Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online. Храм древней греции
Древняя Греция. Древнейшая эпоха. Святилища и храмы
Перейти к контенту
Главное меню:
Всеобщая история архитектуры
Первобытнообщинный период
Первобытнообщинный период
Рабовладельческое общество
Рабовладельческое общество
Карта раздела «Рабовладельческое общество»
Рабовладельческое общество
Древний Египет
Эфиопия
Эгейский мир
Двуречье и Месопотамия
Передняя Азия
Закавказье
Иран
Иран
Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
Иран. Пасаргады. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
Иран. Дворцы Дария
Иран. Сузы. Дворец Дария
Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
Иран. Святилища
Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
Парфия
Парфия. Селевкия, Ктесифон
Парфия. Хатра
Парфия. Ашшур, Дура-Европос
Парфия. Жилые дома
Парфия. Дворец Хатры
Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
Парфия. Культовые сооружения
Парфия. Фортификация
Парфия. Гробницы
Парфия. Общественная архитектура
Иран. Сасанидское государство
Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
Иран. Ктесифон. Фортификация городов
Иран. Арки, своды, купола
Иран. Арки, своды, купола 2
Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
Иран. Особенности общественного строительства
Иран. Искусство
Иран. Искусство 2
Средняя Азия
Афганистан
Юго-Восточная Азия
Дальний Восток. Китай
Дальний Восток. Корея
Дальний Восток. Япония
Америка. Этапы развития
Архитектура античного мира
Архитектура античного мира
Карта раздела «Архитектура античного мира»
Архитектура античного мира
Архитектура древней Греции
Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
Архитектура греческой метрополии
Архитектура Великой Греции
Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
Расцвет аттической архитектуры
Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
Греция Эллинизм. Общественные сооружения
Греция. Эллинизм. Культовое строительство
Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
Архитектура античных государств Северного Причерноморья
Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
Архитектура древнего Рима
Этрусская архитектура
Архитектура Римской республики
Римская республика. Общественные сооружения
Римская республика. Инженерные сооружения
Римская республика. Жилые сооружения
Римская республика. Виллы
Архитектура Римской империи
Римская империя. Градостроительство
Римская империя. Общественные сооружения
Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
Римская империя. Инженерные сооружения
Римская империя. Жилые сооружения
Римская империя. Погребальные сооружения
Ордер
Декор
Декор 2
Композиция
Роль римской архитектуры
Раннехристианская архитектура
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
Архитектура Византии
Архитектура Армении
Архитектура Армении
Архитектура IV—VII вв.
Архитектура IX-XI вв.
Развитие Армении политическое IX—XI вв
Развитие Армении экономическое IX—XI вв
Ани, Лори-берд
Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
"Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
Архитектура XII—XIV вв.
Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
Архитектура XV—XIX вв.
Роль архитектуры феодальной Армении
Архитектура Грузии
Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Архитектура VIII—IX вв.
Архитектура X—XI вв.
Архитектура XII—XIII вв.
Архитектура XIII—XV вв.
Архитектура XVI—XVIII вв.
Архитектура Болгарии
Архитектура Сербии и Македонии
Сербия и Македония. Особенности развития
Сербия и Македония. Особенности развития 2
Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
Культовая архитектура раннефеодального периода
Период господства Византии
Рашская архитектурная школа
Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
Роль архитектуры Сербии и Македонии
Архитектура Молдавии и Валахии
archisto.info
Святилища и храмы в Греции древнейшей эпохи | Архитектура Древней Греции
Глава «Святилища и храмы» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
По представлению эллинов местопребыванием их богов служили не только определенные стихии (море, облака): боги избирали также места и на земле. Это были вершины гор (например, гора Олимп на границе Фессалии и Македонии) и возвышенностей, ущелья и гроты, долины, леса, рощи, а иногда отдельные деревья. В таких местах возникало постоянное почитание божеств. Появлялись святилища, ставились статуи, воздвигались алтари для жертвоприношений. В древнейшее время идолы иногда хранились в дуплах деревьев или под сенью их ветвей. Известно, например, что статуя Артемиды Эфесской стояла под буковым деревом, а в Орхомене изваяние Артемиды хранилось в дупле большого кедра еще во времена Павсания, т. е. во II веке н. э. Затем статуи стали защищать от непогоды навесом; появились и боковые ограждения — возникли своего рода часовни; еще позднее появились храмы.
Необходимо, однако, отметить, что ни статуя, ни храм не являлись, по-видимому, обязательной принадлежностью святилища как места поклонения богам. Примером может служить святилище на мысе Монодендри близ Милета, где не было никаких иных, связанных с культом сооружений, кроме алтаря (сохранившиеся остатки его относятся к архаической эпохе).
