Экономика древней руси кратко. Экономика племенных княжеств на основе родовых общин в Древней Руси до Рюрика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат: Экономика Древней Руси IX XII веков. Экономика древней руси кратко


Экономика Древней Руси IX XII веков

Введение

В период с IX по XII век происходило становление Древнерусского государства с центром в городе Киев. Формально датой возникновения Древнерусского государства некоторые считают 862 год – год легендарного призвания Рюрика, Синиуса и Трувора в Новгород на княжение. Именно этому событию посвящен памятный знак "Тысячелетие Руси", установленный в Новгороде в 1862 году. Другие исследователи предпочитают вести историю Древнерусского государства от 882 года – когда князь Олег Старый покорил Киев и сделал его столицей нового государства – Киевской Руси.

Начальный период Древнерусского государства был очень напряжен по своей внутренней жизни и важен для всей последующей истории России. Именно в это время Русь заявила о себе как о крупном и сильном государстве, способном существенно влиять на европейскую и мировую политику; именно в это время князь Владимир принимает православие, христианство византийской модели; именно в это время будут посеяны те семена, который дадут свои плоды в период феодальной раздробленности.

Обращаясь в настоящей работе к теме экономики Древнерусского государства IX–XII веков, мы постараемся найти ответ на несколько вопросов, понимание которых необходимо для понимания основных моментов истории Древней Руси, а именно: какая экономическая база лежала в основе образования Древнерусского государства? Какую роль играло Древнерусское государство в европейских хозяйственных взаимоотношениях? Какие изменения претерпела экономика Древней Руси в момент вызревания феодальной раздробленности?

Теме экономического строя Древней Руси в исторической науке, выражаясь языком историографических образов, повезло. Еще в дореволюционные годы этой теме были посвящены работы В.О. Ключевского, В.И. Сергеевича, А.И. Преснякова, М.А. Дьяконова и многих других выдающихся исследователей. Современная концепция социально – экономического строя Древней Руси в своих основных чертах сформировалась в 30–40-х годах ХХ века. В ее создании основная роль принадлежит Б.А. Грекову. Однако уже в середине 50-х годов Л.В. Черепнин, рассматривая положение различных категорий зависимого населения Древней Руси, заметил некоторую статичность в изображении Б.А. Грековым судеб русского крестьянства, тогда как все явления социально – экономической жизни надо изучать не в статике, а в динамике. "Не всегда в трудах указанных исследователей, – отмечает Л.В. Черепнин, – полностью выяснено взаимоотношение отдельных разрядов крестьянства, раскрываемых источниками, относящимися к Древней Руси (IX–XII века), с теми категориями крестьян, о которых говорят памятники более позднего времени (XIII–XVI веков). А для понимания истории крестьянства особенно важно изучить эволюцию и преемственность терминов, обозначающие различные категории сельского населения…". К тому же побуждали и заметные успехи в области археологии, этнографии, языкознания, а также открытие новых источников. Так открытие записок Абу Хамида ал-Гарнати, посетившего Русь в середине XII века показало, что долговое рабство на Руси в это время – заурядное явление.

Возможно вы искали - Реферат: Особенности организации открытых и закрытых акционерных обществ

Основным источником наших знаний о характере экономических взаимоотношений в Киевской Руси является древнейший памятник древнерусского законодательства – Русская Правда. Русская Правда делится на Краткую Правду, составленную великим Киевским князем Ярославом Мудрым (XI век) и Пространную Правду (XII век) дополненную Правдой Ярославичей и Уставом Владимира Мономаха.

Изучению этого источника много внимания уделял в своих лекциях крупный российский историк конца XIX – начала ХХ века В.О. Ключевский.

Кроме того, большой материал для изучения экономики Древней Руси дат работы советских и российских историков, а также археологические исследования.

1. Хозяйство восточных славян в догосударственный период

В начале первого тысячелетия новой эры территорию Восточно-Европейской равнины заселили восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали пространство от Онежского и Ладожского озер на севере до низовья рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, и от Карпатских гор на западе до Оки и Волги на востоке. В восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами, жившими на ее территории до появления славян. Заселение славян происходило мирно, так плотность населения финно-угорских племен была очень мала. Постепенно финно-угорские племена были ассимилированы славянами.

