Пантеон богов древнего мира. О влиянии древнегреческой культуры на пантеон римских богов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги Древней Греции : список, имена, характер. Пантеон богов древнего мира


список и описание, имена и картинки

Пантеон богов Древней Греции — интригующее, интересное и красочное путешествие, где много вопросов и необычных фактов. Путешествие, где мир настоящего и вымышленного тесно переплелись. Как же понятно, и в то же время — странно звучит, в современных реалиях, это понятие. Но, несмотря на время, пантеон богов Греции вызывает нескрываемый интерес и сегодня. Он является настоящим сундуком с сокровищами для изучения культуры, истории, быта и нравов Древней Греции.

Интересно знать: слово «пантеон» в широком значении обозначает место захоронения известных людей, а в контексте древней истории — группу богов, которые принадлежат к одной религии (иногда мифологии).

Религия древних греков — это языческий политеизм, а сам пантеон богов насчитывал огромное количество небожителей, которые жили на священной горе Олимп. Каждый бог имел свою особенную роль и выполнял отведенную ему функцию. Самое важное, единственно-неизменное и основоположное в греческом пантеоне — это бессмертность богов. По облику и поведению боги Греции были похожи на людей, а поэтому они имели вполне человеческие манеры в поведении: ссорились и мирились, обманывали и плели интриги, любили и хитрили, были милосердными и грозными. Отношения богов, со временем, поросли множеством мифов, которые и сегодня выступают неисчерпаемой основой для изучения и восхищения древней религией.

Боги Древней Греции: список и описание

Зевс.

Фото с сайта nsc.1september.ru

Фото с сайта nsc.1september.ru

Зевс — верховное божество древнегреческой мифологии. Он великий громовержец, который повелевал небом, громом, молниями и всем миром. У Зевса была неограниченная власть не только над людьми, но и над богами. Пришел Зевс на Олимп через подлость, скинув в Тартар своего отца Кроноса. Титанида Рея — мать Зевса, спасла своего младшего сына от мужа, который боялся рождения сильного наследника и поедал всех своих детей сразу после рождения. Хитростью Рея вырастила Зевса, который смог свергнуть отца с Олимпа.Древние греки чтили и боялись Зевса, приносили ему самые лучшие жертвы и старались всячески заслужить его расположение. Вся жизнь людей была пропитана восхвалением бога и слепым покорением. О великом Зевсе знали дети с пеленок, а все неудачи относили к гневу великого божества.

Греки в честь Зевса построили большое количество храмов, а статуя Зевса является одним из семи чудес света.

У Зевса было еще два брата, с которыми он и разделил власть над миром. Таким образом, Зевс получил небо, Аид — царство мертвых, а Посейдон стал повелителем моря.

Посейдон.

Фото с сайта pirates-life.ru

Фото с сайта pirates-life.ru

Посейдон у древних греков был олицетворением силы, мужества и крутого нрава. Он повелевал морями, реками, озерами и океанами. Став покровителем рыбалок и мореплавателей он мог вершить их судьбы, топить корабли или накликать голод. Часто его называли Сотрясателем Земли, чтобы объяснить непонятные изменения в мире, называемые сегодня землетрясением.

Посейдон вытянув по жребию морское царство считал себя обманутым и пытался отвоевать у других богов их царства, но безуспешно.

Во всех мифах Древней Греции Посейдон описывается, как сильный и гневливый бог, склонный к разрушениям и обладающий вспыльчивым характером. Бурный нрав бога сменялся лишь щедрыми дарами, но ненадолго.

Аид.

Аид был правителем подземного царства или нижнего мира. Именно к Аиду отправлялись все умершие души. Во власти Аида были большие богатства и мир спокойствия. Древние греки боялись даже произносить имя этого бога, ведь он всегда был незримым, а его решения обязательными к исполнению. Для людей это означало смерть. Мифология не изображаем Аида, как злобного или плохого, напротив — он всегда безразличен, всегда холодно выполняет свою работу. Это и устрашало древних греков. В царство куда не проникают лучи солнца можно только войти. Дороги назад оттуда нет.

Зевс, Аид, Посейдон — главные имена богов Древней Греции. Но мифология этого периода настолько богата, что представлена множеством других влиятельных персонажей. Познакомимся с ними.

