Древний город корсунь. Сакральная Корсунь, та самая. Ну или Херсонес Таврический
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Легендарная Тридцатказнаменитый маршрут 30. Древний город корсунь


Поход на Корсунь в 988 году

Русско-византийская война 988 года (взятие Корсуни) — осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году.

В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем Крещением Руси. Собственно рассказ о боевых действиях являлся лишь обрамлением для описания важнейшего этапа в жизни народа — принятия православной веры. Конфликт за Корсунь в 988 привёл к женитьбе Владимира на византийской принцессе Анне и последующему распространению на Руси православия. По другой версии, захват Корсуни в 989 произошёл уже после крещения Владимира в 987 как средство давления на Византию с целью заставить её выполнить взятые обязательства.

Падение Корсуни отражено лишь в древнерусских источниках, за исключением единственного упоминания об этом событии современником, византийским историком Львом Диаконом.

Предыстория конфликта

Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя.

После войны киевского князя Святослава с Византией в 970—971 годах отношения между греческой империей и Русью оставались недружественными. Когда Святослав погиб в 972 в схватке с печенегами на днепровских порогах, на Руси разгорелась междоусобная война между его сыновьями за киевский престол. Победил князь Владимир в 978 и с тех пор совершал военные походы на соседей.

Укрепление древнерусского государства заставило киевского князя задуматься о принятии религии, которая могла бы стать государственной на Руси. Выбор пал на православие. По «Повести временных лет» Владимир к 988 году решил принять крещение в греческом городе Корсунь в Крыму, причём последующий захват города и крещение описываются в рамках агиографической традиции с сопутствующими чудесами.

В Византии с 976 года правил молодой император Василий II, который с самого начала правления столкнулся с разгромом своего войска болгарами и мятежом военачальников. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним направили в 978 бывшего мятежника Варду Фоку, популярного в войсках. Однако тот, одержав победу над Вардой Склиром, в 987 провозгласил себя императором. В начале 988 мятежные войска подошли к византийской столице Константинополю, от которого их отделял только пролив Босфор. Одновременно, по словам сирийского историка XI века Яхъя Антиохийского, болгары опустошали владения Византии на западе.

Русско-византийский союз

Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Яхъя Антиохийский, обычно точно отражающий хронологию событий, так рассказал о русско-византийском союзе:

«Был им [Варда Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия [Анне], после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов . И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…»

О размере русской военной помощи Византии сообщил армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира. Он назвал цифру в 6 тысяч воинов. По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Варда Фоки под Хрисополем (на азиатском берегу Босфора) в конце 988 года, а 13 апреля 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Яхъя Антиохийский упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска и после, в северной Сирии в 999 году.

Таким образом, русско-византийский союз был заключён не позднее осени 988 года, после чего русский корпус воевал в составе византийской армии по крайней мере до начала XI века. Согласно восточным источникам союзу предшествовали решение князя Владимира креститься и согласие императора Василия II выдать свою сестру замуж за Владимира.

Владимир крестился в 987 году, так как его самое раннее «Житие»[1], составленное монахом Иаковом, сообщает, что «по святом крещении поживе блаженный князь Владимир лет 28»[2], а также «крестижеся князь Владимир в десятое лето по убиении брата своего Ярополка»[3]. Более поздний источник «Повесть временных лет» соединяет крещение Владимира с крещением всей Руси и походом на Корсунь.

Поход на Корсунь

Поход Владимира на Корсунь. Н. Рерих, 1900 г.

Хронология похода

Причины и дата похода князя Владимира на греческий город Корсунь в Крыму остаются неясными. Повесть временных лет датирует поход весной—летом 988 года, что в целом не противоречит восточным свидетельствам о заключении русско-византийского союза.

Однако византийский историк Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсона (Корсуни) «тавроскифами», приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года. «Житие» монаха Иакова сообщает: «На другое лето по крещении к порогам ходил, на третье лето Корсунь город взял». То есть взятие города произошло в 989 году.

В таком случае вызывает вопрос участие крупного русского соединения в составе византийского войска в то время, когда Владимир осаждает греческий город. Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь. По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора. Захват Корсуни и угроза пойти на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с «тавроскифами».[4] Выдвигалась другая версия[5], что город отложился от империи, присоединившись к мятежу Варда Фоки, и Владимир действовал против него как союзник Василия.

По разным средневековым источникам осада Корсуни заняла от 6[6] до 9 месяцев, что допускает возможность начала осады осенью 988 (уже после отправки воинского отряда на помощь Василию II), а падение Корсуни — летом 989 года .

Диорама "Осада Корсуня князем Владимиром в 988 году" Автор И.С. Петров 1959г.