Похожий материал - Реферат: Некоторые особенности современной конкуренции

Природно-климатические условия Русской равнины способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густы леса с обилием птиц и зверей, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях – кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах – охотой, добычей меха ценных пушных зверей, бортничеством (сбором меда и воска диких пчел), рыболовством.

Важную роль в расселении и повседневном быте славян играли реки. "Припомнив, – пишет В.О. Ключевский, – как Повесть о начале Русской земли размещает славянские племена по нашей равнине, легко заметить, что масса славянского населения занимала западную её половину. Хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Чёрного моря; притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживлённое торговое движение, толчок которому был дан греками".

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием славян было земледелие. Они широко сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для обработки земли применяли рало – примитивную деревянную соху с железным наконечником (наральником), мотыгу, серп, грабли, косу. Позже появится плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков земли в течении нескольких лет подряд. После истощения земли этот участок забрасывался на 20-30 лет для естественного восстановления плодородия, а сам земледелец переходил на другой участок. Такая система существовала в основном в степных и лесостепных районах. В лесных районах сложилась подсечно-огневая система при которой участок земли под пашню освобождался от деревьев, которые рубили и сжигали. Полученная зола служила естественным удобрением. Эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Люди были объединены в родовые патриархальные семьи, которые жили отдельным поселением – двором. В такой семье была коллективная собственность на землю, орудия и результаты труда. Размеры земельных участков зависели от того, сколько такая семья могла обработать земли.

Очень интересно - Реферат: Інтеграція України до ЄС

Повсеместное распространение плуга и переход от матыжного к пашенному земледелию заметно повысило культуру сельского хозяйства и его производительность, хотя это повышение происходило экстенсивно, за счет увеличения площади обрабатываемой земли. Тем не менее здесь имелись и признаки интенсификации сельского хозяйства. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара для восстановления плодородия почвы. Обработку почвы производили при помощи тягловых животных: волов и лошадей. Развитие факторов производства и увеличение производимого продукта обусловило разложение кровно – родственной общины и переход в VI–VIII веках к соседской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Появление частной собственность на орудия и результаты труда означало полное разложение родовой общины. Двор уступает свое место деревне, а сама сельская община стала называться вервь (мир).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще оставались в совместной собственности, они уже делились на участки – наделы, которые передавались ограниченное в частное пользование общинникам на определенное время. Земли не сельскохозяйственного назначения (лес, водоемы, сенокосы, пастбища) оставались общинными. Сохранялись и различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда всех членов общины: прокладывание дорог, корчевание леса, и прочие.

Земельные наделы обрабатывались членами отдельной семьи собственными орудиями труда, урожай принадлежал также этой семье. Таким образом, отдельная семья уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению более успешных старейшин, племенной знати, будущих крупных земельных собственников – феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался тип отношений, характерный для всех народов при переходе от первобытного в классовому обществу – военная демократия. В этот период усиливается роль высшего военноначальника – князя, который был одновременно руководителем войска и главой племени или племенного союза. Первоначально князь избирался на вече как руководитель дружины. В работе вече могли принимать участие все свободные общинники, участвовавшие в народном ополчении. Кроме народного ополчения выделилась и профессиональная дружина. Дружина кормилась за счет доходов князя, которые состояли из добычи во время военных походов и приношений (налогов) собираемых с жителей за охрану их от набегов врагов. Постепенно князь и его дружина заняли первенствующее положение в племени, усвоил себе функции суда, начал распространять свои права на земли как на частную собственность, присваивать себе власть над другими общинниками и их доходами. Все это означало переход от доклассового к классовому обществу и предпосылку к возникновению государства. "На смену власти коллектива пришла наследственная княжеская власть. Князья, опиравшиеся на свои военные формирования, приобрели такой вес и влияние в обществе, что превратились, по существу, в особую силу, стоящую над народными массами".

