Песни обряды древней руси. Традиции музыкального воспитания в Древней Руси Языческая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Музыка, праздники, обряды народная песня на Руси и в России. Песни обряды древней руси


Музыка, праздники, обряды народная песня на Руси и в России

Можно сказать, что постоянно воюющим за свои территории, семьи, пропитание славянским племенам было не до отдыха. Поэтому по большей части русская народная музыка создавалась с конкретной целью, танцевальные, лирические произведения появились гораздо позже, в XVI - XVII веках.

По большому счету в русской народной музыке Киевской Руси можно выделить несколько основных жанров:

  • детские песни,
  • обрядовые песни,
  • песни-плачи,
  • эпические песни,
  • частушки.

Детские песни – передавались из поколения в поколение, пелись над детской колыбелью, были призваны защитить ребенка от злых духов, помолиться о его здоровье и счастье, помочь малышу быстрее заснуть.

В основе детских песен лежали языческие заговоры и обряды, хотя со временем в них появились и элементы православной религии – пожалуй, именно в этом жанре можно наблюдать наибольшее смешение этих противоположных религиозных направлений.

Обрядовые песни – традиционно сопровождали все календарные праздники славян, потому история русской народной музыки тесно связана с религией. Наиболее ярким примером обрядовых песен являются колядки – веселые песенки, которые пелисьряжеными на Святки. Здесь также прослеживается интересное смешение религиозных направлений: само название «колядки» произошло от имени языческого бога зимы Коляды, однако эти обрядовые песни исполнялись на христианский праздник - Святки.

Неизменно обрядовые песни сопровождали масленицу, день Ивана Купалы, а также события, имеющие значение для каждой конкретной семьи – поминки, свадьбы, дни рождения детей, другие памятные даты.

Также к обрядовым песням можно отнести церковные песнопения, которые создавались людьми, отрицающими языческие корни во всех их проявлениях, полностью посвятившими свою жизнь служению церкви.

Песни-плачи – особая часть русской культуры, создаваемая представителями особой профессии, пользующейся популярностью в Киевской Руси – плакальщицами. Плач и соответствующие обряду музыкальные формы являлись обязательной частью церемонии поминовения умерших. На сегодняшний день известны наиболее распространенные песни-плачи для похорон, целые коллективные воинские плачи, которые использовались на войнах, а особое место в жанре занимает плач невесты, которая вместе с подругами оплакивает свое расставание с родным домом, девичеством.

Эпические песни – служили для поддержания боевого духа тех, кто отправлялся на войну или просто в дальнее странствие. Скоротать время в строю, на привале, напугать врага, обрушить на его голову все несчастья, а также в красивой, интересной форме рассказать о своих подвигах родной семье – былины, эпос всегда являлся неотъемлемой частью русской культуры.

Русские народные частушки это, пожалуй, единственный жанр, который популярен сегодня, продолжает развиваться – короткие, забавные стишки, исполняющиеся на распев, описывающие повседневные события каждого племени в шутливой, игривой форме.

Стоит ли говорить о том, что до XXI века русская народная музыка дошла в значительно видоизменившись. Сегодня все русские народные произведения можно отнести к танцевальным или лирическим. Ценность произведений только возрастает - историки постоянно находят в этом развлекательном жанре интересные факты, ведь история русской народной музыки прекрасно отражает историю российского государства, народа!

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Как появились исторические песни древней Руси - НАЧАЛО РУСИ - ИСТОРИЯ - Каталог статей

Практически каждому из нас знаком тот факт, что первые авторства песен принадлежат скоморохам. Так же в числе первых авторов можно отметить исполнителей неких песнопений, которые требовались для свершения обрядов на Руси. Тут же важно заметить, что древнерусская музыка по своей сути считалась очень уникальной, так как в прямом смысле была связана с некими верованиями и язычеством. При этом, исполнения на Руси всегда связывали с земледелием, что и так считалось уже святым.

Скоморохи

Если верить множественным источникам, то на Руси как возле отдельно взятого дома, так и на площадях с массовым скоплением людей, исполняли колыбельные, трудовые песни, специальные песни для плясок и для обрядов. Как правило, главными заводилами считались именно скоморохи, которых на сегодня можно смело назвать настоящими профессионалами. Ведь им удавалось не только лихо сплясать, но еще и красиво исполнить ту или иную композицию.

Чаще всего таких "профессионалов" рады были видеть на различных мероприятиях, так как при своем творчестве они использовали различные музыкальные инструменты:

- дудки;

- трубы;

- свиристелки и так далее.

