Ро́мул и Рем (лат. Romulus и Remus) — легендарные братья-основатели Рима. По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 — 716 гг. до н. э.).
Рождение и детство
Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.
Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
Основание Рима
Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.
Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.
В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.
В Риме не хватало женского населения — соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку — он устроил торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.
Ромул — царь Древнего Рима
Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима — против него восстали соседи. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков. Они заселили Эсквилинский холм. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой — мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе — в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Ромул стал царём объединённых народов.
Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: рамнов, тициев и луцеров. Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.
Устройство Ромулом римского государства
Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трех частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие — куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий — курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.
Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли — «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.
Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям — быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственные делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремеслами. Ромул счел целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.
Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведет войско за его пределы. Каждой из трех триб он предписал выбрать трех человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трех самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами еще 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.
Смерть, воскресение и вознесение Ромула на небо
Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о воскресении Ромула с долей скептицизма:
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он „не умер, а удостоился лучшей доли“. Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином». (Плутарх — «Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий»).
Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города» Тит Ливий.
Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.
После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.
Аналогии в мифологиях других народов
Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе. Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике. Наконец, легенда о вознесении Ромула очень напоминает христианскую легенду о воскресении Иисуса Христа. И в том, и в другом случае мы имеем дело с «царём», вознёсшимся на небеса.
См. также
Ссылки
Сициально-экономические отношения и оформление римской государственности в царскую эпоху (2009). Проверено 2 апреля 2009.
Дионисий Галикарнасский. Римские древности (2009). Проверено 2 апреля 2009.
Первоисточники
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Ромул – основатель и первый царь Рима — 39Rim.ru
Последние изменения: Август 10, 2017
Древнеримские цари правили Римом на протяжении 244 лет, начиная с 753 года – даты основания города. Ромул управлял городом до 716 гг. до н.э. В первое время сюда прибывали преступники и те, кто скрывался от преследования в своих городах по тем или иным причинам. Основатель Рима принимал под свою опеку всех подряд. Вновь прибывшие получали свободу и гражданство вне зависимости от того, кем были. Народ буйствовал и пытался расширить территорию за счет близлежащих поселений.
Одна из авантюр, которую придумал древнеримский царь Ромул, закончилась вполне удачно. Результатом уловки стало появление в Риме девушек, которых так не хватало для рождения коренного населения города. На одном из праздников гостей-сабинян окружили, а в образовавшейся сумятице сумели отбить у безоружных мужчин сестер и дочерей, которых те не хотели отдавать в жены разбойникам.
Древнеримский царь Ромул и сам женился подобным образом на сабинянке. Как утверждают, ритуал похищения невест зародился именно в это время и именно в Риме. Похитители вели себя с девушками галантно, уверяя их о своих честных намерениях. Сабинянкам были даны определенные обещания, а именно:
отсутствие тяжелой работы даже по хозяйству, максимум – прядение шерсти;
всеобщее уважение от мужчин, в том числе запрет ругани в присутствии женщин и предоставление им права пройти первыми при встрече;
обретение законного потомства, воспитание детей и верность мужей.
Девушки не смогли устоять перед сладкими речами, и большинство из них вышло замуж. В результате на свет появились первые коренные римляне. Через год после неприятных событий сабиняне попытались вернуть своих женщин с оружием, но те встали между противоборствующими сторонами с детьми, и конфликт разрешился миром. По легенде, правитель сабинян Тит Татий и Ромул стали царствовать совместно, что продлилось недолго, всего 5-6 лет. Но данный факт не доказан.
Древнеримский царь Ромулостался единственным правителем двух народов,а в Риме появились и новые переселенцы, на этот раз – этруски, которым был выделен Эсквилинский холм. Сабиняне же разместились на двух холмах – Капиталийском и Квиринальском. Над каждой из трех территорий Ромул поставил предводителей, подчиняющихся древнеримскому царю. Он создал управляющий орган, напоминающий сенат, ввел должность ликтора (что-то наподобие сопровождающего охранника) и разделил население на плебеев (худших – безвестных неудачников) и патрициев (лучших – знатных, прославленных и богатых), определив каждой группе надлежащие права. Первые занимались сельским хозяйством и ремеслами, а вторые могли стать жрецами и управлять государственными делами.
