Древние предки человека. Урок-экспедиция по природоведению "Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека" 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация, доклад «Происхождение человека. Древние предки человека». Древние предки человека


Предки человека

Эволюция от нашего ближайшего предка не-человека до современного человека прошла через большое количество переходов. Некоторые из этих переходов точно подтверждены научным сообществом, в то время как другие окутаны темнотой недопонимания. Ниже представлены десять видов, которые добавили больше всего качеств в родословную человека, некоторые добавления кажутся довольно простыми, начиная от ходьбы на двух ногах и пережевывания пищи по-другому до овладения огнём и главенства над всеми другими видами животных на Земле.

10. Сахелантроп (Sahelanthropus tchadensis)Жил 6-7 миллионов лет назад1363851051_predki-evolyucii-chelovekaНачало отделения линии человека от приматов фактически начинается с отделения от шимпанзе, наших ближайших не-гоминини родственников. Это ответвление произошло около 5,4 миллионов лет назад, и многие ученые считают, что сахелантроп является звеном именно этого переходного периода. Искаженный череп был найден в пустыне Джураб (Djurab) в Чаде, в 2001 году и его возраст по оценкам учёных составил примерно 6-7 миллионов лет. Исходя из того как череп прикреплялся к скелету был сделан вывод, что сахелантроп был двуногим, и возможно это было знаком того, что они оставили деревья и начали ходить в вертикальном положении. Споры начались, когда принимая во внимание размеры черепной коробки, учёные определили, что объём мозга сахелантропов составлял лишь около 350 кубических сантиметров по сравнению с шимпанзе, мозг которых обладает объёмом в 390 кубических сантиметров. Кроме того, ученые утверждают, что череп был настолько фрагментирован и искажён, что он не мог принадлежать к гоминини (этот вид ближе к людям, чем к шимпанзе), но, возможно, именно от сахелантропов пошли шимпанзе или гориллы (раскол произошёл порядка 6,4 миллионов лет назад).

9. Кениантропы (Kenyanthropus platyops)Жили 3,5 миллионов лет назад1363851082_predki-evolyucii-cheloveka-1

Останки кениантропов, найденные в 1999 году на озере Туркана (Turkana) в Кении, изменили представление палеоантропологов о родовом дереве человека. Учёные определили, что возраст черепа составлял 3,5 миллиона лет и объём мозга кениантропа равнялся 400 кубических сантиметров, что чуть больше чем мозг шимпанзе, но в три раза меньше объёма мозга современного человека (он равен 1200 кубическим сантиметрам). Одно из самых значительных изменений крылось в названии этого вида. «Platyops» означает плосколицый, небольшое морфологическое изменение, указывающее на изменение в движении челюсти. Это означает, что кениантропы заняли другую экологическую нишу. Размер больших коренных зубов указывал на то, что этот вид пережёвывал пищу, а в совокупности с тем, что их челюсти работали по-другому, это означало, что кениантропы адаптировались к тем изменениям в окружающей среде, с которыми они сталкивались. Однако по поводу этот вида опять-таки возникли споры, так как некоторые учёные утверждали, что кениантропы не должны были быть выделены в отдельный вид, и что на самом деле они относятся к австралопитекам.

8. Австралопитек афарский (Australopithecus afarensis)Жил 3,0-3,9 миллионов лет назадreconstr_2

В 1974 году в деревне Хадар (Hadar), в Эфиопии, исследователи обнаружили около 40 процентов скелета, который впоследствии стал известен как «Люси». Люси была невероятной находкой, потому что в её скелете было очень много костей для изучения, в то время как обычно учёные находили только череп и фрагменты костей. Исследование скелета показало, что Люси весила примерно 29 килограмм, а её рост был равен 113 сантиметрам, а также то, что она была прямоходящей. Учёные определили это исходя из того, что кости её таза напоминают кости таза современного человека, и строение голеней/бёдер говорило о способности к прямохождению. Выше талии Люси выглядела и вела себя как обезьяна, обладая 440 кубическими сантиметрами мозга и длинными руками, но от талии вниз она была человеком. Это говорило о том, что дневное время Люси проводила на земле, а ночью забиралась спать на деревья.

Ещё одной находкой была Селам (Selam) или «Дитя Люси» — череп и фрагменты скелета трёхлетней девочки, возраст которых достигал 3,3 миллионов лет. Череп вмещал мозг объёмом 330 кубических сантиметров, что говорило о том, что общий объём взрослого представителя этого вида составлял 440 кубических сантиметров. Одним из самых больших различий между людьми и другими млекопитающими является наш невероятно большой размер мозга по отношению к размеру нашего тела. Когда рождается человеческий ребёнок он полностью зависит от матери, единственное на что он способен это сосать и хвататься. Для того, чтобы мозг человека полностью сформировался, требуется порядка 25 лет, в то время как мозг шимпанзе полностью формируется уже к трём годам. Это может быть связано с тем, что из-за появления прямохождения появилась необходимость в изучении и адаптации к новой информации, а также к новому образу жизни, который появился вместе с этой способностью.

Ещё одним интересным различием между шимпанзе и человеком является наличие у шимпанзе полулунной борозды. Она отделяет затылочную долю (отвечающую за зрение) от остальной части мозга. У современных людей этой борозды нет, в то же время у людей большой неокортекс головного мозга больше чем затылочная доля. Как оказалось, мозг Селам двигался в этом же направлении. Когда был сделан гипсовый слепок черепа, учёные обнаружили, что полулунная борозда в мозге Селами отодвигалась назад, уменьшая её затылочную долю и расширяя кору головного мозга. Это говорит о том, что Селам, возможно, обладала бы более развитыми навыками рассуждения, а также большим контролем двигательных функций.

7. Парантроп Бойса (Paranthropus boisei)Жил 1,4- 2,3 миллионов лет назадoРод парантропов обладал довольно небольшой черепной коробкой и объём мозга составлял примерно 500-550 кубических сантиметров, или 44 процента от объёма мозга современного человека. Они были двуногими и примерно такого же размера, как и австралопитеки, но эти ребята отличались от австралопитеков своим лицом и ртом. У них были очень большие лица со значительным сужением черепа над линией бровей. У парантропа Бойса, также известного как «Щелкунчик», зубы были в четыре раза больше зубов современного человека с непомерно толстым слоем эмали, который был в разы больше чем слой эмали на зубах всех остальных гоминидов, из когда-либо найденных. Такие зубы позволяли парантропу Бойса питаться твёрдыми и жёсткими видами пищи, такими как орехи, семена и клубнеплоды. Исследователи полагают, что способность употреблять в пищу клубни помогала парантропу Бойса удовлетворять потребность более развитого мозга в калориях.

6. Человек умелый (Homo habilis)Жил 1,6-2,5 миллионов лет назад1363851134_predki-evolyucii-cheloveka-4Первый представитель нашего вида, Homo habilis, был первым из наших предков, кто использовал камни в качестве орудий труда, что и послужило основанием для его названия «Человеком умелым». Они начали разбивать трубчатые кости животных, чтобы добраться до костного мозга, чтобы разнообразить свою диету, состоявшую из разнообразных видов мяса. Их большие пальцы были шире, чем раньше, что придало им ловкости присущей современным людям, и возможно, помогло овладеть мастерством изготовления каменных орудий. Рост представителей этого вида варьировал от 91 до 120 сантиметров, их нос был больше похож на нос современного человека, чем на рыло, а более высокий лоб отличал их от скошенных лбов австралопитеков и парантропов, которые существовали до них. Объём их мозга составлял примерно 510 кубических сантиметров, или 43 процента объёма мозга современного человека, причём из-за увеличения лобной доли головного мозга у них стала более развитой область, отвечающая за рациональное мышление и решение задач.

