Обычаи древнего рима. Рим — Италия — Римская империя: экономическая структура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Некоторые обычаи Древнего Рима. Обычаи древнего рима


Погребальные обряды. — МегаЛекции

Введение

 

В нашей работе мы постараемся рассмотреть, как в древнеримской цивилизации зарождались традиции отмечать праздники и зрелища, каковы были корни их происхождения и как, с течением времени, они культивировались и превращались в грандиозные зрелища и игры для развлечения населения.

Очень интересно описывает обычаи, нравы древних эллинов, и сопоставляет их с укладом повседневной жизни и духовными особенностями людей в ареале римской цивилизации, автор книги «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима»- Лидия Винничук. В ее книге прослеживаются все этапы развития Рима и Греции, их особенности. В результате сравнительного анализа возникает реальная и живая историческая картина событий на протяжении полутора тысячелетий. Автор широко использует в своей книге письменные и археологические источники, которые были изучены и обработаны ею лично. Книга изобилует цитатами из античных сочинений, что придает ей особое очарование при прочтении.

В этой работе мы постараемся более подробно рассмотреть, как зарождались обычаи людей в Древнеримской цивилизации справлять праздники, после тяжелой работы на земле, и проводить свое свободное время с пользой для совершенствования ума, тела и души. Цель работы: показать какую роль играли праздники и зрелища в жизни древнеримской цивилизации. Задачи: рассмотреть истоки зарождения праздников и зрелищ в древнеримской цивилизации; появление в Древнем Риме традиции, организовывать публичные зрелища и игры для развлечения народа.

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ ДРЕВНЕГО РИМА.

Свадебные обряды.

Свадебные обряды в Древнем Риме были очень торжественными, свадьбы праздновались шумно и весело. Для невесты и жениха это было радостное и важное событие. Интересным фактом является то, что хотя жен и мужей для своих детей родители выбирали сами, но все равно зачастую они прислушивались к мнению детей. Но в любом случае брак должен был сулить не только любовь, но и определенную выгоду, например, денежную или политическую. Именно по этой причине и составлялся брачный договор. Девочек отдавали замуж с 14 лет, но бывали случаи и более ранних браков с 12-13 лет. Вся свадебная подготовка начиналась только тогда, когда был обозначен день важного события. Следует отметить, что день свадьбы древним римлянам выбрать было не так-то просто, ведь многие дни считались неблагоприятными. И обычно свадьбы праздновались в середине или конце июня месяца, который сулил новой семье счастливую жизнь. Сначала молодые обручались, невеста надевала кольцо на палец левой руки. В этот же день составлялся брачный договор. И только потом праздновалась сама свадьба. Римские свадебные обряды уделяли большое значение невесте. В ночь перед свадьбой она приносила на домашний алтарь все свои детские игрушки и прощалась с ними, этот обряд символизировал вступление во взрослую замужнюю жизнь. Когда наступал день самой свадьбы, невеста наряжалась в бело-красные одеяния. Белый цвет означал радость жизни. Невеста надевала белую тунику, красную вуаль и красные туфли. На голову накидывалось свадебное покрывало, которое украшали разными цветами. И невеста ждала приезда жениха. Во время свадебной церемонии жрец устанавливал, является ли день свадьбы удачным. После чего подписывался уже составленный брачный договор. И молодожены соединяли руки для совместной молитвы богам. После церемонии гости с молодоженами праздновали свадьбу в доме невесты. И только потом новоиспеченные муж и жена отправлялись в дом главы семейства. Жених переносил невесту через порог своего дома на руках. Гости и флейтисты в дом жениха уже не входили. На этом празднование свадьбы заканчивалась и начиналась семейная жизнь.

Погребальные обряды.

В древнем Риме знания по лечению некоторых болезней передавались в каждой семье из поколения в поколения. Обычно это были названия целебных трав, сиропы, настойки и мази, употребляемые при простуде, температуре, кашле. использовался так же метод аборта и противозачаточные средства, хотя аборт был запрещён и делавший его, при поимке, высылался из Рима с полной конфискацией имущества. большое применения получили магические амулеты от сглаза, в силе действия которых жители не имели никаких сомнений. использовали также, так называемые, любовные фильтры и практиковали заклинания типа вуду со сжиганием на огне восковых и глиняных фигур, поэтому, к врачам (ими обычно являлись слуги или даже рабы, которых в последствии сменили греческие учёные), древние римляне обращались в самый последний момент, когда болезнь заходила очень далеко. это приводило к тому, что основная часть пациентов умирала. практически, в тот период предназначением врача было не лечить, а сопровождать умирающего больного, стараясь как можно больше облегчить его страдания. врач, часто находился у изголовья своего бывшего пациента и составлял все необходимые юридические документы о происшедшей смерти. Интересно отметить, что ювелиры того времени производили, помимо прочего, золотые коронки для зубов. по закону, это было единственное золото, которое могло сопровождать граждан после их смерти. Древние римляне представляли свою смерть с большим страхом, поэтому в противовес этой печальной неизбежности они старались, как можно больше есть и развлекаться, как бы говоря тем самым: "видишь, я ещё жив!" в обеденных залах часто выставлялись настоящие скелеты, чтобы постоянно напоминать присутствующим о той участи, которая никого не обходит стороной. эта традиция дошла до средневекового периода. Смерть для древних римлян являлась публичным фактом, в котором принимали участие родственники умирающего и весь социальный клан, в котором он жил. поэтому важным элементом являлся последний эффект оставленный умирающим. многие римские императоры умирали при полном убранстве со словами величия на губах. После смерти одного из членов семьи, близкие родственники должны были закрыть ему глаза и поцеловать умершего. таким образом, считалось, что дух покойного переходил к ним. после этого ритуала можно было приступать к траурной церемонии, которая обычно начиналась с причитаний и плача об усопшем. во многих районах юга Италии до сих пор действует эта традиция. Детская смертность во времена римской империи была очень высокой, 30-40% умирало, не достигнув одного года, а 1/3 - до 10 лет. возможно, именно из-за такой большой смертности древнеримское общество привыкло к ней и детей (как бедняков) хоронили на общественном кладбище без каких-либо церемоний, что имело название funus tacitum. это происходило обычно ночью. детей, умерших до трёхлетнего возраста хоронили под фундаментом родительского дома и не носили по ним траур.