Примером простейшего святилища, наполовину природного, наполовину сооруженного человеком, является грот Аполлона у склона горы Кинф на острове Делосе. Это — расщелина между скал, перекрытая двумя рядами наклоненных каменных плит, образующих подобие свода. Однако самый тип храма, как уже указывалось, родился из жилища, и на первом этапе своего развития храмы повторяли характерные черты главного помещения богатого жилого дома предшествующей эпохи — мегарона. Иногда для храма использовалось и подлинное жилище, например прежнее жилище вождя, домашний очаг которого служил теперь для жертвоприношений. Поэтому в ранних храмах алтарь (над ним устраивалось отверстие в крыше) находился внутри помещения, что говорит о сохранении древней традиции домашнего культа. В помещении храма, которое стало называться целлой, помещалось и изваяние божества. Позднее алтарь стали ставить перед входом в храм, который, как правило, был обращен на восток. Собравшиеся для молитв и жертвоприношений с тех пор уже не входили внутрь храма, а собирались снаружи, вокруг алтаря.
Самый храм стал рассматриваться как жилище божества, статуя которого в нем находилась. Святилище стали обносить оградой. Так возник теменос — священный участок, вход на который в архаическую эпоху стали выделять пропилеями.
Начиная с VIII века до н. э. строительство храмов стало расширяться, особенно с приобретением религией государственного характера, с чем было связано распространение и ряда новых культов, особенно культа Аполлона, покровителя многих городских общин.
Храм стал важнейшим типом монументальной эллинской архитектуры, тогда как в крито-микенскую эпоху самым монументальным зданием являлся дворец. В храмовых постройках нашли выражение наиболее характерные особенности греческого зодчества с его более сложными идейными устремлениями. Монументальное строительство эллинов служило удовлетворению религиозных, общественных и художественных запросов городской общины. Сложившееся в мифах и в эпической поэзии представление о божестве как о человеке с прекрасным обликом требовало создания достойного жилища — прекрасного храма. При возведении его использовались самые прогрессивные, доступные эпохе методы строительства, для украшения использовались самые дорогие материалы. В древнейшую эпоху это была медь, о применении которой в царских жилищах уже ранее говорилось. Медные обшивки деревянных конструкций неоднократно упоминаются Гомером, и нам известно, что в Спарте находился древний храм Афины Меднодомной; в храме Геры в Олимпии обрамление проема двери, ведущей в наос, было обито медью; древнейший храм Аполлона в Дельфах был украшен бронзой.
Большое значение греки придавали расположению храмов. Их строили обычно на открытом и нередко возвышенном месте. Особое внимание при этом обращали на масштабность здания и его связь с окружающим пейзажем. В древнейшую эпоху еще не было искусственно приспособленных строительных площадок, лишь в самом конце VIII века до н. э. появляются первые подпорные стены, сложенные из камней неправильной формы.
Наиболее ранние из таких стен находятся в расположенных на склонах святилищах Геры в Аргосе и Аполлона в Дельфах; с их помощью были выровнены площадки для первых дерево-сырцовых храмов и тем самым была придана значительность этим скромным по своим размерам сооружениям. Расположение главных городских храмов на акрополе уже само по себе обеспечивало их выделение из жилой застройки и господство над окружающим свободным пространством.
Обычно строительство храма в городе предпринималось по заказу полиса и было делом всей рабовладельческой общины. Греческий храм не был в такой мере обособлен и не находился в полном распоряжении жрецов, как это было в Египте. Да и сами жрецы не образовали, как в Египте, замкнутой касты, обладавшей особой политической властью. Однако в качестве охранителей святынь и представителей населения в «общении» с божеством как «специалисты» по выполнению религиозных обрядов и истолкованию «воли богов» эллинские жрецы служили классу рабовладельцев на стороне аристократии или демократии или лавировали между ними.
Жрец обычно избирался из числа граждан. Однако жрецами некоторых храмов могли быть только члены определенного аристократического рода. В помощь жрецу для организации культовых действий и ведения хозяйства храма граждане выбирали на каждый год храмовое управление из нескольких человек. Позднее это стало тем более необходимо, что при храмах возникла сложная хозяйственная организация, и они иногда владели разнообразным имуществом. Храм, просуществовавший двести или триста лет, нередко накапливал значительные богатства от приношений граждан, пожертвований общин, посвящения десятой доли военной добычи и пр. В результате накоплений храму принадлежало подчас более тысячи сосудов из драгоценных металлов, множество роскошных тканей, одежд, статуй, картин. Кроме того, на хранение в храмы сдавалась казна полиса, а иногда и союза общин, объединявшихся для военных и других целей. Несли сюда свое имущество и отдельные граждане. Храм становился своего рода священной кладовой и одновременно городским музеем. Все ценности были разложены и хранились в строгом порядке. Составлялись подробные описи имущества, которые ежегодно проверялись.
