Митрополит иларион древняя русь. Значение ИЛАРИОН (МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Митрополит Иларион назвал язычество "обманом". Митрополит иларион древняя русь


Митрополит Иларион назвал язычество "обманом"

20:0216.06.2018

(обновлено: 20:03 16.06.2018)

15622947

МОСКВА, 16 мая — РИА Новости. Председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион полагает, что возрождение язычества в России — это искусственный процесс, а само язычество является обманом.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Божественной литургии в Крещенский сочельникПатриарх Кирилл обеспокоен распространением язычества среди спецназовцев"Я думаю, что возрождение язычества — процесс искусственный, потому что никто толком не знает, в чем заключалась языческая религия до принятия Русью христианства. То, что сейчас понимается под язычеством — это гремучая смесь из разного рода оккультизма, каких-то пережитков древних языческих верований и культа физической силы, который насаждается при помощи этих образов из жизни или якобы из жизни Древней Руси", — сказал митрополит Иларион в эфире передачи "Церковь и мир" на телеканале "Россия 24".

По мнению митрополита, распространенные стереотипы о том, что христианство призывает к пассивности и заниматься только душой не соответствуют действительности.

Участник празднования языческой Масленицы (Комоедицы) в деревне Турейка Наро-Фоминского района Московской области"В Церкви нас особо не любят". Зачем российские язычники убегают в леса"Христианство не говорит, что человек не должен развивать свое тело, а только делает акцент на душе. Христианство — не спиритуалистическая религия, а вполне материалистическая в том плане, что Иисус Христос уделял внимание человеческому телу и те писатели-аскеты, которых мы называем святыми отцами и которые писали о внутренней жизни человека, всегда обращали внимание на взаимосвязь между душой и телом человека, и античное изречение: "В здоровом теле — здоровый дух, не чуждо христианству", — отметил он.

Председатель ОВЦС полагает, что язычество не способствует развитию человека, "ни интеллектуальному, ни духовному, ни физическому".

"Я лично считаю, и в этом следую двухтысячелетней традиции христианской церкви, что язычество является обманом, потому что языческие боги — выдуманные существа, за которыми, как верили ранние христиане, стоят реальные бесовские силы. Человек придумывает некие существа, развивает вокруг них мифологию, создает идолы и начинает поклоняться им. Мы это хорошо видим по так называемому неоязычеству. Это отнюдь не возрождение древних или национальных традиций, а бесовщина, которая рядится в национальные одежды", — заявил митрополит Иларион.

ria.ru

Иларион

Митрополит Иларион в течение четырех лет (1051год - 1055 год) являлся шестым митрополитом всея Руси. Его предшественником был митрополит Кирилл, преемником - митрополит Ефрем. Иларион умер в 1055 году.

Краткая биография Илариона Киевского

Он имел прозвище Русин. Умер, по некоторым данным в 1055 году. Являлся митрополитом Киевский и всея Руси, а период правления Ярослава Мудрого был святителем. Иларион стал первым русским митрополитом в Киеве. Является автором произведения «Слова о Законе и Благодати», написанию которого посвятил целых 20 лет - с 1030 года по 1050 год.

21 октября по юлианскому календарю является днем памяти священнослужителя. Его вспоминают также 28 сентября и на второй неделе Великого поста.

Сведений о жизни митрополита очень мало, до наших дней дошли лишь обрывки данных о его биографии. Некоторые из них нельзя считать абсолютно достоверными. Ряд летописей того периода имеют в своем содержании упоминания имени Ларион, которое отожествляют с именем митрополита.

«Повесть временных лет», написанная в 1051 году, описывает создание Киево-Печерского монастыря. Имя Иларион появляется в контексте описания, где митрополит изображен «постником и благим мужем», участвовавшим в возведении Печорского монастыря. Указывается и тот факт, что собрание епископов под руководством Ярослава поставило Лариона митрополитом. Устав Ярослава, регулирующий церковные суды, также подтверждает назначение Лариона Митрополитом.

С этого периода и до 1055 года никаких данных из биографии Илариона не имеется. Вторая летопись города Новгород имеет в своем содержании упоминание митрополита Ефрема, приемника Илариона. По некоторым данным, после кончины Илариона в 1054 году его сразу заменили. Война с Византией и смерть митрополита Феопемпта повлияли на противоканоничность поставлений шестого Митрополита всея Руси Илариона Киевского.

