Львы на территории древней руси. Кривичи, вятичи, русы и другие славянские племена, которые жили на территории Руси 
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Улыбающиеся львы Древней Руси. Львы на территории древней руси


В 11 веке на Руси обитали львы

 В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий "лютый зверь" вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.

Вот тот текст Мономаха:

"(...) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей"

    Не так давно, напомнив об этом, nickfilin привёл аргументы в пользу того, что этот лютый зверь мог быть волком. Вот его постинг: Виктор Васнецов. Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты

Я же в обсуждении сказал, что скорее склоняюсь к тому, что это мог быть лев. Эта гипотеза также предлагалась рядом учёных. Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию - от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно - около 10 000 лет назад.

   При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.

   Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах!

Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется "Данило Ловчанин с женою")

   Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.

   При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам "угрожает страшная опасность длительного мятежа". А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.

   Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа "Пойди туда, не знаю куда", "Про Федота-Стрельца", "Про Андрея-Стрелка". В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.

   Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл "лютого льва" для княжеского стола.

Вот цитата:

"Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому."

    Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае - львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.

   Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха - его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем - раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось - в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить - о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.

   Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово. Взято swinow.livejournal.com/171033.html

www.razumei.ru

Львы на Руси - Норма

В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий "лютый зверь" вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.

 

Вот тот текст Мономаха:

 

"(...) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей"

 

Для указанного эпизода различными исследователями предлагаются разные трактовки. Некоторые предполагают, что этот лютый зверь был волком, либо медведем, другие видят в нём рысь и даже кабана. Мне кажется интересной версия, что это мог быть лев. Данная гипотеза также предлагалась рядом учёных. Более того - в зоологии можно встретить толкование этого сообщения именно как свидетельства того, что последний лев Причерноморья был убит Мономахом.

 

Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию - от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно - около 10 000 лет назад.

 

При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще, хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.

Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах! 

 

Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется "Данило Ловчанин с женою")

 

Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.

 

При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам "угрожает страшная опасность длительного мятежа". А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.

 

Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа "Пойди туда, не знаю куда", "Про Федота-Стрельца", "Про Андрея-Стрелка". В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.

 

 

 

Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл "лютого льва" для княжеского стола.

 

Вот цитата:

 

"Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому." 

 

Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае - львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.

 

Другие примеры упоминания льва в древнерусских текстах, можно посмотреть вот здесь: О. П. Лихачев, Лев - лютый зверь.  Также интересной в связи с данной темой, является этимологическая версия, выводящая слово "лев" из праславянской формы *ljuvos которая в свою очередь восходит к праиндоевропейскому слову со значением "ловец, облавный охотник". Данную версию можно посмотреть здесь.

 

Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха - его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем - раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось - в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить - о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.

 

Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

hazarinn.livejournal.com

О лютом льве на Руси.

В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий "лютый зверь" вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.

Вот тот текст Мономаха:

"(...) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей"

Не так давно, напомнив об этом, nickfilin привёл аргументы в пользу того, что этот лютый зверь мог быть волком. Вот его постинг: Виктор Васнецов. Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты

Я же в обсуждении сказал, что скорее склоняюсь к тому, что это мог быть лев. Эта гипотеза также предлагалась рядом учёных. Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию - от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно - около 10 000 лет назад.

При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.

Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах!

Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется "Данило Ловчанин с женою")

Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.

При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам "угрожает страшная опасность длительного мятежа". А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.

Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа "Пойди туда, не знаю куда", "Про Федота-Стрельца", "Про Андрея-Стрелка". В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.

Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл "лютого льва" для княжеского стола.

Вот цитата:

"Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому."

Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае - львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.

Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха - его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем - раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось - в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить - о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.

Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово.

swinow.livejournal.com

Кривичи, вятичи, русы и другие славянские племена, которые жили на территории Руси 

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьими головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге  Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия «Сибирь».

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река».

Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары. [С-BLOCK]

Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно — золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи — родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей. Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».

Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем «ven-t» (влажный), или с праславянском «vęt» (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами.

Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями. По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск. Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи — хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок.

Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи — это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой — выходцы с севера Польши.

Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь. В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.

Словене то и дело воевали с варягами и соседями.

Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией. Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени — свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов. Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти».

Вторая говорит о том, что русы — отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян.