Смерть Ромула связана с мифическим исчезновением. Возможно, его просто убили, а может быть он действительно вознесся на Олимп, как говорится в легендах. Но никто мертвым его не видел или просто об этом предпочитали молчать – свидетельств нет. По легенде, у первого древнеримского царя было двое детей – дочь и сын. Жена Ромула Герсилия поднялась в небо звездой, после того, как во время посещения места исчезновения мужа у нее загорелись волосы в результате соприкосновения с ними спустившейся звезды. Впрочем, это тоже одна из легенд.
О других царях Рима можно прочитать, пройдя по ссылкам:
Ромул – основатель и первый царь Рима
Средняя оценка 4.5 Проголосовало 8
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
39rim.ru
Ромул и Рем | Наука
Капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема, V в. до н. э.
Ромул и Рем (Romulus и Remus) — легендарные братья-основатели Рима. По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 — 716 гг. до н. э.).
Рождение и детство Править
Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.
Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.
21 апреля 753 г. до н. э. считается датой основания города: тогда плугом была проведена борозда вокруг Палатинского холма. Раскаиваясь в убийстве Рема, Ромул назвал город Римом и стал его царём. По средневековой легенде город Сиена был основан сыном Рема — Сениусом.
В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.
В Риме не хватало женского населения — соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку — он устроил торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.
Ромул — царь Древнего Рима Править
Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима — против него восстали соседи. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков. Они заселили Эсквелинский холм. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой — мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе — в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Ромул стал царём объединённых народов.
Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: рамнов, тициев и луцеров. Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.
Также Ромул покорил Фидену и Вейи.
Смерть, воскресение и вознесение Ромула на небо Править
Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о воскресении Ромула с долей скептицизма:
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мертвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он „не умер, а удостоился лучшей доли“. Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином». (Плутарх — Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий).
Похожий рассказ приводит в своей "Истории от основания Города Тит Ливий.
Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.
После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.
Аналогии в мифологиях других народов Править
Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зете. Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике. Наконец, легенда о вознесении Ромула очень напоминает христианскую легенду о воскресении Иисуса Христа. И в том, и в другом случае мы имеем дело с «царём», вознёсшимся на небеса.
Первоисточники Править
ru.science.wikia.com
Основание Рима. Ромул и Рем
Древние римляне, как впрочем, и все человечество, достигнув определенного уровня в своем культурном и нравственном развитии, невольно стали задумываться о своем прошлом. Но многие вопросы оставались без ответов. Пытаясь как-то объяснить неизвестное, люди делали предположения, где переплетался вымысел с достоверными событиями. Так стали появляться мифы и легенды.
Рим же, с его обширной историей, оставил нам в наследие множество тайн и легенд, связанных с его основанием и дальнейшем развитием. И как утверждает одна из легенд, основателями Рима были Ромул и Рем, являющимися детьми самого Марса – бога войны, особо почитаемого римлянами и считающих его родоначальником и хранителем своего родного города.
Официально считается, что город Рим основан 21 апреля 753 года до н.э.
В честь этого события на Капитолийской площади в Капитолийском музее города Рима находится одна из самых известных скульптур мира – бронзовая волчица, кормящая двух младенцев. Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города. Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н.э. этрусками – древним народом современной Италии. К тому времени Рим уже стал столицей могущественной Римской империи и превратился в один из самых больших и красивейших городов мира. И не было такого места в мире, где бы не чувствовалось влияние Рима, или, во всяком случае, где о нем не слышали и не знали.
На данный момент наше поколение знает гораздо больше, чем древние римляне об истории своего города. Способствовали этому археология и технический прогресс. Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима. По их, все-таки, предположениям первые поселения на территории современного Рима появились еще около 1000 лет до н.э. на Палатинском холме. Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы. С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое. Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н.э. Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим.
Но вернемся, все же, к легенде, являющейся одной из красивых и интересных в римской мифологии. Восстановим, так сказать, хронологию всех событий.
Эней и основание Альба-Лонги.
Для полноты картины, следует представить героя древнегреческой мифологии, сына Афродиты – богини любви, Энея. В ходе Троянской войны Троя была разрушена, поэтому Эней и уцелевшие жители города были вынуждены отправиться на поиски земель для основания нового города. В ходе долгих скитаний носило Энея и его спутников по морям и разным землям.