Вам будет интересно - Реферат: Вища освита Польщи в умовах Болонського процесу

3. Возникновение древнерусского государства

Изменения в земледелии, увеличение количества производимого продукта, превращение родовой общины в соседскую, возникновение частной собственности на землю, орудия труда и произведенный продукт, самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводила к имущественному неравенству и появлению сильной в экономическом отношении племенной знати. В древних памятниках представители знатных слоев назывались "лучшие", "большие", "старейшие", "передние" и "нарочитые" мужи. Наиболее высокий статус среди них занимали земские бояре, то есть представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути "из варяг в греки". Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники. В течении IX–XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами. Во владения князя, как олицетворения государства, отходили, прежде всего, племенные земли несельскохозяйственного назначения, которые затем заселялись зависимыми от князя людьми. "Существование государственного землевладения в Древней Руси, – пишет И.Я. Фроянов, – вполне реальная вещь. Первоначально оно собиралась из беспризорных, никем не занятых земель. Впоследствии государство проводило мероприятия по их заселению. Понятно, что этими "испомещениями" оно стремилось обеспечить себя доходами, вливавшимися в государственный бюджет. Складывание подведомственного государству земельного фонда происходило тем успешнее, чем быстрее и увереннее шел процесс формирования самого государства".

По мере укрепления государства князья, племенные вожди, старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали на наравне с другими общинниками. Таким образом, возникала вотчина (отчина, дедина), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к своим земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья других рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральную дань (подать) и выполнять в их пользу определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в зависимых, получил название обояривание.

Крупные землевладельцы, князья и бояре были заинтересованы в создании определенных правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Нерушимость и исполнение этих норм могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально – экономических предпосылок объективно приводили к созданию сначала племенных союзов, а позже – к государственным образованиям. Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI–VIII веках. Так, у полян в среднем течении Днепра княжил род Кия, основателя Киева. Между отдельными князьями шла бесконечная борьба за присоединение ближних и дальних земель, и прежде всего за контроль над водными путями. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути "из варяг в греки", образовалось несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве, Рогволд в Полоцке и другие.

В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег Старый с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил Новгородское, Смоленское и Киевское княжества в Древнерусское государство – Киевскую Русь. Самого себя Олег провозгласил Великим князем Киевским.

Похожий материал - Реферат: Международный рынок услуг и возможности его регулирования

4. Налоговая система

В IX–XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время еще только закладывающиеся основы прочной системы взаимоотношений между государством, землевладельцами и населением по поводу производства продукции, сбора налогов и военной службы. Киевские князья Рюриковской династии на протяжении IX–X веков проводили активную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило им превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств раннесредневековой Европы.

Доход киевского князя складывался из военной добычи, дани с покоренных земель, судебных штрафов, пошлин с торговых перевозок и внутренней дани со своих земель. В других землях население продолжало платить дань своей родовой знати, олицетворявшей и представлявшей в данной земле киевского князя. Дань собиралась в натуральном виде, реже – деньгами. Согласно "Повести временных лет" две трети дани шло на общегосударственные нужды, а треть – лично князю и его дружине и представителям.

Объединив под свою власть огромную территорию со славянским и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях. Достаточно только вспомнить княгиню Ольгу, которая жестоко отомстила убийцам своего мужа – древлянам и, вместе с тем, твердой рукой пресекла сепаратистские попытки этого племени к отделению от Киевского государства. Параллельно с этим Ольга упорядочила процесс сбора дани, отменив существовавшее доселе полюдье и устроив погосты, куда местное население должно было само свозить дань и передавать специально назначенным чиновникам.

cwetochki.ru

Экономика племенных княжеств на основе родовых общин в Древней Руси до Рюрика

Согласно источникам и многим специалистам, до прихода Рюрика (862 год), единого Древнерусского государства не существовало. Это спорно, поскольку была письменность, были города, было понятие о централизованной власти, была общественная иерархия, чеканилась своя монета. Возможно таких государственных образований было несколько — на севере и юге.

После великого переселения народов, на территории впоследствии вошедшей в Древнее Русское Государство, расселились славянские и фино-угорские племена.

Для защиты территорий от соседей (кочевники) и создания устойчивой экономической модели племена объединялись в племенные союзы.

