Пирамида власти древнего египта. Что такое пирамида власти? Иерархическая пирамида власти
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эволюция архитектурной мысли древнего Египта. Пирамида власти древнего египта


Что такое пирамида власти? Иерархическая пирамида власти

Выражение «пирамида власти» слышали, наверное, все. Даже можно сказать, что каждый человек его хоть один-два раза в жизни произносил в том или ином контексте. А вот что под ним подразумевается? Вы скажете, что и так понятно. А вот и нет. У каждого с ним связан свой собственный образ, в зависимости от того, из какого источника он данное вирусное выражение подхватил. Давайте разберемся подробно.

Один смысл или много?

пирамида властиВот скажут вам словосочетание «пирамида власти», что первое придет в голову? Кому-то древние египетские строения, другим – доллар, третьи с тоской вспомнят, как к местному чиновнику ходили.

Найдутся и такие, кто начнет рассказывать о «Глобальном предикторе», пользуясь почерпнутыми у конспирологов сведениями. Кто прав окажется? Скорее всего, все.

Пирамида власти – понятие далеко не однозначное, многоплановое. Его никогда не употребляют отдельно. Смысл его является слушателю (читателю) только в контексте той темы, которую старается раскрыть оратор.

Дело в том, что родилось понятие очень давно. Да оказалось настолько емким, что уже более тысячелетия держится в лексике многих народов. Власть сама по себе тема животрепещущая. Она интересна практически всем. Однако не каждый разбирается в том, как она осуществляется, что необходимо, чтобы ею обладать. Вот и обрастает «пирамида власти» всевозможными теориями, порой близкими, а чаще, далекими от первоначального (истинного) смысла.

Пирамида власти в древнем Египте

Для более глубокого понимания необходимо обратиться к истории.пирамида власти в древнем ЕгиптеВы же видели те самые египетские пирамиды? В них сложен сакральный смысл той цивилизации. Во главе ее стоял фараон. Он был богом на земле, владельцем всего, что находилось на его землях, и ее самой, кстати, тоже.

Сам он контролировать «имущество» вряд ли мог. Для этого были созданы кланы, делившиеся на несколько групп. Имущественными вопросами занимался визирь, посредством работы большого количества помощников. Духовная жизнь находилась во власти жрецов. Их можно сравнить с нынешними СМИ и политиками в одном флаконе. Но руководил всем фараон. Его воля не оспаривалась. Да и мысли такой ни у кого возникнуть не могло. В том обществе с пеленок усваивалась мысль о покорности власти. Получаем первую простейшую пирамиду. Ее вершина – фараон. Далее – визирь и высший жрец. Потом – «чиновники» более низких рангов. А платформа – народ.

Переносимся в настоящее время

Когда человек начинает выяснять, что такое пирамида власти, то неизменно приходит к аналогии с египетской системой. Столько веков прошло, а по сути ничего не поменялось. Только сама власть разрослась, дополнилась технологиями и институтами, а смысл все тот же. Есть пик – люди, принимающие решения, обязательные для всех (типа фараон). Далее следуют те, кто воплощает их в жизнь и контролирует «исполнителей». Этот слой стал более широким, многоступенчатым. В него ныне входят органы управления (государственного и местного), СМИ, политическая система, суды и так далее. Ну и последний слой (основа) так и не поменялся.

пирамида власти в россии Внизу, как и прежде, народ. На нем стоит пирамида власти как тысячи лет назад, так и ныне. Да, еще забыли о том, что теперь она не так однозначна. То есть, если в Египте власть исходила из одного человека, была в нем сосредоточена, то теперь она распалась. Кроме государственных систем появились еще и корпорации, имеющие не меньшую, а порой и большую власть.

Конспирологическая теория

Буквально несколько слов. Некоторые исследователи приходят к спорному выводу о том, что миром правят не правительства, а некая невидимая сила. Она отлична от рока (или Бога). Это вполне конкретные люди, рождающие не саму политику (решения), а идеологию, приводящую к тем или иным последствиям в глобальном развитии человечества.

Информации по данному поводу множество. У них пирамида власти выглядит несколько иначе. Пик – глобальный предиктор (те самые властители мира). Далее идет слой всевозможных, видных людям управленцев. К ним относятся государственные лидеры и денежные магнаты. Они - руки глобального предиктора. Далее – аппарат правительств и корпораций. Основа, как вы уже догадались, все та же. Можно по-разному относиться к данной теории. Прямых доказательств ее реалистичности не существует. что такое пирамида власти

Однако она достаточно подробно описывает смысл глобальной пирамиды власти.

Основные черты

Теперь можно посмотреть в корень, так сказать, самого понятия. Пирамиду характеризуют ступени. О них много говорят, пытаясь разгадать, что они означают. На самом деле они являются наглядной и вполне простой демонстрацией иерархии.

Мир (в египетской цивилизации) построен ступенчато. И с одного уровня на другой возвыситься очень сложно (упасть – просто). Вот и приходим к основной характеристике пирамиды власти. Она иерархичная. В ней выделяются слои, отделенные друг от друга более-менее непроницаемыми границами. Помните: «Как мне стать генералом? У него же свой сынок имеется!». Это, конечно, утрировано. Только даже в современном демократическом обществе существует явная грань между слоями. Легко можно только пополнить ряды народа. Никто не станет возражать.

Иерархическая пирамида власти при демократии хорошо маскируется через внедрение в сознание людей идеи о том, что у каждого есть права. Но попробуйте их реализовать на самом деле. Кто не верит, пусть начинает создавать себе миллиардное состояние. Говорят, что и Билла Гейтса представители «старых денег» за своего не признают.

