Папирусовидная колонна древнего египта. Архитектура Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Художественная литература. Папирусовидная колонна древнего египта


Ответы на вопрос "1. Искусство Нового Царства. Общая Характеристика. Основные ..."

Искусство Древнего Египта периода Нового царства (16-11 в до н.э., XVIII-XX династии)

 

Особенности искусства

Колонны храма в Луксоре

С начала Нового царства царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Они представляют собой тщательно скрытые тайники. Стены помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.

Для утверждения своей божественной власти фараоны вновь ведут грандиозное строительство. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства становится храм, поэтому именно в монументальном храмовом строительстве наиболее полно и ярко сказался характер этого времени.

Во вновь расцветших Фивах храмы возвышаются на свободных площадях среди садов и рощ. Планы подавляющего большинства храмов первой половины Нового царства были прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части его располагались по одной оси. Основными частями храма были открытый двор, окружённый колоннадой - перистиль, гипостильный зал, святилище и кладовые.

Папирусовидные колонны

Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила.

В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам - привраным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пёстрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещённый колонный зал - гипостиль, далее располагались внутренние комнаты или залы, завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества.

Фасады храмов имели вид пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) - двух башен, прямоугольных в плане, по силуэту похожих на сильно вытянутую усечённую пирамиду. Пилоны и вход венчали карнизы характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы - в виде выкружки и вабика. К наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращён к Нилу, с которым храм соединял "путь бога" - дорога, ограждаемая аллеями львов, овнов или сфинксов и украшенная около входа в храм высокими обелисками.

В Фивах на правом берегу Нила были возведены два колоссальных храмовых ансамбля, посвящённых богу Амону. В наши дни они известны по названиям двух современных арабских деревень - Карнак и Луксор.

Гипостильный зал храма Амона в Карнаке.

В начале периода нового царства древний храм Ипет-сут ("Самое избранное из всех мест") в Карнаке из небльшого святилища превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый фараон, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего "божественного отца" Амона и стремился придать храмовым постройкам большее величие и блеск, чем его предшественник. Каждый новый правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, украшая их статуями, а иногда переделывая и старые помещения, отчего на протяжении веков комплекс Карнака превратился в своеобразный каменный город с аллеями и плошадями, колоннами и храмами.

Так, в XVI веке до н.э. по приказу фараона Тутмоса I храм Амона-Ра украшают гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Эту традицию продолжила его дочь - царица Хатшепсут. Из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами. Неподалёку от этого помещения были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Эти гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом (самородное золото, содержащее около 25% серебра).

Преемник Хатшепсут фараон Тутмос III построил в Карнаке большой храм Ахменну - "Блистающий памятниками". Колонны этого храма имитируют тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которго совершался обряд Хеб-Сед - обновления жизненных сил царя. В центральной части храма Амона-Ра при Тутмосе III был возведён "Зал анналов", на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах. В северной части карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвёл особый храм, посвящённый так называемой мемфисской триаде - львиноголовой богине войны Сехмет, её супругу, "прекрасноликому" Пта - богу-создателю людей и Египта, и их "лотосоподобному" сыну Нефертуму - богу растительности.

Пилоны храма Амона-Ра в Филе

Аменхотепом III в карнакском комплексе был воздвигнут храм богини Мут, отождествлявшейся также с Сехмет. Более 700 гигантских статуй этой богини были установлены на берегах озера Ишеру, располагавшегося на территории комплекса Мут-Сехмет, чтобы "дочь солнца" отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и в стране вновь установилась гармония. Аменхотеп III построил храм и сыну Мут и Амона - лунному Хонсу, укрепил берега священного озера на территории храма Амона-Ра, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея - воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца.

При втором фараоне XIX династии Сети I иего сыне Рамзесе II в храме Амона-Ра был воздвигнут грандиозный зал с тесно поставленными колоннами - гипостильный зал, который насчитывает 144 колонны (священное число 12 в квадрате). Из них 12 колонн среднего прохода высотой 19,5 м с капителями в виде раскрытых цветков папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде нераспустившихся цветов этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами и отделаны листовым золотом. Лес колоссальных колонн, сгруппированных очень тесно, создавал острые и неожиданные пространственные эффекты и таинственный полумрак.

Лотосо- и папирусовидные капители колоннхрамов Луксора и Карнака. Реконструкция.

В Луксорском храме, тоже огромном, гармоничная ясность замысла скрашивает все "чрезмерности". Для него характерна исключительно чёткая планировка. Древний храм Ипет-Рес ("Южный покой"), ныне известный как Луксорский храм, был посвящён, как и Карнаксский, божественной фиванской триаде - Амону-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем - открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. (Папирус - геральдическое растение Нижнего Египта). В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.

К северной части перистильного двора примыкала центральная, или процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших "стеблей" папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон ("Южный покой Амона").

В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась "Солнце властителей стран иноземных". У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. ВЫсота каждой статуи около 20 м. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.

Аллея сфинксов

От могучего пилона Луксорского храма Амона-Ра к Карнакскому вела аллея сфинксов. Первоначально они были с головой барана - священного животного бога Амона, и телом льва. Во времена XX династии они были заменены сфинксами с человеческими головами. Эта аллея вскоре разделиласьна две: правая вела к храму Мут, а левая - к храму Хонсу. Луксорский храм таким образом оказывался включённым в Карнакский комплекс.