Третья теория гласит, что русы — высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» — было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», — так летописец перечислял народы, населявшие страну. Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

weekend.rambler.ru

О лютом льве на Руси.

В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий "лютый зверь" вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.

Вот тот текст Мономаха:

"(...) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей"

Для указанного эпизода различными исследователями предлагаются разные трактовки. Некоторые предполагают, что этот лютый зверь был волком, либо медведем, другие видят в нём рысь и даже кабана. Мне кажется интересной версия, что это мог быть лев. Данная гипотеза также предлагалась рядом учёных. Более того - в зоологии можно встретить толкование этого сообщения именно как свидетельства того, что последний лев Причерноморья был убит Мономахом.

Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию - от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно - около 10 000 лет назад.

При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще, хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.

Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах!

Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется "Данило Ловчанин с женою")

Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.

При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам "угрожает страшная опасность длительного мятежа". А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.

Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа "Пойди туда, не знаю куда", "Про Федота-Стрельца", "Про Андрея-Стрелка". В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.

Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл "лютого льва" для княжеского стола.

Вот цитата:

"Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому."

Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае - львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.

Другие примеры упоминания льва в древнерусских текстах, можно посмотреть вот здесь: О. П. Лихачев, Лев - лютый зверь. (за текст благодарю nickfilin) Также интересной в связи с данной темой, является этимологическая версия, выводящая слово "лев" из праславянской формы *ljuvos которая в свою очередь восходит к праиндоевропейскому слову со значением "ловец, облавный охотник". Данную версию можно посмотреть здесь.

Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха - его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем - раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось - в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить - о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.

Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово.

rossica-antiqua.livejournal.com

Улыбающиеся львы Древней Руси / Православие.Ru

Фрагмент резьбы Дмитриевского собора
Ветхозаветные цари Давид и Соломон предъизображали Христа. "Престол твой устоит навеки", - говорил Господь Давиду через пророка Нафана (2 Цар 7. 17). Царский престол в Иерусалиме являл образ Небесного Престола, на котором восседает Христос, Сын Давидов и Царь Иудейский, в окружении животных с лицами льва, тельца, орла и человека (Иез 1. 1-26; Откр 4. 1-11).

Библейская история свидетельствует о богатых украшениях трона царя Соломона. "И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве" (3 Цар 10. 18-19).

В Ветхом Завете идеалы примирения и справедливости, ставшие символами царствования Соломона, ассоциировались с пророчествами о Спасителе. Пророк Исайя говорил о Христе: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис 11. 1 9).

Ветхозаветные апокрифы связывают символику трона Соломона с мессианскими пророчествами. Согласно легендам, на ступенях престола соседствовали скульптурные лев и вол, волк и ягненок, леопард и козленок, орел и павлин, ястреб и глубь. Трон окружали семисвечник, пальмы и павлины. Золотые виноградные лозы образовывали сень над престолом. Когда царь поднимался по ступеням, животные поднимали лапы, приветствуя царя, а над богато украшенным креслом летал механический голубь.

Древнееврейские толкования сохранили легендарные подробности, связанные с троном Соломона. Ниже приводится один из вариантов агады:

"Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зеленых и красных тонов.

Устройства престол был такого. Верх - закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней - шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени, лежат: с одной стороны - лев, с другой - вол. На второй ступени - волк и ягненок. На третьей - леопард и козленок. На четвертой - медведь и олень. На пятой - орел и голубь. На шестой - ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба. С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами - декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы, и на них павлины из слоновой кости.

Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона.

Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его.

В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей, - львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавшийся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда Свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным.

Появление лжесвидетелей вызывало особое действие всех механизмов: колеса их начинали вращаться с необыкновенной быстротой и силой. Мычание волов, рычание львов и тигров и рев медведей сливались с блеянием ягнят, воплями козлят, криком ястребов, щебетом воробьиным. Волки, олени, орлы, павлины метались из стороны в сторону... Трепет и ужас охватывали лжесвидетелей. "Из-за нас, - говорили они, - мир весь рухнет!" - и невольно начинали одну чистую правду показывать.