Пирамида власти в России

иерархическая пирамида власти

Коснемся немного реалий нашей жизни. В РФ есть вполне открытая иерархия власти. Она закреплена в основном законе. Во главе стоит президент, избираемый открытым всенародным голосованием. Но по своим правам он до фараона не дотягивает. Решения о развитии государства принимаются коллегиальным органом – парламентом, да и то не все.

Россия является федерацией. У каждого ее члена существует свой представительский орган. Он принимает решения, находящиеся в его компетенции для местного уровня. Это законодательная власть. Она принимает решения. Все люди, которых мы избираем в совокупности составляют того самого египетского фараона. Существует еще исполнительная власть. Это своеобразные визири. Они воплощают в жизнь и контролируют исполнение решений. Третья ветвь власти – судебная. В ее функции входит рассмотрение спорных вопросов.

Вывод можно, к сожалению, сделать такой: прошли тысячелетия, а люди так и не смогли по-новому организовать свою жизнь. Пирамида власти не теряет актуальности.

fb.ru

Пирамида власти | История искусства

Центром всего древнеегипетского общества был фараон. Он считался богом, только младшим по сравнению с небесными богами. Ему, живому, молились, ставили священные изображения, ему посвящали храмы.Но фараон был не только духовным владыкой, он был владыкой и всех материальных ценностей страны — земли, воды, и всего, созданного на земле его подданными. Все выращенные продукты сельского хозяйства принадлежали фараону, их выдавали людям как оплату за труд ( денег тогда еще не было). Каждый человек был обязан отработать на фараона 72 дня в году во время разлива Нила.

В деле управления людьми у фараона были помощники , возглавляемые визирем. Он делал смотры населения, вел учет трудовых резервов и направлял людей по указанию фараона туда, где они требовались. Дети писца, художника, скульптора, военного, чиновника обязаны были посещать школу. Они учились письму, изучали общественное устройство, географию, поэзию. религию и т. д..

Кстати, грамоте учили и девочек. Вообще, у женщины в Древнем Египте было особое положение для древнего мира. Перед законом женщина имела равные права с мужчиной, имела право на половину имущества и могла самостоятельно составлять на него завещание. Если юноша не выказывал стремления к учебе, то ему по окончании учебы не давали должности, требующей знаний.

Большую часть горожан составляли ремесленники. Они работали с 8 утра до 12 часов в своих мастерских, а с 4 часов и до 8 работали в государственных мастерских или у богатого чиновника. В календаре Египта было много религиозных и государственных праздников, когда горожане отдыхали, однако, это не распространялось на рабов, они работали во все дни. За невыполнение плана били, но не работника, а его начальника.

Жизнь богатых египтян была роскошной: они ездили на колеснице. жили в богатой укрепленной усадьбе, в трехэтажном доме, ели -пили изысканные яства, одевались в роскошные одежды. Но и они были зависимы от фараона. А фараон был, в основном, занят строительством «дома для вечной жизни», т.е. пирамиды. Строить пирамиду начинали задолго до смерти фараона, под его руководством. Например, фараон Хеопс строил свою пирамиду более 20 лет.

Никому из подданных не позволялось забыть, что фараон — бог. Даже самому главному визирю нельзя было до него дотронуться. Это позволялось только парикмахерам, поскольку любимым занятием фараона было отдать себя во власть парикмахера: он брился ежедневно, носил парик и в торжественных случаях ему наклеивали бороду. Впрочем, все египтяне сбривали волосы и носили волосяные парики, даже женщины.

Высоко над остальными людьми стояли жрецы. Они заботились о фараоне даже после его смерти — заботились о его мумии. Жрецы высоко оплачивались и к концу жизни владели огромным количеством скота и земельных угодий. После смерти фараона его мумифицировали, помещали в пирамиду, туда же — огромные богатства, чтобы фараон после «воскресения» ни в чем не нуждался.

Гробницу тщательно укрывали глыбами камня от разграбления . Однако, никакие ухищрения не спасали от разграбления, и довольно скоро после смерти фараона пирамиды разоряли мародеры.

Экономика древнего Египта долгое время была очень эффективной, однако, и она перенесла кризис, после чего страна распалась. Причинами кризиса в Древнем Египте явились: разрастание чиновничьего аппарата, чрезмерный расцвет культа мертвых( умершие поглощали немыслимые богатства), а также решение фараона Снофру разделить страну на 42 области. В каждой области правили назначенные фараоном люди и не всегда ему подчинялись

cvetamira.ru

ГЛАВА 1.2. ПИРАМИДЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Поиск Лекций

 

Неограниченная, деспотическая власть фараонов III-IV династии позволила создать невиданные в мировой истории архитектурные гиганты – пирамиды. Тысячи рабов и свободных общинников призывались на эту непродуктивную работу во славу фараона. Никогда более за время своей истории власть царя в Египте не была столь сильна и государство не отличалось такой централизацией и сплоченностью вокруг культа фараона. Гробницы-пирамиды наглядно показывали, какая власть находиться в его руках, именно в эту эпоху «сформировалась древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя».

Источники к изучению истории и культуры Древнего Египта можно найти у античных авторов – Геродота (490 -ок.525), Гекалея (IV - III вв. до н.э.), Диодора (I вв. до н.э.), Плутарха Херонейского (46-120 гг. н.э.), Манефона (IV - III вв. до н.э.) и других. Богатые сведения дают памятники материальной культуры и немногочисленные сохранившиеся письменные документы. Так, большую ценность имеет Палермский камень – древняя летопись, относящаяся к времени Древнего царства. Фрагментарно сохранившийся Туринский папирус, содержавший перечень царских имен до XVIII династии с датами их царствования. «От времени Древнего царства сохранились царские указы фараонов V и VI династий, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений». Для изучения истории Древнего царства исследователи так же используют сохранившиеся древнеегипетские юридические документы, акты судебных процессов, тексты завещаний, договоров, жалованных грамот на землю и другое. Для историков интересны сохранившиеся частные письма, автобиографии вельмож, тексты которых в основном сохранились в рельефах гробниц.