Организация религиозных празднеств, торжественных процессий требовала обслуживающего персонала: богатые храмы содержали музыкантов, флейтисток и владели большим количеством прислужников-рабов.
Среди многочисленных святилищ, возникших в различных местностях за пределами городов, выделились некоторые, почитаемые не только населением ближайших территорий, но всеми греческими племенами и полисами; эти святилища, называемые всеэллинскими, приобрели совершенно особое положение. Не выполняя непосредственных политических функций, такие религиозные центры, как Дельфы, Олимпия или Делос, пользовались исключительно большим влиянием. Они во многом способствовали укреплению чувства общности всего населения эллинского мира. Они поддерживали сознание общего происхождения эллинских племен, единства обычаев и религиозных представлений. На поклонение в святилища, а часто для того, чтобы испросить совета почитаемого оракула, греки совершали далекие и трудные путешествия. Во многих центрах периодически проводились празднества, сопровождавшиеся легкоатлетическими и музыкальными соревнованиями, участвовать в которых, а тем более выйти победителем, считалось большой честью. Соревнования проводились в Дельфах, Коринфе, Немее, но наибольшую известность получили проводившиеся раз в четыре года олимпийские игры, по которым греки даже вели свое летосчисление. Во многих случаях всеэллинские святилища предотвращали военные столкновения между отдельными полисами. Так, дельфийская амфиктиония (объединенный совет святилища) добилась от своих членов клятвенного обязательства не нападать друг на друга. Наиболее влиятельные области Греции, получившие гегемонию над другими полисами, старались привлечь на свою сторону особо чтимые святилища, как Дельфы или Делос. Огромные преимущества давала общегреческим святилищам их экстерриториальность во время войн: она позволяла им брать под свой контроль торговлю между эллинскими племенами.
В общеэллинские святилища стекались поистине неисчислимые сокровища, их храмы украшались с особенным великолепием, а теменосы застраивались стоями, сокровищницами различных городов. Но все это относится к последующей, архаической эпохе, в которую сложились общие приемы планировки и типы отдельных зданий. Остатки древнейшей эпохи, естественно, крайне скудны. Прежде чем обратиться к обзору древнейших памятников, необходимо ознакомиться с названиями основных типов храмов и их элементов. Это облегчит обзор дальнейшего развития греческих храмов в последующие периоды.
antique.totalarch.com
Храмы Древней Греции
Храмы Древней Греции — не просто общинное здание, а жилище божества.
В те времена, когда древние греки были пеласгами и чествовалиЗевса как незримое божество, у них отсутствовала необходимостьпостроения храмовых комплексов. Только с поклонением священнымсимволам и изображениям пробудилась потребность построения храмов– жилых зданий для почитаемых богов.
Храмы Древней Греции
Строительство храмов
Проще всего, в качестве жилища, было использовать обычное дерево.Поэтому первыми храмами в Греции являлись обычные лесные святилища. Так, например, статуя Аполлона выставлялась в лавровом кустарнике, а статуя Артемиды в стволе кедра или вяза. Затем появилась потребность предоставления богамболее надежного жилища, что привело к появлению храмовойархитектуры. Сначала греки для строительства использовали дерево,но т.к. Греция предоставляла обширнейший строительный материал,добываемый из ближайших гор, со временем для постройки храмов сталиспользоваться камень.
Руины Храма Геры
В основе греческого каменного храма лежит мысль о разделениимирского начала от священного. Место, где находились избранныебожества, должно было быть прочно ограждено со всех сторон.Толстые стены, сооруженные из камня или мрамора, должны былинадежно защищать фигуру божества от воровства, случайногоприкосновения и даже простого любопытного взгляда.
Храм Аполлона
Стили храмов
В процессе формирования храмовой архитектуры возникли два основныхстиля: дорический и ионический. Дорический стиль развивался восновном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира,ионический – в Аттике и восточных районах Средиземного моря. Наформы дорического храма сильное влияние оказала микенскаяархитектура, на формы ионического стиля – архитектура народовПередней Азии. В отличие от дорийского стиля, ионический можноохарактеризовать как стиль, в котором каждому архитектурномуэлементу присуща некая индивидуальность.