В архитектурный фон храмов органично включались крупные статуи под открытым небом - во дворах, перед пилонами, по краям парадных дорог. Они были как бы смысловым компонентом в культовых сооружениях. В их строгой конструктивности ясно проявились наиболее каноничные исполнения, восходящие ещё к эпохе Древнего царства. Однако и в них уже заметно стремление художников передать физиономически конкретные портретные черты. Теперь иератическая оцепенелость статуй старого времени остаётся только в позе, чтобы передать специфический облик правителя, сам же образ одухотворён.

Скульпторы стали особо вниматель относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки нового костюма, покрывая поверхность статуй множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофрированные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, модных в эпоху Нового царства. Через костюм теперь проступают формы тела. В результате образовывалась живописная градация объёмных планов и разнообразная игра света и тени, что ещё больше подчёркивала многоцветная раскраска статуй.

Статуя принцессы периода Нового царства.

Однако наиболее свободно особенности этого стиля смогли развиться в мелкой пластике. Здесь наиболее ярко проявилось то, чему не было места в предшествующем искусстве Египта: вместо замкнутости - движение, дробность складок, игра светотени, вместо графичности - живописность, вместо кубичности и угловатости - мягкость, округлённость, вместо суровости - женственная певучесть линий.

В настенных рельефах наряду с композициями, в которых прославлялись победы царей и совершаемые царём ритуальные обряды, появились композиции, рассказывающие о родословной фараонов, о происхождении их от богов, а также о связях Египта с другими странами. Так, в храме царицы Хатшепсут рельефы повествуют о путешествии в страну Пунт, об иноземных послах, о ладьях, пускающихся в путь.

Отход от древних традиций проявился также в частных гробницах. Эта живопись отразила самые разнообразные стороны жизни вельмож. В них ощущается, что мастера Нового царства вступили на путь поисков более смелого и сложного изображения окружающего мира. Мягки и утончённы стали прорисовки фигур. Взметнувшиеся и согнутые руки, запрокинутые головы, ряды локонов и складки одежды плакальщиц из гробницы визиря Рамзеса нарушают неподвижную симметрию традиционных композиций. Пышные причёски, одеяния, роскошь быта выдают отношение к орнаменту, к линии, к игре света и тени, чему не было места в предшествующем искусстве.

Эхнатон, Нефертити и их дочери поклоняются Атону

Концентрация огромных богатств в руках жрецов и высшей потомственной знати необычайно усилило их, особенно к концу правления XVIII династии. С целью ослабить эту власть, противостоящую значению самого царя, в конце 15 - начале 16 в. до н. э. фараон Аменхотеп IV провёл социальную и религиозную реформу, небывалую в истории Египта по своей смелости. Для того, чтобы уничтожить саму основу идеологической власти жрецов, Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, закрыл все их храмы, а новым божеством провозгласил вместо солнечного божества Амона-Ра сам солнечный диск Атон, культ которого существовал в Египте с древнейших времён, но широкого распространения не получил. Изображать единственное божество было предписано в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими ладонями.

Аменхотеп III сменил своё имя, означавше "Амон доволен", на Эхнатон - "угодный Атону", имя жены Нефертити ("Красавица грядёт") - на Нефер-Нефру-Атон - "Прекрасная красотою Атона", покинул Фивы и переехал в специально построенный в незаселённой долине, где ранее не существовал какой-либо культ, город Ахетатон - "небосклон Атона". В наши дни возле руин Ахетатона находится арабское селение Эль-Амарна, по его наименованию время правления Аменхотепа IV-Эхнатона и искусство этих лет часто называют амарнским.

Искусство этого периода не порывало со старыми традициями, но творчески их переосмысливало. Оно знаменует собой высший подъём в реалистических исканиях Нового царства. В храмах новой столицы не было помещений недоступных непосвящённым; всякий мог присутствовать на всех стадиях богослужения. Атон светит одинаково и добрым и злым, египтянам и чужеземцам, людям, животным, растениям. В росписях дворцов и вилл летящие птицы, изгибающиеся веточки растений, листья, цветы создают подвижный органический мир природы, сродни творениям критских живописцев и гончаров.

Эхнатон с дочерью

В храмах Ахетатона уже не было многоколонных залов, гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками, так как поклоняться надо было одному солнцу, сиявшему на небе. Ахетатон был построен по единому плану за пять лет и просуществовал всего лишь около четверти века. Его центральная часть была чётко организована, улицы пересекались под прямым углом. в центре города стоял дворец фараона о дворцовое святилище, главный храм Атона со складами и жилижами жрецов, административные здания, казармы, а также усадьбы вельмож с хозяйственными пристройками, дворами и садами. Ближе к окраинам располагались дома ремесленников и хижины бедняков.