Материальная культура Древнего царства хорошо сохранилась и дает богатые сведения историкам. Благодаря обычаю хоронить вместе с покойным большое количество его личных вещей, изображать в рельефах и настенных росписях его жизнь, точно фиксировать биографию, исследователи имеют богатый исторический и искусствоведческий материал. Царские усыпальницы Древнего царства хорошо сохранились, конечно, они не дошли до наших дней в первозданном виде, но и те останки, которые мы имеем сейчас, дают возможность изучить историю и искусство Египта, и, прежде всего его архитектуру.

Древнее царство и вся Египетская культура прославлена строительством великих пирамид фараонов Хефрена (Хафра), Хеопса (Хуфу) и Микерина (Менкаура) в Гизе. Эти пирамиды уже в древнем мире были признаны одним из чудес света и свидетельствовали о мощи Египетского государства, о высоком уровне культуры, науки и искусства. «Все наиболее традиционные пирамиды были воздвигнуты в период Древнего царства».

Гробница – место пребывания души умершего царя и, при том, сооружение, возвеличивающее фараона при жизни, словно доказывающее его божественную сущность. Культ личности царя был велик и «обычным его титулом стал «Бог благой». В эпоху Древнего царства возросло значение рабов, их стало больше, набирались они из покоренных чужеземцев (египетская знать вела много захватнических войн) и из своих соплеменников, попавших в рабство за невыплату долга или по другой причине. Свободные общинники имели особую трудовую повинность перед царем на строительство пирамиды, рабы работали на строительстве по приказу хозяина. Сила и власть фараона в период Древнего царства была огромна и внешним выражением этой власти являются пирамиды, построенные в период III - IV династий.

Египет богат различными породами камня. Его использовали ремесленники и архитекторы, во времена Древнего царства техника обработки достигла высокого уровня. Но строили из камня в основном гробницы и храмы, дома же и даже дворцы царей и знати были из сырцового кирпича. Дерево было дорого, на территории Египта его было мало и применяли его для строительства домов редко. Дома бедняков строились из тростника и глины. Все эти сооружения не сохранились и о их внешнем облике мы имеем лишь косвенные свидетельства – по моделям и изображениям, найденным в усыпальницах.

Форма гробницы сложилась уже в эпоху Раннего царства – это было в плане прямоугольное сооружение с чуть наклоненными к центру стенами и плоским верхом. Его называют – «мастаба» (арабск. – «скамья»). Сначала мастаба была небольшой, но по мере увеличения могущества Египетского государства и, следовательно, усиления власти отдельных лиц, знать и цари не желали иметь гробницу малых размеров. Мастабы начали строить больше, они увеличивались по горизонтали. Внутри мастабы «бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати»9. Но гробница фараона все же не выделялась среди погребений знати, а это не отвечало культу возвеличивания царя. И около 2800 года до н.э. зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царской гробницы.

ПИРАМИДА ДЖОСЕРА В САККАРА. Усыпальница для фараона III династии Джосера имела новый, необычный вид, она состояла из шести мастаб, поставленных друг на друга, и уменьшающихся кверху. Гробница возвышается как «лестница к небу», за что получила свое название – «ступенчатой» пирамиды.

Ансамбль погребальных сооружений состоит из пирамиды - в центре, прилегающих дворцов – Южного и Северного, и поминальных храмов. Построен был в Саккара, «недалеко от того места, где возводились усыпальницы фараонов, начиная с Мена», на месте мастабы фараона Санахта. Пирамида находится на прямоугольной террасе, длинные стороны прямоугольника имеют длину 545 м., короткие – 278 м. Так как строилась пирамида без связующего раствора, каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси и поэтому были устойчивы. Пирамида была задумана не сразу шестиступенной. Сначала была выстроена мастаба высотой в 8,2 метра, с длинной каждой стороны – 62,9 м. Возле нее были сделаны захоронения членов семьи фараона, еще при жизни Джосера. Позже мастабу увеличили до прямоугольника и вход в первое погребение оказался закрытым. Во время строительства, зодчий решает увеличить мастабу и надстраивает еще три мастабы над первой, затем она еще была надстроена и увеличена и «в итоге имела высоту 60 метров и основание размерами 109,2Х121 м.». Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров.

Главной заслугой Имхотепа было не только строительство усыпальницы нового типа, отличавшейся монументальностью и величественностью, но и создание ансамбля вокруг пирамиды, чего прежде не было. Зодчий разместил на площади в 1500 м 2 молельни, заупокойные храмы, хеб-седный двор, предназначенный для ритуального бега фараона, сложился гармоничный ансамбль, все части которого гармонически связаны друг с другом. «Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка», вход был один и находился в южном конце восточной стены. В комплексе Джосера впервые встречается особая форма колонн, украшенных желобками, передававших связку стеблей, имевшие круглые базы и прямоугольные капители. Эти колонны получили название протодорических. Сорок таких колонн стояли вдоль стен галереи, ведущей на лестницу и во двор хеб-сед (хеб-сед – религиозное празднование, справляемое с целью «возрождения» престарелого фараона и придания ему новых сил). Кроме усыпальницы в этом же комплексе находится и кенотаф (ложная гробница) фараона Джосера. На стенах кладовых кенотафа сохранилась облицовка фаянсовых плит зеленовато-синего цвета, узор которых воспроизводит плетенку из тростника. К кенотафу примыкали помещения, связанные с религиозным празднеством хеб-сед. «В юго-западном углу южного двора стоит молельня, карниз которой украшен рельефным изображением священных змей – уреев, охранителей фараона»13. Так же в орнаментике ансамбля использованы стилизованные изображения цветка или бутона папируса, лотоса, пальмы, мотивы иероглифических знаков. Только пирамида лишена всякого декора, строго и величественно возвышается она над другими сооружениями ансамбля, поражает своей ясностью и цельностью форм, лаконичным силуэтом и динамичным наростом уменьшающихся ступеней вверх.

