История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабочая программа по истории (5 класс) на тему: рабочая программа 5 класс История Древнего мира. 5 класс истории древнего мира


История древнего мира 5 класс ответы

Скачать .Решебник к рабочей тетради Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс Часть 1 Авт. Годер Г.И. изд. 2013 года, Все задания ответы на вопросы, кроссворды, контурные карты, тестовые задания, презентации.

Первобытные сообщества

Религия и наука смотрят различным образом на появление человека, и что именно правда, достоверно не установлено. Первые следы человека, не слишком похожего на нас, обнаружены в Африке, можно сказать, что история древнего мира 5 класс ответы начинается оттуда. Люди жили вместе, и это была уже община: все, что было добыто, делилось на всех одинаково. Они стали думать, кто им может помочь в их делах. Так возникли в жизни людей божества. И человек в отличие от животных всегда боялся смерти и задумывался о ней. Придумано о существовании после смерти немало. И где правда, и по сей день никто не знает.

Египет

Люди всегда тяготели к тому, чтобы поселиться рядом с полноводной рекой. Жизнь без воды попросту невозможна. Там, где есть море или река, обязательно живет человек. И охраняет свою удобную землю. Так появляется государство. Всегда главной задачей человека была защита. Люди малы и слабы поодиночке. У них появляется правитель, который говорит: «Делайте, как я сказал, и вы будете спокойно жить. А мне будете платить за охрану, за то, что я разбираю ваши споры, за то, что строятся дороги».Устройство обществаПравитель хитер и всегда объявляет себя не простым человеком, а произошедшим от бога. Ему помогали поддерживать порядок вельможи, знатные люди. Они вершили суд, распоряжались деньгами, следили, чтобы народ и рабы работали. А чтобы все еще лучше слушались, появилась вера в богов, которые наказывают и за непослушание на земле и после смерти. Египтяне были умелыми строителями. Они по приказанию владык строили огромные пирамиды, которые охраняли тела властителей после смерти. Но для богов тоже возводились сооружения – храмы и статуи. В храмах главными были жрецы. То, как они писали, напоминало рисунки. Этому сложному искусству учили немногих. Также жрецы и их ученики следили за небесными телами, за солнцем, луной, звездами и умели хорошо считать.

Между Тигром и Евфратом

В междуречье зародилось государство шумеров, История древнего мира 5 класс ответы начинается с их цивилизации. Их главный город был Вавилон. Они додумались вести строительство из кирпича. Это было их великое изобретение. И дома, и храмы, и башни до небес возводили эти древние мудрые люди. Они изобрели особое письмо на глиняных табличках, научились вычислять, когда будет затмение луны или солнца. У них были законы и суды. Судили строго – за кражу казнили.

Финикия

А тем временем на побережье моря, заметьте, людям снова нужна вода, возникло государство Финикия. Финикийцы были и торговцы, и мореплаватели, и морские пираты. По всему Средиземному морю, вдоль Африки до Испании, доплывали их корабли. Но чтобы хорошо торговать, надо уметь считать и писать. Они изобрели удивительный алфавит, который состоял только из согласных букв. Потом этот алфавит переделают для себя греки, а позже он ляжет в основу всех азбук мира.

Мир персов

А Вавилон между тем процветал. Исчезли шумеры, появились ассирийцы. Потом их сменили персы, на землях нашелся золотой песок, из него научились плавить металл и золотые изделия и даже монеты. Истории древнего мира – это история войн, учебы, тяжкой работы. Персы создали громадную державу, завоевавшую все страны, которые находились вокруг нее.

Полуостров Индостан

С северных гор, закрывающих долины от холода и морозов, несут свои воды в океан две огромные реки. В лесах поселись разрозненные племена. Чтобы выжить в таких диких местах, чтобы кто-то их защищал, индийцы придумали множество богов. Чем они занимаются и как им угодить, знали только брахманы, особая, самая важная каста. Они произошли из головы бога, каста воинов произошла из рук, торговцы, ремесленники, крестьяне – из бедер, слуги – из ступней, а из грязи под ногами – неприкасаемые, которых все сторонятся.