Дворцы фараона и знати были окружены парками и живописно расположенными прудами, где было множество водоплавающих птиц. Главный дворец фараона представлял собой комплекс из двух частей: парадной и интимной с садами, дворцовым святилищем и служебными помещениями. Обе части соединялись висячим крытым переходом, переброшенным через подходившую к ко дворцу дорогу. В парадной части главным был Широкий зал Атона с многочисленными статуями царя. До нас дошли единственные в своём роде росписи полов из дворца, которые передавали излюбленные в то время изображения бассейнов с лотосами, рыбами, порхающими в зарослях папируса утками и резвящимися телятами.

В рельефах и росписях дворцов и гробниц Ахетатона появилось множество новых сюжетов и бытовых деталей, не встречавшихся ранее, связанных главным образом с воспеванием любви, согласия, душевной близости между фараоном и царицей и их детьми. В искусств еформируется новый образ человека: в изображениях царя, Нефертити и и приближённых подчёркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души эмоциям и чувствам.

Бюст жены Эхнатонацарицы Нефертити.Раскрашенный известняк

Однако в изображениях сохраняются канонические черты, такие как сочетание профиля лица с глазом в фас, условная развёрнутость фигур на плоскости, декоративная уплощённая трактовка объёмов, а также разномасштабность фигур в одной композиции. Как и раньше, сюжеты располагаются в логической последовательности, специальным линейным обрамлением выделяют большие композиции, занимающие целые стены.

При сохранении основных канонических приёмов стиль рельефов Ахетатона говорит о желании сломать изнутри неподвижность традиции. Чёткий контур традиционного рельефа ломается, дробится, обрисовывая выступающий профиль, длинную шею, странный абрис фигуры, тонкие ноги. Внутреннее движение находит выражение в деформации и нарочитом движении линий.

Реализм амарнского искусствас особой силой проявился в круглой скульптуре создававшейся талантливыми скульпторами фиванских мастерских, воспитанными в многовековых традициях фиванского искусства, которое ярко расцвело ещё до амарнского периода - в течение правления всей XVIII династии.

Лучшие произведения амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни. Изменился и материал скульптуры: твёрдые и холодные породы камней сменились мягким пористым известняком, из которого выполнены знаменитые портреты Нефертити и Эхнатона.

Амарнское искусство. Дочери Эхнатона.

Стиль прикладного искусства в краткий период правления Эхнатона и его первых двух преемников отличается образной пластичностью и очень большой декоративностью.

Золотой трон Тутанхамона

Вскоре после смерти Эхнатона при Тутанхамоне наступила реакция. Старая знать и жречество, пойдя на соглашение с новой служилой знатью, полностью восстановили прежние верования и ритуалы. Юный Тутанхамон под влиянием жрецов вернул столицу в Фивы. Последующие правители старательно уничтожали всё то, что говорило о дарующем жизнь солнечном диске и его пророке. При четвёртом преемнике Эхнатона, фараоне Харемхебе почти обезлюдевший Ахетатон был "разметан", его постарались стереть с лица земли, чтобы уничтожить и саму память о правлении царя-еретика из Ахетатона.

В XIV - XI вв. до н. э. искусство было призвано подавлять, поражать своей грандиозностью, славить мощь великой египетской державы. Своей грандиозностью поражают храмы Рамзеса II (так называемый Рамессей) и два храма в Абу-Симбеле, в Нубии, близ вторых нильских порогов.

На западном берегу Нила - напротив Фив - Рамзес II, следуя традиции своих предшественников возвёл храмовый ансамбль, известный в настоящее время как Рамессеум. В нём впервые в египетской архитектуре соединены в одном комплексе дворец (вероятно, местопребывание фараона во время церемониала Хеб-Сед) и храм с рядом дворов, колонных залов, святилищем и кладовыми. Фасад дворца был выполнен в виде портика с двойной колоннадой, его украшали величественные статуи фараона в образе Осириса. Колоннады оформляли и декорировали несколько дворов.

Скальнй храм Рамзеса II в Абу-Симбеле

В ознаменование своей победы над хеттами Рамзес II построил скальный храм в Абу-Симбеле, в Нубии. Плоскостям фасадов придана трапециевидная форма пилонов. На их фоне из того же скального массива изваяны четыре гигантские статуи. Фараону покровительствовали три божества - Амон, Ра и Пта, поэтому он повелел изобразить их, а заодно и себя в фасадных 20-метровых изваяниях, придав ликам богов собственный образ. Взгляд изваяний устремлён на восток, навстречу солнцу, фигуры изображены в клафте со сдвоеной короной и уреем - священной коброй. У ног фараона - небольшие скульптуры, члены его многочисленной семьи: жены Нефертари, матери и нескольких детей.

Сам храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с боковыми подсобными помещениями. В первый зал допускали всех, во второй - знать и жречество, в третий зал могли входить только жреца, а в последний Малый зал мог входить только фараон с наиболее приближёнными людьми. Храм был построен так, что дважды в году, в 6 часов утра солнце проникает через входной портал и освещает тоннель длиной 65 метров, ведущий к культовой нише Малого зала. Луч не касается статуи бога Пта, на статуях Амона и Ра задерживается 6 минут, на статуе Рамзеса II - 12 минут.

