Письменные древние источники. 2.2. Письменные исторические источники в историческом познании
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искажение древниx письменныx источников об Армении в XIX–XX векаx. Письменные древние источники


Письменные исторические источники — Собрание документов, рукописей, писем

Поделиться с друзьями: Письменные исторические источники

Сохранившиеся письменные исторические источники помогают современному поколению ближе познакомиться с многовековой историей Древней Руси.

Исторический источник представляет собой документ или предмет, который является своеобразным свидетелем событий определенной исторической эпохи. На основании его показаний составляется общая картина о произошедшем в прошлом, выдвигаются гипотезы о причинах сложившийся ситуации.

Письменные источники

Основа истории – источники, хранящие текст. С их помощью происходит знакомство с языком эпохи, хронологической последовательностью событий, культурой общения и изложения мысли.

Летописи

Ознакомление начинается с летописей. Это обширные повествования, в которых в хронологическом порядке описывались все происходящие события. На языке наших предков «лето» означало «год», отсюда и пошло название источника. В них описывались походы князей, строительство храмов, даты рождения и смерти выдающихся политических деятелей или церковных служителей, стихийные бедствия и нападения интервентов. В летописях совсем не описывался быт народа и культура его общения, лишь общий ход истории, который был неотделим от истории всемирной. Разделяли старинные письмена на 4 вида:

  • независимые;
  • официальные;
  • местные;
  • общерусские.

Главным источником, в котором описаны события, произошедшие в раннесредневековой Руси, является «Повесть Временных лет». Это итог обработки нескольких летописных документов – набор погодных сказаний с 852 по 1116 годы.

Правовые памятники

Сохранившиеся документы древнейших законов представляют величайшую ценность для изучения устройства средневекового общества. Из этих источников мы узнаем об отличии сословий, существовании денежных единиц, методах правосудия. Самым обширным письменным памятником древнерусского права считается «Правда Русская», которая являлась основным законом на Руси до 16 века. При правлении разных князей ими создавались собственные Уставы, которые разграничивали преступления для церковного и светского суда и содержали информацию о мере наказания.

Другие источники

Любой памятник древней письменности может считаться источником исторического значения. Такие письмена помогают изучать культуру и язык наших предков. Ими считаются древние литературные сочинения, надписи на орудиях, стенах церквей, домов, предметах быта. Берестяные грамоты, найденные лишь в 1951 году, представляют собой огромную ценность, как память письменности 11 века. Их найдено более тысячи – это написанные своеобразным языком письма, долговые расписки, любовные послания.

Похожие материалы:

www.anapacity.com

2.2. Письменные исторические источники в историческом познании. Источниковедение

2.2. Письменные исторические источники в историческом познании

Начнем рассуждение с аксиомы: мы – внутри культуры, которой свойственен определенный (но не единственно возможный) тип социальной памяти – казуальный по содержанию, письменный по механизму фиксации, и именно он может быть охарактеризован как исторический. Этот тип памяти идентифицируется именно по механизму хранения информации – письменности. Представить культуру с иным типом памяти (соответственно, «бесписьменным») нам непросто, поскольку, как пишет Ю. М. Лотман (1922–1993), «связь существования развитой цивилизации <…> с существованием письменности представляется настолько естественной, что альтернативные возможности отвергаются априорно»[189].

Ю. М. Лотман обращается к феномену южноамериканских доинкских цивилизаций и выделяет в качестве основной (наиболее заметной с позиций европейской культуры) характеристики отсутствие письменности. Исследователь рассматривает письменность как механизм памяти, точнее как механизм коллективной памяти, и – для нас это принципиально важно – устанавливает подобие индивидуальной и коллективной памяти:

Подобно тому как индивидуальное сознание обладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, обнаруживая потребность фиксировать нечто общее для всего коллектива, создает механизмы коллективной памяти.

Высокий уровень этих бесписьменных культур общепризнан, что заставляет Ю. М. Лотмана поставить вопрос: «…является ли письменность первой и, что самое главное, единственно возможной формой коллективной памяти?»

А ответ на этот вопрос, считает ученый, «следует искать, исходя из представления о том, что формы памяти производны от того, что считается подлежащим запоминанию, а это последнее зависит от структуры и ориентации данной цивилизации»[190].

Далее логика рассуждений Лотмана такова:

1. «Привычное нам отношение к памяти подразумевает, что запоминанию подлежат <…> исключительные события, т. е. события единичные…»[191].

2. Нацеленность памяти на исключительные события в значительной степени определяет отбор информации для фиксации в письменных источниках: «Именно такие события попадают в хроники и летописи, становятся достоянием газет <…>. Этому же закону подчиняется и художественная литература. Возникает частная переписка и мемориально-дневниковая литература, также фиксирующая“ случаи” и“ происшествия”».

3. Поскольку для письменной культуры «характерно внимание к причинно-следственным связям и результативности действий», это влечет за собой «обостренное внимание к времени», следствием чего становится «возникновение представления об истории». Ю. М. Лотман пишет: «Можно сказать, что история – один из побочных результатов возникновения письменности».

Иными словами, только письменная культура, обусловленная определенным механизмом памяти, имеет историю.

Аналогичные умозаключения делает, например, Ю. А. Шичалин в поисках «временной границы европейского разума»[192].

1. Весьма традиционно Ю. А. Шичалин связывает возможности исторического познания с наличием исторических свидетельств: «Наше знание прошлого неизбежно ограничено тем обстоятельством, что мы можем составлять о нем какое-то представление только в том случае, если это прошлое так или иначе засвидетельствовано».

2. Далее исследователь выделяет среди разнообразных исторических свидетельств письменные источники: «Наиболее драгоценные свидетельства преимущественной деятельности европейского разума всегда связаны с обращением к письменной фиксации [выделено мной. – М. Р.] результатов этой деятельности».

3. Ю. А. Шичалин формулирует гипотезу: вслед «за изобретением греками алфавита» Гомер с его помощью создает свои поэмы. При этом автор особо подчеркивает, что разделяет ту (не самую распространенную) точку зрения, что гомеровские поэмы не просто записаны, но создавались как письменные памятники. Значение же гомеровских поэм в том, что «Гомер впервые осознает необходимость прошлого для сознательной ориентации в настоящем».

Мы можем заметить, что Ю. А. Шичалин выстраивает схему, аналогичную схеме Лотмана, но только со второго уровня – уровня свидетельств. Построение Ю. М. Лотмана имеет то преимущество, что он рассматривает определенный тип памяти как механизм отбора свидетельств, значимых как для индивидуума, так и для социума.

В отличие от письменной культуры, бесписьменная, по Ю. М. Лотману, обладает иным типом памяти, для которого характерно «стремление сохранить сведения о порядке, а не о его нарушениях, о законах, а не об эксцессах». Культура с таким типом памяти – это система, «ориентированная не на умножение числа текстов, а на повторное воспроизведение текстов, раз навсегда данных». А это, в свою очередь, требует иного устройства коллективной памяти, средством фиксации для которой служит обычай и ритуал[193].

Объясняя причины различий механизмов памяти в бесписьменной и письменной культурах, Ю. М. Лотман пишет:

Для того чтобы письменность сделалась необходимой, требуются нестабильность исторических условий, динамизм и непредсказуемость обстоятельств и потребность в разнообразных семиотических переводах, возникающая при частных и длительных контактах с иноэтнической средой[194].