Многие эксперты уверены, что само изготовление и создание этих инструментов уже уникально в своем роде. Что касается смысла их исполнения, то часто они затрагивали темы хвалы богатырей или правителей.

Былины

В тот момент, когда Русь была захвачена татаро-монгольским игом, то Великий Новгород стал неким сборищем всех славян в качестве культурной столицы. Причем именно в этом городе чаще всего устраивали различные мероприятия и торжества. И на этот же период времени приходится популярность былин.

Многие специалисты в области истории уверены, что само происхождение былин наблюдалось именно в период захвата татаро-монголами. А самые первые такие исполнения нашему современному обществу известны благодаря Садко, который представлял собой первого гусляра.

Церковное направление

Параллельно популярности былин, в Новгороде так же зародилось совершенно новое направление - колокольный перезвон. В свою очередь он делился на три типа:

- обычный звон;

- перезвон, в котором использовались почти все виды колоколов;

- благовест, при котором использовались только крупные колокола.

В целом про музыку Руси можно сказать, что это свой неповторимый стиль. Как и церковное исполнение, так и народное всегда были востребованы.

 

wikii.ru

Традиции музыкального воспитания в Древней Руси Языческая

Традиции музыкального воспитания в Древней Руси

Языческая Древняя Русь

Традиции музыкального воспитания в Древней Руси тесно связаны с культурой и бытом восточных славянских племен. Мировоззрение было культовым и выражалось в конкретных образах и одушевлении всего окружающего. Особое значение имели обряды, как жизненное глубокое осмысление мира и себя в этом мире, их неотъемлемой частью являлась музыка: заклинания, пение, театральные действия.

Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т. п. Они запечатлели с большой полнотой мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций.

С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII в. ) письменной фиксации, народные песни сохранялись в устной традиции (лучшее свидетельство их популярности в народе) и многие из них дошли и до нас (“А мы просо сеяли”, “Ай, во поле липонька”, “Посеяли девки лен” и многие другие).

Русь христианская

Искусство Киевской Руси связано с постижением высоких образцов византийского канона, послужившего отправной точкой в развитии древнерусского профессионального искусства. Образцы византийской музыки, иконописи, архитектуры легли в основу творчества русских мастеров, которые вместе с тем не просто копировали оригинал, а творчески его перерабатывали. Приглашенные из Византии живописцы, зодчие, музыканты обучали русских зодчеству, знакомили их с техникой мозаики, фрески, иконописи, музыкальной письменности и пения.

В центре Киева сооружается большой храм — Десятинная церковь, где пели два хора. Естественно предположить, что этот огромный храм, так же как и другие подобные ему церкви Киева, Новгорода, Чернигова, должен был иметь обученных певцов, пение которых соответствовало бы его величественной монументальной архитектуре. Все это привело к необходимости обучать певцов, расширять книжное дело, обзаводиться книгами (в то время рукописными), по которым можно было бы научиться пению.

Первые русские летописи упоминают о заботе Владимира о просвещении, об устройстве школ. В Первоначальной летописи говорится о "доместиковом дворе", расположенном в Киеве возле Десятинной церкви. Доместиками в Византии, а потом и на Руси называли мастеров пения, совмещавших обязанности певца-солиста, дирижера хора и учителя пения. Доместики обучали пению, чтению. Упомянутый летописцем "доместиков двор" и был, повидимому, одной из первых певческих школ на Руси.

Важнейшим событием культуры Киевской Руси было появление письменности, а вместе с тем и музыкальной письменности. Прогрессивную роль в то время выполняли многие монастыри, оказывая большую помощь в просвещении, книжном и певческом деле. В них образовывались училища, в которых обучали чтению, пению, находились скриптории, где переписывали книги. Среди этих книг большой процент приходился на музыкально-певческие. С течением времени на Руси увеличивалось количество певческих книг и число людей, владевших музыкальной грамотой.

Певческое обучение и воспитание в Древней Руси решало прежде всего задачи нравственного воспитания. Воспитание нравственного сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения становилось первоочередной задачей. Воспитание в певческом искусстве Древней Руси происходило как решение двух взаимосвязанных задач – нравственного и эстетического воспитания, первое из которых являлось и приоритетом и системой ценностей для второго. Во всей полноте вставало перед маленькими певчими наследие прошлого, уроки знакомили детей с выдающимися распевщиками, историей русской и византийской церковной культуры. Эстетические идеалы искались не только в произведениях искусства, каковых было немало в каждой из монастырских певческих школ, но и в окружающем мире.