В Карфагене, куда забросила его насланная Герой (покровительница брака) буря, в Энея влюбляется основательница Карфагена – Дидона. Но влюбленным не суждено было быть вместе. Зевс – бог грома, неба и молний, повелел Энею покинуть Карфаген. Эней, не смея противиться велению бога, который правит всем миром, тайно уезжает из Карфагена. Обманутая Дидона, не в силах перенести утрату своего возлюбленного, так коварно предавшую ее, убивает себя.
Кстати, проклятья, посланные Дидоной вслед Энею, являются символом будущей вражды Рима и Карфагена.
Эней побывает в Сицилии, затем в городе Кумы, где получает судьбоносный совет прорицательницы Сивиллы – спуститься в царство мертвых. Последовав совету, Эней узнает о своем великом будущем и Римской империи.
В конце своего путешествия Эней и троянцы высадились на берег у устья реки Тибр. Так странники попали в царство Лаций, которым правил царь Латин (отсюда и название народа – латины). Он пообещал Энею руку своей дочери Лавинии. Эней, являющийся потомком Афродиты, легко смог очаровать девушку. Но препятствием их браку мешал царь рутулов Турн, которому также была обещана Лавиния. Состоялся поединок, в ходе которого Эней убил Турна и затем женился на Лавинии.
После смерти Энея, ставший правителем царства его сын Асканий (впоследствии принявший имя Юл), у подножия Альбанской горы основал город Альба-Лонга, в котором через много лет произойдут события, связанные с основателями Рима – Ромулом и Ремом.
Нумитор и Амулий. Борьба за власть.
Шли годы. Около 3-х веков прошло с момента прибытия троянцев в Лаций. Потомки Энея спокойно царствовали все это время, пока на престол не взошел четырнадцатый по счету царь Альба-Лонги Нумитор Сильвий, который получил власть после смерти отца на правах старшего сына. Амулий, младший брат Нумитора, был завистливым, коварным и жестоким человеком, мечтающий узурпировать власть в своих руках. Амулию удалось свергнуть Нумитора. Теперь вся власть принадлежала ему.
Боясь мести детей старшего брата, он убивает сына Нумитора, а его дочь, Рею Сильвию заставил стать весталкой – жрицей Весты (богиня, покровительница жертвенного огня и семейного очага). По законам того времени это обрекало Сильвию на 30-летнее безбрачие и невозможность иметь детей, которые могли бы претендовать на трон. Своего старшего брата Амулий не боялся. Тот был слишком слаб и дряхл, чтобы соперничать с Амулием, поэтому и остался жив.
Рождение Ромула и Рема.
Но все пошло не так, как предполагал Амулий. На четвертый год служения в священной роще к Сильвии явился Марс. Очарованный красотой девушки, бог войны овладел ею. Сильвия родила двух мальчиков-близнецов. Придя в ярость, Амулий приказал утопить младенцев в Тибре, а Сильвию посадить в темницу.
Раб, которому доверили убийство детей, положил их в корзину и пошел к реке. В это время разыгралась непогода. На Тибре полным ходом шло половодье. Ветер поднимал большущие волны, а вода все прибывала и прибывала. Раб побоялся заходить в воду и оставил корзинку у самой воды, думая, что уровень реки поднимется и корзинку с детьми унесет на середину реки, где они и утонут.
Спасение Ромула и Рема.
Воды реки действительно подняли корзину, и, о чудо, она зацепилась за куст, растущей на берегу, смоковницы. На плач малюток из леса прибежала волчица, которая накормила и обогрела близнецов. Молока волчицы братьям не хватало, и тогда на помощь пришли, а точнее прилетели, дятел и чибис, которые кормили малышей лесными ягодами. Все эти животные в дальнейшем стали священными для жителей Рима.
Затем близнецов нашел и забрал к себе домой царский пастух Фаустул. Его жена, Акка Ларенция, переживающая смерть своего ребенка, с радостью приняла малюток. Братьев назвали Ромулом и Ремом. И стали Фаустул с Ларенцией воспитывать близнецов как своих собственных детей.
Ромул и Рем возвращают власть своему деду.
Шло время. Близнецы подрастали. Братья помогали Фаустулу пасти стада, охотились, занимались гимнастикой и выросли красивыми, сильными и ловкими юношами. Иногда на стада нападали разбойники. И братьям приходилось сражаться не на жизнь, а на смерть. В этих схватках братья проявили себя как храбрые и отважные воины, за что и снискали всеобщее уважение и приобрели широкую известность.
