Политика древнего востока. 1. Политические учения Древнего Востока (Индия, Китай)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Политические учения Древнего Востока и Античности. Политика древнего востока


Политическая мысль Древнего Востока.

Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления. Существовавшие тогда представления об общественном порядке при некоторых особенностях и различиях исходили из тезиса о божественном характере власти и положения о том, что государство является составной частью мирового космического порядка. Ирригационная система земледелия обусловила господство деспотических форм правления, которые только и были в состоянии обеспечить эффективность аграрного производства, для чего постоянно требовалось сгонять массы людей на рытье каналов, посевные и уборочные работы. Поэтому размышления об устройстве общества имели, как правило, характер наставлений для повседневной жизни, которые больше акцентировали внимание на обязанностях подданных государства.

 

Древний Египет является примером цивилизации с высокой организацией государственного управления и законодательного регулирования дел, относящихся к отправлению культа, к распределению повинностей, собиранию налогов, а также в делах военных, строительных и судебных. Высокого уровня достигло использование высокоспециализированных знаний и умений, связанных с использованием письменности и священных текстов. В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и образе жизни содержались главным образом в мифе и основанных на мифологии текстах, преданиях, художественном творчестве. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду и справедливость олицетворяет богиня Маат. Концепция Маат обосновывает необходимость государства, в котором правитель выступает как защитник слабого от произвола сильного, как гарант пользования определенными правами и как посредник между людьми и богом. В процессе эволюции египетского общества, от времени первобытного общества до государства-державы, Маат обрастает новыми социальными ролями и начинает сочетать в себе несколько функций и ролей. Маат становится одновременно формой религиозных верований, концепцией царской власти, совокупностью этических требований и своеобразной религиозной антропологией (совокупностью представлений о загробном мире, об испытаниях, которые проходит умерший, об индивидуальном бессмертии).

 

Политическая история древних народов Месопотамии (Междуречье Тигра и Ефрата) удивительно богата документами, среди которых имеются записи древнейших на земле сводов законов и отчетов о государственных реформах. Месопотамия воспринимается сегодня местом возникновения первых очагов земледелия и первых городов-государств. Этот район мира относится к Среднему Востоку и образует регион плодородных земель, ставших колыбелью нескольких цивилизаций – шумерской, вавилонской, финикийской, древнееврейской и др. Шумерские и вавилонские правители настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным установлениям и справедливости. Эти представления отражены в Законах Хаммурапи. Справедливость, о которой говорится в Законах Хаммурапи, подразумевает деление людей на свободных и рабов, неравноправное положение самих свободных – членов различных сословий и т.д.

Мифические представления древних персов нашли позже свое развитие и выражение в зороастризме. Государство, согласно зороастризму, должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда (светлое божество у древних персов.). Монарх – служитель Ормузда, он должен защищать подданных от зла и, борясь против зла в государстве, насаждать добро. Персидская держава под началом такого монарха, согласно зороастризму, будет постепенно ограничивать силу зла и расширять власть добра. В Древней Персии мы не встречаем еще более или менее разработанного политического учения. Здесь, по свидетельству Геродота, в спорах о различных видах правления в целом доминируют представления о преимуществах единоличной власти, что, по существу, означало оправдание сложившейся практики восточного деспотизма.

Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства, наследственный монарх, одновременно являлся первым жрецом и единственным землевладельцем. Он опирался на наследственную земельную аристократию, составлявшую государственный аппарат. Большую часть населения составляли бесправные, подневольные общинники (простолюдины). Отношения между этими сословиями были напряженные: в стране часто вспыхивали восстания общинников, аристократия устраивала заговоры и перевороты. На таком социальном фоне развивалась политическая мысль. Она была прагматична и пыталась реагировать на потребности практики.Одним из самых влиятельных политических учений Древнего Китая было конфуцианство. Конфуций был родоначальником философской и политической мысли Китая.Его политическое учение исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, и прежде всего на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Конфуций полагал, что эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. «Благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородством Конфуций, наделял тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: «будь требователен к себе», «живи в согласии с другими», «в делах своих следуй долгу и закону» и т. д. Государство, по Конфуцию, представляет собою большую семью, где правитель — это отец, а подданные — его сыновья.Прямо противоположная система организации государства была предложена представителями другой философской школы Древнего Китая, доминировавшей в середине IV в. до н. э., — школы легистов (законников).Мудрого правителя, отца своего народа, добродетели которого прославляли конфуцианцы, легисты заменили деспотом. Он правит с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства. Только так, считали они, можно воспитать истинную добродетель. Необходимость подобных методов правления один из основоположников этой школы, Шан Ян, обосновывал тем, что и люди, и общество меняются. Если раньше и можно было управлять людьми, исходя из добродетели, то теперь необходимо, чтобы в государстве было много наказаний и мало наград; следует жестоко карать за самые мелкие преступления, тогда больше им неоткуда будет взяться; разобщать людей нужно взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.

