Количество просмотров публикации ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - 36
КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ ПЕДАГОГИКИ
РАЗДЕЛ 3
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: ʼʼУши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьютʼʼ. Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов Фале-са из Милета (ок. 625 — ок. 547 гᴦ. до н. э. ), Гераклита (ок. 530—470 гᴦ. до н. э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н. э. ), Сократа (469—399 гᴦ. до н. э.), Платона (427—347 гᴦ. до н. э. ), Аристотеля (384—322 гᴦ. до н.э.), Эпикура (341— 270 гᴦ. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, к примеру, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название ʼʼсократовскийʼʼ. Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа — философ Платон — основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово ʼʼакадемияʼʼ происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, в связи с этим познание должно приносить радость, и само слово ʼʼшколаʼʼ в переводе с латинского означает ʼʼдосугʼʼ, а досуг связан всегда с чем-то приятным, в связи с этим важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Аристотель много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия, Сегодня в XX веке мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что ʼʼиз привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступковʼʼ. В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.
Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому крайне важно му, остальное подчинялось одной цели — беспрекословному послушанию, выносливости и науки побеждать.
referatwork.ru
Педагогика в Древней Греции
Педагогика в Древней Греции
Юферева Т., Юферев с., Лапина О., Лопатина А., Ложкина М.
Специальность 050130 музыкальное образование, 21 группа
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов — Фалеса из Милета (ок. 625 — ок. 547 г. до н.э.), Гераклита (ок. 530—470 г. до н.э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н.э.), Сократа (469—399 гг. до н.э.), Платона (427—347 гг. до н.э.), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341—270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — гимнасий) — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский". Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого
была названа местность вблизи Афин, где Платон основам свою школу).В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово "школа" в переводе с латинского означает "досуг", а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в лйкее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков". В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному".
Сегодня, в XXI в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было. Современный педагогический словарь состоит из греческих слов: школа, академия, гимназия, лицей, педагог, метод и др.
Литература
Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
Платон. Государство. Кн.3
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988. — 221 с.
Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М, 1989.
http://www.pedagogikam.ru/
www.vesnat.ru
Кого в Древней Греции называли педагогами? Обязанности педагога в Древней Греции
Ещё до нашей эры люди старались всеми способами изучить окружающий мир. В те времена таинства постройки архитектурных зданий крылись в математических расчетах, на которых основывался «фундамент» будущего проекта. Именно греческие математики сумели дать толчок для науки. И мало кто знает, что выходцы из этой страны построили все те систематические каноны воспитания детей, которые в дальнейшем развивали европейские ученые и философы.
О чем идет речь? Конечно же, об учителях. Греки первыми поняли, что знания не достаточно просто сохранять – их необходимо передавать дальше. Только так можно развиваться и совершенствоваться. Именно древние эллины ввели систему обязательного начального образования и активно развивали систему школ по всей стране. Даже своенравные спартанцы оценили весь потенциал педагогики и те возможности, которые она открывает перед будущими поколениями.
В данной статье рассмотрим все тонкости обучения и раскроем важный вопрос в образовательной сфере – кого в Древней Греции называли педагогами?
Недетские хлопоты
Каждая пара, которая в итоге становилась семьей, обзаводилась детьми. А с появлением младенца на супругов уже автоматически возлагались все обязанности рода: это и почитание традиций, и принятие религии, и все культовое обязанности, присущие поколению.
Рождение первенца было воистину настоящим торжеством. Двери дома, где находилась кормилица, украшали оливковыми ветвями или шерстяными нитками. Младенца купали в чане с водой, в которую добавляли оливковое масло и вино.
Но не всегда мужчины были уверены в своем отцовстве. Они выжидали около недели, чтобы распознать свои черты лица в ребенке, и уж тогда устраивали настоящий праздник для всех гостей.
Воины с детства
Воспитание в Древней Греции проводилось в сочетании с культурными традициями конкретного рода. Существовали, конечно, и общие каноны для всего народа, но каждая семья была индивидуальна и со своими желаниями.
Большинство делали упор на воспитании защитника родины, это беспрекословно относилось к мужской половине.
С самого детства родители своих чад растили на мудрых изречениях Гомера. В этих произведениях было все расписано и структурировано, в особенности правила поведения человека в обществе. Мужчина был должен отдавать долг перед родиной, подвиги должны были совершаться только для своего народа.
Развитие не по годам
Подготовка к взрослой жизни проводилась отдельно для мальчиков и девочек, для каждых делался свой акцент в обучении.
Мужчины были обязаны уметь писать, читать, знать несколько песен военного характера, изучать историю и смыслить в религиозных обрядах. Конечно же, большой уклон шел на физическую подготовку бойцов. Испытания были не из легких. Молодые люди испытывали настоящие тяготы воина: голод, боль, невыносимая жара, холод и так далее.
После таких подготовительных «курсов» мальчиков загоняли на алтарь богини Артемиды и били розгами. Те, кто вынес это очередное испытание, отправлялись странствовать по стране без всяких средств для проживания и даже с минимумом одежды. Выдержав и это, они допускались к трапезе с солидными мужчинами и становились элитой общества.
