Парфенон в Древней Греции и храм Гефеста (стр. 1 из 5). Парфенон древняя греция
Парфенон. Афины. Греция.
Описания Парфенова всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э. К этому времени персы, покорившие Афины в 480 году до н. э., снова были наголову разбиты. В пору правления Перикла город достиг наивысшей славы и процветания.
Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались главным образом за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников. То был период высшего подъема античной культуры, и храм богини Афины на холме Акрополь по сей день гордо напоминает об этом всему миру.
История древнего храма берёт своё начало более 2-ух тысячелетий тому назад. В 447 году до н.э. Перикл отдал приказ о строительстве масштабного храма и поручил это архитекторам Калликрату и Иктину. Работы над Парфеноном велись на протяжении 15 лет, а для строительства храма использовался исключительно белый мрамор.
Парфенон построен в дорическом стиле. Само здание (целла) по всему периметру окаймлено внешней колоннадой (перистилем). Этих колонн всего 46, по 8 с торцевых и по 17 с боковых фасадов. Все колонны каннелированы, то есть украшены продольными желобками. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева. Вообще архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки. Однако внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх.
Вся постройка была возведена на фундаменте более раннего храма Афины. В целле стояла статуя богини, выполненная скульптором Фидием из мрамора и слоновой кости. Афина Парфенос была богиней-воительницей, но считалось также, что она покровительствует искусствам и ремеслам.
Однако Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. По периметру внешних стен целлы на высоте 12 метров лентой тянулся знаменитый парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимы. (В начале XIX века лорд Эльджин увез большую часть фриза в Лондон, и в 1816 году ее приобрел Британский музей.)
Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен. За последние годы ядовитый смог и удушливый смрад современных Афин, равно как и отметины, оставляемые здесь полчищами туристов, нанесли мрамору Парфенона чувствительный ущерб.
Большинство изображений храма повествовали о различных битвах и сражениях греков. Так на западных плитах были рисунки, посвящённые войне греков с амазонками, а на южных – схватка кентавров и лапифов. Стоит отметить, что греки любили изображать себя в мифических картинах битв богов, тем самым отмечая свою причастность к зарождению новой эры.
Акрополь. Вид на театр IV в. Парфенон
Одной из самых главных достопримечательностей храма была статуя богини Афины выполненная из чистого золота и вставок из слоновой кости. К сожалению, статуя тоже не сохранилась до наших дней и представление о ней можно получить лишь увидев её копии меньшего размера.
Рисунки Манолиса Корреса
Сохраниться Парфенону в первозданном виде до наших дней было не суждено. Впервые храм серьёзно пострадал уже в 295 году до н.э. при осаде Акрополя Деметрием Полиокретом. Спустя несколько столетий (в 4 веке нашей эры) храм был преобразован в христианскую церковь. Некоторые части сооружения были либо уничтожены, либо перестроены. На этом напасти не закончились…
В 1460 году Парфенон оказался во власти турок, и христианская церковь в одночасье превратилась в мечеть, а пристроенную к храму колокольню переоборудовали в минарет.
В 17 веке из-за войны за независимость с турками на территории Парфенона был обустроен пороховой склад. Разместить боеприпасы на территории исторического объекта было очень плохой идеей, так как в 1687 году в результате обстрела храма венецианскими мортирами было уничтожено не только более 10 гигантских колонн, но и вся центральная часть Парфеона. Что там просиходило подробнее давайте узнаем …
В 1683 году турецкая армия, осаждавшая Вену, потерпела поражение от объединенных европейских сил под командованием польского короля Яна Собеского.
Победа европейских сил под Веной обусловила переход европейских союзных государств в контрнаступление, на острие которого стояла Венеция, имевшая в восточном Средиземноморье свои экономические и политические интересы. Командовал венецианскими войсками Франческо Морозини.
К 1687 году венецианцы заняли Пелопоннес , захватили Мистру и вышли к Негропонту на острове Эвбея. Однако венецианцы не смогли взять штурмом Негропонт, который имел достаточно сильный гарнизон, а ведение длительной осады венецианцам не представлялась возможным.
