Правовая система древнего египта. Сообщество Империал: Правовая система в Древнем Египте - Сообщество Империал
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Правовая система древнего египта


Правовая система в Древнем Египте

Общие черты правовой системы

Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как "владыка справедливости", богиня порядка и справедливости Маат - ее символическое изображение в виде "Пера Истины" противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу - душе умершего). Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками; не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о "сердце и словах" (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.

Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах (по современным подсчетам, до 5% браков вместо 1-2% в большинстве остальных случаев в среде других сословий). По преданию, фараон Рамзес II (XIII в. до н.э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли еще при его жизни. О разводе и его последствиях не существует свидетельств, вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.

На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и которым не мог распределять между своими детьми. Собственность и договорные отношения. Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и поселений). У каждого вельможи был "домоправитель", который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов - они были нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение.

Некоторые новации были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV династии (720-715 гг. до н.э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва. Некоторые из этих реформ послужили, по всей видимости, образцом для подражания афинскому законодателю Солону (594 г. до н.э.). Сходны с ними также реформы китайского императора Уди (II в. н.э.), но это сходство носит уже случайный характер.

Судопроизводство

Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделывателю документов или мер и весов отрубали одну руку.

Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древности важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправления: они разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и везир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона, либо великого везира. Идеалом судебного решения считалась "строгая справедливость", даже если речь шла о заговоре против фараона (реальный эпизод времен Рамзеса III после 1198 г. до н.э.). В одной из инструкций начала 2-го тысячелетия до н.э. фараон наставлял везира, чтобы тот судил все случаи в соответствии с законом, и это значило, что нужно уважать справедливость. В некоторых хвалебных надписях упоминается деятельность фараона в качестве законодателя: он диктует, а приглашенный писец записывает его установление. Законность как атрибут правления упоминается в документах, а также в более поздних описаниях греческого историка Геродота. При этом земная законность, согласно преданию, полностью согласуется с законами, установленными богами. Решению дел обычно предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.

О судебной атмосфере можно составить представление по документу XIV в., описывающему судебную процедуру у вельможи, главного чиновника города Фивы, древней столицы государства. У самого вельможи седалище со спинкой, рядом с ним - жезл, под ногами и за спиной - кожаная подушка. По обе стороны от него разложены 40 кожаных свитков с законами. Его окружают 10 вельмож, начальники и заведующий канцелярией по приему посетителей. Наказания выносятся "соответственно проступку". Если спор идет о земельных участках (пашнях), то заведующему пашнями дается трехдневный срок на представление документов.

Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и именовались "дневниками". Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате.

На технику изготовления законов в древнеегипетском государстве проливает свет указ фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н.э.). В нем повествуется о том, как, "ища благое дело для Египта, исследуя дела", фараон "самолично говорит в виде указа", а писец с прибором и свитком записывает "согласно всему тому, что сказал его величество". В этом же указе перечислены критерии подбора на должность судей: "немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты". Цель судейского участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению - умиротворение конфликтующих и непослушных.

Все наказания отличались жестокостью - с телесными мучениями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), с обращением в рабство за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику.



biofile.ru

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Государственный строй. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство( уже к III тысячелетию до н.э.)

История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

В процессе разложения родоплеменного строя и образования социально-классового общества в Египте возникают 40 номов (общин) во главе с номархами (правителями). В 3200г. до н.э. номы объединились в два самостоятельных государства — Верхний и Ниж-ний Египет. В IV тысячелетии до н.э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое.

Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер.

Главой правительства … Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном.

Функции визиря сложны и многочисленны:

1. Он глава финансового ведомства и руководитель публичных работ.

2. Визирь выполнял функции государственного канцлера и хранителя государственной печати.

3. Он был градоправителем царской столицы. В резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть.

4. Визирь имел широкие полномочия и в области отправления правосудия. Он возглавлял высшую судебную инстанцию страны – шесть судебных палат ("шесть великих домов").

Вместе с тем компетенции визиря еще более усложняются, ему подчинены и войска, и крепости. Но в области финансовой на первое место выдвигается казначей.

Во главе военного ведомства стоял начальник — представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. В его распоряжении находился аппарат чиновников и писцов. В обязанности руководителя военного ведомства и всего подчиненного ему аппарата входили формирование и вооружение царской армии, постройка крепостей и военных судов, управление интендантскими складами, снабжение войска продовольствием.

Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран.

В Египте не существовало еще строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками, стоящими во главе этих ведомств. В управлении господствовала система царских поручений.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями.

Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. Центральный суд (кенбет) состоял из 30 судей, которые подбирались из знатных граждан разных городов. Были учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить решение остальных судов. Все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании.

Основные черты права. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.

В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

Существовали несколько видов договоров — договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные — убийство священных животных, чародейство; 3) против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности — кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

refac.ru

Египетская правовая система



Египетская правовая система

Исторический фон

Египетская правовая система была основана на Наполеоновских законах, римском праве и исламском шариате. В 1874 году Египет получил независимость от Османской империи в вопросах правового и административного регулирования. В следующем году была создана национальная правовая система. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков юристы и ученые, такие как Великий муфтий Мухаммед Абдула, Рашид Рида и Абдул Раззак Аль Санхури, приняли европейский путь правового мышления в коммерческих, уголовных, гражданских и морских делах, но семейное право оставалось под надзором исламских судов (Эль-Махакем эль-Шарай’а) и использовался для решения семейных вопросов до 1956 года, когда эти суды были интегрированы в национальную судебную систему. В случаях супружеских споров с участием немусульман применяется церковное материальное право.

Египетская конституция 1971 года объявила независимость судебной ветви власти от исполнительной власти. Кроме того, Верховный конституционный суд, созданный в 1969 году, несет ответственность за обеспечение соблюдения законов положениями Конституции.

Система управленияСистема правления Египта отражает сочетание парламентской и президентской систем правления. Президент является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. Премьер-министр выступает в качестве заместителя президента и реализует свою политику. Как премьер-министр, так и Совет министров назначаются и удаляются Президентом. Парламент принимает законы, представленные кабинетом министров. Тем временем судебная власть контролирует соблюдение этих законов.

Три основные ветви власти, как указано в египетской конституции, — это (1) исполнительная власть, (2) законодательная власть и (3) судебная власть.

                                                    

Исполнительная властьИсполнительную ветвь возглавляет президент, который выбирает премьер-министра и Совет министров. В статье 75 Конституции Египта четко указывается, что президент Египта должен отвечать определенным требованиям. Во-первых, он должен быть египетским гражданином, родившимся у египетских родителей и пользующимся как политическими, так и гражданскими правами. Более того, его возраст должен быть не менее 40 календарных лет. После избрания президент обслуживает шесть последовательных календарных лет и может быть переизбран на неопределенный срок. Он уполномочен назначать всех судей Верховного Конституционного суда вместе с гражданскими и военными судьями. Кроме того, президент назначает десять членов Народного собрания (Маглес Эль-Шааб). Он также избирает восемьдесят восемь из 246 членов Консультативного совета (Маглес Эш-Шура).

                                           

Законодательная власть (парламент)Законодательная власть состоит из двух палат: Народного собрания (Маглес Эль-Шааб) и Консультативный совет (Маглес Эш-Шура).

Народное собрание (Маглес Эль-Шааб) имеет право принимать законы и одобрять двусторонние и многосторонние договоры, а также национальный бюджет. Оно состоит из 454 членов, и 444 из этих членов избираются непосредственно. Остальные 10 назначаются Президентом.

Консультативный совет (Маглес Эш-Шура) действует в качестве консультанта для президента, исполнительной власти и Народного собрания. В отличие от Народного собрания, у него нет законодательных полномочий. Хотя президент назначает восемьдесят восемь членов Совета Шуры, остальные 174 члена Совета Шуры избираются народом напрямую.

                                                   Судебная властьСудебная власть контролирует осуществление и обеспечение соблюдения законов. Судьи назначаются на всю жизнь с обязательным выходом на пенсию в возрасте семидесяти лет.

Официальный языкСогласно статье 2 Конституции Египта, арабский язык является официальным языком страны.

Официальные источники законаКонституция (Эль-Дустур)Конституция Египта является высшим законом страны. Статья 2 Конституции предусматривает, что ислам является государственной религией, а исламский шариат (закон) является основным источником законодательства. Конституция 1971 года подтверждает принцип разделения властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. В 1980 году в Конституцию были внесены поправки в целях пропаганды концепций прав человека, свободы отдельных лиц и верховенства закона.

Законы (Эль-Ташреат)Народное собрание принимает законы, и Президент утверждает эти законы. Все законы должны соответствовать конституционным положениям и исламскому шариату. Верховный Конституционный суд имеет право пересматривать конституционность законов.