Храм Зевса в Афинах
В храмах ионического стиля, например, колонна освобождается от связей со стенами храма.Храмовая ниша и колоннада отделяются друг от друга. Даже каждаяотдельная колонна не опирается непосредственно на общую основу, аимеет, напротив, свой собственный пьедестал. Таким образом, каждаяиз колонн является чем-то обособленным и самостоятельным. Вионическом стиле нет того строгого соотношения между нижней иверхней частями здания, которое присуще дорийскому. Связь всехчастей здания между собой становится более шаткой.
Архитектура храмов
Самый ранний и самый простой тип храма – храм в антах, возникшийиз мегарона микенского периода. Главный фасад в этом случаеоформляется торцами боковых стен, называемых антами, междукоторыми находятся две колонны. Другой тип храма — простиль —имеет в дополнение к антам еще две – четыре колонны на переднемфасаде. Амфипростиль содержит колонны и на переднем, и на заднемфасадах.
Храм в антах. Дельфы
Самым распространенным типом является периптер, в которомколонны располагаются по всему периметру сооружения. Чаще всего наглавном фасаде их бывает шесть. Такие храмы называютгексастильными периптерами. Наиболее сложный тип храмового здания– диптер, который включает в себя два ряда таких колонн,окружающих храм. Сам греческий храм делился на три помещения.Переднее помещение, которое служило преддверием. Центральное (илицелла) — собственно главное святилище. Опистодом – помещение,которое служило для хранения даров; с входом с заднего фасада.
Храм типа периптер
Художественная форма греческих храмов была исключительнобожественной привилегией. В Древней Греции (до периода эллинизма)было бы сочтено за дерзость посягательство на божественное право,если бы простой смертный вздумал окружить свой дом рядом ступенейили же украсить свое жилище фронтоном. В дорийских государствах,вследствие постановления жрецов, стены и потолки должны былиделаться исключительно из дерева. Другими словами, каменныепостройки были привилегией богов. Только жилища богов могли бытьдостаточно прочными и противостоять влиянию времени.
Парфенон вечером
Греция на карте
travels.co.ua
Древние храмы Греции — Тонкости туризма
Древние храмы и святилища в Греции: архитектура, интерьеры, внутреннее убранство, мифы, легенды, история происхождения и описание древних храмов Греции
Добавить отзыв Следить
Греция — удивительная страна, овеянная многочисленными мифами и легендами. Ее героическая, исполненная побед и поражений история, кажется, навсегда запечатлена в ее величественной архитектуре, которая является образцом безукоризненных форм и высокого стиля на протяжении тысяч лет. Архитекторы и скульпторы Греции смогли достичь небывалых вершин в зодческом искусстве и во многом определили характер архитектуры других стран, особенно Италии и некоторых районов Азии.
Согласно древнему мифу, самые первые здания в Греции были сооружены циклопами, есть даже такой архитектурный стиль — «циклопический», — представляющий собой сооружения из массивных каменных плит. Затем наступила микенская эпоха, когда стали возводить разные культовые здания и усыпальницы. Рассветом же греческого зодчества и периодом масштабного строительства всемирно известных храмов Древней Греции является классический период, который начался приблизительно в IV веке до нашей эры. Именно тогда были построены основные храмы Афинского Акрополя.
Древние храмы и святилища
Центральное место в архитектуре древних греков занимали храмы. Святилища богов сначала строились по подобию жилищ греков, но позже сами стали примером для других зданий. Греки, как ни один другой народ в мире, очеловечили своих богов, поэтому и храмы были очень близки людям. Не внушали священный трепет и не отпугивали своим торжественным величием. Это были простые прямоугольные здания с просторными залами без окон, в которых размещалась огромная статуя божества.
Интерьеры
Внутреннее убранство было довольно скромное, ведь во многие помещения вход простым людям был воспрещен, а вот внешний облик святилищ поражает изяществом форм, прекрасными скульптурными фризами и своими массивными, но в тоже время грациозными колоннами. Последние были призваны зрительно увеличивать здание, придавали ему масштабности. Именно колонны били отличительным элементом каждого из трех стилей в разное время царивших в архитектуре Древней Греции.
В возведении каждого храма участвовали абсолютно все жители города, на его строительство и отделку не жалели никаких средств — мрамор, золото и другие стройматериалы везли со всех концов страны.