Впоследствии престол этот был взят, вместе с другой добычей, фараоном Нехо и отвезен в Египет. В ту минуту, когда фараон ступил на первую ступень, поднял лев лапу и так сильно ударил его в бедро, что он на всю жизнь остался хромоногим. Из Египта престол был увезен нечестивым Навуходоносором в Вавилон, и при первой попытке взойти на престол лев ударом лапы поверг Навуходоносора на землю. После разрушения Вавилона престол был взят Дарием и увезен в Мидию, но садиться на него Дарий и не пытался. В Египет престол был привезен Александром Македонским, взят оттуда Енифоном" (Агада: сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей, М., 1993; Louis Ginzberg, The Legends of the Jews, vol. 4).

Сказания о престоле Соломона оказали влияние на христианство и ислам. Копии трона Соломона изготавливались для византийский императоров, персидских шахов и правителей мусульманских стран.

Луитпранд Кремонский, посол германского императора Оттона I, посетивший Константинополь в 968 году, рассказывал: "Перед троном императора стояло медное позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, тоже позолоченные. Они издавали каждая свою мелодию, а сидение императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, потом более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные позолоченные львы, которые бешено били хвостами землю, открывали пасть и издавали громкий рев. Я был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем приближении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят вверх посредством машины".

Средневековые мусульманские представления о престоле Соломона сохранились в трудах Аль-Таляби и Аль-Кисаи, которые писали о позолоченных пальмах, винограде, львах, павлинах, райских деревьях и птицах, окружавших царский трон.

Уникальные изображения Мессианского Престола украшают фасады Димитриевского собора во Владимире. Димитриевский собор был построен в 1194-1197 годах по заказу Великого князя Всеволода III, получившего образование при дворе византийского императора Мануила Комнина в Константинополе. Снаружи Димитриевский собор украшен множеством резных изображений, иконографическая программа которых обозначает основные новозаветные понятия о Христе, Воскресении, Евхаристии, Преображении и Царствии Божием посредством ветхозаветных прообразов и метафор. Подробный анализ символики декора Димитриевского собора дан в работах российских ученых - Н.Н.Воронина, Г.К.Вагнера, Г.Я.Мокеева, А.М.Лидова, М.С.Гладкой.

Центральная фигура резного убранства фасадов храма - сидящий на троне библейский царь Давид. Вокруг престола - львы, барсы, олени, павлины, пальмы, виноградные лозы, деревья. Над престолом изображен голубь. Легендарный львиный трон ветхозаветных царей, изображенный на стенах княжеского домового храма, напоминал правителям и народу Древней Руси об идеалах мира и справедливости, торжествующих в Новом Иерусалиме - Царстве Иисуса Христа.

О библейских пророчествах напоминают мирные позы и улыбки большинства изображенных львов. Едой царственным зверям служат райские растения. Об отсутствии агрессивности свидетельствуют поднятые в жесте приветвия или скрещенные лапы животных. Умиротворенно улыбающиеся львы Димитриевского собора стали своеобразным символом Православной России - Нового Иерусалима и "визитной карточкой" Владимира. Паломники, посещающие святыни Владимирской земли, увозят с собой не только копии чтимых икон, но и гипсовые фигурки мирных львов, иллюстрирующих пророчества Исайи.