Договоры и международные соглашения (Эль-Атфакият ва Эль-Маухадат эль-даулея)Договоры и соглашения становятся законами, когда они подписываются и утверждаются исполнительной властью и утверждаются Народным собранием.

Президентские указы (Аль-Карарат аль-Гомхурия)Указ Президента имеет силу закона; однако они все еще нуждаются в одобрении Народного собрания. Президент имеет право издавать указ президента о роспуске парламента.Резолюции премьер-министра (Карарар райис эль-Вазарая)Канцелярия премьер-министра выдает постановления премьер-министра о координации между министерствами и исполнении повестки дня президента.Резолюции министров (Аль-Карарат аль-Вазари)Резолюции министров устанавливают процедуры, облегчающие исполнение недавно принятых законов. Эти резолюции обычно касаются вопросов, относящихся к юрисдикции министерства.

Печатные источникиЗаконы, указы президента и постановления премьер-министра публикуются в египетских официальных печатных вестниках (Аль-Гаридах аль-Расмея), как правило, в течение двух недель после их выпуска. Они вступают в силу через месяц с даты публикации. Резолюции министров, а также другие решения и акты губернаторов публикуются в египетском судебном судопроизводстве (Аль Вакаа аль-Расмея), являющимся дополнением к Официальным печатным вестникам.Законодательный процессПрезидент, любой член Народного собрания и любой министр имеют право предлагать законопроект. После того, как он предлагается, законопроект направляется в специальный комитет для рассмотрения, а затем передается в Народную Ассамблею для голосования. Когда большинство парламентариев присутствует в Народном собрании, для голосования устанавливается кворум, и может быть проведено голосование по каждой статье законопроекта.

После принятия законопроекта Народное Собрание направляет его Президенту для его официального утверждения и подписания. Если президент одобрит законопроект, он подписывает его. Он должен быть опубликован в «Официальном вестнике» в течение двух недель с даты его выпуска (даты подписания) и становится законом после публикации. Однако Президент имеет право вернуть этот законопроект Народному собранию в течение тридцати дней, если он не согласен с его содержанием. В случае возвращения законопроекта Народному собранию Ассамблея может одобрить ее во второй раз, если она будет поддержана большинством в две трети голосов. Если Народное собрание одобрит законопроект во второй раз, оно автоматически станет законом без одобрения президента.Судебная системаТрехуровневая судебная ветвьЕгипетская судебная система включает в себя три уровня: суды первой степени (Махкамат Эль-Дарага Эль-Ауля), Апелляционный суд (Махкамат Эль-Эстианаф) и Кассационный суд (Махкамат Эль-Накд).Суды первой степениСуды первой степени несут ответственность за рассмотрение проступков и гражданских споров, связанных с финансовыми суммами, которые не превышают 800 долларов США. Суд состоит из одного судьи. Эти суды обладают юрисдикцией в отношении коммерческих, договорных, страховых, интеллектуальных и имущественных споров. Гражданский суд первой инстанции не обладает юрисдикцией в отношении преступлений, наказуемых сметрной казнью.Апелляционные судыАпелляционные суды служат судами первой инстанции для совершения преступлений, наказуемых сметрной казнью. Есть семь апелляционных судов, расположенных в крупных городах Египта. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении региона. Каждый Апелляционный суд состоит из трех судей: главного судьи и двух помощников. Их задачей является рассмотрение решений, касающихся проступков и гражданских дел, выпущенных судами первой степени по всей стране. Суд применяет гражданские и уголовные кодексы, основанные прежде всего на французских Наполеоновских кодексах; поэтому тут нет системы присяжных. Кассационный суд представляет собой заключительный этап криминальных апелляций.Некоторые округа уголовного судопроизводства обладают юрисдикцией в отношении преступлений, связанных с государственной безопасностью. Кассационный судЕсть только один Кассационный суд в столице Египта. Основанный в 1931 году, он считается высшим судебным органом в египетской судебной системе. Он состоит из уголовных и гражданских секций. Ответчик или истец может получить доступ к этому суду только в том случае, если в качестве основы для апелляции испрашивается нарушение закона. Основная цель суда — обеспечить всестороннюю и единую интерпретацию закона. Суд выдает ежегодный сбор своих решений, озаглавленный «Поправки и принципы Кассационного суда».Суды специальной юрисдикцииВ дополнение к трехуровневой системе, описанной выше, египетская судебная ветвь состоит из различных типов судов со специализированной юрисдикцией, включая Верховный Конституционный суд (Эль-Махкамах Эль-Достурия Эль-Ауля), Семейные суды (Махкамат Эль-Осра), Военные суды (Эль-Махакем-эль-Аскария), Экономические суды (Эль-Махкамат Эль-Эктисадея), Экологические суды (Эль-Махкамат-эль-Беаэя) и Государственный совет (Административный судебный суд) (Махкамат аль-Кдаа Эль-Эдари).Верховный Конституционный СудВерховный конституционный суд был создан в 1969 году. Согласно Закону 48-1979, суд имеет право определять конституционность законов, принятых Народным собранием, определять юрисдикцию судов и толковать законы и указы президента. Президент Египта назначает судей суда, которые служат до обязательного пенсионного возраста.Семейные судыСемейные суды были созданы в 2004 году для защиты детей в спорах, касающихся опеки, развода, алиментов и содержания под стражей. Эти суды применяют исламский шариат в спорах с участием мусульман и христианских пар, которые принадлежат к разным христианским сектам. Суды также применяют исламский закон в вопросах наследования. Судебная система семейного суда представляет собой трехуровневую систему, с первой инстанцией, промежуточными и окончательными апелляционными судами, которые отражают административное деление страны.