Стада, которые пасли Фаустул, Рем и Ромул, являлись собственностью Амулия. У его старшего брата Нумитора, которого он оставил в живых, тоже были своя земля, свои стада и свои пастухи. Как-то раз между пастухами Амулия и Нумитора завязалась потасовка, в результате которой Рем попал в плен. Его доставили к Нумитору.
Рем заинтересовал бывшего правителя. Что-то до боли знакомое было в этом юноше. Нумитор поинтересовался его происхождением, на что Рем поведал историю, которую он слышал от пастуха Фаустула. Сопоставив все факты, Нумитор догадался, что перед ним стоит один из его внуков, сын его дочери Реи Сильвии, которая к тому времени умерла. Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения. После этого братья твердо решили покарать Амулия. Вскоре они подняли восстание, в ходе которого ненавидящего всеми Амулия убили, а вся власть перешла к законному наследнику в лице Нумитора Сильвия, деда Ромула и Рема.
Основание Рима.
Через некоторое время Нумитор предложил братьям построить новый, свой город. Но где именно будет стоять город? Здесь мнения братьев разделились. Рем, по одним источникам, предлагал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, по другим – Аветинский холм. Ромул настаивал, чтобы местом основания города был непременно Палатинский холм.
Решили так: кто первый увидит знамение свыше, тот и определит место будущего города. Разошлись они по своим холмам и стали ждать. Вскоре Рем увидел шесть, кружащих над его холмом, коршунов, а Ромул – двенадцать, но все-таки чуть позже.
Кстати, позднее число двенадцать будут связывать с двенадцатью веками правления могущественной Римской империи.
Спор разгорелся с новой силой. Рем утверждал, что он первый увидел птиц. А Ромул настаивал, что увиденных им птиц было больше. Но все, пришедшие с братьями строить город, сочли доводы Ромула весомее. Теперь, когда спор был разрешен, следовало обозначить померии – границы будущего города. Считалось, что это сделает невозможным ни одному врагу никогда переступить границы города и войти в него.
Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду. С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены». В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. «Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата. Ведь Ромул, являясь основателем, теперь обязан отвечать за будущее города и мстить любому, кто будет поносить его детище и насмехаться над ним. Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата. Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое.
Город Ромул назвал в честь себя – Roma (Рим), город Ромула. Вот так был основан Древний Рим, а Ромул стал его первым рексом – так называли правителей Древнего Рима в, так называемый, царский период до основании Республики.
Похищение сабинянок.
В первое время основной проблемой, с которой пришлось столкнуться новоиспеченному правителю, была малочисленность населения города. С целью привлечения новых жителей и увеличения населения города, Ромул предоставил, примкнувшим к ним всем желающим, гражданство и права наравне с первыми, вместе с ним строивших Рим, переселенцами. Всех прибывших расселяли на землях Капитолийского холма. В город стали стекаться разорившиеся крестьяне, преступники всех мастей, беглые рабы, изгнанники и авантюристы.
Вот тут возникла новая проблема – отсутствие женского населения. Ведь соседские народы не хотели вступать в родственные связи с римлянами. Считалось постыдным связывать себя узами брака с разными проходимцами и бродягами, так быстро наводнившими Рим. Вот такая нехорошая слава была у города.
Поэтому Ромул пошел на хитрость. Спустя четыре месяца с момента основания города 21 августа, он решил организовать праздник в честь Конса (бог-хранитель, отвечающий за посев зерновых культур, запасы зерна и силоса) – Консуалии с разными играми и состязаниями. Всем соседям были разосланы приглашения на этот праздник, так что народу собралось немало.
В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак. И вооруженные римляне стали хватать пришедших на праздник женщин и уносить их в свой дом как военную добычу. Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам – ведь они пришли на праздник без оружия. Ромул тоже похитил одну из сабинянок – Герсилию, на которой впоследствии женился. Как утверждает легенда, именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты. Так решилась проблема с женщинами и приростом населения.
Война Рима с соседями.
События, произошедшие на празднике, сильно ухудшили, и без того не сильно дружеские, отношения Рима с соседними народами, которые пошли войной на Рим. Ромул со своим войском не только отбил все нападения, но и захватил города Ценин и Крустумерий. Слава его побед сопутствовала союзу с этрусками, которые заселили Эсквилинский холм. Так появились новые переселенцы, от чего войско Ромула стало только сильнее.
