Научные знания древней руси. Естественнонаучные познания древней Руси (XI–XV вв.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга: «Естественнонаучные знания в Древней Руси». Научные знания древней руси


Просвещение. Научные знания



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

 

Славянские племена, начали формироваться около 2-3 тысяч лет до н.э. Часть этих племен восточнославянские племена, древние предки русской, с давних времен занималась рыболовством, охотой и сбором меда диких пчел, а у другой части развилось скотоводство и примитивное земледелие.

Эти промыслы помогли восточным славянам довольно быстро пойти по пути экономического развития, и к VIII-IX вв. славянские племена стали переходить от общинного родового строя к феодальному, минуя рабовладельческий. Вместе с политико-экономическим ростом восточнославянские племена в значительной степени продвинулись вперед на пути культурного развития.

Этому обстоятельству, помимо самобытного развития, способствовала постоянная непосредственная связь восточных славян с наиболее культурными странами древности: Римом, Грецией и странами Востока. Занимая огромную территорию от Лабы (Эльбы) на западе до Оки на востоке и от Балтийского моря на севере до побережья Черного моря на юге, славянские племена в упорной борьбе с кочевниками Азии и с Византией настойчиво продвигались на юг.

Одержав немало побед над византийскими войсками, славяне расселились по Дунаю и уже в 626 г. осаждали столицу Византии Константинополь.

В VII и VIII вв. у славян появились первые города. Эти города были оплотом для окрестного населения, когда ему угрожали набеги иноземцев, а также служили резиденцией князей.

Города постепенно превращались в значительные торговые центры.

В города стали стекаться ремесленники и купцы, деловая жизнь которых за крепкими городскими стенами проходила в относительной безопасности.

Первыми большими городами на Руси были Киев и Новгород, которые являлись крупными центрами обмена товарами между Востоком и Западом и по размерам и архитектуре считались одними из лучших городов Европы.

Уже в IX в. техника сельского хозяйства значительно улучшилась, а ремесло обогатилось новыми приемами обработки железа и стали, среди которых выделялись особые методы чеканки, чернения, производства эмали и пр.

Техника производства вооружения, первобытная металлургия, гончарное искусство, возросшие требования городского строительства и сельского хозяйства - все это вызывало необходимость в распространении и усвоении элементов научных знаний, а потому появилось стремление к созданию школ.

Прежде считалось, что грамота у восточных славян появилась после принятия ими христианства, но современные исследования и в особенности археологические раскопки, проведенные за последнее время в Новгороде, дали несомненные доказательства того, что на Руси была своя письменность еще задолго до распространения христианства; вещественными доказательствами этого служат берестяные грамоты, найденные в Новгороде и относящиеся ко времени, предшествующему принятию на Руси христианства.

Христианство повлекло за собой укрепление феодального строя и господства князей и бояр над народом, но в то же время оно явилось движением вперед по сравнению с язычеством, так как способствовало объединению восточных славянских племен в единую народность с единым языком, религией и культурой, утвердило государственное единство Руси и содействовало распространению письменности и усилению политических и культурных связей с государствами, в которых христианство было принято ранее, - Византией, Болгарией, Арменией, Грузией и странами Западной Европы.

Выдающиеся просветители славян, проповедник христианства, уроженец г. Фессалоники грек Константин, известный в истории под монашеским именем Кирилл (827-869), и его брат Мефодий (? - 885), в 863 г. в г. Херсонесе, древней греческой колонии на Крымском полуострове, случайно обнаружили религиозные книги, написанные на славянском языке. На основе рукописных букв этих книг им удалось составить упрощенную азбуку для славянских народов, которая получила значительное распространение.

В X в., в княжение Владимира Святославича (? - 1015), древнерусское государство (Киевская Русь) достигло наибольшего расцвета и могущества.

По развитию культуры оно занимало одно из видных мест среди государств Европы. В эту эпоху в его наиболее крупных городах (Киеве, Новгороде и др.) уже создавались школы различного типа.

Наряду с элементарными школами, в которых дети обучались закону божьему, чтению, письму, церковному пению и простейшему счету, существовали школы повышенного типа, дававшие систематическое образование. Многие русские князья были лучше и разностороннее образованы, чем западные короли и императоры. Характерно, что грамотность была распространена даже в среде мелких ремесленников. Многие женщины тоже были грамотны. Внучка Ярослава Мудрого - Янка Всеволодовна - открыла первое в Европе женское училище.2 Если первая половина средневековья в Западной Европе характеризовалась полным упадком математических знаний, то на Руси в эту эпоху параллельно с общим развитием культуры шло и сравнительно быстрое распространение сведений из математики. Правда, до нашего времени не сохранилось никаких памятников математической литературы, которые давали бы нам возможность судить о развитии математики на Руси в IX - X вв., но документы другого характера позволяют делать некоторые выводы в этом отношении. Так, знаменитый сборник древнейших законов "Русская Правда", создававшийся в XI и XII вв., содержит некоторые данные, позволяющие судить о степени математической культуры в Древней Руси. Из этого источника видно, что в те времена русские умели проводить вычисления с целыми числами и с дробными. Дробные числа употреблялись главным образом при вычислениях, требующих применения различных мер (например, при определении площадей земельных участков или при денежных расчетах).

Вместе с древнеславянской письменностью вошла в употребление и запись чисел, основанная на той же азбуке и построенная на принципах древнегреческой нумерации.

Меры длины на Руси.

Для измерения длины употреблялись меры, большей частью связанные с размерами частей человеческого тела.

Основными мерами длины являлись "большая и малая пядь", "локоть", "сажень" и "верста", или "поприще".

 

Малая пядь расстояние между концами раздвинутых большого и указательного пальца
большая пядь расстояние между концами большого пальца и мизинца
Локоть расстояние от локтя до конца руки, сжатой в кулак
Сажень расстояние от ступни до конца вытянутой вверх руки человека среднего роста

 

Верста в разное время имела различное значение: ее размеры колебались от 500 до 750 сажень.

Позднее (в XVI-XVII вв) появилась мера "аршин" (от персидского слова "араш" - локоть), равная 1/3 сажени.

Меры площади на Руси.

Для измерения сыпучих тел употреблялась "кадь" (около 14 пудов ржаного зерна) и ее доли, а в более поздние времена (в XVI-XVII вв) ее заменила "четверть" (6 пудов ржаного зерна) с ее долями. В связи с мерами сыпучих тел образовались и меры площадей. Название "четверть" было присвоено земельной площади, на которой высевалась четверть ржи. Две четверти составляли "десятину". Самая большая мера площади - "соха" - имела различное значение. Так как сохами мерялась земля для определения размера налога, то соха хорошей земли содержала значительно меньше четвертей, чем соха плохой; первая содержала 800 четвертей, а вторая - 1200.