Скальный храм богини Хатор и царицы Нефертари в Абу-Симбеле

Росписи гробницы царицы Нефертари.Бог Хепри (с головой скарабея), Нехбет (в виде грифа), Аментет, Ра

Рядом с Большим храмом находится Малый храм, посвящённый богине Хатор и жене фараона царице Нефертари. В нишах фасада этого храма находятся шесть фигур Рамзеса II и Нефертари высотой 10 м. Храмы в Абу-Симеле и Рамессеум утверждают идею беспредельной мощи и богоравности фараона. Наследники Рамзеса II, ориентируясь на его модель правления, продолжали политику возведения величественных храмов и прославления своей власти.

Во многих памятниках этого периода заметно намеренное обращение к традициям Древнего царства, вызванное тем, что подавляющая тяжесть форм, массивность, подчёркнутая физическая мощь фигур способствовали монументализации изображения. Обращение к древним традициям в этих статуях проявилась в обобщённости, монументализации всех объёмов, и в передаче во всех лицах самых основных, типичнейших портретных признаков. Все статуи, образно дополняя храмы и дворцы, в конструктивном отношении являются их неотъемлемой частью. Очень торжественно выглядели эти статуи на фоне пилонов, столбов и между колоннами. Наделённые сверхчеловеческой мощью и спокойствием, эти монументы придают ещё более величавое звучание самой грандиозной архитектуре.

Плакальщицы

Однако стремление к помпезности было не единственной чертой в искусстве второй половины Нового царства. Сильны были традиции, уходящие корнями в амарнское искусство. Даже в наиболее традиционно трактованных храмовых рельефах присутствуют черты искусства Амарнского периода: плавность утончённо-изящных силуэтов, мягкая декоративная проработка объёмов. Печать амарнского искусства обнаруживается, например, в изображении акробатки или в рельефе с плакальщицами из Мемфиса, где в эпоху XIX династии процветала школа рельефа, сохранявшая приверженность амарнским традициям.

Особенно долго традиции XVIII династии сохранялись в рельефах и росписях гробниц фиванской знати. Они очень естествены, повествовательны и живописны по приёмам изображения. Постепенно в прикладном искусстве усиливается изысканная декоративность изображений, отличающихся блестящим техническим исполнением, но в образном отношении академически холодных.

Акробатка.

У египтян была особая любовь к природе, и особенно к цветам. В период Нового царства этот интерес к природе ещё более возрос, и в росписях домов богатых египтян стали воспроизводиться целые ландшафты. На стенах изображали висящие гирлянды цветов, цветущие деревья и кусты, потолки расписывали в цвет неба голубой краской с летящими утками, голубями и ястребами, а на полах воспроизводили пруды с цветущими лотосами, причём имитировали даже сверкающую на солнце лёгкую рябь поверхности воды.

Мелкая пластика и художественное реммесло, отличавшиеся очень высоким мастерством исполнения, следовали традициям большого искусства. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа и жрица Раннаи (хранятся в ГМИ им. А.С. Пушкина), резные косметические ложечки в форме обнажённых девушек, фигурные сосуды для притираний, бытовые принадлежности египетской знати (мебель, украшения). Мелкие предметы домашнего обихода украшались изысканной резьбой. В изготовлении этих предметов художник находил особенно широкое поле для фантазии, не сдерживаемой канонами. Раб, несущий кувшин, женщина, собирающая в болоте папирусы, купальщица с пойманной уткой - вот некоторые мотивы, которыми украшались ручки ложек.

Ложечка для косметики

Ручки бронзовых зеркал украшены или головою божеств: Хатор - богини любви, Ахаутия - покровителя женщин, его брата Беса - патрона румян и декоративной косметики вообще, или же просто женской нагой фигурой, цветком папируса или лотоса. Превосходно отполированный диск этих ручных зеркал из бронзы отражал в себе смуглые лица египтянок не хуже наших стеклянных зеркал. На всех предметах этого времени лежит печать декоративности, характерной как для "большого" искусства, так и для малой пластики.

Гуси

 

www.konspektov.net

Архитектура Древней Греции

Поиск Лекций

Словарь

Архитектурных терминов

по дисциплине «История архитектуры»

 

Выполнила студентка гр. СА-10 Маганева А.В.

Руководитель Сорокин И.С.

 

 

Магнитогорск

 

 

Архитектура Древнего Египта

Абака– небольшой куб, помещенный между расширением верхней части колонны в виде цветка лотоса и балками перекрытия.

Аллея сфинксов – аллея, ведущая к монументальному входу, по обе стороны которой расположены статуи сфинксов.

База– подножие, нижняя опорная часть колонны, пилястра, анта и т.д.

Гипостильный зал- большой зал с многочисленными колоннами, образующими регулярные ряды и поддерживающими перекрытие.

Жгуты- архитектурное украшение с косой порезкой или наклонными параллельными полуваликами, напоминающее веревку.

Камышевидная колонна – колонна, по своим формам напоминавшая камыш.

Капитель – головная часть колонны, пилястры или столба.

Лотосовидная колонна – (лотос - большая белая лилия) – колонна, напоминающая лотос.

Мастаба –погребальное сооружение

Ордер – определенная художественная система стоечно - балочной конструкции и ее художественная обработка.

Папирусовидная колонна – (папирус – высокий гладкий тростник) – с открытым и закрытым бутонами – основной тип колонн Нового царства.