К тому времени соседские народы решили объединиться в борьбе против Рима. Основной силой были сабиняне, которые под предводительством Тита Тация пошли походом на Рим.
Вторгшись в римские земли, они осадили Рим. Но взять его никак не удавалось. Героические жители города самоотверженно защищались.
Существует легенда, что сабинянам удалось подкупить женщину по имени Тарпея, которая смогла тайно открыть ворота города и впустить сабинское войско. В награду предательницу ждало то, что носит каждый воин в левой руке. Но на левой руке были не только золотые кольца и браслеты, о которых мечтала Тарпея, но и тяжелые щиты. Так при входе в город каждый бросал ей браслет, а затем и щит. От таких «подарков» предательницу настигла кара и она погибла под тяжестью щитов.
Ромул и Таций заключают мир.
Завязалась битва. Но вдруг сражающиеся услышали плач и рыданья. Это похищенные сабинянки с детьми на руках выбежали на поле брани и стали умолять прекратить побоище. С одной стороны они обращались к братьям и отцам, а с другой к своим мужьям. Дрогнули сердца суровых воинов, опустили они оружие. Так был заключен мир между римлянами и сабинянами. Объединившись, два народа решили называться квиритами (копьеносными мужами), а правителями стали Ромул и Таций.
Шесть лет правил этот тандем. Много удачных походов совершили Ромул и Таций за это время. Последний их совместный поход был на альбанскую колонию Камерию, где в городе Лавиний Таций погиб. И Ромул стал единоличным правителем объединенных народов, а также первым царем Древнего Рима пожизненно.
Исчезновение Ромула.
Кончина или исчезновение Ромула окутана тайной. Возможно, его просто убили. Но по легенде Ромул сверхъестественным и невероятным образом исчез. Вот как описывает этот момент Плутарх (древнегреческий философ и биограф) в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».
Плутарх. «Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий».
Считалось, что Ромул вознесся на небо 5 июля 717 года до н.э. После смерти римляне стали почитать Ромула как сабинского бога Квирина, который считался мирным образом Марса.
На этом легенда основания Древнего Рима заканчивается.
Другие статьи:
o-vsem.ru
Ромул и Рем. Кто есть кто — Путеводитель по Италии
По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 — 716 гг. до н. э.).
Рождение и детство
Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием.
Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию Амулий заставил стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев.
Разгневанный Амулий посадил её в темницу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима.
Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.
Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
Основание Рима
Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги.
По легенде, Рем выбрал, по разным источникам, не то низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, не то Авентинский холм, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше.
Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул — чуть позже — двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата.
По другой версии, обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.
Капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема Wolpertinger, Public Domain
Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём.
Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом и была проведена борозда, обозначившая границу города. По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.
В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.
В Риме не хватало женского населения — соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку — через четыре месяца после основания города, 21 августа, он устроил торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Как считали античные историки, свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.
Как сообщает Плутарх, попытку вычисления дат рождения Ромула и Рема и основания Рима астрологическими методами предпринял по просьбе своего друга Варрона астролог Тарутий. Он решил, что братья были зачаты в день солнечного затмения 24 июня 772 г. до н. э. в 3-м часу после восхода и появились на свет 26 марта 771 г. до н. э., а Рим был основан 4 октября 754 г. до н. э.
Ромул — царь Древнего Рима
Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима — против него восстали соседи. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков. Они заселили Эсквилинский холм. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой — мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе — в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Ромул стал царём объединённых народов.
Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.
Устройство Ромулом римского государства
Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трёх частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие — куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий — курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.
Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли — «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.
Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям — быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственными делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. Ромул счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.
Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Каждой из трёх триб он предписал выбрать трёх человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трёх самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами ещё 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.
Дети Ромула
У Ромула была дочь Прима и сын Авилий, рождённые ему, по одной из версий, Герсилией.
Исчезновение Ромула
Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».
— Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий
Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города» Тит Ливий.
Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.
После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.
italy-ru.touristgems.com
Ромул и Рем. Основание Рима, Мифы древнего Рима
В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея — Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты.
Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь — ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила.
Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке, чтобы утолить жажду, подошла волчица, у которой недавно родились волчата. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом.
Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Рому-ла и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.
Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Потом они узнали, что их выкормила волчица своим молоком, что дятлы носили им пищу и бурная река пощадила беспомощных младенцев. Тогда братья поняли, что их появление на свет связано с глубокой тайной, которую они разгадать не могут.
Внимая рассказу юноши, Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей их появление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал. Пока Рем рассказывал свою историю Нуми-тору, проникавшемуся к рассказчику все большей лаской и доверием, пастух Фаустул, услыхав, что Рем захвачен слугами царя, и опасаясь коварства Амулия, бросился за помощью к Ромулу. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. На пути к Альба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться местное население, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия, жестоко притеснявшего своих подданных. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под благосклонным правлением своего деда. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, — пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. Да и жители города Альба-Лонги не захотели бы принять к себе как равноправных граждан весь тот пестрый сброд, который привел Ромул.
Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима). Однако сама мысль о постройке города сразу же вызвала разногласия между столь дружными прежде братьями. Они стали спорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет называться заложенный город и кто из них станет в нем царствовать. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Спустя мгновение мимо Ромула с шумом, сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело двенадцать коршунов. Братья вновь стали спорить. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Ромул же, поскольку коршунов мимо него пролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было вынесено в его пользу. Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступить другому. Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпанный вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!» — и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.
Похоронив Рема, Ромул самым тщательным образом выполнил предписанный богами обряд основания города. Прежде всего сам Ромул и его спутники прошли очищение священным огнем — каждый из них перепрыгнул через пылающий костер, чтобы с чистыми помыслами приступить к закладке города. Затем Ромул вырыл небольшую круглую яму, куда бросил комок земли, принесенный им из Альба-Лонги, где жили его предки. Точно так же поступили и все остальные. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Так возник священный очаг нового города, его центр, вокруг которого должны были быть воздвигнуты жилые дома. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Белый бык и белая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Ромулом в одежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. Вслед за Ромулом двигались его спутники, ревностно следя за тем, чтобы комья взрытой лемехом земли были отброшены внутрь проводимой черты. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Такой поступок почитался бы великим бесчестием, и, возможно, Рем поплатился так жестоко именно потому, что совершил его. В тех местах, где должен был находиться вход и выход из города, борозда прерывалась — так обозначалось местонахождение городских ворот. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Ромул, совершивший обряд основания города по всем. требованиям религиозных представлений того времени, сделался его первым царем, и дал ему свое имя. Город стал называться Римом (по-латински — Roma).
wisdomlib.ru
Скандальная биография Ромула, основателя Рима
История основания Рима известна до мельчайших деталей, только является она настолько скандальной и дурнопахнущей, что современные историки предпочитают об этом сильно не распространяться…
В большинстве учебников истории об основании Древнего Рима упоминается весьма кратко - сообщается про братьев Ромула и Рема, которых по легенде вскормила волчица, и которые основали город на семи холмах - и на этом всё, больше никаких подробностей.
Однако такая краткость объясняется вовсе не тем, что она «сестра таланта», и не тем, что у историков нет более подробной информации. Как раз наоборот, история основания Рима известна, так сказать, до мельчайших деталей, только вот является она настолько скандальной, что современные историки предпочитают об этом умалчивать.
Зато историки древние, жившие в ином моральном измерении, совершенно не стеснялись, и рубили правду-матку как она есть. Наиболее внятный и подробный рассказ об основании Рима и о его основателе, базирующийся на компиляции множества древних источников, мы находим у выдающегося античного историка Плутарха, в фундаментальном труде «Сравнительные жизнеописания» (глава «Ромул»).
История появления на свет младенца Ромула, ставшего основателем и первым правителем Рима, а также его брата-близнеца Рема, является довольно двусмысленной и пикантной.
В мелком италийском городке Альба некая Сильвия, жрица-весталка, которой по всем канонам надлежало быть девственницей, нарушила данное правило, забеременела неизвестно от кого, и родила двоих братьев-близнецов.
Царь Альбы и одновременно дядя Сильвии, некто Амулий, был этим очень сильно разгневан, и приказал своему слуге утопить младенцев. А младенцы, между прочим, приходились ему внучатыми племянниками - дети племянницы всё-таки. Однако родство сурового Амулия не остановило.