знатных римлян после смерти натирали бальзамными маслами, одевали в дорогие одежды и выставляли для всеобщего прощания в одном из богато убранных залов. в знак траура гасили огонь во всём доме и вывешивали на воротах листья кипариса, римской сосны или платана. интервал с момента смерти до погребения мог быть самым различным. так, например бедняка хоронили в тот же день, а император находился в траурном зале около недели. В первых рядах похоронной процессии шли музыканты с флейтами. за ними - женщины, оплаченные для крика и рыданий, мимы, танцоры и коляска с imagines предков. имаджинес предков - были рабы одетые в одежду давно умерших родственников покойного. на лице у них красовались маски с изображением этих родственников. и только в конце несли открытый гроб, за которым следовали родственники, друзья и свободно наёмные слуги. если умерший занимал важный государственный пост, похороны начинались от центрального форума. Захоронение происходило вдоль больших дорог за городскими стенами. перед этим произносилась прощальная речь, а затем приступали к сожжению трупа на костре. кости и пепел собирались в специальную урну, которую устанавливали в сооружённый на месте надгробный алтарь с высеченным именем. нередко вокруг него разбивали настоящий сад. для бедняков надпись на могиле являлась единственным следом, оставленным ими в истории.

траурные церемонии не проводили по самоубийцам, покончивших со своей жизнью через повешение. все остальные были погребены с теми же почестями, которые их ждали ли бы в случае "нормальной" смерти.

 

Религиозные обряды.

 

Римская религия бедна легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существу являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же исходные данные, что и у греков, - страх перед непонятным явлением природы, стихийными бедствиями и преклонение пред производящими силами земли ( итальянские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу всяческих благ и символ плодородия). Для древнего римлянина, существовало еще одно божество - семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах - у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но по существу, эти все божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказывать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Обычно, италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударами молний, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты храма или пещеры. И молящийся римлянин в отличие от грека, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал он это не только для того, чтобы сосредоточится на молитве, но и для того ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество. Поклонение многочисленным богам, руководящим почти что каждым шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах. В римской религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав римского государства, но до более тесных контактов с греческими городами у римлян и представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было только просить о чем-либо. Если один бог не откликается на просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности. Для того чтобы римский земледелец мог должным образом разобраться во всем этом, в Римском государстве были составлены так называемые Индигитамента - списки официально утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которых следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни. Эти списки были составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую и абстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона (1в. до н. э.), Рим в течении 170 лет обходился бес статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов, “не позволяла” ставить статую в ее святилище, а олицетворять лишь священным огнем. По мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим “двинулись” множество чужеземных божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их гнева. Свершено особую роль римской религии сыграли эльтруски - удивительный и загадочный народ, чья письменность до сих пор не расшифрована, чьи памятники представляют совершенно особый мир, до сих пор не разгаданный учеными. В религии эльтрусков огромное место отводилось магическим обрядам, гаданиями толкованиям различны знамений, ниспосылаемых богами. Поскольку эльтрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни было совершенно чуждо римлянам с их формальным и расчетливым подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у эльтрусков лишь науку о предсказаниях, гаданиях и знамениях, как наиболее практическую и имеющую прикладное значение, часть их религиозных представлений. Эту науку эльтрусских жрецов - гаруспиков (гадателей по внутренностям жертвенных животных, в особенности по печени) римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Рим приглашались эльтрусские специалисты. Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских копиях, за малым исключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусстве греков, то за это они должны быть благодарны римлянам.

 

 

megalektsii.ru

Обычаи и традиции древнего Рима

Так же как и Сатурналии, Компиталии знают и обычай принесения к алтарю и вывешивания на дверях домов человеческих изображений в виде кукол, изготовленных из шерсти (Fest., р. 121, 17). Некоторые из этих кукол составляли предмет ночных жертвоприношений, вследствие чего в этом обычае справедливо видели замещение обряда человеческих жертвоприношений, сохранившегося хотя бы формально в Сатурналиях, когда в конце празднества раба, изображавшего царя Сатурналий, разоблачали и убивали. Хотя и считалось, что убийство это было лишь символическим, однако в начале IV в. н. э. в Дуросторуме (Силистрии), в Нижней Мезии, зафиксирован случай реального убийства царя Сатурналий; роль эту исполнял некий молодой христианин, по имени Дазий, которого праздновавшие легионеры убили, руководствуясь при этом, видимо, двумя ритуалами христианской Пасхи и греко- римских Кроний-Сатурналий. Рудименты обряда человеческих жертвоприношений в римском культе связаны с религиозной церемонией «Аргеи» (т. е. «греки»), соответственно которой с pons Sublicius в Риме бросались в воду Тибра соломенные куклы, долженствовавшие замещать греческих мужчин и женщин, некогда, видимо, совершенно реально приносимых в жертву божеству. Разумеется, все это могло лишь напоминать о реальных обычаях, относившихся к той же эпохе, что и ритуальные захоронения на форуме, о которых шла речь в первой главе. Так же указаны и этнографические параллели подобных обрядов, к которым можно еще присовокупить обычай, засвидетельствованный у американских тлинкитов, приносить в жертву рабов на прибрежных камнях, имевших священное значение и служивших местом совершения ритуальных действий. Описанные культовые факты заставляют предположить участие рабов в почитании родовых божеств с начала патриархального рабства, когда посредством этих обрядов чужеродный пленник приобщался к жизни завладевшего им родового коллектива. Культ этот на той стадии, на которой нам сообщают о нем Катон и Дионисий Галикарнасский претерпел уже весьма значительные трансформации, утратил многие архаические черты (в частности обряд человеческих жертвоприношений принял в нем чисто символическую форму) и приспособился к новым историческим условиям, выступая в качестве средства для поддержания социального равновесия и сглаживания остроты социальных противоречий. В этом смысле эволюция его продолжалась и далее, когда в эпоху Августа компитальные коллегии наряду с почитанием ларов приняли на себя также и отправление культа гения императора.