Люди несовершенны, эгоистичны и не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). Данное положение является исходным для политической мысли Древней Индии. Как же заставить людей праведно исполнять свои обязанности? На этот вопрос пытался ответить один из наиболее известных авторов «Артхашастры» (трактатов о природе и организации праведного исполнения людьми своего долга) — Каутилья (IV в. до н. э.).Сохранение Богом установленного на земле порядка, по его мнению, возможно с помощью мудрого и искусного правителя. Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Он может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя их праведные действия. Но правитель жестоко подавляет неповиновение царской власти, которая должна быть сильной, поскольку рассматривается в качестве главного средства приобретения новых территорий и приумножения богатства.

Законы Ману являют собой хронологически более поздний памятник социально-философской и политической мысли Древней Индии (работа над его письменным оформлением относится к середине 11 в. до н.э.). Как и большинство сборников древнеиндийских религиозно-этических установлений, он отличается четкой ориентацией на социально-групповую иерархию общества, на ее обоснование. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы – закона, долга, обычая. Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания.

 

 

lektsia.com

Политические учения Древнего Востока и Античности — Мегаобучалка

Всемирная история политических идей – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений. Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности.

Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра.

Из древнейших учений несомненный интерес представляет религиозно-политическое учение брахманизм(Древняя Индия).

В соответствии с ним общество делилось на 4 варны (сословия). К ним относились брахманы (жрецы, учителя), кшатрии (правители, воины), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы), шудры (слуги). Собственно в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии.

Другим центром цивилизации в Древнем Мире был Китай. Эта страна представлена в истории политической мысли прежде всего учением Конфуция (551–479 гг. до н. э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданные – детей. В управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков.

Политические идеи разрабатывались не только в Древнем Китае и Индии. Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы Хамураппи”, а также “Авесту”, в которой, по преданию, изложены общественно-политические взгляды пророка Заратустры.

Своего наивысшего развития политическая мысль древности достигла в период Античности (Древняя Греция и Рим). Особенность политического развития Древней Греции заключалась в огромном разнообразии государственных форм, возникших в городах-полисах, что дало большой материал для научных обобщений.

Многие историки считают основоположником научных знаний о политике великого древнегреческого философа Платона(427–347 гг. до н. э.). В своих произведениях (“Государство”, “Политика”, “Законы”) он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов (мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы) обеспечивают государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения.

Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях, и соответствующие ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно ухудшаются в четырех других формах государственности. К ним относятся тимократия – власть честолюбцев, олигархия – господство немногих богатых над беднеющим большинством, демократия – власть большинства, опьяненного свободой и вседозволенностью. Демократию сменяет тирания – власть одного над всеми (по мнению Платона, наихудший вид правления).

Другой великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Критикуя идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию – здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государства Аристотель считал политию, при этой форме правления большинство граждан сознательно принимает участие в управлении государством. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов. Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя граждан, которые обладают “собственностью средней величины и умеренными взглядами”. Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4-х функций: воинская, административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, было гарантировано человеку от рождения, рабы не входили в число граждан.

Значительный интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося римского мыслителя и политического деятеля Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления. Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм, он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политии, в связи с чем его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает государство, в котором источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством.

megaobuchalka.ru

1. Политические учения Древнего Востока. Развитие политической мысли

Похожие главы из других работ:

Возникновение и развитие политических учений

3. Политические учения Нового Времени

Началом Нового Времени традиционно считается английская революция середины XVII в. Она разделила английское общество на сторонников короля и сторонников парламента, которые сформулировали свои политические программы. Сторонники короля (К...