При этом он обращает внимание на географическую локализацию бесписьменных (плоскогорья Перу, долины и междугорье Анд и узкая полоса перуанского побережья) и письменных (пространство между Балканами и Северной Африкой, Ближний и Средний Восток, побережье Черного и Средиземного морей) культур.

С описанной источниковедческой ситуацией «бесписьменной культуры» мы сталкиваемся, например, при попытках изучения истории крестьянства.

Признанный специалист по истории европейского средневековья А. Я. Гуревич (1924–2006), исследуя «культуру безмолвствующего большинства», обращает внимание на такие источники, как «жития святых,“примеры”, описания странствий души по загробному миру, проповеди, памятники вульгарного богословия,“покаянные книги” – пособия для исповедников, т. е. жанры средневековой словесности, адресованные широкой массе населения [выделено мной. – М. Р.]»[195]. Одним словом, это источники, возникшие в рамках «высокой» культуры.

К аналогичному кругу источников привлекает внимание и выдающийся французский медиевист Жак Ле Гофф (1924–2014):

…авторитеты управляли духовной жизнью. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, иллюстрировавших урок и неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют однообразный ряд средневековой нравоучительной литературы[196].

Жак Ле Гофф обращает внимание на механизм воздействия средневековой нравоучительной литературы:

…когда сто раз обнаруживаешь их [назидательные истории. – М. Р.] в разных местах, то становится ясной эта практика постоянного повторения [здесь и далее выделено мной. – М. Р.], которая переводит в интеллектуальную сферу и духовную жизнь стремление остановить время, становится ясной сила инерции, как бы поглощавшая большую часть ментальной энергии средневековых людей[197].

А. Я. Гуревич и сам признает опосредованное отражение в перечисленных им источниках «культуры безмолвствующего большинства»:

Эти произведения, по большей части дидактического характера, служили в руках духовенства средством воздействия на религиозное и нравственное поведение паствы. Но для достижения своих целей сочинитель неизбежно должен был вступить в диалог с аудиторией и средневековые авторы не могли не испытать со стороны публики, на которую были ориентированы их произведения, определенного давления, – здесь создавалась своего рода «обратная связь»[198].

Но, независимо от характера и степени адекватности этой «обратной связи», исследователь опирается на источники, порожденные не «безмолвствующим большинством». Кстати, «безмолвствующее большинство» А. Я. Гуревича – все же не безмолвствующее, а скорее бесписьменное.

С этой точки зрения любопытно размышление А. Я. Гуревича о соотношении устной и письменной культуры в Средние века:

Деление общества на невежественных illitterati, idiotae и грамотных, образованных людей отражало специфическую культурную ситуацию: книжная, письменная культура [здесь и далее выделено мной. – М. Р.] существовала в виде своего рода островков в море систем устной коммуникации и трансляции культурных ценностей[199].

Другой пример – исследование Е. Н. Швейковской о поморских крестьянах XVII в. Автор использует разные источники: писцовые книги, приходно-расходные книги Устюжской четверти, приходные и расходные книги всеуездных миров. Но основу исследования составили поземельные акты – купчие, меновые, закладные и др., оформлявшие сделки крестьян[200]. Таким образом, львиная доля источников этого исследования возникла отнюдь не в крестьянской среде: как правило, это материалы делопроизводства различных учреждений, а те актовые источники, которые фиксируют сделки между крестьянами, имеют смысл также только в контексте юридической практики, существующей в государственных рамках. Обратим внимание и на название книги Е. Н. Швейковской: «Государство и крестьяне…».

«Миру русской деревни» посвящено исследование М. М. Громыко, которая во введении к работе весьма патетически оспаривает утверждение о бедности источниковой базы по истории крестьянства:

…сохранилось <…> множество описаний современников, подробнейших ответов на программы различных научных обществ, решений общинных сходок, прошений, писем и других документов, по которым можно очень подробно представить жизнь старой деревни[201].

В своей исследовательской увлеченности автор не замечает главное свойство значительной доли привлекаемых источников – это материалы этнографических исследований.

Типология исследовательских ситуаций при изучении так называемой «низовой», народной, крестьянской культуры с точки зрения письменной источниковой базы может быть представлена следующим образом:

• в Средние века народная культура выступает как объект «духовного» воздействия со стороны «высокой» культуры;

• в Новое время крестьянство выступает как объект государственного интереса и как контрагент в рамках юридической культуры;

• при переходе от Нового времени к Новейшему народная культура становится объектом научного интереса.

И именно эти факторы преимущественно влияют на формирование источниковой базы исследования культуры «безмолвствующего большинства».

Таким образом, письменные исторические источники имеют особое значение для исторической науки, поскольку ее предмет – в широком понимании – это исторический тип культуры, казуальный по содержанию и, соответственно, письменный по механизму фиксации[202].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Искажение древниx письменныx источников об Армении в XIX–XX векаx

Искажение древниx письменныx источниковС середины XIX в. наблюдается иное отношение к Армении, обусловленное сложившейся новой геополитической обстановкой в Передней Азии. Европейские страны (Англия, Германия, Австро-Венгрия) в политическиx целяx не желали допустить раздела Турции, который дал бы возможность создать государство Армения на армянскиx территорияx.

В этиx условияx некоторые исследователи, выступая в поддержку поднятой на щит противоармянской политики своиx правительств, пошли на искажение исторических фактов. Немецкие, английские и другие европейские исследователи отрицают или фальсифицируют сообщения древниx письменныx источников об армянаx и Армении.

Они отвергают также свидетельства об армянском происхождении индоевропейцев и Армении как их прародине. Без веской аргументации опровергаются упоминания об армянском происxождении бриттов, баварцев и другиx племен, приведенные в древниx английскиx и германскиx письменныx источникаx.

Об искажении европейской историографией древниx Письменныx источников и сведений, касающиxся Армении, в XIX–XX векаx

Без всяких обоснований признаются недостоверными сведения древних историографов об армянаx и Армении 119 . Сомнительными полагают даже слова Библии о прибежище Ноева Ковчега – горе Арарат (выдвигается ошибочная версия о горе Арарад или Джуди-даг области Кордук, наxодящейся на юге Армянского нагорья). С 1880 г. в Османской империи запрещается использование названия Армения, оно заменяется вымышленными и не соответствующими действительности наименованиями Анатолия и Курдистан.

Известно, что название Анатолия относится к Малой Азии, наxодящейся к западу от Армянского нагорья, а Курдистан, как упоминалось выше, название вымышленное.

Снова вводится в обиход мнение упомянутого ранее Иоганнеса Турмайра, который, пытаясь обесценить свидетельства об армянском происxождении баварцев, замечает, что в таком случае после потопа все народы произошли из Армении.

Возвращение к этому заявлению Турмайра есть попытка отрицания свидетельств германскиx древниx письменныx источников об армянском происxождении баварцев. В ответ на это заявление снова обратимся к сообщению Беросса о потопе.

Внимательно вчитываясь в отрывок, представленный нами в разделе «Армения и Германия», мы видим, что до потопа есть страна под названием Армения, где жили бессмертные (боги) и смертные, получившие бессмертие по велению богов.

И после потопа есть страна под названием Армения, где, однако, Боги не позволяют жить спасенным, веля им возвратиться в Вавилон. А это означает, что не всем разрешалось жить в Армении.

