История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каков предмет, задачи и законы риторики? Риторика древняя или новая наука


История становления риторики как науки в мире

Слово «риторика» пришло во все языки мира из греческого языка. Оно обозначает умение красиво излагать свои мысли и выступать перед публикой. Правда, с течением времени, в зависимости от особенностей той или иной страны, понятие риторики менялось и приобретало новые оттенки.

История риторики в античном мире

Ораторское искусство начало свое развитие с античной Греции (5-4 века до н. э), где бурное развитие получила афинская демократия, где все важные решения принимались через Народное собрание и суд, развивалась идея «общественного» человека.

Насущные вопросы решались публично, при большом скоплении людей. Чтобы быть услышанным, успешным, принимать активное участие в общественной жизни, гражданам Афин требовалось проявлять красноречие, а этому нужно было научиться.

Основоположниками риторики стали софисты, главными постулатами которых было:

  • умение манипулировать толпой;
  • мастерское ведение словесных баталий, при которых одна сторона принуждает другую проиграть.
  • убеждение, что главное – это внешняя красота речи, а не ее содержание или истина. Истина – всего лишь субъективное суждение.

Софистика основывалась на диалектике (умении рассуждать) и риторике (умении убеждать).

Несмотря на то, что идеи софистики разделяли не все, эта наука стала обязательной для изучения в Древней Греции. Самыми известными представителями этой школы стали Коракс, Тисий, Протагор, Лисий и Горгий.

Важно»! В противовес софистам, Сократ, живший в это же время, считал, что основой искусства красноречия должен стать поиск истины, а не умение запутывать публику, заставляя ее верить любым речам. То есть, по его мнению, психологическое воздействие заменяется моральной философией.

Сократ разработал систему ведения диалогов, правильного построения речи с позиции нравственности. По его мнению, правильная речь состоит из:

  1. вступительной части;
  2. изложения основной мысли;
  3. доказательства главной идеи;
  4. выводов.

Чуть позже это же мнение стал развивать Платон, ученик Сократа (например, в своем произведении «Федр»). Он считал главным эмоциональное убеждение слушателей, действие на тонкие струны души, умение отделять главное от второстепенного.

Он первым утвердил мысль, что главное – не копирование чужих мыслей, а собственный путь к истине.

Дальнейшее развитие искусство красноречия получило в трудах Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н. э. Именно с трудов Аристотеля началась история становление риторики, как науки, установление ее связей с диалектикой и логикой. Его труд «Риторика» обобщает, систематизирует результаты деятельности древних греков. Трактат состоит из нескольких книг:

  • Первая книга исследует место риторики среди античных наук.
  • Вторая – систематизирует способы воздействия на слушателей.
  • Третья – исследует стиль, построение речи.

Работы Аристотеля позволили впервые обозначить неделимую цепь, стоящую из:

  1. источника речи;
  2. собственно речи;
  3. получателя речи.

Важно! Он полностью отвергал метод манипуляции аудиторией, но подчеркивал важность качества речи, подготовки аудитории, побуждения слушателей к размышлениям. «А на вершине всего стоит истина», – подчеркивал он.

История развития риторики в Древнем Риме

После Греции расцвета достигает Древний Рим, где также все вопросы решает Народное собрание и суд. Бурное развитие риторики основывалось на возможности постоянного отрабатывания ораторского искусства на дебатах, в Сенате и суде.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э), знаменитый оратор, считал речь главным оружием управления массами. Им написан ряд книг:

  • «Об ораторе»;
  • «Брут или о знаменитых ораторах»;
  • «Оратор».

Подчеркивал необходимость учиться ораторскому и актерскому мастерству, развивать интеллект, память. Его схема построения речи:

  1. определить, о чем говорить;
  2. систематизировать мысли;
  3. оформить словесную форму;
  4. произнести.

Кроме того, оратор обязан поучать слушателей, доставлять им наслаждение, подчинять их волю себе. Это становится залогом успеха.

С течением времени риторика стала сводиться просто к умению красиво излагать свои речи на основе сообщения мысли, аргументации и опровержения. Эту идею развивал Марк Фабий Квинтилиан (36-100 гг. н. э), основатель собственной школы ораторского искусства, автор ряда работ.

История зарубежной риторики Средних веков

В Средние века, с усилением роли церкви, на первое место выходит церковное красноречие, основой которого является поучительность и применение латыни. Это привело к тому, что:

  • Искусство оратора становится второстепенным.
  • Потребность выступать красиво возникает только у ученых или религиозных деятелей, для увеличения убедительности их выступлений.
  • Утрачены характерные свойства античной риторики.

Главным становится воздействие на психику человека. Всему миру известны ораторы-богословы этого периода: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.

С наступлением эпохи Возрождения важное значение приобретают растущие с заметной скоростью университеты, а также культурный расцвет. На смену религиозным убеждениям приходит интерес к истории. Рост экономики порождает развитие торгового красноречия, возрастает роль выступлений на судах, при парламентах.