На военном совете Морозини высказал предложение идти на Афины , и 21 сентября 1687 года венецианский флот показался у берегов Аттики возле бухты Пирея .
Турки имели незначительные силы в Афинах, поэтому они оставили город и заперлись в крепости Акрополя. Войско венецианцев стало лагерем к западу от города, и предложило турецкому гарнизону почетную капитуляцию, чтобы избежать ненужное кровопролитие. Турки ответили отказом, и начался штурм Акрополя.
22 сентября венецианцы установили артиллерийские батареи на холмах напротив Акрополя и пытались подвести мины под крепостные стены, что им не удавалось сделать из-за твердости скальных пород. Тогда же перебежавший турецкий дезертир сообщил венецианцам, что турки сложили весь запас пороха в Парфеноне, т.к. были уверены, что европейцы не станут разрушать храм.
Однако венецианцы при штурме крепости меньше всего собирались брать в расчет историческое и культурное значение зданий Акрополя. Им нужно было как можно скорее взять крепость, пока к осажденному гарнизону не подошло подкрепление, и поэтому любое здание на Акрополе становилось боевой единицей, которую при необходимости нужно было уничтожать. Поэтому венецианцы без всякого зазрения совести преступили к бомбардировке зданий Акрополя, имеющих всемирную культурную ценность. Бомбардировка Акрополя была затруднена особенностями местности, но вечером 26 сентября удачным попаданием снаряда, заброшенного внутрь храма, был воспламенен, а затем и взорван пороховой склад. Сам Морозини в последствии сообщил, что бомба, попавшая в Парфенон разнесла сам храм и убила более трехсот турецких солдат.
После потери пороховых складов турки приняли предложенную им капитуляцию. Венецианцы позволили туркам уйти на турецкие корабли, которые ожидали их в шести милях от Пирея, и взять с собой столько имущества, сколько те смогут унести.
Взятие венецианцами Афин привело к обычной в то время перестройке храмов под нужды религии победителей. Например, шведы превратили одну из изящных мечетей в лютеранскую церковь, еще несколько мечетей были переделаны венецианцами в католические церкви. Однако разрушенный Парфенон никому не был нужен.
Через шесть месяцев после взятия Афин, венецианцы решили покинуть город по стратегическим соображениям. Турки вернулись в город еще на несколько столетей, однако и они не занимались восстановлением Парфенона.
В период с 1802 по 1804 года в Лондон было доставлено несколько десятков уцелевших мраморных скульптур, которые были размещены в Британском музее. Всё это привело к тому, что Парфенон некогда бывший роскошным храмом превратился в руины, не представляющие никакой ценности…
Парфенон после Греческой революции (1820-е). Гравюра В. Миллера (1829) с работы Х. В. Вильямса (1822)
К счастью уже в 1834 году Парфенон очистили от чужеродных объектов, а в 1930 году началась реставрация древнегреческого храма. На сегодняшний день восстановлены практически все повреждённые колонны. Кроме того, некоторые скульптуры, которые долгое время были в музеях либо в частных коллекциях, были возвращены на территорию храма либо доставлены в Афинский Национальный музей.
Мраморные скульптуры Парфенона не являются самостоятельными произведениями искусства. Они были созданы как архитектурная и символическая часть храма богини Афины, построенного в V веке до н.э. в период расцвета древнегреческой культуры. Основной концепцией строения являлся баланс, достигаемый посредством идеальной симметрии триглифов, метопов, фриза и фронтонов храма. Понять и оценить памятник в целом возможно только вместе с его скульптурами, тогда как сами скульптуры могут быть значимыми, только находясь рядом с храмом, в их естественном историческом окружении.
Парфенон с его 2500-летней историей остается великим памятником и считается значимым символом свободы мышления. демократии, философии, гармонии и права. Это самый выдающийся памятник западной цивилизации. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в Список всемирного наследия.
