История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религии первых цивилизаций – Египта, Месопотамии, Инда. Религии древних цивилизаций таблица


Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций — Мегаобучалка

Мировоззрение, которое по мере развития человека фиксировало и отражало те уклады, которые формировались его хозяйственной деятельностью. Однако с накоплением материального и духовного опыта, изменения общественной жизни, столкновения и взаимовлияния культур происходит кризис общественного мировоззрения, которое приводит или к консервации привычных идей и идеалов, или к их смене.

В VIII - II вв. до н.э. происходит разрушение мифологической картины мира и зарождение первых религий спасения (буддизм, конфуцианство, иудаизм, зороастризм). Важнейший переворот в духовной жизни человечества. Идеалы справедливости, добра, самопожертвования, избавления от грехов, стремление к совершенствованию окружающего мира и самого себя. Возникают и распространяются морально – этические учения.

Таблица 16

Древнейшие религии

Религия Основные черты
Язычество Вера во многих богов, возникшая в глубокой древности. Богов нередко изображали в облике человека, но с головой животного (Египет). Основными почитаемыми богами были боги неба, солнца, луны, земли, воды.
Буддизм Одна из трех мировых религий, самая ранняя по времени возникновения. Основателем считается индийский царевич Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (Просветленным) и живший в VI в. до н.э. Будда учил: всякая жизнь есть страдание – никто не может избежать болезней, потерь близких, старости и смерти; прекращение страданий – в освобождении от желаний, прежде всего суетных – богатств и удовольствий.
Конфуцианство Основатель – реальное лицо, Конфуций, живший в V в. до н.э.. Он приносил жертвы духам предков, почитал Небо как верховное Божество, а царя – Сыном Неба. Конфуций призывал: младших – почитать старших по возрасту, подданных – правителя; всех людей – не унижать себя высокомерием и грубостью, презирать жадность, трусость и подлость, относиться друг к другу с уважением, не делать никому того, чего не пожелал бы себе.
Иудаизм Возник в I в. до н.э. Древние евреи почитали Бога Яхве. Основное содержание религии объединено в Библии – собрании священных книг (Библия в переводе с греч.– «книги»). В Библии провозглашается единобожие. Устанавливаются 10 заповедей (правил поведения человека), требующих поклоняться только одному Богу – Яхве.
Зороастризм Религия, распространенная в древности в Средней Азии, в ряде стран Ближнего и Среднего Востока в первой пол. I тыс. до н.э.. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священная книга – «Авеста», содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвы, песнопения, гимны зороастрийским Божествам. Основные принципы: противопоставление двух «вечных начал» - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса: вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного Божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастизма играет огонь.

 

 

Достижения цивилизаций ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Египетская

Создана древнейшая (наряду с клинописью) система знаков для передачи речи. Изобретен папирус – первый материал для письма. Впервые в истории человечества относительно точно определена продолжительность года (365 дней) и осуществлено разделение его на 12 месяцев. Древние египтяне овладели искусством строительства из камня (пирамиды фараонов и храмы богов). Египетские скульптуры первыми стали изображать лица людей. Появилась художественная литература нескольких жанров – хвалебные песни, повести, сказки. Сформулированы нравственные нормы поведения человека: не лгать, не завидовать, не причинять зла.

 

Китайская

Во II тыс. до н.э. возникло самостоятельно, без влияния других систем иероглифическое письмо, которое до сих пор используется в самом Китае и Японии. Изобретена бумага. Создано учение Конфуция – самого знаменитого человека в Древнем Китае, которое до сих пор является основой духовной жизни китайского народа. Создана многожанровая литература – поэзия, рассказы, философские и исторические трактаты; до наших дней дошло имя знаменитого исторического писателя Сыма Цыня, жившего во времена государства Хань. Китайцы изобрели компас, освоили производство шелка, первыми стали заваривать чай из листьев чайного куста.