В период Ренессанса возникают новые науки, утрачивает свою роль латынь. Ораторское искусство сближается с художественной литературой, возрастает роль родных языков. Самые известные книги Ренессанса: «Сад красноречия» Генри Пичема, «Искусство поэзии» Николя Буало.

Приобретает важность риторика портрета и светского разговора, усиливается значение идей Цицерона.

В эпоху Просвещения риторика угасает. Ее стали преподносить, как ненужную и схоластическую, то есть основанную на обмане и манипулировании аудиторией. Она почти полностью исчезает к середине 19 века. Немалую роль при этом играет зарождающийся период романтизма, который опровергает логику, на которой основывается риторика. Главное у романтика – чувства, а не логика.

Важно! Возродилась риторика в начале 20 века с изменением концепции человека. Человек начинает рассматриваться, как сложная разносторонняя личность (конечно, это относилось только к верхушке общества, просвещенной прослойке).

Бурное развитие экономики привело к необходимости рекламировать, навязывать свои услуги и товары. А для этого требуется искусство убеждать.

История возникновения русской риторики

Риторика на древнерусском языке именовалась красноречием. Красноречие можно классифицировать в зависимости от его цели:

  • Военное красноречие. Воодушевление воинов перед битвами.
  • Дипломатическое. Умение вести переговоры с враждующими сторонами.
  • Политическое. Умение выступить на народных собраниях, сходах.
  • Торжественное. На пирах и похоронах.

Крещение Руси вызвало рождение дидактического красноречия, выражавшегося в поучениях и наставлениях. Характерны книги того времени: «Поучения Мономаха», «Житие протопопа Аввакума».

Заметной вехой развития ораторского искусства стала деятельность Кирилла Туровского, писателя и проповедника.

Первые труды по риторике появились только в 12 веке, а книги по обучению – в 17 веке, это были «Об изобретении дел» и «Об украшении слова», где впервые вводится слово «ритор», исследуется его деятельность.

Заметным вкладом стали труды М. Ломоносова (18 век). Он выпустил две книги по истории риторики и античному ораторскому искусству, разработал правила и требования к ораторскому искусству:

  1. «Краткое руководство к риторике» (1743 г.).
  2. «Краткое руководство к красноречию» (1747 г.).

Эти книги стали очень популярны, на их основе стали писать учебники.

Заметный вклад в развитие истории русской риторики внесли:

  • Сперанский М. М. Исследовал нормы и правила публичной речи, автор курса по словесности.
  • Никольский А. С. Описал разные виды речи (прозаическая, ораторская, стихотворная).
  • Рижский И. С. Автор знаменитого учебника по риторике, по которой обучали в университетах.

Расцветом риторики становится 19 век. Появляются работы по обучению речи Мерзлякова А.Ф., А. И. Галича, К. П. Зеленского.

Во второй половине века зарождается новое направление – теория словесности, которая основывается на отдельных понятиях и разделах риторики.

Краткая история риторики 20 века

Но в 20 веке риторика перестает быть самостоятельным дисциплиной. Ее заменяет стилистика, наука о видах и стилях языка, разработанная С. П. Обнорской, Л. П. Якубинским, В. В. Виноградовым.

Последний внес самый заметный вклад в науку о языке, углубленно исследовал все отрасли этой науки, стал основоположником фразеологии, истории языка. Он проанализировал и изучил множество единиц языка.

Важно! Виноградов В. В. написал работы о развитии и определении истории русской риторики. Он считал, что она является неотъемлемой темой филологии. Но эти его идеи не были приняты.

После Октябрьской революции предпринимались попытки возродить ораторское искусство. Например, был основан Петроградский Институт живого слова (1918 год), где исследовали и разрабатывали теорию красноречия, выпускались статьи, подготавливали лекторов. Действовала лаборатория риторики. Здесь работали С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский.

Но в 30-е годы Институт стал отделением Института языкознания. В СССР слово риторика стало синонимом пустой, даже ложной речи, эта отрасль перестала изучаться и развиваться.

В 50-60-е годы стала изучаться культура речи. Риторикой заинтересовались в 70-е годы, с усилением лекционно-пропагандистской деятельности государства.

После Перестройки, с возрастанием демократизации, свободы слова, стал возрождаться интерес к риторике. В настоящее время ее изучают даже в гуманитарных курсах средних и высших школ, в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией.

Такое комплексное направление носит название неориторика. Знание ее основ важно для современного гражданина, для его успешной коммуникации и реализации.

blog.oratorskoeiskusstvo.com

это наука или учебная дисциплина?

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учебе, работе, в личной жизни. Если информация подается оратором лаконично и структурировано, то она дойдет до слушателей в лучшем виде. Наукой, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной. Риторика – это что? Наука или учебная дисциплина?

Что представляет собой учение?

Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.

Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.

Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.

Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия.Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.

Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:

  • Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
  • Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
  • Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.

Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.

Что изучает наука?

Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.

Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:

  1. Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
  2. Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.

С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной.Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики началось еще в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, раньше же эту науку считали высшим мастерством, умением.

В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Кто является автором классического греческого трактата об этой науке? Это известный всем мыслитель Аристотель. Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нем были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внес свой вклад Марк Туллий Цицерон, который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора. Затем создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Развитие риторики в России

Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но уже применялись некоторые ее правила. Люди в то время называли этику речи красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период характерным событием было то, что был издан первый русский учебник, раскрывающий основы риторики.
  • Конец XVII – начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачевым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внес Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.

Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи, а риторику подвергали критике.

Законы искусства слова

Риторика в любое время имела своей конечной целью – воздействовать на слушателей. Особенную роль для ее достижения играет выразительная речь, а также изобразительно-выразительные средства.

Ученые разделяют данную науку на две разновидности — общую и частную. В предмет общей риторики входят общие способы поведения при произношении речи и практические возможности их применения с целью сделать речь эффективной.

Такая разновидность включает в себя следующие разделы:

  • риторический канон;
  • выступление перед публикой;
  • правила, как вести спор;
  • нормы проведения беседы;
  • учения о повседневном общении;
  • общение между разными нациями.

Изучая данные разделы, оратор получает знания об основных чертах речевого пользования, которые являются базой для каждого мастера слова.

Общая риторика изучает способы достижения взаимопонимания между оратором и слушателями. Для этого были разработаны следующие законы:

  • Закон гармонизирующего диалога. Оратор должен пробуждать чувства и мысли слушателей, превратив монолог в диалог. Выстроить гармонично общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в обсуждении. Суть этого правила более точно раскрывают следующие законы.
  • Закон ориентации и продвижения слушателя. У человека, на которого направлено ораторское воздействие, должно возникнуть такое ощущение, как будто он совместно с говорящим продвигается к намеченной цели. Чтобы достичь такого эффекта, оратору необходимо применять в речи слова, которые определяют порядок событий, связывают предложения и резюмирующие выражения.
  • Закон эмоциональности речи. Человек, выступающий перед публикой, должен сам переживать те чувства, которые он старается вызвать у аудитории, а также уметь передавать их с помощью речи.
  • Закон удовольствия. Он подразумевает под собой умение преподносить речь так, чтобы она доставляла удовольствие слушателям. Такой эффект легко достичь, если речь будет выразительной и богатой.

Частный же вид риторики основывается на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизнедеятельности. Таким образом, наука изучает, какие правила произношения речи и поведения необходимо применять оратору в зависимости от ситуации.

Частных риторик очень много, но все они объединяются в две основные группы:

  1. Гомилетика.
  2. Ораторика.

Первая группа подразумевает под собой возможность оратора неоднократно воздействовать на публику. Сюда можно отнести церковный и академический тип красноречия. В современной риторике в эту группу включили пропаганду, которая осуществляется в средствах массовой информации.

Таким образом, при академическом красноречии оратор, проводя несколько лекционный занятий, не должен каждый раз заново говорить о целях их проведения, об их необходимости и так далее. Ему достаточно об этом рассказать на первой лекции, а на всех остальных общая задача будет расширяться посредством изучения новой темы.

Ораторика же не способна влиять многократно на людей. В связи с этим оратору необходимо уметь правильно завершать каждое выступление. В эту группу можно отнести судебный, бытовой, социально-политический и другие типы красноречия.

В настоящее время ораторика довольно широко разрослась, поэтому конкретный тип риторики уже стали делить на свои подвиды. К примеру, из социально-политического красноречия выделили административную, дипломатическую, парламентскую и прочие риторики.

Разновидности речи выступающего

Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:

  • Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
  • Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
  • Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
  • Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
  • Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
  • Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
  • Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
  • Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
  • Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

vseorechi.ru

Риторика как наука. Искусство убеждения

Риторика как наука – это филологическая дисциплина, которая изучает искусство речи и дает представление об уместности и целесообразности применения слов. Риторика вырабатывает чувство слова, развивает вкус и через литературу диктует обществу манеру мысли.

Риторика как наука учит ораторскому искусству и красноречию. Оратор с латинского языка переводится как «просить», а ораторское искусство – это дисциплина, которая изучает передачу и восприятие речи и дает понимание правильного построения речи и текста, способного привлечь аудиторию и не отпускать ее внимание. Таким образом, особенности устного языка в публичных выступлениях сводят воедино риторику и поэтику, призванную к убеждению слушателя выразительными средствами речи и телодвижений. Обучение ораторскому искусству вырабатывает логические, психологические, лингвистические и другие умения. Они направленны на развитие риторических навыков, то есть прививают способность и готовность общаться наиболее эффективно. На протяжении истории риторика как наука сводится к различиям того, какая речь является качественной, а какая - нет. В связи с этим сложились два направления, считающиеся основными.