Крепость Корсунь

Руины Херсонеса

Древний Херсонес (древнерус. Корсунь, совр. территория Севастополя) располагался на скалистом участке побережья Крыма, примыкая на востоке к бухте Карантинная и вытягиваясь вдоль берега моря в сторону бухты Песочная на западе.[7] Основали его в конце V в. до н. э. греческие колонисты, выходцы из Гераклеи Понтийской.

Оборонительная система в средние века представляла собой мощную крепостную стену по всему периметру, включая и со стороны моря. Общая протяжённость стен — 2,9—3,5 км, толщина до 4 м. Открыто 32 башни, 7 боевых калиток и 6 ворот. Высота стен достигала 8—10 м, башен 10—12 м[8] Нижняя наружная часть стен сложена из крупных, тщательно отёсанных и пригнанных известняковых блоков. Выше использовались для кладки более мелкие блоки на известковом растворе.

Крепость Херсонес в Крыму

На наиболее угрожаемом южном участке (дальнем от моря) перед основной стеной была сооружена более низкая вспомогательная стена (протейхизма), сильно затрудняющая подступ к стенам.

За Песочной бухтой к западу находится Стрелецкая бухта, где по предположению историков высадился Владимир с войском.[9][10]

Повесть временных лет

Наиболее ранний древнерусский летописный свод из дошедших до нашего времени, «Повесть временных лет», так описывает осаду и захват Корсуни:

«В 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города.Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года“. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял.И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.»

После захвата города Владимир потребовал у визанийского императора его сестры, обещав взамен креститься, дождался там Анны с церковной свитой, после чего крестился, заключил брак и вернул Корсунь Византии. По возвращению в Киев Владимир приступил к крещению народа с помощью греческих священников. Летописец замечает, что князь вывез из Корсуни не только мощи святых и иконы, но и прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи.

Историк В. В. Мавродин предполагал, что Корсунская легенда о крещении Владимира была внесена в начальную летопись[11] одним из корсунских священников, так как летописец хорошо знал топографию Херсонеса и вставлял греческие слова в русский текст.[9] Легендарный характер захвату Корсуни придают агиографические штампы, то есть традиционное соединение реальных событий с описанием чудес, происходящих во время этих событий (внезапная слепота Владимира и прозрение после крещения).

Житие Владимира особого состава

Несколько иная версия похода на Корсунь излагается в «Житие Владимира особого состава».[12]

Согласно ему вначале Владимир просил за себя дочь «князя Корсунского града», но тот с презрением отказал язычнику. Тогда оскорблённый Владимир собрал войско из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми» и двинулся покарать обидчика. Во время осады некий варяг из Корсуни по имени Ждберн (или Ижберн) послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул: «Донесите стрелу сию князю Владимиру!» К стреле была привязана записка с сообщением: «Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возмешь Корсуня. Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град.» Владимир велел перекопать земляной путь и через 3 месяца взял город.

Далее последовала расправа с жителями города:

«А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»

Возможно в этом эпизоде автор Жития хотел подчеркнуть варварство русского князя, который просветлел духом только после крещения, однако в данном случае Владимир скопировал образ своих предыдущих действий по отношению к полоцкому князю Рогволоду и его дочери Рогнеде. Захватив Корсунь, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Ждберном. Эти персонажи не известны по другим источникам.

Таким образом, «Житие особого состава», несмотря на противоречия с другими источниками, передаёт историю падения Корсуни более реалистично и с большими подробностями, чем «ПВЛ». Однако историков настораживает не ясная версия с «земляным путём», по которому в город экипажами кораблей доставлялись вода и продовольствие. Версия «ПВЛ» с перекопанным водопроводом очевидна, хотя не вполне понятна зависимость крупной, хорошо укреплённой крепости от внешнего водопровода, расположение которого не могло долго храниться в тайне от врага.

Историки не исключают, что обе истории захвата Корсуни имеют под собой реальную основу, и наряду с исторически достоверным Анастасом, вошедшим в доверие к Владимиру после падения города, одновременно действовал варяг Ждберн, которому сподручнее было выпустить стрелу в сторону осаждавших и переговариваться с ними на одном языке.

После похода

По крайней мере до 1000 года русский контингент[13], посланный Владимиром на помощь Византии, сражался в разных краях обширной империи. Известно о русах в составе греческого войска и позже, однако это уже были чисто наёмные отряды подобные варяжским.

После захвата Корсуни следующая русско-византийская война произошла спустя 55 лет в 1043 году при сыне Владимира киевском князе Ярославе. Около 1024 года, в смутное время борьбы за власть на Руси, отмечен набег русской вольницы на византийские острова в Эгейском море, но все 800 русских воинов были перебиты на Лемносе.