Срединная империя или Поднебесная

Всегда китайцы считали себя центром земли. Ни мореплавателями, ни путешественниками они не были. Они верили, что все знаки им посылает небо. Его язык, не такой, как у людей, его надо распознать. Кто это может? Тот, кому дано. А дано немногим, тем, кто потом станет не просто толкователем, но и правителем. Так складывалась особенная государственность, не похожая на другие и дожившая до наших дней. Главное, как считал китаец, в его жизни – это долг. Долг перед родителями, перед страной, перед семьей. Такие понятия четко сформулировал Конфуций. В давнее время было множество маленьких княжеств и царств. В единое целое их превратил Цинь Шихуан. Он достроил Великую Китайскую стену, сделал весь письменный язык одинаковым по всей стране, но залил страну морем крови.Китайцы – одаренный и трудолюбивый народ. Они подарили миру компас, фарфор, бумагу, чай, шелк.

Эллада – детство человечества

Заселяя бедные земли, на которых рос только виноград и олива, греки были вынуждены отправляться по бурному Средиземному морю в поисках товаров для обмена. Прежде всего, им нужен был хлеб. Сравнительно быстро начали появляться самостоятельные города. В каждом был собственный правитель. Но когда всей стране грозило нападение врагов, все города объединяли силы для борьбы с завоевателями. Греки создали интересную, полную разнообразных историй религию. Богов у них было много, и они были похожи на людей. Только неизмеримо красивее, совершеннее во всех своих умениях. И, конечно, боги были бессмертны. Боги вмешивались в дела людей, иногда помогали, иногда мешали, история древнего мира 5 класс ответы содержит об этом множество упоминаний. Но когда над эллинами нависла страшная опасность быть порабощенными персами, то свободолюбивый и отважный народ, совсем немногочисленный по сравнению с персидскими войсками, в различных кровопролитных сражениях отстоял свою родину. Мощная персидская армия отступила навсегда. После войны пришлось отстраивать города заново. В них, особенно в Афины, приезжало много купцов. В Грецию везли товары из Египта, из Черного моря, а увозили изделия ремесленников – керамические сосуды, серебряные украшения, вино. Очень расцвела торговля рабами. Греки считали очень важным обучение мальчиков. Когда ребенок превращался в юношу, он должен был уметь красиво излагать свои мысли и отстаивать свое мнение в споре.То, что дала маленькая Греция миру, переоценить и перечислить невозможно. Мы пользуемся всеми достижениями греческих мыслителей, ученых, их словами. Даже такими простыми и русскими, как, например, «школа» или «аптека».