Зарождение политических знаний

1. Политические учения Древнего Востока (Индия, Китай)

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства...

Зарождение политических знаний

3. Политические и правовые учения в Древнем Риме

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем...

История мировой политической мысли

2. Политико-правовая мысль Древнего Востока

Источниками политической мысли Древнего Востока являются: мифология восточных народов, Пятикнижие Моисея (Старый Завет Библии), древневавилонский политико-правовой памятник ХVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи»...

История политической мысли

2. Политические учения Средневековья: религиозная концепция

В Средние века в европейской политической мысли господствующим было христианство. Влияние его было противоречивым, как и само христианское учение. Оно санкционировало существующий строй, способствовало торжеству мистики...

История политической мысли

§4. Политические учения Нового времени

Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии...

Политика России

3. Политические учения современности

Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в...

Политическая мысль государств

§4. Политические учения Нового времени

Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии...

Политические идеи античности

Политические идеи Древнего Рима.

Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора...

Политические мысли Древнего Востока и Азии

1. Образование цивилизаций. Общее положение государств Древнего Востока. Развитие политической мысли

Государства на Древнем Востоке образовались в 4 -3 тысячелетиях до н.э. Первыми из них были Египет и Вавилон. С возникновением государств зародилась и стала развиваться и политическая мысль...

Политические мысли Древнего Востока и Азии

2. Политические мысли Древнего Египта

Одна из древних цивилизаций возникает на просторах великого Нила. Считается, что взгляды и воззрения древнеегипетских людей являются одним из основополагающих источников политико-правовых мыслей...

Политические учения древности

2. Политические идеи Древнего Китая

Политические учения Древнего Китая (Конфуций, даосизм, легизм) Лао-цзы (VI в. до н. э.) - считается основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли...

Политические учения древности

3. Политические идеи Древнего Египта

Древнейшее государство в Египте возникает в IV - III тыс. до н.э. и формируется в форме восточной деспотии во главе с наделенным неограниченной властью фараоном. Появление именно такой формы правления связано с тем...

Происхождение и сущность государства

1.2 Формы государств Древнего Востока

Два типа власти в примитивных обществах согласно Юнгу - власть вождя и власть шамана (жреца) - являлись основами двух древних форм государств - империи, как в Древнем Египте, и храмового управления жрецов, как в Шумере. Император, как вождь...

Этапы развития геополитики

1.1 Политические учения античности

Истоки формирования геополитических концепций можно найти в глубокой древности...

polit.bobrodobro.ru

Политика в странах Древнего востока

Количество просмотров публикации Политика в странах Древнего востока - 55

Политическая мысль зародилась в период разложения, первобытно-общинного строя, параллельно с процессом формирования государства права. На ранних этапах развития человечества политические взгляды не выступали относительно самостоятельнымисферамизнания, а были составляющими общей картины мира и в связи с этим испытывали влияние мифологических и религиозных представлений.

Начало политической мысли следует искать в истории государств Востока, где сформировались огромные теократические* монархии, происхождение которых, их существование и судьба считались зависимыми от Бога. По этой причине и зародившиеся здесь политические доктрины были ограничены рамками господствующих религий (отсюда и их определœение - религиозно-политические доктрины). Их основная идея - божественный первоисточник социально-политических и правовых порядков, а характерные черты - фатализм, покорность и послушание. Это нашло отражение в мифах и легендах народов древнего мира - египтян, вавилонян, индусов, китайцев, евреев, персов, греков и др., а также в их законах, различного рода советах, рекомендациях и "поучениях".

