архитектуры, живопись и скульптуры Древнего Египта уже в древности были широко известны за его пределами. А ведь тогда не было почти никаких средств передачи информации, все знания об окружающем мире переносились путешественниками и передавались ими из уст в уста. Немногочисленные вывезенные из Египта скульптуры и изображения копировались и распространялись восхищенными их красотой зрителями.

Додинастический период цивилизации Древнего Египта

В этот период на территории Египта, которая была занята многочисленными небольшими племенами землепашцев и охотников, стали появляться первые города, обнесенные стенами и защищенные от возможных нападений.

Значительно улучшилось качество каналов, проведенных от основной водной артерии – Нила. Взамен каменным орудиям труда и оружию пришли предметы, сделанные из металлических изделий. Это были медные мечи, гарпуны, иглы. Именно к этому периоду относятся первые из найденных археологами золотых украшений. Общество того периода было еще довольно едино, не было рабов и управляющей ими знати.

На следующем этапе племена становятся все более оседлыми, вместо охоты повсюду развивается скотоводство. Тогда же и появились первые военные вожди, живущие более богато по сравнению с остальными. Тогда же разрозненные племена и поселения стали объединяться вокруг нескольких крупных городов, в которых строились главные храмы и жилище вождей. Создавались первые прообразы государства.

До нас с тех времен дошли несколько захоронений вождей, в которых были найдены артефакты, домашняя утварь, оружие и украшения из меди, золота и серебра.

В последние годы этого периода были различные войны, в ходе которых победивший вождь стал верховным властителем всего Египта, получив титул фараона. Первым фараоном всего Егмпта стал Нармер, сумевший в ходе войн под своей властью собрать почти все номы – районы – Египта.

В этот же период зародилась своеобразная письменность египтян – знаменитые египетские иероглифы.

Династический период цивилизации Древнего Египта

Династический период – самый известный и самый длительный из этапов развития Древнеегипетской цивилизации. За его время в Египте сменилось 30 династий фараонов. Этот период продлился 3 тысячи лет с конца четвертого тысячелетия до нашей эры вплоть до момента завоевания Египта войсками легендарного Александра Македонского в 332 году до наше эры.

На раннем этапе династического периода постройки возводились из глины и дерева, камень почти не использовался. Фараоны были заняты непрерывными войнами с азиатскими соседями и не планировали грандиозных строек.

Страна то разделялась на Нижний и Верхний Египет, пока наконец фараон Хасехемуи не положил этому конец, мечами своих воинов объединив страну и открыв для нее совершенно новый этап развития, названный впоследствии периодом Древнего Царства.

Именно в эту эпоху у власти находились легендарные Джосер и Хеопс. При них архитектура достигла высот, которые даже сейчас порой кажутся недостижимыми. Именно тогда были построены гигантские пирамиды, первую из которых воздвиг архитектор Имхотеп, навсегда прославивши этим свое имя. За свои достижения в науке он был обожествляем. Ему поклонялись как богу врачевания, а возведенная им пирамида в Саккаре называется древнейшим из каменных сооружений человечества.

Через 150 лет в Гизе фараон Хеопс в Гизе (пригород современного Каира) начал строительство пирамиды, ставшей самой высокой из всех.

В последующие годы была воздвигнута еще череда пирамид, уступавшим по размерам пирамиде Хеопса, но зато с нанесенными внутри так называемыми Книгами пирамид – необычайно важными для археологов текстами.

Расцвет и период наивысшего могущества длился половину тысячелетия, но затем сменился упадком, периодом разрозненности, постоянной борьбы за власть между властителями отдельных провинций. В то же время, именно тогда был наивысший период развития культуры, бронзовый век сменил медный, принеся новые, более совершенные технологии.

Новый период расцвета совпал с правлением Тутмоса III. Он был выдающимся военачальником своего времени, совершив целый ряд успешных походов в Азию. Именно в те времена Египет стал частью всего мира, перестав быть замкнутой и закрытой страной. Его потомки не сумели сохранить созданную державу и постепенно она была раздроблена внутренними раздорами и завоевателями извне.

Эллинистический и Римский периоды цивилизации Древнего Египта

После смерти Александра Македонского его друзья и соратники принялись тут же разрывать великую державу. В Египте преуспел Птолемей, один из военачальников Александра Великого. Он провозгласил себя фараоном и основал династию, правившую на протяжении трех веков.

Столицей государства стала основанная Александром Македонским и названная в его честь Александрия.

В последующие годы держава становилась сильнее и в момент наивысшего расцвета помимо Египта в состав страны входили различные острова в Средиземном и Эгейском морях, значительная часть Малой Азии и территория современной Болгарии.