Военные судыВоенные суды имеют юрисдикцию в отношении военнослужащих и гражданских лиц, причастных к преступлениям, связанным с терроризмом и национальной безопасностью. Исходя из поправки 138-2010, вносящей изменения в Закон 234-1959, касающиеся офицеров запаса и Закона 25 от 1966 года о военном правосудии, юрисдикция Военных судов расширилась для охвата преступлений, совершенных в приграничных районах, и преступлений против объектов военного производства. В отличие от гражданских судов, военные суды не имеют надлежащей правовой процедуры. Приговоры судов могут быть обжалованы только в Верховном военном апелляционном суде. Только президент Республики может отменить решения, вынесенные Военным апелляционным судом.

Экономические судыЗакон 120-2008 устанавливает экономические суды в каждом апелляционном суде. Хозяйственный суд состоит из судов первой инстанции и апелляционных судов. Эти суды обладают юрисдикцией в отношении уголовных дел, связанных с инвестиционными операциями, законами об охране прав потребителей и коммерческими и банковскими операциями. Система экономического суда представляет собой трехуровневую систему, с первой инстанцией, промежуточными и окончательными апелляционными судами.Экологические судыЭкологические суды обладают юрисдикцией в отношении гражданских и уголовных нарушений природоохранного законодательства. Они были созданы для вынесения решений о преступлениях, вызывающих загрязнение реки Нил. Система экологического суда представляет собой трехуровневую систему, с первой инстанцией, промежуточными и окончательными апелляционными судами.

Государственный совет (Административная судебная система)Государственный совет, основанный в 1946 году, имеет право аннулировать и отменить административные указы, изданные Советом министров, Премьер-министром и Президентом. Совет состоит из Административного судебного суда и Высшего административного суда.

Административный судебный суд обладает юрисдикцией в отношении административных вопросов, связанных с государственными контрактами, тендерами и административными решениями. Это суд первой инстанции.

Высший административный суд находится на вершине административной судебной структуры. Это апелляционный суд рассматривает решения, принятые Административным судом.

Египетская правовая система, рассматриваемая как система гражданского права, основана на хорошо зарекомендовавшей себя системе кодифицированных законов. Высшим законом Египта является его письменная Конституция 1971 года с последующими поправками. Что касается сделок между физическими или юридическими лицами, самым важным законодательством является Египетский Гражданский кодекс 1948 года, который остается основным источником правовых норм, применимых к контрактам. Большая его часть основана на Гражданском кодексе Франции и на исламском (шариатском) законе (особенно в контексте личностно-семейных отношений).фильмы бесплатно Бесплатно модули и шаблоны DLE скачать шаблоны для веб сайтов и GameFound - Video Games Database Search

egypt-hrg.ru

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Государственный строй. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство( уже к III тысячелетию до н.э.)

История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

В процессе разложения родоплеменного строя и образования социально-классового общества в Египте возникают 40 номов (общин) во главе с номархами (правителями). В 3200г. до н.э. номы объединились в два самостоятельных государства - Верхний и Ниж-ний Египет. В IV тысячелетии до н.э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое.

Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер.

Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном.

Функции визиря сложны и многочисленны:

1. Он глава финансового ведомства и руководитель публичных работ.

2. Визирь выполнял функции государственного канцлера и хранителя государственной печати.

3. Он был градоправителем царской столицы. В резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть.

4. Визирь имел широкие полномочия и в области отправления правосудия. Он возглавлял высшую судебную инстанцию страны – шесть судебных палат ("шесть великих домов").

Вместе с тем компетенции визиря еще более усложняются, ему подчинены и войска, и крепости. Но в области финансовой на первое место выдвигается казначей.

Во главе военного ведомства стоял начальник - представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. В его распоряжении находился аппарат чиновников и писцов. В обязанности руководителя военного ведомства и всего подчиненного ему аппарата входили формирование и вооружение царской армии, постройка крепостей и военных судов, управление интендантскими складами, снабжение войска продовольствием.

Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран.

В Египте не существовало еще строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками, стоящими во главе этих ведомств. В управлении господствовала система царских поручений.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями.

Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. Центральный суд (кенбет) состоял из 30 судей, которые подбирались из знатных граждан разных городов. Были учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить решение остальных судов. Все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании.

Основные черты права. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.

В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Дата добавления: 2015-08-03; просмотров: 331 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ | Сословно-варновый строй в Индии. Законы Ману. | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО КИТАЯ | Этапы развития права Древнего Китая | АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ | Реформы Солона и Клисферна. | Особенности общественного строя | Государственный строй | Особенности права Древней Греции. Законы Драконта. | ЦАРСКИЙ ПЕРИОД В РИМЕ |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.055 сек.)

mybiblioteka.su

Государственно-правовая система Древнего Египта

Количество просмотров публикации Государственно-правовая система Древнего Египта - 74

2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона 3. Государственно-правовая система Древней Индии 4. Государственно-правовая система Древнего Китая

Древний Восток - обширная графическая зона, в которой сложились благоприятные условия для появления новых государственный образований. Государства Древнего Востока возникли как группа обширный поселений, которыми руководили жрецы или племенные вожди. Постепенно они утрачивали черты родоплеменной организации и объединялись в крупные централизованные государства, во главе с монархом, наделенным исключительной властью. Империя – сложно политическое образование, которое объединяет население различного происхождения под началом жесткой централизованной власти. Восточная деспотия – неограниченная монархия, для которой характерен развитый военно-бюрократический аппарат и обожествление монархов.

1. В истории Древнего Египта выделяют следующие периоды (царства)˸ * раннее * древнее * среднее * новое * позднее

Египет возник во второй половине IV тысячелетия до нашей эры. В 525 году до нашей эры ᴇᴦο завоевывают персы, в 332 году до нашей эры Александр Македонский, а в 30 году до нашей эры-римляне, включившие Египет в состав Римской Империи.

Общественный строй˸В период раннего царства Египет представлял собой племенной союз, основную массу населения составляли свободные крестьяне, в результате многочисленных войн появились рабы, сложилось классовой рабовладельческое общество. В период древнего царства особое место в обществе заняли жрецы. Для среднего царства характерен расцвет древнеегипетского государства, значительно увеличилась территория. В период нового и позднего царств продолжает развиваться рабство, происходит постепенный упадок империи.

Структура Древнеегипетского общества˸

Фараон ↓

Высший слой знати (жрецы, аристократы)

Чиновники →→→ Рабы (к обществу не относились)

Купцы, воины

Ремесленники, земледельцы

Правовая система Древнего Египта˸

I. Источники права- обычаи -законы фараонов -законы Менеса

II. Право собственности Вся земля принадлежала фараону. Виды земельных владений˸ 1. государственные 3. частные

2. храмовые 4. общинные

Виды договоров˸ * займа * купли-продажи * найма * аренды земли * перевозок

III. Семейное право Брак заключался на базе письменного договора между мужчинои̌ и женщинои̌. Женщина обладала правоспособностью (право на собственность, на развод). Браки преимущественно были моногамными. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками могли быть дети обоих полов. Рождение, заключение брака, смерть фиксировалась в ʼʼДоме-жизниʼʼ - своеобразном деловом центре.

referatwork.ru

Правовая система в Древнем Египте

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмер, обвес; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение.

Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному уничтожению. За совершение других тяжких преступлений могли сослать на рудники. Жестокие казни предусматривались за разграбление царских гробниц, а за хищение храмового имущества взимался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух- или трехкратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главарю воровской касты. По возвращении вещи владелец платил вору четверть её стоимости. Подделка документов наказывалось отсечением кисти руки.

Лишение чести считалось одним из тяжких и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неповиновение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

На начальном этапе Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позже эта функция перешла к судье. Древние тексты содержат нелестные отзывы о представителях судейского сообщества за их плутовство и предвзятость.

Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможа держит свиток, возможно, законник. Виновные в краже имущества фараона, кроме штрафа, подлежали наказанию в 200 ударов палками и нанесению пяти ран. Рамзес издал приказ о наказании взяточников - их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, сводились до положения ремесленников: "И твой сын не будет на твоём месте в городе".

Законы, особенно обычаи, защищали культовые сооружения: "Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа - того ожидает проклятие. Кто совершит подобное - пусть сожрёт его крокодил, пусть укусит его змея. Никто на нальёт им воды, не проведёт погребальных церемоний, дети не займут его место, будут голодать". Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверными, наивными, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу и били палками, пытали, отправляли на рудники, в каменоломни, хоронили заживо. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были раскрыты и разграблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, младшими жрецами и чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их изъяли и без украшений и золотых масок поместили в тайном месте.

imtw.ru

Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта

Количество просмотров публикации Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта - 20

Тема 2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона

Раздел 1. Государство и право Древнего мира

Тема 1. Предмет и методология курса. Общая характеристика государственно-правовых систем древневосточных монархий

1. История государства и права зарубежных стран является дисциплиной:

а) историко-правовой

б) правовой

в) исторической

2. Предметом курса является изучение зарубежных стран с точки зрения:

а) возникновения, развития и функционирования государства и права на базе выявления общих и специфических закономерностей в хронологическом порядке и в определœенной конкретно-исторической обстановке

б) историко-правовой конкретности в хронологическом порядке

в) исторического процесса в абстрактной форме

3. В сравнительном правоведении (компаративистике) различают системы права:

а) романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религиозные (мусульманскую, еврейскую), философские (дальневосточную, индусскую), скандинавскую

б) континœентальную, мусульманскую, дальневосточную

в) романо-германскую, англосаксонскую, религиозные

4.Укажите этапы формирования политико-правового сообщества (этапы формирования государства):

а) оформление социально-биологической иерархии в роде оформление социально-культурной иерархии в роде формирование экономико-социальной иерархии становление нужнобщинных властных структур в рамках племени протогосударство раннее государство

б) род, племя, община, протогосударство, раннее государство

в) род, племя, народность, нация, государство

1. Судопроизводство отличалось:

а) отсутствием различий рассмотрения гражданских и уголовных дел

б) различиями в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел

в) инквизиционный процесс

2. Принцип талиона – это:

а) принцип соответствия тяжести преступления и причинœения виновному такого же вреда в уголовном праве

б) испытание пытками для получения доказательств в судебном процессе

в) соответствие наказания социальному уровню преступника

3. На какой срок заключались договора самозаклада по Законах Хаммурапи:

а) на 3 года

б) на 5 лет

в) на 7 лет

4. Как назывался специальный поверенный, выступавший как третье лицо при заключении договоров:

а) тамкар

б) шамаллум

в) баирум

5. Что применяли судьи при недостаточности доказательств:

а) ордалии

б) принцип талиона

в) помощь совета старейшин

1. Государственно-общественный строй в Древнем Египте в период Нового царства:

а) древневосточная монархия в форме деспотии

б) правление военной аристократии

в) жреческая олигархия

2. Как назывался верховный сановник, ближайший помощник фараона, соединивший в себе всю полноту законодательной, административной, судебной и военной власти:

а) везир (джати)

б) неджес

в) номарх

3. Какого рода дела рассматривались в суде шести великих палат:

а) уголовные

б) финансовые и налоговые

в) любые

4. Высший орган судебной системы Древнего Египта:

а) Высший суд – коллегия тридцати

б) Суд джати

в) Совет десяти

5. Самые тяжкие преступления в Древнем Египте:

а) против фараона и жрецов

б) против религии

в) против собственности

6. Основная цель наказания в Древнем Египте:

а) устрашение

б) изоляция преступника

в) возмездие

referatwork.ru