Перистиль – 1)колоннада, обрамляющая площадь или двор дома или здания 2)сама площадь, окруженная колоннадой

Пилон– 1)монументальный фасад древнеегипетского храма в виде двух сужающихся кверху «башен» с входным порталом между ними

2) массивный устой, например моста или столба, служащий одной из опор купола или крестового свода церкви.

Святилище- помещение с изображением божества и местом для подарков.

Ствол - средняя, основная часть колонны между базой и капителью

 

 

Архитектура Древней Греции

Абака- верхняя плита капители, квадратная или прямоугольная.

Амфипростиль – тип античного прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцах фасада.

Ант – сильно выступающий торец продольных стен греческого дома или храма.

Антаблемент – верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами часть архитектурного ордена, состоящая обычно из архитрава, фриза или карниза.

Антовый храм- верхняя плита капители, квадратная или прямоугольная.

Архитрав – несущая балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента

База- подножие, нижняя опорная часть колонны, пилястра, анта и т.д.

Волюта – различные архитектурно – декоративные и орнаментные детали в форме завитков. Входит в состав ионического и коринфского ордеров

Галерея– крытое, светлое помещение, длина которого значительно превышает ширину: одна из продольных стен часто заменена колоннами или столбами.

Дорический ордер- Лаконичный, мужественный, монументальный ордер — во времена античности считался «мужским» ордером.

Ионики - орнамент из ряда яйцеобразных выпуклостей, чередующихся с листьями и стрелками. (ионический ордер)

Ионический ордер – ордер, отличающийся легкостью, изяществом, пластичностью, считался «женским» ордером.

Каннелюры – желобки, вертикальные – на стержне колонны или пилястр, горизонтальные – на валах ионических баз.

Капитель – головная часть колонны, пилястры или столба.

Карниз– выступающее профилированное венчание целой стены или же более мелкой части здания, входящее в состав антаблемента

Колонна– архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого являются – столб, база и капитель.

Коринфский ордер - ордер: строен, богат, пышен, отличается своеобразной капителью в форме колоколообразной корзины, окруженной двумя рядами стилизованных листьев и имеющей в верхней части волютообразные завитки.

Метопа– каменная или керамическая плита, заполняющая промежуток между двумя триглифами во фризе дорического ордера, иногда украшается рельефами или росписью.

Периптер– античный храм, окруженный со всех сторон колоннадой.

Портик – 1) галерея, у которой хотя бы одна из продольных сторон представляет собой открытую колоннаду 2)аналогичным образом разработанный вход в здание.

Простиль – античный храм с выдвинутыми вперед колоннами (портиком) только на лицевом фасаде.

Ствол– одна из частей колонны. В целях устойчивости сужается кверху и увенчан капителью.

Стереобат – основание здания греческого храма.

Триглиф – элемент фриза дорического ордера в виде вертикально стоящей каменной плиты с треугольными в плане продольными срезами.

Фриз – среднее из трех главных горизонтальных членений антаблемента

Целла – внутреннее культовое помещение античного храма.

Эхин – средняя часть дорической капители в плане, с выпуклым криволинейным профилем.

 

 

 

poisk-ru.ru

Художественная литература

Одним из виднейших александрийских учёных был Каллимах из Кирены (около 310—240 до н. э.), важнейший поэт III века до н. э., создатель сорокатомной переписи фондов Александриской библиотеки. Он писал произведения самых различных жанров: гимны, эпиграммы, трагедии, комедии и прочие. Другим знаменитым поэтом был Аполлоний Родосский (около 295—215 до н. э.), сделавший попытку возрождения эпической поэзии в пространной поэме «Аргонавтика». В то же время появлялись и новые жанры: Феокрит(конец IV — первая половина III века до н. э.) ввёл идиллию, Геронд — мимы.

Историография

Эллинистический Египет впервые увидел жанр историографии: до этого никаких подобных трудов в Египте не создавалось, а события прошлого описывались в исторических романах, в которых реальность была перемешана с вымыслом.

В III веке до н. э. египетский жрец Манефон (конец IV — первая половина III века до н. э.) из города Себеннита написал «Историю Египта» — огромный труд на греческом языке. Это произведение не имело особого успеха у современников, но сохранившиеся фрагменты дают представление о необычайной ценности его работы. Именно Манефон предложил схему деления истории египта, которая сохранилась до нашего времени (на периоды и династии).

Фаросский маяк. Реконструкция А. Тирша

Монументальное искусство

Монументальное искусство Древнего Египта осталось в далёком прошлом. Однако и в эллинистическую эпоху было построено несколько поразительных строений. Главным из них является Фаросский маяк — одно из «семи чудес света». Маяк был построен архитекторомСостратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос, чтобы освещать кораблям вход в гавань, и своей высотой превышал 100 метров. Возможно, это был первый маяк в истории человечества и вне сомнения, это было величайшее создание античного мира. Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.

2 задание

рхитектуру Нового царства, центром которого были "стовратые" Фивы, мы можем изучить главным образом по храмам. Но следует отличать храмы, сооруженные на открытых местах долины Нила, от храмов в скалах или гротах верхней части этой долины, стесненной утесами. Затем надо отличать от громадных главных храмов, архитектурная прелесть которых заключается преимущественно в их внутренности, небольшие часовни, колоннады и галереи которых обращены кнаружи. Далее надо отличать храмы, назначенные для богослужения, от храмов в честь умерших царей, которые в это время нередко сооружались на значительном расстоянии от усыпальниц фараонов. Усыпальницы того времени, устраивавшиеся исключительно в скалах, хотя и достигавшие часто громадных размеров, с художественной точки зрения представляют интерес только по живописи, украшающей собой их внутренность.