Из 97 уцелевших частей фриза Парфенона 56 были вывезены в Лондон, а 40 остались в Афинах. Из 64 сохранившихся метопов 48 находятся в Афинах и 15 были увезены в Лондон. Из 28 же скульптур с фронтонов храма 19 увезли в Лондон и 9 остались в Афинах. Считается, что на фризе Парфенона изображено шествие в честь праздника — Панафиней. Метопы представляют собой сцены гигантомахии — на восточной стороне, амазономахии — на западной стороне, троянской войны — на северной стороне и битвы кентавров с лапифами — на южной. Восточный фронтон иллюстрирует рождение Афины, а западный фронтон — битву между богиней Афиной и богом Посейдоном за право покровительства над Афинами.
Греция просит содействия Великобритании, как во имя самого памятника, так и во имя всемирного культурного наследия. Достижение взаимопонимания возможно посредством двустороннего сотрудничества в области культуры и образования. Если говорить конкретнее, то предложение Греции состоит в том, чтобы организовать выставку воссоединенного мрамора Парфенона в большом зале нового Музея Акрополя, тогда как Великобритания может принять участие в реставрации и обновлении самого Парфенона. Экспонирование собранных вместе скульптур может позволить нам по-новому взглянуть на этот уникальный памятник, способствовать развитию науки и продемонстрировать будущим поколениям достижения человеческой цивилизации. Изображения и их описание взяты из книги Елены Корки, главы департамента Греции и института археологии «Воссоединение скульптур Парфенона», выпущенного в Афинах Министерством Греции по культуре и туризму двумя изданиями — в 2002 и 2003 годах, издательство KAPON
До наших дней уцелели следующие части скульптурного украшения храма:
Метопы
Восточная сторона (Гигантомахия)
Все 14 плит находятся в музее Акрополя
Западная сторона (Амазономахия)
все 14 плит находятся на самом храме Северная сторона (Троянская война)
13 целых и частично разрушенных плит находятся в Музее Акрополя и на самом храме
Южная сторона (Битва между лапифами и кентаврами)
1 плита находится на самом храме
11 целых и частично разрушенных плит находятся в Музее Акрополя
16 целых и частично разрушенных плит находятся в Британском Музее (фрагменты 6 из них находятся также в Музее Акрополя)
Фронтоны
Восточный фронтон (Рождение Афины)
4 скульптуры находятся в Музее Акрополя (C, H, N, P)
10 скульптур находятся в Британском Музее (A, B, D, E, F, G, K, L, M, O)
Западный фронтон (Битва между Афиной и Посейдоном)
8 скульптур находятся в Музее Акрополя (B, E, J, K, S, U, V, W)
4 скульптуры находятся в Британском Музее (A, P, Q, T)
фрагменты 6 скульптур хранятся в обоих музеях (C, H, L, M, N, O)
Фриз
Фриз изображал собой шествие в честь Великих Панафиней и изначально включало в себя 115 плит(119 рельефных изображений, поскольку угловые камни имеют по два изображения на сторонах). Из них полностью или частично уцелели 112 плит:
Западная сторона (сохранились все 16 плит)
Из них в Музее Акрополя находятся 13 плит
В Британском Музее находятся 2 плиты
И фрагменты одной из плит хранятся в обоих музеях
Южная сторона (уцелела 41 плита)
2 плиты находятся на самом храме
12 плит находятся в Музее Акрополя
24 плиты находятся в Британском Музее
Фрагменты 3 плит хранятся в обоих музеях
Северная сторона (сохранились 46 плит)
24 плиты находятся в Музее Акрополя
15 плит находятся в Британском Музее
Фрагменты 7 плит хранятся в обоих музеях
Восточная сторона (сохранилось 9 плит)
3 плиты находятся в Музее Акрополя
1 плита находится в Британском Музее
Фрагменты 5 плит хранятся в обоих музеях
Цитата сообщения ТаМаРа_ТАРАНЬжина
Греция: Парфенон (Parthenon)
источникиhttp://www.km.ruhttp://ilovegreece.ru
art.mirtesen.ru
описание, история, экскурсии, точный адрес
Парфенон в Афинах (Греция) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Добавить отзыв Читать 1 отзыв Следить
Парфенон всегда считался одним из самых значимых и монументальных зданий Акрополя в Афинах. Храм был построен в честь богини Афины, покровительницы столицы Греции.