Возможно, Человек умелый настолько преуспел из-за изменений климата, которые происходили быстрыми темпами. Всего за тысячу лет большие озёра пересыхали и становились пустынями, а затем опять становились озёрами. Считается, что именно это ускорило развитие мозга, потому что для того, чтобы выжить, гоминидам нужно было адаптироваться к этим изменениям.

5. Человек работающий (Homo ergaster)Жил 1,5-1,8 миллионов лет назадSЧеловек работающий обладал значительно увеличившимся объёмом мозга, 850 кубическими сантиметрами, что составляет 71 процент объёма мозга современного человека. Возможно именно они были первыми, кто использовал огонь. У этого вида было множество каменных орудий, которые были более сложными и становились всё более уникальными. У этого вида были более маленькие плоские лица, а их зубы и челюсти также стали намного меньше, чем были у их предшественников. Самцы и самки не так сильно отличались друг от друга телосложением, как в предыдущих видах, у них был менее выражен половой диморфизм, чего не наблюдалось у всех остальных видов, существовавших до них. Существуют также свидетельства ранней формы языкового общения и общения посредством символов.

4. Человек прямоходящий (Homo erectus)Жил 0,4- 1,8 миллионов лет назад1363851092_predki-evolyucii-cheloveka-6В 1984 году в районе озера Туркана в Кении, Ричард Лики (Richard Leakey) наткнулся на скелет, принадлежавший 8-11 летнему мальчику. Возраст скелета составлял 1,6 миллионов лет. Рост мальчика составлял 162 сантиметра, у него были широкие бёдра и длинные, тонкие руки. Он относился к виду человека прямоходящего, которого характеризируют умением изготовлять орудия труда, разводить огонь и проживать в небольших группах. Жизнь в группе является важным проявлением из-за того, что она включает в себя ранние задатки социального общения. Существует спорное доказательство того, что между приготовлением пищи на огне, а также разведением его и жизнью в группах просматривается прямая связь. Человек прямоходящий жил исключительно на земле, поэтому он нуждался в постоянном поддержании огня для того, чтобы отгонять хищников. С необходимостью в защите от хищников пришла необходимость надеяться друг на друга. Поэтому те, кто мог хорошо защищать других, получали преимущества. Некоторые утверждают, что именно поэтому за человеческими младенцами могут легко ухаживать многочисленные воспитатели, так как наши предки по очереди выращивали молодняк, живя в племени. Этот процесс также привил умение различать «хороших» людей и «плохих». Одним из наиболее убедительных доказательств жизни в группе стал мужской череп человека прямоходящего, у которого от старости выпали зубы. Так как он не мог жевать свою пищу самостоятельно, исследователи предположили, что его кормили другие или, возможно, другие разжевывали пищу для него. Это показывает заботу о других и является переходом мышления от заботы лишь о самосохранении, к заботе о благосостоянии всей группы.

Объём мозга Турканского мальчика составлял 900 кубических сантиметров, что больше объёма мозга шимпанзе в два раза и что составляет 75 процентов от объёма мозга современного человека. Существуют также доказательства, подтверждающие то, что у Турканского мальчика был полностью развит Центр Брока, присутствующий у современных людей, который отвечает за память, исполнительные функции и моторную организацию речи. У человека прямоходящего был резкий скачок объема мозга и возможности, которые возможно появились в результате этого скачка, включали в себя увеличение интеллекта и, возможно, использование речи. Проблема обладания большим объёмом мозга заключается в том, что на поддержание его работы требуется много энергии, к счастью, человек прямоходящий нашёл выход из положения. Бегать на двух ногах гораздо эффективнее, чем бегать на четырёх. Кроме того, помимо этой возможности у них было меньше волос на теле, чем у их предшественников, что позволяло им потеть. Два этих преимущества помогали прямоходящему человеку эффективно охотиться на добычу, передвигавшуюся на четырёх лапах. В ходе погони животное, которое не могло потеть, быстро выдыхалось, а прямоходящий человек, организм которого охлаждался посредством пота, был более выносливым. Это значительно увеличило способность человека прямоходящего охотиться, что обеспечивало его мясом, содержавшим жиры и белки для удовлетворения потребности в калориях, необходимых для нормальной работы его мозга.

3. Гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis)Жил 0,2- 0,6 миллиона лет назад1363851063_predki-evolyucii-cheloveka-7

Религия — это та черта, которой люди располагали в течение всей своей цивилизации, однако цивилизация образовалась лишь 10 000 лет назад. Существуют доказательства, указывающие на то, что гейдельбергские люди вместе хоронили своих умерших в ходе своего рода церемонии. На севере Испании, в глубокой пещере под названием «Яма Костей» (Pit of Bones) было найдено много останков скелетов, и это указывает на то, что гейдельбергские люди бросали умерших людей в яму в ходе какого-то ритуала. Учёные также нашли розовый кварцевый ручной топор, который был захоронен вместе с умершими, что указывает на веру людей в жизнь после смерти, а также на совершение подношений богам.

Существуют доказательства, указывающие на то, что объём мозга гейдельбергских людей составлял 1100-1400 кубических сантиметров, что больше объёма мозга современного человека. Учёные считают, что гейдельбергский человек был способен планировать, обладал навыками символического поведения и был первым из всех видов, который строил основательные убежища. Некоторые учёные полагают, что именно от этого кочующего вида произошли как неандертальцы, так и современные люди. Примерно 300 000 – 400 000 лет назад Гейдельбергский человек перекочевал из Африки в ту область, где сейчас находится современная Европа. Перекочевавшие предки стали неандертальцами, а те, кто остался в Африке стали людьми разумными.

2. Неандерталец (Homo neanderthalensis)Жил 30- 300 тысяч лет назад00neanderthalervrouw4Если и был какой-либо вид гоминидов, который был способен запугать современного человека, то этим видом был неандерталец. Объём мозга представителей этого вида был немного больше, чем объём мозга человека разумного, у них были более коренастые тела и их диета, в основном, состояла из мяса. Центр Брока в их мозгу был полностью человеческим, что является доказательством того, что они могли разговаривать. Теменная и височная доли их мозга были меньше, что является свидетельством того, что у них были менее развиты способности рационально мыслить, запоминать события и их навыки обращения с различными предметами были меньше развиты, чем у человека разумного.

У неандертальцев были только несколько простых инструментов, таких как тяжелые копья или ножи, чтобы убивать добычу. Это означало, что они должны были близко приближаться к добыче для того, чтобы убить её, в результате чего их продолжительность жизни была недолгой и многие из найденных скелетов были с переломами и трещинами костей. Их диета практически полностью состояла их тяжёлого мяса, и учёные не обнаружили практически никаких свидетельств о потреблении ими каких-либо овощей. Во всех местах, где были найдены останки неандертальцев, диета была одинаковой, что свидетельствовало о низкой приспособляемости к своей среде обитания. Возможной причиной вымирания этого вида являются изменения климата, которые происходили на территории современной Европы около 30 000 лет назад. Кроме того, учитывая их плохую способность к адаптации, люди разумные могли вытеснить неандертальцев в те области, где природные условия были особо сложными для жизни.

1. Человек разумный (Homo sapiens)Живёт с 200 тысяч лет назад до настоящего момента1363851079_predki-evolyucii-cheloveka-9

Наконец-то мы достигли вершины эволюции человека, характеризующейся высокой способностью к адаптации, изготовлением сложных инструментов, и освоением огня. Сложно оглядываться назад и думать, что по некоторым признакам мы едва не вымерли. Около 140000 лет назад Африка пережила мега-засуху, которая сделала большинство тропических районов непригодными для жизни. Это вынудило человека разумного перекочевать к побережьям Африки и по некоторым данным, популяция человека разумного сократилась до 600 индивидуумов, способных к размножению. Именно тут и пригодилась самая великая и ценная способность человека – способность к адаптации. Человек разумный начал добывать пропитание в море, кушать ягоды, охотиться на лугах и жить неподалёку от пещер. Технология начала развиваться, и у человека появились разнообразные инструменты, закаленные в огне и предназначенные для выполнения конкретных функций. Люди начали заботиться о своём внешнем виде, как указывают на то найденные ракушки с отверстиями для ожерелий, а также начали разрисовывать свои тела.

Разумные люди начали перекочёвывать в Европу, где они и могли повстречать неандертальцев. У человека разумного было много преимуществ, так как более худощавым телам представителей этого вида, требовалось меньше калорий для выживания, чем неандертальцам. Кроме того, люди разработали кинетическое оружие, что позволило им более безопасно и эффективно охотится. Адаптация расширила их экологическую нишу, а наличие культуры позволило человеку разумному передавать полезные навыки из поколения в поколение.

источник

inima.org

Развитие предков человека

История приматов — убедительнейший пример эволюции. Развитие предков человека приходится искать и находить за 60 миллио­нов лет, среди тех небольших беззащитных млекопитающих насекомоядных зверьков, которые, спасаясь от своих многочислен­ных врагов, переходили от наземного к древесному образу жизни.

В результате беспощадного естественного отбора у этих животных за время долгого перемещения по ветвям развивалась исключительная ловкость: пятипалые лапы с когтями превратились хватательные и постепенно передние конечности древних обезьян совершенствовались в чудесный орган — руку.

Первые приматы

Первые приматы были небольшими животными, имевшими много признаков, сближавших их с другими отрядами млекопи­тающих, особенно с насекомоядными.

Лемуры

Из современных прима­тов ближе других к ним стоят лемуры, или полуобезьяны, живущие в Африке на острове Мадагаскар.

В переводе с латинского «лемурес» — призраки, души умер­ших предков. В этом названии животных заложена та мысль, что лемуры — большеглазые сумеречные или ночные живот­ные — кажутся людям призраками далеких пред­ков.

Древний лемурБольшеглазый лемур дальний предок человека

Древние лемуры и близкие к ним низшие приматы дали на­чало первым обезьянам Старого и Нового Света.

Парапитек

В нижнетретичное время появляется крохотная примитивная узконосая обезьяна — парапитек, величиной с кошку («пара» в переводе с древнегреческого — возле, а «питекос» — обезьяна, следовательно, парапитек — это «почти обезьяна»).

Развитие предков человекаДревний парапитек

Проплиопитек

Несколько позже появляется более крупная форма — проплиопитек (общий предок человекообразных обезьян и человека) — «гораздо больше обезьяна» (от греческого слова: «проплейон» — гораздо больше).

От этих предков с четырьмя хватательными конечностями произошли, с одной стороны, предки современных низших и азиатских выс­ших обезьян — орангутанги, гиббоны, а с другой — дриопитеки.

Дриопитек

Древней более крупной человекообразной обезьяной являет­ся дриопитек. В переводе с древнегреческого «древесная обезь­яна» (от слова «дрис» — древо, дуб).

Древний дриопитекДревний дриопитек

От дриопитеков ведут свое происхождение африканские крупные высшие, или человекообразные, обезьяны (шимпанзе и горилла) и древнейшие люди, или обезьянолюди.

Австралопитек

В конце неогена, (подробнее: Геологический век Земли) появляется австралопитек, иначе «южная обезьяна» (от латинского слова «аустралис»— южный).

Древний австралопитекДревний австралопитек

Назва­ние дано по месту находки в Южной Африке. Австралопитек — представитель группы наземных двуногих высокоразвитых че­ловекообразных обезьян.

Питекантроп

Значительно ближе к человеку стоит питекантроп, иначе — «обезьяночеловек» («антроп» происходит от греческого слова «антропос» — человек). По строению тела это древнейшая переходная форма от обезьяны к человеку, (подробнее: Ископаемые люди). Место находки остатков питекантропа — остров Ява. Время появления питекантро­па — около миллиона лет тому назад, т. е. до ледниковой эпохи.

По всей вероятности, питекантроп уже пользовался дубиной или камнем во время охоты, но вряд ли ему было знакомо упо­требление огня. Судя по крупным размерам головного мозга (около 1000 кубических сантиметров), можно предположить, что питекантроп умел уже изготовлять из камня примитивные орудия — рубила. Многие ученые считают его  за древнейшего че­ловека на земле.

Питекантроп и синантропПитекантроп и синантроп — древнейшие люди на Земле

Синан­троп

Дальнейшую ступень развития человека представляет синан­троп, иначе — древнейший китайский человек (от слова «Сина» — Китай). Череп и кости скелетов синантропов были найдены вместе с очень грубы­ми каменными орудиями при раскопках пещеры близ Пеки­на.

Обнаруженные при этом слои пепла и обожженные кос­ти синантропов, а также жи­вотных, служивших им пищей, свидетельствуют о том, что синантроп уже пользовался огнем. Таким образом, синантропы — люди, жившие свыше 500 тысяч лет тому на­зад. Как и у питекантропов, у них отсутствовал подбородоч­ный выступ.

Неандертальский   человек

Следующую ступень развития представляют уже ископаемые люди неандертальского типа — ближайшие предки современного человека.

Ближайший,  предок   людей современного   типа — неандертальский   человек.    Название  его идет от долины Неандерталь (в Германии). Здесь в самом устье реки Дюссель  (близ города Дюссельдорф)  в 1856 г. была сде­лана первая находка.

Неандертальский человек был невысокого роста (около 160 сантиметров у мужчин), с сильно покатым лбом, выдаю­щимся надглазным костным ва­ликом и заметно развитым но­сом. Подбородочного выступа у него тоже не было. Лицевая часть черепа, по сравнению с мозговой, была велика, но не сильно выступала вперед. За­тылок, наоборот, сильно отсту­пал назад, так как для поддер­жания в равновесии тяжелой мозговой коробки и массивной лицевой части головы нужна была мощная шейная мускула­тура.

Древний неандерталецНеандертальский человек

Своей неуклюжей поход­кой неандертальский человек    напоминал обезьяну. Ноги у него были   несколько   согнуты в коленях.    Неандертальский   человек   знал   употребление   огня, варил пищу и умел выделывать орудия из камня.

Кро­маньонский человек

Значительно ближе к современному человеку стоял кро­маньонский человек, названный так по месту находки скелетов в пещере Кро-Маньон во Франции (в департаменте Дордонь). Это были высокие, статные люди (170—180 сантиметров у муж­чин).   Тип   черепа   у   кроманьонца   был   вполне   европейский.

Древний кроманьонецКроманьонский человек

Судя по находкам черепов и костей в других странах, на протя­жении последних 100 тысяч лет произошло все разнообразие групп человека с различными оттенками цвета ко­жи, волос и радужки глаз, а также некоторыми другими внеш­ними особенностями, главным образом в форме мягких частей лица — глазного века, носа, губ.

Современные люди

Среди современных людей, заселяющих земной шар, разли­чаются три основные расы: европейско-азиатская (иначе евро­пеоиды), азиатско-американская (монголоиды) и экваториальная (австрало-негроиды). Человечество, а следовательно, и формирование рас на Земле произошли от одного вида древних двуногих высокоразви­тых человекообразных обезьян. По своему происхождению все люди, все расы   биологически   равноценны.    Нелепо   говорить о «полноценных» и «неполноценных» расах, о расах господ и рабов,   как  это  проповедовал  фашизм, (подробне: Статья о расизме).

Влияние труда на развитие предков человека

Последовательные  находки   ряда  переходных   форм  убеди­тельно говорят о том, как развитие предков человека привело к возникновению человека современного из животного мира, как развивались его качественно иные свойства, опре­деляемые новым видом деятельности — трудом, (подробнее: Как труд создал человека).

В трудовом процессе на продолжении многих десятков и со­тен тысячелетий изменялся и совершенствовался весь организм предка человека. Это сказалось не только на развитии руки и ноги, но также на прямохождении, способности к бегу и сохра­нении   равновесия  тела.

Камень, палка и другие орудия, словно удлинив руки чело­века, приблизили к нему добычу. Обильная мясная пища спо­собствовала не только общему укреплению организма, но и совершенствованию нервной ткани.

Открытие огня — следующая ступень развития человека. Пользование огнем оказалось очень благоприятным для челове­ка, изменив к лучшему образ его жизни и способ питания. Че­люстям уже не требовалась такая нагрузка, как раньше, не было уже необходимости так сильно перетирать грубую пищу,— ниж­няя челюсть становится короче и легче, лицевой отдел уменьшается, надглазничный валик ослабевает, кости черепа стано­вятся тоньше, (подробнее: Как появился человек).

Увеличение размера мозга тоже не могло не сказаться на изменении формы головы и верхней части лица человека. Осо­бенно сильное развитие испытал головной мозг, (подробнее: Эволюция предков человека). При коллек­тивной охоте, а также во время изготовления все новых орудий требовалось согласование действий между участниками. У них при этом появлялась и потребность что-то сказать друг другу. Трудовая деятельность способствовала развитию языка.

Труд первобытных людейТрудовая деятельность способствовала развитию первобытных людей

Сна­чала труд, а затем и рядом с ним членораздельная речь явились главными причинами, под влиянием которых мозг обезьяны, ближайшего родственника человека, по­степенно превратился в человеческий мозг.

Мысль и слово, труд и мышление, жизнь в коллективе на­правляли весь дальнейший ход развития человека, помогали ему в борьбе с природой. Постепенно выделялись более высо­кие формы общественного строя. На протяжении многих десят­ков и сотен тысячелетий складывался культурный облик чело­века, пока он не достиг современного состояния, пока не разгадал многие до того непонятные ему тайны природы.

Еще шире открываются пути перед человеком в современную эру. На многих участках человек уже заставил природу служить на благо лю­дям. Когда-то огонь, а ныне мирный атом раскрывает перед человечеством  невиданные  перспективы  власти  над природой.

Расширяется его кругозор, намечаются дальнейшие исследова­ния. Созданием искусственных спутников Земли и космических ракет ученые открывают новую эру межпланетных сообщений. Наступил век компьютеризации и робототехники.

Научное название, которое дано виду человека — гомо сапиенс (в переводе с латинского «гомо» — человек, а «сапиенс» — мудрый), подчеркивает характерные отличия людей от всех животных — способность мыслить, делать правильные вы­воды и обобщения, говорить и передавать другим свой жизнен­ный опыт.

libtime.ru

Урок 1 Происхождение человека Древние предки человека Учитель

Урок 1. «Происхождение человека. Древние предки человека» Учитель географии НРМОУ «Сингапайская СОШ» Захарова Л. Урок 1. «Происхождение человека. Древние предки человека» Учитель географии НРМОУ «Сингапайская СОШ» Захарова Л. А.

Теории происхождения человека Эволюционная теория (научная теория) Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория) Теория творения Теории происхождения человека Эволюционная теория (научная теория) Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория) Теория творения (религиозная концепция)

Теория творения (религиозная концепция) Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. Теория творения (религиозная концепция) Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. Например: • «Первого человека (разумеется мужчину!) создал бог по образу и подобию своему. Увидев, что мужчине одному дискомфортно, тот же бог достал у него ребро и сотворил из этого ребра первую женщину» . • По месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. • Согласно представлениям индуистов, в мире властвовал триумвират — Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству.

Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория) Согласно этой теории, появление людей на Земле так или Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория) Согласно этой теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Эволюционная теория (научная теория) Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, Эволюционная теория (научная теория) Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Дриопитеки Остатки дриопитеков (нижние челюсти, зубы, кости конечностей) найдены в Западной Европе, Восточной Африке Дриопитеки Остатки дриопитеков (нижние челюсти, зубы, кости конечностей) найдены в Западной Европе, Восточной Африке и Южной Азии (Индия). По размерам — от шимпанзе до гориллы. У дриопитеков был относительно крупный головной мозг. Его коренные зубы были более примитивного строения и покрыты очень тонким слоем эмали. Видимо, дриопитеки питались лишь мягкими растительными кормами (например, сочными плодами). Длинные и подвижные кисти рук были приспособлены для висения и раскачивания на ветвях. Вероятно, по земле дриопитеки ДРИОПИТЕ КИ (Dryopithecinae, передвигались на четвереньках, как «древесные обезьяны» ), подсемейство мартышкообразные обезьяны. Большую вымерших человекообразных обезьян. часть жизни они проводили на деревьях, передвигаясь по ним семейными группами.

Австралопитек Австралопите ки (южные обезьяны) — группа ископаемых высших приматов, живших около 4 миллионов Австралопитек Австралопите ки (южные обезьяны) — группа ископаемых высших приматов, живших около 4 миллионов лет назад и вымерли 2, 5 миллиона лет назад. . Кости впервые были обнаружены в пустыне Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной и Центральной Африке. Австралопитеками принято считать всех двуногоходящих обезьян

Австралопитек Образ жизни австралопитеков, видимо, был непохож на известный у современных приматов. Они жили Австралопитек Образ жизни австралопитеков, видимо, был непохож на известный у современных приматов. Они жили в тропических лесах и саваннах, питались преимущественно растениями. Впрочем, поздние австралопитеки охотились на антилоп или отнимали добычу у крупных хищников – львов и гиен. Австралопитеки жили группами в несколько особей и, видимо, постоянно кочевали по просторам Африки в поисках пропитания. Орудия австралопитеки вряд ли умели изготовлять, хотя использовали наверняка. Их руки были весьма похожи на человеческие, но пальцы были сильнее изогнуты и более узкие.

Человек умелый Челове к уме лый (лат. Homo habilis) — высокоразвитый австралопитек или первый Человек умелый Челове к уме лый (лат. Homo habilis) — высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo, появившийся на Земле около 2 млн. лет назад. Обнаружен археологами Лики (Мэри и Джонатаном) в 1960 году и описан в ущелье Олдувай в Танзании. В Олдувайском ущелье они вместе с костями вымершего саблезубого тигра смилодона нашли стопу, пяточную кость, ключицу и обломки черепа нового гоминида. Возможно, он пал жертвой грозного хищника. Череп, как установили потом, принадлежал ребёнку 11 -12 лет. Судя по строению стопы новый гоминид был прямоходящим.

Человек умелый — по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё Человек умелый — по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки неоднократно находили вместе с останками этого существа. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все были кварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его самое близкое за 3 км. А некоторые — за 15 км! Это доказывало, что Человек умелый действительно был человеком. Он заранее подбирал камень для своих орудий. Ни одно из животных не только не подбирает сырьё для своих орудий, но и вообще не додумывается раскалывать камень, чтобы сделать его острым, превратить в орудие. Однако в отличие от более поздних видов homo, небережно относились к изготовленным собой орудиям труда, и после использования попросту выбрасывали его. Учёные провели серию исследований и пришли к выводу, что кисть Человека умелого была способна к труду.

Урок 2. «Древние люди. Жизнь наших предков» Урок 2. «Древние люди. Жизнь наших предков»

Человек прямоходящий Спустя 25 тыс. лет после появления человека умелого на Земле возник новый Человек прямоходящий Спустя 25 тыс. лет после появления человека умелого на Земле возник новый вид — человек прямоходящий, или питекантроп, ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей. Они обладали средним ростом (1, 5— 1, 8 м), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). Благодаря тому, что в то далекое время Африка соединялась с Европой и Азией, питекантропы расселились практически по всему земному шару.

Неандерталец Неандерта лец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) — ископаемый Неандерталец Неандерта лец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) — ископаемый вид человека, обитавших 30— 24 тысячи лет назад. Название происходит от находки черепа, выявленной в 1856 году в ущелье Неандерталь в Германии.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Неандертальцы умели строить жилища. В качестве строительного материала использовались камни и кости убитых на Неандертальцы умели строить жилища. В качестве строительного материала использовались камни и кости убитых на охоте животных, поверх которых клались шкуры. Внутри жилищ или рядом с ними горел огонь, который неандертальцы не только умели поддерживать, но и добывать.

Неандертальцы охотились на живших в то время в Европе северных оленей, мамонтов, шерстистых носорогов Неандертальцы охотились на живших в то время в Европе северных оленей, мамонтов, шерстистых носорогов и пещерных медведей. Одолеть таких крупных животных в одиночку было очень трудно, поэтому на охоту отправлялись большими группами. Обладая развитой речью, неандертальцы умело координировали свои действия.

Неандертальцы Самый ранний известный музыкальный инструмент — костяная флейта с 4 отверстиями — принадлежит Неандертальцы Самый ранний известный музыкальный инструмент — костяная флейта с 4 отверстиями — принадлежит неандертальцам. Неандертальцы умели использовать самодельные инструменты и оружие, но, по-видимому, у них не было никакого метательного оружия — добычу убивали ударом коротких копий, о чём свидетельствуют следы развитых мышц на костях правой руки. Во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в позе эмбриона, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что свидетельствует о вере в загробную жизнь.

Кроманьонцы (фр. Homme de Cro Magnon — кроманьонский человек) ранние представители современного человека в Кроманьонцы (фр. Homme de Cro Magnon — кроманьонский человек) ранние представители современного человека в Европе и отчасти за её пределами, жившие 40— 12 тысяч лет назад. Название происходит от грота Кро Маньон во Франции, где в 1868 году было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита.

Кроманьонцы Рост был около 180 см. Обладал развитой членораздельной речью. Они начали приручать животных Кроманьонцы Рост был около 180 см. Обладал развитой членораздельной речью. Они начали приручать животных и заниматься земледелием. У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта, еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой, надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (колени касались подбородка). В Дольни-Вестонице в Моравии найдена древнейшая в мире печь для обжига керамики, которая использовалась кроманьонцем.

Кроманьонцы Жили общинами по 15— 30 человек и впервые в истории создали поселения. Кроманьонцы Кроманьонцы Жили общинами по 15— 30 человек и впервые в истории создали поселения. Кроманьонцы нередко поселялись в пещерах. Но чаще они строили жилища самостоятельно, используя для этого кости и шкуры убитых на охоте животных.

Кроманьонцы Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким Кроманьонцы Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя. Кроманьонец умел не только гравировать и рисовать на плоскости, но и научился передавать и объёмные изображения. Кроманьонцы были искусными художниками. Стены их пещер покрывали удивительно точные рисунки разнообразных животных и сцен охоты на них.

Кроманьонцы Орудие кроманьонцев Кроманьонцы Орудие кроманьонцев

Человек разумный Челове к разу мный (лат. Homo sapiens) единственный живущий в настоящее время. Человек разумный Челове к разу мный (лат. Homo sapiens) единственный живущий в настоящее время. Неоантропы (др. -греч. νέος — новый и ἄνθρωπος — человек) — обобщённое название людей современного вида (Homo sapiens), ископаемых и ныне живущих. Человеческие расы — это исторически сложившиеся группировки людей внутри вида. Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями — цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.

Расы. Европеоидная. Характерные черты: -узкое лицо -мягкие волосы -цвет кожи на севере светлый на Расы. Европеоидная. Характерные черты: -узкое лицо -мягкие волосы -цвет кожи на севере светлый на юге смуглый -сильно выступающий нос

Расы. Европеоидная. Расы. Европеоидная.

Расы. Негроидная Характерные черты: -темный цвет кожи -курчавые волосы -темные глаза -широкий и плоский Расы. Негроидная Характерные черты: -темный цвет кожи -курчавые волосы -темные глаза -широкий и плоский нос

Расы. Негроидная Расы. Негроидная

Расы. Монголоидная. -плоское, широкое лицо Характерные черты: -прямые волосы -узкие глаза -смуглый цвет кожи Расы. Монголоидная. -плоское, широкое лицо Характерные черты: -прямые волосы -узкие глаза -смуглый цвет кожи

Расы. Монголоидная Расы. Монголоидная

Расы. Австралоидная. - светлая кожа коричневых оттенков, Характерные черты: -крупный нос, - длинные волнистые Расы. Австралоидная. - светлая кожа коричневых оттенков, Характерные черты: -крупный нос, - длинные волнистые волосы, выгорающие как пакля, -массивное надбровье, -мощные челюсти

present5.com

Древнейшие предки человека.. Понятие возраста человека

Похожие главы из других работ:

Биологическая карта мира

2.3 Происхождение человека

Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. Дарвин знал только дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них как о далеких предках человека. В XX веке раскопки позволили обнаружить останки ископаемых обезьян...

Жители Антарктиды

1. Происхождение и предки современных пингвинов

Родиной, как древних, так и современных пингвинов, является только южное полушарие. Ископаемые виды известны, главным образом, из Новой Зеландии, южной части Южной Америки и с отделенного от нее проливом Дрейка Антарктического полуострова...

Информационная система клетки

1.6 Наследственный аппарат клеток человека. Характеристика кариотипа человека. Денверская и Парижская классификация хромосом

Хромосомы подразделяются на аутосомы (соматических клеток) и гетерохромосомы (половых клеток). По предложению Левитского (1924) диплоидный набор соматических хромосом клетки был назван кариотипом. Он характеризуется числом, формой...

Истоки и пути преодоления современного экологического кризиса

2.3 Перспективы человека

Существование человека современного типа составляет примерно 2% всей его предыдущей истории. Поэтому трудно зафиксировать эволюцию, если таковая и происходит. Тем не менее, считается...

История развития антропологии в Украине

2. Теория эволюционного происхождения человека от высокоразвитой ископаемой обезьяны. Книга Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор"

На Земле существуют не менее 2 млн. видов животных, до 0,5 млн. видов растений, сотни тысяч видов грибов и микроорганизмов...

Концепции антропогенеза и современное естествознание

6. Предшественники человека

В начале кайнозоя, то есть более 40 млн. лет назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку...

Концепция современного естествознания

4. Место и роль человека в процессе эволюции биосферы. Космическая роль современного человека

Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли - ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту...

Могут ли слоны жить в Ижевском зоопарке

Глава 1.Кто такой слон? Предки слонов

На нашей планете Земля есть разные животные. Но самое большое животное - это слон. Он относится к отряду хоботные. Отряд хоботные делится на два вида: африканский и индийский слоны. Слоны самые мирные животные. Они вегетарианцы...

Ноmо sapiens — человек разумный

§2. Древнейшие предки человека

Сейчас ученые считают, что тело человека и его 25 особые свойства являются результатом 3500 миллионов лет эволюции, в ходе которой появились как ее миллион современных видов животных, так и многие миллионы видов, вымерших давным-давно...

Проблема единства человека и Вселенной

3. Развитие человека

вселенная человек биосфера эволюция «Космизация» общественного сознания вообще и научного знания в частности связана с качественным изменением роли человека на планете Земля...

Процесс и проблемы клонирования

4.3 Клонирование человека

Эксперименты по клонированию человека продолжаются уже много лет. В 1993 году ученый из Южной Кореи (университет Кьюнджи) создал клон человека, вырастил его до 4 клеток и уничтожил. Понять, удался ли эксперимент, можно только...

Развитие теорий о происхождении жизни

человека.

Сознание - высшая форма отражения головным мозгом человека объективной действительности, а психика - регулятор взаимоотношений человека с окружающей средой. Сознание управляет самыми сложными формами поведения...

Растения – продуценты биологически активных веществ

2.5 Воздействие на человека

Алкалоиды группы опиума. За последние годы увеличилось число лиц, употребляющих алкалоиды опия, чаще стали возникать острые состояния на фоне их приема, в том числе и острые отравления наркотиками...

Сердечнососудистая система

1. Сердце человека

Сердце, словно неутомимый кровяной насос регулярно пульсирует, попеременно увеличиваясь и уменьшаясь в размере. Каждый такой цикл сокращения называется сердечным циклом...

Скелетно-мышечная система организма и ее функции

3. Работоспособность человека

Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека...

bio.bobrodobro.ru

Урок-экспедиция по природоведению "Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека" 5 класс

Славская Кристина Александровна

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 5 пос. ЦЭС городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского района Хабаровского края

Урок – экспедицияпо теме: Научные представления о происхождении человека. Древние предки человекаприродоведение, 5 класс

Славская Кристина Александровна

учитель биологии, географии, химии

МКОУ ООШ №5

пос. ЦЭС

пос. ЦЭС

2014

Тема: Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Форма урока: урок - экспедиция

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с происхождением человека;

  • Развивающая: развитие умений выделять главное в учебном материале, сравнивать, делать выводы; развитие навыков самоконтроля

  • Воспитательная: воспитание положительной мотивации учебной деятельности, формирование коммуникативных навыков при работе в коллективе, научного мировоззрения.

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения:

  • Компьютерная презентация

  • Географическая карта (карта Африки с пометками мест обитания первобытного человека)

  • Тест, на проверку уровня усвоения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; ознакомление с темой урока, целями.

Урок – экспедиция

Ребята мы переходим с вами к изучению нового раздела «Человек на Земле». Нам предстоит узнать, как человек появился на Земле, как открывал ее, какое влияние вообще он оказывает на Землю. И первое что мы рассмотрим, это происхождение человека.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в экспедицию, целью которой является знакомство с нашими далекими предками, с местами их обитания, образом жизни. Вашему вниманию предлагаю план экспедиции:

  • Вступительное слово руководителя экспедиции

  • Посещение стоянок древних людей

  • Сценка «В пещере, или из жизни дикарей»

  • Беседа по пройденному материалу

  • Тестирование

  • Подведение итогов работы

Как и всем участникам экспедиций, нам необходимо фиксировать результаты проделанной работы. У вас на столах расположена таблица, которую мы с вами будем заполнять по мере продвижения от стоянки к стоянке.

ТаблицаЭтапы происхождения человека

Предки человека

Особенности жизни

Название орудий

Место находок ископаемых останков

Дриопитеки

Австралопитеки

Человек умелый

Человек прямоходящий

Неандерталец

Кроманьонец

2. Изучение нового материала (21 мин 30 сек)

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний о происхождении человека.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесно - репродуктивный, самостоятельная работа, наглядные, частично-поисковый.

1. Вступительное слово учителя (6 мин)

В некоторых приключенческих фильмах можно увидеть, как древние люди вступают в схватку с динозаврами и вообще живут на земле одновременно с ними.

У: Как вы думаете, возможно ли это?

Уч: Нет!

У: Совершенно верно. А почему?

Уч: Динозавры вымерли за много миллионов лет до появления на Земле человека.

У: А когда же вымерли динозавры?

Уч: Примерно 65 млн лет назад.

А первые люди по мнению ученых, появились около 2 млн лет назад.

Ученые считают, что человек ведет свое происхождение от обезьян. Но не думайте, что это те самые обезьяны, которые сейчас живут на земле. Современные обезьяны, в первую очередь африканские человекообразные обезьяны шимпанзе и горилла, - наши родственники, но не предки (приложение 1).

По строению тела и его пропорциям человек очень похож на человекообразных обезьян, но в то же время имеет значительные отличия.

Так давайте подумаем: Какие же черты сходства и отличия имеются между человеком и человекообразными обезьянами? Давайте посмотрим на картинки и попробуем ответить на этот вопрос (смотрят и перечисляют черты сходства и отличия) (приложение 1,2)

Сходства:

  • Способность передвигаться на двух ногах;

  • Сходная структура черепа;

  • Развита мимическая мускулатура;

  • Высокий уровень развития нервной деятельности (легко обучаются)

Отличия:

  • Человеку свойственно настоящее прямохождение;

  • У человека гибкая кисть;

  • Человек обладает членораздельной речью, сознанием, мышлением.

А сейчас попробуем ответить на следующий вопрос: Как же человек появился на Земле? И за ответом мы отправляемся в экспедицию!!! Приготовили путевые листки и в путь!

2. Экспедиция по местам обитания предков человека (15 мин 30 сек)

Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися об особенностях происхождения человека, образа жизни.

Стоянка №1 – Тропические леса Африки

Общими предками являются дриопитеки (приложение 3). Они обитали на

деревьях. Постепенно климат стал суше, площадь лесов уменьшилась. Одни дриопитеки остались в лесах, от них произошли современные обезьяны (заполняют графы в таблице по дриопитекам) (30 сек).

Но другие начали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах. Так кто же это был?

За ответом отправляемся на вторую стоянку – в Южную Африку!

Стоянка №2 - Южная Африка

Здесь были найдены останки австралопитека (приложение 4). Эти существа передвигались в основном на двух ногах; передние конечности освободились и австралопитеки начали пользоваться орудиями (палками, камнями, костями) для добывания пищи и защиты от врагов.

У: Как вы думаете они орудия труда изготавливали сами или подбирали подходящее из окружающей среды?

Уч: Нет, они ещё не умели изготавливать орудия труда, подбирали подходящее из окружающей среды.

Заполним графы в таблице (заполняют) (30 сек)

Отправляемся на стоянку №3

Стоянка №3 – Африка (Танзания, Кения, оз.Чад)

Впоследствии австралопитеки вымерли, но именно от них произошли ближайшие предшественники людей, жившие около 2 млн лет назад. Ученые считают их особым видом, который называется Человек умелый (приложение 5). Этот человек действительно умел то, чего не могли делать обезьяны, он сам изготавливал для себя орудия. Подбирая камень, он ударом другого камня оббивал его так, чтобы образовался острый край. К таким орудиям относились каменный молоток, скребло.

У: Как вы считаете для чего они были предназначены?

Уч: Такими орудиями труда можно было резать мясо, разбивать кости, заострить палку для охоты или выкапывания съедобных корней.

Верно! Кроме того этот человек умел строить себе жилища – хижины из веток. Он впервые начал использовать огонь. Заполняем графу «Человек умелый» (заполняют) (30 сек)

Отправляемся на стоянку №4

Стоянка №4 – Европа и Азия

Следующим в ряду наших предков стоит другой вид человека – Человек прямоходящий, который произошел от Человека умелого, позднее вымершего (приложение 6). Человек прямоходящий был крупнее своего предка, обладал более развитым мозгом. Эти люди изготавливали более совершенные орудия

К ним относятся: ручное рубило, кливер, деревянное копье, которые также использовали для охоты, защиты от врагов. У них уже начала развиваться членораздельная речь. Обратите внимание, что Человек прямоходящий довольно широко расселился по Земле, проникнув из Африки в Европу и Азию. Заполним таблицу (заполняют) (30 сек)

Впоследствии Человек прямоходящий вымер. Однако он дал начало третьему виду людей, тому самому, к которому относимся мы с вами, - Человеку разумному. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к этому виду. Конечно, Человек разумный не сразу стал таким, какой он сейчас. В прошлом существовало несколько форм этого вида, среди которых наиболее известны 2 формы: кроманьонец и неандерталец. А сейчас отправляемся на стоянку №5, но прежде проведем физкультминутку.

Физкультминутка. (приложение 10) (1 мин)

Стоянка №5 – Германия – долина реки Неандерталь

Именно здесь были найдены ископаемые останки неандертальца (приложение 7).

Эти люди жили главным образом в Европе, где в то время было очень холодно (с севера пришел гигантский ледник). Поэтому неандертальцы укрывались в пещерах или строили хижины, покрывая их шкурами убитых животных. Свои жилища они обогревали огнем. Эти люди шили себе одежду из шкур, используя вместо ниток сухожилия животных. Охотились они на таких животных как мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя.

(Заполняем таблицу) (30 сек)

Отправляемся на последнюю стоянку №6

Стоянка №6 – Франция – грот Кро-Маньон

По названию стоянки и был назван наш ближайший предок - Кроманьонец (приложение 8).

Он жил позже неандертальца и был уже очень похож на современного человека. Эти люди изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости. Это нож, игла, гарпун, лук, стрелы, топоры.

У: Для чего они были предназначены?

Уч: Для охоты, рыбалки, защиты от врагов, пошива одежды.

Заполняют таблицу (30 сек)

Молодцы!!!

3. Закрепление (13 мин)Форма: фронтальная, индивидуальная, коллективнаяМетоды: словесные, наглядные

  1. А сейчас мы с вами перенесемся на 1 млн лет назад и окунемся в мир наших предков, побываем на стоянке кроманьонцев, поучаствуем в сценке. (Приложение 8) (5мин).

2. Беседа в форме опроса (8 мин)Вопросы:

  • 1. Назовите общих предков человека и человекообразных обезьян.

  • 2. Чем человек прямоходящий отличается от человека умелого?

  • 3. Какой вид человека первым появился на Земле? Опишите особенности его строения.

  • 4. Какие предки человека научились использовать огонь?

IV. Подведение итогов (3 мин)

Задача: провести анализ и дать оценку успешности достижения целиФорма: индивидуальнаяМетоды: самостоятельная работа.

1. Самостоятельная работа - тестирование (приложение 9) (2 мин)2. Самооценка. Для оценки своих результатов воспользуйтесь оценочной шкалой. За каждый верный ответ по 1 баллу.

баллы

оценка

8 б

5

7-6 б

4

5-4 б

3

Менее 4 б

2

(1 мин)

V. Постановка домашнего задания (дифференцированное) (1 мин)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная

Методы: словесные

1. Прочитать текст на с.142 – 147

2. Ответьте на вопросы из рубрики «Подумайте»:

VI. Окончание урока (30 сек)

Оценивание работы учащихся на уроке (комментируются)

-Ребята! Давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

У вас на партах лежат кружки трех цветов, выберите один из них:

  • Зеленая – значит ты работал хорошо на уроке, у тебя все получилось;

  • Синяя – мог бы лучше работать, не все получилось, не все удалось;

  • Красная – не совсем хорошо работалось.

Составление «радуги» успешности работы на уроке.

Самоанализ урока природоведения в «5» классе

Тема урока: Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Форма урока: урок - экспедиция

Данный урок является первым по счету в теме «Человек на Земле». При планировании урока были учтены учебные возможности и психологические особенности учащихся: высокая активность, а так же высокий уровень памяти у большинства учащихся. На уроке были поставлены следующие цели:

  • Образовательная: познакомить учащихся с происхождением человека;

  • Развивающая: развивать умения выделять главное в учебном материале, сравнивать, делать выводы; развивать навыки самоконтроля

  • Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе, научного мировоззрения.

Урок был построен исходя из его типа, замысла и психолого-педагогических возможностей класса.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Применялись следующие методы: словесно-репродуктивный, самостоятельная работа, наглядный, частично-поисковый.

Структура урока соответствует типу урока:

1. Организационный момент: сообщение темы урока, целей, задач, ознакомление с планом урока;

2. Изучение нового материала: обеспечивалось восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний у учащихся, при помощи различных форм, методов и средств обучения; проводилась физкультминутка;

3. Закрепление. Закрепление нового материала проходило в коллективной форме (инсценировка) и фронтальной – беседа в форме опроса.

4. Подведение итогов осуществлялось проведением самоанализа и оценки успешности достижения целей в виде тестирования по оценочной шкале.

5. Постановка домашнего задания. Домашнее задание – дифференцированно.

6. Окончание урока. Оценивание работы учащихся на уроке

Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности, учащихся на уроке.

Цели, поставленные перед уроком, реализованы.

Для себя же делаю выводы о необходимости работать над развитием речи учащихся, больше внимания уделять инициативе учащихся, развитию адекватной самооценки, как своей деятельности, так и деятельности ребят. Продолжать формировать навыки самостоятельного поиска и навыки сотрудничества.

При подготовки к уроку были привлечены учащиеся 5 класса, их родители (были заранее заготовлены реквизиты (лук, топоры, костер и т.д.), а так же старшеклассники, для установки проектора и педагоги, давшие рекомендации для проведения урока.

Приложение

Приложение 1

Современные обезьяны

hello_html_m65af6484.jpg

Приложение 2

hello_html_5360a9fe.jpg

Приложение 3

Австралопитек

hello_html_m47d25490.png

Приложение 4

Человек умелый

hello_html_m6b6e4618.png

Приложение 5

Человек прямоходящий

hello_html_m99c0bc5.png

Приложение 6

Неандерталец

hello_html_69d2ce1d.png

Приложение 7

Кроманьонец

hello_html_m7e22b074.png

hello_html_m4eda99b1.png

Приложение 8

Сценка « В пещере, или из жизни дикарей племени »

Костер, похрустывая ветками,Мне память тайную тревожил, -Он был зажжен в пещере предкамиУ горно-каменных подножий.Как трудно было им, “единственным”,На человеческом рассвете,На неуютной и таинственнойНеобустроенной планете.

Пещера, горит костёр, в пещере первобытные

женщины племени Ням-Ням. Они танцуют

ритуальный танец “Поклонение огню”. После

этого принимаются за работу. Одна - скребёт

шкуру, другая - толчёт зерно, третья – готовит.

Первая швыряет скребло и шкуру:

1.На земле в пещерный век, Женщина лишь человек!А мужчины – мужички –Мухоморы и сморчки.

2. Мы, людоедочки из племени “Ням-Ням”,Очаг храним, детей растим,Рубилом рубим, скребком скребём,Из шкур наряды для всех мы шьём

3. Подруги! Настал наш час!Мужчины – это низший класс.Мы сами сеем, сами жнёмБез вас, мужья, не пропадём.

Входят мужчины, несут медведя, бросают у костра, присаживаются.

3. Опять медведя приволокли. Морозильная пещера и так вся мясом забита. Скоро зима, а вы дров не заготовили. 1.Ничего не можете, питекантропы несчастные.

2.Мамонты без бивней.

3.Австралопитеки недоразвитые.

1.Мы сами пойдём и добудем дров.

Женщины хватают топоры, мужчины встают, отвечают жёнам.

1.А ну, отдай мой каменный топор!И шкур моих набедренных не тронь!Молчи! Не вижу я тебя в упор,Сиди вон и поддерживай огонь.

2.Выгадывать не смей на мелочах!Не опошляй семейный наш уклад, Не убраны пещера и очаг!Разбаловалась ты в матриархат!Придержи своё мнение.Я – глава и мужчина - я!3. Всё, тихо! Женщины отдайте топоры

мужьям. Мы сами наготовим дров.

3. Топор из камня – это сила.Огрел, и мамонт наповал. Махнул, и пальму как скосило,Нарвал кокосов, пожевал.

1. Топор из камня! Дикий гений Тебя когда-то сотворил,Тем самым он для поколенийПрогрессу двери отворил.

Конец!

Приложение 9

Тест

1. Первые люди появились на Земле:

А) 4.5 млн лет назад;

Б) 3 млн лет назад;

В) 2 млн лет назад

2. Человек ведет свое происхождение от:

А) шимпанзе и горилл;

Б) дриопитеков

3. Могли ли австралопитеки изготавливать

простейшие

орудия труда:

А) да;

Б)нет

4. Кто впервые начал использовать огонь:

А) Кроманьонец;

Б) Человек умелый;

В) Человек прямоходящий

5. У кого впервые развивается членораздельная речь:

А) Человека умелого;

Б) Человека прямоходящего;

В)Неандерталец

6. У кого впервые появляется одомашненное животное собака:

А) Кроманьонца;

Б) Неандертальца

7. Кто начинает изготавливать орудия не только из камня, но и из рога и кости:

А) Человек умелый;

Б) Кроманьонец;

В) Неандерталец

8. Где были найдены останки Неандертальца:

А) во Франции;

Б)в Германии;

В) В Танзании

Для оценки своих результатов воспользуйтесь

оценочной шкалой. За каждый верный

ответ по 1 баллу.

Приложение 10

Физкультминутка

Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата. Дети выполняют упражнения сидя и стоя.

Мы сидели и писали

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

А теперь попляшут ножки:

Пробежали по дорожке

Быстро-быстро – топ, топ, топ.

И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп

Ножки вытянем вперед,

Влево, вправо поворот.

Чтобы мышцы сильнее стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Подбородком дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем!

infourok.ru

Древние предки человека

Человек произошел от приматов, которые в условиях засушливого климата были вынуждены выживать на покрытых редкими лесами равнинах. Постепенно древние приматы адаптировались: научились перемещаться на двух конечностях, прямо, их зубы и челюсти уменьшились в размерах, волосяной покров на теле стал более редким, увеличился объем мозга и изменилась форма черепа. Появились речь и первые орудия труда.

Сведения из пепла. На территории Танзании, в пластах пепла древнего вулкана Садиман (ныне не существует), сохранились остатки гоминидов и артефакты, хранящие в себе информацию об эволюции человека и его культурном развитии.

1. Хадар. В Хадаре (Эфиопия) хранится множество уникальных артефактов, возраст которых достигает 3,3 млн. Именно здесь найден скелет двадцатилетней женщины (ей дали имя Люси) и останки трехлетней девочки (обнаружена в районе Дикика). Также были найдены древнейшие ископаемые останки человека, возраст которых 2,3 млн лет.

2. Лаэтоли. В 1978 г. Мэри Лики обнаружила в Лаэтоли отпечатки следов, челюсти и зубы 13 особей австралопитека афарского, а также остатки антилоп, павианов, птиц, кабанов, буйволов, кошек, слонов, жирафов, газелей, зайцев, гиппарионов, гиен и носорогов.

Млекопитающие, древние предки человека, появились еще в меловой период и постепенно превратились в приматов. Ветвями этой линии эволюции стали лемуры, обезьяны (в том числе человекообразные) и люди.

Происхождение человека. 2,3 миллиона лет назад в Африке появилось несколько видов существ, похожих на человекообразных обезьян, со временем они эволюционировали в первых людей. Чуть позже человек продвинулся на север, к Средиземному морю, и уже после этого заселил всю планету.

Человек флоресский. В 2003 году на острове Флорес были обнаружены останки человека, который не относится к человеку современному. Это взрослая особь, рост которой не превышает рост современного ребенка, откуда и пошло прозвище хоббит.

Люси. Почти полный скелет двадцатилетней самки австралопитека афарского по прозвищу Люси приподнял завесу тайн эволюции человека. Размеры тела, мозга и форма черепа делают Люси похожей на шимпанзе, однако ее бедренные и тазовые кости указывают на то, что она была, как и человек, прямоходящей. Реконструкция (вверху справа) показывает, как могла выглядеть Люси при жизни 3,3 миллиона лет назад.

Развитие мозга. Черепа примитивных гоминидов, названных Адаписом, Проконсулом и австралопитеком африканским, указывают на постепенное увеличение размера черепа, при этом черепная коробка становилась все более выпуклой, чтобы вместить в себя увеличивающийся в размерах мозг.

Древнейший почти полный скелет австралопитека афарского, найденный на сегодняшний день, старше скелета Люси на 150 тысяч лет. Это трехлетний детеныш, который был обнаружен в песчанике (район Дикика, Эфиопия). Его прозвали детенышем Люси. Скорее всего, ребенок был убит, а затем погребен в земле в результате внезапного наводнения. На черепе видны особенности развития австралопитека афарского, судя по всему, их детство длилось дольше, чем у высших приматов.

new.planete-zemlya.ru

«Происхождение человека. Древние предки человека»

Описание слайда:

Человек умелый — по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки неоднократно находили вместе с останками этого существа. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все были кварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его самое близкое за 3 км. А некоторые — за 15 км! Это доказывало, что Человек умелый действительно был человеком. Он заранее подбирал камень для своих орудий. Ни одно из животных не только не подбирает сырьё для своих орудий, но и вообще не додумывается раскалывать камень, чтобы сделать его острым, превратить в орудие. Однако в отличие от более поздних видов homo, небережно относились к изготовленным собой орудиям труда, и после использования попросту выбрасывали его. Учёные провели серию исследований и пришли к выводу, что кисть Человека умелого была способна к труду. Человек умелый — по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки неоднократно находили вместе с останками этого существа. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все были кварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его самое близкое за 3 км. А некоторые — за 15 км! Это доказывало, что Человек умелый действительно был человеком. Он заранее подбирал камень для своих орудий. Ни одно из животных не только не подбирает сырьё для своих орудий, но и вообще не додумывается раскалывать камень, чтобы сделать его острым, превратить в орудие. Однако в отличие от более поздних видов homo, небережно относились к изготовленным собой орудиям труда, и после использования попросту выбрасывали его. Учёные провели серию исследований и пришли к выводу, что кисть Человека умелого была способна к труду.

myslide.ru


Смотрите также