В соответствии с общим для стран Востока обожествлением фараона, царя, императора и т.п. политика трактуется в этих странах как выражение божественной воли. Ярчайший пример - Древний Египет, где фараон был не только живым Богом на земле, но и наилучшим из всœех людей по своим качествам: уму, морали, справедливости, силе, ᴛ.ᴇ. он выступает во всœех формах власти - был божеством, монархом, верховным судьею. Вся система власти строилась на насилии и страхе. Так фараон Тутмос III (1525-1473 ᴦ.ᴦ. до н.э.) в своем “поучении” рекомендовал придерживаться законов и применять насилие по отношению к своим подданным: "Вызывай у людей страх перед собой, ибо только тот является действительным властелином, кого люди боятся". В первом тысячелœетии до н.э. начинает проявляться тенденция отхода от первичного религиозно-мифологического представления к более рационалистическому взгляду на мир вообще и на государство в частности. Большую роль в формировании политико-правовой мысли Китая сыграло конфуцианство — учение Кун Фуцзи (551-479 ᴦ.ᴦ. до н.э.), ставшего известным в Европе через два тысячелœетия после своей смерти. Объект изучения у Конфуция - искусство управления государством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он отождествлял с искусством моральности. В корне конфуцианского идеала управления - не принуждение народа, не насилие над ним, а сила морального примера. ʼʼСила государства не в суровости наказаний, а в добровольности и сознательности признания властиʼʼ - писал Конфуций. По его мнению, преобразование государства крайне важно начинать с природной единицы - семьи, которой крайне важно вернуть освященные традиции, давнюю доминацию главы семьи. Значительную роль в совершенствовании самого человека и отношений в обществе он отводил образованным чиновникам, которые должны вернуть уважение к власти, доверие к ней. В тексте "Лунь - юй'' содержится моральная заповедь Конфуция: "Не делай людям того, чего не желаешь для себя и тогда в государстве и в семье к тебе не будут относиться враждебно".

Свое право на управление государством правители, по мнению Конфуция, должны утверждать знаниями, своими способностями, мудростью.

Яркими представителями рационализма китайской политической мысли были легисты (школа юристов), учение которых формируется в VI-V в.в до н.э. Отбросив конфуцианское представление о государстве как большой семье, сторонники правовой доктрины главный источник хорошего строя усматривали в политических и правовых институтах. Считая главной задачей создание сильной централизованной авторитарной державы, которая могла бы регулировать главные стороны общественной и частной жизни населœения, легисты выступали с обоснованием китайской доктрины политики на базе закона.

*Теократия-властьбога (в переводе с греческого)

referatwork.ru

Политическая мысль Древнего Востока

Философия Политическая мысль Древнего Востока

просмотров - 130

2.

1.

Функции политологии.

Существуют различные подходы к классификации функций политологии:

► Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

► Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

► Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще «политического человека».

► Диагностическая функцияпризвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

► Функция политической рефлексиипризвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

► Прогностическая функцияпризнана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

► Познавательная (исследование многообразия политических явлений с целью получения знания об их сущности, содержании и закономерностях развития).

► Аналитическая (всœесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы).

► Прогностическая (выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденций развития общественных процессов).

► Инструментально-практическая (разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики).

4. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин.

1).Тесная связь характерна для политологии и философии.

Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает наиболее общие вопросы политики.

Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики, соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, рационального и иррационального в политике.

2. Наиболее тесно политология связана с социологией и, особенно, с политической социологией.

С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология часто отождествляются, однако различия в предмете их исследования существуют. Политология изучает политическую жизнь общества во всœех ее проявлениях, начиная с сущности власти, ее природы и завершая конкретными формами ее проявления и институционального воплощения.

Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь.

Политология в своих исследованиях опирается на получаемые социологией эмпирические данные о социальной структуре общества и ее динамике, активно использует методы и методики социологических исследований (опросы, анкетирование и т.п.).

3). Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределœения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп.

Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии.

В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

4). Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой.

Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления.

Политология по отношению к правовым наукам является более общей теорией. В то же время политологическое исследование будет неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций.

5). Смежными науками являются политология и политическая история, исследующая процессы развития политической жизни общества, становление государственных институтов, партий, движений.

По словам английского историка Э. Фримена, история - ϶ᴛᴏ прошлая политика, а политика – теперешняя история. История дает политологу обширный фактический материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт прошлого.

Все это крайне важно для анализа современных политических процессов и политического прогнозирования.

6). Очевидна связь политологии с психологией.

Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров.

Стили политического руководства также имеют важное значение в политике. На стыке политологии и психологии получает развитие самостоятельная научная дисциплина – политическая психология.

7). Определœенная взаимосвязь имеется между политологией и географией.

Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда потребность в развитии таких научных направлений, как политическая география, геополитика, изучающих отношения между политикой и географией.