Согласно древнему мифу, верховный бог решил избавиться от своей своенравной дочери еще, когда та была в утробе матери, проглотив их целиком. Но она не давала ему покоя, и тогда громовержец приказал извлечь Афину из своей головы, уже на тот момент она была в доспехах, с мечем и щитом в руках. Для такой воинственной богини, разумеется, необходимо было возвести достаточно величественный храм.
Строительство Парфенона началось приблизительно в 447 году до нашей эры, и продолжалось более пятнадцати лет. Со всей Эллады везли к Акрополю отменный мрамор, лучшие образцы черного дерева, слоновую кость и драгоценные металлы.
Главными архитекторами храма были Калликрат и Иктин. Они смогли воплотить необычайное архитекторское решение, применив правило золотой пропорции, где каждая последующая часть целого соотносится с предыдущей частью так же, как та соотносится со всем целым. Мраморные колонны храма размещены друг к другу не строго параллельно, а под определенным углом. В результате Парфенон приобрел ряд архитектурных особенностей — главная из них заключается в том, что он предстает перед смотрящими на его фасад сразу с трех сторон.
Парфенон
Скульптурным оформлением Парфенона занимался Фидий, под его строгим руководством были сделаны многочисленные фризы и скульптурные композиции. Непосредственно же его авторству принадлежит главная достопримечательность храма — тринадцатиметровая статуя Афины, на изготовление которой ушло больше тонны чистого золота из городской казны и самый дорогой цельный мрамор. Фидий также отличился тем, что изобразил на щите богини инициатора строительства — Перикла.
В Парфеноне продумано все до мельчайших подробностей, каждая деталь имеет свой уникальный размер, форму и предназначение. Это одна из главных достопримечательностей Греции, которая совершенно заслуженно считается шедевром мирового зодчества. К сожалению, сейчас от его былого величия уже мало что осталось, но даже сохранившиеся на его месте руины вызывают восторг у миллионов туристов.
tonkosti.ru
Архитектурный стиль храма Парфенон в Греции
В Афинах на самой высокой точке Акрополя стоит величественный храм Парфенон, построенный в честь богини Афины Девы — любимой дочери Зевса-громовержца. Его начали возводить в период правления Перикла, строительство продолжалось в течение десяти лет.
Создатель Парфенона
Главным архитектором храма являлся Иктин, ему помогал Калликрат. Наброски и схемы скульптурного оформления Парфенона разработал известный мастер скульптуры Фидий, сделавший колоссальную статую Афины Парфенос. Также под его руководством создавалась удивительная отделка храма: фриза из мрамора, фронтоны и метопы.Парфенон по замыслу Перикла должен был олицетворять величие древних Афин и победу в греко-персидской войне. Все это нашло свое выражение в дорическом стиле храмовых колонн, в гармоничной композиции элементов и их правильной пропорции.
Архитектурный стиль Парфенона
Вдоль всего периметра Парфенона возвышаются массивные колонны, слегка наклоненные внутрь сооружения и с разным диаметром. Строители создали их именно такими с намерением придать зданию пластичности и стройности.
Фронт ПарфенонаВерхнюю часть храмовой стены за рядом внешних колонн украшает фриз длиной в 160 метров, посвященный греческому празднеству Больших Панафиней. На зофоре из мрамора изображены сцены проведения праздника, в котором участвуют множество людей и животных, а также можно увидеть богов-олимпийцев.
Колонны ПарфенонаНад колоннадой храма Афины располагалось 92 метопа, картины которых иллюстрируют сюжеты из древнегреческой мифологии и небольшие подвиги богини. Главные эпизоды из жизни Афины изображены на фронтонах Парфенона (восточных и западных). На восточном фронтоне можно увидеть изображение мифа о рождении Афины и фигуры женщин- богинь судьбы, на западном — конфликт Посейдона и Афины из-за покровительства Греции.