Боги Древней Греции — список

  • Аполлон — бог солнечного света, художественной красоты, целительства и душевной чистоты.
  • Гермес — бог дорог, путешествий, покровитель купцов и торговли.
  • Арес — бог войны.
  • Эрот — бог любви.
  • Гефест — бог кузнечного ремесла.
  • Дионис — бог виноделия.
  • Морфей — бог снов и сновидений.
  • Фобос — бог страха.
  • Деймос — бог ужаса.
  • Плутос — бог богатства.

Богини Древней Греции : список и описание

Пантеон греческих богов представлен не только сильными и властными богами, но и богинями. Первоначальную роль имели:

Гера.

Фото с сайта zaumnik.ru

Фото с сайта zaumnik.ru

Гера, в древней мифологии, была женой Зевса. Это главная богиня, которая покровительствовала браку и супружеской любви. Богиня была злобной и строгой, очень ревнивой и отчасти жестокой. Особенно тяжело переживала Гера измену мужа. В состоянии ярости она могла накликать большие беды на землю и людей. Изображалась Гера, как красавица, с большими глазами, длинными волосами и прекрасной фигурой. Этот образ был и прекрасен и злой одновременно. Но культ Геры, культ главной богини Олимпа, был настолько велик, что ее почитали наравне с Зевсом.

Афродита.

Богиня Афродита олицетворяла любовь и покровительствовала не только богам, но и людям. Она была красивой и прекрасной, легко влюбляя в себя всех вокруг, влюблялась и сама. По легенде, богиня возникла из морской пены, но мифология гласит, что Афродита была дочерью Зевса и богини Дионы. Женой Афродита была неверной и часто изменяла мужу, но это был не порок, скорее предназначение. Держа в своих руках большую силу любви она награждала людей настоящими чувствами, если они были искренними. Древние греки очень уважали богиню, строили для нее великолепные храмы и приносили большие жертвы.

Афина.

Афина — почитаемая богиня справедливой войны и мудрости. История ее рождения самая необычная, ведь она родилась из головы Зевса в полном боевом обмундировании. Мудрость богини, справедливость и покровительство знаниям сделали Афину одной из самых любимых жительниц Олимпа, в пантеоне древних греков.

Гера, Афродита и Афина — главные имена богинь Древней Греции, но не основные. В списке прекрасных богинь, которых почитали и боялись, присутствуют еще несколько важнейших жительниц Олимпа. А именно:

  • Геката — богиня мрака и сновидений, покровительница магии, колдунов и чародейства.
  • Геба — богиня юности.
  • Гея — богиня земли и праматерь всего живого на земле.
  • Деметра — богиня плодородия и покровительница земледелия.
  • Клио — богиня и муза, которая покровительствовала истории.
  • Ника — богиня триумфа и победы.
  • Эрида — богиня раздора.
  • Фемида — богиня правосудия.
  • Гестия — богиня домашнего очага.
  • Эос — богиня на колеснице, которая поднимала утреннюю зарю. Фото с сайта web-kapiche.ru

    Фото с сайта web-kapiche.ru

Мифология Греции и ее главные персонажи сегодня превратились в мифы и рисунки, а поэтому боги Древней Греции на картинках — это важнейший информационный материал, который рассказывает о великих богах древнего народа. Часто, картинки богов Греции, схожи с реальными персонажами или образами, поскольку являются видоизмененной копией настоящих скульптур. Тонкая связь между прошлым и настоящим ощутима в каждом соприкосновении с древней историей, а поэтому так важна для изучения.

perstni.com

Мифы Древней Греции. Пантеон богов — реферат

Мифы  Древней Греции. Пантеон  богов. 

     Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

     Древнейшее  состояние греческой мифологии  известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги. Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

     Мифология «тёмных веков» (между упадком  крито-микенской цивилизации и  возникновением античной греческой  цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

     Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно  фигурируют в произведениях древнегреческих  писателей; накануне эпохи эллинизма  возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии  обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты

     Мифология Древней Греции относится к политеистическим религиям также как и мифологии других древних культур (Древний Рим, Древний Египет, Месопотамия и другие). Она не имеет четкого названия как некоторые другие религии мира (христианство, буддизм, ислам и другие). В целом вся мифология Древней Греции строится на мифах о пантеоне богов, на мифах о жизни титанов и гигантов, а также на мифах о подвигах других мифических (а зачастую и исторических) героев.

     Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода  до развитой цивилизации. Мифы, в которых  выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.

     Доолимпийский этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" - сторукие чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богини Эринии - старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер (в другом чтении Цербер), и лернейская гидра, и химера с тремя головами. Окружающий мир пугал человека, представлялся ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения.

     Божества  доолимпийского периода были далеки от тех идеальных изваяний, которые представляются нам при словах "греческая мифология". Идея божества (по-гречески - демона) была еще неотделена от предмета, который мыслился его олицетворением. Например, в городе Сикионе (Пелопоннес) Зевса изначально почитали в виде каменной пирамиды. В городе Феспии (Беотия) Геру представляли в виде обрубка древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Богиня Лето была представлена необработанным поленом.

     Однако  развитие древнегреческого общества не стояло на месте. Подъем хозяйственной  деятельности укрепил веру человека в себя, позволил ему смелее взглянуть  на окружающий мир. Период к патриархату  породил новый вид мифологического  персонажа - знаменитого древнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя государств. Один из самых значительных мифов этого периода - победа солнечного бога Аполлона над змеем Тифоном. Герой Кадм убивает дракона и на месте победы основывает город Фивы. Персей побеждает страшное хтоническое чудовище Медузу, один взгляд которой превращал людей в камни. Беллерофонт избавляет людей от Химеры, а Мелеагр - от калидонского вепря. И, наконец, наступает самый яркий период борьбы человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а теперь становящимся пригодным для обитания. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать подвигов и окончательно дарует людям этот мир.

     Героический период древнегреческой мифологии  предствлен двумя выдающимися эпическими произведениями, лежащими в основе всей современной европейской литературы - "Илиадой" и "Одиссеей". В них ярко описаны подвиги героев, совершенные во время многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города Трои, стоявшего на азиатском побережье пролива Геллеспонт.

     По  мнению современных исследователей, Троянская война произошла в XIII веке до нашей эры. Вскоре после этого  на Балканский полуостров вторглись  северные племена дорийцев, уничтожившие Крито-Микенскую цивилизацию. Несколько  столетий спустя греческая цивилизация возродилась, и к V веку до нашей эры достигла расцвета. Именно этот период развития древнегреческого общества считается классическим, именно от этого периода до нас дошли произведения искусства, изображающие богов и богинь как внешне совершенных, безупречных существ.

     Наиболее  характерной чертой эллинистической  религии и мифологии является синкретизм, в котором восточное  наследие играло огромную роль. Боги греческого пантеона отождествлялись с древними восточными божествами, наделялись новыми чертами. Менялись формы почитания  божеств, мистерии приобретали более  оргиастический характер. При сохранении местных различий в пантеоне и  формах культа постепенно получили все  более широкое распространение  некоторые универсальные божества, объединявшие в себе сходные функции  наиболее почитаемых божеств разных народов.

     Одним из главных в Древней Греции культов "олимпийского периода" стал культ Зевса Гипсиста (высочайшего над всем), отождествлявшегося с финикийским Ваалом, египетским Амоном, вавилонским Белом, иудейским Яхве и другими. Его многочисленные эпитеты - Пантократор (всемогущий), Сотер (спаситель), Гелиос (солнце) и другие - свидетельствуют о необычайном расширении его функций.

     С культом Зевса по распространенности соперничал культ Диониса с мистериями, сближавшими его с культами египетского  бога Осириса, малоазийских богов Сабазия и Адониса.

     Из  женских божеств главным и почти повсеместно почитаемым божеством стала египетская Исида, воплотившая черты многих греческих и азиатских богинь. Специфическим порождением эллинистической эпохи был культ Сераписа - божества, которое обязано своим появлением религиозной политике Птолемеев, стремившихся слить воедино привычный для греков антропоморфный облик Зевса-Посейдона с функциями египетских зооморфных божеств Осириса и Аписа.

     Сложившиеся на востоке синкретические культы проникли в полисы Малой Азии, Греции и  Македонии, а затем и в Западное Средиземноморье. Некоторые восточные  культы почти в неизмененной форме  воспринимались греками. До уровня главных  божеств выросло значение богини судьбы Тихе. Эллинистические цари, используя восточные традиции, усиленно насаждали царский культ.