Дорические колоны были массивными и строгими, их венчали фризы с разными орнаментами, примером тому служит частично сохранившийся до наших дней храм Зевса — Олипийон. Позже из Азии в Грецию пришел ионический стиль, более утонченный, с различными декоративными элементами. А максимальной помпезностью и роскошью отличался коринфский стиль, тогда колоны стали щедро украшать скульптурными композициями с растительными мотивами.
В возведении каждого храма участвовали абсолютно все жители города, на его строительство и отделку не жалели никаких средств — мрамор, золото и другие стройматериалы везли со всех концов страны. Каждое здание строилось не один десяток лет, имело свой проект и точное соотношение всех пропорций. Украшением храмов занимались лучшие скульпторы государства, декоративные фризы, колонны, скульптурные композиции и сейчас поражают своими безукоризненными формами и точностью мельчайших деталей.
Храм Зевса в Афинах
Какие храмы стоит осмотреть
Наибольшее количество храмов сосредоточено, конечно же, в Афинах, самым величественным из которых является Парфенон, построенный в честь покровительницы города — воинственной и мудрой Афины. Он имеет ряд уникальных архитектурных изюминок, в частности, все детали в нем соотносятся друг с другом согласно принципу золотого сечения. Сегодня в нем ведутся работы по реконструкции. Здесь же находится храм Эрехтейнон, где, по легенде, произошло сражение между Афиной и Посейдоном. Роль колон в этом храме выполняют скульптуры прекрасных Кариатид.
В стороне от всех остальных стоит небольшой, но от этого не менее величественный храм богини победы Ники, а в нем когда-то была статуя, которой афиняне обрубили крылья, чтоб победа никогда от них не упорхнула. Также, согласно преданию, именно в этом храме царь Эгей ждал своего сына из далекого похода, и трагично погиб, бросившись в пучину теперь Эгейского моря.
Неподалеку от холма Акрополя находится небольшая гора Агора, на вершине которой расположен храм бога огня Гефеста, он был менее всего подвластен влиянию времени и очень хорошо сохранился до сегодняшних дней. А если с горы спуститься к морю, то можно обнаружить руины некогда прекрасного храма Посейдона. Но даже сейчас это место завораживает своей красотой и живописными пейзажами — однажды оно навсегда покорило Байрона и было воспето во многих его произведениях.
Самым высоким и монументальным сооружением Афин считается Олимпийон, святилище верховного олимпийского бога и колыбель олимпийских игр. Сегодня он в руинах, но прекрасно сохранившиеся колоны свидетельствуют о его былом могущественном величии.
Вообще в каждом греческом городе есть свой Акрополь, где частично сохранились старинные храмы, говорящие о высоком уровне культуры древних греков, который позволил им более двух тысяч лет назад построить сооружения достойные восхищения даже в наш век высоких технологий.
Греческие храмы
tonkosti.ru
Греческий храм
В жизни античной Греции главным образом доминировала религия, поэтому не удивительно, что самым значительным сооружением греческой архитектуры стал храм.
Храм строился для поклонения тому из богов, которому он посвящался. Таков был общественный подход к почитанию богов. Граждане гордились храмами, которыми они выражали мощь своего города и благодарность богу-покровителю, дарующему им военные успехи. В руках храмовых жрецов, бывших практически исключительными представителями сообществ, находились обширные полномочия, однако греки не очень нуждались в них как в посредниках между гражданами и богами.
Основные черты греческого храма
Храм выделялся среди городских построек, располагаясь на самой возвышенной точке. Его основные особенности сформировались в VII в. до н.э., так что как следует судить, достаточно целостно обозначились уже в VIII в. до н.э.
Фасад храма не был выразительным и значительным, как это стало позже, в римском храме. Его великолепие выражалось за счёт рельефов (статуй), которые в основном прорабатывались уже на этапе строительного плана! Они изготовлялись для украшения здания, заодно повествуя о легенде бога, которому посвящался храм, и чья статуя располагалась внутри строения.
Внешнее впечатление сакральности созданного храма достигалось тем, что поклонение проводилось снаружи, под открытым небом. Животные приносились в жертву на алтаре, обычно размещённом перед восточным фасадом храма, где также проводились молитвенные церемонии в честь бога или богини.
Сам храм был своего рода дополнительным подарком богу и воспринимался как его дом, хотя фактически местом обычного пребывания небожителей считалась гора Олимп. Как правило отдельный храм посвящался какому-то одному богу, и лишь изредка возводился сразу для нескольких.