istoriyarima.blogspot.com

Некоторые обычаи Древнего Рима

Некоторые обычаи Древнего Рима

 

Древний Рим, наравне с Древней Грецией, считается колыбелью европейской культуры. Однако, некоторые традиции того времени даже нам, которые видели все или почти все, кажутся странными.

Улицы Рима часто назывались по тем ремесленникам или торговцам, которые там обосновались. Например, была в городе «Сандальная» улица - улица специ­алистов по выделке сандалий. На этой улице Август поставил знаменитую статую Аполлона, которая и стала именоваться по улице .

На римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев: для этого просто не было места. Пробки на дорогах римляне узнали задолго до Рождества Христова. Если по улице проезжал конный военный отряд, он мог безнаказанно оттеснять пеше­ходов и даже бить их.

Стены многих домов были украшены откровенными изображениями сексуаль­ных сцен. Это считалось не порнографией, а объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до зрителей весь накал таких сцен. Рим вообще знаменит своими свободными нравами. Педофилия, однополые связи и групповой секс были в порядке вещей. Но знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из высшего общества, так как если в результате по­являлся незаконнорожден­ный ребенок, то возникали большие проблемы с деле­жом наследства.

Римские пиры были не очень красивым зрелищем. Независимо от размеров помещения и числа обеда­ющих, стол был очень ма­леньким. Одного сотрапез­ника от другого отделяли подушками и тканями. Ску­ченные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не просту­жаться, укрывались специ­альными накидками. Гладиаторские бои римляне переняли у греков. Стать гладиатором мог не только военнопленный, но и любой свободный гражданин, желающий заработать. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».

«К арене» могли приговорить и гражданских преступников. Как, например, од­ного ювелира, который обманывал покупателей.

Было у римлян и что-то вроде кино. Во время наумахий во всех подробностях разыгрывались исторические баталии. Для инсценировки одной битвы было вы­копано огромное искусственное озеро. В представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов.

Проституция цвела в Риме пышным цветом. Проститутки работали практичес­ки везде и различались не только по стоимости, но и по характеру оказываемых услуг. Например бустуариями назывались проститутки, что по но­чам бродили около могил (Ьиз1а) и костров на кладбищах. Часто именно они исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.

Римские туалеты (по-латыни они назывались «1а1ппа» или «тезиса») были доста­точно вместительны - в самых больших могло одновременно «заседать» порядка 50 человек. Пол туалетов был выложен мозаикой, обычно изображавшей дельфи­нов, а в центре бил фонтан. В фориках часто играли музыканты, а собравшиеся вели беседы и делились новостями. Часто там можно было услышать и полити­ческие остроты и стихи.

 

 

ООО «Зарубежная недвижимость» г. Екатеринбург - недвижимость за рубежом, АН "Регион-Маркет" - недвижимость в Екатеринбурге Агентство Недвижимости ООО «Регион-Маркет» - надежность, проверенная временемАдрес агентства недвижимости: 620114 Екатеринбург ул. Хохрякова, 98ТЦ Весенний, 3 этаж, офис 40

Телефоны агентства недвижимости: +7(343)268-30-22,Телефон/факс: +7(343)216-35-67,+7-950-633-12-67

E-mail: [email protected]

Skype: regionural

waytoestate.ru

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. Рим — Италия — Римская империя: экономическая структура. (Винничук Л.)

Винничук Л.

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

...Ни мидийцев земля, что всех богаче лесами, Ни в красоте своей Ганг, ни Герм, от золота мутный, Все же с Италией пусть не спорят; ни Бактрия с Индом, Ни на песчаных степях приносящая ладан Панхайя. ...Наливаясь, хлеба и Вакха массийская влага Здесь изобильны, в полях и маслины, и скот в преизбытке. (...) Здесь неизменно весна и лето во время любое, Дважды приплод у отар, и дважды плоды на деревьях. (...) Столько отменных прибавь городов и труд созиданья, Столько по скалам крутым твердынь, людьми возведенных, Столько под скалами рек, обтекающих древние стены! Море напомню ли, к ней подступившее справа и слева? (...) Здравствуй, Сатурна земля, великая мать урожаев! Мать и мужей!..

Вергилий. Георгики, II, 136—174

Хозяйственное развитие Римского государства было значительно более сложным, чем в Греции, которая хотя и состояла из множества весьма различных с экономической точки зрения областей, однако не расширяла своих границ так, как это делал Рим. Основание греками колоний, дававших им немалое экономическое подспорье, имело совершенно иной характер, нежели римские завоевания, обогащавшие государство за счет провинций. Обогащалось, впрочем, не только Римское государство, но и многие его граждане, прежде всего нечестные администраторы, наместники. Об этом свидетельствовали многочисленные судебные процессы «де репетундис» — о лихоимстве, казнокрадстве, хищениях.