Лекция 2 (4ч). Этапы становления и развития политической науки в Республике Беларусь и за рубежом:

1. Политическая мысль античности и средневековья.

2. Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.

3. Европейская политическая мысль в XIX в.

4. Политическая мысль в Беларуси.

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений. Следуя принципу историзма, рассмотрим идеи наиболее ярких представителœей политической мысли.

Начало политической мысли следует искать в истории государств Востока, где сформировались огромные теократические монархии, происхождение которых, их существование и судьба считались зависимыми от Бога. По этой причине и зародившиеся здесь политические доктрины были ограничены рамками господствующих религий (отсюда и их определœение - религиозно-политические доктрины). Их основная идея - божественный первоисточник социально-политических и правовых порядков, а характерные черты - фатализм, покорность и послушание. Это нашло отражение в мифах и легендах народов древнего мира - египтян, вавилонян, индусов, китайцев, евреев, персов, греков и др., а также в их законах, различного рода советах, рекомендациях и "поучениях".

В соответствии с общим для стран Востока обожествлением фараона, царя, императора и т.п. политика трактуется в этих странах как выражение божественной воли. Ярчайший пример - Древний Египет, где фараон был не только живым Богом на земле, но и наилучшим из всœех людей по своим качествам: уму, морали, справедливости, силе, ᴛ.ᴇ. он выступает во всœех формах власти - был божеством, монархом, верховным судьей. Вся система власти строилась на насилии и страхе.

В первом тысячелœетии до н.э. начинает проявляться тенденция отхода от первичного религиозно-мифологического представления к более рационалистическому взгляду на мир вообще и на государство в частности.

Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства, наследственный монарх, одновременно являлся первым жрецом и единственным землевладельцем. Большую роль в формировании политико-правовой мысли Китая сыграло конфуцианство. Конфуций (Кун Фуцзи (551-479 ᴦ.ᴦ. до н.э.), стал известен в Европе только через два тысячелœетия после своей смерти. Объект изучения у Конфуция - искусство управления государством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он отождествлял с искусством моральности. В основе конфуцианского идеала управления - не принуждение народа, не насилие над ним, а сила морального примера. «Сила государства не в суровости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти» - писал Конфуций. По его мнению, преобразование государства крайне важно начинать с природной единицы - семьи, которой крайне важно вернуть освященные традиции, давнюю доминацию главы семьи. Значительную роль в совершенствовании самого человека и отношений в обществе он отводил образованным чиновникам, которые должны вернуть уважение к власти, доверие к ней. В тексте "Лунь - юй' содержится моральная заповедь Конфуция: "Не делай людям того, чего не желаешь для себя, и тогда, в государстве и в семье к тебе не будут относиться враждебно".

Свое право на управление государством правители, по мнению Конфуция, должны утверждать знаниями, своими способностями и мудростью.

Яркими представителями рационализма китайской политической мысли были легисты (школа юристов), учение которых формируется в VI-V в. до н.э. Отбросив конфуцианское представление о государстве как большой семье, сторонники правовой доктрины главный источник хорошего строя усматривали в политических и правовых институтах. Считая главной задачей создание сильной централизованной авторитарной державы, которая могла бы регулировать главные стороны общественной и частной жизни населœения, легисты выступали с обоснованием китайской доктрины политики на основе закона.

Политико-правовая мысль в Древней Индии сформировалась и развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений.

Жрецы (брахманы) на протяжении многих веков занимали в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества доминирующее положение. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелœетия до н. э., именуемых в целом Ведами («веды» - «ведение, знание» на санскрите).

В Ведах говорится о делœении общества на четыре варны (сословия):

- брахманы-жрецы;

- кшатрии-воины;

- вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев;

- шудры, состоявшие из свободных низов.

Οʜᴎ созданы, богами из мирового тела и духа. Рабы находились вне варн.

Брахманизм получает свое дальнейшее в другом памятнике древнеиндийской мысли - в Упанишадах, возникновение которых относится к IX—VI вв. до н. э.

Все варны и их члены должны, согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно предустановленной для них дхарме — закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в общества и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.

Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформление известного политико-правового памятника — «Законов Ману».

