По литературе мифы древней греции. Методическая разработка по литературе (6 класс) на тему: Урок литературы по теме "Мифы Древней Греции"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: Мифы Древней Греции. По литературе мифы древней греции


Методическая разработка по литературе (6 класс) на тему: Урок литературы по теме "Мифы Древней Греции" | скачать бесплатно

Слайд 1

Древняя Греция. Мифы, боги, герои, люди.

Слайд 2

Словарь понятий Миф – произведение, созданное фантазией народа, в котором передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифология – совокупность мифов и мифических представлений. Сказка – произведение устного народного творчества преимущественно волшебного или бытового характера с установкой на вымысел. Легенда – произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики. Легенда – действительность, приукрашенная фантазией. Аэд - певец, сочинявший и исполнявший эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента. Кифара – древнегреческий струнный щипковый инструмент. Рапсод – древнегреческий декламатор, речитативом, без музыкального сопровождения исполнявший на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы. Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле. Люди смертны, зависят от богов. Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто исполняют волю богов.

Слайд 3

Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов

Слайд 4

Боги Древней Греции Олимпийцы — верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп. В греческой мифологии олимпийцы почитались как верховные божества. Традиционно насчитывают двенадцать главных богов-олимпийцев: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Афина, Гефест и Гестия .

Слайд 5

Аполлон – бог солнечного света. Аполлон обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств. Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины. Артемида – богиня охоты и природы. В ее честь был воздвигнут грандиозный храм – одно из семи чудес света. Основные изображения Артемиды – в виде охотницы в коротком хитоне, с копьем и луком, в сопровождении нимф или нескольких ланей Афина (Паллада) — дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний

Слайд 6

Афродита — богиня любви и красоты . Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде — вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»). Гермес —покровитель странников, ремесел, торговли, воров.. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках.. Гестия — богиня домашнего очага и огня. Гефест — бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым человеком, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-олимпийцев и героев.

Слайд 7

Гера — верховная олимпийская богиня, Гера считалась покровительницей брака. Деметра — богиня плодородия и земледелия. Посейдон —брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно — в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных. Зевс — верховный бог, царь богов и людей. Зевс считался владыкой гроз и громов. Как старший из богов, Зевс был покровителем справедливости, ниспосылал людям богатство и процветание, хранил мировой порядок. Зевса изображали в виде дородного мужчины с пучком молний в кулаке

Слайд 8

Древнегреческая мифология в искусстве Приам, просящий вернуть ему тело Гектора . Александр Иванов, 1824 г. Москва, Третьяковская галерея

Слайд 9

Похищение Европы Валентин Серов, 1910 г. Москва, Третьяковская галерея

Слайд 10

Вакх. Леонардо да Винчи, 1510-15 гг. Париж, Лувр.

Слайд 11

Кузница Вулкана Диего Веласкес, 1630 г. Мадрид, музей Прадо

Слайд 12

Смерть Орфея Альбрехт Дюрер, 1494 г

Слайд 13

Голова Медузы Караваджо, 1598-99 гг. Галерея Уффици, Флоренция .

Слайд 14

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой Никола Пуссен, 1648 гг. Париж, Лувр

Слайд 15

Парнас Рафаэль Санти, 1509-10 г. Рим, музеи Ватикана

Слайд 16

Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией Пальма первенства - первое место среди других вследствие превосходства над всеми остальными. От существовавшего в Древней Греции обычая награждать победителя в состязании пальмовой ветвью или венком Ящик Пандоры - источник множественных несчастий, бедствий. От древнегреческого мифа о Пандоре, согласно которому люди некогда жили, не зная никаких несчастий, болезни и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину - Пандору; она получила от бога ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея не открывать ларец, Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла его и рассыпала все несчастья Метать громы и молнии - распекать кого-либо; говорить гневно, раздраженно, упрекая, обличая кого-либо или угрожая ему. Возникло из представлений о Зевсе - верховном боге Олимпа,- который, согласно мифам, расправлялся со своими врагами и неугодными ему людьми при помощи ужасающих по своей силе молний, выкованных Гефестом. Кануть в Лету - быть забытым, бесследно и навсегда исчезнуть. От названия Леты - реки забвения в подземном царстве Аида; из нее души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь Петь дифирамбы - неумеренно, восторженно хвалить, восхвалять кого-либо или что-либо. Возникло от названия дифирамбов - хвалебных песен в честь бога вина и виноградной лозы Диониса, певшихся во время шествий, посвященных этому божеству.