Кроме того, государственные и общинные земли измерялись "черной сохой", размеры которой колебались от 400 до 600 четвертей. Меньшие участки земли измерялись долями четверти.

Меры веса на Руси.

Вес серебряной гривны был издавна принят за основную единицу веса, которая впоследствии стала называться фунтом, а 40 фунтов составляли 1 пуд.

Первым русским памятником математического содержания до настоящего времени считается рукописное сочинение новгородского монаха Кирика, написанное им в 1136 г. и носящее заголовок "Кирика диакона и доместика 2 Новгородского Антониева монастыря учение имже ведати человеку числа всех лет".

В этом сочинении Кирик выявил себя весьма искусным счетчиком и великим числолюбцем. Основные задачи, которые разрешаются Кириком, хронологического порядка: вычисление времени, протекшего между какими-либо событиями.

При вычислениях Кирик пользовался той системой нумерации, которая называлась малым перечнем и выражалась следующими наименованиями:

10000 - тьма

100000 - легион или неведий

1 000 000 - леодр

Кроме малого перечня, в Древней Руси существовал еще большой перечень, который давал возможность оперировать с очень большими числами. В системе большого перечня основные разрядные единицы имели те же наименования, что и в малом, но соотношения между этими единицами были иные, а именно:

тысяча тысяч - тьма

тьма тем - легион, или неведий

легион легионов - леодр

леодр леодров - ворон

10 воронов - колодa

О последнем из этих чисел, то есть о колоде, говорилось: "И более сего несть человеческому уму разумевати".

Единицы, десятки и сотни изображались славянскими буквами с поставленным над ними знаком ~, называемым "титло", для отличия цифр от букв.

Тьма, легион и леодр изображались теми же буквами, но для отличия от единиц, десятков, сотен и тысяч они обводились кружками.

При исчислении долей одного часа Кирик ввел свою систему дробных единиц, причем пятую часть он называл вторым часом, двадцать пятую - третьим часом, сто двадцать пятую - четвертым часом и т.д.

Самой малой долей у него были седьмые часы, и он считал, что меньших долей часов быть уже не может:

"больше сего не бывает, то есть не рождаются от седьмых дробных, которых в дне будет 987500".

Делая расчеты, Кирик производил действия сложения и умножения, а деление, по всей вероятности, он осуществлял путем подбора, рассматривая последовательно кратные для данного делимого и делителя.

Основные хронологические расчеты Кирик производил от даты, принимавшейся в Древней Руси за дату сотворения мира. Исчисляя таким образом момент написания своей работы, Кирик (с ошибкой в 24 месяца) утверждает, что со дня сотворения мира протекло 79 728 месяцев, или 200 неведий и 90 неведий и 1 неведий и 652 часа. Такого же рода подсчетом Кирик определяет свой возраст, и мы узнаем, что он родился в 1110 г.

Оперируя с дробными часами, Кирик в сущности имел дело с геометрической прогрессией со знаменателем 5.

В сочинении Кирика уделено место и вопросу о вычислениях пасхалий, столь важному для церковников и являвшемуся одним из наиболее трудных арифметических вопросов, которые приходилось решать служителям церкви.

Если Кирик и не дает общих методов подобного рода вычислений, то во всяком случае он показывает свое умение производить их.

Рукописное сочинение Кирика является единственным математическим документом, дошедшим до нас с тех далеких времен.

Однако это отнюдь не означает, что других математических сочинений в ту эпоху на Руси не существовало. Надо полагать, что многие рукописи утрачены для нас вследствие того, что они были затеряны в тревожные годы княжеских междоусобиц или погибли при пожарах, всегда сопровождавших набеги соседних народов на Русь.

Возможно, что тщательные розыски в архивах помогут восстановить некоторые из подобных рукописей.

Ужасное бедствие постигло Русь в начале XIII в., когда огромные полчища монголов надвинулись с востока, уничтожая на своем пути все живое. Монголы, пользуясь разобщенностью и неорганизованностью военной силы гораздо более культурных народов Северного Китая и Средней Азии, покорили их, восприняли от них военную технику и с удвоенной силой обрушились на Русь. Такого мощного удара, какой пришлось выдержать Руси, история до тех пор еще не знала.

Между тем Русь, раздираемая внутренними междоусобицами, не смогла дать сокрушительного отпора захватчикам, несмотря на проявленное русским народом исключительное мужество. Как известно, большая часть Руси попала под власть монголов, опустошавших русские земли в течение двух с половиной веков.

Однако упорное сопротивление Руси остановило дальнейшее продвижение монгольских орд на Запад и тем спасло от гибели западную культуру.

Русь была завоевана, но русский народ не покорен.

Опустошения, причиненные завоевателями, нанесли страшный удар русской культуре в период ее высокого подъема. Огнем и мечом уничтожались памятники русской культуры и письменности. Вместе с тем на долгое время было приостановлено и экономическое развитие страны.

Крупнейшие города Южной и Восточной Руси подверглись почти полному разорению. Большинство городских ремесленников было уведено в плен, и потому ремеслам был нанесен тяжкий урон. Многие ремесла на Руси возродились лишь спустя несколько столетий. Так, была уничтожена высокоразвитая для этой эпохи русская промышленность, в то время как промышленность Запада имела возможность беспрепятственно развиваться.

Естественно, что создавшиеся на Руси политико-экономические условия временно привели к упадку знаний вообще, математических в частности.

Литература и летописание. Устное народное творчество

 

Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось по-видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита - кириллицы. Древнейшими дошедшими до нашего времени памятниками древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.

В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.

В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XII вв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.

В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.

На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. ПВЛ стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были защита христианской веры и родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.

В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., было посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В "Поучении" Владимира Мономаха был создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.

Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится "Хожение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.

Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.

Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.

Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.

Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.

megapredmet.ru

Естественнонаучные знания в Древней Руси

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • АСТРОЛОГИЯ — [греч. ἀστρολογία], наиболее распространенный вид мантики (гаданий), состоящий в истолковании взаиморасположения небесных тел в определенные моменты времени. А. в древнем мире А. зародилась в Месопотамии в III тыс. до Р. Х., ее ранняя история… …   Православная энциклопедия

  • АРИСТОТЕЛЬ — Стагирит [греч. ̓Αριστοτέλης Σταγειρίτης], философ, ученый энциклопедист. Биографические сведения Род. в 385/84 г. до Р. Х. в греч. г. Стагира на вост. побережье п ова Халкидика в семье Никомаха, врача из рода, возводимого к богу врачевания… …   Православная энциклопедия

  • Шестоднев —    произв. Иоанна экзарха Болгарского, общеславянский религиозно философский энциклопедический трактат. Он представляет собой обогащенный авторскими вставками компилятивный труд, в к ром излагаются принципы теолого рационалистического… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шестодневы — – произведения, комментирующие библейский рассказ о сотворении мира за шесть дней. В славянской книжности известно несколько переводных Ш. Они были созданы знаменитыми церковными писателями на рубеже поздней античности и раннего средневековья и… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия

  • Армянская Советская Социалистическая Республика — (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн)         Армения (Айастан Страна армян).          I. Общие сведения          Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Просвещение и научные знания. История России от древнейших времен до начала XX века

    Просвещение и научные знания

    В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40 % грамотных, среди купцов — 96 %, среди помещиков — 65 %.

    Значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах.

    По-прежнему большое распространение имели рукописные книги. А с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных иностранных известий.

    Наряду с рукописными изданиями все более в обиход входила печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Уже в первой половине XVII в. было выпущено около 200 книг различных названий. Частными лицами стали собираться библиотеки. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь («Азбука») Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г., впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882 г. — печатная таблица умножения. Для «учебных целей» выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

    Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей Ф.М.Ртищева была организована школа в московском Андреевском монастыре. В 1665 г. школа для обучения подьячих открывается в Заиконоспасском монастыре, в 1680 г. — основывается школа при Печатном дворе.

    Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии (первоначально — училища) во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии… до богословия» людей «всякого чина, сана и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

    Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.

    Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и «травников». В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки «для лечбы» ратных людей.

    Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника.

    Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу», в Новгороде создается «Чертеж… городам русским и шведским до Варяжского моря».

    Расширению географических представлений способствовали материалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). После 1683 г. возникло «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». Оно и предыдущие описания и чертежи подготовили труд С.У.Ремизова «Чертежная книга Сибири».

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    Естественнонаучные познания древней Руси (XI–XV вв.)

    Естественнонаучные познания древней Руси (XIXV вв.)

    Гвоздецкий В. Л., Будрейко Е. Н., Симоненко О. Д.

    Древнерусская нумерация

    Запись хозяйственно-технических математических сведений и расчетов с помощью десятичной алфавитной системы нумерации, сходной с греческой алфавитной системой. Числа от 1 до 9, десятки и сотни изображались посредством кириллицы букв славянского алфавита. Эта нумерация, просуществовавшая несколько веков, стала вытесняться десятичной позиционной системой лишь к XVII в. Используется в наше время в церковных книгах.

    Единицы мер

    Системы мер длины, сыпучих тел, поверхностей и денежных расчетов, сложившиеся к XIXII вв.

    Три основные древнерусские меры длины носят название частей тела. Меньшая мера малая пядь, расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами, соответствует примерно19 см; большая пядь, расстояние между большим пальцем и мизинцем, около 2223 см. Локоть расстояние от локтевого сочленения до концов вытянутых пальцев, соответствующее двум большим пядям. Сажень расстояние от ступни до конца вытянутой вверх руки, (примерно 215 см) при росте человека 170172 см. Для определения больших расстояний существовала верста, или поприще.

    Меры поверхности находились в тесной связи с мерами сыпучих тел, прежде всего зерновых культур. В Киевском государстве и княжествах XIIIXV вв. главной мерой сыпучих тел служила кадь (примерно 14 пудов ржи). Основные дореволюционные меры поверхности десятина и четверть появляются в XIIIXV вв., причем две четверти составляли десятину.

    Весовой и одновременно денежной единицей в Киевском государстве была гривна. Серебряная русская гривна по весу соответствовала 409,5 г. Наиболее древними обозначениями понятия "деньги" в русском языке были слова "скот" и "куны", т. к. первыми мерилами ценности и платежными знаками при возникновении обмена были домашний скот и меховые шкурки лесных зверей ("куны" куницы). Вплоть до XII в. шкурки куницы и белки или только их мордочки ("мордки") и отрезки шкурок ("резаны") продолжали служить монетой. Денежная или "кунная" система опиралась на систему металлических единиц, из которых основной была гривна. В XIVXV вв. основной денежной единицей в Москве становится рубль серебряный слиток весом в прежнюю полугривну (204,76 г).

    Замки

    Еще в домонгольской Руси замки изготавливались из железа и меди, что позволило им достаточно хорошо сохраниться до нашего времени. Замки были весьма сложны по устройству и продразделялись на врезные и висячие.

    К XV в. применяли три типа замков: врезные замки-задвижки с поворотными ключами, висячие пружинные со стержневыми ключами сложного профиля, висячие с защелками, откидными дужками и поворотными ключами.

    В XIVXV вв. русские замки изготовлялись не только для сбыта внутри страны, но и продавались за границу, о чем свидетельствуют, например, инвентарные описи чешских монастырей того времени.

    Земледельческие орудия

    В Древней Руси для обработки почвы применялись мотыга, соха и рало. С распространением паровой системы вводятся пахотные орудия плужного типа, не только рыхлившие, но и переворачивавшие верхний почвенный слой. Для бороньбы использовались бороны с квадратными рамами и длинными зубьями, изготовлявшимися сначала из дерева, а позднее из железа. Уборка урожая осуществлялась с помощью кос и серпов, причем серпами жали хлебные злаки женщины, а мужчины пользовались косами как при жатии, так и при покосах травы. Для уборочных работ применялись также грабли и вилы, для обмолота зерновых цепы.

    Введенные в X в. ручные жернова на протяжении нескольких столетий использовались как основные орудия для помола зерна; не позднее XIV в. в практику мукомольного дела вошли водяные и ветряные мельницы. Во второй половине XV в. они широко распространились по всей Руси. Обработка главной технической культуры льна осуществлялась с помощью деревянных гребней для расчесывания и веретен для прядения.

    Знания об устройстве мира и природе

    В XIXIII вв. на Руси развиваются знания об устройстве мира, окружающей природе, животных и растениях. Этому способствовал перевод с греческого языка на славянский естественно-научного сборника "Физиолог", а также распространение "Христианской топографии" Козьмы Индикоплова и "Шестоднева" экзарха болгарского Иоанна. Подробное изложение библейской истории сотворения мира заключала "Толковая палея", составленная в XIXII вв. В "Изборнике Святослава 1073 г." содержатся астрономические, астрологические и календарные данные. В переведенной в XIII в. с греческого языка на славянский "Книге святых тайн Енохова" представлена картина мироздания, состоящего из семи небес, расположенных этажами одно над другим.