     Мифологические  воззрения древнего мира продолжали развиваться и изменяться. Греция переживала наплыв восточных культов, сами греческие мифы подвергались различным  философским и поэтическим толкованиям. Приход христианства положил конец  почитанию божеств, однако сами древнегреческие  мифы, образы древних божеств и  рассказы о них продолжали бытовать в Средневековье и продолжают привлекать к себе внимание и в  наши дни. 

     Развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

  • присоединение к греческому  пантеону  некоторых божеств соседних или завоёванных народов
  • обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией
                               

     Пантеон богов Древней  Греции

     Древние  греки, любившие порядок, сгруппировали большинство из перечисленных  богов  в то, что они называли  пантеон  (“все  боги ”), или “двенадцать олимпийских  богов ”. Число 12 у различных народов считалось священным. Возможно это связано с тем, что данное число можно получить умножая 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали (небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны

     света. Но как бы там ни было, состав  пантеона  был не очень устойчив. Обычно это Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис.

     Древнегреческий божественный  пантеон  был основой развития общества не только  Древней   Греции  и Рима, но и отображал историю и развитие одной из первых древних цивилизаций мира. Рассмотрев  богов , божеств и героев древнегреческой мифологии можно увидеть развитие современного общества, как оно меняло свое восприятие вселенной и мира, как относилось к общности и индивидуализму. Благодаря мифологическим историям Древней Греции, возможно, увидеть, как формировалась теология и космология человечество, как менялось отношение человека к тем стихиям и проявлениям природы, которое оно (человечество) не могло объяснить с помощью логики и науки. Мифология Древней Греции важна тем, что она подтолкнула человечество к умственному развитию, к появлению множеств наук (математики, логики, риторики и мн. др.).

     Зевс - в древнегреческой мифологии верховный бог, владыка богов и людей. Сын титанов Кроноса и Реи.

     Низвергнув  господство Крона и богов старшего поколения - титанов, Зевс уступил власть над морем и подземным царством своим братьям - Посейдону и Аиду. Себе Зевс оставил верховную власть над миром и управление всеми  небесными явлениями, прежде всего  громом и молнией (Зевс-"Громовержец", Зевс-"Тучегонитель"). Зевса почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев.

     Постоянным  местопребыванием Зевса считался Олимп (Зевс-"Олимпиец"). Атрибутами Зевса  были эгида, скипетр, иногда орел. Как  дарующий победу на войне и в состязаниях  Зевс изображался с богиней победы Нике (римское - Виктория) в руке. Зевс считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев: Геракла, Персея и других. От Зевса вели свое происхождение многие знатные роды. Важнейшими местами культа Зевса были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где устраивались в честь Зевса Олимпийские игры.

     Отдельные эпизоды мифа о Зевсе содержатся в "Илиаде", "Одиссее", в "Теогонии" Гесиода, "Мифологической библиотеке" Аполлодора и других античных произведениях.

     В древнеримской мифологии Зевсу  соответствовал Юпитер. 

     Уран - в древнегреческой мифологии бог неба, супруг Геи (Земли), отец титанов, циклопов и сторуких исполинов; был оскоплен и свергнут собственным сыном Кроносом. 

     Гея - в древнегреческой мифологии олицетворение земли, от которой произошли горы и море, первое поколение богов, циклопы, гиганты.

     В древнеримской мифологии Гее  соответствовала Теллус. 

     Посейдон - в древнегреческом мифологии сын Кроноса и Реи, один из важнейших богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими при помощи своего трезубца. В Афинах чтили Посейдона как покровителя морского могущества города; ему были посвящена главная часть Эрехтейона на афинском Акрополе и храм на мысе Сунион. Посейдон считался также покровителем всадников и состязаний в беге на колесницах, входивших в состав Истмийских игр.

     В древнеримской мифологии Посейдону  соответствовал Нептун. 

     Афина, Афина Паллада - в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня-девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Согласно мифу, Афина в шлеме и панцире вышла из головы Зевса. Афина считалась покровительницей Афин; в честь нее справлялся праздник Панафинеи.

     В древнеримской мифологии Афина  отождествлялась с Минервой. 

     Афродита - в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. Дочь Зевса и океаниды Дионы (согласно другому варианту мифа, Афродита возникла из морской пены). По-видимому, первоначально Афродита почиталась как богиня плодородия, близкая по своему характеру и происхождению к финикийской богине Астарте. Культ ее был широко распространен, кроме Греции, на побережье Малой Азии, Эгейского моря и в греческих колониях Причерноморья.

     В древнеримской мифологии Афродита отождествлялась с Венерой.

     Из  античных изображений Афродиты наиболее известны: Афродита Книдская Праксителя (середина 4 в. до н.э.), Афродита (Венера) Милосская (2 в. до н.э.). 

turboreferat.ru

О влиянии древнегреческой культуры на пантеон римских богов — Язычество

Очевидно, что греческая религиозная традиция наложила большой отпечаток на пантеон римских богов, если не сказать больше. Об этом свидетельствует то, насколько сильно соответствуют функции и характеры некоторых греческих и римских богов, отличающихся друг от друга разве что именем. Некоторые римские боги берут свое начало из более древних преданий, пронизанных идеей о божественной силе природы, и потому были самобытными. Однако, потом, уже сформированные, оказались под сильным влиянием Греции, когда та к 5-6-му веку до нашей эры переживала расцвет эллинской культуры. Грубо говоря, в определенный момент божественный пантеон Рима не выдержал конкуренции с Грецией, так как носители обоих культур находились в активной взаимосвязи друг с другом.

Ярким примером того, как Греция «проникала» в Рим, служит деятельность Ливия Андроника, римского автора третьего века до нашей эры, который первым перевел «Одиссея» Гомера на латынь. Впоследствии Ливий (да и много других римских авторов) и сам заимствовал для своих текстов романтизированных греческих богов, а вскоре в пантеон Рима перекочевали новые и наиболее яркие представители греческой мифологии, например Аполлон и Эскулап. Таким метаморфозам способствовала открытость римлян ко всему новому и в определенной мере практичность, поскольку впустив, таким образом, в свою религию свежую «кровь», Рим становится более привлекательным в глазах некоторых народов, что для расширяющейся империи крайне важно.

Облегчала «скрещивание» религий и общая для обеих культур политеистическая концепция. И в Греции, и в Риме боги имели много общего с людскими качествами: начиная с внешнего вида, заканчивая низменными страстями. Поэтому римляне считали, что ничего страшного не произойдет, если они возьмут нескольких греческих богов, адаптируют их под такой же средиземноморский, но несколько иной «климат» и безболезненно интегрируют в свой пантеон богов. Что касается изменений черт и качеств богов, то тут римлянам предоставлялась полная свобода действия, так как важно было, чтобы новые боги (как и измененные старые) «прижились».

Как известно, у города Рима есть своя легенда происхождения, согласно которой, если бы волчица не вскормила оказавшихся на произвол судьбы близнецов Ромулу и Рема, то город и некем было бы основывать. Все по тем же преданиям, братья были детьми бога Марс и весталки Реи, что является одним из первых упоминаний персонажей римской мифологии. То есть своя мифология однозначно была, однако теперь её сложно отделить от заимствованных элементов.

И древние греки, и древние римляне с одинаковой важностью отдавали почести богам, покровительствующим урожаю, семье, дому, а также природным стихиям. Однако, у обоих были боги, которые заслуживали специального внимания. Если жители Афин особенно чтили и строили храмы для богини Афины, то в Олимпии проводили Олимпийские игры в честь Зевса, главного бога-олимпийца. Вместе со своим характером в новый римский пантеон боги перенесли и свою высокую значимость. Так Афина стала Минервой, богиней мудрости и войны, а Зевс – Юпитером, богом неба и всего сущего. Наиболее важными римскими богами также стали: Венера (богиня красоты, как и греческая Афродита), Меркурий (бог торговли, как греческий Гермес), Церера (богиня плодородия, как и греческая Деметра), Нептун (бог моря, как и Посейдон в Греции) и многие другие.

Что может быть принципиальным отличием в пантеонах древнегреческих и древнеримских богов? Кончено, даже несмотря на сильное влияние греческой культуры, общего у этих систем верований не так много. Но главное, боги греческого пантеона живут относительно организованно, даже дружно, в то время, как римским богам присуща безалаберность, что, наверняка, отражает ментальность народа, принявшего этих героев.

pagandom.ru