Город Корсунь после русского набега продолжал жить и поддерживать связи с Киевской Русью, однако постепенно угасал с ослаблением Византийской империи. В XII веке торговлю на Чёрном море захватили итальянские республики Венеция и Генуя, а в 1399 году город в очередной раз был разрушен татарами, после чего так и не оправился. После присоединения Крыма к России рядом с развалинами античного Херсонеса в 1783 году появился Севастополь, который вскоре поглотил городище.

Багрянородная[14]Анна, став женой князя «тавроскифов» при таких обстоятельствах, оставила добрую память на Руси распространением христианского учения. Она умерла раньше мужа, в 1011 году.

Анастас Корсунянин, предавший город в руки Владимира, достиг высокого положения при дворе князя. Став одним из основателей Десятинной церкви в Киеве, он после смерти Владимира перебежал в 1018 году к польскому королю Болеславу.

Примечания

  1. ↑ Другое название «Память и похвала князю русскому Владимиру»: [1]
  2. ↑ Владимир умер 15 июля 1015 г.
  3. ↑ «Житие» монаха Иакова относит воцарение Владимира на киевском престоле и убийство Ярополка к 978 году
  4. ↑ В. В. Розен (1883), В. В. Мавродин, А. В. Назаренко
  5. ↑ А. В. Поппе (1978)
  6. ↑ Обычное житие Владимира Святославича, древнейший список — Мусин-Пушкинский 1414 г.
  7. ↑ Херсонес на Google maps
  8. ↑ Юго-восточная линия обороны Херсонеса : с сайта музея Херсонесского городища
  9. ↑ 1 2 Мавродин В. В. Образование русского национального государства. Изд. 2-е, Госполитиздат. 1941
  10. ↑ Б. Д. Греков. Повесть временных лет о походе Владимира на Корсунь. Изв. Таврического об-ва истории, археологии и этнографии, 1929, т. III,
  11. ↑ Летопись, на основе которой создавалась Повесть временных лет
  12. ↑ «Житие Владимира особого состава» из Плигинского сборника является источником XVII века, корсуньская история из него частично содержится в Проложном житие XV века. Выдержки из него опубликованы в книге: Карпов А. Ю. «Владимир Святой» из серии ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2005.
  13. ↑ О русском отряде, посланном Владимиром, сообщил армянский историк Стефан Таронский. В 1000 году отряд воевал в Грузии.
  14. ↑ Рождённая в особой зале императорского дворца в Константинополе, в Порфире. Рождение там подразумевает, что родители ребёнка были императорских кровей, а сам ребёнок имел бесспорное право на престол.

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Херсонес — Херсон — Корсунь | История Севастополя

В труде и битвах путь твоих веков. Менялись город, и враги, и боги; Там, где сушились сети рыбаков, Вдруг звон мечей — и варвар на пороге! В. Диваков

Античный Херсонес, руины которого находятся в Севастополе на побережье между Карантинной и Песочной бухтами, был основан, по утверждению исследователей, в далеком VI веке до н.э. древними греками, выходцами из Гераклеи Понтийской — древнегреческой колонии, которая находилась на южном берегу Черного моря, на месте нынешнего турецкого города Эреглии. Недостаток продовольствия или политические раздоры между аристократами и демократами заставили их покинуть родной полис и отправиться в опасное путешествие на поиски новых земель.

Вскоре в юго-западной части полуострова образовалась рабовладельческая республика с демократической формой правления, которой были подвластны Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (ныне пгт Черноморское).

В память о своей родине греки назвали свой город Гераклеей, но это название не прижилось, и город всю свою двухтысячелетнюю историю именовался Херсонесом, что в переводе означает "мыс, полуостров".

На территории этого античного полиса, занимающего площадь около 30 га, можно исследовать судьбы нескольких цивилизаций.

Зародившись как греческая колония, он с I века н.э. попадает в зависимость от Рима, а с IV века, после того, как Римская империя распалась, становится оплотом Византийской империи в Крыму.

Многие столетия, начиная с древнейших времен, Херсонес процветал, находясь на оживленных караванных путях, которые связывали Грецию, Византию и Рим со Скифией, а прочные крепостные сооружения города были неприступными для врагов, не раз подступавших к его стенам.

В IX-XI вв. Херсонес играл большую роль в развитии отношений между Киевской Русью и Византийской империей. Сближение с могучим древнерусским государством особенно усилилось с начала X века, когда в 944 году князь Игорь заключил с Византией, которой принадлежал Херсон, соглашение, согласно которому Киев брал на себя обязательство защищать «Корсуньскую землю» от нападения черных болгар, кочевавших в Приазовье.

Осада Корсуня войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 13 век

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 13 век

Еще больше укрепились позиции Киевского государства в Таврике после того, как в ответ на невыполнение византийскими императорами взятых на себя обязательств перед Киевом Великий князь Владимир овладел подвластным империи Херсоном (Херсонесом). Византийские императоры Василий II и Константин VIII были вынуждены заключить с Владимиром равноправный договор, признать политические права Киева в Тавриде, а брак Владимира с их ceстрой Анной, последовавший после того, как Владимир принял христианство, стал и политическим союзом.

Васнецов В.М. Крещение князя Владимира, 1890

Васнецов В.М. Крещение князя Владимира (1890)

Из Херсонеса князь Владимир вывез в Киев богослужебные книги, иконы, а также мастеров, которые строили и украшали первые киевские храмы. Так Херсонес стал не только центром транзитной торговли между Северной Европой и Средиземноморьем, но и центром распространения христианства и византийской культуры. Киевская Русь во время правления Владимира Святославича вошла в число наиболее могущественных держав средневекового мира.

В X-XIV веках в окрестностях города возникло большое количество монастырей. Некоторые из них сохранились до наших дней. Наиболее известные — Георгиевский монастырь на мысе Фиолент и монастырь св. Климента в Инкермане.

Мыс Фиолент. Свято-Георгиевский монастырь

Мыс Фиолент. Свято-Георгиевский монастырь

Закат Херсонеса, процветавшего многие столетия, наступил в XIII веке, когда в Крыму появились новые торговые пути и новые торговые центры — Каффа (Феодосия) и Сугдейя (Судак), где хозяйничали венецианцы и генуэзцы.

В XIII веке на полуострове появляются татарские племена. Херсон они называют Сары-кермен, что означает "желтая крепость". 1299 год стал печальным для Херсона — как и другие города полуострова, он был разорен золотоордынским темником Ногаем, а сто лет спустя, в 1399 году, город сжег и окончательно разрушил правитель Золотой Орды Едигей (Эдигей). В середине XV века жизнь в Херсонесе замерла окончательно, и город покинули последние жители.

Так закончилась славная история Херсонеса. Его величественные руины заносило пылью времен. Только спустя 300 лет, когда неподалеку начнется строительство нового города Севастополя, оживет и слава Херсонеса.

Херсонес — один из наиболее сохранившихся археологических памятников Крыма. И сегодня можно увидеть мощные крепостные стены и башни, городские ворота, остатки античного театра, улицы и кварталы с дворами, колодцами, жилыми и общественными зданиями древнегреческого полиса, средневековую башню Зенона, крестообразный храм с мозаичным полом, базилики, крещальню и многое другое.

Раскопки в Херсонесе. Конец 19 в.

Раскопки в Херсонесе. Конец 19 в.

Источники:

Гармаш П.Е. Город-герой Севастополь. Путеводитель. — Симферополь: "СОНАТ", 2004.

Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь: "РуБин", ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.

Севастополь: путеводитель. — Севастополь: "Библекс", 2009.

poluostrov-krym.com

ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС, город - это... Что такое ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС, город?

 ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС, город

Это одно из названий Старого или Страбонова Херсонеса - города, находившегося на мысе Маячном и разрушенного во II веке до н.э. во время войн Херсонеса Таврического со скифами. Название дошло до нас по трудам древнегреческого историка и географа Страбона (64/63 г. до н.э.-23/24 год н.э.). Смотри статьюСтарый Херсонес.

Топонимический словарь Севастополя. EdwART. 2011.

  • ДОРАС, ДОРОС, город
  • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, государственное образование

Смотреть что такое "ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС, город" в других словарях:

  • ХЕРСОНЕС — древний город, в 5 1 вв. до н. э. античный полис, с 1 в. аристократическая республика, зависимая от Рима, с 4 в. от Византии. В средние века (до 15 в.) назывался Херсон, Корсунь. Развалины на окраине современного Севастополя. Руины стен с башнями …   Большой Энциклопедический словарь

  • Херсонес — (др. греч. ἡ Χερσόνησος от χερρόνησος  букв. «полуостров», лат. Chersonesus)  древнегреческое имя, а также название полуостровов, мысов и расположенных …   Википедия

  • Херсонес —         Таврический (греч. Chersonesos, в средние века Херсон, Корсунь), древний город в Крыму (ныне в черте г. Севастополя). Основан в 422 421 до н. э. греками, переселившимися из Гераклеи (См. Гераклея) Понтийской. В 5 1 вв. до н. э. Полис; в 1 …   Большая советская энциклопедия

  • ХЕРСОНЕС Таврический — (греч. Xersonnsos Tayrixn, в ср. века Херсон, Корсэнь) древний город в Крыму (в черте г. Севастополя). Осн. в 422 421 до н. э. греками, переселившимися из Гераклеи Понтийской. В 5 1 вв. до н. э. рабовладельч. город государство X. демократич.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Херсонес Таврический — (Χερσόνησος ά ποτί τάν Ταυρικάν). История. Χ. в позднейшем (не раньше III в. по Р. Хр.) словоупотреблении Херсон (Χέρσων, откуда Корсунь) основан был Гераклеей Понтийской, черноморской колонией Мегары. К какому времени относится это основание,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Херсонес — Таврический (греч. Chersonēsos, др. рус. Корсунь), древний и средневековый город в Крыму (ныне в черте г. Севастополь). Основан в 422 до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, в I в. до н. э. подчинён Риму. Опорный пункт Рима, затем Византии в… …   Энциклопедический словарь

  • ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ — (Херсон, Корсунь), древний город в Крыму, на окраине современного Севастополя, основан в 422 421 до н. э. греками. В 989 взят киевским кн. Владимиром, который принял здесь христианство, положив начало Крещению Руси. Источник: Энциклопедия Русская …   Русская история

  • История Севастополя — История городских поселений на территории современного Севастополя насчитывает более 25 столетий. Герб Севастополя 1893 года Содержание 1 Херсонес 1.1 Древнегречес …   Википедия

  • Русско-византийская война 988 года — (взятие Корсуни) осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году. В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем Крещением Руси. Собственно рассказ о боевых …   Википедия

  • Взятие Корсуни (988) — Русско византийская война 988 года (взятие Корсуни) осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году. В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем… …   Википедия

sevastopol_toponyms.academic.ru

Корсунь. Древняя Русь, современное название Керсуни Херсонео

Корсунь

Киевский князь Владимир, крестивший Русь, вошел в мое детство и встал рядом с вещим Олегом, и Игорем, и Ольгою, которые сидели на крутом холме, пока на берегу пировала дружина. Действительно — рядом, поскольку Ольга была бабушкой Владимира и воспитывала его, когда отец, воинственный Святослав, барсом рыскал по болгарским, тмутараканским, а также греческим землям.

А то, что древний таинственный и бесплотный Корсунь — тот же Херсонес, нынешние развалины в черте Севастополя, это я по-настоящему не то чтобы поняла — почувствовала совсем недавно, побывав там еще раз ради Гики, дочери архонта Ламаха. Стояла на берегу и спрашивала себя: стало быть, именно по этим, как бы от времени ржавым камням в конце десятого века, тысячу лет назад, сходила на берег дружина Владимира? В этой темной от водорослей воды отражались его ладьи, пестрые и тяжелые, как на картинах Рериха? И вот эти стены, нынче разрушенные и засыпанные веками, надо было брать то ли приступом, то ли осадой?

Случайные фото Крыма

Почему мы часто не можем представить, что большие события происходили на нашей малой земле, той, что с детства избегана "казаками и разбойниками"? Потому, что она поросла слишком знакомой дерезой и одуванчиками? Потому, что на ней крутятся наши будни?

…У меня за спиной дышит море, глухо позвякивая оружием, на берег сходят воины… А передо мной, пуская рыжую искру по меди проводов, бежит троллейбус. Сам он срезан холмом: я вижу только штанги и этот длинный скользящий огонь, и мне странно оттого, что связь времен в эту минуту проходит как бы через меня, шевеля волосы на голове, напрягая пальцы рук и ног.

…Итак, корсунцы затворились в городе, а дружина, идя на приступ, заявила формулой того времени. "Братья! Потянем по своем князе и по русской земле!" Однако приступ не удался, тогда "отстояли город", стояли девять месяцев, а грозили три года простоять. Но три года стоять скучно: принялись сыпать "приспу" к стене, чтоб в сражении иметь преимущество, как бы ступеньку для разбега. Но греки — недаром слыли самым хитроумным народом! — подкопали свою же городскую стену и уносили землю в город…

В тусклом свете солнца, еще не прорезавшегося как следует сквозь туман, блестят кольчуги, тает невидимое пламя костра, розовеют толстые стены Корсуня. Князь со своими крепкими мужами вольно устроился под городом: пригнали овец, отбитых в степи, щекочет ноздри запах мяса. капает жир на угли… И день пирует Владимир и два на виду у осажденных. Князь без пира не может. Пир и развлечение, и урок врагам: против кого стоите, голодные?

Однако корсунцы сдаваться не спешили. Тогда, согласно одним летописям, грек Настас послал с городской стены князю в лагерь стрелу с надписью: источники, мол, питающие город, там-то и там-то. Можешь перекопать. Другие утверждают: не грек Настас, а варяг Ждьберн указал все так же — стрелой — путь, откуда поступали осажденным припасы и вода.

А может быть, не существовало ни грека, ни варяга. Многие ученые, во всяком случае, считают, что эпизод со стрелой вообще позднейшая литературная вставка: чтоб было красивее, сюжет так вот закручен. Чтоб впечатляло. И только известный исследователь Крыма Бертье-Делагард, следуя указаниям летописи, поискал и нашел источники и древний городской водопровод. Так вот прямо подошел к "вычисленному" месту, копнул и нашел глиняные трубы. Потом сам удивлялся, до чего все обошлось малыми затратами на землекопов. Впрочем, стоило ли удивляться? Точно так же, следуя указаниям Гомеровой "Илиады", археолог Шлиман обнаружил когда-то Трою, Бларамберг определил место, где стоял Неаполь скифский.

…Владимир перекрыл воду, корсунцы сдались. А дальше, по словам той же летописи, направил Владимир посла к греческим императорам в Царьград со словами: "Слышу, у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что и с Корсунем". Императоры после долгих торгов и сомнений решили: "Крестись, и тогда пошлем к тебе сестру".

Собственно говоря, именно этого предложения — креститься — Владимир и ждал. Христианство было безусловным шагом вперед по сравнению с язычеством, и этот шаг князь хотел сделать, однако как-то так, чтоб гордость не страдала… То есть принять религию от побежденных — это он мог, а от диктующих, снисходящих — ни в коем случае.

Что же касается Анны, она не хотела ехать в чужую страну: "Иду точно в полон, лучше бы мне здесь умереть". Но делать нечего, поплыла к Корсуню в горе и слезах. А там была торжественно встречена жителями: расстилали ей ковры под ноги, служили молебны, смотрели, как на избавительницу.

Да, вот еще какая деталь: именно этот Владимир, князь Киевский, позднее в летописях назван Красным солнышком, и это именно в его времена и где-то рядом с ним совершали свои подвиги Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Интересно, не могли ли и они воевать Корсунь, стоять вот здесь у рва, нынче мирно заросшего ломкими прутьями дерезы, а когда-то грозного в своей неприступности?

Криштоф Елена

Фото красивых мест Крыма

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

svastour.ru

Сакральная Корсунь, та самая. Ну или Херсонес Таврический: dmitriy

"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".

Взгляд, конечно, очень варварский, но верный"

Вообще этот пост должен был появится где-то в октябре и стать итоговым в цыкле крумских репортажей. Но как то руки сильно не доходили, было не до того( И гигабайты фоточе пылились на жестких дисках, ожидая своего часа.

Но в начале декабря я услыхал, а точнее прочитал послание Президета федеральному собранию 2014, где вчастности звучала такая фраза "для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда". После чего словосочетание "сакральная Корсунь" тут же стало своеобразынм мемом, разлетевшись по интернетам.

По поводу исторического и религиозного значения Св. Корсуни хорошо разъяснил Андрей diak_kuraev (здесь). Так что я не буду лезть в эту тему)

Но вот Путин как бы осветил мне путь для очередного поста. И этот очередной пост будет посвящен той самой "Сакральной Корсуни" (она же греческое поселение Херсонес).

Херсонесу - крупному греческому городу, некогда бывшему часть большого "Греческого мiра". Это полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма.

Кому интересно, может почитать подробности в Википедии или на сайте музейного комплекса, тем же, кто до сих пор томится желанием узнать, где  находится сей град отвечаю на территории нынешнего Севастополя.

Собственно вот то самое место, где якобы принял христианство Святой Владимир. Храм названный в его честь стоит не месте (руинах) самой большой церкви античного Херсонеса. Постороен он в XIX веке.

В "Повести временных лет" рассказано, что горож был захвачен в 988 году Владимиром, который якобы здесь принял Крещение и за возвращение города Византии получил в жены византийскую царевну Анну.

А основан полис был ориентировочно  422-421 гг. до н. э. и занимал обширные территории  и был обнесен по периметру мощными крепостными стенами.  Кстати, слово "Херсонес" обычно переводят с греческого как "полуостров". Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами.

Таврическим город, как и Крымский полуостров были названы по имени Тавров - воинственного племени, населявшего соседние горные местности. В разное время Херсонес входил в состав Понтийского и Боспорского царств, Римской империи и Византии.

Крепостные укрепления, состтояшие из двух стен. Преодолев одно, враг попадал в каменный мешок и осыпался градом камней стрел, а также заливался кипящим маслом

Казармы, а около моря распологались портовые сооружения.

Театр Херсонеса был построен на рубеже III и IV веков, он вмещал более 1000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества. В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов. Когда христианство становится официальной религией Римской империи спектакли были запрещены.

Театр пришёл в запустение и на его руинах были возведены два христианских храма. Один, размещавшийся на орхестре, был разобран при реставрации. Второй — большой крестообразный храм — сохранили. Он получил название «Храм с ковчегом»

В нынешнее время на руинах музея в летний период устраиваются представления под открытым небом.

IMG_2165

IMG_2157

Базилика в Базилике. Средневековый храм на территории Херсонеса — города, основанного древними греками на юго-западном побережье Крыма (в настоящее время — на территории национального музея-заповедника «Херсонес Таврический»). Своё название храм получил из-за того, что на одном месте было построено два храма — второй строился на руинах первого из его обломков.

А это руины анитчного языческого храма.

IMG_2137

Ниже, музеные здания.

Античное казначество. Здесь выпускалась своя монета.

Реконструкция средневикового фонтана и мраморный лев, созданный во времена, когда средневековым городом владели Генуэзцы.

Античная керамика и мозаика

Двор музея, где находятся всякие древности.

Древний водопровод. По повесте временных лет, имено перекрыв водачу в город воды, осаждавший его Владимир смог взять город.

За 2 тысячелетия, город неоднократно менял архитектурный облик, но почти все время был крупным экономическим и культурным центром северного причерноморья. Во время монголо-татарского нашествия в XIV в., город был захвачен и разрушен.

Херсонесский Сигнальный колокол.

Табличка на колоколе гласит: “Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нем изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.” В 1783 году, по указу императора Александра I, колокол был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После Крымской войны 1853-1856 гг. союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев. Возвращение колокола в Херсонес Таврический состоялось в  1913 году.

В Крыму я мечтал побывать давно. И одним из главных стимулов для меня было именно желание увидеть руины Херсонеса, легендарного античного города, остатки которого сохранились до наших дней.

Для меня этот город имеет действительно сакральное значение. Но не то, про которое говорил Путин. Сакральность здесь выражена в возможности увидеть ожившую историю, почувствовать, так сказать, киммерийские тени))) И я рад, что моя мечта этой осенью осуществилась. Но, в ряду аргументов за присоединение Крыма (а есть много аргументов и против) сакральность Корсуни лично для меня и для Владимира Владимировича - один из самых слабых из них. Тем более, что большинство нашего населения как не интересовалось Корсунью, так и не будет интересоваться. До лампочки им святая купель и прочее прочее. Но это уже другая история.

Ну и раз руки дошли, попробую до конца года выложить остальные мои фоточки из Крыма)

dmitriy.livejournal.com

Корсунь (Херсонес) - это... Что такое Корсунь (Херсонес)?

 Корсунь (Херсонес)

см. Херсонес.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Корсунь (мст.)
  • Корт Корнелис

Смотреть что такое "Корсунь (Херсонес)" в других словарях:

  • Корсунь — Херсонес, византийский город в Крыму (1): Велитъ (Див) послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, Тьмутораканьскыи блъванъ. 9. Из д Рима веригами обложенъ, яко монисты златы, по морю стража Кърсуня дошьлъ… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • корсунь — Херсонес Словарь русских синонимов. корсунь сущ., кол во синонимов: 1 • херсонес (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 201 …   Словарь синонимов

  • херсонес — Корсунь Словарь русских синонимов. херсонес сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • корсунь …   Словарь синонимов

  • ХЕРСОНЕС — древний город, в 5 1 вв. до н. э. античный полис, с 1 в. аристократическая республика, зависимая от Рима, с 4 в. от Византии. В средние века (до 15 в.) назывался Херсон, Корсунь. Развалины на окраине современного Севастополя. Руины стен с башнями …   Большой Энциклопедический словарь

  • Херсонес — Корсунь Шевченковский Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 …   Географическая энциклопедия

  • Херсонес — Корсунь Шевченковский …   Топонимический словарь

  • Херсонес Таврический — У этого термина существуют и другие значения, см. Херсонес. У этого термина существуют и другие значения, см. Херсон (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Корсунь …   Википедия

  • Херсонес —         Таврический (греч. Chersonesos, в средние века Херсон, Корсунь), древний город в Крыму (ныне в черте г. Севастополя). Основан в 422 421 до н. э. греками, переселившимися из Гераклеи (См. Гераклея) Понтийской. В 5 1 вв. до н. э. Полис; в 1 …   Большая советская энциклопедия

  • Херсонес — Таврический (греч. Chersonēsos, др. рус. Корсунь), древний и средневековый город в Крыму (ныне в черте г. Севастополь). Основан в 422 до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, в I в. до н. э. подчинён Риму. Опорный пункт Рима, затем Византии в… …   Энциклопедический словарь

  • Херсонес Таврический — (Χερσόνησος ά ποτί τάν Ταυρικάν). История. Χ. в позднейшем (не раньше III в. по Р. Хр.) словоупотреблении Херсон (Χέρσων, откуда Корсунь) основан был Гераклеей Понтийской, черноморской колонией Мегары. К какому времени относится это основание,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

Херсонес — Херсон — Корсунь | История Севастополя

В труде и битвах путь твоих веков. Менялись город, и враги, и боги; Там, где сушились сети рыбаков, Вдруг звон мечей — и варвар на пороге! В. Диваков

Античный Херсонес, руины которого находятся в Севастополе на побережье между Карантинной и Песочной бухтами, был основан, по утверждению исследователей, в далеком VI веке до н.э. древними греками, выходцами из Гераклеи Понтийской — древнегреческой колонии, которая находилась на южном берегу Черного моря, на месте нынешнего турецкого города Эреглии. Недостаток продовольствия или политические раздоры между аристократами и демократами заставили их покинуть родной полис и отправиться в опасное путешествие на поиски новых земель.

Вскоре в юго-западной части полуострова образовалась рабовладельческая республика с демократической формой правления, которой были подвластны Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (ныне пгт Черноморское).

В память о своей родине греки назвали свой город Гераклеей, но это название не прижилось, и город всю свою двухтысячелетнюю историю именовался Херсонесом, что в переводе означает "мыс, полуостров".

На территории этого античного полиса, занимающего площадь около 30 га, можно исследовать судьбы нескольких цивилизаций.

Зародившись как греческая колония, он с I века н.э. попадает в зависимость от Рима, а с IV века, после того, как Римская империя распалась, становится оплотом Византийской империи в Крыму.

Многие столетия, начиная с древнейших времен, Херсонес процветал, находясь на оживленных караванных путях, которые связывали Грецию, Византию и Рим со Скифией, а прочные крепостные сооружения города были неприступными для врагов, не раз подступавших к его стенам.

В IX-XI вв. Херсонес играл большую роль в развитии отношений между Киевской Русью и Византийской империей. Сближение с могучим древнерусским государством особенно усилилось с начала X века, когда в 944 году князь Игорь заключил с Византией, которой принадлежал Херсон, соглашение, согласно которому Киев брал на себя обязательство защищать «Корсуньскую землю» от нападения черных болгар, кочевавших в Приазовье.

Осада Корсуня войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 13 век

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 13 век

Еще больше укрепились позиции Киевского государства в Таврике после того, как в ответ на невыполнение византийскими императорами взятых на себя обязательств перед Киевом Великий князь Владимир овладел подвластным империи Херсоном (Херсонесом). Византийские императоры Василий II и Константин VIII были вынуждены заключить с Владимиром равноправный договор, признать политические права Киева в Тавриде, а брак Владимира с их ceстрой Анной, последовавший после того, как Владимир принял христианство, стал и политическим союзом.

Васнецов В.М. Крещение князя Владимира, 1890

Васнецов В.М. Крещение князя Владимира (1890)

Из Херсонеса князь Владимир вывез в Киев богослужебные книги, иконы, а также мастеров, которые строили и украшали первые киевские храмы. Так Херсонес стал не только центром транзитной торговли между Северной Европой и Средиземноморьем, но и центром распространения христианства и византийской культуры. Киевская Русь во время правления Владимира Святославича вошла в число наиболее могущественных держав средневекового мира.

В X-XIV веках в окрестностях города возникло большое количество монастырей. Некоторые из них сохранились до наших дней. Наиболее известные — Георгиевский монастырь на мысе Фиолент и монастырь св. Климента в Инкермане.

Мыс Фиолент. Свято-Георгиевский монастырь

Мыс Фиолент. Свято-Георгиевский монастырь

Закат Херсонеса, процветавшего многие столетия, наступил в XIII веке, когда в Крыму появились новые торговые пути и новые торговые центры — Каффа (Феодосия) и Сугдейя (Судак), где хозяйничали венецианцы и генуэзцы.

В XIII веке на полуострове появляются татарские племена. Херсон они называют Сары-кермен, что означает "желтая крепость". 1299 год стал печальным для Херсона — как и другие города полуострова, он был разорен золотоордынским темником Ногаем, а сто лет спустя, в 1399 году, город сжег и окончательно разрушил правитель Золотой Орды Едигей (Эдигей). В середине XV века жизнь в Херсонесе замерла окончательно, и город покинули последние жители.

Так закончилась славная история Херсонеса. Его величественные руины заносило пылью времен. Только спустя 300 лет, когда неподалеку начнется строительство нового города Севастополя, оживет и слава Херсонеса.

Херсонес — один из наиболее сохранившихся археологических памятников Крыма. И сегодня можно увидеть мощные крепостные стены и башни, городские ворота, остатки античного театра, улицы и кварталы с дворами, колодцами, жилыми и общественными зданиями древнегреческого полиса, средневековую башню Зенона, крестообразный храм с мозаичным полом, базилики, крещальню и многое другое.

Раскопки в Херсонесе. Конец 19 в.

Раскопки в Херсонесе. Конец 19 в.

Источники:

Гармаш П.Е. Город-герой Севастополь. Путеводитель. — Симферополь: "СОНАТ", 2004.

Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь: "РуБин", ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.

Севастополь: путеводитель. — Севастополь: "Библекс", 2009.

www.poluostrov-krym.com


Смотрите также