    Исследования Арктики

    Продвижение и закрепление русских владений в середине XIII в. на Кольском полуострове создавало условия для дальнейших плаваний по Ледовитому океану. В 1316 и 1326 гг. были совершены крупные морские походы с участием многих судов в Халоголанд пограничную северную область Норвегии на Скандинавском полуострове. Изучение и освоение Европейского участка северного морского пути из Белого моря на запад к границам Норвегии создавало предпосылки для дальнейшего развития ледового мореходства на Руси и для последующих географических открытий в Арктике.

    Большую роль в изучении Арктики сыграло путешествие толмача (переводчика) великого князя Московского Григория Истомы, совершенное

    www.studsell.com

    Естественнонаучные познания древней Руси xixv вв

    Гвоздецкий В. Л., Будрейко Е. Н., Симоненко О. Д.

    Древнерусская нумерация

    Запись хозяйственно-технических математических сведений и расчетов с помощью десятичной алфавитной системы нумерации, сходной с греческой алфавитной системой. Числа от 1 до 9, десятки и сотни изображались посредством кириллицы – букв славянского алфавита. Эта нумерация, просуществовавшая несколько веков, стала вытесняться десятичной позиционной системой лишь к XVII в. Используется в наше время в церковных книгах.

    Единицы мер

    Системы мер длины, сыпучих тел, поверхностей и денежных расчетов, сложившиеся к XI–XII вв.

    Три основные древнерусские меры длины носят название частей тела. Меньшая мера — малая пядь, — расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами, соответствует примерно19 см; большая пядь, — расстояние между большим пальцем и мизинцем, около 22–23 см. Локоть — расстояние от локтевого сочленения до концов вытянутых пальцев, соответствующее двум большим пядям. Сажень — расстояние от ступни до конца вытянутой вверх руки, (примерно 215 см) при росте человека 170–172 см. Для определения больших расстояний существовала верста, или поприще.

    Меры поверхности находились в тесной связи с мерами сыпучих тел, прежде всего зерновых культур. В Киевском государстве и княжествах XIII–XV вв. главной мерой сыпучих тел служила кадь (примерно 14 пудов ржи). Основные дореволюционные меры поверхности — десятина и четверть появляются в XIII–XV вв., причем две четверти составляли десятину.

    Весовой и одновременно денежной единицей в Киевском государстве была гривна. Серебряная русская гривна по весу соответствовала 409,5 г. Наиболее древними обозначениями понятия "деньги" в русском языке были слова "скот" и "куны", т. к. первыми мерилами ценности и платежными знаками при возникновении обмена были домашний скот и меховые шкурки лесных зверей ("куны" — куницы). Вплоть до XII в. шкурки куницы и белки или только их мордочки ("мордки") и отрезки шкурок ("резаны") продолжали служить монетой. Денежная или "кунная" система опиралась на систему металлических единиц, из которых основной была гривна. В XIV–XV вв. основной денежной единицей в Москве становится рубль — серебряный слиток весом в прежнюю полугривну (204,76 г).

    Замки

    Еще в домонгольской Руси замки изготавливались из железа и меди, что позволило им достаточно хорошо сохраниться до нашего времени. Замки были весьма сложны по устройству и продразделялись на врезные и висячие.

    К XV в. применяли три типа замков: врезные замки-задвижки с поворотными ключами, висячие пружинные со стержневыми ключами сложного профиля, висячие с защелками, откидными дужками и поворотными ключами.

    В XIV–XV вв. русские замки изготовлялись не только для сбыта внутри страны, но и продавались за границу, о чем свидетельствуют, например, инвентарные описи чешских монастырей того времени.

    Земледельческие орудия

    В Древней Руси для обработки почвы применялись мотыга, соха и рало. С распространением паровой системы вводятся пахотные орудия плужного типа, не только рыхлившие, но и переворачивавшие верхний почвенный слой. Для бороньбы использовались бороны с квадратными рамами и длинными зубьями, изготовлявшимися сначала из дерева, а позднее — из железа. Уборка урожая осуществлялась с помощью кос и серпов, причем серпами жали хлебные злаки женщины, а мужчины пользовались косами как при жатии, так и при покосах травы. Для уборочных работ применялись также грабли и вилы, для обмолота зерновых — цепы.

    Введенные в X в. ручные жернова на протяжении нескольких столетий использовались как основные орудия для помола зерна; не позднее XIV в. в практику мукомольного дела вошли водяные и ветряные мельницы. Во второй половине XV в. они широко распространились по всей Руси. Обработка главной технической культуры — льна — осуществлялась с помощью деревянных гребней для расчесывания и веретен для прядения.

    Знания об устройстве мира и природе

    В XI–XIII вв. на Руси развиваются знания об устройстве мира, окружающей природе, животных и растениях. Этому способствовал перевод с греческого языка на славянский естественно-научного сборника "Физиолог", а также распространение "Христианской топографии" Козьмы Индикоплова и "Шестоднева" экзарха болгарского Иоанна. Подробное изложение библейской истории сотворения мира заключала "Толковая палея", составленная в XI–XII вв. В "Изборнике Святослава 1073 г." содержатся астрономические, астрологические и календарные данные. В переведенной в XIII в. с греческого языка на славянский "Книге святых тайн Енохова" представлена картина мироздания, состоящего из семи небес, расположенных этажами одно над другим.

    Исследования Арктики

    Продвижение и закрепление русских владений в середине XIII в. на Кольском полуострове создавало условия для дальнейших плаваний по Ледовитому океану. В 1316 и 1326 гг. были совершены крупные морские походы с участием многих судов в Халоголанд — пограничную северную область Норвегии на Скандинавском полуострове. Изучение и освоение Европейского участка северного морского пути из Белого моря на запад к границам Норвегии создавало предпосылки для дальнейшего развития ледового мореходства на Руси и для последующих географических открытий в Арктике.

    Большую роль в изучении Арктики сыграло путешествие толмача (переводчика) великого князя Московского Григория Истомы, совершенное в 1496 г., к датскому королю. Сведения о Северном Ледовитом океане, рассказанные путешественником австрийскому послу при московском дворе С. Герберштейну, были опубликованы последним в знаменитой книге "Записки о московских делах", впервые изданной на русском языке в 1908 г.

    Географические открытия XV в. на востоке связаны с походами за Урал воинского отряда князя Федора Курбского и Ивана Травина (1483) и в Сибирь дружины князя С. Ф. Курбского и Петра Ушакова (1499–1500).

    ИССЛЕДОВАНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

    В XI–XV вв. развиваются географические знания о северо-востоке Европы, берегах Северного Ледовитого океана, а затем — о зауральских сибирских районах.