Как закрытое место поклонения, с прихожанами, собирающимися снаружи, храм оставался зданием без окон. В большинстве храмов свет проникал в наос (священная комната, где находилась статуя определённого бога) только через дверь, но иногда существовало и отверстие в крыше, которая служила источником дополнительного освещения. Наос чаще всего освещался свечами или факелами.
О наиболее древних храмах мы можем судить по их сохранившимся глиняным моделям. Первоначально греки строили храмы из грубого кирпича и древесины. Во фризе антаблемента находились чередовавшиеся триглифы (наборы трех вертикальных каналов) и метопы (пространство между любыми двумя триглифами).
На метопах изображались мифологические сцены, вырезанные по дереву. Триглифы могли располагаться в 3-х различных местах: чуть выше центра каждой колонны, чуть выше центра пространства между колоннами или в углах фриза, заполняя пустое пространство.
Структура греческого храма — прямой пассаж, конструктивно переходящий из дерева в камень. В камне выразительно воспроизводились структуры точных форм, построенных из древесины. Поэтому иногда древнегреческую архитектуру называли «плотницкими работами в мраморе».
Фактически немногие храмы периода архаики были целиком построены из мрамора. Некоторые выложены из известняка, покрытого штукатуркой. С V в. до н.э. здание в терракоте и древесине уже наверняка сменилось каменным. Иногда храм строился без кровли и оставался «открытым для неба». Перекрытия рассматривались в основном как декоративные элементы. В них использовались кассетоны — квадратные панели, обычно вложенные в потолок с повторяющимся интервалом, по аналогу с деревянной конструкцией. Потолок сооружался из древесины, покрытой терракотой или мрамором. Великолепные храмовые статуи покрывались краской.
Греческий храм возник некогда как простая постройка, разработанная для защиты статуи бога от разрушительного влияния погоды и вреда, причиняемого оскверняющими рельефы птицами. С этой целью не было никакой потребности в грандиозном здании, а была лишь в одной комнате — наосе, (буквально, с греческого языка: «комната бога»), где находилась бы сама статуя бога, и пронаосе («pro» — «прежде»), а также в портике (структура с крышей, поддерживаемой колоннами). Этот тип храма назвали простильным храмом. Это был самый простой тип храма.
В течение долгого времени внимание уделялось прежде всего декорированию и обработке храма. Так как греки боролись за баланс, они добавили портик позади простой конструкции храма для создания симметрии. Портик позади наоса — опистодом (буквально с греческого языка: «задняя комната») служил казначейством, где размещались пожертвования и подарки, представленные богу, а иногда он служил местом нахождения городской сокровищницы.
Окружённый стенами тип храма нарекли амфипростилем (буквально c греческого языка: amphi — с обеих сторон, pro — прежде, stylos — колонна).
Греки полагали, что храм выглядел более привлекательно, когда украшался симметрично со всех сторон. Экономический бум VIII века до н.э. (если так можно выразиться) позволил строителям обогатить базовую конструкцию и внедрить множество колонн, которые окружали наос и оба портика.
Периптеральный храм
Колонны, окружающие четыре стороны храма, называют периптер, а сам такой храм называют периптеральным. Число колонн вдоль фасада храма находилось в диапазоне от 11 до 18, но на главном фасаде их обычно выставлялось только шесть. Отношение между количеством передних и сторонних колонн чаще всего могло выражаться следующей пропорцией X:2X+1, т.е., 6:13, 8:17 и так далее.
Размер храма зависел от финансового бюджета, имевшегося на его строительство. Особенно богатые города возводили храмы с двойным перистилем. Этот тип храма называли диптеральным храмом. Храм как декоративная структура, окруженная колоннами, в общем-то по значимости подчинялся статуе бога внутри него.
Примером храма с десятью колоннами по фронту с наосом без перекрытия является храм Аполлона в Дидиме (ныне Турция), построенный в 300 г. до н.э.
После периода архитектурных поисков периптеральный храм сделался самым распространенным и остался более или менее регулярным образцом классической постройки, дарованной искусству греками, с последующими вариациями в деталях и пропорциях. Цель архитектора состояла в том, чтобы усовершенствовать пропорции и позаботиться о деталях более, чем о топографии и планировке. Проектированию и разработке эстетического эффекта уделялось больше внимания, чем функциональной стороне.
Некоторые находят в периптеральном храмовом стиле символический подтекст. Колонны, окружавшие храм, напоминали тактическую расстановку войск, которая была присуща греческой армии и называлась «фалангой». Согласно этой тактике солдаты подготовляли организованную линию, где они становились плечом к плечу, с длинными мечами и большими щитами. Плотные массы войск медленно перемещались, формируя плотную защищённую «подвижную стену».