Римская Империя

На плодородных землях Апеннинского полуострова вырос город Рим. В нем римляне жили в жалких хижинах. Они разводили коней, ослов, свиней, выращивали пшеницу. Но им этого было мало. Воинственный народ стал нападать на соседей, захватывать земли и рабов. И примерно через 200 лет город вырос и стал богатым. Им управляли знатные люди – патриции, которые собирались для принятия решений в сенате. Все остальное, простое население города называлось плебеями. Было решено, что царей в Риме не будет. А как же будет происходить управление? Оно будет общественным делом, по латыни «республика». Плебеям было отказано в праве на управление, но они его добились и их представитель, трибун, имел право запретить сенату принимать решения, сказав только одно слово «запрещаю».Войны велись постоянно, история древнего мира 5 класс ответы без них была просто невозможна. Для этого требовалось большое войско. Оно состояло из легионеров, хорошо обученных и вооруженных солдат. Ими управлял консул. Дисциплина в армии была железной. Когда войско останавливалось на отдых, то строился укрепленный лагерь. Постепенно римляне завоевали всю Италию, а потом стали вести борьбу за остров Сицилия с городом Карфагеном. Это была длительная война, которую Рим выиграл. За время своего существования Рим вел непрерывные войны. Все завоеванные земли назывались провинциями. Туда назначался из Рима правитель. Из провинций везли в Рим богатства и рабов. За счет грабежей и рабского труда Рим богател. Но вот Рим стал меняться: между плебеями и патрициями шли раздоры. Кроме того, начали восставать рабы. Восстания подавлялись. Но полководцы, ведущие римлян, люто ненавидели друг друга. Каждый стремился к власти. И вот появляется новый человек, который умело, без единого поражения завоевывает новые земли. Его обожают солдаты, в Рим идет военная добыча и рабы. Народ Рима с восторгом узнает о победах, но сенаторы требуют, чтобы он распустил войска и вернулся в Рим без армии. Цезарь, так зовут полководца, с армией, как завоеватель, входит в Рим. Плебеи торжествуют, Цезаря поддерживают его воины, и в Риме устанавливается новый тип правления – диктатура. Но сенаторы не смирились, составили заговор и убили Цезаря. После этого в Риме вырабатывается новый тип правления – появляется понятие «империя», когда вся неограниченная власть принадлежит императору. Одним из последних императоров был Константин. К этому времени Рим уже слабел. На него начали нападать варвары. Кроме того, было трудно управлять огромнейшей империей. Константин, не зная, что предпринять для укрепления страны, решил к старым богам добавить нового. Так в Риме на законных основаниях утвердились христиане. Но и это не помогло начавшей слабеть империи. Несмотря на отдельные взлеты, Рим пал под набегами варваров и готов.

История древнего мира 5 класс ответы – это история непрерывных завоевательных войн. Поэтому так ценен мир, в котором живет поколение нашего времени.

www.istmira.com

Рабочая программа по истории (5 класс) на тему: рабочая программа 5 класс История Древнего мира | скачать бесплатно

№ п/п

Название раздела/Тема урока

Кол-во

часов

Д/З

§

Дата

план

факт

1

Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.

1

с.6-8

04.09

Тема I. Жизнь первобытных людей. (7+1 ч)

2

Древнейшие люди.

1

1, вопросы

05.09

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

2,подготовить сообщение с.17

11.09

4

Возникновение искусства и религиозного верования.

1

3,итоги главы

12.09

5

Возникновения земледелия и скотоводства.

1

4

18.09

6

Появления неравенства и знати.

1

5, готов. К тесту

19.09

7

Повторение  «Жизнь первобытных людей» .

1

Повторить п1-5

25.09

8

Счёт лет в истории.

1

С.29-31, решение историч. задач

26.09

Тема 2. Древний Восток. (18+2ч)

9

От первобытности к цивилизации. Государство на берегу Нила.

1

6, работа с картой с.53

02.10

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

7, составить рассказ с.42

03.10.

11

Жизнь египетского вельможи.

1

8, работа с документом с.45

09.10

12

Военные походы фараонов.

1

9, кластер.

Работа с картой с.47

10.10

13

Проект. Религия древних Египтян.

1

10,таб

16.10

14

Искусство  Древнего Египта.

1

11, работа с картой с.33

17.10

15

Письменность и знания древних египтян.

12, готов.

 тесту

23.10

16

Повторение  «Древний Египет»

1

Повторение

П.6-12

24.10

17

Древнее Двуречье.

1

13

30.10

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

14, работа с картой с.40

19

Финикийские мореплаватели.

1

15, работа с картой с.75

20

Библейские сказания.

1

16, работа скартой с.33

21

Древнееврейское Царство.

1

17, работа с картой с.84

22

Ассирийская держава.

1

18, работа с картой с.86

23

Персидская держава «Царя царей».

1

19

24

Природа и люди Древней Индии.

1

20, работа с картой с.96

25

Индийские касты.

1

21, схема, подготовить сообщение с.105

26

Китайский мудрец Конфуций.

1

22, работа с картой, выучить даты

27

Первый властелин единого Китая.