Ступенчатые пирамиды строили и другие фараоны III династии. Это частично сохранившаяся пирамида фараона Сехемхета в Саккаре, которая размером была больше пирамиды Джосера. Создание этой пирамиды также приписывают Имхотепу. Великолепная усыпальница была выстроена для фараона Неферка в Завьет эль-Ариане, она имела 7 уступов и квадратное основание со сторонами 100 м.

По пирамидам фараона IV династии – Снофру, выстроенным в Медуме и Дашуре, мы можем проследить историю стиля, каким образом египетские зодчие пришли к пирамидальной четкой форме гробницы. Пирамида в Медуме первоначально задумывалась как 7 ступенчатая, но по мере строительства к ней прибавили еще один уступ, ступени покрыли облицовкой из плит известняка. «Промежутки между ними засыпались обломками строительного материала, благодаря чему стороны приобретали форму плоских граней». Высота пирамиды равна 75 метрам.

Пирамида Снофру в Дашуре по форме приближается к классической, но не имеет ровных граней. Состоит она из мастаба и поставленной на мастабу пирамидой, нижняя и верхняя часть пирамиды сливается в единый объем. Так же в Дашуре была сооружена 3-я пирамида Снофру, она была задумана с ровными, сходящимися в одной точке гранями и имела высоту около 100 метров.

Так форма пирамиды, «развивавшаяся на протяжении столетий, выкристаллизовалась в третьей дашурской пирамиде Снофру, но своей кульминации она достигла в пирамидах приемников Снофру, воздвигнутых в Гизе».

ПИРАМИДЫ ХЕОПСА, ХЕФРЕНА И МИКЕРИНА. Наиболее знаменитым ансамблем пирамид были и остаются пирамиды, сооруженные в Гизе для фараонов IV династии – Хуфу, Хафра и Менкаура, или, как называли их греки – Хеопса, Хефрена и Микерина. Все три пирамиды имеют аналогичную конструкцию, но разные размеры. Самая большая из них – Хеопса (высота равняется 146,52 м, длина основания – 233 м.), была построена первой. При постройке пирамид соблюдался целый ряд религиозных, астрономических и геодезических условий, и место – Гиза, было выбрано не случайно. «Некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой ливийской пустыни, которую египтяне нарекли Страной смерти, ибо там, на западе, за горизонтом, скрывалось солнце».

Три пирамиды ориентированы по сторонам света, вершины юго-восточных углов пирамид находятся на одной линии, а центры первых двух расположены на одной диагонали. «Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении».

При строительстве пирамид все было обдумано до мельчайших деталей. Архитектором пирамиды Хеопса (Хуфу) история называет племянника фараона Хемиуна. Он предложил новое решение для постройки пирамид. Вместо мелкой каменной кладки, использованной Имхотепом при постройке пирамиды Джосера, были взяты крупные известняковые блоки, отесанные и плотно пригнанные друг к другу. Всего 2300000 блоков весом 2,5 т каждый, отдельные блоки весят до 30 т. Держатся они посредством собственной тяжести. «Высота самого большого, первого ряда кладки основания пирамиды Хеопса равна 1,5 м., второго – 1,25 м., третьего – 1,2 м., четвертого 1,1 м., высота последующих колеблется от 90 до 65 см. Чем выше поднимаются ряды, тем меньше становятся блоки. У вершины высота блоков равна 55 см». Внутри пирамиды кладка была сплошной, кроме коридоров и погребальной камеры. Пирамиды Хеопса и Хефрена снаружи были облицованы отполированными известняковыми плитами и выглядели гранеными кристаллами на фоне ярко-голубого египетского неба и желтых песков. (На облицовку пирамиды Хеопса потребовалось 115000 плит длиной 1,5 м. До нынешнего времени облицовка частично сохранилась только на пирамиде Хефрена).

По свидетельству Геродота пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен – 10 лет, на строительстве было занято 100000 человек.

Вход в пирамиду, находящийся с северной стороны, был тщательно заделан после захоронения. Коридор от входа вел к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Камера была ориентирована по световому лучу на Альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира, гробница должна была вписываться в орбиту космоса. «При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавший требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего царя) и строго конструктивного решения».

Ансамбль пирамиды включал в себя различные сооружения, среди которых два заупокойных храма, помещения для священных лодок и другие. Замечательны эти храмы тем, что в них впервые в истории египетской архитектуры появляются отдельно стоящие опоры – столбы, в храме Джосера были только полуколонны и пилястры.

Рядом с пирамидой Хеопса была выстроена пирамида преемника Хеопса – Хефрена, ее высота 143,3 м, а длина стороны основания – 215,25 метров. Вторая пирамида по конструкции подобна первой, только погребальная камера расположена ниже основания. «В ансамбль пирамиды входят 2 храма: верхний и нижний, объединенный проходом в единый комплекс». Интересен нижний храм, состоящий из нескольких залов, один из которых – Т-образной формы – многоколонный (гипостильный), уставлен квадратными в сечении гранитными столбами. Красиво естественное сочетание материала – темно-розового гранита колонн, светлого алебастрового пола и статуй фараона Хефрена из черно-зеленого диорита, стоявших вдоль стен. В древности к каждой из 16-ти колонн были прислонены статуи фараона, высеченные из диорита, алебастра и желтого шифера. Наиболее известна статуя из диорита, ныне находящаяся в музее в Каире. Синтез архитектуры и скульптуры, с преобладанием архитектуры свойственен египетскому искусству, в ансамбле пирамиды Хефрена он выразился особенно сильно. Недалеко от пирамиды находится так называемый Большой сфинкс. Огромная фигура льва с лицом фараона Хефрена, высеченного из цельной скалы, приставлены только лапы и голова. Сфинкс значительно пострадал от времени, поверхность его испещрена неровностями, трещинами, утерян нос, но внешний его образ не потерял от этого величественности, особенной строгости и красоты.