А начиналось все с маленького поселения в Лациуме, и это поселение — Рома, Рим — распространило свою власть не только на земли соседей на территории Италии, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты видели их причины главным образом в силе римского оружия, в героизме римлян, но обращали внимание и учитывали также важную роль географических условий, которым этот край, в особенности низины Северной Италии, был обязан своими обильными урожаями и богатствами. Конечно, гимн Вергилия «Земле Сатурновой» — Италии — продиктован патриотической гордостью поэта и отвечал определенным идеологическим ориентациям в политике Октавиана Августа. Вместе с тем мы располагаем и другими свидетельствами греческих и латинских писателей, еще подробнее и в более широком контексте рассматривавших условия римских успехов и побед. Достаточно назвать географа Страбона, историка Полибия и ученого-энциклопедиста Плиния Старшего.

Полибий, грек, воспитатель и друг Сципиона Младшего, не раз выражает свое уважение и восхищение могуществом Рима и мудростью его государственного строя: «Если что-нибудь случится, всегда все римляне действуют дружно в совместном обсуждении, исполнение принятого решения не запаздывает, каждый отдельно и все в совокупности способствуют осуществлению начинаний. Вот почему это государство, благодаря своеобразному устройству, оказывается неодолимым и воплощает в жизнь все свои планы. ...Нельзя было бы указать лучшего государственного устройства» (Всеобщая история, VI, 18). Но историк высоко ценит и природные богатства италийской земли, ее обильные урожаи — пшеницы, ячменя, почти неограниченные запасы гречихи и проса, множество виноградников (Там же, И, 15, 1—2).

Полибий писал во II в. до н. э., когда еще существовала во всей своей силе Римская республика, что ее жители сохраняли свою гражданскую позицию и думали больше о государстве, чем о своих личных выгодах. Однако и грек Страбон, живший позднее (64/63 г. до н. э. — 23/24 г. н. э.) и явившийся основоположником региональной географии, исходил в своих рассуждениях из учета двух важнейших факторов — географической среды и человека. Говоря о Риме, Страбон принимал во внимание всю Италию, указывая, что сам Вечный город не находился изначально в наиболее благоприятном положении: «Теперь я укажу важнейшие условия, в силу которых римляне вознеслись в настоящее время на такую высоту. Одно из них состоит в том, что безопасность Италии (подобно острову) охраняют кругом моря, за исключением только немногих областей, но даже и эти последние защищены труднопроходимыми горами. Второе условие то, что она большей частью лишена гаваней, а существующие обширны и замечательны. Первое из этих обстоятельств выгодно для защиты от нападения извне, второе помогает самим нападать на врагов, способствуя развитию торговли». Как географ, Страбон не забывает и о роли климатических условий: «Климат и температура страны отличаются большим разнообразием, чем и вызываются величайшие изменения... животного и растительного мира и вообще всего, что полезно для поддержания жизни. ...На долю Италии выпало еще следующее преимущество: так как Апеннинские горы тянутся по всей ее длине и оставляют по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы, то нет ни одной части страны, которая не пользовалась бы благами горных и равнинных местностей. К этому следует добавить множество больших рек и озер и, сверх того, во многих местах еще источники горячих и холодных вод, самой природой созданные для здоровья, а особенно обилие всевозможных рудников. Невозможно описать по достоинству запасы лесных материалов в Италии, пищи для людей и животных и превосходное качество ее плодов» (Страбон. География, VI, 4).

Но географ умеет оценить и собственный вклад людей с их трудом и талантами в создание благоприятных условий развития общества. Без человеческих усилий все выгоды географического положения Италии остались бы нереализованными и Рим не смог бы достичь того могущества и славы, о которых с восхищением пишет Страбон. «Так как первоначально обширные и плодородные земли в окрестностях Рима принадлежали другим (местным италийским племенам. — Прим. пер.), а городская территория легко подвергалась нападениям, то местоположение города, дарованное судьбой, вовсе не сулило в будущем счастья. Но когда своим мужеством и трудами римляне сделали эту землю своим владением, тогда в их распоряжении оказалось богатство, превышающее всякие естественные преимущества. Выросший вследствие этого скопления благ город обладает достаточным запасом пищи, лесных материалов и камня для строительства жилых домов, которое продолжается непрерывно...»

Но римляне не только захватили и обратили себе на пользу природные сокровища Средней Италии. «К выгодам, которые приносит городу природа, римляне прибавили другие преимущества благодаря собственной предусмотрительности. Действительно, если считалось, что греки при основании городов особенно удачно достигали цели стремлением к красоте, неприступности, наличию плодородной почвы и гаваней, то римляне как раз заботились о том, на что греки не обращали внимания: о постройке дорог, водопроводов, клоак, по которым городские нечистоты можно спускать в Тибр. Они построили дороги по всей стране, срывая холмы и устраивая насыпи в лощинах, так что их повозки могут принимать грузы купеческих судов... Водопроводы подают такое огромное количество воды, что через город и по клоакам текут настоящие реки». Именно римляне, заключает географ, сумели, владея Италией, превратить ее в опорный пункт своего владычества над всем миром (Там же, V, 3; VI, 4).

О выгодном географическом положении Рима и Италии писали также Цицерон, Плиний Старший, Витрувий. По мнению последнего, большое значение имели и климатические условия, влиявшие и на физический облик человека, и на его склад ума: «Благодаря разреженному воздуху неба, полуденные народы, обладая из-за зноя острым умом, легче и быстрее соображают и принимают решения; у северных же племен, окутанных густым воздухом неба, ум, охлажденный влагою из-за сопротивления воздуха, цепенеет. (...) Поэтому раз все это природой так устроено в мире и племена отличаются неуравновешенными темпераментами, то правильно расположенными в центре мира пределами посредине пространства всего земного круга... обладает народ римский. (...) Так, божественный ум поместил государство римского народа в превосходной и уравновешенной стране для того, чтобы он получил власть над земным кругом» (Витрувий. Об архитектуре, VI, 1).