Тогда же произошло значительное слияние греческой и египетской культур, в частности были объединены многие боги. Одним из центров зарождения новой общей культуры стала столица Александрия, в которой была создана прославленная Александрийская библиотека. В отличие от современного понятия слова библиотека, библиотека Александрии помимо функции собирания и сохранения книг и рукописей была одним из крупнейших образовательных центров того времени. В ней в различное время работали такие видные деятели науки как Евклид, Архимед, Эратосфен, Клавдий Птолемей. Этими учеными были заложены многие основы современной науки.

В наше время на месте разрушенной древней библиотеки в 2002 году была создана новая «Библиотека Александрина».

В эпоху Птолемеев в Египте было создано еще одно из чудес света. К пирамида м в этот список добавился величественный Фаросский маяк, который к сожалению был разркшен в 14 веке при случившемся разрушительном землетрясении.

Кстати, именно в эту эпоху в Египет были завезены одни из сегодняшних его символов – одногорбые верблюды.

Римский период в истории Египта начался после трагического завершения одной из наиболее романтичных историй древнего мира – после смерти Марка Антония, возлюбленного Клеопатры, и ее самоубийства Египет был присоединен к Римской Империи.

В этот период времена расцвета сменялись войнами и сменялись упадком. В этот же период Египет стал одним из центров сперва иудейской, а затем и христианской культуры. Потомки первых египетских христиан – копты – и сейчас живут на территории страны.

Этот период завершился с приходом и захватом страны мусульманами арабами около V века нашей эры.

Заключение

Со времен Древнего Египта до нас дошло множество памятников древности, артефактов, картин, скульптур и прочих вещей, являющихся ценнейшими экспонатами многих музеев мира.

Египетские пирамиды, единственное из дошедших до нас «семи чудес света», каждый год привлекают в страну миллионы туристов со всей земли, желающих прикоснуться к древности.

warps.ru

социальная структура и ее особенности

Древний Египет – цивилизация Востока. И большое значение здесь имеет не географическая составляющая, а культорологическая и цивилизационная. Здесь главенствующую роль в развитии социума играла не частная собственность, а царско-храмовое хозяйство. Таким образом, социальная структура общества Древнего Египта, страны, где зародились одно из первых государств, развивалась весьма слабо. И это характерное отличие не только этой цивилизации, но и других восточных. Каковы были особенности социальной структуры Древнего Египта? Разберемся в статье.

Древний Египет: общие сведения

Прежде чем начинать разговор об общественной жизни, хочется сделать краткий экскурс в историю царства. Итак, на пути развития Египет прошел через несколько эпох-царств: Раннее (нач. III тыс. до н. э.), Древнее (с XXVIII по XXIV век до н. э.), Среднее (с конца III тыс. по XVII век до н. э.), Новое (с XVI-XII по XI-VIII века до н. э.) и Позднее (с VII по IV-I века до н. э.).

Все эти периоды характеризуются крайне медленным развитием государственности. Следует отметить, что на протяжении своей истории цивилизация древних египтян то разделялась на две части (Верхнее и Нижнее царства), то соединялась в одно могучее государство, и все это посредством междоусобиц. Кроме того, велись постоянные захватнические войны. На фоне этих событий власть фараона только крепла, а классовое неравенство вылилось в рабовладельческий строй.

Население страны – африкано-хамитские ливийцы, нубийцы и семиты, - родом из Африки. Все эти народы выбрали для жизни территорию в долине нижнего Нила – это была естественная граница поселения, обеспечившая замкнутость и в какой-то степени защищенность.

Богатая не только плодородными землями, но и полезными ископаемыми местность полностью обеспечивала народ. Первые общественные отношения возникают в тот момент, когда возникает нужда регулировать разливы Нила постройкой ирригационных сооружений. Общество разделяется на тех, кто работой руководит, и тех, кто исполняет ее.

Образование и развитие государства

Так, примерно в V в. до н. э. начинает существовать государство Древний Египет. Состоит оно из нескольких номов (так в стране назывались примитивные поселения), а к IV в. до н. э. из них формируются два царства – Верхнее и Нижнее. Их же объединение связано с кровопролитными междоусобными войнами. Это все происходит в период Раннего царства. Древнее же царство было сугубо централизованным периодом существования страны. После же Египет опять распадается на номы, причем каждый из них претендует на самостоятельность. Опять начинаются войны между городами-государствами страны.

Объединить страну удалось лишь во время Среднего царства. Центром стал город Фивы. В конце – опять развал, войны и объединение в сильнейшую империю, претендующую на господство в Древневосточном мире (период Нового царства). Это время захватнических воин. После – опять упадок, из которого Древний Египет уже не вышел – его завоевывают персы, потом А. Македонский. Заканчивается его обособленное существование: теперь некогда могучая цивилизация – всего лишь провинция Римской империи.