1

23, работа скартой с.106

28

Повторение  «Западная Азия в древности»

1

Повторить п.14-23

Тема 3. Древняя Греция. (20+1ч)

29

Греки и критяне.

1

24, карта с.117

30

Микены и Троя.

1

25, карта с.117

31

Поэма Гомера «Илиада».

1

26, объяснить крылвтые выражения с.129

32

Поэма Гомера  «Одиссея»

1

27, карта с.117

33

Религия древних греков.

1

28, сообщение о герое древнегреческих мифов

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

29

35

Зарождение демократии в Афинах.

1

30, новые слова

36

Древняя Спарта.

1

31, карта с.115

37

Греческие колонии по берегам Средиземного и Чёрного моря.

1

32, карта с.151

38

Проект .Олимпийские игры в древности.

1

33, карта с. 115

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

34, работа с датами

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

35, работа с датами

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

36, карта с. 172

42

В городе богини Афины.

1

37, запомнить термины с.181

43

В Афинских школах и гимназиях.

1

38, вопросы с.185

44

В театре Дионисия.

1

39, работа сдокументом с.190

45

Афинская демократия при Перикле.

1

40, вопросы с.195

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

41, карта с.115

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1

42, карта с. 204

48

В Александрии Египетской.

1

43, карта с.211

49

Путешествие по Древней Греции. Повторение.

1

Тема 4. Древний Рим (18+1ч).

50

Древнейший Рим.

1

44, карта с.218

51

Завоевание Римом Италии.

1

45, карта с.213

52

Устройство Римской республики.

1

46, сообщение одежда римлян

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

47, карта с.228

54

Установление господства Рима во всём  Средиземноморьем.

1

48, карта с.233

55

Рабство в Древнем Риме.

1

49, карта 239

56

Земельный закон братьев Гракков.

1

50, вопросы с.246

57

Восстание Спартака.

1

51, работа с датами с.250

58

Единовластие Цезаря.

1

52 , работа с датами с.255

59

Установление империи.

1

53, работа с датами

60

Соседи Римской империи.

1

54, работа скартой с.233

61

В Риме при императоре Нероне.

1

55, вопросы с.268

62

Первые христиане и их учение.

1

56, работа с картой с. 275

63

Расцвет Римской империи во II веке.

1

57, с. работа с картой с.278

64

«Вечный город» и его жители.

1

58, работа с датами с.285

65

Контрольное повторение

 « Древний Рим»

1

повторение

66

Римская империя при Константине.

1

59, вопросы с.289

67

Взятие Рима варварами.

1

60, работа скартой с.290

68

Семь чудес света

1

Презент

69

Семь чудес света

1

Презент

70

Резерв

1

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: конспекты уроков по истории Древнего мира для 5 класса | скачать бесплатно

Кто такие первобытные люди?

Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.

Вспомните, какие были главные занятия древнейших людей? Охота и собирательство – это присваивающее хозяйство. Но с течением времени зародилось хозяйство производящее. Как это произошло, мы сегодня и выясним.

Давайте представим себе поселок первобытных людей в какой-нибудь жаркой стране. Он состоит из нескольких хижин, окружен насыпью из земли и камней для защиты от диких зверей. В поселке живет родовая община. Мужчины, вооруженные копьями, луком и стрелами охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Бывает, что охотникам удается ранить бегущее животное, и они начинают преследовать его. Охотники замечают, что вместе с ними за раненым зверем гонятся дикие собаки. Они первыми достигают обессилевшее животное. Подбежавшие охотники прогоняют собак и добивают зверя.

Дикие собаки подбегают и к самому поселку, роятся в отбросах, громко лают, когда приближаются другие животные. Постепенно люди и собаки привыкают друг  к другу. И собака становится первым прирученным и домашним животным. Подумайте, какую пользу первобытным людям приносила собака? Охраняла поселок, помогала на охоте (прекрасный нюх).