Фризы ПарфенонаПарфенон строился из белого мрамора, который от времени менял свой оттенок и становился золотистым. Некоторые элементы храмовой отделки окрашивались в синий цвет, например, триглифы и фон фронтонов и метоп. Для плит фронтонов, расположенных вертикально, использовали золотой оттенок, а верх храма покрывали красным красителем с небольшими полосами золота.
drevniy-egipet.ru
Парфенон: история создания
Культура Древней Греции славится своими бессмертными архитектурными и скульптурными шедеврами. Величественный античный стиль строительства по праву считается одним из лучших примеров древнего искусства. Самым знаменитым образцом этого стиля является Парфенон.
Великий храм: значение слова «Парфенон»
Парфенон начали строить в Афинах в 447 году до н.э., а закончили строительство в 432 году до н.э. Храм был назван в честь богини Афины Парфенос, которая была его покровительницей. Само слово «Парфенос» в переводе с древнегреческого языка означает «девственный».Храм был спроектирован Каликратом и Иктином при правлении Перикла, а возводился он на фундаменте старого храма Афины. Правитель Афин задумывал сделать из Парфенона символ величия своего государства. Для его строительства использовали большей частью мрамор, только крыша была деревянной. На сегодняшний день ученые выяснили, что все части комплекса храмовых строений с Акрополем имеют соотношение «золотой пропорции».
Где находится Парфенон?
Известный афинский храм, посвященный Афине Деве, располагается в центре города, на самой высокой точке Акрополя. Поэтому Парфенон можно наблюдать практически отовсюду. В ночное время суток он выглядит особенно привлекательно, поскольку его специально подсвечивают.Парфенон пережил множество событий за свой век. Он подвергался разграблению завоевателей, пережил сильный пожар, после чего был восстановлен. В 426 году н.э. храм превратили в христианскую церковь, а после завоевания турками — в мечеть. Позже во время войны его использовали как склад для пороха, что привело к значительным разрушениям после попадания снаряда. Но в конце XIX – начале XX века Парфенон подвергся глобальной реставрации, после чего его северная часть стала открыта для посетителей.
drevniy-egipet.ru
Архитектурное и художественное оформление Парфенона древней Греции
На афинском Акрополе возвышается храм Девы Афины Парфенос, посвященный покровительнице города Афин (дочери верховного бога Зевса) во времена правления Перикла.
Работы по его возведению начались 447 году до нашей эры, закончились в основном в 438 г д. н. э., а отделочные и скульптурные работы выполнялись еще до 434 г д. н. э.
Архитектор Парфенона Иктин, его помощник – Калликрат. Создатель Парфенона – знаменитый древнегреческий скульптор Фидий по эскизам и под общим руководством которого проводились работы по созданию скульптур: Девы Афины Парфенос, мраморного фриза, метоп, франтов Парфенона лучшими мастерами 5 века до нашей эры.
Парфенон в Афинах был построен в честь победы греков над персами, которая была выражена в торжественности форм дорических колонн храма, в стройности и гармоничности, в его пропорции.
Интерьер у храма придавала величественный вид двухэтажная колоннада. При этом, Парфенон внутри был разделен на восточную часть (большее помещение), где стояла статуя Афины Парфенос, выполненная в хрисоэлефантинной технике и западную, называемую, собственно, Парфеноном, в котором хранилась афинская казна.
Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона
Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.
Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.
Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.
Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.
Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.
Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.
Художественно-декоративное оформление Парфенона
Значительную ценность имеют для нас структуры, которые украшали Парфенон: мраморный фриз, 92 метопы расположены по четырем сторонам храма, два фронтона.
Фриз Парфенона. На верхней части стены храма за внешней колоннадой виден фриз – зофор. Он представляет собой непрерывную многофигурную 160-и метровую барельефную мраморную ленту, на которой изображены 350 людей и 250 животных в различных ракурсах.
Фриз Парфенона посвящался празднику Больших Панафиней, который проводился в Афинах каждых 4 года в честь покровительницы города – богини Афины.
В начале фриза показано состязание всадников, затем идут закланные животные, их сменяют шествие празднично одетых людей Афин, несущих к Парфенону праздничное одеяние Афине (пеплос), сотканный афинскими девушками.
В завершении шествия, в торцевой части фриза показано пиршество 12-и богов Олимпа. По размерам группы фриза небольшие, но выразительны, ни разу не повторяющиеся многих сотен фигур людей и животных.