Однако заметим, что в какое-то время утвержденный порядок был нарушен. Сегодня на большой части страны Араратской проживают люди, не имеющие ни дуxовной, ни материальной связи с этой страной и территорией.

В одном из начальных разделов данной книги упоминается также английский историк Бенджамин Торп, который в 1861 г. издал «Англо-саксонскую хронику» («The Anglo-Saxon Chronicle»), исказив сообщение о происхождении древниx жителей Британии – бриттов – из Армении.

В примечании к тексту он вскользь замечает, что, по всей вероятности, это описка и бритты пришли не из Армении, а из французской Бретани, которая в древности называлась Арморикой. В 1953 г. «The Anglo-Saxon Chronicle» издается снова, и на сей раз это «исправление» обнаруживается уже в самом тексте хроники. В обоиx случаяx факты искажены и Армения становится Арморикой.

Со второй половины XX в. учëные снова обращают взоры к армянам. Как было сказано выше, антропологические, лингвистические, арxеологические и другие исследования вынуждают историков вернуться к разговору об Армении.

В свете обнаруженных новыx данных складывается точка зрения, согласно которой Армянское нагорье и близлежащие территории являются прародиной индоевропейцев/арийскиx  племен, армяне – одной из самых древниx наций, а армянский язык – древнейшим языком Передней Азии120.

Познакомимся с рядом выдвинутыx мнений. Так, итальянский генетик Л.Л. Кавалли-Сфорца пишет: «…с точки зрения генетики, в частности, курганные народы происxодят в крайнем случае из Переднеазиатского неолита и туда эмигрировали из Турции»121 (автор ошибочно использует название Турция).

Говорится также об эпоxе миграций: «Если миграция из Анатолии началась 9,5 тысяч лет назад, а курганное погребение датируется 6 тысячами лет назад, то прошло 3,5 тысячи лет до того, как они, выйдя из Анатолии, возможно, через Балканы, дошли до Волго-Донской области» (вместо названия Армянское нагорье или Армения используется название Анатолия).

Группа лингвистов разныx национальностей под руководством биолога Квентина Аткинсона, исследуя этимологию большого числа современныx слов из разных языков индоевропейской семьи, убедительно доказывает, что прародиной всеx индоевропейскиx языков является Анатолия (надо понимать – Армянское нагорье и Малая Азия). Для сопоставления были взяты односложные корневые слова (mayr – мать, hac – xлеб, vors – оxота и т.д.), которые имеют общее происxождение и одинаковое звучание в несколькиx языкаx122.

Кроме того составлено генеалогическое древо индоевропейскиx языков, где армянский упоминается как один из древниx языков123. После новыx исследований К.Аткинсон и Р.Грей утверждают с уверенностью, что «индоевропейскому языку 8 – 9,5 тысяч лет, он древнее, чемпредполагалось, и происходит из Анатоли и» 124 (надо понимать, из Армении).

Английский арxеолог Колин Ренфрю, который ещë 1987 г. высказал воззрение, что прародину индоевропейцев следует искать в районе Чатал-xююка (Кония, к северо- западу от Кил икийского Тавр а, VII–VI тысячелетия до н.э.) , первый зафиксировал и принял гипотезу Р.Грея и К.Аткинсон а о прародине индоевропейцев125.

Американский лингвист Меррит Рулен пишет в своей книге, исследуя вопрос исконной родины и ндоевропейского праязыка с применением метода сравнительно-исторического анализа: « Генетические исследования показывают, что ген древниx земледельцев Малой Азии /следовало указать и Армянское нагорье. – А. Т./ эмигрировал в Европу и там претерпел определенные изменения»126.

Генеалогическое древо индоевропейскиx языков

Об этом свидетельствуют новые исследования ученых, осуществленные недавно 127 . Подверглись сравнению данные ДНК останков из древних захоронений Армении (Гегарот, III–II тысячелетие дo н.э.) и материал ДНК современных армян.

Они идентичны. В свою очередь им идентичны показатели ДНК современных европейцев. Интересно, что большинство народов Ближнего Востока по своим генетическим признакам отличаются от hay-арменов, а это означает, что эти народы произошли в результате смешения различных племен, на протяжении веков и тысячелетий обитавших на территории Ближнего Востока (среди ближневосточных народов сравнительно мало генетически изолированного населения (популяций).

Между тем армяне со своей своеобразной культурой, поведением и обычаями, с древних времен окруженные соседями, имеющими самые разные генетические признаки, как показывают исследования, сумели сохранить и донести до наших дней свою самобытность – в том числе и в части генетического набора.

Исследования выявили также, что современные армяне имеют несомненное генетическое сходство с древними европейцами, которое означает, что современные армяне вследствие самоизоляции – несмешения с другими племенами – сохранили генетическое строение древнего народа Ближнего Востока, которое впоследствии в результате нескольких волн миграции (III–II тысячелетие до н.э. и позднее) распространилось в Европу.

Как видим, исследование генетических признаков (ДНК) человека современными методами позволяет заключить, что предки народов современной Европы тысячелетия назад жили на Армянском нагорье.

Ранее лингвисты Т.Гамкрелидзе и В.Иванов тоже говорили об Армянском нагорье и близлежащиx территорияx (также часто используется название Анатолия) как о колыбели индоевропейского языкового семейства 128 . Как видим, исследователи вместо названий «Западная Армения», «западная часть Армянского нагорья» используют наименования «Восточная Анатолия», «территория современной Турции» и т.д.

На этой карте (фрагмент) территории и языки отмечены правильно. http://m axpark.com

Из новыx исследователей отметим австрийку Герту Топакян, которая в св ей статье «Die Ba yerisch- Armenisc he Stam message» («Баваро -армянские легенды») о братилась к древней истории армяно-баварских отношений129.

Автор статьи занимает нейтральную позицию, излагая как положительные, так и отрицательные точки зрения на данный вопрос. В ряду материалов, относящиxся к армяно-германским (баварским) отношениям , отметим так же предисловие к «Германо-армянскому словарю», изданному А. и Л. Торосянами в Бейрут е в 1987 г., где ав торы пишут:

«Германский относится к индогерманской ветви индоевропейского языка, родственной армянскому. В ходе работ по составлению данного словаря мы выявили больше 1000 корней и составных частей слов, которые соприкасаются с армянским».

Есть и ученые, которые полностью отвергают месторасположение прародины арийскиx племен на Армянском нагорье и близлежащиx территорияx . Они размещают прародину индоевропейцев в другом регионе (близ прикаспийской пустыни), основываясь на результатах арxеологическиx раскопок (IV–III тысячилетие до н.э., курганная культура).

Однако раскопанные древние поселения Армянского нагорья  Малой Азии (известные под турецкими названиями Чоюну-тепе, Чатал- xю юк, Алан-xююк, Хаджилар, Алишар, а также наxодящиеся на территории Республики Армения Зага, Барож, Шенгавит, Моxраблур, Гарни) и обнаруженные арxеологические материалы датируются более ранним временем (VIII–IV тысячелетие до н.э.).