    В первой половине XI в. ладожанам (жителям района Ладожского озера) уже был известен путь к низовьям Северной Двины, через Новгородское Заонежье, а также к побережью Кольского полуострова. Во второй половине XI в. новгородцы побывали в районах Северо-Восточной Европы, прилегающих к Уральскому хребту, а затем и в Зауралье, в так называемой Югре, области, населенной северными народами и расположенной по обоим склонам Урала и нижнему течению Оби, то есть частью в пределах Западной Сибири. Расширяя свои владения на восток, новгородцы совершали в XII–XIV вв. неоднократные походы на Югру за данью.

    Движение на север и на восток шло одновременно по морю и суше. В последнем случае широко использовалась речная сеть. Многочисленные волоки, через которые протаскивались суда, способствовали переходу из одного речного бассейна к другому. Отряды русских первопроходцев, спускаясь вниз по течению северных рек, расширяли районы своих морских плаваний на запад и на восток по Белому, а затем Баренцову и Карскому морям.

    КИРИК-НОВГОРОДЕЦ.

    Выдающийся математик XII в. Первым русским памятником математического содержания до настоящего времени считается сочинение Кирика (род. в 1100 г.) диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря "Учение им же ведати человеку числа всех лет" (т. е. "Наставление, как человеку познать счисление лет"). Труд "числолюбца" Кирика, посвященный технике вычислений и церковной хронологии, является итогом усвоения и развития математических знаний на русской почве.

    КОРАБЕЛЬНАЯ РУСЬ

    Летописи свидетельствуют о многообразии судовых конструкций Киевской Руси: морская ладья, вмещающая 40, 60, 100 человек, дубас, дубок, чёлн, галея (унаследованная от генуэзских колонистов, живших тогда на Днепре), учан (что значит "чан", большая кадка), северный ушкуй, имеющий своим прототипом струг, первое упоминание о котором относится ко времени Ярослава Мудрого. Располагаясь на пересечении торговых путей "из варяг в греки", Киевская Русь активно занималась судостроением. И уже к началу IX в. её суда совершали плавание не только по рекам, но и вдоль берегов Черного моря, прозванного поэтому Русским.

    МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ПОДЪЕМА ТЯЖЕСТЕЙ

    Блоки и полиспасты, вороты и рычажные подъемники были известны еще в X–XI вв. и применялись, в частности, при строительстве Софийского собора в Новгороде в середине XI в. Первое упоминание о рычажном механизме, поднимавшем и удерживавшем подвижную часть подъемного моста, относится к 1229 г.

    При постройке в конце XV в. Успенского собора в Кремле итальянский мастер Аристотель Фьораванти применил специальное подъемное устройство для подачи строительных материалов на верхние ярусы сооружения. Главной частью механизма было большое ступальное колесо (топчак), приводимое в движение людьми. На его горизонтальный вал наматывался канат (ужище), пропущенный через верхние направляющие блоки (векши). К свободному концу каната прикреплялись короб или бадья для подъема груза.

    ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК

    Одной из наиболее важных отраслей химической ремесленной техники в Древней Руси являлось производство разнообразных красителей для крашения тканей и живописных работ. К краскам растительного происхождения относится красная краска — червень или черлен. Она добывалась из личинок насекомых, именуемых червецами и живущих на корнях некоторых растений (например, земляника). Личинки собирали в определенное время года, сушили и путем обработки горячей водой с добавлением уксуса изготовляли краску.

    Помимо красной, применялись зеленые, синие, желтые и другие растительные краски, производившиеся из коры деревьев, стеблей пшеницы и ржи и из цветов. Самой распространенной краской являлось чернило, то есть черная краска, получавшаяся из растительных веществ, содержащих таниды.

    Древнерусские ремесленники были знакомы и с применением минеральных, или земляных, красок. Их общее название — вапы — встречается уже в самой глубокой древности. Вапами назывались взвеси и пасты минеральных или органических продуктов в воде. Обычно применялись: вохра, т. е. охра (особая желтая или коричневая пережженая глина, содержащая окись железа), киноварь (сернистая ртуть), лавра (зеленая краска, иногда называвшаяся ярью, смешанная с белилами), бакан или синило (синяя минеральная краска), чернило (сажа), белило.

    Наряду с природными минеральными красками вошли в употребление искусственно приготовленные краски, например ярь-медянка (уксуснокислая медь), киноварь, и растительные краски, например крутик, или деревцо, представляющая собой знаменитый краситель индиго.

    В иконописании и книгописании широко применялись золото и серебро.

    СТРОИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО

    Начиная с X в. в Киеве развертывается широкое строительство деревянных и каменных церквей. Знаменитая Десятинная церковь, возведенная в конце X в., представляла собой огромный 25-ти купольный храм, общей площадью в 1 542,5 м2, богато украшенный мозаикой, фресковой росписью и мраморными резными парапетами. В этот же период в Новороде Великом был построен громадный деревянный Софийский собор (сгорел в 985 г.). В XI в. были сооружены каменные соборы в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке и других городах.

    Материалами для постройки и отделки монументальных каменных сооружений служили тесанный известняк и кирпич ("плинфа"), а также черепица, изразцы и плитки. Жилые дома, мостовые и ограды были деревянными.

    Церкви XII и XIII вв. были меньших размеров, чем храмы X–XI вв., и отличались более простыми архитектурными формами. Они имели квадратную форму и скромное внутреннее убранство. Примером может служить знаменитая церковь Спаса-Нередицы (1198 г.).

    В период собирания русских земель (XIV в.) в Москве были сооружены белокаменные храмы, большое число каменных гражданских зданий, а в 1367 г. началось строительство каменных стен Московского Кремля. (В 1584 г. в Москве был учрежден Приказ каменных дел, ведавший заготовкой и производством различных материалов для строительства.)

    ТЕХНИКА ВЫПЛАВКИ И ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ

    Обработка железа была одной из важнейших отраслей ремесленного производства. Ею занимались кузнецы (ковали), оружейники, бронники, замочники и пр. Археологические раскопки подтверждают наличие крупных железоделательных мастерских, оснащенных кузнечными горнами, молотами, наковальнями, клещами, тиглями. В них изготовлялись сошники, серпы, косы, оковы лопат, ножи, гвозди, молотки, замки. Древнерусские кузнецы владели приемами механической и термической обработки железа. Это было важным при изготовлении предметов вооружения: шлемов, кольчуг, щитов, сабель, боевых топоров, стрел. Искусно изготовленное и богато украшенное оружие русских воинов высоко ценилось ратниками.