 

Западно-Азиатская

Появилась древнейшая (наряду с египетскими иероглифами) система письма, созданная в Шумере (Южное Двуречье). Создан финикийцами алфавит – (буквенно - звуковое письмо), который лег в основу почти всех алфавитов мир. Составлен свод законов - первый, дошедший до нашего времени (в Вавилонии при царе Хаммурапи). Изобретена монета - небольшой слиток металла с клеймом, удостоверяющим его вес и стоимость. Первые монеты стали чеканить в VII в. до н.э. в Лидии (Малая Азия). Создана библия - собрание священных еврейских книг, в которых сформулированы десять заповедей, принятых впоследствии в качестве нравственных норм большинством народов мира.

 

Индийская

Создан сахар из сока сахарного тростника, ткани из хлопка. Возникла современная десятерично - позиционная система счета - значения цифры зависит от ее места в записи числа. Придуманы шахматы. Создана богатейшая литература, включающая поэмы («Гамаяна» и «Махабхарата»), нравоучительные рассказы, басни и т.д. Возник буддизм - самая древняя мировая религия, обращенная ко всему человечеству.

Семь чудес света

1. Египетские пирамиды.

2. Висячие сады семирамиды.

3. храм артемиды в эфесе.

4. статуя зевса олимпийского.

5. Александрийский маяк.

6. колосс родосский.

7. мавзолей в галикарнасе.

megaobuchalka.ru

Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

История Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

просмотров - 394

Мировоззрение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по мере развития человека фиксировало и отражало те уклады, которые формировались его хозяйственной деятельностью. При этом с накоплением материального и духовного опыта͵ изменения общественной жизни, столкновения и взаимовлияния культур происходит кризис общественного мировоззрения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приводит или к консервации привычных идей и идеалов, или к их смене.

В VIII - II вв. до н.э. происходит разрушение мифологической картины мира и зарождение первых религий спасения (буддизм, конфуцианство, иудаизм, зороастризм). Важнейший переворот в духовной жизни человечества. Идеалы справедливости, добра, самопожертвования, избавления от грехов, стремление к совершенствованию окружающего мира и самого себя. Возникают и распространяются морально – этические учения.

Древнейшие религии

Таблица 5

Религия Основные черты
Язычество Вера во многих богов. Возникла в глубокой древности. Богов нередко изображали в облике человека, но с головой животного (Египет). Основными почитаемыми богами были боги неба, солнца, луны, земли, воды.
Буддизм Одна из трех мировых религий, самая ранняя по времени возникновения. Основателœем считается индийский царевич Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (Просветленным) и живший в VI в. до н.э. Будда учил: всякая жизнь есть страдание – никто не может избежать болезней, потерь близких, старости и смерти; прекращение страданий – в освобождении желаний, прежде всœего суетных – богатств и удовольствий.
Конфуцианство Основатель – реальное лицо, Конфуций, живший в V в. до н.э.. Он приносил жертвы духам предков, почитал Небо как верховное Божество, а царя – Сыном Неба. Конфуций призывал: младших – почитать старших по возрасту, подданных – правителя; всœех людей – не унижать себя высокомерием и грубостью. Презирать жадность, трусость и подлость, относиться друг к другу с уважением, не делать никому того, чего не пожелал бы себе.
Иудаизм Возник в I в. до н.э. Древние евреи почитали Бога Яхве. Основное содержание религии объединœено в Библии – собрании священных книг (Библия в переводе с греч.– «книги»). В Библии провозглашается единобожие. Устанавливаются 10 заповедей (правил поведения человека), требующих поклоняться только одному Богу – Яхве.
Зороастризм Религия, распространенная в древности в Средней Азии, в ряде стран Ближнего и Среднего Востока в первой пол. I тыс. до н.э.. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священная книга – «Авеста», содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвы, песнопения, гимны зороастрийским Божествам. Основные принципы: противопоставление двух «вечных начал» - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса: вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного Божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастизма играет огонь.