Крупнейшими союзами были: Словене Ильменские (Новгород), Кривичи (Псков), Кривичи (Полоцк и Смоленск), Вятичи, Дреговичи (Туров), Радимичи (Чернигов), Северяне и Уличи (Переяславль), Поляне (Киев), Бужане, Волыняне, Бужане И Белые Хорваты.

Племенные союзы вели оседлый образ жизни, строили города, возделывали землю, занимались скотоводством. Какое-то время преобладает натуральное хозяйство, однако у некоторых племён складываются предпосылки для развития торговли с другими странами.

Путь из Варяг в Греки

Крупнейшим торговым путем того времени, проходящим через территории славян являлся «Путь из Варяг в Греки». Два полюса влияния на Европу имели практические прямую связь через русские земли. Крайне выгодный маршрут во многом определявший экономику Руси.

Занятно, что варяги именовали Русь — Гардарикой — страной городов.

Экономика северной Руси основывалась на транзите и реэкспорте товаров.

Важнейшим источником дохода был экспорт так называемого «мягкого золота»: мехов обитающих в регионе пушных зверей: куниц, норки, бобров, нутрии, соболей, выдр и т.п. А так же экспорт древесины, продуктов пчеловодства.

Спросом пользовались льняные ткани, кованые предметы и керамика, изделия оружейных мастеров, поделки из кожи. Это свидетельствует о высоком уровне русских ремесленников. Подобных успехов нельзя было достичь в примитивных условиях.

Экономика южной Руси так же основывалась на перевозке и перепродаже товаров.

Импортировались: произведения искусства, созданные местными художниками, изделия ремесленников, хлеб, монеты из серебра и т.д.

Городами, находящимися на пути из варяг в греки, и получавшими наибольшую выгоду от торговли являлись: Ладога, Новгород, Белозерье, Чернигов и Киев.

Так же одной из статей доходов племенных союзов являлись набеги на богатую Византию.

Экономика общества

В процессе реформирования первобытного строя шло разделение людей на классы, выделение зажиточных, так называемых «лучших» людей. Закладывается будущая элита княжеств и государства, в начале её определяет военный аспект, однако с развитием общины речь всё больше об экономических моментах.

Желая большей независимости и имея предпосылки в виде натурального хозяйства, элиты были скорее настроены на сепаратизм, нежели стремились к объединению в единое государство, в котором они вынуждены подчиняться центру. Через период Киевской Руси, эти силы приведут к феодальной раздробленности.

  • Первоначально у восточных славян сложились системы управления хозяйством на основе земледельческих общин.
  • Затем они трансформировались в объединения квази-государственного типа, сформированные по родственному признаку.
  • К 8 веку эти объединения сформировали крупные военно-политические союзы с определенными территориями, имеющие признаки государственных образований.

При создании государственности у восточных славян преобладали следующие общественно-экономические модели развития: первобытно-общинный строй, затем рабовладельческая система, впоследствии их вытеснил феодализм.

kudavlozitdengi.adne.info

Экономика Древней Руси ix xii веков

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ IX–XII ВЕКОВ

ВведениеВ период с IX по XII век происходило становление Древнерусского государства с центром в городе Киев. Формально датой возникновения Древнерусского государства некоторые считают 862 год – год легендарного призвания Рюрика, Синиуса и Трувора в Новгород на княжение. Именно этому событию посвящен памятный знак "Тысячелетие Руси", установленный в Новгороде в 1862 году. Другие исследователи предпочитают вести историю Древнерусского государства от 882 года – когда князь Олег Старый покорил Киев и сделал его столицей нового государства – Киевской Руси.

Начальный период Древнерусского государства был очень напряжен по своей внутренней жизни и важен для всей последующей истории России. Именно в это время Русь заявила о себе как о крупном и сильном государстве, способном существенно влиять на европейскую и мировую политику; именно в это время князь Владимир принимает православие, христианство византийской модели; именно в это время будут посеяны те семена, который дадут свои плоды в период феодальной раздробленности.