Уже пирамида преемника Хефрена – Микерина (зодчий Дебхен), была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м., окончена она не была в связи со смертью фараона. При ее строительстве применяли большие блоки камня, а также кирпич-сырец и дерево. Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадке культового строительства, следовательно и об ослаблении власти фараона, его деспотии и всего Египетского государства. Непроизводительный, вынужденный труд сотен тысяч египтян сильно подорвал экономику Египта. Уже сын Микерина, фараон Шепсескаф, ограничился строительством кирпичной мастабы для себя. Никогда позднее не возрастал и не расцветал так культ фараона и мощь Египетского государства. После смерти царь считался покровителем Египта, ему воздавали божеские почести, но это не спасло гробницы от разорения. Несмотря на то, что пирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий и ложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательно замуровывались, - это не останавливало грабителей. Все три великие пирамиды достались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумии фараонов украдены. И это при почитании и обожествлении царей, которое было в Египте. Удивительно противоречие – богобоязненный трепет, уважение традиций и религии, но и попрание их.

Пирамиды V династии уже не имеют столь внушительных размеров, как знаменитая гизехская группа. Но возрастает роль заупокойных храмов. Увеличиваются их размеры, «на стенах помещаются рельефы и росписи, прославлявшие мощь обожествленного царя и его победы над врагами».

Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире – типичная царская гробница этого времени. Ее высота 49,6 м. Погребальная камера находится на уровне земли, вход с северной стороны. Интересен заупокойный храм, включавшийся в ансамбль этой гробницы. В одной из зал, в портале и перистильном дворе использовалась колоннада с капителями в форме пучка пальмовых листьев, капитель раскрашивали зеленым, ствол – коричневым, базу – черным, словно изображая землю. А потолок над ними делали ярко-синим с золотыми звездами, словно изображая ночное небо. Пальмовидные колонны потом получили большое распространение. Кроме пальмовидных, в храме представлены другие «растительные» колонны, с капителями в виде стилизованных папирусов и лотосов. Колонны здесь играют роль опор, «они несут потолок галереи вокруг центральной части перистильного двора – зала, открытого сверху. Полихромное декоративное оформление интерьеров храма довершали раскрашенные рельефы на его стенах».

Погребения фараонов VI -ой династии – Тети, Пепи I, Меренра, Пепи II состояли из пирамиды и окружавших ее дворцов и храмов. Пирамиды были не высоки, до 70-ти метров. Планировка всех гробниц одинакова, что связано с обрядом, предписывающему каждому ритуальному действу особое помещение. В отличии от более ранних пирамид, не имевших рельефов и надписей на своих стенах, внутренние помещения пирамид VI -ой династии покрыты текстами и изображениями. Причем в каждой зале или коридоре были записаны те молитвы и заклинания, которые читались при обряде захоронения фараона. Таким образом становится ясным назначение каждого помещения.

Гробница частных лиц во время V -ой, VI -ой династии – это мастаба, но она претерпела ряд изменений с начала Древнего царства.

В эпоху Раннего царства мастаба имела лишь помещения для саркофага, и весь обряд захоронения, чтения заупокойных молитв проходил под открытым небом. В период III -ей династии появляется крытая молельня, мастаба начинает увеличиваться, стены внутренних помещений покрываются рельефами. Типичной, хорошо сохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего Хесира.

Мастаба V -ой династии – это уже достаточно объемное сооружение с множеством внутренних помещений, включавших несколько залов, кладовых, коридоров. «Мастаба начальника сокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре представляет собой типичный пример гробницы знатного вельможи V -ой династии. Она состоит из вестибюля, центрального зала, окруженного колоннами, и подсобных помещений». Стены гробниц покрывают рельефами, воссоздающими земную жизнь покойных. Хорошо сохранилась мастаба вельможи Ти (V -я династия) в Саккаре. Вход ее украшен двухколонным портиком, стены покрыты расписными рельефами, сохранившими свой первоначальный цвет. Изображали рельефы самого вельможу, его жену, детей, слуг, сцены его земной жизни. Тут находятся знаменитые рельефы: «Сцены охоты на Ниле», «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку». По этим изображениям можно воссоздать картину земной жизни египтянина.

 

 

Заключение

 

Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно, строились на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения выдержали испытание временем и дошли до наших дней, иногда почти в первозданном виде.

Именно эти памятники Древнего Египта сохранили особенности древнеегипетской архитектуры.

 

Список использованной литературы

 

• Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.1 том. – М., 1979.

• Авдиев В.И. История древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1970.

• Афонасьева К.А., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. // Малая история искусств. / Под общ. ред. И.С. Канцнельсона. – М.: Искусство, 1976.

• Беккер К.Ф. Мифы древнего мира. Всемирная история. – Саратов: Надежда, 1995.

• Блэк В.Б. Искусство Древнего Востока. (Древний Египет и Передняя Азия): Учебное пособие. – Л.,1986.

• Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Архитектура Древнего мира. Т.1. / Под ред. О.Х. Халпахчьяна. – М., 1970.

• Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1988.

• Древний Восток. // Всемирная галерея. / Под ред. А.Л. Мясникова. – СПб.: Терция, 1994.

• Искусство Древнего Востока. Памятники мирового искусства. М., 1968.

• История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984.