В то время как фаланга символизировала границу между двумя городами-государствами, колонны храма символизировали его границы. Также как фаланга защищала город, колонны символически защищали храм. Сравнение между колоннами и фалангой особенно наглядно, если вспомнить и уразуметь, что колонны в архитектуре Древней Греции связаны с человеком с точки зрения разработки их пропорций.
Внедрение коррекций в архитектурные элементы
Греки уделяли много внимания коррекции самой колонны («оптическая иллюзия») для того, чтобы глаз наблюдателя оптимальным образом воспринимал колонны с определенной дистанции.
Начиная с архаичного периода в центре колонны могла наблюдаться выпуклость. Этот строительный приём, названный энтазисом, прежде уже нашёл обычай в архитектуре Древнего Египта. Энтазис обеспечивает видимость гибкости, создавая внешне как бы сглаженную линию. Допустимо предположить, что применением энтазиса намеревались придать колонне органический вид, чтобы она напоминала мышцу, напряжённую удерживаемым ею тяжелым весом. Не исключено также, что энтазис намеренно использовался для подчеркивания округлости и трёхмерности колонны.
По прошествии времени кажется, что применение энтазиса развилось и достигло пика в Эрехтейоне как феноменальном сооружении афинского Акрополя, где его специальное внедрение внешне трудно уловить.
Помимо использования энтазиса, имелась тенденция вводить ещё некоторые коррекции, такие как изгиб стилобата и антаблемента. Без этой оптической иллюзии стилобат и архитрав с определенного расстояния воспринимались бы зрителем вогнутыми.
Использование коррекций связано с линейной перспективой, которая стала учитываться в Афинах к V веку до н.э. Хотя ещё в конце VI столетия до н.э. греческие художники начали исследовать перспективное сокращение статуй. Этот подход к перспективе появляется в надписях на стенах зданий, верхние линии которых больше нижних настолько, что с определённого расстояния те и другие воспринимаются равными.
Из-за высокой стоимости коррекций их популярность оставалась недолгой. Создатели более поздних храмов перестали считать обращение к ним оправданным. Хотя они встречаются в греческих храмах, построенных после V века до н.э., всё же в полной мере они так никогда и не адаптировались. Энтазис стал единственной коррекцией, применяемой в более поздней архитектуре.
Что знали древние. Греция (часть 1)
Что знали древние. Греция (часть 2)
Что знали древние. Греция (часть 3)
Дополнительно можно изучить:
archstory.ru
Древние храмы Греции
Греция – прекрасная Эллада, одна из древнейших в мире цивилизаций, достигших высочайшего уровня развития культуры, архитектуры, технического прогресса древних времён. Литература, философия, скульптура, архитектура Эллады стали основой для всего культурного развития стран Европы и даже Азии и остаются образцами великого творчества и сегодня, спустя тысячелетия.
Даже современные археологи и историки не могут сказать, кто были те люди, которые построили первые здания Греции несколько тысячелетий назад. Да и люди ли? Миф рассказывает, что их строили страшные, огромные циклопы с единственным глазом на переносице. Поневоле поверишь в циклопов, потому что, видя тысячелетние строения из огромных каменных плит, подогнанных одна к другой так, что зазора между ними нет вообще, никаких объяснений не находишь (и историки с археологами тоже не находят!) тому, как могли такое соорудить древнейшие люди, не имея соответствующей техники? А ведь даже следов такой техники так и не найдено! Так что – конечно, циклопы. Тот архитектурный стиль так и назвали – «циклопический».
Потом была другая эпоха – микенская, другие архитектурные стили в культовых строениях, усыпальницах. А потом, примерно в IV веке до Р.Х., зародился и расцвёл классический стиль, который стал золотым периодом эллинского зодчества, когда были построены многочисленные, ныне всемирно признанные сокровищами архитектуры, храмы, к которым относятся и здания Акрополя в Афинах (не путать храм и святилище: храм – это культовое религиозное сооружение, а святилище – это центральная, главная часть храма, то есть, непосредственно само священное место или алтарь для расположения священных предметов – знаков поклонения Божеству, а также место, где находился оракул – жрец или жрица).
Эллинские храмы
Храмам у эллинов отводилось в архитектуре и в жизни главное место, там люди обращались к богам или к оракулам с просьбами, вопросами и жалобами. Архитектурно первые храмы были похожи на жилища древних греков, но со временем им стали придавать всё больше отличительных особенностей, и сам стиль храмов становился «законодателем» архитектурной моды. Экстерьер и интерьер первых храмов были очень просты: здания в форме параллелепипеда, внутренние залы просторные, без окон, в определённом месте ставили большую статую самого божества.