Обращаясь в настоящей работе к теме экономики Древнерусского государства IX–XII веков, мы постараемся найти ответ на несколько вопросов, понимание которых необходимо для понимания основных моментов истории Древней Руси, а именно: какая экономическая база лежала в основе образования Древнерусского государства? Какую роль играло Древнерусское государство в европейских хозяйственных взаимоотношениях? Какие изменения претерпела экономика Древней Руси в момент вызревания феодальной раздробленности?

Теме экономического строя Древней Руси в исторической науке, выражаясь языком историографических образов, повезло. Еще в дореволюционные годы этой теме были посвящены работы В.О. Ключевского, В.И. Сергеевича, А.И. Преснякова, М.А. Дьяконова и многих других выдающихся исследователей. Современная концепция социально – экономического строя Древней Руси в своих основных чертах сформировалась в 30–40-х годах ХХ века. В ее создании основная роль принадлежит Б.А. Грекову. Однако уже в середине 50-х годов Л.В. Черепнин, рассматривая положение различных категорий зависимого населения Древней Руси, заметил некоторую статичность в изображении Б.А. Грековым судеб русского крестьянства, тогда как все явления социально – экономической жизни надо изучать не в статике, а в динамике. "Не всегда в трудах указанных исследователей, – отмечает Л.В. Черепнин, – полностью выяснено взаимоотношение отдельных разрядов крестьянства, раскрываемых источниками, относящимися к Древней Руси (IX–XII века), с теми категориями крестьян, о которых говорят памятники более позднего времени (XIII–XVI веков). А для понимания истории крестьянства особенно важно изучить эволюцию и преемственность терминов, обозначающие различные категории сельского населения…". К тому же побуждали и заметные успехи в области археологии, этнографии, языкознания, а также открытие новых источников. Так открытие записок Абу Хамида ал-Гарнати, посетившего Русь в середине XII века показало, что долговое рабство на Руси в это время – заурядное явление.

Основным источником наших знаний о характере экономических взаимоотношений в Киевской Руси является древнейший памятник древнерусского законодательства – Русская Правда. Русская Правда делится на Краткую Правду, составленную великим Киевским князем Ярославом Мудрым (XI век) и Пространную Правду (XII век) дополненную Правдой Ярославичей и Уставом Владимира Мономаха.

Изучению этого источника много внимания уделял в своих лекциях крупный российский историк конца XIX – начала ХХ века В.О. Ключевский.

Кроме того, большой материал для изучения экономики Древней Руси дат работы советских и российских историков, а также археологические исследования.1. Хозяйство восточных славян в догосударственный периодВ начале первого тысячелетия новой эры территорию Восточно-Европейской равнины заселили восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали пространство от Онежского и Ладожского озер на севере до низовья рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, и от Карпатских гор на западе до Оки и Волги на востоке. В восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами, жившими на ее территории до появления славян. Заселение славян происходило мирно, так плотность населения финно-угорских племен была очень мала. Постепенно финно-угорские племена были ассимилированы славянами.

Природно-климатические условия Русской равнины способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густы леса с обилием птиц и зверей, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях – кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах – охотой, добычей меха ценных пушных зверей, бортничеством (сбором меда и воска диких пчел), рыболовством.

Важную роль в расселении и повседневном быте славян играли реки. "Припомнив, – пишет В.О. Ключевский, – как Повесть о начале Русской земли размещает славянские племена по нашей равнине, легко заметить, что масса славянского населения занимала западную её половину. Хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Чёрного моря; притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживлённое торговое движение, толчок которому был дан греками".

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием славян было земледелие. Они широко сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для обработки земли применяли рало – примитивную деревянную соху с железным наконечником (наральником), мотыгу, серп, грабли, косу. Позже появится плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков земли в течении нескольких лет подряд. После истощения земли этот участок забрасывался на 20-30 лет для естественного восстановления плодородия, а сам земледелец переходил на другой участок. Такая система существовала в основном в степных и лесостепных районах. В лесных районах сложилась подсечно-огневая система при которой участок земли под пашню освобождался от деревьев, которые рубили и сжигали. Полученная зола служила естественным удобрением. Эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Люди были объединены в родовые патриархальные семьи, которые жили отдельным поселением – двором. В такой семье была коллективная собственность на землю, орудия и результаты труда. Размеры земельных участков зависели от того, сколько такая семья могла обработать земли.