Первое – происходит от древнегреческого мыслителя и философа Аристотеля. Он связывал риторику и логику воедино и считал ту речь хорошей, которая была убедительной и эффективной. Эффективность же он сводил к способности завоевания согласия, симпатии и сочувствия слушателей. Эффективная речь должна заставить слушателей действовать. Таким образом, Аристотель риторике отводил роль предмета, который способен подобрать возможные методы убеждения относительно отдельно взятого объекта.

Основоположником второго направления в риторике был известный древний афинский ритор Исократ. Как и его сторонники, он считал, что хорошей считается та речь, которая украшена пышными словооборотами и построена на речевой эстетике. Убедительность речи не являлась главной составляющей и не была единственным критерием оценки. Направление от Аристотеля называют «логическим», а от Исократа называют «литературным».

В современном мире риторика как наука дает нам инструменты для изучения ораторского искусства. А что такое ораторское искусство сегодня? Это умение убедить в ходе публичного выступления, сочетание артистизма, риторики и психологии.

В повседневной жизни способность говорить убедительно встречается часто в самых простых ситуациях. Например, это может быть ситуация, когда одному человеку угрожает опасность, а другой, заметивший это раньше, криком и жестами предупреждает. Другим примером может служить процесс торговли, где продавец предлагает свой товар, убеждая покупателя в том, что товар хорош, а покупатель, поверив, покупает. Чтобы быть красноречивым в бытовых условиях, не требуется специальная подготовка, так как под влиянием эмоций слова и форма их подачи складываются сами собой.

Бывают иногда ситуации, когда особенно необходимо говорить убедительно и стройно, а умения это сделать не хватает. Тут поможет риторика, из которой и можно подчерпнуть все необходимое. Умению управлять эмоциями, правильно подбирать слова, убеждать и держать внимание слушателей учат в специальных школах или на тренингах. Без навыков логично и эмоционально выстроить свою речь быть понятым невозможно, а страх и стеснительность могут стать препятствием для публичного выступления. Программа тренинга обычно состоит из постановки дыхания, голоса, дикции, основ актерского мастерства, законов деловой этики, психологии. Полученные знания в совокупности и дают умение красиво и убедительно говорить. А слово всегда являлось главным инструментом в достижении цели.

fb.ru

2. Что такое риторика - наука или искусство. Для кого она предназначена

Билет № 2

Что такое риторика: наука или искусство? Для кого она предназначена? Обоснуйте свою точку зрения.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей. Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и приемов обучения. Греки полагали, что главное - убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо.

В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XVII века. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению некоторых исследователей в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать. Скорее всего, в риторике - важнейшей области культуры - наука и искусство составляют сложный сплав, единство.

Риторика – это наука о воздействии на человека с помощью слова. Центральная категория для изучения этого воздействия – категория убеждения.

Но воздействовать с помощью слова можно не только убеждая. С одной стороны, сюда входят способы воздействия, связанные со скрытым или явным принуждением: манипулирование, обман, приказ. Все это случаи принудительного словесного воздействия на слушателя. Только в приказе оно осуществляется напрямую, с опорой на силу, а при обмане и манипулировании недобровольность подчинения чужому слову скрыта от самого слушателя. С другой стороны, слушатель может испытать вполне добровольное влияние и помимо убеждения. Речь, например, может производить хорошее впечатление, очаровывать, забавлять, но не убеждать.

Однако прямой предмет риторики именно убеждающая речь. Манипулирование и обман для риторики явления периферийные, которые она рассматривает преимущественно с позиции воспринимающего речь: учит разгадывать уловки и противостоять им. Такие свойства речи, как привлекательность, приятность, также периферийны для риторики. Они рассматриваются ею как вспомогательные, обеспечивающие главное – убедительность.

Ключевым коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью и чрезвычайно важным для понимания сути риторики, является ясность речи. Ясность выделяют наряду с такими коммуникативными качествами речи, как правильность, уместность и красота.

Правильностью речи ведает ортология, куда входят орфография, пунктуация и орфоэпия – наука о правильном произношении. Для риторики это подготовительный уровень владения речью и специально ортологическими вопросами она не занимается.

studfiles.net

Риторика как наука и искусство

Риторика как наука и искусство

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством» [2, с. 73]. Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них - Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.

Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.

Греки полагали, что главное - убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо. В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XV11 века. К этому времени относятся первые работы - епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему - сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова - автора «Краткого руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно - философские темы.

Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева, Ю. В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать. Скорее всего, в риторике - важнейшей области культуры - наука и искусство составляют сложный сплав, единство.

История риторики

Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40-60-ых годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века.

Поиск генетических корней целенаправленного развития речи закономерно привёл исследователей к праматери методики развития речи - риторике. Несмотря на ведущиеся дискуссии о соотношении риторики и культуры речи (точки зрения многочисленны: от признания риторики высшим уровнем культуры речи - до подчеркивания их антиномической сущности), разумно принять положение: риторики не существует без речевой культуры, но они не равноценны по отношению друг к другу.

Колыбелью риторики была софистика, стремящаяся убедить кого угодно в чём угодно. А в средневековой культуре риторикой было отсутствие украшений на фоне всеобщего увлечения ею, т. е. речь лаконичная, точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность.

Античная риторика

Античная риторика занималась организацией судебного, политического и эпидейктического (оценочного) красноречия. Риторика средних веков входила в тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику. Платон, подчеркивая необходимость высокой этики оратора, замечает: «Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных местах, но и в частном быту?» Аристотель, также неустанно выделяя нравственную основу риторики, говорит: «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Значит, не собственно убеждение в чем-либо, а поиск способов убеждения составит компетенцию риторики, приучающей человека прежде всего к речевому мышлению в психологически воздействующих и эстетически организованных формах.

Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.

Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике.

Риторика ( от греческого «ритор» - оратор ) - одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25000 лет, если принять за точку отсчета V – IV в.в. до н. э. - период расцвета риторики в Древней Греции.

Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо: не случайно « сама риторика… зарождается в недрах различных цивилизаций».

Риторика возникла как наука об искусной, умелой, ясной речи – устной, прежде всего. ЦИЦЕРОН писал: «…сами правила явились как свод наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия». Из этого высказывания ясно не только, как возникла риторика, но и то, что древние осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер.

В античные времена ораторскому искусству обучали, прежде всего, как умению убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена в риторику вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения.

У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция». Они не совпадают полностью - есть тонкие различия, о которых в своей работе я упоминать не буду.

Главным понятием риторики является оратор (от латинского ORARE - говорить) - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.

Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М. А. Михайличенко, являются:

логическая культура,

языковая культура

психолого – педагогическая культура,

культура общения,

техника речи.

Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, « ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

Риторика в России

Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое.

В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России.

Знаменательно появление в России в XVII – XIX в.в. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т.д.). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 – 1619 гг., последняя - 1923 г. Д. Н. Овсянико-Куликовского.

Первым учебником риторики на русском языке было « Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743 г.) М.В.Ломоносова. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно-славянском языке. В этом труде говорится, что « риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…». Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению.

Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова (И.С.Рижский, Н.Ф.Кошанский, А.С.Никольский, Е. Кари и др.). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла «Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый». В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно – ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян (Феоктист Мочильский), в пользу молодых девиц (К.Глинка), для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др.

Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы), а затем (конец XIX – начало XX вв.) культурой речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая.

Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики.

Разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики - характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков), психологии, физиологии, а также дидактики.

Сейчас в активе риторики труды Барта и в целом неориторической группы «Мю», опубликованные на русском языке в сборнике « Общая риторика» (1986), работы Лотмана, Б.А.Успенского, в известной мере продолженные коммуникативно-лингвистические исследования Бахтина. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов «Об ораторском искусстве», 1967 г. - сборник «Мастерство устной речи», в 1978 г. появилось издание «Античные риторики», включившие работы Аристотеля, Деметрия, Дионисия Галикарнасского и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала «Риторика», издаваемом с 1995 года.

Устная словесность. Бытовая речь.

Рчь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Письменная

Устная

Монологическая

Диалогическая

Выделяют следующие виды речи:

Внешняя

Внутренняя

Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале XX века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека - его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а сказать не могу».

Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различия между ними определяются:

1. Способами кодирования. Устная речь - произносимая, звучащая, слышимая - выражена звуками (акустическим кодом), а письменная - видимая, написанная - буквами (графическим кодом).

2. Механизмами порождения. Письменный текст, как правило, - подготовленный, - записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию. Устная речь не имеет таких возможностей, она спонтанна, т. е. создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки, быстроты выбора слов, автоматизма синтаксического конструирования.

3. Механизмами восприятия. Устная речь должна восприниматься сразу, письменная осмысливается при многократном чтении.

4. Грамматическими и лексическими особенностями. В письменной речи четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции. В устной наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи: от пяти до девяти.

5. Видами норм. Только к устной речи предъявляются орфоэпические требования, и только к письменной - орфографические, пунктуационные и каллиграфические.

6. Выразительными возможностями. Устная речь обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.

7. Характером адресата. Устная речь зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.

Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основы - внутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру: мысленная подготовка фразы - воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата - графическая фиксация мысли.

Устная речь может быть записана, а письменная - произнесена. Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.

При подготовке и в процессе публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А. М. Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог «подделкой письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победит, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В. Г. Костомарова, в наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество - моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. А также ... другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» [4, с. 176]. Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.

Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Диалог - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики - стимула и реплики - реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь - первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.

Стиль речи

Известный лингвист Е. Н. Ширяев так определяет понятие «культура речи»: «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [5, с. 57]. Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:

1.Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам?

2.Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?

3.Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?

Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую гуманитарную культуру.

По мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой, речевая культура «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке» [6, с. 413-414].

Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.

Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на элитарную культуру. К овладению ей должны стремиться участники современного делового общения.

Правильность речи

Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка.

Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Рассмотрим некоторые трудности звукоупотребления и ударения.

1.Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или наоборот.

Произносится [э] Произносится [о]

Афера белесый

Бытие желчь

Гренадер завороженный

Истекший заселенный

Опека маневры

Оседлый новорожденный

2.В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный.

Тенденция юриспруденция

3.Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются: акциз [с], лизинг [к], киборг [к], демиург [к].

4.Произношение сочетания чн как [шн] требуется в женских отчествах на - ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник.

5.Сочетание «жд» в слове «дождь» и производственных от него может быть двояким: [жд’] или [шт’].

6.Не ошибайтесь в ударениях! Аудит, августовский, агент, алфавит, апостроф, асимметрия, баловать, блокировать, бомбардировать, бюрократия, вероисповедание, гастрономия, генезис, газопровод, грейпфрут, добыча, договор, донельзя, дремота, духовник, еретик, житие, завсегдатай, заговор, закупорить, звонить, избалованный, исповедание, исподволь, исчерпать, иконопись, камбала, каталог, колледж, квартал, квашение, кладовая, клала, красивее, кухонный, кета, кулинария, лубочный, маркетинг, маркировать, мастерски, менеджмент, мизерный, мытарство, намерение, некролог, нормировать, нефтепровод, обеспечение, обетованный, облегчить, оптовый, откупорить, парфюм, пасквиль, пиццерия, подростковый, поутру, предвосхитить, премирование, пломбировать, принудить, раджа, рэкетир, свекла, сосредоточение, средство, столяр, таможня, творог, толика, тяжба, тефтели, углубить, украинский, умерший, уставный (фонд), феномен, ходатайствовать, холеный, христианин, цемент, щавель, экзальтированный, языковой (относящийся к словесному выражению мыслей).

Часто речевые ошибки связаны с нарушением грамматических норм: морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. Обратимся к ряду сложных случаев:

1.Обозначения лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию сохраняют форму мужского рода и в том случае, если относятся к женщине. Например: доцент Иванова, директор Петрова, заведующий кафедрой Вербицкая ...

2.При выборе вариантного окончания имен существительных именительного падежа множественного числа следует знать, что окончание ы (и) - книжное: бухгалтеры, договоры, шоферы, лекторы, инспекторы, слесари, но профессора, директора (эти слова утратили оттенок книжности).

3.Предпочтительными являются следующие формы имен существительных родительного падежа множественного числа: балкар, бурят, грузин, лезгин, калмыков, киргизов, монголов; гусар, драгун, партизан, минеров, санитаров; ботинок, ботфорт, валенок, сапог, чумек, погон, носков, гольфов, клипсов; ватт, вольт, гектаров, граммов, кулонов, футов; абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, шампиньонов.

4.Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» требуют после себя имени существительного или местоимения в дательном падеже. Например, вопреки указаниям, согласно приказу.

5.Если подлежащее имеет в составе существительное с количественным значением (большинство, ряд, часть), то сказуемое может стоять в единственном и во множественном числе. Последняя форма предпочтительнее, если главные члены предложения оторваны друг от друга, если подчеркивается активность и раздельность действия каждого лица.

Например: Ряд бизнесменов направлен за рубеж. Большинство сотрудников отдела заявили, что они не согласны с позицией администрации.

studfiles.net

это искусство и наука слова

Способность убедительно излагать свои мысли, переубеждать и склонять на свою сторону многочисленную аудиторию всегда считалась очень ценным качеством для человека. Успех во многих сферах деятельности зависит от умения общаться с людьми. У некоторых это умение заложено в их природе – их считают прирожденными ораторами. Другим приходится ему учиться, особенно если того требует занимаемая должность или личные цели.

Существует даже целая наука под названием риторика. Это такая научная дисциплина, которая изучает закономерности формирования, восприятия и передачи качественной речи и хорошего текста. В древности этот термин употреблялся только в прямом своем значении. Считалось, что риторика – это ораторское искусство, умение превосходно выступать на публике. Позднее это понятие расширилось и стало подразумевать под собой мастерство и теорию воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи.

Сам термин пришел в русский язык из греческого. Наиболее подходящими синонимами ему будут «красноречие» и «ораторское искусство». Еще в начале возникновения этой дисциплины начали четко проявляться два подхода относительно восприятия ораторского искусства. Сторонники первого направления полагали, что риторика – это мастерство убеждать. Они считали, что главное в красноречии – это содержание, идея. Ярким примером является риторика Аристотеля. В этом течении хорошей речью считалась та, которая приносит эффект, убеждает, завоевывает признание (сочувствие, симпатию, согласие) аудитории и побуждает к определенным действиям.