• История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищева. М., 1988.

• История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.

• Керам К. Боги, гробницы, ученые/Пер. с нем. М., 1994.

• Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.

• Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. М., 1958.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Храм царицы Хатшепсут

Храм в Абу – Симбел

 

 

 

пирамида



poisk-ru.ru

Эволюция архитектурной мысли древнего Египта

Строительство пирамиды в Медуме ознаменовало собой прорыв в архитектуре древнего Египта. После того как восемь ступеней комплекса были уложены по убыванию к вершине, их заложили обтесанным камнем и создали ровную поверхность граней для усыпальницы. Гладкие стороны пирамиды были покрыты отшлифованным известняком.

Неизвестно, почему традиция возведения ступенчатых строений была заменена на здания со сплошной поверхностью. Исследователи полагают, что это было связано с усилением культа солнца в древнем Египте. Лучи солнца, расходясь падают на землю проникая через облака, они образуют схожую по своему виду геометрическую конструкцию с пирамидой.

Автор пирамиды Медума

Мнение ученых по поводу того, кому была предназначена пирамида Медума расходится. Некоторые считают, что она была построена во времена правления фараона Египта Хуни, который являлся последним из представителей III династии. Другие считают, что ее дата захватывает период нахождения у власти египетского царя Снофру, одного из первых представляющего IV династию Египта (2575 – 2551 до н.э.). И именно он дал указ сделать облицовку для пирамиды.

Фараон Снофру считался великим архитектором древнего Египта. По его приказу были построены два пирамидальных комплекса в некрополе Дахшура, что находится на дороге из Саккары в Медум: «Ромбовидная пирамида», грани которой преломляются на некоторой высоте от основания, и «Красная пирамида», прозванная так из-за облицовочного камня – гранита. Высота их составляет по 103,7 метра, что намного превышает размеры Ступенчатой пирамиды Джосера.

Пирамида Хеопса в Гизэ

Гравюра Пирамида Хеопса и Сфинкс, 1839 годГравюра Пирамида Хеопса и Сфинкс, 1839 год

Превосходство пирамид Снофру было недолгим. Сын фараона Хуфу или Хеопс в греческом звучании, решил создать более грандиозный памятник архитектуры древнего Египта, чем его отец. Местом нахождения своей гробницы он выбрал плато Гизэ, что находится недалеко от современного Каира, рядом с древним некрополем Саккара.

Это место недалеко от центра политической и культурной жизни древней цивилизации, представляет одно из крупнейших на территории Египта место захоронений чиновников Египта, датируемый I династией фараонов.

Фараон Египта Хуфу был известен как деспот и тиран. Он был настолько беспощаден, что заставил всех принимать участие в строительстве собственной гробницы на плато Гизы. Для достижения этой цели он приказал закрыть все храмы и прекратить все религиозные обряды в древней цивилизации до завершения возведения его усыпальницы.

Во время строительства несколько раз вносились поправки к проектной части. Решено было поместить камеру царя в самое сердце здания. При открытии входа в гробницу в 1989 году была найдена незаконченная камера, к которой ведет туннель по наклонной вниз. Она была выполнена из цельной скальной породы. В 18 метрах от этого зала была вырублена еще одна усыпальница, которую в наше время назвали ошибочно Камерой царицы. Ее отделка также была не завершена. От нее в пирамиде Египта был прорублен коридор – Большая галерея, ведущая к камере фараона.

Религиозный культ Хуфу-Ра

Возведение самой большой за всю историю существования древней цивилизации пирамиды на плато Гизэ в Египте было приурочено к к возникновению культа Хуфу-Ра, который олицетворялся с самим солнцем. Впечатленные размерами и красотой памятника архитектуры древнего Египта греки причислили гробницу Хеопса к семи чудесам света. Ни до, ни после фараона Хуфу никому не удалось создать пирамиды, подобной по объему и богатству.

Каждая грань пирамиды Хеопса у основания составляет 78 м. Ее площадь составляет 5,2 га. Высота ее равна 147 метра, что на 54,2 больше нью-йорской Статуи Свободы, построенной через несколько тысячелетий с помощью современных технологий.

Как строилась пирамида Хеопса?

В теологии и философии со временем было выявлено несколько гипотез строительства пирамид Гизы. Однако научно доказано, что при возведении этого памятника архитектуры древнего Египта использовался труд работ и крестьян, которые работали над возведением гробницы Хуфу в периоды межсезонья, при разливе Нила, свободные от сельскохозяйственных работ.

Работы велись непрерывно весь период правления Хуфу в течение 23 лет. Напомним, что на тот момент в древнем Египте было неизвестно даже колесо. Технические строительные материалы были самыми примитивными, из меди и камня, при помощи которых было вырублено и перевезено около двух миллионов блоков, вес которых достигал даже 15 тонн.

Как им удалось затаскивать такие блоки на высоту? Некоторые исследователи утверждают, что вокруг пирамиды был установлен пандус, по которому двигались рабочие, техника и передвигались камни на высоту. Из чего же он был сделан, чтобы удерживать такие тяжести. Возможно для его изготовления использовали глиняные кирпичи.

Удивительно, как огромные блоки можно было подогнать так точно, что между ними и в наше время, спустя тысячелетия, невозможно продеть даже иголку. Основание пирамиды ориентировано на север, как и многих строений древнего Египта. Поразительно, но стороны строения практически одинаковы, разница северной и южной граней составляет всего несколько сантиметров.

Первые исследования геометрический пропорций пирамиды были произведены археологом из Англии Флиндерсом Петри. Интерес к пирамидам Гизэ возник у него после прочтения труда астронома Чарльза Пияцци Смита, который полагал, что в числовых значениях пирамид заложен мистицизм. Он вычислил, что при умножении высоты строения в дюймах с десяти в девять степеней, именно в такой пропорции состояла высота гробницы к ширине ее граней, получится расстояние от солнца до земли. Периметр пирамиды Хеопса согласно расчетов Питри был равен 365,2 дюймов, по числу дней в календарном году.

Однако при проведении измерений Петри были обнаружены совершенно другие цифры.

Разгадать секрет идеальной подгонки камней друг к другу удалось египтологу Марку Ленеру из Америки. Он пояснил, что через вырубленные гнезда в камнях древние египтяне продевали веревки, за счет чего измеряли расстояние между каменными блоками и подгоняли их по ширине.

Смотрите также:

Найден ключ к разгадке «теплых» камней пирамиды Хеопса

drevniy-egipet.ru

Два разных Египта: пирамиды Нубии

Когда приезжаешь на отдых в Египет, то совершенно этого не замечаешь. Да и нужно ли, когда все мысли заполнены только мечтами о выходных на чудесных берегах Красного моря, свободном от звонков начальника и утренней спешки на работу. Невольно забываешь о всех на свете, чтобы насладиться несколькими днями ленивого хождения между отелем, пляжем и несколькими экскурсиями по Египту. Если, конечно, появиться такое желание окунуться в атмосферу времен правления древнейшей страной загадочными фараонами, посмотреть на лик бюста настоящей Нефертити и полюбоваться огромной из чистого золота маской Тутанхамона в Египетском Национальном Музеем в Каире. Или увидеть великолепные, восходящие к истории возникновения человечества, не рушимые временем и ветрами с песком Ливийской пустыни храмы Луксора

Когда становишься резидентом Хургады, на ум приходят совершенно новые мысли и рассуждения. Так, например, мне было совершенно непонятны отношения между югом и севером Египта. Почему их жители имеют такую огромную разницу в культуре и обычаях? Не говоря уже о языковых барьерах. Через некоторое время после переезда в Египет становится определенном ясным, что народы страны словно разделены какими-то невидимыми рамками. Проявляется это в обычаях, одежде и общей культуре. И совсем не потому, как утверждают сами египтяне, из-за непонимания между «деревней» — Югом и «городом» — Севером.

Туристы, которые бывали в Египте много раз, и не выезжали за пределы курортов, просто уверены, что все местные жители одинаковы: не образованы, упрямы и ходят по улице в развивающихся платьях-мешках по улицам. Женский вид одежды такого типа называется на египетском диалекте арабского языка «абея», для мужчин «галабея». Кроме того, мужчины еще зачем-то в 40-градусную жару нагружают себе на голову необычной формы и совершенно непонятного предназначения «полотенца» — платка для покрытия головы.

Очень жаль, что мнение о древнейшей цивилизации египтян в современном обличии складывается именно из сугубо узкого представления о культуре всей страны по обслуживающему персоналу на курортах. Мало кому известно, что большинство жителей Каира, Александрии и других крупных городов имеют совершенно европейский вид. А Каир когда-то был законодателем мод в Европе при турецком короле Фаруке, жена которого являлась гражданкой Франции. Что в современных районах Каира («Нью-Кайру»), Хелиополис, Маади, Замалек, редко можно встретить такой национальный колорит, как в той же Хургаде. А новомодный район Маади русские резиденты называют «египетской рублевкой». Жители столицы имеют европейский вид и привычную нам одежду.

нубийское царство фото

И дело совсем не в различии в материальном благосостоянии частей страны. Многие из них совсем не бедны. Подари жителю Асуана дорогой автомобиль, построй ему виллу на берегу Средиземного моря, он все-равно останется жителем юга в той же порхающей галабеи. И пусть в его доме на море в Египте беспрестанно работает кондиционер. Но он ни за что не расстанется с этим национальным нарядом. Потому что, во-первых, одно и главных преимуществ такого одеяния – это прежде всего защита от солнца. Ведь на юге Египта температуры намного выше северной части страны. И не забывайте, что основным видом деятельности на юге является сельское хозяйство.

Попробуйте выйти в шортах в пустыне Сахара в разгар дня. Ведь нам кажется, что жарко и нужно поступать именно так. Мгновенный ожог всей поверхности кожи обеспечен! Не помогут никакие самые сильнодействующие крема, когда солнце в зените и на улице +60 С! Как поступают жители севера? Они одеваются для того, чтобы согреться, в том числе и мы с Вами, россияне. Все наоборот.

Во-вторых, защита от посторонних глаз, ведь в Египте строгие каноны поведения. В расчет не берутся курорты Египта, где можно все и всем, ну или почти всё. В-третьих, это привычка с детства. Как влезть жителю юга в костюм с галстуком с наглаженной рубашкой? Если даже такое когда-нибудь случится массово, один из важнейших элементов национальной культуры Египта просто бесследно исчезнет с лица земли.

пирамиды черных фараоновРазличие в общем образе и культуре местного населения Египта на юге и севере, связывается не только с более жарким климатом и с одеждой. Скорее всего, это уже последствия.

«А почему?», — спросите вы.

Причины эти уходят далеко в древность. Ответ на этот вопрос пришел ко мне неожиданно. Я подготавливала блок статей про достопримечательности Испании на свой сайт по путешествиям. В этих число входил египетский храм, который в настоящее время находится на территории Мадрида, столицы Испанского королевства. Как так случилось, что памятник культуры Египта перекочевал в Европу

Откуда появились пирамиды Нубии?