Повсеместное распространение плуга и переход от матыжного к пашенному земледелию заметно повысило культуру сельского хозяйства и его производительность, хотя это повышение происходило экстенсивно, за счет увеличения площади обрабатываемой земли. Тем не менее здесь имелись и признаки интенсификации сельского хозяйства. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара для восстановления плодородия почвы. Обработку почвы производили при помощи тягловых животных: волов и лошадей. Развитие факторов производства и увеличение производимого продукта обусловило разложение кровно – родственной общины и переход в VI–VIII веках к соседской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Появление частной собственность на орудия и результаты труда означало полное разложение родовой общины. Двор уступает свое место деревне, а сама сельская община стала называться вервь (мир).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще оставались в совместной собственности, они уже делились на участки – наделы, которые передавались ограниченное в частное пользование общинникам на определенное время. Земли не сельскохозяйственного назначения (лес, водоемы, сенокосы, пастбища) оставались общинными. Сохранялись и различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда всех членов общины: прокладывание дорог, корчевание леса, и прочие.

Земельные наделы обрабатывались членами отдельной семьи собственными орудиями труда, урожай принадлежал также этой семье. Таким образом, отдельная семья уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению более успешных старейшин, племенной знати, будущих крупных земельных собственников – феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался тип отношений, характерный для всех народов при переходе от первобытного в классовому обществу – военная демократия. В этот период усиливается роль высшего военноначальника – князя, который был одновременно руководителем войска и главой племени или племенного союза. Первоначально князь избирался на вече как руководитель дружины. В работе вече могли принимать участие все свободные общинники, участвовавшие в народном ополчении. Кроме народного ополчения выделилась и профессиональная дружина. Дружина кормилась за счет доходов князя, которые состояли из добычи во время военных походов и приношений (налогов) собираемых с жителей за охрану их от набегов врагов. Постепенно князь и его дружина заняли первенствующее положение в племени, усвоил себе функции суда, начал распространять свои права на земли как на частную собственность, присваивать себе власть над другими общинниками и их доходами. Все это означало переход от доклассового к классовому обществу и предпосылку к возникновению государства. "На смену власти коллектива пришла наследственная княжеская власть. Князья, опиравшиеся на свои военные формирования, приобрели такой вес и влияние в обществе, что превратились, по существу, в особую силу, стоящую над народными массами".3. Возникновение древнерусского государстваИзменения в земледелии, увеличение количества производимого продукта, превращение родовой общины в соседскую, возникновение частной собственности на землю, орудия труда и произведенный продукт, самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводила к имущественному неравенству и появлению сильной в экономическом отношении племенной знати. В древних памятниках представители знатных слоев назывались "лучшие", "большие", "старейшие", "передние" и "нарочитые" мужи. Наиболее высокий статус среди них занимали земские бояре, то есть представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути "из варяг в греки". Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники. В течении IX–XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами. Во владения князя, как олицетворения государства, отходили, прежде всего, племенные земли несельскохозяйственного назначения, которые затем заселялись зависимыми от князя людьми. "Существование государственного землевладения в Древней Руси, – пишет И.Я. Фроянов, – вполне реальная вещь. Первоначально оно собиралась из беспризорных, никем не занятых земель. Впоследствии государство проводило мероприятия по их заселению. Понятно, что этими "испомещениями" оно стремилось обеспечить себя доходами, вливавшимися в государственный бюджет. Складывание подведомственного государству земельного фонда происходило тем успешнее, чем быстрее и увереннее шел процесс формирования самого государства".

По мере укрепления государства князья, племенные вожди, старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали на наравне с другими общинниками. Таким образом, возникала вотчина (отчина, дедина), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к своим земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья других рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральную дань (подать) и выполнять в их пользу определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в зависимых, получил название обояривание.