В классический период экстерьеры украшали скульптурными фризами, мощными и в то же время изящными колоннами, которые не только выполняли функции опор, но и придавали всему зданию солидность, значимость, к тому же зрительно увеличивали его объем, т.е. уже подходя к такому зданию, человек должен был испытывать трепет. В каждом из архитектурных стилей Эллады именно колонны видоизменялись в первую очередь: дорические колонны – строгие, аскетичные, капители без всяких «излишеств» (например, храм Гефеста в Афинах), ионические – с капителями, на которых в виде украшения делали как бы 2 «завитка в виде рулонов» (храм Геры на о.Самос, храм Ники Аптерос в Афинах и др.), коринфские – с самыми «изукрашенными» орнаментально капителями (храм Зевса Олимпейон в Афринах). Именно эти три вида колонн и сегодня остаются базовыми в архитектуре.
Главной особенностью интерьеров храмов было отсутствие роскоши. Весь декор выполняли в пастельных тонах, потолок – матовый, пол из мелкой керамической плитки с мозаикой из гальки и ракушек, стены или просто однотонные или с орнаментами из геометрических фигур. Статую бога или богини делали из мрамора, раскрашивали в разные цвета, глаза делали из драгоценных камней – ни одна статуя в таком виде не дошла до наших дней. Золото также использовали в украшении интерьеров.
Храм всегда строили «всем миром», т.е. все горожане принимали посильное участие в строитель
turtella.ru
Секреты храмов древней Греции - Русские Афины
Исследования показывают, что древнегреческие храмы могли иметь астрономические значения в значительных масштабах, пишет издание BBC.
Маноло Фернандес, преподаватель испанского языка и энтузиаст любительской астрономии, говорит, что размещение храмов Греции не было случайным. «Это места, символизирующие нечто большее, чем мы знаем».
Фернандес уверен, что треугольники, созданные месторасположением храмов в Греции, отражают движения разных небесных тел, таких как солнце, луны или планеты и звезды по отношению к поверхности Земли.
Эта теория часто приводит его в Национальную обсерваторию Афин для созерцания. Внутри купольного мраморного здания телескоп Доридис предоставляет посетителям, таким как Фернандес, великолепные виды на ночное небо. Увидев луну, Сатурн, Марс и различные созвездия в телескопе, он непреклонно уверен, что «храмы греков были построены, чтобы выровнять населенные части Земли с планетами в небе».
Идея триангуляции греческого мира не нова — это скорее пример «священной географии» или того, как религиозные объекты были расположены в соответствии с астрономией или мифологией.
Омфалос, "пупок земли".
В 1960-х годах профессор французской литературы Жан Ричер (с особым интересом к символике, эзотерическим доктринам и греческой мифологии) из Университета Ниццы описал эту идею как «великий дизайн», связывая священные места с небом. Он предположил, что Греция будет разделена на 12 секторов, отражающих 12 знаков зодиака и связанных с оракулом святилища Дельфы — как Омфалоса, или Пупка греческого материка.
Но теоретики священной географии, такие как Ричер, никогда не заслуживали должного уважения со стороны ортодоксальной науки, поскольку эти теории никогда не могли быть доказаны.
Джордж Пантазис и Евангелия Ламбру, доценты Национального технического университета в Афинах, недавно использовали жесткие геодезические методы для определения астрономической ориентации древнегреческих храмов. Пара выбрала храмы Парфенона и Гефестиона, два из величайших храмов классической эпохи, оба из которых были посвящены богине Афине (хотя Гефестион также был посвящен Гефесту).
Схема расположения храмов Акропольского холма
Они обнаружили необычайно симметричное расположение между храмами, гарантируя, что оба имеют одинаковый вид на восток. «Астрономическая ориентация храмов связана с восходом солнца в день празднования бога, которому посвящен священный участок, — заметил Пантазис. — Восход солнца должен происходить точно на центральной оси храма, чтобы осветить центральную статую почитаемого бога».
Существует множество других исследований, свидетельствующих о том, что классические храмы были построены, чтобы выровняться со звездами, хотя и не в масштабе, которое представлял себе Ричер. Тем не менее, появление области знаний — археоастрономии, изучение астрономических знаний и реализации древних культур неизбежно сделают связь между астрономией и религией еще более увлекательной.