www.pravoslavie.ru

УЛЫБАЮЩИЕСЯ ЛЬВЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Ветхозаветные цари Давид и Соломон предъизображали Христа. "Престол твой устоит навеки", - говорил Господь Давиду через пророка Нафана (2 Цар 7. 17). Царский престол в Иерусалиме являл образ Небесного Престола, на котором восседает Христос, Сын Давидов и Царь Иудейский, в окружении животных с лицами льва, тельца, орла и человека (Иез 1. 1-26; Откр 4. 1-11).Библейская история свидетельствует о богатых украшениях трона царя Соломона. "И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве" (3 Цар 10. 18-19).В Ветхом Завете идеалы примирения и справедливости, ставшие символами царствования Соломона, ассоциировались с пророчествами о Спасителе. Пророк Исайя говорил о Христе: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис 11. 1 9).Ветхозаветные апокрифы связывают символику трона Соломона с мессианскими пророчествами. Согласно легендам, на ступенях престола соседствовали скульптурные лев и вол, волк и ягненок, леопард и козленок, орел и павлин, ястреб и глубь. Трон окружали семисвечник, пальмы и павлины. Золотые виноградные лозы образовывали сень над престолом. Когда царь поднимался по ступеням, животные поднимали лапы, приветствуя царя, а над богато украшенным креслом летал механический голубь.Древнееврейские толкования сохранили легендарные подробности, связанные с троном Соломона. Ниже приводится один из вариантов агады:"Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зеленых и красных тонов.Устройства престол был такого. Верх - закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней - шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени, лежат: с одной стороны - лев, с другой - вол. На второй ступени - волк и ягненок. На третьей - леопард и козленок. На четвертой - медведь и олень. На пятой - орел и голубь. На шестой - ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба. С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами - декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы, и на них павлины из слоновой кости.Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона.Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его.В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей, - львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавшийся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда Свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным.Появление лжесвидетелей вызывало особое действие всех механизмов: колеса их начинали вращаться с необыкновенной быстротой и силой. Мычание волов, рычание львов и тигров и рев медведей сливались с блеянием ягнят, воплями козлят, криком ястребов, щебетом воробьиным. Волки, олени, орлы, павлины метались из стороны в сторону... Трепет и ужас охватывали лжесвидетелей. "Из-за нас, - говорили они, - мир весь рухнет!" - и невольно начинали одну чистую правду показывать.Впоследствии престол этот был взят, вместе с другой добычей, фараоном Нехо и отвезен в Египет. В ту минуту, когда фараон ступил на первую ступень, поднял лев лапу и так сильно ударил его в бедро, что он на всю жизнь остался хромоногим. Из Египта престол был увезен нечестивым Навуходоносором в Вавилон, и при первой попытке взойти на престол лев ударом лапы поверг Навуходоносора на землю. После разрушения Вавилона престол был взят Дарием и увезен в Мидию, но садиться на него Дарий и не пытался. В Египет престол был привезен Александром Македонским, взят оттуда Енифоном" (Агада: сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей, М., 1993; Louis Ginzberg, The Legends of the Jews, vol. 4).Сказания о престоле Соломона оказали влияние на христианство и ислам. Копии трона Соломона изготавливались для византийский императоров, персидских шахов и правителей мусульманских стран.Луитпранд Кремонский, посол германского императора Оттона I, посетивший Константинополь в 968 году, рассказывал: "Перед троном императора стояло медное позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, тоже позолоченные. Они издавали каждая свою мелодию, а сидение императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, потом более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные позолоченные львы, которые бешено били хвостами землю, открывали пасть и издавали громкий рев. Я был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем приближении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят вверх посредством машины".Средневековые мусульманские представления о престоле Соломона сохранились в трудах Аль-Таляби и Аль-Кисаи, которые писали о позолоченных пальмах, винограде, львах, павлинах, райских деревьях и птицах, окружавших царский трон.Уникальные изображения Мессианского Престола украшают фасады Димитриевского собора во Владимире. Димитриевский собор был построен в 1194-1197 годах по заказу Великого князя Всеволода III, получившего образование при дворе византийского императора Мануила Комнина в Константинополе. Снаружи Димитриевский собор украшен множеством резных изображений, иконографическая программа которых обозначает основные новозаветные понятия о Христе, Воскресении, Евхаристии, Преображении и Царствии Божием посредством ветхозаветных прообразов и метафор. Подробный анализ символики декора Димитриевского собора дан в работах российских ученых - Н.Н.Воронина, Г.К.Вагнера, Г.Я.Мокеева, А.М.Лидова, М.С.Гладкой.Центральная фигура резного убранства фасадов храма - сидящий на троне библейский царь Давид. Вокруг престола - львы, барсы, олени, павлины, пальмы, виноградные лозы, деревья. Над престолом изображен голубь. Легендарный львиный трон ветхозаветных царей, изображенный на стенах княжеского домового храма, напоминал правителям и народу Древней Руси об идеалах мира и справедливости, торжествующих в Новом Иерусалиме - Царстве Иисуса Христа.О библейских пророчествах напоминают мирные позы и улыбки большинства изображенных львов. Едой царственным зверям служат райские растения. Об отсутствии агрессивности свидетельствуют поднятые в жесте приветвия или скрещенные лапы животных. Умиротворенно улыбающиеся львы Димитриевского собора стали своеобразным символом Православной России - Нового Иерусалима и "визитной карточкой" Владимира. Паломники, посещающие святыни Владимирской земли, увозят с собой не только копии чтимых икон, но и гипсовые фигурки мирных львов, иллюстрирующих пророчества Исайи.

ruskline.ru