Крупные землевладельцы, князья и бояре были заинтересованы в создании определенных правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Нерушимость и исполнение этих норм могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально – экономических предпосылок объективно приводили к созданию сначала племенных союзов, а позже – к государственным образованиям. Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI–VIII веках. Так, у полян в среднем течении Днепра княжил род Кия, основателя Киева. Между отдельными князьями шла бесконечная борьба за присоединение ближних и дальних земель, и прежде всего за контроль над водными путями. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути "из варяг в греки", образовалось несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве, Рогволд в Полоцке и другие.

В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег Старый с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил Новгородское, Смоленское и Киевское княжества в Древнерусское государство – Киевскую Русь. Самого себя Олег провозгласил Великим князем Киевским.4. Налоговая системаВ IX–XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время еще только закладывающиеся основы прочной системы взаимоотношений между государством, землевладельцами и населением по поводу производства продукции, сбора налогов и военной службы. Киевские князья Рюриковской династии на протяжении IX–X веков проводили активную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило им превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств раннесредневековой Европы.

Доход киевского князя складывался из военной добычи, дани с покоренных земель, судебных штрафов, пошлин с торговых перевозок и внутренней дани со своих земель. В других землях население продолжало платить дань своей родовой знати, олицетворявшей и представлявшей в данной земле киевского князя. Дань собиралась в натуральном виде, реже – деньгами. Согласно "Повести временных лет" две трети дани шло на общегосударственные нужды, а треть – лично князю и его дружине и представителям.

Объединив под свою власть огромную территорию со славянским и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях. Достаточно только вспомнить княгиню Ольгу, которая жестоко отомстила убийцам своего мужа – древлянам и, вместе с тем, твердой рукой пресекла сепаратистские попытки этого племени к отделению от Киевского государства. Параллельно с этим Ольга упорядочила процесс сбора дани, отменив существовавшее доселе полюдье и устроив погосты, куда местное население должно было само свозить дань и передавать специально назначенным чиновникам.

Первоначально великие киевские князья собирали дань с подвластной им территории в форме полюдья – периодически объезжая их или посылая туда своих наместников – "посадников" и "старших мужей" из числа дружинников. Византийский император Константин Багрянородный сообщает в своих записках: "…Когда наступит ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми руссами из Киева и отправляются в круговой объезд, и именно в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящим дань руссам. Прокармливаясь там в течении целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев… Объезжает их ежегодно. Если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год; если у кого из них есть сын, то царь берет себе также по одному из его платьев в год. У кого нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или служанки в год…". Такая форма сбора дани возникла еще в VI–VIII веках. Сохранилась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая.

Кроме полюдья существовал повоз – население тех земель, куда князь и его наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев или в специально устроенные места – погосты. Например такие погосты были устроены княгиней Ольгой в древлянской земле. Сбор дани был фиксирован, то есть установлены "уроки", единицей обложения был "дым" (двор, семья) или "плуг" ("рало"). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства или форму феодальной ренты – оброка. Во время полюдья князь или посадники от имени князя вершили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.5. Сельское хозяйствоИзвестно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная собственность крестьянина на эту землю. Между феодалом и крестьянином возникали арендные отношения. Следует отметить, что в Киевской Руси феодальные отношения не были определяющими и еще длительное время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием большого количества свободных территорий, куда могли уйти общинники.

Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Община состояла из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было экономически неустойчивы и сильно зависело от природных и социальных факторов. Процесс разорения смердов происходил из-за высоких налогов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы, и так далее. Общинники были вынуждены обращаться за экономической поддержкой к феодалу и заключать с ним особый договор – ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период времени свободные смерды становились рядовичами, которых, в свою очередь, можно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, зерном) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился ролейным закупом (ролья – пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи или изорники – это более обедневшие, почти разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его орудиями и на условиях найма.

Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ним расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодала (крепостными).

Еще в сельской общине имелись так называемые изгои, сироты, которые относились к самым неимущим слоям общества. Изгоями, в частности, становились выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в храме, и так далее.

Среди самых низших, бесправных слоев населения были холопы или челядь, по своему положению близкие к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые страдники). Были также обельные (полные) холопы, холопы "по ряду", которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали в подчинение феодалу на основе договора – ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, "усыновлялись" общиной, поскольку полноценное использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на свободу по духовным завещаниям или завещанные церкви "на помин души" назывались "задушными людьми".