В этих словах явственно слышится гордость римлянина, звучащая и в «Георгиках« Вергилия, и в описаниях Плиния Старшего, для которого Рим — глава мира, город, с которым никакие другие равняться не могут. Да и сама Италия, обширная и обильная, удостаивается у Плиния самых возвышенных слов: она «избрана волею богов, дабы само небо она сделала светлее, собрала вместе разбросанные государства, смягчила нравы, а несхожие между собой и дикие языки стольких народов стянула воедино общностью речи, так что они стали говорить друг с другом; она дала людям культуру и оказалась вскоре единым отечеством всех народов на всем свете». Далее Плиний восторженно описывает различные уголки Италии с их умеренным климатом, целительным воздухом, плодородными полями, согретыми солнцем холмами, обилием озер, рек и источников, с многочисленными морями и портами, землями, открытыми для торговли со всеми странами (Плиний Старший. Естественная история, 39—41).

Итак, описания Италии и оценки ее географической и климатической ситуации у разных авторов оказываются сходными. Только одни, как уже говорилось, приписывают все победы и завоевания римлян воинственному духу обитателей Вечного города, другие же прямо связывают исторические успехи Рима с условиями его повседневной жизни.

Но ни один из писателей того времени не касается проблем социальных: кто выращивал и собирал эти невиданные урожаи в Италии и кто получал от них выгоду? как было организовано сельское хозяйство — главная основа экономики Римского государства? какие изменения и перевороты происходили в этой области?

Первоначально господствовала мелкая земельная собственность. Цинциннат, обрабатывавший плугом свой участок земли, покинул его, чтобы, став диктатором Рима, привести сограждан к победе над врагами, а затем оставил свои диктаторские полномочия и вновь взялся за плуг. По мере того как римляне завладевали землями соседних италийских племен, они отбирали у побежденных значительную часть обрабатываемой площади (в большинстве случаев одну треть), обращая ее в «агер публикус» (общественное поле), находившееся в принципе в собственности государства, однако хозяйствовали на нем римские нобили. В защиту прав мелких землевладельцев выступили братья Гракхи и их сторонники: как народные трибуны Гракхи пытались противодействовать экономической экспансии землевладельческой знати на «общественное поле». Но ни смелые речи братьев Тиберия и Гая Гракхов, ни проведенные ими законопроекты не смогли изменить хода событий, и с течением времени в руках богачей и магнатов оказались огромные земельные площади — латифундии. Чтобы соответствующим образом обработать эти обширные территории, требовались целые толпы рабов. Земля и все, что на ней родилось, теперь не только поддерживали существование землевладельца и его семьи, но и служили источником прибыли. Подобная ситуация сохранялась до тех пор, пока Рим не добился власти над плодородными землями в иных странах. Со времени Пунических войн захваченная римлянами Сицилия, а затем и Африка могли поставлять в Вечный город зерно по цене более низкой, чем крупные поместья в Италии. В результате в самой Италии земледелие вступило в полосу упадка, ибо теперь выгоднее было разводить скот или выращивать виноградную лозу и оливковые деревья. И все же хлеба нужно было много, и не только для удовлетворения потребностей собственной семьи, подчас весьма многочисленной, но и для раздачи хлеба населению. Этот обычай ввел в Риме Гай Гракх, который, дабы подчеркнуть свое стремление к реформам и одновременно снискать себе благосклонность народа, стал широко практиковать бесплатные раздачи хлеба беднейшим слоям римских граждан. Это были так называемые фрументации — распределение зерна среди малоимущих. Обычай этот укоренился, и бедняки, все, кто не имел работы и пропитания, получали хлеб, а то и мясо от знатных лиц, пытавшихся таким путем обеспечить себе поддержку масс и политическое влияние. Своеобразной формой «даровых угощений» были также пиры, устраиваемые по случаю различных событий частной жизни: свадеб и погребений, всевозможных семейных годовщин и т. п. Раздачи продовольствия привлекали в Рим толпы обездоленных из других городов и областей, что, в свою очередь, вызывало волнения в самом Риме.

При таком массовом наплыве бедноты Италия уже была не в состоянии обойтись собственными запасами зерновых. Хлеб шел и из Сицилии, и из Африки, и с острова Родос, принося немалые прибыли предприимчивым торговцам. Жажда наживы, тяга к скорейшему обогащению оказывались сильнее, чем старинная римская добропорядочность, а конкуренция приводила к острым личным столкновениям.

Расширение политического горизонта римлян на восток и на запад обусловило заметные изменения в обычаях граждан Вечного города, в их повседневной жизни. Соприкоснувшись с роскошью и великолепием Востока, они пытались придать своему быту те же черты. Поэтому в Рим привозили не только предметы первой необходимости, но и многие экзотические товары, иной раз весьма дорогие, удовлетворявшие любые капризы и прихоти горожан и горожанок. Миллионная столица громадного государства не могла существовать без импорта, без торговли. Средний римлянин питался хлебом, выпеченным из пшеничной муки, — эта пшеница выросла в Сицилии или в Северной Африке. На обеденный стол жителям Рима подавалась рыба, выловленная и засушенная в окрестностях Гибралтара. Римский гражданин готовил различные блюда на африканском масле в горшках и кастрюлях из меди, добытой в Испании, пользовался посудой, вышедшей из гончарных печей Галлии, пил испанские и галльские вина, а если он проливал какой-нибудь соус на свою тогу, то очищал ее специальной глиной с островов Эгейского моря. Богатый горожанин носил одежду из милетской шерсти или из египетского полотна, жена его наряжалась в китайские шелка, украшала себя алмазами и жемчугом из Индии, натиралась благовониями из Южной Аравии. Блюда приправлялись индийским перцем и афинским медом. На столы из африканского цитрусового дерева еду подавали на подносах из испанского серебра, а сицилийское вино наливали в сосуды из сирийского стекла. Богатый римлянин жил в доме, стены которого были отделаны цветным мрамором, добытым в каменоломнях Малой Азии, среди предметов из индийского эбенового или тукового дерева, инкрустированных африканской слоновой костью, в покоях, уставленных статуями, вывезенными из Греции.