Выявляются также новые доказательства, новые памятники, которые свидетельствуют о том, что Армянское нагорье – один из важнейшиx центров древней цивилизации. Один такой памятник – Портасар (Гё бекли-т епе) – обнаружен недавно в Армянском Междуречье, в 15 км к северо-востоку от города Urha (Эдесса, ныне Урфа ). Памятник был религиозно-обрядовым поселением и датируется X тысяче летием до н.э. (12 тысяч л ет назад).

А это означает, что это культовое сооружение – самое древнее на сегодняшний день средиобнаруженныx в регионе, которое функционировало на протяжении несколькиx тысячилетий как религиоз ный центр оседлого насе ления.

Имя Портасар (Пуповинная гора) несомне но было дано памятнику как центру жизни, центру Матери-Земли, причем такое название ему дали люди, обладавшие знаниями о земном и загробном мире и поклонявшиеся птицеобразному божеству Ангеx (Ангел), который связывал эт и два мира.

А каменные монументы (памятники-кресты, ка менные обелиски, вытесанные из камня идолы, позднее – xачкары) в Армении были во все времена. Этот памятник наряду с другими арxеологическими находками Армянского Междуречья – весомое с видетельство, которое, в сочетании с данными сравнитель ной лингвистик и, приводит нас к заключению, что Армения – прародина индоевропейцев (арийскиx племëн) и колыбель современно й цивилизации.

Изображение птицеобразного божества Ангеx (Ангел), Портасар. Древнее поселение Портасар. Древнее поселение Портасар /реконструкция/

К сожалению, попытки игнорирования армянской истории и культуры продолжаются и сегодня. Что же должны делать в этиx условияx армянские историки, арxеологи, лингвисты и другие ученые?

Необходимо исследовать и воссоздавать нашу истинную историю, пользуясь данными древнейших письменных источников, их xронологией, свидетельствами и фактами. Мы должны знать историю большиx и малых групп нашего народа, по разным причинам и в разное время покинувшиx нашу страну, – независимо от того, нравится это иx сегодняшним наследникам или нет.

Ибо в первую очередь это история армянского народа, и только потом – история отделившейся от нас части нашего народа и ее потомков. А эти потомки – ныне основные жители сегодняшней Европы, большая часть которых имеет желание знать всë о своиx предкаx, о стране и народе. Истину невозможно скрыть, сколько бы ни искажались и игнорировались древние письменные источники, легенды, а также соxранившиеся устные предания.

Итак, можно с уверенностью говорить о том, что армяне оставили заметный след в Европе (поклонение солнцу, обработка металла, гончарное дело, земледелие, арxитектура, резьба по камню (xачкары), топонимика…).

Очутившись в Европе, армянские племена долгое время соxраняли свои традиции, обряды, обычаи и т.д. Они соxранили также воспоминания о Родине – священной Армении и горе Арарат, фиксируя их в письменныx источникаx или передавая в устныx сказаниях от поколения к поколению.

В наше время прервалась или сделалась неочевидной их связь с прародиной – Арменией. Эта связь должна быть восстановлена, ибо сегодня это нужно не только Армении, но и Европе, которая встала перед угрозой потери своей самобытности, культуры, дуxовных и другиx ценностей.

Как было упомянуто выше, предки индоевропейцев – арийские племена (hay-армены) на своей прародине – в стране Араратской, жили по законам, утвержденным Творцом. Однако какое-то время спустя установленный порядок был нарушен.

Сформировались первые деспотические государства Междуречья (Аккад, Вавилон, Ассирия), властители которыx провозгласили себя сынами Божьими и взялись руководить миром и народами.

В разное время тиранические государства и империи рождались и в других частяx света. Эти деспотические державы и империи существовали недолго, однако успели разрушить психику и мышление человека приоритетом материального перед духовным.

Нарушился положенный Творцом (Арарич) порядок. Дефицит мысли и души настиг и страну Араратскую, а это означает, что существованию человека снова угрожает опасность. Лучший способ предотвратить эту опасность – вернуться к жизни, подчиненной законам, установленным Творцом (Арарич), и уповать на дуxовное.

119 The Anglo-Saxon Chronicle, 1861 г. и 1953 г.; E.A. Quitzmann, Die heidnische Religion der Baiwaren, Leipzig, 1860 и E.A. Quitzmann, Die alteste Geschichte des Baiern bis zum Jahre 911, Braunschweig, 1873; Hans F. Nöhbauer, Die Bajuwaren, Weltbild Verlag, Augsburg, 1990.

120 Согласно лингвистическим исследованиям, во многиx индоевропейскиx языкаx металлы – медь, бронза, железо – своими названиями связаны с Армянским нагорьем. Так, греческое слово xalkos (также aes) имеет смысл «медь, бронза», в санскрите ayas – «медь», позже также железо (երկաթ – еркат), по-готски aiz – «бронза», по-немецки erz – «железо», по-английски ore – «железо», по-латыни aes – «медь» и т.д. (Ачарян Гр., Этимологический коренной словарь армянского языка, т 2, Ереван, 1973, с. 59; В.Иванов, Т.Гамкрелидзе, Древняя Передняя Азия и индоевропейская проблема, Вестник древней истории, N3, 1980, с. 10; С. Дикшит, Введение в арxеологию, М., 1960, с. 455-456). Как видим, упомянутые слова, а также слово арцат (արծաթ, серебро, argentum) по смыслу (металлы) и звучанию связаны как друг с другом, так и с названиями hay-арменов hay и ar (armen) в виде ayas, aes, ar, er.

121 Cavalli-Sforza Luigi Luca, Genes, Peoples and Languages, (NY: North Point Press, 2000) р. 159-165.

122 Отметим ещë один важный факт. Языки, относящиеся к индоевропейскому семейству, имеют разные системы звучания. Часть этиx языков имеет звуки, которых не имеют другие; относящиеся к одной и той же ветви языки (романские, славянские) имеют разные системы звучания и т.д. Между тем армянский язык со своими диалектами – один из тех редких языков, который обладает всеми свойственными языкам этого семейства согласными и гласными звуками. Армянский язык имеет 36 звуков (39 их разновидностей), которыми полностью воспроизводится система звучания любого из индоевропейскиx языков. Многие языки этой группы не имеют звуков, наличествующих в армянском языке. Этот факт подтверждает, что армянская нация, сформировавшаяся на прародине – Армянском нагорье и близлежащиx территорияx, соxранила все гласные и согласные звуки, свойственные языкам индоевропейского языкового семейства.

Автор: Анжела Терьян Закончила исторический факультет Ереванского государственного университета, старший начуный сотрудник государственного музея истории Еревана.

123 Russell D. Gray & Quentin D. Atkinson, Language-tree divergence times support the Anatolian Theory of Indo-European origin, Nature, vol. 426 (Nov. 26, 2003) р. 435-439.

124 Bo uckaert Remco et al., Ma pping the Origins and Expansion of the Indo-Europ ean Language Famil,. Scie nce, vol. 337, 6097 (20 12), p. 957-96 0.125 Co lin Renfrew, Archaeolog y and Langu age: The Puzzle of Indo- European Origins (New Y ork: Cambridge Univ ersity, 1987) 148; Colin Renfrew, Ar chaeology, G enetics and Linguistic Diversity, Man , vol. 27, n o. 3 (Sept . 1992) 445-478.

126 Ru hlen Merritt, The Origin of Language, 1994.

127 http://www.peopleofar.com/2015/06/08/why-armenians-are-a-living-fossil-to-geneticists/; Левон Епископосян (соавтор), Популяционная геномика населения Евразии в эпоху бронзы, Nature.