Государственный строй

Каким в государственном плане был Древний Египет? Социальная структура всегда исходит из политического устройства. Следует сказать, что во времена и централизации, и разобщенности всегда существовало деление страны на два округа – Северный и Южный. Управляли там наместники фараона. Сам же он закреплял свою административную власть титулом, в котором отмечалось: «Владыка двух стран».

Государство всегда было строго централизованным, периоды же разобщенности по времени были незначительны. На почве безоговорочной власти фараона возникает обширный бюрократический аппарат, также централизованный. Главенствующая после фараона роль в управлении государством отводилась царскому Двору, где главным был визирь. Именно ему и фараону подчинялись руководители ведомств, имеющие большой штат мелких и крупных чиновников.

На местах управляли номархи. Они имели безоговорочную власть, но исключительно в своем субъекте. У номархов также было в подчинении поместное чиновничество. На самой нижней ступени в этой системе стояли общинные советы с выбираемым старостой во главе. Они отвечали за судебные и административные дела, а также за хозяйственную деятельность.

Развитие общественных отношений

Рассмотрим, как развивалась социальная структура общества Древнего Египта на протяжении всей его истории. Изначально молодая страна представляла собой разрозненные города-государства, причем каждое жило по собственным законам и имело собственного правителя.

Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству.

Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству. древний египет социальная структура

Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания.

Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь - замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу.

Общая характеристика древнеегипетского общества

Итак, сделаем предварительные выводы, что в общественном устройстве представлял собой Древний Египет. Социальная структура его имела следующие особенности:

  • Во главе стоял фараон, которого почитали за божество.
  • Форма правления – деспотия, причем именно для Египта характерно возведение служение царю в религиозный культ.
  • Особая роль отводилась жрецам.
  • Основа общества – сельская община, на которую опиралась власть на местах.
  • Четкое классовое деление.
  • Социальная структура древнего Египта в иерархическом порядке от высших слоев к низшим представляется следующим образом: фараон – жрецы и придворные вельможи – воины – крестьяне и ремесленники – рабы. Причем последние были выключены из общественной жизни полностью, потому что за людей их не считали, а называли «живым товаром». Об этом поговорим чуть позже.
  • Чиновничий аппарат был многочислен, но слабо разделен по обязанностям. Один человек мог отвечать и за административную деятельность, и за хозяйственную, и даже за выполнение определенных религиозных обрядов.

Власть фараона

Теперь поговорим отдельно о каждой общественной группе. Древний Египет, социальная структура которого базировалась на деспотизме, управлялся фараоном. Культ его позиционировал как равного богам. Соответственно, жречеством был разработан специальный ритуал поклонения богу-царю. Да и имена фараонов отражают божественное происхождение. Например, Аменхотеп – «Амон умиротворенный», Тутмос – «рожденный богом Тотом». Древние египтяне верили, что урожаи, благополучие, отсутствие войн зависит от бога-фараона.

Именно царь был главным владельцем египетских земель, которые мог дарить либо забирать. В его руках была сосредоточена судебная власть, он назначал верховных чиновников. социальная структура древнего египта в иерархическом порядке

Власть передавалась по наследству по праву первородства, ведь у фараона, кроме первой жены, как правило, родственных ему кровей (часто имели место браки даже с родными сестрами) были еще другие жены и наложницы. Здесь все были в равном положении. А как же времена смут, когда одна династия сменяла другую? И здесь жрецы нашли «оправдание». По верованиям египтян, одного родства внутри божественного семейства недостаточно, нужно еще, чтобы божество вселилось в царя. Так и происходила смена правящих кланов. Причем, «вход бога» мог производиться не только в наследника, а также в сестру, жену и других.

Жрецы

Особенности общественной структуры Древнего Египта таковы, что фараон, при всей своей деспотичной власти, не смог бы править в одиночку. Он опирался прежде всего на жрецов, а также на чиновников-вельмож.

Первые – законодатели норм поведения и жизненных ориентиров. Так как жрецам принадлежала функция связи общества и богов, к ним прислушиваются даже фараоны. Получить сан жреца было не так-то просто: необходимо было долго и упорно учиться. С четырех лет накопленные знания начинали передаваться будущему поколению. социальная структура общества цивилизации Древнего Египта

Институт служения богам был весьма развит: храмовые служители и работающие на светском поприще, хранители тайн и рукописей, провидцы – толкователи всевозможных знамений, и даже астрономы.

Одним словом, жрецы играли очень важную роль в жизни древнеегипетского общества. Их знания о ритуалах, воле богов, медицине и даже о земледелии и скотоводстве, передаваемые из поколения в поколение, считались сакральными, скрытыми от обычных обывателей. До сегодняшнего времени ученые-египтологи продолжают открывать то, что ведали служители культа.