    Мастера по обработке цветных металлов: котельники, серебряники, златокузнецы, чеканщики, эмальеры изготовляли различную хозяйственную утварь, предметы роскоши, украшения. Литейщики в совершенстве владели техникой литья по восковой модели. Уже в начале XIII в. для создания тонких полых изделий они применяли способ литья "на выплеск", заключавшийся в том, что в литейную форму сверху заливался расплавленный металл, небольшая часть которого застывала при сотрикосновении со стенками формы, а остальное выплескивалось через нижнее отверстие.

    ЭМАЛЬ, ЧЕРНЬ И МОЗАИКА

    Большое развитие в Древней Руси получили художественные ремесла. По качеству изготовления эмали, черни и мозаики ювелирных дел мастера уступали лишь византийской школе.

    Эмалью, или финифтью, украшали золотые вещи: на поверхности металла делали углубления, замкнутые узоры, которые заполняли стекловидной массой того или иного цвета — так называемая выемчатая эмаль. Позднее стали делать перегородки из тонких полосок металла или проволок, крепившихся к основе. Ограниченное проволокой пространство заполнялось эмалевой массой — перегородчатая эмаль.

    Финифтяное ремесло требовало применения большого количества чистых химических продуктов: окиси олова, окиси свинца, магнезии, разнообразных окрашивающих стекло минеральных добавок, в т. ч. окислов железа, меди, кобальта, мышьяка и др.

    С финифтяным ремеслом теснейшим образом связано производство мусии, т. е. цветного стекла, мозаичными картинами из которого украшали древние храмы Киева, Новгорода, Пскова. Словом "мозаика" обозначали искусство составлять различные изображения и украшения из мелких кусочков мрамора разного цвета. Но так как мрамор не давал всех желаемых цветов, то художники стали делать мозаичные кусочки из стекла и финифти, позволявшие получать всевозможные цвета и оттенки.

    Для украшения серебряных изделий использовалась чернь, создававшая резкий контраст черного фона и светлого серебряного узора. Если учесть, что состав довольно сложен: в него входят серебро, свинец, красная медь, сера, бура, поташ, соль, то станет ясно, что древнерусские серебреники были не только художниками, но и сведущими в области химических знаний мастерами.

    en.coolreferat.com

    Образование и научные знания в Киевской Руси — творческая работа

    План

     

    Введение

    1. Образование в Киевской Руси

     

    1. Литература и летописание периода Киевской Руси

     

    1. Научные знания Киевской Руси

     

    Вывод

    Список литературы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Актуальность темы. Изучая и исследуя данную тему: «Образование, научные знания, летописание и литература Киевской Руси» анализируется развитие культурной жизни периода Киевской Руси. Развитие образования и литературы тех времён являются неотъемлемой частью для изучения истории Древней Руси.

    Цель исследования. На основе изученных источников и литературы по истории Киевской Руси проанализировать и систематизировать полученные знания об образовании, литературе и научных знаниях периода Киевской Руси.

     

    Задачи    1.Изучить уровень развития образования во времена Киевской Руси

    2. Изучить литературу и летописание в Киевской Руси

    3. Ознакомиться с научными знаниями периода Киевской Руси

     

    Хронологические рамки охватывают период  с  X по XIII века.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Историография

           В своей  работе я использовала научный  труд С. Бабишина Школа и образование в Древней Руси: IX — первая половина XII ст. — (К., 1973.)  В нём рассматривается развитие образования в Киевской Руси, а так же открываемые в те времена школы. Эту книгу я использовала, как пример тогдашнего обучения русичей.  

    Есип И.М.  История Украины – ДонНУ, Донецк (2011.). С этой работы мной был взят материал, рассказывающий о письменности  и литературе времён Киевской Руси.

       Заруба В.М., Васковський Р.Ю. ІсторіяУкраїни  (з найдавнішихчасів до сьогодення): Навч. посібник. - Дніпропетровськ: Юрид. акад. М-вавнутр. справ: Ліра ЛТД, 2005. – 484 с.). Данный труд я использовала в своей работе для приведения примера существовавшей литературы того периода.

    Капранова В.А. История педагогики. - «ИНФРАМ» (2011.). В книге рассмотрено воспитание и образование в различные исторические периоды в зарубежных странах, Беларуси и России.

      Кусков В. В. «История  древнерусской литературы». - Высшая  школа (2003.).  Основное внимание  в книге обращено на процесс  становления и развития древнерусской литературы, начиная с XI и кончая XVII столетием. Автор стремился показать художественную специфику древнерусской литературы, характер ее жанров и стилей, а также ее роль в патриотическом, нравственном и эстетическом воспитании.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Издавна знали на Руси письменность и ценили грамотных людей. Ученые утверждают, что до принятия христианства князья Дир, Аскольд, Олег и Игорь, заключая международные договора, пользовались славянским языком и письменностью с использованием греческого алфавита. Распространялись также буквы, назывались они глаголицей. Введение христианства значительно ускорило развитие письменности и литературы на Руси. Еще в - годах IX века византийский император Михайло III отправил к славянам двух братьев-священников из Фесалоник Константина (в монашестве  Кирилл) и Мефодия. Невзирая на преследование немецкого духовенства, заинтересованного в распространении латинского языка среди славян, братья проповедовали христианство в Моравии и других славянских землях старославянским языком. Они упорядочили славянский алфавит и перевели на церковнославянскую (староболгарскую)  Евангелие. На начало ХI века на Руси использовались две системы письма кириллица, и глаголица — разработанная Кириллом, которая была менее популярна. Причем еще к ІХ веку местное население пользовалось азбукой с 27 букв, тогда как классическая кириллица насчитывает 43 буквы. Этой азбукой, несколько измененной позже, мы пользуемся и сегодня.

    Образование в Киевской Руси

    В Древней Руси система  образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси.

    Огромным культурным переворотом, который внес чрезвычайно важные изменения в развитие культуры и позволил накопить необходимый опыт, знания, развивать художественное слово, закреплять и хранить словесные произведения для потомства и распространять их среди широких масс, было введение единой письменности. О распространении письменности среди разных слоев населения свидетельствуют надписи на разных изделиях ремесленников – кувшинах, кирпичах, крестах и иконах, пряслицах. На мече с Фощеватой, которая находится в Поднепровье, обнаружена запись «Коваль Людота». Довольно часто делались надписи на стенах разных сооружений и церквей. Больше 300 надписей разных времен было открыто в Софии Киевской, и среди них одна из древнейших – запись про смерть Ярослава Мудрого в 1054г.

