Древний египет рабы. Рабство в Древнем Египте и Месопотамии (стр. 1 из 7)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабство в Древнем Египте. Древний египет рабы


Рабство в Древнем Египте — Википедия

Рабство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из себя прослойку патриархальных рабов.

Общие характеристики

Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем[1].

В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский,[2] указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве[2][3][4][5]. Однако после того, как в 1938 году рабовладельческая формация была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б), альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется.[2]

Видео по теме

Династический период

Одним из источников рабства была война. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».

Раннее царство вело войны и подавляло восстания внутри страны. Тема связанных пленников часто встречается в изобразительном искусстве того времени.[6] Но прямого ответа на вопрос об использовании пленных египетские источники не дают.[6] Фараон Нармер хвалился добычей из «быков 400 000, мелкого скота 1 422 000, пленников 120 000». Превращение такого количества людей в рабов на самой заре фараоновского царства маловероятно. Даже при учёте завышения цифр, скорее всего имелось в виду переселение.[6]

В. В. Струве считал, что основную строительную работу и работу по поддержанию ирригационных систем в Древнем царстве производили рабы[7]. Однако он предлагает отличать древневосточных рабов от античных, поскольку большая территориальная община владела рабами коллективно[8]. По мнению доктора исторических наук И. М. Дьяконова, неизвестно ни одного достоверного случая применения рабского труда вне домашнего хозяйства в период Древнего царства. Ведущим сектором в египетской экономике того периода было «вельможеское хозяйство». Непосредственные производители материальных благ, работавшие на вельможу, как отмечает Дьяконов, в основной своей массе, не были рабами. На вельможу работало коренное население страны, и обращались с этими людьми не как с рабами. Однако вельможеское хозяйство имело много общего с рабовладельческим производством, поскольку непосредственные производители работали в принудительном порядке и с помощью хозяйского инвентаря[6].

В эпоху Среднего царства кроме рабов как таковых («баку»), игравших второстепенную роль в производстве,[3] в государстве существовали «царские хемуу»[9] (обычно переводится как «рабы», «слуги»[10]), рабочие,[3] но они не были рабами в традиционном понимании. Царские хемуу охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне.[9] Они составляли основную массу трудящегося населения[3][9] и являлись «рабами» или «слугами» не своего непосредственного господина, а царя.[9] По достижении определенного возраста, хемуу распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали в царских и храмовых хозяйствах, но и частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа.[3]

В период Нового царства из-за наличия сильной армии количество рабов в Египте увеличилось.[5][6] Рабовладельческие отношения проникли почти во все слои египетского общества. Рабами могли владеть даже люди скромного общественного положения: пастухи, ремесленники, торговцы.[6] Несомненно, мелкие рабовладельцы использовали своих невольников не только для личных услуг, но и как непосредственных производителей.[6] Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства, предусматривавшего интеграцию раба в общину.[6]

Меньше информации об использовании иноземных рабов в государственном и царском хозяйствах. На изображении времени Тутмоса III показано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены под надзором надсмотрщиков, вооруженных палками. Вещественным доказательством зверского обращения с подневольной рабочей силой может служить тяжёлое кнутовище, найденное возле поминального храма фараона-женщины Хатшепсут.[6] В то же время рядового землепашца-египтянина от посаженного на землю раба отличала только относительная свобода, то, что он не был «вещью» хозяина.[6]

Эллинистический и римский периоды

Для Египта эллинистической эпохи, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр.

Число рабов и их роль в производстве возросли, рабский труд применялся в поместьях, возникших на царских землях и землях клерухов, и в ремесленных мастерских. А. Б. Ранович и В. В. Струве считают, что в эллинистическом Египте рабство являлось преобладающим элементом производительных сил. По мнению К. К. Зельина, для подобных выводов нет достаточных оснований, и античные формы рабства развивались главным образом в полисах и крупных землевладениях, он указывает, что «рабский труд в области сельского хозяйства применялся в Египте прежде всего крупными землевладельцами»[11].

Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской, одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II—I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве.[11]

Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов — храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов — осужденные за преступления, военнопленные.[11]

А. Б. Ранович считает, что в Римский период больше всего рабство получило распространение в Александрии Египетской, которая была типичным для рабовладельческого общества крупным центром. Рабство занимало здесь не меньше места, чем в Эфесе и Риме. Но Ранович замечает, что делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению затруднительно[12].

Египетское рабство в Библии

В Библии ярко обрисовано тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей:[1]

« И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. »

И. М. Дьяконов в своей книге «История Древнего Востока» (1988) замечает, что археологические находки, подтверждающие рабство израильтян в Египте и их уход оттуда, пока не обнаружены.[6]

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Васильевский М. Г., Липовский А. Л., Тураев Б. А. Рабство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ 1 2 3 Неронова В. Д. Проблема формационной принадлежности древнего мира в советской историографии.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. — Москва: КомКнига, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-484-00573-4.
  4. ↑ Семёнов Ю. И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность // Скепсис.
  5. ↑ 1 2 Валерия Хачатурян. Рабы или «царские люди»?.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 История Древнего Востока. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Б. Б. Пиотровский. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
  7. ↑ Струве В. В. История Древнего Востока. — Москва: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941.
  8. ↑ Струве В. В. История Древнего Востока. Краткий курс. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. — 129 с.
  9. ↑ 1 2 3 4 Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. — Москва: Наука, 1972. — 368 с.
  10. ↑ Слово *ḥamw в общеафразийском праязыке означало «свойственник», «непрямой родственник» (Дьяконов И. М. «Пути Истории»)
  11. ↑ 1 2 3 Кузнецов Д. В. Эллинистический Египет: основные тенденции развития в конце IV – второй трети I вв. до н.э.: Учебное пособие. — Благовещенск: БГПУ, 2005. — 196 с. — ISBN 5-8331-0084-4.
  12. ↑ Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССРгод=1949. — 273 с.

