"Архитектура Древней Греции. Ордерная система". Ордерная система древней греции кратко
Античная архитектура. Ордерная система | Учеба-Легко.РФ
Греческая культура взяла человеческое тело мерилом всех своих форм, математика, физика, астрономия, философия не представляется без эстетики греческой красоты, даже риторика в качестве своего критерия брала человека и его качества. Но наиболее полно культ тела был выражен в архитектуре и скульптуре, математические вычисления храмов соотносились с человеческим телом, при любом сооружении использовались меры, заимствованные из человеческого тела (локоть, ладонь, палец). Дорическая колонна – фигура мужчины, физически сильного, твердо стоящего на ногах, не требующий никаких украшений. Ионическая колонна – фигура женщины утонченной и прекрасной. Колонна украшалась орнаментом в виде лепестков лотоса с завитками, напоминая прическу греков. Коринфская колонна напоминала девичью грацию. Очень важной чертой греческой культуры была состязательность (агон). Греческий агон восходил к игрищам былой общины, характеризовал все сферы жизни общества и олицетворял характерную черту древнего грека – он всего лишь гражданин полиса и его личные заслуги ценятся только тогда, когда они выражают идеи и ценности полиса. Наиболее ярким выражением греческого агона стали олимпийские игры. Истоки первых олимпийских игр теряются в древности, но в 776 году до н.э. на мраморной доске было выбито имя первого победителя в беге и этот год стал началом олимпийских игр. Местом проведения была священная роща Антис, место мира и благоденствия, которые в обязательном порядке устанавливались на время проведения игр. В священной роще зрители разбивали свой лагерь и сюда ехали не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, ораторы, ученые, поэты выступали со своими речами. Государство имело право здесь провозглашать свои новые законы. В агоне брала начало диалектика – умение вести беседу, опровергая аргументы и рассуждения соперника, выдвигая и доказывая свои собственные доводы. Пейто – богиня убеждения. В агоне берут свое начало и существование различные философские направления, философия, в буквальном смысле любовь и мудрость. Праздничность и красочность, зрелищность, обычно праздники были связаны с религиозными шествиями и состязаниями в честь богов.
Античная культура Эллады пронизана искусством. Пластичность и созерцаемость - основа греческого мироощущения. Ведь пластика создана для созерцания, а оно прежде всею телесно. Зрение — основа древнегреческого познания. Отсюда любовь эллинов, прежде всего к пластичным, статичным видам искусства — архитектуре и скульптуре. Их произведения можно спокойно рассматривать. Они неизменны, пространственны и не зависят, во всяком случае, на протяжении человеческой жизни, от течения времени. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского Акрополя с его знаменитыми храмами Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи. Акрополь был населен множеством скульптур (чудесная скульптурная группа, изображающая рождение Афины из головы Зевса, прекрасная группа Мойр и др.), уподобляясь мраморному Олимпу.
В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из дошедших до нас документов эпохи они наиболее достоверны. Красоте в Древней Греции придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (троянская война, разгоревшаяся из-за похищения прекрасной Елены, ставшей легендарной).
Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что нравится, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира.
Римская архитектура взяла многое у этрусской — круглую форму плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре. Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.
Основой античной греческой архитектуры являлось использование ордерной системы. Ордером называется тип архитектурной композиции, состоящей из основания, колонны и антаблемента (балки).
В Греции применялись дорический, ионический, а несколько позже коринфский ордера. Дорический ордер является простым и строгим и из всех наиболее массивным. Ионический ордер имеет более легкий характер. Колонны стройнее и имеют базу (уширенный низ), ствол и капитель (архитектурно оформленный верх колонны). Все детали в ионическом ордере имели сложную профилировку. Коринфский ордер развивался из ионического. Свои окончательные формы он получил только в последующий, римский период. От ионического он отличается четырехсторонней капителью.
Основой античной римской архитектуры также являлось использование ордерной системы. В Древнем Риме применялись ионический, коринфский и композитный ордера. Композитный ордер является разновидностью ионического и коринфского.
Стиль «классика» был взят за основу стиля «классицизм», много позже широко распространившегося в Европе.
uclg.ru
"Архитектура Древней Греции. Ордерная система"
Познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.
расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
расширить кругозор учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, декоративные поделки учащихся «Вазы», магниты, части различных видов колон из бумаги, свитки (3 шт),
Тип урока: объяснение новых знаний.
Организационная часть .
– Здравствуйте, ребята! Садитесь! (Можно проверить наличие принадлежностей)
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Культурное наследие Древней Греции бесценно. На прошлом уроке мы с вами познакомились с одним из направлений изобразительного искусства - вазописью. Известно, что оно заменило в Древней Греции целый вид изобразительного искусства – живопись. Начнем наш урок с проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
Для выполнения домашнего задания вы поделились на творческие группы и получили индивидуальные задания.
Задание № 1.
Обобщить материал по вазописи, используя информационные технологии. Работу выполняли : Бочок Сергей и Ежов Дмитрий ( Презентация «Вазопись»)
Задание № 2.
Защита творческих работ учащихся.
С защитой выходит один из членов творческой группы.1. Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
никак не могли оторваться от ваз.
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
2. Они пленительны и нежны,
Звучит, как полнопевный стих.
До тонких, выточенных скифов.
3. В чертах разбитого сосуда,
Все тайны вечности постиг.
Оценка домашнего задания.
Основная часть урока.
1) Постановка задачи и целей урока.
Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей" (Слайд 1). Ребята, как вы понимаете эти слова?
(Выслушиваются мнения учащихся.)
– Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.(?)
Это время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений . Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека.
-Откройте альбомы и приготовьтесь делать зарисовки по ходу объяснения материала.
2) Объяснение нового материала и практическая работа.
-Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна?
Можно обратиться к словарикам и записать термин в тетрадь.(?)
(Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки )
-Как она выглядит? (Слайд 2)
-Колонна состоит из ствола или фуста, капители, так называется верхняя завершающая часть колонны, и базы или основания.
– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.
Можно записать термин в тетрадь.(?)
Современная ордерная система имеет множество различных по форме колонн. Все они разные по декоративному исполнению в зависимости от времени происхождения и замыслов архитектора. К основным греческим ордерам относятся – дорический, ионический и коринфский. Главным их отличаем является капитель. (Слайд 3).
Вот они перед вами. Давайте зарисуем эти виды ордера.
Дорический.
Это самый первый вид колонны, отличающийся простотой оформления особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента. Дорические колонны достаточно массивны.
1.Опора круглого сечения плавно переходит к основанию лишь незначительно увеличиваясь ,тем самым заменяя базу. Ствол колонны (фуст) суживается кверху от самого низа, но не равномерно. Заметное сужение начинается примерно с 1/3 высоты ствола.
2. Поверхность колонны усложнена каннелюрами (каннелюра — французское слово, дословно означающее «желобок»). В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями, одна каннелюра непосредственно переходит в другую, не оставляя гладкой цилиндрической поверхности ствола. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 20.
3.Капитель проста, не имеет декоративного оформления. Форма округлая. Плотно соединяется с антаблементом.
(В дорическом ордере капитель отделяется от ствола горизонтальными врезами или шейками, таких врезов бывает от 1 до 4. Сама дорическая капитель состоит из двух частей: эхина и абаки. Абака (по-гречески — стол) — квадратная в плане плита, изображающая элемент, который подкладывали под балку (архитрав) при сооружении деревянных предшественников ордера. Эхин (по-гречески буквально «морской еж», из его раковины изготавливали сосуды, сходные по форме с данной частью капители) — круглый в плане элемент, напоминающий подушку или усеченный конус. Его роль заключается в передаче нагрузки от прямоугольных частей антаблемента на круглый ствол колонны. Нижняя часть эхина украшалась врезными профилированными поясками — ремешками, количество которых варьировалось от одного до пяти. )
-Давайте узнаем, что написано в свитках о истории происхождения данного ордера (раздаточный материал – см. Приложение 1).
(Зачитывает ученик)
(Слайд 4).
Пример.
1. Храм Афины на острове Эгина.
Ионический ордер.
-Пожалуйста зачитайте информацию из свитка(раздаточный материал – см. Приложение 2).
– Давайте посмотрим, Чем отличается ионическая колонна от дорической?
Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: база, т.е. основание, ствол, капитель.
Зарисовка и комментарии.
1. Ионическая колонна стройнее дорической по пропорциям: ее высота равнялась восьми диаметрам (1:8) . Утонение ствола кверху также было меньше, чем в дорическом ордере.
2.Поверхность ствола колонны обрабатывалась 24 каннелюрами, представлявшими в плане половину окружности (или часть эллипса), причем борозды отделялись друг от друга полосками цилиндрической образующей ствола (дорожками). Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, игра светотени на ионических колоннах гораздо эффектнее, чем на дорических. В стремлении к легкости и изяществу ордерных композиций греческие зодчие расставляли колонны необыкновенно широко.
3.База, являющаяся опорной частью колонны, нередко сама опирается на квадратную в плане плиту — плинт , который не считается обязательным элементом. База состоит из одних и тех же чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой («плетенкой») или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам . Вогнутые элементы — скоции (что по-гречески означает «темнота») — обычно оставались гладкими.
4. Ионическая капитель, в отличие от достаточно однотипной дорической капители , встречается в значительном количестве вариантов. Капитель состоит из прямоугольной в плане абаки, которая только к концу VI в. до н.э. приближается к квадрату. Ионическая абака много тоньше дорической и выглядит почти как дощечка, подкладываемая под балку. Под абакой располагаются подушка с волютами (волюта по-итальянски — завиток).
(Слайд 5)
Пример.
– Перед нами – храм Ники Аптерос. Если дорическую колонну мы сравнивали с обликом мужской красоты, то с чем можно сравнить ионическую? (С женским обликом: тонкий, стройный ствол похож на талию. Вверху капитель словно распускается двумя упругими завитками – как будто волосы.)
Коринфский ордер
– Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине 5 века до нашей эры. Его название произошло от города Коринф, в котором, по преданию, и создавался новый ордер. Прочитаем легенду о происхождении коринфской колонны (раздаточный материал – см. Приложение 3).
Зарисовка и комментарии.
1. Опора округлая, прямая, украшена не глубокими продольными желобками.
2. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху, напротив, оставляют достаточно высокую гладкую шейку.
3. Капитель, еще более легкая, украшенная листьев аканта , которые «растут» непосредственно от шейки капители, они образуют как бы двойную корону. От этого уровня можно проследить практически все жилки листьев и завитков волют. Волюты велики и массивны. Их спирали, закручивающиеся к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости.
4. Имеет базу. База коринфского ордера сходна с базой ионического ордера. Отличие заключается в том, что она опиралась на квадратную плиту.
(Слайд 6)
Колонна и правда похожа на юную девушку, невесту.
– Мы с вами познакомились с тремя стилями ордерной системы. Назовите их. (Дорический, ионический, коринфский.)
Закрепление изученного.
– Теперь я посмотрю, насколько безошибочно вы сможете определить стиль колонны, как хорошо вы усвоили материал.
Я предлагаю собрать из элементов 3 вида колон, изученных на уроке.
Вызываю учеников к магнитной доске.
– Ребята, наследие древних греков огромно. Прошло много тысяч лет, а люди до сих пор используют технику ордерной системы, созданной еще во времена античности. Рассмотрим фрагменты зданий и улиц в наше время.
Итог урока.
– Подведем итоги. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– С чем сравнивали древнегреческую колонну?
– На что опирались древние греки при ее создании?
– Давайте вернемся к эпиграфу. Мы с вами доказали, что "Человек – мера всех вещей"?
В данном случае человек отражен в архитектуре и ее элементах. Как ,например, в ордерной системе.
– Спасибо за работу на уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание: нарисовать и красиво оформить наиболее понравившийся ордер и привести примеры зданий, где он используется.
– До свидания!
Приложение .
Дорический ордер
Название дорического ордера происходит от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в основном, в материковой Греции, на этой же территории складывается и дорический ордер. Доряне отличались особым мужеством и суровостью.
Так особенности характера дорян,
их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре.
Традиционно все исследователи, начиная с Витрувия, образно сравнивают пропорциональный строй дорического ордера со строгой мужской красотой, подчеркивая тем самым его монументальный, мощный и торжественный характер. Витрувий писал, что дорический ордер подражает «голой и неукрашенной мужской красоте». Зная отношения греков к красоте человеческого тела, можно сказать, что Витрувий имел в виду красоту спортсмена-олимпийца, героя и, в конечном счете, олимпийского бога. Дорический ордер скуп в применении декора, он сам является основным выразительным элементом строения.
Ионический ордер
Свое название этот стиль взял от названия племен – ионян, обитавших на полуостровах Греции.
В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам. Ионический ордер складывается позже дорического. Дальнейшее развитие ионического ордера происходит уже в V в. до н.э. при сооружении ансамбля Афинского Акрополя, где эта ордерная система получает свое наивысшее развитие (так же, как и дорический ордер). В ионическом ордере исследователи традиционно усматривают подражание или, быть может, сходство с утонченной, изысканной женской красотой, дополненной разнообразными украшениями. В классическую эпоху греки не изображали женское тело обнаженным. Достоверно не известно, пытались ли греки передать в ордерных композициях принципы мужского и женского начала, можно лишь утверждать, что такие ощущения классические ордера вызывают у многих поколений исследователей и зрителей.
Коринфский ордер
Коринфский ордер, по суждению Витрувия, не был самостоятельным по происхождению. Все его отличие состояло в более высокой и пышной капители, происхождение которой связано с красивой легендой о Каллимахе, коринфском скульпторе, который увидел на могиле юной девы оставленную там корзинку с дорогими для усопшей вещами, накрытую черепицей. Проросший лист аканта увил ее как бы четырьмя волютами. Восхитившись этой красотой, скульптор изваял первые капители, названные коринфскими.
Новые слова.
фуст
каннелюрами
капитель
антаблементом
publekc.ru
Ордерная система древнегреческой архитектуры — Мегаобучалка
Культура»: многообразие подходов и мое отношение к ним.
Насколько многообразно понятие культуры, настолько много и подходов к ее изучению. Но все многообразие подходов к изучению культуры, как правило, можно свести к двум основным направлениям, уходящим своими корнями в философские традиции XVIII в. и отвечающим на вопрос: Что есть культура?
Философско-антропологический подход. Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного на сборе и анализе эмпирических данных, предпринимались в рамках этнографии. На Западе возникновение науки о культуре связывают с выходом в свет книги Э. Тайлора "Первобытная культура"
Философско-исторический подход к исследованию феномена культуры претендует на то, чтобы раскрыть механизмы порождения, возникновения самой человеческой истории. Человек каким-то непостижимым путем делает скачок от животного к самому себе, от природы к истории. Ответить на эти вопросы, разгадать их - задача философии истории. Философия истории восходит к позднему Просвещению (XVIII в.), когда закладывались основы глобального воззрения на историю человечества в целом. Философский взгляд на историю был развит И. Гердером, который рассматривал ее в контексте эволюции.
Таким образом, категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемую созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Как Вы понимаете тезис о рационализме и интеллектуализме древнегреческой культуры?
Греческая культура изначально интеллектуальна, организована на принципах рационального понимания красоты в отличие, например, от средневековья, которое имело символико-медитативный характер или от египетской культуры с ее социально-ритуальным каноном.Отличительной чертой греческого мировоззрения является интеллектуализм, стремление к рационально-теоретическому пониманию мироздания. Например античное понимание совершенной телесности опиралось на определенную пропорцию (принцип «золотого сечения») и выражалось в числах (13/8=1,625). Наиболее явно канон проявлялся в архитектуре. Уже старейший дошедший до нас храм, - каменный театр Диониса, - построен с соблюдением канона. Все постройки древнегреческих театров имели постоянное расстояние между высотой сцены и расстоянием до зрителя, ибо именно оно обеспечивало как наилучшую акустику, так и «чистоту» перспективы. Размеры и пропорции любого дорического храма могут быть реконструированы на основании половины ширины колонны, игравшей роль архитектурно-строительного модуля.
Эволюция образа человека в скульптуре Древней Греции.
В конце YII-начало YI в. до н.э. в Греции появилась монументальная скульптура, отображающая основную и непреходящую ценность древнегреческой цивилизации, – человека. Базируясь на принципе калокагатии, греческая скульптура создает образ человека, в котором красота равнозначна добру, совершенство телесной пластики неразрывно связано с внутренним душевным благородством. Самые древние статуи, дошедшие до нас, - это изображения куроса (статуя обнаженного юноши) и коры (статуя юной девушки в хитоне). Греческие скульпторы стремились к целостному и объёмному воспроизведению фигуры. Ранние греческие статуи еще создают впечатление скованности и некоторой тяжеловесности, типичные для египетских творений. Греческим мастерам понадобится целое столетие, чтобы «научить» статуи движению.
Своего расцвета греческая скульптура достигла в V в. до н.э. (классический период). Главная задача искусства этого периода – правдивое изображение человека, сильного, энергичного и вмсте с тем полного достоинства и внутреннего благородства. Своего расцвета греческая скульптура достигла в монументальном искусстве Фидия. В частности, 13-метровая статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии, считалась одним из семи чудес света и была выполнена из слоновой кости и золота
Выдающимися скульпторами периода высокой классики являлись Мирон, Фидий, Поликлет. К сожалению, практически все их скульптуры погибли, и мы можем судить о них лишь по многочисленным римским мраморным копиям с утраченных, главным образом бронзовых, оригиналов. Не случайно скульптура Ники Самофракийской пользуется славой величайшего шедевра эллинистического периода. Динамика, взаимодействие скульптуры с окружающим ее пространством - её отличительные черты. Богиня опускается на нос корабля, ее огромные крылья раскрыты навстречу несущему ее встречному ветру. Невидимая сила мощного потока воздуха становится осязаемой реальностью, она не только сообщает равновесие устремленной вперед фигуре богини, но и моделирует каждую складку ее волнующихся одежд. Между статуей и окружающим ее пространством возникает взаимодействие и даже взаимозависимость.
Ордерная система древнегреческой архитектуры.
Римская архитектура взяла многое у этрусской — круглую форму плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре. Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.
Основой античной греческой архитектуры являлось использование ордерной системы. Ордером называется тип архитектурной композиции, состоящей из основания, колонны и антаблемента (балки).
В Греции применялись дорический, ионический, а несколько позже коринфский ордера. Дорический ордер является простым и строгим и из всех наиболее массивным. Ионический ордер имеет более легкий характер. Колонны стройнее и имеют базу (уширенный низ), ствол и капитель (архитектурно оформленный верх колонны). Все детали в ионическом ордере имели сложную профилировку. Коринфский ордер развивался из ионического. Свои окончательные формы он получил только в последующий, римский период. От ионического он отличается четырехсторонней капителью.
Основой античной римской архитектуры также являлось использование ордерной системы. В Древнем Риме применялись ионический, коринфский и композитный ордера. Композитный ордер является разновидностью ионического и коринфского.
megaobuchalka.ru
Архитектура архаического периода. Ордерная система в архитектуре Древней Греции.
Обратная связь
Эпоха архаики - это время становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формирования основных градостроительных принципов, видов храмов, жилых и общественных зданий. В это время получает развитие ордерная система (дорический и ионический ордера). Появляются новые типы монументальной скульптуры — статуи юношей-атлетов (курос) и девушек (кора).
В отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей преимущественно дворцовой, греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, т. к. культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для храма божества. Но это было не священное жилище самого божества, подобно верхней части вавилонского зиккурата, а "жилище" его величественного изваяния в образе прекрасного мужа или жены. Так что храм являлся как бы вместилищем, архитектурным обрамлением вящей красоты, той, что не сумела создать природа, предоставив это дело человеку. Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на ней верхней части здания (антаблемента). Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.
Дорический ордер, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, а также отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком. Он характерен для Пелопонесса и греческих поселений в Сицилии и Южной Италии. Происхождение ионического ордера связано с богатыми городами Ионии, где в разных формах ощущается наследие минойского искусства, и влиянием архитектуры стран Передней Азии (Финикии, Ирана).
Одни и те же ордерные части применялись в обоих стилях, но различие в деталях приводило к совершенно разному впечатлению. Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.
Важнейшей частью ордера была колонна, как основная несущая конструкция. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Её массивный ствол сужается кверху, прорезан желобками-каннелюрами и завершается капителью состоящей лишь из круглой подушки-эхины, которая в свою очередь упирается в квадратную плиту-абаку. Соотношение частей в ней основано на точном математическом расчёте. Фриз дорического ордера разделён триглифами на участки-метопы. Триглифы - участки фриза с тремя вертикальными каннелюрами. Прямоугольные метопы дорического фриза требовали рельефов, изображающих не более двух-трёх фигур, а их чередование позволяло рассказать в эпизодах о каком-нибудь сражении или подвиге мифологического героя. Дорический карниз имеет простое ступенчатое строение, без дополнительных украшений. Вернее, украшением ему служат его пропорции. Архитрав представляет собой простую гладкую балку. В соотношении ширины карниза, фриза и архитрава, как и в колонне основанном на математическом расчёте, часто используются пропорции "золотого сечения". Характерные черты.Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.
Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая. Она имеет базу, а эхина капители образует два изящных завитка-волюты. Рёбра каннелюр по бокам стёсаны и имеют дорожки. Ионическая колонна как бы вырастает над базой и распускается вверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчёте, но этот расчёт не стесняет фантазии, он менее очевиден, чем дорический. Ионический фриз идёт сплошной полосой и не разделён на отдельные участки, подобно дорическому. По непрерывной горизонтали ионического фриза располагаются вереницы фигур - перед нами опять таки либо сражения, либо охоты, либо культовые процессии. Карниз и архитрав ионического ордера более декоративны, чем в дорическом, имеют более сложную ступенчатую структуру. Некоторые их части дополнительно украшены простым линейным орнаментом. Характерные черты. Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского. Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими. Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера. Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества.
В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.
pdnr.ru
Ордерная система Древней Греции и Рима
Общеизвестно, что вся мировая архитектура развивалась под влиянием классических образцов, созданных зодчими легендарной Эллады. Их бессмертные творения на протяжении многих веков служили эталоном гармонии, вдохновлявшим архитекторов позднейших эпох, для которых отправной точкой их творческих поисков явилась ордерная система Древней Греции. Фото, иллюстрирующие статью, дают представление о её характерных особенностях.
Понятие архитектурного ордера
Прежде чем начать разговор об особенностях тех или иных ордеров, не помешает уточнить само значение этого, столь часто встречающегося в архитектуре, термина. Под ним принято понимать композицию, ставшую результатом художественной переработки важнейшей части постройки – её стоечно-балочной конструкции. Простое сочетание вертикальной опоры и горизонтальной панели в нём стало произведением искусства.
Древним грекам от природы было присуще поэтическое восприятие многих, казалось бы, прозаических атрибутов жизни. Вот и в обычном сочетании строительных элементов колонны и верхнего перекрытия, они сумели разглядеть символ борьбы добра – опоры, и зла – давящей на него сверху своим весом балки-архитрава. Ну а уж если дело коснулось столь высоких материй, то полёт вдохновения древних зодчих становился поистине неудержимым.
Три кита древнегреческой архитектуры
Ордерная архитектурная система Древней Греции базируется на трёх китах, ставших её основой на весь период существования этой высокоразвитой цивилизации. Под ними принято понимать дорический ордер, ионический и коринфский. Эти названия происходят от областей, где впервые появились постройки, отмеченные их характерными художественными признаками. Как правило, это были не обычные жилые строения, а общественные здания или храмы.
Не случайно именно культовые сооружения воплотили в себе плоды творческого вдохновения зодчих. Поклонение божествам включало в себя не только обрядовую систему, но и требовало совершенно особой эстетической формы создания всех элементов храма, включая его архитектурное решение, и скульптурное убранство.
Ранний архитектурный стиль древней Эллады
Сложение ордерной системы в архитектуре Древней Греции имеет глубокие исторические корни. Ещё в самый ранний - архаический - период появились постройки, художественные особенности которых получили название дорический ордер. Храмам, выполненным в этом стиле присуща приземистость, массивность и скупость декоративного оформления. Живший в I веке нашей эры знаменитый римский архитектор и механик Витрувий метко охарактеризовал его как «мужской».
Справедливость такой характеристики становится очевидной, когда видишь эти массивные колонны, создающие впечатление мощи, способной выдержать любую нагрузку. В то же время их поверхность, покрытая продольными, идущими вдоль оси углублениями, подчёркивает устремление вверх, и создаёт ощущение динамики, которой, в той или иной степени, подчинена вся ордерная система Древней Греции.
Кратко описывая этот архитектурный приём, следует отметить, что эффект движения достигается и самой формой колонны – широкой в своём основании, и сужающейся вверху. Она подобна некоему указателю, направленному в небо – обиталищу тех божеств, которым поклоняются в храме. Этот стилистический приём служит и ещё одной цели – конусный силуэт колонны вызывает значительно большее ощущение противодействия тяжести, чем её строго вертикальные очертания.
Многообразие храмов дорического ордера
Венчающая часть колонны – капитель - характеризуется отсутствием декора и состоит из гладкого выпуклого обвода, называемого эхином, и прямоугольной плиты – абака. Ничего лишнего. Истинная мужская красота не нуждается в украшениях. Однако, такая художественная направленность не означает, что ордерная система Древней Греции порождала внешнее однообразие храмов, выполненных в рамках того или иного стиля.
При общем сходстве пропорций дорические храмы выглядели по-разному. Всё зависело от высоты и расположения колонн, а также общих пропорций здания. В одних случаях создавалось ощущение неподъёмной тяжести, а в других - лёгкости и изящества. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на массивные формы Пестумского храма Посейдона и сравнить их с парящими в воздухе очертаниями святилища Гефеста на Агоре.
Появление женского начала в архитектуре
Несколько позднее, уже в период расцвета средиземноморской культуры, ордерная система Древней Греции обогатилась ещё одним архитектурным стилем, известным, как ионический ордер. В отличие от своего дорического собрата, воплощавшего своими формами мужское начало, он стал выражение женственности и грации, проявившихся в стройных очертаниях колонн, и общей легкости пропорций храмов.
Кроме того, греческие зодчие, вдохновлённые своими прекрасными соотечественницами, выполняли капители колонн в виде окружностей, напоминавших по форме женскую грудь, украшенную богатым декором в виде ожерелий. Каннелюры же делали столь глубокими, что они невольно ассоциировались у зрителя со складками платья.
Общее же впечатление женского начала и некоторой эротичности дополнялось кариатидами – женскими фигурами, использовавшимися в качестве дополнительных опор. Они были резким контрастом бытовавшим в дорических храмах мощным и мрачным фигурам атлантов.
Разновидности ионического стиля
Постройки, относящиеся к ионическому ордеру, не были однородными. Они имели отличительные черты, позволяющие разделить их на малоазийский и аттический варианты. Первый отличался углублённой прорисовкой базы и отсутствием фриза – полосы скульптурных украшений, обрамлявших верхние части стен. Встречается он нечасто. Более распространён аттический вариант. Именно этим стилем в наибольшей степени прославилась архитектурная ордерная система Древней Греции. Афинский акрополь является наиболее известным его воплощением.
Отличительными чертами храмов аттического стиля можно назвать трёхслойный антаблемент – балочное перекрытие, покоящееся на опорных колоннах. Кроме того, для них характерен сплошной фриз, огибающий весь периметр здания и часто украшенный декоративными композициями.
В целом же ионические храмы, при всех своих неоспоримых достоинствах, имели один существенный недостаток – детали, входившие в их композицию, были лишены всесторонности обзора. По своим конструктивным особенностям они были красивы лишь с одной определённой стороны. Именно по этой причине ордерная система Древней Греции нуждалась в новом, более проработанном и универсальном стиле.
Стиль, вобравший в себя достижения прошедших веков
Им стал коринфский ордер, разработанный с учётом достоинств и недостатков своих двух предшественников. Он воплотил в себе лучшие их черты. Именно в нём получила своё полное завершение ордерная система Древней Греции. Существует легенда, что его создатель, древнегреческий архитектор Каллимах, однажды стал свидетелем запомнившегося ему зрелища.
Стоявшая на могиле юной гречанки корзина с цветами аканта покрылась проросшими сквозь её прутья зелёными ветвями. Это настолько понравилось зодчему, что он создал несколько колонн, капители которых воспроизводили виденное им. Они были красивы со всех точек обзора, а их образ лёг в основу создания нового архитектурного ордера.
Упоминавшийся выше римский архитектор Витрувий сравнивал стройные коринфские колонны с силуэтами девушек. В отличие от дорийских и ионических образцов они выглядят более гибкими и пропорциональными. Кроме того, для коринфских капителий и антаблемента, кроме их всесторонности, характерно богатое декоративное оформление, придающее им яркий праздничный вид.
Римские последователи древних греков
Ордерная система Древней Греции послужила основой для создания и развития архитектурных стилей Римской империи. Но, в отличие от прежних веков, в этот, более поздний период мировой истории, распространение имели не три, а пять ордеров. К унаследованным от греческих архитекторов и творчески переработанным стилям римские зодчие добавили два оригинальных, разработанных ими – тосканский и композитный.
Наиболее простым являлся тосканский стиль. Он характеризовался массивными колоннами и упрощённым дорическим антаблементом – балочным перекрытием пролёта, часто выполненным из дерева. Римско-дорический и римско-ионический ордеры в целом воспроизводили свои греческие прообразы, но с некоторыми доработками. Что же касается композитного стиля, то он считается наиболее сложным по своей структуре, так как представлял собой совокупность элементов остальных четырёх ордеров.
Основа основ мирового зодчества
Не будет преувеличением сказать, что архитектура Древней Греции, ордерная система которой нашла своё продолжение в творениях римских зодчих, явилась той базой, на которой впоследствии выросла вся мировая классическая архитектура. Вглядевшись пристально в её наиболее известные шедевры, можно увидеть в них элементы, пришедшие в наш мир из глубин античных веков.
загрузка...
aikido-mariel.ru
Ордерная система Древней Греции и Рима
Общеизвестно, что вся мировая архитектура развивалась под влиянием классических образцов, созданных зодчими легендарной Эллады. Их бессмертные творения на протяжении многих веков служили эталоном гармонии, вдохновлявшим архитекторов позднейших эпох, для которых отправной точкой их творческих поисков явилась ордерная система Древней Греции. Фото, иллюстрирующие статью, дают представление о её характерных особенностях.
Понятие архитектурного ордера
Прежде чем начать разговор об особенностях тех или иных ордеров, не помешает уточнить само значение этого, столь часто встречающегося в архитектуре, термина. Под ним принято понимать композицию, ставшую результатом художественной переработки важнейшей части постройки – её стоечно-балочной конструкции. Простое сочетание вертикальной опоры и горизонтальной панели в нём стало произведением искусства.
Древним грекам от природы было присуще поэтическое восприятие многих, казалось бы, прозаических атрибутов жизни. Вот и в обычном сочетании строительных элементов колонны и верхнего перекрытия, они сумели разглядеть символ борьбы добра – опоры, и зла – давящей на него сверху своим весом балки-архитрава. Ну а уж если дело коснулось столь высоких материй, то полёт вдохновения древних зодчих становился поистине неудержимым.
Три кита древнегреческой архитектуры
Ордерная архитектурная система Древней Греции базируется на трёх китах, ставших её основой на весь период существования этой высокоразвитой цивилизации. Под ними принято понимать дорический ордер, ионический и коринфский. Эти названия происходят от областей, где впервые появились постройки, отмеченные их характерными художественными признаками. Как правило, это были не обычные жилые строения, а общественные здания или храмы.
Не случайно именно культовые сооружения воплотили в себе плоды творческого вдохновения зодчих. Поклонение божествам включало в себя не только обрядовую систему, но и требовало совершенно особой эстетической формы создания всех элементов храма, включая его архитектурное решение, и скульптурное убранство.
Ранний архитектурный стиль древней Эллады
Сложение ордерной системы в архитектуре Древней Греции имеет глубокие исторические корни. Ещё в самый ранний - архаический - период появились постройки, художественные особенности которых получили название дорический ордер. Храмам, выполненным в этом стиле присуща приземистость, массивность и скупость декоративного оформления. Живший в I веке нашей эры знаменитый римский архитектор и механик Витрувий метко охарактеризовал его как «мужской».
Справедливость такой характеристики становится очевидной, когда видишь эти массивные колонны, создающие впечатление мощи, способной выдержать любую нагрузку. В то же время их поверхность, покрытая продольными, идущими вдоль оси углублениями, подчёркивает устремление вверх, и создаёт ощущение динамики, которой, в той или иной степени, подчинена вся ордерная система Древней Греции.
Кратко описывая этот архитектурный приём, следует отметить, что эффект движения достигается и самой формой колонны – широкой в своём основании, и сужающейся вверху. Она подобна некоему указателю, направленному в небо – обиталищу тех божеств, которым поклоняются в храме. Этот стилистический приём служит и ещё одной цели – конусный силуэт колонны вызывает значительно большее ощущение противодействия тяжести, чем её строго вертикальные очертания.
Многообразие храмов дорического ордера
Венчающая часть колонны – капитель - характеризуется отсутствием декора и состоит из гладкого выпуклого обвода, называемого эхином, и прямоугольной плиты – абака. Ничего лишнего. Истинная мужская красота не нуждается в украшениях. Однако, такая художественная направленность не означает, что ордерная система Древней Греции порождала внешнее однообразие храмов, выполненных в рамках того или иного стиля.
При общем сходстве пропорций дорические храмы выглядели по-разному. Всё зависело от высоты и расположения колонн, а также общих пропорций здания. В одних случаях создавалось ощущение неподъёмной тяжести, а в других - лёгкости и изящества. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на массивные формы Пестумского храма Посейдона и сравнить их с парящими в воздухе очертаниями святилища Гефеста на Агоре.
Появление женского начала в архитектуре
Несколько позднее, уже в период расцвета средиземноморской культуры, ордерная система Древней Греции обогатилась ещё одним архитектурным стилем, известным, как ионический ордер. В отличие от своего дорического собрата, воплощавшего своими формами мужское начало, он стал выражение женственности и грации, проявившихся в стройных очертаниях колонн, и общей легкости пропорций храмов.
Кроме того, греческие зодчие, вдохновлённые своими прекрасными соотечественницами, выполняли капители колонн в виде окружностей, напоминавших по форме женскую грудь, украшенную богатым декором в виде ожерелий. Каннелюры же делали столь глубокими, что они невольно ассоциировались у зрителя со складками платья.
Общее же впечатление женского начала и некоторой эротичности дополнялось кариатидами – женскими фигурами, использовавшимися в качестве дополнительных опор. Они были резким контрастом бытовавшим в дорических храмах мощным и мрачным фигурам атлантов.
Разновидности ионического стиля
Постройки, относящиеся к ионическому ордеру, не были однородными. Они имели отличительные черты, позволяющие разделить их на малоазийский и аттический варианты. Первый отличался углублённой прорисовкой базы и отсутствием фриза – полосы скульптурных украшений, обрамлявших верхние части стен. Встречается он нечасто. Более распространён аттический вариант. Именно этим стилем в наибольшей степени прославилась архитектурная ордерная система Древней Греции. Афинский акрополь является наиболее известным его воплощением.
Отличительными чертами храмов аттического стиля можно назвать трёхслойный антаблемент – балочное перекрытие, покоящееся на опорных колоннах. Кроме того, для них характерен сплошной фриз, огибающий весь периметр здания и часто украшенный декоративными композициями.
В целом же ионические храмы, при всех своих неоспоримых достоинствах, имели один существенный недостаток – детали, входившие в их композицию, были лишены всесторонности обзора. По своим конструктивным особенностям они были красивы лишь с одной определённой стороны. Именно по этой причине ордерная система Древней Греции нуждалась в новом, более проработанном и универсальном стиле.
Стиль, вобравший в себя достижения прошедших веков
Им стал коринфский ордер, разработанный с учётом достоинств и недостатков своих двух предшественников. Он воплотил в себе лучшие их черты. Именно в нём получила своё полное завершение ордерная система Древней Греции. Существует легенда, что его создатель, древнегреческий архитектор Каллимах, однажды стал свидетелем запомнившегося ему зрелища.
Стоявшая на могиле юной гречанки корзина с цветами аканта покрылась проросшими сквозь её прутья зелёными ветвями. Это настолько понравилось зодчему, что он создал несколько колонн, капители которых воспроизводили виденное им. Они были красивы со всех точек обзора, а их образ лёг в основу создания нового архитектурного ордера.
Упоминавшийся выше римский архитектор Витрувий сравнивал стройные коринфские колонны с силуэтами девушек. В отличие от дорийских и ионических образцов они выглядят более гибкими и пропорциональными. Кроме того, для коринфских капителий и антаблемента, кроме их всесторонности, характерно богатое декоративное оформление, придающее им яркий праздничный вид.
Римские последователи древних греков
Ордерная система Древней Греции послужила основой для создания и развития архитектурных стилей Римской империи. Но, в отличие от прежних веков, в этот, более поздний период мировой истории, распространение имели не три, а пять ордеров. К унаследованным от греческих архитекторов и творчески переработанным стилям римские зодчие добавили два оригинальных, разработанных ими – тосканский и композитный.
Наиболее простым являлся тосканский стиль. Он характеризовался массивными колоннами и упрощённым дорическим антаблементом – балочным перекрытием пролёта, часто выполненным из дерева. Римско-дорический и римско-ионический ордеры в целом воспроизводили свои греческие прообразы, но с некоторыми доработками. Что же касается композитного стиля, то он считается наиболее сложным по своей структуре, так как представлял собой совокупность элементов остальных четырёх ордеров.
Основа основ мирового зодчества
Не будет преувеличением сказать, что архитектура Древней Греции, ордерная система которой нашла своё продолжение в творениях римских зодчих, явилась той базой, на которой впоследствии выросла вся мировая классическая архитектура. Вглядевшись пристально в её наиболее известные шедевры, можно увидеть в них элементы, пришедшие в наш мир из глубин античных веков.