Читайте также

  • - Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

    Мировоззрение, которое по мере развития человека фиксировало и отражало те уклады, которые формировались его хозяйственной деятельностью. Однако с накоплением материального и духовного опыта, изменения общественной жизни, столкновения и взаимовлияния культур... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Религии первых цивилизаций – Египта, Месопотамии, Инда

    ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

    Верования и культы в Древнем Египте.Сильно влияние тотемизма. Египтяне обоготворяли Солнце. Фараон считался сыном Солн­ца. Власть в Египте считалась божественной, ее происхождение мели от сверхчеловеческих существ. Возникла Государственная форма религии, в которой фараон играл главен­ствующую роль. Пирамиды свидетельствуют и о развитии представлений о загробном мире, в который после смерти человека переселяется его “двойник” — душа. Со временем у египтян оформилась вера в загробное воздаяние: за добрые и злые дела человек будет отвечать перед судом владыки умерших — бога Озириса (Осириса). Если не в этом мире, то все же несправедливость и зло будут наказаны в мире потустороннем. Служение богам осуществляли жрецы. Это была религия политеизма — многобожия, и в мифологии предпри­нимаются попытки связать богов родственными отношениями. Бог Озирис получил особое значение с развитием земледелия. В давние времена это был тотем и почитался в образе барана или быка, а потом он отождествлялся с природными явлениями и, наконец, предстал в облике человека. Озирис умирает и воскресает ежеднев­но, подобно Солнцу. Он умирает и возрождается, как зерно, когда его бросают в землю и когда оно весной прорастает. Его символи­ческая смерть и воскресение из мертвых — это как бы зародыш идеи об искупительной смерти бога, приносящего себя в жертву во спасение жизни. Потом эта идея будет повторена во всех религиях искупления, включая и христианство. Озирис берет себе в жены богиню Изиду (Исиду), которая возвращает к жизни своего супруга, когда он умирает. Культ Изиды — это зарождающийся культ спасения, отрешения от старой жизни, рождения новой. Этот культ был чрезвычайно популярен, он продолжал существовать во време­на возникновения христианства, которое во многом ассимилирова­ло его черты в культе богоматери. Девы Марии.

    вот один полюс египетской религии и соответственно этому другой ее полюс — смерть. Жизнь признается высшей ценностью, и потому смерть рассматривается как таинственная угроза жизни и присущему ей смыслу. Ни в какой другой религии смерти и мертвым не посвящено столько мыслей и столько забот, культовых предписаний, как в египетской.

    Египет — классический пример обожествления царской власти, в отличие от теократии, которая ставит жрецов над царями. Египетский храм — “дом жизни”. Это дом бога, где отправляют его культ, приносят ему жертвы, чтобы заслужить его милости. Одно из отличий Египта от городов-государств Шумера и Инда заключалось в том, что фараоны считались богами и правили, не стесняемые писаными законами, опираясь на аппарат наследственных чиновников и на основе традиции, прецедента.

    Религии в Древней Месопотамии.Города-государства. Власть принадлежала жрецам. И только позже перешла к царю. Храм и дворец — два столпа раннего шумерского общества. Вождь-правитель чаще всего был и пер­восвященником, высшим жрецом. Цари были только представителями знати, которым боги даровали власть, т. е. шумерская знать получала право на власть от пантеона богов и богинь.

    Все горожане, включая рабов, принадлежали к определенному храму. Храм выполнял административные функции: управление строительством ирригационных каналов, сбор налогов, хранение и распоряжение излишками продукции, торговля. Он выполнял и судебные функции, играя роль последней инстанции в регулирова­нии взаимоотношений и улаживании споров между горожанами и государством. Впоследствии, на протяжении III тысячелетия до н. э. шло обогащение дворца и рост его могущества за счет храма, усиливалась и обожествлялась царская власть.