Египетский Храм Дебод был передан в Испанию на основании международного призыва ЮНЕСКо о сохранении культурного наследия Нубии, которое оказалось под угрозой исчезновения после строительства Асуанской плотины на юге Египта. В числе культурных ценностей, подвергнутых угрозе затопления подземными водами, также вошли египетский храм Абу-Симбел. Он был перенесен на более высокую точку и установлен в том же расположении: с севера на запад, как и Великие Пирамиды Гизы в Египте. Однако, все-таки полярность храма была смещена. Всего раз в году солнце проходит через окна храма и освещают статую Рамзеса II всего 12 минут. До переноса храма этим днем, названным Фестивалем Солнца, было 12 февраля каждого года. Теперь этот праздник случается ежегодно, но уже 22 февраля.

Но все же для меня осталось загадкой. Почему речь идет о сохранении культурных ценностей Нубии, если речь идет о исторических памятниках Египта? И что это за государство Нубия, о котором я если и не услышала в первый раз, то имела весьма скромное представление о том, что это африканское государство находится где-то рядом с темнокожей Эфиопией. А египтяне были смуглыми, но существенно отличались цветом кожи от южно-африканских народов. Так их изображали на мозаиках древних храмов Египта. И тут мне стало ясно, что знания мои о Древнем Египте имеют объем с горошину. И вмещают в себя лишь программу государственной программы экскурсий по Египту, утвержденной Минтуризмом АРЕ. Но раз уж я стала резидентом этой интереснейшей исторически страны, нужно срочно пополнять копилку своих знаний. Итак, приглашаю желающих совершить со мной путешествие в древность в дельту Нила, где находилось древнейшее государство с тысячелетней историей — Царство Нубийское. А также узнать больше о завоеваниях Египта во времена Нового Царства в Африке.

пирамиды нубииПоразил меня тот факт, что на территории древнейшего государства Нубии было построено около 300 пирамид, по размерам уступающим девяти десяткам пирамид в Египте, сокровищницы которых также были заполнены несметными сокровищами и ценнейшими объектами культурного наследия, причисленных к списку ЮНЕСКо, но мало известных в широких кругах путешественников и археологов.

Что известно о пирамидах Нубии?

Знания о Нубийском царстве и его королях канули в века. Но культура этого древнего государства оказала огромнейшее влияние на формирование культуры современного юга Египта. Заимствовав обычай строительства пирамид у Египта, нубийцы построили около 300 пирамид, которые сохранились и до наших дней. Добро пожаловать в путешествие по следам древних цивилизаций Африки, по следам царей Древнего Нубийского Царства!

drevniy-egipet.ru

Ступенчатая пирамида Джосера

Ступенчатая пирамида была построена для Джосера, одного из величайших королей третьей династии (2721-2780 до н.э.). Первоначально эта пирамида была спроектирована и построена великим архитектором Древнего Египта Имхотепом. Пирамида построена в виде ступенчатой конструкции в 6 этапов. Каждый уровень — друг над другом. Сегодня она считается одним из старейших каменных архитектурным зданием, построенных человеком. Пирамида Джосера полностью установлена из известняка самого лучшего качества, который остается в первозданном виде уже 4700 лет.Четыре стороны пирамиды Джосера направлены почти точно на четыре стороны света. Вход в пирамиду, как и в комплексе Гиза, расположен на северной стороне. На северо-западной стороне пирамиды находится маленькая комната, стены которой выравнены под углом по форме напоминающем пирамиду. В этой комнате находилась статуя короля Джосера, оригинал которой был перевезен в Египетский музей в Каире. На Северном входе в пирамиде Джосера установлена копия статуи.

Как попасть в пирамиду Джосера?

Для посещения пирамиды в настоящее время используется другой вход, который был сделан во времена правления 26-й династии на южной стороне, поскольку он более безопасен.

На посещение пирамиды Джосера нужно получение специального разрешения. Внизу пирамида Древнего Египта представляет собой лабиринт маленьких коридоров и туннелей. В этих туннелях было найдено более 30000 артефактов, сделанных из нескольких видов камня, алебастра, мрамора, сланца и диорита.

На южной стороне пирамиды расположен зал захоронения. На глубине почти 28 метров можно найти могилу, которая, как считается,  принадлежала Джосеру.

Пирамида окружена стеной прямоугольной формы периметром 277 м на 544 м. В настоящее время от нее остались только руины.

В юго-восточной части стены находится вход в комплекс, который был недавно реконструирован. Через него Вы пройдете к колоннаде, которая имеет 40 столбов. Каждая колонна прикреплена к стене, такой стиль называется полуколонны. Они были построены с той целью, чтобы гарантированно выдержать большой вес потолка.

В промежутке между колоннами находится огромное количество маленьких комнат. Когда-то они были заполнены статуями, изображающими короля Джосера в качестве правителя Верхнего и Нижнего Египта. Гипостильный зал ведет к открытому внутреннему двору, который был использован для проведения праздничных ритуалов в присутствии короля. Этот праздник назывался Хеп-Сед фестивалем и символизировал долговременность власти короля и его успешное управление страной в течение следующих 30 лет. Справа от этого открытого двора, Имхотеп построил храм, известный как Хеп-Сед храм, для того, чтобы король мог совершать ритуальные действия в загробной жизни.

Храмы пирамидального комплекса Джосера

Позади храма и дальше на север можно увидеть комплекс зданий. Они называются южными и северными домами, там проживали сановники, которые принимали участие в ритуальных событий в храме в честь признания короля как царя Верхнего и Нижнего Египта.

Рядом с комплексом находится другая разрушенная ступенчатая пирамида, которая восходит к 5-й династии. Это было первое сооружение в Древнем Египте, украшенное надписями на стенах погребальной камеры. Там содержатся более чем 700 заклинаний, который должны помочь королям в загробной жизни, и они известны, как пирамида текстов. К сожалению, пирамида была закрыта для посещений более чем на 6 лет, но сейчас эта важная архитектурная достопримечательность Древнего Египта доступна.

Видео о пирамиде Джосера в Саккаре:

drevniy-egipet.ru