Очень важна была культура поведения – невозможны грубые слова и жесты, вольные позы, вызывающий смех и т. д. Учащиеся призывались к сдержанности и благородству внешнего поведения и самоощущения, проистекающим от огромного благоговения перед святостью происходящего, перед высотой богослужебного пения как проповеди высшего, священного, Божественного.

В древнерусском певческом воспитании использовалась вся шкала педагогических методов. Прежде всего выдвигалась определенная система требований. Все методы воспитания опирались на заповедь послушания, одну из основных православных добродетелей. Основным методом являлось воспитание через пример, способствующий формированию положительного идеала. Необходимо было и приучение, как культивирование способности к необходимым осмысленным действиям. Поощрение и наказание способствовали воспитанию верной системы координат, закрепляли необходимые навыки. Рассказ, разъяснение, увещевание, настройка, приучение, упражнение, поручение образовывали единую систему воспитания, где сливалась нравственная и эстетическая координаты.

Хоровое пение на Руси включалось в число учебных предметов. Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения. Обучение, как правило, начиналось с семи лет. Центрами образования в древней Руси были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия и по хоровому пению. Дети низших сословий учились преимущественно в монастырских школах, а также у священников – “мастеров грамоты”. Наряду с мастерами грамоты были и мастера пения, которые специально обучали детей пению. С развитием частных школ и индивидуального обучения пению включалось в число основных предметов. Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах.

Начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья одновременно сосуществовали две музыкальные культуры разного назначения, обладавшие различными средствами художественной выразительности, — народная и церковная: песни и песнопения. Условия освоения народной и церковной музыки имели различный характер. Народная песня, естественно входившая в жизнь человека, как бы впитывалась с молоком матери. Освоение церковной музыки было книжным, оно требовало специальных школ.

Княжеская культура. Скоморошество Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора и дружинного быта было сопровождать музыкой официальные церемонии, музыка звучала на княжеских пирах. Широкое распространение в княжеском быту Киевской Руси получили героические песни. Пиршества, устраиваемые киевскими князьями вместе со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — инструментальной музыкой, играми, плясками, акробатикой.

Скоморохи становятся участниками народных игр и гуляний, связанных с языческими традициями, сохранившимися на Руси после распространения христианства. В исторических документах и фольклоре сохранились упоминания об участии скоморохов в свадебном, похоронном обрядах и других семейных церемониях. Особо подчеркнута была в искусстве скоморохов комедийная, шутовская сторона, часто обретавшая обличительную окраску.

Инструментальная музыка

В Древней Руси существовало два музыкальных понятия — мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись. Мусикия — это инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на духовых — сопением). Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах — в придворном, княжеском быту, в ратном деле и в народных праздниках. Инструментарий был богат и разнообразен, но все же инструментальная музыка на Руси не приобрела самостоятельного художественного значения. Она имела лишь прикладное значение, сопровождая пение, пляски, походы, торжественные встречи и церемонии и т. п.

В отличие от католических стран, инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому, что она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой. В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием "гусли". По форме резонаторного корпуса их стали именовать шлемовидными (псалтыревидные десятиструнные гусли) и крыловидными (четырех-, шестиструнные). В древнерусской литературе обычно противопоставляется "доброгласная псалтырь" сопелям и гуслям.

Играли на гуслях сидя, инструмент клали в слегка наклонном положении на колени, оперев вершину его о грудь. На струнах высокого регистра исполняли мелодию, а на нижних — гомофонно-гармоническое сопровождение и басовый бурдон. Практиковалась также игра стоя.

Другим распространенным струнным инструментом, напоминающим фидель, был гудок. Он состоял из грушевидного корпуса с грифом, на который натягивались три струны. Играли на гудке лукообразным смычком (отсюда выражение "гудеть лучцом") сидя, упирая инструмент в колено.

В народном быту широко использовались духовые инструменты: сопель, свирель, цевница. Применялась также волынка, известная в Древней Руси как козица. Очень разнообразны были и ударные инструменты — под общим видовым названием "бубны", куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Труба была военным и привилегированным инструментом, ее назначение — вселять мужество и бесстрашие. Трубы так же, как и гусли, были двух видов. Кроме ратных труб были и скоморошьи, подобные пастушескому рожку; эти очень длинные рожки изготовлялись из древесной коры.

present5.com