 

Архитектурные особенности Египетских храмов.

Самой необходимой для культа, но наименее интересной в художественном отношении частью вытянутого в длину египетского храма был низкий темный зал святилища. Окруженный различными покоями, предназначенными для нужд богослужения, он составлял конечное помещение в целой анфиладе ведших к ней дворов и залов. Расположение этих дворов и залов обозначалось еще вне самого здания, в его священной ограде. Дорога к входу, по бокам которого стояли на страже два массивных обелиска, шла между двумя рядами обращенных друг к другу лицами сфинксов с человеческими или бараньими головами или баранов. Входные ворота, увенчанные желобчатым карнизом с изваянием крылатого солнечного диска в середине, представлялись низкими, как бы сдавленными между массивными башнями, так называемыми пилонами, которые занимали собой передний фасад здания во всю ширину и были снабжены также желобчатым карнизом и кольцами, в которые вставлялись шесты с флагами. По обеим сторонам входных ворот возвышались колоссальные изваяния фараона, основателя храма. Пройдя ворота, посетитель вступал прежде всего в открытый двор, окруженный колоннадой, - в так называемый перистиль. Сюда, но никак не дальше, допускался народ при торжественных жертвоприношениях. За этим двором следовал зал с колоннами (гипостильный зал), важнейшая в художественном отношении часть египетского храма; ее средний неф, потолок которого покоился на более высоких и массивных колоннах, нежели колонны боковых нефов, имел для пропуска света отверстия в верхней части своих стен, превосходивших высотой все остальное сооружение. Из этого зала особый переход, тоже часто украшенный колоннами, вел в низкое помещение святилища. Все эти части здания, которые строитель мог по желанию увеличивать в отношении как числа, так и размеров, обозначались снаружи в расчленении наклонных стен, характерных в египетском зодчестве: по краям этих стен шел тот валик, а вверху их находился тот карниз, с которыми мы уже познакомились выше; потолки означенных помещений были каменные, плоские.

Изменение стиля выразилось прежде всего в форме колонн. Колонна с капителью в виде нераспустившегося цветка лотоса, эта гордость Среднего царства, исчезает. Колонны с капителью в виде раскрывшегося цветка, нередко представляющего теперь заостренные лепестки чашечки растения Nymphaea caerulea, встречаются, как и лилиевидные колонны, только на рисунках. Папирусовидные колонны с капителями в форме закрытого пучка цветов этого растения постепенно теряют свои характерные признаки. Иногда колонна составлена из многих стеблей, перехваченных в нескольких местах как бы обручами (рис. 128, а). Но чаще как сама колонна, так и ее капитель разделяется на восемь стеблей (рис. 128, б). Колонны в виде связок стеблей после 19-й династии встречаются редко. Папирусовидная колонна с гладким стволом и капителью в форме раскрывшегося пучка цветов (рис. 128, в, раньше эта форма называлась капителью в виде открытого цветка лотоса), выступает на первый план, и ее все еще можно различить по суженности основания и коротким листьям на нижней части и на капители, какие встречаются именно только у папируса. Пальмовидные колонны встречаются все чаще, и капитель в виде колокола, ведущая свое начало, по всей вероятности, от капителей деревянных жердей для палаток, делает слабые попытки выступить на сцену в Карнаке. Гладкие стержни колонн покрываются надписями и рисунками, и все стены храмов, подобно колоннам, в изобилии украшаются также письменами и изображениями, отличающимися более великолепными и более разнообразными тонами красок, нежели живопись предшествовавших времен. "Храм, - говорил Масперо, - является изображением вселенной, как понимали ее египтяне. Каждая часть его декорировалась соответственно ее значению". Цоколь стен украшается всякого рода цветочным орнаментом. Голубой потолок усеян желтыми пятиконечными звездами. Между ними парят коршуны богинь юга и севера, встречающиеся как на потолке среднего нефа гипостильной залы, так и на дверных притолоках; иногда на темном, как ночь, фоне изображаются солнца и луны. Но среди земных цветков и небесных светил, украшающих внутренние стены дворов и залов так же, как и внешние стены пилонов, встречаются настоящие картины. На наружных стенах и отчасти на стенах дворов, обнесенных колоннами, изображаются мирские деяния царя, прославляются его войны и победы. Затем, углубляясь в храм, можно видеть, как царь, окруженный членами своей фамилии, приближается к божеству, ее родоначальнику. Наконец, на стенах внутри храма изображаются некогда совершенные царем благочестивые деяния и жертвоприношения.