Слайд 17

Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией Сизифов труд - бесполезный, не имеющий конца тяжелый труд, бесплодная работа. Выражение появилось из древнегреческого предания о Сисифе (Сизифе), известном хитреце, способном обмануть даже богов и постоянно вступавшем с ними в конфликты. Именно ему удалось оковать цепями бога смерти, посланного к нему, и держать его в заточении несколько лет, вследствие чего люди не умирали. За свои действия Сизиф был жестоко наказан в Аиде- он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, неминуемо срывался вниз, так что всю работу надо было начинать заново Прокрустово ложе - то, что является мерилом для чего-либо, к чему что-то насильственно подгоняют или приспосабливают. Первоначально - ложе, на котором, по древнегреческому мифу, разбойник Полипемон, по прозвищу Прокруст ("растягивающий"), укладывал схваченных им путников и вытягивал ноги тем, кому это ложе было велико, или отрубал ноги тем, кому оно было мало. Дамоклов меч - постоянно угрожающая кому-то опасность, неприятность. Выражение возникло из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (432-367 гг. до н.э.), который с целью проучить одного из своих приближенных, Дамокла, завидовавшего его положению, посадил его во время пира на свое место, повесив над головой Дамокла острый меч на конском волосе как символ тех опасностей, которые неминуемо грозят тирану. Дамокл понял, как мало счастлив тот, кто находится под вечным страхом.

Слайд 18

Олимпийские игры

Слайд 19

Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину) 1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? Поэмы Гомера, Гесиода 2. Как называлась пища богов, дающая им вечную юность и бессмертие? Нектар – напиток богов, амброзия – пища богов 3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? Туника, тога, хитон. 4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. Кифара, лира 5. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей. 6. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? Афродите 7. Назовите героя древнегреческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. Сизиф 8. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? Геркулес 9. Кто воспитал Геракла? Кентавр Хирон 10. Кто подарил людям огонь? Прометей

Слайд 20

Второй тур «Мифические животные» (бег) Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. Кентавры 2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади- змеиное; у него три головы: льва, козла и змеи, - изрыгающие пламя. Химера 3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслало на Фифы. Оно сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевших ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. Сфинкс 4. Отгадайте загадку Сфинкса. Человек: ребенок, взрослый, старик. 5. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – «собаки Зевса». Грифоны 6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет. Когда приходит срок, сжигает сама себя. Из ее праха возрождается новая птица. Феникс 7. Полу-дева, полу-змея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. Ехидна 8. Полу-женщины, полу-птицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. Сирены 9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. Кербер или Цербер .

Слайд 21

Третий тур «Фразеологические обороты» (метание диска) Рассказать о происхождении фразеологизмов Рог изобилия Яблоко раздора Панический страх Ахиллесова пята Сизифов труд Ящик Пандоры Троянский конь Прокрустово ложе

Слайд 22

Сколько голов было у гидры? Девять 2. Кто помог одолеть гидру? Иолай - племянник Геракла 3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? С помощью трещоток 4.Кому принадлежала керинейская лань? Артемиде 5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? В большой бронзовый сосуд 6. Кто из богов подарил быка царю Крита? Посейдон 7. Чем кормил Диомед коней? Человеческим мясом 8. Каково значение пояса Ипполиты? Знак власти, приносит удачу 9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? Три Четвертый тур «12 подвигов Геракла» (метание копья)

Слайд 23

Пятый тур «Греко-римские боги» (борьба) Назовите римских аналогов греческих богов 1. Зевс Юпитер, царь богов и людей. Бог грома и молнии 2. Гера Юнона, хранительница семьи 3. Афродита Венера, богиня любви 4. Эрот Купидон, бог любви 5. Арес Марс, бог войны 6. Артемида Диана, богиня-охотница 7. Афина Минерва, богиня мудрости и справедливой войны 8. Гефест Вулкан, бог огня и кузнечного дела 9. Посейдон Нептун, бог моря

nsportal.ru

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: Мифы Древней Греции | скачать бесплатно

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

Тема урока:  «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия»

Автор: учитель русского языка и литературы

Мамутова Айше Ренатовна

 

Cимферополь, 2017 г.

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить кругозор учащихся;
  • познакомить их с историей Греции;
  • рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире;
  • познакомить учащихся с героями мифов Древней Греции;
  • раскрыть героический образ Геракла.

Развивающие:

  • стимулировать познавательный процесс;
  • развивать коммуникативные  и творческие способности учащихся;
  • развивать интерес к литературе, русскому языку;
  • развивать умения работы с книгой, другими источниками информации.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности;
  • формировать умение работать в команде;
  • воспитывать эстетический вкус.

Формирование УУД

  1. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  2. Метапредметные

Познавательные: знать произведение, основные теоретико-литературные понятия; уметь анализировать и делать собственные выводы.

Регулятивные: знать теоретический материал, уметь выделять основную и дополнительную информацию.

Коммуникативные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.

  1. Предметные:  активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира; ввести понятие «герой» в древнегреческой мифологии; совершенствовать навыки пересказа, умения анализировать и делать собственные выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.

Оборудование: презентация Power Point,  мультимедийный проектор, тетради, раздаточный материал, рабочие листы, листы самооценки.

Ход урока

«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны».

  1. Организационный момент.

Приветствие детей на греческом языке: «Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!!»

Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Так говорили ученикам учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их. Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся!

У вас на партах лежат рабочие листы и листы самооценки. В течение урока мы будем записывать всю информацию на рабочих листах, а на листах самооценки вы будете записывать количество баллов (правильных ответов), которые вы получили за выполненное задание (ответ).

За каждый правильный ответ вы получите кольцо. Тот, кто наберет наибольшее количество колец, в конце урока будет награжден.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.

«Собери пазлы» (Работа в парах).

Ребята, предлагаю собрать пазл и определить, что изображено на нем (под греческую музыку собирают пазлы). Работаем в парах. Да, верно, это часть географической карты, а именно – Греция.

  1. Определение темы и цели урока.

Но государство не может существовать без прошлого. Посмотрите на слайд, перед вами пантеон богов.

А что же такое пантеон? Давайте запишем это определение в рабочие листы. Пантео́н (греч. Πάνθειον, «(храм) всем богам») – группа богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии, также храм или святое здание, посвященное всем богам какой-либо религии.

Каких богов узнали? (слайд с изображениями главных древнегреческих богов)

  • Назовите, верховного бога, бога грома и молнии (Зевс)
  • Супруга Зевса, покровительница браков (Гера)
  • Бог моря (Посейдон)
  • Бог подземного царства (Аид)
  • Богиня мудрости (Афина)
  • Богиня любви (Афродита)
  • Богиня охоты (Артемида)
  • Бог искусства (Аполлон)

Молодцы.

Откуда мы узнали о жизни (существовании) древнегреческих богов? (Из мифов)

Сформулируйте тему нашего урока. (Мифы Древней Греции)

Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы знакомимся с мифами Древней Греции, а также с их героями. Мы узнаем … (ответы детей)

Запись темы урока в рабочие листы.

Работа с эпиграфом.

Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Правильно. Это очень интересно, ведь изучая прошлое, мы строим  настоящее. Культура античности глубоко проникла в культуру и язык  современных людей.

А. С. Пушкин писал: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности».  

Населив мир страхами и опасениями, греки населили его также мечтами и надеждами, надеждами не на богов – на человека. Эллины уподобили богов людям, так как увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек, так добр и благороден, как человек, так сложен и противоречив, как человек. 

Мозговой штурм

  • Ребята, а что такое миф? Как вы понимаете это слово?

Мифы (греч.) – предания, сказания. (запись в рабочие листы)

  • Что такое мифология? 

Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений. (запись в рабочие листы)

Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?

  1. Изучение нового материала.

Дома вы изучили статью «Мифы» на с. 176.

Я предлагаю вам выполнить тренировочное упражнение, чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете о причинах возникновения мифов.

Задание в рабочих листах. Ответьте на вопрос, поставив плюс или минус.

Каковы причины возникновения мифов?

1.

Желание людей понять явления природы.

+

2.

Стремление уяснить причины войн.

+

3.

Занятие охотой.

+

4.

Вера, что у каждого явления природы существует свой бог.

+

5.

Вера в единого Бога.

-

6.

Беспомощность человека перед явлениями природы.

+

Самопроверка. Посмотрите на слайд, проверьте себя. Занесите в лист самооценки количество правильных ответов.

  • Знакомство с главным героем древнегреческих мифов — Гераклом.
  • Знакомство с главным героем Гераклом.

В Древней Элладе родился герой,

Путь его труден и сложен порой

Но лишь в настоящей нелегкой борьбе

Он славу добыл и богам, и себе.

О ком идет речь? (о Геракле)

Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с одним из главных героев древнегреческих мифов – Гераклом.

  • Просмотр трейлера.
  • Сценка о рождении Геракла. Ученики получают роли.

Я предлагаю вам посмотреть сценку о рождении Геракла.

Зевс - Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.

Гера - (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в это час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.

Зевс – Клянусь, что будет так!

Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, и на свет первым родился  Эврисфей.

Гера (Зевсу) – радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!

Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит «прославленный Герой».

Автор – Когда Гераклу исполнилось 20 лет, он отправился к царю Эврисфею, чтобы совершить 12 подвигов и исполнить волю богов.

Что нового вы узнали о Геракле?

Чтение «Подвиги Геракла» учителем.

Беседа по прочитанному:

  • Чем занимался герой, став взрослым?
  • Как к нему относился царь Эврисфей?
  • Сколько подвигов совершил Геракл?
  • Почему именно 12 подвигов? Как вы думаете? (Связь со знаками Зодиака)
  • Интересный факт

В мифах  других народов у Геракла есть «двойники».  Из них особенно интересны римский Геркулес,  вавилонский Гильгамеш и финикийский Мелькарт. Эти герои, как и Геркулес, ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали. В звёздную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским названием Геркулеса) на небе, так как его именем называется одно из созвездий.  

Физкультминутка (под музыку сиртаки).

Всего Геракл совершил 12 подвигов. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

  1. Домашнеее задание.

Вы самостоятельно прочитаете все подвиги Геракла, а на следующем уроке расскажете тот подвиг, который вам понравился больше всех. А также я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к мифам. Открыли дневники и записали домашнее задание.

«СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ»

СЛУШАЮТ АУДИОЗАПИСЬ МИФА  (Исполняет народный артист СССР Николь Караченцев).

А сейчас приготовьтесь прослушать миф о шестом подвиге Геракла, читает народный артист Н. Караченцев. Внимательно следите по тексту, прослушаем начало, продолжение читать будете вы.

Беседа по прочитанному.

  • Понравился вам миф?
  • Что такое подвиг?
  • Какое решение принял Геракл для выполнения трудной задачи? (Направил воду на конюшни и всё смыло водой).
  • Какие качества Геракла проявились в этом подвиге? (Изобретательность, сила ума).
  • За что Геракл отомстил Авгию? (За коварство и несправедливость).
  • Не напоминает ли рассказ о мести Геракла одному из союзников Авгия, Нелею, какую-то сказочную историю? (Бог моря Посейдон наделил сына Нелея, Периклимена, способностью превращаться во льва, змею и пчелу. Обернувшись пчелой, Нелей сел на одну из лошадей колесницы Геракла, и герой убил пчелу-Периклимена. Вспомним, как герои сказок разных народов  получали дар превращения, вспомним литературные сказки, например, «Сказка о царе Салтане» Пушкина. (Князь Гвидон оборачивается шмелем и мстит Бабарихе.) Здесь мифологическая история получает переосмысление.

Работа в группах (максимальное количество баллов группе – 8. Каждый участник команды может получить до 2-х б., капитаны зарабатывают дополнительные кольца).

Образуйте, пожалуйста, группу из 4 человек. Каждой группе предоставляется индивидуальное задание. Время выполнения – 2-3 мин. После этого лидеры группы отвечают на поставленный вопрос. Та, группа, которая даст полный ответ на поставленный вопрос, получит максимальное количество баллов.

Задания для группы.

1 группа. Найдите в тексте все сравнения? Что такое сравнение?

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.

2 группа. Найдите в тексте все эпитеты? Что такое эпитет?

Эпи́тет – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

3 группа. Какие детали 6 подвига вам кажутся сказочными, а какие – достоверными? Какой жанр литературы называется сказкой? Чем миф отличается от сказки?

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Мифы – правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка – вымысел.

4 группа. Какому важному событию в истории положил начало 6 подвиг Геракла? Олимпийские игры в России: когда проходили, в каком городе?

В апреле 1896 года в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению. Инициатором возрождения Олимпийских игр был Пьер де Кубертен. Современные Олимпи́йские и́гры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся раз в четыре года под эгидой Международного олимпийского комитета.

5 группа. Докажите, что крылатому выражению «авгиевы конюшни», «дал жизнь» миф о 6 подвиге Геракла. Что называют «крылатым выражением»?

Крылатые выражения – устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности.

Да, вы абсолютно правы. Описанный подвиг Геракла дал жизнь «крылатому» выражение «авгиевы конюшни». Оно обозначает сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое место.

Скажите, пожалуйста, какие еще крылатые выражения, источниками которых являются мифы Древней Греции, вы знаете? Что они означают? (На доске)

Молодцы! С крылатыми выражениями знакомы!

Словарная работа над значением слова «герой».

Называя Геракла, мы всё время говорим, что он герой. А кто же такой герой?

Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения.

Микрофон

Можно ли назвать Геракла героем? (Да, можно.)

Но есть ещё одно значение слова «герой», которое было распространено в Древней Греции. Запишите это значение в рабочие листы: «Герой – это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия».

  • Получается, что Гераклу подходят все три определения слова «герой».
  • Какие черты характера присущи героям?
  • Вспомните, какие из записанных качеств вам приходилось демонстрировать в жизни, расскажите случай из вашей жизни.
  1. Закрепление изученного материала.

Тест

Шестой подвиг Геракла.

  1. Авгий был сыном Гелиоса, бога

А) воды; Б) солнца; В) огня.

  1. Среди стад Авгия  было

А) 15; Б) 12; В) 18 быков, посвящённых богу Гелиосу.

  1. А один из быков Авгия отличался необыкновенной красотой и сиял подобно

А) солнцу; Б) звезде; В) луне.

  1. Геракл предложил Авгию очистить в один день  скотный двор, если он согласится отдать

А) пятую; Б) третью; В) десятую часть своих стад.

  1. Геракл отомстил Авгию за обман, убив его в бою

А) мячом; Б) стрелой; В) пикой.

  1. В честь своей победы Геракл учредил Олимпийские игры, которые стали проводиться раз в

А) 4; Б) 2; В) 3 года.

  1. Олимпийские игры стали проводиться на равнине, обсаженной

А) лавром; б) оливами; В) миртом.

  1. В городе Пилос Геракл убил союзника Авгия Нелея и его

А) 8; Б) 13; В) 11 сыновей.

  1. Геракл убил сына Нелея  Периклимена, когда тот обратился в

А) змею; Б) пчелу; В) льва.

  1. Оставшийся в живых сын Нелея Нестор впоследствии прославился своими подвигами и великой

А) мудростью; Б) силой; В) смекалкой.

Взаимопроверка. Занесите в рабочий лист количество правильных ответов.

В мифах отразилось мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла.

Как вы думаете, какие качества Геракла отражали представления наших предков об идеальном человеке? (ответы детей)

Именно эти качества помогли Гераклу стать положительным героем древних сказаний.

  1. Рефлексия.

Итак, ребята! Вы большие молодцы! Для того, чтобы подвести итог нашего урока, предлагаю вам составить синквейн на изученную нами тему.

  1. Геракл.
  2. Прославленный, мужественный.
  3. Совершил, основал, отомстил.
  4. Древнегреческий герой.
  5. Геркулес.

Акрослово. (При наличии резервного времени)

У вас на столах есть бумага черного цвета и ручки с белой пастой. Предлагаю вам на этой бумаге написать имя «Геракл» и, используя буквы его имени, дать характеристику сегодняшнему урока.

Например:

Г – грандиозно. Е – емко. Р – развлекательно. А – активно. К – креативно, классно. Л – лучезарно.

  1. Оценивание деятельности учащихся.

А теперь подведем итог по листу самооценки. Подсчитайте количество заработанных балов и колец.

За каждый правильный ответ учащиеся получают кольцо (символ Олимпийских игр). А тот, кто наберет наибольшее количество колец, становится абсолютным победителем и получает в подарок оливковый венок.

Приложение 1.

Приложение 2

Рабочий лист

Тема урока: ______________________________________________________________

«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны»                            (Д.С. Лихачёв)

Пантеон –                                                                                                                                          

                                                                                                                               

Миф -______________________________________________________________

Мифология -______________________________________________________________

Тренировочное упражнение

Каковы причины возникновения мифов?

«да» или «нет»

1.

Желание людей понять явления природы.

2.

Стремление уяснить причины войн.

3.

Занятие охотой.

4.

Вера, что у каждого явления природы существует свой бог

5.

Вера в единого Бога.

6.

Беспомощность человека перед явлениями природы.

Геракл – ____________________________________________________________________________________________________________________________

Работа в группах (         группа)

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                     

                                                                                                                                   

                                                                                                                                 

Герой______________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа (тест)

  1. Авгий был сыном Гелиоса, бога

А) воды; Б) солнца; В) огня.

  1. Среди стад Авгия  было

А) 15; Б) 12; В) 18 быков, посвящённых богу Гелиосу.

  1. А один из быков Авгия отличался необыкновенной красотой и сиял подобно

А) солнцу; Б) звезде; В) луне.

  1. Геракл предложил Авгию очистить в один день  скотный двор, если он согласится отдать

А) пятую; Б) третью; В) десятую часть своих стад.

  1. Геракл отомстил Авгию за обман, убив его в бою

А) мячом; Б) стрелой; В) пикой.

  1. В честь своей победы Геракл учредил Олимпийские игры, которые стали проводиться раз в

А) 4; Б) 2; В) 3 года.

  1. Олимпийские игры стали проводиться на равнине, обсаженной

А) лавром; б) оливами; В) миртом.

  1. В городе Пилос Геракл убил союзника Авгия Нелея и его

А) 8; Б) 13; В) 11 сыновей.

  1. Геракл убил сына Нелея  Периклимена, когда тот обратился в

А) змею; Б) пчелу; В) льва.

  1. Оставшийся в живых сын Нелея Нестор впоследствии прославился своими подвигами и великой

А) мудростью; Б) силой; В) смекалкой.

Рефлексия.

Синквейн

  1. 1 существительное                                                                    
  2. 2 прилагательных                                                                    
  3. 3 глагола                                                                                    
  4. Фраза, которая выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом                                                                                                                                         
  5. Существительное-синоним                                                            

nsportal.ru

Презентация по литературе "Мифы Древней Греции".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Легенды и мифы Древней Греции Материалы к урокам

2 слайд Описание слайда:

1.Общие сведения о мифах. 2.Боги-олимпийцы. 3.Мифы о Геракле. 4.Иллюстрации к мифам. 5.Крылатые слова и выражения. 6.Викторина. 7.Ответы.

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

МИФ - предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлений природы. В мифах Древней Греции повествуется о жизни, о титанах, о богах , о героях. В начале ГЕЯ (Земля) родила титанов богов ,олицетворяющих стихии природы . Они жили ,не зная смерти и страданий . Но вот появился сын ЗЕВС у титана КРОНА ,боги ПОСЕЙДОН и АИД, началась борьба за власть между титанами и богами . Боги победили и захватили власть над миром .Зевс взял землю .Посейдон - воду .Аид-царство мертвых.

6 слайд Описание слайда:

Зевс – главный бог. Гея – богиня земли. Арес – бог войны. Гефест – бог огня. Афродита – богиня любви. Аполлон – покровитель искусств. Посейдон – бог моря. и другие.

7 слайд Описание слайда:

Немейский лев. Лернейская гидра. Стимфалийские птицы. Керинейская лань. Эриманфский вепрь. Скотный двор царя Авгия. Критский бык. Кони Диомеда. Пояс Ипполиты. Коровы Гериона. Кербер. Яблоки Гесперид.

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

Ахиллесова пята В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в "Илиаде" Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахилла — богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды реки Стикс; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку Ахилл и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение "ахиллесова пята" употребляется в значении: слабое, уязвимое место.

14 слайд Описание слайда:

Кануть в Лету. Лета В греческой мифологии Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. “Кануть в Лету” — быть забытым, бесследно исчезнуть.

15 слайд Описание слайда:

Нарцисс. Самовлюбленный, как Нарцисс В греческой мифологии Нарцисс- прекрасный юноша, сын речного бога Кефисса. Увидев свое отражение в воде, он влюбился в собственное отражение в воде (отсюда выражение “самовлюбленный Нарцисс”) и умер с тоски. По одному из вариантов мифа, Нарцисс отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой: он влюбился в самого себя и от безнадежности закололся. Из капель его крови вырос цветок нарцисс. Имя его стало нарицательным для человека, любующегося собой, самовлюбленного.

16 слайд Описание слайда:

Прометей. Прометеев огонь Прометей в греческой мифологии - титан, в мифах выступает как богоборец и защитник людей. После победы богов над титанами Прометей стал на сторону людей, похитил огонь с Олимпа и принес его людям. За это по приказу Зевса Прометею копьем пробили грудь, и он был прикован к скале на отрогах Кавказского хребта и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Выражение "прометеев огонь" употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека.

17 слайд Описание слайда:

Ариаднина нить, нить Ариадны В греческой мифологии Ариадна - дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Когда на Крит из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, прибыл царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте — дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей выбрался из Лабиринта по размотанной нити (Овидий, Метаморфозы). В переносном смысле нить Ариадны - путеводная нить, возможность, помогающая выйти из затруднительного положения.

18 слайд Описание слайда:

В греческой мифологии яблоко раздора – золотое яблоко с надписью « прекраснейшей» которое подбросила богиня раздора Эрида трем богиням :Гере , Афине и Афродите .Смертный юноша Парис должен был присудить яблоко достойнейшей .Гера пообещала Парису власть и богатство .Афина – мудрость и воинскую славу, а Афродита – отдать в жены самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя свое обещание , богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин– Елену. С этого похищения началась Троянская война .Выражение « яблоко раздора» означает причина спора , раздора.

19 слайд Описание слайда:

Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? Назовите братьев Зевса. Имя бога кузнечного дела. Кому из трех богинь Парис вручил яблоко с надписью « Прекраснейшей»? Какая война разгорелась из-за этого? Как назывались существа полулюди-полукони? Чудовище , загадки которого никто не мог разгадать? Страна царства мертвых. Титан, держащий небесный свод. Какие крылатые выражения из мифов вы знаете?

20 слайд Описание слайда:

Поэмы Гомера, Гесиода. Аид ,Посейдон . Гефест . Елена . Троянская . Кентавр . Сфинкс . Цербер . Атлант . Кануть в лету , яблоко раздора , загадки Сфинкса , ахиллесова пята и другие .

21 слайд Описание слайда:

ИНТЕРНЕТ www.edu.ru www.jandex.ru Н.А.Кун «Мифы Древней Греции» Мифы Древней Греции в полотнах великих художников. Е.М.Мелетинский «Мифологический словарь»

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-462308

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Разработка урока по русской литературе "Мифы Древней Греции"

Алексеева Туйаара Александровна

МБОУ «Сунтарская СОШ№2 им. И.С. Иванова»

Учитель русского языка и литературы

Открытый урок на тему: «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла», 6 класс

Образовательные цели: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире; познакомить учащихся с героями мифов; раскрыть героический образ Геракла.

Развивающие цели: стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе, русскому языку, учить использовать различные источники, в том числе Интернет, для поиска различной информации.

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности; формировать умение работать в команде; воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Использованные методы и приемы: технология интерактивного обучения, интегрированное обучение, технологии КСО (работа в группах),элементы технологии развития критического мышления, игровые технологии обучения.

Оборудование: Персональный компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор и мультимедийная доска Smart.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1) Приветствие учителя.

- Приветствие детей на греческом языке: «Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!!»

-Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Так говорили ученикам учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их.

2) Мотивационный момент: «Собери паззлы»

- Ребята, предлагаю собрать паззлы и определить, что собрали. Это часть географической карты, а именно, юг Европейской части. И это... СЛАЙД 1

-Что вы можете рассказать о главных атрибутах государства Греции?

Учитель: у каждой страны есть свои символы — это гимн, флаг и герб.

Флаг: Общей эмблемой на флаге Греции был белый крест. Девять полос соответствуют числу географических областей страны.

Герб: состоит из двух основных элементов- геральдического синего щита с белым крестом (фрагмент флага), а вокруг щита — лавровый венок. Лавровый венок символизирует древнюю историю Греции, ведь такими венками награждали победителей древних Олимпийских игр.

  1. Актуализация опорных знаний.

1) Формирование темы и цели урока:

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? Правильно, Греция. Но не просто Греция, а… Посмотрите на слайды, кого узнали? СЛАЙД 2

Назовите, верховного бога, бога грома и молнии (Зевс)

Супруга Зевса, покровительница браков (Гера)

Бог моря (Посейдон)

Бог подземного царства (Аид)

Богиня мудрости (Афина)

Богиня любви (Афродита)

Молодцы. Как можно назвать их одним выражением? (древнегреческие боги)

Из каких произведений мы узнали о них? (из мифов)

Сформулируйте тему нашего урока. (Мифы Древней Греции) СЛАЙД 3

Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с героями мифов Древней Греции.

2) Актуализация новых знаний. Работа с эпиграфом.

- Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны». Как вы понимаете эти слова? СЛАЙД 4

Сегодня в 21 веке мы используем атомную энергию и летаем в космос, практически знаем все законы природных явлений, человечество может найти объяснение многому, что его окружает. Почему же в век высоких технологий и научных открытий нам все же интересно узнавать о героях мифов, об их подвигах и судьбах? Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дощли до нас эти мифы, называют мертвыми?

Правильно, потому что это не только интересно, но именно на уроках прошлого мы имеем сегодня свое настоящее. Литература и искусство зарождались в недрах мифологии. Создавая сказания о богах и героях, человек делал первые шаги к самопознанию и творчеству.

  1. Работа над новым материалом.

1) Работа с учебником. Статья «Мифы»

- Откройте учебники на стр.176. Сегодня мы начинаем раздел «Зарубежная литература», первая тема этого раздела «Древнегреческие мифы».

а) Первичное чтение текста детьми. Прочитайте статью учебника, стр.174. Начнет читать (имя)

б) Работа с терминологией

- Что такое миф? Дайте определение мифу, воспользовавшись статьей учебника и словарем.

Мифы (греч.) – предания, сказания. (запись в рабочие листы)

- Что такое мифология? Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?

Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений. (запись в рабочие листы)

в) Вторичное выборочное чтение

- Ответьте строчками из текста СЛАЙД 5

-ДЛЯ ЧЕГО В ДРЕВНОСТИ СКЛАДЫВАЛИ МИФЫ?

-КОГДА ПОЯВИЛИСЬ МИФЫ?

-ЧТО МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ, СРАВНИВАЯ МИФЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ?

-О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ*?

-О КОМ РАССКАЗЫВАЮТ БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ МИФЫ?

2) Знакомство с главным героем древнегреческих мифов — Гераклом.

а) Экскурсия в виртуальную библиотеку СЛАЙД 6

- А сейчас мы с вами отправимся на небольшую экскурсию по виртуальной библиотеке, обратите внимание, с мифами вас знакомят разные писатели. У меня в руках замечательная книга «Мифы и легенды» Эдита Гамильтона. А в виртуальной библиотеке мы посмотрим книгу «Легенды и мифы Древней Греции». Написал ее Николай Альбертович Кун, один из известнейших русских историков, знатоков древнегреческой культуры. В Интернете «Легенды и мифы Древней Греции» вы можете найти на сайте:

б) Знакомство с главным героем Гераклом.

В Древней Элладе родился герой,

Путь его труден и сложен порой

Но лишь в настоящей нелегкой борьбе

Он славу добыл и богам и себе.

- О ком идет речь? (Геракл) демонстрация трейлера с сайта. СЛАЙД 7

Сегодня на уроке мы познакомимся с главным героем древнегреческих мифов— Гераклом.

В греческой мифологии герой-сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены.

Значениие имени Геракл — прославленный.

г) Первичное чтение «Подвиги Геракла» детьми «цепочкой».

д) Беседа по прочитанному:

- НАЗОВИТЕ РОДИТЕЛЕЙ ГЕРАКЛА.

- ЧЕМ ЗАНИМАЛСЯ ГЕРОЙ, СТАВ ВЗРОСЛЫМ?

- КАК К НЕМУ ОТНОСИЛСЯ ЦАРЬ ЭВРИСФЕЙ?

- СКОЛЬКО ПОДВИГОВ СОВЕРШИЛ ГЕРАКЛ?

3) «СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ» СЛАЙД 8

а) СЛУШАНИЕ АУДИОЗАПИСИ МИФА НАРОДНЫМ АРТИСТОМ СССР НИКОЛЕМ КАРАЧЕНЦЕВЫМ

  • А сейчас приготовьтесь прослушать миф о шестом подвиге Геракла, читает народный артист Н.Караченцев. Внимательно следите по тексту, после прослушивания ответим на вопросы.

  1. ФИЗМИНУТКА (под музыку сиртаки)

  2. Закрепление пройденного материал

1. Беседа по прочитанному.

Какое решение принял Геракл для выполнения неразрешимой задачи? (Направил воду на конюшни и всё смыло водой).

- Какие качества Геракла проявились в этом подвиге? (Изобретательность, СИЛА УМА).

- За что Геракл отомстил Авгию? (За коварство и несправедливость).

- В чём проявилось коварство царя Элиды? (Авгий дал Гераклу заведомо невыполнимую работу и тем самым обманул его. Обманул дважды: не расплатился за выполненную по договору работу.)

- Как изображена месть Геракла? (Месть страшная, но справедливая. ОНА распространилась даже на союзников Авгия).

- Какое значение имеет этот подвиг Геракла для мировой истории? (Эта история положила начало Олимпийским играм: после победы над Авгием Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры).

2. Чтение сноски «Скотный двор царя Авгия» об истории Олимпийских игр. СЛАЙД 9

В апреле 1896 года в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению. Инициатором возрождения Олимпийских игр был Пьер де Кубертен.

-Где прошла Зимняя Олимпиада 2014 г?

- где пройдет следующая летняя олимпиада, когда?

3. Распознавание средств выразительности в мифе. СЛАЙД 10

  • Описанный подвиг Геракла дал «крылатое» выражение « авгиевы конюшни». Оно обозначает сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое место) запись в рабочих листах.

4. Работа над значением слова «герой». СЛАЙД 11

  • Называя Геракла, мы всё время говорим, что он герой. А кто же такой герой?

  • (Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения.)

- Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения обоих значений? (Да, можно.)

- Но есть ещё одно значение слова «герой», которое было распространено в Древней Греции. Запишите это значение в тетради: «Герой - это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия».

Получается, что Гераклу подходят все три определения слова «герой».

  • Вспомните, есть ли у народа саха герои подобно древнегреческим героям. Назовите их. В каком произведении о них рассказывается.

5. Составление плана, работа в группах.

  • Составим план прочитанного мифа и запишем в тетради.

  • Сколько всего частей будет?

  • Первый ряд читает про себя первый абзац, обсуждает и самое удачное название записывает на доске и в рабочих листах. Соответственно второй ряд- 2 абзац, третий-3. Взаимопроверка.

Примерный план:

6. Игра «Расставь правильно»

- На доске ряд иллюстраций, отвечающих содержанию мифа, но порядок нарушен. Расставьте в правильном порядке.

7. Самостоятельная работа — выполнение разноуровневых тестов по выбору уч-ся с целью закрепления нового материала.

VI. Итог:

- Для чего мы изучаем мифы?

- Именно эти качества помогли Гераклу стать положительным героем древних сказаний.

VI.Рефлексия.

Продолжи предложения…

IX. Домашнее задание. Пересказать шестой подвиг Геракла. Нарисовать иллюстрацию.

kopilkaurokov.ru