Из самой Италии также отплывали корабли с товарами. Вывозили керамические изделия, изделия из металлов, хорошие вина, знаменитый мрамор из каррарских каменоломен. Однако экспорт не мог все же сравниться с импортом ни по количеству товаров, ни по их ценности. В Риме громоздились горы товаров, часто лежавших без пользы, между тем как все большие суммы денег выкачивались из Рима, попадая в руки иностранных купцов. Примером излишнего, неоправданного ввоза может служить факт, для Рима трагический: Аларих, вождь готов, обещав оставить Рим в покое и мире, взял в качестве части выкупа три тысячи фунтов перцу. По словам Плиния Старшего, импорт наиболее дорогих товаров, привозимых из Аравии, Индии и Китая, поглощал ежегодно до 550 млн. сестерциев.

«Со всей земли и со всех морей, — восторженно обращается к римлянам оратор II в. н. э. Элий Аристид, — доставляется вам все, что дает каждое время года и всякая местность, что дают реки и озера, искусства и ремесла греков и варваров. Так что, если кто-либо хотел бы все это увидеть, он должен был бы или объехать весь мир, или побывать в вашем городе. В самом деле, все, что родится и производится у других народов, все это непременно всегда имеется здесь в избытке. Сюда прибывает столько кораблей с грузами отовсюду во всякое время, с наступлением осени, что город представляется как бы всемирной мастерской.

Здесь можно увидеть столько товаров из Индии, а если пожелаешь, то и из счастливой Аравии, что кажется, будто там остались лишь голые деревья, а местным жителям, если им что понадобится, приходится ехать сюда, дабы воспользоваться своими же плодами. Тканей из Вавилона и украшений из более отдаленных варварских стран доставляют вам больше и легче, чем если бы нужно было привезти что-нибудь с Наксоса или Кифна в Афины. (...) ...А если чего-либо здесь не видно, то того и не было или нет вовсе» (Элий Аристид. Похвала Риму).

Источник: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.: ил.

labyrinthos.ru

Обычаи и законы Древнего Рима

Обычаи и законы Древнего Рима

Законы 12-ти таблиц ( V в. до н. э.)

Еще в законах двенадцати таблиц предпринимается попытка придать децемвирами (decem viri) последующим постановлениям народного собрания силу закона (таблица 12 “впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона” [20]), т.е. происходит распространение регулятивной функции зарождающейся законодательной власти на изменяющиеся обстоятельства будущих правоотношений, некая специализация правотворчества и перенос необходимости принятия решений в области правоотношений на коллегию из десяти мужей.

Значимые дела не должны осуществляться без волеизъявления народа, на ком лежит обязанность назначать магистратов, осуществлять судебную власть и исполнять закон. Закон принятый впоследствии имеет главенство над утратившим силу. [19.3]

Институции Гая ( II в н.э.), кодификация Юстиниана (529 - 534 г н.э. )

Гай о Jus Civile и Jus Gentium.

Народы, живущие по законам и в соответствии с обычаями, пользуются вместе со своим собственным правом, общим правом всех людей: таким образом, право, установленное народом для себя самого является собственным и называется цивильным правом, свойственным самим гражданам. А право, которое устанавливается среди всех людей, называется правом общенародным. Так римский народ пользуется наряду со своим собственным правом, правом, общим для всех людей. [12]

Со слов одного из известнейших римских историков, Тита Ливия:

Брат, давно уже мы живем друг с другом не как сотрапезники на пирах. Любой ценою желаешь ты царствовать. Но твоей надежде мешает мой возраст, мешает право народов, мешает древний македонский обычай, мешает, наконец, и воля отца. [13]

Слова Персея, старшего сводного брата Деметрия по отцу, рожденного от наложницы подтверждают преобладающую власть домовладыки в то время. (Позднее Персей убил Деметрия.)

У аргосцев был обычай, чтобы в первый день народных собраний преторы возглашали имена Юпитера, Аполлона и Геракла как бы для доброго предзнаменования. Позднее закон добавил к этому перечню имя царя Филиппа. [13]

Напоминает более поздний закон о цитировании в эпоху домината, который по конституции Константина (321 г. н.э.) сначала установил приоритет использования мнений видных юристов при рассматривании дел в следующем порядке; Попениан, Павел и Ульпиан, а затем в 426 г. н.э. (Кодекс Феодосия) добавил к ним Гая и Модестина и в конце закрепил это в Кодексе Юстиниана (529 — 534 г н.э.).

Из декрета императора Юстиниана префекту Джону.

Более того я приказываю, что бы время подачи жалобы для опротестования завещания после открытия наследства согласовывалось с мнением Ульпиана. Мнением Модестина, который утверждал, что это время должно исчисляться от смерти наследодателя — пренебрегать, дабы наследник не был введен в заблуждение … [19.2]

Сципион сказал им, что карфагеняне нарушили не только перемирие, но и право народов, защищающее послов, он, однако, не сделает ничего недостойного римских обычаев и собственных его правил. С этими словами он отпустил послов и стал готовиться к войне. [13]

Cобытия 209 г. до н.э. правовая оценка которых могла быть проведена римской магистратурой, учрежденной в 242 г. до н.э. и использующей в своей работе право народов (jus gentium).