С архитектурной точки зрения египетский храм может считаться первой попыткой создания расчлененного каменного сооружения, выражающего своей формой внутреннее содержание. Но эта попытка не всегда увенчивалась успехом. Так, например, гипостильный зал, разделенный колоннами на несколько нефов, имевший плоский потолок и освещавшийся окнами, проделанными в верхней части стен наиболее высокого среднего нефа, в сущности был решением задачи, естественно связанной с величиной зала, и притом решением, открывавшим путь к дальнейшим успехам строительного искусства. Однако отдельные помещения египетского храма не составляли одного органически цельного сооружения; художественное убранство колонн лишало их впечатления крепких подпор, и все здание вообще было тяжеловесно, тяжесть ощущалась снаружи еще сильнее, нежели внутри, из-за массивных стен, разделенных на части, и башен при входных вратах. Но и внутри здания общее впечатление получалось скорее гнетущее, чем возвышающее дух, так как посетителю приходилось блуждать в сумраке леса колонн, между их толстыми, стоящими близко один от другого стволами, и, по мере приближения к святилищу, погружаться во мрак все более и более густой, непросветный. По крайней мере снаружи, пока было светло, вступали в свои права картины и надписи. Расположенные в строго определенной системе, они исполняли роль истолкователей идеи как духовного, так и художественного значения всего сооружения.

14 вариант

1 задание

Из древнейших шумерских городов известны Эриду, Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Ниппур, Кута и др. Древнейший период развития этих городов, который историки называют раннединастическим (2750-2300 до н. э.), изучен еще недостаточно, однако некоторые характерные черты архитектуры Двуречья сложились именно в эту раннюю эпоху.  К таким характерным чертам можно отнести овальные очертания плана города в целом, ориентацию главной оси овала на северо-запад и юго-восток, расположение святилища в центре или в северо-западной части города на холме или искусственной возвышенной террасе, прямоугольную форму святилища в плане, появление зиккурата как главного здания храмового комплекса, нерегулярную систему улиц, отсутствие город-ских площадей и наличие многочисленных дворов, вокруг которых группи-ровались жилые, дворцовые и храмовые помещения. Население шумерских городов составляли правители, придворные, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, солдаты, крестьяне, обрабатывавшие храмовые земли, и рабы. Как видно из этого перечня, социальный состав города шумеров отражал сложившееся в них классовое общество. Подлинного расцвета некоторые шумерские города достигли в период III династии, т. е. после объединения шумеров с семитским народом-аккадцами в единое Шумеро-Аккадское государство. Первоначально это объединение носило завоевательный характер со стороны аккадских царей, подчинивших себе не только города Шумера, но и другие государства Двуречья.В этот период (XXIV-XXII вв. до н.э.) главным городом был Аккад расположенный в Междуречье севернее Вавилона. Тогда же выросли и другие аккадские города: Киш, Шуруппак, Кисурра, Сиппар и др. Некоторое представление о характере этих городов дает святилище в городе Тудубе (современном Хафаджи), расположенном на левом берегу притока Тигра-Дияла. Священный участок в Хафаджи имел овальную конфи-гурацию в плане и был огражден двойным рядом мощных крепостных стен. Центральная часть святилища бы-ла расположена на платформе, где размещался главный храм города. В XXII в. до н. э. государство Аккад подверглось нашествию диких горных племен кутиев, что привело к его распаду и новому возвышению шумерских городов, на этот раз под главенством Ура и его царей III династии (2112-2015 гг. до н.э.). Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. под руководством английского археолога Л. Вулли. Городд лостиг своего расцвета при урском царе Урнамму и его сыне Шульги. В этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат. Из всех сооружений официально-культовой архитектуры Древнего Востока зиккурат (храмовая пирамида) наиболее полно выражал идею возвеличения и обожествления монарха и был ведущим архитектурным типом, композиционным центром ранних городов Двуречья. Вокруг зиккурата группируются дворцовые сооружения, обьразуя священный участок, окруженный прочными стенами. Зиккурат Ура находился в центре городской застройки с тесными кварталами и представлял одно из древнейших сооружений этого рода. Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного б

2 задание

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.  Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учёта различных продуктов и товаров трёхмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке "конверта" иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала - достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших табличек. 

Табличка с доклинописным текстом.  Конец IV - III тыс.,  Урук.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т. п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.  Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Они служили "памятками" и вещественным подтверждением условий сделок, которое могло быть предъявлено в случае возникновения каких=либо споров и разногласий. Насколько можно судить, древнейшие тексты - это описи полученных или выданных продуктов и имущества или же документы, регистрирующие обмен материальными ценностями. Первые вотивные надписи также по существу фиксирую передачу имущества, посвящение его богам. К числу древнейших относятся и учебные тексты - списки знаков, слов и так далее.  Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчётности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные "школьные" и "научные" тексты - списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари. 

Табличка с описанием 8-ой военной кампании Саргона II.  714 г. до . н. э.,  Ассирия.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, её с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500 г. до н. э. жители Угарита на её основе создают свою упрощённую слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты. Пилосские таблички в архаической Греции, вероятно, также восходят к месопотамскому образцу. В I тыс. до н. э. клинопись заимствуют урарты; персы также создают своё парадное клинописное письмо, хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое. Клинопись, таким образом, во многом определила культурный облик переднеазиатского региона в древности.  Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества Вавилонии и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всём Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клинописных текстов. 1400-600 гг. до н. э. - время наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские и аккадские ритуальные, "научные" и литературные тексты переписываются и переводятся на другие языки во всём ареале клинописи. 