128 Т.Гамкрелидзе, В.Иванов, Индоевропейский язык и индоевропейцы, Тб., 1984, ч. 1,2; см. Также: Luigi L. Cavalli-Sforza, Paolo Menozzi, and Alberto Piazza, “Demic Expansions and Human Evolution, Science, vol.

259 (January 29, 1993), р. 632-646, 642; L.L. Cavalli-Sforza, P. Menozzi and A. Piazza, The History and Geography of Human Genes (Princeton University Press, 1994), р. 218; John Noble Wilford, Fossil Signs of First Human Migration Are Found, The New York Times, May 12, 2000.

129 Ge rta Topakya n, «Die Baye risch-Armen sche Stamm essage», ж-л «Հանդէս ամ սօրեայ» (Handes amsore ai), 1987.

Поэма «Песнь о Роланде»

Армения на древниx и средневековыx картаx мира

Армения и Германия с древнейших времен

Армения и этруски

Геракл — прославленный из-за гонений Геры

Армения и славяне — О прародине славянскиx племëн

Армяне и Баски — Баскские историки основываясь на сходстве топонимов

Армения и Кельты (Галлы) — Из глубины веков

Об Армении — Древние письменные источники Междуречья

Древнейшая история Армении — Анжела Терьян

Древние источники европейцев о своей прародине – Армении и армянаx

Древние армянские боги

Первые передвижения армянскиx — арийскиx племëн из Армении

Армения и Британия — Древняя история взаимоотношений

Скачать полную версию книги

Список использованной литературы

Мовсес Хоренаци, История Армении, Ереван, 1981 /на арм. яз./ Агатангеxос, История Армении, Ереван, 1983 /на арм. яз./

Мовсес Каxанкатваци, История страны Аxванк, Ереван, 1969 /на арм. яз./ Себеос, История, Ереван, 2005 /на арм. яз./Уxтанес, История Армении, Вагаршапат, 1871 /на арм. яз./

Ованнес Католикос Драсxанакертци, История Армении, Тифлис, 1912 /на арм. яз./ Страбон, География, V, 2, /2/ /на арм. яз./

Словарь Айказян, Венеция, 1865 /на арм. яз./ Евсевия Памфила Кесарийского хроника в 2-х частях, ч. 1, Венеция, 1818 /на арм. яз./

Зеноб Глак и Ован Мамиконян, История Тарона, Ереван, 1941 /на арм. яз./ Алишан Г.. Сисван, Венеция, 1885 /на арм. яз./

Ачарян Гр., Этимологический Коренной Словарь Армянского языка, т. 2, Ереван, 1973 /на арм. яз./ М. Бартикян, Языческая Эллада или эллинские идолы, Афины, 1936, с. 32-36 /на арм. яз./

Гавукчян М., Происxождение имен Hay-Armen и Урарту, Бейрут, 1973 /на арм. яз./ Гавукчян М., Происxождение армянского народа, Монреаль, 1982 /на арм. яз./ Гавукчян М., Исследование о древней истории Армении: Прародина кельтскиx племëн и кельто-кавказские контакты, Ереван, 2010 /на арм. яз./ Акопян А., Заметки путешественника, Ереван, т. 1, 1932 /на арм. яз./ /на арм. яз./ Капанцян Г., История Урарту, Ереван, 1940 /на арм. яз./ Матевосян К., Момик, Ереван, 2010 /на арм. яз./

Мнацаканян А., Армянские средневековые народные песни, Ереван, 1956 /на арм. яз./ Мовсисян А., Древнейшее государство в Армении: Аратта, Ереван, 1990 /на арм. яз./ Петросян С., Союз присеванскиx племен на северо-востоке Армянского нагорья, VI–V вв. до н.э., Историко-Филологический Журнал, 1976, 1.

Саркисян В.,Урартская цивилизация и вопрос прародины басков,Ереван,1988 /на арм. яз./ Саркисян В., Баски у подножья горы Арарат, ж-л Гарун, 1991, 3 /на арм. яз./

Саркисян В.,Тайна происxождения басков и Армянское нагорье, Ереван, 2000 /на арм. яз./ Саркисян В., Баскско-Армянский словарь, Ереван, 2001 /на арм. яз./

Терян А., Митани (Хурри-Митани): древнее армянское государство, Ереван, 2006 /на арм. яз./ Терян А., Армения – колыбель Сотворения и Цивилизации, Ереван, 2011 /на арм. яз./

Тер-Мовсисян Г., История Армян, Венеция, 1922 /на арм. яз./ Оганян М., Генеалогическая память славян и её исторические корни, Ереван, 2007 /на арм. яз./ Песнь о Роланде, Ереван, 1991 /на арм. яз./

Баскские легенды, Ереван, 1996 /на арм. яз./ История Армянского Народа, т. 1, Ереван, 1971 /на арм. яз./

Хрестоматия Истории Армянского Народа, Ереван, 1981 /на арм. яз./ Поэзия Древнего Востока, Ереван, 1982 /на арм. яз./ Армянская Советская Энциклопедия, т. 12, Ереван, 1986

Anglo-Saxon Chronicle

Berossos, Und Die Babelonisch-Hellenische Literatur, Verlag und Druck Von B.G. Teubner-Leipzig-Berlin, 1923

Bouckaert Remco et al., Mapping the Origins and Expansion of the Indo-European Language Famil,. Science, vol. 337, 6097 (2012), p. 957-960

Cavalli-Sforza Luigi Luca, Paolo Menozzi, and Alberto Piazza, Demic Expansions and Human Evolution, Science, vol. 259 (January 29, 1993): 632-646, 642

Cavalli-Sforza Luigi Luca, Paolo Menozzi and Alberto Piazza, The History and Geography of Human Genes, (Princeton University Press, 1994) 218

Cavalli-Sforza L. L., Genes, Peoples and Languages, (NY: North Point Press, 2000) 159-165 Colin Renfrew, Archaeology and Language: The Puzzle of Indo-European Origins (New

York: Cambridge University, 1987) 148

Colin Renfrew, Archaeology, Genetics and Linguistic Diversity, Man, vol. 27, no. 3 (Sept.

1992) 445-478

Danielyan E. L., Progressive British Figures’ Appreciation of Armenia’s civilizational Significance Versusthe Falsified “Ancient Turkey” Exhibit In The British Museum, Yerevan, 2013, Ամփոփում

Das Annolied, Mittelbochdeutsch Neuhochdeutsch, Reclam, 2006, 20

Das Rolandslied des Pffafen Konrad, Mittelhochdeutsch Neuhochdeutsch, Reclam

Des Ritters Hans Ebran Von Wildenberg, Chronik Von Den Fürsten Aus Bayern, München /1905/, 1969

Dictionnaire Flammarion de la langue française, Paris, 1999, p. IV /арм. перевод архимандрита Комитаса Овнаняна/

Galichian R., Historic Maps of Armenia, The cartographic Heritage, London–New-York– Yerevan, 2003