Метопы Парфенона. Архитектура Парфенона предполагала размещение метоп над колоннадой, с внешней стороны храма, сюжеты которых были построены на мифологических историях Аттики, отображающие незначительные подвиги Афины.
Всего было 92 метопы – по 14 на фасадных сторонах и по 32 – на боковых – стенах. Вырезаны они были в высоком рельефе – горельефе. На метофах восточного фронтона изображена сцена битвы богов с великанами. На западном — сцена борьбы греков с амазонками.
На метопах северной стороны храма – падение Трои, на южной – борьба лапифов с кентаврами. Но главным и важнейшим событиям в жизни богини посвящены фронтонные группы.
Фронтоны Парфенона – восточные и западные. На восточном фронтоне, который лучше сохранился, изображена сцена рождения Афины из головы Зевса согласно древнегреческому мифу.
В правом углу восточного фронтона помещены три женские фигуры, возможно, это три Мойры (богини судьбы). Интересно передана плавная мягкость и теплота светотени в складке одежды женских фигур.
На западном фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном о господстве над Аттикой.
Окраска Парфенона, облицовка. Парфенон был полностью выстроен из квадров белого пентелийского мрамора, выложенных насухо. Свойства этого мрамора токовы, что из-за наличия в нем железа, со временем он приобретал золотистую патину, которая придавала плитам теплый, желтоватый оттенок.
Однако, некоторые плиты Парфенона раскрашивались, когда нужно было выделить какие то отдельные элементы. Так, триглифы, которые были затенены карнизом, покрывали синей краской. Для фона метоп и фронтонов также использовали синюю краску.
Для окраски вертикальных плит фронтонов использовалась позолота. Верхние части храма были окрашены в темно-красный цвет, иногда изредка оттенены были узкими полосками позолоты.
Парфенон в Афинах в своем первоначальном виде просуществовал около двух тысячелетий. До наших дней сохранились: на территории акрополя – разрушенные колонны храма, не многочисленные фрагменты метоп, фриза, фронтонов – хранятся в различных музеях мира.
mastery-of-building.org
ПАРФЕНОН - это... Что такое ПАРФЕНОН?
Парфенон — (греч. Parthenon, от parthinos дева) в Афинах, величайший памятник греческого искусства эпохи классики; храм богини Афины Парфенос. Главный храм афинского полиса. Возведён на скале Акрополя в 447 438 до н. э. зодчими Иктином и Калликратом … Художественная энциклопедия
ПАРФЕНОН — (этим. см. Партенон). См. ПАРТЕНОН и ПАРФЕНОН. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРФЕНОН Главный храм в древн. Афинах, посвященный покровительнице города богине Афине. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
Парфенон — Парфенон. Общий вид. ПАРФЕНОН, храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447 438 до нашей эры, архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПАРФЕНОН — храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447 438 до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и… … Большой Энциклопедический словарь
Парфенон — главный храм на Акрополе в Афинах, посвященный покровительнице города Афине. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии
парфенон — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвященный покровительницеэтого города и всей Аттики, богине Афине Девственнице (oparJneoV). Онкрасовался на самом высоком пункте афинского акрополя, там, где передтем стоял не вполне достроенный храм той же богини … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Парфенон — (греч. Parthenón, от parthénos дева) храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства. Построен на Акрополе в 447 438 до н. э. Иктином и Калликратом; скульптурная отделка велась под руководством Фидия,… … Большая советская энциклопедия
Парфенон — (от греч. parthenos дева) храм богини Афины Парфенос (Девы) на Акрополе; построен в 447 438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. П. представлял собой дорийский периптер (прямоугольник) с 8 колоннами в ширину и 17 в длину; был… … Античный мир. Словарь-справочник.
dic.academic.ru
Парфенон в Древней Греции и храм Гефеста
План
Введение
1.Описание храмов на Акрополе
1.1 Пропилеи
1.2 Храм Ники Аптерос
1.3 Эрехтейон
1.4 Парфенон
2.Статуя Афины Парфенос
3. Место Парфенона в Афинском Акрополе
4.Отличия Парфенона от других храмов
4.1 Черты ионического ордера в дорическом Парфеноне.