В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делœении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы:

Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию. Наказание в своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении наказание определяет «искусства управления», означающего «руководство палкой». По Законам Ману наказание - воплощенная дхарма и охранитель всœех живых существ, богов и людей.

Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы.

С критикой ряда базовых положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, Будда (Просветленный). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителœе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей.

С позиций признания нравственно-духовного равенства всœех людей Будда, и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (IV—III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья, влиятельный советник и министр.

Относя к наукам философию, учение о трех Ведах, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении, трактат подчеркивает, что философия при помощи логических доказательств исследует в учении о трех Ведах — законное и незаконное, в учении о хозяйстве — пользу и вред, в учении о государственном управлении — верную и неверную политику.

В «Артхашастре», наряду с признанием того, что «закон основан на истинœе», явное предпочтение всœе же отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям и административно-властным установлениям. Полезность выступает в трактате в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти и целям сохранения системы варн.

Читайте также

  • - Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции

    ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 1. Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции. 2. Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения. 3. Политические идеи периода ранних буржуазных революций. 4. Политические концепции Х1Х – начала ХХ вв. 5. Современные политические... [читать подробенее]

  • - Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции

    ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 1. Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции. 2. Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения. 3. Политические идеи периода ранних буржуазных революций. 4. Политические концепции Х1Х – начала ХХ вв. 5. Современные политические... [читать подробенее]

  • - Политическая мысль Древнего Востока

    2. 1. Функции политологии. Существуют различные подходы к классификации функций политологии:&... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    1. Политические учения Древнего Востока (Индия, Китай). Зарождение политических знаний

    Похожие главы из других работ:

    Возникновение и развитие политических учений

    3. Политические учения Нового Времени

    Началом Нового Времени традиционно считается английская революция середины XVII в. Она разделила английское общество на сторонников короля и сторонников парламента, которые сформулировали свои политические программы. Сторонники короля (К...

    Зарождение политических знаний

    3. Политические и правовые учения в Древнем Риме

    Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем...

    История мировой политической мысли

    2. Политико-правовая мысль Древнего Востока

    Источниками политической мысли Древнего Востока являются: мифология восточных народов, Пятикнижие Моисея (Старый Завет Библии), древневавилонский политико-правовой памятник ХVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи»...

    История политической мысли

    2. Политические учения Средневековья: религиозная концепция

    В Средние века в европейской политической мысли господствующим было христианство. Влияние его было противоречивым, как и само христианское учение. Оно санкционировало существующий строй, способствовало торжеству мистики...

    История политической мысли

    §4. Политические учения Нового времени

    Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии...

    Политика России

    3. Политические учения современности

    Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в...

    Политическая мысль государств

    §4. Политические учения Нового времени

    Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии...

    Политические идеи античности

    Политические идеи Древнего Рима.

    Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора...

    Политические мысли Древнего Востока и Азии

    1. Образование цивилизаций. Общее положение государств Древнего Востока. Развитие политической мысли

    Государства на Древнем Востоке образовались в 4 -3 тысячелетиях до н.э. Первыми из них были Египет и Вавилон. С возникновением государств зародилась и стала развиваться и политическая мысль...

    Политические мысли Древнего Востока и Азии

    2. Политические мысли Древнего Египта

    Одна из древних цивилизаций возникает на просторах великого Нила. Считается, что взгляды и воззрения древнеегипетских людей являются одним из основополагающих источников политико-правовых мыслей...

    Политические учения древности

    2. Политические идеи Древнего Китая

    Политические учения Древнего Китая (Конфуций, даосизм, легизм) Лао-цзы (VI в. до н. э.) - считается основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли...

    Политические учения древности

    3. Политические идеи Древнего Египта

    Древнейшее государство в Египте возникает в IV - III тыс. до н.э. и формируется в форме восточной деспотии во главе с наделенным неограниченной властью фараоном. Появление именно такой формы правления связано с тем...

    Происхождение и сущность государства

    1.2 Формы государств Древнего Востока

    Два типа власти в примитивных обществах согласно Юнгу - власть вождя и власть шамана (жреца) - являлись основами двух древних форм государств - империи, как в Древнем Египте, и храмового управления жрецов, как в Шумере. Император, как вождь...