Допустим, охотникам удалось с помощью собак найти логово дикой свиньи – кабана. Они убили кабана, а в логове нашли маленьких поросят. Зарезать их не было смысла, поэтому их приносили в поселок, помещали в окруженное загородкой место, кормили их. Также поступали с козлятами, телятами, ягнятами. Животные росли, становились ручными. Первобытным людям удалось приручить овец, коз, свиней, крупный рогатый скот. Таким образом, возникло новое важное занятие – скотоводство. Это произошло около 10 тыс. лет назад.

От какого более древнего занятия произошло скотоводство? Что более надежно, охота или скотоводство?

Ну, продолжим наше путешествие в поселок первобытных людей. В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались собирательством. Они собирали ягоды, грибы, съедобные коренья, а также дикую пшеницу и ячмень. Принеся колосья в поселок, женщины разминали их в руках. Зерна дробили и растирали между двумя плоскими камнями – получалась мука. Ее замешивали с водой, делали тесто и выпекали лепешки.

Видимо, женщины первыми и заметили, что в тех местах, где они растирали зерна, вырастали на следующий год зеленые колосья. Долгие годы женщины не задумывались об этом, но однажды поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает и дает колос. Так был открыт еще один способ добывания пищи – возникло земледелие. Произошло это тоже около 10 тыс. лет назад.

От какого более древнего занятия возникло земледелие? Что надежнее – собирательство или земледелие?

Сотни тысяч лет люди, подобно животным, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производящим хозяйством, то есть стали сами производить хлеб, овощи, мясо, кожу, шерсть. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.

Главными орудиями труда земледельцев были каменный топор, мотыга и серп (с. 20). Каменным топором мужчины расчищали от деревьев и кустарников участки земли для посевов. Вырубленные растения сжигали, зола была хорошим удобрением. Мотыга делалась из дерева (палка с сучком) или же была составной – из дерева с наконечником из камня или рога. Мотыгой рыхлили землю перед посевом. Серп использовался для жатвы. Позже был изобретен плуг (рис. в учебнике). Обработать поле с помощью плуга и лошади можно в 50 раз быстрее, чем мотыгой.

Присваивающее хозяйство – это не только земледелие и скотоводство, но и ремесло, т.е. изготовление каких-либо предметов быта.  Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне, чуть позже появилось ткачество, т.е. одежда делалась из льняного полотна и шерстяной ткани.

Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Тот, кто долгие годы овладевал своим ремеслом, оттачивал свои навыки, становился ремесленником.  

Постепенно люди стали замечать, что некоторые камни, попадая в огонь, размягчаются, и, застывая, принимают новую форму. Это были куски самородной меди. Т.е. металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Т.о. около 9 тыс. лет назад появилось новое ремесло – обработка металлов. Обладают ли медные орудия преимуществом перед каменными? Лезвие медного топора можно сделать более острым, затупившееся лезвие можно заточить заново, переплавить, сделать мелкие предметы любой формы: иглы, крючки.

Применение плуга, медных орудий привело к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока. Роль земледелия и скотоводства значительно возросла, и исчезла необходимость всей общине трудиться сообща. Поэтому в селениях земледельцев постепенно складывается новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Стадо, земля были поделены между семьями. Община из родовой превратилась в соседскую. Семьи нуждались во взаимопомощи и поддержке. При этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное – они соседи и должны держаться вместе.

Подумайте, семьи получили одинаковые участки, орудия труда, скот. Но проходит время, и одни семьи становятся богаче, другие – беднее. Почему?

Все люди разные. Одни работящие, другие ленятся. Бывает, что какую-нибудь семью постигает несчастье: погибают на охоте, напали дикие звери. Причины могут быть разные, но результат один – возникло имущественное неравенство. Это означает, что одна семья владела большим количеством орудий труда, скота, запасом зерна. А другая семья нуждалась в самом необходимом.

Раньше других зажиточными стали семьи старейшин. Они пользовались уважением остальных общинников, разрешали споры, помогали советом. В благодарность им дарили скот и зерно, отдавали наиболее плодородные участки земли.

Одним из способов разбогатеть была война. Мужчины племени выбирали самого храброго и мужественного своим военным предводителем – вождем племени. Во главе с ним они нападали на соседнее племя. Если они побеждали, то угоняли скот, забирали зерно, изделия из металлов. Большая часть добычи доставалась вождю племени.

Вождей племени и старейшин называли знатными людьми, что значит знаменитый. Знатные люди добивались того, чтобы уважение к ним распространялось и на их сыновей. Знатность стала передаваться по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племен и старейшин.

Так возникло неравенство между людьми: одни были знатные, другие – незнатные, одни богаче, другие – беднее. Крупные поселения стали превращаться в города, города объединялись в государства. Их правителей называли царями.

Д.з. § 4-5. р.т. № 14-15.

nsportal.ru

Игра по Истории Древнего мира "Знатоки истории" (5 класс)

Игра по истории Древнего мира в 5 классе. Знаток истории Древнего мира

Цели: выяснить уровень усвоения материала пятиклассниками; прививать интерес к изучению истории; формировать умение работать в группе.

Ход игры

Прежде, чем я буду задавать вам вопросы, я бы хотела, чтобы вы представили свои команды (идёт представление команд).

Вы знаете, что история не возможна без терминов, поэтому первое задание связано с терминами, которые мы изучали по теме: Восток и Передняя Азия. Я буду задавать вопросы, ваша задача поднять руку, если вы знаете правильный ответ. Пожалуйста, будьте взаимно вежливы, выслушайте ответ, и если у вас есть, что добавить, я вам предоставлю такую возможность. Вопросы задавать буду командам по очереди.

1 тур. Каждый ответ 1 балл.

1. Наука, изучающая прошлое и настоящее (история).

2. Наука, изучающая историю по вещественным останкам древних людей (археология).

3. Орудие труда, с помощью которого древние люди ловили рыбу (гарпун).

4. Вера человека в сверхъестественные силы природы (религия).

5. Появление богатых и бедных (неравенство).

6. Объединение родов, живущих в одной местности (племя).

7. Повелитель всего Египта (фараон).

8. Мастер, изготовляющий изделия из дерева, глины, кожи (ремесленник).

9. Сбор в пользу государства (налог).

10. Служители богов (жрецы).

11. Большое и сильное государство (держава).

12. Фантастическое существо, с телом льва и головой человека (сфинкс).

13. Главный строительный материал в Двуречье (глина).

14. Люди, лишенные свободы (рабы).

15. Материал для письма в Китае (бамбук).

16. Напиток, пришедший к нам из Китая (чай).

17. Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии (конница).

18. Бог грома и молнии в Греции (Зевс).

2 тур(3 балла)

Следующее задание, связано с историческими героями, я буду читать вам характеристику исторического деятеля, ваша задача, назвать имя героя и сказать жил он или является выдуманным персонажем мифов.

1. Он живет за третьим порогом реки Нил. Каждый день он переливает из одного кувшина в другой воду, а когда он засыпает, вода переполняет кувшин и на реке начинается разлив Нила (бог Хапи; выдуманный).

2. Свои самые знаменитые походы совершил около 1500 года до н.э., за свою жизнь он совершил более 30 завоевательных походов. (Тутмос III; живущий)

3. Он был царём Египта, но научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его любили и люди, и животные, и птицы, но только его брат желал смерти и смог совершить то, о чем мечтал: по его приказу старшего брата убили, а тело разрубили на части. Когда его оживили, он отказался остаться с людьми и отправился в подземный мир, где судил каждого. (Осирис; выдуманный)

4. Её мужа убил единственный брат, а она с маленьким сыном долго искала тело мужа, а потом долго плакала, чтобы оживить его. Её считают покровительницей женщин и домашнего очага. (Исида; выдуманный герой)

5. Его почитают не только за то, что он является сыном бога Шамаша, но и за то, что он создал законы, по которым жили жители Двуречья. (Хаммурапи; живущий )

6. Его сила хранилась в волосах, но только одна девушка знала об этом. Все враги очень боялись его, но предательство любимой сделало его слабым телом, но не духом. Как только отрасли волосы, он смог отомстить за себя. Он погиб, но при этом погибло большое количество врагов.(Самсон; выдуманный)

3 тур. (3 балла)

Вы показали знания терминов, героев, а сейчас давайте вспомним, что изобрели жители древних государств, ведь многими изобретениями мы пользуемся до сих пор, а некоторые поражают своим великолепием.

1. Это сооружение признано первым чудом света. До сих пор люди не могут поверить, как можно построить без специальных приспособлений здание 150 метров. (Пирамида Хеопса, египтяне)

2. В нём всего 22 значка, их очень легко выучить, но писать и читать очень сложно, так как среди знаков нет гласных. (Алфавит, финикийцы)

3. Без этого приспособления трудно было бы поливать верхние поля, а значит, они не смогли бы собирать богатые урожаи. (Египтяне, шадуф)

4. Благодаря этому изобретению, воины могли неожиданно оказаться в тылу врага и одержать внезапную победу. Их не могла остановить никакая река. (Ассирийцы, мешки для переправы).

5. Внимательные мореходы на необитаемом острове впервые смогли получить то, без чего мы сейчас не можем представить свою жизнь. Они использовали это не только для изготовления посуды, но и для украшений. (Финикийцы, стекло)

6. Когда они стали использовать этот металл, их армия стала непобедимой, а их крестьяне стали гораздо быстрее и лучше обрабатывать землю. (Ассирийцы, железо).

4 тур.(5 баллов)

Следующее задание поможет нам вспомнить события, которые проходили в давние времена. Я буду зачитывать вам текст, ваша задача определить, о ком идёт речь.

1. Сегодня я принял решение, которое меня самого испугало. Ко мне пришли две женщины, они плакали и просили меня решить, кому должен принадлежать грудной ребёнок. Каждая из них считала ребёнка своим. Я предложил палачу разрубить младенца пополам, я был уверен, что поступаю правильно. (Соломон)

2. Я жил более 4 тысяч лет назад, я совершал походы, привозил добычу, пригонял рабов. Все считали меня божественным, это потому, что самый главный бог вручил мне жезл – знак власти над людьми. Я запретил работать должникам более 3 лет.(Хаммурапи)

3. Когда-то я жил в прекрасной стране, у меня был участок земли, семья, но пришли враги, и меня лишили всего. Теперь у меня нет даже имени, меня называют живым убитым, заставляют работать от зари до зари, кормят очень плохо, скоро отправят строить пирамиду для фараона. (Раб из Египта)

4. Я был простым пастухом, но когда на нашу страну напали враги, я не мог остаться в стороне. Когда их богатырь Голиаф вызвал на бой богатыря с нашей стороны, вышел я. Мне запомнилось на всю жизнь, как смеялись надо мной филистимляне, но моя праща никогда меня не подводила, помогла мне уничтожить врага и в тот раз. После гибели моего царя, народ выбрал царём меня. (Давид)

5. Мы прекрасные мореходы, мы первые обогнули Африку, мы возим товары по всему миру, благодаря нашей наблюдательности, у вас теперь есть стекло, пурпурная краска, алфавит, но вместо того, чтобы нас боготворить, нас боятся. (финикийские пираты)

6. Я не могу понять, почему меня боятся, да, я ходил в походы, да, я приводил много пленных. Наша добыча была с каждым годом всё больше и больше. В моём прекрасном городе Ниневия, который почему-то враги называют «логово льва» и «город крови» я строил красивые дворцы. Около ворот стояли крылатые быки, они охраняли вход в мой дворец, где хранилась библиотека, которая не боялась даже огня. (Ашшурбанапал)

5 тур. 2 балла

Следующее задание связано с географическими названиями. Я буду их называть, а ваша задача, определить в какой стране они находятся.