Повинуясь приказу, слуга отнёс младенцев в лоханке на берег реки Тибр, но к воде приблизиться не решился из-за половодья, и просто оставил лоханку поблизости. Меж тем река разлилась, подхватила лоханку и отнесла её на тихое и ровное место, недалеко от которого и был впоследствии основан Древний Рим.
Согласно красивой легенде, младенцев вскормили волчица и дятел, благодаря чему они не погибли, и выжили. В Риме даже был установлен памятник волчице, вскормившей младенцев, и во многих учебниках истории этот памятник показан в иллюстрациях. При этом памятник дятлу древние римляне поставить почему-то забыли. Хотелось пошутить, что «дятел может обидеться», однако на самом деле вовсе не смешно.
Дело в том, что Плутарх развенчивает эту красивую легенду. В действительности мальчиков нашёл и подобрал свинопас Амулия по имени Фаустул, а вскормила их жена Фаустула по имени Акка Ларентия, которая по профессии была … проституткой!
Как пишет Плутарх, «в сторону чистой сказки повернула предание двусмысленность имени кормилицы. «Лупа» по-латыни и самка волка, и женщина, занимающаяся ремеслом блудницы, но как раз такою женщиной и была жена Фаустула, по имени Акка Ларентия, выкормившая мальчиков».
Добавим также, что «публичный дом» по-латыни - «lupanarium». Ну а про выражение «hominum homini lupus est» («человек человеку - волк») не слышал наверно только ленивый. Почему в латинском языке «волк», «волчица», «проститутка» («блудница») и «публичный дом» являются однокоренными словами - науке неизвестно, но факт есть факт.
Естественно, в идеологических целях правящим кругам Римской республики и Римской империи правдивая история с кормилицей-проституткой и её мужем-свинопасом была не выгодна, и они заменили её сказочной легендой про волчицу и дятла.
Итак, братья-близнецы, названные Ромулом и Ремом, выросли в семье свинопаса Фаустула и проститутки Акки Ларентии, и сначала казались вполне приличными молодыми людьми. По словам Плутарха, повзрослевшие Ромул и Рем первое время «вели жизнь, приличествующую свободным людям, считая, однако, что свобода - это не праздность, не безделье, а гимнастические упражнения, охота, состязания в беге, борьба с разбойниками, ловля воров, защита обиженных».
Однако затем в головах Ромула и Рема произошло какое-то замыкание, и их самих завернуло на преступную дорогу. Сначала, подравшись с царскими пастухами, Ромул и Рем «завладели большой добычей», а затем «начали собирать вокруг себя и принимать в товарищи множество неимущих и рабов, внушая им дерзкие и мятежные мысли».
Иными словами и в современной терминологии, Ромул и Рем создали организованную преступную группировку (ОПГ). Затем они подняли вооружённый мятеж, свергли и убили царя Амулия (то есть, своего двоюродного деда, который приказал утопить их после рождения).
Однако «жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства», поэтому Ромулу и Рему пришлось вместе со своей бандой уйти из города, и основать город собственный - тот самый Древний Рим, ставший впоследствии таким знаменитым.
Ромул и Рем
Город изначально позиционировался именно как убежище для беглых преступников - как пишет Плутарх, «в этом убежище они укрывали всех подряд, не выдавая ни раба его господину, ни должника заимодавцу, ни убийцу властям, и говорили, что всем обеспечивают неприкосновенность... Поэтому город быстро разросся».
Специфика разбойничьей шайки такова, что между её участниками постоянно происходят конфликты и драки (как правило, из-за раздела добычи), и бандитские главари Ромул и Рем не стали исключением - уже при закладке города Ромул и Рем поссорились (из-за жульничества Ромула), и Ромул убил своего брата Рема.
В ходе драки был также убит воспитатель обоих братьев Фаустул, но кто конкретно его убил - Ромул, Рем, или кто-то из их приближённых, из книги Плутарха не понятно. После убийства брата Ромул объявил себя царём, а город назвал в честь себя любимого (Рим по-латыни «Roma»).
В специфическом мужском коллективе, коим являлась поселившаяся в Риме банда беглых преступников, не было женщин, а секса хотелось всем. Поэтому Ромул организовал целую спецоперацию по снабжению мужиков бабами.