Около двух тысяч лет спустя:

Статья 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях ( Вена, 18 апреля 1961 г н.э.)

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и ли достоинство. [14]

Ведь ничто внешне так не обманчиво, как ложное суеверие. Когда преступления оправдывают религией, закрадывается опасение, что, карая людские заблуждения, мы можем нарушить связанные с ними права богов. Но от сомнений такого рода вас избавляют бесчисленные декреты понтификов, постановления сената, ответы гаруспиков. [13]

Для того, чтобы преступление не осталось без наказания, достойное кары безрассудство заставляет неоднократно повторять постановленное, поскольку даже недавним запрещением оно не было исправлено. Ибо если столько раз запрещалось, то теперь уже обычай никому не позволяет еще активнее стремиться к запрещенному. [14]

Замкнутая мысль с надеждой на успех и очень напоминает условный рефлекс, возникающий в течение жизни особи и не закрепляющийся генетически (не передаются по наследству).

Юлиан, Ульпиан, Павел, Гермогениан об обычае ( II – IV в. н.э.)

Будучи одной из самых ранних форм права, обычай остался прежним с точки зрения способа выражения и порядка обеспечения правовых норм. Это объясняется связью обычая как формы права с общественным и личным правосознанием и правовым поведением. В отличие от судебной деятельности, изданных законов и заключенных договоров, которые являются продуктами субъектов права, обычай представляет собой следствие самих общественных отношений. Исследование обычаев говорит о специфике общественной и правовой организации той или иной общности, а также выявляет общие пути развития отдельных национальных правовых систем.

Интересны замечания Римских юристов в отношении своих обычаев, как проявлений морально-этических правил поведения и их постепенным превращением в закон, изданный одним, записанный некоторыми и исполняемый всеми ставшие обычаи уже для нас:

Новицкий, известный среди современных юристов за составление удачного учебника по Римскому Частному Праву различает писанное (ius scriptum) и неписанное (ius non scriptum) право, где писаное право – это письменные указания органов власти на определенный момент времени, а неписаное – это нормы жизни людей, подтвержденные практикой их применения. И если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаям (бытовыми). [16]

- Юлиан. Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаем. Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий. Поэтому весьма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путем неприменения.

- Ульпиан. Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного (закона).

- Павел. Но и позднейшие законы относятся к предшествующим, если они не противоречат последним; и это подтверждается многими примерами.

- Он же. Это право (обычное право) пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму.[17]

Рассмотрим главу 22 из 5-й книги сентенций Павла (приведена полностью), вошедшую в Свод Законов Юстениана,

1 Лицо, которое явилось причиной мятежа, бунта или неповиновения группы людей должно быть распнуто, брошено диким зверям или выдворено на остров.

2 Раб, выкорчевывающий земельные отметки, должен быть послан на рудники. Свободные граждане лишаются трети своей собственности и высылаются на остров. Неимущие приговаривается к общественным работам.

3 Римский гражданин, кто совершит обряд обрезания себе или своему рабу по Еврейскому обычаю после конфискации собственности, должен жить на острове до самой смерти, а врач совершивший это должен быть казнен.

4 Еврей, совершивший обряд обрезания своему рабу из другого народа, должен быть выдворен или серьезно наказан. [19] в которой выделяются группы лиц в Римском обществе принадлежащие по мнению Павла к возмутителям спокойствия обычного положения вещей.

- Гермогениан. Но и, то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет, должно быть соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право. [17]

Глоссаторы (XI—XIII в н.э.):

- Плацентин. Отмечал необходимость наличия длительности времени применения и условия разумности в отношении обычая. [18]

- Ирнерий, изучавший римское право по Дигестам Юстиниана настаивал на невозможности судьями изменять закон, и при его толковании согласовываться с порядком его обычного применения.

Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru

worldunique.ru

ОБЫЧАИ ДРЕВНЕГО РИМА - Мои статьи - Стратегия и тактика

Древний Рим, наравне с Древней Грецией, считается колыбелью европейской культуры. Однако, некоторые традиции того времени даже нам, которые видели все или почти все, кажутся странными.

Улицы Рима часто назывались по тем ремесленникам или торговцам, которые там обосновались. Например, была в городе «Сандальная» улица — улица специалистов по выделке сандалий (vicus Sandalarius). На этой улице Август поставил знаменитую статую Аполлона, которая и стала именоваться по улице — Apollo Sandalarius.

На римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев: для этого просто не было места. Пробки на дорогах римляне узнали задолго до Рождества Христова. Если по улице проезжал конный военный отряд, он мог безнаказанно оттеснять пешеходов и даже бить их.

Стены многих домов были украшены откровенными изображениями сексуальных сцен. Это считалось не порнографией, а объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до зрителей весь накал таких сцен.

Рим вообще знаменит своими свободными нравами. Педофилия, однополые связи и групповой секс были в порядке вещей. Но знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства.

Римские пиры были не очень красивым зрелищем. Независимо от размеров помещения и числа обедающих, стол был очень маленьким. Одного сотрапезника от другого отделяли подушками и тканями. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.

Гладиаторские бои римляне переняли у греков. Стать гладиатором мог не только военнопленный, но и любой свободный гражданин, желающий заработать. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».

«К арене» могли приговорить и гражданских преступников. Как, например, одного ювелира, который обманывал покупателей.