1. Река Нил; 2. Гора Олимп; 3.Река Тигр 4.Река Ганг. 5. Река Иордан.6. Ливийские горы.

6 тур. “Размышлялки” (логические задачи). 5 баллов

1.Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.

(Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. )

2.На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.

(Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге).

3.В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов?

(Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. )

4.Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”

(Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море.)

5.Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.

- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?

- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы, – ответил второй.

- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

- Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй.

О каких сражениях идет речь?

(Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии.)

6.Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?

(В Египте были иероглифы (около тысячи), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы.)

7 тур. Тесты.

Тест

1. Ближайшими помощниками фараона в управлении государством были:

а) жрецы; б) вельможи;

в) писцы; г) воины.

2. В Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами, называли:

а) амулетом; б) мумией;

в) Саркофагом; г) Сфинксом.

3. Народ, почитавший одного бога Яхве:

а) египтяне; б) вавилоняне;

в) евреи ; г) филистимляне.

4. Первая часть Библии – Ветхий завет написана:

а) ассирийцами; б) евреями ;

в) египтянами; г) финикийцами.

5. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту?

1. Палестина

2. Египет

а) храм в Иерусалиме;

б) Пирамида фараона Хеопса;

в) Аллея сфинксов;

г) Царский дворец Соломона.

6. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Двуречью, а какие Ассирии?

1. Двуречье

2. Ассирия

а) Висячие сады Семирамиды;

б) Ворота богини Иштар;

в) Царский дворец Ашшурбанапал;

г) Вавилонская храмовая башня.

7. “Благородный человек винит себя, а ничтожный других”, - говорил:

а) Будда; б) Конфуций;

в) Соломон; г) Моисей.

8. “Казнить кого-либо, вместо того, чтобы наставить его на истинный путь, - бесчеловечно”, - говорил:

а) Будда б) Конфуций в) Хаммурапи г) Моисей.

Ответы к тесту(14 баллов)

1.б

2.б

3.в

4.б

5. 1-а, 2- б,в,г.

6. 1- а, б, г; 2- в.

7.б

8.б

8 тур. «Истины»

Необходимо согласиться или опровергнуть утверждение и дать обоснование.

(для 1 команды)

1.ВЕгипте протекает река Тигр ( река Нил)

2.Выращивание растений называют ремеслом (Земледелием)

3.Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (Мумию хоронили в пирамиде)

(для 2 команды)

1.Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал (Хаммурапи)

2.Самый знаменитым философом и ученым Китая был Соломон (Конфуций)

3.Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).

(для 3 команды)

1.В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют ее кормилицей (в Индии)

2. Область Персидской державы называлась царством(сатрапией)

3.В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).

9 тур “Отгадываем загадки”

(для 1 команды)

1. Он был царем

Потом завоевал Египет

И стал хозяином корон,

Повиливать стал всеми… (фараон).

2. Это чудное создание

Сделано нам в назиданье

Славится века оно

Пирамиду охраняет,

Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)

(для 2 команды)

1. Царь Вавилонии когда-то был

Могущественным, знаменитым слыл.

От рабства подданных он защищал

Законы он учредил. (Хаммурапи)

2.На восточном побережье

Моря Средиземного

Государство моряков

Было очень древнее.

И чтоб им торговать,

Просто стали все писать.

Кто же знал – их алфавит

Все народы покорит. (Финикия)

(для 3 команды)

2.Македонский царь Филипп

Победил всех греков.

Потому что хитрым был

И воинственным прослыл

Армию свою большую

На отряды он разбил.

В них все строились рядами,

Защищались копьями.

Назови отряд быстрей

Иль угадывай скорей! (Фаланга)

3.Когда-то в Греции в отдельных областях

Они возникли типа мини-государства

И сочиняли песни там о богачах,

Что вкруг его селенья и поля располагали

На городок с предместьями они похожи были

И по своим законам там весь люд судили. (Полис)

infourok.ru