«Слово о законе и благодати», по некоторым данным, было написано именно Иларионом, хотя достоверность этих сведений находится под сомнением. Произведение распространялась списками в XV-XVI веках, в количестве около пятидесяти штук. Некоторые из них имеют довольно сомнительную атрибуцию.

«Слова о законе и благодати» входит в Синодальный список, в составе которого имеется и произведение «Молитва». Авторство «Молитвы» также приписывается Илариону. «Исповедание веры», наряду с этими произведениями входящее в список, по некоторым сведениям, было написано в честь поставления Илариона на должность митрополита. Синодальный список содержит также Похвалу Ярославу Мудрому.

 

biblioman.org

Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси / Патриархия.ru

Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого († 1054), сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов. Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион, священник княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. "Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, - рассказывает преподобный Нестор Летописец. - Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу..." Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто "муж книжный", но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы - "Слово о законе и благодати". Содержание его глубоко и многосторонне. В центре "Слова" - учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил на "жидовский конец" в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.). Об этом рассказывает святитель Симон в "Киево-Печерском патерике". Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу "о законе, Моисеем данным, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших". Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого "Слова",- прославление апостольского подвига святого князя Владимира. Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы воспринимаются в духовном опыте Церкви в неразрывной слитности. Закон - лишь предтеча и слуга благодати и истины. Истина и благодать - лишь слуги будущего века и жизни истинной. Так же учит святитель Иларион о преемственности Церкви: "Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, что Христос же и апостолы Его о Воскресении и о будущем веке". С момента, как пришел в мир Спаситель, Ветхий (прежний) Завет человека с Богом утратил силу. Богословскими символами Ветхого и Нового Заветов служат святителю заимствованные у святого апостола Павла образы двух жен Авраама - свободной Сарры и рабыни Агари. "Изгнана была Агарь, рабыня, с сыном ее Измаилом, и Исаак, сын свободной, наследник был Аврааму. Так же изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали Богу и Отцу. Как меркнет свет луны при воссиявшем солнце, так и закон - при явлении благодати; стужа ночная гибнет от солнечного тепла, согревающего землю,- и человечество уже не горбится под бременем закона, но в благодати свободно ходит". Радость о Христе преисполняет святого проповедника, когда он говорит о вхождении родной Руси в сонм христианских племен. "Христова благодать всю землю исполнила" и, прежде всего, молодые жизнестойкие народы, к которым относился и русский народ. "Приличествует благодати и истине на новые люди воссиять. Не вливают, по слову Господню, вина нового - учения благодати в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, но новое учение, в новые мехи, новые народы". Так вера благодатная "по всей земле распростерлась и до нашего языка русского дошла. Вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит; язычники приняты, а иудеи - отринуты". Русские православные отныне "не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам в жертву (см. память варягов-мучеников 12 июля), но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал - и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести". Великий апостольский подвиг просвещения Русской земли свершил святой князь Владимир (память 15 июля), "подобник святому равноапостольному Константину, который "заповедал по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святого Духа, и ясно и громогласно во всех градех славить Святую Троицу и всем быть христианами - малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, богатым и убогим". С гордостью говорит святой Иларион о родной земле: "Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле владычествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли". "Слово о законе и благодати" - первое по времени творение Русской Церкви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. "Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший: ибо тобою обожились и жизнь Христову познали". Таково содержание этого замечательного памятника древнего русского богословия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское "Исповедание", ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К "Слову о законе и благодати" в рукописях присоединяется обычно "Молитва святого Илариона". Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечественном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епархию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других городах, чрез которые он будет проезжать, читать молитву "творение митрополита Илариона Русского". Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Иконописный подлинник

Русь. 1660-е.

Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Угличский музей.

Москва. 1950-80.

Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. "Митрополичьи палаты". Троице-Сергиева Лавра.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

www.patriarchia.ru

ИЛАРИОН (МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ) - Краткая биографическая энциклопедия - История

ИЛАРИОН (МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ)

Иларион - митрополит Киевский. Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро приобрел известность, его полюбил великий князь, и, по желанию последнего, в 1051 г. собором русских епископов Иларион был поставлен русским митрополитом. Это был первый случай поставления митрополита из природных русских и в России. С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава , относящееся к последним годам княжения этого князя. По-видимому, Иларион недолго оставался митрополитом: уже под 1055 г. в летописях упоминается другой митрополит, Ерем. Время кончины Илариона также неизвестно. Митрополит Иларион один из знаменитейших писателей нашей начальной литературы. Из сочинений Илариона до нас дошли: "Слово о законе и благодати", написанное еще до поставления Илариона в митрополиты, "Исповедание веры", произнесенное, предполагают, по случаю поставления, "Поучение о пользе душевной ко всем христианам" (некоторыми исследователями приписываемое, впрочем, Илариону Великому) и "Слово к брату-столпнику", встреченное в одном сербском сборнике XIV - XV веков. Содержание первого из названных сочинений видно из его заглавия: "О законе Моисеем данном о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и вера в все языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва к Богу от всея земля нашея". Слово является свидетельством быстро проникавшего в киевскую Русь византийского образования. Представителем этого, нового на Руси, элемента является не только сам автор, но уже целый кружок лиц, к которым он обращает свое "слово" и которых он называет "преизлиха насыщьшимися сладости книжные", кружок лиц, которым хорошо "ведомы книги". Замечательно в авторе его воодушевление; вся первая половина Слова - как бы сплошной восторженный крик древнерусского язычника, сознавшего бедность старой веры, сравнительно с новыми идеями и понятиями, принесенными христианством. Чрезвычайно любопытно в ново просвещенном христианском митрополите и чувство национальной гордости, с которой он вспоминает о "старом Игоре" и "славном Святославе": "Не в худе бо и не в неведоме земли владычетвоваша", - с гордостью заявляет писатель, - но в "Русской яже ведома и слышима есть всеми конци земля". "Исповедание веры" - содержания догматического, отличается богословской точностью и ясностью изложения. "Поучение о пользе душевней" и "Слово к брату-столпнику" - кратки и довольно общи по содержанию. Едва ли названными произведениями исчерпывалась вполне литературная деятельность митрополита Илариона. "Невозможно допустить, - справедливо замечает один из исследователей, - чтобы человек, мало упражнявшийся в сочинениях, мог вдруг написать такое художественное слово, как "Слово о законе и благодати" Илариона, и выражаться с такой богословской точностью, какой отличается его "Исповедание веры". Отрывок из слова митрополита Илариона "О законе и благодати" приводится уже у Карамзина ("История Государства Российского" (I, примеч. 284), который почему-то называет его "Житием Владимира". В 1844 г. памятник, по рукописи XVI века, был издан профессором Горским , в "Приб. к твор. св. отец" (т. II, 204 - 299), вместе с двумя еще другими, вновь открытыми Горским, сочинениями Илариона: "Исповеданием веры" и "Поучением о пользе душевный ко всем христианам". В 1848 г. "Слово о законе" было переиздано Ундольским по более древнему списку XIV - XV веков ("Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1848, ¦ 7, стр. 21 - 41, и отдельно: "Славяно-русские рукописи в пергаменном сборнике Царского", М., 1848). Несколько позднее Куприяновым переиздано было и "Поучение о пользе душевней", встреченное им в несколько иной редакции и в более раннем списке, XII - XIII веков. (в "Известиях Императорской Академии Наук", V, 222 - 224; здесь же приведены варианты по другой рукописи, XIV века). "Слово Илариона, митрополита киевского к брату-столпнику" найдено было профессором Петровским в одном сербском сборнике XIV - XV веков и издано им в "Известиях Казанского Университета" (1865, I, 47 - 84). Издатель делает предположение, что "митрополит Иларион мог быть если не составителем, то, по крайней мере, переписчиком существовавшего уже поучения (переводного, греческого)". Срезневский считает это слово принадлежащим киевскому митрополиту Илариону ("Древние Памятники", 19). А. Архангельский.

Краткая биографическая энциклопедия . 2012

Словари → История → Краткая биографическая энциклопедия

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИЛАРИОН (МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

slovar.cc