Невдалеке от Рима жило в нескольких деревнях племя сабинян, и Ромул пригласил их в Рим на праздник. Сабиняне, которым наверно следовало бы догадаться, что бандиты с добрыми намерениями в гости не приглашают, явились с жёнами и детьми, стали праздновать, и напраздновались до полной потери бдительности.
После этого по сигналу Ромула римляне напали на сабинян и захватили в плен множество девушек, на которых насильно женились (то есть фактически их изнасиловали, а в качестве «компенсации морального вреда» или «компенсации за потерю девственности» вступили после изнасилования в законный брак).
Сбежавшие с перепугу сабиняне затем пошли войной на Рим, чтобы вернуть похищенных дочерей, война продолжалась очень долго, пока наконец римляне и сабиняне, ставшие своеобразными родственниками, а точнее - свойственниками (т.к. римляне были женаты на похищенных сабинянках), не примирились, причём на таких условиях, что сабинянский царь Татий стал вторым римским царём - соправителем Ромула.
Однако делиться с кем-то властью для Ромула было в тягость, и вскоре Татий был убит при не совсем ясных обстоятельствах, причём Ромул отпустил убийц на все четыре стороны, что давало основание подозревать, что заказчиком убийства был именно он.
Как видим, убийство конкурента в борьбе за власть - что Рема, что Татия, для Ромула было абсолютно естественным поступком.
Затем Плутарх долго и старательно описывает, как Ромул воевал с многочисленными соседями, как нападал на их города и деревни и подчинял своей власти.
Римляне так увлеклись войной, что продолжали воевать и при всех последующих правителях после Ромула, и не могли остановиться более тысячи лет, постоянно нападая на другие народы, пока их самих не обломали и не покорили германские варвары.
Фактически, всю свою историю Древний Рим оставался разросшейся до невероятных размеров бандой преступников, терроризировавшей своих соседей. Вся древнеримская история - это бесконечные войны, захваты чужих богатств и чужих территорий, не прекращавшиеся до последних веков существования Римской империи.
А что касается самого Ромула, жизнь свою закончил он весьма загадочно. В один прекрасный день Ромул попросту … исчез! Был человек - и нету, будто бы испарился. Исчез не просто какой-то гражданин, а глава государства. Причина его загадочного исчезновения такова:
Чем больше Ромул правил Римом, тем деспотичнее он становился, и если на первоначальном этапе он делил власть с группой старых соратников - патрициев, считавшихся лучшими и первыми гражданами, и образовавших Сенат, то впоследствии он просто отдавал сенаторам приказания.
Как пишет Плутарх, “не справляясь с мнением и желанием сенаторов” - вот тут он, по-видимому оскорбил и унизил их до последней степени! И поэтому когда вскоре он внезапно исчез, подозрения и наветы пали на сенат... Некоторые предполагали, что сенаторы набросились на него в храме Вулкана, убили и, рассекши тело, вынесли по частям, пряча ношу за пазухой.
Патриции попытались пресечь эти слухи - «первые граждане запретили углубляться в розыски и проявлять чрезмерное любопытство, но приказали всем чтить Ромула и поклоняться ему, ибо он-де вознесен к богам и отныне будет для римлян благосклонным богом, как прежде был добрым царем.
Большинство поверило этому и радостно разошлось, с надеждою творя молитвы, - большинство, но не все: иные, придирчиво и пристрастно исследуя дело, не давали патрициям покоя и обвиняли их в том, что они, убив царя собственными руками, морочат народ глупыми баснями».
Тогда один патриций по имени Юлий Прокул поклялся перед народом, что он лично встретил Ромула после исчезновения, и Ромул заявил ему, что он вознёсся на небеса и теперь он будет божеством по имени Квирин, милостивым к римлянам. Народ в эту сказку почему-то поверил, и перестал доставать патрициев неудобными вопросами, куда они девали Ромула.
Итак, основателя и первого главу древнеримского государства убили соратники из его ближайшего окружения, труп расчленили и спрятали, а для народа придумали нечто вроде сказочки «про белого бычка» - дескать, наш любимый и мудрый вождь вознёсся на небо. И «пипл», как говорится, «схавал».
Как видите, запудрить мозги простому народу не просто, а очень просто, и чем больше ложь, внушаемая населению официальной пропагандой, тем больше ей верят - именно так и происходило в Древнем Риме.