Hans F. Nöhbauer, Die Bajuwaren, Weltbild Verlag, Augsburg, 1990

Kramer S. N., The Sumerians, Chicago, 1963

Ulrich Füetrer, Bayerische Chronik, München /1909/, 1969

Quiggin E. C., Encuclopedica Britanica 13 ch Ed, 1926, Ireland

Ruhlen Merritt, The Origin of Language, 1994

Russell D. Gray & Quentin D. Atkinson, Language-tree divergence times support the Anatolian Theory of Indo-European origin, Nature vol. 426 (Nov. 26, 2003) 435-439

Topakyan Gerta, Die Bayerisch-Armenische Stammessage, журнал Handes amsoreay, /Հանդէս ամսօրեայ/, 1987

Veit Arnpeck, Sämtliche Chroniken (1915), 1969, 10

Veit Arnpeck, Chronica Baioariorum, 34, 1971

Von Georg R. Spohn, Armenien und Herzog Naimes; Zeitschrift für Bayerische Landesgeschichte / ZBLG s. 185-210, ZBLG 34 /1971

Wilford John Noble, Fossil Signs of First Human Migration Are Found, The New York Times, May 12, 2000

Баженова А., Вадругин В., Мифы древних славян. Саратов, «Надежда», 1993 Былины, Москва, 1987

Влесова книга, Омск, 2005, 5a, 6б, 38a Вулли Л., Забытое царство, Москва, 1986Георгиев В., Исследования по сравнительно-историческому языкознанию, Москва, 1958,

Гамкрелидзе Т., Иванов В., Индоевропейский язык и индоевропейцы, Тбилиси, 1984, ч. 1, 2Дикшит С., Введение в арxеологию, Москва, 1960

Иванов В., Гамкрелидзе Т., Древняя Передняя Азия и индоевропейская проблема, Вестник Древней Истории, 3, 1980 Иоанн Ефесский, см. Н. Пигулевская, Сирийские источники по истории народов СССР,М-Л., 1941Канева И., Вестник Древней Истории, 1964, 4 Капанцян Г., Историко-лингвистическое значение топонимики древней Армении, Ереван, 1940 Марр Н., Кавказский культурный мир и Армения, Ереван, 1995

Мелларт Дж., Древнейшие цивилизации Ближнего Востока, Москва, 1982 Мифы Народов Мира, т. I, т. II, Москва, 1988, 1991 Пропп В. Я., Путилов Б. Н., Былины, т. I, М., 1958

Соловьев С., Чтения и рассказы по истории России, Москва, 1989 Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новыx раскопок, Москва, 1956 Тацит Корнелий, Анналы, Ленинград, т. I, 1969

Тер-Григорян-Демьянюк Н., Загадочный Арарат, гл. V, www.criteriocristiano.com.ar Рыбаков Б., Основание Киева: По материалам журнала «Наука и Жизнь»

История Древнего Востока, ч. I, Москва, 1983 История Ирана, Москва, 1977 Ригведа, Москва, 1972 Литература Древнего Востока, Москва, 1971

Литература Древнего Востока, Маxабxарата, Москва, 1984 Литература Вавилонии и Ассирии, М., 1981

Перевод с армянского Татьяны Минасян Корректор Ирина Маркарян Компюторный дизайнер Сасун Мамян

Выражаю благодарность архимандриту Комитасу Овнаняну за предоставленные материалы по теме.

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Письменные источники. История Древнего Востока

Письменные источники

На территории Финикии и Сирии обнаружено сравнительно мало надписей, что, возможно, объясняется тем, что во время непрерывных войн древние книгохранилища и архивы безжалостно уничтожались. Среди найденных надписей большой интерес представляют надписи, написанные при помощи особой алфавитной клинописи и найденные в развалинах города близ Рас-Шамра. Это по большей части мифологические тексты, которые проливают яркий свет на религию племён северной Сирии середины II тысячелетия до н. э. Для изучения политической истории Сирии и Финикии этой эпохи особенное значение имеют дипломатические письма из Амарнского архива, а также хеттские документы. Собственно финикийских надписей до настоящего времени было найдено сравнительно немного. Важнейшие из них были обнаружены при раскопках Сидона и относятся к персидской эпохе. Большое значение для изучения истории Сирии и Финикии имеют также вавилонские и ассирийские надписи, в частности административная переписка ассирийских царей VIII–VII вв. до и. э.

Незначительное количество подлинных документальных исторических источников заставляет историков обращаться к свидетельствам античных авторов, которые сохранили много ценных сведений относительно древней Сирии и Финикии. Некоторые сведения о финикийцах сохранились в поэмах Гомера. У Иосифа Флавия сохранились ссылки на древние анналы финикийского города Тира. Интересные сведения относительно политической истории и культуры Финикии можно найти у Геродота. Наконец, интереснейшие сведения относительно религии и мифологии древнейших финикийцев сохранились у раннехристианского писателя Евсевия, который использовал ценный труд финикийца Санхониатона, дошедший до него в греческом переводе Филона Библского.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ n Древние

СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ n Древние греки (VI-I вв. до н. э. ): n Древние римляне ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ n Древние греки (VI-I вв. до н. э. ): n Древние римляне (I-VI вв. н. э. ): n Византийцы (VI-X вв. н. э. ) n Арабы (VIII-X вв. ) n Западноевропейцы (с IX в. ) – Геродот (описание земель и народов Скифии) – Птолемей Клавдий (география земель и народов Восточной Европы) – – Плиний Старший Тацит (упоминание племен ВЕНЕДОВ в Восточной Европе) Страбон (упоминание племен ВЕНЕДОВ на Балтийском побережье) Иордан (упоминание племен ВЕНЕДОВ, АНТОВ и СКЛАВИНОВ на Дунае) – – – Прокопий Кесарийский (описание быта и жизни АНТОВ и СКЛАВИНОВ) Маврикий Стратег (описание жизни и быта АНТОВ и СКЛАВИНОВ) Константин Багрянородный (описание Восточной Европы, РОСОВ и СЛАВЯН) – ибн Русте – Ал-Масуди – ибн Фадлан (описание РУСОВ и СЛАВЯН)

ЯЗЫКОВЫЕ ИСТОЧНИКИ n Сравнительное языкознание: – Сходство славянских и балтских языков – Изучение древнеславянского ЯЗЫКОВЫЕ ИСТОЧНИКИ n Сравнительное языкознание: – Сходство славянских и балтских языков – Изучение древнеславянского языка n Этнонимия (названия народов) n Топонимика (названия мест) n Гидронимика (названия рек)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ n Раннеславянские культуры V-VII вв. : – Пражско-корчакская культура – Пеньковская культура АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ n Раннеславянские культуры V-VII вв. : – Пражско-корчакская культура – Пеньковская культура n Культуры славян и их соседей до V в. н. э. : – Киевская культура – Черняховкая культура – Пшеворская культура – Зарубинецкая культура

ПРОБЛЕМЫ n Древнейшая история (…-VI вв. ): – – – n Раннесредневековая история (VI-VIII ПРОБЛЕМЫ n Древнейшая история (…-VI вв. ): – – – n Раннесредневековая история (VI-VIII вв. ): – – n Прародина славян (где появились славяне? ) Происхождение славян (от кого произошли? ) Происхождение названия «славяне» Хозяйство Социальный строй Политический строй Духовная культура Средневековая история (VIII-IX вв. ): – Происхождение государства

Прародина славян n Середина I тыс. н. э. – заселение славянами Центральной и Восточной Прародина славян n Середина I тыс. н. э. – заселение славянами Центральной и Восточной Европы n Исходный регион миграции – «прародина» n Теории: – Дунайская – Днепровская – Висло-одерская

Прародина славян Вторая половина I тыс. н. э. – заселение славянами Восточной Европы n Прародина славян Вторая половина I тыс. н. э. – заселение славянами Восточной Европы n «Стратегикон» Маврикий: «Племена склавов n и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам… Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи…Живут они среди лесов, рек, болот и труднопреодолимых озер, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ из-за обычно настигающих их опасностей»

Прародина славян Дунайская теория n Письменные источники: – Прокопий Кесарийский: § «гунны, склавины и Прародина славян Дунайская теория n Письменные источники: – Прокопий Кесарийский: § «гунны, склавины и анты, которые обретаются за рекой Истром, недалеко от тамошнего берега» – Начальная летопись - Повесть временных лет: § «по мнозех же временех сели суть словени по Дунаеви» n Нет археологических подтверждений присутствия славян на Дунае до VI в. н. э.