    По представлениям шумеров, жизнь во вселен­ной управлялась божественными законами. Известно свыше ста таких законов (“Мэ”), которые определяют единственную реаль­ность — Вселенную и все, что в ней заключено, вместе с человеком и общественными институтами. Все установлено законами, непре­ложно и неизменно. “Мэ” первоначально были дарованы богом воды Энки городу Эреду, но богиня Инанна познакомила с этими законами всех остальных людей. Мироощуще­ние древних шумеров определяется представлением о неизменяю­щейся природе мира. Вселенная для них — совокупность земли и неба: над круглой и плоской землей возвышалось небо — купол огромных размеров. Законы “Мэ” определяли принципы ремесел и искусств, поведение человека, его жизнь и смерть, управление обществом, бытие божественных существ.

    Т.к. не было стабильных государственных образований, они сменяли друг друга - Сравнительно легко ужива­лись друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. На протяжении долгих веков шел процесс отмирания одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения облика тех богов, которым предстояло возвыситься.

    Глав­ными считались бог неба ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного Энлиля — бога воздуха, Энки, сотворившего первых людей, бога вод Эа, который нередко изображался в виде человека-рыбы. Боги представлялись в человеческом образе, но семь главных из них отождествлялись с планетами.

    Боги упорядочили мир и владеют им. В блаженной стране Дильмун, где они обитали, не было ни опасностей, ни болезней, ни старости. Они вступали в браки, рожали детей, творили растения и животных для своего удовольствия. Они создали человека — существо низшее и бесправное, чтобы он своими жертвоприноше­ниями служил им. Боги бессмертны, тогда как одним из божественных законов “Мэ” установлено, что удел человека — болезни, вражда, смерть, а после смерти — вечное и безрадостное пребыва­ние в сумрачном царстве мертвых. Человек ненадолго приходит в мир, чтобы навсегда уйти в мрачную преисподнюю. Если люди смертны и никогда не возвращаются из царства мертвых, то природа бессмертна и ежегодно рождает новую жизнь, как бы воскрешая ее после мертвой зимней спячки. Взаимосвязь жизни и смерти, умирания и воскресения воплощена в бессмертных богах, в одном из главных мифов — о смерти и воскресении Думузи (Таммуза).

     

    Вавилоняне были религиозно одаренным народом, их ми­фология чрезвычайно богата, разнообразна. В их космогонических мифах, записанных на глиняных табличках, говорится о борьбе богов с силами хаоса и о начале мира, о создании первого человека по имени Адапе и о том, как он по чистой случайности утратил бессмертие. В них легенды о подвигах героев, прежде всего Гильгамеша, и наконец рассказ о великом потопе, который как бы стал точкой отсчета времени (“до потопа” и “после потопа”).

    Вавилонская религия сложилась в более или менее окон­чательном виде во II тысячелетии до н. э. На первое место выдвигается Мардук — бог-покровитель Вавилона, уточняется мифология.

    В отличие от Египта, в Месопотамии религиозная система не монополизировала полностью духовную жизнь. Например, тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от религиозных представлений и мотива­ций.

     

    Религия индской цивилизации.Письменных источников не сохранилось.

    Отсутствие расшифрованных письменных памятников затрудняет изучение индской цивилизации. Но из пись­менных памятников Месопотамии известно, что Шумер вел актив­ную торговлю с Индом. К настоящему времени еще не раскопано ни одного дворца или храма. Хотя понятно, что единство на обширном географическом пространстве, огромные зернохранилища, иррига­ционные системы, планировка городов не могли существовать без централизованного управления. Остается неясным, кто стоял во главе этой системы — боги-цари, как в Египте во времена фараонов, жрецы, как в додинастическом Шумере, или светские цари, как в Месопотамии на следующем этапе ее истории.

    В начале III тысячелетия до н. э. города индской цивилизации были заброшены и быстро пришли в упадок. В священной книге индусов “Ригведе” описано нашествие ведийских ариев на большие, окруженные стенами города на Инде и разрушение этих городов ариями. По археологическим находкам зверообразных богов и фигурки богини-матери можно предполагать, что в доарийской Индии люди жили примерно теми же понятиями и верованиями, которые были у шумеров, египтян и других народов древнейших очагов цивилизации Востока.

     

    Читайте также:

    lektsia.com