    Развитие политической мысли

    1. Политические учения Древнего Востока

    Политическая мысль Древней Индии Важной особенностью политической идеологии Древней Индии было оправдание и обоснование системы варн. Варны представляли собой различные социальные группы свободных, неравных по своим правам...

    Этапы развития геополитики

    1.1 Политические учения античности

    Истоки формирования геополитических концепций можно найти в глубокой древности...

    polit.bobrodobro.ru

    Политические идеи древнего востока

    Координаты: электронная почта [email protected] Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1. Общее представление идей Древнего Востока. 5

    2. Этапы политической истории Древней Индии. 6

    3. Политическая и правовая идея Древнего Китая. 12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

    ВВЕДЕНИЕ

    «Политические идеи Древнего Востока» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

    Тема работы актуальна потому, что древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.

    Не сразу сложилась политическая наука в строгом смысле этого понятия. Длительный период развития политической мысли предшествовал ее формированию и в разных странах мира политических учений . "Политические и правовые учения в специальном и строгом смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования государств и раннеклассовых обществ.

    В русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений проходил генезис политических и правовых учений (теорий) в теоретико-познавательном плане.

    В рамках исторических и юридических дисциплин происходило в России изучение истории политических и правовых учений. Частью высшего юридического российского образования с XIX века стало изучение истории политических и правовых учений.

    Актуальность исследования определила цель работы:

    Цель работы – рассмотреть политическую и правовую идеологию Древней Индии.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Исследовать литературу по проблеме исследования.

    2. На основе теоретического анализа данной проблемы, систематизировать знания о политических идеях Древнего Востока.

    3. Рассмотреть сущность и специфику этапы политической истории Древней Индии и политические идеи Древнего Китая.

    4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:

    1. Изучение политико-правовой идеи Древней Индии имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Индии, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. История Индии предоставляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в них, что называется в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов.

    Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Индии, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.

    2. Период расцвета общественно-политической идеи Древнего Китая относится к VI—III вв. до н. э. В это время в Древнем Китае происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Из-за роста имущественной расслоенности внутри общин происходило возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Ожесточенная борьба шла за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распалась на многочисленные враждующие между собой государства. Древний Китай «проваливается» в затяжной политический кризис.

    Тот торжественно-величественный Конфуций, который известен нам сегодня, чей образ вошел во все книги о Китае и который стал символом всей цивилизации Восточной Азии, очень далек от действительной личности живого Конфуция. В традиции он предстает пред нами как символ наставничества и духовной мудрости, как носитель идеи государственного служения и заботы о народе. Но этот Конфуций — продукт тысячелетнего поправления образа скромного наставника Кун Цю по имени Чжунни.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. – М.: 2002. С. 100

    2. Васильев Л. С. Конфуций // Вопросы истории. 1999. С. 25

    3. Грачев М. Н. Политология: Учебно-методическое пособие. — М.: НОУ МЭЛИ, 1999. С. 213

    4. Грачев М. Н., Ирхин Ю. В. Актуальные проблемы политической науки. — М., 2006. С. 89-109

    5. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.,2005. С. 215

    6. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.,2005. С. 65

    7. Ильин М. В., Коваль Б. И. Что есть политика и что — наука о политике. // Полис. — 2001. С. 74

    8. Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология: Учебник. Истоки и становление политической и правовой мысли. 2000. С. 123

    9. Конфуций. Лунь-юй. // Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. — Т.1. — М., 2002. С. 20-29

    10. Лейста О. Э. История политических и правовых учений: Учебное пособие. — М., 2006. С. 85

    11. Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие. — М.: Саттва, 2003. С. 195

    12. Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – М.: Норма. 2006. С. 45

    13. Миголатьева А. А. Политическая теория и политическая практика: Словарь-справочник. — М., 2004. С. 251

    14. Миронова А. В., Цыганкова П. А. Зарубежная политология: Словарь-справочник. — М., 1998. С. 63

    15. Нерсесянца В. С. История политических и правовых учений: Учебное пособие. — М., 2006. С. 218-220

    16. Основы политической науки: Учебное пособие: В 2 ч. / Под ред. Пугачева В. П. — М., 2003. С. 352

    17. Черниловского З. М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. — 2004.

    mirznanii.com


    Смотрите также