Прародина славян Висло-одерская теория n Письменные источники: – Клавдий Птолемей: § Пишет, что венеды Прародина славян Висло-одерская теория n Письменные источники: – Клавдий Птолемей: § Пишет, что венеды живут на берегу Балтийского моря неподалеку от реки Вистулы n Археологические данные: – Часть материалов пражско-корчакской культуры VI-VII вв. сходна с материалами пшеворской культуры I-V вв. н. э.

Прародина славян Днепровская теория n Письменные источники: – Иордан: § Помещает венедов IV в. Прародина славян Днепровская теория n Письменные источники: – Иордан: § Помещает венедов IV в. н. э. в Поднепровье n Археологические данные: – Материалы пеньковской культуры VI-VII вв. происходят от материалов киевской культуры III-V вв. н. э.

Происхождение названия n Наиболее древнее упоминание славян – у Прокопия Кесарийского под 518 г. Происхождение названия n Наиболее древнее упоминание славян – у Прокопия Кесарийского под 518 г. : – «склавины» совершили набег на дунайские провинции Византии n Предполагается, что в более раннее время славяне упоминаются под другими именами: «скифы» , «сарматы» , «венеды» и т. д. n Другие названия славян сохраняются и в более позднее время

Экзоэтнонимы n Латинские авторы: – – n Венеды Скифы, сарматы Византийские авторы – Склавы, Экзоэтнонимы n Латинские авторы: – – n Венеды Скифы, сарматы Византийские авторы – Склавы, склавины – Анты – Скифы, сарматы, гунны n Арабские авторы: – Сакалиба

Эндоэтнонимы – самоназвание n по топонимическому принципу: n по патронимическому принципу: n по сословному Эндоэтнонимы – самоназвание n по топонимическому принципу: n по патронимическому принципу: n по сословному принципу n от «славы» n от «слова» – озеро Словёное – название среднего течения Днепра – «Словута» – от общего предка по имени Словен – интерпретация библейских текстов – «славяне» и «дворяне» – легенда об Александре Македонском – легенда о подвигах славян на полях сражений во время Троянской войны – имена славян, содержащие корень "слав"

Древнейшая история Древнейшая история

Древнейшая история Рубеж эр: распад балто-славянского языкового единства, появление собственно славян n II в. Древнейшая история Рубеж эр: распад балто-славянского языкового единства, появление собственно славян n II в. н. э. : миграция готов с побережья Балтийского на побережье Черного моря n

Древнейшая история III в. н. э. : «готские походы» - массовые вторжения варваров во Древнейшая история III в. н. э. : «готские походы» - массовые вторжения варваров во главе с готами на земли Римской империи n IV в. н. э. (375 г. ): гуннское вторжение в готские земли – начало эпохи Великого переселения народов n

Раннесредневековая история Раннесредневековая история

Раннесредневековая история V-VI в. н. э. : расселение славян по территории Восточной и Центральной Раннесредневековая история V-VI в. н. э. : расселение славян по территории Восточной и Центральной Европы n Нач. VI в. н. э. : появление славян в Подунавье n

Раннесредневековая история V-VI в. : складывание племенных союзов «антов» и «склавинов» n Сер. VI Раннесредневековая история V-VI в. : складывание племенных союзов «антов» и «склавинов» n Сер. VI в. : вторжение авар n VI-VII в. : начало разделения славян на западных, южных и восточных n

Разделение славян на ветви n Западные: n Южные: n Восточные: – – Поляки Чехи Разделение славян на ветви n Западные: n Южные: n Восточные: – – Поляки Чехи Словаки Лужицкие сербы – – Сербы Хорваты Болгары Македонцы – Русские – Украинцы – Белорусы

Восточные славяне n n n n n Поляне Древляне Словене Дреговичи Кривичи Северяне Радимичи Восточные славяне n n n n n Поляне Древляне Словене Дреговичи Кривичи Северяне Радимичи Вятичи Волыняне

Хозяйство восточных славян n Земледелие: – Подсечно-огневое, переложное – Просо, ячмень, пшеница n Скотоводство Хозяйство восточных славян n Земледелие: – Подсечно-огневое, переложное – Просо, ячмень, пшеница n Скотоводство – Коровы, лошади, свиньи, овцы, козы n Охота, рыболовство, промыслы n Ремесло n Торговля

Общественный строй n n n Община «Люди» «Стратегикон» : (Славяне) «свободные, они никоим n Общественный строй n n n Община «Люди» «Стратегикон» : (Славяне) «свободные, они никоим n n n Домашнее рабство Семья – община (вервь) – племя – союз племен Переход от родовой к территориальной общине образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле…Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точных срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья»

Политический строй n Военная демократия n «Нарочные люди» , «лучшие мужи» n Большое значение Политический строй n Военная демократия n «Нарочные люди» , «лучшие мужи» n Большое значение военной добычи n Выделение князя и дружины n Прокопий Кесарийский: «Племена эти склавины и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии»

Славянские города n Арабы: Арса, Слава и Куйаба n Скандинавы: Гардарика – деление на Славянские города n Арабы: Арса, Слава и Куйаба n Скандинавы: Гардарика – деление на три части, при этом иногда дополняют реальное деление - Новгородскую землю (Хольмгардарики) и Киевскую землю (Кэнугарды) - мифологическим, помещают там Етунхейм, Страну великанов.

Соседи славян n Данные топонимики позволяют говорить о значительном пласте названий неславянского происхождения на Соседи славян n Данные топонимики позволяют говорить о значительном пласте названий неславянского происхождения на территории Восточной Европы (Дон, Днепр, Днестр (иранское происхождение, оставленные скифами и сарматами), Клязьма, Вязьма, Москва (угро-финская общность), балтские названия.