Женская доля
Что касается прекрасной половины, то они до семи лет находились под опекунством своей кормилицы или же няньки. Далее их учили прясть, ткать, ухаживать за хозяйством. Но вот образовательным моментам из разряда «читать, писать» уделялось по минимуму времени.
К примеру, в Афинах воспитание девушек напрямую зависело от родителей и их пожеланий, а вот в Спарте юные красавицы занимались гимнастическими упражнениями и борьбой наравне с мужчинами-воинами.
Также девушек учили пению и танцам, так как женская роль в религиозных обрядах была ведущей.
Учение – свет
Первые древние школы Греции возникли в V в. до н.э. Содержание образования было весьма разносторонним, уклон уходил в разные науки.
Родители практически с рождения определяли, кем быть ребенку, и в зависимости от пожеланий отправляли в одну из школ:
1. Милетская школа – в приоритете гуманитарные, прикладные и философские науки.
2. Собрание пифагорейцев – познание свойств числа и теории единства мира.
3. Учебное заведение Гераклита Эфесского – изучение явлений природы и войны.
4. Элейская школа – открывали проблемы познания чего-либо.
5. Атомисты – изучали атомы и материальные частицы.
Древние школы Греции всё же имели общие черты: поиски первоначального существования человека, открытые философские учения и размышления и объяснения неопознанных явлений, которые возникали в окружающей среде.
Это тем самым обуславливалось единство народа, и различие между умами не было колоссальным.
Определение не по назначению
И всё-таки, кого в Древней Греции называли педагогами?
Скорее всего, вы подумаете, что это те люди, которые получали специальное образование, чтобы в дальнейшем иметь какие-то полномочия в данной сфере. Но это не совсем так.
В древнее время оборот «рабы-педагоги» содержал отождествленные по смыслу слова. Это в основном были мужчины, которые оказались непригодны для физического труда в какой-либо сфере работы, поэтому берегли домашний очаг. Культ семьи и быта стоял на первом месте.
В обязанности такого раба входило следить за детьми до семи лет. Педагог-воспитатель охранял своего подопечного при выходе из дома, сопровождал в школу и на общественные мероприятия. Также вкладывал знания о грамоте на элементарном уровне.
Всё это продолжалось до того возраста, когда дети переступали порог зрелости и некой мудрости.
Не исключали и женщин в такой профессии. Они были преподавательницами греческого языка, и в основном их приставляли к маленьким детям.
Концепции воспитания
Не только в наше время люди (например, при исторических исследованиях) задаются вопросом о том, кого в Древней Греции называли педагогами.
В те времена учения о воспитательных методах зарождались как особые течения философии. Теоретические концепции продвигали великие философы – Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. Они отождествляли воспитательные процессы с законами природы и раскрывали семейные традиции через философские учения.
Демокрит изучал сознание человека и его функции.
Сократ установил факт, что самое лучшее воспитание – это диалог с учениками, так как только с помощью обоюдного восприятия информации получится хороший результат.
Платон больше изучал проблему рабовладения в педагогике. Он написал два труда - «Государство» и «Законы».
Аристотель на всё смотрел сквозь призму природного мира. Цель воспитания в его понимании делилась на две части: развитие разумной и волевой сторон души.
В свое время Древняя Греция кратко, но четко диктовала собственные каноны в учебных процессах. И такие виды познания детской психологии распространялись не только в этой стране.
Передача знаний в поколения
В наши дни эти древние знания – и есть то, чем оперируют преподаватели, и неважно, какой предмет. Всё равно истоки приводят к Древней Греции.
Философские учения не всегда могут быть понятны обычному прохожему, но тому, кто стремится познать мир, трудности не страшны.
И людям, которые хотят и стремятся работать в сфере образования, советуем рассмотреть вопрос о том, кого в Древней Греции называли педагогами. Ведь проходит множество лет, значение некоторых слов меняется, а в итоге страдают самые ценные сокровища – дети.
загрузка...
aikido-mariel.ru
Педагогика в Древней Греции
Педагогика в Древней Греции
Юферева Т., Юферев с., Лапина О., Лопатина А., Ложкина М.
Специальность 050130 музыкальное образование, 21 группа
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов — Фалеса из Милета (ок. 625 — ок. 547 г. до н.э.), Гераклита (ок. 530—470 г. до н.э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н.э.), Сократа (469—399 гг. до н.э.), Платона (427—347 гг. до н.э.), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341—270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — гимнасий) — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский". Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого
была названа местность вблизи Афин, где Платон основам свою школу).В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово "школа" в переводе с латинского означает "досуг", а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в лйкее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков". В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному".
Сегодня, в XXI в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было. Современный педагогический словарь состоит из греческих слов: школа, академия, гимназия, лицей, педагог, метод и др.
Литература
Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
Платон. Государство. Кн.3
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988. — 221 с.
Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М, 1989.