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило двумя путями:

1) князь жаловал своим дружинникам на определенное время территорию для сбора дани – прокорма. Со временем эти земли становились наследными владениями бояр.

2) князь награждал дружинников за службу государственной землей;

3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.

Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину теми же методами, как и князья и при поддержке князей, через постепенное экономическое и юридическое закабаление.6. Ремесло и городаГорода возникали на месте небольших ремесленно – торговых поселений еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего появлялись на торговых перекрестках и водных транспортных путях. На пути "из варяг в греки", то есть из Северной Европы в Византию, были расположены такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев, Любеч, Псков, Полоцк, Витебск, т другие. Позже великие киевские князья стали возводить города – крепости на новых землях в целях защиты из от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. Города могли возникать и на месте крупных вотчинных усадеб, где находились представители княжеской администрации.

Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами, в них предпочитали ставить свои дворы князья и бояре. Западноевропейские путешественники отмечали большое количество городов на Руси, они даже называли ее "страной гардариков". Эти города постепенно подчиняли себе окрестные земли и таким образом происходило первое административное и политическое деление Руси на городовые области, или волости, которые уже почти не имели племенного происхождения. Так, в Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи. В результате этого процесса племенное деление территории Руси отходит на второй план, уступая место общегосударственному устройству страны.

Ремесло первоначально зарождалось в патриархальных семьях как домашние промыслы для обеспечения себя и родственников простейшими изделиями обихода: тканями, кожей, посудой, обувью, изделиями из металла и другими. Эти изделия не выходили за рамки семьи и не продавались. В процессе дальнейшего общественного разделения труда домашние промыслы выделялись в отдельную отрасль народного хозяйства – ремесленное производство. Ремесленники постепенно начинали работать не только для внутреннего потребления патриархальной семьей, но и для обмена. Они все меньше занимались земледелием и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в городские поселения.

Мастера семьями селились в городах отдельными посадами, слободами, улицами по определенному отраслевому признаку: слободы гончаров, кузнецов, оружейников, кожевников, и так далее. Ремесленные посады зачастую примыкали к укрепленным кремлям – детинцам, как, например, мастеровой пасад около Московского Кремля, позже названный Китай – городом.

Своего расцвета ремесленное производство достигло в период XI–XIII веков, когда на Руси насчитывалось несколько десятков специальностей. Из-за высокого спроса на изделия из железа (орудия для сельского хозяйства, металлические доспехи, воинское оружие) первое место среди ремесел занимали ремесла, связанные с обработкой железа (выплавка железа, кузнечное дело, металлообработка и примыкающее к ним ювелирное дело). Особо ценился труд оружейников, бронников, златокузнецов, чьи слободы в городах занимали особое и почетное место.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярское хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианство особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы, мозаичных дел мастера. Каменщики и иконописцы объединялись в артели и переходили с места на место в поисках заказов на строительство и роспись. Часто князья сами рекомендовали друг другу в знак дружественных отношений артели известных строителей и иконописцев, что обеспечивало художественный обмен между различными землями. Так, например, в Галицко-Волынском княжестве трудились строители, присланные туда германским императором Фридрихом Барбаросса. С собой они принесли традиции позднероманского художественного стиля. Галицко-Волынское княжество находилось в дружественных отношениях с Владимиро-Суздальским княжеством, и, через артели каменщиков, произошла передача некоторых элементов внешнего убранства фасадов храмов.

Как известно из исторических источников, в XI–XII веках среди населения Киевской Руси широкое распространение получила грамотность. В страну поступали произведения зарубежных авторов (прежде всего книги духовного содержания), которые переводились на кириллицу, переписывались во множестве экземплярах и распространялась среди духовной и светской знати. Для перевода и копирования книг сложился штат переводчиков, писцов и миниатюристов, живших прежде всего при епископских кафедрах и крупных монастырях. Есть сведения о том, что киевские князья владели иностранными языками, в том числе и латынью, и что возможно некоторые княжеские сыновья учились в зарубежных университетах.

www.coolreferat.com