15 вариант

1 задание

В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов человеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран. Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры.  Именно в Шумере на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Древнейшая на земле письменность – это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет свое начало от рисунков. А старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к середине IV тысячелети до н.э. Письменность в форме клинописи требовала многолетней подготовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы – писцов. Она служила целямгосударственного и культурного характера.  Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам. Их сценарии сводились к следующему: боги создали этот мир и порядок, заплатив за это своей жизнью и кровью.  Культурные достижения шумеров велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории  поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Идея создания первого в истории людей рыбного заповедника, первая глиняная карта, а также появление первых струнных музыкальных инструментов (лиры и арфы) -  все это принадлежит шумерам.  Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Предания о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни. Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.

2 задание

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами[1].

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все — 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городищеЧогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).

16 вариант

1 задание

К концу IV - началу III тыс. до н.э., в период возникновения первых небольших государственных образований в Междуречье, сложился характерный тип поселения Передней Азии. В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах, храмы и дворцы строились на высоких кирпичных платформах.

Правители городов-государств возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.

Застройка городов происходило стихийно. Вокруг центрального дворцово-храмового комплекса лепились глинобитные жилые дома, в основном, прямоугольные в плане, без окон (освещались через вход), с плоской крышей и внутренним двором. Жилища зажиточных горожан начала II тыс. до н.э. были одно- и двухэтажными, внутренний двор окружала деревянная галерея.

Между домами вились узкие и кривые немощеные улочки и тупики. В крупных городах была построена канализация.

Храм-дворец божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Храм обычно владел большим усадебным хозяйством. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Недалеко от храмового комплекса иногда, особенно в ранний период, располагался и дворец правителя.

В Эриду (совр. Абу-Шахрайн) были обнаружены руины наиболее раннего из известных нам южношумерских храмов (2-я пол. IV тыс. до н.э.). Его здание было возведено на высокой платформе, к которой с двух сторон ведут лестницы, или пандусы. Святилище сдвинуто к краю платформы, в нем есть небольшой открытый дворик. Снаружи и внутри храма стены декорированы многочисленными узкими прямоугольными нишами. Такого же типа храмы, были обнаружены в Телль-Укайре (конец IV тыс. до н.э.) и Уруке, т.н. Белый храм (V тыс. до н.э.). Храм Телль-Укайра возведен на высокой четырехугольной платформе. Уступы расчленены нишами, украшенными разноцветной мозаикой, напоминающей узоры циновок. Внутренние стены, колонны на входе, алтарь были покрыты полихромной геометрической росписью и изображениями животных. В глубине храма располагалось святилище - целла с местом для статуи божества.

 

Слева: Храм в Эриду. 2-я пол. IV тыс. до н.э. План.  Справа: Белый храм в Уруке. Конец IV тыс. до н.э. План.

В более северных районах Междуречья (Эшунна, Тутуб), по причине более холодного климата, традиционно сложился несколько иной тип построек. Центральный двор, открытый в строениях южных регионов, здесь крытый, внутри дома располагался очаг.

В Уруке был обнаружен единственный дошедший до нас пример общественных построек, вероятно, служивший местом общественных собраний, относящийся к концу IV тыс. до н.э., т.н. "Красное здание". На одной стороне двора размещалась небольшое возвышение, к которому сбоку вели две лестницы. К стенам обширного замкнутого двора примыкали колонны и полуколонны, некогда украшенные искусной трехцветной мозаикой, частично сохранившейся до наших дней. Красно-бело-черный, с преобладанием красного, узор мозаики имитировал тростниковое плетение и связки тростника, и был выложен из шляпок обожженных глиняных конусов, забитых в сырцовые стены. (6, том 1, стр. 199-201; 11, стр. 44)

Месопотамия в отличие от Египта географически имела более открытое положение и поэтому для защиты территории от вторжения неприятелей были необходимы хорошо укрепленные города; даже каждая деревня была окружена технически сложными оборонительными стенами, часто значительной толщины. Вследствие беспрерывных войн техника фортификационных сооружений в Месопотамии достигла высокого уровня, крепостное строительство во многом определило формы архитектуры в целом.

Около 3000 г. до н. э. на территории Месопотамии начинается расцвет городов, в конце III тыс. до н.э. древнейшей столицей Месопотамии - объединенного государства Шумер и Аккад - стал город Ур. К крепостной стене, окружавшей комплекс дворцовых и храмовых зданий в центре города, примыкала территория города, также укрепленная мощными стенами с выступающими башнями и бастионами. Таким образом, религиозно-политический центр становился как бы городской цитаделью. Это фактически был город в городе. Дальнейшее расширение города Ура приходится на период Древневавилонской империи.

К концу III тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появился новый тип храма зиккурат, ставший характерным культовым сооружением Древнего Двуречья до конца эпохи древности. Зиккурат — высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией.

В Месопотамии издавна возводили каналы, резервуары для воды, акведуки, мосты и крепости. К техническим достижениям следует отнести 400-километровый «канал королей», соединяющий Евфрат с Тигром. Однако от огромных месопотамских сооружений к настоящему времени сохранились только развалины, скрытые в глиняных холмообразных образованиях.(12, стр. 6-8)

2 задание

studfiles.net