Аристократия

Социальная структура общества цивилизации Древнего Египта, ее верхушка, не ограничивалась жречеством. Также фараон опирался на своих придворных вельмож. Это была аристократия, те, кто фактически управлял всеми сферами жизни страны. социальная структура общества цивилизации древнего ЕгиптаГлавный среди них был визирь, или джати. Этот человек был правой рукой фараона. Как правило, избирался он из правящей династии. Были случаи, когда место визиря занимал член аристократии, не родственный фараону, – это случалось в периоды ослабления целостности страны, так называемые переходные.

Итак, какие функции возлагались на джати? В его руках фактически был весь Древний Египет. Социальная структура была выстроена таким образом, что все вельможи, заведующие различными отраслями, отчитывались именно ему. Кроме того, визирь возглавлял:

  • Финансовые ведомства.
  • Общественные работы (например, ирригационные сооружения).
  • Он управлял жизнью столицы и осуществлял надзор в ней.
  • Отвечал за армию.
  • Возглавлял судебную власть.

Остальная аристократия подчинялась джати и фараону. Это были богатые люди, строившие себе гробницы и живущие в роскошных домах.

Чиновничество

Отдельного внимания заслуживают писцы. Они принадлежали к высшей аристократии и пользовались всеобщим уважением. В основном безграмотные люди населяли Древний Египет. Социальная структура общества, таким образом, позволила выделить писцам отдельную нишу.

Эти служащие не только записывали за фараоном его указы, но и умели высчитать уровень воды в Ниле, оценивали последствия на случай наводнений, знали запасы в водохранилищах. Они были важны и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Ведь только грамотный человек способен оценить после разлива Нила, каким будет урожай, и подсчитать количество скота либо приготовленного вина. Писцы были ответственны за сбор налогов.

К ним обращались за помощью, чтобы составить письмо (в том числе и личного характера), записать ритуальную молитву.

Что представляло собой чиновничество как социальная структура Древнего Египта? Кратко можно сказать так: они делились по рангам. Каждым номом заведовал определенный человек, которому в свою очередь подчинялись другие, ответственные за конкретные области хозяйства.

Армия

Мощный союз фараона, вельмож и жрецов способна была усилить только военная сила. Так возникает армия.

Место воина в древнеегипетском обществе было весьма почетно: у них были свои дома, имущество, земли. Единственное, чем они не распоряжались, – это своей жизнью. Ведь по решению фараона, подкрепленному жрецами, в любой момент могла развязаться война. особенности социальной структуры древнего египтаСтоит отметить, что в бой армия вступала с охотой. Ведь именно в результате захватнических войн люди обретали свое имущество.

Армия использовалась и для решения внутренних междоусобных конфликтов.

В пик развития Древнеегипетской цивилизации войско насчитывало 100 тысяч человек, оно было сильнейшим в мире.

Крестьяне и ремесленники

Самая многочисленная социальная прослойка Древнего Египта – крестьяне. Именно они кормили описанные выше сословия и обеспечивали их безбедное существование. Сами же крестьяне не могли похвастаться безбедным существованием. Скорее, наоборот: земля, которую они возделывали, была не их собственностью, соответственно, большая часть урожая и скота у крестьян забиралась. Нищие, голодные, они часто использовались на общественных работах. социальная структура Древнего Египта кратко

Точно такая же жизнь была у ремесленников Древнего Египта. Мастерские, где они производили изделия, им не принадлежали. А хозяин-вельможа в качестве арендной платы забирал почти всю продукцию и перепродавал потом втридорога с помощью знакомых купцов и торговцев.

Рабы

Но самое незавидное положение было, конечно, у рабов. Египет – не единственное государство древнего мира с рабовладельческим строем. Это было обычное для того времени общественное устройство.

Рабов не считали за людей, они были «живым товаром», продаваемым, покупаемым и захватывающимся в качестве трофея. Судьбы каждого раба находилась в руках рабовладельца: его можно было убить, покалечить. Причем нарушением права было убийство чужого невольника (это же «порча» имущества). общественная структура древнего египта

Свадьбы между рабами юридически ничего не значили: мужа и жену могли легко разлучить, например перепродать разным хозяевам.

Конечно, в стране вспыхивали восстания рабов. Так, «благодаря» одному из них ослабленную подавлением бунта страну легко удалось заполучить арабским кочевникам.

Общественные причины упадка цивилизации

Проанализировав все сословия Древнего Египта, можно сделать однозначный вывод: между ними не было единства, скорее, наоборот, - жестокая вражда и ненависть. Причем противостояние не ограничивалось линией "рабы, крестьяне – знать". Разбогатев, аристократия желает власти и начинает политические игры против фараона. Так бывает всегда в общественных системах с угнетателями и угнетаемыми. Результатом несовершенства социального устройства стал упадок цивилизации Древнего Египта.

загрузка...

aikido-mariel.ru


Смотрите также