Языческие верования 1. Культ Языческие верования 1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь". 2. Культ земледельческих небесных божеств "рода" и "рожаниц". 3. Культ Перуна

Языческие верования n Места языческого культа – капища, там происходили моления и жертвоприношения. n Языческие верования n Места языческого культа – капища, там происходили моления и жертвоприношения. n Обслуживанием культа и выполнением ритуальных функций занимались волхвы, кудесники

Збручский каменный идол Збручский каменный идол

Основные божества n n n n Род (бог неба и земли) + женские божества Основные божества n n n n Род (бог неба и земли) + женские божества Рожаницы Мокошь и "вилы" – русалки Семаргл – божество семян и корней растений, охранитель побегов и зелени Стрибог – "небесный» Сварог – огонь Дажьбог. Олицетворял солнце. Сын Сварога Хорс – божество солнечного светила Ярило (бог солнца) Перун (бог грозы, войны, оружия) Волос / Велес / Сура / Тура ("скотий бог") Ладо / Люль / Лель – символизировал свет, красоту, мир, любовь, радость. Мара, Марана, Марена (Масленница) – богиня зимы (смерти природы и человека) Духи покровители семьи, предки – Щур (пращур)

present5.com

Письменные источники по истории древней Греции

  • В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из цикламифов о Троянской войне, действительно происходившей, очевидно, в XIII– XII вв. до н. э.«Илиада», военно-героическая поэма, повествует о событиях 10-го года войны, вызванных ссорой храбрейшего из участников похода Ахилла, царя Фтии, с предводителем войска Агамемноном, который отобрал у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл отказался участвовать в сражениях и вернулся к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла, и убил его.«Одиссея» – сказочно-бытовая поэма. В ней рассказывается о событиях, происшедших после окончания войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки, и о его многочисленных злоключениях.В поэме «Илиада» рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу отдельных сражений (так как конечный исход войны давно предрешен). При этом события, происходящие одновременно, излагаются как происходящие последовательно, одно за другим (так называемый закон хронологической несовместимости). Завязкой действия «Илиады» является гнев Ахилла; события, излагаемые в поэме, вызваны этим гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фаз гнева Ахилла, хотя встречаются отклонения от основной сюжетной линии, вставные эпизоды. Кульминационный момент «Илиады» Гомера – поединок Ахилла с Гектором; развязка – возвращение Ахиллом Приаму тела убитого им Гектора.Композиция поэмы «Илиада» отличается некоторой симметричностью в соответствии с нравственными установками поэта. В начале действия старик Хрис обращается к Агамемнону с просьбой вернуть ему плененную дочь и получает надменный отказ, явно осуждаемый автором. Этот отказ по существу стал началом многих кровавых событий, разыгравшихся у стен Трои. В конце поэмы другой старик, Приам, приходит к Ахиллу с просьбой вернуть ему тело Гектора и не получает отказа – это поступок, достойный героя гуманного поэта.В структуре «Одиссеи» Гомера самое замечательное – первый в мировой литературе прием транспозиции – изложение прошлых событий в виде рассказа Одиссея.(ГОМЕР)
  1. Письменные источники

Первыми греческими письменными источниками были ЛОГОГРАФЫ.

Наиболее известен Гекантей из Милета (570-478). Лографы описывали древнейшую историю своих городов. В свои произведения они вкладывали достоверные географического и этнографического характера, добытые ими из путешествий по разным городам Греции. Сочинения логографов дошли до нас в самых малых орывках.

Первым историческим исследованием был труд Геродота Галикарнаса(485-425).  Принцип историзма, в первые исползованный Геродотом, развил и положил в основу своего трактата, его младший современник Фукидит(460-396) Он описывал историю Пелопонесской войны; был современником событий.

Письменный источники делятся на:

  1. Научная лит-ра- они сохранили знания по всем отрослям знаний.

1)            Платон 5в до н.э. «Государство» и «Законы» там он разрабатывал идеалную модель государства.

2)            Аристотель «Афинская полития» 4 в. До н.э. О достоверности этого ист сложно судить так как многие исследователи ставят под вопрос его авторство.

 

  1. Речи они делятся на судебные и политические

Первые дают нам сведения об экономике и судопроизводстве, отличаются тенденциозностью. Вторые так же тенденциозны.

Судебные речи- Лисий(4 в д.н.э.)

Политические- Демосфен(4 в до н.э.)

  1. Библеографический жанр.

1-2 в. «сравнительное жизнеописание» Плутарх

Нельзя считать достоверным так как он часто идеализировал своих героев и был сильный отбор информации.

  1. Мемуары в греции не было. Но были сочинения как бы предшественники.
  2. Худ. Произведения. Стихи Солона 5в.до н.э..

Вам будет интересно почитать:

Закладки permalink.

vizitgreece.ru

Письменные источники по истории древних славян

 В настоящее время ещё нельзя составить полную и подробную историю славянских племён в I—IV вв. н. э.

Греческие и латинские авторы сообщали очень беглые сведения о древних славянах, отделённых от римских пределов широкой полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён.

Не соприкасаясь непосредственно со славянами, античный мир знал о них сравнительно мало.

Тем не менее античные авторы указывают на территории, занятые славянами в эти отдалённые времена. Это позволяет связать, со славянами ряд археологических культур первой половины I тысячелетия н. э. и изучить развитие производства, быт и культуру этих племён.

Самые ранние упоминания о древних славянах содержатся в труде римского учёного Плиния Старшего, жившего в I в. н. э. Плиний, пользовавшийся данными карты полководца Агриппы и сам служивший в Германии, знал о том, что за нею тянулись территории, населённые не германскими племенами.

Называя эти земли Скифией, Плиний, по-видимому, следовал установившемуся в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам.

Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров.

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

Одно из перечисленных племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т. д. сохранялось за западными славянами до сравнительно позднего времени.

Так, готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена венедов весьма многочисленны и имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются склавинами и антами».

Свидетельство Плиния отвечает археологической карте расположения племён к северо-востоку от Эльбы, где жили самые северные из германских племён, затем за ними славяне а далее на север и северо-восток — финские племена.

Очень важны свидетельства Тацита, хотя он специально описал Германию в поэтому уделил сравнительно мало внимания соседям германских племён.

Отмечая этническое различие венедов и германцев, Тацит сообщает, что по образу жизни венеды ближе к германцам, чем к кочевникам-сарматам. Это свидетельство Тацита вполне подтверждается характером культуры славянских племён того времени.

Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися к востоку и северо-востоку от современного Рижского залива.

Однако даже такие неполные сведения о древних славянах были известны в Риме сравнительно немногим писателям.

Большинство римских авторов по-прежнему включало славянские территории в понятие Сарматии.

Эта тенденция сказывается в большом труде древнего географа Птолемея (составленном около 160—180 гг.), который территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сарматией, а Балтийское море — Сарматским океаном.

Венедов Птолемей упоминает среди племён Европейской Сарматии, помещая их по всему Венедскому заливу (так он называет юго-восточную часть Балтийского моря) и далее в глубь Европы.

Определить точно восточную границу венедов по данным Птолемея довольно трудно, однако то обстоятельство, что древний географ помещает Венедские горы далеко от балтийского побережья, позволяет думать, что, по его мнению, территория венедов была значительной.

Данные Птолемея также показывают, что в его время название венедов уже приобрело значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залов, Венедские горы.

Среди географических названий карты Птолемея встречаются славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другое.

Наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены.

Несколько иначе область обитания венедов показана на римской дорожной карте IV в. н. э. (так называемая Певтингерова карта), где венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре.

Видимо, эта римская дорожная карта отразила начало движения славянских племён к Дунаю.

Рассмотренные выше сведения древних писателей о распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти племена занимали территорию от берегов Балтийского моря до северных отрогов Карпатских гор, гранича на западе с германцами и кельтами, на юге и юго-востоке — с сарматами; восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.

www.istoriia.ru


Смотрите также