Другие же акцентировали внимание на стиле и форме речи. Для них риторика была просто искусством украшения речи. Известным представителем и основателем этой школы является древний ритор Исократ. Приверженцы этого направления под хорошей речью подразумевали пышную, украшенную речь, построенную по всем правилам эстетики. Убедительность здесь также влияла на оценку слога, но была второстепенным и отнюдь не единственным критерием.

Современная неориторика стала гармоническим объединением «литературной» и «логической» школы. Результаты, полученные в «литературном» направлении, используются и по сей день. Более того, эстетические качества речи имеют для некоторых исследователей риторики приоритет. Тем не менее, для большинства логика все же доминирует.

В настоящее время ораторское искусство традиционно делится на два подразделения: частная и общая риторика. Частная делает акцент на особенностях отдельных типов речевой коммуникации, связанных с функциями речи, условиями общения и разными сферами человеческой деятельности. Общая риторика – это наука о правилах и универсальных принципах построения качественной, хорошей речи, которые не зависят от конкретной области речевой коммуникации.

Традиционно искусству красиво и убедительно говорить будущих юристов и бизнесменов обучают в ВУЗах. Однако если человек работает в другой сфере, ничто не мешает найти свободное время и заняться самообразованием. Деловая риторика, один из наиболее практичных подразделов этой интересной науки, наверняка пригодится в жизни каждому из нас, особенное в нынешнее столь сложное время.

fb.ru

ИСТОРИЯ РИТОРИКИ, развитие риторики в АНТИЧНОСТИ, Древнегреческая культура как"пайдейя", Риторика в Древней Греции классического периода, Софистический идеал единства риторики и философии - Риторика

1. Классическая риторика (V века до н.э - сэр XX вв)

2. Неориторика (с сер XX в до нашего времени)

Основателем классической риторики считается древнегреческий софист. Горгий течение достаточно длительного исторического этапа развития риторика переживала как взлеты, так и падения. Золотым веком ораторского мисте ецтва считается, конечно, эпоха античности. В этот период подробно были разработаны три основные виды ораторских речей: совещательные (политические), судебные и торжественные (эпидейктическом). Появились обстоятельные теоретических тических труда по риторике, например:"Риторика"Аристотеля,"Двенадцать книг риторических наставлений"Квинтилиана,"Об ораторе"и"Оратор"Цицерона тощра" та "Оратор". Цицерона тощо.

В эпоху. Средневековья достижения античной риторики были переработаны преимущественно для создания проповедей. Кроме того, в этот период риторика была одной из главных учебных дисциплин и входила в тривиуму - цикла из трех наук (грамматика, диалектика или логика, риторика).

В эпоху. Возрождения риторика выходит снова на первый план среди словесных дисциплин. Она является одной из гуманитарных дисциплин, которая способствует формированию универсального человека

В эпоху. Нового времени достижения риторики использовались преимущественно в создании художественной прозы. В таком виде эта дисциплина оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в итоге как учение о словесное выражение она растворяется в стилистике как части теории литературы, а другие ее разделы постепенно теряют практическое значение. Само слово"риторика"приобретает негативный оттенок"беззмистов ного болтовнятовного базікання".

Основателем неориторики считается бельгийский ученый X. Перельман

Неориторика не отрицает достижений классической риторики. Однако эти этапы существенно различаются между собой. В XX веке риторика уже не является прерогативой исключительно языкознания, лингвистики (как это было в последние столетия я развития классической риторикики).

На сегодняшний день риторика представляет собой достаточно разветвленную отрасль научных исследований, пытающихся выявить и проанализировать механизмы воздействия на слушателей в различных типах общения

61 Древнегреческая культура как"пайдейя"

Одним из основных принципов древнегреческой культуры был принцип состязательности. Он характеризуется стремлением человека к победе в любых соревнованиях во всех сферах общественной жизни. Такое стремление. ЯКР раз и дало значительный толчок к развитию греческой цивилизации, ведь таким образом человек пытался превзойти других посредством собственного интеллекта, образованности. А подобные качества не дарятся от прир оды, они приобретаются в результате упорной работы над собой, самосовершенствования, воспитанияння.

Риторика вместе с философией находилась в центре древнегреческого понимание культуры. Вообще то, что мы теперь называем"культурой", греки называли"пайдейя" ("воспитание") - то, что передается и прививается ребенку. В состав ее входили1.

o воспитания мысли - философия которая ищет истину и

o воспитания слова - риторика которая ищет убеждению. Иногда риторика даже занимала более высокую позицию, чем

философия. В пользу этого свидетельствует то, что философия, история и искусство имели в. Древней. Греции одну заступницу - музу. Клио. А риторику охраняли три богини:. Пейто - богиня убеждения и две. Эрида - б богини спорки.

62 Риторика в Древней Греции классического периода

621 Софистический идеал единства риторики и философии

Идеалом человека в. Древней. Греции был образ"общественного человека", которая способна держать в своих руках управление государством. Понятно, что искусство убеждения, владение. Словом было важнейшей чертой этого в образа. Провозвисникамы такого идеала человека выступили в V века до н.э софисты. Не случайно основателем риторики считается известный древнегреческий софист. Горгийий софіст. Горгій.

В феномене софистики риторика и философия достаточно плодотворно сосуществовали. Софисты вообще выступали как учителя мудрости, учителя красноречия. Это была группа людей, зарабатывали интеллектуальным трудом. По д достаточно высокую плату они брались учить тех, кто стремился к общественной или государственной деятельности. Одной из важнейших составляющих подобной деятельности является умение публично выступать, то есть эффективно. ВПЧ. Ивате на ум и чувства граждан с помощью меткого слова. Для удачных выступлений нужно было обладать не только искусством речей, но и умением обосновывать собственные мысли, критиковать и положения других ораторов. Кроме того, надо было уметь спорить, есть задавать вопросы и давать ответыповіді.

Для софистов главным было победить в споре, несмотря на то, выражают их положение истину. Поэтому их можно считать выразителями индивидуализма, ведь мысли собеседников для них не имели и особое значение, важным было утвердить собственное превосходство через владение искусством убеждать. Ярким свидетельством софистического миропонимания мнение, сформулированаа . Протагором:"о любой предмет можно высказать два суждения, противоположных друг другу"

Подразумевается, что некоторая мысль человека имеет столько же прав на существование, как и любая другая объективной истины нет, поэтому можно говорить только о том, что одна мысль более убедительной за другую. Софи исты как учителя мудрости раз и видели свою задачу в том, чтобы научить этой убедительности, научить превращать слабую мнение на сильнаяну.

Но уже в конце V в становится очевидным тот факт, что идеал"общественной жизни"распадается на два понятия, которые взаимно исключают друг друга:"жизнь деятельное"и"жизнь созерцательное"Идеалом первого был г ритор - практик и политик; идеалом другой - философ, мыслительлом другого - філософ, мислитель.

Как было указано выше, основателем риторики считают. Горгия. Однако наряду с ним называют еще и других учителей красноречия, в частности. Корака (Коракс) и. ТИСе. Как свидетельствуют источники,. Корак был государственным деятелем, но потом оставил это дело и открыл школу, в которой преподавал то, что вынес из судебной практики. Впоследствии он написал сборник"общих мест"Это была хр рестоматия готовых примеров ^ ля того, чтобы их учили наизусть, а затем вставляли в речи. Его ученик. Тисий завершил работу и создал пособие, который не содержал уже примеров, но предоставлял рекомендации щ одо самой структуры ораторских проморських промов.

С именами. Корака и. Тисий связан такой интересный случай, который характеризует в целом период формирования риторических школ:

"Тисий научился у. Корака искусству красноречия и сам начал преподавать риторику. Поскольку он уже теперь умел к ведению судебных дел, то он не стал платить учителю вознаграждение. Корак за это привлеку заключенных. ТИСе в суд. Тисий обратился к своему бывшему наставнику:"Скажи мне,. Корачи, учителем чего я объявляю себя?" м искусству, - продолжил. Тисий, -у мистецтву, - продовжив. Тісій, - тогда я убеждаю тебя ничего с меня не брать. Если ты меня не научил убеждать, то и в таком случае я тебе ничего не должен, ведь не научил меня тому, чего обещал"

На это. Корак возразил:"Если ты научился у меня искусству убеждать и убедишь меня ничего с тебя не брать, тогда ты должен заплатить мне, так ты умеешь убеждать. Если ты меня не убедишь, тогда ты тоже должен ш заплатить, поскольку тебе не удалось убедить меня не брать с тебя денегрошей".

Судьи долго думали над приговором, а потом сказали:"У плохого ворона плохое потомство. Как воронята готовы сожрать своих родителей, так и вы пожирают друг друга"Комизм здесь заключается в игре слов: ведь на гре ец корак означаеторак означає ворон"1.

Корак,. Тисий и. Горгий (примерно 483-375рр до н.э) считаются учениками философа. Эмпедокла. Все они были родом из. Сицилии в 427 г до н е. Горгий прибыл в. Аттику как посол города. Леонтина, которым угрожали. Сиракузы. Горгий так захватил афинскую публику, что она а в результате отдала ему предпочтение только за умение изящно выражать свои мысли. Через некоторое время. Горгий переезжает в. Афины и открывает собственную школу красноречия. Именно здесь было определено, что г иторика - это мастер убеждения. Горгий выделяет ряд средств, с помощью которых оратор"ведет за собой"душу аудитории и приносит ей удовольствие. Горгию принадлежит изобретение словесных фигуахід словесних фігур.

Наибольшей славы. Горгию принесли похвальные (эпидейктическом) речи, в частности"Похвала. Елене"В ней, в частности, высказана такая мысль по силе слова:

"Слово - величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные - может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость"

uchebnikirus.com