Было у римлян и что-то вроде кино. Во время наумахий во всех подробностях разыгрывались исторические баталии. Для инсценировки одной битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов.

Проституция цвела в Риме пышным цветом. Проститутки работали практически везде и различались не только по стоимости, но и по характеру оказываемых услуг. Например бустуариями («Bustuariae») назывались проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров на кладбищах. Часто именно они исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.

Римские туалеты (по-латыни они назывались «latrina» или «forica») были достаточно вместительны — в самых больших могло одновременно «заседать» порядка 50 человек. Пол туалетов был выложен мозаикой, обычно изображавшей дельфинов, а в центре бил фонтан. В фориках часто играли музыканты, а собравшиеся вели беседы и делились новостями. Часто там можно было услышать и политические остроты и стихи.

novaroma.ucoz.ru

Сексуальные обычаи Древнего Рима / Разное / magSpace.ru

С середины I века до н. э. в Риме наступил период упадка*, а вместе с ним — эпоха безграничной сексуальной свободы. Мы расскажем тебе о самых ярких сексуальных явлениях этого времени.

* Собственно, причина упадка — гражданские войны, ударившие по экономике. Сильная нужда ослабила пуританские нравы римлян, а особенно высших сословий, бросившихся зарабатывать на хлеб кто чем может. В Римской республике начался кризис, следствием которого стало ее падение и создание монархической власти.

Религиозные праздники

Номер 1

Традицию устраивать массовые оргии во славу богов римляне позаимствовали у продвинутых греков. Историки тех лет описывают сцены невероятного разврата, происходившего прямо на улицах. Люди танцевали и занимались любовью до изнеможения везде, где придется, на радость Венере. Половина юных горожан лишалась невинности именно на этих праздниках. Даже для эпохи упадка с ее сексуальной раскрепощенностью такие фестивали оказались слишком прогрессивным нововведением, поэтому мероприятия вскоре запретили.

Сексуально рабство

Номер 2

Рабы в Древнем Риме обладали настолько ничтожными правами, что воспринимались скорее как мебель, чем как люди, поэтому секс с рабом официально не рассматривался как секс с человеком. Этой лазейкой в законе с удовольствием воспользовались римские аристократы, когда император Август запретил прелюбодеяние, то есть половые связи вне брака, в 31 году до н. э.

Мужчин и женщин, попавших в плен в ходе многочисленных войн, начали скупать на аукционах нимфоманы из высших сословий и использовать для плотских утех. Кстати, в сексуальном рабстве жилось гораздо сытнее, чем в любом другом, так что далеко не все пленники были против.

Неприличные надписи и граффити

Номер 3

Некоторые сведения о сексуальной мощи древних римлян дошли до нас из первых источников. Стены Помпеи сохранили сотни откровенных надписей и картинок. «Здесь был солдат седьмого легиона. В эту ночь он удовлетворил шесть женщин, но и этого мало для такого жеребца» — типичная надпись на помпейской стене. Больше всего подобных сообщений осталось на стенах бывших лупанариев (публичных домов). Среди них можно найти не только фривольные картинки, но и кое-какую полезную по тем временам информацию, например имена сотрудниц с прейскурантом.

Символика

Номер 4

Современным цензорам с их отвращением к обнаженной натуре крупно повезло не родиться в античном Риме. Ни один предмет интерьера этой эпохи не обходился без изображения пениса. Мужской детородный орган красовался на многочисленных фресках, панно, монетах, кухонной утвари и прочих неожиданных поверхностях. Даже язычки колокольчиков римляне догадались отливать в форме фаллосов. Делалось все это, само собой, дабы угодить богам.

Еще римляне любили украшать жилища картинами с богом плодородия Приапом, демонстрирующим свое огромное достоинство. Картину, разумеется, следовало повесить на самое видное место. В противном случае удача и процветание могли отвернуться от хозяев дома.

Литература

Номер 5

Как ты уже догадался, литература того времени тоже изобиловала эротическими сюжетами. До наших дней дошло не много произведений, но и их вполне достаточно, чтобы проникнуться атмосферой эпохи.

Хрен твой такой же огромный, как, Папил, и нос твой огромный.

Так что когда он встает, можешь понюхать его.

Эта эпиграмма принадлежит перу знаменитого древнеримского поэта Марка Валерия Марциала. И это наивный стишок по сравнению с романом «Сатирикон» или произведениями Ювенала, многие страницы которых посвящены описанию невероятных оргий.

Правители

Номер 6

Правители Древнего Рима эпохи упадка — особая каста извращенцев всех категорий, во многом задававших общее настроение внутри страны.

Нерон, например, любил проводить время с весталками, неприкосновенными жрицами богини Весты, а наутро самолично отдавал их под суд за разврат. Однажды он кастрировал одного из своих любовников и попытался превратить его в женщину.

Трансвестит Марк Аврелий Гелиогабал пошел еще дальше. Он предпочитал приезжать на светские мероприятия в колеснице, запряженной обнаженными девицами. Хорошо известны его религиозные реформы. По решению Гелиогабала главным в пантеоне древнеримских богов стало божество, символом которого был метеорит фаллической формы.

Ритуальные атрибуты

Номер 7

Даже собственные могилы древние римляне превратили в памятники порнографии. Мужчины желали, чтобы на их надгробиях размещали целые повести об их сексуальных приключениях.

На некоторых могильных плитах встречаются подробные описания половых актов, разбавленные, например, восторженными комплиментами женской груди.

В общем, римляне жили в соответствии с надписью на еще одном сохранившимся надгробном камне: «Веселись и не отказывайся от секса с красивыми женщинами. Когда ты умрешь, такого шанса уже не будет».

magspace.ru


Смотрите также