    В 988 г. Киевская Русь приняла  православие и князем Владимиром Святославовичем была открыта первая школа "учения книжного". Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования, прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, "аки по мертвецам", не зная, что их ожидает. Однако определенные результаты не заставили себя ждать: к середине XI в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди. Киевские и удельные князья были образованными людьми, знатоками истории, ловкими дипломатами. Им были известны произведения Гомера, Геродота, Аристотеля. Своей образованностью славился Ярослав Мудрый, его сыновья. Сын Ярослава, Всеволод, как отмечал Владимир Мономах в своем "Поучении", изучил пять иностранных языков. Была грамотна и Анна, дочь Ярослава, ставшая королевой Франции. Известны документы, подписанные ею: "Анна ръина" (Анна королева), в то же время ее супруг Генрих I ставил лишь крестик.Грамотными в княжеские времена были  также чиновники, люди из среды духовенства, ремесленники и рядовые дружинники.  О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в Звенигороде и Бресте, Перемишле, Галичине, Остроге. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения, написанные купцами, мещанами, боярами. Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту.

    Образованные люди знали, любили и ценили книги, которые были тогда рукописными. О Ярославе Мудром современник рассказывает как о человеке, который любил книги и много читала: «До книг он имел наклон, читая их часто днем и ночью». Занимаясь распространением просвещения, Ярослав Мудрый создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные произведения с греческого и с древнеболгарского. Для переписки книг Ярослав привлек большое количество писцов. Именно в это время рождалось уважительное отношение славян к книге.

    Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники.

    Набор в школы, как свидетельствует  летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новым, неизвестным и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось в грамотных администраторах, дипломатах, способных поддерживать связки с Византией и другими странами.

    Обучение грамоте начиналось с изучения азбуки. Ученики писали на покрытой воском дощечке с помощью  писал – металлических или  костяных стрежней с заострёнными концами  и лопаткой в верхней части. Острым концом писали на берёзовой коре (бересте). В тогдашних школах также учили читать и считать, петь церковные песни (псалмы). Старшеклассникам преподавали философию, грамматику, риторику.

    Получали образование  и некоторые женщины в княжеских семьях. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. В 1086 г., согласно с сообщением летописи, дочь Всеволода Ярославича Янка (Анна) учредила при Андреевском монастыре школу для девушек, где девиц обучали «писанию, також ремеслам, пению, швеннию и иным полезным им ремеслам». Сестра Владимира Мономаха создала для них даже отдельную школу.

    Существовала также и частная учеба. Феодосий Печерский получал образование в небольшом городе Курску, где он учился у “единственного учителя” — летописца Нестора.

    Распространением грамотности  в народе занимались люди, которых  называли "мастерами грамоты". Обычно это были представители низшего  духовенства дьячки или "мирские  люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно "мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка  обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом  создавалась небольшая школа. Учили  по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного  творчества.

    Кроме начального образования, существовало и «обучение книжное», которое предусматривало изучение богословия, философии, риторике, грамматике - прообраз будущей высшей школы. Из "Жития Св. Феодосия" мы знаем, что существовала школа в Курске, приблизительно в 1023 г. Ко времени правления Ярослава (1019-1054 гг.) образование укоренилось, и его польза уже не подвергалась сомнению. Не желая ограничиваться школами, Ярослав задумал грандиозный план распространения образования на Руси на широких основаниях. Неизвестно, как долго просуществовала Академия Ярослава, но вряд ли она смогла пережить разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского в 1169 г.  "Часослов" использовался в качестве первой учебной книги, затем учились по Псалтырю. Школьная дисциплина, очевидно, была суровой. В "Житии Св. Авраамия Смоленского" (тринадцатый век) можно видеть, что ученики временами впадали в отчаяние, а в так называемой "Пчеле", собрании греческих афоризмов, школа упоминается как одно из "трех несчастий", другие два - бедность и злая жена. По-видимому, некоторые дети из княжеских и боярский семей отправлялись для образования в Константинополь. Автор "Даниила Заточника" вставляет, среди других шпилек простолюдина: "Я не ездил за моря брать уроки у философов", - откуда следует, что кто-то ездил.

    Во время своего правления Ярослав Мудрый открывал школы "учения книжного" не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и в других городах. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви. Это объяснялось двумя причинами: во-первых, освоение христианской книжности было необходимо, прежде всего, священникам — распространителям православной религии в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в "изборниках" (хрестоматиях) того времени.

    Сохранились также письменные свидетельства о существовании  в XIII — XV веках училищ для детей  и об учителях-«книжниках». Училища  существовали не только в городах, но и в сельской местности. В них обучали чтению, письму, церковному пению и счету, т.е. давали начальное образование. Школы существовали при епископских кафедрах, больших церквях, монастырях; учителями выступали священники и благодарности. Главной целью школы определялось умение научить читать и писать, за учебники правили богослужебные книги, чаще всего псалтырь. Основой высшей  науки в это время на нашей территории был греческий язык, на западных украинских землях также учили латынь и немецкий язык. Киевский митрополит  Климент Смолятич (1147-54), талантливый писатель и философ, писал, что в XII в. в Украине было 300-400 ученых, которые хорошо владели греческим. Впоследствии при короле Даниле Галицком  при его дворе считалось вполне нормальным знание 5-7 языков. Высшим ориентиром в образовании во времена  великокняжеской Руси было византийское образование, которое опиралось на достижения многих поколений и по своему уровню стояло, чуть ли не на самой высокой ступени в Европе. Но получить его могли лишь единицы, которые достигали Царьграда. Именно во времена Киевской  Руси начинает изучаться филологическая дисциплина - словесность, которая сочетала в себе диалектику, поэтику и риторику.

    В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.

    Распространение грамотности  в Киевской Руси стало важным условием развития школы и образования.

    Летописание и литература Киевской Руси

    Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования "по былинам сего времени". Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть "воинскими", повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности.  Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод - князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические понести и сказания не допускают художественного вымысла н современном значении этого слова. Факты, изложенные и них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями.

    К фольклору того времени  относятся: обрядовые песни, календарные  песни, заговоры и заклинания, сказки, рассказы бытового и исторического  характера, легенды, пословицы и  поговорки, загадки, былины. Последние  сохранились лишь на севере Руси, хотя рассказывают о событиях, которые будто бы происходили в Киеве. В Украине за годы татаро-монгольского рабства эта фольклорная традиция была утеряна.

    Среди народного творчества, присущей периоду Киевской Руси, следует определитьдружинный эпос, в котором воспевались победы вождя-князя и его дружины.Былины дополняются новыми сюжетами о борьбе с половцами. Под ВладимиромКрасное Солнышко уже понимается Владимир Мономах. Немало сказок посвящено борьбе героев со злыми силами - Котигорошко, Вернигоры, Вирвидуба, КириллаКожемяки т.д.