Литература

wikipedia.green

Рабство в Древнем Египте Википедия

Рабство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из себя прослойку патриархальных рабов.

Общие характеристики

Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем[1].

В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский,[2] указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве[2][3][4][5]. Однако после того, как в 1938 году рабовладельческая формация была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б), альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется.[2]

Династический период

Одним из источников рабства была война. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».

Раннее царство вело войны и подавляло восстания внутри страны. Тема связанных пленников часто встречается в изобразительном искусстве того времени.[6] Но прямого ответа на вопрос об использовании пленных египетские источники не дают.[6] Фараон Нармер хвалился добычей из «быков 400 000, мелкого скота 1 422 000, пленников 120 000». Превращение такого количества людей в рабов на самой заре фараоновского царства маловероятно. Даже при учёте завышения цифр, скорее всего имелось в виду переселение.[6]

В. В. Струве считал, что основную строительную работу и работу по поддержанию ирригаци

ruwikiorg.ru

Дорогие рабы и никаких ассасинов: каким был настоящий Древний Египет

Пока вы играете в новую Assassin’s Creed: Origins, мы решили вспомнить, каким на самом деле было древнеегипетское общество. Чудовищный спойлер: в нем не было ассасинов.

История человечества относительно коротка, но Древний Египет занимает чуть ли не ее треть, просуществовав дольше, чем любое другое централизованное государство на планете. Началось все с разбросанных по Северной Африке разномастных поселений, но со временем Египет превратился в величайшую империю монархическое государство во главе с императором или колониальная либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и того времени. Как это всегда бывает, империя пришла в упадок, после чего была окончательно захвачена Римом.

Но за почти три тысячелетия страна претерпела много изменений, в том числе и в социальной стратификации. Начав с племенного устройства, египетское общество со временем разделилось на десятки разных страт, которые мы для удобства разделим на три очень условных, но таких знакомых нам класса в классификации — группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.

Высший класс состоял преимущественно из правящей элиты и жрецов группа людей, занимавшаяся изучением природных явлений и отправлением культов в домонотеистических религиях. Фараон как воплощение бога Солнца (в разное время Ра, Амон-Ра или Атона) стоял вне любой системы множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство и не подчинялся смертным законам. При этом в разное время фараон обладал разными функциями, основная из которых — вовсе не государственное управление, как может показаться. Правитель был лидером религиозного культа и военачальником. Среди самых известных фараонов, ведущих армии в бой, можно вспомнить знаменитого Рамзеса II, воевавшего с ливийцами, нубийцами и «народами моря». Он укрепил влияние Египта в регионе на сотню лет.

«Фараон современное наименование правителей Древнего Египта» — не самоназвание египетских правителей глава государства, страны или иной обособленной территории, а более поздний эвфемизм, судя по всему, позаимствованный из Ветхого Завета. У самих фараонов было пять разных имен, но нам они более известны либо по личному, либо по религиозному «хоровому».

Кроме того, фараон выступал владельцем всей египетской земли. От этого факта практически на всем протяжении существования аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта — сущности Египта и отталкивалась социальная стратификация. По сути, фараон давал право лишь арендовать у него землю третья от Солнца планета либо право основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения на ней работать.

Вплоть до Нового царства — последнего периода рассвета Древнего Египта — в стране не существовало военной элиты в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие должности в управлении государством, союзом государств и экономике, которая формировала бы прослойку «кшатриев», обыденную для других империй. Египетские военные лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее силы формировались по принципу ополчения лишь на время ведения боевых действий. Позже появилась профессиональная армия 1) сухопутные войска как часть вооружённых сил государства; 2) соединение значительной массы вооруженных сил на одном театре войны, под началом одного лица, для достижения определенной цели, но офицерский корпус формировался из аристократии, близкой к фараону и его родственникам, «принцам» Египта. В остальное время аристократия форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии) выполняла роли губернаторов и чиновников. Но военные походы были выгодными, поэтому часто, чтобы получить место условного «капитана», давали взятки.

Важной составляющей высшего класса было жречество, в определенные моменты обладавшее таким влиянием, что жрецы могли не подчиняться фараону. Они заведовали всей религиозной жизнью основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических, которая, впрочем, сильно отличалась от современной. Клиры служили не проводником между богами и людьми — они были исключительно слугами прислуга (слуги, дворня, дворовый, прислужник, служитель, служка, челядинец, челядь) — те, кто работает, и, обычно, живёт в доме работодателя и выполняет различные работы по дому богов, отправляя обряды, умасливавшие многообразный египетский пантеон. Только жрецы и фараон стояли между людьми и гневом богов название могущественного сверхъестественного Высшего Существа в теистических и деистических религиях — нашествиями саранчи, засухами и эпидемиями.

Средний класс сформировался уже в середине существования Древнего Египта, когда племенные структуры усложнились. Основной его стали мелкие землевладельцы «неджес». Это зажиточные крестьяне-общинники, которые могли позволить себе продавать произведенные товары на рынке, накапливая ресурсы. Земледелие было основной египетской экономики. Римская провинция территориальная, часто административная, единица в пределах страны (государства) Египет кормила половину империи, поэтому 80% населения страны занималось выращиванием пшеницы и других культур в пойме Нила. В средний класс можно вписать и ремесленников лицо (мастер или подмастерье), обладающее определёнными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы — конечные продукты труда, созданные кустарным способом с, перерабатывавших материалы в продукцию, продаваемую на рынках совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.

До контакта с персами в Египте не использовали деньги — имел место Место — местоположение, расположение, нахождение, состояние, точка и так далее только натуральный обмен. Но была универсальная мера, определявшая стоимость, под названием «дебен». Поэтому налог с крестьян и ремесленников взимался товаром любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи, который те производили.

В средний класс входил и огромный чиновничий аппарат. На раннем этапе существования Египта роль село на Украине, находится в Шаргородском районе Винницкой области чиновников выполняла мелкая наследственная аристократия, но со временем получить эту должность стало возможно, выучившись в специальной школе. Для огромной страны нужны были тысячи писцов и сборщиков налогов. Кроме того, в стране территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определенными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко проводили перепись населения, чтобы увеличить эффективность налогообложения. Благодаря этому мы можем примерно понимать, сколько человек общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры жило на той или иной территории. При эллинской династии Птолемеев документировали практически все сферы жизни, поэтому о Египте мы знаем гораздо больше, чем, например, о соседней империи Селевкидов.

Низший класс составлял самую большую часть населения Древнего Египта. Его основной было вольнонаемное крестьянство «мерет», которому позволялось работать на земле, уплачивая определенный налог. За работу им платили частью часть — элемент множества; воинская часть — в СССР и Российской Федерации — организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооружённых сил США войсковая произведенных товаров и, зачастую, пивом, поскольку оно считалось более безопасным для употребления, чем вода из Нила iaro) — река в Африке, одна из величайших по протяжённости речных систем в мире. Кроме того Республика (фр. République togolaise) — государство в Западной Африке, граничащее с Ганой на западе, Бенином на востоке и Буркина-Фасо на севере, оно обладало немалой питательной ценностью. Реже платить могли одеждой или посудой. У обычного египетского крестьянина практически не было собственности, поэтому дома не запирались — красть было нечего.

Стоит упомянуть так называемых «слуг царя» — полусвободных рабочих Рабочий — наёмный работник на производственном предприятии, сотрудник начального уровня производственных компетенций, классифицировать которых практически невозможно. Это, впрочем, касается и всех остальных простолюдинов, поскольку в налоговые записи их обычно вносили в виде домохозяйства без четких различий. При этом в позднее время существовало немало количество профессий, от инженеров до дантистов. К какой прослойке принадлежали представители того или иного ремесла, определить тоже трудно, поскольку все классификации очень условны, и даже функции отношение между элементами, в котором изменение в одном влечёт изменение в другом: Функция (философия) — обязанность, круг деятельности той или иной страты социальная (от лат. stratum — слой, пласт) — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным или иным) могли меняться в зависимости от города. Хотя Древний Египет и был более-менее централизован, города крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством во многом действовали автономно, хотя и не так, как древнегреческие полисы.

Все страты низшего сословия должны были выполнять царскую повинность законодательно закреплённая обязанность по выполнению общественно полезного труда. Это, к примеру, работа на крупных проектах вроде строительства ирригационных систем или гробниц аристократии. В отличие от популярного мифа, пирамиды строили преимущественно вольнонаемные рабочие, а не рабы. Но не стоит думать, что от этого можно было отказаться — все происходило в добровольно-принудительном порядке. Так как вся земля и имущество по закону Закон — свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения принадлежали фараону, если кто-то отказывался от выполнения повинностей, у него могли все отобрать.

Отдельной прослойки специализированных убийц в Египте не было, и даже под управлением Управление (философия) — деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели римской империи никто «случайно» не исчезал. В отличие от Иудеи, где сикарии и зелоты наводили страх на эллинских и, впоследствии, римских чиновников лицо, имеющее чин, и состоящее на гражданской или придворной службе.

При этом восстания крестьян происходили, но их целью не была смена устоявшихся порядков гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо. Восстающие требовали изменения условий работы может означать: Работа — функционирование какой-либо системы — механизма, биоценоза, организма или общности, — а также её части, уменьшения бремени налогов. Египтяне Египтянин (альбом) — музыкальный альбом рок-группы Пикник Египтянин (фильм) — фильм Майкла Кертиса 1954 года по книге Мики Валтари глубоко верили в то, что текущий порядок и разделение на страты создано самими богами и является наилучшим. Отвечает за все это богиня Маат. Из-за этого социальной мобильности в Древнем Египте практически не существовало — можно было перемещаться только внутри своей касты. Тем не менее, однажды восстание или мятеж, — один из видов массовых выступлений против существующей власти, как правило не приводящих к смене политического строя уничтожило Среднее царство монархическое государство, возглавляемое царём или царицей и привело к появлению Нового название населённых пунктов во главе с фиванским царем один из титулов монарха Яхмосом.

Евреи в Египте в положении рабов существовали в течение относительно небольшого периода отрезок времени (или другой величины), определённый меткой начала отсчёта периода и меткой конца отсчёта периода: В физике, астрономии: Период колебаний — время (в секундах) между двумя времени. В более поздние времена евреи прятались в Египте копт. Ⲭⲏⲙⲓ [khēmi]), официальное название: Арабская Республика Египет (араб от вавилонского вторжения, а в эллинистический период даже привлекались в страну в качестве ремесленников и торговцев. Значительная часть Александрии состояла из еврейского населения в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, области и т. д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе.

Отдельно в низшем классе стоят рабы, которых в Египте было не так много, как может показаться. Использовались они преимущественно в домохозяйствах обособленная ячейка общества, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека богатых египтян, а не на строительстве создание (возведение) зданий, строений и сооружений. Рабы были дорогими, в отличие от труда местных крестьян. К тому же, статусы военнопленных рабов и проданных в рабство за долги египтян отличался. Пленники были в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика дороже и даже иногда использовались в египетском войске. Как бы там ни было, превращение египетского подданного в раба система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства не приветствовалось и происходило в крайнем случае.

Во время форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения Клеопатры социальная стратификация Стратификация (ботаника) — длительное выдерживание семян растений при определённой температуре для ускорения их прорастания оставалась во многом прежней, хотя над Египтом и был установлен протекторат Римской русская фамилия империи. После окончательного превращения «» (нем страны в римскую провинцию частично внедрились римские принципы или начало (лат. principium, греч производства и перераспределения товаров, но римский император все равно был в символическом положении египетского фараона, а крестьяне сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой начали платить налоги обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения не в Фивы или Александрию город в дельте Нила, главный морской порт и второй по величине город Египта, а в Рим.

igronovo.ru

Рабство в Древнем Египте Википедия

Рабство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из себя прослойку патриархальных рабов.

Общие характеристики[ | код]

Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем[1].

В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский,[2] указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве[2][3][4][5]. Однако после того, как в 1938 году рабовладельческая формация была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б), альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется.[2]

Династический период[ | код]

Одним из источников рабства была война. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».

Раннее царство вело войны и подавляло восстания внутри страны. Тема связанных пленников часто встречается в изобразительном искусстве того времени.[6] Но прямого ответа на вопрос об использовании пленных египетские источники не дают.[6] Фараон Нармер хвалился добычей из «быков 400 000, мелкого скота 1 422 000, пленников 120 000». Превращение такого количества людей в рабов на самой заре фараоновского царства маловероятно. Даже при учёте завышения цифр, скорее всего имелось в виду переселение.[6]

В. В. Струве считал, что основную строительную работу и работу по поддержанию ирригационных систем в Древнем царстве производили рабы[7]. Однако он предлагает отличать древневосточных рабов от античных, поскольку большая территориальная община владела рабами коллективно[8]. По мнению доктора исторических наук И. М. Дьяконова, неизвестно ни одного достоверного случая применения рабского труда вне домашнего хозяйства в период Древнего царства. Ведущим сектором в египетской экономике того периода было «вельможеское хозяйство». Непосредственные производители материальных благ, работавшие на вельможу, как отмечает Дьяконов, в основной своей массе, не были рабами. На вельможу работало коренное население страны, и обращались с этими людьми не как с рабами. Однако вельможеское хозяйство имело много общего с рабовладельческим производством, поскольку непосредственные производители работали в принудительном порядке и с помощью хозяйского инвентаря[6].

В эпоху Среднего царства кроме рабов как таковых («баку»), игравших второстепенную роль в производстве,[3] в государстве существовали «царские хемуу»[9] (обычно переводится как «рабы», «слуги»[10]), рабочие,[3] но они не были рабами в традиционном понимании. Царские хемуу охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне.[9] Они составляли основную ма

ru-wiki.ru

Рабство в Древнем Египте и Месопотамии

История древнего Востока – это история древнейших классовых обществ на нашей планете. В Европе лишь цивилизации, возникшие на островах и, полу-островах Эгейского моря, могут быть по древности сравнены с некоторыми относительно более поздними из древневосточных цивилизаций.

Почему же самые древние в мире классовые общества возникли на Востоке?

Любое человеческое общество живет а развивается в конкретных природных условиях и находится с ними во взаимодействии, которое так или иначе проявляет себя на протяжении всей его истории; при этом, чем ниже технический уровень развития общества, тем сильнее влияет на него географическая среда. Раньше перешли от доклассовой структуры общества к классовой те народы, которые жили в условиях,, более благоприятных для развития производительных сил. Под словом "благоприятные" надо в данном случае понимать прежде всего особенности природной среды, способствующие производству не только продукта, необходимого для поддержания жизни всего коллектива, но ж прибавочного продукта, который поступает сначала в распоряжение, а затем и в собственность тех, кто захватывает руководство обществом и его производственной деятельностью.

Прибавочный продукт создает возможность образования общественных классов, противостоящих друг другу в процессе производства и в своем отношения: к собственности на средства производства. Безусловно, создание прибавочного продукта облегчалось там, где почва была мягче, плодородней и в достаточной мере увлажнялась дождями или разливами рек, а климат содействовал минимальный жизненным потребностям (не требовалось, например, тёплой одежды, обуви, топлива и т. п.), где природа (при низкой технической вооруженности общества) щедрее вознаграждала человеческий труд, наконец, где существовала возможность наряду с земледелием развивать скотоводство, продукты которого способствовали быстрейшему и рациональному удовлетворению жизненных потребностей людей, и тем самым увеличивалась возможность создания прибавочного продукта.

Всем вышеперечисленным условиям удовлетворяли многие территории в зоне северных субтропиков Азии и Африки. В частности, население Ближнего Востока, родины многих полезных злаков и диких животных, поддающихся приручению, к концу IV тысячелетия до н. э. имело уже 4-5 тыс. лет земледельческого опыта. Это позволило использовать прибрежные, легкие для обработки наносные земли даже таких рек, как Нил и Евфрат. Именно долимы этих рек и стали древнейшими очагами классовых обществ и цивилизаций. По-видимому, позднее цивилизации возникли также в долинах рек Инда и Хуанхэ.

Разливы рек облегчали организацию искусственного орошения. Создание крупных ирригационных сооружений требовало совместных усилий огромных масс людей, направляемых сильной властью, которую общинные органы управления контролировать уже не могли. Чем важнее становилась эта задача, тем больше отрывалась власть от народа. Накопление богатств по мере развития скотоводческого, земледельческого, ремесленного производства приводило к войнам, а войны - к усилению власти вождя и его вооруженных сил, противостоящих традиционной родоплеменной военной организации. Все эти обстоятельства способствовали тому, что в ряде обществ возникающие государства приобретали форму деспотии. Впервые древневосточная деспотия сложилась в Египте, затем в Месопотамии и других странах. Недеспотические формы государства также были известны древнему Востоку.

Население стран, примыкавших к бассейнам великих рек, хотя и создавало собственные цивилизации, естественно, воспринимало многие черты культуры и даже государственных институтов, созданных жителями долин этих рек.

На древнем Востоке, особенно ни Ближнем Востоке, где своеобразные формы зависимости типа илотии уживались даже со значительным развитием товарного хозяйства в более поздний период рабовладельческого общества. На роль рабства типа плотин на Востоке первым обратил внимание в ряде свои" научных выступлений В. В. Струве, однако он не развил эту теорию в своих печатных работах.

Следует отметить, что подневольные работники типа илотов в обыденной жизни нередко настолько отличались от частных рабов, что многие древние народы терминологически выделяли их из остальных рабов (например, вавилоняне), в то же время другие. (например, греки, хетты) четко включали их в общее понятие "рабы". Однако, как ни важно осмысление какого-либо явления самими древними, для современного историка важнее выявить объективное экономическое содержание данной категории людей. С этой точки зрения рабов типа илотов, лишенных собственности на средства производства и обычно считавшихся собственностью .государства - их господина, следует относить к тому же эксплуатируемому классу, что и частных рабов. При патриархальном рабстве формы рабовладельческой эксплуатации - менее определенны и четки и классовые антагонизмы, обычно не столь остры, как при рабстве классического типа.

Что касается. количества "классических рабов" на древнем Востоке, то "отношении большинства восточных, обществ мы не знаем, сколько было таких рабов и потому не, можем утверждать, что их было обязательно много. Именно это обстоятельство служило одним из аргументов для тех, кто подвергал сомнению рабовладельческий характер древневосточных обществ. Однако рабовладельческие отношения не могли быть всюду, одинаковыми ни по своему характеру; ни по числу эксплуатируемых лиц.

Разные периоды истории в странах Востока нам известны далеко не в равной степени. Имеются довольно продолжительные периоды, об истории которых наши сведения скудны или совсем отсутствуют. Это объясняется состоянием источников и случайностью археологических находок. Например, от времени правления в этой стране XVIII династии дошло множество источников, дающих возможность изложить достаточно подробно историю Египта того времени. Экономическую историю городов Месопотамии начала II тысячелетия до н. э., в которых тексты документов записывали на глиняных плитках, мало поддающихся разрушению, мы знаем довольно хорошо; история Месопотамии последних веков до нашей эры, когда писали на быстро разрушающемся пергамене, нам почти неизвестна. Часто весьма неточны (в особенности для некоторых периодов и стран) наши сведения о древней хронологии, поскольку не существовало постоянных эр, т. е. точек отсчета времени, и нередко появление новых фактов заставляет исследователей полностью пересматривать, казалось бы, давно и точно установленные хронологические даты. Источники, особенно наиболее древние, часто написаны сложными и неоднозначными системами письмен; постоянно продолжающаяся работа над текстами нередко приводит к необходимости давать новые переводы источников, пересматривать ставшие привычными формы чтения имен собственных и названий городов и стран.

Изучение истории древнего Востока имеет не только академический интерес. Поскольку в ведущих странах древнего Востока процесс возникновения общественных институтов, характерных для классового общества, происходил ранее всего и, стало быть, без какого-либо взаимодействия с уже сложившимися до того цивилизациями, постольку он происходил здесь в наиболее чистом виде. Потому при изучении его мы сталкивались с вопросами, имеющими важнейшее общетеоретическое и практическое значение: здесь рассматриваются проблемы особенностей исторического развития народов Востока, появления имущественного и общественного неравенства, возникновения классов, государства, моногамной семьи, зарождения современных религий, этнических общностей, важнейших достижений культуры. То или иное решение любого из этих вопросов имеет отнюдь не отвлеченный характер: прямо или косвенно оно всегда связано с идеологией современных классов в странах Азии и Африки и политическими платформами их партий. Вокруг многих из этих вопросов вдет острая идеологическая борьба.

1. Источники и характер рабства в Египте

1.1 Раннее царство 3000 г. до н. э. Предпосылки рабства.

По материальным памятникам можно было установить уровень развития производительных сил, особенности изобразительного искусства и отчасти зодчества, а также многие стороны тогдашнего быта. Но стоило обратиться к письменным источникам, как начинались трудности. И не потому, что письменных источников было мало. Нет, их было порядочно, но они были очень краткие и часто маловразумительные из-за непривычной древности начертаний, правописания и словаря. Подавляющее большинство письменных памятников представляло собой откатки печатей, так называемых цилиндров, на глинистом иле, которым залепляли горлышки у сосудов с припасами. Самих печатей сохранилось много меньше. В значительном количестве дошли ярлыки из дерева и слоновой кости, прикреплявшиеся к тем или иным припасам, а также надписи на посуде. Надписей на зданиях и изваяниях дошло немного. Больше сохранилось приписок к изображениям и именных надгробий. Разумеется, при таком составе и при таких качествах вклад письменных источников в дело изучения Раннего царства, сколь бы важен он ни был, оставался все же ограниченным.

Рассмотрим, как развилась цивилизация в Египте во времена I-II династий. Все говорит о большом и давнем опыте в изготовлении и употреблении орудий из меди. Правда, то была медь в природном виде, не искусственный сплав ее с оловом, т. е. еще не бронза. Но и такое широкое применение кованых орудий означало наступление новой эпохи кузнечного ремесла. Насколько современники II династии привыкли изготовлять орудия из меди, свидетельствует тот факт, что целые наборы их хрупких подобий - тоненькие ножи, резцы, тесла, топоры - изготовлялись для умерших именно из нее. Времени той же династии принадлежит каменная плита зажиточного плотника Уабхнему из его гробницы неподалеку от Белых Стен. Судя по надписи на плите, плотник желал иметь и на том свете медную пилу и по медному же резцу двух разных типов. Впрочем, ковали орудия при II династии подчас довольно-таки первобытным способом.

mirznanii.com

Реферат Рабство в Древнем Египте

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Общие характеристики
  • 2 Предыстория вопроса
  • 3 Династический период
  • 4 Эллинистический и римский периоды
  • 5 Египетское рабство в Библии
  • Примечания

Введение

Рабство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы прослойки патриархальных рабов.

1. Общие характеристики

Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем.[1]

В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский,[2] указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве.[3][4][5][2] Однако после того как в 1938 году рабовладельческая формация Древнего Египта была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б) альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется.[2]

Фигурка (ушебти) раба из гробницы периода Старого царства, Музей изобразительных искусств, Будапешт

2. Предыстория вопроса

Еще в XIV веке в исторической науке начало складываться и к концу XVII веке окончательно утвердилось деление истории цивилизованного общества на три основные эпохи: древнюю (античную), средневековую и новую. Античность рассматривалась как состоящая из двух эпох: древневосточной и классической античности.[6]

В XIX веке также оформляются две основные исторические концепции: поступательного стадиального развития (К. Маркс, Ф. Энгельс) и циклического развития (Э. Мейер).[6][7] Согласно первой теории все цивилизации последовательно проходили стадии от рабовладения до капитализма. Сторонники второй теории считали что Древние общества уже проходили в своем развитии все основные формации, причем, феодализм предшествовал рабовладению.[6]

3. Династический период

Одним из источников рабства была война. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».

Раннее царство вело войны и подавляло восстания внутри страны. Тема связанных пленников часто встречается в изобразительном искусстве того времени.[8] Но прямого ответа на вопрос об использовании пленных египетские источники не дают.[8] Фараон Хор Сом хвалился добычей из «быков 400 000, мелкого скота 1 422 000, пленников 120 000». Превращение такого количества людей в рабов на самой заре фараоновского царства маловероятно. Даже при учете завышения цифр, скорее всего имелось в виду переселение.[8]

В. В. Струве считал, что основную строительную работу и работу по поддержанию ирригационных систем в Древнем царстве производили рабы.[9] Однако он предлагает отличать древневосточных рабов от античных, поскольку большая территориальная община владела рабами коллективно.[7] По мнению доктора исторических наук И. М. Дьяконова, не известно ни одного достоверного случая применения рабского труда вне домашнего хозяйства в период Старого царства. Ведущим сектором в экономике Старого царства было «вельможеское хозяйство». Непосредственные производители материальных благ, работавшие на вельможу, как отмечает Дьяконов, в основной своей массе, не были рабами. На вельможу работало коренное население страны, и обращались с этими людьми не как с рабами. Однако вельможеское хозяйство имело много общего с рабовладельческим производством, поскольку непосредственные производители работали в принудительном порядке и с помощью хозяйского инвентаря.[8]

В эпоху Среднего царства кроме рабов как таковых («баку»), игравших второстепенную роль в производстве,[3] в государстве существовали «царские хемуу»[10] (обычно переводится как «рабы», «слуги»[11]), рабочие,[3] но они не были рабами в традиционном понимании. Царские хемуу охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне.[10] Они составляли основную массу трудящегося населения[3][10] и являлись «рабами» или «слугами» не своего непосредственного господина, а царя.[10] По достижении определенного возраста, хемуу распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали в царских и храмовых хозяйствах, но и частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа.[3]

В период Нового царства из-за наличия сильной армии количество рабов в Египте увеличилось.[8][5] Рабовладельческие отношения проникли почти во все слои египетского общества. Рабами могли владеть даже люди скромного общественного положения: пастухи, ремесленники, торговцы.[8] Несомненно, мелкие рабовладельцы использовали своих невольников не только для личных услуг, но и как непосредственных производителей.[8] Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства, предусматривавшего интеграцию раба в общину.[8]

Меньше информации об использовании иноземных рабов в государственном и царском хозяйствах. На изображении времени Тутмоса III показано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены под надзором надсмотрщиков, вооруженных палками. Вещественным доказательством зверского обращения с подневольной рабочей силой может служить тяжелое кнутовище, найденное возле поминального храма фараона-женщины Хатшепсут.[8] В то же время рядового землепашца-египтянина от посаженного на землю раба отличала только относительная свобода, то, что он не был «вещью» хозяина.[8]

4. Эллинистический и римский периоды

Чернокожий раб. Эллинистический Египет, I в. до н. э., бронза, Лувр, Париж

Для Египта эллинистической эпохи, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр.

Число рабов и их роль в производстве возросли, рабский труд применялся в поместьях, возникших на царских землях и землях клерухов, и в ремесленных мастерских. А. Б. Ранович и В. В. Струве считают, что в эллинистическом Египте рабство являлось преобладающим элементом производительных сил. По мнению К. К. Зельина, для подобных выводов нет достаточных оснований, и античные формы рабства развивались главным образом в полисах и крупных землевладениях, он указывает, что «рабский труд в области сельского хозяйства применялся в Египте прежде всего крупными землевладельцами».[12]

Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II—I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве.[12]

Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов — храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов — осужденные за преступления, военнопленные.[12]

А. Б. Ранович считает, что в Римский период больше всего рабство получило распространение в Александрии Египетской, которая была типичным для рабовладельческого общества крупным центром. Рабство занимало здесь не меньше места, чем в Эфесе и Риме. Но Ранович замечает, что делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению затруднительно.[13]

5. Египетское рабство в Библии

В Библии ярко обрисовано тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей:[1]

И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

(Исх.1:8-14)

И. М. Дьяконов в своей книге «История Древнего Востока» (1988) замечает, что археологические находки, подтверждающие рабство израильтян в Египте и их уход оттуда, пока не обнаружены.[8]

Примечания

  1. ↑ 12Рабство - ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Рабство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ 123Неронова В. Д. Проблема формационной принадлежности древнего мира в советской историографии - ancientrome.ru/publik/neronova/ner01.htm.
  3. ↑ 12345Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. — Москва: КомКнига, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-484-00573-4
  4. Семенов Ю. И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность - scepsis.ru/library/id_120.html.
  5. ↑ 12Валерия Хачатурян. Рабы или «царские люди»? - his.1september.ru/articlef.php?ID=200303309.
  6. ↑ 123Семенов Ю. И. Эдуард Мейер и его труды по методологии и теории истории - scepsis.ru/library/id_161.html.
  7. ↑ 12Струве В. В. История Древнего Востока. Краткий курс. — Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. — 129 с.
  8. ↑ 1234567891011Дьяконов И. М. История Древнего Востока. Часть 2. Передняя Азия. Египет. — Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
  9. Струве В. В. История Древнего Востока. — Москва: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941.
  10. ↑ 1234Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. — Москва: Наука, 1972. — 368 с.
  11. Слово *ḥamw в общеафразийском праязыке означало «свойственник», «непрямой родственник» (Дьяконов И. М. «Пути Истории»)
  12. ↑ 123Кузнецов Д. В. Эллинистический Египет: основные тенденции развития в конце IV – второй трети I вв. до н.э.: Учебное пособие. — Благовещенск: БГПУ, 2005. — 196 с. — ISBN 5-8331-0084-4
  13. Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. — Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1949. — 273 с.

wreferat.baza-referat.ru

Рабство в Древнем Египте - Википедия

Рабство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из себя прослойку патриархальных рабов.

Общие характеристики[ | ]

Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем[1].

В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский,[2] указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве[2][3][4][5]. Однако после того, как в 1938 году рабовладельческая формация была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б), альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется.[2]

Династический период[ | ]

Одним из источников рабства была война. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».

Раннее царство вело войны и подавляло восстания внутри страны. Тема связанных пленников часто встречается в изобразительном искусстве того времени.[6] Но прямого ответа на вопрос об использовании пленных египетские источники не дают.[6] Фараон Нармер хвалился добычей из «быков 400 000, мелкого скота 1 422 000, пленников 120 000». Превращение такого количества людей в рабов на самой заре фараоновского царства маловероятно. Даже при учёте завышения цифр, скорее всего имелось в виду переселение.[6]

В. В. Струве считал, что основную строительную работу и работу по поддержанию ирригационных систем в Древнем царстве производили рабы[7]. Однако он предлагает отличать древневосточных рабов от античных, поскольку большая территориальная община владела рабами коллективно[8]. По мнению доктора исторических наук И. М. Дьяконова, неизвестно ни одного достоверного случая применения рабского труда вне домашнего хозяйства в период Древнего царства. Ведущим сектором в египетской экономике того периода было «вельможеское хозяйство». Непосредственные производители материальных благ, работавшие на вельможу, как отмечает Дьяконов, в основной своей массе, не были рабами. На вельможу работало коренное население страны, и обращались с этими людьми не как с рабами. Однако вельможеское хозяйство имело много общего с рабовладельческим производством, поскольку непосредственные производители работали в принудительном порядке и с помощью хозяйского инвентаря[6].

В эпоху Среднего царства кроме рабов как таковых («баку»), игравших второстепенную роль в производстве,[3] в государстве существовали «царские хемуу»[9] (обычно переводится как «рабы», «слуги»[10]), рабочие,[3] но они не были рабами в традиционном понимании. Царские хемуу охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне.[9] Они составляли основную массу трудящегося населения[3][9] и являлись «рабами» или «слугами» не своего непосредственного господина, а царя.[9] По достижении определенного возраста, хемуу распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали в царских и храмовых хозяйствах, но и частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа.[3]

В период Нового царства из-за наличия сильной армии количество рабов в Египте увеличилось.[5][6] Рабовладельческие отношения проникли почти во все слои египетского общества. Рабами могли владеть даже люди скромного общественного положения: пастухи, ремесленники, торговцы.[6] Несомненно, мелкие рабовладельцы использовали своих невольников не только для личных услуг, но и как непосредственных производителей.[6] Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства, предусматривавшего интеграцию раба в общину.[6]

Меньше информации об использовании иноземных рабов в государственном и царском хозяйствах. На изображении времени Тутмоса III показано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены под надзором надсмотрщиков, вооруженных палками. Вещественным доказательством зверского обращения с подневольной рабочей силой может служить тяжёлое кнутовище, найденное возле поминального храма фараона-женщины Хатшепсут.[6] В то же время рядового землепашца-египтянина от посаженного на землю раба отличала только относительная свобода, то, что он не был «вещью» хозяина.[6]

Эллинистический и римский периоды[ | ]

Для Египта эллинистической эпохи, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр.

Число рабов и их роль в производстве возросли, рабский труд применялся в поместьях, возникших на царских землях и землях клерухов, и в ремесленных мастерских. А. Б. Ранович и В. В. Струве считают, что в эллинистическом Египте рабство являлось преобладающим элементом производительных сил. По мнению К. К. Зельина, для подобных выводов нет достаточных оснований, и античные формы рабства развивались главным образом в полисах и крупных землевладениях, он указывает, что «рабский труд в области сельского хозяйства применялся в Египте прежде всего крупными землевладельцами»[11].

Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской, одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II—I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве.[11]

Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов — храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов — осужденные за преступления, военнопленные.[11]

А. Б. Ранович считает, что в Римский период больше всего рабство получило распространение в Александрии Египетской, которая была типичным для рабовладельческого общества крупным центром. Рабство занимало здесь не меньше места, чем в Эфесе и Риме. Но Ранович замечает, что делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению затруднительно[12].

Египетское рабство в Библии[ | ]

В Библии ярко обрисовано тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей:[1]

« И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. »

И. М. Дьяконов в своей книге «История Древнего Востока» (1988) замечает, что археологические находки, подтверждающие рабство израильтян в Египте и их уход оттуда, пока не обнаружены.[6]

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ 1 2 Рабство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ 1 2 3 Неронова В. Д. Проблема формационной принадлежности древнего мира в советской историографии.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. — Москва: КомКнига, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-484-00573-4.
  4. ↑ Семенов Ю. И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность.
  5. ↑ 1 2 Валерия Хачатурян. Рабы или «царские люди»?.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 История Древнего Востока. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Б. Б. Пиотровский. — Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
  7. ↑ Струве В. В. История Древнего Востока. — Москва: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941.
  8. ↑ Струве В. В. История Древнего Востока. Краткий курс. — Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. — 129 с.
  9. ↑ 1 2 3 4 Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. — Москва: Наука, 1972. — 368 с.
  10. ↑ Слово *ḥamw в общеафразийском праязыке означало «свойственник», «непрямой родственник» (Дьяконов И. М. «Пути Истории»)
  11. ↑ 1 2 3 Кузнецов Д. В. Эллинистический Египет: основные тенденции развития в конце IV – второй трети I вв. до н.э.: Учебное пособие. — Благовещенск: БГПУ, 2005. — 196 с. — ISBN 5-8331-0084-4.
  12. ↑ Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. — Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1949. — 273 с.

Литература[ | ]

История Древнего Востока. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Б. Б. Пиотровский. — Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.

¹ •  •  •  •  •  • Бутан •  •  • ¹ • Египет² •  •  • ³ •  •  •  • ² • 4 •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  •  • Россия4 •  •  •  •  •  •  • 4 •  •  •  •

Зависимые территории

¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы. ² Также в Африке. ³ Также в Океании. 4 Также в Европе.

encyclopaedia.bid


Смотрите также