4.2 Описание скульптур Парфенона
4.3 Фризовые композиции Парфенона
5.Храм Гефеста на Агоре
Заключение
Список литературы
Введение
Акро́поль (др.-греч. ἀκρόπολις - верхний город) - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, который возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города.
В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города.
Первые укрепления на скалистом отроге, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. В 447 год до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство. Руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Фидий - древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно».[1]
Афинский акрополь представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (около 300м в длину и 170м в ширину). Постройки Афинского Акрополя изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (архитектор Калликрат), главного храма Акрополя и Афин Парфенона (архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон.
Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина. Подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы.
В микенский период (XV-XIII вв. до н. э.) Акрополь являлся укрепленной царской резиденцией. В VII-VI вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами [2] .
В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал. Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.
1.1 Пропилеи
Пропилеи афинского Акрополя стоят в первом ряду среди самых совершенных памятников античности. Имя Мнесикла, строителя Пропилей, сохранилось в памяти греков наряду с Иктином, строителем Парфенона.
Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первом месте ставит не Парфенон, а Пропилеи. Покорители Афин, фиванцы, мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей, и поместить у входа в их собственный акрополь.
Фасад Пропилей отличается особенностью, связанной с его назначением: чтобы освободить главный пролет, расширено расстояние между центральными колоннами, так что промежуток от оси до оси этих колонн содержит три метопы. Два крыла, украшенные дорийскими колоннами, обрамляют место перед входом и направляют внимание зрителя на центральный фасад. Сзади уходит в глубину ионийский портик, поддерживающий потолок, прерывающийся высокой стеной, в которой проделано пять дверей, ведущих на площадь Акрополя.
Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, имеющего, в конце концов, служебный характер и уступающего первенство храмам, о которых он возвещает.
Придавать каждому произведению свойственный ему характер - искусство, которым греки владели в совершенстве, и этот характер создается нюансами исключительной художественной правдивости.
Здесь строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне - простой медальон, по углам фронтона - два акротерия с изображением коней Диоскуров, на главных профилях - смелая и яркая раскраска. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.
1.2 Храм Ники Аптерос
Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптероc.
Строительство небольшого по своим размерам храма Афины-Ники приписывают архитектору Калликрату, который составил проект здания в 450 году до н. э. и осуществил его в 427-421 годах до н. э. [3]
Если смотреть на храм, стоя у Пропилеи, он четко вырисовывается на фоне неба, радуя глаз своей стройностью и удивительным изяществом. Почти квадратную целлу храма с востока и запада украшают портики с четырехметровыми ионическими колоннами. По свидетельству одного из древних авторов, внутри храма находилась деревянная статуя богини победы Ники Аптерос (бескрылой), хотя обычно греки представляли ее крылатой. Афиняне хотели, чтобы богиня победы никогда не покидала их город. В конце XVII века турки, захватившие Грецию, разобрали храм Афины-Ники и использовали мраморные блоки для сооружения укреплений, и лишь после освобождения страны в XIX веке храм заново сложили на прежнем месте.
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой.
За годы, пока строили Эрехтейон, Афины пережили тяжелые события. Шла война со Спартой. В осажденном спартанцами городе вспыхнула чума. Много жителей, в том числе Перикл, погибли во время эпидемии.
Место постройки Эрехтейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина посадила оливу. Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участке с сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравнивать площадку для Эрехтейона не было возможности, так как в это время шла обременительная Пелопонесская война. Поэтому храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план. Три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны расположен портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской). С северной стороны - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма находится знаменитый портик кариатид. Все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами, не сохранившийся до настоящего времени.
В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Эрехтейон сильно отличается от Парфенона. Рядом с дорическим ордером храма Афины Девы ионический ордер Эрехтейона воспринимается небольшим, хотя это и довольно крупный по абсолютным размерам храм. Около строгих колонн Парфенона Эрехтейон с его богатой орнаментальной отделкой кажется особенно нарядным.