    Говоря о русской литературе киевского периода, мы должны рассматривать не только непосредственно художественную литературу, но и переходные виды, такие как дидактическая литература, и даже религиозные произведения, если они представляют художественную ценность. Библия в Киевской Руси, как и в средневековой Европе, являлась главным источником и религиозного и эстетического вдохновения. Влияние Библии на Руси было даже более значительным, чем на Западе, так как русские могли читать ее на языке близком к родному. С точки зрения развития литературы, воздействие Ветхого Завета оказалось более сильным, чем Нового. Русские того времени читали Ветхий Завет, преимущественно, в сокращенном варианте (Палея), составитель которого не отделял канонические тексты от апокрифов. Это, однако, делало книгу еще более привлекательной для читателя. Кроме Библии, в распоряжении читателей имелись переводы разнообразных произведений религиозной литературы и византийской литературы вообще. С точки зрения истории литературы, церковные гимны, жития святых и дидактические легенды разного рода были наиболее важными среди образцов византийской религиозной и полурелигиозной литературы, ставших доступными русским. В жанре дидактической церковной литературы и гимнографии одним из самых популярных авторов был епископ Кирилл Туровский. И в гимнах, и в своих поучениях он проявил незаурядное литературное мастерство, несмотря на его пренебрежение традиционной риторикой. В житийном жанре повесть неизвестного автора о страданиях Св. Бориса и Глеба, возможно, лучшая с точки зрения литературной техники.

    freepapers.ru

    § 2. Научные знания. История России с древнейших времен до конца XVII века

    § 2. Научные знания

    Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Источники часто упоминают о «пищалях винтовальных» – нарезных ружьях, о пищалях с механизированным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Хорошо в России отливали колокола, большие и малые, славился по всей стране их «малиновый звон». По сообщению Павла Алеппского, царь пожелал иметь в Москве большой колокол. Иностранцы соглашались отлить его, назначили срок – пять лет. Но местный мастер за один год изготовил колокол в 12,5 тыс. пудов!

    Столь же успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных. Особо следует сказать о крепостных стенах: точные расчеты высоты и толщины позволяли обходиться без контрфорсов, что широко практиковали зодчие в Западной Европе.

    При устройстве водяных мельниц и, что особенно показательно и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Уже тогда мехи у домен и тяжелые молоты, ковавшие железо, использовали энергию воды. Русские пишут практические руководства, в которых обобщают накопленный опыт, дают наставления по описанию земель («Книга сошного письма», 1628 – 1629 гг.), подъему соляного раствора с большой глубины (начало XVII в., автор – «трубный мастер» Семен из Тотьмы), военному делу («Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» Анисима Михайлова), по изготовлению красок, олифы, чернил и др. Подобные пособия давали начатки знаний по геометрии и геологин, физике и химии, баллистике и иным наукам. В травниках, своего рода лечебниках, описывались свойства разных трав, давались рекомендации по лечению ими болезней.

    Знание астрономии было необходимо для хозяйственной, в том числе торговой, деятельности: для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В России имели хождение рукописи астрономического характера. Прежде всего – переводы и компиляции иностранных трудов. Из них читатель мог узнать об основах геоцентрической системы Птолемея. В середине столетия и 70-е годы появились переводы трудов западноевропейских авторов с изложением гелиоцентрических воззрении Николая Коперника.

    Расширялись географические знания, представления о России, ее территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока.

    Уже в конце XV и XVI столетни в России составляются чертежи и карты. На рубеже XVI и XVII вв. появилась общая карта государства, основанная на чертежах отдельных его регионов. Этот «Старый Чертеж» не сохранился. В 1627 г. составили «Новый Чертеж» земель между Доном и Днепром, так называемого Поля, вплоть до Черного моря, и «Книгу Большому Чертежу»: перечень городов России, расстоянии Между ними с краткими сведениями этнографического, географического характера. Последний труд в течение столетия неоднократно дополнялся новыми сведениями. В начале столетия карту России составил царевич Федор, сын Бориса Годунова. Но она не сохранилась.

    Географические сведения «поверстных книг», которые изготовляли в Ямском приказе, давали ямщикам возможность исчислять прогоны. В них были перечислены дороги от Москвы в другие города и уезды, селения по пути следования, расстояния между ними. Упоминались и важнейшие города за рубежом.

    В Посольском приказе хранились материалы со сведениями об окрестных странах: наказы послам, отчеты последних – статейные списки. В Сибирский приказ поступали отписки, сказки русских землепроходцев и мореходов, бороздивших сибирские и дальневосточные просторы, прилегающие к ним моря и океаны; статейные списки посольств к кочевым народам.

    Сведения о Сибири и Дальнем Востоке, их соседях, речных и морских путях, собранные русскими людьми, во многом обогатили мировую географическую науку. Иностранцы и в России и вне ее всякими путями, законными и незаконными, жаждали получить материалы Посольского и Сибирского приказов. Так или иначе они становились известными в Европе, и ряд авторов использует русские материалы в своих трудах, картах. Чертеж России Федора Годунова положен в основу карты Восточной Европы, сделанной Гарритсом. Следы использования тех же материалов можно найти в сочинениях голландца И. Массы, англичанина С. Коллинса, шведа И. Кильбургера, француза Ф. Авриля и многих других. Среди этих книг особо следует выделить «Северную и Восточную Татарию» Николая Витзена, амстердамского бургомистра, изданную в 1692 г.

    Еще большее распространение получили исторические сочинения – летописные своды, повести, сказания и другие памятники предшествующих столетий. В XVII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания. Обоснование прав М.Ф. Романова на царский престол – главная задача «Нового летописца» (1630) и его продолжений. После него был составлен ряд других летописных сводов. В частности, в 1652 г. появился свод патриарха Никона, в 1686 г. – свод по случаю заключения «Вечного мира» с Речью Посполитой. Эти и другие летописные труды, составленные в Москве, носят сугубо официозный характер. В других (летописи сибирские, белорусско-литовские, северо-русские и проч.) нет прямой зависимости от официальной точки зрения, но и они, конечно, проникнуты той же феодальной, дворянской идеологией.

    Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в. появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода монографическому или обобщающему. К первому типу можно отнести труд Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве». Это единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г.

    В конце 70-х годов, четыре года спустя после выхода в Киеве, в Москве опубликовали «Синопсис» Иннокентия Гизеля. украинского ученого, архимандрита Киево-Печерского монастыря. В нем дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Позднее его переиздавали десятки раз, настолько он стал популярен как пособие для чтения.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru